Нормы управления – ЕГЭ по русскому. Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Нормы управления

К нормам управления относятся правильный выбор предлога в словосочетании и правильный выбор падежной формы существительного, местоимения.

При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлогиввиду, вследствие, в силу, в связи, благодаря, из-за и др.

Следует говорить:

Правильный вариант

Неправильный вариант

Ввидупредстоящего отъезда

Вследствие прошедших дождей

Благодаряпринятым мерам(речь идет о причинах, вызывающих желательный результат)

Из-запожара (понесены большие убытки)

Вследствиепредстоящего отъезда

(отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет)

Ввидупрошедших дождей

(явление относится к прошлому)

Из-запринятых мер(предлог «из-за» указывает на причины, вызывающие нежелательный результат)

Благодаряпожару (понесены большие убытки)

Запомните:

Благодаря

Согласно (чему?) (дат.п.)

Вопреки

Благодаря стараниям

Согласно приказу

Вопреки указаниям

Вследствие

В случае (чего?) (род.п.)

Ввиду

Вследствие засухи

В случаенепогоды

Ввиду болезни

В связи (с чем?) (тв.п.)

В связи с выборами

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных падежей).

— Например: беспокоиться о ком-нибудь, но:тревожиться за кого-нибудь. Ошибка может возникнуть из-за того, что оба глагола имеют значение «волноваться».

— Другой пример: уверенность в чем-либо, но: вера во что-либо. В этом случае ошибка может быть порождена общим корнем.

Различайте:

Беспокоиться о ком-н.

Заплатить за что-то

Идентичный чему-л.

Надеть что-то на что-то (кого-то)

Обрадоваться чему-л.

Обращать внимание на что-л.

Отзыв о чем-то

Отчитаться в чем-н. и доложить о чём-н.

Основываться на чем-л.

Превосходство над чем-н.

Предостеречь от чего-то

Препятствовать чему-то

Примириться с чем-н.

Различать что и что

Рассердиться на что-л.

Уверенность в чем-то

Удивляться чему-н.

Упрекать в чем-н.

Тревожиться за кого-н.

Оплатить что-то

Сходный с чем-л.

Одеть кого-то во что-то

Обрадован чем-л.

Уделять внимание чему-л.

Рецензия на что-то

Сделать отчет о чем-н.

Обосновывать чем-л.

Преимущество перед

чем-н.

Предупредить о чем-то

Тормозить что-то

Смириться с кем-н., чем-н., перед чем-н. (книжн.)

Отличать что от чего

Рассержен чем-л.

Вера во что-то

Удивлен чем-н.

Порицать за что-н.

Некоторые глаголы могут иметь управление в разных падежах в зависимости от различных смысловых оттенков.

Различайте:

жертвовать что конкретные предметы:жертвовать деньги)

жертвовать чем отказываться в чьих-л. интересах: жертвовать жизнью)

знать

говорить что в полном объеме,

напомнить по существу

сообщить

знать

говорить о чем в общем виде,

напомнить поверхностно

сообщить

наблюдать что проводить наблюдения:

наблюдать солнечное затмение)

наблюдать за чем

иметь надзор:

наблюдать за порядком

удовлетворять что исполнять чьи-л. задания, требования:удовлетворять просьбу, ходатайство

Удовлетворять чему оказаться в соответствии с чем-н.:работа удовлетворяет всем требованиям

удостоить чего признав достойным, наградить чем-н.:удостоить награды, первой премии

Удостоить чем сделать что-н. в знак внимания:удостоитьответом, беглым взглядом

Нормы управления

Альтернатива чему?

Аналогичный чему?

Аналогия с чем? и между чем?

Аннотация на что? и чего?

Анонс чего?

Апеллировать к кому? (чему?)

Беспокоиться о ком? (о чем?)

В отношении кого (чего?)

Властвовать над кем? (чем?)

Возразить против чего?

Говорить о ком? (о чем?) и про кого? (что?)

Голосовать за кого?

Гордиться кем? (чем?)

Дискутировать о чем?

Заведовать (заведующий) чем?

Задуматься над чем? и о чем?

Заплатить кому? и за что?

Заслуживать чего? (не что)

Заслужить что? (не чего)

Командовать (командующий) чем?

Комментарий к чему?

Курировать кого? (что?)

Надеяться на кого?( на что?)

Начальник чего?

Неприемлемый для кого? (чего?)

Непримиримый к кому? (чему?)

Объявить что? и о чем?

Объяснить что?

Описывать что?

Остановиться на чем?

Отмечать что?

Относиться к кому? к чему?

Оплата чего?

Оплатить что?

Отчитываться в чем? и о чем?

По отношению к кому? (чему?)

Подчеркивать что?

Понимать что?

Преимущество перед кем?

Претензия к кому? к чему?

Присудить кому – что?

Противоречить чему?

Равноправны кто с кем?

Равносильный для кого? и чему?

Радоваться кому? чему?

Руководитель чего?

Руководство чем? и чего?

Свидетельство чего? (если завис. слово имя сущ.) и чему? (если завис. слово–указ. мест.)

Свидетельствовать что? и о чем?

Свойственный кому? (не для кого?)

Соответственно чему? и с чем?

Соответствие чему? между чем? и

с чем?

Тосковать по кому?

Требовать чего? и что?

Тревожиться за кого?

Уверенность в чем?

Уделить внимание чему?

Удивляться чему?

Удостоен чего?

Указать что? и на кого? (что?)

Управлять (управляющий) чем?

Характеристика кого?

Характерен для кого?

Ходатайствовать о ком? (чем?)

Норма управляемости — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2013; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2013; проверки требуют 8 правок.

Норма управляемости — это количество людей, которыми непосредственно управляет руководитель, которые находятся в его непосредственном подчинении. Оптимальная норма управляемости – 7 человек.[источник не указан 940 дней] Это обусловлено особенностью оперативной памяти человека: хранить информацию о семи несвязанных между собой объектах. В реальной жизни норма управляемости может достигать 40 человек. Норма управляемости зависит от способностей, опыта руководителя, а также от однородности выполняемых задач.

Показатель Норма управляемости активно используется в управлении персоналом при определении организационной структуры аппарата управления организаций и сравнительного сопоставления численности руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления.

Факторы влияющие на норму управляемости[править | править код]

Норма управляемости зависит от следующих факторов:

  • вид деятельности организации;
  • расположение объектов управления — из-за географической разнесённости филиалов или отделений организации в ряде случаев невозможно добиться оптимальных показателей управляемости;
  • квалификация сотрудников — уровень контроля за деятельностью сотрудников зависит от навыков и мотивации сотрудников, так согласно теории X и Y в случае когда сотрудники избегают работы они должны быть под пристальным наблюдением, для чего необходима иерархическая структура с пониженной нормой управляемости на каждом уровне.
  • тип организационной структуры (иерархическая, матричная, проектная),
  • уровень стандартизации задач.
  • уровень автоматизации деятельности и др.

Для руководящих должностей в подразделениях могут применяться следующие значения показателей нормы управляемости:

  • Davis, R.C. (1951), The fundamentals of top management, Harper, New York
  • Entwisle, D. and Walton, J. (1961) «Observations on the Span of Control», Administrative Sciences Quarterly, 1961
  • Drucker, Peter (1954), The Practice of Management, Harper, New York
  • Gulick, L. and Urwick, L. (1937) (eds), Papers on the Science of Administration, Institute of Public Administration, New York
  • Koontz, H. (1966) «Making Theory Operational: The Span of Management», The Journal of Management Studies, Vol 3, 1966.
  • Ouchi, W. and Dowling, J. (1974) «Defining Span of Control», Administrative Sciences Quarterly, Vol 19, 1974.
  • Mackenzie, Kenneth D. (1978), Organizational Structures, AHM Publishing Corporation
  • Massie, Joseph L. (1965), «Management Theory», in: March, James G., Handbook of Organizations, Rand McNally, Chicago
  • Pugh, D.S, Hickson, D.J., Hinings, C.R., and Turner, C. (1972), «Dimensions of Organization Structure», in: Hall, Richard H. (ed.), The Formal Organization, Basic Books
  • Urwick, L.E. (1956) «The Manager’s span of control», Harvard Business Review, May/June 1956.
  • Van Fleet, D. (1974) «Span of control: a review and restatement», Akron Business and Economic Review Winter 1974.
  • Van Fleet, D. and Bedian, A. (1977) «A history of the span of management», Academy of Management Preview, July 1977.
  • Jaques, Elliott (1988), Requisite Organisation, A Total System for Effective Managerial Organization and Managerial Leadership for the 21st Century, Cason Hall & Co.

11Sintaxicheskie_normy

11 вопрос Синтаксические нормы

Нормы синтаксиса регламентируют построение и употребление словосочетаний и предложений .

Синтаксические нормы регламентируют следующее:

  1. Употребление деепричастных оборотов

  2. Нормы управления

  3. Нормы согласования

Построение предложений с деепричастным оборотом

ДЕЕПРИЧАСТИЕ обозначает добавочное действие, и если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

1) основное действие, выраженное  глаголом-сказуемым, и добавочноедействие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету 

часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определённо-личном предложении (где подлежащее легко восстанавливается)

2) возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Деепричастный оборот НЕЛЬЗЯ  употреблять в следующих случаях:

1) если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам)):

2)  если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относится деепричастный оборот, но есть сочетание глагола с местоимением или существительным в роли дополнения: 

3) если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают:

Правильно

Неправильно

Находясь вблизи водопада, нужно быть осторожным

Плывя к водопаду, у Васи кружилась голова

Петя летел вниз, размахивая руками и ногами. (Петя летел, и Петя же размахивал  руками)

Летя вниз, Пете было страшно

Саша прилагал много усилий, стараясь справиться с бурным потоком воды

Пытаясь выплыть, Саша был спасён  отцом

Нормы согласования и управления

Нормы согласования и управления часто нас подводят, а вернее – мы их часто искажаем, несмотря на их кажущуюся доступность.

  1. Согласование

Согласование — чисто грамматическая связь (в отличие от управления): зная форму главного слова, можно назвать форму зависимого, не обращаясь к лексическому значению какого-либо из компонентов связи

Согласование является слабой связью (в отличие управления), поскольку не существует таких главных слов, которые всегда требовали бы согласованных с ними зависимых в качестве необходимого условия своего употребления. Однако это не исключает наличия случаев, когда зависимое обязательно

Главным словом при согласовании считается то, форма которого определяется исключительно передаваемым в высказывании смыслом; форма зависимого выбирается ещё и в соответствии с формой главного. Однако в некоторых сочетаниях (ср. рус. юноша-студент) данный критерий не позволяет различить главный и зависимый элементы, и они выделяются исключительно из смысловых соображений

Согласование может быть полным и неполным. При неполном согласовании уподобление зависимого слова главному происходит не во всех имеющихся у них одноимённых категориях: к примеру, в сочетаниях с количественными числительными (два больших стола, две больших книги) прилагательное больших согласуется с существительными лишь в падеже, не согласуясь в числе, а числительное два согласуется с существительными в роде, но не в падеже.

Обычно в описаниях грамматик языков согласование представляется как совпадение грамматических значений (или их определённых элементов, например падежа, числа, рода) у существительного и связанного с ним слова. Однако это не единственный способ описания: так, в традиционной эстонской грамматике содержится правило о том, что в эстонском языке при существительном в сопроводительном падеже прилагательное употребляется в родительном падеже. Существует также вариант рассмотрения согласования, при котором общая для компонентов связи граммема объявляется характеристикой не отдельных словоформ, а содержащей их составляющей в целом

  1. Управление

Управление — вид подчинительной связи, при к-рой для выражения определённых смысловых отношений главное слово требует постановки зависимого слова (существительного) в определённом падеже, с предлогом или без предлога. Напр., глагол видеть требует постановки существительного в вин. п. без предлога, если это существительное называет предмет, к-рый видят: видеть лес, спектакль и др. Главным является то слово, форма к-рого выбирается только по требованию необходимого для данного акта общения смысла, а зависимым является слово, форма к-рого предопределена уже не только потребностями заданного смысла, но и главным словом. Поэтому главное слово можно поставить в любых присущих ему словоизменительных формах, а выбор словоизменительных форм зависимого слова определён главным словом и теми смысловыми отношениями, в к-рых находятся между собой главное и зависимое слова, ср.: видел {видишь, видели, видели бы и т. п.) лес.

Если при согласовании (см.) достаточно знать только грамматическую форму главного слова и не надо ничего знать о его лексическом значении, чтобы назвать форму зависимого слова, также ничего не зная о его лексическом значении (напр., прилагательное — определение при существительном в им. п. муж. рода ед. ч. непременно будет поставлено в тех же формах, что и существительное: сильный ветер), то при У. прежде всего необходимо знать лексико-грамматическое значение главного слова, чтобы определить форму зависимого, ср.: заниматься делом (твор. п.), но делать дело (вин. п.). Следовательно, У. по своей природе является лексико-граммати-ческой связью в отличие от согласования — чисто грамматической связи.

Различают сильное и слабое У. Сильное У. обусловлено тем, что главное слово обладает такими лексико-грамматическими свойствами, что при нём необходимо зависимое слово, находящееся в определённых смысловых отношениях с главным, ср.: написал письмо, выехал из леса. При слабом У. зависимое слово не является обязательным для главного: главное слово может быть употреблено в предложении без зависимого: Я прочитал эту книгу в библиотеке — Я прочитал эту книгу. Число сильно управляемых зависимых слов строго задано лексико-грамма-тическим значением главного слова.

Главным словом в словосочетаниях со связью У. может быть глагол ( читать газету )t имя существительное (движение поезда , стакан молока, распоряжение директора , указ о награждении), имя прилагательное ( сердитый на сына , полный благородства), наречие {наедине с природой)

Нормы управления

Альтернатива чему?

Аналогичный чему?

Аналогия с чем? и между чем?

Аннотация на что? и чего?

Анонс чего?

Апеллировать к кому? (чему?)

Беспокоиться о ком? (о чем?)

В отношении кого (чего?)

Властвовать над кем? (чем?)

Возразить против чего?

Говорить о ком? (о чем?) и про кого? (что?)

Голосовать за кого?

Гордиться кем? (чем?)

Дискутировать о чем?

Заведовать (заведующий) чем?

Задуматься над чем? и о чем?

Заплатить кому? и за что?

Заслуживать чего? (не что)

Заслужить что? (не чего)

Командовать (командующий) чем?

Комментарий к чему?

Курировать кого? (что?)

Надеяться на кого?( на что?)

Начальник чего?

Неприемлемый для кого? (чего?)

Непримиримый к кому? (чему?)

Объявить что? и о чем?

Объяснить что?

Описывать что?

Остановиться на чем?

Отмечать что?

Относиться к кому? к чему?

Оплата чего?

Оплатить что?

Отчитываться в чем? и о чем?

По отношению к кому? (чему?)

Подчеркивать что?

Понимать что?

Преимущество перед кем?

Претензия к кому? к чему?

Присудить кому – что?

Противоречить чему?

Равноправны кто с кем?

Равносильный для кого? и чему?

Радоваться кому? чему?

Руководитель чего?

Руководство чем? и чего?

Свидетельство чего? (если завис. слово имя сущ.) и чему? (если завис. слово–указ. мест.)

Свидетельствовать что? и о чем?

Свойственный кому? (не для кого?)

Соответственно чему? и с чем?

Соответствие чему? между чем? и

с чем?

Тосковать по кому?

Требовать чего? и что?

Тревожиться за кого?

Уверенность в чем?

Уделить внимание чему?

Удивляться чему?

Удостоен чего?

Указать что? и на кого? (что?)

Управлять (управляющий) чем?

Характеристика кого?

Характерен для кого?

Ходатайствовать о ком? (чем?)

Учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме: Нормы управления

Нормы управления.

      Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:

1.Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции.

Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.

2.Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания.

Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.

3.В предложной конструкции используется неверный предлог.

Например: указал о том вместо указал на то.

     

ЗАПОМНИТЕ:

      характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика

      заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией

      командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией

      управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом

      апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению

      говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе

      гордиться кем/чем: гордиться внуком

      задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни

      неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров

      непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи

      указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи.

4.Неправильно используются предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу для выражения причинно-следственных отношений; предлог по — для выражения временных значений; предлоги в, из — для обозначения пространственных отношений.

ЗАПОМНИТЕ: 

предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару, поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

Например: благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям,

ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды.

В связи с чем? (творительный падеж)

(в связи с выборами)

      В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например: по приезде из столицы, по окончании спектакля. При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из, а предлогу на — предлог с.

В – ИЗ,      НА – С.

Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.

     

5. Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

ЗАПОМНИТЕ: беспокоиться о ком, тревожиться за кого.

идентичный чему        

сходный с чем

надеть что на что        

одеть кого во что

обращать внимание на что        

уделять внимание чему

отзыв о чем                

рецензия на что

превосходство над чем        

преимущество перед чем

предостеречь от чего        

предупредить о чем

препятствовать чему        

тормозить что

уверенность в чем        

вера во что

уплатить за что        

оплатить что

ЕГЭ по русскому. Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Задание 7 ЕГЭ — это проверка ваших знаний синтаксических норм. За это задание Вы можете получить 5 баллов. Поэтому его правильное выполнение очень важно. Это одно из самых объемных сложных заданий ЕГЭ.

 

Помните, что задание 7 — это задание на правильную связь слов между собой, на правильное управление и согласование. Поэтому нужно внимательно следить за тем, чтобы все слова были в необходимом роде, числе, падеже, времени.

 

Рекомендуем:

 

1) Для правильного выполнения задания 7, нужно научиться видеть слова маркеры.

 

2) Как и в других заданиях, информация сгруппирована по названиям ошибок. Во-первых, вам необходимо выучить и понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит. Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение, находить однородные члены и двойные союзы, находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи, знать глагольное управление, а предложно-падежное управление.

 

Для выполнения задания 7 необходимо знать типичные случаи нарушения синтаксических норм.

 

Ошибкоопасные конструкции

 

1. Управление

 

1) Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:

 

Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например:

 

Она ждала его и звонила ему весь вечер. 

Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.

 

Часто построить такие предложения правильно помогают местоимения:

 

Дети редко прислушиваются к советам взрослых и следуют им.

 

Дети редко прислушиваются  (к чему?) к советам (Д.п. с предлогом к) взрослых и следуют (чему?) им  (Д.п.).

 

Люди были измучены, но верили в победу и надеялись на неё.

 

Люди были измучены, но верили (во что?) в победу (В.п. с предлогом в) и надеялись (на что?) на неё (Д.п. с предлогом на).

 

2) Разное управление у глаголов и  существительных:

 

интересоваться искусством (Т.п.) — интерес к искусству (Д.п.)
любить литературу (В.п.) — любовь к литературе (Д.п.)
ненавидеть беспорядок (В.п.) — ненависть к беспорядку (Д.п.)
уважать коллег (В.п.) — уважение к коллегам (Д.п.)
доверять другу (Д.п.) — доверие к друзьям (Д.п.)
сочувствовать слабому (Д.п.) — сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом)

 

3) Разное управление у слов со сходным значением:

 

беспокоиться о чём-либо (П.п.) — тревожиться за что-либо (В.п.)
оплатить что-либо (В.п.) — заплатить за что-либо (В.п.  с предлогом за)
уплатить за проезд (В.п. с предлогом за) — оплатить проезд (В.п.)
уделить внимание чему-либо (Д.п.) — обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на)
сообщать кому-либо (Д.п.) — информировать кого-либо (В.п.) 
упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в) — осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за)
отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о) — рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на)
вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во)) — уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в)
свойственный чему-либо (Д.п.) — характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для)  

 

4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:

 

замечать реакцию (В.п.) — не заметить реакции (Р.п.)
Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. — От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.

 

5) Употребление названий произведений литературы и искусства.

 

В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.

В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.

 

После слов — родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.

 

В сказке «Репка» либо: В «Репке»

В кинофильме «Война и мир» либо: В «Войне и мире»

В балете «Щелкунчик» либо: В «Щелкунчике»

 

Запомните:

 

Многие глаголы требуют после себя определённого падежа существительного.

 

Родительного падежа требуют глаголы:

 

Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать  и др. (кого? чего?) 

 

Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?) 

 

Дательного падежа требуют глаголы:

 

Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)

 

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

 

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать  и др. (кого? что?) 

 

Творительного падежа требуют глаголы:

 

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)

 

Для многих глаголов характерно двойное управление:

 

Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо

Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо

Обещать, гарантировать кому-либо что-либо

Учить кого-либо чему-либо

Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо

 

Варианты норм

 

Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду — награды (В.п. и Р.п), но: заслужить награду (В.п.)

Спрашивать совета, разрешения – совет, разрешение (Р.п. и В.п.)

Ждать поезда, звонка – поезд, звонок (Р.п. и В.п.), но ждать бабушку, сестру (В.п.)

Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар – воды, сахара (В.п. и Р.п.)

 

Обратите внимание:

 

Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу. Но с местоимениями: скучать (по ком?) по нас, по вас. Такое использование местоимений в предложном падеже долгое время считалось единственно правильным.

 

Например, в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому—чему, например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали по нас, скучаем по вас.

 

Но в последнее время допустимыми признаются оба варианта. Считается, что скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

 

Во многих пособиях сохраняется рекомендация использовать с местоимениями традиционный вариант скучаю по вас. Я поддерживаю эту рекомендацию, поскольку именно такое употребление устраивает сторонников всех точек зрения.

 

2. Конструкции с предлогами

 

1) предложное  управление:

 

благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно + Д.п. существительного, например: вопреки указанию, правилам, мнению близких, согласно приказу…

 

по (в значении «после чего-либо») + П.п. существительного, например: по приезде, по возвращении, по завершении эксперимента…

 

в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного, например: в продолжение разговора, в течение недели...

 

2) использование предлогов в беспредложных конструкциях:

 

Статья послужила толчком мыслям.

Ошибочно: к мыслям

 

Заказчик выставил рекламацию заводу-изготовителю.

Ошибочно: к заводу-изготовителю

 

3) предлоги при однородных членах предложения:

 

Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин.


Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале.

 

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы.

Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

4) предлоги в, на — с, из:

 

В Камергерском переулке, магазин в Камергерском

на улице, магазин на Тверской

Из Ростова, из театра, из магазина, из парка, из ссылки, из цирка, из клуба, из консерватории, из ресторана, из школы, из класса, из аэропорта, из порта, из института, из университета, из библиотеки, из больницы

с юга, с площади, с бульвара, с почты, с рынка, с лекции, с представления, с концерта, со станции, с вокзала

 

3. Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

 

1) в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

 

Сестра больна уже неделю.

Ошибочно: Сестра больная уже неделю.

 

Эта фотография дорога нам.

Ошибочно: Эта фотография дорогая нам. 

 

2) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:

 

Сестра была красива и грустна.

Ошибочно: Сестра была красива и грустная.

 

4. Предложения, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто

 

Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе, например:

 

Кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, у того отличный шанс поступить в самые престижные вузы.
Кто не опоздает, будет участвовать в конкурсе.

 

Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например:

 

Те, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.

Все, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.

 

5. Нарушения в предложениях с деепричастными оборотами 

 

Поднявшись на гору, туристы увидели море.

Это означает, что
1) туристы поднялись  (несколько производителей действий),
2) туристы увидели. 

Следовательно:
1) есть действующие лица: туристы,
2) они произвели действия: поднялись, увидели, 
3) основное действие выражено глаголом, дополнительное — деепричастием.

 

Подобные двусоставные простые предложения — это самые типичные примеры использования деепричастных оборотов в речи.

 

Бывают предложения, построенные по-другому? Бывают. Рассмотрим их ниже.

 

Определённо-личное предложение. Действующее лицо есть: об этом свидетельствует форма глагола. Подлежащего нет, но оно может быть восстановлено. Здесь им может быть личное местоимение 1-го лица ед.ч. я.

 

Следовательно, употребление деепричастных оборотов возможно в определённо-личных предложениях со сказуемым, выраженным глаголом в формах 1-го или 2-го лица в ед. или мн.ч. Важно, что такие предложения соотносятся с ситуацией, в которой есть действующее лицо или действующие лица и совершаемые ими действия: основное и добавочное.

 

Определённо-личное предложение. Действующее лицо есть: к нему обращено повелительное предложение. Сказуемое в определённо-личном предложении выражено глаголом в форме повелительного наклонения ед.ч. Предложения такого рода соотносятся с ситуацией, в которой есть действующее лицо и совершаемые им действия: основное и добавочное.

 

Подлежащего нет, сказуемое выражено глаголом в неопределённой форме глагола (=в форме инфинитива). В подобных предложениях обязательны слова: нужно, можно, до´лжно, следует (следовало, следовало бы), приходится (пришлось, приходилось, пришлось бы), удалось, нельзя, невозможно, не следует, не приходится, не удалось. В таких предложениях частотны личные местоимения в форме Д.п.: мне, нам, тебе, вам, ему, ей, им, которые и будут обозначать действующее лицо. Это одна из разновидностей безличных предложений.

 

Нарушения:

 

Деепричастные обороты невозможны в безличных предложениях, кроме предложений с инфинитивом, описанных выше.  

 

По-русски нельзя сказать: Поднявшись на гору, стало совсем темно. 


Правильно: Когда он (я, она, мы, они и т.п.) поднялся на гору, стало совсем темно.

 

Деепричастия невозможны в страдательных конструкциях.

 

По-русски нельзя сказать: Поднявшись на гору, им было написано стихотворение.

 

Правильно: Поднявшись на гору, он написал стихотворение.

 

Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в Д.п., если в них не входит инфинитив.

 

По-русски нельзя сказать: Готовясь к ЕГЭ, нам было трудно.

 

Правильно: Когда мы готовились к ЕГЭ, нам было трудно.

 

Деепричастия невозможны в предложениях с личными местоимениями в В.п., если в них не входит инфинитив.

 

По-русски нельзя сказать: Сдавая ЕГЭ, его трясло от волнения.

 

Правильно: Когда он сдавал ЕГЭ, его трясло от волнения.

 

6. Нарушения в предложениях с причастными оборотами

 

1) согласования причастия с определяемым словом:

 

Травы, (какие?) использующиеся для изготовления лекарства, собираются в Китае.

Он задал зрителям ряд вопросов, (каких?) волнующих всех.

Протест Катерины, (какой?) отстаивающей свои права, показан в этой постановке по-новому.

 

2) смешение страдательных и действительных причастий:

 

Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений.

Ошибочно: Задание, выполняющееся нами.

 

3) совмещение конструкций  а) с причастным оборотом  и б) с который:

 

Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда.

Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.

Ошибочно: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда. 

 

7. Предложения с союзным словом который

 

Это сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.

 

1) Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который:

 

Ошибочно: Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике, и истории, которым я раньше не занимался серьёзно.


Правильно: Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше серьёзно не занимался.

 

Ошибочно: Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.


Правильно:  Посмотри подарок, который моя сестра сделала сама на день рождения моей мамы.

 

2) ошибочное управление словом который:  

 

Ошибочно: Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались.

 

Правильно: Вчера выпал снег, которому мы все обрадовались. И: Вчера выпал снег, по которому мы все соскучились.

 

8. Ошибочная передача косвенной речи

 

Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену и очень боится не сдать его. (Петька сказал: «Я еще не готов к экзамену и очень боюсь не сдать его».)

 

Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.


Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену и очень боится не сдать его.

 

Ошибочно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать вчера. (Петька сказал: «Я жду маму, которая должна приехать вчера».)


Правильно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна была приехать вчера. 

 

9. Предложения с двойными союзами

 

1) неправильное расположение союзов  в предложении:

 

Как…, так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Не то чтобы…, а…

 

Ошибочно: Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно)

 

Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.

 

2) ошибочное удвоение союза чемнежели чем:

 

Ошибочно: Он талантливее, нежели чем его брат. (Союз чем простой)


Правильно: Он талантливее, чем его брат.

 

3) нарушение структуры  союза не так…, чем вместо не так…, как:

 

Ошибочно: Моя сумка не так красива, чем у подруги. (Допущено искажение вида союза так, как)


ПравильноМоя сумка не так красива, как у подруги. Или: Моя сумка менее красива, чем у подруги.

 

Ошибочно: Он выступил не так удачно, чем  его друзья. (Допущено искажение вида союза так, как)


ПравильноОн выступил не так удачно, как его друзья. Или: Он выступил менее удачно, чем его друзья. 

 

10. Предложения с однородными членами

 

1) использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения:

 

Ошибочно: Прошу тишины и выслушать меня.


(Ошибочное использование разных частей речи в  качестве однородных членов предложения)


Правильно: Прошу тишины и внимания.

 

Ошибочно: Он любит футбол и стрелять. 


Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.

 

2) использование полных и кратких форм прилагательных:

 

Ошибочно: Деревья высокие и стройны.


Правильно: Деревья высокие и стройные. Или: Деревья высоки и стройны.

 

Для подготовки к экзамену, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

 

Желаем Вам успешной сдачи экзамена!

 

перейти на страницу «Задание 8» >>>

 

вернуться на страницу «Подготовка к ЕГЭ по русскому» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *