Методика запоминания – примы, способы и методы эффективного запоминания слов и речи в психологии. Рациональные и мнемические методики

Содержание

Методы запоминания информации: Методика успешного запоминания Цицерона

В современном мире ежедневно человек сталкивается с различными объемами информации, планами, задачами. Множество людей выступают перед другими людьми, в ходе которого должны красиво и правильно излагать мысли, направлять или вести людей, заниматься обучением и при этом вызывать интерес. Увы, не каждому из нас под силу моментально и качественно вносить в память необходимые данные. Но к счастью, существуют техники для запоминания любого объема и сложности информации. Данные методы называются мнемоника, что в переводе с древнегреческого означает искусство запоминать.

Так, в результате развития памяти мы имеем возможность не только плавно и обстоятельно излагать информацию, т.е. обладать навыками ораторства, но также обладать искусством профессионально ее запоминать, при этом объем и сложность данных может быть любая.

Мужчина приложил палец к веску

Мужчина приложил палец к веску

Возможно, в это трудно поверить. Но мы знаем один главный секрет для успешного запоминания информации – это изменение каких-либо данных в картинки (образы), а потом воспроизведение ее в памяти.

Существует множество техник, но в этой статье мы рассмотрим методику запоминания от Цицерона, а также приведем несколько простых, но действенных методов запоминания из мнемотехники.

Причины плохой памяти

Прежде, чем переходить к практической стороне, необходимо понять, что лежит в первопричине плохо развитой памяти.

Отметим, что память у каждого человека разная, и она является избирательной, т.е. для кого-то легко будет запомнить таблицу умножения, прочтя ее один раз, но при этом имя знакомого тот же человек забывает практически сразу. Другие люди эффективно применяют зрительный вид памяти, но простые правила русского языка вспоминают со скрипом. Отчего так происходит?

Существует 5 причин нарушения памяти:

  1. Сниженный или отсутствующий интерес. Это наиболее популярная причина. Сложно вспомнить то, что не интересно и не вызывает желание развиваться в этой области. Для того чтобы запомнить какую-то информацию, необходимо затратить силы и время. Если человек не любит поэзию, то упражнения по заучиванию стихов, будет равносильно подвигу.
  2. Низкая концентрация, невнимание, отсутствие навыков управления вниманием. Сегодня огромный поток информации льется каждый день на человека. Ввиду этого мы вникаем в данные поверхностно, не понимая сути и, порой, не стремясь реализовать полученную информацию на практике. И это становится привычкой. Кстати, одновременное исполнение нескольких задач также влияет на нашу продуктивность.
  3. Отсутствие навыков запоминания. Хорошая память не дается нам от рождения, это навык, который нужно развивать. Ниже будут представлены методики, которые позволят развивать эту способность.
  4. Низкий уровень кислорода, авитаминоз, неправильное питание. Вывод напрашивается сам – принимать только здоровую еду, систематически заниматься физическими нагрузками и прогулки на свежем воздухе.
  5. Депрессивное состояние. Это стало бичом современного человека. И при таком самочувствии вряд ли получится не то что запомнить новую информацию, но и воспроизвести старую. Поэтому рекомендуем приобщиться к активной жизненной позиции и уметь переживать такие состояния.

Теперь можно переходить непосредственно к упражнениям для лучшего запоминания информации. Безусловно, мы представим лишь некоторые методики, которые заработали популярность за счет их эффективности. Однако еще раз подчеркнем, что каждый человек индивидуален, поэтому нужно осознанно и внимательно отвечать на вопросы тестов и подбирать комплекс упражнений. Только при таком подходе результат будет эффективным.

Прогулка по «Римской комнате», или методика Цицерона

Известность Цицерона распространялось по древнему Риму и миру со скоростью света. Его талант ораторского искусство до сих пор ставят в пример современникам. Он обладал уникальным талантом – выступал перед огромнейшей аудиторией, не используя полсказки, записи и иные материалы. Однако был ли это дар или же кропотливый труд над развитием навыков запоминания?

Именно его методику мы рассмотрим в следующих разделах, т.к. он является самым древним методом запомнить любую информацию. Если вы овладеете им, то сможете легко удерживать даты, цифры, слова, фразы и иную информацию. Однако стоит помнить, что главным условием достижения результата – систематический труд, т.е. заниматься нужно каждый день.

Смысл методики

Методы запоминания от Цицерона обладают конкретным  смыслом, заключающийся в создании матрицы образов, которые помогают запомнить большие объемы данных, а не только один фрагмент. Первое, что нужно сделать, это сформировать систему, в которой будут строиться образы.

Презентация на тему: «Основы метода ассоциаций»

Этой системой может быть что угодно:

  • помещение;
  • участок;
  • тропинка;
  • знакомая обстановка и т.п.

Если работа происходит с комнатой, то следует мысленно вспомнить все предметы, которые находятся в ней. Желательно в упорядоченном характере. К примеру, по движению часовой стрелки или от одной стены до другой. Не стоит усложнять задание при создании системы для ассоциаций, выбирайте то помещение, что вами хорошо изучено, тогда следующие уровни не вызовут затруднений.

Некоторые авторы предлагают создание кардинально нового помещения, т.е. человек мысленно создает новое жилище, делает планировку и расставляет мебель. Это будет являться плодом вашей фантазии, а значит справится с задачей вам будет легче.

Работая с системой образов «тропинка» можно формировать множество образов, т.к. у такого пути нет конца.  В этом случае, Вам нужно по мере движения по системе, перебирать предметы, которые будут встречаться: хижины, камни, люди, цветы, лавки, животные и др.

В качестве системы можно выбрать абсолютное любое удобное место, важное условие – корректно выполнить разбивку на отдельные образы.

Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему. Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось».

Важный момент: выберите определённую последовательность движения и задайте тем предметам, что есть в системе ключевые фрагменты речи выступления или презентации.

После того, как Вы создали систему, наполнили ее предметами и задали ключи, следует несколько раз обойти систему (комнату, дорогу…) и воспроизвести заданные критерии. Это же необходимо сделать непосредственно перед презентацией. Цицерон перед каждым выступлением также обходил комнаты и воспроизводил образы.

Комната с цифрами на предметах

Комната с цифрами на предметах

По истечению определенного времени, каждый кто использовал данную технику, сможет активизировать свою память в нужный момент, прибегая к удобной матрице образов.

Пример использования

Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.

  1. Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
  2. Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате. Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы. Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
  3. Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.

Мнемотехники для быстрого запоминания

Методы запоминания по Цицерону хороши, но существуют и другие приемы мнемотехники:

  1. Рифмуйте данные. Создание стихотворной формы позволяет легче воспринимать информацию и, соответственно, воспроизводить её.
  2. Создавайте фразы из начальных букв информации.
  3. Связка. Данная техника предполагает установление связи полученных данных с эффектным образом. К примеру, нужно запомнить имена присутствующих на собрании –представьте, что каждый из них герой какой-то сказки. Для более детальной связки, наделите персонажей каким-то прилагательным. Например, «кот в сапогах» — огромный кот в кедах.
  4. Зацепки. Суть метода в замене цифровых значений на предметы. Допустим, 0 – ручка, 2 – кот, 3 – баран и т.д.

Комната с камином

Комната с камином

Какой именно метод подойдет именно Вам, вы не сможете узнать, пока не попробуете. Выберите оптимальный вариант и тренируйтесь каждый день.

Советы для запоминания информации

Невзирая на технику, которую вы выберете, важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно. Профессионала сферы мнемоники поделились секретами работы по методу Цицерона:

  • Нужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается. Используйте парадоксы, сатиру и юмор при создании собственной матрицы.
  • Применяйте эротические образы. Не секрет, что именно такие образы особенно ярко поступают в наш мозг в виде сигналов. Кстати, маркетологи уверяют, что рекламные плакаты с красивой сексуальной девушкой воспринимаются и запоминаются лучше.
  • Изменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.
  • Парадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.
  • Все ориентиры на себя: тетрадь несите в кармане, привяжите телевизор к руке.
  • Изменяйте форму и размер предметов. Как в примере со шкафом и пижамой.

В результате у вас должен получится следующий мысленный путь (повесть), как пример:

Открыв окно, я обратила внимание на ШТОРУ, застрявшую в створке окна. Далее, я заметила раскиданные ОТКРЫТКИ на диване, они были влажные. На шкафу стояла абрикосовая СМЕТАНА, в ней сидела ПТИЦА. На телевизоре лежала УПАКОВКА, а в ней сидел щенок, который разевал РОТ. К лапе его был привязан ФЕН, стоящий на БУБНЕ. На пуфе стояла маленькая КНИГА с изображением полуобнаженной эротической брюнеткой, в ногах которой стоял ДИНАМИК.

Для успешного воспроизведения по методу Цицерона, следует еще раз сделать обход выбранной системы и убрать вышеупомянутые объекты. Просто? Конечно. Однако здесь требуется вдумчивое изучение тех слов, что вы уже запомнили. Затем, проделайте самостоятельно, не используя подсказки. Мы верим, что у Вас всё получится!

Преимущества работы с памятью


Главными достоинствами вышеперечисленных методов является простота и оперативность усвоенной информации.

Спусти несколько практик, человек сможет полноценно использовать выбранную схему и совершенствовать свою память. Помимо прочего, эти методики позволяют запоминать информацию любого типа при подготовке к презентации, лекции, тренингу, семинару и даже при международном выступлении.

Если вы уже знаете ту аудиторию, перед которой нужно выступить, то она может стать отличной матрицей для создания образов. При этом легкость обусловлена тем, что нет необходимости запоминать большой объем ассоциаций, который может рухнуть по причине отсутствия какой-то детали. К примеру, при необходимости вспомнить конкретную фразу, человек может легко её воспроизвести, вспомнив, к чему он привязал фен, а, следовательно, закончить мысль.

Конечно, есть и другие методы запоминания стихом, цифр и дат, но о них мы будем вести речь в других разделах нашего познавательного и развивающего портала.

Урок 5. Мнемотехники

Мнемотехники (приемы мнемоники) – это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках. Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Оглавление:

Что такое мнемотехника?

Мнемоника или мнемотехники – это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации. В некоторых учебниках и курсах авторы используют термин «мнемоника» для обозначения всей совокупности приемов и методов запоминания информации, применяемых для определенных данных, а термин «мнемотехника» трактуется как применение на практике методов, определённых для данной конкретной мнемоники.

Мнемотехники картинка

Главным принципом любой мнемотехники является замена абстрактных объектов понятиями, имеющими визуальное, аудиальное или реже иное чувственное представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией (построение ассоциаций) для упрощения ее запоминания.

Основные мнемонические приёмы:

Прикладной арсенал современной мнемотехники состоит из большого набора унифицированных приёмов запоминания. Среди основных мнемонических приемов и методов можно выделить следующие:

  • Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных (или целенаправленно присвоенных) букв запоминаемой информации.
  • Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
  • Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
  • Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
  • Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной вам комнате.

В данном уроке для удобства обучения все мнемотехники будут разбиты на группы в зависимости от вида информации, которую эти мнемотехники помогают запомнить.

Запоминание цифр и чисел

Описанные ниже методики подойдут для запоминания такой информации, как номера телефонов и автомобилей, исторических дат, математических и естественнонаучных констант и т.п.

Цифробуквенный код. Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.

Работу данной мнемотехники продемонстрируем на примере. Ниже приведен цифробуквенный код, который основан на соответствии между согласными звуками, с которых начинается большинство цифр, и, собственно, самими цифрами от 0 до 9.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 н р («раз») д т ч п ш с в м («много», т.к. «д» уже занята цифрой 2)

Чтобы свободно использовать цифробуквенный код, эту таблицу нужно очень хорошо выучить, ее нужно знать не хуже, чем таблицу умножения. А для того чтобы запомнить любое число, например, 739812, нужно сделать следующее:

  1. Разбить наше число на пары цифр: 73-98-12.
  2. После этого нужно перекодировать цифры в слова: первая согласная в слове это первая цифра двузначного числа, а вторая согласная должна соответствовать второй цифре по цифробуквенному коду. Для числа «73» (буквы «с» и «т») можно составить слова: сет, соты, сто, сито и другие. Для цифр 9 и 8 составим слово МаВр, а для цифр 1 и 2 – РаДуга.
  3. Теперь составленные слова, обозначающие пары цифр, нужно использовать для создания определенной истории, например «СТо МаВров увидели РаДугу».

Пройти тренировку по запоминанию телефонов с использованием мнемотехник:

Метод вешалок или запоминание цифр методом связанных ассоциаций. Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из любого количества цифр. Для этого вам нужно присвоить каждой цифре десять так называемых слов-вешалок и хорошо запомнить эти слова. А для того чтобы выучить наизусть какое-то число, состоящее из нескольких цифр, нужно увязать образы цифр этого числа с какой-нибудь историей. Например, если присвоить цифре 1 образ спортсмена, а цифре 5 образ школы, то число 15 можно запомнить историей спортсмена, участвующего в школьных соревнованиях.

Совмещение цифр с образами. Этот мнемотехнический прием исходит из того, что у каждой цифры есть форма (то, как она выглядит при написании), и эта форма может напомнить вам очертания каких-нибудь предметов, которые можно использовать в качестве слов-вешалок. Ноль: круг, мяч, солнце. Единица: лом, фонарь, соломинка. И так далее. И как в методе вешалок, при запоминании какого-то числа все его цифры должны быть соединены в какую-то историю.

Метод О’Брайена. Данный мнемонический прием также является модификацией метода вешалок. Доминик О’Брайен предлагает использовать для запоминания чисел образы известных вам людей. Каждой цифре или двузначному числу должна быть присвоена какая-то знаменитость и ее характерное действие. Причем важно хорошо запомнить эти соответствия для каждого числа от 1 до 10 (цифра – персона – действие). Например, присвоим Евгению Плющенко, который занимается фигурным катанием, цифру 1, а актеру Никите Джигурде – цифру 5. Для того чтобы запомнить число 51 по методу Доминика О’Брайена достаточно создать у себя в голове незабываемый образ Джигурды на коньках.

Стоит отметить, что лучше не злоупотреблять использованием описанных выше трех модификаций метода слов-вешалок. Если и применять подобные методики, то лучше выбрать какую-то одну из них, которая кажется вам наиболее удобной. В противном случае вы рискуете запутаться в большом количестве созданных образов и получившихся цепочек ассоциаций.

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи».

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку, немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека – представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Тренировка использования мнемотехник

Тренироваться применять все эти мнемотехники можно на 4brain с помощью специальных игр и упражнений:

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Мнемотехники картинкаЕвгений БуяновМнемотехники картинкаДмитрий Гераськин

примы, способы и методы эффективного запоминания слов и речи в психологии. Рациональные и мнемические методики

Основные техники запоминания

Быстро и надёжно запечатлеть в памяти учебные и художественные тексты, лекции, имена, лица, номера телефонов, иностранные слова вполне реально. С этой целью прибегают к использованию разнообразных техник.

Основные приемы

Один из способов освоения искусства запоминания состоит в том, чтобы обучиться специальным технологическим приёмам. Они помогают человеку правильно распорядиться сохранением в мозговых структурах любых данных, поступающих извне.

В основе эффективного запоминания лежат яркие впечатления, желание намеренно чётко запомнить событие, установление связи нового материала с уже имеющимся опытом, навыки своевременной концентрации внимания, осознание запоминаемых сведений и понимание, где они будут использоваться.

Основные техники запоминания

На обучение опосредованному запоминанию направлена методика пиктограмм, которая рекомендует с целью эффективного припоминания слова превращать в рисунки.

Проверка собственной фотографической памяти возможна с помощью метода Айвазовского. Великий художник при необходимости мог перенести на холст оставшийся в памяти пейзаж. Несколько минут испытуемый посвящает изучению какого-нибудь предмета, затем закрывает глаза и пытается воспроизвести его мысленно.

Нередко для удержания в голове большого объёма информации люди прибегают к зубрёжке, но механические способы заучивания утомительны и неэффективны. Для успешного усвоения слов специалисты рекомендуют следующие приёмы:

  • рациональные техники предполагают использование логического мышления;
  • эйдетика строится на удержании в памяти интересных образов;
  • основные мнемические методы опираются на искусственные приёмы эффективного запоминания сведений.

Мнемотехника нацелена на развитие образного мышления, создание опорных ассоциативных рядов и усиление концентрации внимания. Она применяется для фиксации трудной информации. Существует множество интересных эффективных методов запоминания.

Основные техники запоминания

Мнемонический

Большая часть приёмов мнемоники напоминает детские игры. Вся поступающая информация кодируется. Затем следуют процесс заучивания и повторение. Лексическая база любого иностранного языка может быть освоена за 2 недели. Приёмы основаны на создании цепочек индивидуальных ассоциаций, связанных с яркими образами и определёнными эмоциями.

Звучание иностранного слова накладывается на знакомое понятие. Английское слово «wall» (стена) созвучно русскому «вол», поэтому нужно представить огромного вола, быстро бегущего и упирающегося своими могучими рогами в стену. Можно даже вообразить сильный треск разрушающейся стены.

Акроним

Факты легко запоминаются посредством условного сокращения фраз, начальные буквы слов которых являются кодом для расшифровки нужных для заучивания данных. Астрономы по начальным буквам слов определённых фраз легко усваивают названия планет Солнечной системы. С малых лет люди для воспроизведения всей цепи радужной расцветки в строгой последовательности запоминают выражение «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Компоновка

Данный приём предполагает применение определённых принципов или правил. В процессе заучивания текста одни прибегают к расположению информации в алфавитном порядке, другие производят распределение по цвету, размеру, возрасту или назначению.

Основные техники запоминания

Ассоциативный метод

Для более эффективного запоминания при создании ассоциативных рядов желательно использовать следующие приёмы мнемотехники: гиперболизацию, оживление, видоизменение и акцентирование.

  • Гиперболизация подразумевает намеренное преувеличение образов. Мелкому предмету надо в воображении придать гигантский вид. Он должен предстать в мыслях намного более крупным, чем есть в реальном мире. Например, нужно представить муху огромного размера. Может быть, ей будут присущи параметры орла или даже самолёта.
  • Оживление предмета предполагает придание ему движения. Надолго запомнится самостоятельно движущийся по комнате стол.
  • Видоизменение происходит при преобразовании понятия, но без нарушения значения самого слова. Например, мотоцикл можно в воображении снабдить пропеллером.
  • Акцентирование основывается на мысленном усилении образа посредством выделения важной детали. Можно задействовать карикатуру или шарж. Иногда запоминаемому образу придают свет или звук. Например, во время запоминания слова «шарф» представляют его гудящим и светящимся изнутри.

Можно воспользоваться приёмом «цепочка» и соединить между собой слова, логически не связанные друг с другом. Например, создают цепь образов для запоминания списка покупок.

Чем смешнее и абсурднее получится рассказ, тем лучше он сохранится в голове.

Основные техники запоминания Основные техники запоминания

Система запоминания «Джордано»

Для длительного сохранения в памяти различных чисел, номеров телефонов, адресов, точных дат, топонимических названий, фамилий, имён, отчеств, одной из наиболее эффективных техник признана система «Джордано». Основные этапы включают в себя кодирование деталей запоминаемого материала в зрительные образы, сам процесс последовательного заучивания информации и её закрепление в памяти.

Кодирование в визуальный образ не является самим запоминанием. Это только подготовка к нему. Например, срочно надо зафиксировать в памяти номер телефона 8-914-240-53-03. Он может быть закодирован следующим образом. Восьмёрка представляет собой песочные часы, в которых отражается эпизод, связанный с началом Первой мировой войны.

Следующие 3 цифры запоминают, представляя зрительно ежа с двумя торчащими в разные стороны иглами, к одной из которых прицеплен чайный пакетик, так как цифра «4» похожа на букву «Ч». На другой игле виднеется яйцо, потому что оно по форме напоминает ноль.

По ежу стекает пот. В первой букве слова закодирована пятёрка, а в последней – тройка. Машина скорой помощи, на которой ярко написано «03», увозит заболевшего ёжика.

Сначала выделяют основу будущей ассоциации. Нужно создать 3 части отдельных её звеньев, а потом представить целиком. На образование одной связи обычно уходит 5-6 секунд. Надо запомнить все образовавшиеся связи между элементами созданных в воображении сведений.

Запоминание последовательности ассоциаций происходит 2 способами. Первый предполагает создание ассоциативного ряда из необходимого количества стимулирующих образов. Второй способ подразумевает формирование информационного блока с помощью непосредственно соединённых между собой ассоциаций. Закрепление необходимого материала осуществляется посредством его сознательной проработки в воображении.

Информация закрепляется при использовании приёма активного повторения. Мысленно воспроизводят в памяти все события, связанные с заучиванием номера телефона.

Основные техники запоминания

Законы памяти в психологии

Закон ярких впечатлений воздействует на запоминание. Память всегда реагирует на сильные впечатления, поэтому яркие события запоминаются быстро и легко. Можно без особого труда вспомнить любой очень интересный эпизод, который случился достаточно давно. Надолго остаётся в памяти человек, который выделился экстравагантной одеждой или неординарным поведением. При необходимости заучить какие-нибудь сведения надо придать им яркость и необычность.

Закон значимости информации распределяет сведения по их нужности. Всё, что необходимо для выживания, удовлетворения потребностей, не вызывает никаких проблем с запоминанием. Индивидуальные привязанности, жизненные ценности, хобби, личные эмоции и чувства запоминаются без приложения особых усилий.

Закон мотивации действует при наличии побуждающей силы, большого желания овладеть материалом. Намечающаяся награда в конкурсе или на соревнованиях наделяет сильной мотивацией для выучивания множества различных фактов и сведений. Замечено, что ученикам сложно осваивать именно те предметы, которые, как они думают, им не пригодятся в жизни.

Закон деятельности предполагает перед укреплением информации в памяти произвести какое-либо действие. Это могут быть подсчёты, сопоставления, вычленение главных идей. Можно искусственно включаться в работу над сведениями, поработать с ними. Любые произведённые действия улучшают процесс заучивания.

Изучение настроек и установок перед началом освоения любого материала обязательно. Для рационального применения ресурсов памяти надо подготовиться к его восприятию. Рекомендуется бегло просматривать всю информацию, подлежащую изучению.

Закон предшествующих знаний предполагает опору на накопленный опыт. Связь со знакомым материалом помогает легче усвоить новые сведения. Надо провести параллели, анализ и систематизацию фактов.

Закон взаимовлияния следов памяти предусматривает организацию работы над запоминанием с чередованием мыслительных процессов и коротких пауз, за период которых данные закрепляются в мозговых структурах.

Основные техники запоминания

Другие методики

Многие техники способны повысить эффективность усвоения учебного материала. Важно производить анализ эффективности каждой используемой методики и впоследствии пользоваться наиболее подходящими техниками запоминания.

Для быстрого припоминания заготовленной речи используют эффект края, который помогает воспроизвести начало и конец длинной фразы. Метод локации предполагает привязать к предметам, встречающимся ежедневно по пути на учёбу или работу, необходимые для запоминания понятия. Проложить маршрут можно по своей квартире или комнате.

Метод ОВОД включает в себя 4 основные стадии заучивания материала: выделение основной мысли, внимательное прочтение, обзор и доводку. Сначала предполагается осмысленное чтение нужных данных, сопровождающееся поиском главной мысли, которую записывают на листочке. На следующем этапе внимательно читают ещё раз всю речь с фиксацией внимания на мельчайших деталях и подробностях, которые нужно привязать к основным мыслям текста.

Дальше следуют обзорный просмотр всей речи и составление примерного плана с целью уяснения последовательности нужных фактов. Доводка предусматривает повторение текста по памяти. Сначала воспроизводят основные моменты, затем мысленно восстанавливают подробности. После чего рекомендуют прочесть ещё раз план и отметить упущенные данные.

Основные техники запоминания

Некоторые специалисты предлагают рациональные методы изучения иностранной лексики или трудных терминов во сне. Технология методики предусматривает использование первого часа после погружения в сон и последнего получаса перед пробуждением. Сначала читают слова и прослушивают их в аудиозаписи, затем производится громкое повторение лексики вслед за диктором под сопровождение успокоительной музыки. Через 15 минут обучающийся должен лечь спать. В аудиозаписи следует трёхкратное повторение слов сначала громким голосом, затем он становится всё тише и тише. Утром вновь идёт прочтение лексики с нарастающим звуком.

Метод золотого списка предусматривает двухнедельные интервалы и повторения записей. Вначале заготавливают бронзовый список из 25 слов, зафиксированных в блокноте. Через 2 недели усвоенные слова исключают из списка, 17 слов записывают и опять про них забывают. В 3 список войдёт уже 12 слов, в 4 раз запишут примерно 8 слов. Золотой список формируется путём переписывания забытых слов из серебряного списка. Работа осуществляется по той же схеме.

Существуют специальные техники, рассчитанные на запечатление в голове лиц, имён, отчеств и фамилий. Лучшие из них решают проблему привязки лица к имени, профессии, увлечениям, привычкам с помощью построения ассоциативных связей. Можно создавать образ на основе типовых ассоциаций, связанных с литературными или сказочными персонажами.

Иногда обращаются к этимологическому смыслу имени и образное представление происходит на его основе. С помощью мнемоники легко запоминают портреты учёных, философов, писателей.

Основные техники запоминания

Рекомендации

Школьникам и студентам рекомендуется использовать весь имеющийся потенциал мышления. Желательно не пользоваться шпаргалками и как можно реже использовать интернет для поиска необходимого учебного материала. Надо стремиться воссоздавать нужные сведения самостоятельно с опорой на собственную память.

Любую новую информацию следует пересказывать своими словами, при этом желательно связывать её с приобретёнными ранее знаниями, проводить между ними параллели и ассоциировать с событиями из личного опыта.

Для осмысления объёмных сведений советуют технику чередования. Вначале частично выполняют задания по одному предмету, потом переключаются на другую дисциплину, возвращаясь поочерёдно к предыдущему материалу.

Во избежание хаотического нагромождения событий следует все факты и сведения чётко структурировать.

Основные техники запоминания

Неожиданно простая и действенная техника улучшает запоминание / Habr

И она помогает всем, от студентов до пациентов с болезнью Альцгеймера


Когда вы пытаетесь запомнить новый материал, легко поддаться искушению считать, что чем больше усилий вы приложите, тем больше вы сможете потом вспомнить. Однако периодические перерывы, во время которых вы буквально не должны ничего делать, могут оказаться именно тем, что вам нужно для повышения эффективности. Приглушите свет, сядьте, наслаждайтесь 10-15 минутами тихих размышлений, и вы обнаружите, что вы запомнили только что выученные факты гораздо лучше, чем если бы пытались провести это время более «продуктивно».

Хотя уже хорошо известен тот факт, что при изучении нового нужно знать меру, новое исследование подтверждает, что во время подобных перерывов необходимо стремиться к «минимизации помех» – намеренно избегать активности, которая может помешать деликатному процессу формирования памяти. Никаких дел, проверки электронной почты, веб-серфинга. Вам нужно дать мозгу шанс перезарядиться без всяких отвлекающих действий.

Предлог для того, чтобы ничего не делать, может показаться идеальной мнемонической техникой для ленивых студентов, но это открытие может даже предложить некоторую помощь людям с амнезией и определёнными формами деменции – возможно, это новый способ освоить латентную, не использовавшуюся ранее способность человека обучаться и запоминать.

Замечательные преимущества отдыха без отвлечений, подстёгивающие память, впервые описали ещё в 1900-м году немецкий психолог Георг Элиас Мюллер и его ученик Альфонс Пильзекер. В одном из множества своих экспериментов по консолидации памяти, Миллер и Пильзекер просили испытуемых заучить список бессмысленных слогов. После короткого изучения половине группы сразу давали второй список для изучения – а для остальных делали шестиминутный перерыв перед тем, как продолжить усвоение.

На проверке через полтора часа две группы продемонстрировали крайне различные успехи в деле воспоминаний. Участники теста, делавшие перерыв, вспомнили почти 50% из своего списка, а группа, учившая списки без возможности перезарядки своих умственных батареек, в среднем вспомнила 28% пунктов. Это открытие говорит о том, что наши воспоминания, связанные с новой информацией, особенно хрупки сразу после записи этой информации, из-за чего они сильнее подвержены помехам со стороны следующей, поступающей после них, информации.

И хотя несколько психологов периодически возвращались к этим экспериментам, только в начале 00-х стали известны более широкие последствия этой особенности – их открыло передовое исследование Серджио Делла Сала из Эдинбургского униерситета и Нельсона Коуэна из Миссурийского университета.

Команде нужно было разобраться, можно ли, уменьшив помехи, улучшить память людей, пострадавших от нейрологических травм, например, от инсульта. Используя эксперимент, напоминающий первый опыт Мюллера и Пильзекера, они предложили своим участникам списки из 15 слов и проверили их через 10 минут. В некоторых случаях испытуемые сразу же приступали к выполнению стандартных когнитивных тестов; в других их просили полежать в тёмной комнате, пытаясь не заснуть.

Влияние небольшого вмешательства оказалось более серьёзным, чем кто-либо мог себе представить. Хотя пациенты с самыми тяжёлыми случаями амнезии не продемонстрировали улучшений, другие люди утроили количество слов, которое они могли запомнить – с 14% до 49%, что почти вплотную приблизило их способности к возможностям здоровых людей.

Следующие результаты оказались ещё более впечатляющими. Участников просили послушать истории и дать ответы на вопросы по ним через час. Если им не давали возможности отдохнуть, они могли вспомнить только 7% истории; после отдыха, этот показатель резко увеличился до 79% — астрономическое 11-кратное улучшение в количестве сохранённой информации. Исследователи также нашли сходное, хотя и не настолько впечатляющее, преимущество в случае здоровых людей – на этот раз эффективность воспоминания выросла на 10-30%.

Бывший студенты Делла Сала и Коуэна, Микаэла Девор из Университета Хериота-Уатта, на сегодня провела уже несколько дополнительных исследований, воспроизводящих это открытие во множестве контекстов. У здоровых испытуемых было обнаружено, что короткие перерывы на отдых также могут улучшать пространственную память – например, они помогают лучше вспоминать расположение различных примет в виртуальном пространстве. Что важно, это преимущество сохраняется даже спустя неделю после выполнения задания по запоминанию, и помогает как молодым, так и пожилым людям. Кроме тех, кто выжил после инсульта, преимущества появляются и у людей на ранних стадиях болезни Альцгеймера.

В каждом случае исследователи просто просили испытуемых сидеть в полутёмной тихой комнате, без мобильных телефонов и прочих подобных отвлечений. «Мы не даём им никаких определённых рекомендаций по поводу того, что они должны или не должны делать во время отдыха, — говорит Девор. – Но опросники, заполненные по окончанию экспериментов, говорят о том, что большая часть людей просто позволяет своим мыслям бесцельно бродить».

Во время отдыха не следует напрягать свой разум. В одном исследовании участников просили представлять себе прошлое или будущее событие во время перерыва, что, судя по всему, в дальнейшем уменьшило их способность вспомнить недавно усвоенный материал. Возможно, безопаснее всего будет вообще не напрягать мозг во время отдыха.

Стремимся к тому, чтобы вспомнить всё

Если вам интересно попробовать другие несложные способы улучшить свою память, возможно, вам могут помочь следующие стратегии:

  • Проверьте себя. Так называемая «практика возврата», во время которой вы намеренно заставляете себя вспоминать информацию, гораздо эффективнее пассивного чтения.
  • Разделяйте ваши уроки, подождите несколько недель перед тем, как возвращаться к материалу. Часто лучше подождать момента, в котором вы будете находиться на грани забывания, чтобы не перегрузить мозг данными.
  • Разговаривайте сами с собой. Простое описание события закрепляет его в вашей памяти.
  • Добавьте разнообразия. Иногда полезно смешивать и менять местами темы вашего изучения, чередовать их, вместо того, чтобы учить каждую большими блоками.

Точный механизм работы этого метода пока неизвестен, хотя некоторые намёки были получены благодаря растущему пониманию процесса формирования памяти. Сейчас считается, что после первого кодирования воспоминаний в мозге, они проходят некий период консолидации, закрепляющий их для долгосрочного хранения. Когда-то считалось, что это происходит в основном во время сна, с увеличением объёма коммуникаций между гиппокампом – где память формируется в первую очередь – и корой головного мозга, в процессе, способном создавать и усиливать новые нервные соединения, необходимые для последующего процесса извлечения воспоминаний из памяти.

Повышение активностью ночью может быть причиной того, почему мы часто лучше запоминаем то, что учили перед сном. Но в работе от 2010 года за авторством Лилы Давачи из Нью-Йоркского университета было обнаружено, что такой эффект не ограничивается сном – схожая нервная активность происходит во время периодов отдыха при бодрствовании. В одном исследовании участников сначала просили запоминать пары картинок – сопоставлять лица с объектами или сценами – а затем позволили им прилечь и дать мозгу отдых. Естественно, учёные обнаружили увеличение коммуникаций между гиппокампом и некоторыми участками зрительной коры. Что важно, по её словам, так это тот факт, что у людей, у которых увеличение связей между этими областями проявилось сильнее, оказались лучше и результаты тестов на память.

Возможно, мозг использует любое время отдыха для закрепления того, что он недавно изучил – и уменьшение внешней стимуляции в эти периоды может облегчить данный процесс. Судя по всему, нейрологические повреждения делают мозг особенно уязвимым к помехам после формирования новой памяти, из-за чего такие перерывы особенно благотворно сказывались на жертвах инсульта или болезни Альцгеймера.

Другие психологи позитивно восприняли информацию об этом исследовании. «Эффект подтверждается многими исследованиями, сохраняется в различных экспериментах и задачах на испытание памяти», — говорит Эйдан Хорнер из Йоркского университета. «Это потрясающе». Хорнер согласен с тем, что эти результаты потенциально могут привести к появлению новых способов помочь людям с ограниченными способностями.

С практической точки зрения, говорит он, некоторым людям может оказаться трудно включить достаточное количество периодов отдыха в дневное расписание, чтобы улучшить работу их памяти. Но он считает, что такая техника всё равно может помочь пациенту выучить новую информацию – например, имя и лицо сотрудника социальной службы. «Возможно, небольшой период отдыха во время бодрствования увеличит шансы на то, что они вспомнят этого человека и будут чувствовать себя с ним более комфортно позже». Девор говорит, что ей известен один пациент, которому такие короткие перерывы помогли выучить имя его внука, хотя это свидетельство нельзя назвать строго научным.

Томас Бэйгели из Ноттингемского университета Трента в Британии также высказывает осторожный оптимизм. Он указывает на то, что некоторым пациентам с болезнью Альцгеймера уже советуют заниматься медитацией для облегчения стресса и улучшения самочувствия. «Некоторые из этих техник могут также продвигать отдых во время бодрствования, и стоит изучить вопрос, работают ли они в частности из-за уменьшения помех», — говорит он, хотя, по его словам, это будет трудно сделать в случае людей с сильной деменцией.

Бэйгли и Хорнер согласны, что кроме клинических преимуществ для пациентов, регулярный отдых мозга, без всяких отвлечений, может помочь всем нам чуть получше удерживать в голове новый материал. Всё-таки для многие студентов выявленное улучшение запоминания на 10-30% может означать улучшение оценки на шаг или даже два. «Вы можете включить такой отдых по 10-15 минут в ваши занятия по повторению пройденного, — говорит Хорнер, — и это может стать полезным для вашей возможности вспомнить выученный материал позже».

В эпоху информационного перегруза стоит помнить, что перезаряжать следует не только смартфоны. Нашему мозгу это тоже явно необходимо.

Мнемотехника (мнемоника) для развития памяти взрослым: упражнения для начинающих

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники запоминаются такие объемы информации, которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций. Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

  • Ананас;
  • Барабан;
  • Крокодил;
  • Вентилятор;
  • Кирпич.

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка. Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

Представив в уме такую веселую картинку вы быстрее запомните пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций. Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.

Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.

Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.

Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.

Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.

Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.

Как запоминать списки

Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.

Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.

Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.

Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.

Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:

  1. Столб, фонарь;
  2. Лебедь;
  3. Попа, ухо;
  4. Стул перевернутый, флаг;
  5. Крючок;
  6. Вишня;
  7. Кочерга, клюшка;
  8. Женщина, гитара;
  9. Воздушный шарик;
  10. Гольф.

Второй десяток – по звучанию:

  1. Орден, Бог Один;
  2. Тварь;
  3. Трио;
  4. Черт;
  5. Пятка;
  6. Шест;
  7. Семечки;
  8. Осы;
  9. Дева;
  10. Деспот.

Нам надо запомнить список:

  1. Шуба;
  2. Свекла;
  3. Селедка;
  4. Картошка;
  5. Велосипед;
  6. Колбаса;
  7. Конфеты;
  8. Газировка;
  9. Варенье;
  10. Молоко.

Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.

Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.

Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.

Список:

  1. Телефон;
  2. Карета;
  3. Телевизор;
  4. Кровать;
  5. Осьминог;
  6. Рубашка;
  7. Варежки;
  8. Мышеловка;
  9. Пирог;
  10. Мед.

Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.

Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения

Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.

«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».

Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.

Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.

Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Лучшие книги по мнемотехнике

Артур Думчев «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти»

В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.

Пользуясь советами автора, читатели учатся находить решение сложнейших задач в уме, оперировать цифровыми длиннющими цепочками. Интеллект переходит на новую ступеньку.

Цены на Думчев Артур Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти

Узнать больше о книге

Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей»

В сборнике знаменитого автора, преподавателя стратегий и тактики саморазвития, представлен ряд новшеств и способов, для лучшего запоминания, скорого чтения.

Цены на Роджер Сайп Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей

Узнать больше о книге

Джошуа Фоер «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания»

Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.

Цены на Джошуа Фоер Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания

Узнать больше о книге

Тони Бьюзен «Суперпамять»

Автор предлагает читателю развить способности запоминать, сохранять, воспроизводить. Указания и советы Тони Бьюзена приводят к таким результатам, когда механизм памяти служит долго и безотказно.

Цены на Тони Бьюзен Суперпамять

Узнать больше о книге

Доминик О’Брайен «Как развить Суперпамять»

Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.

Цены на Доминик О’Брайен Как развить Суперпамять

Узнать больше о книге

Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.

Цены на Денис Букин Развитие памяти по методикам спецслужб

Узнать больше о книге

Станислав Матвеев «Феноменальная память. Методы запоминания информации»

Ученые доказали, что способность помнить тренируется еще успешнее, чем бицепсы. Когда вы начали забывать что-либо, надо потренировать головной мозг. Этот пробел биографии легко исправить, если почитать рекомендации чемпиона запоминания среди россиян.

Цены на Станислав Матвеев Феноменальная память. Методы запоминания информации

Узнать больше о книге

Кристин Лоберг, Майк Байстер «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное»

Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.

Цены на Кристин Лоберг, Майк Байстер Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное

Узнать больше о книге

Нил Барнард «Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти»

У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.

Цены на Нил Барнард Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти

Узнать больше о книге

Анхельс Наварро «Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти»

Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.

Цены на Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Узнать больше о книге

Гарри Лорейн, Джерри Лукас «Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти»

Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.

Цены на Гарри Лорейн, Джерри Лукас Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти

Узнать больше о книге

Топ-5 методов запоминания информации — СКБ Контур

Мозг лучше усваивает информацию живую, яркую, образную и вовлекающую. Это значит, что нам нужно сделать информацию, которую мы хотим запомнить, интересной для мозга. Чтобы успешно использовать любую технику запоминания, следует найти то, что работает именно для вас, и правильно определить цели.

Остановимся на некоторых наиболее известных методах запоминания, которые помогут вам, например, быстрее запоминать имена людей, с которыми вы знакомитесь по работе.

Метод локусов

Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Он также имеет ряд других названий: пространственная мнемоника, дворец памяти, чертоги разума, умственная прогулка.

Принято считать, что метод локусов зародился еще в Древнем Риме благодаря ораторам, которым всю информацию для многочасовых выступлений приходилось держать в памяти. Суть метода заключается в визуализации, в привязывании фактов, которые нужно запомнить, к хорошо известным локациям. К фактам может относиться что угодно: иностранные слова, список покупок, имена людей и др.

Как работает метод локусов? Представьте, что вы стоите в своем доме (дворце памяти). Мысленно пройдитесь по этому дому, запоминая его отличительные особенности — их можно использовать для хранения информации, которую вы хотите запомнить. Каждая остановка на вашем пути будет тем самым «локусом», к которому вы можете привязать идею или объект. Например, входная дверь может быть одним локусом, тумбочка в коридоре — вторым локусом, лампа в гостиной — третьим. Если вам нужно запомнить какое-то слово, создайте ассоциацию между этим словом и одним из объектов в доме. Зафиксируйте это в голове. Когда вы будете думать о своем дворце памяти, вы вспомните не только маршрут, но и объекты, привязанные к локациям.

Мнемоника

Этот метод представляет собой совокупность приемов и способов, которые упрощают запоминание различной информации. Обычно он требует больше усилий для эффективного использования, но зато лучше применяется в таких ситуациях, когда нужно запомнить, например, списки или структуры. Например, если вам нужно запомнить список лекарственных препаратов определенного типа, мнемоника поможет вам сделать это лучше остальных методов.

Мнемоника основывается на образовании ассоциативных рядов и последовательностей, когда человек заменяет абстрактные объекты реальными понятиями. Главное — использовать яркие, интересные ассоциации.

В мнемонике можно выделить несколько наиболее известных техник:

  • Акроним: вы составляете комбинацию букв, которая «шифрует» полную информацию для запоминания.
  • Акростих: вы придумываете стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово.
  • Ключевые слова: вы выделяете во фразах ключевые слова. Вспоминая их, вы восстанавливаете в памяти всю фразу.
  • Рифмизация: вы придумываете рифмы, чтобы запомнить слова или цифры.
  • Техника образ-имя (подходит для запоминания имен): вы придумываете любую яркую связь между именем человека и его физическими характеристиками.
  • Формирование цепочки: вы сочиняете историю, в которой слово или мысль, которую нужно запомнить, вызывает цепную реакцию и тянет за собой следующие слова.

Чанкинг-метод (дробление, фрагментирование)  

Это метод подразумевает объединение нескольких элементов, которые нужно запомнить, в одну небольшую группу. Многие люди пользуются им, когда пытаются запомнить номера телефонов, номера банковских счетов, но этот метод может быть использован и для других типов информации. Чанкинг-подход часто отражается в том, как мы записываем номера телефонов — через черточку. Мы делаем это именно так, чтобы лучше воспринимать набор цифр и быстрее их запомнить. Есть разница между восприятием набора цифр: 89265660000 и 8-926-566-0000? Конечно, есть.  

Ключевым принципом, заставляющим эту технику работать, является комбинация предметов на основе семантического кодирования, то есть предметы помещаются в небольшие группы в соответствии с контекстом или каким-то шаблоном.

Например, одни могут группировать свой список продуктов по алфавиту, другие — по типу пищи. В любом случае этот метод успешно реализуется только тогда, когда вы определяете наиболее естественные для себя шаблоны и следуете им.

Интервальные повторения

Суть метода заключается в том, что человек повторяет выученную информацию согласно определенным, постоянно возрастающим интервалам. У этого метода даже есть конкретная формула: Y=2X+1, где Y означает день, когда информация начнет забываться, а X — день последнего повторения. Таким образом, если вы выучили информацию, например, неделю назад, то повторить ее вам нужно будет через 8 дней. При этом потенциал интервала равен бесконечности.

Методика интервальных повторений часто используется вместе с карточками. Наиболее распространенный пример: изучая иностранный язык, вы делаете карточки с незнакомыми словами и затем с определенной периодичностью их повторяете.  

Метод сторителлинга

Если верить исследованиям, то наш мозг настолько любит истории, что хорошее повествование может вызвать высвобождение окситоцина — гормона, который усиливает эмпатию у людей.

Истории охватывают все качества информации, которые заставляют наш мозг любить и запоминать ее: яркие и красочные образы, привлекательные сюжетные линии. Рекламная индустрия постоянно эксплуатирует эти возможности, но вы тоже можете использовать метод сторителлинга для запоминания важной информации. Тем более что он довольно прост.

Смысл метода заключается в том, что вы создаете различные сюжетные линии, которые включают в себя элементы, необходимые для запоминания. В результате эти элементы соединяются в последовательности, и создаются истории, которые мозг лучше усваивает и воспринимает.

Точность повествования имеет мало значения в этом случае. Как и в методе локусов, в случае со сторителлингом важно органично вписать информацию, которая вас интересует, в нить повествования.

Мнемотехника – 5 способов запоминания информации на основе визуализации

Жалуетесь на плохую память? Постоянно забываете о важных встречах и не можете с первого раза купить все в магазине, если забыли список? Пришла пора осваивать мнемотехнику.

Мнемотехника – способы запоминания информации на основе визуализации. Совокупность приемов и методов, с помощью которых можно легко и эффективно запоминать и воспроизводить доступную информацию.

Методика направлена на развитие:

  • воображения,
  • мышления,
  • внимания,
  • слуховой, двигательной, зрительной и других видов памяти.

Задачи мнемотехники:

  • обучение управлению памятью и вниманием;
  • увеличение объема памяти;
  • стимулирование интеллектуального развития;
  • развитие наблюдательности и сообразительности;
  • стимулирование творческой активности.

Существует множество способов применения мнемотехники. Все они помогут запомнить такой объем информации, который еще сейчас воспринимается не запоминаемым.

Этапы освоения методики

Освоение выполняется в четыре этапа:

1. кодировка – собираются абстрактные данные;

2. объединение образов – между несвязанными исходными компонентами устанавливается связь;

3. запоминание последовательности – повторение в любой удобной форме, расшифровка абстрактных данных;

4. направление в «длительную» память и воспроизведение при необходимости.

Такая последовательность помогает обрабатывать любое количество исходных данных

С помощью мнемотехники можно запомнить обширный объем информации, развить «супер-память». Обучение можно начинать в любом возрасте, результат зависит только от количества времени, потраченного на освоение методики и приложенных стараний.

Эффективные техники

Многие из них известны нам со школьной скамьи. Помните, как учили запоминать цвета радуги? С этой целью использовался метод Акростих. По первой букве каждого слова стихотворения можно вспомнить последовательность цветов (Каждый-красный Охотник-оранжевый, Желает-желтый Знать-зеленый Где-голубой Сидит-синий Фазан-фиолетовый).

Существует множество больших и маленьких стихотворений, с помощью которых можно тренировать память. Все помнят, что биссектриса – это крыса, бегающая по углам и разделяющая угол пополам. Все это приемы мнемотехники.

Все это работает с помощью системы образов и ассоциаций. Связь слов с предметами поможет запомнить длинные списки. Еще проще сочинять истории, и чем смешнее, нелепее они будут, тем легче вы запомните фразы и предложения. Вот как собрать в единую цепь такие разные и не связанные между собой слова: апельсин, фортепиано, лев, пылесос, палка? Придумайте историю о том, как апельсин играл на фортепиано, но льву игра не понравилась, он включил пылесос и бросил в апельсин палкой. Чем бредовее получится рассказ, тем прочнее он засядет в памяти.

Цепочка

Можно запоминать несвязанные слова с помощью цепочек, выстраиваемых в уме в виде картинки (по типу виммельбуха). Апельсин лежит на фортепиано, за которым сидит лев, в одной руке которого пылесос, в другой – палка. Такие картинки помогают запоминать множество слов сразу, не только 5 или 10.

Метод цепочки мнемотехникаВиммельбух – детская книга для рассматривания

Локации или метод «Римской комнаты»

Для освоения метода необходимо запомнить нюансы в обстановке своего дома. Все места следует обозначить каким-то числом (входная дверь – 1, вешалка с одеждой или шкаф – 2, держатель для зонтиков – 3, дверь на кухню – 4, обеденный стол – 5 и пр.). Вспоминаем наши слова по порядку; апельсин цепляем на дверь, фортепиано ставим в шкаф (на вешалку), льва усаживаем стеречь зонтики, пылесос ставим около кухонной двери, а палку кладем на обеденный стол. Так тоже можно запоминать несвязанные слова, которые слышали совсем недавно или впервые.

Метод «Римской комнаты» - мнемотехника

Протыкание

Чтобы запомнить определенную последовательность слов, можно прибегнуть к этой технике. Так можно восстановить в памяти список покупок или любой иной перечень несвязанных между собой слов. Если вам требуется приобрести в магазине такие товары:

  • растительное масло;
  • томатную пасту;
  • молоко;
  • яблоки;
  • влажные салфетки;
  • изюм;
  • банку кукурузы;
  • сыр.

Необходимо представить себе картинку, где бутылка растительного масла протыкает банку томатной пасты. Здесь можно нафантазировать, будто из банки протекает красная выжимка из свежих томатов, масло в бутылке окрашивается, смешиваясь с пастой. Чем ярче будет картинка, тем проще в памяти восстановятся эти моменты. Дальше в списке идут молоко, яблоки, влажные салфетки и изюм. Представляем, будто яблоки плавают в молоке, которое насквозь протыкает пачка влажных салфеток с изюмом внутри. Сыр можно представить в виде салата с кукурузой из банки или тоже «проткнуть» одно наименование другим.

Этот метод один из самых простых. Здесь важно включить воображение на полную мощность и представлять самые нелепые вариации объединения разных по виду, форме, цвету и составу наименований.

Мнемотехника - метод протыкание

Созвучия или метод фонетической ассоциации

С помощью этой техники можно запоминать иностранные слова или специальную терминологию. Некоторые слова звучат схоже на разных языках, но могут обозначать разные вещи. Чтобы запомнить слово, нужно придумать созвучное ему из своего лексикона, а затем связать их воедино какой-то яркой ассоциацией. Слово «look» (смотреть) звучит совсем как наш «рыдающий» овощ лук. Подумайте, как вы смотрите на лук, плачете, но все еще не можете отвести взгляд. Смотреть – вот, что важно, когда слышите слово «look» на английском языке.

Метод фонетической ассоциации

Метод Цицерона

В основе техники лежит представление маршрута, где на ярких образах необходимо разместить всю важную информацию. Так, по дороге к офису есть автобусная остановка, небольшой магазин женского белья, автостоянка, вход в метро. Каждый из созданных вами образов прикрепляется на одном из объектов. Так можно запомнить список важных дел или покупок.

На автобусной остановке пусть лежит трубка телефона и огромная перьевая ручка (вам нужно позвонить в службу доставки и заказать канцелярию для офиса). В витрине магазина женского белья разместите ваш рабочий ноутбук с открытой страницей экселя – отчет понадобится уже к обеду. На автостоянке вместо машины стоят клиенты, которым нужно сообщить результаты работы или отправить уведомления. У входа в метро разместился налоговый инспектор, который обещал посетить вас ближе к вечеру.

Так вы не упустите ничего важного, а все дела пройдут быстро и легко.

Мнемотехника метод Цицерона

Матрешка

Техника предполагает вложение образов (ассоциаций) друг в друга, словно в русской народной игрушке. Так можно запомнить список товаров: прикрепить растительное масло на крышку банки с томатной пастой, поместить их в пачку молока, которое находится в пакете с яблоками. Убрать все в пачку влажных салфеток, куда предварительно насыпали изюм, вложить сыр в банку кукурузы и поместить все это все в тот же пакет с яблоками или в коробку с молоком – как вам больше нравится.

У этого приема есть свои преимущества: все образы здесь свободны, можно совмещать их по смыслу, а не друг за другом. Еще с помощью метода «Матрешка» можно запоминать сложные планы (курсовых, дипломных, презентаций). Каждый новый образ закрепляется на какой-то из деталей старого в виде информационных блоков

Метод матрешки - мнемотехника

С чего начать

В начале обучения следует сохранять спокойствие – не все будет получаться сразу, для получения и обработки новой информации понадобится время. Если тревожное состояние будет ассоциироваться с процессом тренировок, результат придется ждать гораздо дольше. Кодирование знаков и символов должно проходить в гармонии с самим собой и окружающими пространством.

Опытные тренеры отмечают, что запоминать разрозненные предметы и совершенно несвязанные между собой цифры сложнее, чем улавливать и устанавливать связь между известными объектами. Проще запоминать новую информацию, если она как-либо связана с уже известной. Яркие, логические, эмоциональные и образные ассоциации воспринимаются быстрее, чем малознакомые объекты, и найти их в памяти потом гораздо проще. И если ассоциативной связи не возникло, ее надо создать искусственно – это и есть суть мнемотехники.

Повторение – залог успеха

Многие люди считают сложным составление ассоциативной цепочки, потому что для запоминания даты или числа, списка или новых слов нужно сочинять целую историю. Но это только сначала трудно, со временем такие процессы будут происходить сами собой, только с помощью вашего воображения.

Любая информация будет стираться со временем, если не применять ее в жизни. Особенно, если она была получена недавно. Благодаря совокупности приемов мнемотехники можно упростить запоминание и предотвратить забывание важных данных.

ВАЖНО: забывание – еще один важный процесс, который идет параллельно с запоминанием. Чтобы мозг мог постоянно обновлять информацию, ему нужно избавляться от ненужной.

Учитывая это, необходимо закреплять важные данные в памяти. Для этого нужно активно их повторять, экспериментировать с методами и техниками. Так, билеты на экзамен или новые иностранные слова следует повторять не только в момент изучения, но еще 3 – 5 дней после этого.

Как правильно повторять

Метод контрольного припоминания – основной способ закрепить в памяти новые данные. Для этого надо сверить изученный материал с первоисточником, чтобы при кодировании информации не «зацепить» ошибочные данные. Благодаря контрольному припоминанию можно гарантировать правильность полученной информации. Если была допущена ошибка – нужно дополнительно повторить информацию, которая была заучена неверно.

Если выполнять до пяти повторений в день, то за месяц получится около 150 процессов закрепления информации – так она прочно «засядет» в памяти и никуда из нее денется.

Существует множество способов запоминания нужной информации. Важно выбрать подходящую для себя технику, чтобы развивать и улучшать память, внимание, восприятие новой информации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *