что это такое, морально-правовые нормы и правила этики, примеры поведения
Большое значение играет внешний вид человека, однако его поведение важнее. От того насколько вы будете учтивы и вежливы с окружающими, будет зависеть ваш успех в том или ином деле, а также возможность добиться поставленных задач. В этой статье мы рассмотрим этические нормы, которых следует придерживаться.
Особенности
Этические нормы – это определенный свод правил, который определяет поведение при взаимодействии с окружающими людьми. Основная цель – сделать контакты приятными и более эффективными для всех. Если не соблюдать этикет, это не приведет к каким-либо наказаниям в виде уголовной или административной ответственности. Однако такое поведение будет порицаться окружающими.
Наука о нравственности сейчас преподается не во всех учебных заведениях. Вот почему многие молодые люди грубые и бестактные, не знают как себя вести в различных ситуациях. Важно воспитывать современную молодежь в соответствии с этическими нормами.
Выполнения правил этики можно добиться, когда каждый будет подавать хороший пример. Помните, что взаимодействие с вежливым человеком вызывает удовольствие. Диалог с грубияном, напротив, ощущение неприятия, и даже дискомфорт.
К этическим принципам общения относится не так много правил: не повышать тон, не грубить своему собеседнику, проявлять внимание и слушать говорящего, не перебивать человека и другие.
Предпосылки возникновения можно найти еще в трудах Аристотеля, который впервые употребил термин этика, а также определил мораль как систему ценностей для регуляции общественных отношений. Уже в те времена люди понимали важность и значимость этических норм и правил поведения для эффективной жизнедеятельности.
Основные принципы:
- возможность жертвовать чем-то ради другого;
- устанавливать взаимодействия с окружающими в добрых традициях;
- самокритичность к себе: имеется в виду ответственность и выполнение морального долга;
- справедливое отношение к своему собеседнику и любой ситуации;
- равноправие между людьми: человек, соблюдающий этические нормы, не будет себя ставить выше своего собеседника.
Только с помощью искренности и открытости может возникнуть доверие между людьми, и тогда общение уже перейдет на другой более качественный уровень.
Нравственно выстраивая свой диалог, вы сможете не только выглядеть привлекательно в глазах других людей, но и заслужить к себе уважение и доверие, а также наладить нужные контакты.
Важные составляющие
Мы уже разобрались, что этические нормы невозможны без таких важных составляющих, как мораль, этика, этический кодекс (применительно к разным профессиям).
Здесь же можно отметить и золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Это понятие – основа всех принципов нравственности.
Существуют и другие виды этического общения в зависимости от сферы: медицина, журналистика, делопроизводство и другие. Все они имеют свое содержание. Однако золотое правило – единая система, которая проходит через все нормы и принципы.
Одной из составляющих норм этики является деловой этикет. Именно от него будет зависеть успех любого предприятия. Эффективное и верное взаимодействие людей в бизнесе позволит легче налаживать деловые контакты, правильно вести переговоры и, как следствие, заключать важные контракты. Главное – следовать основным правилам.
В любой ситуации всегда стоит быть вежливым. Независимо от испытываемых чувств и эмоций, важно сохранять самообладание, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и впоследствии не пожалеть о своем поведении. Деловой этикет подразумевает соблюдение определенных правил в одежде, а также создание стильного внешнего вида.Важны этические нормы и в различных профессиях, например, в медицине. Для сестринского поведения можно выделить такие принципы, как гуманность, сострадание, доброжелательность, бескорыстность, трудолюбие и другие. Только руководствуясь этими составляющими, можно вести эффективную рабочую деятельность.
Моральные нормы взаимоотношений
Моральные нормы наших взаимоотношений не правовые. Однако это не означает, что их можно с легкостью нарушать. Если каждый начнет с себя, с осознания и совершенствования своего поведения, то станет возможным процесс построения гармоничного общества.
Основная цель таких норм – проявление доброты в человеке. Нужно принимать тот факт, что душе требуется поддержание внутреннего доброго климата. Такие правила актуальны для любой деятельности людей, нарушение их ведет к негативным последствиям. Например, при активной информационной составляющей современного мира, когда есть доступ во всемирную паутину, можно найти и получить любую информацию. Какое-то недоброжелательное действие, увиденное подростком, может быть истолковано неправильно и принято за основу поведения.
В качестве терапевтических мер следует проводить регулярные беседы со своими детьми. Кроме этого будет полезно ввести в школах предметы, которые будут способствовать верному направлению ребенка, как эффективно функционировать в обществе и при этом соблюдать этические нормы поведения.
Этические нормы – это система общих ценностей и правил этики, которые соблюдают люди. Основной базой должны быть вежливость, корректность, тактичность, скромность в общении, точность и предупредительность.
Выражая уважение к своему собеседнику – вы выражаете уважение к себе. Стоит помнить, что каждый человек – личность, которая заслуживает внимания, понимания, подобающего обращения.
Правила этики
Расположить окружающих к себе можно с помощью хороших манер и ответственного поведения. Соблюдение норм и правил этики поможет не только создать нужное впечатление при знакомстве, но и заслужить репутацию воспитанного и культурного человека. Далее разберем основные правила этики.
- Такт или чувство меры. Вы должны знать, что следует сказать или сделать в определенной ситуации, а что запрещают нормы поведения. В этом случае будет играть важную роль ваша скромность. Не секрет, что эгоцентричные люди желают всегда привлекать внимание, участвовать во всех разговорах. Стоит отметить, что такту не учатся, однако можно развивать это чувство. Главное – желание и тренировка.
- Стоит отметить и такт в одежде. Не обязательно следовать последним модным тенденциям. Важно просто одеваться со вкусом и быть опрятным. Это будет означать ваше внимание к собеседнику. Люди обычно ограничивают общение с неряшливым человеком.
- Оценивайте свою манеру разговора. Стоит быть внимательным и чутким к собеседнику, чтобы не вызвать в разговоре тяжелые воспоминания, не задеть его неуместными шутками. Также не следует оскорблять человека. Будет считаться неприличным и шепот на ухо соседу. Во время активной дискуссии нельзя чересчур жестикулировать, разбрызгивать слюной.
- Важно быть в любых моментах точным, избегать небрежности. Не следует заискивать и быть чересчур любопытным. Помните, что плохим тоном будет, если вы заглядываете в чужие документы или подслушиваете разговоры других людей. Не стоит человеку указывать на его недостатки в одежде или поведении. Если вас что-то волнует, то нужно высказать ему это наедине. Если вам помогли или оказали услугу, то стоит поблагодарить человека.
- Важно уметь владеть собой. Подобающее поведение предполагает сохранять спокойствие в любой ситуации. Не стоит явно проявлять свой восторг или недовольство в определенный момент. Не надо демонстративно уходить, если подошел несимпатичный для вас человек. Также проявляйте заботу о других людях и помните, что преимущество имеют женщины перед мужчинами, пожилые люди перед молодыми, больные перед здоровыми людьми.
Обществом поощряются те типы хороших манер, которые устанавливают варианты конструктивного общения в отличие от негативного поведения. Это относится к манере общаться, сидеть, двигаться и т. д.
Подобные правила, регулирующие поведение, являются довольно эффективными. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек им следовал. Именно благодаря правилам поведения создается эффективное управление на производстве, оптимальное взаимодействие в коллективе служащих, учащихся, обеспечивается качественное выполнение всех задач.
Таким образом, этические нормы регламентируют то поведение, которое позволяет каждому человеку принимать другого человека, эффективно существовать в обществе, добиваться целей.
Примеры поведения
Отрицание норм приличия является распространенным вариантом поведения в молодежной среде. Конечно, такая модель поведения не содержит противозаконное нарушение, а значит, не наказывается уголовно или с помощью административных штрафов. При этом все чаще в общеобразовательных учреждениях начинают уделять внимание вопросу этических норм.
Молодежь должна впитывать ценности, которые им своим примером передают взрослые. Вот почему важно вести себя в соответствии с нормами и взрослым и детям. Примеры поведения характеризуются большим разнообразием.
- Стоит помнить, что если вы виноваты перед человеком, то следует коротко извиниться, сказав слово «прости» или «простите, пожалуйста». Если вам нужно попросить об услуге, то нужно это делать вежливо и учтиво. Можно сказать «простите за беспокойство» или «будьте добры».
- Что касается движений, то пусть они будут максимально естественны. Ходите твердо, размерено и равномерно. Проследите, чтобы руки не болтались безжизненно. Двигайте ими непринужденно и легко. Не стоит подпирать ими бока или держать их в карманах. Такое поведение является неприемлемым.
- По тому, как человек сидит, можно говорить о его воспитании. Не стоит делать это вальяжно, небрежно откинувшись на спинку стула. Никогда не закидывайте ноги на стол, не раскачивайтесь на стуле, не сидите на нем верхом. Желаете положить ногу на ногу – это допустимо, однако нельзя, чтобы щиколотка доходила до колена другой ноги.
- Особенностью поведения некоторых людей является плохая привычка очищать нос, оглушительно высмаркиваясь. Особенно это неприлично делать в местах, где много людей.
- Не выдавайте свое плохое расположение духа. Лучше приветливо улыбнитесь. Также не следует гримасничать. Это будет выглядеть нетактично и неприятно для окружающих. Когда вы с кем-то разговариваете – смотрите собеседнику в глаза. Не следует делать это вызывающе или нагло, лучше будьте приветливы и скромны.
- Не стоит тараторить или невнятно бормотать. Говорите твердо и уверено, не очень громко, но и не тихо, чтобы все ваши слова были понятны. Часто женщины стремятся проявить свою индивидуальность, произнося слова нарочито неестественно. Это стоит делать только в дружеской компании.
- Особое внимание – смеху. Он не должен стать оглушительным, приковывающим внимание. Также не следует закрывать ладонями лицо. Это выглядит непривлекательно.
Конечно, можно привести еще множество примеров, которые расскажут о подобающем или неподобающем поведении. Основной принцип понятен. Всегда старайтесь поставить себя на место другого человека, прежде чем скажете что-то или сделаете. Именно благодаря этическим нормам и правилам поведения можно не только улучшить свою репутацию, но и добиться успеха в достижении поставленных целей.
Доброта спасет мир, а этические нормы помогут этому миру стать более привлекательным, сделать взаимодействие людей эффективным и приятным.
О том, как правильно и красиво общаться, смотрите в следующем видео.
vplate.ru
7 правил этикета, которые устарели еще в прошлом веке. А мы их до сих пор соблюдаем
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Одним из первых произведений, посвященных этикету, считается древнеегипетское литературное сочинение «Поучение Кагемни», написанное более чем за 2 000 лет до нашей эры в форме рекомендаций старшего поколения молодому о том, как правильно вести себя в обществе. Однако правила этикета — вещь динамичная и постоянно меняющаяся, и то, что было нормой еще десяток лет назад, сегодня безнадежно устарело.
AdMe.ru решил разобраться с нормами современного этикета, чтобы понять, какие из них нужно оставить в прошлом.
Не пожимать руку женщине
Еще совсем недавно правила делового этикета запрещали мужчине первому протягивать женщине ладонь для рукопожатия. Однако сегодняшние нормы гласят, что подавать руку может каждая из сторон, вне зависимости от пола. Более того, сегодня женщина обязана вставать, когда ее с кем-то знакомят, тогда как буквально несколько лет назад она могла позволить себе поздороваться сидя.
Строго придерживаться формального тона в деловой переписке
До недавнего времени правила деловой переписки обязывали начинать письмо с фразы «Уважаемый (имя человека)». Однако сегодня тон может быть менее официальным. Так, одно из проведенных исследований показало, что электронные послания, которые начинались со слова «привет», получали гораздо более быстрый отклик, чем начинающиеся более формальной конструкцией. Кроме того, в последующих письмах приветствия все чаще опускаются.
Но одно остается неизменным: грамматические и стилистические ошибки недопустимы.
www.adme.ru
4.4. Виды этикета
Традиционно выделяют следующие виды этикета:
Придворный этикет. Это — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов. Данный вид этикета применяется и в настоящее время при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.
Дипломатический этикет. Это – строго регламентируемые правила поведения дипломатов при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах, встречах делегаций и т.д.
Воинский этикет. Совокупность правил, норм и манер поведения военнослужащих в служебных и внеслужебных сферах их деятельности, межличностных отношений, а также (носящие ритуальный характер) формы обращений и приветствий. Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооружённых сил.
Профессиональный этикет. Нормы и требования, предъявляемые к представителям определенной профессии.
Общегражданский (поведенческий, светский) этикет. Свод правил, традиций, условностей, соблюдаемых людьми при общении друг с другом.
В последние десятилетия принято выделять ещё деловой и речевой этикеты.
Деловой этикет. Это — правила поведения и общения официальных лиц при выполнении должностных и служебных обязанностей в ходе различных контактов – на переговорах, приёмах, обедах и т.д.
Деловой этикет является одной из составляющих всех видов этикета.
Как отмечают специалисты, правила делового, дипломатического и общегражданского в той или иной степени совпадают.
Речевой этикет. Это – соблюдение культуры речи, которая предполагает не только грамматическую и стилистическую правильность речи, но и отсутствие вульгарных слов, умение чётко и точно излагать свои мысли так, чтобы их правильно поняли окружающие, умение здороваться и прощаться, благодарить за помощь и услугу, просить, извиняться; умение разговаривать и поддерживать беседу. Соблюдение определённых правил оформления письменной речи. Следует отметить, что речевой этикет является обязательной составляющей любого вида этикета.
В речевом этикете особенно ярко проявляются исторические, географические и этнографические особенности. В Париже в конце XVII века, так называемого «галантного» издали «Большой словарь драгоценностей», содержащий словарный набор языка светского общества того времени. Тогда считалось некультурным называть зеркало зеркалом, вместо этого говорили – «советник грации». Зубы назывались «меблировкой уст», руки – «прекрасным двигателем», нос – «вратами величия», ноги – «милыми страдальцами». А фраза «Снег лица мадемуазели начинает таить» означала «барышня стареет».
Требования современного этикета складывались на протяжении многих столетий истории цивилизации, это результат опыта многих поколений. Эти правила в основном являются международными, но в каждой стране они могут иметь свои особенности в зависимости от национальных и исторических традиций, от исповедуемой религии.
4.5. Сущность современного этикет: принципы и правила
Сущность современного этикета можно свести к основному правилу: всегда, везде и во всём уважать общество в целом и каждого члена общества в отдельности, относиться к ним, следуя «золотому» правилу вечности «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».
Современный этикет базируется на принципах:
— гуманизма,
— целесообразности,
— эстетической привлекательности,
— использования народных обычаев и традиций.
В основе принципа гуманизма лежит доброжелательность, приветливость, справедливость, человечность. Грубость, подозрительность считаются несовместимыми с хорошими манерами. Как указывает Лихачёва Л.С. в своей книге «Школа этикета: поучения на всякий случай», очень многие правила поведения и общения определяются именно принципом гуманизма. Например, такие:
— нехорошо шептаться в присутствии других;
— не следует придирчиво рассматривать столовые приборы в гостях, тем более не надо протирать их салфеткой;
— нельзя курить в помещении без разрешения присутствующих; открывать окно (форточку), не получив согласия у окружающих;
— передавая письмо через знакомого, не рекомендуется заклеивать конверт: это может обидеть человека недоверием;
— нельзя громко кричать и разговаривать на лестничной площадке, в коридоре (комнате), поскольку в соседней квартире (комнате) может оказаться больной, спящий или просто усталый человек.
Принцип целесообразности действия является вторым важнейшим принципом современного этикета. Почему этикет запрещает входить с мороженым в общественный транспорт? Ответ прост. Потому, что можно загрязнить одежду людей, находящихся рядом.
Жизнь не стоит на месте, и старые нормы этикета могут входить в противоречие с новыми условиями действительности и появляются новые нормы этикета. Принцип целесообразности помогает человеку вести себя в новых для него, нестандартных ситуациях. Следует вести себя так, чтобы было удобно и себе и окружающим людям.
Третий принцип современного этикета — это принцип эстетической привлекательности поведения. Данный принцип требует поступать только так, а не иначе, потому что так красиво, а по-другому некрасиво. Нельзя оскорблять эстетические чувства окружающих. То есть правила этикета вырастают из требований эстетики. Именно поэтому современный этикет рекомендует как можно меньше проявлять нашу физиологию в присутствии других людей, например: есть на улице, ковырять в носу, почёсываться и т.д.
Четвёртый принцип современного этикета – следование народным обычаям и традициям. Очень часто именно особенности народных обычаев и традиций отличают современный этикет одной страны от другой страны. Почти во всех европейских странах дарят чётное количество цветов в букете, а в России только строго нечётное, т.к. чётное число предназначается для похорон и на кладбище.
Помимо принципов в этикете существуют правила, соблюдение которых облегчает жизнь и делает ее более приятной и успешной:
— вежливость и её разновидности: корректность, учтивость, любезность, деликатность;
— тактичность;
— скромность;
— точность;
— естественность.
Вежливость – это доброжелательное, внимательное и уважительное отношение к другому человеку. Как указывал Жан-Жак Руссо, «Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям». В истории человечества вежливость всегда высоко ценилась и имела несколько видов выражения, т. е. вежливость может проявляться по-разному.
Официальная, «сухая» вежливость, умение держать себя в конфликтной ситуации называется корректностью.
Следующая разновидность вежливости – учтивость, почтительная вежливость обычно по отношению к старшим по возрасту и служебному положению.
Вежливость, проявляемая с особой чуткостью, мягкостью называется деликатностью. Обычно такую вежливость проявляют по отношению к особо ранимым людям, старикам, детям, больным.
Особым видом вежливости является любезность, это вежливость с желанием помочь, сделать приятное другому человеку.
Довольно часто утверждают, что тактичность и вежливость – это одно и то же, с небольшими различиями. На наш взгляд, это не так. Тактичность – это чувство меры, соблюдаемой в отношениях с другими людьми. Это умение чувствовать границу в общении, нарушая которую можно обидеть, а иногда и оскорбить других людей.
Скромность не следует путать с зажатостью, робостью, стеснительностью. Перечисленные качества являются проявлением застенчивости, часто возникающей от недостатка знаний, умений и навыков свободного культурного общения. Иногда робость и застенчивость пытаются скрыть развязностью.
Настоящая скромность – это адекватная самооценка, которая проявляется в умении сдерживать себя, не выпячивать своих достоинств и успехов, не переоценивать себя, при этом уважать и ценить окружающих людей.
Понятие «точность» означает как пунктуальность, так и умение держать своё слово. Точность ценится в жизни, особенно деловой, очень высоко. Приходить вовремя, не опаздывать, выполнять то, что обещали, имеет огромное значение для любого человека.
Естественность предполагает безыскусственность поведения, отсутствие театральности и позёрства, чувство достоинства. Естественные люди всегда остаются сами собой в любой ситуации. Они внимательны и уважительны с руководством, но не унижаются и не лебезят перед ним, одновременно они внимательны и уважительны к подчинённым, не унижают их и не рисуются перед ними, изображая из себя непогрешимых начальников и требуя от них восхищения и почитания. Честерфилд, английский аристократ и дипломат 18 века, писал: «Человек, воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими – уважительно и непринуждённо».
Чтобы быть воспитанным человеком, необходимо не только знать правила этикета, не только их уметь выполнить, но самое главное, что соблюдение этих правил должно стать повседневной привычкой. То есть надо быть, а не казаться культурным человеком.
studfile.net
Понятие, виды этикета и их характеристика :: SYL.ru
Все знают, что в обществе существуют определенные правила, которые не принято нарушать. Это может быть форма одежды, манера разговора, правила поведения. Многие неосознанно придерживаются правил этикета. Что такое этикет, и каковы бывают его разновидности?
Определение
Слово «этикет» пришло с французского языка и означает некий свод правил, который регламентирует поведение и внешний вид человека в том или ином обществе. Негласные правила эти принято соблюдать не только в обществе, но и в быту.
Этикет объединяет следующие правила:
- манеру поведения;
- форму речи;
- форму одежды;
- определенную степень вежливости.
Соблюдение элементарных правил позволяет незнакомым людям находить общий язык. Какие виды этикета бывают? Рассмотрим более подробно каждый из них.
Речевой этикет
Данный вид этикета объединяет требования к человеческой речи в тех или иных ситуациях. Он четко регламентирует степень вежливости человека, а также жестикуляцию, допустимость тех или иных высказываний.
Речевой вид этикета имеет следующие особенности:
- устойчивые фразы и выражения, которые присущи той или иной тематике разговора;
- грамотная речь, избавленная от нецензурной лексики;
- вежливая интонация разговора;
- правильное произношение слов, например «здравствуйте» вместо «здрасте»;
- запрет на перебивание собеседника и вмешательство в чужой диалог.
Кроме того, в речевом виде этикета важно четко доносить мысль до собеседника. В зависимости от ситуации нужно уметь кратко изложить сведения и наполнять их подробностями.
Деловой этикет
Данный вид этикета четко регламентирует поведение человека в рабочей обстановке. Кроме того, он разделяется на несколько категорий:
- отношения начальник-подчиненный;
- отношения между коллегами одного уровня;
- отношения с бизнес-партнерами.
Деловой вид этикета строится на взаимной вежливости, доброжелательности, внимании.
Входя в уже сложившийся коллектив, следует обратить внимание на уже сложенные привычки общения. На основе этих наблюдений строятся правила делового этикета. Например, обращение между коллегами может быть на «ты», что свидетельствует о непринужденности обстановки, или на «вы», что говорит о взаимном уважении. Кроме того, существуют стереотипы обращения к людям — «дамы», «господа», «коллеги».
При деловых переговорах с представителем другой культуры важно ознакомиться с правилами этикета страны оппонента. Таким образом выражается заинтересованность не только в культуре страны, но и в продолжении деловых отношений с человеком.
Не только поведение важно в деловом этикете, но и внешний вид. Не зря во многих компаниях принят строгий дресс-код. Однако даже если такового нет, не принято являться на работу в шортах, чрезмерно коротких юбках, майках с обнаженными плечами.
Столовый этикет
Правила поведения за столом разнятся в зависимости от уровня отношений между компанией людей, а также от уровня мероприятия. Данный вид этикета предусматривает следующие правила:
- За стол принято садиться только после приглашения хозяев дома. Мужчины при этом садятся после женщин.
- Важно уметь пользоваться всеми предложенными видами столовых приборов и уметь отличать их.
- За столом не принято разговаривать с едой во рту.
- При подаче блюд на общей посуде нужно пользоваться приборами, которые находятся в тарелке с едой.
- Не принято критиковать вкус поданных блюд, негативно комментировать их внешний вид.
Беседа за столом должна быть непринужденная, поэтому следует избегать тем, которые могут поссорить обедающих или вызвать горячие споры. Кроме того, важно уделять достаточное внимание всем присутствующим и не превращать собственную речь в монолог. Важно уметь внимательно слушать собеседника.
Праздничный этикет
Несмотря на то что определенные нормы приличия следует соблюдать ежедневно, существует праздничный вид этикета, правила которого также важны. Данная разновидность норм регламентирует поведение в обществе на важных событиях, а также при посещении театра, во время приема гостей.
Существует свод правил, которые рекомендовано соблюдать:
- Одежда должна соответствовать случаю. Например, неуместно надевать торжественное вечернее платье на скромное семейное торжество.
- К незнакомым людям принято обращаться на «вы», при этом первой позволить себе переход на «ты» может женщина.
- В общественных местах, например театре, филармонии не принято есть и разговаривать во время представления.
- Участвуя в праздничном ужине, важно поблагодарить хозяев вечера за вкусную еду и хорошую компанию.
- При необходимости уйти с праздника раньше важно предупредить об этом заранее, иначе есть риск прослыть некультурным человеком.
- Хозяину вечера или виновнику торжества недопустимо настаивать на том, чтобы гости быстро опустошали свои бокалы и тарелки.
- Правила хорошего тона предполагают, что хозяева должны смягчать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в процессе проведения торжества.
Кроме того, очень важно не опаздывать, это правило касается любых торжественных мероприятий, дружеских и деловых встреч.
Религиозный этикет
Подавляющее большинство людей являются религиозными в той или иной степени. Чаще всего это заключается в посещении храма по значимым праздникам. Так как в России наиболее распространено православное христианство, то посещение церкви также регламентируется некоторыми правилами:
- На службе важно вести себя тихо, разговаривать запрещается.
- Женщине нельзя находиться в храме с непокрытой головой, мужчина же, наоборот, снимает головной убор. Также запрещается женщине быть в юбке выше колен или брюках. Яркая одежда неуместна.
- Перед входом и выходом из храма принято креститься трижды.
- В разговоре со священнослужителями важно упоминать сан или имя, например, «отец Владимир», «отец диакон», «отец настоятель».
- Выполняя церковные обряды, важно делать все, что скажет священник.
- Молитвы произносятся тихо, глядя на образа.
В большинстве случаев не слишком религиозным людям достаточно вести себя скромно и вежливо как в общении со священнослужителями, так и с прихожанами. В случае необходимости провести какое-либо религиозное таинство (крещение, венчание) нужно прежде проконсультироваться со священнослужителем, чтобы соблюсти все традиции.
Повседневный этикет
Виды современного этикета невозможны без повседневного, так как именно этот свод негласных правил соблюдается в нашей жизни, в общении со знакомыми и незнакомыми людьми, в общественных местах. Несколько распространенных правил, которые соблюдаются большинством людей:
- При посещении ресторана счет оплачивает приглашающая сторона.
- Мужчине не подобает носить женскую сумку.
- В общественном транспорте принято уступать места беременным женщинам, пожилым людям, с ограниченными физическими возможностями, маленьким детям.
- Не следует слишком громко разговаривать на улице.
- При входе в помещение нужно снять головной убор.
- Плохим тоном считается прийти в гости без предварительного звонка.
Повседневный вид этикета поведения предполагает вежливое обращение как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми. Корректное обращение направлено на то, чтобы достигнуть взаимопонимания между людьми. При этом выделяют три вида общения — официальное, неофициальное, безличное. Последняя разновидность используется в повседневном обращении к неизвестным людям, например «позвольте пройти» или «извините, не подскажете, как пройти».
Профессиональный этикет
К основным видам этикета можно отнести профессиональный, он представляет собой совокупность норм и правил, которые принято соблюдать в профессиональной деятельности. Некоторые виды деятельности требуют тщательного соблюдения данных правил, так как общество предъявляет им повышенные требования. К таким профессиям можно отнести учителей, врачей, воспитателей, обслуживающий персонал.
Люди данных профессий должны быть сдержанными в эмоциях, доброжелательными, вежливыми, терпеливыми, кроме того, они должны обладать культурой речи и иметь надлежащий внешний вид. Кроме того, такой вид этикета и понятие этикета этой сферы деятельности учитывают моральные ценности общества.
Свадебный этикет
Свадьба — это, несомненно, волнительный момент в жизни каждого человека, несмотря на то, молодожены ли это или приглашенная сторона. Данный вид этикета, правила которого обязательны к соблюдению, направлен на то, чтобы избежать неловких моментов, которые могут возникнуть в процессе проведения торжества. Вот несколько самых распространенных:
- Не принято расспрашивать молодых о расходах, которые повлекла за собой организация мероприятия.
- Как бы сильно ни ожидали близкие люди появления первенца у жениха и невесты, не следует об этом настойчиво расспрашивать, так как это личное дело каждого.
- Друзьям жениха или невесты не следует вспоминать за праздничным столом о бурной холостяцкой жизни молодых, так как присутствующим людям это может быть неприятно.
- Намеки о предстоящей «первой брачной ночи» также неуместны, особенно прилюдно.
- На современных свадьбах принято дарить деньги, но при этом совсем не обязательно кичиться суммой, положенной в конверт.
- Не нужно опаздывать и заставлять молодоженов и остальных гостей ждать.
Следует помнить о том, что это светлый и памятный день для молодой семьи, поэтому поведение не должно быть вызывающим. При этом также рекомендовано не употреблять слишком много алкоголя.
Воинский этикет
Правила поведения среди военных четко регламентируются от этикета внешнего вида до норм общения. Воинский этикет строится на армейской морали и ценностях. В общении используется множество формальных обращений в зависимости от служебного положения военнослужащего. Приветствуются вежливость и краткость повествования.
Внешний вид солдата на службе четко прописывается уставом. Это касается не только формы одежды, но и обмундирования. Командир любого ранга должен быть примером для своих подчиненных, поэтому следует особенно тщательно следить за чистотой речи, манерой поведения и внешним видом.
Придворный этикет
На сегодняшний день в некоторых странах все еще остается монархическая форма правления. При этом все члены королевской семьи, а также приглашенные гости должны соблюдать правила придворного этикета. Он является одним из самых строгих, поэтому важно соблюдать все, даже самые незначительные правила:
- Нельзя дотрагиваться до членов королевской семьи, только если монаршая особа первая протянула руку для приветствия.
- Этикет не позволяет титулованным особам появляться в обществе в неприглядном виде.
- Манера разговора должна быть подчеркнуто вежливая и почтительная.
- Приветствуется скромность как в одежде, так и в манерах поведения.
Придворный этикет существует с тех времен, когда появилась монархическая власть. При этом с течением времени он трансформируется, старые правила становятся неактуальными, взамен появляются новые нормы.
Этикет телефонного разговора
На сегодняшний день около 50% важных деловых разговоров осуществляются по телефону. Благодаря этому появился этикет телефонного разговора, который состоит из следующих пунктов:
- Поднимать трубку желательно до четвертого звонка — так можно показать человеку, насколько он важен.
- Нельзя одновременно разговаривать и решать посторонние проблемы.
- Если ошиблись номером, следует просто извиниться и повесить трубку.
- В телефонном разговоре также следует быть учтивым и вежливым с собеседником.
- Инициатива завершения телефонного разговора принадлежит звонившему или старшему по возрасту.
- В конце разговора принято попрощаться с собеседником.
Очень важно использовать беззвучный режим мобильного телефона, находясь в кино, театре и других подобных общественных местах.
Этикет электронной почты
Данный вид правил приличия совсем недавно вошел в повседневную жизнь. Тем не менее, составляя и отправляя электронное письмо, следует вежливо обращаться к адресату, кратко и четко излагать суть сообщения.
Все виды этикета и их характеристика направлены на то, чтобы собеседники могли друг друга понять, а также на снижение риска возникновения конфликтной ситуации. Важно понимать, в каком обществе вы находитесь, для того, чтобы правильно применить полученные знания о правилах этикета.
www.syl.ru
Современный этикет (стр. 1 из 6)
Содержание
Введение. 2
Правила современного этикета. 3
Этикет в общении. 15
Несколько советов. 17
Знакомство. 21
Заключение. 34
Список использованных источников. 35
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
Этикет сегодня – это уже не только свод правил хорошего тона. Это знаковая система, освоение которой требует знаний на стыке многих дисциплин: этики, эстетики, психологии, дипломатии, истории.
Актуальность представленной темы контрольной работы заключается в следующем. В наши дни серьезный деловой человек, помимо хороших манер, должен иметь представление о международных стандартах делового общения, основах делового протокола, делового этикета, об общепринятых дресс-кодах, правилах поведения на разных видах приемов. Как видите, список обширен, и за день-другой такой суммой знаний овладеть невозможно. Кроме того, наша жизнь очень динамично меняется, особенно в последнее время, меняются и правила этикета. Нужно постоянно быть в курсе таких изменений, чтобы не прослыть безнадежно отставшим от жизни. На определенном этапе карьерного роста человеку уже мало книг и пособий по этикету, они служат лишь отправной точкой, а дальше ему уже будут необходимы педагоги и консультанты по современному деловому этикету. Самое главное в хороших манерах – постоянное упражнение, если вы, конечно, желаете достичь вершин карьеры, а не застрять на одном уровне.
Современный деловой этикет является эффективным инструментом менеджмента и маркетинга. Его правильное использование помогает гладкому ходу деловых операций, и преуспевающие компании и бизнесмены это хорошо знают и активно используют. Хорошие манеры прибыльны!
Теоретическую основу работа составила разнообразная литература по теме исследования, а также статьи периодических изданий и сети Internet.
Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения.
К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:
придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.
Общие правила этикета Не опаздывать Держать слово Не сплевывать на пол Прилюдно не чесаться Сдерживать негативные эмоции и изящно выражать позитивные Громко не смеяться Делать все достойно, без суеты Понижать голос, не писклявить, говорить ясно, не бормотать и не глотать окончания, не использовать слов-паразитов При обращении к другим людям использовать вежливые слова При причинении неудобств другим людям извиниться Не смотреть на людей пристально. Взгляд не должен задерживаться на человеке больше нескольких секунд, когда он явно это заметил Не говорить о других людях плохо в их отсутствие Обращаться к незнакомым людям на «Вы» Мужчина пропускает женщину вперед, за исключением подвальных помещений Одеваться опрятно Прилюдно не ковырять в носу
Серьезность целей предпринимательской деятельности, ради которых вступают в партнерские отношения, и принципы делового партнерства, которых мы придерживаемся, диктуют и соответствующие нормы поведения. Что же они предусматривают?
Обязательной нормой поведения делового человека должны быть: вежливость, учтивость, обходительность, сдержанность и мягкость во взаимоотношениях с другими людьми. Характерным для делового человека являются такие черты, как скромность, простота, приветливость, доступность, открытость, последовательная аккуратность, пунктуальность. Деловой человек, истинный предприниматель должен стремиться во всех случаях и в любых условиях оставлять о себе хорошее впечатление и запоминаться.
В поведении делового человека совершенно недопустимы высокомерие, пренебрежительное отношение к собеседнику, демонстрация своего превосходства.
В поведении делового человека определенную роль играет любая мелочь, поэтому он должен постоянно контролировать свое поведение, зная, что можно себе позволить, а чего нельзя. Это основа этикета.
При первом деловом знакомстве, во время деловых приемов и встреч деловой человек не будет шумно выражать свой восторг, допускать громких восклицаний, высказывать комплименты по поводу одежды, прически, украшений присутствующих, оформления интерьеров, оборудования офиса. Все это будет звучать плоско и неестественно. Здесь надо вести себя не так, как если бы вы навестили дома своих близких друзей, где все эти эмоциональные всплески вполне допустимы и даже желательны.
Какой бы непринужденный характер ни носила деловая встреча или деловой прием, какая бы ни царила на нем дружеская атмосфера, не стоит забывать, что они имеют деловое, официальное назначение.
Во время делового приема, совещания следует воздерживаться от курения, если на это не было дано разрешения или руководитель приема не подал примера. Надо учитывать, что сегодня во многих зарубежных фирмах провозглашен отказ от курения, и бесцеремонность закурившего без разрешения может быть принята за неумение вести себя прилично, что не делает чести деловому человеку.
Если принимая деловых людей, вы предложили во время визита вашим партнерам прохладительные напитки, чай или кофе, но гости от них отказались, не следует настаивать. Они дали понять, что хотели бы не теряя времени, приступить к делу, а вы в этом тоже заинтересованы. Излишняя суета ни к чему. Но если вы все же считаете нужным решать свои вопросы за чашкой кофе, подавайте его, не спрашивая желания гостей. Если они к поданному кофе не притрагиваются, не следует фиксировать на этом особое внимание, настойчиво упрашивать, предлагать заменить более горячим и т.п. Все это создает излишнюю неуместную суету, отвлекая от дела.
Каждый раз вставая из-за стола в офисе, зале заседания, в буфете, ресторане, не забывайте поставить на место стул (кресло), на котором сидели (если вы с дамой, сделайте это за нее).
Направляясь по приглашению на прием, критически оцените свою внешность, прическу, костюм, обувь. Они, как уже было сказано, не должны быть экстравагантными, вызывающими, кричащими. Чем строже будет их отбор, тем лучшее вы оставите впечатление. Но не стоит впадать в крайность: строгость внешнего вида не должна быть подчеркнутой, выпяченной. Внешний вид должен быть таким, чтобы вы себя чувствовали во время встречи самым естественным образом. Самое главное — это как раз естественность во внешности и в поведении. При себе желательно иметь несколько визитных карточек, блокнот для записей, авторучку, фломастер, издания и публикации, характеризующие деятельность вашей фирмы — рекламное издание, фирменный каталог, газетно-журнальные публикации, препринт вашей статьи, сувенир, — с таким расчетом, чтобы можно было представить себя и свою фирму и кое-что оставить в качестве презента.
По вопросам соблюдения норм поведения и этикета в последние годы издано множество различных пособий, несколько меньше — по вопросам делового этикета. Эти пособия целесообразно изучать в индивидуальном порядке, заимствуя то, что каждому, кто к ним обращается, покажется важным и существенным. Нельзя забывать, что при непосредственном деловом общении соблюдение принятого этикета, общепринятых норм поведения необходимо, так как даже самые незначительные промахи в поведении отклонения не остаются незамеченными.
mirznanii.com