Обязанности репетитора – что за профессия, чем занимается, плюсы и минусы, обучение, требования, описание,для детей, википедия, такой

Содержание

Что должен дать ученику хороший репетитор, а что в его обязанности не входит?

Каждый родитель хочет найти хорошего репетитора своему ребёнку. Но что скрывается под понятием «хороший репетитор»? У каждого свои требования к преподавателю, кто-то ищет школьного учителя с многолетним стажем, кто-то наоборот, предпочитает заниматься с молодыми педагогами, имеющими новые интересные подходы к обучению. В обоих случаях репетитор может оказаться как хорошим, так и плохим. Ведь в конечном счёте, важен реальный эффект от занятий. TutorOnline разобрался, что входит в обязанности хорошего репетитора,а чего требовать от преподавателя не стоит.

Итак, пункт первый: подход!

Хороший репетитор: Проводит вводное занятие, на котором знакомится с учеником, выявляет его пробелы и определяет, какой подход нужен к ученику. 

Плохой репетитор: Сразу навязывает свою систему, пусть и наработанную годами, но абсолютно не учитывает того, как реагирует на него ученик. Так, зачастую ученики, которые привыкли к более доброжелательному общению с учителем, не могут расслабиться на уроках с требовательными строгими репетиторами, и в результате из-за страха сделать ошибку или лишний раз задать вопрос, снижается эффективность занятий.

Пункт второй: Понятность объяснения.

Хороший репетитор: Объясняет материал, приводит наглядные примеры. Онлайн-репетиторы школы TutorOnline используют различные наглядные изображения, схемы, которые помогают лучше понять материал. Далее репетитор разбирает новое аналогичное задание вместе с учеником, задавая вопросы и определяя, насколько хорошо ученик понял его объяснение. Если школьник даёт неправильные ответы, репетитор повторяет материал ещё раз.

Плохой репетитор: Объясняет задание. Далее следует типичная фраза: «Понятно? Тогда идём дальше!». Но ведь не всегда ученики честно отвечают на этот вопрос. Кто-то просто стесняется сказать, что ему неясно объяснение. Задача хорошего педагога не сказать, что ученик сам виноват, а дать ему реальные знания.

Пункт третий: Материалы

Хороший репетитор: Использует новейшие пособия,учебники, знает о всех нововведениях, касающихся его предмета. Онлайн-репетиторы TutorOnline активно используют аудио- и видеоматериалы, чтобы ученик мог изучить и запомнить тему лучше. Особенно это важно при занятиях иностранным языком.

Плохой репетитор: Ведёт занятия по 1-3 учебникам старых годов, по которым по его мнению удобно учиться. А если ученик предлагает использовать на уроке свои пособия, которые он специально приобрёл или скачал, репетитор отправляет его заниматься по ним дома.

Пункт четвертый: Мотивация

Хороший репетитор: Всегда находится ободряющие слова, даже если ученик не справляется с заданиями, нервничает, жалуется. Педагог понимает, что иногда стоит отвлечься от учебного процесса буквально на минутку, рассказать интересный пример из жизни и вот уже ученик снова готов к работе!

Плохой репетитор: Не обращает внимание на усталость ученика, психологически давит на него, подгоняя и говоря, что другие справляются с этим заданием гораздо быстрее. После занятий с таким репетитором ребёнок чувствует только усталость и ненависть к предмету. А ведь он должен наоборот чувствовать, что после урока он стал чуть ближе к своей цели!

Чего не должен делать хороший репетитор?

Иногда, люди ошибочно понимают помощь репетитора и требуют от него выполнения домашнего задания или решения экзаменационных задач. Но ведь главная задача хорошего преподавателя — научить, а не сделать работу за ученика! Поэтому настоящий преподаватель может вам помочь в выполнении любого задания, но только при условии, что вы сами хотите понять, как это делается.

Если вы ищете действительно хорошего преподавателя, записывайтесь на первое бесплатное занятие к онлайн-репетиторам TutorOnline! Наши преподаватели прошли строгий отбор и точно помогут вам с любым заданием, а также подготовят к экзаменам на все 100!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Основные отличия тьютера от репетитора *

Основные отличия тьютера от репетитора

Образовательная программа в России постоянно подвергается изменениям, чтобы в школах и ВУЗах готовили высококвалифицированных специалистов, способных развивать науку, отрасль и общество. Порой усвоение некоторых дисциплин вызывает сложности: учащийся не в силах самостоятельно разобраться в теме, он не понимает материал, ему лень изучать дополнительные источники и пр.

Кто поможет студентамПомощь студентам в обучении

Чтобы облегчить его участь на помощь может прийти репетитор или тьютор.

Основные обязанности репетитора

Репетитор призван помочь школьникам, студентам, аспирантам получить новые знания, усвоить пройденный курс. В его основные обязанности входят следующие действия:

– объяснение материала с целью наилучшего усвоения;

– тренировка учащегося в рамках конкретной темы, закрепление пройденного курса: разбор теории, основных определений, решение задач;

– проверка учащегося: организация дополнительных проверочных работ, оценка работы учащегося;

– углубленное изучение дисциплины с целью подготовки школьника/студента/аспиранта к экзаменам;

– помощь в подготовке домашнего задания;

– и пр.

Репетитор должен «разжевать» для своего подопечного материал, объяснить на максимально простом и понятном языке сложные вещи, донести до ребенка основную мысль, помочь разбираться в теме и научить правильно использовать полученные знания.

По сути, репетитор – этот тот же самый учитель, который готовит ребенка по определенному предмету, обучает его.

Чем занимается тьютор?

Тьютор в переводе с английского языка «tutor» означает «наставник, консультант, опекун». Сегодня тьютор – это одна из самых новых и развивающихся специальностей.

Тьютор преследует определенную цель – управление процессом обучения, подготовки студентов и учащихся.

В обязанности тьютора входят следующие действия:

– наставничество: проведение консультаций оказание, поддержки учащегося;

– координация: тьютор не проводит занятия, а всего лишь выстраивает определенный «алгоритм» обучения, которого студент должен придерживаться;

– контроль: проверка знаний студента посредством простого опроса или письменной работы;

– развитие самодисциплины, саморазвития, самоконтроля.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Кто поможет студентам

Основные сходства репетитора и тьютора

В работе тьютора и репетитора можно найти следующие сходства:

Общее между тьютором и репетиторомЧем сходны репетитор и тьютор

Деятельность каждого специалиста имеет определенную цель. Миссия тьютора и репетитора совпадает – улучшение знаний и совершенствование навыков.

Оба эксперта приводят примеры при решении задач. Данный метод позволяет лучше усвоить пройденный курс и показать, как знания следует применять на практике.

Тьютор и репетитор проводят консультации, в ходе которых учащийся получает ответы на свои вопросы, рекомендации (как решать, какой метод использовать, какую литературу изучать и пр.).

В процессе общения с подопечным каждый из них использует индивидуальный подход.

Отличия тьютора от репетитора

Тьютор и репетитор – это не одно и тоже. Указанные специалисты выполняют разные задачи:

  1. Тьютор призван координировать действия учащегося разработав для него индивидуальный план обучения. Он управляет процессом обучения. Репетитор же непосредственно учит ребенка.
  2. Тьютор выполняет роль наставника, который дает советы и рекомендации для более «глубокого погружения» в предмет. Репетитор же пропускает весь материал через себя, разъясняя его студенту с глазу на глаз.
  3. Тьютор не проводит занятий с учеников, как это делает репетитор. Тьютор прививает самостоятельность, давая учащемуся свободу действий. Репетитор же полностью контролирует процесс обучения и усвоения материала.

Таким образом, тьютор и репетитор – это два разных специалиста, которые помогает учащемуся усвоить образовательную программу, получить новые знания и навыки, но достигают этого разными способами.

Как понять хороший ли репетитор, о его обязанностях и том, что должен делать

Как найти работу репетитором

Профессия репетитора востребована во всех странах Европы, к тому же она приносит хороший доход. Свободный график работы, который очень легко совмещать с другими занятиями – еще один несомненный плюс. Но поиск репетитора – задача не из простых, особенно когда предложений много и предстоит выбрать подходящего по манере изложения, квалификации и характеру специалиста.

Заинтересованы в такой работе или же нужен хороший специалист? Давайте тогда разберемся в тонкостях профессии, как выбрать хорошего репетитора, а также в том, как правильно составить резюме.

О профессии репетитора

Репетиторы занимаются с людьми разной возрастной категории. Основная задача – найти подход к ученику и помочь ему справится с трудностями, которые возникают при обучении. Предстоит составлять программу изучения языка для каждого студента индивидуально, в зависимости от его уровня владения языка и пожеланий.

Для каких целей нужен репетитор

  • когда необходимо повысить успеваемость в школе, проходя повторно материал школьной программы;
  • подготовка к контрольным или экзаменам, занятия с репетитором имеет более узкий фокус и, как правило, является более интенсивными;
  • подготовка ученика к поступлению в ВУЗ;
  • перспективы трудоустройства в международную компанию;
  • поиск семьи и переезд в другую страну.

Должный подход в каждом частном случае дают необходимый результат. Логично, что взрослому человеку, желающему улучшить своё положение в обществе и устроиться на более высокооплачиваемую работу требуется базовый и специальный язык. В то время как школьнику для подготовки к поступлению – рекомендуемые планом проведения экзамена знания.

Обязанности репетитора

Основная обязанность – индивидуализированное преподавание предмета, которое качественно улучшит знания ученика. Процесс обучения включает в себя много аспектов. 
• Подбор материалов
Репетитор определяет нужный учебный материал для каждого ученика в индивидуальном порядке в зависимости от знаний и целей.
• Программа обучения
Должностной обязанностью также является постановка индивидуальной программы обучения, планирование каждого урока и домашних заданий.

• Контроль результативности
Репетитор, в первую очередь, работает на результат, поэтому отслеживание показателей обучения ученика также входит в обязанности специалиста. Важно понимать, что конечный результат во многом зависит от ученика и его родителей, если это школьник или подросток.

Каким должен быть хороший репетитор

Образование

Одно из основных условий – умение и желание качественно обучать.  Репетитор должен иметь высшее образование по предмету, который он преподает, а большим преимуществом будет педагогическое образование.

Знания и опыт

В целом для репетитора очень важно знать разные методики преподавания, уметь находить общий язык с учениками, заинтересовать их в материале, получать положительный результат своей работы. Такой специалист должен иметь опыт преподавательской деятельности от 3-х лет.

Но не всегда для данной профессий обязателен опыт преподавательской деятельности, иногда достаточно просто быть компетентным в своей области, уметь доходчиво преподнести материал и найти общий язык с учеником. На подобную вакансию могут взять и студентов в целях экономии.

Знания основ психологии

Чтобы лучше понимать своих учеников и легко сотрудничать с ними, репетитор должен знать основы психологии людей разных возрастных категорий, поскольку учениками могут быть как школьники, так и взрослые люди.

Хороший репетитор умеет мотивировать своих учеников и создавать благоприятную для обучения атмосферу. Преимуществом для репетитора, конечно, будут сертификаты международного образца.

И вообще репетитор – это внимательный педагог, который заинтересован в положительном результате и достижениях своих учеников.

Сколько получает репетитор

Средняя зарплата зависит от возраста, опыта и квалификации. При полной занятости репетитор зарабатывает в среднем от 600 евро. Если Вы ищите репетитора, то помните, что не всегда высокая стоимость занятий означает, что Вы имеете дело с хорошим специалистом.

Что написать о себе в резюме

Опыт работы

  • Опыт преподавания — с 2007 по 2013 год;
  • репетиторская деятельность — с 2012 года.

Как репетитор я выполнял такие задачи:

  • преподавания английского языка в индивидуальном порядке;
  • подготовка к экзаменам;
  • помощь ученику в выполнении домашнего задания;
  • подбор материала, составление программы обучения, планов уроков для каждого ученика отдельно.
  • контроль результатов, систематическая работа над ошибками.

О себе:

  • опыт работы репетитором – 5 лет;
  • опыт преподавания – 6 лет;  
  • легко нахожу подход к ученикам;
  • ответственность и целеустремленность.

Профессия репетитора требует опыта преподавания и умения находить общий язык с учениками. Укажите в резюме предметы, которые можете преподавать, опыт работы и стоимость одного урока. Найдите своих лучших учеников прямо сейчас!

Команда PromoChoice

Скачать резюме репетитора (образец)

 

Юридические аспекты работы репетитором | Буква, репетиторский центр

IR-juridicheskie_aspektyРепетитор — это частный преподаватель, человек, работающий не на образовательное учреждение, а на себя. Если человек зарабатывает деньги, он обязан платить налоги. По сути, репетитор — это предприниматель, имеющий прибыль с предоставления своих услуг.


Как в нашей стране регулируется деятельность самозанятого населения?

Во-первых, необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Это значит: встать на учёт в налоговом органе и в пенсионном фонде РФ.

Подробнее о том, как зарегистрировать ИП Вы можете узнать у меня на бесплатной консультации. Кстати, Вы можете задать и другие вопросы.

Зачем нужен статус ип

После успешного прохождения регистрации, репетитор получает официальный статус индивидуального предпринимателя. Теперь государство знает всё о нём и о его деятельности. Это позволит репетитору, во-первых, на законном основании зарабатывать деньги, проводя частные уроки, во-вторых, иметь официальный трудовой стаж, а в-третьих, делать отчисления для своей будущей пенсии.

Какие обязанности появятся после регистрации ип

После того, как репетитор стал индивидуальным предпринимателем, на него возлагаются определённые обязанности: ведение кассовых и отчётных документов, сдача отчётности в гос.органы, уплата налогов от прибыли и уплата взносов в пенсионный фонд.
Подробнее об этом можно узнать на моей консультации.

Как быть репетитором и не регистрировать ИП

Если процедура регистрации и связанные с получением статуса ИП обязанности пугают Вас, можно поступить по-другому. Устроиться работать в репетиторский центр. В этом варианте много плюсов: Вы, с одной стороны, сохраняете частный характер деятельности, а с другой, не нагружаете себя отчётностью, бухгалтерией и уплатой налогов. Всё это делает за Вас репетиторский центр, в который Вы устроились.

В каком случае репетитору нужна лицензия на образовательную деятельность узнать

Смотрите также:

Репетитор: инструкция по применению

Каждый третий старшеклассник перед ЕГЭ занимается с репетитором. Причем 60% таких школьников учатся хорошо. На дополнительных уроках всего лишь подтягивают знания. Педагоги уверены, в этом случае тратиться на репетиторов не стоит.

Любовь Духанина, председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования: В интернете есть очень много интересных бесплатных ресурсов. Прежде чем нанимать репетиторов, правильно было бы попробовать самостоятельно с помощью открытых онлайн-курсов, большого количества курсов, тестов попытаться осваивать темы и только в крайнем случае прибегать к поддержке взрослого.

Помощь репетиторов действительно нужна, когда школьники перебиваются с двойки на тройку. В этом случае важно понимать — законодательно обязанности репетиторов нигде не прописаны, их деятельность не лицензируется. Проконтролировать работу педагога никто не может. А потому к выбору учителя нужно подойти со всей серьезностью.

Любовь Духанина, председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования: Прежде чем доверять ребенка любому взрослому, целесообразно удостовериться в уровне его квалификации, в безопасных условиях проведения занятий и поинтересоваться, какие результаты были у ребят, с которыми педагог занимался ранее.

Сын Ольги Лебедевой в 11 классе не справлялся с математикой. Через интернет нашли репетитора. Заплатили за месяц вперед. Но за восемь уроков отметки лучше не стали. Ольга решила проверить, как проходят занятия. С порога ее встретили громкая музыка и хохот. С одной стороны хорошо, что ученик и учитель нашли общий язык, с другой — когда нанимаешь педагога и платишь ему, хочется видеть результат. Сразу возникает вопрос — когда его ждать? Школьные психологи говорят, даже у самых трудных учеников первые успехи по гуманитарным дисциплинам появляются через три урока, а по естественным и точным наукам — спустя пять занятий.

В эффективности работы репетитора можно убедиться заранее. Во-первых, искать лучше не в интернете, а через знакомых или школьных учителей. Во-вторых, обращать внимание не только на грамоты и дипломы. Хорошим педагогом может оказаться даже студент-старшекурсник. Главный показатель грамотного репетитора — ученики, которые легко поступили в вуз.

Роль репетитора в обучении

Слово репетитор стало всем знакомо, особенно в последнее время, когда почти каждый ребенок занимается с репетитором по какому-то предмету. Раньше занимались с репетитором только те, которые отставали по знаниям предмета, а теперь все, так как основная цель это усваивание материала и совершенствование своих знаний. Одна из причин процветания репетиторства это усложнение школьной программы, из-за чего дети физически не успевают усваивать материал во время уроков, поэтому они вынуждены заниматься дополнительно и лучший способ это сделать, заниматься с репетитором.

Репетитор это тот человек, который обладает большую роль даже чем преподаватель, так как он ведет, как правило, индивидуальные занятия, из-за которых собственно и пользы больше. Занятия проводятся по удобному для учеников графику. Почему так много школьников занимается с репетитором? Потому что все хотят получить хорошие оценки, а репетитор это один из залогов успешных получений знаний.

Роль репетитора в обучении заключается в том, чтобы поднять интерес к предмету, улучшить знания, заполнить пробелы в знаниях и гарантировать хорошую успеваемость. Стоит ли заниматься с репетитором по всем предметам? Скорее всего, нет. Для этого есть несколько причин и самая очевидная из них это то, что вы просто не успеете дополнительно заниматься по всем предметам. Таким образом, вы должны выбрать только то, что вам больше всего необходимо.

Как определить, по какому предмету нужен репетитор? Все зависит от ваших целей. В первую очередь нужно назначить себе репетиторские уроки по предмету, по которым есть определенные проблемы в усваивание. Во вторую очередь, нужно выбрать предмет, по которому нужно углубить свои знания, знания, которые впоследствии могут быть использованы в учебе и работе.

Репетиторы есть в каждом городе, существуют даже определенные базы данных, которые позволяют выбрать нужного репетитора. Поиск репетитора в интернете это весьма распространенное явление. И если вам нужен репетитор Тюмень (http://www.razvitie72.ru/courses/), то вы уже знаете, где его найти.



Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

9 мифов о репетиторах и репетиторстве

Очень многие школьники пользуются помощью репетиторов. Но и среди детей, и среди родителей бытуют разные мифы на этот счет. Мы поговорили о них с кандидатом педагогических наук Антоном Владимировичем Буслаевым — школьным учителем и доцентом математического факультета Московского педагогического государственного университета.

9 мифов о репетиторах и репетиторстве

Миф 1: Репетиторство вообще не нужно, школа обязана как следует научить любого ученика. Вместо того чтобы тратить деньги на репетиторов, родителям следует призвать к порядку школьных учителей.

Такое явление, как репетиторство, возникло не сегодня и не вчера, и причины его появления очень серьезные, они коренятся в самой сути массового среднего образования. То, что обычная школа способна качественно научить любого ученика любому предмету, — это не более чем идеологический штамп. А реальность совсем иная. Всегда — и в наши дни, и в советское время, и до революции — были неуспевающие школьники. И не только потому, что учителя плохие или дети глупые. Учитель может быть замечательным, ребенок может быть умным, а все равно он по какому-то предмету не успевает.

«Не успевает» часто надо понимать буквально: он не успевает за время урока усвоить объяснение учителя, не успевает написать контрольную работу и так далее. Почему? Может, он стесняется на уроке спросить учителя, может, он болел, когда проходили новый материал, может, у него нет контакта именно с этим учителем, может, у него нет достаточной мотивации вникать в этот предмет — интересы лежат в другой плоскости, а экзамены еще нескоро (если мы говорим про младшие и средние классы), может, он раньше учился в другой школе, где требования были гораздо мягче, или сменился учитель и учебник… словом, обстоятельств может быть миллион. Но вот ребенок раз не понял, два не решил, три постеснялся спросить — и пробелы в знаниях растут, накапливаются. В какой-то момент родителям становится ясно: ситуация катастрофическая, надо что-то делать!

А что тут можно сделать? Пойти к учителю и потребовать, чтобы тот больше внимания уделял их ребенку? Думаю, все понимают, насколько эффективной окажется такая конфронтация. Отправлять ребенка на дополнительные занятия по этому предмету, здесь же, в школе, после уроков? Да, такие занятия существуют, они для детей бесплатны, но на практике они нередко оказываются копией школьных уроков, и тогда особого толка от них нет. И уж тем более они не помогут, если проблема не только с пониманием текущего материала, но и со всем тем, что проходили раньше.

И вот тогда родители, наконец, понимают, что все-таки с ребенком надо заниматься индивидуально.

Это я описал случай, когда школьник отстает, получает плохие отметки. Но бывает и более неприятная ситуация — когда формально-то ребенок учится хорошо, у него четверки и пятерки, но в какой-то момент (обычно перед государственными экзаменами в 9 или в 11 классе) выясняется, что пятерки липовые, что реальных знаний у ребенка нет. Почему эта ситуация более неприятная? Потому что время уже упущено. Лучше бы нахватать двоек в шестом классе и вовремя заняться решением проблемы, чем к концу девятого обнаружить, что четверки-пятерки есть, а знаний и навыков нет. И чем в таком случае поможет школа? Переводить ребенка в другую, где этот предмет преподается лучше? Но для школьника это огромный стресс — новые дети, новые учителя, и не факт, что в итоге будет польза.

Наконец, третий случай, когда массовая школа особо помочь не может, — если у ребенка есть явные способности к предмету, явный интерес, он ту же, к примеру, математику знает лучше своих одноклассников, он хочет поступать в профильный вуз, допустим, в МФТИ или в МГУ. И ему для этого потребуются такие знания, которые обычная школа на уроках не даст, да и не обязана давать. Ни в каких нормативных документах, между прочим, не сказано, что целью обучения в массовой школе является подготовка к поступлению в вуз.

 

Миф 2: родители или другие родственники сами способны позаниматься с ребенком, ликвидировать пробелы в его знаниях.

9 мифов о репетиторах и репетиторстве

В каких-то случаях это действительно возможно. Но чаще всего — нет. Во-первых, родители, как правило, люди работающие. Когда заниматься? В десятом часу вечера, когда и у них, и у ребенка тяжесть в голове? Даже если они сумеют себя заставить (и не один раз, а постоянно), толку от занятий в состоянии усталости не будет никакого.

Во-вторых, родители даже если и разбираются в проблемном предмете (английский язык, математика, русский), то не знают, как надо все это объяснять ребенку. Иными словами, репетиторы-дилетанты не знают основ методики. Это только кажется, что методика не нужна, что это заумь какая-то, что на самом деле все просто. Будь оно действительно так просто, не думали бы над этим сотни светлых умов на протяжении столетий, не нужны были бы вообще педагогические вузы, любой предмет мог бы преподавать кто угодно.

Что же получается, когда родитель садится с ребенком и, не зная методики, не зная последовательности школьной программы, начинает объяснять, как решать такие задачки? А получается, что метод решения может быть ребенку еще непонятен, они еще этого не проходили. Да, можно надрессировать решать именно такие задачки этим методом, но уже чуточку другие задачки окажутся ребенку не по силам. Родитель не знает, что тот метод, которым в этом классе положено эти задачи решать, нужен как основа для усвоения последующего материала, и что если прыгать сразу через несколько ступеней, у ребенка образуются лакуны в знаниях. В итоге это может не только не улучшить, но даже и ухудшить его текущую успеваемость, а главное — создать проблемы, которые вскроются гораздо позже, уже на этапе подготовки к сдаче экзамена (в частности, ЕГЭ).

В-третьих, многим детям некомфортно заниматься с родителями и близкими родственниками. Они стесняются показаться тупыми в их глазах, боятся их разочаровать — и поэтому не переспрашивают, притворяются, будто поняли. А бывает и так, что дети не воспринимают родственника, с которым их вынуждают заниматься, как авторитета, как человека, имеющего право требовать выполнения заданий, имеющего права покушаться на их свободное время. В то же время с посторонним человеком (репетитором) таких сложностей у них нет. Я не говорю уже о том, что далеко не всегда сами родители являются образцом такта и выдержки. Видя, что ребенок «тупит», они начинают раздражаться, кричать… а как результат, у ребенка возникает стойкое отвращение к таким занятиям.

 

Миф 3: подходящего репетитора найти очень легко, достаточно лишь посмотреть на его резюме и статистику поступлений в вузы его учеников.

9 мифов о репетиторах и репетиторствеНа самом деле найти подходящего репетитора именно в вашем случае, для вашего ребенка, может оказаться очень непросто. Ведь помимо знаний и опыта, необходим еще психологический контакт именно этого репетитора с именно этим ребенком — а тут могут возникнуть неприятные неожиданности.

Обычно репетитора ищут двумя способами — либо посредством «сарафанного радио» (то есть по рекомендациям знакомых), либо в Интернете, где у репетитора может быть свой сайт, может быть канал на YouTube с фрагментами занятий. Скорее всего, информация, которую вы можете там найти, достоверная. Шарлатаны случаются, но не так часто, чтобы говорить об этом как об ужасной опасности. Однако даже если этот репетитор — доктор наук, если вам безумно нравятся видео с его занятиями, если вас обнадеживает статистика поступлений его учеников, все равно может оказаться, что именно вашему ребенку он не подходит. Может, ребенка оттолкнет его внешность, может, его манера говорить, может, формат проведения занятий.

Кстати, насчет формата: бывают занятия индивидуальные, один на один с репетитором, а бывают групповые, когда репетитор занимается одновременно с несколькими детьми. Иногда бывает полезнее так, иногда — этак. Например, если это занятия иностранным языком, то небольшая группа может оказаться лучше, чем индивидуально с преподавателем, потому что друг с другом детям разговаривать психологически проще, чем со взрослым. А может быть и наоборот. И бывает так, что ребенку нравится преподаватель, но не нравится группа. А теперь бывают и занятия дистанционные, когда преподаватель в Интернете ведет онлайн-трансляцию своей лекции. И у этой формы занятий есть масса своих особенностей, которым можно посвятить отдельную статью.

Далее, ища репетитора, надо понимать, для чего вы это делаете. Если ваша цель — подтянуть шестиклассника по русскому языку, то вряд ли разумно обращаться к «светилу», университетскому профессору, который готовит старшеклассников к поступлению на филфаки ведущих вузов. Его методика работы не рассчитана на младших подростков. Это все равно что на танке в булочную ездить. «Самый лучший» репетитор вовсе не обязательно окажется самым лучшим именно для вас.

 

Миф 4: как только вы наймете ребенку репетитора, тут же улучшится текущая успеваемость по этому предмету.

9 мифов о репетиторах и репетиторствеСразу — не улучшится. Нормальный репетитор начинает с того, что выявляет проблемные места ученика, разбирается с тем, что было запущено в предыдущих классах, и строит занятия так, чтобы дать ребенку системные знания. Это означает, что материалом, который прямо сейчас проходят в их классе, он совсем необязательно будет заниматься с ребенком прямо сейчас. Например, не станет объяснять восьмикласснику, как решать квадратные уравнения, если сначала надо научиться считать и начать с таблицы умножения и действий с дробями. Текущая успеваемость со временем тоже улучшится, но именно что со временем.

Тут полная аналогия с приемом какого-нибудь лекарственного препарата: курс лечения рассчитан на несколько месяцев, не стоит ждать чудесного исцеления после первых же проглоченных таблеток. Так и занятия с репетитором обычно длятся месяцы, а то и годы. Исключение — форс-мажорные обстоятельства, когда, например, в 11 классе в мае родители спохватились — и нанимают ребеночку репетитора, чтобы перед ЕГЭ успеть сделать хоть что-то. Но каким бы замечательным ни был репетитор, он все равно не гарантирует чуда.

 

Миф 5: самое главное — это нанять ребенку хорошего репетитора. После этого родители могут расслабиться.

9 мифов о репетиторах и репетиторстве

На занятии репетитор всегда дает ученику домашнее задание, которое нужно выполнить к их следующей встрече. Без выполнения этих заданий толку от очных занятий нет. А кто проверит, делает ли ребенок эти задания? Да, бывают очень сознательные, очень мотивированные дети, которые сами все держат под контролем. Но чаще контролировать это приходится родителям.

Надо с самого начала, еще только задумываясь о поиске репетитора, понимать: придется ведь не только ездить к репетитору раз или два в неделю, но и делать домашние задания. Чтобы их делать, нужно выделить необходимое время. А поскольку времени всегда не хватает, значит, чем-то надо будет пожертвовать: может, какими-то другими занятиями, может, кружками и секциями, может, к самому минимуму свести прогулки, общение с друзьями, и так далее.

Ответьте себе на два вопроса: во-первых, есть ли в распорядке дня ребенка такой временной ресурс, а во-вторых, если есть, то способны ли вы проконтролировать, действительно ли он выполнял задание репетитора, а не играл, допустим, на компьютере? Если нет, если ничем не можете пожертвовать, если не можете проконтролировать работу ребенка, то, может, лучше и не нанимать репетитора? Может, это просто не ваш случай?

Большинство репетиторов, видя, что ученик систематически не выполняет домашние задания, просто отказываются с ним в дальнейшем работать. И тогда вы просто потратите время, деньги и нервы, а пользы от таких занятий не получите.

Кстати, о деньгах: это тоже распространенный родительский стереотип, будто мотивация репетитора исключительно меркантильная. На самом деле, если это не шарлатан, а крепкий профессионал, он работает не только за деньги. Он любит эту работу, он получает от нее моральное удовлетворение, ощущает свою востребованность. Но если эти занятия нужны только родителям, а у ребенка мотивация нулевая, то зачем их продолжать?

 

Миф 6: ребенку надо нанимать репетиторов практически по всем школьным предметам — если, конечно, финансы позволяют. Мол, кашу маслом не испортишь.

9 мифов о репетиторах и репетиторствеНа самом деле это огромная ошибка. Ребенок может просто не выдержать такой чудовищной нагрузки — и школьные занятия, и множество занятий с репетиторами — со всеми вытекающими последствиями. Как вариант защитной реакции, ребенок начнет наплевательски относиться к школьным урокам и домашним заданиям, что, естественно, приведет к еще большим сложностям в школе. А может, и к проблемам со здоровьем. Надо трезво оценивать силы ребенка, не лишать его детства. Все-таки учеба должна приносить ему удовольствие и радость познания, а не становиться тяжкой повинностью.

Иногда, к сожалению, бывает и так, что стремление нанять репетитора свидетельствует лишь о родительском тщеславии: я замечательная мама (или папа), я ничего не пожалею ради своей кровиночки! Либо причина — в стремлении любой ценой дать ребенку высшее образование: оно мыслится незыблемой ценностью, а его отсутствие — катастрофой. А поступление в вуз без репетиторов таким родителям кажется невозможным.

Поэтому если уж вы решили искать репетитора, то только по тем предметам, которые для ребенка реально значимы и с которыми самостоятельно он никак не справится.

 

Миф 7: если нанимать ребенку репетитора по какому-то предмету, это может вызвать недовольство его школьного учителя.

9 мифов о репетиторах и репетиторствеНа самом деле это не совсем миф — часто такое действительно бывает. И это не лучшим образом говорит об учителе. Я знаю случаи, когда учитель возмущался, что ребенку наняли репетитора, потому что сам хотел заниматься с ним за деньги, а тут, выходит, ущемили его финансовые интересы. Насколько вообще этично заниматься частным образом с учеником, которого ты учишь на уроках в школе — это вопрос, на который однозначного ответа нет. Но уж возмущаться, что он достался «конкуренту» — безусловно недопустимо. Однако такое бывает.

Другая причина недовольства учителя — если, с его точки зрения, репетитор учит неправильно. Например, дает материал, опережающий школьную программу, а ученик тут же начинает хвастаться перед одноклассниками (а то и перед учителем) своей «продвинутостью». Или репетитор дает форму записи, отличающуюся от той, что требует учитель. Или, если это иностранный язык, претензии могут быть к произношению (и кто тут более прав, учитель или репетитор, не всегда возможно понять). Но особенно вероятны такие коллизии в случае литературы и истории. Все-таки в этих науках достаточно велик момент субъективности: при обучении даются не только голые факты, но и их оценки, и связи между ними. А тут уже сильно влияет мировоззрение.

Но все-таки вероятность такого не слишком велика. Большинство учителей, если даже и узнают, что их «трудный» ученик занимается с репетитором, будут только рады, когда у него улучшится успеваемость. Ведь отстающий не только сам отстает, но и в какой-то мере тормозит остальных детей. Кроме того, нормальный репетитор прекрасно знает не только свой предмет и не только как ему научить, но и как обучают этому в школе. Он постарается избежать каких-то серьезных расхождений, либо предупредит ученика, что в школе надо записывать решение задачи так, как там требуют.

 

Миф 8: репетитор обязан решить все педагогические и психологические проблемы ребенка.

9 мифов о репетиторах и репетиторстве

Нанимая репетитора, родители зачастую хотят, чтобы тот не только научил их ребенка своему предмету, но и воспитал в нем усидчивость и трудолюбие, привил ему навыки самоорганизации, и так далее.

Безусловно, методика построения занятий и отношение репетитора к своей работе будет организующим и дисциплинирующим фактором. Но требовать от репетитора отдельным пунктом воспитание ученика вряд ли логично.

Кстати, еще не факт, что любой репетитор справится с обучением своему предмету ученика с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья): чтобы с ним заниматься, нужно владеть специальными методиками.

На самом деле репетитор зачастую не в состоянии (или не хочет) заниматься воспитанием ученика, потому что общается с ним, допустим, полтора часа в неделю и намерен все это время тратить исключительно на занятия по предмету. Особенно это касается занятий со старшеклассниками: близок «час Х» (экзамен), велик объем материала, и мотивированность ученика предполагается по умолчанию.

Заниматься воспитанием репетитору попросту некогда. Если ребенок постоянно отвлекается, если не умеет внятно выразить свою мысль, если не совсем понимает смысл прочитанного текста (хотя бы даже условие текстовой задачи) — то это недоработки родителей, воспитателей детского сада и учителей начальной школы. Частичная компенсация этого может происходить в результате занятий с репетитором, но вряд ли станет для него главной задачей. К репетитору в первую очередь идут за знаниями.

 

Миф 9: без репетиторов хорошо сдать ЕГЭ абсолютно невозможно.

9 мифов о репетиторах и репетиторстве

Разумеется, это не так. Мы говорили о случаях, когда репетитор нужен. Но зачастую без него можно обойтись, если школьник стабильно хорошо учится в школе, имеющей д

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *