Мхк культура это – «В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО.. Мировая художественная культура – это множество культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Мировая художественная культура — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2016; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2016; проверки требуют 8 правок.

Мировая худо́жественная культу́ра (МХК) — в российском образовании учебный предмет в школе и высшей школе, изучающий основы художественной культуры.

Автором предмета была Лия Михайловна Предтеченская, начавшая преподавание курса МХК в ленинградской школе № 397 в 1960-х годах. По её же инициативе началось внедрение курса в школьную практику. Решением Министерства Просвещения РСФСР с 1977 года курс МХК преподавался как экспериментальный вариант обязательного предмета в старших классах общеобразовательной школы, а с 1988 года — уже как обязательный учебный предмет в старших классах общеобразовательной школы.

В начальной школе преподаются основы предмета, родное искусство. В 5—6 классе преподаётся художественная культура древнего мира. В 7 классе преподаётся художественная культура Средневековья. В 8 классе художественная культура неевропейских стран. Может также преподаваться русская художественная культура. В 9 классе преподаётся мировая художественная культура XX—XXI веков. В 10—11 классах идёт повторение изученного и более глубокое изучение пройденного в 5—9 классах. В высших учебных заведениях предмет изучается глубже по регионам и странам.

  • Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура в старших классах общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. — Выпуск 1. — 1978. — С. 151—234.
  • Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы (VIII—X классы) (с краткими методическими рекомендациями). — М.: НИИ школ, 1983. — 144 с.
  • Предтеченская Л. М. Метод художественно-педагогической драматургии в системе организации преподавания курса МХК // Музыка в школе. № 4. 1984.
  • Предтеченская Л. М. Методика преподавания мировой художественной культуры в 8 классе. — М.: НИИ школ, 1984.
  • Предтеченская Л. М. Методика преподавания мировой художественной культуры в 9 классе. — М.: НИИ школ, 1985.
  • Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура — пути становления предмета // Искусство в школе, № 1. 1992. — С. 3 −10.
  • Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательной школы VIII—X (IX—XI) классов (с краткими методическими рекомендациями). — М.: НИИ школ, 1987. — 92 с.
  • Алексеева Л. Л. Предмет «Мировая художественная культура» в старшей школе: история и реальность // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования». № 1. 2011.
  • Пешикова Л. Мы выбираем программу Предтеченской // Искусство. № 12, 13. 2009. — 1 часть статьи, 2 часть статьи

Мировая художественная культура — Википедия. Что такое Мировая художественная культура

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Мировая худо́жественная культу́ра (МХК) — в российском образовании учебный предмет в школе и высшей школе, изучающий основы художественной культуры.

Автором предмета была Лия Михайловна Предтеченская, начавшая преподавание курса МХК в ленинградской школе № 397 в 1960-х годах. По её же инициативе началось внедрение курса в школьную практику. Решением Министерства Просвещения РСФСР с 1977 года курс МХК преподавался как экспериментальный вариант обязательного предмета в старших классах общеобразовательной школы, а с 1988 года — уже как обязательный учебный предмет в старших классах общеобразовательной школы.

В начальной школе преподаются основы предмета, родное искусство. В 5—6 классе преподаётся художественная культура древнего мира. В 7 классе преподаётся художественная культура Средневековья. В 8 классе художественная культура неевропейских стран. Может также преподаваться русская художественная культура. В 9 классе преподаётся мировая художественная культура XX—XXI веков. В 10—11 классах идёт повторение изученного и более глубокое изучение пройденного в 5—9 классах. В высших учебных заведениях предмет изучается глубже по регионам и странам.

Литература

  • Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура в старших классах общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. — Выпуск 1. — 1978. — С. 151—234.
  • Мировая художественная культура. Программа экспериментальных курсов для общеобразовательной школы (VIII—X классы) (с краткими методическими рекомендациями). — М.: НИИ школ, 1983. — 144 с.
  • Предтеченская Л. М. Метод художественно-педагогической драматургии в системе организации преподавания курса МХК // Музыка в школе. № 4. 1984.
  • Предтеченская Л. М. Методика преподавания мировой художественной культуры в 8 классе. — М.: НИИ школ, 1984.
  • Предтеченская Л. М. Методика преподавания мировой художественной культуры в 9 классе. — М.: НИИ школ, 1985.
  • Предтеченская Л. М. Мировая художественная культура — пути становления предмета // Искусство в школе, № 1. 1992. — С. 3 −10.
  • Мировая художественная культура. Программа для общеобразовательной школы VIII—X (IX—XI) классов (с краткими методическими рекомендациями). — М.: НИИ школ, 1987. — 92 с.
  • Алексеева Л. Л. Предмет «Мировая художественная культура» в старшей школе: история и реальность // Педагогика искусства. Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования». № 1. 2011.
  • Пешикова Л. Мы выбираем программу Предтеченской // Искусство. № 12, 13. 2009. — 1 часть статьи, 2 часть статьи

это… Мировая художественная культура. МХК: эпоха Возрождения

Искусство и развлечения 21 июля 2014

Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.

Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.

Определение культуры

Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, – это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники декоративно-прикладного искусства, а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.

Роль МХК как учебного предмета

В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.

Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.

Как учебный предмет МХК — это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.

Понятие культурной эпохи

Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.

Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.

Что такое эпоха Возрождения

Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.

После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.

Периодизация

Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии – на родине Ренессанса – были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).

Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.

Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое Северное Возрождение, где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.

Философская и религиозная составляющие Возрождения

Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.

Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.

Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также возрождение нравственности человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.

Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме

Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».

В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.

Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека

В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в монументальной живописи.

В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.

Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.

В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи — создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.

В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.

Титаны Ренессанса

Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.

Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.

Среднее, или Высокое, Возрождение представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи — художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.

Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк – живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.

Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.

Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, история не терпит сослагательного наклонения. И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.


Источник: fb.ru

Мировая Художественная Культура — что это такое? Что такое культура? Виды искусства. Видео

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня мне бы хотелось посвятить вас в общее понятие Мировой Художественной Культуры. Думаю, многим будет это интересно. И начнем мы с определения, что же такое МХК. Далее я продолжу развивать эту тему, и мы посмотрим и узнаем много стилей живописи и архитектуры. А сейчас, давайте определим, что же такое культура? Культура – это все то, что человеком создано в результате его материального и духовного развития. Это не только процесс, но и сам процесс творческой деятельности людей, в результате которого меняется и человек и окружающий его мир. Так же основной задачей культурной деятельности человека является познание и преобразование мира. Ведь даже в каменных джунглях человек пытался преобразовать окружающий его мир – убил мамонта, вот тебе и ковер на стену. Первые первобытные картины тоже являются следствием культурного развития человека. Но о Первобытной культуре мы узнаем в следующей статье.

↓ «Новый вид искусства» — Видео ↓

Понятие «культура» можно поделить на два раздела: материальная и духовная. Что такое материальная культура?! Это материально-производственная деятельность человека и ее результаты. Иными словами – это все то, что создал человек, и мы можем это потрогать, понюхать, лизнуть.  Духовная же культура тоже делится на два подвида – духовный продукт и духовные ценности. Духовный продукт – это духовный мир каждого человека и его деятельность по созданию духовных ценностей. А ценностей у него три: наука, искусство и нравственность. Надеюсь, всем знакомо, что это и не надо давать эти понятия. Ю.М. Лотман сказал: «В подлинной культуре ничего не умирает». Давайте подумаем, что он имел в виду. Наверное, если обычный человек внесет что-то новое, не виденное раньше, в культуру, то это никогда не умрет. Может, будет забыто, но не умрет. Об этом вспомнят и возродят! Так всегда бывает…

Приведу еще одно высказывание. Т. Манн сказал: «Искусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству». А что такое искусство? Искусство – одна из форм общественного сознания, которая представление о мире и человеке выражает через художественные образы. В отличие от науки, которая опирается на формулы, законы и понятия. А что дает искусство людям? Во-первых, это сила, которая способна объединить людей. Во-вторых, оно занимается вечными проблемами человечества. Ведь, например, проблема отцов и детей никуда не делась. И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и много других русских и зарубежных писателей освещали эту проблему в твоих романах/повестях/рассказах. А это один из видов искусства. В-третьих, искусство отражает закономерности развития общества. В-четвертых, развивает кругозор человека, его внутренний мир. И, наконец , в-пятых, дает творческий потенциал. Много художников или композиторов творили под влиянием того или иного потрясения. От картины какой-то или от музыки никто не знает, но факт остается фактом!

Я тут употребила такое выражение «виды искусства», а что это, кто знает? Виды искусства – это исторически сложившиеся особые образы художественной деятельности человека, которые различаются по средствам выражения действительности, по законам создания художественных образов. К таковым относятся – литература (основное отражение действительности – слово), музыка (окружающая действительность выражается в звуках) и изобразительное искусство (создание на плоскости или в пространстве видимого мира). Последнее можно разделить на пространственные и временные. Пространственные искусства обладают видимой формой, а временные воспринимаются в течение какого-то времени.

Ну вот мы и узнали основные понятия, что же такое Мировая Художественная Культура. Не забывайте, это только начало, в следующей статье мы познакомимся с искусством Древнего мира и поймем, что двигало первобытным человеком в плане искусства. Читайте и узнавайте как можно больше нового, а мне пора с вами прощаться. До свидания, дорогие читатели! Ждите следующего выпуска и вы узнаете много нового и интересного.

Видео Новый вид искусства — флешка в стене

 

Презентация по МХК на тему «Массовая культура»

Карта урока.

ФИО______________________________________________________________

Тема:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 1. (приложение №1)
Выпишите из данных словарных статей 1 вариант – положительные черты массовой культуры,
2 вариант – отрицательные черты.

Положительные черты

Отрицательные черты

Задание № 2.
Заполните схему, назвав сферы, в которых представлена массовая культура.

hello_html_32760c6f.gif

Задание № 3.
Составить синквейн к словосочетанию массовая культура

1. Одно существительное или местоимение.

Массовая культура

2. Два прилагательные или причастия.

3. Три глагола.

4. Фраза из четырех слов, выражает личное отношение.

5. Одно слово. Характеризует суть предмета.

Задание № 4
Прочитайте определения понятия массовая культура, предложенные в разных справочных изданиях.
Выпишите то определение, которое наиболее соответствует вашим представлениям о массовой культуре.

Массовая культура -___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 1
ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Из Энциклопедии «Культурология. ХХ век» (СПб: Университетская книга — «Алетейя», 1998, том 2, с. 22):

Среди направлений и проявлений «массовой культуры»: СМИ– транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле, соответствующем интересам «заказчика», также формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика; система организации и стимулирования массового потребительского спроса, провоцирование потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования; определяет досуг.

Из словаря по социологии (Краткий словарь по социологии – М.: 1989, с.150 ):

«Массовая культура» возникла сначала на Западе как продукт бизнеса. Ее основные черты:

– доступна всем, независимо от материального положения и места нахождения;

– примитивизм изображения человеческих отношений,

– развлекательность, стандартизация содержания,

– культ успеха и потребительства.

Из Энциклопедического словаря по культурологии (Под. ред. проф. А.А. Радугина– М.: Центр, 1997, с. 254):

«Массовая культура» не только заполняет досуга и снимает напряжение и стресс у человека, но и стимулирует потребительское сознание, что в свою очередь формирует особый тип — пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. «Массовая культура» в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы, она создает упрощенные «версии жизни».

Из Словаря «Эстетика» (М.: 1989, с. 195):

«Массовая культура» – мощное средство воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип. Она имеет негативные следствия для общественной жизни. «Массовая культура»– это натурализм, играющий на примитивной чувственности, ее природа — товар для рынка; ставка на зрелищность приводит к нравственной неразборчивости; ее направленность – утилитарно-развлекательная.

 

Термины:

Имидж (с англ. – «образ», «изображение») – ассоциируется с понятиями престижности, репутации, с его помощью реальность подменяется расплывчатыми, но приятными и успокаивающими иллюзиями, используется для манипуляции общественным мнением в торговом бизнесе (Манипуляция есть мошенничество, махинация, жульничество).

Триллер (с англ. – дрожь, трепет, волнение) – разновидность детективно-приключенческих жанров: роман, фильм, пьеса об убийцах, гангстерах, сыщиках. В триллере основной акцент сделан на подготовку преступления, на создание гнетущей атмосферы ожидания чего-то страшного. (Словарь «Эстетика» М.: 1989)

Нивелирование — выравнивание по единому стандарту.

Первому варианту предлагается выписать положительные черты м.к., а второму варианту отрицательные.

Приложение 2.

Определения массовой культуры.

Массовая культура — понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

(Большой энциклопедический словарь)

Массовая культура – определяющий признак массового общества, культура доступная и понятная всем слоям населения и обладающая невысокой художественной ценностью.

(Википедия)

Массовая культура — это культура, идущая на поводу у обывателя, навязывающая всем стереотипы стандартного мышления, стереотипы толпы, воздействует на сознание людей, — повсеместно берёт верх.

(Психологический словарь)

Массовая культура — разновидность духовного производства, ориентированного на «среднего потребителя»» и предполагающего широкое тиражирование «продукта» и вовлечение широких масс в разнообразные культурные процессы.

(Культурологический словарь)

.

Конспект по культурологии на тему «Структура культуры»

Структура культуры

Принято делить культуру на материальную и духовнуюМатериальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие).

Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества). Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы. В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги и т.п.

Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращается вокруг него; и его роль — это роль творца, а место его в культуре — это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство для собственного развития.

Структура включает в себя

— систему образования,

— науку,

— искусство,

— литературу,

— мифологию, нравственность,

— политику,

— право,

— религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того, в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

— мировая и национальная культура,

— классовая,

— городская и сельская,

— профессиональная и др.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

В структуре культуры следует отличать личную культуру индивида от культуры общности. Личная культура – это совокупность личных средств, методов деятельности, образцов поведения, идей и мыслей. Культура общности(социальной группы, сословия, народа и т.п.) – это совокупность средств и способов деятельности, поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, считаются «обязательными» (напр. правила общежития и др.). Культуру общности нужно отличать от культурного наследия, которое передается следующему поколению, сдало экзамен на устойчивость во времени. Например, сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а то, что становится комплексом освященных ценностей (идеи, произведения искусства, научные теории, машины, архитектурные произведения и др.) составляют культурное наследие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *