Образы персонажей – Создание и разработка образа персонажа

Содержание

Вопрос 4. Приемы создания художественного образа персонажа. Связь сюжета, композиции и характера персонажа

Приемы создания образов – персонажей:

— внешние черты портрета персонажа

— портрет персонажа – внутренний, психологический

— характер персонажа – описание черт характера, особенностей личности, привязанностей, симпатий и антипатий, убеждений, идеалов персонажа

— в системе сюжета – через поступки персонажа

— прямая авторская характеристика персонажа

— изображение природы в жизни персонажа

— изображение социальной среды, общества, эпохи, в которых живет персонаж

— описание тесного окружения персонажа, условий его жизни, его комната, дом, улица и т.п.

— психологический анализ жизни персонажа, его мыслей, чувств, переживаний и поступков

— языковая характеристика персонажа – его собственная художественная речь

— характеристика персонажа другими персонажами

— художественная деталь как символическая характеристика сущности персонажа, его внутреннего состояния в данный момент или постоянно

Приемы создания портрета персонажа:

— портрет – описание (внешние черты) (Ленский в «Евгении Онегине»)

— портрет – сравнение (сравнение с другими персонажами или с литературными стереотипами) (Татьяна и Ольга в «Евгении Онегине»)

— портрет лаконичный, краткий (Феб в «Соборе парижской богоматери»)

— портрет подробный и детализированный (Дон-Кихот и Санчо Панса)

— портрет психологический (Печорин в «Герое нашего времени»)

— портрет статический – без развития и изменений, с постоянными статичными деталями (портеры помещиков в «Мертвых душах»)

— портрет динамический – изображение персонажа в развитии, во всех его изменениях со временем (образ Наташи Ростовой)

Виды образов – персонажей:

  1. Образ – персонаж или действующее лицо — эти образы нейтральны, равноправны, они как все, как любой из нас

  2. Литературный характер – это совокупность умственных, эмоциональных, действенно-практических и физических качеств человека, собранных в одном образе личности в литературном произведении

  3. Тип, или типический характер – это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.

  4. Герой – это только положительный типический характер

Приемы создания интерьера и его функции:

— интерьер как способ характеристики персонажа (мебель в доме Собакевича)

— интерьер как место действия («Оливер твист» Диккенса)

— интерьер как способ влияния на события (комната Раскольникова)

-интерьер как характеристика социального статуса персонажа (богатство, бедность, аристократизм, плебейство, образованность, невежество и т.п.) — образ Раскольникова

— интерьер как характеристика черт характера персонажа (самостоятельность, подражательность, притворство, вкус, безвкусица, практичность, аккуратность, непрактичность, лень и. т.п.) — образ Обломова, Журдена

— интерьер как характеристика сферы интересов, профессии и занятий персонажа (профессия, любовь к чтению, работоспособность и т.п.) — образ врача Ионыча

Приемы создания пейзажа и его функции:

Пейзаж – это картина природы, которая имеет разнообразное художественное значение в зависимости от задач автора, его стиля и творческого метода.

Виды пейзажей:

— лирический пейзаж настроения – выражает состояние души персонажей или автора (Гоголь, Толстой)

— самоценный пейзаж – выражает подробное описание природы, в которой происходят действия (Фенимор Купер, Стивенсон, Жуль Верн)

— вымышленный пейзаж – подчеркивает фантастичность повествования и событий (Станислав Лем, Толкиен)

— символический пейзаж – выражает подтекст и подспудные ассоциации (туман во снах Скарлет О-Хары)

— пейзаж, необходимый для развития событий и играющий в них важную роль («Робинзон Крузо», небо Аустерлица в «Войне и мире»)

Найти и выписать

примеры разных видов внесюжетных элементов— NB композиции в литературе — из любых литературных произведений школьной программы.

Выписать примеры разных типов создания интерьера и пейзажа — NB в литературе – из любых литературных произведений школьной программы.

Вывод лекции: сюжет и композиция являются важнейшими элементами построения и наполнения содержания литературного произведения, разные формы взаимосвязанности сюжета и композиции определяют разные концепции целостности литературного произведения.

15

studfile.net

10 советов по созданию персонажей от профессионалов

Персонаж – основная фигура любой анимации, поэтому ему стоит уделять довольно большое количество внимания. В этой статье вы найдете советы от профессионалов, которые помогут вам создать яркого и правдоподобного персонажа, а также вы сможете взглянуть на то, как в студии Pixar создают мультяшных героев.

1. Сфокусируйтесь на мимике

Текс Эйвери, создатель Даффи Дака, Багза Банни и других, любимых нами персонажей, никогда не пренебрегал мимикой, разрабатывая своих героев, и это сделало их популярными.

В зависимости от характера персонажа, его эмоции могут быть как ярко выраженными, так и немного скрытыми, поэтому, разрабатывая своего героя, думайте о его персональных качествах и, отталкиваясь от этого, работайте над его мимикой. Отличным примером работы легендарного Текса Эйвери можно назвать волка, у которого глаза вылетали из черепа, когда он был взбудоражен. С другой стороны можно поставить Друпи, у которого, кажется, нет эмоций вовсе.

droopy3

2. Сделайте своих персонажей особенными

Когда Мэтт Грейнинг создавал “Симпсонов”, он знал, что он должен предложить зрителям что-то особенное, что-то, что будет отличаться от остальных тв-шоу. Поэтому он решил, что когда зритель будет листать каналы и наткнется на мультик с желтокожими героями, то он не сможет не заинтересоваться ими.

Кем бы ни являлся ваш персонаж, старайтесь делать его как можно менее похожим на всех героев, которые предшествовали ему. Он должен обладать интересными визуальными качествами, которые будут необычны зрителю. Как желтая кожа и четыре пальца на руках вместо пяти, например.

simpsonsyellow

3. Экспериментируйте

Правила созданы для того, чтобы их нарушать. По крайней мере, так считает Yuck. Когда он создает своих персонажей, он не знает, кого он рисует. “Я слушаю музыку и рисую результат, который зависит от моего настроения: странных или милых персонажей. Я всегда хочу рисовать то, что мне интересно. Позже я дорабатываю героя,” говорит он.schizoid

4. Поймите, для кого вы рисуете

Думайте о своей аудитории. Для взрослых и для детей нужно подбирать совершенно разные инструменты взаимодействия, цвета, и характеры.

“Персонаж на заказ обычно подразумевает больше рамок, в которые мне нужно его вписать, но это не значит, что креативности здесь нужно меньше. У клиентов есть специфические потребности, но также они хотят, чтобы я делал свое дело. Обычно я начинаю с основных особенностей и характера персонажа. К примеру, если важны глаза, то я буду строить дизайн вокруг лица, чтобы основная деталь выделялась,” говорит Nathan Jurevicius.illusionist

5. Изучайте

“Никогда не работайте без материалов, всегда ищите что-то, от чего вы можете оттолкнуться. Делайте фотографии людей, которые могут стать хорошей основой для вашей работы. К примеру, их одежда, прическа, лицо. Даже если ваш персонаж не является человеком, подумайте, откуда он получил свое ДНК и отталкивайтесь от этого. Как только вы начнете работать с примерами, ваши работы станут более четкими и вовлекающими.” – Gal Shkedi.

Gal-Shkedi

6. Начинайте с простого

“Всегда начинайте с простых форм. Квадраты хороши для сильных и жестких персонажей, а треугольники будут идеальными, если вы хотите сделать героя пугающим. Ну и если вы хотите дружелюбного персонажа, то используйте гладкие линии.” – Jorfe.

Стоит помнить о том, что каким бы сложным не был персонаж, он состоит из простых элементов. Начиная с простого, вы постепенно будете наслаивать элементы и в итоге получите целостное изображение.

Jorfe

7. Техника – не самое главное

Навыки рисования набросков сильно вам помогут, если вы хотите представить персонажа в различных позах и с различных ракурсов. И это умение требует практики. Но для создания достоверного и атмосферного персонажа эти навыки не так важны.

“Я стараюсь вникнуть в персонажа, выделяя его странности, совмещая их и работая над ними. Я рисую множество разных вариантов одного персонажа, пока я не останусь довольным одним из них.” – Nick Sheehy.

Symbiotic-NEW

8. Придумайте историю

“Если вы хотите, чтобы ваш персонаж существовал не только в мультике или комиксе, тогда вам стоит потратить время и придумать его историю. Откуда он пришел, как появился, что в его жизни происходило – все это поможет создать целостность. Иногда история персонажа интереснее, чем его сегодняшние приключения.” – Pixar.

9. Отточите характер

Интересный внешний вид не всегда делает и персонажа интересным. Его характер является ключом, персонаж должен быть последовательным в своих эмоциях и действиях. В студии Pixar считают, что характер должен быть ярко выраженным, если только вы специально не делаете вашего персонажа скучным.

pixar

walle

10. Окружение

Еще одним правилом Pixar является работа над окружением персонажа.

“Если вы хотите, чтобы ваш персонаж был правдоподобнее, то сделайте и мир вокруг него правдоподобным. Продумайте окружение и заставьте его работать на пользу.”

А в этом видео вы сможете проследить за процессом создания персонажей Карла и Элли:

Читайте также:

Как анимация может улучшить нашу жизнь

12 принципов анимации от студии Уолта Диснея

15 наилучших лекций по анимации от Ричарда Уильямса

say-hi.me

Система образов — Пиши.про

Рубрика Теория литературы 

Определение понятия

       Система образов – совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т.д., способствующие раскрытию авторского замысла

       Система образов называется системой, потому что все ее элементы (художественные образы) находятся во взаимосвязи: в нашем случае работают на одну цель – раскрытие центральной темы произведения и авторского замысла, передачу читателю основных смысловых посылов, создание у читателя нужных автору впечатлений, ощущений и переживаний.

       Валентин Хализев в «Теории литературы» дает такое определение понятию «образ»:

«В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий».



Отличие системы образов от системы персонажей

       Не стоит путать систему образов и систему персонажей в романе. Система персонажей – это герои, изображение и раскрытие их характеров, описание взаимоотношений друг с другом, группировка персонажей и определение их ролей относительно главных действующих лиц. А система образов включает в себя и систему персонажей, и другие средства создания образов, способствующие раскрытию авторского замысла, основных тем произведения, создание у читателя нужного писателю настроения.
       Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» создан особый образ Петербурга, который является не только местом действия, декорацией для событий в романе, но и представляет самостоятельный художественный образ – тесного города, давлеющего над личностью, города, в котором мучаются неприкаянные маленькие люди. Создается он с помощью многочисленных городских пейзажей, как развернутых, так и ограниченных одной-двумя фразами.
      В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина путешествие Петра Гринева к крепости начинается со сцены бурана. Эта сцена занимает существенное место в повести и по объему (это довольно подробный пейзаж), и по значению: торжество снежной стихии, сметающей все на своем пути, становится образом, символизирующим стихийный пугачевский бунт, то есть буран – это полноценный образ-символ, являющийся частью системы образов повести.
       Чуть позже тот же прием, а именно изображение снежной бури, метели, снегопада как символа хаоса, передающего эсхатологические настроения – будет применен А.А. Блоком в «Двенадцати» и М.А. Булгаковым в «Белой гвардии». Эти образы-символы позволяют автору создать у читателя особое, нужное ему настроение: в случае с метелью – передать ощущение приближающегося краха цивилизации, разрушение привычного мира, создать ощущение беззащитности человека перед силами более мощными и неуправляемыми. Похожий прием используется Джоном Мартином в «Песне льда и пламени»: иные (белые ходоки), приходящие с севера, из-за ледяной стены несут с собой вечную зиму как символ смерти и вечного забвения, а значит, гибели существующего мира.
       Подобного эффекта писателю не добиться, если прорабатывать только персонажей, не заботясь других образах-символах, деталях и т.д. При этом образы-деталииграют подчас такое же значение, как и символы, помещенные писателем в центр повествования. Деталь – выразительная подробность – тоже работает на раскрытие авторского замысла, уточняет, дополняет создаваемую картину действительности.
       Так, в «Бойцовском клубе» Чака Паланика выразительной деталью становится отпечаток счастливого плачущего лица рассказчика на футболке Боба. В романе безымянный герой-рассказчик мучается от бессонницы, причина которой неизвестна (на самом деле он страдает от бессмысленности потребительского существования), и по совету врача отправляется на встречи групп поддержки людей, больных смертельными заболеваниями, чтобы увидеть тех, кому по-настоящему тяжело. Один из этапов терапии в группах – коллективный, освобождающий плач. Рассказчик посещал собрания, но не плакал.

«А потом был Боб. Это был первый раз, когда я пришёл в группу рака яичек «Остаёмся мужчинами вместе». И Боб, здоровенный такой жлоб, надвинулся на меня и заревел. <…>Это всё, что я помню. Боб обнял меня со всех сторон, и его голова накрыла мою. И вдруг — я потерян внутри, растворился в тёмном тихом полном забвении. И когда я, наконец, отодвинулся от его мягкой груди, на майке Боба остался мокрый отпечаток плачущего меня. <…>Я никогда больше не ходил к врачу. Я никогда не жевал корень валерианы. Это была свобода. Потерять всякую надежду было свободой».


       Отпечаток на футболке становится деталью, позволяющей дополнить образ героя-рассказчика и создать образ обретенной им на время свободы, ощущения реальности бытия.

Система образов в романе

       Если говорить про персонажную сферу, то образ — это не просто изображение героя, но его поведение, поступки, реплики, внутренние монологи. На создание образа влияет не только описание внешности героя, но создание его психологического портрета. А также проработка взаимосвязей между героями, продумывание принципов их взаимодействия, сцены и эпизоды с их участием.
       Система образов в произведении позволяет создать полноценный художественный мир, способствует раскрытию авторского замысла (поднять актуальную тему, исследовать интересующую писателя идею, отразить цайтгайст – дух времени). Подчас все писательские усилия направлены на осмысленное формирование системы персонажей, портретов героев, где все объекты изображения становятся отражением авторской характеристики – то есть на создание продуманной системы образов. Как мы это встречаем в романах Гюстава Флобера «Госпожа Бовари», Синклера Льюиса «Главная улица», Харпер Ли «Убить пересмешника».
       Большое внимание построению системы образов уделял Оноре де Бальзак. Он считал, что она должна строиться на основе определенной иерархии персонажей и идей. Бальзак в середине 19 века утверждал:

«Каково бы ни было число аксессуаров и героев, современный романист должен группировать их по степени их значительности, подчинить их солнцу своей системы — интересу или герою, и вести их в определенном порядке, как некое сверкающее созвездие».



Лев Толстой про систему образов

       Лев Толстой в письме к Фету во время подготовки им «Войны и мира» так рассказывал про создание системы образов в романе:

«Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для [того] чтобы выбрать из них 1/1 000 000, — ужасно трудно. И этим я занят».



Контраст в системе образов

       Контраст– художественный прием создания образов, основанный на противопоставлении друг другу явлений, событий, персон – он часто используется писателями при формировании системы образов в художественном произведении. Чаще всего в произведении крупной формы друг другу противопоставляются характеры. Например протагонисту противопоставлен антагонист: Шерлоку Поттеру – Волан-де-Морт, Маугли – тигр Шер-Хан. Антигерою тоже может быть противопоставлен персонаж – носитель истины. Например, Родиону Раскольникову противопоставлен Порфирий Петрович.
       Но и образы-символы тоже могут быть противопоставлены друг другу. Так например, в «Войне и мире» изображены два образа одного и того же дуба, мимо которого едет князь Болконский: образ сухого дерева, еще не проснувшегося после зимней спячки, и пробудившегося, покрытого листвой могучего дуба-великана.
       Контраст используется и в названиях произведений: «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Отцы и дети» Тургенева, «Толстый и тонкий» Чехова, «Красное и чёрное» Стендаля, «Живой труп» Толстого, «Живые и мёртвые» Симонова.
       Использованный в названии контраст уже намекает на определенную систему образов, созданную автором в произведении, готовит читателя к тому, что герои будут группироваться и противопоставляться друг другу в соответствии с обозначенными в названии явлениями.

Образы и авторский замысел

       Писатель сознательно конструирует систему образов, определяя, какой из задуманных им приемов будет работать на главную идею, какие герои станут действовать в произведении, и в каких отношениях они находятся между собой, какие символы и детали помогут создать убедительную характеристику персонажей, событий и т.д.
       Подчас образность оказывается для писателя важна настолько же, насколько и герои, тема, само повествование. Именно к таким произведениям можно отнести «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсия Маркеса, «Игру в классики» Хулио Картассара, всю прозу Владимира Набокова, «Пейзаж, нарисованный чаем» и другие произведения Милорада Павича. Эти стилистически избыточные тексты, в которых любители языковой игры найдут особое удовольствие, изобилуют художественными образами, находящимися в особых взаимосвязях, которые читателю еще нужно суметь, подобно литературному ребусу, разгадать.

Итак, продуманная система образов позволяет:

  1. создать ёмкие, зримые художественные образы и как следствие – сильнее воздействовать на читателя;
  2. раскрыть центральную тему произведения и воплотить авторский замысел;
  3. сделать произведение более убедительным, цельным.

 


pishi.pro

как придумать персонажей для книги (ВИДЕО)

 

С чего начать

Для начала стоит определиться, сколько примерно действующих лиц планируется в рукописи. Кто из них окажется в числе главных, а кто – второстепенных. Быть может, кто-то даже отойдет на третий план – не станет играть значимую роль в сюжете, но будет достоин небольшого описания.

Каждого главного и второстепенного героя необходимо выделить среди других. Его нужно наделить определенными особенностями, касающимися как внешних черт, так и внутреннего мира. Он может обладать какими-то причудами или присущими только ему привычками. Кроме того, вы должны представлять, как он проявит себя в той или иной ситуации, исходя из его нрава. Для этого можно смоделировать конфликтную или чрезвычайную ситуацию.

Например, ваши персонажи видят, что в реке кто-то тонет. Кто из них немедленно бросится на помощь? Кто сначала вынет из кармана мобильник, снимет наручные часы и только потом кинется в воду? Кто достанет бинокль и убедится, что тонущему действительно угрожает опасность? Кто просто пройдет мимо? Не обязательно нечто подобное затем появится в тексте. Это лишь позволит четко определиться с характерами.

Безупречные супергерои – это зло

Даже супергерои из комиксов подвержены слабостям и сомнениям. Они оказываются уязвимыми, совершают ошибки.

Ваши персонажи, даже самые положительные, не должны быть суперменами и личностями, приятными во всех отношениях. Читатели должны переживать за них, ассоциировать себя с ними. А для этого положительных героев можно наделить некоторыми негативными чертами или хотя бы чем-то, что будет вызывать понимание и сопереживание.

Идеальные протагонисты и однозначно отрицательные антагонисты не особенно интересны. Противоречивость и многогранность сделает их естественнее и глубже. Это будут не однобокие функции, а полноценные персонажи – живые и достоверные. Но при этом важно знать, как и почему сформировались характеры и привычки героев.

Почему при всей силе духа и храбрости один из них боится темноты, а другой, безжалостно идя по головам ради новой должности, безвозмездно помогает детдому и собачьему приюту? Создавая противоречивые образы, вы должны понимать, откуда в них взялось положительное и отрицательное. Многомерность должна быть обоснована, а не просто использована потому, что вам так захотелось.

Ошибки при создании героев

Одномерность образов – не единственная опасность при работе над книжкой. Из стремления сделать свое творение как можно реалистичнее литератор «списывает» действующих лиц из реальной жизни, не наделяя их какими-либо интересными чертами.

Однако за большинством обычных людей наблюдать довольно скучно. Читатели ждут, что книжный герой их поразит, озадачит, шокирует или разочарует, но только не оставит равнодушным. Поэтому, взяв некоторые качества человека из реального мира, надо их преувеличить или дополнить.

Основные персонажи должны быть интересны публике. Их переживания, сомнения и устремления – главная или важная часть сюжета.

Придумывание имен

Создание имен для действующих лиц может превратиться для писателя в настоящую пытку. Ведь все имена обязательно должны соответствовать времени и месту книжных событий. Например, в рассказе о российской глубинке 18 века не может быть героини по имени Снежана. А если вы пишете сказку о животных, обитающих на острове в Индийском океане, их вряд ли могут звать Васька, Петька и Манька.

Также не желательно давать похожие и однотипные имена. Однообразные Иваны Петровичи и Петры Ивановичи в вашем романе только запутают. А в детективе схожесть имен и вовсе может поставить читателей в тупик, так как им придется разбираться, кто же именно из череды Петровичей и Ивановичей все-таки оказался преступником.

Как создать персонажа: анкеты для создания образов

Создавая героев для книги, авторы составляют для каждого них что-то вроде анкеты. Это особенно полезно при работе над объемными произведениями вроде фэнтези-эпопей и семейных саг. В анкете должна быть следующая информация о каждом значимом действующем лице:

Возраст, имя и фамилия. Также можно сочинить прозвище – но только пусть оно будет одно, а не несколько на разные случаи (одно придумали друзья, второе – родители и т.д.).

Речь. Желательно знать и потом указать в книжке, как тот или иной герой говорит. Один из них может шепелявить, другой – говорить с каким-либо диалектом и т.п. Для рассказа или повести это может быть не очень важно. Но для большого романа непременно пригодится.

Детали внешности. Цвет глаз и волос, рост и вес второстепенных действующих лиц, как правило, существенной роли не играют. Однако в объемных произведениях часто дотошно описывается внешность едва ли не каждого персонажа, даже если он появляется на пару страниц. Лучше указать одну характерную особенность (к примеру, ярко-голубые глаза, нос с горбинкой или залысины) и сосредоточиться на внешности основных героев.

Характер. Даже если персонаж очень противоречивый, у него должны быть доминирующие склонности характера. Достаточно представить антагонистов и протагонистов одной-двумя основными чертами – импульсивность и болтливость, настойчивость и саркастичность, дружелюбие и отзывчивость, равнодушие и лень.

Образование и род занятий. Обычно то, чем занимается тот или иной персонаж, играет существенную роль в сюжете. Но если учитель или врач расследует преступления, у читателя возникнет резонный вопрос – а когда, собственно, он работает? Если же учитель вышел на пенсию, а врач – судмедэксперт, все встанет на свои места.

Семья и друзья. Ваши персонажи не существуют в вакууме – они работают или учатся и, конечно, у них должны быть родственники, друзья, возлюбленные. Даже если произведение не посвящено семейным, дружеским или любовным связям, читатели должны знать о близких людях главных действующих лиц или о причинах, по которым те отсутствуют (героя выкрали из родительского дома во младенчестве, он поссорился с друзьями, его возлюбленная сбежала с другим и с тех пор он одинок и т.д.).

Важные даты. В больших романах, особенно если фоном действия служат реальные исторические события, очень легко запутаться в хронологии. Например, в определенном году персонажи слушают песню, которая в действительности в то время еще не была написана. Или в начале книжки написано о свадьбе героя весной, а в середине упоминается, что он женился зимой. Обязательно уточняйте исторические факты и проверяйте ключевые для действующих лиц события.

Начните составлять анкеты еще до того, как приступите к работе над своим будущим шедевром, и дополняйте их по мере развития сюжета. Если нужно, меняйте детали и факты для большей убедительности. Это поможет придумать по-настоящему объемные, яркие и запоминающиеся образы для вашего творения.

Ну а как создать персонажа для книги также подскажет это видео:

 

knigastudio.ru

Вопрос 4. Приемы создания художественного образа персонажа. Связь сюжета, композиции и характера персонажа

Приемы создания образов – персонажей:

— внешние черты портрета персонажа

— портрет персонажа – внутренний, психологический

— характер персонажа – описание черт характера, особенностей личности, привязанностей, симпатий и антипатий, убеждений, идеалов персонажа

— в системе сюжета – через поступки персонажа

— прямая авторская характеристика персонажа

— изображение природы в жизни персонажа

— изображение социальной среды, общества, эпохи, в которых живет персонаж

— описание тесного окружения персонажа, условий его жизни, его комната, дом, улица и т.п.

— психологический анализ жизни персонажа, его мыслей, чувств, переживаний и поступков

— языковая характеристика персонажа – его собственная художественная речь

— характеристика персонажа другими персонажами

— художественная деталь как символическая характеристика сущности персонажа, его внутреннего состояния в данный момент или постоянно

Приемы создания портрета персонажа:

— портрет – описание (внешние черты) (Ленский в «Евгении Онегине»)

— портрет – сравнение (сравнение с другими персонажами или с литературными стереотипами) (Татьяна и Ольга в «Евгении Онегине»)

— портрет лаконичный, краткий (Феб в «Соборе парижской богоматери»)

— портрет подробный и детализированный (Дон-Кихот и Санчо Панса)

— портрет психологический (Печорин в «Герое нашего времени»)

— портрет статический – без развития и изменений, с постоянными статичными деталями (портеры помещиков в «Мертвых душах»)

— портрет динамический – изображение персонажа в развитии, во всех его изменениях со временем (образ Наташи Ростовой)

Виды образов – персонажей:

  1. Образ – персонаж или действующее лицо — эти образы нейтральны, равноправны, они как все, как любой из нас

  2. Литературный характер – это совокупность умственных, эмоциональных, действенно-практических и физических качеств человека, собранных в одном образе личности в литературном произведении

  3. Тип, или типический характер – это образ, в индивидуальной форме которого раскрывается сущность или существенные черты какого-либо явления, времени, социальной группы, народа и т.п.

  4. Герой – это только положительный типический характер

Система персонажей:

— это способ выражения идейного и художественного замысла автора. Персонаж в художественном произведении существует не сам по себе, а в системе отношений с другими персонажами. Все литературные герои при этом взаимодействуют, сопоставляются, сравниваются, противопоставляются… Чем больше взаимосвязей проявляется у персонажа, тем ярче освещается его многогранность, раскрывается индивидуальность. Глубина и сложность, неоднозначность характера персонажа.

Систему персонажей художественного произведения составляют все виды образов по содержанию — это только образы людей, они располагаются по возрастанию обобщенности этих образов, при этом каждый из них сохраняет конкретность и единичность, имеет свою индивидуальность: Персонаж или действующее лицо; Литературный характер; Тип, или типический характер; Герой.

Особенности системы персонажей в разных творческих методах:

— Классицизм – распределял герое на положительных и отрицательных, почти схематичных и однозначных (Мольер. «Тартюф»)

— Романтизм – отражал глубоко и полнокровно только главных, необыкновенных персонажей в необыкновенных обстоятельствах. А все остальные персонажи были второстепенными, они служили раскрытию главных персонажей

— Реализм — создал сложную систему взаимоотношений разных равнозначных образов персонажей, скрещение судеб, их противопоставление, антагонизм, параллелизм, наличие персонажей – двойников и т.п.

Способы создания образов – персонажей:

— исторический прототип (очерк Горького «Ленин»)

— автор-прототип (Островский, «Как закалялась сталь»)

— синтез реальных прототипов, когда от множества людей одного типа берется по одной черте («Женитьба» Гоголя)

— «первый встречный» как прототип (Тургенев видел свои образы людей, но без лиц, пока не «встретил лицо»)

studfile.net

Как Описать Внешность И Характер Персонажа (9 Советов) Penfox 🦊

Персонажи, то есть главные, второстепенные и эпизодические герои — это основа любого прозаического или драматического произведения. На их характерах, их особенностях строится сюжет. Многие известные писатели признавались, что иногда их герои получаются настолько живыми, а характеры настолько самобытными, что авторская задумка уже не может полностью контролировать ход сюжета. Хорошо прописанный герой не может поступить тем или иным образом, потому что это просто не в его характере, не соответствует его убеждениям.

Создание таких героев и есть настоящее писательское мастерство, таким образом проявляется сила художественного таланта — демиург творит мир, населяет его героями и дает правила-заповеди, но те выходят из его воли, подобно библейским Адаму и Еве. Конечно же, умение создавать таких героев — это если не признак огромного таланта или даже гениальности, то уж точно огромного мастерства, ведь чтобы даже просто почувствовать, увидеть что в характере твоего героя, а что нет, нужно уникальное чутье.

Так как же описать характер персонажа, его внешность таким образом, чтобы хотя бы приблизиться к этому идеалу? В этой статье мы дадим несколько важных советов для начинающих, которые помогут приблизиться к этому идеалу ну или, для начала, просто создать интересных и запоминающихся персонажей.

Как описать внешность персонажа?

Внешность героя — это важный, но не основной компонент создания цельного и гармоничного образа. Мы же обращаемся к этому аспекту создания героя в первую очередь. Причиной тому служит тот факт, что, особенно среди молодых и не очень опытных писателей, есть склонность или излишне увлекаться описанием внешних характеристик, или же вовсе упускать этот момент из внимания, описывая героя как бы «изнутри» (хороший ход, но и здесь внешность описать можно «обходным путем»). Как же придумать образ персонажа, не превратив его в фоторобот?

Отберите 3-4 особенно важных внешних детали

Это могут быть необычные глаза, шрамы, особенность прически, примечательная деталь в одежде. Больше деталей прописывать не стоит, большее количество характеристик просто не откладывается в человеческом сознании. Чтобы подтвердить эту особенность, достаточно вспомнить героев русской классики. Возьмем Пьера Безухова из романа Л. Толстого «Война и Мир». Что мы знаем о его внешности? Что он высокий и полный, этакий человек-шкаф, что носит очки, так как близорук и что одет он в хороший костюм, который на нем плохо сидит.

Всего трех внешних характеристик достаточно, чтобы картинка сложилась. Перед нами предстает физический сильный, но неловкий, неспортивный человек (телосложение), образованный и начитанный (зрение, снизившееся в столь раннем возрасте, говорит о привычке к чтению) и не умеющий подать себя «в свете», несмотря на довольно приличное социальное положение (неумение носить приличный костюм).

Не давайте слишком общих и субъективных характеристик

Героиня прекрасная, как утренний рассвет — это, конечно, хорошо, но для стихов, для лирики. В реальности, которой хоть в чем-то должна соответствовать проза, красота для всякого своя. Поэтому, если хотите наделить героя такой характеристикой, делайте это необычно, возможно даже немного диссонансно. Давайте опять обратимся к роману-эпопее «Война и Мир». Вспомним первую жену Болконского, Лизу. Ее Толстой напрямую называет по-настоящему красивой женщиной и тут же пишет, что верхняя губа у нее коротковата и не прикрывает зубов, поэтому рот всегда приоткрыт, а над губой виднеются усики.

Согласитесь, что такая характеристика у многих расходится с представлением о прекрасном, но поскольку автор дал нам установку на красоту, то мы верим в привлекательность Lise, а недостатки и особенности только добавляют ей шарма.

Уделяйте внимание мимике

Мимика и жесты, а не прямая речь часто выдают истинные намерения и мысли людей. Ложь и нежелание выкладывать все напрямую — это очеловечивающие характеристики для героев, они наделяют его предысторией и тайнами, а это всегда заинтересовывает. Смущение, плохо сдерживаемый гнев в ситуациях, казалось бы, к этому не располагающих, заставляют читателя думать о прошлом героя, о причине возникновения подобной реакции.

Раскрывайте внешность в динамике или глазами другого

Статичные описания навевают скуку — это и есть словесный фоторобот, место которому не в художественном произведении, а в криминалистике. Поэтому описывайте или от лица всевидящего автора, который знает, что зашел герой именно высокого роста, именно небрежно отбросил плащ, а выражение лица его в этот момент было именно презрительным, или же глазами других героев.

Замечательным примером силы такого приема описания — это восприятие других героев заглавным героем произведения М.Горького «Жизнь Клима Самгина». Будучи человеком низким и бездарным по натуре, он видит других, более цельных и ярких героев, как в кривом зеркале. Сам читатель не сразу понимает, что его обманывает взгляд Клима, что те герои — хороши, как внутренне, так и внешне.

Избегайте клише

Описание внешности через разглядывание героя себя в зеркале имеет место быть, только если есть и сторонняя характеристика, иначе это попросту заезженный и банальный ход, который нужно уже оставить Нарциссу и его отражению в воде.

Особенно много клише в том, как молодые писатели пытаются описать лицо персонажа. «Чувственные губы», «огромные голубые глаза», «мужественные черты», «наивный взгляд» — все это хорошо, но такие характеристики предсказуемы. Если вы считаете необходимым их использовать, то разбавляйте их чем-нибудь более самобытным и оригинальным.

Как описать характер персонажа?

С тем как описывать характер персонажа в книге, по большей части, помогут разобраться только писательское чутье и фантазия. Однако есть универсальный план, который натолкнет на поиск верного решения.

Дайте герою основную черту характера

Если все действия и поступки героя диктуются только одним его качеством, то это скучно и плоско. Однако, если доминирующая черта характера присутствует всегда, но герой действует и вопреки ей, и согласно ей, и она явно отражается в глазах других героев, возможно осознается самим ее носителем и вызывает у него противоречивые чувства, то это делает персонажа ярким и живым.

Для примера возьмем высокомерную отчужденность Печорина из произведения Лермонтова «Герой нашего времени». Являясь человеком холодным и разочаровавшимся он, тем ни менее, дважды испытывает почти юношескую влюбленность, ясную и чистую. Хватает ли его надолго? Нет. Это противоречит его сути, но он испытывает любовь и удивляется сам себе.

Конфликтообразующий недостаток

— это еще один важный двигатель сюжета. Идеальный герой просто скучен, схематичен. В идеальных героях люди не узнают себя и не могут сопереживать такому персонажу. Да и что может произойти с персонажем, который во всем идеален и ведет идеальную жизнь?

Примером такого важного недостатка является легкомысленность Наташи Ростовой из романа «Война и Мир». Именно это качество толкнуло ее в объятия негодяя Анатоля, но оно же заставило Андрея Болконского полюбить ее.

У героя должны быть мотивы и цели

Даже если герой совсем обыденный и неяркий, всегда есть основная движущая сила. Возьмем пушкинского «Станционного смотрителя». Какие мотивы и цели у незначительного Самсона Вырина? Но когда дело коснулось благополучия и жизни его любимой дочери, он проявил и силу духа и настойчивость.

Привычка или чудачество сделают героя ближе к читателю

Это может быть фобией, навязчивой идеей, каждодневным ритуалом. Герой подросткового фэнтезийного романа Д.Емца Мефодий каждый день ставил будильник на 4 или 5 утра и вставал, даже не имея планов и цели, даже если планировал лечь спать дальше. Просто чтобы доказать себе, что он сильнее сна, у него есть сила воли.

Универсального средства описания героя, конечно же, не существует. Но, возможно, эти незамысловатые советы помогут вам не запутаться в своих идеях, и натолкнут на важные мысли.

penfox.ru

Конспект занятия «Характер персонажа. Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения»

6 класс __16.05.2019_____

Cловесное творчество

Занятие № 33

Тема: Характер персонажа. Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения

Цели занятия:

Образовательная: способствовать формированию знаний учащихся об авторской характеристике образов-персонажей, роли диалога  и речевых характеристик персонажей;

Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательная: продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности, нравственных качеств

Планируемые результаты:

  1. Развивать устную речь, память, обогащать словарный запас.

Формировать положительные моральные качества

Оборудование: раздаточный материал, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний

IV. Самоопределение к деятельности

V. Работа по теме занятия

 1.Словарная работа

Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных.

Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий.

Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник» автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности, романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу.

2.Работа в группах

 Составление опорной схемы. (по группам). Представление кластеров.(Учитель предлагает свой вариант)

Образ – персонаж занимает центральное место среди других образов

К ним не относят автора

Образы-персонажи: → человек

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Существа животные насекомые птицы предметы явления природного мира

человеко одушевленные

подобные

образ-персонаж

↓ ↓ ↓

Жизнеподобные условные нежизнеподобные(фантастические)

↓ ↘

Вымышленные исторически достоверные

СИСТЕМА образов – персонажей представляет мир персонажей каждого литературного произведения

↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Главные антагонист реальные жизнеподобные добрые прекрасные комические

Второсте- протагонист вымышленные условные злые Безобразные трагические

пенные фантастические трагикомические

главные и эпизодические

3.Беседа

. Определите место образа- персонажа в художественном мире.

Может ли автор быть литературным персонажем?

Что такое прототип образа -персонажа?

Может ли любой человек стать прототипом художественного образа?

Определите понятие « исторический образ-персонаж»

Почему важно рассматривать образы-персонажи в системе?

4.Дополнительные вопросы и задания:
      1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека. Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце?

2. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей. С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?
5.  Выполнение творческой работы. Составление характеристики образа-персонажа по плану (по группам)

По произведениям Тургенева «Бежин луг», Набокова «Рождество», Айтматова «Белый пароход»
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.
1. Социальное и материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

VIII. Рефлексия

— Что нового узнали?

-На этом уроке я узнал…

-Мне понравилось…

-Я бы хотел узнать больше..

IX. Подведение итогов урока

Домашнее задание: характеристика образа персонажа произведения «Маттео Фальконе» П.Мериме

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *