Геометрические фигуры в картинках
Изучая с малышом геометрические фигуры, вам не нужно усаживать ребенка, заставляя его их запомнить. Поиграйте с ним в игру. Посоревнуйтесь, кто больше всего найдет в комнате квадратов, прямоугольников или кругов.
Попробуйте распечатать крохе геометрические фигуры в картинках и повесить их на видном месте. Например, возле кухонного стола. В течение нескольких дней называйте ребенку каждую фигуру. Вы и не заметите, как быстро их запомнит малыш и будет легко отличать квадрат от ромба, а трапецию от квадрата.
Скачать геометрические фигуры в картинках
Для того, чтобы ваш малыш хорошо освоил геометрические фигуры, с ним можно поиграть в игру с геометрическими фигурами — паровозики.
Еще обратите внимания на:
Геометрические фигуры. Сложи картинку
Играем с геометрическими фигурами
Аппликации из геометрических фигур «Транспорт»
Аппликации-поделки из геометрических фигур
Рисуем мелками – изучаем геометрические фигуры
Стихи про геометрические фигуры
рисунки и картинки для малышей
Главная > Развивайка >
Маленькие детки готовы учиться везде и всегда. Их юный мозг способен улавливать, анализировать и запоминать столько информации, сколько трудно даже взрослому человеку. То, чему родители должны научить малышей, имеет общепринятые возрастные рамки.
Основные геометрические фигуры и их названия дети должны узнать в возрасте от 3 до 5 лет.
Поскольку все дети разнообучаемы, то эти границы лишь условно приняты в нашей стране.
Содержание статьи
Нескучная геометрия
Геометрия – это наука о формах, размерах и расположении фигур в пространстве. Может создаться впечатление, что это сложно для малышей. Однако предметы изучения этой науки находятся повсюду вокруг нас. Вот почему иметь основные познания в этой области важно и для детей, и для старших.
Чтобы увлечь детей изучением геометрии, можно прибегнуть к веселым картинкам. Дополнительно хорошо бы иметь пособия, которые ребенок сможет потрогать, ощупать, обвести, раскрасить, узнать с закрытыми глазами. Основной принцип любых занятий с детьми – удержание их внимание и развития тяги к предмету с использованием игровых приемов и непринужденной веселой обстановки.
Сочетание нескольких средств восприятия сделает свое дело очень быстро. Воспользуйтесь нашей мини-методичкой, чтобы научить ребенка отличать геометрические фигуры, знать их названия.
Круг
Круг – самая первая из всех фигур. В природе вокруг нас многое имеет круглую форму: наша планета, солнце, луна, сердцевина цветка, многие фрукты и овощи, зрачки глаз. Объемный круг – это шар (мячик, клубок)
Начать изучение формы круга с ребенком лучше, рассматривая рисунки, а потом уже подкрепить теорию практикой, дав ребенку подержать что-нибудь круглое в руках.
Квадрат
Квадрат – это фигура, у которой все стороны имеют одинаковую высоту и ширину. Квадратные предметы – кубики, коробки, дом, окно, подушка, табурет и т. п.
Строить из квадратных кубиков всякие домики очень просто. Рисунок квадрата проще сделать на листочке в клетку.
Прямоугольник
Прямоугольник – родственник квадрата, который отличается тем, что имеет одинаковые противоположные стороны. Так же, как и у квадрата, у прямоугольника все равны 90 градусам.
Можно найти множество предметов, имеющих форму прямоугольника: шкафы, бытовая техника, двери, мебель.
Треугольник
В природе форму треугольника имеют горы и некоторые деревья. Из ближайшего окружения малышей можно привести в пример треугольную крышу дома, различные дорожные знаки.
В форме треугольника были построены некоторые древние сооружения, например храмы и пирамиды.
Овал
Овал – это круг, вытянутый с двух сторон. Формой овала обладают, например: яйцо, орехи, многие овощи и фрукты, человеческое лицо, галактики т. д.
Овал в объеме называется эллипсом. Даже Земля сплюснута с полюсов – эллипсовидная.
Ромб
Ромб – тот же квадрат, только вытянутый, т. е. имеет два тупых угла и пару острых.
Изучать ромб можно с помощью наглядных пособий – нарисованной картинки или объемного предмета.
Приемы запоминания
Геометрические фигуры по названиям запомнить несложно. В игру их изучение для детей можно превратить, применив следующие идеи:
- Купите детскую книжку с картинками, в которой будут веселые и красочные рисунки фигур и их аналогии из окружающего мира.
- Нарежьте из разноцветного картона побольше всяких фигурок, заламинируйте их скотчем и используйте как конструктор – очень много интересных сочетаний можно выложить, комбинируя разные фигурки.
- Приобретите деревянные или пластиковые объемные математические фигуры в магазине для детей.
- Хорошо увлекают малышей сортеры, в которых нужно в отверстия вставлять подходящие геометрические фигуры из комплекта.
- Купите линейку с отверстиями в форме круга, квадрата, треугольника и других – для детей, которые уже дружат с карандашами, рисунки с помощью такой линейки – интереснейшее занятие.
Можно придумать много возможностей научить малышей знать названия геометрических фигур. Все способы хороши: рисунки, игрушки, наблюдения за окружающими предметами. Начните с малого, постепенно усложняя информацию и задания. Вы не ощутите, как пролетит время, а малыш обязательно порадует вас успехами в скором.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Геометрические фигуры: картинки для детей
В этом разделе моего блога Вы можете скачать картинки и раскраски геометрических фигур для детей. Ваш ребенок познакомится с такими геометрическими фигурами, как: квадрат, круг, прямоугольник, равнобедренный треугольник, пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник, сердце, овал, звезда, прямоугольный треугольник, ромб, воздушный змей или кайт, крест и полукруг, а также объемные фигуры, например, цилиндр.
Пособия и материалы по теме
Все геометрические фигуры для детей, их картинки, рисунки или раскраски Вы можете разрезать на отдельные карточки и изучать вместе с Вашим ребенком. Из них может получиться отличная аппликация.
Все представленные плоские и объемные фигуры для дошкольников разноцветные и яркие, с ними будет приятно играть и познавать любому малышу.
Картинки, рисунки и раскраски геометрических фигур для малышей предназначены как для индивидуального использования, так и для групповых занятий в школах раннего развития и детских садах.
Занятия с карточками геометрических фигур развивают кругозор Вашего малыша, позволяют узнать название и виды различных фигур.
Разнообразьте свои занятия для детей различными играми с карточками геометрических фигур, например,
- можно искать похожие на эти геометрические фигуры предметы в доме,
- распечатать два варианта с геометрическими фигурами, один вариант разрезать на карточки и прикладывать к другому,
- можно также просто распечатать геометрические фигуры для дошкольников, разрезать на карточки и развесить по комнатам на уровне глаз ребенка. Иногда подходить к карточкам и ненавязчиво называть геометрические фигуры, а потом, когда почувствуете, что малыш усвоил информацию, спрашивать его.
Придумайте и Вы свои варианты игры.
Скачать и распечатать геометрические фигуры в картинках Вы можете здесь совершенно бесплатно — нажмите на картинку ниже.
Геометрически фигуры с названиями на русском языке.Названия на английском языке. Задание: соедини линией одинаковые по форме геометрические фигуры. Назови и напиши названия всех геометрических фигур.Соедини линией одинаковые по форме геометрические фигуры.Обведи пунктирные линии.Посчитай, сколько геометрических фигурПострой логическую цепочку.Найди все квадраты и раскрась.
Разрежь на части фигуры и назови их.Раскрась в соответсвующие цвета.Обведи и назови. Посчитай, сколько на рыбке фигур?
Аппликация
Интересным видом работы для детей может стать аппликация. Вы можете вырезать круг или квадрат, а затем попросить малыша наклеить его на основу. Такие фигуры, как квадрат, овал, круг могут стать основой для небольшой картинки.
Интересно будет склеить из бумаги объемные фигуры, например, параллелепипед или цилиндр. Правда, для этого понадобится плотный картон, зато дети узнают, что в основе параллелограмма лежит квадрат, а в цилиндр берет за основу круг. Аппликация поможет развивать творческие способности детей. Цилиндр или параллелограмм можно впоследствии использовать как коробочку для небольших игрушек.
Материалы для скачивания
Шаблоны животных из геометрических фигур Вы можете скачать здесь.
Вырежи и склей домик.Эти геометрические фигуры Вы можете вырезать и придумать свои аппликации. Сделай веселый квадрат из бумаги. Вырежи и приклей окна к домику.Аппликация для дошкольников, как и раскраски, развивает мелкую моторику пальцев, стимулирует центры речи. Занимайтесь со своим малышом: изучайте геометрические фигуры!
Видео
рисунки и картинки для малышей
Маленькие детки готовы учиться везде и всегда. Их юный мозг способен улавливать, анализировать и запоминать столько информации, сколько трудно даже взрослому человеку. То, чему родители должны научить малышей, имеет общепринятые возрастные рамки.
Основные геометрические фигуры и их названия дети должны узнать в возрасте от 3 до 5 лет.
Поскольку все дети разнообучаемы, то эти границы лишь условно приняты в нашей стране.
Нескучная геометрия
Геометрия — это наука о формах, размерах и расположении фигур в пространстве. Может создаться впечатление, что это сложно для малышей. Однако предметы изучения этой науки находятся повсюду вокруг нас. Вот почему иметь основные познания в этой области важно и для детей, и для старших.
Чтобы увлечь детей изучением геометрии, можно прибегнуть к веселым картинкам. Дополнительно хорошо бы иметь пособия, которые ребенок сможет потрогать, ощупать, обвести, раскрасить, узнать с закрытыми глазами. Основной принцип любых занятий с детьми — удержание их внимание и развития тяги к предмету с использованием игровых приемов и непринужденной веселой обстановки.
Сочетание нескольких средств восприятия сделает свое дело очень быстро. Воспользуйтесь нашей мини-методичкой, чтобы научить ребенка отличать геометрические фигуры, знать их названия.
Круг
Круг — самая первая из всех фигур. В природе вокруг нас многое имеет круглую форму: наша планета, солнце, луна, сердцевина цветка, многие фрукты и овощи, зрачки глаз. Объемный круг — это шар (мячик, клубок)
Начать изучение формы круга с ребенком лучше, рассматривая рисунки, а потом уже подкрепить теорию практикой, дав ребенку подержать что-нибудь круглое в руках.
Квадрат
Квадрат — это фигура, у которой все стороны имеют одинаковую высоту и ширину. Квадратные предметы — кубики, коробки, дом, окно, подушка, табурет и т. п.
Строить из квадратных кубиков всякие домики очень просто. Рисунок квадрата проще сделать на листочке в клетку.
Прямоугольник
Прямоугольник — родственник квадрата, который отличается тем, что имеет одинаковые противоположные стороны. Так же, как и у квадрата, у прямоугольника все равны 90 градусам.
Можно найти множество предметов, имеющих форму прямоугольника: шкафы, бытовая техника, двери, мебель.
Треугольник
В природе форму треугольника имеют горы и некоторые деревья. Из ближайшего окружения малышей можно привести в пример треугольную крышу дома, различные дорожные знаки.
В форме треугольника были построены некоторые древние сооружения, например храмы и пирамиды.
Овал
Овал — это круг, вытянутый с двух сторон. Формой овала обладают, например: яйцо, орехи, многие овощи и фрукты, человеческое лицо, галактики т. д.
Овал в объеме называется эллипсом. Даже Земля сплюснута с полюсов — эллипсовидная.
Ромб
Ромб — тот же квадрат, только вытянутый, т. е. имеет два тупых угла и пару острых.
Изучать ромб можно с помощью наглядных пособий — нарисованной картинки или объемного предмета.
Приемы запоминания
Геометрические фигуры по названиям запомнить несложно. В игру их изучение для детей можно превратить, применив следующие идеи:
- Купите детскую книжку с картинками, в которой будут веселые и красочные рисунки фигур и их аналогии из окружающего мира.
- Нарежьте из разноцветного картона побольше всяких фигурок, заламинируйте их скотчем и используйте как конструктор — очень много интересных сочетаний можно выложить, комбинируя разные фигурки.
- Приобретите деревянные или пластиковые объемные математические фигуры в магазине для детей.
- Хорошо увлекают малышей сортеры, в которых нужно в отверстия вставлять подходящие геометрические фигуры из комплекта.
- Купите линейку с отверстиями в форме круга, квадрата, треугольника и других — для детей, которые уже дружат с карандашами, рисунки с помощью такой линейки — интереснейшее занятие.
Можно придумать много возможностей научить малышей знать названия геометрических фигур. Все способы хороши: рисунки, игрушки, наблюдения за окружающими предметами. Начните с малого, постепенно усложняя информацию и задания. Вы не ощутите, как пролетит время, а малыш обязательно порадует вас успехами в скором.
Проект по математике «Геометрические фигуры вокруг нас»
Проект по математике
Тема: «Геометрические фигуры
вокруг нас»
Над проектом работал ученик 6 «В» класса
Чинёнов Никита
Руководитель проекта, учитель математики
Бабенко Наталия Еманоиловна
Содержание
I.Введение
II. Основная часть.
Из истории развития геометрии.
Происхождение названий геометрических фигур и их определение.
Геометрические фигуры в нашей жизни.
III.Заключение
IV. Список литературы.
Введение (слайд 2)
Математику называют царицей наук! Мы с первого класса на уроках математики изучали различные геометрические фигуры, с помощью очень полезной геометрической игры-головоломки. Но ещё каждый замечал как много фигур вокруг. Люди давно заинтересовались их разнообразием, строением и свойствами. Мне тоже стало интересно происхождение геометрических фигур: почему фигуры получили такие названия, где и когда они впервые появились. Еще я заметил, что окружающие нас предметы, похожи на геометрические фигуры. И я решил найти ответы на свои вопросы.
(слайд 3)
Цель — исследовать геометрические фигуры, создать галерею образов геометрических фигур в окружающим нас мире.
Задачи:
Изучать информацию по теме исследования.
Изучить использование геометрических фигур людьми и природой.
Создать галерею окружающих предметов в форме известных геометрических фигур.
(слайд 4)
Объект исследования: окружающий мир.
Продукт исследования: геометрические фигуры.
Методы исследования: изучение литературы, повседневные наблюдения, самостоятельная исследовательская работа, формулирование выводов, оформление работы, сравнение, выводы.
(слайд 5)
Актуальность
Наша гипотеза (предположение) заключается в том, что все твердые, видимые объекты в окружающем нас мире состоят из геометрических фигур или тел.
(слайд 5)
1. Из истории развития геометрии.
О первых шагах накопления сведений по геометрии нет никаких письменных источников. Безусловно, первоначальные геометрические представления складывались постепенно, в результате практической деятельности человека. В глубокой древности люди не отделяли понятие формы предметов от самих предметов. Затем было замечено, что многие предметы имеют одинаковую форму. Взяв за основу один предмет, люди стали использовать его название для обозначения других, сходных по форме, т.е. произошло абстрагирование формы предметов. В дошедших до нас самых древних математических документах, написанных около 4 тыс. лет назад в странах Древнего Востока, уже встречаются геометрические понятия, проводятся вычисления площадей некоторых фигур. Возникновение геометрии было обусловлено практическими потребностями людей. Первые дошедшие до нас сведения связаны с задачами землемерия и вычисления объемов тел и площадей (Древний Египет, начало II тыс. до н.э.). Так и возникла наука о землемерии — геометрия. По-гречески земля называлась «геос», измеряю – «метрио», поэтому наука получила название «геометрия». В дальнейшем наука геометрия шагнула далеко за пределы землемерия и стала важным и большим разделом математики. В геометрии рассматриваются формы тел, свойства и преобразования фигур.
Начало формы
Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия….
(слайд 7)
Древние греки были первооткрывателями геометрии. Это был удивительный и очень умный народ. Они были отличными моряками, во всех направлениях бороздили Средиземное море. Везли посуду и украшения из Вавилона, бронзовое оружие из Египта, шкуры зверей и хлеб с берегов Черного моря. И вместе с товарами привозили в Грецию знания, в том числе о геометрических фигурах. Различных геометрических фигур очень много. Прежде чем изучать их свойства, нужно было придумать им названия. До греков никто фигуры не изучал и никаких имён у них не было. Греки нашли гениальный выход: они стали называть фигуры словами, обозначавшими предметы похожей формы.
(слайд 8-9)
2. Происхождение названий геометрических фигур и их определение.
Различных геометрических фигур очень много. Прежде чем изучать их свойства, нужно было придумать им названия. До греков никто фигуры не изучал и никаких имён у них не было. Греки нашли гениальный выход: они стали называть фигуры словами, обозначавшими предметы похожей формы.
Круг — общеславянское слово, имеющее соответствия в германских языках: в древнегерманском «кригер» — «кольцо», «круг», в греческом — «колесо», «круг»).
Радиус
Название радиуса пришло из греческого через латинский язык: «radius» — спица в колесе. Древние люди делали колёса из дерева. Обод колеса соединялся с его осью планками, которые у греков назывались радиусами. Поэтому когда древние геометры начертили окружность и соединили её центр с точкой на окружности, то они увидели рисунок колеса и стали проведенный отрезок называть спицей, т.е. радиусом.
Диаметр
Слово «диаметр» состоит из двух корней: «dia» — через, надвое, и «metrio» — измеряю. Значит, если перевести название фигуры, то получится – идущий через, измеряемый дважды, делящий пополам. В названии фигуры отражены её главные свойства.
(слайд 11-12)
Обратите внимание на предметы быта, которые имеют форму круга или овала.
(слайд 13)
Треугольник
Изображение треугольников и задачи на треугольники встречаются в египетских папирусах, которым более 4000 лет, в старинных индийских книгах и других древних документах. Уже тогда была известна теорема, получившая впоследствии название теоремы Пифагора, которая применялась для построения прямых углов на местности с помощью веревочного треугольника со сторонами 3, 4, 5 (египетский треугольник). Ещё , треугольник считался символом жизни, смерти и возрождения.
(слайд 14)
Обратите внимание на предметы быта, которые имеют форму треугольника.
(слайд 15)
Параллелограмм
Ты не знаешь, сколько грамм
Весит параллелограмм?
Не могу понять, в чём дело?
Сколько это «параллело»?
— Где, дружок, твоя культура?
Параллелограмм – фигура!
Знает каждый школьник в мире
У него сторон – четыре.
Их рисуют не бесцельно,
А попарно параллельно.
Слово «параллелограмм» происходит от греческого «parallelos» — идущие рядом, т.е. никогда не переходящие друг другу дорогу. И действительно у параллелограмма противоположные стороны никогда не пересекаются.
(слайд 16)
Обратите внимание на предметы быта, которые имеют форму прямоугольника и параллелограмма.
(слайд 17)
Ромб «rhombos» (греч. лат.) — бубен
Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше, во времена древних греков бубны имели четырёхугольную форму — форму ромба .
(слайд 18-19)
Квадрат
Название этой фигуры происходит от латинского слова «quadratus» — четырёхугольный. Всего – на всего фигура с четырьмя углами.
Сказка о добродушном квадрате и завистливом треугольнике
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом
Старший — квадратный
Добродушный, приятный
Младший — треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
— Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему: — Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Но квадрат ответил: — Брат!
Я же старше, я — квадрат:
Я сказал еще нежней:
— Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
— Приятных я тебе Желаю снов!
Знать, ложился — был квадратным,
А проснешься без углов!
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет квадрата,
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов.
Обратите внимание на предметы быта, которые имеют форму квадрата.
(слайд 20-23)
Трапеция
Это название происходит от латинского слова «trapezion» -столик.
Такой вид сбоку имел столик для еды. Его сначала называли «тетрапецион» -четырёхногий , а потом название сократилась до «трапезион» Поэтому фигуру такого вида назвали трапецией.
От этого же слова происходит наше слово « трапеза», означающее еду, застолье.
Некоторые из фигур имели для людей магическое значение. Так, треугольник считался символом жизни, смерти и возрождения; квадрат – символом стабильности. Вселенную, бесконечность обозначали правильным пятиугольником – пентагоном, правильный шестиугольник – гексагон, являлся символом красоты и гармонии.
(слайд 24)
3. Геометрические фигуры в нашей жизни.
Мы приходим домой и здесь вокруг нас сплошная геометрия. Начиная с коридора, повсюду прямоугольники: стены, потолок и пол, зеркала и фасады шкафов, даже коврик у двери и тот прямоугольный. А сколько кругов! Это рамки фотографий, крышка стола, подносы и тарелки. Любой предмет изготовленный человеком берёшь в руки и видишь, что в нём «живёт» геометрия. Стены, пол и потолок являются прямоугольниками (не будем обращать внимания на проёмы окон и дверей). Комнаты, кирпичи, шкаф, железобетонные блоки, напоминают своей формой прямоугольный параллелепипед. Посмотрим на паркетный пол. Планки паркета — прямоугольники или квадраты. Плитки пола в ванной, метро, на вокзалах чаще бывают правильными шестиугольниками или восьмиугольниками, между которыми уложены небольшие квадратики.
Вывод
Работая над темой проекта, я пришёл к выводу:
Геометрических фигур очень много. Те фигуры, которые известны людям с древних времён, носят греческие (или латинские имена), потому что именно греки создали геометрию и дали фигурам имена.
Названия геометрических фигур первоначально были названиями предметов, имеющих форму близкую к форме фигур. Это показывает, что геометрия возникла для решения практических задач и тесно связана с человеческим трудом.
Названия некоторых геометрических фигур отражают их свойства.
Мне было интересно работать со словарём иностранных слов, искать стихи и сказки о геометрических фигурах в интернете,
И ещё я понял, что названия геометрических фигур совсем не странные, а очень даже разумные и понятные. Просто почти все они пришли к нам из греческого или латинского языков.
Список литературы.
Словарь иностранных слов. М. «Наука» 1954.
И.Ф.Шарыгин Уроки дедушки Гаврилы или Развивающие каникулы. М. «Дрофа», 2003
http://ru.wikipedia.
Презентация к проекту по математике «В мире геометрических фигур»
Инфоурок › Математика ›Презентации›Презентация к проекту по математике «В мире геометрических фигур»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Выполнила: ученица 5 «Б» класса Иванюшина Дарья Руководитель: учитель математики Мамкина С.В.
2 слайд Описание слайда:Цели и задачи проекта Цель Создать галерею образов геометрических фигур в окружающем нас мире. Создать словарь названий геометрических фигур. Изготовить объемные геометрические фигуры. Задачи работы Изучить теоретические сведения о науке геометрии. Выделить основные геометрические фигуры. Выяснить происхождение геометрических фигур. Изучить сведения о плоских фигурах и объемных. Выполнить практическую работу по изготовлению объемных геометрических фигур при помощи разверток. Провести исследование природных объектов с целью определения их геометрической формы.
3 слайд Описание слайда:Содержание Введение Основная часть работы Глава 1. Происхождение геометрии. 1.1 Как возникла геометрия? 1.2 Что изучает геометрия? 1.3 Происхождение геометрических фигур. Глава 2. Практическая работа. 2.1 Объемные геометрические фигуры. 2.2 Изготовление объемных геометрических фигур при помощи разверток. Глава 3. Организация исследования. 3.1 Исследование природных объектов. Заключение, выводы Список использованной литературы
4 слайд Описание слайда:Введение Каждый замечал как много фигур вокруг. Люди давно заинтересовались их разнообразием, строением и свойствами. Мне тоже стало интересно происхождение геометрических фигур: почему фигуры получили такие названия, где и когда они впервые появились. Еще я заметила, что окружающие нас предметы, похожи на геометрические фигуры. И я решила найти ответы на свои вопросы.
5 слайд Описание слайда:Как возникла геометрия? Геометрия – одна из древнейших наук. Геометрия (греч. geometria, от geо — Земля и metreo — мерю), раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. Происхождение термина «Геометрия», что буквально означает «землемерие», можно объяснить следующими словами, древнегреческого учёного Евдема Родосского (4 в. до н. э.): «Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении Земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлития реки Нила, постоянно смывавшего границы». Она зародилась в Древнем Египте.
6 слайд Описание слайда:Как возникла геометрия? В этом государстве плодородные земли были расположены на очень узком участке земли – в долине реки Нил. Каждую весну Нил разливался и удобрял землю плодородным илом. Но при разливе реки смывались границы участков, менялись их площади. Тогда пострадавшие обращались к фараону, он посылал землемеров, чтобы восстановить границы участков, выяснить, как изменилась их площадь и установить размер налога. Восстанавливали границы участков особые чиновники – гарпедонапты — натягиватели верёвок.
7 слайд Описание слайда:Как возникла геометрия? Уже у древних греков геометрия означала математическую науку, в то время как для науки об измерении Земли был введён термин геодезия. Судя по сохранившимся отрывкам древнеегипетских сочинений, геометрия развилась не только из измерений Земли, но также из измерений объёмов и поверхностей при земляных и строительных работах. Ремесленникам необходимо было изготавливать посуду, строителям — подбирать камни различной формы для строительства храмов и пирамид, астрономам – измерять углы для определения положения звезд. Знания постепенно накапливались и систематизировались. Так около 4 тыс. лет назад возникла наука об измерении расстояний, площадей и объемов, о свойствах различных фигур – геометрия.
8 слайд Описание слайда:Что изучает геометрия? В геометрии изучаются формы, размеры, взаимное расположение предметов независимо от их других свойств: массы, цвета и так далее. Если взять во внимание только форму и размеры предметов, мы приходим к понятию геометрической фигуры.
9 слайд Описание слайда:Происхождение геометрических фигур Название «фигура» происходит от латинского слова figura, означающего «внешний вид», «образ». Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и само слово геометрия. Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого, а через латинский язык.
10 слайд Описание слайда:Точка, прямая, плоскость. А простейшими в геометрии являются три фигуры: — точка, прямая, плоскость. Конечно, самая главная – это точка. Древнегреческий геометр Евклид говорил, что «точка – это то, что не имеет частей». Слово точка по латыни означает результат мгновенного касания, укол. Так, точкой является отверстие, оставленное иглой в листе бумаги. Точка – в русском языке означало конец заточенного гусиного пера. Линия – льняная нить. Луч света также представляет собой модель прямой линии. Натянутая линия – также модель прямой. Плоскость —поверхность.
11 слайд Описание слайда:Термин образовался как буквальный перевод соответствующего греческого слова «квадратус» — «четырехугольный». КВАДРАТ – фигура с четырьмя сторонами. Квадрат
12 слайд Описание слайда:Термин образован путем соединения двух слов: «прямой» и «угол». Прямоугольник— это четырехугольник, у которого все углы прямые. Прямоугольник
13 слайд Описание слайда:Треугольник— это многоугольник с тремя сторонами. Термин образован путем соединения двух слов: «три» и «угол». Слово «три» общеславянское, индоевропейского характера. Треугольник
14 слайд Описание слайда:Круг Общеславянское слово, имеющее соответствия в германских языках: в древнегерманском «кригер» — «кольцо», «круг», в греческом — «колесо», «круг»). Круг— это множество всех точек плоскости, расстояние от каждой из которой до данной точки этой плоскости не больше данного расстояния.
15 слайд Описание слайда:Окружность В переводе с греческого это слово означает «периферия». Окружность — это множество точек плоскости, находящихся на данном расстоянии от данной точки, лежащей в той же плоскости и называемой ее центром. Окружность — это граница круга.
16 слайд Описание слайда:Овал Французское слово «оваль» — «овальный» произошло от латинского «овум» — «яйцо». Овал — замкнутая выпуклая гладкая плоская кривая.
17 слайд Описание слайда:Ромб Одни считают, что этот термин произошел от греческого слова «ромбос», означающего »бубен», т.к. ромб похож на четырехугольный бубен, другие — что от греческого слова «ромб», которое означает «вращающееся тело», «веретено», т.к. сечение в обмотанном веретене имеет форму ромба.
18 слайд Описание слайда:Трапеция Греческое слово «трапедзион» переводится как «столик» (сравним со словом «трапеза»). Трапеция — это выпуклый четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны, а две другие не параллельны.
19 слайд Описание слайда:Термин «куб» происходит от греческого слова в переводе означающего — «игральная кость». Она имела форму кубика, и название это перешло на любое тело той же формы. Этот термин впервые встречался у пифагорейцев (VI-IV вв. дон. э.). Куб
20 слайд Описание слайда:Термин образован путем соединения двух греческих слов: «параллелос» — «параллельный» и «эпипедос» — «плоскость». Параллелепипед — призма, основанием котopoй является параллелограмм. Параллелепипед
21 слайд Описание слайда:Конус Конус — от греческого слова «конос» (сосновая шишка, остроконечная верхушка шлема).
22 слайд Описание слайда:Пирамида Пирамида — от греческого слова «пюрамис», которым греки называли египетские пирамиды. А это слово происходит от древнеегипетского слова «пурама», которым эти пирамиды называли сами египтяне.
23 слайд Описание слайда:Призма Призма — от слова «присма» («опиленная», «отпиленная часть»).
24 слайд Описание слайда:Цилиндр Цилиндр — от латинского слова «цилиндрус» (валик, каток).
25 слайд Описание слайда:Объемные геометрические фигуры
26 слайд Описание слайда:Практическая работа
27 слайд Описание слайда:Чем же отличаются плоские и объёмные фигуры? Плоские можно целиком расположить на одной плоской поверхности. Объемные фигуры занимают определённое пространство, возвышаются над плоской поверхностью.
28 слайд Описание слайда:Пирамида Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» — пирамида Хеопса и почётный кандидат «новых семи чудес света» — Пирамиды Гизы. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид.
29 слайд Описание слайда:Пирамида Если древние египтяне смогли с помощью несложных инструментов построить такие «чудеса света», то стоит попробовать построить модель пирамиды и мне. Сначала нужно начертить эту модель, то есть сделать развертку. Например, такую:
30 слайд Описание слайда:Куб и параллелепипед
31 слайд Описание слайда:Геометрические фигуры в природе Ученые придерживаются мнения о том, что все, что создается человеком, создается на основе наблюдений за окружающей человека природой. Значит и геометрические фигуры нужно искать в природе. Посмотрите вокруг. Многие окружающие нас предметы напоминают геометрические фигуры.
32 слайд Описание слайда:Геометрические фигуры в быту Встречаются геометрические фигуры и в архитектуре, и в одежде, и в предметах быта.
33 слайд Описание слайда:Таким образом , названия геометрических фигур первоначально были названием конкретных предметов, имеющих форму более или менее близкую к форме фигуры.
34 слайд Описание слайда:Литература Клепа. Альманах. №46, 1998г. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. М.: Просвещение, 1966 http://www.kakprosto.ru/kak-807590-kak-voznikla-geometriya#ixzz3ZwNH0Hxi dic.academic.ru›Геометрия images.yandex.ru›картинки геометрических фигур ru.wikipedia.org›Категория:Геометрические фигуры
35 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель математики
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДA-020201
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийПроект » Откуда произошло название геометрических фигур»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Тема творческого проекта
«Откуда произошли названия геометрических фигур»
Разработала
ученица 2 А класса
Елизарова Валерия
МОУ СОШ № 1
Научный руководитель
Ташлыкова Оксана Геннадьевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1
1 категория
2019 год
Содержание
1.Подготовительный…………………………………………………………….3
1.1. Проблематизация…………………………………………………………3
1.2. Этапы выполнения работы ………………………………………………3-4
2. Поисковый и аналитический этапы…………………………………4-9
2.1. Толкование слов …………………………………………………….…………4-5
2.2. Исторические факты Древнего Египта………………………………..5-6
2.3. Древняя рукопись Ахмеса………………………………………………………6
2.4. Геометрические формы в архитектуре Египта…………………….6
2.5. Упоминания о геометрических фигурах в шумерских источниках…7
2.6. Магические свойства геометрических фигур………………………… 7-8
2.7. Родина предмета геометрии………………………………………………….8
2.8. Происхождение слов- названий геометрических фигур………………8-9
3. Технологический этап……………………………………………………..10
3.1 Изготовление геометрических фигур……………………………………10
4. Заключительный этап………………………………………………………11
4.1. Рефлексия……………………………………………………………………11
5. Библиография………………………………………………………………12
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.1. Проблематизация
«Откуда произошли названия геометрических фигур» так звучит тема нашего проекта. Интерес к этому вопросу возник у меня во время урока математики, на котором мы знакомились со свойствами и отличиями четырехугольников. Почему не все четырехугольники можно назвать прямоугольниками и квадратами, мне было понятно, но кто дал названия этим геометрическим фигурам, кто их придумал, об этом в учебнике ничего не было сказано, поэтому я сама решила найти ответ на интересующий меня вопрос.
Цель проекта: изучение вопроса о том, кто и зачем придумал понятие «геометрические фигуры» и как они получили свои названия.
Чтобы осуществить свою цель, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить все доступные источники информации на тему интересующего вопроса:
2. Поделиться полученной информацией с одноклассниками, друзьями;
3. Создать коллекцию геометрических фигур для кабинета начальной школы;
4. Оформить работу и представить её на школьной конференции и городской конференциях.
1.2. Этапы выполнения работы
1.Подготовительный
1.1. Формулировка темы и цели и задач проекта.
1.2. Составление плана выполнения работы.
2.Аналитический. Сбор информации
2.1.Толкование слов.
2.2. Исторические факты Древнего Египта
2.3. Древняя рукопись Ахмеса.
2.4. Геометрические формы в архитектуре Египта.
2.5. Упоминания о геометрических фигурах в шумерских источниках.
2.6. Магические свойства геометрических фигур
2.7. Родина предмета геометрии.
2.8. Происхождение слов названий геометрических фигур.
3.Технологический
3.1. Изготовление плоских геометрических фигур
3.2. Изготовление объемных геометрических фигур.
4. Рефлексия
4.1. Самооценка выполненной работы.
2.Аналитический. Сбор информации
2.1 Толкование слов
Первое, что мы решили сделать, это растолковать слова «геометрические» и «фигуры». За информацией решили обратиться к толковому словарю.
Мы узнали, что слово «фигуры» имеет несколько значений. Вот некоторые из них.
1. Форма, очертания чего-либо.
2.Внешние очертания тела. Скульптурные или живописные изображения человека или животного.
3. Часть плоскости, ограниченная замкнутой линией.
4. Форма, рисунок, узор, образуемые расположенными определенным образом предметами.
Слово « геометрические » — это родственное слово слову «геометрия». В свою очередь слово «геометрия» произошло от слияния двух слов греческого языка. Первое из этих двух слов состоит из трех букв: «гео», что в переводе на русский звучит как «земля». Второе слово — «метрио», которое переводится как «мерю или измеряю».
Исследуя, значения этих слов мы узнали, что первые фигуры появились задолго до наших дней, их можно увидеть на рисунках наскальной живописи наших предков. Ещё древние люди оставляли на стенах пещер орнаменты из треугольников, ромбов, прямоугольников, кругов. Художники, жившие задолго до нашего века, тонко чувствовали красоту геометрических форм; наскальные рисунки, выполненные с большой любовью к природе, радовали глаз. Человек отмечал равенство, симметрию, подобие фигур. Со временем он научился использовать свойства фигур в практической жизни.
Нас заинтересовало, как слова «измеряю» и « земля» могут относиться к таким предметам, как геометрия и математика. И мы решила обратиться со своим вопросом к Интернету. Оказалось, что о первых измерениях земли можно узнать, изучая историю таких стран, как Древняя Греция и Древний Египет.
2.2. Исторические факты Древнего Египта
Земледельцы, проживающие на берегах великих рек: Тигр, Евфрат, Нил, Инда и Ганга, умело межевали свои земельные участки. Измерения земли приходилось проводить каждый год, потому что весною реки заливали (затапливали) поля и заново нужно было находить границы участков. Люди не просто измеряли длину участка, но и определяли его площадь. Ведь с каждого хозяина земельного участка чиновники (государственные служащие) фараона собирали налоги в конце сезона. Не всегда поля могли принимать одинаковые формы. До наших дней сохранилось немало планов земельных угодий, разделенных на участки прямоугольной, трапецеидальной или треугольной форм. Все измерения того времени производились при помощи веревки. Изначально формы не имели, каких то определенных названий. Прямоугольную форму называли « то, что имеет длину и ширину», участки или предметы трапециевидной формы « лбом быка», параллельные прямые линии « двойными прямыми». То есть, названия геометрических форм изначально были названием конкретных предметов, имеющих более или менее похожие очертания.
Со временем цивилизация развивалась, стали появляться первые школы и первые ученые. А Древний Египет по праву стал считаться государством, в котором зародились такие предметы как математика и геометрия.
2.3. Древняя рукопись Ахмеса
При изучении исторических источников нам стало известно, что в 1858 году был найден папирус древнего жреца, писаря Ахмеса. Сейчас части эти рукописи находится в Британском музее в Лондоне и в Нью-Йорке. В рукописи записаны решения 84 задач. Задачи включают в себя действия с дробями, определения площади прямоугольника, треугольника, трапеции и круга, объёма прямоугольного параллелепипеда и цилиндра; имеются также арифметические задачи, которые помогали определить соотношения между количеством зерна и получающегося из него хлеба.
2.4. Геометрические формы в архитектуре Египта
Знакомясь с историей Древнего Египта, мы не могли не обратить внимания на культурные и архитектурные сооружения этого народа, которые впечатляют своими масштабами и неповторимостью. Так мы узнали, что Египет славится своими пирамидами, которые относятся к одному из «семи чудес света». Умы современных ученых покоряют точные пропорции этих сооружений, основания которых принимают форму квадрата, а каждая из сторон имеет форму треугольника, в основании пирамид лежат глыбы, имеющие четырехугольные формы. Мы так же узнали, что перед нанесением рисунков на стены, которые украшают внутреннюю часть пирамид, египтяне изначально чертили сетку, которая представляла собой равные квадратики, похожие на тетрадные листы. Геометрические фигуры просматриваются в каждом сооружении древнего мира Египта
2.5 Упоминания о геометрических фигурах в шумерских источниках
Упоминания о геометрических фигурах встречается, как у древних египтян, так и у древних шумеров. В частности, был найден папирус, датированный третьим тысячелетием до н. э., в котором были записаны задачи по геометрии, и в них встретилось название фигуры треугольника. В этом свитке своим именем называлась фигура — прямоугольник. А если у прямоугольника все стороны были равны, то такой прямоугольник имел специальное название (квадрат). Еще одна самая древняя геометрическая фигура — это круг. Упоминания о ней тоже есть в задачах шумеров.
2.6. Магические свойства геометрических фигур
Знакомясь с историей Древнего мира, мы обратили внимание на то, какую одежду и какие украшения носили люди того времени. И не смогли не заметить, что некоторые головные уборы, так например, головной убор царицы Нефертити, имели цилиндрическую форму. Прически знатных людей принимали форму трапеций. А некоторые декоративные украшения были сделаны в форме кругов, треугольников, квадратов и других геометрических форм. Как выяснилось, геометрия не только была помощником в быту у людей того времени, всем геометрическим фигурам присуще было какое – либо магические значения.
Спираль является символом солнечной и лунной энергии, грома, молнии, вихря и созидательных сил природы. Треугольник является символом плодородия, брака, пламени. Квадрат является символом стабильности и постоянства. Гексагон – правильный шестиугольник – это символ красоты и гармонии. Круг – символ Солнца. Крест – центр мира и точка соединения между небесами и землёй. Т-образный крест – тау-крест у древних египтян, это символ расположения рогов у быка или барана – вертикальная часть – морда животного.
Можно сделать вывод, о том что геометрические фигуры появились в Древнем мире и люди того времени широко использовали знания о них в своей жизни.
2.7. Родина предмета геометрии
Но вот само определение понятия «геометрической фигуры» сформулировали именно древние греки. Жители Древней Греции приняли и переработали достижения наук людей Древнего Востока. В VI — V вв. до н.э. они обобщили отдельные математические сведения, заимствованные у древних народов и дали точную формулировку того, что геометрической фигурой является внутренняя область ограниченная замкнутой линией на плоскости. Это понятие применял в своей работе древний математик Евклид. Cчитается, что большая часть математических терминов появилась в Древней Греции. Позднее все математические термины были переведены на латинский язык, язык ученых и медиков. Таким образом, многие математические термины связаны с латинским и греческим языками.
2.8. Происхождение слов названий геометрических фигур
Cлово ПИРАМИДА — это форма греческого слова «пюрамис», таким словом греки называли пирамиды. Таким образом, сходство между фигурой и древним строением положило название геометрической фигуре.
Cлово ЦИЛИНДР происходит от латинского слова «cylindrus» (цилиндрус), являющегося латинской формой греческого слова (кюлиндрос), означающего каток или валик.
Cлово ТРАПЕЦИЯ происходит от латинского слова «trapezium» (трапезиум) — столик за которым принимали пищу, трапезничали.
Cлово КОНУС происходит от латинской формы греческого слова (конос), означающего сосновая шишка.
Cлово ЛИНИЯ происходит от латинского слова linea (линеа) — льняная нить. Измерения того времени, чаще производили при помощи льняных нитей.
Слово РОМБ образован от латинского слова «ромбус», что значит бубен. Если сейчас бубны в основном делают круглые по форме, то раньше они могди принимать форму квадрата или ромба.
КВАДРАТ произошел от латинского слова «кваттуор» (четыре) — фигура с четырьмя сторонами.
ПРИЗМА – латинская форма греческого слова «присма» — опиленная (имелось в виду опиленное бревно).
СФЕРА – латинская форма греческого слова «сфайр» — мяч.
Точка – (лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол).
После того, как мы обработали информацию, которую смогли найти по интересующему нас вопросу, мы сделали вывод: наука геометрия возникла под влиянием жизненных потребностей людей, ее Родиной по праву считается Древний Египет. Изначально геометрические фигуры не имели, каких — то определенных названий их называли словами обозначающими предметы более или менее схожими по форме. Прямоугольную форму называли «то, что имеет длину и ширину», участки или предметы трапециевидной формы «лбом быка», параллельные прямые линии «двойными прямыми». Само понятие «геометрические фигуры» придумали древние римляне и дали каждой фигуре своё название. Чуть позже они были переведены на латинский язык, язык математиков и медиков.
Все названия фигур вполне понятные, потому что получили их от слов называющих предметы по форме напоминающие их свойства.
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
3.1 Изготовление плоских геометрических фигур
Для того чтобы представить тему нашего исследования более доступной и красочной, мы решили создать коллекцию геометрических фигур.
Для того чтобы изготовить геометрический наглядный материал мы воспользовались интернетом. Существует большое количество сайтов, на которых подробно рассказывается о том, как правильно сделать фигур по шаблону, создать развертку любой фигуры; существуют и такие, на которых помещена информация о различных вариантах и способах изготовления геометрического материала.
Часть фигур мы решили сделать из картона, а вторую часть из цветной бумаги, картона и ниток. При изготовлении наглядного пособия я не только закрепила навыки работы с бумагой, но и научилась делать небольшие чертижи, познакомилась с древним видом прикладного искусства – оригами, узнала и испытала в действие технику «волшебная паутинка».
Так к примеру, конус и цилиндр я изготовила выполняя чертеж по образцу, щар – выполнен в технике «волшебная паутинка», параллелепипед сделан по размерам найденными нами в интернете, а пирамида в технике оригами.
О проделанной работе я рассказала ребятам вторых классов, а мои работы стали наглядным материалом в нашем кабинете начальных классов.
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
4.1. Рефлексия
Наш проект завершен. Мы с интересом провели время. Узнали о том, что с помощью книг и интернета можно найти ответ на интересующий тебя вопрос. Теперь мы знаем, где зародились науки математика и геометрия, откуда получили свои названия геометрические фигуры. Мы узнали о том, что слова имеют свою историю, они приходят к нам из разных стран мира и, если решить исследовать их происхождения, можно узнать много интересного. Познакомились с частью истории Древнего Мира, с культурой Египта. Теперь нам не только понятны лексические значения названий геометрических фигур, но и то, что знаниями их свойств пользуются не только современные люди. Эти знания применялись строителями древних пирамид, художниками древних цивилизаций. Своими знаниями мы можем поделиться с моими ровесниками.
Библиография
1. Большая детская энциклопедия школьника Древний Египет Смолянский О. В.Издательство: ИДДК, 2009 г.
2. Большая детская энциклопедия школьника Древняя Греция Струан Рид, Лайза Майлз, Джейн Чизхолм 2001г.
3.Толковый словарь русского языка Ушаков Д.Н.М.: Альта-Принт, 2005. — 1216 с.
3. https://www.youtube.com/watch?v=mdbK5u-AG3s
4. https://www.kakprosto.ru/kak-123210-kak-napisat-proekt-v-nachalnoy-shkol