Образ это в литературе – Лекция № 3 — 4. Тема: Литературно-художественный образ. Законы типического. Литературное произведение. Содержание и форма. План лекции

Художественный образ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Базовое понятие в теории искусства, где оно определяется как создание и восприятие художественных образов – особой формы отражения действительности. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

В «Поэтике» Аристотеля образ-троп возникает как неточное преувеличенное, преуменьшенное или изменённое, преломлённое отражение подлинника природы. В эстетике романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий — значит прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица). В эстетике сюрреализма «реальность, умноженная на семь, — правда». В новейшей поэзии появилось понятие «метаметафора» (термин К. Кедрова). Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева. Речь идёт о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.

  • Беляев Н. И. Образ человека в изобразительном искусстве: индивидуальное и типичное / Н. И. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2007. — № 7. — С. 175—179.
  • Романова С. И. Художественный образ в пространстве семиотических отношений. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2008. № 6. С.28-38. (www.sromaart.ru)
  • Сапаров М. А. Словесный образ и зримое изображение (живопись — фотография — слово) //Литература и живопись. — Л.:Наука, 1982. — С.66-92. [1]

ru.wikipedia.org

Образ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Образ:

  • Образ — визуальный образ, зрительный образ, изображение.
    • Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.
    • Сценический образ — создаваемый актёром, например в спектакле или кинофильме.
    • Образ смерти
  • Образ (философия) — философское понятие, означающее репрезентацию, отражение, представление.
  • Образ (психология) — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта.
  • Образ (в математике) — результат (y{\displaystyle y}) отображения прообраза (x{\displaystyle x}) для заданных отображения (функции) F:X→Y{\displaystyle F\colon X\to Y}, x∈X{\displaystyle x\in X} и y∈Y{\displaystyle y\in Y}. Записывается как y=F(x){\displaystyle y=F(x)}.
  • Образ (информация) — воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним.
    • Образ диска (англ. disk image) — компьютерный файл, содержащий в себе полную копию содержания и структуры файловой системы и данных, находящихся на диске.
    • Образ оптического диска — файл, содержащий в себе всю информацию и структуру оптического диска.
    • Образ ПЗУ (англ. ROM image) — файл, содержащий копию данных из микросхемы ПЗУ, например, из картриджа игровой приставки, из ПЗУ компьютера, ПЗУ игрового автомата и т. д.
  • Образ (в христианстве), икона — изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания.
  • Образ — порядок, способ, метод, организация.
    • Образ жизни — устоявшиеся формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах.
    • Образ мыслей — мировоззрение, миросозерцание, взгляды, миропонимание, взгляд на вещи, взгляд на жизнь.
Скрытая категория:

ru.wikipedia.org

Художественный образ — Теория литературы — Литература — Публикации

Художественный образ — это обобщенное выражение действительности, неотъемлемое свойство искусства. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает дей­ствительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Художественный образ неотделим от своего объективно-существующего материального прообраза. Однако нужно помнить, что художественный образ — это прежде всего образ, картина жизни, а не сама жизнь. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.
Итак, «художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина челове­ческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимо­феев).


Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как «парус» или «тучки» у М. Ю. Лермонтова):

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

или

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

 

Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевско­го «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», — думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.

Это происходит по двум причинам:

изменяется сам предмет изображения — человек,
изменя­ются и формы его отражения искусством.
Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романти­ками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.
В образах литературы классицизма, например, очень мало индивидуального. Герои типизированы, шаблонны. Не меняется на протяжении произведения. Как правило, герой классицизма — носитель одной добродетели и одного порока. Как правило, все образы героев произведения классицизма можно разделить на положительные и отрицательные (Ромео и Джульетта, Гамлет Шекспира, Митрофанушка и г-жа Простакова у Фонвизина). А художники-романтики, напротив, уделяют внимание индивидуальному в человеке, изображают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Образ героя романтического произведения всегда двулик, терзаем противоречиями, которые происходят из-за разницы мира реального, в котором мы все живем, и идеального, того, каким мир должен быть (Квазимодо и Эсмеральда Гюго, Дон Кихот Сервантеса, Мцыри и частично Печорин Лермонтова). Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Их образы являются наиболее реалистичными, в них очень мало художественного вымысла (Чичиков Гоголя, Раскольников Достоевского). А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических про­изведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живопис­цы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственны­ми мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле художественный образ неисчерпаем и многогранен, как и сама жизнь.

Читать далее «Средства создания художественных образов»

www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

Глава 1. Теоретическая основа анализа художественного произведения

    1. Литературное определение образа

Для исследования языкового выражения системы образов романа Уайльда «Портрет Дориана Грея» необходимо разъяснить понятие «образ».

Образ – одно из основных понятий литературы, определяющее природу, форму и функцию художественно-литературного творчества. В центре художественного образа стоит изображение человеческой жизни, показываемой в индивидуализированной форме, но в то же время несущей в себе обобщенное начало, за которым угадываются те закономерности жизненного процесса, которые формируют людей именно такого типа.

Образ – это всеобщая категория художественного творчества, присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно – такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием. Поскольку образ определенного человека приобретает обобщенный характер, ему присущ художественный вымысел (писатель отбрасывает случайные подробности, добавляет черты, проясняющие то, что он считает важным). Вымысел усиливает обобщенное значение художественного образа, неотделимое от представления писателя об идеале, подчеркивает в нем то, что помогает утверждению этого идеала или противоречит ему. Образ – это факт воображаемого бытия, он всякий раз заново реализуется в воображении адресата. В эстетическом аспекте образ представляется целесообразным, жизнеподобным организмом, в котором нет лишнего, случайного, механически служебного и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей. Но без изолирующей силы вымысла образ не мог бы достичь той сосредоточенности и скоординированности, которые уподобляют его живому образованию. Другими словами, «жизнеподобие» образа связано с его воображаемым бытием.

Образ в литературе – это характер, персонаж. Вообще, любой литературный образ выражен в слове – хотя к слову и не сводится, он шире глубже слова. Часто встречается применение термина «образ» и в более узком и в более широком смысле слова. Часто любое красочное выражение, каждый троп называют образом.

Художественный образ проявляется в произведении очень разносторонне. В прозе он дан во взаимодействии с авторской речью. Образ отражает жизнь во всей ее сложности и многогранности.

Для дальнейшей работы важно определить жанр произведения. Жанром называется исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.

Роман – эпический жанр, в котором предметом изображения оказывается незавершенная, длящаяся история либо прошлое, постигнутое сквозь призму понятий, интересов и устремлений, характеризующих современность, воспринятую в ее динамике. Роман воссоздает опыт личности и круг ее представлений, формирующихся в непрерывном контакте с действительностью, которая так же, как герой, находится в процессе становления. Постоянно в ней происходящие перемены, сама ее незаконченность и непредсказуемость потенциального развития сказываются на самоощущении персонажей, как и на их судьбах. Особенностью построения романа определяется выбор персонажей, движение интриги, характер кульминационных эпизодов, мотивированность развязки. В ходе литературной эволюции структура романа все более усложняется. Возникают разновидности жанра, в которых найдено оригинальное сочетание напряженной интриги и психологической изощренности, а стремление воссоздавать жизнь достоверно и узнаваемо соединяется с широким использованием вымысла, тяготеющего к фантастике.

Композиция романа включает «расстановку» персонажей, т.е. систему образов. Важнейший аспект композиции – последовательность введения образов в повествование, способствующая развертыванию художественного текста. Расстановка персонажей происходит вокруг образа главного героя, который преображается на протяжении всего романа.

studfile.net

Художественный образ в литературе. Образ и знак

Определение 1

Художественный образ – это одна из основных категорий эстетики, характеризующая присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности.

Понятие и специфика художественного образа

При изучении способов, при помощи которых литература, а также другие виды изобразительного искусства выполняют свои задачи, ученые и философы используют понятие «образ». В рамках психологии и философии образы являются отражением сознанием человека единичных предметов, фактов, событий, явлений и их чувственно воспринимаемом обличии, то есть это конкретные представления. Существует понятийно-логическая и чувственно – образная форма освоения мира.

Также различаются образные представления, являющиеся феноменом сознания, и собственно образы, являющиеся чувственной (слуховой и зрительной) воплощенностью представлений.

В своей работе «Мысль и язык» А. А. Потебня рассматривал образ как воспроизведенное представление – некую чувственно воспринимаемую данность. Значение понятия «образ» является важным для теории искусства. В составе искусства различаются образы:

  • Художественные
  • Фактографические.

Фактографические образы информируют о фактах, действительно имевших место.

Художественные образы создаются при участии воображения. Они не просто воспроизводят факты, а концентрируют стороны жизни, важные для автора, для оценивающего осмысления. Следовательно, воображение художника является не только психологическим стимулом творчества, но и некая данность, которая присутствует в произведении.

Замечание 1

Образ – это любое явление, которое было воссоздано автором в художественном произведении.

Художественный образ кроме того, что отражает действительность, еще и обобщает ее, раскрывает в единичном вечное. То есть специфика художественного образа заключается не только в том, что он осмысливает реальность, но и в том, что он формирует новый, выдуманный мир. Автор при помощи своей фантазии и вымысла преобразует реальный материал. Художник, используя точные слова, звуки, краски, создает единичное произведение. А вымысел усиливает обобщенное значение художественного образа. Он представляет собой не только изображение человека. Художественный образ – это картина человеческой жизни, где в центре находится человек. Но эта картина включает в себя и то, что окружает человека в жизни. Например, в художественном произведении автор изображает человека во взаимоотношениях с другими людьми, поэтому здесь правильнее говорить не об одном, а о множестве образов.

Любой образ является попавшим в фокус сознания внутренним миром. Вне образов отсутствует воображение, отражение действительности, творчество и фантазия. Образ может принимать форму рационального и чувственного, может основываться на вымысле человека или быть фактографичным.

Художественный образ способен оказывать экспрессивное воздействие на разум и чувства. С одной стороны, он является ответом художника на те вопросы, которые его интересуют. С другой, художественный образ создает новые вопросы, вызывает недосказанность своей субъективной природой. Он может выражать бесконечное, дает максимально возможную емкость содержания, воспроизводится как целостное, даже если создается при помощи нескольких деталей. Также образ может быть недоговоренным, эскизным. Таким образом, художественный образ является сложным феноменом, включающим в себя общее и индивидуальное, типичное и характерное.

Образ и знак

В настоящее время в литературоведении твердо укоренились понятия «знак» и «знаковость». Эти понятия серьезно потеснили уже привычные «образ» и «образность». Знак является центральным понятием семиотики.

Определение 2

Семиотика – это наука о знаковых системах.

В гуманитарной сфере в 1960 годы упрочился структурализм, который ориентируется на семиотику. Чуть позже на смену структурализму пришел поструктурализм.

Знак является материальным предметом, который выступает в качестве представителя и заместителя другого предмета, отношения ли свойства. Знаки составляют системы, служащие для получения, обогащения хранения информации. Другими словами, они имеют в первую очередь познавательное значение.

Основатели и сторонники семиотики считают ее своего рода центром научного знания. Отечественные учение понятие знака поставили в центр культурологи. Они обосновывали представление о культуре прежде всего как о семиотическом феномене. По их мнению, одну из основных характеристик культуры составляет само отношение к знаку и знаковости.

Если рассматривать знаковый процесс в семиотике, выделяются три аспекта знаковых систем:

  • Семантика – отношение знака к тому, что он обозначает
  • Синтактика – отношение знаков друг к другу
  • Прагматика – отношение знаков к тем, кто их воспринимает и кто ими оперирует.

Существует определенная классификация знаков, которые можно объединить в три большие группы:

  • Знак-символ. Он является условным. Означающее не имеет ни связи, ни сходства с означаемым
  • Знак-индекс. Он указывает на предмет, но при этом не характеризует его. Индексальный знак опирается на метонимический принцип смежности
  • Иконический знак. Воспроизводит определенные качества означаемого или его целостный облик. Такие знаки обладают наглядностью. Среди иконических знаков различают диаграммы (схематическое воссоздание не вполне конкретной предметности) и образы, воссоздающие чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (например, репортажи, фотографии и т.д.).

Таким образом, понятие «знак» не отменяет сложившиеся традиционные представления об образе и образности, однако ставит эти представления в совершенно новый, чрезвычайно широкий смысловой контекст. В науке о языке понятие знака является насущным. Значимо это понятие и для литературоведения. В частности, в области изучения словесного оставляющего литературных произведений, а также при обращении к форме поведения действующих персонажей.

spravochnick.ru

Лекция № 3 — 4. Тема: Литературно-художественный образ. Законы типического. Литературное произведение. Содержание и форма. План лекции

  1. Художественный образ: определения, структура, типология художественных образов. Зависимость образов от рода литературы.

  2. Образ: знак – аллегория — символ – архетип — миф. Ступени обобщенности образов.

  3. Образ автора и читатель, роль фантазии и вымысла в художественном творчестве.

  4. Понятие типического.

  5. Особенность литературной формы, ее изобразительность и выразительность.

  6. Литература и фольклор.

  7. Литературное произведение: художественное единство образной системы.

  8. Понятие формы и содержания в философии и литературе.

  9. Единство формы и содержания в литературном произведении.

  10. Художественный прием и жизненный принцип автора в форме и содержании литературного произведения.

Вопрос 1. Художественный образ: определения, структура, типология художественных образов. Зависимость образов от рода литературы

Образ как метод художественного познания мира

В искусстве ведущим является образ. В литературе – это СЛОВЕСНЫЙ образ.

Разные науки познают мир. Ученые изображают мир разными средствами своих наук: формулами (формула моста), цифрами (g = 9,8), теоремами (Теорема Пифагора), аксиомами, законами (три закона Ньютона, три закона диалектики), таблицами (Менделеева), теориями (Теория относительности) и т.п.

Искусство тоже познает мир — внешний и внутренний. Вспомните, что Кант говорил о вечном интересе человека к миру: «Две вещи никогда не перестанут удивлять человечество: звездное небо над головой и моральный закон внутри меня»).

Художник изображает мир, который он познает (и внешний, и внутренний) при помощи образов. Кроме того, художник выражает свое отношение к этому миру при помощи образов. Следовательно, в искусстве литературы особенность познания мира при помощи образов выражается как в ее изобразительности, так и в ее выразительности.

В гуманитарных и экономических науках, ученые доказывают, что положение людей улучшилось или ухудшилось. Художники же показывают, как живут люди, и выражают свое отношение к жизни людей.

Но оба – и ученый, и художник – в чем-то УБЕЖДАЮТ!

Ученые показывают то, что было, что есть, что, возможно будет.

Художник показывает то, что всегда БЫВАЕТ, что было, есть и будет всегда.

Наши ощущения и сознание – это лишь образ внешнего мира. По законам материализма, отображаемое не может существовать без отображенного, но второе существует независимо от первого и от отображающего (то есть, в литературе отображенное существует вне зависимости от автора) .

Вспомните подробнее : три ступени познания (восприятие – мышление – практика) и три закона диалектики (отрицание – переход – противоположности) — NB: напишите, в чем из суть?

Образ = сочетание объекта и субъекта. Субъект в литературе = и автор, и читатель.

Множество определений ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА:

  1. Образ – это ВИДЕНИЕ ПРЕДМЕТА

  2. Образ – это результат не чувственного восприятия (1-ая ступень познания), и не абстрактного мышления (2-я ступень познания) , а того и другого вместе, да еще + практика

  3. Образ всегда конкретен и единичен. В искусстве – в образе — образе нельзя, как в науке, передавать общее в общей форме.

  4. Образ – это живая картина жизни, передающая общее в конкретном и единичном.

  5. В искусстве – в образе – не может быть человека ВООБЩЕ (как, например, в анатомии), каждый образ человека будет уникальным.

  6. Образ – продукт отношений объекта и субъекта

  7. Образ – это то, в виде чего художник в любом виде искусства передает свое познание мира

  8. Образ – способ отражения и познания действительности

  9. Образ – это всегда трансляция смысла

Характерные черты художественных образов:

  1. Образ складывается на глубокой почве реальности, исторически сложившейся жизни народа

  2. Идея не может находиться вне художественного образа

  3. Художественный язык строится на фундаменте, состоящем из образов

  4. Образ соединяет два антагонистических мира посредством конного скачка воображения

  5. Образ – это обмен формой и назначением между предметами и идеями природы

  6. Вдохновение дает образ, но одевает его наблюдение за словом.

  7. Воображение рождает образы, вызванные реальными предметами.

  8. Образ – это пластические аналогии реальных видимых предметов и чувственными ощущениями, это вдохновение, любовь, вера.

Литературный художественный образ – это образ, созданный словом. Литературным материалом является язык.

Способы создания образов – персонажей:

— исторический прототип (очерк Горького «Ленин»)

— автор-прототип (Островский, «Как закалялась сталь»)

— синтез реальных прототипов, когда от множества людей одного типа берется по одной черте («Женитьба» Гоголя)

— «первый встречный» как прототип (Тургенев видел свои образы людей, но без лиц, пока не «встретил лицо»)

Типология образов

І. Виды образов по пластам художественного языка

1) Образное слово (поэтическая, или художественная лексика)

2) Образ – троп (поэтическая семантика)

3) Образ – фигура (поэтический синтаксис)

4) Образ – звук (поэтическая фоника)

ІІ. Виды образов по форме – в порядке возрастания смысловой нагрузки:

  • Образ – вещь

  • Образ – пейзаж

  • Образ – интерьер

  • Образ – картина

  • Образ животного

  • Образ литературного произведения

  • Образ – символ

  • Образ – архетип

  • Образ – идея

  • Образ – переживание

ІІІ. Виды образов по содержанию — это только образы людей, располагаются по возрастанию обобщенности образов, при этом каждый из них сохраняет конкретность и единичность, индивидуальность:

  1. Образ – персонаж, действующее лицо — эти образы нейтральны, равноправны, они как все, как любой из нас

  2. Литературный характер – совокупность умственных, эмоциональных, действенно-практических и физических качеств человека

  3. Тип = типический характер – это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.

  4. Герой – положительный типический характер (или, согласно другой литературоведческой школы, и отрицательный тоже).

ІV. Виды образов по роду литературы:

  1. Эпические

  2. Лирические

  3. Драматические

V. Классификация образов по обобщенности

  1. Знак

  2. Образ (в узком смысле слова)

  3. Аллегория

  4. Символ

  5. Архетип

  6. Миф

Интерпретация образа (читателями, критиками, литературоведами) всегда будет отставать от его реального художественного содержания, художественного смысла, художественного значения.

Приведите примеры из литературы по одному виду каждого образов из всех этих классификаций (виды образов по языку, по форме, по содержанию, по обобщенности) – NB

studfile.net

Художественный образ произведения. Создание художественного образа — Теория литературы

Кратко:

Образ художественный — одна из эстетических категорий; изображение человеческой жизни, описание природы, абстрактных явлений и понятий, формирующих в произведении картину мира.

Художественный образ — понятие условное, он является результатом поэтических обобщений, в нем присутствует авторский вымысел, воображение, фантазия. Он формируется сочинителем в соответствии со своим мировоззрением и эстетическими принципами. В литературоведении не существует единой точки зрения по этому вопросу. Иногда как целостный художественный образ рассматривают одно сочинение или даже все творчество автора (с такой программной установкой писал ирландец Д. Джойс). Но чаще всего произведение исследуется как система образов, каждый элемент которой связан с прочими единой идейно-художественной концепцией.

Традиционно в тексте принято различать следующие уровни образности: образы-персонажи, образы живой природы (звери, птицы, рыбы, насекомые и т.п.), пейзажные образы, предметные образы, словесные образы, звуковые образы, образы цвета (например, черный, белый и красный цвет в описании революции в поэме А. Блока «Двенадцать»), образы-запахи (например, запах жареного лука, несущийся по дворам провинциального городка С. в чеховском «Ионыче»), образы-знаки, эмблемы, а также символы, аллегории и проч.

Особое место в системе образов произведения занимают автор, повествователь и рассказчик. Это не тождественные понятия.

Образ автора — форма существования сочинителя в художественном тексте. Он объединяет всю систему персонажей и напрямую обращается к читателю. Пример тому мы можем найти в романе А. Пушкина « Евгений Онегин».

Образ повествователя в произведении обобщенно-абстрактный, этот человек, как правило, лишен каких бы то ни было портретных черт и проявляет себя только в речи, в отношении к сообщаемому. Иногда он может существовать не только в рамках одного произведения, но и в пределах литературного цикла (как в «Записках охотника» И. Тургенева). В художественном тексте автор воспроизводит в данном случае не свою, а его, повествователя, манеру восприятия действительности. Он выступает как посредник между сочинителем и читателем в передаче событий.

Образ рассказчика — это персонаж, от чьего лица ведется речь. В отличие от повествователя, рассказчику приданы некоторые индивидуальные черты (портретные детали, факты биографии). В произведениях иногда автор может вести повествование наравне с рассказчиком. Примеров этому в отечественной литературе много: Максим Максимыч в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени», Иван Васильевич в повести Л. Толстого «После бала» и др.

Выразительный художественный образ способен глубоко взволновать и потрясти читателя, оказать воспитательное воздействие.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Художественный образ — это одно из самых многозначных и широких понятий, которое употребляется теоретиками и практиками всех видов искусства, в том числе и литературы. Мы говорим: образ Онегина, образ Татьяны Лариной, образ Родины или удачный поэтический образ, имея в виду категории поэтического языка (эпитет, метафору, сравнение…). Но есть еще одно, может быть, самое главное значение, самое широкое и универсальное: образ как форма выражения содержания в литературе, как первоэлемент искусства в целом.

Следует отметить, что образ вообще представляет собой абстракцию, которая приобретает конкретные очертания только как элементарное слагаемое некоей художественной системы в целом. Образно все художественное произведение, образны и все его составляющие.

Если мы обратимся к любому произведению, допустим, к пушкинским «Бесам», зачину «Руслана и Людмилы» или «К морю», прочитаем его и зададимся вопросом: «Где образ?» — правильный ответ будет: «Везде!», потому что образность есть форма существования художественного произведения, единственный способ его бытия, своего рода «материя», из которой оно состоит, и которая, в свою очередь, распадается на «молекулы» и «атомы».

Художественный мир — это прежде всего образный мир. Художественное произведение — сложный единый образ, а каждый его элемент — относительно самостоятельная неповторимая частица этого целого, взаимодействующая с ним и со всеми остальными частицами. Всё и вся в поэтическом мире пропитано образностью, даже если в тексте не содержится ни одного эпитета, сравнения или метафоры.

В стихотворении Пушкина «Я вас любил…» нет ни одного из традиционных «украшений»,т.е. тропов, привычно именуемых «художественными образами» (погасшая языковая метафора «любовь… угасла» не в счет), поэтому его нередко определяют как «безобразное», что в корне неверно. Как великолепно показал в своей знаменитой статье «Поэзия грамматики и грамматика поэзии» Р. Якобсон, пользуясь исключительно средствами поэтического языка, одним только искусным со-противопоставлением грамматических форм, Пушкин создал поражающий своей благородной простотой и естественностью волнующий художественный образ переживаний влюбленного, обожествляющего предмет своей любви и жертвующего ради него своим счастьем. Составляющими этого сложного образного целого служат частные образы чисто речевого выражения, вскрытые проницательным исследователем.

В эстетике существуют две концепции художественного образа как такового. Согласно первой из них, образ — это специфический продукт труда, который призван «опредметить» определенное духовное содержание. Такое представление об образе имеет право на жизнь, но оно удобно в большей мере для пространственных видов искусства, особенно для тех, которые имеют прикладное значение (скульптура и архитектура). Согласно второй концепции образ как особая форма теоретического освоения мира должен рассматриваться в сопоставлении с понятиями и представлениями как категориями научного мышления.

Вторая концепция нам ближе и понятнее, но, в принципе, обе страдают односторонностью. В самом деле, имеем ли мы право отождествлять литературное творчество с неким производством, обычным рутинным трудом, имеющим вполне определенные прагматические цели? Что и говорить, искусство — это тяжкая изнурительная работа (вспомним выразительную метафору Маяковского: «Поэзия — та же добыча радия: / В год добычи — в грамм труды»), которая не прекращается ни днем, ни ночью. Писатель творит иногда буквально даже во сне (будто бы так явилась Вольтеру вторая редакция «Генриады»). Досуга нет. Личной частной жизни нет тоже (как превосходно изобразил О’Генри в рассказе «Исповедь юмориста»).

Труд ли художественное творчество? Да, несомненно, однако не только труд. Оно и мука, и ни с чем не сравнимое наслаждение, и вдумчивое, аналитическое исследование, и безудержный полет вольной фантазии, и тяжкая, изматывающая работа, и увлекательная игра. Одним словом — оно искусство.

Но что есть продукт литературного труда? Как и чем его можно измерить? Ведь не литрами же чернил и не килограммами изведенной бумаги, не заложенными в Интернет сайтами с текстами существующих теперь в чисто виртуальном пространстве произведений! Книга, пока еще традиционный способ фиксации, хранения и потребления результатов писательского труда, — сугубо внешняя, и, как выяснилось, совсем не обязательная оболочка для созданного в его процессе образного мира. Этот мир как творится в сознании и воображении писателя, так и транслируется соответственно в поле сознания и воображения читателей. Получается, что сознание творится посредством сознания, почти как в остроумной сказке Андерсена «Новое платье короля».

Итак, художественный образ в литературе — отнюдь не прямое «опредмечивание» духовного содержания, какой-либо идеи, мечты, идеала, как легко и наглядно представляется это, скажем, в той же скульптуре (Пигмалиону, «опредметившему» свою мечту в слоновой кости, осталось только упросить богиню любви Афродиту вдохнуть в статую жизнь, чтобы жениться на ней!). Литературный труд не несет в себе прямых материализованных результатов, неких осязаемых практических последствий.

Значит ли это, что более верна вторая концепция, настаивающая на том, что художественный образ произведения — форма исключительно теоретического освоения мира? Нет, и здесь есть известная однобокость. Образное мышление в художественной литературе, конечно, противостоит теоретическому, научному, хотя вовсе не исключает его. Словесно-образное мышление можно представить как синтез философского или, скорее, эстетического осмысления жизни и предметно-чувственного его оформления, воспроизведения в специфически присущем ему материале. Однако четкой определенности, канонической очередности, последовательности того и другого нет и быть не может, если, разумеется, иметь в виду настоящее искусство. Осмысление и воспроизведение, взаимопроникая, дополняют друг друга. Осмысление осуществляется в конкретно-чувственной форме, а воспроизведение проясняет и уточняет идею.

Познание и творчество — единый целостный акт. Теория и практика в искусстве неразделимы. Конечно, они не тождественны, но едины. В теории художник утверждает себя практически, в практике — теоретически. У каждой творческой индивидуальности единство этих двух сторон одного целого проявляется по-своему.

Так, В. Шукшин, «исследуя», как он выражался, жизнь, видел ее, узнавал наметанным взглядом художника, а А. Вознесенский, апеллирующий в познании к «наитию» («Ищешь Индию — найдешь Америку!»), — аналитическим взглядом архитектора (не могло не сказаться образование). Разница отразилась и в плане образного выражения (наивные мудрецы, «чудики», одушевленные березки у Шукшина и «атомные менестрели», культуртрегеры НТР, «треугольная груша» и «плод трапециевидный» у Вознесенского).

Теория в отношении ее к объективному миру есть «отражение», а практика — «творение» (или вернее — «претворение») этого объективного мира. Скульптор и «отражает» человека — допустим, натурщика, и творит новый предмет — «статую». Но произведения материальных видов искусства очевидны в самом прямом значении этого слова, поэтому так легко проследить на их примере самые сложные эстетические закономерности. В художественной литературе, в искусстве слова — все сложнее.

Познавая мир в образах, художник погружается в глубь предмета, как естествоиспытатель в подземелье. Он познает его субстанцию, первооснову, сущность, извлекает из него самый корень. Секрет того, как создаются сатирические образы, замечательно раскрыл персонаж романа Генриха Бёлля «Глазами клоуна» Ганс Шнир: «Я беру кусок жизни, возвожу его в степень, а затем извлекаю из него корень, но с другим числом».

В этом смысле можно всерьез согласиться с остроумной шуткой М. Горького: «Действительность он знает так, как будто сам ее делал!..» и с определением Микеланджело: «Это произведение человека, который знал больше, чем сама природа», которые приводит в своей статье В. Кожинов.

Создание художественного образа менее всего напоминает подыскивание красивой одежды для готовой изначально первичной идеи; планы содержания и выражения рождаются и вызревают в нем в полном согласии, вместе, одновременно. Пушкинское выражение «поэт думает стихами» и практически та же версия Белинского в его 5-й статье о Пушкине: «Поэт мыслит образами». «Под стихом разумеем первоначальную, непосредственную форму поэтической мысли» авторитетно подтверждают эту диалектику.

Источник: Федотов О.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч.1

classlit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *