Методическая разработка урока биологии в 5-м классе по программе Пасечника В.В. Тема: «Химический состав клетки: неорганические и органические вещества»
Тип занятия: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: доска, компьютер, экран
Информационные ресурсы: мультимедийная презентация. (Приложение №1)
Цель урока:
- Создать условия по изучению и первичному закреплению знаний химического состава клетки, выявить роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки, а так же роль органических веществ.
- Формировать ценность изучаемого предмета, социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием
Метапредметные: Развивают умения получать, анализировать биологическую информацию из различных источников и на её основе составлять ЛСМ (Логическую Смысловую Модель), делать выводы в форме синквейна. Планировать собственную деятельность, контролировать и оценивать результаты своего труда.
Личностные: Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; воспитание в учащихся любви к природе. Получить возможность активно включаться во взаимодействие, проявлять упорство в достижении поставленных целей.
Основные понятия, изучаемые на уроке: неорганические вещества, органические вещества: углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте, ребята.
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Пожелаю всем удачи,
За работу, в добрый час!
2. Мотивационное начало, постановка темы и целей урока.
1) Постановка темы.
Ученики должны сформулировать тему урока, подсказки размещены на слайде.
Дети делают записи в тетради
2) Формулирование целей урока.
1. Познакомиться с химическим составом клеток;
2. Сформировать понятия “органические” и “неорганические” вещества и их роль в клетке.
3) Мотивационное начало
Учитель: Мы продолжаем листать книгу знаний человечества.
Мы узнали, что все живые организмы состоят из ………………. дети: клеток.
Знаете ли вы, что в организме взрослого человека массой 70 кг содержится 45.5 кг кислорода, 12.6 кг углерода, 7 кг водорода, 2 кг азота, 1.5 кальция, 700 г фосфора и остальные элементы составляют около 700 г.
В растительном организме содержание: водорода 60%, кислорода 25%, углерода 10%, азота 3%.[2]
Немало нового и интересного ждет новых исследователей клеток живых организмов. Может быть, вы станете исследователями живых организмов сделаете новые открытия и прославите Российскую науку и Россию.
3. Актуализация опорных знаний и проверка домашнего задания
Учитель: Мы разделились на лаборатории, каждая фиксирует результаты своей деятельности в индивидуальной карте оценки ученика
Индивидуальная карта оценки ученика (они на партах)
Фамилия, Имя ученика……………………………………………
Итого баллов……………………………………………………….
Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя | Итоговая оценка | |
1. Выполнение Домашнего задания (ответ или творческое задание) |
||||
2. Изучение нового материала (ответ у доски и составление таблицы) | ||||
3. Контроль 1) Выбрать верное утверждение (количество баллов)_ |
||||
2) Найдите водоросль на рисунке(количество баллов)_ | ||||
3) Тест (количество баллов) |
Кабинет наш превратился к кафедру (Кафедра - это объединение специалистов, ведущих научно-исследовательскую работу) химии в составе которого 4 лаборатории
1. Аналитической химии
2. Неорганической химии (Вода)
3. Неорганической химии (Минеральные вещества)
4. Органической химии
Учитель: Прежде чем приступить к изучению нового материала мы вспомним об особенностях строения клетки растений, с которыми познакомились на прошлых уроках и покажите свои творческие домашние задания. Творческое домашнее задание представлено на выставке.
Ученики создали модели клетки, сказки, загадки, стихи, кроссворды и др. работы. Опрос домашнего задания пройдет в форме игры “Звукорежиссёр” от лаборатории по 1 человеку. Слово 1 гр. Слово 2 гр. Слово 3гр. Слово 4 гр.
4. Изучение нового материала
Проблема урока: Перед вами на столе находятся: Перед вами на столе находятся САХАР, КРАХМАЛ, РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО, ВОДА.
Вопрос: что может объединять все эти предметы? Ответим на этот вопрос после изучения темы урока.
Подумайте!!! Клетку сравнивают с “миниатюрной природной лабораторией” согласны вы или нет с этим утверждением?
В конце урока ученики Должны помочь Всезнайке правильно составить диаграмму.
Задание: Всезнайка построил диаграмму “Химический состав клетки”, но не успел её подписать. Поможем ему. (работа на мультимедийной доске)
Биологические эксперименты (ученики каждой лаборатории показывают опыты доказывающие, что в состав клеток сходят вода, минеральные вещества, жиры, углеводы и белки )
Лаборатория №2 (руководитель Родин А) Доказывают, что в состав клетки входит вода. (Сжигают зерна пшеницы на стенках пробирки образуется капельки воды)
Лаборатория №3 (руководитель Исаев К) Доказывают, что в состав клетки входят минеральные вещества. (Продолжает сжигать зерна пшеницы органические вещества сгорают остаются неорганические вещества).
Лаборатория №1 (руководитель Юрченко Н)). Доказывают, что в состав клетки входит жир. (Ученикам надо раздавить семечку между чистыми листами бумаги).
Лаборатория №1 (руководитель Бабанина М) Доказывают, что в состав клетки входят углеводы.( Бабанина М проводит опыт с мукой промывает в воде салфетку с мукой, затем показывает, то что не растворяется в воде это белок – КЛЕЙКОВИНА. Пустовойтенко Н проводит опыт доказывающий, что в состав клетки входит крахмал. Ученица капает в стакан, где промывали муку йод он синеет).
Учитель: Ребята, как лучше зафиксировать новый материал
Дети: в форме ЛСМ
Учитель: Мы должны составить ЛСМ (на работу отводится 7 мин.) Для работы можно использовать: учебник п.8 стр.40-42
Источники информации у вас на компьютере. Перед вами активная модель. Нажимая на заголовки модели открывается дополнительная информация, картинки и диаграммы, которые вы используете для составления ЛСМ. На рабочем столе так же представлена презентация, которую можно использовать при подготовке модели). Каждая группа делает записи на листах 4 А, где представлены элементы модели.
Источники дополнительной информации (представлены на активной ЛСМ)
1. Исследовательская лаборатория Аналитической химии
Химические элементы. Вы уже знаете, что все живые организмы состоят из клеток. Все клетки живых организмов состоят из тех же химических элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Современные ученые обнаружили в составе клетки более 80 химических элементов из 111 известных. Химический элемент – это определенный вид атомов.
Большинство элементов находится в клетке в виде химических соединений – веществ. Простые вещества – состоят из атомов одного вида (кислород, железо, водород). Сложные вещества – состоят из атомов разных видов (углекислый газ, вода). Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества.
Но распределение этих элементов в клетках крайне неравномерно. Так, около 98% от массы любой клетки приходится на четыре элемента: это кислород (О), водород (Н), углерод (С), азот (N) — это макроэлементы.
Относительное содержание этих химических элементов в живом веществе значительно выше, чем, например, в земной коре. Около 2% массы клетки приходится на следующие восемь элементов: железо(Fe), сера (S), фосфор (F), натрий(Na), калий (K), хлор (Cl), кальций (Ca), магний (Mg) -это микроэлементы. Остальные химические элементы (например, цинк, йод, сера) содержатся в очень малых количествах — это ультромикроэлементы. [2]
2. Исследовательская лаборатория Неорганической химии
Неорганические вещества – как правило образуют тела неживой природы.
Из неорганических веществ клетки
3. Исследовательская лаборатория Неорганической химии. Минеральные вещества.
Приблизительно 1 —1,5% общей массы клетки составляют минеральные соли, но их роль очень велика: они поддерживают осмотическое равновесие, регулируют различные биохимические и физиологические процессы. Например, ионы Na и К нужны для образования нервных импульсов, ионы Са нужны для свертывания крови, а так же придают прочность и твердость костям и зубам. Соединения азота, фосфора, кальция и другие неорганические вещества используются для синтеза органических молекул (белков, нуклеиновых кислот и др.). При недостатке минеральных веществ нарушаются важнейшие процессы жизнедеятельности клетки.[2]
4. Исследовательская лаборатория Органической химии
Органические вещества — как правило образуются и входят в состав всех живых организмов. И составляют 20-30% состава клетки. Наиболее важное значение имеют белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
Белки-10-20% это основные и наиболее сложные вещества любой клетки. Их роль в жизни клетки огромна: строительный материал организма, катализаторы (белки-ферменты ускоряют химические реакции), транспорт (гемоглобин крови доставляет клеткам кислород и питательные вещества и уносит углекислый газ и продукты распада). Белки выполняют защитную функцию, энергетическую.
Углеводы-0,2-2% органические вещества, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Наиболее простые из них моносахариды — фруктоза, глюкоза (содержатся в фруктах, меде), галактоза (в молоке) и полисахариды — состоящие из нескольких простых углеводов. Сюда относятся крахмал, гликоген. Углеводы — основной источник энергии для всех форм клеточной активности (движение, биосинтез, секреция и т. д.) и играют роль запасных веществ – крахмал и сахара(свекловичный сахар)
Жиры-1-5% нерастворимые в воде жиры и жироподобные вещества. Они являются основным строительным компонентом клеток. Жиры выполняют энергетическую функцию.
Нуклеиновые кислоты-1-2% (от латинского слова “нуклеус” — ядро) — образуются в ядре клетки. Биологическая роль их очень велика. Они определяют синтез белков и передачу наследственной информации потомкам. [3]
5. Отчет групп о проделанной работе (ребята составляют ЛСМ на доске и проводят защиту своего элемента модели)
6. Физкультминутка для глаз по слайдам презентации.
7. Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных и измененных ситуациях
Учитель: Помогите Всезнайке. Правильно составить диаграмму. (На доске представлены столбики диаграммы с количеством вещества, но они не подписаны. Восстановите надписи).
Проблема урока: Перед вами на столе
находятся: САХАР, КРАХМАЛ, РАСТИТЕЛЬНОЕ МАСЛО,
ВОДА.
Вопрос: что может объединять все эти предметы?
Дети: Эти вещества входят в состав клетки.
Учитель: Подумайте!!! Клетку сравнивают с “миниатюрной природной лабораторией” согласны вы или нет с этим утверждением? Дети: да
Учитель: Достигли мы цели урока?
8. Контроль и самоконтроль.
Задание №1. Какой органоид обозначен цифрой 1, 2, 3, 4, 5.За каждый правильный ответ — 1 балл (mах – 5 балла).
Ответы: Задания №1:1.Ядро 2. Цитоплазма 3.Вакуоль 4.Хлоропласты 5.Оболочка
Задание №2.Установите соответствие между веществами и их значением.
За каждый правильный ответ — 1 балл (mах – 6 балла).
Значение | Вещества |
А) Большое содержание в клетке Б) Источник энергии В) Укрепляют кости и зубы Г) Является универсальным растворителем Д) Хранят и передают наследственную информацию Е) Откладываются в запас |
Неорганические Органические |
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Ответ: Задание №2:
Задание №3
Тест. За каждый правильный ответ — 1 балл (mах- 6 балла).
1. В настоящее время ученым удалось обнаружить в составе клетки
1) один химический элемент, 2) около 10 элементов, 3) 3 химических элемента, 4) более 80 химических элементов;
2. Самое распространенное вещество в живом организме это
1) жир, 2) вода, 3) соль, 4) белок
3. Какие вещества придают прочность зубам, костной ткани
1) Углеводы, 2) Минеральные соли, 3) Жиры, 4) Белки
4. Выберите ответ, в котором перечислены только органические вещества
1) белки, жиры, углеводы 2) ) белки, жиры, вода 3) вода, нуклеиновые кислоты 4) нуклеиновые кислоты, жиры
5. Глюкоза, сахароза, крахмал относятся к группе
1) жиров 2) минеральных солей 3) углеводов 4) белков
6. За хранение и передачу наследственных признаков ответственны
1)жиры, 2) нуклеиновые кислоты, 3) минеральные соли, 4) белки [2]
Ответ: Задание №3:
9. Подведение итогов урока
Индивидуальная карта оценки ученика
- 27-24 баллов оценка “5” ;
- 23-20 баллов оценка “4”;
- 19–11 баллов оценка “3”.
Если у Вас менее 11 баллов не отчаивайтесь и изучите еще раз новый материал дома.
10. Рефлексия
Составить синквейн
1. химический состав клетки
2. Органические, неорганические
3. Образуются, распадаются, поступают
4. Клетка природная миниатюрная лаборатория
5. Жизнь
Продолжите начатые предложения
— знания данной темы необходимы….
— сегодня я узнал …
— для меня стало открытием …
— я понял, что …
— я думаю……
11. Домашнее задание. Параграф 8 стр. 40-42 Рабочая тетрадь задание №29 составить схему “Химический состав клетки” (схема составляется на интерактив
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемые результаты |
| Мы ужу достаточно много знаем о клетке. Давайте попробуем построить конструктор событий. | Строят конструктор событий, по форме, предложенной учителем. (Приложение1) | Уметь устанавливать причинно-следственные связи |
| Сегодня вам предстоит познакомиться с еще не менее интересной информацией о клетке. Но как будет называться тема урока, вы мне скажите сами. Послушайте, пожалуйста, стихотворение: На нашей планете от края до края Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы – Они состоят из обычной воды Горы, песок и друзы кристаллов Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена Раскроют нам тайну состава сполна. /Тумбаева Т.Ю. / Так какова же тема нашего урока? Тема урока: «Химический состав клетки» | Слушают учителя. Высказывают свое мнение. Записывают тему урока в тетрадь | Уметь анализировать и оценивать информацию. Уметь аргументировать свою позицию. |
| А сейчас давайте наметим главную цель нашего урока. А каким образом мы будем об этом узнавать? Чем воспользуемся? | Ответы учащихся (узнать о химическом составе клетки) Ответы учащихся (изучим текст учебника, проведем эксперимент) | Уметь самостоятельно ставить цель учебной деятельности. |
| Первое, что бы я хотела отметить, так это то, что клетки всех живых организмов состоят из тех же элементов, что и объекты не живой природы. Но есть и определенные отличия. В чем же они проявляются? Предлагаю познакомиться с текстом учебника (стр.40 1 и 2 абзацы) и ответить на такие вопросы:
А сейчас, используя таблицу на стр. 41, закончите схему (Приложение 2) Ну а теперь я предлагаю вам провести ряд опытов, которые убедят нас в том, что это действительно так и есть. Опыт 1 Нам необходимо выяснить, действительно ли в состав растительных клеток входит вода. Для этого мы возьмем небольшой кусочек зеленого листа, поместим ее в пробирку и прокалим в пламени спиртовки. Что вы видите на стенках пробирки? Я, готовясь к сегодняшнему уроку, взяла 2 листа капусты, одинаковых по своему весу. Один из листов я высушила. Как вы думаете, зачем я это сделала? А можем ли мы узнать, сколько было воды в листе капусты? Так и сделаем Опыт 2 Взвешивает листья капусты. Озвучивает результат ученикам. Зачем же клеткам нужна вода? Прочтите текст на стр.40 и заполните пропуски в предложениях. Какие же еще неорганические вещества входят в состав растительной клетки? Что осталось в пробирке после прокаливания? А это и есть минеральные вещества. Какова же их роль в клетке? Прочтите текст на стр. 41 и заполните пропуски. Какие же еще вещества находятся в растительных клетках? А это уже история следующего урока. | Изучают текст учебника. Отвечают на вопросы: Работают с материалом таблицы, заполняют схему. Проделывают опыт№1 . О содержании воды в клетках растений судит по капелькам, появившихся на стеках пробирки.
Наблюдают за манипуляциями учителя. Вычисляют массу испарившейся воды. Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в рабочих листах (приложение2) 1.Вода придает клеткам … 2. Вода обеспечивает …. 3. Вода участвует в …. веществ.
Опираясь на текст в учебнике, заполняют пропуски в рабочих листах (приложение2) 1.Минеральные вещества участвуют в регуляции процессов… клетки. 2.Соединения некоторых неорганических веществ используют для синтеза… веществ.
| Уметь извлекать первичную информацию из текста учебника. Уметь преобразовывать текстовую информацию в графическую. Уметь проводить биологический эксперимент под руководством учителя. Анализировать результат, делать выводы. |
| Давайте выясним, насколько хорошо мы изучили новый материал. Я буду зачитывать вам предложения, а вы поднимать полоску с буквой «В» или «М» 1.Содержание этого вещества составляет в клетке от40 до 95%. 2. К неорганическим веществам клетки относятся… 3. Если бы не было этого вещества, клетка не имела бы форму. 4. За регуляцию процессов жизнедеятельности в клетке отвечают… 5. Участвуют в синтезе органических веществ в клетке. 6. Придает клетке упругость. |
| Уметь применять теоретические знания в новой ситуации. |
| «Чемодан, корзина, мясорубка» | Учатся объективно оценивать свою работу. Уметь делать умозаключения и выводы на основе аргументации. |
| П.8 до органических веществ. |
Урок 5. химический состав клетки — Биология — 5 класс
Биология, 5 класс
Урок 5. Химический состав клетки
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Урок посвящён изучению химического состава клетки.
Ключевые слова:
Клетка, химический состав, неорганические и органические вещества, вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты
Тезаурус:
Химический элемент – это атомы одного и того же вида.
Органические вещества – это вещества, которые входят в состав живых организмов и образуются только при их участии.
Неорганические вещества – это вещества, которые входят в состав неживой природы и могут образовываться без участия живых организмов.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
- Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
- Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сейчас на Земле известно более ста химических элементов. Из их атомов состоят все вещества, встречающиеся на Земле. 80 химических элементов обнаружены в составе живых организмов. При этом четыре из них – углерод, водород, азот и кислород составляют около 98 % массы любого организма. Остальные химические элементы встречаются в живых организмах в малых количествах.
Клетки всех живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. Эти же элементы входят и в состав объектов неживой природы. Сходство состава указывает на общность живой и неживой природы.
На этом уроке вы узнаете, из каких химических элементов состоят клетки живых организмов, и какие изменения претерпевают эти химические соединения по мере роста и развития клеток.
В клетках живых организмов больше всего содержится таких химических элементов, как углерод, водород, кислород и азот. Вместе они составляют до 98 % массы клетки. Около 2 % массы клетки приходится на восемь элементов: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и серу. Остальные химические элементы содержатся в клетках в очень малых количествах.
Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и др.) вещества.
Значение каждого из веществ, содержащегося в клетке уникально. Вода придаёт клетке упругость, определяет её форму, участвует в обмене веществ. Неорганические вещества используются для синтеза органических молекул. При недостатке минеральных веществ важнейшие процессы жизнедеятельности клеток нарушаются. Углеводы придают прочность клеточным оболочкам, а также служат запасающими веществами. Белки входят в состав разнообразных клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности и тоже могут запасаться в клетках. Жиры откладываются в клетках. При расщеплении жиров освобождается необходимая живым организмам энергия. Нуклеиновые кислоты играют ведающую роль в сохранении наследственной информации.
Клетка – это миниатюрная природная лаборатория, в которой синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения. Сходство химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Сортировка элементов по категориям
Текст вопроса: Расставьте названия веществ в таблицу:
Органические вещества | Неорганические вещества |
Варианты ответов:
Белки
Вода
Углеводы
Жиры
Кислород
Правильный вариант ответа:
Органические вещества | Неорганические вещества |
белки углеводы жиры | вода кислород |
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Выделение цветом
Текст вопроса: Выделите цветом вещества, входящие в состав живых организмов:
Варианты ответов:
- Вода
- Пластик
- Белки
- Жиры
- Нефть
- Углеводы
- ДНК и РНК
Правильный вариант ответа:
1) Вода
3) Белки
4) Жиры
6) Углеводы
7) ДНК и РНК
Самостоятельная работа по биологии Органические и неорганические вещества, содержащие живые организмы 5 класс
Самостоятельная работа по биологии Органические и неорганические вещества, содержащие живые организмы 5 класс с ответами. Работа состоит из 3 частей (часть А — 3 задания, часть В — 3 задания, часть С — 2 задания).
Часть А
Выберите правильный ответ.
1. Органические вещества:
А. жиры, белки, вода
Б. жиры, белки, минеральные соли
В. жиры, белки, углеводы
Г. жиры, белки, поваренная соль
2. В живых организмах вода составляет:
А. от 50 до 90% от их массы
Б. менее 50% от их массы
В. от 10 до 40% от их массы
Г. не более 30% от их массы
3. Продукты, богатые углеводами:
А. сыр и сметана
Б. морковь и тыква
В. в мясо и орехи
Г. грибы и фасоль
Часть В
1. Отметьте верные утверждения.
А. К углеводам относятся сахар, крахмал и другие неорганические вещества.
Б. Жир — органическое вещество.
В. Сахар — неорганическое вещество.
Г. Органическое вещество растительный белок содержится в семенах фасоли.
2. Распределите в таблице названия веществ по группам.
1 | Органические вещества | |
2 | Неорганические вещества |
А. вода
Б. углеводы
В. жиры
Г. минеральные соли
Д. белки
Е. металлы
3. Соотнесите изображения и характеристики продуктов питания.
1 | Продукты, богатые углеводами | |
2 | Продукты, богатые жирами | |
3 | Продукты, богатые белками |
Часть С
Разгадайте кроссворд.
1. Органическое вещество, которым богаты мясо, рыба, яйца, молочные продукты и бобы. 2. Водный раствор этого органического вещества приобретет синюю окраску, если в него капнуть немного йода. 3. Богатая углеводами овощная культура, которая была завезена в Европу из Америки и попала в Россию при Петре I. 4. Богатый углеводами продукт, получаемый из свеклы. 5. Продукт, который содержит много жиров, бывает сливочным и растительным.
Ответы самостоятельную работу по биологии Органические и неорганические вещества, содержащие живые организмы 5 класс
Часть А
1-В
2-А
3-Б
Часть В
1. БГ
2.
1) БВД
2) АГЕ
3.
1) Б
2) В
3) А
Часть С
1. Белок
2. Крахмал
3. Картофель
4. Сахар
5. Масло
«Органические вещества клетки» ( 5 класс УМК Пасечника В.В)
Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация лабораторной работы: «Органические вещества клетки» ( 5 класс УМК Пасечника В.В)Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Лабораторная работа: «Обнаружение органических веществ в растении» (5 класс УМК Пасечника В.В «Линия жизни») Учитель химии и биологии МБОУ СШ №10 г. Чехова Емельяненко Е.А
2 слайд Описание слайда:Исследование №1 Откройте учебник на стр.28 Что видим на бумаге? Вывод: в составе живых организмов есть…..
3 слайд Описание слайда:Исследование №2: «Обнаружение углеводов» Возьмите чайную ложку муки и заверните её в мешочек из марли. Опустите в стакан с водой и промойте его. 3) Образуется мутная взвесь. 4) Перелейте часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капните 2-3 капли раствора йода. Жидкость приобретёт синий цвет. 5) Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. 6) Капните в эту прбирку 2-3 капли раствора йода. Вода тоже станет синей. Сделайте соответствующий вывод.
4 слайд Описание слайда:Исследование №2 При взаимодействии с крахмалом йод придает синюю окраску раствору. Крахмал –это сахар (углевод). Как получают муку? Вывод: в состав живого организма входит…..
5 слайд Описание слайда:Так выглядят крахмальные зерна под микроскопом
6 слайд Описание слайда:Изучите вещество, оставшееся в марлевом мешочке после промывания муки. Какое оно? Почему это вещество назвали клейковина? Клейковина-это белок. Вывод: в состав живого организма входит…..
7 слайд Описание слайда:Продукты, богатые белком
8 слайд Описание слайда:Самостоятельно проведите опыты. Установите, в каком из опытов происходит окрашивание образца синим цветом после добавления раствора йода. Отметьте эти образцы. 1 вариант исследует следующие продукты: Белый хлеб, виноград 2 вариант: кусковой сахар и картофель. Запишите выводы и результаты в тетради.
9 слайд Описание слайда:ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА. В состав семян входят … и … вещества. К органическим веществам семени относятся …, …, … . Неорганическими веществами семени являются … и … . В присутствии йода крахмал … . Много крахмала в семенах таких растений, как … . Много белка в семенах таких растений, как … . Масличными культурами являются … .
10 слайд Описание слайда:Домашнее задание: 1) Заполните таблицу: «Роль органических веществ, входящих в состав клетки». 2) Ответьте на вопрос: «Как вы думаете, почему не все углеводы окрашиваются раствором йода в синий цвет»? Вещества клетки Значение
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-611501
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийХимический состав клетки. Неорганические вещества (Страницы 22,23)
Главная › 5 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии С ракушкой Пасечник 5 класс 1. Что указывает на единство живой и неживой природы?Элементы, входящие в состав клетки, входят также в состав тел неживой природы.
2. Назовите химические элементы, которых больше всего содержится в клетках живых организмов (до 98% от массы клетки).
Кислород, водород, азот, углерод.
Выясните, используя дополнительные источники информации, как называется группа этих элементов, и запишите её название.
Биогенные.
3. Назовите химические элементы, которые содержатся в клетках живых организмов в малых количествах (около 2% от массы клетки).
Калий, кальций, магний, натрий, сера, фосфор, хлор.
Выясните, используя дополнительные источники информации, как называется группа этих элементов, и запишите её название.
Макроэлементы.
4. Заполните схему «Химический состав клетки».
5. Заполните таблицу «Роль неорганических веществ, входящих в состав клетки».
Вещества клетки | Значение |
Вода | Придает клетке упругость, определяет ее форму, учавствует в обмене веществ |
Минеральные вещества | Используются для синтеза органических веществ |
Увеличительные приборы — стр. 20-22Химический состав клетки. Органические вещества — стр. 24-25
Сохраните или поделитесь с одноклассниками:
Конспект урока по теме «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы»
Урок биологии в 5 классе, УМК Т.С. Суховой, В.И. Строганова
«Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы»
Тип урока: урок «открытие», нового знания.
Цель урока: сформировать понятие об органических и неорганических веществах, необходимых для жизнедеятельности организма; развивать умения анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта, формулировать выводы, применять полученные опытным путём результаты в повседневной жизни, работать с рисунком как источником информации.
Планируемый результат ( для учащихся): познакомиться с важнейшими веществами, содержащимися в живых организмах: белках, жирах, углеводах, изучить источники поступления органических веществ и минеральных солей для живых организмов.
Оборудование:
презентация ;
для опыта: клубень картофеля, семянка подсолнечника, фильтровальная бумага, марлевый мешочек с мукой, раствор йода, стакан с водой.
I. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
Орг. Момент (приветствие, проверка готовности к уроку).
Показывается слайд №1 ( иллюстрация опыта горения органического вещества (сахара) и неорганического вещества (поваренной соли) данная тема изучалась на предыдущем занятии).
Учитель. Какой метод познания природы показан?
Учащиеся. Эксперимент (опыт)
Учитель. Опишите в чем суть данного опыта?
Учащиеся. Опыт демонстрирует различные свойства органических и неорганических веществ.
Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из результата опыта?
Учащиеся. Органические вещества при нагревании обугливаются, а неорганические не изменяются. Органические вещества образуются в живых организмах, неорганические поступают в организм из окружающей среды.
Учитель. А можете ли вы перечислить какие именно органические и неорганические вещества входят в состав живого организма?
Учащиеся. (затрудняются ответить)
Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение обобщать и квалифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговари вать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.
II. Мотивирование к учебной деятельности:
Учитель. Как вы думаете, какова тема урока сегодня?
Учащиеся. Состав живых организмов
Учитель. Тема урока : «Какие органические и неорганические вещества содержат живые организмы»
Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение высказывать свое предположение на основе жизненного опыта.
Регулятивные УУД
1) формируем умение прогнозировать
предстоящую работу.
2) формируем умение определять и формулировать тему урока.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
III. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Учитель. Представьте, что вы –исследователи природы , перед вами задача — выявить химический состав живого организма. С чего вы начнете?
Учащиеся. Выдвигают различные гипотезы, предлагают методы исследования.
Познавательные УУД
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД
1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение оформлять мысли в устной форме.
IV. Реализация построения проекта
Слайд7 ( рисунок подсолнечника)
Учитель. Как называется данное растение? С какой целью человек выращивает его?
Учащиеся. Подсолнечник выращивают для получения растительного масла.
Учитель. Предлагает провести исследование. Взять фильтровальную бумагу и раздавить семя подсолнечника на нем.
Учитель. Что мы видим на бумаге?
Учащиеся. На бумаге появилось жирное пятно.
Учитель. Какой вывод можно сделать на основании данного опыта?
Учащиеся. В состав живого организма входит жир (записываем вывод в рабочую тетрадь)
Слайд 9 (рисунок сахарной свеклы и сахарного тростника)
Учитель. Какие растения показаны на рисунке? С какой целью их выращивают?
Учащиеся. Из данных растений получают сахар.
Учитель. Как древние люди обнаружили сахар в этих растениях?
Учащиеся. Они поняли это по сладкому вкусу.
Учитель. Как обнаружить сахар в растениях? Например, в плодах?
Учащиеся. Попробовать их на вкус, если сладкие, значит, содержат сахар в своем составе.
Учитель. А можно ли обнаружить сахар опытным путем?
Учащиеся затрудняются.
Учитель. При взаимодействии крахмала (сахаром, содержащимся в растениях) и йода образуется стойкое синее окрашивание раствора. Проведем опыт. Муку (получили из зерен пшеницы, т.е. живого организма) насыпем в марлевый мешочек и промоем в воде, затем добавим раствор йода. Что наблюдаем?
Учащиеся. Сначала мутно-белый раствор приобрел синий цвет.
Учитель. Какое вещество содержалось в муке, а потом в растворе?
Учащиеся. Крахмал.
Учитель. Какой вывод мы должны сделать?
Учащиеся. В состав живых организмов входит сахар (углевод ). Записываем вывод в тетрадь.
Учитель. В мешочке осталось какое-то вещество, оно не растворилось в воде. Если его помять в руках, то можно убедиться в том, что оно липкое, пластичное. Это клейковина. Как вы думаете, почему так назвали это вещество?
Учащиеся. Потому, что оно клейкое.
Учитель. Верно. Клейковина-это белок. Какой вывод можно сделать?
Учащиеся. В состав живого организма входит белок.
Учитель. А теперь проведем еще один опыт. Поместим кусочек сырого картофеля в фильтровальную бумагу. Что мы видим на бумаге?
Учащиеся. Пятно.
Учитель. Чем образовано пятно? Это жир?
Учащиеся. Нет, это пятно от сока, который выделил картофель.
Учитель. Что входит в состав сока? Почему он жидкий?
Учащиеся. В состав сока входит вода.
Учитель. А к какой группе веществ относится вода?
Учащиеся. Вода относится к неорганическим веществам.
Учитель. Какой вывод можно сделать, исходя из опыта?
Учащиеся. В состав организма входит вода.
Учитель. Кроме воды в организм вместе с пищей поступают минеральные соли. Докажите, что это так.
Учащиеся. Пищу солят поваренной солью, а соль относится к группе минеральных солей. Это неорганическое вещество.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Познавательные УУД
1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Регулятивные УУД
1) формируем умение прогнозировать предстоящую работу.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
2) формируем умение работать в паре.
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые.)
Учитель. Попробуйте в парах составить по 1 вопросу к той информации, которую вы услышали на уроке, а также к рис. на стр.15 учебника об источниках поступления веществ в организм.
Задайте свой вопрос другим учащимся класса. (работа в парах)
Познавательные УУД
1) формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы;
2)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
Регулятивные УУД
1) формируем умение проговаривать последовательность действий.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
(Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку)
Работа с текстом. Найдите ошибки в тексте:
Письмо Незнайки
Я начал изучать очень интересную науку о живых организмах — географию. Сегодня я узнал, что оказывается все организмы имеют в своем составе сложные вещества. Они бывают неорганическими и органическими. Органические вещества можно встретить повсюду. Сахар, который добавляют в конфеты, добывают прямо из недр Земли, в шахтах. Соль добывают рядом с сахарными шахтами, в соляных копях. Раз соль входит в состав живого организма -это органическое вещество! Вода – тоже органическое вещество, вот я ел виноград сегодня, он сочный оттого, что в составе его вода. Я убедился, что вода – вещество органическое. Я думаю, что я хорошо уже изучил географию, пора мне приступать к изучению химии, я сделаю много открытий и прославлюсь как величайший ученый!
Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение извлекать информацию из текста.
Регулятивные УУД
1) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение слушать и понимать речь других.
VII.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности
Учитель. Итак, ребята, какой вы можете сделать вывод по теме урока?
Учащиеся. Живые организмы состоят из органических (жиры, белки, углеводы) и неорганических веществ (вода, минеральные соли).
Учитель. Что интересного было на уроке? Что больше всего понравилось?
Самооценка своей деятельности на уроке
Учитель. Как полученная на уроке информация может вам пригодиться в жизни?
Познавательные УУД
1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
1)формируем умение слушать и понимать речь других.
Личностные УУД
1) формирование способности к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
VIII. Домаш
нее задание.
Стр.14 выполнить задание (заполнить таблицу)
Подумать над вопросом: «Почему пища человека должна быть разнообразной?»