Разработка урока по химии на тему «Общие свойства металлов» ( 9 класс)
Тема: Общие свойства металлов
Класс: 9
Цели: сформировать представление учащихся об основных понятиях «металл как элемент и как простое вещество», осознание практической значимости металлов в жизни человека, развитие умений осознанно работать с источниками информации и с химическими терминами.
Задачи:
—обучающая: получение учащимися знаний о положении металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, физических и химических свойствах металлов, нахождении в природе, основных способах получения и биологической значимости в жизни человека;
—развивающая: способствовать развитию у учащихся логического мышления, умения анализировать и сравнивать, работать с информацией;
-воспитывающая: формирование представления о причинно-следственных связях и отношениях, умение работать в группах, формирование и расширение мировоззрения на окружающую природу.
Формы работы: фронтальная, групповая, коллективная.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь характеризовать металлы по положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, происхождение металлов, объяснять особенности их физических и химических свойств, записывать соответствующие химические уравнения в молекулярном и окислительно-восстановительном виде, проводить химические эксперименты.
Место проведения: кабинет химии
Материально – техническое обеспечение занятия: АРМ, мультимедиа, компьютер, проектор, экран.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия:
Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара.-5-е изд.перераб.-М.:Вентана-Граф, 2013.-320.:ил.
Презентация «Металлы»
Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева
Коллекции металлов и сплавов
Тестовые задания (2 варианта) с выбором одного правильного ответа и на соответствие (задания ОГЭ).
Оборудования и реактивы: штатив с пробирками, натрий, алюминий, цинк, железо, медь, вода, соляная кислота, серная кислота, хлорид меди (Il), хлорид натрия.
Технологии: проблемно-исследовательский метод
Тип занятия: урок открытия новых знаний
Продолжительность –40 минут.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Примечания
1. Организационный этап.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание положительной эмоциональной атмосферы.
Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
2. Повторение основных опорных знаний (фронтальный опрос).
Повторяем положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, изменение их свойств относительно их расположения по группам и периодам
Учащиеся дают устные полные ответы с приведением соответствующих примеров
3. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня вы приступаете к изучению нового раздела неорганической химии «Металлы». ( презентация)
Девиз нашего урока:
«Металлы- основа цивилизации»
Основной целью урока является приобретение вами знаний по изучаемой теме, применение полученных знаний в дальнейшем своем образовании на уроках химии, других смежных дисциплинах, в быту, а также для будущей профессиональной деятельности.
Учащиеся комментируют девиз урока
4. Изучение нового материала
Сейчас мы посмотрим презентацию «Металлы», из которой вы узнаете об истории возникновения некоторых металлов и их распространенности на земле
Учащиеся делают записи в тетради из презентации
См.презентацию
5. Работа в группах
Переходим к основной части урока. Попробуем выделить ряд вопросов, которые нам необходимо изучить на уроке?
Попробуем рассмотреть и изучить поставленные вопросы по составленному плану. Для этого класс делится на группы, каждая группа получает задание и работает по нему в течение 10 минут. Затем от каждой группы выступают по1-2 человека поочередно, делаете требуемые записи на доске, в процессе выступления задаем вопросы и делаем краткие записи в тетрадях.
Учащиеся формулируют вопросы по данной теме и составляем план урока.
Учащиеся делятся на группы, получают задания (см.Приложение 1)
Работа с учебником, интернетом
6. Итоги работы групп (обсуждение)
Итак, давайте проанализируем вашу работу в группах. Слово предоставляется ученику из вашей группы.
Учащиеся по 1-2 человека поочередно раскрывают свои задания, задают вопросы, делают записи в тетрадях
7. Оценка деятельности учащихся
Какие вопросы мы сегодня рассмотрели на уроке? Какие из этих вопросов вам показались наиболее трудными? Все ли планируемые результаты нами достигнуты? Какую оценку вы бы поставили себе за участие в работе групп?
Могут ли пригодиться приобретенные знания о металлах в вашей жизни? Почему же металлы называют основой цивилизации?
Учащиеся показывают самооценку с помощью цветных карточек: «красный»-отлично
«синий»-хорошо
«зеленый»-удовлетворительно
Дают ответы на поставленные вопросы
8. Рефлексия
Чтобы увидеть, какие знания вы получили по теме «Общие свойства металлов», проведем тестирование.
После сдаем работы на проверку учителю.
Учащиеся получают листочки с заданиями и выполняют их самостоятельно по вариантам
Выполнение тестовой работы по вариантам
9. Домашнее задание
§-34 читать, в.2-5 устно
§-35 читать в.2-5 письменно
с.194-198 читать
по желанию: найти дополнительную информацию о применении металлов и их сплавов, сделать презентацию по этой теме.
Учащиеся записывают домашнее задание, задают возникшие по данной теме вопросы.
Металлы — методическая рекомендация. Химия, 8–9 класс.
1. | Распознавание металлов по знакам химических элементов | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 1 Б. | Необходимо выбрать один из четырёх предложенных ответов. Задание направлено на развитие умения различать знаки металлических элементов. |
2. | Общие физические свойства металлов | 1 вид — рецептивный | лёгкое | 2 Б. | Знание общих физических свойств металлов. |
3. | Распространение металлов в природе | 1 вид — рецептивный | среднее | В задании необходимо выбрать один из четырёх предложенных ответов;задание направлено на формирование знаний о распространении металлов в природе. | |
4. | Сплавы металлов и их применение | 1 вид — рецептивный | среднее | 4 Б. | Знание свойств сплавов, основных сплавов металлов и их применения. |
5. | Распределение металлов по группам | 1 вид — рецептивный | среднее | 2 Б. | Умение группировать металлы на щелочные, щелочноземельные и благородные. |
6. | Классификация металлов по плотности и температуре плавления | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Умение классифицировать металлы по их физическим свойствам. |
7. | Взаимодействие металлов со сложными веществами | 3 вид — анализ | среднее | 3 Б. | Знание о возможности взаимодействия металлов с водой, кислотами и солями. |
8. | Восстановление металлов из оксидов | 3 вид — анализ | среднее | 3 Б. | Умение определять окислитель или восстановитель в реакциях получения металлов, а также вычислять количество принятых или отданных электронов. |
9. | Коррозия металлов и способы защиты от неё | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Поверить знания ученика по теме «Коррозия металлов и способы защиты от неё», его умение анализировать типовые ситуации. |
10. | Вычисление массы прореагировавшего металла | 3 вид — анализ | сложное | 4 Б. | Расчётная задача на умение рассчитать по уравнению реакции массу прореагировавшего металла, если известно количество вещества, вступившего с ним в реакцию. |
11. | Уравнения реакций взаимодействия металлов с неметаллами | 2 вид — интерпретация | сложное | 6 Б. | Умение составлять уравнения химических реакций, отображающих взаимодействие металлов с кислородом, серой и галогенами. |
12. | Составление уравнений реакций металлов | 2 вид — интерпретация | сложное | 6 Б. | Умение составить уравнение химической реакции, отображающей химические свойства металлов и правильно вычислить сумму коэффициентов. |
Урок химии в 9 классе «Общие физические и химические свойства металлов»
Тема: «Общие физические и химические свойства металлов»
Цели:
Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах – простых веществах и химических элементах; выяснить особенности строения их атомов; изучить физические, химические свойства; раскрыть практическую значимость металлов и их влияние на здоровье человека.
Развивающие: развивать интерес к химии, логическое мышление, навыки составления уравнений реакций и проведения лабораторных опытов.
Воспитательные: воспитывать культуру химического эксперимента, умение применять полученные знания в жизни.
Методы и методические приемы:
1) Самостоятельная работа с текстовым заданием.
2) Индивидуальная работа по карточкам.
3) Лабораторные опыты с реактивами.
4) Объяснение нового материала с использованием ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, металлы ( медь, цинк, железо), раствор соляной кислоты, раствор сульфата меди (II), вода., яблоко с гвоздями
Ход урока:
I. Организационный момент:
Что за боль! Только в юности можно стерпеть
Это жженье, в крови растворенную медь…
(Е.Игнатова)
Слова Марины Цветаевой о ртути, но только в ее “рыночном” смысле:
Вы с предметами, вы с понятьями,
Вы с железом (дешевле платины),
Определите о чем наш урок? (Металлы)
II. Актуализация знаний:
— Вы знакомы с металлами? – ДА
— Какие металлы вы знаете? Железо, золото, медь, платина- из курса 8 класса вспомните положение металлов в П.С.Х.Э., строение их атомов, степени окисления
(фронтальный опрос, два ученика работают у доски)
-? Как располагаются металлы в П.С.Х.Э. Д.И.Менделеева?
-? Как изменяются металлические свойства в периодах и группах?
-?Электронно-графические формулы атомов лития и магния (на доске составляют уч-ся)
-? Какими особенностями характеризуется строение атомов металлов?
Вывод: в атомах металлов малое число электронов на внешнем энергетическом уровне (1-3), они имеют большой радиус большое число свободных орбиталей.
Вопросы ученикам:
-какая химическая связь в металлах? Каков механизм образования данной связи?(затрудняются)
— взаимодействуют ли металлы с водой, с солью или углекислым газом?(затрудняются)
Уточните тему урока, сделайте ее более подробной (пытаются сформулировать)
Какой план нашего урока? (пытаются сформулировать)
III. Изучение новой темы:
Объявление плана изучения новой темы (на доске)
1. Строение простых веществ металлов.
2. Физические свойства металлов.
3. Химические свойства металлов.
4. Влияние металлов на организм человека.
Металлы – химические элементы, атомы которых отдают электроны, превращаясь в положительно заряженные ионы. Значит металлы – восстановители:
Ме0 — ne → Men+
1. Простые вещества металлы:
-? Какой вид химической связи в простых веществах – металлах?
-? Какая для них характерна кристаллическая решетка?
2. Физические свойства металлов.
— работа с учебником (стр. 56-58)
— в тетради перечислить физические свойства металлов.
Вывод: физические свойства Ме обусловлены наличием металлической связи.
3. Химические свойства металлов.
Химическая активность металлов зависит от их положения в электрохимическом ряду напряжений.
-? Назовите активные и менее активные металлы?
I. Взаимодействие с простыми веществами:
Работа учащихся с инструктивной карточкой.
1) С кислородом (исключение Na,К) Ме + О2 → МеО-2
2) С галогенами (F2, Cl2, Br2, I2) Ме + Г2 → МеГ-1
3) С серой Ме + S → MeS-2
4) С азотом Ме + N2 → MeN-3
5) С фосфором Ме + Р → МеР-3
6) С углеродом Ме + С → МеС-4
7) С кремнием Ме + Si → MeSi-4
8) С водородом (активные металлы) Ме + Н2 → МеН-1
II. Взаимодействие со сложными веществами:
Инструктаж по Т.Б.
1).Взаимодействие металлов с водой.
Л.о. взаимодействие кальция с водой.
Допишите обобщающую схему – учащиеся записывают в тетради, один ученик на доске.
Н2О + М(активный) → … + …
Н2О + М(средней активности) → … + …
Н2О + М(неактивный) → …
2). Взаимодействие металлов с кислотами (кроме HNO3)
Л.о. проведите опыт в две пробирки с растворами соляной кислоты опустите небольшие кусочки цинка и меди.
Допишите обобщающую схему –учащиеся записывают в тетради, один ученик на доске.
М + кислота → … + …
(доН2) (кроме НNО3)
3). Взаимодействие металлов с растворами солей
Л.о. проведите опыт в пробирку с раствором сульфата меди(II) опустите железный гвоздь.
Допишите обобщающую схему – учащиеся записывают в тетради, один ученик на доске.
М + растворимая соль менее активного металла → растворимая соль М + М1
IV. Закрепление:
-? Самый тяжёлый металл?
-? Лёгкие металлы?
-? Самый твердый металл?
-? Жидкий металл?
V. Итог урока: Значение металлов для живых организмов. А как вы думаете, для живых организмов металлы имеют значение? Пример: Вот яблоко утыканное гвоздями ( демонстрируют яблоко). Раньше в старину, малокровие –низкое содержание гемоглобина в крови, лечили так: ароматное антоновское яблоко втыкали гвозди. А через сутки, вытащив гвозди,-съедали. Как вы думаете, с какой целью все это делали? (Ответ : Яблоки являются чемпионами среди фруктов по содержанию железа. Ионы железа, содержащиеся в гвоздях, правда ,очень медленно, растворяются в органических кислотах яблока и переходят в мякоть яблока, что является дополнительным источником железа.)Пример №2 Раньше выращивали цветы в железных банках, ведрах, кастрюлях и цветы вырастали крепкие, большие. Почему?
VI. Домашнее задание:
Запишите уравнения реакций, проведенных лабораторных опытов.
План-конспект урока по химии (9 класс) по теме: Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)
Металлы
(урок в 9 классе)
Тип урока: урок – семинар по получению новых знаний
Цель урока: 1) систематизировать знания о металлах; 2) отработать умение работы с учебником и дополнительной литературой; 3) закрепить умение работать в группах; 4) использовать возможности электронных носителей информации.
Ход урока
1 этап – актуализация знаний: вступительное слово учителя, определение задач урока.
Эпиграфом нашего урока можно взять слова Михаила Васильевича Ломоносова: «Металлы – светлое тело, которое ковать можно».
Металлов много есть, но дело не в количестве:
В команде работящей металлической
Такие мастера, такие личности!
Преуменьшать нам вовсе не пристало
Заслуги безусловные металлов
Пред египтянином, китайцем, древним греком
И каждым современным человеком.
Сегодня на уроке мы должны вспомнить все, что мы уже знаем о металлах, и познакомиться с особенностями металлов – химических элементов и простых веществ.
Сначала несколько загадок
- Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь. (золото)
- Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это
И знают: имя моё-… (медь)
- Из глины я обыкновенной,
Но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока,
Бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока –
Мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем,
Зовусь я …….. (алюминием)
Классификация металлов
- По нахождению в природе металлы делятся на самородные (золото, серебро, железо) и рудные.
- Черные (железо, хром, марганец) и цветные.
- Тугоплавкие (вольфрам) и легкоплавкие(ртуть).
- Легкие (литий) и тяжелые(осмий).
- Макроэлементы (алюминий, железо), микро- и рассеянные элементы.
Задачи на урок
Сейчас вы разделитесь на 4 группы. Каждая группа получит задание, которое нужно обсудить в течение 5-10 минут. Затем представители группы расскажут о том, что они подготовили по заданиям. Все остальные ребята должны записывать основные мысли. Для простоты работы я подготовила несколько слайдов, отражающих материал по группам.
*Распределение ребят по группам может быть по добровольному принципу, а может быть по силам. Задания для 1 и 3 групп проще, а для 2 и 4 – сложнее, с использованием дополнительной литературы.
2 этап – работа в группах
Задания для групп
Задание для 1 группы «Химические элементы металлы»
- Положение металлов в Периодической системе элементов.
- Строение атомов металлов.
- Прогнозируемые свойства металлов.
Задание для 2 группы «Металлическая связь»
- Как атомы металлов взаимно удерживаются друг возле друга?
- Что такое металлическая связь?
- Чем металлическая связь похожа на ионную и ковалентную?
- Прогноз о прочности металлической связи.
Задание для 3 группы «Простые вещества металлы (физические свойства)»
- Определить причины, обуславливающие физические свойства металлов.
- Перечислить физические свойства металлов.
- Перечислить области применения металлов, основанные на данных физических свойствах.
Задание для 4 группы «Ряд активности металлов (химические свойства)»
- Какие свойства проявляют металлы, окислителей или восстановителей?
- На что указывает место металла в ряду активности металлов?
- Чему металлы передают свои электроны? (С чем реагируют металлы?)
3 этап – выступление каждой группы по 3-5 минут. Показ презентации.
Химические элементы – металлы
- 89 элементов Периодической системы элементов являются металлами
- Металлы находятся в 1-3 группах и В-подгруппах остальных групп
- На внешнем электронном слое металлов чаще всего 1-3 электрона
- Атомы металлов легко отдают внешние электроны, проявляя свойства восстановителей
Металлическая связь
- Связь между атомами осуществляется за счет электронов внешнего слоя. У металлов они отрываются от атомов, превращая их в положительные ионы
- Металлическая связь – связь между положительными ионами металлов и общими свободными электронами ( «электронный газ»)
- Сходство металлической связи с ионной – наличие ионов, с ковалентной – общие электроны
- Металлическая связь – прочная связь
Простые вещества металлы (физические свойства)
- Физические свойства металлов определяются металлической кристаллической решеткой
- Все металлы твердые, непрозрачные, блестящие, ковкие (пластичные), теплопроводные, электропроводимые
- Применение металлов: электроэнергетика, электротехника, электроника, тяжелая и легкая промышленность, транспорт, связь, сельское хозяйство, медицина, строительство, быт, пищевая промышленность
Ряд активности металлов (химические свойства)
- Металлы в химических реакциях являются восстановителями: Ме0-nē→Me+n
- Место металла в ряду активности определяет, с какой силой металл отдает свои валентные электроны
- Металлы отдают электроны окислителям: взаимодействуют с неметаллами, Н2О, кислотами, солями, оксидами металлов
4 этап – первоначальное закрепление материала, демонстрационные опыты
- Взаимодействие металлов с неметаллами
2 Mg + O2 = 2 MgO (демонстрация)
3Fe + 3Cl2 = 2FeCl3
2 Na + S = Na2S
- Взаимодействие металлов с водой и кислотами
2 Na + 2 h3O = 2 NaOH + h3↑ (демонстрация)
Zn + 2 HCl = ZnCl2 + h3↑
* C азотной кислотой и концентрированной серной кислотой металлы реагируют по-особому.
3) Взаимодействие металлов с солями и оксидами металлов
Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4 (демонстрация)
Al2O3 + 2 Fe = Fe2O3 + 2 Al (термитная смесь)
5 этап – подведение итогов урока
- Прошу подумать и произнести пословицы, поговорки, отрывки из песен и стихов, в которых речь идет о металлах.
- Слово – серебро, а молчание – золото
- Не всё то — золото, что блестит
- Люди гибнут за металл
- Железная воля, стальной характер
Какие свойства металлов отмечаются в этих фразах?
- Что нового мы узнали на этом уроке о металлах, а что было нам знакомо? На каких вопросах необходимо остановиться подробнее на следующем уроке?
- Домашнее задание
Оборудование
- Коллекции «Металлы», «Горные породы»
- Таблицы «Распространенность химических элементов» «Металлическая связь»
- Химические реактивы:Mg, Na, Fe(гвоздь), CuSO4(р-р), вода в кристаллизаторе, раствор фенолфталеина, спиртовка, спички
- Дополнительная литература:
- Л. Ю. Аликберова «Занимательная химия», М. АСТ-ПРЕСС, 1999
- Л. Ю. Аликберова, Б. Д. Степин «Занимательные задания и эффективные опыты по химии», М. Дрофа, 2002
- «Книга для чтения по неорганической химии», составитель В.А.Крицман, М. Просвещение, 1993
- Приложение – презентация по материалу урока.
Тест по химии (9 класс) по теме: Тест «Общие свойства металлов»
ТЕСТИРОВАНИЕ
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛЛОВ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ»
Задания с выбором одного правильного ответа
1. Неметаллическим элементом является
А натрий В медь
Б углерод Г цинк
2. Атомы металлов при взаимодействии с неметаллами
А отдают электроны В удерживают электроны
Б принимают электроны Г отдают и принимают электроны
3. Для металлов характерна связь
А металлическая В ковалентная неполярная
Б ионная Г ковалентная полярная
4. Наиболее распространён в природе металл
А железо В алюминий
Б медь Г золото
5. Наименее активный из перечисленных металлов
А магний В медь
Б свинец Г никель
6. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия калия с водой
А 4 В 6
Б 5 Г 7
Задания с выбором нескольких правильных ответов
7. Общими физическими свойствами металлов являются
А пластичность В блеск
Б эластичность Г электропроводность
8. Магний вступает во взаимодействие с веществами
А Cl2 B NaOH
Б НCl Г СuCl2
Задания на установление соответствия
9. Установить соответствие между реагентами и продуктами
А Zn + h3O 1 не взаимодействует
Б Na + h3O 2 оксид + водород
В Cu + h3O 3 гидроксид + водород
4 гидроксид
1 2 3
10. В схеме превращений Ca → CaO → CaCl2 → Ca(OH)2
цифрам 1, 2, 3 соответствуют вещества
А вода В кислород
Б хлоридная кислота Г натрий гидроксид
1 | 2 | 3 |
Задания открытой формы
11. Напишите уравнения возможных реакций взаимодействия бария с веществами: сера, хлор, кислород, калий гидроксид, сульфатная кислота, натрий оксид. Назовите продукты.
12. Элемент 1 группы образует оксид, имеющий относительную молекулярную массу 62. Определить металл.