Нестандартные решения: 7 нестандартных решений в бизнесе » ДеньгоДел – Нестандартные решения сложных задач / Habr

Содержание

7 нестандартных решений в бизнесе » ДеньгоДел

Одна из основных целей большого бизнеса – это быть впереди своих конкурентов как минимум на шаг. Это сможет обеспечить появление новых клиентов, новых продаж и получение всемирной славы. В наше время тривиальными решениями в управлении своим бизнесом можно добиться мало чего. Чтобы быть на вершине, нужно придумать что-то нестандартное и оригинальное. Компании, о которых далее пойдет речь, смогли обвести вокруг пальца своих конкурентов именно благодаря креативным идеям и решениям.

Многие из представленных случаев уже вошли в мировую историю бизнеса и могут служить отличным примером того, как нужно находить и воплощать в жизнь рецепты успеха.

Роберт Тейлор и жидкое мыло

В 1970-х годах был такой американский предприниматель, который изобрел жидкое мыло и продавал его с помощью своего небольшого бизнеса. Однако, изобретение не было запатентовано, так как идея сама по себе не была кардинально новой. Да и механизм насоса, без которого использование жидкого мыла будет затруднительным, тоже был изобретен очень давно. Тейлор понимал, что если крупные производители бытовой химии начнут массово выпускать жидкое мыло в дозаторах, то перспектив для развития его маленькому бизнесу не видать.

И тогда находчивый предприниматель решил просто не дать возможности другим производителям получить заветные пластиковые помпы-дозаторы, которые крепятся к бутылочкам с жидким мылом. В те года в Соединенных Штатах было всего две фабрики, которые выпускали такие помпы, и Тейлор сделал у обеих заказ на их изготовление стоимостью двенадцать миллионов долларов. На эту сумму можно было изготовить около ста миллионов дозаторов, и таким образом, следующие несколько лет обе фабрики работали только на то, чтобы выполнить заказ Тейлора. Конкуренты Роберта, конечно, могли изготавливать само жидкое мыло, но без удобной упаковки с дозатором, такой товар не был конкурентоспособным.

Осознанно пойдя на огромный риск, Тейлор не прогадал – уже через несколько лет его маленькая компания превратилась в огромный бизнес Colgate-Palmolive, производящий жидкое мыло, зубные пасты и другие средства гигиены.

«Oakley» и солнцезащитные очки

Летом 2010 года в Чили произошло обрушение породы на шахте. Следствием этой трагедии было то, что 33 работника оказались на глубине примерно 700 метров без возможности самостоятельно выбраться наружу. Начались спасательные операции, которые длились аж три месяца. Небезразличные люди и организации отправляли пострадавшим шахтерам еду, воду и другие необходимые средства для выживания. Компания «Oakley» решила переслать горнякам также и свою продукцию – солнцезащитные очки.

Когда спасение шахтеров наконец-таки завершилось успехом и они выбрались из заточения, им пришлось надеть полученные в подарок очки, так как глазам было сложно смотреть на дневной свет после такого длительного нахождения в потемках. На место происшествия, конечно же, прибыли корреспонденты практически со всех ТВ-каналов и печатных изданий, которые снимали на фото- и видеокамеры лица спасенных работников в очках от фирмы «Oakley». Таким образом, компания сделала себе бесплатную рекламу, которую увидела многомиллионная публика по всему миру, включая просмотры в интернете.

«Puma» и завязывание шнурков

Всем известно, что крупные футбольные матчи всегда являются отличной площадкой для размещения рекламы. Одни компании обклеивают рекламными плакатами стадионы, другие пускают бегущую строку на телевидении во время прямой трансляции матчей. В компании «Puma» решили действовать намного проще, и в то же время намного гениальнее. Они заплатили футболисту Пеле лишь за то, чтобы он завязывал шнурки на своих кедах на стадионе перед самым началом матча. Конечно, кеды на нем были от «Puma», и конечно, действия такого великого футболиста всегда попадали на главные экраны крупным планом.

По результатам рекламной кампании было выяснено, что этот хитрый маркетинговый ход оказался намного эффективнее размещенных вдоль стадиона рекламных плакатов.

«Asus» и производство компьютеров

Когда-то производителем материнских плат для американской компании Dell занималась одна небольшая фирма в Тайвани. После длительного сотрудничества, эта фирма захотела поставлять Dell также и другие комплектующие, и выдавать на выходе компьютеры целиком. Компания Dell согласилась, ведь видела в этом только выгоду. Через время тайваньский партнер предложил свое участие также и в управлении поставками. Dell снова с радостью принял предложение. Совместная работа закипела с новой силой. Для компании Dell такое сотрудничество было более, чем выгодным: они занимались продвижением своего продукта на рынок, а всю рутинную работу делал за них тайваньский партнер.

В один прекрасный момент тайваньские специалисты в очередной раз приехали в Америку, но не для переговоров с Dell. Они поехали прямиком в главный офис одной из крупнейших сетей магазинов электроники и предложили на продажу компьютеры собственного производства. Эти компьютеры были такого же высокого качества, как и продукция Dell, но цена их была несколько ниже. Кстати, тайваньская компания, о которой шла речь, сейчас является одним из ведущих производителей компьютерной техники в мире и называется она Asus.

«MCI» и невнимательность потребителей

В 1990-х годах международная телекоммуникационная компания AT&T начала внедрение новой акции для своих клиентов. Согласно её условиям, каждый клиент данного оператора связи должен набрать номер 1-8-00-operator, после чего мог воспользоваться новыми тарифами на связь по сниженной цене. Основным конкурентом AT&T тогда была компания MCI. Её специалисты сразу сообразили, на этом деле можно получить хорошую выгоду для себя.

Слово «operator» не является само по себе трудным для восприятия, но всё же допустить в нём ошибку можно. MCI добавили к своим номерам еще один, который выглядел так: 1-8-00-operatеr. Он всего лишь одной буквой (предпоследней) отличался от акционного номера AT&T, в остальном же полностью совпадал с ним. Таким образом, все клиенты AT&T, которые неправильно расслышали или записали номер, попадали в MCI. Ну а дальше с ними уже общались специалисты этой компании, используя все свои навыки и знания, чтобы сделать из них постоянных клиентов.

«Colgate» и совет клиента

Когда зубную пасту в тюбиках только начали производить, отверстие в них делали очень узким – около 2 миллиметров. Конечно, выдавливать зубную пасту из такого отверстия было не очень удобно. Однажды компания «Colgate» решила провести некий конкурс среди своих постоянных клиентов на лучшую идею по усовершенствованию продукта. Один из потребителей выдвинул свое соображение по поводу увеличения диаметра отверстия в тюбиках зубной пасты. Сразу сотрудники Colgate восприняли эту идею в штыки: они не понимали, как это сможет увеличить продажи.

В результате долгих размышлений, всё же было решено запустить пробную партию зубной пасты в тюбиках с увеличенным отверстием. Продажи резко подскочили вверх. Почему? Всё просто: из больших отверстий люди выдавливали гораздо больше зубной пасты за один раз, поэтому тюбик заканчивался быстрее и приходилось покупать зубную пасту намного чаще, чем раньше.

Иногда, прислушиваясь к «голосу народа», можно найти идеи, способные изменить весь ход продаж и вывести бизнес на новый уровень.

«Lego» и рентгеновские снимки

Конструкторы «Lego» являются любимейшим развлечением для миллионов детей во всем мире. Любят их даже самые маленькие, которые могут случайно проглотить мелкие детали конструктора. Потребители начали всё чаще жаловаться на то, что их дети «съедали» элементы от «Lego», которые было крайне трудно обнаружить во время рентгеновского исследования.

Отказываться от производства мелких деталей в «Lego» не стали, так как это могло существенно снизить интерес детей к их продукции. Компания подошла к проблеме к другой стороны: они начали добавлять в материал, из которого делались мелкие детали конструктора, специальный компонент, легко проявляющийся на рентген-снимке. Количество случаев проглоченных деталей это, может, и не сократило, зато существенно облегчило родителям и врачам обнаружение этих деталей в желудках детей.

Нестандартные решения сложных задач / Habr

Меня интересуют различные методы системного и творческого мышления, которое можно использовать в реальной жизни для решения сложных задач. О нескольких методах расскажу в данной статье.
Недавно прочитал книгу Торп С. — Учебник креативного мышления. Простой подход к нестандартным решениям – 2010. В ней предлагается интересный подход для развития навыков решения сложных задач.

Основная мысль автора – чтобы решать сложные задачи, нужно сворачивать с колеи шаблонного мышления, нарушать правила, которые зачастую нам не дают взглянуть на проблему шире. Вот что пишет автор:

Неспособность разрешить какую-то проблему вполне может объясняться тем, что вы застряли в «колее» правил. Мы все живем по правилам — укоренившимся в нас шаблонам мышления, которые ошибочно принимаем за истину. Наши правила формируются естественным образом в результате многократного использования одних и тех же идей. Следуя правилам, мы постепенно увязаем в глубокой «колее», и тогда любые неординарные идеи остаются вне нашего поля зрения.

Как нарушать правила, отлично показано на примере игры «Крестики-нолики».
Многие неразрешимые проблем похожи на игру в «крестики-нолики»» Выигрыш кажется невозможным, как бы ты не играл. Однако нарушив (или расширив) правила можно получить победу множеством путей.



Ход вне очереди

В «крестики-нолики» выиграть очень просто, если делать ходы вне очереди! Конечно в контексте крестиков-ноликов, нарушение правил – это обман. Однако речь идет не о моральных принципах, а о правилах, которые предписывают нам, как следует решать проблему.

Если правила не работают, то почему бы не сыграть на опережение, делая дополнительные ходы.
Мало кому приходит в голову сделать ход вне очереди в реальном мире, но, в сущности, этот прием используется с незапамятных времен. Например, после одного из сражений гражданской войны в Америке генерал Роберт Ли объявил своим офицерам, что генерал Грант двинется на Спотсильванию, так как это наилучшее для него решение. Ли разработал кратчайший маршрут к этому пункту и приказал войскам двигаться туда. Войска Ли сделали, так сказать, ход вне очереди и прибыли в Спотсильванию прежде, чем туда смогла добраться армия Гранта.

Ходы вне очереди — распространенное явление в мире бизнеса. Когда изготовители Тайленола узнали, что аналогичное обезболивающее средство Датрил будет продаваться со значительной скидкой, они сделали ход вне очереди. Они установили цену ниже стоимости Датрила еще до того, как изготовители последнего смогли объявить о своей цене. Рекламная кампания нового лекарства провалилась, и Тайленол удержал свои позиции на рынке.

Мы в компании, часто играем на опережение – ещё на предварительном изучении объекта автоматизации разрабатываем прототип системы. Такой подход нам позволяет глубже понять, что нужно сделать, а заказчику увидеть серьёзность наших намерений.

Используйте активы соперника

Выстроить в ряд три значка совсем не трудно, если к своим двум ноликам прибавить чужой крестик. Зачем ограничивать себя собственными ресурсами? )

Адмирал военно-морского флота США Гарри Ярнелл был первым, кто разработал план нападения японцев на Перл-Харбор. Он определил наиболее перспективные направления и стратегию атаки. В 1932 году он даже провел показательные учения с участием двух авианосцев США. Императорский военно-морской флот Японии превратил план американского адмирала в собственную успешную атаку на базу ВМС США. Японцы не постеснялись воспользоваться американским планом сражения. Если план эффективен, осознано используйте его, независимо от источника.

В шашках и шахматах победная комбинация основывается на расположении, как своих фигур, так и противника, причем именно использование фигур противник зачастую является ключевым элементом победного плана.
В бизнесе предприниматели часто изучают что сдали конкуренты, учитывают их ошибки и создают более прибыльную систему.

Проявите гибкость (и правильно ставьте задачи)

Вы сможете выиграть в «крестики-нолики» или разрешить другие сложные задачи, если примените гибкое определение термина «победа». Позвольте вашему ряду изогнуться, и победа у вас в кармане. Иногда определенные нами условия победы слишком строги или не соответствуют характеру сложившейся ситуации. Измените определение успеха и решение станет возможным.
Кроме того, если задача была поставлена неправильно, то возможно никому не под силу её решить. Задача должна ставиться конструктивно, в расчете на нетривиальные решения, отличные от ваших первоначальных ожиданий. Деструктивная постановка задач связана с таким количеством условий и ограничений, что достижение цели оказывается за пределами человеческих возможностей. Примером деструктивной постановки задачи может быть желание «летать, махая руками, словно крыльями».
При конструктивной постановке задачи приемлемым будет любое решение, позволяющее вам «оторваться от земли». Правильная постановка задачи расширяет диапазон возможных решений.
Сотрудничайте

Правило, ведущее к обязательному проигрышу одной стороны, может оказаться самым большим препятствием на пути к победе любого из участников игры. Сотрудничество с соперником может обеспечить выигрыш вам обоим.
Однажды я услышал фразу на всегда запавшую мне в душу: «В одного можно вырастить только супер-картошку!!». Имеется ввиду, что для решения действительно сложных задач нужна команда и желание сотрудничать.

Пробуйте решать сложные проблемы – нарушайте правила!

14 примеров нестандартного мышления в решении насущных задач / Домоседы

Можно выполнить работу «как надо», можно «очень хорошо», можно «идеально», а вот уникумы ухитряются сделать «еще лучше». Но это заслуживает внимания!
В этом платье можно пройти любой «дресс-код», потом что здесь есть любой «код»! Попробуй, оспорь!
Дорогой, ты надежно закрепил качели? А то — трехзначный код!

Что такое яйцо? Ну, яйцо — самая популярная форма детей для пожирания

Этому сотруднику обещали работу в кондиционированном помещении

Он не ухаживал за цветком, но принес на возврат завянувшее растение, потому что магазин выдал ему пожизненную гарантию

Коты ненавидят друг друга, но мои родители пытаются их урезонить и помирить

Надпись на академической шапочке «Я сделал это в последний момент, как и все остальное в колледже»

Материнская забота: студиозус обеспечен быстрыми завтраками на весь семестр. Детскими завтраками — там много витаминов.

Обувь для проникновения на чужой участок, чтобы никто ничего не заподозрил

Вот почему нужно запирать серверную прежде, чем увольнять IT-шника

Может, древесный уголь и отбеливает зубы, но вот раковину…

Его попросили сделать праздник запоминающимся

Защита окна от хулиганов — на шипах повисло немало «трофеев»

Когда инженер точно просчитал нагрузку на этот угол и выбрал самый оптимальный материал для ремонта

в какой деятельности полезно, как его развить?

Обычный подход к решению задач предполагает использование логики. Человек ищет наиболее многообещающие способы решения проблем, заранее отвергая любые нестандартные варианты. Такая психическая особенность свойственна для большинства людей. Если какая-либо проблема не решается с помощью логического подхода, требуется применение нестандартного или латерального мышления. В этом случае когнитивная деятельность направлена на рассмотрение всех возможных вариантов выполнения задачи. Нестандартный ум в первую очередь ценится в творческой деятельности. Это качество поддается коррекции.

Что это такое

В психологии нестандартное мышление также называют латеральным или креативным. Это тип когнитивного процесса, близкий к чувству юмора и интуиции. Он предполагает выход за рамки логического восприятия мира с целью решения поставленной задачи. Этот тип деятельности головного мозга противопоставлен вертикальному мышлению, при котором человек использует стандартный подход в решении определенных проблем. Наибольшую значимость нестандартная интеллектуальная деятельность имеет в творчестве: живописи, литературе, музицировании и даже маркетинге.

Примеры нестандартного мышления:

  1. Необходимо достать небольшой деревянный брус из сосуда с узким горлышком и глубоким дном, не переворачивая его. Стандартный подход к решению задачи заставляет человека искать длинный предмет для его извлечения. Креативный подход предполагает заполнение сосуда водой.
  2. Учителю необходимо проверить знания учеников после изучения какой-либо темы. В большинстве случаев педагоги используют опросы и контрольные работы. При использовании креативного подхода можно заставить учеников самостоятельно проверять знания друг у друга.

Обучение в школе, колледже или университете позволяет человеку адаптировать свою интеллектуальную деятельность для выполнения определенных задач. В сознании создаются шаблоны, позволяющие быстро справляться с повседневными и профессиональными трудностями. При этом свойственная для ребенка неординарность постепенно исчезает. Психологам известно, что именно по этой причине многие взрослые люди не справляются с детскими задачами. Отсутствие развитого неординарного интеллекта может значительно ограничивать сферу деятельности человека. В то же время существуют специальные техники, развивающие такое качество.

Типы мышления

Мышление представляет собой познавательный процесс, являющийся субъективным отражением действительности, который позволяет человеку анализировать изменения в окружающем мире и принимать сложные решения. Мыслительный процесс отличается гибкостью и адаптивностью, однако существуют врожденные и приобретенные познавательные ограничения. Важно понимать, что мозг в первую очередь служит для удовлетворения физиологических потребностей.

Основные типы мыслительной деятельности:

  • Предметно-действенная

Характеризуется максимальной направленностью на практическое использование. Человек применяет предметно-действенное мышление для решения конкретных задач, вроде выполнения профессиональных обязанностей или преодоления повседневных трудностей. Лучше всего развита у взрослых.

  • Наглядно-действенная

Сознательные процессы нужны не только не преобразования окружающего мира. Люди также могут изучать свойства предметов с помощью наблюдения. Такой тип мыслительного процесса помогает узнавать больше об окружающем мире.

Неразрывно связана с обобщением имеющейся информации. В головном мозге формируются разнообразные образы, связанные с предметами и их свойствами. Подробнее…

Помогает людям связывать предметы и понятия в единую систему. При этом абстрактное мышление может быть использовано без привязки к практической деятельности. Дает возможность решать логические задачи. Подробнее…

По мере накопления впечатлений об окружающем мире сознание получает информацию в виде опыта. Опыт позволяет решать простые задачи. Не следует путать с предметным восприятием мира.

Нестандартное мышление в наибольшей степени связано с абстрактными когнитивными процессами.

Креативность — это хорошо или плохо

Мыслительные процессы находят разнообразное применение в повседневной жизни. Это удовлетворение естественных потребностей, взаимодействие с людьми, выполнение профессиональных обязанностей и адаптация к изменяющимся условиям окружающего мира. В каждом случае человеку может потребоваться определенный тип мышления для достижения лучших результатов. Преобладание одного типа интеллектуальной деятельности имеет свои плюсы и минусы.

Наличие ярко выраженного нестандартного подхода лучше всего подходит представителям творческих профессий. Творческий поиск требует избавления от устойчивых стереотипов. Человеку необходимо богатое воображение, свободное от навязчивых образов и умозаключений. В то же время такая черта личности может быть менее полезной в точных и технических науках, когда от сознания требуется подчинение четким принципам. При этом важно понимать, что полное доминирование одного типа интеллектуальной деятельности над другими встречается редко.

Мышление и головной мозг

Виды когнитивных процессов неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Органический субстрат сознания определяет лимиты человеческого сознания. Сам по себе головной мозг является главным органом центральной нервной системы, отвечающим за общую регуляцию организма и сознание. Последняя функция обусловлена работой небольшого мозгового отдела, называемого корой больших полушарий. Это плотное скопление клеток (нейронов), связанных друг с другом длинными и короткими отростками. Отростки, формирующие нервы, позволяют передавать информацию в виде импульсов. Распространение импульсов в разные отделы мозга определяет основу мыслительного процесса.

Ученым уже известно, какие особенности головного мозга отвечают за стандартное и нестандартное мышление. Дело в том, что по мере накопления знаний и опыта центральная нервная система создает устойчивые связи между нейронами. Эти связи используются в дальнейшем в качестве шаблонов для решения определенных задач. В то же время головной мозг может создавать новые ассоциативные связи в ходе интеллектуальной деятельности. Считается, что формирование новых связей непосредственно связано с латеральными мыслительными процессами. У ребенка мозг часто создает новые ассоциативные цепочки, однако по мере взросления эта способность обычно ухудшается. Развить нестандартное мышление можно в любом возрасте.

История изучения и концепция

Большой вклад в изучение мыслительных процессов внес британский психолог Эдвард де Боно. В 1967 году ученый опубликовал большую статью, посвященную типам мышления. Согласно концепции Эдварда де Боно, человек обладает вертикальным и латеральным мышлением.

Вертикальная форма мысли предполагает использование уже существующих идей, то есть когнитивная деятельность такого типа связана с применением определенных шаблонов. Люди в течение жизни накапливают шаблоны и реализуют комплексные формы вертикального мышления, однако принцип остается неизменным.

Напротив, нестандартное мышление направлено на создание новых стратегий, игнорирующих уже существующие шаблоны. Главной целью такого процесса является рассмотрение проблемы со всех возможных сторон.

Ученый считал, что для улучшения креативности необходимы два стимула — «побег» и «провокация». Сущность первого стимула заключается в намеренном игнорировании уже существующих моделей решения задачи. Обычно люди не склонны к такому подходу, а тех, кто все же избегает стандартных решений, просят не изобретать велосипед. Тем не менее побег от шаблонов помогает найти больше вариантов выполнения определенной задачи. Второй принцип, называемый провокацией, заключается в задержке суждения. При креативном подходе необходимо воздерживаться от преждевременных выводов, затрудняющих дальнейший поиск решений. Де Боно также подчеркивал важность позитивных эмоций в креативности.

Методы и принципы мышления

Научиться мыслить нестандартно можно с помощью специальных упражнений и методик, однако сначала необходимо разобраться с принципами этой самой мыслительной деятельности. Существуют разнообразные подходы, позволяющие рассмотреть определенную проблему со всех сторон и принять наименее шаблонное решение.

Общие принципы:

  1. Выбор главного фокуса. Необходимо заранее определиться, какая идея должна лежать в основе дальнейшего интеллектуального поиска. Например, это может быть необходимость найти способ извлечения предмета из узкой емкости. Главный фокус — это отправная точка креативности.
  2. Отказ от стереотипов. Следует сразу же абстрагироваться от логических рассуждений, появляющихся во время поиска решения. Не стоит бояться появления абсурдных мыслей и образов, поскольку главной целью является нахождение наименее очевидного способа решения задачи.
  3. Применение найденного нестандартного подхода с помощью рационализации. Для этого, как ни странно, применяется логика, дающая возможность связать определенную стратегию с заданными условиями.

Перед применением обозначенных техник психологи рекомендуют пройти тест на нестандартное мышление. Существуют разнообразные опросы, позволяющие оценить уровень его развития. Тесты помогают контролировать эффективность развития навыка.

Шесть креативных подходов

Часто для выполнения определенной задачи применяется метод мозгового штурма, во время которого группа людей предлагает и отвергает определенные идеи. При этом зачастую такой способ имеет недостаточную эффективность из-за быстрого отбрасывания предложений. Участники мозгового штурма попросту не успевают проанализировать ту или иную стратегию, поскольку их сознание оценивает значимость предложенного метода решения с помощью подбора знакомых стереотипов. В качестве альтернативы психологи предлагают использовать шесть этапов или принципов латерального интеллекта.

Шесть этапов:

  1. Сбор конкретной информации об имеющейся проблеме, включая заданные условия. Необходимо определить, какой информации не хватает для нахождения стратегии.
  2. Использование эмоциональных ресурсов. Следует отвлечься от логики и довериться интуиции. Применяются абстрактные образы и ассоциации.
  3. Творческий поиск — основной этап, во время которого нужно предлагать как можно менее шаблонные стратегии решения проблемы.
  4. Критика. Необходима конструктивная критика каждой предложенной стратегии. Важно использовать аргументы.
  5. Оптимистический взгляд. Нужно найти плюсы у каждой предложенной стратегии.
  6. Организационный этап. Проводится скрупулезное объединение предложенных методов выполнения задачи.

Перечисленные принципы можно применять при самостоятельном и групповом поиске решений.

Упражнения

Люди с нестандартным мышлением не рождаются. Существует только наследственный потенциал, определяющий предрасположенность к развитию определенного типа интеллекта. При этом обучение креативности в детском возрасте помогает улучшить когнитивные навыки. Следует учитывать, что использование специальных упражнений дает лучшие результаты в возрасте от 5 до 12 лет, поскольку в этом периоде происходит закладка ключевых ассоциативных связей в головном мозге.

Угадай, кто этоОтветы к тесту на нестандартное мышление: 1. Медведь, слезающий с дерева. 2. Мексиканец в сомбреро. 3. Карлик в телефонной будке играет на трамбоне. 4. Карандаш сверху/снизу. 5. Бутерброд с картофелем. 6. Белый медведь на снегу. 7. Поезд в туннеле. 8. Пограничники с овчарками сидят в засаде.

Некоторые упражнения для развития нестандартного мышления:

  • Игра в ассоциации

Для выполнения упражнения требуется группа из нескольких человек. Ведущий загадывает слово и пытается объяснить его значение с помощью жестов.

  • Цепочка логических вопросов

Начать цепочку можно с обычного вопроса: «Почему гром гремит?». Далее необходимо задавать вопросы по мере появления новых умозаключений.

  • Логические игры

Шашки, шахматы и другие игры помогают развивать разные типы интеллекта.

Лучшим способом развития креативности является творчество. Рекомендуется выбрать наиболее интересное творческое направление и начать постепенно применять навык на практике.

Читайте также: Дивергентное мышление

13 приемов поиска нестандартных решений из книги «Гениальность на заказ»

Марк Леви – маркетолог с большой буквы, фокусник и человек сверхразума, по признанию еще одного мирового гуру предпринимательства и автора бестселлеров по саморазвитию Джо Витале. Всю свою деятельность Леви выстраивает на основе простых и понятных любому принципах и методиках. Одна из них – фрирайтинг, или свободное писательство. Это техника создания прорывных текстов, метод решения сложных проблем. О ней он подробно рассказывает в своей книге «Гениальность на заказ». Мы решили поделиться с вами самыми важными и полезными мыслями.

book

www.xpage.ru

Что такое фрирайтинг?

Фрирайтинг – это:

• поток сознания, выплеснутый без ограничений на чистый лист;
• принудительное творчество, при котором вы не успеваете редактировать, но успеваете фиксировать свои мысли;
• увлекательный способ поиска решений.

Мозг – ленивая штука – рождает банальные мысли, вяло текущие в привычном русле. Каждый раз, когда вы набираете текст или пишите его от руки, вы внимательно выписываете под диктовку только то, что разрешает вам мозг. А он не хочет оказаться в смешной ситуации из-за случайных ляпов и прочих глупостей, поэтому подключает внутреннего цензора.

Фрирайтинг – техника, которая загоняет мозг в угол, и тем самым заставляет его выдавать на-гора оригинальные решения. Практикуя фрирайтинг вы поймете, что бумагомарательство – это весело! Так как вы пишете только для себя, и никому не показываете свои записи, – значит, вы можете фантазировать как угодно. В результате процесс, который вызывал у вас скуку и напряжение, становится увлекательным – вы сами не знаете, куда приведет вас ваша же мысль, вы просто позволяете ей появится на бумаге. Перечитывая написанное, вы удивитесь, как легко и точно формулируете свои мысли, передаете знания и  решаете сложные вопросы.

Зачем нужен фрирайтинг?

Вам пригодится фрирайтинг, если вы:

• ищете свежую идею;
• хотите увидеть иную сторону вопроса;
• найти нестандартные решения, в том числе и те, которые могли родиться только у вас;
• хотите научиться мыслить без шаблонов;
• внести ясность;
• четко сформулировать идею;
• подтолкнуть себя к творчеству и фантазиям;
• хотите писать искренне и увлекательно;
• наращиваете скорость набора 🙂

Читайте еще: Как научиться мыслить нестандартно и решать любые проблемы

13 приемов фрирайтинга, которые помогут раскрыть ваши умственные возможности

1. С чего начать?

Сам сеанс фрирайтинга начинайте с постановки своей проблемы или описания своей задачи. Например, вам нужно прийти к какому-то решению или придумать новую идею. Что делать, если нет явной и серьезной проблемы, и вы хотите просто пофантазировать? Тогда с этой фразы и начинайте: «У меня нет проблем, я хочу пофантазировать …»

Также можно использовать наводки. Это короткие фразы без финала. Например, «После дождя…», «Вот две вещи, которые сделают мою жизнь счастливой…», «Я боюсь…», «Это сумасшествие, но этот повысит мою эффективность в 50 раз….» и т.д.

Пишите как можно проще, как будто рассказываете историю другу, сидя на кухне. Фиксируйте все: междометия, слова-паразиты, все подробности, которые всплыли в голове. Пусть мысли скачут, выглядят как белиберда. Любая деталь может оказаться важной для решения вашей проблемы. Кстати, текст кроме вас никто не прочтет, поэтому не размазывайте очевидные лично для вас факты и идеи, если при этом сохраняется логика изложения и лексика, в которых вы сумеете разобраться через час, день, год.

Благодаря тому, что вы пишите все, что приходит вам в голову, даете волю воображению, вы создаете фундамент для возникновения по-настоящему хорошей идеи в будущем. Ведь из воздуха придумать что-то толковое могут лишь единицы.

2. Выкладывайтесь на 90%

Поймите, никто не ждет от вас откровений и гениальных идей, поэтому не нужно напрягаться во время фриратйинга – просто запишите на бумагу или в Word свои мысли и все. Начинайте с успокаивающей фразы-напоминания, что не нужно выдавливать из себя креативность, что вы выкладываетесь не на все 100%, что у вас останутся силы на случай форс-мажора.

3. Пишите быстро

Чтобы освободиться от «редактора» в голове, вам нужно писать так быстро, как только сможете. Представьте, вы опаздываете на встречу и на ходу набрасываете на клочке бумаги записку. У вас явно нет времени на мягкие или размытые формулировки. Ваши буквы размашисты, в Word множество опечаток и лишних пробелов.

Если вы выводите каждую букву, ваш мозг замедляет абсолютно все процессы, чтобы ваша рука успевала записывать все, что он генерирует. Более того, мозг еще и отвлекается на ерунду, оценивает идею, и вы сбиваетесь, забывая, что хотели записать.

Вы выходите на новый уровень мышления, где мозг не руководит вами, где нет цензоров которые ставят на идее клеймо «неудачная» – только если пишете со скоростью мысли.

Читайте еще: Думать, как Дали: как использовать свой мозг на полную

4. Пишите непрерывно

Если вы в течение 5-20 минут пишете без остановки (и, соответственно, правок текста), то ваш внутренний редактор «понимает», что ему пора на отдых. Он не будет вмешиваться в процесс создания текстов, вычеркивая сленговые слова, неправильные формулировки, некорректные мысли, которые вы вряд ли бы озвучили на совещании или в кругу друзей. В итоге вы успеваете записать тысячу плохих идей, десяток невероятных и одну неповторимую мысль. Да, она еще не точная, но уже зафиксированная! И позже вы запросто сумеете развить хорошую мысль в нужном вам направлении.

Вы заметите пропажу редактора – это момент прозрения, щелчка в голове, освобождения вашего мышления, ухода от напряжения в руках.

5. Вам нужен таймер

Писать непрерывно и быстро – достаточно сложно. Чтобы «вывалить» все свои мысли без длительных подготовок поставьте себе жесткие временные рамки. Вам пригодится таймер, беззвучно отсчитывающий время и напоминающий о финише громким сигналом. Зная, что в нужный момент раздастся звонок, вы сможете сосредоточиться, будете работать быстрее и четче формулировать свои мысли. Один сеанс фриратийнга может длиться от 5 до 20 минут, в зависимости от вашего желания. Чем дольше сеанс, тем быстрее вы «дрессируете» мозг на креатив и разрыв шаблонов. Марк Леви на своих мастер-классах заставляет писать в течение часа.

Читайте еще: Как выйти за рамки: 20 историй известных брендов

6. Хьюстон, у нас проблемы!

Если вы зашли в тупик, не знаете, о чем дальше писать, просто лепечите, повторяйте слова и буквы, записывайте бессмысленные фразы, которые приходят вам в голову. Пока вы нагружаете руку, сохраняя скорость и непрерывность письма, мозг ищет варианты, перелопачивает массу слоев вашей памяти, подымая к поверхности хорошую идею.

Выйти из мыслительного тупика помогут вопросы-переключатели внимания:

• Как я могу выразить эту мысль иначе?
• Почему я застрял в этой точке?
• Как можно подтвердить мою правоту или опровергнуть ее?
• С какими аналогичными проблемами я сталкивался раньше?
• Какое самое оптимистичное решение?
• Почему я занимаюсь этим проектом?
• Какие слабые стороны у проекта?
• Какой информации мне не хватает для принятия блестящего решения?
• Как бы я описал свою проблему первому встречному, отцу, другу?

7. Развивайте ситуацию

Представьте, вы импровизируете в паре с другом, и ваша задача – поддерживать диалог в течение определенного времени. Это означает, что любую вашу фразу и/или вопрос партнер должен подхватить. Нельзя загонять «сценку» в тупик, т.е использовать фразы, после которых-то и сказать нечего. Гораздо важнее соглашаться с тем, что вы сказали (пусть это и не слишком логично выглядит), а затем новым предложением расширить предыдущее, рождая пространство для дальнейшей беседы.

Практикуя фрирайтинг, берите одну конкретную мысль и развивайте ее в нескольких направлениях. Например, вы – маркетолог, менеджер по продажам и покупатель товара, и вы озадачены вопросом: «Почему товар А лучше товара Б?». Если уверены, что как маркетолог вы сказали все, что могли, разработайте внутренний диалог по второму и третьему направлению. Вы найдете хорошее решение и нужную вам аргументацию.

Еще можно представить, что вы беседуете с гуру. Тут сложность в том, чтобы почувствовать виртуального собеседника. Бесполезно болтать с Линкольном или Кийосаки, если вы не представляете его внешность, привычки, обороты речи.

Разговоры на бумаге помогут вам обосновать, почему, к примеру, нужно повысить вам зарплату, купить машину вместо холодильника, найти ответы на всевозможные возражения.

Читайте еще: Книги и фильмы для вдохновения: советы предпринимателей

8. Факт is all you need

Факт сложно исковеркать.  Поэтому в поисках крутой идеи не старайтесь придумать сразу что-то невероятное и жутко полезное человечеству. Для начала соберите в одном тексте все очевидные факты, которые касаются сути фрирайтингового сеанса – одной темы/вопроса/задачи.

Зная, какую задачу надо решить, записывайте все факты, лежащие прямо перед вами. Набросайте текст, где факт цепляется за другой факт, рождая третий факт. Поразмышляйте языком фактов, какова ваша идея, что есть уже сейчас для ее реализации, чего не хватает, что мешает ей, чего в избытке, где найти ресурсы для нее и т.д. Само по себе изложение фактов не пугает ожиданиями, наоборот, успокаивает, – и в итоге вы находите решение! Неочевидное и правильное.

9. Подмена концепций

Если бы вас попросили придумать алгоритм для какой-нибудь компьютерной программы, вы сошли бы с ума, потому что не владеете темой и далеки от математики и программирования. Но если попросить вас придумать фокус с картами? Вы легко предложите последовательность действий со всеми «если да, то…» и «если нет, то…». И специалисты легко напишут программу по вашему алгоритму. Вместо того, чтобы разочароваться в себе, вы заменили одну сложную концепцию другой, более понятной вам, и решили задачу.

Чтобы использовать метод подмен концепций, ищите ответы в других сферах, задавайте себе вопросы (без конкретики, цифр): какую проблему я хочу решить? кому приходилось уже решать подобную задачу? как разрешился это вопрос? как чужое решение можно использовать в моей ситуации?. Кстати, этот прием хорошо работает не только в рамках фрирайтинга, но и при брейнштормах.

Читайте еще: Или убьет, или сделает сильнее: 10 способов жить ярче

10. Соврите!

Если вы не знаете, как поступить в конкретной ситуации, – солгите. Просто представьте, как вы решили бы этот вопрос, если бы один час вашего времени стоил $1000 долларов (а на самом деле $50). Что бы изменилось в подходах вашей работы, в качестве, в отношениях с партнерами и клиентами, если бы вы поставили такую планку? Смешные и увлекательные выдуманные сценарии расчищают путь для свежей мысли там, где раньше стояли блоки из ограничений реальности. Поэтому меняйте форму и вид предмета, сроки годности, внешность человека, переврите приоритеты и посмотрите, как небольшое искажение правды может изменить ваше отношение к ситуации.

11. Будьте точны

Чтобы научить мозг думать в непривычном для него манере, нужно регулярно его тренировать. Постоянно конкретизируйте то, что вы написали, задавая уточняющие себе вопросы: как именно я попал в тупик? как именно я могу это сделать? что именно я имею ввиду? как можно ускорить процесс? кого и что подключить?

12. Выбирайте, кому говорить

Представьте, что у вас есть друг хирург, библиотекарь, хиппи и вахтер. Каждый из них поймет вас, только если вы описываете проблему с его точки зрения. Вахтер не разберется в сложных медицинских терминах, а хиппи протянет «Ну, ты напряяяжный!», услышав нудные лекции на тему закона. Ищите подходы к каждому, пытаясь разъяснить свою проблему или идею. Объясняя что-то другому человеку, некоторые вещи становятся понятными и для нас самих.

13. Вижу красное!

Если я пообещаю вам $10 за каждый предмет красного цвета, который вы увидите в своей комнате – вы мигом найдете целый десяток! А еще час назад, когда вы не были сосредоточены на теме, вы не назвали бы и пары. На чем концентрируетесь, то и замечаете. Процесс фрирайтинга помогает вам в этом. Попробуйте, например, описать все минусы вашего товара, хобби, ситуации с точки зрения детей или же ищите ассоциативные связи с формой яблока у предметов в вашей комнате. Главное – придумайте, по какому признаку вы объединяете элементы или с какой точки зрения смотрите на проблему. Вы удивитесь, как много вы не замечали раньше!

Тренируйтесь, пишите, развивайте навык нестандартного решения. Любую сложную проблему можно решить легко. Напишите об этом сами!

Нестандартное мышление | Что такое Нестандартное мышление

       Нестандартное мышление  как качество личности – способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях; решать задачи и использовать идеи, которые невозможно получить, следуя обычной логике.

        Однажды ученики отшельника попросили его преподать им какой-нибудь урок  из «Высшей Мудрости». Тот согласился и попросил их   поймать пауков. Отловленных пауков отшельник запустил  в свою пещеру и несколько дней подряд обрывал всю паутину, сплетенную  вертикально.

       Спустя некоторое время в дальнем углу пещеры он увидел паутину, сплетённую горизонтально. Отшельник позвал своих учеников, и указав на эту паутину  сказал им: – Запомните – под ударами жизненных ситуаций выживает тот, кто не следует слепо традициям и  обычаям, а ищет  нестандартные решения, слушая советы своего сердца и разума вопреки мнению большинства.

      Нестандартное мышление – достояние оригинального, креативного ума, чуждого банальностей, шаблонов и штампов. В ком прописалась нестандартность,  тот во всех сложных жизненных ситуациях проявляет оригинальность, самостоятельность, своеобразие, необычность и неизбитость.

       Визитная карточка человека с нестандартным мышлением – индивидуальный и оригинальный образ мыслей, неординарный подход к решению любых вопросов.

     Писатель Андрей Грей как-то сказал: «Все мы немного безумны, кто-то в глубине души, кто-то ближе к её поверхности. Я не считаю, что это плохо — напротив, так иногда легче жить, принимая нестандартные решения, из головы вон выходящие. Я вот, к примеру — в меру с сумасшедшинкой, и это помогает мне быть собой, не покрыться слоем банальных, обыденных действий. Не стать как многие. Быть собой, жить собой».

    Иногда нестандартное мышление и творческий подход к делу даёт нам ключ к решению проблемы любой сложности.

    Представьте ситуацию: вы едете в своём автомобиле в ненастную, бурную ночь – и вдруг видите трёх людей, ждущих на остановке автобус. Эти люди: 1. Старушка, которая выглядит так, будто вот-вот уйдёт в мир иной; 2. Давний приятель, который когда-то спас вам жизнь; 3. Женщина/мужчина вашей мечты. Кого из них вы возьмёте в попутчики, если ваш автомобиль двухместный? Подумайте и дайте свой ответ, прежде чем прочесть ответ.

   ОТВЕТ: Эта морально-этическая дилемма, на самом деле, была предложена в качестве теста при приёме на работу в одной компании. Вы можете подвезти плохо чувствующую себя старушку, ведь в первую очередь вы обязаны спасти её жизнь. А может, вы выберете старого друга, потому что однажды он спас вам жизнь, и это будет отличным шансом отблагодарить его? Однако когда ещё вам подвернётся случай встретить свою вторую половинку?

     Из 200 претендентов на должность лишь у одного кандидата не возникло проблем с ответом, и он был принят на работу. Решение его было следующим: «Я бы отдал ключи от автомобиля своему старому другу и попросил бы его отвезти пожилую женщину в больницу. А сам же в это время остался с женщиной моей мечты».

      Обладая нестандартным мышлением, можно переступить через вредные ограничивающие убеждения, ложные психологические установки, предубеждения, стереотипы поведения и образа мыслей, неизбежно приводящие к созданию шаблонов.

     Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике. Он собирался поставить самую низкую оценку на экзамене по физике одному из своих студентов, а тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба — преподаватель и студент — согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда.

   Экзаменационный вопрос был такой: “Каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?”. Ответ студента был таким: “Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания!”.

    По сути, ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области. Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и ему только осталось выбрать лучшее.

    Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: “Нужно подняться с барометром на крышу и сбросить барометр вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислить высоту здания”.

    Тут Резерфорд спросил своего коллегу – преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили осветить их. — Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, — начал студент. — Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.

   — Неплохо, — сказал Резерфорд. — Есть и другие способы? — Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и, умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.

    — Если вы хотите более сложный способ, — продолжал студент, — то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.

    — Наконец, — заключил студент, — среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: “Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания”.

      Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.

       Интересно, что студент этот был сам Нильс Бор (1885 — 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г., один из основателей современной физики.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

Творчество – нестандартное решение стандартных задач //Психологическая газета

Понятие «творчество» настолько размыто, что я даже затрудняюсь с чем-то это процесс сравнить. На сегодняшний день, т.н. «масскультура» им называет все то, что можно и невозможно назвать. Спектр невероятно широк и все «продукты» творчества, в основном, сводятся к сфере искусства. Оно и понятно. Уже лет сто, как понятие «творчество» было приватизировано теми, кто профессионально или полупрофессионально занимается искусством (рисование, ваяние, пение, чтение…). Огромный пласт технического творчества был откинут «за ненадобностью», ему отказано в том, что именуется творчеством. А зря.

Возьмем за основу общепринятое значение «творчества». Энциклопедия описывает его, как процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или результат создания объективно нового. Оно направлено на решение любых проблем, удовлетворение потребностей. Основной критерий, отличающий творчество от производства — уникальность результата. Результат творчества невозможно предсказать, даже тому, кто является творцом. В процессе творчества автор вкладывает в материал кроме труда некие возможности, выражает аспекты личности, что придает продукту дополнительную ценность. Таким образом творчество:

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других.
  • процесс создания субъективных ценностей.

Вроде бы полно, но как-то сухо и не очень понятно и приложимо к тому, что мы наблюдаем в повседневности. В глубине души каждый знает, что он — творцы. Разного калибра, но творцы. В разных отраслях и в разных случаях. Так же знаем, что творчество невероятно многообразно и нет таких сфер, в которых бы оно не присутствовало. Позволю себе дать иную формулировку творчества:

  • одухотворение материи;
  • нестандартное решение стандартных для себя задач.

По поводу первого я пока остерегусь что-то писать всерьез, так как это тема отдельной статьи, а вот по поводу второй формулы, поговорим подробнее.

«Нестандартное решение стандартных для себя задач». Это может выглядеть как практическая смекалка, умение из ничего сделать что-то, творческая жилка. Это присущее всем и каждому способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из известных и эффективных методов развития способности нестандартно мыслить — решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении.

Вот как была изящно решена одна задача. Купец-миллионщик Шустов купил в Армении винные подвалы и устроил акцию. Он нашел несколько десятков бойких молодых людей с хорошими манерами и из знатных семей, положил им жалованье и отправил в Европу. Их задачей было заходить не менее трех раз в день в роскошные рестораны, делать дорогой заказ и требовать шустовский коньяк. Его, естественно, не оказывалось. После чего им предписывалось громко критиковать заведение, в котором ничего не знают о таком замечательном напитке, обещать сделать отрицательную рекламу и отменять дорогой заказ. В короткое время акция принесла плоды. Шустовский коньяк стали закупать самые дорогие и престижные рестораны.

Ничего экстраординарного. Особенно после того, как вы узнали решение, которое было творчеством Шустова, но не нашим. Но мы, на основе иного опыта, «его пример другим наука», методом аналогий, можем уже попытаться начать создавать что-то свое.

Практика показала, что большинство планов обрывается на стадии перебора вариантов. Вроде бы ничто не мешает заняться планированием того, как «хочу» можно претворить в жизнь, но «Узникам замка If» мешают установки личные и родовые. Устаревшие модели поведения, которые не дают возможности нестандартно решить стандартные для себя задачи. Плюс страх, что платить надо будет за «хочу» непомерно много.

Когда дело доходит до стадии реализации, то мы получаем «типа» то, что хотели, но какое-то «не такое». Как ни странно, но нас вполне устроит … недовольство собой, обесценивание собственных усилий и действий. Так мы не получаем ни удовлетворения, ни возможности сделать выводы, ни опыта. Тягостные переживания облегчают внутренний дискомфорт ненадолго, но жизнь, самый лучший учитель, дает нам знаки в виде «перемен», «тупиков», «нужды жить дальше». Знаком является шанс. Шанс что-то сделать нестандартно. Даже в рамках стандартного общественного мышления.

Товар–деньги–товар. Кто-то «что-то» делает. Кто-то это «что-то» продает. Кто-то это «что-то» обслуживает. Денежный поток заключен в этот треугольник. Стоит присмотреться и включиться, и обязательно окажется, что чего-то в нем не хватает и эта ниша — ваша. Правда, мешают сомнения. Неумение объединить деньги и творчество. Специально обращаю ваше внимание на страхи и на то, что в вас еще масса иллюзий по поводу «духовности» делаемых вами денег.

«Знаете, когда я действительно поверила, что вы великий философ? Когда вы разбогатели! Только лжецы, безумцы и дураки могут говорить, что можно быть счастливым и свободным, живя в бедности» (из письма маркизы Дюдеффан к Вольтеру). Вот пример того, как люди проявляли творчество, только не в смысле создания произведений искусства, литературы, архитектуры, в более широком. Это может быть и изобретение несмываемой туши, и нахождение выхода из Карибского кризиса… Что угодно.

В 1873 г. Леви Страус выяснил, что переселенцы в Соединенные Штаты не обеспечены прочными брюками. Он им предоставил их, которые шили из того, что было уже привезено, но залежалось на складах (парусина), укрепив для надежности двойной строчкой и заклепками. Так возникла огромная и емкая ниша, которую до сих пор пополняют всем, во что горазды. Он был настроен на выявления ниши удовлетворения спроса.

Теперь методика. Известная, но забытая. Она делится на несколько этапов.

Этап первый

Время, которое уходит на выполнение первого этапа, — не менее 7 минут в день в течение 3–4 недель.

Организуйте пространство и время. Сядьте удобно, перед собой положите стандартный лист А4, часы с секундной стрелкой, ручку. Возьмите с полки словарь, откройте наугад и ткните пальцем в страницу. Прочтите это слово, засеките время и в течение одной минуты запишите как можно больше способов использования этого предмета в жизни в различных вариантах применения.

Наткнулись на слово «смазка». Пишем: «для смазки механизмов, для выкручивания болтов из заржавевших деталей, для смазки велосипедных цепей»… Стоп. Вы повторяетесь. Снова: «для предохранения рук тех, кто работает в холодной воде, смазать шест на котором висит скворечник, кошки не залезут. Как топливо или для разжигания сырого материала. Можно использовать для того, чтобы отбить запах человека от капкана. Средство для уменьшения трения, консервация железяк, помощь при передвижении тяжелых предметов по поверхности. Емкость, в которой она продается, может быть использована как …1 Вы начинаете думать нестандартно. Просыпаетесь. Вам теперь проще генерировать идеи. Опережать других. Включать себя в процесс.

Этап второй

Начните программировать изменения в повседневной жизни. Основная задача – заставить себя преодолеть инерцию и заставить «проснуться». Проще всего при помощи избавления стандартных и стереотипных действий.

Пример. Вы регулярно меняете маршрут движения на работу, учебу, к любимой. Меняете режим дня, слушаете разные Fm-радиостанции, читаете разные сайты, ищите новые темы общения. Несколько измените вкусовые пристрастия и режим питания. Начните обращать внимание на те книги, которые вас раньше не привлекали, загляните туда, где давно не были (вернисаж). Измените стиль или ритм отдыха, примите ванну вместо душа, начните чистить зубы или бриться левой рукой, прислушаетесь к тому, что вам говорят родители или дети…

Источником новых мыслей может все и везде. Рекомендую бегло просматривать справочники, самоучители, биографии, книги полезных советов, энциклопедии, книги серии «Как это сделано/работает», специальные журналы, дайджесты2. Ищите нестандартные решения стандартных задач. Новые пути в бизнесе, тенденции развития, новинки, связи и параллели между тем, что читаете и вашими задачами. Не избегайте рекламы, какие у нее новые тенденции? Внешний вид, маркетинговые ходы. Аналогично дело обстоит и с «глянцем». Это зеркало рынка потребления. Что рекламируют, какие тенденции, на что формируется спрос? В мире бизнеса нет такого бизнеса, который бы охватывал всю сферу, без «дыр». Это и есть ниша.

Регулярно вспоминайте «Этап 1» и практикуйте его так часто, как сможете. Вас начнут посещать мысли, которые уже можно внедрять в жизнь. Вы получаете навык работы с информацией. Анализируя тенденции, вы постоянно тренируете себя на возможность увязать то, что на первый взгляд не соотносится между собой никак.

Так вы заставляете включать в работу те отделы головного мозга, которые пока спят и живете с пользой для себя. Эта методика поможет найти общий язык и с «новым» поколением. Молодые, временно конечно, более раскованы в плане мышления, у них меньше штампов и стереотипов, чем у тех, кому за 30–40.

Полученная информация позволяет задействовать больше мозговых клеток, которыми вы пока не в состоянии воспользоваться. Так и только так вы учитесь овладевать процессом управления информацией, а именно она является тотальным ресурсом. У нас по два глаза, уха, руки, ноги и полушария головного мозга. Левое мыслит логически, правое — образами. Линейные упражнения стимулируют левое, а интуитивные — правое.

Пример. Идея, которая произвела переворот в стекольной промышленности. Главный инженер стекольного завода сталкивался с проблемой качества выпускаемого листового стекла. По технологии, стекло пропускали между валами, а затем шлифовали, что дорого. Специалисты искали более совершенные материалы для шлифовки. Он ощущал, что искать решение надо не в этом направлении. К решению задачи подтолкнул кусок мыла, который плавал в воде среди пятен жира. Так был создан процесс, в котором стекло изготавливали в печи с использованием расплавленного олова. Оно застывает медленнее, чем стекло, что позволяет избежать возникновения дефектов на поверхности. Технология используется до сих пор.

Благодаря фиксированному поиску взаимосвязей вы измените «точку-координатор», что поможет воспринимать мир глубже и разностороннее. Тогда можно подумать про дождь за окном и про пасмурную погоду, про прогноз погоды и проблему глобального потепления, про то, как вам принять участие в обустройстве тигров в уссурийской тайге.

Себе или людям? Без разницы. В школе мы складывали в столбик. Получив ответ, как в конце учебника, мы приступали к следующему примеру. Потом мы эту логику перенесли в сферу творческого мышления. Получил устраивающий ответ – хватит думать, потому как ответ сошелся. Чего еще? Жизнь отличается арифметики. Новый способ решения может быть гораздо более важным, чем предыдущий, выученный ранее. Он позволит обрести новый статус, найти новый рынок, новую нишу, новый продукт, а главное – раскрыть себя. Нет причин думать, что первый ответ лучше любых иных.

Этап третий

Мир меняется. Мир меняется быстрее, чем мы успеваем это понять. Мы тоже, по идее, синхронно меняться вместе с ним. В какую сторону? Как давно вы задавали себе это вопрос? Может пора посмотреть на окружающий мир с точки зрения тех возможностей, которые нам и только нам необходимы. Тут уже место и простор для творчества, развития, саморазвития и приложения сил, энергии и для собственной пользы.

Пример того, как совместим спорт и бизнес. Можно решать задачу «прямо»: изготовление и торговля инвентарем, строительство объектов, обслуживание и ремонт, реабилитация и лечение спортсменов, поддержание мода на него, осваивать мегабюджет «Здоровье нации»… Если отвлечься от частностей, которые скрывают связи, то сочетание спорта и бизнеса несет в себе пакет полезной информации: помощь в самореализации, даст возможность стать состоятельным, поддержать спортивную форму и проч.

Любое дело на 80–90% — отношения. С неприятными людьми мы избегаем иметь дело, идти им навстречу… 2/3 сделок заключаются благодаря контактам с теми, с кем налажены хорошие отношения. Чем хороши неформальные встречи? Тем, что они создают атмосферу близкого общения, а в теплоте и в уважении мы нуждаемся больше чем во всем остальном. За уважительное отношение, за которым не проглядывает корыстный интерес, мы готовы пойти на многое.

Когда занимаются спортом, то все преображаются. Королевична из налоговой, Начальник из Администрации, Босс. Они уже не те, что на рабочем месте. Похвала, совместная игра, общее поле интересов помогают выстроить отношения. Похвала подчиненного или просителя – она неискренняя по определению, иное дело, когда она исходит из уст постороннего… Дружеская похвала, сданная игра, кружка пива или чашка чая, и вы переходите в разряд приятных знакомых. Далее дело за вами. Это ресурс, а уж как им воспользоваться — \то ваше личное творчество.

Такой же ресурс – искусство. Купил Вексельберг яйца Фаберже, привез в Россию, и он — руководитель проекта Сколково. А это, на минуточку, 1,1% ВВП! Основная задача – использовать те ресурсы, которые до вас не были задействованы или использовались не так, как можете вы. Для одних ураносодержащая глина – материал для изготовления кувшинов, других, сырье для АЭС.

Творцы рассеяны по всей массе нации и соответствуют в основе, его эволюционному уровню. Они и двигают эволюцию и, одновременно, вносят в жизнь элемент хаоса и непредсказуемости. Они несут ответственность не только за свои труды, но и за то, где, у кого и как его «слово отзовется». За это он отвечает своей душой. Вспомнился ответ чертей на жалобу писателя, поджаривающегося на медленном огне в аду, в адрес товарищей по несчастью:

— Да, мы их отпускаем охладиться раз в год. Кто-то убил, но уже родились новые люди, нажито новое имущество взамен украденного. Выросли люди, которые никогда и не знали, что такой когда-то был и что-то там натворил. А твои книги до сих пор читают!

Творите. Каждый на это способен, по-своему. Творчество, независимо от его уровня и сферы приложения, необходимо нам, как воздух, потому как в процессе его реализации вы создаете нового себя.

1 Задание. А какие варианты можете предложить вы?
2 Многие идеи Уолт Дисней почерпнул из них: «Ваше воображение может быть ущербным, бедным, воспаленным, замороженным. Дайджест — это нечто вроде гимнастического зала для тренировки воображения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *