На дне основная мысль | KtoiKak.com
Жанр пьесы «На дне» можно определить как социально-философскую драму. Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Спор о правде раскрывается прежде всего в разговоре героев, когда слово «правда» употребляется в его прямом значении как антоним слову ложь.
Основная мысль «На дне» — состоит в том, что даже упав на самое дно общества, став бомжом, надо нникогда не забавать, что являешься Человеком, и с радостью носить это высокое звание!
Основная идея На дне показать, что спасительная ложь никого не спасла, что вечно жить в плену иллюзий нельзя, а выход из них и прозрение всегда трагичны.
Автор ходом пьесы показывает всю сложность отношений людей к правде, которую они не терпят. Горький стремиться ответить на вопрос: что привело людей к нравственному и социальному падению? Может быть, то, что люди перестали верить в себя и в мечту?
Пьеса М. Горького «На дне» — новаторское литературное произведение. В центре ее — не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью для персонажей — людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она — свободная женщина, а Настя — мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги «Роковая любовь».
И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда. Не случайно бросает свою реплику Квашня, обращаясь к Клещу: «Не терпишь правды!» В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной — опустившись на «дно», люди не ушли от жизни, она настигает их. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется прежде всего в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении: «Врешь, не было этого!» В среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. И с его появлением начавшийся уже спор о человеке, о правде и лжи в его жизни обостряется. Всмотримся внимательнее в образ Луки.
Прежде всего отметим, что именно этот персонаж пьесы вызывает наиболее ожесточенные споры, составляет ее драматургический нерв.
Лука утешает людей. Чем можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее бывших баронов, актеров, рабочего человека, потерявшего работу, умирающую женщину, которой нечего и вспомнить хорошего о прожитой жизни, потомственного вора? И Лука прибегает ко лжи как к словесному наркотику, как к обезболивающему средству. В обитателей ночлежки он вселяет иллюзии, причем жизненный опыт его таков, что он тонко чувствует людей, знает, что каждому из них важнее всего. И безошибочно нажимает на главный рычаг человеческой личности, обещая Анне покой и отдых на том свете, Актеру — бесплатные лечебницы для алкоголиков, а Ваське Пеплу — вольную жизнь в Сибири. Зачем врет Лука? Этот вопрос не раз задавали себе читатели и критики, размышляя над горьковской пьесой.
Образ Луки долгое время оценивался в литературоведении однозначно отрицательно. Луку обвиняли в том, что он лжет из корыстных побуждений, что он равнодушен к людям, которых обманывает, наконец, что в момент преступления он исчез из ночлежки. Но главное обвинение, которое предъявлялось Луке, касалось его позиции, его отношения к человеку. Он проповедует жалость, милосердие, которые в прежние годы считались чем-то лишним, даже подозрительным, этаким проявлением примиренчества, отступлением от позиции борьбы с классовым врагом (а врагов видели вокруг себя бесконечно много), милосердие объявлялось «интеллигентской мягкотелостью», которая недопустима в условиях схватки двух миров. Не принималось в позиции Луки и другое — то, что он не зовет людей к борьбе, к революционным действиям, радикальному изменению жизни. Все это в давние годы считалось вредным и чуждым человеку нового общества, борцу за светлое будущее.
Однако Лука не просто утешитель, он философски обосновывает свою позицию. Одним из идейных центров пьесы становится рассказ странника о том как он спас двух беглых каторжников. Главная мысль горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить… Пока верил человек — жил, а потерял веру — и удавился». Авторская позиция в драме выражена, в частности, сюжетно. Последнее событие пьесы — смерть Актера — подтверждает эти слова Луки.
Принято считать, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Это как будто бы и так, ведь именно он произносит афоризм: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Однако именно Сатин не только заступается за старика, запрещая плохо говорить о нем, но и произносит свой знаменитый монолог о человеке, воплощая в жизнь идеи Луки.
| / Сочинения / Горький М. / На дне / Проблематика пьесы М. Горького «На дне» В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей. Основной философской проблемой является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Напрямую Лука и Сатин не сталкиваются, но всей логикой развития сюжета сталкиваются их мировоззрения. Вроде бы, истина на его стороне, и проблема решена: лучше розовые очки, чем страшная реальность. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, старик исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился, Пепел — в тюрьме, Анна — умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Розовые очки разбиваются при встрече со страшной реальностью, и та кажется еще страшнее, поскольку уходит вера. Философию Луки отвергает Сатин: “Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!” В одном Сатин согласен со странником: “Человек — вот правда!” Но не приемлет его жалости, поскольку та унижает личность. Рассуждая о значении человека, герой утверждает, что судьба — дело рук и мозга каждого. Но и тут не все однозначно: сам-то герой оказался “на дне”. Сатин не пригоден к настоящему делу. Слова его, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, как и слова Луки. Трагедия несбыточности надежд, напрасное слов, отражена в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит “на дно” всех персонажей Горького.
/ Сочинения / Горький М. / На дне / Проблематика пьесы М. Горького «На дне» | Смотрите также по произведению «На дне»: |
Сквозные темы к уроку «Максим Горький. Пьеса «На дне»»
В этом разделе вы можете увидеть, что темы, которые затрагивает автор, – это масштабные и значимые для каждого человека вопросы. Где ещё (в предшествующей и дальнейшей литературе) обсуждаются похожие проблемы? С кем из авторов Горький вольно или невольно вступает в творческий диалог?
Человек в поисках истины. Это одна из важнейших тем русской литературы. Печорин и Раскольников, князь Андрей Болконский и Пьер Безухов искали ответ на вопрос: «в чем истина?». В философской драме «На дне» Горький дал свой вариант ответа: правда – в гордом и свободном человеке.
Правда и ложь. Как известно, Лев Толстой противопоставляет добро и правду злу и лжи. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», – пишет он о Кутузове. И наоборот, эгоизм, зло и ложь свойственны тем, кого писатель не принимает: Наполеону, всем Курагиным, Борису Друбецкому. Создавая пьесу «На дне» во многом как спор с Толстым, Горький все-таки продолжает его традиции. Правда Луки – это ложь во благо. Добрый странник всем дает надежду, но ничего не получается: и реальность жестока, и у ночлежников нет душевных сил для того, чтобы вырваться со «дна».
Свобода. Вечная тема свободы раскрывается авторами по-разному. Более того, понимание свободы меняется. Так, молодой Пушкин говорит о политической свободе (оды «Вольность», «К Чаадаеву»), затем – о свободе творчества («Журналист, читатель и писатель»), в 30-е годы – о внутренней свободе («<Из Пиндемонти>»). Достоевский показывает в «Преступлении и наказании», что безграничная свобода – это путь к преступлению. У Толстого свобода – это самоощущение человека. Булгаков понимает свободу как покой и бездну. А Горький? Для Горького свобода – в гордом человеке.
Милосердие. Важнейшая тема Достоевского – «боль о человеке» – проходит через весь роман «Преступление и наказание». Горьковское отношение к теме милосердия, связанной с образом Луки, неоднозначно. С одной стороны, все внушенные странником мечты персонажей терпят крах, с другой стороны, Сатин, во многом выражающий позицию А.М. Горького, говорит: «Старик не шарлатан».
Ответственность. Несет ли человек ответственность за свои слова и поступки? «Война и мир» Толстого, «Вишневый сад» Чехова, «Дни Турбиных» Булгакова, «На дне» Горького… Кто виноват в гибели Актера: жестокая реальность, сам герой, у которого нет душевных сил сопротивляться, а может быть, ответственность лежит на Луке? Горький не дает ответа.
Горький Максим, «На дне», краткий анализ
Максим Горький — известный русский писатель и драматург. Труды, вышедшие из-под пера Горького, имеют огромное значение не только для русской, но и для мировой литературы. Лучшие произведения написаны в жанре драматургии. Автор номинировался на Нобелевскую премию по литературе пять раз.
Писатель занимал активную позицию в содействии коммунистическому режиму, что отражено в его творчестве. Максим Горький — общепризнанный основатель жанра социалистического реализма в литературе.
Изначально это произведение должно было стать одной из четырех частей сборника под общей идеей. Но впоследствии пьеса была издана в отдельности. Окончательный вариант пьесы был опубликован в 1902 году в Мюнхене, где писатель находился в эмиграции.
Читая пьесу «На дне», нужно понимать, что написана она была в непростое во всех смыслах время, как для всего общества, так и для писателя. После экономического краха конца XIX века в России царило общественное и экономическое напряжение. Большинство фабрик и заводов не функционировало, среди незащищенных слоев населения царил голод и нищета. Такое положение дел стало объектом авторского отображения.
Пьеса изначально была адаптирована Горьким под постановку в театре. В то время, писатель увлекался творчеством Чехова и был частым гостей театральных постановок по его произведениям.
После официального издания, большинство российских театров сразу изъявило желание поставить пьесу на сцене, но из-за цензуры произведение попало в список запрещенных. Единственный раз, в качестве исключения пьесу смог поставить МХАТ.
Проблема, идея, тема
Определение 1
Главная идея, проходящая красной нитью через все повествование, заключается в том, что человеку невозможно помочь, если он сам этого не захочет.
А также, что люди склонны питать иллюзии и с неохотой с ними расстаются, потому что признание правды всегда становится сильным ударом по достоинству человека.
Пьеса затрагивает тему лжи во благо, стоит ли прибегать ко лжи для улучшения собственной жизни и жизни близких; как это повлияет на человека и окружающих; что случится, когда в итоге ложь вскроется. Параллельно автор раскрывает тему безысходности. Кто на самом деле виноват в незавидном положении главных героев.
Также поднимается проблема, как оставаться человеком, попадая в тяжелую жизненную ситуацию. Ведь большинство людей, находящих приют в ночлежке, являются малоимущими и бездомными. Стоит ли, надеясь вырваться из трудного положения, идти на необдуманные поступки.
Своим произведением, автор хотел показать, что отсутствие материального достатка не влияет на духовность и моральные качества человека.
Таким образом, проблематика произведения в наиболее общем виде представлена следующими аспектами:
- проблема правды и лжи и, как следствие, — добра и зла;
- проблема человеческого достоинства;
- проблема материального достатка и духовной культуры;
- проблема личности и общества, личности и власти.
Замечание 1
По жанровой принадлежности, пьесу принято относить к критическому реализму с социально-философской подачей
Сюжет разворачивается в одной из ночлежек для малоимущих в московском подвале. Постепенно автор вводит совершенно разношёрстных представителей беднейших классов. На протяжении диалогов выявляются обстоятельства, которые привели людей к их плачевному положению, их отношение к жизни и власти. С помощью понятных обывателю персонажей Горький пытается доказать читателям ошибочность мыслей большинства персонажей и показать, что перед каждым из них открыты все горизонты, но эти люди настолько зациклены на своих бедах, что просто не видят своих возможностей.
Система персонажей
Ключевые персонажи, развивающие мысль автора, – Сатин и Лука. Остальные представлены скорее, как наглядные примеры, для создания общей атмосферы.
Сатин и Лука имеют противоположную систему мышления. При этом по ходу диспута Сатин во многом соглашается с мыслями Луки, о том, как должно быть, но при этом оба персонажа понимают, что мысли Сатина больше отвечают действительности. Подтверждением служат остальные персонажи. При этом сам автор пытается донести до читателя мировоззрение Луки, как истинно правильное, хотя его в чем-то «утопичные» мысли и не осуществимы в реалиях жизни.
Остальные персонажи представлены классическими обитателями трущоб:
- Актер, Настя и Пепел – бедняки, мечтающие о лучшей жизни. При этом они не в состоянии сами справится со своими проблемами, уходят в мир иллюзий, который заведомо приводит к печальному концу;
- Владельцы ночлежки – встречающиеся повсеместно люди, все еще находящиеся в бедности, но получившие некий статус. Такие люди не побрезгуют любыми методами, чтобы не упасть назад и вскарабкаться повыше;
- Наташа, как и положено ее возрасту, в меру наивна и мечтательна, тогда как остальные успели вкусить жизни, испытав утрату и разочарование. Исключение составляет только Сатир.
Стиль повествования, особенности
Ход повествования представляет собой диспут действующих лиц. На протяжении всего произведения, главные герои высказывают свои точки зрения на различные ситуации и пытаются навязать свою точку зрения окружающим.
Особенность повествования в том, что сами личности героев отходят на второй план, в первую очередь автор отражает их точку зрения, противоположные мнения, которые во многом отражают противоречивость мнений российского общества периода создания произведения.
Пьеса остается актуальной и в наше время. С момента ее написания, основные проблемы человеческого общества остались неизменными. На протяжении всей пьесы автор заставляет людей задуматься об ущербности своего существования и чистоте собственных мыслей, вскрывает основные проблемы общества.
Замечание 2
Таким образом, произведение заставило многих соотечественников увидеть полную картину своего положения и подогревало уже зарождающиеся революционные настроения общества.
Пьесой «На дне», Максим Горький вписал себя в историю не только русской, но и мировой литературы как один из ярких представителей философской драмы в жанре социалистического реализма.
Теоретический материал на тему «Сюжет, композиция, тематика, проблематика пьесы Горького»
Тематика и проблематика пьесы М. Горького «На дне» | |
Социальная | Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей». Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…» Слесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!» В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчеркивает их безнравственность. |
Философская | В пьесе ставятся проблемы разобщенности людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни. Пьеса имеет полифонический характер – в ней звучит множество голосов. Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина. |
«На дне» — социально-философская драма. |
Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты.
Обитатели ночлежки – представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств. Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актер, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. В доме бывают Кващня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой. Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы, которую та бьет из ревности.
Завязка
В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, веселый и добрый старик. Он любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Лука подобен врачу, который видит, что болезнь неизлечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания.
Развитие действия
Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше.
Кульминация
Нарастание напряженности действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи.
Развязка
Крушение надежд героев: умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актер, арестован Пепел.
Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне»
Творчество Максима Горького отличает многожанровость. Талантливым художником слова показывает он себя и в романах, и в повестях, и в рассказах, и в публицистике, и в драматургии.
Пьеса М. Горького «На дне» написана в 1902 году, но она до сих пор так и не сходит со сцены и обошла крупнейшие театры мира. Пьеса остро ставит социальные проблемы, коими чрезвычайно богата была современная драматургу действительность. М. Горький, продолжая чеховские традиции, изображает жизнь в ее повседневном течении. Великий драматург глубоко переживал унижение человеческой личности и ее распад. В пьесе «На дне» он изобразил жизнь так называемых босяков, населяющих костылевскую ночлежку. Ночлежка похожа на пещеру, на тюрьму. Здесь нашли свой приют старые и молодые, мужчины и женщины, здоровые и больные. Все они живут вместе.
Социальный конфликт пьесы неоднозначен. Во-первых, это конфликт между жителями ночлежки и ее хозяевами, четой Костылевых. Во-вторых, это социальный конфликт каждого из героев, в результате которого тот и оказался «на дне».
Итак, нищие, потерявшие свое «я» в жизни нашли для себя угол в названной ночлежке. Кто же такие ее хозяева и почему взаимоотношения их с «квартирантами» столь напряженны?
Пятидесятичетырехлетний Михаил Костылев носит маску добродетеля и, прикрываясь лицемерием, сдирает с нищих последние гроши. Смягчить его никто и ничто не в силах, а потому и отзывы ночлежников о нем отнюдь не лестны. «Шельма ты, старец,— говорят они,— Кто тебя — кроме черта — любит?.. Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». Жажда стяжательства, жестокосердие отличают Костылева.
Его жена не во многом уступает мужу. Она злая, жестокая с презрением относится к обитателям ночлежки. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — удивляются окружающие. Даже в любви, в самом светлом и красивом чувстве Василиса проявляет себя не лучшим образом. Она любит вора, Ваську Пепла, и ревнует его к своей сестре Наташе. Костылева мстительна, она постоянно мучает Наташу. Василиса «… баба — лютая», ее не трогает то, что Наташа абсолютно бесправна, что она полностью зависит от сестры. «Ах, баба… гадюка ядовитая»,— справедливо говорят о ней. В ненависти и злости муж ей хороший помощник. Он «Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит! И для всех он — яд…».
Наташа, в отличие от сестры, «славная девка», «девица строгая, хорошая, надежный человек», и притеснение ее, конечно, несправедливо. Рисуя судьбу Наташи, драматург подчеркивает, что разность социального положения позволяет одному человеку унижать и оскорблять другого.
Васька Пепел о себе говорит: «Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын». Этим живет Пепел, этим промышляет, ничему другому он родителями не научен, поэтому и обитает «на дне». Василиса способствует процветанию ремесла Пепла — она скупает у него краденое.
Помощь и опора Костылевым в их грязных делишках и противостоянии босякам — Медведев, их дядя, полицейский, самодовольный и глупый. Он злоупотребляет своим служебным положением, не пресекая преступной деятельности, а потакая ей и наживаясь на этом.
Кому же еще так яростно противостоят Костылевы, кого они пытаются унизить и задавить своей властью? Живет у Костылевых Анна, большая «терпеливица». Она смертельно больна. Это добрый и несчастный человек. Ее муж, Клещ — слесарь с малых лет — только и мечтает о смерти жены, чтобы побыстрее покинуть ночлежку. Он всю жизнь Анну бил, нет у него к ней сочувствия и теперь. Босяки удивляются Анне: «И как ты, мать моя, с таким злыднем жила?». Нечего ей на это сказать, кроме горьких слов признания: «Побои… обиды… ничего кроме — не видела я… ничего не видела!». «Жена твоя зачахла от твоего злодейства»,— упрекают Клеща ночлежники, но едва ли до него уже можно достучаться. Думая о прежней жизни, Анна не находит в ней ничего утешительного. Она не помнит, когда сыта была, когда надевала на себя что-либо, кроме отрепьев. Суровой жизнью раздавлена судьба этой обездоленной женщины.
Слесарь Клещ почитал ночлежку лишь временным своим пристанищем. Он надеялся, что упорный честный труд спасет его, выведет на честную, прямую, счастливую дорогу. Сначала он даже презрительно относился к ночлежникам, считая себя выше их, достойнее, противопоставляя им себя во всем. Но планы Клеща неосуществимы. У него нет работы, продан весь инструмент, его одолевает бессилие. Вопреки своим устремлениям, Клещ вынужден стать обычным обитателем трущобы.
Опустился на самое дно жизни и Сатин, который, еще когда был мальчишкой, служил на телеграфе, в детстве он много читал, а вот теперь прозябает в полной нищете, не сумев применить во взрослой жизни приобретенные умения. Они еще как-то напоминают о себе, хвалебным словцом появляясь в речи героя. Желая и в чужих, и в своих собственных глазах казаться выше, Сатин употребляет то замысловатые, то иностранные слова.
Проститутка Настя мучается от насмешек ночлежников. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — иронично кричат они ей вслед. Вынужденная ради куска хлеба продавать свое тело, эта молодая девушка верит в существование роковой любви, читает любовные романы и воображает себя их героиней. Это единственное, что согревает ее изнутри, что придает ее жалкому существованию хоть какой-то смысл. У Насти никогда не было ни родителей, ни семьи, не знала и не знает она ни настоящего тепла, ни ласки, ни заботы.
Обитает у Костылевых и Бубнов, бывший скорняк. «Руки у меня были такие желтые — от краски: меха подкрашивал я…» — говорит он, вспоминая прошлую жизнь. Узнав об измене жены, Бубнов хотел убить ее, но вовремя спохватился и, не предприняв ничего, пошел в ночлежку.
Пожалуй, самым страшным и резким было падение на дно Барона, опустившегося дворянина и бывшего чиновника в казенной палате. Ночлежники говорят Барону: «… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал». Да, наверное, было, а теперь он лежит с ними на соседних нарах. Безутешно вспоминает Барон свое прошлое: «при Николае Первом дед мой, Густав Дебиль… занимал высокий пост-Богатство…. сотни крепостных., лошади… повара…». Сытая жизнь и сейчас в Бароне дает о себе знать: он высокомерно разговаривает с Лукой, резко высказывается о других ночлежниках.
Актер, некогда ведавший звук аплодисментов и имевший, наверное, поклонников, спился и тоже попал к Костылевым. Он опустился до того, что забыл свое любимое стихотворение. А ведь когда-то он отличался великолепной памятью, в чем он сам признается ночлежникам. Причину своего беспамятства Актер не скрывает. «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня… была хорошая память»,— говорит он.
Попавшие к Костылевым принадлежат к разным слоям общества, но их сближает общая судьба, участь отщепенцев общества. Все они равны в своей нищете и полном бесправии. Самое страшное, что никому не удается выбраться из ночлежки, потому что так устроена окружающая босяков жизнь и потому что сами ночлежники лишены чувства социального бунтарства. Настоящее ночлежников беспросветно, пусто, ужасно, а будущего у них нет. Все лучшее, если оно, конечно, было у обитателей «дна», в прошлом, а «в карете прошлого — никуда не уедешь». Живя в ночлежке, бывшие работяги, дворяне, артисты меняются. В их речи уже по-хозяйски себя чувствуют бранные и жаргонные выражения. И удел ночлежников — катиться все дальше и дальше вниз. Унизительно низкий уровень жизни разрушает человеческую личность, раздавливая ее своим прессом и порождая не только социальные, но и нравственные проблемы.
На миг освещает светом надежды жизнь Костылевской ночлежки внезапно появившийся и так же внезапно ушедший странник Лука. Но ни у кого из босяков не находится сил, чтобы, воспрянув, начать борьбу за свое «я», за возвращение к нормальному человеческому существованию. Актер, трезво посмотрев на жизнь, кончает ее самоубийством, Пепел попадает в тюрьму и остальных нищих ждет не лучшая участь.
Горький, создавая пьесу, стремился обратить внимание современного ему общества на то, как остро стоят в нем социальные проблемы, как в нем унижен и бесправен порой человек. Драматург подчеркивал, что жизнь требует коренных изменений, что только после них слово «человек» зазвучит действительно гордо.
Три правды в пьесе “На дне” Горького в таблице
Три правды в пьесе «На дне» Горького занимают особое место в повествовании. Бубнов, Лука и Сатин имеют свое представление о том, что такое правда.
Бубнов
Правда для Бубнова – это правда факта. Персонаж утверждает, что никто не должен лгать, что все люди должны «валить» только правду, даже если она окажется тяжелой для человека, который ее услышит. Высказывания каждого человека, по мнению Бубнова, должны строиться как неоспоримый факт. Герой не воспринимает ложь в любом ее проявлении.
Лука
Лука считает, что ложь может давать человеку надежду. Герой придерживается позиции лжи во спасение. Пьянице Актеру Лука говорит об особом городе, в котором он излечится от алкоголизма и изменится к лучшему. Умирающей Анне Лука рассказывает о том, что она после смерти обретет настоящий покой. Насте, стремившейся к обретению любви, Лука говорит то, что она обязательно добьется того, во что верит. Герой, появившийся в ночлежке, пытается поддержать каждого, кто находится на «дне».
Правда Луки заключается в милосердии и сострадании. Она построена на любви ко всему человечеству. Герой стремится каждому жителю ночлежки дать надежду на лучшую жизнь, а ложь становится орудием. Лука не согласен с позицией Бубнова, он считает, что одной только правдой нельзя вылечить душу человека.Сатин
С позицией Луки не согласен Сатин. Он является выразителем 3 правды. Сатин считает, что ложь является религией только рабов и хозяев. Противопоставлена ей правда, именно она является «богом свободного человека». Сатин не поддерживает жалость Луки по отношению к жителям ночлежки, герой считает, что ложь, покрытая жалостью, никому не поможет, что человека нужно не жалеть, а уважать.
Таблица
Чтобы понять разницу в понимании истины разными героями, рассмотрим таблицу «Три правды («На дне»)», построенную на цитатах.
Бубнов | Лука | Сатин |
«А я вот… не умею врать!» | «Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь» | «Человек – вот правда!» |
«По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» | «Любить – живых надо… живых» | «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!» |
«Человека приласкать – никогда не вредно» | «Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» | |
…жалеть людей надо!… вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!.. » | «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» | |
«Потому-то всякого человека и уважать надо» |
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Три правды в пьесе «На дне» Горького», рассмотрит размышления Бубнова, Луки и Сатина по поводу правды и лжи в жизни человека.
Тест по произведению