Новые слова в русском языке и их значение 2019: Модные слова: 20 новых выражений молодежи – Какие новые слова появились в 2019 году — Сноб

Содержание

Новые слова в интернете в 2019 году

Новые слова, жанры, форматы и субкультуры, которые появились или развились в 2019 году.

И-герл и и-бой

Главная субкультура года, которая в основном существует в тиктоке, инстаграме и на твиче. И-бои или и-герл носят черное, цепи, лонгсливы в полоску, завивают волосы, делают прямой пробор или красят их в два разных цвета, слушают мрачный рэп — например Лил Пипа — и встают на скейт. И-бои и и-герл одновременно мрачные и милые.

Autochess

Самый свежий игровой жанр и мод на «Доту». Это смесь королевской битвы, шахмат и маджонга, но с персонажами из «Доты» или других игр. Половину всего геймплея автошахматы играют вместо игрока, ему остается только смотреть. Если с жанром все будет хорошо, то авточесс выпустят по мотивам других вселенных. Уже есть по «Доте» (еще один мод), League of Legends, StarCraft и Hearthstone.

Close Friends

Важный показатель дружбы в 2019 году. Если вас не добавили в близкие друзья, то что за дружба такая? (Шутка!) Если вашего общего приятеля добавили, а вас нет, то это уже повод для обиды. Близкие друзья, а кроме них закрытые группы и локальные сообщества — это будущее фейсбука и инстаграма, о чем еще в начале года говорил даже Марк Цукерберг.

«Суверенный»

Красивое название для автономного интернета в России, которое в основном используют окологосударственные медиа. Власти уверяют, что закон о суверенном интернете должен обезопасить российский сегмент от отключения извне, но получается, что теми же методами его можно изолировать от всех вокруг.

Подробности по теме

14 пунктов, которые объясняют альтернативный интернет в России

14 пунктов, которые объясняют альтернативный интернет в России

Beauty3000

Главная маска в инстаграме авторства художницы Йоханны Ясковски. Стала основой для цифрового макияжа, который существует только в камере инстаграма, выглядит по-киберпанковски и, по мнению Ясковски, не должен повторять обычный мейкап. «Вспомните первые AR-фильтры в инстаграме — они имитировали макияж. На мой взгляд, это не имеет никакого смысла», — говорила создательница. Но к концу года цифровой мейк превратился в мем.

Подробности по теме

Масочник в инстаграме: как работает и сколько зарабатывает

Масочник в инстаграме: как работает и сколько зарабатывает

Сэдфишинг

Манера писать грустные и самоуничижительные посты в соцмедиа ради лайков, комментариев и внимания. Явление зафиксировали после рекламного поста Кендалл Дженнер. Присмотритесь к своим лентам новостей — увидите много сэдфишинга. Отметим, что нет ничего плохого, чтобы искать поддержку и внимание в соцмедиа.

Думеры

Разочарованные в жизни молодые миллениалы из России, которые ностальгируют по детству, мрачно смотрят на свои перспективы и не знают, куда деть себя в жизни. В интернете в основном известны благодаря миксам на ютьюбе со старым и новым русским роком, которые включают во время ночных прогулок.

Генеративная музыка

Музыка, которая создается алгоритмами и нейросетями и никогда не повторяется. Генеративная музыка существовала и до этого, и даже в прошлом веке, но в 2019-м она превратилась из интернет-диковинки в обычный контент, который можно слушать так же, как и Apple Music. Для этого у нас есть Mubert, Endel и другие приложения, где музыка создается сама.

Подробности по теме

В будущем мы не будем по два раза слушать одно и то же. И вот почему

В будущем мы не будем по два раза слушать одно и то же. И вот почему

VSCO-герл

Перерождение базового стиля и пастельной эстетики из Tumblr. Обязательные для VSCO-герл вещи довольно обычные: мамины джинсы, оверсайз-толстовка, рюкзак Fjällräven, вэнсы, цветные резинки для волос и бутылка Hydro Flask, чтобы всегда пить воду (желательно через металлическую трубочку). Тоже существуют в основном в тиктоке и инстаграме.

Наноинфлюенсеры

Человек с тысячью или около того подписчиков в соцмедиа (то есть многие из нас). Считается, что за наноинфлюенсерами — будущее рекламы в социальных сетях: брендам удобно с ними работать, потому что один пост стоит очень дешево (или вообще по бартеру), а доверие аудитории намного выше, чем к популярным персонам.

Вертикальное видео

Главный новый медиум в интернете. Главные отличительные черты такие: это короткое видео, которое удобно смотреть на смартфоне, — возможно, в нем нет сюжета, зато есть приятный визуал или образ. Раньше у нас были только сторис, но теперь есть тиктоки. Надеемся, что большие форматы тоже подтянутся, и вертикальные клипы, фильмы и стримы перестанут быть экспериментами и станут чем‑то совершенно обычным.

🤡

Короткий способ сказать, что кто‑то (в том числе и сам автор) показывает себя не очень умным человеком, но при этом не говоря слово «дурак». Предположим, что главный эмодзи года. Вырос из тренда в тиктоке — Clown Check, — но в итоге стал большим внутренним мемом в приложении. В основном существует в тиктоке, но может выйти во внешний интернет.

Подробности по теме

12 техноаксессуаров, по которым мы запомним этот год

12 техноаксессуаров, по которым мы запомним этот год Отрезаем лишнее, оставляя суть: в этом сообщении меньше 280 символов — так же, как и в нашем твиттере

20 слов из молодежного лексикона, которые вряд ли поймет вчерашняя молодежь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Молодежный сленг с годами меняется, многие слова забываются, придумываются новые. Причем в последнее время это происходит так стремительно, что 30—40-летние, те, кто еще совсем недавно был молод, с трудом понимают нынешних школьников и студентов. Например, если для вас слова «тян», «чилить», «кек» — просто набор смешных звуков, то вы смело можете вычеркивать себя из рядов молодежи.

AdMe.ru разузнал, какие слова используют в своей речи те, кому сейчас от 12 до 25 лет.

«Ору»

Произошло от слова «ор» — «громкий крик». «Ору» — «смеюсь над чем-то очень громко, во весь голос». Это слово отражает высшую степень смеха.

«Хайп»

Произошло от английского hype — «навязчивая реклама, надувательство». Слово «хайп» означает шумиху вокруг чего-либо, ажиотаж, пиар, что-то модное в данный момент. А производный от термина глагол «хайпить» используют в значении «агрессивно пиарить, разводить шумиху».

«Рили»

Слово произошло от английского really — «реально, действительно, в самом деле». Наша молодежь употребляет его в качестве синонима слов «правда», «реально», иногда вместо слова «очень». Также часто используется в качестве удивленного вопроса как реакция на какую-либо историю или в контексте для преувеличения чего-то.

«Чилить»

Произошло от английского to chill — «остужать». Употребляется в значении «расслабляться, прохлаждаться, тратить время впустую». Иногда используют в значении «отрываться».

«Шазамить»

Есть такое приложение для смартфонов, которое определяет, что за песня играет в данный момент. Shazam называется. Отсюда «шазамить» — «узнавать название песни с помощью этого или похожего по функциям приложения».

«Изи»

Произошло от английского easy — «просто, легко». Чаще всего оно означает некое невероятно простое действие или отношение человека к разным жизненным ситуациям. Также так говорят, когда просят кого-то «быть попроще», «успокоиться».

«Жиза»

«Жиза» — это сокращение обычного слова «жизнь». Молодежь употребляет его, когда нужно сказать что-то вроде «жизненная ситуация, жизненно».

«Агриться»

Есть 2 версии происхождения этого слова: от английского angry («злой, негодующий») или agression («агрессия, скандал»). Подростки употребляют это слово в качестве синонима слов «злиться», «беситься», «ненавидеть», «раздражаться».

«Го»

В английском глагол to go («идти») звучит как «гоу». Но нынешняя молодежь ленива и любит использовать в своей речи или переписке короткие слова. И даже «гоу» оказалось для них слишком длинным, поэтому его сократили до «го». Употребляют это слово, когда кого-то куда-то зовут.

«Шеймить»

Shame переводится как «стыд», а слово «шеймить» употребляют, когда хотят пристыдить человека за что-либо. Например, за стиль в одежде или поступок. Производное от этого слова — «шеймеры». Это те, кто осуждает других людей.

«Сорян»

Произошло от английского sorry — «сожалеющий». Так говорят, когда просят прощения в неловкой ситуации. Забавно, что слово «сорри» много лет использовалось в русской речи наравне со словом «извини». Но почему-то это самое «сорри» мутировало и превратилось в еще более небрежное «сорян».

«Рофлить»

ROFL — это английская аббревиатура, сокращение фразы rolling on the floor laughing («в смехе катаюсь по полу»). Ранее, при общении через некоторые мессенджеры, вместо этого сокращения использовался смайлик, который от смеха катался по полу. Сейчас «рофлить» означает «громко смеяться» или «подшутить над кем-то». Среди подростков также используется слово «рофл» в значении «какая-то безумно смешная шутка или история».

«Бо-бо-гвардия», «гасанта-барбара» и «протест». В России подвели итоги «Слова года»-2019

Конкурс «Слово года» существует в России уже 13 лет (с 2007-го). Список слов-кандидатов (в этом году их около 300) был составлен по предложениям двух с половиной тысяч участников групп «Слово года» и «Неологизм года» в фейсбуке. Перед экспертами конкурса, который возглавляет филолог Михаил Эпштейн, стояла задача отобрать самые яркие слова. Голосование проводилось в четырех номинациях: «Слово года», «Выражение года», «Антиязык» (язык вражды и ненависти) и «Протологизм» (неологизмы, созданные участниками группы).

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая»

Михаил Эпштейн напоминает, что в прошлом 2018 году тремя ведущими лейтмотивами года были: пенсия и пенсионная реформа; гибридная война и противостояние с Западом; мотив яда, отравления, токсичности.

В 2019 году «как самый значимый, статистически доминирующий выделяется единственный лейтмотив — противостояние власти и общества». Так или иначе большинство слов и выражений 2019 года связаны с московскими летними протестными акциями и, шире, культурой протеста в России.

Словом 2019 года по результатам экспертного голосования стал «протест».

Слово, заметим, на этот раз вполне традиционное — но прежде оно чаще всего имело отношение не к «нам», а к каким-то «другим». Советскому телезрителю привычно было слышать фразы — «протесты опять захлестнули Западную Европу» или «тысячи протестующих вышли к Белому дому». Впрочем, в конце 1980-х и после, все 1990-е, это слово также стало и вполне «нашим». Начиная с 2000-х, однако, пропаганда вновь попыталась вытеснить это слово из «легитимного» обихода. Легализация слова «протест» в этом году — ответ общества в том числе на попытки пропаганды дискредитировать целый ряд других универсальных понятий — свобода, демократия, толерантность. Это говорит, как ни странно, о том, что российское общество взрослеет, становится частью мира.

Слова, спонтанно родившиеся во время летних протестов — «допускай!» (к выборам) и «отпускай!» (или «выпускай!»), — на самом деле так же символичны. С одной стороны, их можно назвать атрибутами наивного, инфантильного, подросткового сознания: подобные требования, казалось бы, неосуществимы, утопичны. Однако как тут не вспомнить лозунг парижских студентов 1968 года — «Будьте реалистами — требуйте невозможного!». Тогдашние протесты не повлияли на политический курс страны — однако они имели огромное значение для будущего Франции и Европы в целом. В нашем случае также можно говорить о появлении «голоса молодежи», который в постсоветские годы был почти не слышен, неразличим среди прочих социальных групп. Наконец, в этих лозунгах различим «голос будущего», который прорезается сквозь толщу застывшего полунастоящего-полупрошлого. Идеологический монолит в этом году дал трещину.

Точно таким же прорывом матрицы можно считать и третье слово-призер — «пытки» (заключенных).

Официальная идеология, как принято, фильтрует «плохие новости»; но благодаря усилиям общества и независимых медиа они все-таки достигают адресата. «Транзит» (власти) — также попытка разговора о будущем; в самом слове чувствуется еще и еще огромная усталость от бесконечного топтания истории на месте — или бесконечного хождения по кругу. «Прогулка» (как протестное действие) — также попытка нарушить тоталитарную геометрию столицы, выстроенную еще в 1930-е годы («прогулки» в большей степени московское слово). Ну и «автозак» — как синоним машины подавления, которая пытается противостоять человеческому движению.

В номинации «Выражение года» на первом месте — «московское дело», а также «Я/МЫ» (плюс имя). ЯМЫ, яма — вот что еще слышится в этой конструкции. Яма истории, яма прогресса. Философ Джудит Батлер пишет, что человеческое тело сегодня — само по себе протест, поскольку оно, прежде всего, сообщает: «я существую». «Я/МЫ» — знак солидарности; но, прежде всего, это попытка заявить о своем персональном существовании в качестве личности (недаром «Я» пишется с большой буквы), отделить себя от государственного «МЫ» (тут можно вспомнить еще прекрасное русское слово самостояние).

Экзистенциальное измерение этого «Я/МЫ» также отсылает нас к духу 1968 года.

Петр Саруханов / «Новая газета»

«Клоачный язык» — одно из главных выражений года. Слово, употребленное филологом Гасаном Гусейновым, всколыхнуло общество. Негативная реакция на него пополам с личными оскорблениями говорит о том, то Гусейнов невольно разбередил общественную рану. Клоака в символическом смысле означает «подземное, скрытое, неприличное» — то, о чем не принято говорить вслух. Однако соблюдение «приличий» за столом или в людном месте не сможет служить корректной аналогией для big data, то есть для общества в целом. Общество как раз и должно, не боясь дурного запаха, разгребать собственные ямы и подвалы — иначе оно начнет гнить изнутри. Отказ общества смотреть правде в глаза, вглядываться в собственные достоевские подвалы — вот что такое на самом деле реакция на слова Гасана Гусейнова.

По другим выражениям-призерам — «мусорные бунты», «домашнее насилие», «вечерний мудозвон», «молодежные протесты», «бросить пластиковую бутылку» — легко реконструируются важнейшие общественные события 2019 года.

Среди неполитических выражений года выделяется одно: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы» (эту фразу произнес после аварийной посадки самолета 15 августа 2019 года бортпроводник Дмитрий Ивлицкий, обращаясь к пассажирам). Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, которые сумели посадить на кукурузное поле неисправный самолет и спасти сотни жизней, конечно же, настоящие герои этого года. И в этой фразе также чудится что-то экзистенциальное: пограничная ситуация, ответственность и спонтанность — и, как результат, победа человеческого духа.

Состав рубрики «Антиязык» в этом году был расширен: это не только язык агрессии и пропаганды, но и язык штампов, пошлых, уродливых выражений — те слова, которые при употреблении хотелось бы поставить в кавычки как явно чужие. Официальная идеология, как и в советские времена, стремится стать монополистом на рынке смыслов: естественно, что язык сопротивляется, огораживается как умеет от этого диктата — с помощью в том числе разного рода «кавычек». Первого места в этой номинации удостоилось выражение «иностранный агент» (иноагент). Предсказуемый, опять же, результат. Выражение «иностранный агент» обращается к массовому бессознательному, как бы активизирует старую память о тех временах, когда слово «иностранный» по сути равнялось «вражескому».

На втором месте — выражение «пещерные русофобы» (Владимир Путин).

Само слово «русофоб» имеет крайне неопределенный смысл, но здесь оно еще и дополнено принижающим «пещерные». На третьем месте — выражение «глубинный народ» (Владислав Сурков): еще одна искусственная конструкция, желающая на самом деле остановить естественное «взросление» страны и общества. Официальная формулировка «несогласованный митинг» заслуживает особого внимания. «Несогласованные — не значит преступные», — подчеркнул во время своего недавнего выступления член СПЧ при президенте РФ Николай Сванидзе. Это действительно важный акцент. И это, опять же, вопрос не только о митингах. С помощью подобных слов власть подспудно внушает мысль о незаконности несогласия как такового, в любой форме. Ту же цель имеет и выражение «массовые беспорядки» — оно призвано конструировать выдуманную реальность (никаких беспорядков в столице, как известно, не было) и, таким образом, также ставит знак равенства между «беспорядком» и «несогласием».

Примечательна среди выражений этого года часто встречающая ошибка в речи «понял о том, что», «сообщил о том, что», «знаю о том, что…». Эта конструкция с лишним указательным словом — бессознательная попытка говорящего придать своей речи солидности, основательности — и одновременно желание загородится, скрыться от ответственности за частоколом пустых слов. За всем этим стоит, опять же, боязнь быть понятым, боязнь быть собой. Обратите внимание, как бюрократизируется в последнее время бытовой язык: ни одного слова в простоте! Отсутствие кассира в магазине сопровождается витиеватым объявлением типа «на данной кассе обслуживание временно приостановлено». «В данном терминале временно отсутствует бумага».

«Проход» всегда именно «воспрещен», а не «запрещен». Откуда эта тяга к извилистой бюрократической тягомотине?

Тем самым люди как бы пытаются скрыться от личной ответственности за «языком взрослых», который слышат каждый день по телевизору. Из той же серии «отказа от ответственности» другие выражения-призеры номинации «Антиязык»: «я вас услышал» (в знач. «заткнись»), «не имеет аналогов в мире (т.е. никому не нужен), «ни разу не» в смысле «совсем не». И чем сильнее ожесточается «большая реальность», тем сильнее желание одомашнить, утеплить пространство хотя бы вокруг себя: об этом говорит сетевое выражение «вкусняшки, обнимашки, целовашки, печенюшки».

И, наконец, народное творчество, рубрика «Протологизм года» (новые слова и выражения). Первое место в этом году получила «Бо-бо-гвардия» (инфантильная самопрезентация силовых органов в судах, автор — Ирина Солодухина). На втором месте — «ГАСАНта-Барбара» (искусственная волна «народного возмущения», перерастающая в оргвыводы, автор — Анна Христочевская). Выражение «клоачный язык», как выяснилось, оказалось плодовитым — и породило целую серию смежных протологизмов, удачно описывающих феномен «грязной речи» и уничижительных комментариев в сети. Неологизмы, предложенные также Анной Христочевской — «клоактивизация» и «клоакоммуникация», а также «клоакомменты» (Otar Bezhanov), кажется, вполне точно описывают нашу сетевую действительность. Выражение «фейсдельничать» (бездельничать, сидя в фейсбуке, Otar Bezhanov) также уточняет новую реальность. «Отпобедать» (отпраздновать победу за праздничным столом, Сергей Плотников), «дать отгугл» (отправить на поиски в «Гугл», Александр Крыс), «рукавычки» (когда в устной речи руками обозначаются кавычки-лапки, Константин Армов) и, наконец, «рулонгрид» (Анна Христочевская) — то, чем нас пичкают каждый день известные интернет-агрегаторы новостей.

Со стороны может показаться, что все эти «игры филологов» — ничтожная попытка противостоять молоху реальности. Но язык и сам по себе — реальность, он одновременно ее и создает, и отражает. В этом смысле «Слово года» показывает, что общественная значимость языка далеко еще не исчерпана и язык продолжает сопротивляться насилию. И в символическом, и в буквальном значении этого слова.

Автор — журналист, член экспертного совета «Слова года», — специально для «Новой»

Новые слова в английском языке 2019

Все новое — это хорошо забытое старое, а иногда и не забытое, а по-другому интерпретированное. Какие слова стали самыми популярными в 2019? Читайте в этой статье. 

 Tea

— Что тут делает это слово? Это же всеми известный чай! — подумаете Вы.

— Вы правы, но теперь у него появилось дополнительное значение. — скажем мы. 

В 2019 году у английского чая появился новый смысл — самые горячие сплетни и интриги. Если вы хотите узнать о самых острых подробностях последнего скандала, достаточно просто спросить: What’s the tea? 

Если вы на другой стороне скандала и будете перемывать кому-то косточки, то вы будете spill the tea

Privilege

Это слово является англицизмом и переводится на русский язык, как «привилегия» — специальное право, преимущество, которое предоставлено определенным людям. Раньше это воспринималось, как данность, без дополнительной оценки. В 2019 году слово privilege стало употребляться с резко негативным оттенком. Мы используем этот термин, когда хотим сказать о том, что кому-то все должны по непонятным причинам. 

Bias

Этот термин означает предвзятое отношение к чему-либо. 2019 год выделялся многочисленными скандалами, связанными с необъективным отношением к определенным группам населения (социально-экономическим, рассовым, гендерным). Конечно же, это негативный термин. Если же вы, напротив, хотите показать свою объективность, скажите: 

I have no bias. 

Stan 

Это американское имя перешло в нарицательный мир английских слов еще в 2000 году из одноименной песни Eminem, но его употребление в 2019 стало особенно частым. Stan — это преданный поклонник и фанат, но в положительном значении. Несмотря на то, что в песне все кончается довольно плохо (вот вам идея для анализа текста на английском), слово stan передает всю правильную любовь фанатов к своим идолам. 

Woke 

Это прилагательное, которое пришло к нам из мира социальных сетей и имеет довольно тонкое значение. Когда человек становится woke, он в курсе всех последних событий, постоянно следит за новостями (чаще всего политическими), умеет их адекватно анализировать и однажды «просыпается», то есть меняет свою точку зрения. Если человек вовремя очнулся — он woke

Collecting receipts 

Дословно эта фраза переводится, как «коллекционировать чеки». В 2019 году в эру слежки в социальных сетях, это значение немного интерпретировалось. Collecting receipts — это собирать скриншоты переписок, фотографии и другие доказательства лицемерия другого человека. 

Shade

Дословно переводится как «тень». В слэнговом языке 2019 года это слово стало обозначать очень тонкое, но колкое и грубое обидное высказывание или комментарий о каком-то человеке. Здесь важно то, что это не прямолинейная попытка «уколоть» человека, а извилистый путь через тернии сарказма и иронии. 

Gas up 

Этот фразовый глагол означает хвалить кого-то, говорить о том, какие они крутые и классные. Gas someone up — это поддержать другого человека, дать ему такую необходимую похвалу и поднять настроение. 

Bougie 

Это обозначение человека с очень изысканным и дорогим вкусом. Если вам не подходит вода «Святой источник», а необходима только «Evian», то скорее всего вы boogie в магазине с продуктами. 

Finsta

Слово-мейнстрим 2019 года, обозначающее краткую форму fake instagram. На самом деле, речь идет не о поддельном аккаунте в социальной сети, а, как правило, о вашем втором профиле. Finsta обычно заводят те люди, которые хотят скрыть свою жизнь от широких масс и создают закрытый Instagram аккаунт «только для своих». Там, возможно, даже нет вашей личной фотографии и реального имени, но ведете его все еще вы.  

 

Ни дня без нового слова. Изменение лексического состава русского языка

Критерии отбора неологизмов по версии лингвиста Н.М. Шанского

  • Новое слово появилось в последнее десятилетие и еще не вошло в активный словарный запас языка.
  • Слово обладает элементами необычности и новизны.
  • Значение нового слова вне контекста еще не является понятным для широкого круга людей и в некоторых ситуациях требует пояснения.
  • Слово употребляется в новом значении или изменяется ситуация его употребления.
  • Слово обладает неустойчивой орфографией (имеются два или более вариантов написания, в письменной речи слово употребляется в кавычках, в составе слова имеются иноязычные компоненты).

Проектные работы

«Значения неологизмов»

Задание из учебника «Русский язык. 7 класс» УМК А.Д. Шмелева:

Интернет-портал «Грамота.ру» совместно с одной из московских школ подготовил проект «Русский язык. Классная работа». Посмотрите видеоролики, снятые работавшими над проектом школьниками. Используйте эту идею и разработайте свой проект, в котором вы можете рассказать об устаревающих, или о тех словах, которые только появляются в языке. http://gramota.ru/class/video/

На основе этого задания предложите ученикам более сложную проектную работу, групповую или индивидуальную. Руководство по выполнению:

  1. Выберите неологизмы в словаре.
  2. Найдите значения выбранных слов в словарях разных годов издания.
  3. Проверьте частотность употребления заимствованных слов, неологизмов из своего списка на сайте «Национальный корпус русского языка».
  4. Сравните значение и употребления выбранных слов в русском и в других языках.
  5. Организуйте интервью с одноклассниками, учениками старших и младших классов, педагогами, родителями — попросите респондентов объяснить значение выбранных неологизмов. Интервью можно проводить и фиксировать разными способами:
  • Устно, на камеру мобильного телефона.
  • Устно, фиксируя ответы на диктофон, в блокнот.
  • Через онлайн-сервисы Формы Google, Anketolog.ru, Testograf.ru или же социальные сети. (Так можно охватить больше людей)
  • Подберите к выбранным словам иллюстрации, нарисуйте ассоциации.
  • Представьте результаты работы в форме видеоролика. Это может быть ролик, смонтированный из заснятых интервью и/или отчет о проделанном исследовании, изложенный перед веб-камерой.
  • «Онлайн-тренажер»

    Задание из учебника «Русский язык. 5 класс» УМК М.М. Разумовской:

    Найдите к каждому слову из левого столбика синоним из правого столбика, запишите эти слова парами, проверяя написание по орфографическому словарю.

    Перерыв

    Эг..изм
    Разбор Апл..д..сменты
    Столетник Ч..мпион
    Победитель ..нализ
    Войско ..нтракт
    Себялюбие Армия
    Рукоплескание Ало̀э

    На основе этого задания пусть каждый ученик сформирует свое упражнение, связанное с употреблением англицизмов и слов из других языков, в сервисе LearningApps (ознакомьтесь с примером). Когда проекты готовы, ребята выполняют упражнения друг друга по кругу.

    Русский язык. Тренировочные задания. 10–11 классы. Рабочая тетрадь. Часть 1

    Рабочая тетрадь входит в комплект пособий, предназначенных для подготовки к единому государственному экзамену.Материал построен по тематическому принципу, включает все основные темы курса русского языка, что дает возможность начать подготовку к ЕГЭ уже с 10 класса как на уроках, так и самостоятельно. Рабочая тетрадь адресована в первую очередь учащимся-старшеклассникам, их родителям и учителям русского языка, абитуриентам и преподавателям курсов довузовской подготовки.Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.).

    Купить

    «Сферы применения неологизмов»

    Задание из учебника «Русский язык. 9 класс» УМК В.В. Бабайцевой:

    Дополните каждую группу неологизмов известными вам словами. Проверьте их значение по толковому словарю.

    1. Новые приборы, устройства: кондиционер, лазер, миксер…
    2. Новые специальности: ихтиолог, рокер, политолог…
    3. Новые наименования лиц, занимающихся определенным видом спорта: слаломист, дельтапланерист, каратист…
    4. Новые названия наук: космология, футурология, политология…

    Для справки: маклер, менеджер, диетолог, монитор, принтер, эколог, геронтология, биатлонист, саблист, сейсмология.

    Читайте также:

    На основе этого упражнения предложите проектную работу «Проникновение новых слов в нашу жизнь: их толкование и сферы применения». Группы слов могут быть самые разные, например:

    • Компьютерные термины: айпэд, бот, букридер, вебинар, виджет, макбук…
    • Мобильная телефония: андроид, рингбэктон, рингтон, смартфон, тачфон…
    • Социальные сети: блук, массфрендинг, массфолловинг, твит, троллинг, фолловер…
    • Спортивная тематика: кайттрекинг, мунвокинг, скудинг, флайсерфинг…
    • Фитнес: беллиданс, бодибар, дубль-степ, кор-тренинг, роулинг…
    • Развлечения: геокешинг, гипербол, нет-гейм, хардбол…
    • Экстремальные развлечения: зорбинг, паркур, роупджампинг, сноркелинг, сноурафтинг…
    • Оздоровительные процедуры: балконет, бандо, бодилайнер, брасьер, брифы, гоммаж, криотерапия…
    • Архитектура: дуплекс, квадрахаус, лейнхаус, таунхаус…
    • Реклама, маркетинг: директ-маркетинг, директ-мейл, копирайтинг, хот-топик…
    • Политика: ваххабизм, неоконы, брексит, трампизм…
    • Экономика: бенчмаркинг, грейс-период, лоукостер, мультибренд…

    «Презентация будущей профессии»

    Предложите ученикам, используя «Атлас новых профессий», представить освоение профессии будущего (многое в ней будет связано со словами английского происхождения) и создать проект «Мой один рабочий день». Руководство по выполнению:

    1. Познакомьтесь с Атласом и выберите профессию для себя.

    2. Сочините рассказ на тему «Мой один рабочий день». В нем опишите:

    • как представляете себе свою будущую работу (в офисе, на производстве, в лаборатории др.),

    • чем будете непосредственно заниматься (что-то производить, что-то создавать, что-то считать, что-то изучать и др),

    • какими инструментами для работы будете пользоваться (если таковых на сегодняшний день нет, то придумайте названия этих инструментов).

  • Оформите рассказ в сервисе LittleBirdTales. Сервис позволяет записывать голос, рисовать иллюстрации, вставлять изображения и делиться в сети готовыми историями. (ознакомьтесь с примером)
  • «Искусствоведческие термины и селфи»

    Задание из учебника «Русский язык. 10-11 классы» УМК В.В. Бабайцевой:

    Какое значение и происхождение терминов:

    Барельеф, арабеска, витраж, гравюра, графика, инкрустация, мозаика, муляж, наскальные изображения, орнамент, панно, ретушь, роспись, ракурс, пейзаж, эскиз, барокко, готика, импрессионизм, рококо.

    При затруднении обращайтесь к словарям. Какие словари вы можете использовать?

    Запишите пять слов (по выбору) с толкованием их значения и указанием языка-источника.

    Взяв за основу задание, распределите термины между учениками: пусть они используют указанные художественные явления при обработке своих селфи. Готовая проектная работа должна включать изображение (обработанное фото) и результаты исследования по термину: толкование, историю происхождения, словообразовательный разбор.

    Сервисы для обработки фото: Fotor, Fotokomok.

    «Источники новых слов»

    Задание из учебника «Русский язык. 10-11 классы» УМК В.В. Бабайцевой:

    Подготовьте лингвистический проект на тему «Источники расширения словарного состава современного русского языка». Выберите одну из проблем, соберите и структурируйте информацию. Подготовьте презентацию полученных результатов. Выступите перед одноклассниками, оцените ответы друг друга с позиции качества хорошей речи. Оцените свое выступление и результаты проектной деятельности.

    Русский язык. Теория. 5 — 9 классы. Углубленное изучение. Учебник

    Учебник содержит полный объем теоретических сведений, предусмотренных программой для углубленного изучения русского языка. Теоретические сведения сопровождаются указанием соответствующих норм литературного языка (лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических). В учебнике даны исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного языка. Компонентами данного учебника явяются сборники заданий, рабочие тетради и диагностические работы, обобщающие и углубляющие теоретический материал.

    Купить

    «Стилистический окрас»

    Предложите ученикам обратиться к словарям и сделать проектную работу на тему «Стилистическая окраска заимствованных слов». Некоторые из англоязычных заимствований приобретают свой особый характер в русском языке. Например, популизмом у нас называется негативное явление: заигрывание с широкими массами, раздача несбыточных обещаний. В первоисточнике же популизм имеет положительный окрас и означает умение завоевывать симпатии людей.

    «Слово года»

    По аналогии с проектом «Слово года» (создатель: лингвист Михаил Эпштейн), сделайте собственные рейтинги, актуальные для школы, класса: «Слово недели», «Слово месяца».

    Источники информации при изучении англицизмов и других заимствованных слов

    1. Словари. Издания должны быть свежими. Например, словари XXI века «Слова, не имеющие аналогов в русском языке, без которых сегодня невозможно жить и работать, понимать и читать, смотреть и слушать», «Словарь модных слов», «Словарь новейших иностранных слов», «Современный словарь иностранных слов». Интернет-источники не всегда достоверны.

    2. Онлайн лекции лингвистов. На сайте ПостНаука можно найти выступления Максима Кронгауза, Бориса Иомдина, Владимира Плунгяна

    3. Современные лингвистические статьи. Например:

  • Образовательные приложения для смартфонов. В магазинах Google Play и App Store можно найти много вариаций бесплатного приложения «Слово дня» от разных разработчиков, в котором ежедневно представляется некий неологизм и его употребление в контексте.


  • #ADVERTISING_INSERT#


    Новые слова, значение которых нужно знать каждому

    Мы собрали список из новомодных слов, которые пригодятся тебе в общении. Советуем внести их в свой словарь.

    Хайп


    От англ. hype – шумиха. Это медийный шум, который появляется вместе с выходом долгожданного или популярного продукта или проекта. Кроме этого, в народ уже ушли фразы «хайпить» и «хайпанем немножко», что обозначают поднять шум вокруг чего-либо. Последний хайп в соцсетях возник вокруг выхода нового Iphone X. Излюбленная тема пользователей.

    Инфлюэнсер


    От англ. influencer – тот, кто влияет. Инфлюэнсер – это человек, который влияет на аудиторию посредством социальных сетей. Слово активно употребляется в рекламной среде. Сейчас появились целые агентства, которые специализируются на работе с «инфлюэнсерами». Чаще всего это молодые люди с большим количеством подписчиков. Сегодня каждый второй хочет быть инфлюэнсером, а все потому что им дарят подарки.

    Краудфандинг


    От англ. crowd – толпа и funding – финансирование. Сбор денег на проект в Интернете. С помощью краудфандинга в Сети собирают миллионы долларов на фильмы, музыкальные альбомы, видеоигры, гаджеты и одежду.


    Бодишейминг


    От англ. body – тело и shame – стыдить. Бодишейминг – это критика человека за лишний вес и другие физические особенности или, как говорят бодишеймеры – недостатки, которые теоретически можно исправить. Против бодишейминга выступают многие звезды и многие же от него страдают. Например, критике подверглась одна из лучших теннисисток мира Серена Уильямс.

    Фуди


    От англ. foodie – гурман. Фуди отличаются любовью к стрит-еде. Они разбираются в тонкостях приготовления модных блюд и следят за всеми гастро-новинками.


    Свайп


    От англ. swipe – проводить не отрывая, сколь¬зить, и type – набирать текст. Скользящий жест, который чаще всего используется для разблокировки смартфона или открытия ссылки с stories в Instagrame. Еще свайпить можно в приложении Tinder, выбирая себе партнера.

    Фотобомбинг


    Умение невзначай влезть в чей-нибудь тщательно выстроенный кадр. Самую знаменитую фотобомбу сделал актер Бенедикт Камбербэтч, который очень смешно влез в коллективное селфи голливудских звезд на церемонии вручения «Оскара». Согласись, фото вышло бомба!


    Фо рилзис


    От английского for realsies, уменьш. от for real – в самом деле. Выражение из арсенала американских девочек-подростков, которое в переводе можно проиллюстрировать фразой «Серьезно?», перекочевало в мемы, Instagram stories и fake news.

    Бинджвотчинг


    От англ. binge – запой и watch – смотреть. На русский можно перевести как «запойный просмотр». Бинджвотчинг – термин, применимый, например, к просмотру всего сезона любимого сериала за раз. Эту модель потребления контента популяризирует стриминговый сервис Netflix, который выпускает сериалы – «Карточный домик», «Оранжевый – новый черный», «Нарки», «Корона» и другие. Кто ж не любит залипнуть на выходных за просмотром сериальчика?

    Байтить


    От англ. to bite one’s style – копировать чей-то стиль. Байтить можно стиль человека в целом или отдельные его элементы. Чаще всего байтят стиль и поведение знаменитостей, но лучше, конечно, в жизни оставаться самим собой.

    источник

    Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂

    Мой мир

    Facebook

    Вконтакте

    Twitter

    Одноклассники

    Словарный запас января — Сноб

    Филолог Ксения Туркова регулярно готовит для «Сноба» обзор новых слов и понятий, которыми русский язык реагирует на последние события в России и в мире. Первый месяц 2019 года уже обогатил наш словарный запас. И эти слова пришли с теми переменами, которым мы вряд ли рады

    Все дело в девятке яиц

    Один из ингредиентов оливье уже через пару недель после Нового года дал повод для рождения мема. На прилавках некоторых российских магазинов появился «девяток яиц». Так назвали пользователи соцсетей упаковку, в которой яиц не десять, а девять (но цена при этом прежняя).

    «Девяток» яиц стал главным мемом января, мемом, с которого, по сути, начался 2019 год.

    Для «недокладывания мяса» сразу же обнаружилось и научное слово. Оказывается, такие ухищрения производителей называются шринкфляцией. Это гибрид английского глагола shrink — сжимать — и слова «инфляция». Шринкфляцией называют уменьшение количества товара при сохранении цены. 

    Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС

    Однако тут важен все-таки не новый (относительно) термин, а именно возникший на его основе мем. Девяток яиц, недолитр молока — все эти языковые находки — реакция языка на общее ощущение обмана и одураченности, несоответствия содержания красивой упаковке, жизни — телевизионной реальности. Сколько бы ни говорили, что народу живется лучше, а Москва хорошеет, внутри этой обертки — что-то не то… Девяток яиц, недостача и надувательство.

    Поэт Лев Рубинштейн, вдохновленный, как и многие, новым мемом, предложил поиграть в игру в «Минус один»: «Одиннадцать месяцев», «Шесть самураев», «Великолепная шестерка», «Девять заповедей», «Двадцать семь панфиловцев», «25 бакинских комиссаров, «Девять негритят», «23 прелюдии и фуги», «Тридцать два богатыря» etc., etc., etc.».

    Девяток яиц оказался издевательской иллюстрацией высказывания о том, что для полного счастья чего-то должно не хватать.

    «Ничего, обойдетесь — будете еще счастливее!» — как бы говорят россиянам.

    От создателей «макарошек»

    Впрочем, предложения отказаться чего-то во имя счастья (своего и Родины) все чаще звучит из уст чиновников не в форме иносказаний, а абсолютно откровенно, без обиняков. 

    Председатель парламента Новгородской областной думы Елена Писарева подхватила знамя своих коллег — авторов высказываний «макарошки везде стоят одинаково» и «государство не просило вас рожать». «Мы с вами четко должны понимать, — сказала она, — что уже после 30 лет женщина понимает, что ей и деньги уже не нужны, а нужен малыш, которого она будет любить». Ранее местные депутаты приняли решение выплачивать пособие на первого ребенка только женщинам до 29 лет.

    В этом высказывании Елены Писаревой — все: и отношение к роли женщины в обществе, и отношение к возрасту, и восприятие детей как единиц выполнения большого государственного плана, как рождения не людей, а «населения».

    Но главное — это та самая «новая искренность», тон которой задали чиновники в прошлом году. Она предполагает, что представители власти не просто не боятся народа — они, не таясь, демонстрируют свое наплевательское отношение к нему. 

    Все эти высказывания — и о макарошках, и о государстве, которое не просило рожать, и о деньгах после 30 — складываются в единый месседж: «Вы, представители населения, могли бы и не появляться на свет, мы бы не расстроились. Но уж если появились, то плодитесь и размножайтесь, снабжайте государство человеческим “топливом”, но ни на какие деньги не рассчитывай

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *