Общая фонетика – 3. Предмет фонетики, её основные разделы. Фонетика общая, описательная, историческая, сопоставительная. Методы изучения фонетической системы. Фонетическая транскрипция.

3. Предмет фонетики, её основные разделы. Фонетика общая, описательная, историческая, сопоставительная. Методы изучения фонетической системы. Фонетическая транскрипция.

Одним из уровней языковой системы является звуковой строй языка, изучением которого занимается фонетика.

Фонетика – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей.

Общий объект фонетики – звуковые средства языка: звуки речи, слоги, ударение, интонация. Главное место – звуки речи, т.к. это основное средство оформления языка, средство его материализации.

Основные разделы: частная, общая, описательная, историческая, сопоставительная.

Общая фонетика – рассматривает общие вопросы, связанные со звуковой стороной языка – природа звуковых явлений, общие условия образования звуков речи, закономерности сочетания и изменения звука. Общая фонетика основывается на фактах многих языков.

Частная фонетика изучает звуковую сторону конкретного языка. Она может рассматривать факты какого-либо языка статически (вне его развития) или прослеживать развития языка на протяжении определённого времени. В первом случае – это описательная фонетика, во втором – историческая.

Описательная фонетика – изучает звуковые явления какого-то определённого периода жизни языка. Чаще всего объектом служит современное состояние языка.

Историческая фонетика исследует изменение в звуковой стороне языка и делает возможным объяснение фонетических особенностей современного состояния языка историческими причинами.

Сопоставительная фонетика обращается к материализации других родственных языков, где сравниваются разные факты.

Таким образом, предметом изучения является частная описательная фонетика.

Фонетическая транскрипция.

При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь более точно. Обычная орфографическая запись для этого не подходит. Поэтому пользуются особой записью, которая называется фонетическая транскрипция.

Фонетическая транскрипция (Ф.Т.) – точная передача всех тонкостей произношения какого-либо языка, независимо от его графических и орфографических форм и употребляемая в научных целях.

Основные принципы:

  • Каждый звук буквы должен обозначать звук. Не должно быть знаков-букв, необозначающих звук.

  • Каждый знак-буква должен обозначать один звук, а не сочетания звуков.

  • Каждый знак-буква должен обозначать

    всегда один и тот же звук.

Правила транскрипции: в русском языкознании фонетическая транскрипция использует знаки-буквы кириллицы, т.е. знаки-буквы русского алфавита.

  • В Ф.Т. запрещается написание прописных букв, использование знаков препинания.

  • В Ф.Т. нет букв я, ё, ю, й, щ.

  • Не используются буквы ъ, ь; но знаки данных букв используются в Ф.Т. для обозначения редуцированных звуков 2-ой степени: [ъ], [ь].

  • Всякий звук, всякое фонетическое слово, ф. фраза, ф. текст должны быть заключены в [].

  • Всякое слово в Ф.Т. (всякое ударное) должно иметь знак ударения [‘], при этом это знак основного ударения – акут. Однако [\] – знак побочного ударения – градис.

ФОНЕТИКА • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 468-469

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: Л. Р. Зиндер

ФОНЕ́ТИКА (от греч. φωνητιϰός – зву­ко­вой, го­ло­со­вой), раз­дел язы­ко­зна­ния, изу­чаю­щий зву­ко­вую сто­ро­ну

язы­ка. В от­ли­чие от др. язы­ко­ведч. дис­ци­п­лин, Ф. ис­сле­ду­ет не толь­ко язы­ко­вую функ­цию, но и ма­те­ри­аль­ную сто­ро­ну сво­его объ­ек­та: ра­бо­ту про­из­но­сит. ап­па­ра­та (см. Ор­га­ны ре­чи), а так­же аку­стич. ха­рак­те­ри­сти­ку зву­ко­вых яв­ле­ний и вос­при­ятие их но­си­те­ля­ми язы­ка. Совр. Ф. раз­ли­ча­ет в зву­ке ре­чи (см. Зву­ки ре­чи) 4 ас­пек­та: функ­цио­наль­ный (или лин­гвис­тич.), ар­ти­ку­ля­тор­ный, аку­сти­че­ский и пер­цеп­тив­ный. Ф. свя­за­на с та­ки­ми не­лин­гвис­тич. дис­ци­п­ли­на­ми, как ана­то­мия и фи­зио­ло­гия ре­че­об­ра­зо­ва­ния и вос­при­ятия ре­чи, с од­ной сто­ро­ны, и ре­че­вая аку­сти­ка – с дру­гой. Как и язы­ко­зна­ние в це­лом, Ф. свя­за­на с пси­хо­ло­ги­ей, по­сколь­ку ре­че­вая дея­тель­ность – часть пси­хич. дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

В от­ли­чие от не­лин­гвис­тич. дис­ци­п­лин, Ф. рас­смат­ри­ва­ет зву­ко­вые яв­ле­ния как эле­мен­ты сис­те­мы язы­ко­вой, слу­жа­щие для во­пло­ще­ния слов и пред­ло­же­ний в ма­те­ри­аль­ную зву­ко­вую фор­му, без че­го об­ще­ние не­воз­мож­но. Вне этой функ­ции зву­ко­вая сто­ро­на язы­ка не мо­жет быть по­ня­та; да­же отд. звук ре­чи вы­де­ля­ет­ся из зву­ко­вой це­пи лишь как пред­ста­ви­тель фо­не­мы, т. е. бла­го­да­ря его свя­зям со смы­сло­вы­ми еди­ни­ца­ми язы­ка. Дан­ные совр. ре­че­вой аку­сти­ки сви­де­тель­ст­ву­ют о том, что эле­мен­ты чле­не­ния зву­ко­вой по­сле­до­ва­тель­но­сти, осу­ще­ст­в­лён­но­го са­мы­ми со­вер­шен­ны­ми аку­стич. ме­то­да­ми, не сов­па­да­ют со зву­ка­ми ре­чи как реа­ли­за­ция­ми фо­нем.

В со­от­вет­ст­вии с тем, что зву­ко­вую сто­ро­ну язы­ка мож­но рас­смат­ри­вать в аку­сти­ко-ар­ти­ку­ля­тор­ном и функ­цио­наль­но-язы­ко­вом ас­пек­тах, в фо­не­ти­ке раз­ли­ча­ют соб­ст­вен­но Ф. и фо­но­ло­гию. Раз­де­ле­ние их на 2 са­мо­сто­ят. раз­де­ла язы­ко­зна­ния мн. совр. язы­ко­ве­ды счи­та­ют не­пра­во­мер­ным.

Вы­де­ля­ют об­щую Ф. и ча­ст­ную Ф. (или Ф. отд. язы­ков). Об­щая Ф. изу­ча­ет об­щие ус­ло­вия зву­ко­об­ра­зо­ва­ния, ис­хо­дя из воз­мож­но­стей про­из­но­сит. ап­па­ра­та че­ло­ве­ка (напр., раз­ли­ча­ют­ся губ­ные, пе­ред­нея­зыч­ные, зад­нея­зыч­ные со­глас­ные, ес­ли име­ет­ся в ви­ду про­из­но­сит. ор­ган, оп­ре­де­ляю­щий осн. чер­ты со­глас­но­го, или смыч­ные, ще­ле­вые, ес­ли име­ет­ся в ви­ду спо­соб об­ра­зо­ва­ния не­об­хо­ди­мой при ар­ти­ку­ля­ции со­глас­но­го пре­гра­ды для вы­хо­дя­щей из лёг­ких струи воз­ду­ха), а так­же ана­ли­зи­ру­ет аку­стич. осо­бен­но­сти зву­ко­вых еди­ниц, их спек­траль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, напр. на­ли­чие или от­сут­ст­вие осн. то­на го­ло­са (ну­ле­вой фор­ман­ты) при про­из­не­се­нии раз­ных ти­пов со­глас­ных, раз­ное по­ло­же­ние фор­мант при об­ра­зо­ва­нии глас­ных. Стро­ят­ся уни­вер­саль­ные клас­си­фи­ка­ции зву­ков ре­чи (глас­ных и со­глас­ных), ко­то­рые ос­но­ва­ны от­час­ти на ар­ти­ку­ля­ци­он­ных, от­час­ти на аку­стич. при­зна­ках, а так­же клас­си­фи­ка­ции по диф­фе­рен­ци­аль­ным при­зна­кам. Об­щая Ф. изу­ча­ет так­же за­ко­но­мер­но­сти со­че­та­ния зву­ков, влия­ния осо­бен­но­стей од­но­го из со­сед­них зву­ков на дру­гой (раз­но­го ви­да ак­ко­мо­да­ции или ас­си­ми­ля­ции), ко­ар­ти­ку­ля­цию; при­ро­ду сло­га, за­ко­ны со­че­та­ния зву­ков в сло­ги и фак­то­ры, обу­слов­ли­ваю­щие сло­го­де­ле­ние; фо­не­тич. ор­га­ни­за­цию сло­ва, в ча­ст­но­сти уда­ре­ние и син­гар­мо­низм. Она изу­ча­ет сред­ст­ва, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся для ин­то­на­ции: вы­со­ту осн. то­на го­ло­са, си­лу (ин­тен­сив­ность), дли­тель­ность отд. час­тей пред­ло­же­ния, ско­рость их про­из­не­се­ния (темп; см. Темп ре­чи), пау­зы и тембр.

В ча­ст­ной Ф. все ука­зан­ные про­бле­мы рас­смат­ри­ва­ют­ся при­ме­ни­тель­но к дан­но­му кон­крет­но­му язы­ку и сквозь приз­му функ­ций, ко­то­рые то или иное фо­не­тич. яв­ле­ние или еди­ни­ца вы­пол­ня­ют. Ча­ст­ная Ф. мо­жет быть опи­са­тель­ной, или син­хрон­ной (см. Син­хро­ния), и ис­то­ри­че­ской, или ди­а­хро­ни­че­ской (см.

Ди­а­хро­ния), изу­чаю­щей эво­лю­цию зву­ко­во­го строя дан­но­го язы­ка или груп­пы язы­ков.

Фо­не­тич. и фо­но­ло­гич. ас­пек­ты пред­став­ля­ют в ча­ст­ной Ф. еди­ное це­лое, т. к. все зву­ко­вые еди­ни­цы вы­де­ля­ют­ся опо­сре­до­ван­но че­рез смы­сло­вые еди­ни­цы язы­ка.

В Ф. ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся эк­пе­рим. ме­то­ды; по­сколь­ку при этом ис­поль­зу­ют­ся осо­бые при­бо­ры, эти ме­то­ды на­зы­ва­ют­ся так­же ин­ст­ру­мен­таль­ны­ми. При­ме­ня­ют­ся, кро­ме то­го, разл. ме­то­ды изу­че­ния вос­при­ятия тех или иных зву­ко­вых яв­ле­ний но­си­те­ля­ми язы­ка, что осо­бен­но важ­но для фо­но­ло­гич. ис­тол­ко­ва­ния этих яв­ле­ний. С 1980-х гг. в Ф. ис­поль­зу­ют­ся ком­пь­ю­те­ры.

Ф. име­ет при­клад­ное зна­че­ние в раз­ных об­лас­тях: для ра­цио­на­ли­за­ции пись­ма (гра­фи­ки и ор­фо­гра­фии), обу­че­ния пра­виль­но­му про­из­но­ше­нию, осо­бен­но на не­род­ном язы­ке, для ди­аг­но­сти­ки ис­прав­ле­ния не­дос­тат­ков ре­чи (ло­го­пе­дия и сур­до­пе­да­го­ги­ка). Дан­ные Ф. ис­поль­зу­ют­ся для про­вер­ки средств свя­зи и для по­вы­ше­ния их эф­фек­тив­но­сти, а так­же для ав­то­ма­тич. рас­по­зна­ва­ния ре­чи.

На­ча­ло изу­че­ния ме­ха­низ­ма об­ра­зо­ва­ния зву­ков ре­чи от­но­сит­ся к 17 в.; оно бы­ло вы­зва­но по­треб­но­стя­ми обу­че­ния глу­хо­не­мых [ра­бо­ты Х. П. Бо­не­та (Ис­па­ния), Дж. Уол­ли­са (Ве­ли­ко­бри­та­ния), И. К. Ам­ма­на (Ни­дер­лан­ды)]. В кон. 18 в. Х. Кра­цен­штейн (Гер­ма­ния, Рос­сия) по­ло­жил на­ча­ло аку­стич. тео­рии глас­ных, ко­то­рая бы­ла раз­ви­та в сер. 19 в. Г. Л. Ф. Гельм­голь­цем. К сер. 19 в. ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти ана­то­мии и фи­зио­ло­гии зву­ко­об­ра­зо­ва­ния бы­ли обоб­ще­ны в тру­дах Э. В. Брюк­ке (Гер­ма­ния). С лин­гвис­тич. точ­ки зре­ния уче­ние о зву­ко­вой сто­ро­не язы­ка во всех его раз­де­лах впер­вые пред­став­ле­но в ра­бо­те нем. язы­ко­ве­да Э. Зи­вер­са «Grundzüge der Lautphysiologie» (1876; 2-е изд. – под назв. «Grundzüge der Phonetik» – 1881). Важ­ную роль в раз­ви­тии Ф. сыг­ра­ли ра­бо­ты Г. Суи­та, О. Ес­пер­се­на, М. Грам­мо­на (Фран­ция) и др. В отеч. язы­ко­зна­нии зна­чит. вклад в раз­ви­тие об­щей Ф. вне­сли И. А. Бо­ду­эн де Кур­те­нэ и его уче­ни­ки В. А. Бо­го­ро­диц­кий и Л. В. Щер­ба: имен­но Бо­ду­эном де Кур­те­нэ и Щер­бой бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло тео­рии фо­не­мы (фо­но­ло­гии). Боль­шое зна­че­ние име­ли ра­бо­ты А. И. Том­со­на («Об­щее язы­ко­ве­де­ние», 1906). Ши­ро­ко раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся про­бле­мы об­щей и ча­ст­ной Ф. (Р. И. Ава­не­сов, Л. Р. Зин­дер, М. И. Ма­ту­се­вич, А. А. Ре­фор­мат­ский, В. А. Ви­но­гра­дов, Л. Л. Ка­сат­кин, Р. Ф. Ка­сат­ки­на, В. Б. Ка­се­вич и др.).

фонетика общая — это… Что такое фонетика общая?


фонетика общая

Изучение общих свойств звуковой стороны всех языков, изучение строения речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, рассмотрение закономерностей их изменения. Изучает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

  • фонетика историческая
  • фонетика описательная

Смотреть что такое «фонетика общая» в других словарях:

  • фонетика — (зреч. phonetike от phnne звук). 1) Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Фонетика историческая. Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее развитии. Фонетика общая.… …   Словарь лингвистических терминов

  • общая фонетика — см. фонетика общая (в статье фонетика) …   Словарь лингвистических терминов

  • Фонетика — (от греческого слова phone голос, звучащая речь) отдел языковедения (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется в четырех направлениях: 1) антропофоника (физиология звуков речи), изучающая произносительную (собственно… …   Литературная энциклопедия

  • фонетика — и, ж. phonétique f. 1. Звуковой состав языка. Фонетика рус. языка. БАС 1. Предки девушки были Гамильтоны, выехавшие из Англии и под давлением .. фонетики русского человека превратившиеся сначала в Гаментовых, потом Хамонтовых и потом, по закону… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Общая физика — Общая физика  собирательный термин для курсов физики (наименование дисциплины) в физических и технических ВУЗах, представляющий собой совокупность ряда разделов физики. Как правило, конкретное содержание курса определяется спецификой ВУЗа.… …   Википедия

  • Фонетика —     Лингвистика …   Википедия

  • Фонетика — (от греч. φωνητικός  звуковой, голосовой)  раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • фонетика — (< др. греч. φωνητική голосовой, звуковой). Учение о звуковой стороне языка. Наука, изучающая звуки и их чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. Фонетика – это также и… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Фонетика — (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук)         раздел языкознания (См. Языкознание), изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего… …   Большая советская энциклопедия

  • Общая теория относительности — Альберт Эйнштейн (автор общей теории относительности), 1921 год …   Википедия


фонетика общая — с русского на все языки

См. также в других словарях:

  • фонетика общая — Изучение общих свойств звуковой стороны всех языков, изучение строения речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, рассмотрение закономерностей их изменения. Изучает общие принципы членения звукового потока на… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • фонетика — (зреч. phonetike от phnne звук). 1) Раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи. Фонетика историческая. Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка в ее развитии. Фонетика общая.… …   Словарь лингвистических терминов

  • общая фонетика — см. фонетика общая (в статье фонетика) …   Словарь лингвистических терминов

  • Фонетика — (от греческого слова phone голос, звучащая речь) отдел языковедения (см.), изучающий звуковую сторону языка. Ф. расчленяется в четырех направлениях: 1) антропофоника (физиология звуков речи), изучающая произносительную (собственно… …   Литературная энциклопедия

  • фонетика — и, ж. phonétique f. 1. Звуковой состав языка. Фонетика рус. языка. БАС 1. Предки девушки были Гамильтоны, выехавшие из Англии и под давлением .. фонетики русского человека превратившиеся сначала в Гаментовых, потом Хамонтовых и потом, по закону… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Общая физика — Общая физика  собирательный термин для курсов физики (наименование дисциплины) в физических и технических ВУЗах, представляющий собой совокупность ряда разделов физики. Как правило, конкретное содержание курса определяется спецификой ВУЗа.… …   Википедия

  • Фонетика —     Лингвистика …   Википедия

  • Фонетика — (от греч. φωνητικός  звуковой, голосовой)  раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • фонетика — (< др. греч. φωνητική голосовой, звуковой). Учение о звуковой стороне языка. Наука, изучающая звуки и их чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. Фонетика – это также и… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Фонетика — (греч. phonetikos – звуковой, от phone – звук)         раздел языкознания (См. Языкознание), изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего… …   Большая советская энциклопедия

  • Общая теория относительности — Альберт Эйнштейн (автор общей теории относительности), 1921 год …   Википедия


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *