Наука о слове: Наука о слове; это раздел языкознания 12 букв – Наука — Википедия

Этимология — Википедия

Этимоло́гия (др.-греч. ἐτυμολογία от ἔτυμον — истина, основное значение слова и λόγος — слово, учение, суждение) — раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов (устойчивых оборотов[1] и реже морфем). А также — методика исследований, используемых при выявлении истории происхождения слова (или морфемы) и сам результат такого выявления. Также под этимологией может пониматься любая гипотеза о происхождении того или иного конкретного слова[1] или морфемы (например, «предложить более убедительную этимологию»), само происхождение слова (например, «у слова тетрадь греческая этимология», то есть версию происхождения — непосредственно этимон).

Термин «этимология» зародился в среде древнегреческих философов-стоиков и, согласно поздним свидетельствам Диогена Лаэртского, приписывается Хрисиппу (281/278—208/205 до н. э.). До XIX века термин «этимология» в языкознании мог применяться в значении «грамматика»

[2]. Первоначально, у древних — учение об «истинном» («первоначальном») значении слова: см. Исидор Севильский (ок. 560—636) — энциклопедия «Этимологии».

Донаучный этап этимологии[править | править код]

В Древней Греции вопросы о происхождении слов поднимались ещё до появления самого термина ἐτυμολογία. О том, насколько хорошо название предмета отражает его сущность, рассуждал ещё Гераклит Эфесский (544—483 гг. до н. э.). Позднее Платон (428/427—348/347 до н. э.) в своём диалоге «Кратил» (др.-греч. Κρατύλος) размышляет о том, какова природа имени: дано ли имя вещи от природы или его выбирает человек. В целом рассуждения Платона об этимологии были наивными[3], хотя уже предвосхищали многие идеи лингвистов XVIII—XIX вв.

В античности этимология рассматривалась как часть грамматики, поэтому ей занимались грамматисты. Наиболее известным исследователем истории слов этого периода был римский грамматист Варрон (116—27 годы до н. э.), который определял этимологию (лат. etymologus) как науку, которая устанавливает «почему и отчего появились слова»

[4]. Например, происхождение латинского слова lūna «луна» он объяснял, раскладывая его на части lū- (по Варрону, от глагола lūceō «светить») и -na (от лат. nox «ночь»)[5]. Несмотря на отсутствие общей научной методологии при объяснении слов, Варрон верно указывал на роль звуковых изменений в истории развития лексики и был близок к тому, чтобы определить роль словообразования.

В Средние века ничего принципиально нового в методологию исследования внесено не было. Наиболее ярким представителем средневековой этимологии был архиепископ Севильи в вестготской Испании, последний латинский отец Церкви и основатель средневекового энциклопедизма Исидор Севильский (560—636 н. э.), которому принадлежит труд «Этимологии» (лат. Etymologiae libri viginti). В этом труде Исидор Севильский прибегает к этимологии для пояснения «значения вещей». Иные попытки средневековых схоластов установить этимологии отдельных слов, как правило, были наивными и несостоятельными. Так, доминиканцы — члены монашеского ордена святого Доминика (лат. Dominicus) — этимологизировали название своего ордена dominicāni, переводя его как «псы господни» (лат. domini canes)

[6].

До появления сравнительно-исторического метода большинство этимологий носило совершенно фантастический характер как в Европе, так и в России. Так, русский поэт и филолог XVIII века В. К. Тредиаковский (1703—1769) считал, что название страны Норвегия есть искажённая форма слова наверхия, так как эта страна расположена наверху географической карты, а название Италия восходит к слову удалия, потому что страна эта на много вёрст удалена от России. Подобные «штудии» вынудили Вольтера (1694—1778) сказать, что «этимология — это наука, в которой гласные ничего, а согласные почти ничего не значат»[7].

Научная этимология[править | править код]

Инструментарий этимологии дал сравнительно-исторический метод — совокупность приёмов, позволяющих доказать родство языков и выявить факты их древнейшей истории с опорой на сравнение фонетики и (в меньшей степени) грамматики. Он возник в конце XVIII — начале XIX с открытием Уильямом Джонсом (1746—1794) древнеиндийского языка санскрита и утверждения в научном мире тезиса о родстве многих языков от Индии до Европы

[8]. Впоследствии семья родственных языков, включающая славянские, германские, италийские (современные романские), кельтские, индоиранские и другие языки, стала называться индоевропейской, а общий праязык — праиндоевропейским.

Через четверть века после открытия санскрита немецкий учёный Франц Бопп (1791—1867) написал книгу, в которой обосновывалось родство индоевропейских языков. Расмус Раск (1787—1832) и Якоб Гримм (1785—1863) заложили фундамент германского языкознания. Август Фридрих Потт (1802—1867) первым стал составлять таблицы фонетических соответствий для индоевропейских языков. Русский филолог немецкого происхождения Александр Христофорович Востоков (1781—1864) сделал немало важных открытий для славянских языков

[9].

Большой вклад в сравнительно-историческое языкознание и этимологию внёс немецкий учёный Август Шлейхер (1821—1868), который занимался изучением индоевропейских языков составлением сравнительных грамматик. Шлейхер считал, что чем дальше индоевропейские народы уходили от своей прародины (в Средней Азии), тем сильнее менялись (упрощались) языки, поэтому его басня «Овца и кони», написанная на реконструированном праиндоевропейском, была близка к санскриту. Несмотря на ошибочность многих представлений Шлейхера, его труды и идеи послужили дальнейшему развитию сравнительно-исторического языкознания и этимологии. Шлейхеру принадлежит идея «древа языков» (нем. Stammbaum; термин возник под влиянием биологической таксономии), также благодаря ему учёные рано обратили внимание на литовский язык, материал которого активно используется этимологами (в особенности, занимающихся славянскими языками) по сей день.

В конце XIX — начале XX века утверждаются принципы младограмматизма в сравнительно-историческом языкознании и этимологии. Согласно доктрине этой школы, в основе изменений слов лежат фонетические законы, которые не знают исключений. Виднейшими представителями младограмматического направления были Карл Бругман (1849—1919), Герман Остхоф (1847—1909), Бертольд Дельбрюк (1842—1922), Август Лескин (1840—1916), Герман Пауль (1846—1921), Вильгельм Мейер-Любке (1861—1936), Филипп Фёдорович Фортунатов (1848—1914) и другие.

Новый этап собственно этимологии связан с успехами в области диалектологии и лингвистической географии, вклад в которые внёс французский учёный Жюль Жильерон (1854—1926). Немалую роль сыграли исследования изменений значений и анализ лексики по семантическим полям, изучение связей между семантикой и вещами реального мира. Развитие в XX веке отмечено применением структурных принципов в исследовании этимологии, которых придерживались Эмиль Бенвенист (1902—1976), Виктор Владимирович Мартынов (1924—2013) и Александр Саввич Мельничук (1921—1997). Их усилиями начал разрабатываться и применяться анализ лексем по группам — семантическим, корневым, аффиксальным, лексико-грамматическим и т. д.

[2].

Жёсткий тезис младограмматиков о главенстве фонетических законов долгое время сохранялся, однако представитель чехословацкой этимологической школы Вацлав Махек (1894—1965) стремился показать, что помимо регулярных фонетических соответствий существуют также нерегулярные соответствия, объяснение которых следует искать вне рамок фонетических законов, а исходя из индивидуальных особенностей слова. При этом, согласно Освальду Семереньи (1913—1996), Якову Львовичу Малкиелю (1914—1998) и Олегу Николаевичу Трубачёву (1930—2002), определяющую роль по-прежнему играют фонетические закономерности[2].

Вторая половина XX века оказалась весьма благоприятным и продуктивным периодом для этимологической науки, связанным с расширением исследований, освоением новых методов и новых материалов, подготовкой и изданием многочисленных этимологических словарей. Создание этимологических словарей славянских языков, при составлении которых особое внимание уделялось реконструкции праславянского лексического фонда (Ф. Славский, О. Н. Трубачёв), послужило основой для возникновения полноценной лексикологии и лексикографии уже собственно праславянского языка

[2].

Предмет этимологии — изучение источников и процесса формирования словарного фонда языка, а также реконструкция словарного состава языка древнейшего периода. Слова языка изменяются со временем по определённым историческим (но не существующим) моделям, что затемняет исконную форму слова. Этимолог, опираясь на материал родственных языков, должен установить эту форму и объяснить, каким образом она приняла современный вид.

Этимология характеризуется комплексным характером методов исследования. Слово (или корень), этимологию которого требуется установить, соотносится с родственными словами (или корнями), выявляется общий производящий корень, в результате снятия наслоений позднейших исторических изменений устанавливается исконная форма и её значение.

Существуют слова, этимология которых определяется с опорой на материал внутри языка. Например, слово белка в русском языке легко связывается со словом белый. Трудности семантического характера существуют, однако этимологи ссылаются на др.-рус. сочетание бѣла вѣверица, засвидетельствованное в летописях. Таким образом, модель, лёгшая в основу слова белка, является эллипсисом и повторяет современное слово столовка, возникшее из сочетания столовая комната[10].

Более древние слова невозможно этимологизировать на основе данных одного языка, тогда прибегают к помощи других языков. Нередко оказывается, что самые обычные русские слова могут оказаться древними заимствованиями. Так, на основании ст.‑слав. кънѧзь, рус. князь, сербохорв. кне̑з, словен. knez, чеш. kněz, словацк. kňaz и польск. ksiądz этимологи реконструируют праслав. слово

*kъnędzь, связываемое с прагерм. *kuningaz, от которого происходят англ. king (др.-англ. cyning, cyng), нем. König (др.-в.-нем. kuning), нидерл. koning (др.-нидерл. kuning), исл. konungur, норв. konge, швед. konung (др.-сканд. konungr) и др. Утверждение, что праслав. слово заимствовано из прагерм. формы, обосновывается тем, что праслав. *dz возникло из прагерм. *g в результате третьей палатализации, а носовой закономерно возник из *in. Родство подтверждается и общностью семантики.

Реконструкция на уровне праиндоевропейского языка требует привлечение ещё большего круга языков и родственных слов, причём нередко этимологи сталкиваются с различными сложностями. Так, на основе рус. журавль, ст.‑слав. жєравль, болг. жерав, чеш. žerav, словацк. žerjav и польск. żuraw возможна (при некотором сглаживании) реконструкция праслав.

*žeravъ. Им родственны латыш. dzẽrve и лит. gérvė. При внешнем сходстве славянских и балтийских слов всё же следует учитывать, что славянские слова, скорее всего, возникли из сочетания *gerā āwis (где первая часть происходит от *gerh₂- «журавль», а вторая — от пра-и.е. *h₂éwis «птица»), тогда как балтийские слова возникли от расширения корня *ǵerh₂- «журавль» с формантом *-weh₁. На основе англ. crane (др.-англ. cran), нем. Kran (др.-в.-нем. krano), нидерл. kraan возможно реконструировать прагерм. *kranô, восходящее к тому же корню *ǵerh₂-, но уже с формантом *-no (при этом др.-сканд. trani, trana уже не вписываются в картину, хотя для них предполагают переход *kr > tr). Для лат. grūs будет реконструироваться слово *ǵr̥h₂ús. Во всех случаях реконструкции различны, причём не всегда удаётся обосновать выбор корня с опорой на фонетические законы (ср. славянские слова, которые в соответствии с фонетическими законами должны были развить ž из велярного *g, а не палатовелярного , который обычно даёт слав. z).

  1. 1 2 Бурлак С. А., Старостин С. А.. Cравнительно-историческое языкознание: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 432 с. — ISBN 5-7695-1445-0, УДК 800(075.8), БК 81я73.
  2. 1 2 3 4 Варбот Ж. Ж. Этимология // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  3. Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М.: Просвещение, 1973. — С. 22—23.
  4. Шулежкова С. Г. История лингвистических учений. — М., 2008. — С. 23.
  5. Михаленко А. О., Колесниченко М. А. Интересная этимология, или почему слова такие разные. — Красноярск, 2014. — С. 19.
  6. Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М.: Просвещение, 1973. — С. 24—25.
  7. Шелепова Л. И. Русская этимология. — М., 2007. — С. 21.
  8. Михаленко А. О., Колесниченко М. А. Интересная этимология, или почему слова такие разные. — Красноярск, 2014. — С. 21.
  9. Михаленко А. О., Колесниченко М. А. Интересная этимология, или почему слова такие разные. — Красноярск, 2014. — С. 21—22.
  10. Михаленко А. О., Колесниченко М. А. Интересная этимология, или почему слова такие разные. — Красноярск, 2014. — С. 106—107.
  • Этимология / Трубачёв О. Н. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Этимология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Введенская Л. А., Колесников Н. П. Этимология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2004. — 221 с.
  • Виноградов В. В. История слов. — М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 1999. — 1138 с. — 3000 экз. — ISBN 5-88744-033-3, 5-89285-026-9.
  • Григоревский М. Х. Состояние и задачи греческой этимологии по Курциусу// Филологические записки, Воронеж, 1868.
  • Железняк И. М. и др. Этимологический словарь летописных географических названий Южной Руси: На укр. яз. = Етимологічний словник літописних географічних назв Південної Русі / Отв. ред. А. С. Стрижак. — Киев: Наукова думка, 1985. — 256 с.
  • Михаленко А. О., Колесниченко М. А. Интересная этимология, или почему слова такие разные. — Красноярск: «Штрих», 2014.
  • Мюлер, М. Наука о языке (Обработка для русских читателей Дмитрия Лавренка) // Филологические записки, Воронеж, 1866.
  • Откупщиков Ю. В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии: Книга для учащихся / Рецензент: действит. член АПН СССР Н. М. Шанский. — Изд. 3-е, испр. — М.: Просвещение, 1986. — 176 с. — 195 000 экз.
  • Успенский Л. В. Слово о словах. Очерки о языке. — Л., 1971.
  • Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — М., 1968.
  • Пизани В. Этимология, пер. с итал.. — М., 1956.
  • Arens H.rude Sprachwissenschaft. Der Gang ihrer Entwicklung von der Antike bis zur Gegenwart. — Zweite, durchgesehene und stark erweiterte Auflage. — Alber, Freiburg/München, 1969.
  • Meier, H. Prinzipien der etymologischen Forschung. Carl Winter-Universitätsverlag. — Heidelberg, 1986.

Лексикография — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 октября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 октября 2019; проверки требует 1 правка.

Лексикогра́фия (др.-греч. λεξικόν [lexikon] «словарь» + γράφω [grapho] «пишу») — раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения; наука, изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование.

Практическая лексикография выполняет общественно важные функции, обеспечивая обучение языку, описание и нормализацию языка, межъязыковое общение, научное изучение языка. Лексикография стремится найти наиболее оптимальные и допустимые для восприятия способы словарного представления всей совокупности знаний о языке.

Теоретическая лексикография охватывает комплекс проблем, связанных с разработкой макроструктуры (отбор лексики, объём и характер словника, принципы расположения материала) и микроструктуры словаря (структура словарной статьи, типы словарных определений, соотношение разных видов информации о слове, типы языковых иллюстраций и т. п.), созданием типологии словарей, с историей лексикографии.

Лексикография представляет слово в совокупности всех его свойств, поэтому словарь оказывается не только уникальным и незаменимым пособием по языку, но и важнейшим инструментом научных исследований. Лингвистическая наука XXI века стремится воплотить в словарной форме все аспекты полученных знаний, поэтому в новейших словарях объектом описания становятся не только слова, но и иные языковые единицы.

Среди знаменитых лексикографов — Поллукс, Ш. Дюканж, И. К. Аделунг, И. Г. Вальтер, В. И. Даль.

«Наука»: древнее слово с новым значением

Слово наука появилось в праславянскую эпоху предположительно в форме *nauka и имело значение ‘обучение; приобретение опыта и навыков’. Этот давний смысл отчасти сохранился в русском языке как устаревший. Например, еще в XIX веке вполне обычными были фразы типа отдать сына в науку к портному. И до сих пор в разговорной речи мы иногда употребляем слово наука в значении ‘жизненный урок; то, что дает опыт’: эта неудача пусть будет ему наукой.

Приведем примеры родственных слов из других славянских языков: украинское наука, белорусское навука, польское nauka, словацкое náuka, верхнелужицкое nawuka, болгарское наука, словенское náuk и др.

Праславянское *nauka состояло из приставки *na- и корня *uk-. Тот же корень (с чередованиями и фонетическими изменениями) восстанавливается этимологами в таких словах, как учить, навык, привыкнуть, обыкновенный, обычай, а также в древнерусском и старославянском укъ ‘учение’ (отсюда название буквы «ук» в кириллице и глаголице).

Корень *uk- восходит к праиндоевропейскому *euk-/*ouk-/*ūk- ‘приучаться, привыкать, доверять’. От этой основы произошли: древнепрусское iaukint ‘упражнять’; литовское jaukìnti ‘приучать, укрощать’; готское biūhts ‘привычный’; древнеиндийские úcyati ‘находить удовольствие, иметь обыкновение’, ṓkas ‘удовольствие, удовлетворение’ и др.

Однако вернемся к слову наука в русском языке. В XVIII веке, в эпоху Петра I, оно стало приобретать значение ‘система знаний о природе и обществе, о способах воздействия на окружающий мир; отдельная отрасль такого знания’. Окончательно эта новая семантика слова сформировалась в ломоносовский период.

Это странное слово «научный»

В современном русском языке существует прилагательное научный. Мы привычно говорим: научное издание, научная концепция… Но почти до середины XIX века слово научный в таком значении не употреблялось, вместо него использовались слова ученый, наукообразный и — редко — науковый и сциентифический.

Прилагательное научный зафиксировано в письменных источниках еще в XVI веке в значении ‘обученный, ученый, сведущий’. Но оно было очень малоупотребительным. Когда в 40-х годах XIX века это слово начали вводить в обиход в новом значении ‘относящийся к науке как области знания’, оно, по сути, стало неологизмом.

Некоторые консервативно настроенные публицисты и литераторы (например, Ф. В. Булгарин) характеризовали слово научный как «нелепое», «странное и дикое», «неловкое» и «несоответственное предмету». Почему возникло такое острое неприятие? Академик В. В. Виноградов предполагал, что слово научный у многих в то время ассоциировалось в первую очередь не с наукой как областью знаний, а с обучением, получением навыков (это древнее значение слова наука тогда еще было живым и актуальным). Возможно, поэтому новое прилагательное и казалось неподходящим. Пожалуй, оно виделось еще и излишним — ведь было тогда в русском языке широкоупотребительное слово ученый с несколькими значениями: ‘обученный’, ‘знающий науку’, ‘отличающийся ученостью’, ‘посвященный вопросам науки’, ‘основанный на научных принципах’…

Но отрицательные оценки слова научный были немногочисленными. Н. В. Гоголь, например, считал, что новое прилагательное гораздо лучше, чем прежнее наукообразный. В этом с ним были солидарны некоторые литераторы старшего поколения — они стали употреблять слово научный в своих текстах. Что же касается образованной и пишущей молодежи, то она и вовсе в большинстве своем легко приняла удачный неологизм, так что с 50-х годов XIX столетия слово научный быстро вошло в широкий обиход.

«Наукообразный»: от нейтрального и положительного к отрицательному

Интересным образом сложилась судьба прилагательного наукообразный. Оно было создано примерно в 30-е годы XIX века в московских философских кружках как калька с немецкого wissenschaftlich ‘научный’. Употреблялось в значении ‘относящийся к науке’ (без отрицательного оттенка), но широкого распространения не получило.

Когда стало употребительным прилагательное научный, слово наукообразный подверглось смысловым изменениям. Оно содержало в себе элемент значения ‘соответствующий требованиям науки, сообразный с ними’, и с 50-60-х годов XIX в. эта семантика в слове усилилась. Постепенно прилагательное наукообразный стало означать ‘научный лишь по виду, создающий видимость научности’ и приобрело отрицательный эмоциональный оттенок.

.

Литература:

Этимологический словарь русского языка / Под ред. А. Ф. Журавлева. — Вып. 11. — М., 2014.

Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка: 30-90-е годы XIX века. — М., 1965.

Виноградов В. В. История слов. — М., 1999.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Т. 4. — М., 1987.

.

Иллюстрация: И. Е. Репин «Портрет Д. И. Менделеева» (1885, фрагмент).

Наука о значении слов

Лексика — это наука, изучающая совокупность слов

Термин, вынесенный в заголовок этой статьи, имеет два значения. Определение лексики может быть только двусторонним: это и языковое явление, и изучающая его наука.

Что такое лексика

Во-первых, лексика – это некая совокупность слов определенного языка, произведения (при этом говорят также о тезаурусе), человека. В последнем случае часто можно встретить методический термин «словарный запас».

Во-вторых, лексикология – это наука, изучающая слова. Исследовать их можно с самых разных сторон: это и наблюдение за тем, как меняется фонд единиц определенного языка, и над тем, насколько похожи или различны близкие наречия, и как функционирует каждая из лексем. Также есть некоторые общие вопросы. Они касаются слова вообще.

Наука о слове

Слово может изучаться с самых разных сторон. Морфология рассматривает его грамматическое значение, морфемика и словообразование – его морфемный состав и модель. Лексика – это наука, изучающая слово как таковое: его значение, историю, взаимоотношения с другими языковыми единицами.

Слова (или лексические единицы, лексемы) в языке представляют собой интересную, живую и по-своему стройную систему. Некоторые из них очень похожи на другие по смыслу и часто взаимозаменяемы (это синонимическая система), другие, напротив, противоположны по значению (это антонимы и близкие, аналогичные явления). Одни могут сосуществовать в едином тексте, другие настолько противоречат друг другу, что их употребление в одном тексте выглядит странно или забавно. В одних случаях уместно использовать одни единицы, в других их применение категорически неприемлемо (этими вопросами занимается стилистика). Поэтому лексика как наука изучает не просто каждое слово в отдельности, но саму систему, ее правила, законы, нормы и потенциал.

Разделы лексики

Как можно увидеть, лексика – это наука с обширной сферой интересов, поэтому каждый ракурс взгляда на слово или на словарную систему изучает ее особенный раздел. Прежде всего, среди них ономасиология (наука о «назывании», или о «номинации»), семантика и семасиология (в их рамках исследуется смысл, значение, его структура), фразеология (изучает одноименное языковое явление), ономастика (рассматривает уже существующие имена), этимология (наука о происхождении слов), стилистика (о ней уже говорилось) и лексикография (акцентирует внимание на описании лексики, составлении словарей).

На некоторых из этих разделов мы далее подробнее остановимся в этой статье.

Фразеология

Лексика – это наука, изучающая не только слова, но и такие их сочетания, которые представляют собой прочные объединения. Эти «единства» настолько неделимы, что функционируют в речи практически наравне со словами. Такие сочетания называются фразеологизмами.

Всем хорошо знакомы такие выражения, как «два сапога пара», «поскрести по сусекам», «гвоздя в доме не вбить» и т. д. Каждое из слов в составе таких сочетаний практически потеряло свое собственное значение. Не зная смысла фразеологизма, его часто невозможно «вывести» из слагаемых входящих в него «компонентов» (так как это уже не совсем лексемы, лингвисты говорят именно о «компонентах» фразеологизма). Такие образования часто ставят в тупик иностранцев именно из-за того, что их смысл – это не сумма значений слов, а скорее, либо свернутая в выражение история, либо некий художественный образ. История появления фразеологизмов – одно из самых популярных и интересных направлений исследований.

Эти прочные сочетания, существуя наряду с лексемами, также находятся в тесных взаимоотношениях и друг с другом, и с лексическими единицами. Таким образом, если говорить точно, лексика – это наука, изучающая слова и фразеологизмы.

Этимология

Своя история есть не только у каждого фразеологизма, но и у каждой лексемы. Лексика – это наука, изучающая и настоящее, и прошлое слов. Этимология рассматривает происхождение языковых единиц. Для специалистов этой области важно, почему именно таким сочетанием звуков когда-то стало обозначаться (называться) то или иное явление. Может быть, это слово было когда-то заимствовано из какого-то языка? Из какого? Возможно, с течением времени лексема так исказилась, стала звучать настолько не похоже на свой изначальный вариант, что современные носители перестали видеть ее связь с однокоренными словами, перестали осознавать, что в ее основе – всем извест

Этимология — наука о происхождении слов

Этимология − наука о происхождении слов.
Etymon (греч.) − истина
Logos (греч.) − наука.

В «СЭС» это слово записано в 2-х значениях:
1. происхождение слова или морфемы;
2. раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной образовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова:
1. отдел языкознания, изучающий происхождение слов;

2. происхождение того или иного слова, или выражения.

I. С Л О В О О Б Р А З О В А Н И Е

Утро человечества возникло очень много лет назад. Бог человеку дал обиходные слова, сначала в их лексике их было очень мало.

Затем, когда начал развиваться род человеческий, слова стали также развиваться, как от корня развивается дерево, род человеческий также имеет корень, имеет корень и слово. Корень стал основой словообразования.

Как много в природе деревьев, как много в природе (деревьев) людей, так много в природе корней для образования слов.

Но самые первые, самые распространенные, самые древние корни − это корни, связанные с природой. Такие, как «целое» − «дробное», «хорошо» − «плохо», «условно» − «безусловно», «материя», «убеждение».

Такие слова дали начало очень большому упорядоченному строю слов, дали для разговора, для общения, для объяснений упорядоченную систему слов.

Слова долго были без письменности, делались наскальными рисунками, клинописно изображались в виде достаточно большого количества символов, знаков, которые вмещали в себя смысл слова целиком.

Так было до 30 века до нового времени.
Первые древние буквы зародились в Древнем Урарту, но долго они оставались неизвестными для людей сегодняшней цивилизации.

Много слов происходит от такого корня, как «чудо», потому что перед чудом человек благоговел.

«Чудо» − это слово родилось из далеко по звучанию слова «добро», но очень близкого по чувствам.

Например, доброта для человека − это чудесный, это чудный вариант его характера. «Чудотворный» − это та же доброта, творящий чудо, дающий добро, дающий удивление.

Можно много говорить о происхождении слов, усмотрев в них связи, завязки, увязки, привязки. Но самое важное сейчас − это раскрыть происхождение добрых слов.

Слово «чудо» − одно из первых слов, данных Богом людям, потому что оно рождало радость, удивление, удачу, устремленность к неизвестному, к необходимому.

Человек уходил от обычного, привычного, от одинаковости и статичности.

Получив такое понятие как «чудо», человек стремился к большему, потому что вскоре чудо становилось обычным, обыкновенным, ординарным явлением, уже не удивляло, но вдохновляло, не питало надеждами − оно устаревало.

Устаревало быть устраивающим многих людей, становясь употребительным редко, становясь архаичным. У него делался ограниченный смысл, делался редкий факт использования.

Такие слова становились архитектурными, делаясь корнем для образования из них других слов, часто становясь совсем другими по смыслу, становясь новыми по содержанию.

Например, то же слово «чудо» подавалось как «чушь», а слово «чудный» становилось с отрицательным акцентом «чудной».

Слово отражает характер человека. «Радость» имеет противоположность − «угрюмость», медленно это качество характера переходит в «уныние», в «нытье», в ноющего, в безрадостного человека, скулящего, потерянного, одинокого, уставшего, безвольного, уродливого, теряющего в силах, в чувствах перед Богом. Если человек подвержен больше унынию, он совершает большой грех и перед Богом, и перед Всем Его Светлым Миром.

Получалось, что слова делались показателями и положительными, и отрицательными не только от прибавления к корню отрицательной частицы «не», но и от суффиксов.

«Чудо» − «чудище», «чудовище».

Слова приобретали все более многочисленные варианты применения, расширяя кругозор и интеллект человека. Они делали его многосторонне, разносторонне развитым, слова делали его развитым, деятельным. У человека даже на поэзию стало хватать их запаса. Человек начал писать стихи, не сочинять, а писать рифмой, формулой.

Слова делались движителем новых идей, становились многофункциональными. Они выполняли много заданий, много дел, множество задач и множество функций, становясь для людей расчетом их эрудиции, запасом, лексиконом для выделения таких людей в отдельные группы на высоких должностях среди людей.

Определенные слова давали конкретное устремление к совершенствованию человеческого разума, давали возможность выделиться среди многих и многих, чтобы стать лидером, предводителем, вожаком, фаворитом − особенным.

У таких людей всегда были большие преимущества и имущества.

Многое они могли понимать, могли знать и усердно продвигаться к новым знаниям, делать себе достоинства и достаток перед многими современниками.

Такие люди в очень короткий срок после повзросления становились первыми в обществе, они делались успешными хозяевами своего времени.

Ими устанавливался способ общения через письменность, способную оставлять в памяти открытия, ценные и необходимые следующим поколениям и на много веков вперед.

Такой человек очень выделялся среди людей, такой человек обязательно жил с Богом. И тогда его дар шел ему на пользу. Но если человек взращивал в себе гордыню и божественное присваивал себе, то тогда рождался грех, выводящий его на дорогу греха − дорогу потерь и накопления кармического долга на несколько жизней, делая его зависимым от сил тьмы − антиподом Бога. Человек, использующий этот дар для наживы становился слугой с….ы. Он менял ход истории, менял судьбу государства, судьбу народа.

Поэтому важно понять − какое огромное значение имеет владение словом.

Оно не только отличает человека от животного, оно его возвышает среди равных себе. Слово очень много значит для жизни человек на Земле: оно его делает счастливым или несчастным. И важнее запаса слов, лексикона, для человека ничего нет, именно слово делает его или богатым, или бедным.

Слова были не только символами, описывающими то или иное явление, факт, случай или событие, условие или реакцию, условность или конкретность − они были и есть средство для человеческой многоступенчатой эволюции, для успешного совершенства от начала до бесконечности.

Они необходимы человеку ступенчато, постепенно развиваться из жизни в жизнь. У него закладывается на подсознание весь запас слов из предыдущей жизни, являясь базой в следующей для проявления своего интеллекта, своей эрудиции.

Если человек не имеет большого запаса слов в этой жизни, значит, у него младенческая душа, и ему надо много раз воплотиться вновь в материальное тело, чтобы накопить лексикон в свое подсознание. Он тогда никогда не будет в отстающих учениках в школе, на вторых и на третьих ролях в жизни. Он будет − лидер, передовой и хорошо чувствующий свою силу в знаниях, в умениях, в возможностях делать большие и даже великие дела.

Слова для человека должны быть его лицом, потому что отражают все качества его личности, делают его позитивным или негативным перед Богом и перед людьми.

Они есть для него образ мысли, говорят о его отношении к словам по делал его, потому что между словами и делами одна связь − прямая.

Никогда чистый человек в мыслях, не сделает ни в словах, ни в делах другим зло, беду, угрозу. Это − несовместимые понятия. Если у человека полная гармония, соответствие в мыслях, в словах, в делах, то такой человек − божественный и чудесный. Человеку даруется Небом талант быть умником, все с лету схватывать, моментально ориентироваться верно. Память − емкая, эрудиция − совершенная. Он может произносить большие монологи наизусть, ему легко стать оратором, политиком, мыслителем, философом, вождем − он ведет массы людей за собой и делает историю.

История делается Богом, но человеческими возможностями, писана история Богом, прописана на Небесном Компьютере, но человек ее претворяет в жизнь, в действительность, в реальность − человек выполняет Волю Бога.

Как происходит рождение, происхождение слова? У него, у слова, огромный выбор родиться от корня родственного, близкого по смыслу или совсем далекого от него.

Берется корень, например, благо, и видоизменяя или начало корня, или конец его получают огромное количество новых слов.

Б Л А Г О
+ сть
+ дарность
+ дарение
+ творность
+ желание
+ желательство
Н Е + дущие

+ дать
+ воспитанность
+ вестник
+ верная
+ вещение
+ воззрение
+ волие
+ денствие
+ звучие
+ нравие
+ образие
+ творительность
+ родие
+ словение
+ устройство
+ честие
+ разумие
Через слова человек стал понимать многие истины. Через слова делал себе знания, оставлял после себя знания следующим поколениям. Через письменность, через слово устное оставлял знания на много веков жизни человечества, оставлял открытия, достижения для роста и новых достижений новыми людьми, следующими поколениями.

Отсюда, слово делалось хорошим связным из века в век между поколениями.

Что-то забывалось, но многое оставалось в практике применения и использования широко и полно на многие годы.

Слова несли огромный запас для эрудиции, наполняя ум человеческий сокровищами знаний, делая человека отличным среди ровесников, и среди современников.

Слова делали его значительным и знающим многие истины, знания древности и настоящего времени для собственного развития и раскрытия. А по прошествии времени они также становились базой и необходимостью для следующих поколений. Те также использовали их для своего развития и для эволюции человечества в целом.

Люди через слова могли делать дела Бога, у них устойчиво становилось чувство понимать посылаемые Богом знания через интуицию и богатый опыт совершенствования своих знаний и умений.

Так человек готовился к открытию нового − истин, идей, получая при этом новые значения слов, которыми назывались эти открытия, законы, правила, идеи.

Это делалось с Божественной помощью. Мы, Ангелы Высшего Разума, это передавали людям, и они, став для Нас помощниками, хорошо воспринимающими информацию, записывали свои открытия.

Мир не стоит на месте, еще будут свои открытия, для каждого времени свои новые знания, свои новые слова, свои новые идеи.

II. Ч Е Л О В Е К И С Л О В О

У человека слово было для очень нужных значений, для многих употреблений, для целого ряда расчетов друг с другом. Его думы переходили в слова − и это было очень долгим длительным процессом по времени.

Мысли свои человек начал выражать не сразу − для этого должен был созреть мозг.

Вначале человек был таким же несмышленышем, как только что народившийся ребенок. Должно было пройти несколько тысячелетий, чтобы человек накопил опыт и умения, став к настоящему времени высокоразвитым Творением Бога. на сначала его лексикон был очень ограниченным из-за несовершенного строения мозгового аппарата.

Человек делал многие дела, доверившись Ангелам − связь была прямой от рождения до смерти физического тела.

На Небе душа учится у Ангелов. Каждый раз накапливается (заметьте − по капле собирается!) опыт и знания. Родившись, человек раз от разу становится умнее − повышается интеллект, он все дальше становится зависимым от инстинктов, от животного в себе. И его мозг развивается активнее, разум повышается активнее. Мозг делается более дробным по строению, стал способным удерживать в памяти огромное количество информации. И на клеточном уровне стал хорошо задействованным. Но до сего дня в работе участвуют не более 5 % от их − клеток − общего состава, остальная часть со временем, и очень скорым, будет работать активнее, принимая все больший поток информации.

Человек к этому готовится с каждый новым воплощением. Его мозг увеличивает содержание активных клеток, их количество зависит от числа инкарнаций. Человек, имеющий более 700 инкарнаций, имеет зрелый мозг, и он уже более приближен к Богу, к интуиции, к яснознанию, все меньше проявляет в себе животные чувства − инстинкты.

Интуиция − Божественное чувство, и чем человек ближе к Богу, тем человек более просветленный во всех своих проявлениях.

В «Библии» сказано: «И было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было − Бог!».

Вот почему человек или приближен к Богу, или далек от Него! Но не по вере, а по словарному запасу − эрудиции, по своим чувствам − интуиции. Если его лексика замусорена огромным количеством негативных слов, то сколько бы он не бил лоб, стоя на коленях в Храме, он все равно далек от Бога, а Бог − от него.

Когда душа человека имеет малое количество перевоплощений (от 666 до 700 раз), то ум человека очень ограничен, язык замусорен, он туп и глуп, его лексикон беден, у него несмышленая младенческая душа, он еще далек от Бога, тогда можно понять и его косноязычие, и его бессердечие. У такого человека мало возможностей быть душевным, добрым и умным. И к нему надо проявлять спокойное, чуткое доброжелательство − не будить в нем зверя агрессией, не нападать на него, а самому спокойно защищаться от него добрыми словами, чуткостью, нежностью и пониманием − такой человек имеет несовершенную душу, нет у нее наработок опыта из-за малого числа воплощений на Земле. И он не виноват, он растет, ему надо время для совершенствования.

Но если человек по количеству инкарнаций имеет зрелую душу, а ведет себя безбожно, злобно, агрессивно, нарушая Заповеди Божественной Этики, то такого человека прощать нельзя, и всегда надо давать ему достойный отпор, никогда не прощать его негативного проявления.

Итак, по словарному составу языка смело можно определить − с Богом человек, или нет. И делать выводы, как с таким человеком себя вести − прощать ему его выпады или нет.

Слова человеку стали помощниками для правильного понятия своего окружения, так как они несут признаки − уважать человека, прислушиваться к его мнению или нет.

И в ответ не имеет право негативный человек ожидать уважения, хорошего отношения к себе, своей эрудицией человек вокруг себя делает свое окружение, свою обстановку, свой социум − он или завоевывает авторитет и уважение или нет. Слово делает человека для жизни активной, устремленной к радости, к знаниям, к прогрессу.

Человек для себя делал много новых слов с каждым воплощением своей душе, он совершенствовал и себя, и свое окружение по времени своего проживания, т.е. своих современников.

Каждый человек имеет свой набор слов от рождения, совершенствуя его по жизни. Каждый раз у него растет лексикон, с каждым пребыванием на Земле.

Поэтому и говорится: «Ученье − свет, а не ученье − тьма».

Каждый раз учась новому, человек не забывает этих знаний, все копится в его подсознании, весь багаж, являющийся его умом в следующих жизнях − у него нарастает эрудиция − самое Божественное чувство. Вот почему учиться надо всю жизнь!

В данное время люди не очень знакомы с этой теорией, но это − истина: сколько человек накопил в каждой жизни знаний, сколько он принесет в следующую жизнь.

Ничего не проходит бесследно, все имеет свой смысл и значение, поэтому в каждой жизни человеку необходимо:

1. вспоминать через сон, через интуицию, через исторические справки все о себе из прежней жизни;

2. накапливать новые знания, которые приобрело человечество, когда человек пребывал душой у Бога!

Мы, Ангелы Высшего Разума, давали людям знания о таких способах познания своего прошлого − это ИРИДОДИАГНОСТИКА (диагностика по радужной оболочке глаза), это изучение ушной раковины, это изучение рисунков и линий на ладонях − ДАКТИЛОСКОПИЯ.

Через несколько лет человечество узнает новый метод познания прошлого, потому что люди будут явно помнить свои прошлые жизни, или им будет подсказано через умеющих это делать, контактеров, кем они были в последней жизни, как складывалась «ТА» жизнь. Они будут посвящены в свои способности, дарования, умения и навыки, которые с легкостью, без всяких поисков будут совершенствовать себя, доделывать недоделанное с полным знанием своего багажа знаний и умений. Будут знать количество прожитых жизней человеком.

Усвоившийся в каждой жизни материал делает человека знающим не только количество, но и качество жизней. Но особенно важно знать о последней жизни, т.к. именно из нее человек должен продолжить свое развитие и не совершать повторные ошибки.

Человек, помнящий свои жизни, делал себе знания, хорошо слыша Бога через Ангелов, имея свой канал связи с Ними. Тогда он получает все новые и новые знания, делает многие варианты помощи и себе и многим другим. У него открываются большие возможности помогать Нам, Ангелам Высшего Разума, в борьбе со злом.

Но сначала человеку надо в себе самом победить зло, негативы, укрепив свою веру в Великого Творца всего сущего − в Бога! Поднять свой собственный Дух до состояния непоколебимости, делать только благостные дела, много говорить душевных слов, а мысли должны быть у него светлые и чистые.

Такой человек становится помощником Бога на Земле, посвященным в сокровенное, он становится добрым, чутким и чувствительным.

Если человек по инкарнациям имеет высокоразвитую душу, живет, выполняя все Законы Божественной Этики в мыслях, в словах и в делах, то ему не трудно стать для Бога в такой роли − быть Его помощником на Земле.

III. Ч Е Л О В Е К И Ч Е Л О В Е Ч Е С Т В О

Далекое время для человечества − есть тайна. Очень мало известно о том, что было до него, оно не посвящено в эту тайну и через контактеров. Только благодаря раскопкам археологов известно, что предшествовало человечеству.

В «Эволюции души» у тебя сказано, что жизнь человека развивается по спирали, начиная с «примитивного» варианта. Тогда человек имел в запасе мало слов, потому что тогда человек и слышал Бога, и другого человека.

Но из жизни в жизнь человек все дальше уходил от Бога. Сейчас только до 7-ми лет ребенок слышит Тонкий Мир.

Душа для человека накапливала опыт, знания и совершенствовалась для проживания на Земле.

Но последние воплощения души от 770 до 777 раза человека приближают к Богу настолько, что он опять умеет слышать и видеть Тонкий Невидимый Мир. И по своим умениям, по своим возможностям служит Богу. И такого человека, Мы, Ангелы, считаем Ангелом на Земле.

Такому человеку многое дано, но с него многое и спросится, как он распоряжался таким Божественным Даром: на благо людям, или для своего тщеславия и наживы, на радость людям, или для своего снобизма.

Человек − есть одна многомиллионная часть всего человечества.

Чем больше человек несет в себе Божественной Сути, чем больше людей несет в себе Божественной Сути, тем больше пользы для Земли несет человечество, тем меньше работы Нам, Ангелам, для приведения на Земле, для приведения во Вселенной существования всего видимого и невидимого в порядок, в красоту и в гармонию.

Каждый человек должен начать с себя, придти в мыслях, в словах и в делах к Богу, с радостью и осмыслением принять Истину, что Бог − Творец, Создатель, а он − человек − Его Творение, его маленькая копия, и творить эта копия должна только божественные дела на Земле: создавать, а не разрушать, строить, а не разрушать, копить, а не терять и губить.

Человек, являясь Частью Природы, участвует в общем процессе делания прогресса, делания общего добра для всех сущностей. Являясь более организованной сущностью, он делает Земле огромное дело, создает через Ангелов великие Творения. Не сам, а с Нашей помощью он претворяет в жизнь Великие Божественные Дела.

Человек может мыслить, говорить и творить дела в каждом воплощении и сам, оставляя великие открытия нового для потомков, которые те подхватят, разовьют, дополнят, обновят, продвигая тем самым все человечество вперед и вперед в эволюции. Но идею ему, мысль для реализации ему прислало Небо.

Поэтому для Бога важен каждый отдельно взятый человек, как личность, как составная часть Единого Целого. Потому что каждый человек выполняет свою роль по мере своих сил и способностей.

Бог не делит людей на нужных Ему и ненужных, потому что с каждой душой занимаются Ангелы-Хранители, но каждая душа проходит экзамен за прожитую жизнь − ее качество и содержание.

Очень скоро человек придет к новым знаниям. У него откроются большие возможности делать реальными многие планы, задачи задумки, делать много доступным для понимания тайного и недоступного. Многое ему станет известно о сокровенном и магическом.

Он сможет делать очень многое и сам, но с Нашей помощью, продвигая человечество к новым открытиям, к новым познаниям, к новым Божественным Знаниям.

Человек станет ближе к Богу, он на правильном пути, у него многое получится хорошо для прогресса, для продвижения вперед всего человечества.

У него нет преград для этого, нет препонов для этого, когда он с Богом, когда он со Всем Высшим Светом.

У светлого человека, грамотного, продвинутого по эволюции, у него чувства к Богу не от страха, а от понимания, что он частица огромного целого построения, сотворенного, созданного Богом и Высшим Разумом.

Поэтому только на больших витках эволюции души к такому человеку приходят сокровенные знания об этом и понимание, и вера в могущество Бога, в собственное могущество, когда он со Светом. У него нет боязни, страха ни перед какими трудностями, потому что он − не один, потому что он − с Божественным Миром Света.

Отсюда надо понять, что человек просветленный, знает и понимает − он со Светом, а не с тьмою. И он много значит для Бога, для его Мира, для человечества − он делает Божественное дело на Земле − он учится становиться передовым человеком, делается добрым, с Божественной натурой не только познавать Мир, но и проявлять себя высокоодухотворенным человеком.

Человечество тогда в большом выигрыше, человечество тогда имеет большой потенциал, человечество тогда находит большие плюсы, когда значительная часть людей Земли живет по Законам Божественным, чувствуя и свою ответственность перед Богом, и своей ответ перед людьми и своей совестью.

Тогда человек делает для Земли хорошую услугу, делает Вселенной хорошую помощь, выполняя Закон Всемирного Равновесия − сколько взял себе хорошего, столько отдай Богу от себя − это будет проявляться то ли поведением, то ли проявлением своей сути.

Самое главное − для Бога важно, чтобы человек на протяжении всей своей жизни оставался Человеком с большой буквы, человеком, нужным Богу, человеком необходимым всему человечеству!

СПАСИБО!!!

Наука о происхождении слов, 10 букв

Примеры употребления слова этимология в литературе.

Дни, отданные зряшному труду — забыть о веке одного из многих поэтов южного материка, которому судьба или созвездья послали плоть, не давшую потомства, и слепоту — тюрьму и полумрак, и старость, утро подступившей смерти, и славу, что не стоит ни гроша, и навык ткать все тот же пятистопник, и въевшуюся нежность к словарям, миниатюрным кропотливым картам, точеной кости, детскую тоску по вековой латыни и осколки пейзажей Эдинбурга и Женевы, и забывание имен и дат, и культ единого Востока, чуждый народам многоликого Востока, и ожиданье сбывшихся надежд, и ложные ходы этимологии, и сталь саксонских кованых созвучий, и каждый вечер новую луну, и этот город — скверную привычку, и вкус изюма и простой воды, и шоколада, мексиканской сласти, монеты и песочные часы, чтоб нынче вечером — одним из многих он вновь смирился с горсткой этих слов.

А все ее противный, слабый, неустойчивый характер — вечно она пасует в решительную минуту, и она не способна всерьез увлечься конхиологией, этимологией, ботаникой, археологией, разрезать на части клубни картофеля и следить за его плодоносностью, как, например, Мери Деннис, как, например, Вайолет Сэрль.

Востокову принадлежит подготовка теоретической и материальной базы для последующих исследований в области исторического словообразования, лексикологии, этимологии и даже морфонологии.

Убитого горем может спасти пустяк — малейшее отвлечение памяти или вниманья: вкус плода, вкус простой воды, лицо, возвращенное сном, первый ноябрьский жасмин, не знающий устали компас, книга, с потерей которой уже смирился, сердцебиенье гекзаметра, маленький ключ от входной двери, запах книг и сандала, старое название переулка, краски географической карты,- блеснувшая этимология, ровно обстриженный ноготь, позабытая дата, бой полночных курантов или внезапная боль.

Мудрая этимология в самом слове запечатлела преходящность и нереальность понятия.

Источник: библиотека Максима Мошкова

наука о словах — это… Что такое наука о словах?


наука о словах

General subject: word lore, word-lore

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • наука о систематизации
  • наука о сне

Смотреть что такое «наука о словах» в других словарях:

  • НАУКА — жен. учение, выучка, обучение. Жизнь наука, она учит опытом. Отдать кого, пойти, или взять кого в науку. Не для муки, для науки. Кнут не мука, вперед наука. Наука не мука (не бука). Наука учит только умного. Дураку наука, что ребенку огонь. Не… …   Толковый словарь Даля

  • Наука о стекле в творчестве М. В. Ломоносова — Прошение М. В. Ломоносова об учреждении химической лаборатории, его план этой лаборатории и её макет. Музей М. В. Ломоносова. Санкт Петербург. Наука о стекле  оди …   Википедия

  • М. В. Ломоносов: Наука о стекле — Прошение М. В. Ломоносова об учреждении химической лаборатории, его план этой лаборатории и её макет. Музей М. В. Ломоносова. Санкт Петербург. Наука о стекле  один из наиболее важных разделов в естественнонаучном наследии …   Википедия

  • эллинистическая наука — Общие замечания по поводу эллинистической науки     Как видим, говоря об эллинистической науке, мы находимся перед лицом нового феномена, как по размаху, так и по качеству. Историки согласны в том, что особенностью этого феномена является… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Россия. Русская наука: Наука гражданского и римского права — Характерной особенностью русского юридического развития в течение очень долгого времени является отсутствие не только у массы населения, но и у высших классов потребности привести в известность существующее в отечестве право и точно установить по …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Россия. Русская наука: Русский язык и сравнительное языкознание — Языкознание в древней Руси носило вполне определенный подражательный характер. Работы грамматического содержания, имевшие предметом главный образом церковно славянский язык и составленные по византийским образцам, шли к нам сначала из южно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Россия. Русская наука: Богословие — Древняя Русь получила свои богословские знания из Византии. При церковном характере всей нашей древней письменности главную роль играли в ней переводы творений отцов церкви. Уже в Святославовом сборнике (XI в.) встречаются Богословские вопросы и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Языкознание — языковедение, иначе лингвистика (от латинского lingua, язык), глоттика или глоттология (от греческого γλώσσα, γλώττα язык) в тесном смысле этого слова, Я. есть систематическое, научное исследование явлений языка в их причинной связи. В более… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Науканский язык — Науканский Самоназвание: нывуӄаӷмит Страны: Россия …   Википедия

  • Культура России в первой четверти XVIII в. — Наука и школа. Развитие техники Развитие русской культуры при Петре I тесно связано с происходившими сдвигами в экономической жизни и с преобразованиями государственного аппарата. Основание мануфактур, проведение каналов, создание военно морского …   Всемирная история. Энциклопедия

  • ДУША — [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… …   Православная энциклопедия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *