Обществознание социальный контроль – Конспект занятия по дисциплине Обществознание на тему «Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций»

Обществознание. Социальный контроль

Олег Станиславович начинает рассмотрение самых "западающих" тем по обществознанию. И начинаем мы с социального контроля (в кодификаторе тема 3.9 "Социальный контроль"). Из школьного курса мы помним, что есть такое социальное явление, как отклоняющееся или девиантное поведение. Причем неважно, позитивное это поведение или негативное. Усилия, которые общество направляет на предотвращение такого поведения, и называются социальным контролем.

 

 

Социальный контроль - это действующий способ регулирования отношений между гражданином (индивидом) и обществом. В результате такое взаимодействие приводит к стабильности и порядку в обществе.

Это понятие может рассматриваться как в широком, так и в узком смыслах. И если в широком смысле это совокупность всех видов контролирующих действий, которые на данный этап развития существуют в обществе, то в узком смысле это всего лишь мнение людей или всего общества в отношении действий и поступков людей, а также их ежедневного поведения.

Социальный контроль включает в себя в обязательном порядке такие элементы, как социальные нормы и социальные санкции. Вы должны четко понимать эту нерушимую взаимосвязь при решении любых типов вопросов, которые встретятся вам на ЕГЭ. Существует социальный контроль, он базируется на социальных нормах, если эти нормы не выполняются, наступают социальные санкции. Санкции - это необходимая реакция со стороны общества на отклоняющееся поведение отдельного гражданина или группы людей.

В свою очередь социальные санкции подразделяются на следующие виды:

1. Формальные (негативные), то есть штрафы, тюремное заключение и иные наказания за нарушения закона.

2. Формальные(позитивные), то есть любые поощрения со стороны официальных и государственных структур. Это могут быть награждения любого рода, присвоение академических и иных званий.

3. Неформальные (негативные), которые могут проявляться в осуждении человека со стороны общества в оскорбительном тоне, выговоре, демонстративном игнорировании.

4. Неформальные (позитивные), которые выражаются в одобрении, поощрении и благодарности официальных и неофициальных лиц, друзей, знакомых, коллег. Это может проявляться в похвале, одобрительной улыбке и иных проявлениях доброго расположения.

Принято выделять две формы социального контроля.

1. Внутренний социальный контроль или самоконтроль. Данная позиция предполагает, что человек самостоятельно скорректирует свои поступки, согласно принятым нормам.

2. Внешний социальный контроль, как совокупность всех социальных институтов и иных механизмов регулирования общественного поведения. Формальный (институциональный) контроль основан на поддержке таких социальных институтов, как полиция, армия или судебные органы. Неформальный же держится на одобрении или осуждении близких и родных, друзей и знакомых.

Особое значение придается мнению членов общества, которое базируется на обычаях и традициях и поддерживается, прежде всего, через СМИ. В процессе социализации человека, социальные нормы усваиваются настолько прочно, что фактически и не требуют жесткого контроля. В случае их нарушения, человек испытывает чувство неловкости, вины и стремиться, максимально быстро, самостоятельно исправить ситуацию. В данном случае, проявлением социального контроля будет совесть человека.

Эти нормы остаются в области человеческого сознания и являются рациональными предписаниями, которые фактически формируются на уровне подсознания человека или уровне его стихийных импульсов. Такое понятие, как самоконтроль человека, основывается на волевом усилии и сдерживании своих порывов.

Конечно, социальный контроль по-разному себя проявляет в различных типах общества. Если в традиционном обществе он держится на неписаных традициях и обычаях, то в современном обществе основу социально контроля составляют писаные или формальные нормы (законы, распоряжения, указы, инструкции).

Формальный контроль приобретает институциональную поддержку в лице политических партий и общественных движений, системы образования. Так, например, школа контролирует ученика посредством системы оценки знаний и экзаменов. Правительство осуществляет контроль посредством налоговых сборов и оказания помощи населению. Государство осуществляет социальный контроль через систему правоохранительных органов, каналы СМИ и через другие доступные ресурсы.

Все большую роль в России начинают играть общественные организации, которые осуществляют контроль в сфере торговли, рынка труда, экологической безопасности и защиты окружающей среды. Такого рода контроль может осуществляться как на микро, так макро уровне.

Субъектом этого контроля или надзора становится государство, превращаясь в специализированный общественный институт. В данной ситуации важен баланс контроля и доверия, поскольку излишний контроль влияет на развитие человека, уровень его самосознания и сводит на нет волевые усилия и проявления свободного гражданина.

Остановимся на методах социального контроля, которые могут проявляться в:

- изоляции, то есть установлении физических барьеров между девиантом и обществом, без усилий исправить поведение или перевоспитать человека.

- обособление или ограничение контакта девианта с другими членами социума, не предполагая полной изоляции и допуская возможность изменения поведения и возвращения в общество. При условии готовности выполнять общепринятые нормы.

-реабилитации, т.е. активном взаимодействии с девиантом с целью подготовки его к возвращению в социум и добровольного исполнения предписанных социальных ролей.

Подводя итоги, необходимо отметить, что социальный контроль должен придерживаться "золотой середины", а человек - соотносить свободу выбора с необходимостью нести ответственность за этот выбор.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

9. Социальный контроль

Усилия общества, направленные на предотвращение деви­антного поведения, наказание и исправление девиантов, опре­деляются понятием «социальный контроль».

 

Социальный контроль — механизм регуляции отноше­ний индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

 

В широком смысле слова социальный контроль можно оп­ределить как совокупность всех видов контроля, существу­ющих в обществе*, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль — это конт­роль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

 

Социальный контроль включает в себя два главных эле­мента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на по­ведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

 

Виды санкций

•  Формальные:

- негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

- позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награжде­ния, свидетельства о профессиональных, академических ус­пехах и др.

•   Неформальные:

- негативные — осуждение человека за поступок со сто­роны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

- позитивные — благодарность и одобрение неофициаль­ных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобритель­ная улыбка и т. п. и др.

 

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

Социальный контроль

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самосто­ятельно регулирует свое пове­дение, согласовывая его с об­щепринятыми нормами

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантиру­ющих соблюдение обще­принятых норм поведения и законов

 

Неформальный (внутригруппо-вой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родс­твенников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны обществен­ного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

 

Формальный (инсти­туциональный) — ос­нован на поддержке действующих соци­альных институтов (армия, суд, образо­вание и т. д)

 

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство нелов­кости или вины, муки совести. Совесть — проявление внут­реннего контроля.

 

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписа­ниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположе­на сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

 

В традиционном обществе социальный контроль дер­жался на неписаных правилах, в современном его основой вы­ступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие инс­титуты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экза­менационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государс­тво — благодаря полиции, секретной службе, государствен­ным каналам радио, телевидения, печати.

 

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные ор­ганизации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружа­ющей среды и т. д.

 

Детальный (мелочный) контроль, при котором руково­дитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одер­гивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъ­ектом становится государство, и он превращается в специали­зированный общественный институт.

 

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконт­роль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее са­моконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Од­нако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглу­шают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля

 

Изоляция

 Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или пере­воспитания его

 

Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об­щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепри­нятые нормы

 

Реабилита­ция

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци­альных ролей в обществе

Тема 9. Социальный Контроль – SOOCIETY

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль – это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Санкции – любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

Виды санкций

• Формальные:

– негативные – наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

– позитивные – поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.

• Неформальные:

– негативные – осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

– позитивные – благодарность и одобрение неофициальных лиц – друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля.

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть – проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство – благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство – благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.

Таким образом, социальный контроль необходим для недопущения отрицательных явлений в обществе. Он направлен на позитивное развитие.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?

А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе.
Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 3.

Тема 9. Социальный Контроль

Оценка

Лекция 9. Социальный контроль

Лекция 9. Социальный контроль


Социальные нормы - важнейшее средство социального контроля. Социальный контроль - механизм регулирования поведения человека, отношений людей с целью поддержания и укрепления правопорядка и социальной стабильности. Это общественный контроль, который можно понимать как совокупность всех видов контроля - нравственного, политического, культурного и т.д.

Выделяют два главных элемента контроля: социальные нормы и социальные санкции. Санкции - благоприятные или неблагоприятные последствия совершённых человеком действий; реакция остальных людей на поведение человека. Не следует думать, что санкции бывают только отрицательными и проявляются только в виде наказания.

По критерию последствий санкции бывают:
- позитивные - влекут благоприятные последствия для человека, совершившего поступок. Примерами таких санкций могут быть выплата премии, объявление благодарности, награда, присвоение учёной степени, аплодисменты и т.п.;
- негативные - предполагают отрицательные последствия содеянного человеком. К негативным санкциям можно отнести отказ поддерживать отношения, уголовное наказание в виде лишения свободы, выговор по месту работы и т.п.
По характеру выражения социальные санкции можно разделить на:
- формальные - официальные, закреплённые на бумаге. Примеры: выплата премии, объявление благодарности, присуждение награды, уголовная ответственность и т.п.;
- неформальные - неофициальные, выраженные только в общественном мнении. К таким санкциям, например, можно отнести отказ поддерживать отношения, аплодисменты, устная благодарность и т.п.

К примеру, выплата работодателем денежной премии работнику является позитивной формальной санкцией; презрительное отношение к человеку со стороны его друзей - негативной неформальной; административное наказание в виде штрафа за превышение скорости на автомобиле - негативной формальной; аплодисменты зрителей труппе театра за прекрасно сыгранный спектакль - позитивной неформальной. Чаще всего социальный контроль применяется с помощью нескольких санкций одновременно. Так, награждение грамотой работника обычно сопровождается доброжелательным отношением, или уголовное наказание - кроме того отказом поддерживать отношения с осужденным со стороны его бывших друзей.

Специалисты в области социологии выделяют две формы социального контроля:
- внутренний контроль (самоконтроль) - осуществляется самим индивидом. Главный механизм самоконтроля - совесть;
- внешний контроль - осуществляется институтами, которые гарантируют соблюдение норм всеми людьми (правоохранительные учреждения, суды, воспитательные организации, семья, школа, группа людей и т.п.).

Чем сильнее в обществе развит внутренний контроль у каждого его члена, тем меньше приходится прибегать к внешнему контролю. Однако, он необходим в той или иной степени в любом обществе. Следует учесть, что внешний социальный контроль должен быть оптимальным. Чем он жёстче, тем меньше развиты инициатива и возможности творческого самовыражения людей. С другой стороны, слабость внешнего социального контроля может привести к массовым нарушениям прав человека, коррупции, безнравственному поведению значительной части представителей общества и т.п.

В России созданы официальные органы социального контроля. К ним можно отнести, например, Прокуратуру РФ, Счётную Палату, Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу безопасности и т.д. Кроме официальных государственных органов контроля всё большую роль играют общественные организации, осуществляющие социальный контроль. Таковыми являются, например, союза защиты прав потребителей и т.д.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:



Видеоурок по обществознанию «Социальный контроль»

Что включает в себя понятие социального контроля? Ответим на этот вопрос. Выясним также значение термина «агенты социального контроля». Познакомимся с концепцией социального контроля Питера Бергера. Выделим основные виды социальных санкций, проиллюстрируем их примерами. Завершим объяснение темы характеристикой роли самоконтроля в общественных отношениях.

Вы знаете, что такое социальные нормы, можете назвать их виды. Нормы являются одним из элементов социального контроля. Что ещё он в себя включает?

Каждый из нас находится «под колпаком». Нас постоянно контролируют окружающие. Детей — родители, школьников — учителя и администрация учебных заведений, работников — начальство, всех, получающих доходы, — налоговые органы… Всем названным гражданам и организациям предписано это делать. Конституцией, законами, иными нормативными актами. Бабушкам у подъезда никто таких предписаний не давал, они осуществляют контроль за поведением своих соседей на добровольных началах.

Людей, которые осуществляют формальный (по обязанности) и неформальный (по собственной инициативе) контроль, называют агентами социального контроля. Он может быть индивидуальный и коллективный (или общественный).

Живущий в США австрийский социолог Питер Бергер предложил такую концепцию социального контроля.

Вот человек — в центре концентрических кругов. Самый большой, но и самый отдалённый от личного пространства круг — государство. Оно вправе принуждать нас выполнять свои веления, в том числе применяя прямое насилие.

Круг поменьше — мораль, обычаи, традиции. За тем, насколько мы нравственны, следит не государство (хотя оно тоже может это делать, создавая, например, полицию нравов). В качестве контролёра выступает общество в целом: родственники, друзья, коллеги. Посторонние люди, которые стали свидетелями — прямыми или благодаря газетам, телевидению, Интернету — наших аморальных поступков.

Третий круг — профессиональная система. Работая на предприятии, в организации, человек должен действовать в соответствии с нормативными актами, инструкциями, договорами. Есть и масса других ограничений. Род деятельности человека требует от него соблюдения определённого дресс-кода, влияет на круг знакомств, выбор места жительства и так далее.

Четвёртый круг — социальная среда, в которой человек живёт. Наше окружение определяет наши манеры, лексику и произношение, представления о прекрасном и безобразном, верования и убеждения.

И самый узкий круг — частная жизнь: родственники, друзья. Здесь контролёров немного, но зато их влияние очень велико. Если человека осудят окружающие — это тяжело. Но настоящая катастрофа — если близкие откажут ему в поддержке, отвернуться от него.

Какое огромное давление оказывается на человека! Никакой свободы! И зачем это надо?

Социальный контроль — это способ саморегуляции общества, способ влияния на поведение людей и поддержания общественного порядка. То есть социальный контроль выполняет стабилизирующую функцию. Его задача — не допустить хаоса, который неизбежно бы возник, если бы люди поступали так, как им заблагорассудится.

В сознание человека внедряется представление о необходимости следовать социальным предписаниям. Через его социализацию: приучаясь к жизни в обществе, мы принимаем его ценности, нормы, привычки и обычаи. Через групповое давление: чтобы оставаться членом группы, нужно вести себя подобающим образом. И через принуждение.

Поэтому социологи говорят также об охранительной функции социального контроля. Если человек не желает выполнять социальные предписания, группа или общество в целом принуждают его поступать правильно. Применяют по отношению к нему социальные санкции. Санкция — это реакция окружающих на наши действия. Не только наказание неправильного поведения, но и поощрение правильного.

То есть социальные санкции бывают позитивные и негативные. Но это ещё не всё. Их разделяют также на формальные и неформальные. Формальные применяются официальными органами, должностными лицами. Неформальные санкции исходят от нашего личного окружения.

Санкции играют очень важную роль. Если нарушение какой-то нормы никак не наказывается, то и норма как элемент социального контроля исчезает. Часто приводят такой пример. В Европе в девятнадцатом веке социальной нормой было рождение детей в законном браке. Незаконнорождённые не могли наследовать имущество родителей, им трудно было найти достойного супруга (супругу), они чувствовали явное пренебрежение в повседневном общении. Но когда санкции стали исключаться, все дети были уравнены в правах, общественное мнение смягчилось и норма перестала существовать.

Но есть такая форма социального контроля, которая не предусматривает применение санкций. Это самоконтроль. Когда человек настолько глубоко проникся идеей необходимости соблюдать общественные нормы, что чувствует неловкость или вину, нарушая их. Проявление внутреннего контроля — совесть. В нормально развивающемся обществе социальный контроль примерно на семьдесят процентов осуществляется за счёт самоконтроля. Если же внешний контроль превращается в жёсткую мелочную опеку, то чувство социальной ответственности начинает атрофироваться.

Подведём итог.

Социальный контроль — система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Он бывает внутренний (самоконтроль) и внешний и включает в себя два основных элемента. Социальные нормы, которые выступают в виде общественных ожиданий и общественных требований (предписаний). И социальные санкции: позитивные (поощрения) и негативные (наказания). Санкции бывают как формальные, так и неформальные.

Социальные нормы. Социальный контроль. Видеоурок. Обществознание 11 Класс

Что означает «ценность» и «пирамида ценностей»? Что такое «моральные принципы» и «нормы»? Кроме этих вопросов на данном уроке будет рассмотрены такие важные термины как: «социальные ценности», «нормы морали».

Часто говорят: важность, польза, полезность чего-либо очень ценна. Ценности – это то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру, оценивается прекрасное или безобразное, истинное или ложное, доброе или злое и пр. Есть ценности идеологические, материальные, эмоциональные, витальные. 

Идеологические ценности включают в себя любые идеи, все, что связано с творчеством, религиозные и политические идеологии, все, что связано с информацией. Идеологическая ценность не осязаема, она представлена в сознании человека какими-либо словами и образами. (Рис. 1)
Идея витает в воздухе

Рис. 1. Идея витает в воздухе

Материальные ценности включают в себя все, что непосредственно связано с деньгами в широком смысле. Так, к материальным ценностям следует отнести деньги, зарплаты, накопления, карьеру, место работы, должность, перспективы служебного роста, профессиональное образование и т. д. Материальным ценностям легко найти денежный эквивалент. (Рис. 2)
 Карьера может стать частью твоей жизни

Рис. 2. Карьера может стать частью твоей жизни

Эмоциональные ценности включают в себя все переживания характерные для человека. Это, конечно же, любовь, дружба, ненависть, месть, покой, душевное равновесие, гордость и т. д. Эмоциональные ценности имеют внутреннее представление, могут быть описаны словами, но они настолько субъективны, что каждый человек переживает их по-своему. (Рис. 3)
Дружба крепкая, не разлей вода…

Рис. 3. Дружба крепкая, не разлей вода…

Витальные ценности включают в себя все, что связано с самой жизнью: сохранение жизни, сохранение и укрепление здоровья, продолжение рода, дети, семья, экология, забота о родителях и т. д. (Рис. 4)

Здоровье и продолжение рода – одни из главных ценностей человечества

Рис. 4. Здоровье и продолжение рода – одни из главных ценностей человечества

Носителем ценностей является личность, постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания и осознающая их сверхличный характер. Ценности необходимы для различия целей, которые ставит перед собой воля в деятельности и поступках человека; их место в мотивации – глубже целей, норм и интересов.

Ценность – это мир внутренних устремлений, она лишь указывает на нечто желаемое. И если ценность даёт нам самое общее, абстрактное представление о желаемом, социальная норма достаточно жёстко определяет стандарт действия, регулирующий поведение людей в обществе.

Социальная норма – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношение между людьми, общественную жизнь. Они определяют границы дозволенного поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Выделяют следующие виды социальных норм: обычаи, традиции, нормы морали, правовые, религиозные, политические, эстетические нормы. (Рис. 5, 6, 7)

Обычай – укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие

Рис. 5. Обычай – укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе, действие

Традиции – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической деятельности, передаваемые из поколения в поколение, выступающие одним из регуляторов общественных отношений

Рис. 6. Традиции – множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической деятельности, передаваемые из поколения в поколение, выступающие одним из регуляторов общественных отношений

Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а так же совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Рис. 7. Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а так же совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Нормы выполняют в обществе следующие функции: регулируют общий ход социализации; интегрируют личность в социальное окружение; служат образцами поведения; контролируют отклоняющее поведение.

Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

- дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

- предписание – указание на требуемое действие;

- запрет – указание на действие, которое не следует совершать.

Социальные нормы становятся критерием и инструментом оценки человека и его деятельности. Ориентация на социальные нормы и социальные ценности помогают индивиду воспитывать в себе определённые личностные качества.

 

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т. Обществознание, 11 класс. – М.: 2008. – 415 с.
  2. В. Я. Хуторской. Обществознание. Термины и понятия. – М.: 2006.
  3. Кравченко А.И. «Обществознание», 11 класс. – М: «Русское слово», 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Humanitar.ru (Источник).
  2. Set-3945.znaet.ru (Источник).
  3. Socio.rin.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Как вы думаете, в чём состоит отличие социальных ценностей от социальных норм? Приведите собственные примеры.
  2. Выпишите и запомните основные термины и понятия по теме.
  3. Напишите эссе на тему: «Социальные ценности».

Конспект занятия по дисциплине Обществознание на тему "Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций"

Департамент образования и науки Приморского края

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПАССКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(КГБПОУ СИЭК)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

на тему: «Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций»

Спасск - Дальний 2019 г

Зам. директора по УР

Н. В. Заяц

« 23 » марта 2019 г.

Рассмотрено

ЦК гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Председатель ЦК Р. В. Гулая

Протокол № 7

« 23 » марта 2019 г.

Дисциплина: Обществознание

Тема: «Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций»

Тип занятия: Изучение нового

Вид занятия: Лекция-визуализация с элементами самостоятельной работы

Количество часов: 1 час

Цель занятия: формирование представления об особенностях видов социальных норм и санкций

Задачи:

  1. Раскрыть понятия санкции и нормы.

  2. Дать представление о видах санкций.

  3. Развивать умения анализировать материал, работать с тестом, обобщать.

  4. Воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Освоение содержания учебного занятия по теме «Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

Л4 -

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Л5 -

готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

метапредметных:

М2 -

поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

М4 -

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М8 -

владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

П6 -

владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

Оборудование, наглядность: раздаточный материал, 4 листа формата А-3, фломастеры, клей

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. План занятия (на слайде).

  1. Организационный момент

  2. Сообщение темы, постановка цели

  3. Лекция визуализация

  4. Физминутка

  5. Самостоятельная работа

  6. Работа в группах

  7. Домашнее задание

  8. Подведение итогов

  9. Рефлексия

  1. Постановка цели и задач.

  2. Изучение нового материала.

Социализация — это процесс обучения культурным нормам и освоения социальных ролей. Она касается, прежде всего, индивида, но протекает всегда под бдительным оком окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, — то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции.

САНКЦИИ — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

НОРМЫ — предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.

На язык предписаний переводится все то, что так или иначе ценится обществом и им охраняется. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы (например, знамя, герб, гимн), религиозные обряды, законы государства и многое другое составляют то, что делает сообщество сплоченным целым.

 Социальные предписания — запреты или разрешения что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

Социальный контроль выполняет функцию полицейского на улице. Он «штрафует» тех, кто неправильно «переходит улицу». Если бы не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. В парламенте социальный контроль выполняет функцию консерватора: предлагает не спешить, требует уважать традиции, выступает против новшества, как следует не проверенного. Он — фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведет к беспорядку, смуте и социальному раздору.

Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и т.д.

hello_html_490b940f.jpg

Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают 4 типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые степени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др.

Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы,, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др.

Неформальные негативные санкции (Н-) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья, анонимка.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других — нет. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение сопровождается судебным разбирательством, на основании которого выносится приговор. Привлечение к административной ответственности, скажем штраф за безбилетный проезд, происходит в присутствии официального лица — контролера, а иногда и полицейского. Для присвоения ученой степени необходима защита научной диссертации, выступления оппонентов и ученого совета.

Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, но, тем не менее, они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Самоконтроль называют еще внутренним контролеминдивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания; сфера подсознания, или бессознательного, состоит из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. Импульсивное поведение, неумение управлять своими желаниями характерны для детей. Импульсивное поведение называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Часто жесткий контроль устанавливался якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Так, в России декабристы — революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, — оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение нормам.

  1. Физминутка (САМОМАССАЖ ЛИЦА)

Решив пример, вы узнаете, сколько лет колледжу.

  1. Сколько существует ветвей государственной власти? (3 – исполнительная, законодательная, судебная)

  2. Сколько хромосом у человека? (46)

  3. Сколько океанов на планете Земля? (5)

  4. Сколько лет длилась гражданская война в США (4 года (1861-1865))

  5. Сколько лет длилась ВОВ? (4 года)

  6. Одно яйцо всмятку варится 2 минуты, сколько потребуется времени, чтобы сварить два яйца? (2 минуты)

3+46+5+4+4+2=64

  1. Самостоятельная работа

Прочитайте приведённые ниже тексты, в которых пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

  1. «Социологи подчёркивают, что социальный контроль может быть

эффективным лишь в том случае, когда он придерживается "золотой середины" между свободой выбора и ответственностью за него. Действенность социального контроля обеспечивается благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности общества. Следует также различать внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Поэтому важно формировать у людей внутренний контроль, или самоконтроль».

самостоятельность, общество, самоконтроль, гражданский, эффективный, механизм, властность, статус, ответственность

  1. Социальные нормы составляют один из элементов механизма

регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем. Другой элемент – социальные санкции, под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение – позитивные санкции, либо неодобрение и наказание негативные санкции. Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или самоконтроль, в процессе которого большую роль играет совесть, т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.

позитивные санкции, самоконтроль, социальные нормы, социальный контроль, честь, совесть, социальные санкции, негативные санкции

  1. Работа в группах

Определите тип следующих санкций: Нобелевская премия, судебное оправдание, присвоение офицерского звания, оскорбительный тон, новогодняя открытка, квартальная премия, звание чемпиона мира, увольнение, возмещение ущерба, медали и ордена, степени и дипломы, стипендии и премии, грамоты, штрафы, арест, разжалование, конфискация имущества, тюремное заключение, похвала, одобрение, комплименты, хорошие отзывы, аплодисменты, улыбка, насмешка, ругательства, игнорирование, бойкот.

  1. Домашнее задание

Из приведенного ниже списка отберите лишь те термины, которые по смыслу связаны с понятием «социальный контроль»: танцы, корень, болезнь, санкции, преступность, волокита, бюрократия, бедность, норма, конюшня, институт, богатство, культура, баллон, тюрьма, тетрадь, милиционер, штраф, капуста, деньги, власть, ответственность, лекарство, шифоньер, наказание, женщина, роль, престиж, доход, вольность, права, пирамида, неравенство, правила, стандарты.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

 «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»

Нарисуйте цветок фломастером соответствующего цвета –

красный – есть проблема, нужна помощь;

синий – все хорошо;

зеленый – не все понятно.

  1. Список литературы

1. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2.http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC57 8 – ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. Обществознание

3. http://soc.reshuege.ru/ - Решу ЕГЭ

4. https://elhow.ru/images/articles/4/44/4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск