Металлы простые вещества: Химия металлов :: Основы химии металлов :: Металлы. Простые вещества :: Особенности простых веществ металлов – Простые вещества — металлы

Простые вещества — металлы

Из 109 химических элементов Периодической системы Дмитрия Ивановича Менделеева 87 элементов образуют в свободном состоянии простые вещества с металлической связью.

ЗолотоЕще в давние времена человек обращал свое внимание на особые свойства металлов: их можно плавить, а после этого придавать им любую форму, изготовив при этом наконечники копий и стрел, секиры и мечи, посуду и даже плуги. Как нам известно, из истории, на смену каменному веку пришел медный век, затем – бронзовый, еще позже – железный. Абсолютно все металлы, кроме ртути, в своем обычном состоянии твердые вещества, обладающие определенным набором общих свойств. Металлы – это пластичные, ковкие, тягучие вещества, обладающие металлическим блеском, а также способностью проводить электрический ток и тепло.

В древние времена, металлам приписывались различные чудодейственные свойства. В Древнем Египте семь металлов считались олицетворением семи планет на Земле.

Такой драгоценный металл как золото, наши праотцы олицетворяли с Солнцем, серебро – с Луной, медь – с Венерой, железо – с Марсом, олово – с Юпитером, свинец – с Сатурном, ртуть – с Меркурием. Количество металлов, которое на тот момент было известно людям, казалось бы, только подтверждало подобную взаимосвязь между планетами и металлами. Когда в шестнадцатом веке алхимики сумели открыть металлическую сурьму, они на протяжении долгого времени не хотели признавать ее металлом – ведь для сурьмы на небе не хватало определенной планеты.

М.В. Ломоносов описывал металлы как «светлое тело, которое ковать можно», он приписывал это свойство к золоту, серебру, меди, олову, железу и свинцу. А. Лавузье упоминал в своей книге «Начальный курс химии» написанной в 1789 году, уже около семнадцати металлов. В начале девятнадцатого века произошло открытие платиновых металлов. В наши дни, число металлов которые известны человеку, достигло 87.

Пластичность – одно из важнейших свойств металлов, позволяющее им видоизменять свою форму при ударе, сплющиваться в тонкие листы или вытягиваться в проволоку. Таким образом, подвижные обобществленные электроны смягчают перемещение положительных ионов, экранируя их друг от друга. Именно поэтому обработка металла при изменении его формы происходит без разрушения оного.

По своей пластичности, из драгоценных металлов можно выделить золото. Всего из одного грамма золота можно изготовить проволоку протяженностью в три километра.

Наличие обобществленных электронов объясняет также и такое характерное свойство металлов, как их электропроводность. Хватит даже небольшой разности потенциалов, и хаотично двигающиеся электроны начинают перемещаться в строго упорядоченном направлении. Самыми оптимальными проводниками электрического тока являются такие металлы как серебро, медь, золото, алюминий. В такой последовательности, уменьшается их электропроводность.

Помимо этого, свободные электроны являются причиной блеска металлов. Свет ртуть

поглощается поверхностью металла, его электроны начинают испускать свои, уже вторичные, волны излучения, мы их можем наблюдать как металлический блеск. Хорошим примером этого могут послужить такие металлы как ртуть, медь серебро – они прекрасно отражают свет.

Большое количество металлов фигурирует в природе в виде руды и различных соединений. Они могут образовывать сульфиды, оксиды, карбонаты и многие другие химические соединения. Чтобы получить чистый метал из руды необходимо выделить его и произвести очистку. Если возникает необходимость, то производится легирование и другая обработка металла. Наука, которая изучает металлы, а также все, что связано с ними называется металлургия.

Остались вопросы? Не знаете, как сделать домашнее задание?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

«Простые вещества – металлы»

Этап урока Ход урока
Орг. момент Приветствие учащихся.
Актуализация знаний. Прежде, чем мы перейдем к теме урока, послушайте, пожалуйста, старинную легенду о строительстве Иерусалимского храма царя Соломона.

Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:

— Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания чудо — храма?

Поднялся каменщик:

Разумеется храм – это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы – каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.

Спору нет, основа храма каменная, — вмешался плотник – но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита – как радует он взор! Мы – плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.

Смотри в корень, — прервал его землекоп. – Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра как карточный домик.

Но царь Соломон слыл мудрым подозвав к себе каменщика, он спросил:

— Кто сделал твой инструмент?

— Конечно, кузнец – ответил удивленный каменщик.

А твой? – обратился царь к плотнику.

Кто же, как не кузнец, — не раздумывая, сказал тот.

Ну, а твои лопату и кирку? – поинтересовался Соломон у землекопа.

Ты же сам знаешь царь, что их мог сделать только кузнец, — был его ответ.

Когда царь Соломон встал, подошел к человеку скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.

— Вот кто главный строитель храма, — воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.

Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Как вы думаете, с какими веществами мы познакомимся сегодня?

Объявление темы урока Правильно, тема нашего урока: “Простые вещества – металлы”. Сегодня вы узнаете о физических свойствах металлов.
1. Особенности строения атомов металлов, кристаллическая решетка и химическая связь. (Беседа по вопросам) Давайте вспомним те сведения о металлах, которые вы получили ранее.

— Какой вид химической связи в кристалле металла?

— Почему металлы легко отдают свои электроны?

— Сколько электронов располагается на внешнем уровне атомов металлов?

— Как изменяются металлические свойства в периодах и группах и почему?

Немного истории Еще в глубокой древности человек изготовлял из металлов наконечники стрел и копий, щиты и мечи, плуги и бороны. И все это было возможно, благодаря их особым свойствам.

В древности и в средние века были известны только 7 металлов. Это число соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Луна (серебро), Юпитер (олово), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

2. Общие физические свойства металлов. Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.
А) твердость Все металлы, кроме ртути Hg, твердые вещества. Самый твердый из металлов – хром Cr: он царапает стекло. Самые мягкие – щелочные металлы.
Видео опыт: Твердость металлов. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f78d0e1d-f067-4e31-92a1-eb8a8d2d916a/view/
Б) электропроводность Металлы электро- и теплопроводны. Лучшие проводники – Ag, Cu, Fe, Al; худшие – Hg, Pb, W.
Просмотр флеш-анимации Физические свойства металлов: электропроводность. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab63252-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/
Видео опыт: Теплопроводность металлов http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5c0a4ce1-446b-4049-9bd0-6e44f3981f64/view/
Демонстрационный опыт А теперь, давайте сами проведем опыт по теплопроводности металлов.

Три чайные ложки: серебряную, алюминиевую и стальную опустить в горячую воду, через 10-15 секунд достать ложки и проверить степень нагрева.

В) ковкость, пластичность Металлы легко подвергаются ковке, прокатываются в тонкие листы и вытягиваются в проволоку. Алюминиевая фольга появилась сравнительно недавно и раньше чай, шоколад паковали в фольгу из олова, которая называлась станиолью.
Просмотр флеш-анимации Физические свойства металлов: пластичность. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab63254-4185-11db-b0de-0800200c9a66/view/
Г) металлический блеск Металлический блеск, который в порошке теряют все металлы, кроме Al и Mg. Самые блестящие металлы — это Hg (из нее изготавливали в средние века знаменитые “венецианские зеркала”), Ag (в древние времена использовали отполированные серебряные пластины, которые отражали все черточки лица и хорошо сохранялись. Теперь же с помощью реакции “серебряного зеркала” изготавливают современные зеркала)
Д) звонкость Металлы звенят, и это свойство используется для изготовления колокольчиков и церковных колоколов. Самые звонкие металлы – это Au, Ag, Cu. Медь звенит густым, гудящим звоном – малиновым звоном. Это образное выражение не в честь ягоды-малины, а в честь голландского города Малина, из которого привозили первые церковные колокола в Россию. Потом русские мастера стали лить колокола даже лучшего качества, а жители городов и поселков жертвовали золотые и серебряные украшения, чтобы отливаемый для храмов колокол звучал лучше.
Демонстрационный опыт Демонстрация звона золотого обручального кольца, подвешенного на волосе
Е) цвет металлов По цвету различают металлы черные и цветные. Среди последних выделяют драгоценные — Au, Ag, Pt. Золото – металл ювелиров. Именно на его основе изготовляли знаменитые пасхальные яйца Фаберже
3. Понятие аллотропии на примере олова. Морозной зимой 1916 года по железной дороге с Дальнего Востока в Петербург была отправлена партия оловянных пуговиц для нужд армии. Каково же было удивление военных чинов, когда вместо блестящих серебристо-белых пуговиц в ящиках прибыл мелкий серый порошок.

За четыре года до этого произошла катастрофа с экспедицией Р. Скотта. Экспедиция, направлявшаяся к Южному полюсу, погибла, так как осталась без топлива. Оно вытекло из железных сосудов сквозь швы, пропаянные оловом.

Этот секрет открыл русский ученый В.В. Марковников. Оказывается, при температуре ниже 13,2оС в кристаллической решетке олова начинается перестройка. Белое олово превращается в порошкообразное серое и чем ниже температура, тем больше скорость этого превращения. Результат этого превращения называют “оловянной чумой”, из-за пятен и наростов, которые образуются на оловянных изделиях.

Лабораторная работа Перед вами лежат образцы металлов: алюминий, медь, железо. Ваша задача: рассмотреть образцы, выполнить действия по инструкции, отображенной на слайде и заполнить таблицу. Каждый ряд работает с одним металлом:

1 ряд – алюминий, 2 ряд – железо, 3 ряд – медь.

Инструкция:

1.Рассмотрите образец металла и определите его агрегатное состояние.

2. Определите цвет металла.

3. Определите пластичность металла, для этого попробуйте согнуть пластину металла.

4. Заполните таблицу:

Свойство металла Алюминий Железо Медь
Агрегатное состояние      
Цвет      
Пластичность      

После выполнения работы три учащихся выходят к доске и заполняют таблицу (комментирование слайда презентации в режиме интерактивной доски)

Закрепление знаний.

Кроссворд

Давайте решим кроссворд.

1.Металл, из которого изготавливают электрические провода. (Медь)

2. Металл, обладающий самой высокой электропроводностью. (Серебро)

3. При обычных условиях этот металл является жидкостью. (Ртуть)

4. Этот металл легко режется ножом. (Натрий)

5. Самый пластичный металл. Золото)

6. Металл, который может заболеть “чумой”. (Олово)

Работа с комментированием слайда презентации на интерактивной доске.

Загадки о физических свойствах металлов Учитель: Я вам прочитаю стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов речь идет.

Век железа был давно в зените.
Но уже у химиков в руках
Засверкал как драгоценность алюминий
Этот легкий сказочный металл (металлический блеск)

Титан – химический реактор
И очень прочная броня,
Компрессор, рельсы, элеватор,
Конструкций легких кружева. (прочность, пластичность)
Посмотри! Блестящий чайник
И пузатый самовар
Тонким слоем покрывает
Никель – сказочный металл. (металлический блеск)
Без медной электропроводки
Нам свет в квартире не включить
И трансформатор без обмотки
Не мог бы технике служить. (электропроводность)
Все знают, что в лампе обычной
Вольфрам — раскаленная нить.
Но вы металлурга спросите
Легко ли его получить. (теплопроводность)
Домашнее задание Читать параграф 13.
Итоги урока Наш урок подходит к завершению. Давайте вспомним, что мы повторили на уроке?

С чем сегодня познакомились?

Какие свойства характеризуют металлы?

Простые вещества — металлы

Всего известно 114 химических элементов. Из них 92 относится к металлам.

С металлами люди знакомы очень давно. На смену каменному веку, пришел медный век, затем бронзовый, который сменился железным веком. Люди постоянно использовали металлы: для изготовления наконечников стрел и копий, из металлов делали мечи и щиты, посуду, плуги и многое другое. В древности для письма и рисования использовали свинцовые или серебряные палочки.

До наших дней сохранились серебряные рисунки Л. Да Винчи и других художников эпохи Возрождения.

Кроме того, металлам приписывалось множество чудодейственных свойств. Еще в Древнем Египте семь металлов считались представителями семи планет на Земле.

Золото наши предки связывали с Солнцем, серебро – с Луной, медь с Венерой, железо – с Марсом, олово – с Юпитером, свинец с Сатурном, ртуть – с Меркурием.

Поэтому алхимики, обозначения химических элементов металлов связывали с обозначениями планет.

В 1789 г. Лавуазье в своем «Начальном курсе химии» упоминал уже о 17 металлах. В начале 19 в. началось открытие платиновых металлов.

В настоящее время металлы и их сплавы широко используются человеком при изготовлении монет, памятников, титан используют как заменитель костной ткани; тантал – для сшивания нервов, ниобий используется для сшивания сухожилия и кровеносных сосудов.

Использование металлов

Для металлов характерна металлическая химическая связь. Эта связь обуславливает ряд свойств, характерных для металлов. Прежде всего, все металлы – твердые вещества, за исключением ртути. Это единственный металл, который находится в жидком состоянии.

Немаловажным свойством металлов является их пластичность. Это изменение формы под действием приложенной силы. Или ковкость, когда тоже меняется форма металла из-за механического воздействия. Эти свойства позволяют выкатывать металлы в листы, вытягивать их в проволоку. При этом слои смещаются относительно друг друга, но связь сохраняется благодаря «свободным» электронам. Самым пластичным металлом является золото. Один грамм золота можно вытянуть в проволоку длиной два километра.

Металлы обладают металлическим блеском. Свет поглощается поверхностью металла, и электроны начинают испускать свое излучение, которое мы воспринимаем как металлический блеск. Палладий, ртуть, серебро и медь лучше других отражают свет.

Наличие свободных электронов в металлах объясняет и такое их свойство, как электро- и теплопроводность. Лучшими проводниками электрического тока являются: серебро, медь, золото, алюминий.

Металлы различают и по твёрдости: самые мягкие это щелочные металлы (IА группа), самые твёрдые: хром, титан, молибден.

По плотности различают лёгкие металлы, у которых плотность меньше 5 г/см3. К таким относятся щелочные металлы. Тяжелыми считаются металлы, у которых плотность больше 5 г/см3. Самым тяжелым является осмий.

По температуре плавления металлы делятся на легкоплавкие, у которых эта температура меньше 1000 0С, и тугоплавкие, у которых она больше 1000 0С. Самым легкоплавким металлом является ртуть, а самым тугоплавким – вольфрам, из которого изготавливают нити накаливания для лампочек.

Это основные свойства металлов. Все их свойства зависят от строения, о котором вы узнаете в дальнейшем при изучении химии.

Простые вещества – металлы

Презентация по учебной теме «Простые вещества –  металлы».

1. Простые вещества – металлы Подготовил: Сергей Огородников

 2.  Положение металлов в классификации веществ Вещества Простые Металлы Неметаллы Сложные Оксиды Основания Кислоты Соли

 3.  Определение понятия Металлы – ковкие, пластичные тягучие вещества, которые имеют металлический блеск, тепло- и электропроводны. 87 элементов Периодической системы Д.М. Менделеева образуют в свободном состоянии простые вещества с металлической связью. Расположение ионов в кристалле щелочного металла

 4.  Свойства металлов: 1) Пластичность (ковкость) – свойство металлов изменять свою форму при ударе, прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. ЗоЗлоолтоото – самый пластичный металл.

 5.  Свойства металлов: • 2) металлический блеск – способность отражать свет за счёт плотной упаковки ион-атомов, которые занимают 80% от всего объёма кристалла.

 6.  Свойства металлов: • 3) твердость – свойство материала сопротивляться внедрению в него другого, более твёрдого тела (исключение ртуть). • 4)тепло- и электропроводность – из-за наличия свободных электронов. Ртуть

 7.  Свойства некоторых металлов: Ag Pt – самые блестящие Ag Cu Au Al – лучшие проводники Аu – лучший по ковкости и пластичности Os – самый тяжёлый ( 22.48 г/мл) Li – самый лёгкий (0.52 г/ мл) Hg – самый легкоплавкий (Тпл = -38.87 С) W – cамый тугоплавкий (3370 С) К- самый мягкий Cr – самый твёрдый

 8.  История М.В.Ломоносов определял металл «как Светлое тело, которое ковать можно». АЛХИМИЯ (позднелат. alchimia) донаучное направление в развитии химии.

 9.  Простые вещества:

 

 10.  Способы получения металлов: 1. Пирометаллургия — восстановление металлов из руд при высоких температурах с помощью восстановителей (углерода, оксида углерода(II), водорода, магния, алюминия).  2. Гидрометаллургия – растворение природного соединения металла с последующим восстановлением его из раствора.  3. Электрометаллургия — способ получения металла с помощью электрического тока (электролиз).

Простые вещества — металлы — ГДЗ Габриелян Сладков 8 класс рабочая тетрадь

ЧАСТЬ 1

1. Металлы (М) располагаются в I-III группах, или в нижней части IV-VI групп. Только из металлов состоят В группы.



2. У атомов металлов 1—3 электрона во внешнем электронном слое и сравнительно большой радиус  атома. Атомы металлов имеют тенденцию к отдаче внешних электронов.

3. Простые вещества — металлы состоят из элементов, связанных металлической химической связью, которую можно отобразить общей схемой:




4. Все М — твёрдые вещества, кроме Hg . Самые мягкие металлы   IA группы, самый твердый —Cr.

5. М обладают тепло- и электропроводностью и имеют металлический блеск.

6. Олово обладает свойством образовывать два простых вещества — белое и серое, т. е. свойством аллотропии.


7. Дополните таблицу «Свойства и применение некоторых металлов».


ЧАСТЬ 2

1. Выберите названия простых веществ — металлов. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название металла, которое в переводе с греческого означает «камень»: литий.


2)  магний       Л

3)  кальций    И

5)  медь          Т

7)  золото       И

8)  ртуть         Й



2. Неверны следующие утверждения, характеризующие металлы:


5) непластичные и нековкие




3. Выберите четыре самых электропроводных металла (цифры расположите в порядке убывания электропроводности) из  перечня:


1) серебро 

2) золото

3) алюминий

4) железо

5) марганец    

6) калий    

7) натрий

Ответ: 1, 2, 3, 7.



4. Составьте схемы образования металлической химической связи для веществ с формулами:



5. Проанализируйте рисунок «Металлическая кристаллическая решётка».

Сделайте вывод о причинах пластичности, тепло- и электропроводности металлов.

Каждый атом металла окружен восемью соседними атомами.  Оторвавшиеся внешние электроны свободно движутся от одного образовавшегося иона к другому, соединяя ионный остов металла в гигантскую молекулу. Высокая теплопроводность, электрическая проводимость металлов обусловлены наличием в их кристаллических решетках подвижных электронов, перемещающихся под действием электрического поля. Большинство металлов пластичны из-за смещения слоев атомов металлов без разрыва связи между ними.




6. Заполните таблицу «Металлы». Данные для таблицы найдите с помощью дополнительных источников информации, в том числе Интернета.



7. С помощью Интернета и других источников информации подготовьте небольшое сообщение на тему «Ртуть в жизни человека» по следующему плану:


1) знания о ртути в древности и в Средние века;

2) токсичность ртути и меры безопасности при работе с ней;

3) применение ртути в современной промышленности.

1) Ртуть входила в число 7 металлов, её считают прародительницей всех металлов, использовали не только саму ртуть, но и её сплав киноварь. 

2) Она очень токсична, испаряется при комнатной температуре, и при вдыхании отравляет человека. Накапливаясь в организме, она поражает внутренние органы, дыхательные пути, кроветворные органы и головной мозг.

3) Ртуть используют очень широко. В химической промышленности в качестве катода при получении гидроксида натрия, как катализатор при получении многих органических соединений, при растворении урановых блоков (в атомной энергетике). Этот элемент применяется при изготовлении ламп дневного света, кварцевых ламп, манометров, термометров и других научных приборов.


Методическая разработка (химия, 8 класс) на тему: Металлы-простые вещества

http://nsportal.ru/isaeva-tatyana-pavlovna

http://nsportal.ru/user/93236

Урок-путешествие:   Металлы — простые вещества

Эпиграф : «Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое в огне плавится и холодное ковать можно». М.В.Ломоносов.

Вид урока: изучение нового материала

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБУЧАЮЩАЯ

Познакомиться со строением и общими свойствами металлов, исходя из их положения в периодической системе;

Обобщить и расширить знания учащихся об общих и отличительных физических свойствах металлов;

Обобщить знания учащихся о распространении металлов в окружающей среде;

Расширить и углубить знания учащихся о роли металлов в организме и жизни человека;

Формирование знаний учащихся об основах здоровья на основе интеграции химических и валеологических  знаний;

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развивать память, речь, логическое мышление; расширение кругозора и повышение интереса к изучению химии;

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к познанию;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего» (Д.И.Менделеев).

Использую технологию групповой работы, развивать самостоятельность  целеустремленность учащихся;

 

Оборудование урока:

1) Задания – инструкции для проведения лабораторных опытов «Физические свойства металлов»  

2) наборы металлов и неметаллов   для проведения лабораторных опытов «Физические свойства металлов»  

3) ПСХЭ Д.И.Менделеева;

5) Компьютер, мультимедийный проектор, Презентация  

 ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Приветствие

2.Актуализация знаний

 Ребята , сегодня мы с вами будем изучать тему без знаний которой не обходятся люди многих профессий: врачи,  фармацевты, биологи, химики, физики, минерологи, геологи, агрономы, ветеринары, инженеры, повара, и список этот можно продолжать до бесконечности.

Вы не догадались, о чем пойдет речь? Тогда отгадайте ребусы, ответы   будут темой сегодняшнего урока.

 3.   Этап усвоения новых знаний

Задумывались ли вы когда– нибудь о том, какими материалами человек пользуется чаще всего? Давайте оглянемся вокруг.  Мебель в классе деревянная держится на металлических шурупах.  К  каждой парте подведена вода, которая течёт по металлическим трубам. Краны в классе, детали компьютера, провода по которым течет электрический ток  металлические.

   Из металла сделаны ложки, ножи ,вилки, кастрюли, сковородки, детали телевизоров и, автомобили. Кроме того, металлы входят в состав живых организмов.

   Знания о металлах имеют огромное значение для каждого из нас. Дело в том, что здоровье человека напрямую зависит от наличия или отсутствия в нашем организме некоторых металлов. В крови человека найдено 76 химических элементов из них 62 металла. К металлам – “элементам жизни” относят 10 химических элементов металлов — K, Na, Mg, Ca, Fe, Mn, Co, Cu, Zn,Мо    Значение их огромно.

   При недостатке ионов Na+ появляется головная боль, потеря памяти, а при избытке – развивается гипертония.

Са — участвует в свёртываемости крови ,способствует росту зубов, образованию молока у кормящих женщин, входит в состав скелета.

Недостаток К — приводит к аритмии,

 Zn — к повреждению кожи, нарушению волосяного покрова, замедлению полового созревания,

Mg – к повышению возбудимости, а избыток Mg вызывает депрессивное состояние.

Говорить об этом можно много, но переходим к теме.

Таблица 1 с образование

Перед вами периодическая таблица. Из 110 элементов представленных в ней 88 приходится на долю металлов. Если провести диагональ В – At, то в левом нижнем углу мы  видим, располагаются только металлические элементы. За пределами этой диагонали есть еще металлы – это элементы побочных подгрупп.

2.Изучение нового материала.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ  25 мин

1.Историческая

В древности было известно людям только 7 металлов. Их считали      посланниками космоса на Земле и связывали с планетами, приписывали чудодейственные свойства.

2.1Энциклопедическая

Представляю подборку интересных фактов  о золоте и обо всем, что с ним связано. Но сначала небольшая сценка

Сценка (профессор и студент)

Профессор спрашивает студента:
— Если бы вам предложили ум или золото, что бы вы выбрали?
— Конечно, золото.
— А я ум, и знаете почему?
— Знаю, каждый берет то, чего ему не хватает.

А теперь 7 фактов  о золоте!

Слово «gold» появилось из Индо-Европейского корня «желтый», отражающий наиболее заметную характеристику этого металла. Этот факт находит свое отражение в том, что произношение слова золота gold на разных языках похоже, например Gold (по-английски), Gold (по-немецки), Guld (по-датски), Gulden (по-голландски), Gull (по-норвежски) и Kulta (по-фински).

В конце XVIII века модно было украшать зубы золотыми коронками, которые ставили на совершенно здоровые зубы. Это требовала не только мода. Наличие блестящих зубов должно было подчеркнуть и высокое положение хозяина.  

Если сплавить воедино весь мировой запас золота, который составляет 32 тыс. тонн, то в результате получится куб со стороной лишь в 12 метров

Кусочек золота размером со спичечный коробок можно раскатать в лист площадью в теннисный корт.  

В Таджикистане гражданским чиновникам запрещено иметь золотые зубы.  

Абсолютно чистое золото очень мягкое, его можно мять руками

В ЮАР добывается почти 2/3 всего мирового золота

Учитель : Самый большой смородок,котырый был найден весил 112 кг.

2.2  Серебро

Знания, получаемые в школе по химии, мы не часто используем в повседневной жизни. Но именно химия может стать источником знаний о нашем здоровье. Благодаря химии, мы узнаем, как вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, жизнь в целом, что полезно человеку и в каких количествах, что вредно и до какой степени.

Организм человека – это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно, без взаимосвязи с окружающей средой. Трудно представить, но наше самочувствие, настроение, аппетит зависят от…металлов. В таблице Д.И.Менделеева трудно найти химический элемент – металл, который был бы не связан с нашей жизнью.

Серебро пользовалось особым уважением в средние века. Алхимики считали, что серебро входит в число семи металлов, которые они наделяли целительной силой. Серебро использовали для лечения эпилепсии, невралгии, холеры, гнойных ран. В водах священной индийской реки Ганга повышено содержание серебра. Высокие дезинфицирующие свойства серебра превосходят такие же свойства карболки, хлорной извести. Специально приготовленное серебро применяется при головных болях, потере голоса у певцов, страхах, головокружении.

Наиболее эффективно и безопасно действует серебро в сверхмалых дозах. В нашей стране оно существует в виде препарата «Серебряный дождь». Лечебное действие этого препарата наблюдают при поражении голосовых связок, возникающих в результате перегрузок у певцов, лекторов и учителей.

Во время вторжения войска Александра Македонского в IV в. до н. э. в Индию на берегах р. Инд в войске разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний. Но она не затронула ни одного военачальника. Оказалось, что простые воины пользовались оловянной посудой, а их командиры – серебряной. Невесомых количеств растворенного серебра оказалось достаточно для дезинфекции воды и пищи.

Учитель:  Самый большой смородок,котырый был найден весил 13,5 тонн.

3.Экспериментальная (выполняют в парах лабораторную работу)

Сегодня нам необходимо также познакомиться с физическими свойствами металлов. На с.69 черным шрифтом выделены основные свойства.

Вам даны вещества: Определите какие из них металлы, а какие неметаллы. Работаете по

Инструкционной карточке и заполняете таблицу

Об-ца

Вещество

      2

Аграрное состояние

       3

Цвет

   4

Блеск

    5

Пластич-

Ность

       6

Тепло-

Проводность

            7

Электропроводность

       8

1.

Железо

2.

Сера

3.

Алюминий

4.

Графит

5.

Медь

6.

Цинк

Инструкционная карточка

Исследование физических свойств простых веществ» 

Задание 1. Рассмотрите образцы веществ и заполните колонки таблицы.

Заполните колонку 3 и 4 таблицы.

Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте в колонке 5 «+» или «-».

Согните образец. Сгибается? Поставьте в колонке 6  «+» или «-».

Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.

Положите алюминии на сгиб локтя. Тепло? Поставьте в колонке 7  «+» или «-».

Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.

Отметьте образцы которые проводят электрический ток, опираясь на знания из курса физики.

 Задание 2. Распределите представленные вещества на две группы, выбрав ключевой признак. Запишите в тетради получившиеся группы веществ, указав признак(и) распределения.

Специфические свойства: учитель

 ртуть жидкий.(показать ртутный градусник)

Магнитные свойства железо(показать опыт)

Металлы самые самые(на доске)

Тяжёлый- осмий

Твёрдый- хром

Пластичный- золото

Тугоплавкий- вольфрам (3420)

Электропроводный -серебро

 4.Литературная (читают стихи ученики)

1.Называем в честь металлов

Иногда наперебой

Если нервы, то стальные,

А характер – золотой.

Золотой у солнца лучик,

Снег – скопленье серебра,

Из свинцовой мрачной тучи

Дождик льет, как из ведра.

2.А у рыжих –  медный волос

Или просто медный блеск.

Золотой пленяет голос,

Золотой проходит век.

Золотая лихорадка

Губит душу у людей

Видно, кто к богатству падкий,

Кто простак, а кто злодей.

3. Металл – это точность.

Металл – это прочность

Скорость, высота,

Блеск и красота.

Не сразу в дом пришел металл,

Не сразу ложкой, вилкой стал

И заводской игрушкой.

Был путь металла долог…

 Он в проводах несет нам свет,

  Металл – коньки, велосипед,

  Метро, трамвай, будильник,

  Утюг и холодильник…

Загадки (учитель)

В состав  какого металла входит дерево? (Никель.)

 Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина.)

Частью  какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото.)

5.Практическая

 Выпишите номер правильного ответа

Вариант 1

Простое вещество – металл у элемента

1)Ar;   2) As;   3) C;   4) Ag

Нехарактерное свойство для металлов

1)пластичность   2) ковкость   3)хрупкость 4)блеск

При комнатной температуре жидкий металл

1)Zn;   2) Al;   3) Ag;   4)Hg

Наиболее пластичный металл

1)Fe;   2) Au;   3) Cu;   4) Cr

В каком ряду элементов свойства металлов усиливаются?

1)Al, Mg, Na;   2) Sr, Ca, Mg;   3) K, Mn, Rb;   4) Cs, Ba, Al.

Вариант 2

Простое вещество – металл у элемента

1)Hg;   2) He;   3) S;   4) Ne

Нехарактерное свойство для металлов

 1)электропроводность   2)тягучесть   3)теплопроводность  4)прозрачность

Наиболее тугоплавкий металл

1)Au;   2) Al;   3) W;   4)Fe

Наиболее электропроводный металл

1)Ag;   2) Al;   3) Fe;   4) Zn

Электронная формула 1s2 2s 22p6  3s1

Fe;   2) Na;   3) Cu;   4) Cr.

3.Заключение

Над какой темой мы сегодня работали?

Что нового мы узнали о металлах?

В чём отличие  металлов от неметаллов?

К каким выводам пришли?

Д.З  § 13 Упр. 2-5

                                                                       

                                                                 Самоанализ

                                                  Тема: «Металлы – простые вещества»

Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках  биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении тем «Бинарные соединения», «Оксиды», «Химические свойства металлов  », «Гидролиз солей», «Электролитическая диссоциация» и др.

Реальные учебные возможности учащихся мной учитывались – учащиеся 8 класса  знают  знаки химических элементов, умеют по периодической таблице определять металл и неметалл. В соответствии с возрастом им были предложены задания –  В ходе лабораторной работы на практике определить отличие металлов от неметаллов по физическим свойствам.

3. Цель урока:

 изучить,  расширить знания учащихся о металлах ,какое влияние они  имеют на здоровье человека

4.Задачи урока:

Обучающие:

Познакомиться со строением и общими свойствами металлов, исходя из их положения в периодической системе;

Обобщить и расширить знания учащихся об общих и отличительных физических свойствах металлов;

 Расширить и углубить знания учащихся о роли металлов в организме и жизни человека;

Формирование знаний учащихся об основах здоровья на основе интеграции химических и валеологических  знаний;

Развивающие:

1.Развивать память, речь, логическое мышление; расширение кругозора и повышение интереса к изучению химии;

2.Формирование у учащихся устойчивой мотивации к познанию;

 Воспитательные

«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего» (Д.И.Менделеев).

1.Использую технологию групповой работы, развивать самостоятельность  целеустремленность учащихся;

5.Тип урока:  .  изучение нового материала

 Структура урока характерна для данного типа и рациональна для достижения поставленных целей.

В организационном моменте я постаралась создать спокойную психологическую обстановку в  классе. Во вступительном слове подчеркнула значение материала изучаемой темы, сообщила цели и план урока.

  Выполнение заданий обобщающего характера –  лабораторной,  устных и письменных  с использованием опорных обобщающих схем позволило сформулировать выводы.  На основе обобщения фактов и явлений, а также с помощью проблемных вопросов  удалось подвести учащихся к пониманию важности изучения темы .

  При планировании  урока « Металлы — простые вещества» обращала внимание на  практическую направленность, доступность, выделение главного в содержании, высокую информированность, быстрый темп, использование технических средств обучения.

Главный акцент на уроке делался на закрепление знаний учащихся о металлах, на значимости этих веществ   для жизни .

Методические приемы в связи с тем, что данная организация урока интересна и класс по своей подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание следующих средств и методов работы: проблемный, словесный, наглядный, практический.

                       Формы обучения: работа в парах, индивидуальная, коллективная классно-урочная форма

обучения

 Контроль усвоений знаний осуществлялся в  ходе лабораторной,  тестового задания.

На уроке целесообразно использовались возможности химического кабинета, мультимедийного проектора,  и сделанной мной презентации урока.

Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера и интерес на уроке поддерживался за счет разнообразия заданий, за счет демонстрации  интересных  фактов, нетрадиционной формы проведения урока, эмоциональной подачи материала, смены деятельности и темпа урока.

Я думаю, что время на различных этапах урока использовалось рационально. Для эмоциональной разгрузки и снятия напряжения учащимся было предложены ребусы, загадки ,стихи, сценка.

Были продуманы следующие запасные варианты для непредвиденных ситуаций: интерактивные задания  по программе 1 с образование.

 13.   Я думаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи. Ребятам было интересно и комфортно на уроке.

 

Лабораторная работа      ( работа в парах) 

Вам даны вещества: Определите какие из них металлы, а какие неметаллы. Работаете по

Инструкционной карточке и заполняете таблицу

Об-ца

Вещество

      2

Аграрное состояние

       3

Цвет

   4

Блеск

    5

Пластич-

Ность

       6

Тепло-

Проводность

            7

Электропроводность

       8

1.

Железо

2.

Сера

3.

Алюминий

4.

Графит

5.

Медь

6.

Цинк

Инструкционная карточка

Исследование физических свойств простых веществ» 

Задание 1. Рассмотрите образцы веществ и заполните колонки таблицы.

Заполните колонку 3 и 4 таблицы.

Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте в колонке 5 «+» или «-».

Согните образец. Сгибается? Поставьте в колонке 6  «+» или «-».

Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.

Положите алюминии на сгиб локтя. Тепло? Поставьте в колонке 7  «+» или «-».

Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.

Отметьте образцы которые проводят электрический ток, опираясь на знания из курса физики.

 Задание 2. Распределите представленные вещества на две группы, выбрав ключевой признак. Запишите в тетради получившиеся группы веществ, указав признак(и) распределения.

   

   

  76         62

“элементы  жизни”   K, Na, Mg, Ca, Fe, Mn, Co, Cu, Zn,Мо   

САМЫЕ,

          САМЫЕ…..

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *