Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию за два месяца
— Как правильно построить самостоятельную подготовку к ЕГЭ по обществознанию? Как правильно понять, что именно нужно подтянуть, и каков наиболее эффективный алгоритм работы?
— Для самостоятельной подготовки необходимы, кроме обычных пособий и сборников, два типа материалов: книга для чтения и тренажер. Для экзамена по обществознанию, по своему опыту подготовки учеников, хорошо подходит как «Полный справочник по обществознанию» под редакцией П. А. Баранова и С. В. Шевченко любого места и года издания, так и книга А. М. Динаева «Обществознание» — здесь второе издание лучше первого. Я рекомендую для чтения одну из этих двух книг для чтения. Секрет работы с ними заключается в том, чтобы прочитать книгу несколько раз за время подготовки. И каждый следующий «прогон» должен быть интенсивнее предыдущего. Допустим, первый раз вы осилите книгу за месяц, значит, при повторном чтении вам надо будет уложить тот же объем в две недели. В качестве тренажера следует взять тематический сборник заданий (именно тематический, а не типовой) — в нем задания всех видов сгруппированы по учебным модулям.
— Какой, по вашему мнению, составлен удачней? И почему типовой плох?
— В типовом нет ничего плохого. Он ориентирован на другие задачи — с его помощью можно в целом освоиться со структурой экзамена, понять, как он устроен, какие вообще бывают типы заданий. Но если надо отработать само содержание курса обществознания, то нужен именно тематический сборник. В нем задания всех типов сгруппированы по модулям курса: экономика, политика, право и так далее. Наиболее сбалансированный тематический сборник составляют О. А. Котова и Т. Е. Лискова.
— С какими типами заданий или темами на ЕГЭ по обществознанию чаще всего возникают сложности?
— Основные трудности традиционно представляют задания, требующие комплексного применения навыков. Это последние два задания: план сложного типа и эссе.
— Как правильно писать эссе по обществознанию? Какие есть лайфхаки?
— Важнее всего понимать критерии — в этом главный лайфхак. Требуется не свободное рассуждение на заданную тему, но умеренный ответ, в котором эксперт сможет без затруднений найти все пункты по критериям. За значительный объем текста и его художественную ценность никто баллов не добавит — для этого просто нет критериев. Но важно и обратное — если ваш ответ будет по существу верен и ответит на все пункты критериев, но при этом в литературном отношении будет представлять собой аналог полицейского протокола, то оштрафовать вас также невозможно. Вывод — пересчитать количество элементов ответа и строго следовать им по принципу check-list. Элементов пять: краткий ответ (ясно выраженное личное мнение по выбранной теме-высказыванию), два аргумента, два примера.
— А что нужно обязательно иметь в виду, делая задание, предусматривающее план сложного типа? Как к нему подготовиться?
— План сложного типа, если упростить, это всего-навсего план с подпунктами. В отличие, например, от простого линейного плана, где пункты нумеруются подряд по возрастанию, такие хороши при анализе больших объемов текста, скажем, в курсе литературе. Подготовка заключается в том, чтобы выработать навык группировки материала: обозначайте основные вопросы внутри выбранной темы, а затем к каждому вопросу подбирайте детали.
как подготовится самостоятельно к егэ по обществознанию за 1 год, подскажите плиз))))))????я оч на юр. фак хочу)
за год вообще спокойно подготовиться можно, особо не напрягаясь, главное постепенно учи и на откладывай все на последний месяц-неделю, а то потом психовать будешь, по себе знаю) ) учебник боголюбова — классический, соответствует общему федеральному стандарту, там минимум, а если еще доп испытание сдавать будешь, тоже поможет) ) кстати, замечательный учебник под редакцией Кутафина «основы государства и права», сама несколько дней назад по нему готовилась, оч хороший язык, интересно и быстро запоминается еще все рекомендуют марченко, не знаю че они в нем нашли, тягомотно очень, хотя есть многое чего нет в других учебниках. если никуда не торопишься, можно и марченко почитать. много философии там. еще я готовилась по арбузкину, там много лишнего, но тоже полезно в принципе на будущее, если правда на юр фак) ) много информации, которая сложно усваивается) ну еще у меня куча пособий валяется, но я думаю основные, какие читала, я охарактеризовала) ) а там дальше уж на твое усмотрение че скупать) ) ну, и естественно тесты) ) ваще, егэ — это фигня) ) там все просто) ) так что бояться нечего) ) в этом году половина вопрос была не из терминологии, а так…. из жизн опыта. просто общетсво надо знать, в котором ты живешь) ) про книжки это я так написала, из-за ненужного накопленного опыта, которым не с кем поделиться) )
ммм фак хочешь ? )))
я просто брала учебник по программе 10-11 класс и читала от корки до корки. так и поступила. а чтение у меня всего 1 месяц заняло!
почитать учебник, к примеру, Боголюбова для профильных классов. порешать тесты. хотя я в том году за ночь подготовилась, 72 балла (правда, мне все равно это не понадобилось)я тоже учебник читала и еще книжки разные по егэ, все нормально сдала
как делают все школьники ( и правильно делают) — скупают все пособия по подготовке к егэ, прорешивают всю книгу, зубрят ответы… но и читают доп — но что — нибудь. подобное на экзамене все равно попадается. Удачи!!!
Советую сначала купить, когда появятся, тесты ЕГЭ 2011. Потому что именно на них тебе и надо ориентироваться. Тебе надо знать терминологии, чем больше тем лучше. Ещё надо схемы и таблицы знать, они очень хорошо помогают и тоже пригодятся на ЕГЭ. Обществознание очень интересный предмет, надеюсь освоишь…я вообще не готовилась, сдала на 58 баллов))
я просто брала учебник по программе 10-11 класс и читала от корки до корки. так и поступила. а чтение у меня всего 1 месяц заняло!
Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию? РЕКОМЕНДАЦИИ |
ЕГЭ по обществознанию в качестве предмета по выбору сдают многие выпускники. Это, пожалуй, один из наиболее популярных экзаменов. Как готовиться к нему? Как продумать подготовку таким образом, чтобы она была наиболее эффективной? Попробую дать вам, ребята, рекомендации. Они не раз уже оправдали себя, мои ученики сдают ЕГЭ на высокие баллы.
Как готовиться к ЕГЭ по обществознанию?
РЕКОМЕНДАЦИИ
Первый шаг: учите теорию
- Помните, что ответ на любой вопрос начинается со знания ТЕОРИИ. Не зная её, опираясь только на жизненный опыт, много баллов не набрать.
- Ориентиром в море информации станет для вас КОДИФИКАТОР. Он всегда прилагается к демоверсии. В нём чётко указано, по каким темам будет опрос, какие вопросы нужно повторить. Пусть кодификатор всегда будет на видном месте (над письменным столом, на титульном листе ваших конспектов и т.д.)
- Однако кодификатор даёт лишь общие направления тем. В каждой из тем есть множество мелких подтем, которые в нём не указаны. Поэтому нужно стараться изучить хорошо всё, что есть по школьной программе.
Например.
В кодификаторе есть тема: «Ценные бумаги». Какие ценные бумаги нужно знать конкретно? В тестах мы встречаем и облигации, и акции. Даже есть вопросы по поводу того, чем обыкновенные акции отличаются от привилегированных.
Помочь ученикам должны педагоги, репетиторы. Помогут вам, ребята, и мои статьи на сайте.
Помните, что всего 8 тем:
— общество
— человек
— познание
— духовная сфера (культура)
— социальная сфера
-экономика
-политика
— право
Отдельно можно выделить Конституцию РФ. По ней много вопросов. Есть специальное задание — № 16, которое только по данному правовому документу.
- Необходимо хорошо знать термины, понятия. Если вы не можете точно передать своими словами их суть, то просто заучивайте, как правило! Ведь ответы второй части основаны именно на знании терминологии, различных функций чего-либо, типов , видов, принципов.
- Возьмите за правило: ни дня без выученных ТРЁХ терминов. В течение времени их будет предостаточно. А три в день выучить не так уж и сложно. Повторяйте каждый день по ПЯТЬ терминов, понятий, которые вы уже выучили. Составляйте СПИСОК их, по этому списку вспоминайте, повторяйте.
Второй шаг: хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.
- Вы должны чётко знать, ЧТО нужно сделать в том или ином задании. Поймите суть задания, имейте таблицу баллов, которые вы можете получить за выполнение заданий.
- Задания имеют общие принципы. Например, в задании № 1 нужно заполнить таблицу, в задании № 2- найти слов, которое является обобщающим для всех остальных и т.д. Запомнив структуру заданий, вы не будете тратить каждый раз время на их прочтение, а тем более на то, чтобы понять. Всю структуру работы вы должны знать чётко.
я
Третий шаг: выполнение тестовых заданий
- Я всегда говорю своим ученикам, что количество переходит в качество. Чем больше вариантов вы будете выполнять, тем прочнее будут ваши знания, тем лучше сформируются умения .
- Все темы вы уже в той или иной степени проходили . Я считаю, что выполнять нужно и полные варианты, и тематические, на какой бы стадии изучения теории вы ни находились.
- Сколько тестов делать в неделю? На этот вопрос я не отвечу однозначно. Это зависит и от вашей загруженности, и от уровня подготовки. Мои ученики в неделю выполняют сначала по два теста (на уровне изучения материал), а затем, когда в основном теория пройдена — по 3-4. Больше не нужно. Вы просто не успеете. Даже лучше выполнить один тест, но досконально, поняв ответ на каждый вопрос.
- Обязательно разбирайте свои ошибки. Доучивайте материал, по которому они допущены. Мало просто констатировать, сколько ошибок вы сделали в варианте. Важно понять, ПОЧЕМУ сделали, КАК не допустить их в будущем.
- Заведите отдельную тетрадь для тестов. В неё записывайте свои ответы, комментарии к ошибкам. Так вы легче запомните материал. Ведь не зря в народе говорят, что на ошибках учатся.
Таковы общие рекомендации. Основную формулу можно вывести следующим образом.
Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко организованное время для занятий + желание + воля + трудолюбие.
ПРИМЕЧАНИЕ
Я планирую серию рекомендаций, видеоуроков, где подробно объясню, как выполнять конкретно каждый номер заданий на ЕГЭ.
Конечно, это длительный процесс, но к концу года постараюсь всё сделать )))
Пока могу вам предложить теорию на моём сайте . Кстати, первые ШЕСТЬ тем там представлены ПОЛНОСТЬЮ, а по политике и праву дан материал по наиболее трудным темам( сейчас я продолжаю работать над статьями).Так что хорошая основа теоретического материал вам уже предложена- учите.
Что касается тестов, первые попытки их составления уже вы видите на сайте. Я не буду помещать скаченные из каких-то источников. Только авторские варианты буду вам предлагать. Пока эта работа в стадии начала, но и здесь «процесс пошёл».
Итак, рекомендации к действию даны. Готовьтесь. Старайтесь. Стремитесь к успеху! И тогда у вас всё поучится.
С уважением, Вера Александровна.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию на 90+ баллов
Привет всем читателям сайта СДАТЬ-ЕГЭ.РФ! И в этом посте мы с Вами поговорим о том, как наиболее продуктивно готовиться к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Сегодня я расскажу тебе как лучше всего готовиться к экзамену по обществознанию и постараюсь максимально точно ответить на все возникшие у тебя вопросы во время моего повествования =) Так что не стесняйся и пиши все свои вопросы в комментарии.
Вообще обществознание вбирает в себя 8 глобальных разделов общественных наук: человек, общество, духовная сфера, познание, политическая сфера, экономическая сфера или просто экономика, соц. отношения и Ваше любимое право 🙂
В этой дисциплине понятно что задействовано огромное количество различного материала. Не хочу на самом деле тебя пугать, но по моему мнению чтобы приготовиться к ЕГЭ по этому предмету, лучше начать готовиться за два года… Если же ты только начинаешь подготовку, и уже в 11 классе, то просто срочно надо очень серьезно подойти к решению тестов по обществознанию и наработке теории))
Вообще стратегия подготовки к ЕГЭ по обществознанию абсолютно не такая, как по отечественной истории!
Это нужно просто понять! По обществознанию все темы курса собраны в подтемы. Нужно понимать, что темы по обществознанию существуют столь абстрактные, что абитуриенты просто не въезжают в логику материала. И если у тебя нет стандартных фоновых знаний — то готовься к тому, чтобы часть своего пути двигаться в потемках.
Также в обществе есть море определений и процессов, между которыми нужно понять жесткую связь! Если ты не понимаешь, как связаны между собой общественные процессы, даже из той же социальной и политической сфер, если ты не ориентируешься в концепциях развития общества, не понимаешь их… то всё, на тебя ждет натуральная жесть!
К этому добавляется еще то, что тесты ЕГЭ требует не просто знать и уметь ориентироваться в изученном материале, уметь решать простенькие задачи: понимать процессы, уметь считать доходы и расходы =) Загляни в сборник тестовых заданий и поймешь о чем я.
Добьет Вас то, что некоторые темы общества выпадают из школьного курса: Вы просто не успеваете этот материал пройти. В нашем любимом праве мы ориентируемся кое-как, а вопросы об истине, из раздела «духовная сфера» — это просто завальные задания…
Что же делать, спросите Вы меня? Ответ на самом деле очевиден, берете толстое хорошее пособие по дисциплине, пособие с таблицами и пачку бумаги. Читаете материал из книжки, затем повторяете по табличкам, решаете тематический тест. О том, как выбрать пособие для подготовки, мы уже писали здесь.
Ну что я могу тебе порекомендовать:
Пособие преподавателя МГУ, Михаила Марченко «Обществознание»
[urlspan]ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ ПОСОБИЯ =>>[/urlspan]
Со схемами рекомендую вот такую книжку:
[urlspan]ПЕРЕЙТИ НА СТРАНИЦУ ПОСОБИЯ =>>[/urlspan]
Думаю, что мои рекомендации помогут Вам понять куда необходимо двигаться в подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Подписывайтесь на обновления нашего сайта СДАТЬ-ЕГЭ.РФ, чтобы не пропустить выхода нового материала! Ну а я с Вами прощаюсь! До скорых встреч в следующих постах)
Перейти к следующему посту =>>
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию: способы лучше усваивать информацию
Хорошо сдать ЕГЭ – актуальнейшая задача для каждого выпускника школы. По статистике, очень многие вузы требуют сдачи обществознания, эта дисциплина на протяжении уже нескольких лет занимает первое место по востребованности. Как же подготовиться к экзамену наилучшим образом?…
Вконтакте
Google+
Мой мир
Какие темы встречаются?
Многим кажется, что обществознание – это самый лёгкий учебный предмет. Объясняют это тем, что многие задания можно решить исходя из собственного жизненного опыта. Однако это не так, и на высокий балл, не готовясь, написать никак не получится. Чтобы ЕГЭ по обществознанию не было сложным, необходимо знать большой объем материала и интересоваться общественной и культурной жизнью. Можно выделить общие темы, встречающиеся в экзамене.
- Политика. В заданиях по этой теме встречаются вопросы о государственном устройстве, политическом строе, его влиянии на личность.
- Право. Тем, кто желает сдать ЕГЭ по обществознанию на высший балл, необходимо знать основные законы РФ. В первую очередь, нужно ознакомиться с Конституцией. Необходимы также знания о правонарушениях, договорах, правах и свободах, административной и судебной системе страны.
- Социальные отношения. Здесь потребуются знания о социальных институтах, таких, как, например, семья, о международных и межличностных отношениях.
- Человек и общество. Необходимы знания о культуре и взаимодействии человека с ней и окружающим социумом.
- Экономика. Необходимы знания об основных экономических процессах и понятиях, например, о видах собственности, о налогах и экономике предприятия.
В первых двадцати заданиях необходимо выбрать один или несколько вариантов ответа. В них могут использоваться, в том числе, таблицы, диаграммы, результаты социальных опросов. Ещё десять заданий требуют умения анализировать, правильно строить высказывания и приводить убедительные аргументы. Заключительное задание – эссе. Чаще всего даётся несколько цитат различных деятелей, и из списка необходимо выбрать одну и раскрыть её.
Это интересно: сайт ГТО, регистрация для получения номера.
Как сдать ЕГЭ по обществознанию?
Когда изучен список тем, требующих изучения, можно приступать непосредственно к подготовке. Подготавливаться самостоятельно, несмотря на возможную подготовку в школе, не только можно, но и обязательно необходимо. Есть две основных проблемы, с которыми сталкиваются ученики: неспособность усвоить материал и сильный психологический дискомфорт, перерастающий в панику. Рассмотрим, как бороться с каждой из них.
Это интересно: что такое кадетская школа, как в нее поступить учиться?
Как лучше усваивать информацию
Существует великое множество способов лучшего усвоения информации. Рассмотрим некоторые пункты, которые помогут готовиться к экзамену максимально эффективно.
- Требуется систематичность. За один день подготовиться к экзамену и сдать его на высокий балл точно не удастся, поэтому можно создать себе расписание. Например, заниматься час-полтора в день пять дней в неделю. Переусердствовать и стараться усвоить максимум информации за короткий срок не стоит – чаще всего такая «быстрая» информация не укладывается в памяти надолго.
- Для подготовки к ЕГЭ обязательно работать с тестовыми вариантами. Существуют сайты, которые позволяют совершенно бесплатно решать задания из базы ЕГЭ и дают пояснения к этим заданиям. Так ученик будет понимать, что его ждёт на экзамене, и сможет примерно оценить свои силы.
- Для большинства информация лучше усваивается в виде схем и таблиц, поэтому стоит чертить их, особенно в сложных темах.
- В обществознании очень много терминов, часть из которых обязательно встретится в экзамене. Их стоит выписывать в отдельную тетрадь-словарик, причём отдать предпочтение лучше тетради на пружинке – практика показывает, что работать с таким конспектом удобнее.
- Разделив материал на блоки, не нужно стараться вызубрить всё и сразу. Лучше изучать материал последовательно, по темам.
- Чтобы сделать подготовку удобнее, можно использовать школьные учебники. В них информация уже структурирована, к тому же чаще всего вопросы ЕГЭ касаются именно школьного курса.
- Готовясь к написанию эссе, необходимо изучить, как за него начисляются баллы, чтобы понять, какой должна быть его идеальная структура. Так, необходимо использовать термины и ссылки на известных авторов и известные события, показывая свою компетентность в этом вопросе.
- Лучше усваивается та информация, которая была не просто прочитана, но и услышана от другого человека, а ещё лучше – обсуждена с ним. Нелишним будет дискутировать с друзьями по поводу изученной информации – это сделает подготовку не только интереснее, но и полезнее.
- После того как тема изучена, полезно будет пересказать её себе, причём – вслух. Так будет задействована ещё и слуховая память.
- К трудно запоминаемым терминам или фактам можно попробовать подобрать ассоциации, которые запомнятся легко. Главное, помнить, что это лишь ассоциация, и не путаться, особенно в эссе.
- Зубрёжка – не лучший выбор. Требуется понимание предмета, в том числе терминов. Ведь заучивают не слова, а то, что за ними стоит.
Это интересно: как правильно оформить титульный лист проекта?
Как психологически подготовиться к ЕГЭ
Очень часто неправильные ответы на вопросы обусловлены не незнанием материала, а тем, что ученик находится в состоянии паники. Есть несколько психологических моментов, на которые требуется обращать внимание.
- Первое правило спокойной подготовки – готовиться заранее. Так удастся избежать спешки и, как следствие, паники.
- Важно помнить, что экзамен – это всего лишь экзамен. Да, его результаты очень важны, но полностью решить жизнь ученика, как порой пугают преподаватели и даже родители, он не может. В любом случае, пребывая в спокойном состоянии, куда больше шансов сдать ЕГЭ на высокий балл.
- Когда на работу настроиться особенно сложно, можно попробовать выбрать наиболее интересную для себя тему для подготовки в этот день.
- Не стоит забывать о физических потребностях: спать, есть, гулять. Это не только не помешает учёбе, но и поможет ей, ведь здоровому и бодрому человеку намного легче усваивать новый материал.
- Тем, кто постоянно отвлекается на внешние факторы, например, телефон, можно посоветовать полностью отключить их.
- Стоит отметить, что на экзамене нужно успокоиться и внимательно читать вопрос. Например, иногда ученики выбирают противоположный ответ, не заметив частицу «не» в задании.
- Чтобы избежать паники и разочарования, нужно поставить реально выполнимую цель. Будущему абитуриенту необходимо узнать, сколько примерно баллов необходимо набрать для поступления в выбранный вуз, и подумать, сможет ли он это сделать. Пусть ученик не сдаст ЕГЭ на 300 баллов, но для того, чтобы поступить в выбранный вуз, ему может быть достаточно около 180.
- Во время написания эссе и ответов на открытые вопросы, нужно стараться отвечать чётко, без «воды». Формулировать мысль следует на черновике.
- Правило, известное почти всем школьникам и студентам – сначала выполняют те задания, которые не вызывают затруднений, чтобы сэкономить время и силы.
Заключение
Сложно ли сдать ЕГЭ по обществознанию? Нет, если настроиться на учёбу и соблюдать принципы, изложенные выше. Вряд ли самостоятельная подготовка вызовет в этом случае затруднения. Правильный подход к изучению информации и спокойствие – главные ключи к наивысшим баллам.
«Подготовиться к ЕГЭ за полгода или за год невозможно»
Аббревиатура «ЕГЭ» у многих ассоциируется в первую очередь с неприятным словом «натаскивание» — будь то школьники, родители или учителя. Директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова считает, что для успешной сдачи ЕГЭ натаскивания не достаточно. Мы поговорили с ней о главных изменениях экзамена за десять лет, soft skills в ЕГЭ и о том, должны ли в школе готовить к главному экзамену.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Какие принципиальные изменения в содержании экзамена произошли за эти годы?
Нужно понимать, что сейчас содержание экзамена построено на требованиях стандарта 2004 года. В нём чётко прописано, что должны знать ученики в каждой предметной области по завершении каждого уровня образования. Дети, которые перешли на обучение по новым стандартам, будут сдавать ЕГЭ только в 2022 году. Поэтому содержание экзамена меняется в соответствии с требованиями стандартов следующего поколения — меняется то, что мы выносим на проверку.
За эти десять лет в моделях заданий мы ушли от тестирования с выбором одного ответа и увеличили в ЕГЭ долю развёрнутых ответов. Они предполагают, кроме знания материала, больше творчества, демонстрацию своих умений. Здесь присутствуют и метапредметные акценты: умение работать с информацией, представленной в разных формах, формулировать и аргументировать своё мнение. Так, например, в последнем задании ЕГЭ по русскому языку в этом году произошло изменение, предполагающее работу с незнакомым текстом, а не заготовленным литературным материалом, — это позволит уйти от шаблонности мышления при выполнении этого задания. Теперь там требуется аргументация собственного мнения, с опорой на представленный текст. Кажется, что это маленький нюанс, но он важный, и таких акцентов во всех предметах добавлено очень много.
За это же десятилетие изменился экзамен по математике. Разошлись направления: есть базовая — математика «для жизни», как её называют наши эксперты, и есть математика для тех, кто продолжит обучение в профильных вузах. У нас есть ребята, углублённо изучающие математику, и гуманитарии. Тем не менее все должны обладать достаточными математическими знаниями для использования в повседневной жизни.
Если говорить о совокупности изменений за десять лет, то мы ставим акценты не только внутри экзамена
Например, итоговое сочинение, которое появилось вне рамок ЕГЭ, влияет на качество развёрнутых ответов в экзамене по русскому языку, литературе, в обществознании, в других гуманитарных предметах. Потому что в сочинении мы сделали упор на размышление, на доказательство своей точки зрения, на грамотную письменную речь — на то, что необходимо для оценки компетенций выпускника. Не могу сказать, что сейчас идеальный баланс достигнут, потому что экзамен — это развивающаяся система. Он будет меняться вслед за изменениями в системе образования.
Вы сказали, что задания сейчас становятся более творческими. При этом много говорят о цифровой проверке результатов. Как совместить эти две тенденции? Разве машина может проверять творческие задания?
Естественно, с приходом цифровых технологий в сферу образования надо думать об их использовании в массовой оценке. Но когда мы говорим о том, что цифровые технологии могут применяться при проверке развёрнутых ответов, мы имеем в виду предметы, в которых это реально и оправданно. Например, информатику.
Никто не говорит о том, что мы сразу начнём проверять сочинения с помощью цифровых технологий и искусственного интеллекта
Безусловно, ещё долгие годы это будет делать человек, потому что сочинения связаны с мнением, носят личностный характер. И доверять их оценку только машине пока, разумеется, рано.
Внедрение новых цифровых технологий — это долгий и ответственный процесс. К чему мы придём через десять лет? Какие возможности нам подарит научно-технологический прогресс? Мы пока не знаем, но об этом стоит думать. Сейчас перед нами не стоит задача загнать все ответы под шаблон, который сможет проверить машина. Мы вообще не за шаблоны.
Мир за последние даже пять лет очень сильно изменился. Сегодня все говорят о так называемых soft skills. Как эта тенденция внедряется в ЕГЭ?
Знаете, это очень интересный вопрос. Я надеюсь, что с вашей помощью удастся объяснить, что в ЕГЭ, собственно, многое уже заложено. Soft skills, мягкие компетенции, — это термин, который обычно принято рассматривать в контексте профессиональных умений. Что нужно работодателю? Чтобы сотрудник владел определённой базой знаний, набором профессиональных навыков и ещё вот этими soft skills, в том числе умел работать в условиях чёткого тайминга, работать в команде. Очень правильный подход. Все уровни образования должны работать на развитие этих компетенций, хотя в первую очередь профессиональное образование, конечно.
Давайте рассмотрим в контексте ЕГЭ реализацию умения коммуницировать, взаимодействовать, доказывать свою точку зрения, вежливо, корректно высказаться по определённой проблеме. Что есть сейчас? Вопросы экзамена, особенно в гуманитарных предметах, носят характер, скажем так, условного диалога благодаря заданиям с развёрнутым ответом. В заданиях ставится вопрос или проблема, и мы просим участников ЕГЭ показать своё умение рассуждать по заданной теме, привести аргументы в контексте изученного теоретического материала. При этом участник может соглашаться или спорить, но при этом доказывает и приводит аргументы.
Сказать, что soft skills проверяются в ЕГЭ, было бы неправильно. Но элементы включения оценки некоторых компетенций, безусловно, есть
Критерии оценки ЕГЭ построены так, что даже в точных науках даётся вариант: «Возможно другое решение». В этой ситуации эксперту необходимо внимательно отнестись к тому нестандартному способу решения, которое предложил участник экзамена. Понять, решает ли он поставленную задачу, пришёл ли он к ответу, который можно считать правильным, насколько интересен его ход решения в принципе. И продемонстрированная участником ЕГЭ креативность мышления может помочь получить высокий результат.
Так что элементы soft skills в ЕГЭ есть, нужные акценты присутствуют в контрольных измерительных материалах (КИМ), и, естественно, эта тенденция будет усиливаться.
Почему же тогда к ЕГЭ есть вечная претензия про «зубрёжку»?
В любом предмете есть теоретические знания, и от этого мы не уйдём никуда. Отказаться от слова «знать» у нас не получится, потому что фундамент знаний должен быть заложен. Нужно выучить таблицу умножения, чтобы потом применять это знание при решении математических задач, а ещё решить задачу, которая будет связана с жизнью, например рассчитать количество рулонов обоев для ремонта.
Когда учителя говорят на уроках: «Давайте мы с вами потренируемся», все воспринимают это как натаскивание на ЕГЭ. Но почему?
Например, задание: выделить в тексте главную мысль и выразить своё отношение к авторской позиции — это умение, которое развивает учитель в процессе всего обучения предмету. И в этом нет ничего плохого, даже если учитель увидел такое задание в КИМ ЕГЭ и использует подобные задания на уроке.
Часто говорят, что в 11-м классе вся страна готовится к ЕГЭ. Но, во-первых, подготовиться к ЕГЭ за полгода или за год невозможно. Можно только попробовать запомнить какие-то базовые элементы по предмету. Это работа на минимальный балл. Но контрольные измерительные материалы рассчитаны на проверку ещё и другого: как ты умеешь свои знания применять?
Иногда приходится сталкиваться с претензиями к натаскиванию на ЕГЭ, тиражируемыми в СМИ. Нередко такие претензии звучат от коллег, которые сами в руки демонстрационные варианты ЕГЭ не брали ни разу. А когда мы открываем их, например, по обществознанию, то сразу становится понятно, что на него невозможно натаскать. На какое-то количество базовых заданий — да. Ну будет выпускник знать термины и понятия, сможет их раскрыть — уже неплохо. А как ему всем этим пользоваться — это уже другое, более сложное умение. Понимает ли он взаимосвязь, может ли установить соответствия, находит ли нужную информацию в источниках и многое другое. И натаскать на это не получится. Можно только освоить эти умения в течение всех школьных лет.
Как, на ваш взгляд, подготовка к ЕГЭ должна быть интегрирована в учебный процесс?
На мой взгляд, слово «ЕГЭ» в школе не должно звучать как цель обучения. Есть обучение, и оно идёт в соответствии со стандартом, с программами, на основе учебно-методических комплексов. Не нужно учить детей «сдавать ЕГЭ», нужно учить детей знать и уметь. А ЕГЭ — это средство измерения, градусник, если хотите.
В нашей системе это как болезнь: стремление всё время к чему-то «готовить». Появилось итоговое собеседование — готовим к собеседованию
Задумайтесь: к чему готовим? Поговорить на разные темы — ну так ведь с родителями диалог есть, с учителями тоже, с друзьями. Все постоянно находятся в диалоге, а мы к этому специально «готовить» решили. Если просто учиться, каждый день открывая новое, вовремя восполняя свои пробелы, для школьника и ЕГЭ не будет проблемой.
Из того, что мы слышим от учителей и учеников, есть ощущение, что пока так не происходит.
Очень жаль! Надо отдать должное Минпросвещения и Рособнадзору за то, что они ввели систему всероссийских проверочных работ (ВПР), несмотря на то что были возражения и недовольство тем, что вводят контроль в других классах, кроме 9-го и 11-го. Замысел, например, ВПР в 11-х классах как раз в том, что выпускник сдаёт предметы, которые не выбирает для ЕГЭ. Это не даёт возможности сужать обучение в старших классах только до 3–4 предметов, по которым сдаётся ЕГЭ. ВПР — не что иное, как некоторый срез и подведение итогов обучения. Среднее общее образование предполагает достижение определённого уровня не только по тем предметам, которые выбраны для ЕГЭ и которые нужны для получения профессионального образования. Это общая культура.
Как вы реагируете на обратную связь, которую получаете каждый год после экзаменов от учителей и учеников?
У нас есть два направления работы со всем массивом данных по экзамену. Первое — предоставить системе образования методические рекомендации, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ. Второе — совершенствование экзаменационных моделей. Мы вводим штатные изменения, оттачиваем критерии оценивания развёрнутых ответов. В августе мы приступаем к разработке новых материалов для следующего цикла. После завершения цикла ЕГЭ мы обрабатываем и анализируем стандартные ошибки, пишем методические рекомендации. Но надо понимать, что это типичные ошибки в среднем по стране. В каждом регионе свои особенности, поэтому учителя дальше перерабатывают общие методические рекомендации с учётом своего регионального и школьного контекста.
Во время проведения ЕГЭ у нас работает горячая линия, где мы консультируем экспертов предметных комиссий каждого региона. По заданным вопросам мы понимаем, что нужно откорректировать в рекомендациях и инструкциях. Мы постоянно взаимодействуем со всеми участниками процесса, проводим многочисленные онлайн-встречи и с экспертами, проверяющими развёрнутые ответы, и с учителями-предметниками.
Ежегодно проходит общественно-профессиональное обсуждение проектов экзаменационных моделей. В конце августа мы размещаем на своём сайте проекты демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов ЕГЭ, которые мы разработали для следующего цикла экзаменов. И ещё полтора-два месяца, до середины октября, идёт их обсуждение, где на адрес ФИПИ могут написать учителя, родители — кто угодно. Все замечания, которые мы получаем, рассматриваются на научно-методических советах, которые возглавляются крупными деятелями в каждой предметной области. С нами работает большой пул разных экспертов по каждому предмету.
Сама разработка экзамена — это узкая специфическая область, которой должны заниматься специалисты. Но мы постоянно опираемся на мнение профессионального сообщества и признательны за любую реплику, даже если она, скажем так, спорная или отрицающая. Если есть сигнал, значит, к нему надо отнестись внимательно.
По итогам 2018 года что было изменено в ЕГЭ-2019?
Были произведены незначительные коррективы по предложениям специалистов. Например, критерии оценивания и инструкции для экспертов меняются исключительно по запросам самих экспертов. Это постоянные, штатные изменения, которые мы регулярно делаем.
Одно из новшеств — китайский язык. Расскажите, в каком состоянии сегодня этот экзамен?
Он был введён решением Министерства образования и науки и был поддержан Рособрнадзором. Задача была сложная. У нас есть предмет — иностранный язык. Самыми востребованными и включаемыми в государственную итоговую аттестацию много лет были английский, немецкий, реже французский, испанский языки. Соответственно, когда появилась потребность включить в ЕГЭ китайский язык, перед нами встал вопрос, как сделать адекватный инструмент для его оценки.
Китайский язык отличается от языков, которые я перечислила. Это тоновый язык, он абсолютно другой. Критерии оценивания, которые есть в других языках, не могут быть в полной мере применены в китайском. В английском языке, например, не все слова в тексте могут быть понятны участнику экзамена, но он из контекста всё равно поймёт, о чём идёт речь. В китайском языке это невозможно, потому что каждый иероглиф несёт свою информацию. Если ты не знаешь какой-то один иероглиф, есть риск не понять смысл прочитанного текста.
Мы работали со специалистами в области китайского языка, в том числе из МГИМО, МГЛУ, МГПУ, где есть кафедры востоковедения. Проект до введения в ЕГЭ шёл несколько лет, пока мы пробовали разные подходы к построению измерителя, апробировали разные модели. По результатам мы получали обратную связь, благодаря которой дорабатываем экзамен и сегодня. Я думаю, что точку мы ещё не ставим. Да, в этом году какое-то количество детей получит возможность сдать китайский язык. В дальнейшем работа по совершенствованию модели экзамена и отдельных заданий продолжится.
Какие задачи вы для себя сегодня ставите в работе с содержанием ЕГЭ в ближайшем будущем?
С точки зрения содержания экзамена перед нами сейчас стоит важная задача. В 2010 и в 2012 году были приняты федеральные государственные образовательные стандарты. Их до сих пор называют «новыми стандартами». Так вот, дети, которые начали учиться по этим стандартам, будут сдавать ОГЭ в 2020 году, а в 2022 году — ЕГЭ. В стандартах 2010–2012 годов заданы новые акценты: системно-деятельностный подход к обучению, усиление его практико-ориентированности, в большей степени акцент на планируемый результат. Соответственно, задача ФИПИ — предложить модели экзаменов, соответствующие этому стандарту.
Мы уже эту работу начали. Широкое общественное обсуждение новых моделей ОГЭ по семи предметам состоялось осенью. Сейчас у нас практически готовы остальные предметы, и наша задача — перевести ОГЭ к 2020 году на новые рельсы и продемонстрировать в контрольных измерительных материалах новые акценты. Одновременно с этим процессом мы начинаем то же самое делать с ЕГЭ, то есть содержательно он тоже будет меняться к 2022 году.
Здесь важно понимать — это государственная итоговая аттестация, поэтому все изменения должны носить эволюционный характер
По сути, уже сейчас можно сказать, что действующие КИМы включают в себя некоторые задания, соответствующие требованиям стандарта нового поколения. Перед нами задача усилить практическую составляющую заданий.
Чрезвычайно интересно проектировать развитие ЕГЭ в условиях большей компьютеризации. Сейчас речь идёт о переводе в компьютерную форму, как минимум ЕГЭ по информатике. Но мы мечтаем и о более глобальных изменениях. Если нам удастся использовать компьютер и в естественно-научных предметах, это даст нам возможность использовать в ЕГЭ формат виртуальных экспериментов. Безусловно, внедрить это в государственную итоговую аттестацию можно будет только тогда, когда мы вместе с Рособрнадзором убедимся, что это реально сделать во всех регионах. Но как только технологии будут отработаны, мы уверены, наши красивые идеи осуществятся и нам удастся реализовать в государственной итоговой аттестации более современный и интересный компьютерный формат контрольных измерительных материалов.