Огэ по русскому 3 задание – : 3

Содержание

Разбор задания №3 ОГЭ по русскому языку


Теория к заданию №3 ОГЭ по русскому языку


В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.

Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).

В данной теоретической справке я разберу основные средства выразительности, которые чаще всего встречаются в задании №3.

Подробный список и пояснения вы сможете найти в приложенных файлах после типовых разборов :-).

Нам необходимо запомнить определения основных средств выразительности и знать несколько примеров для лучшего понимания.

  1. Метафора – скрытое сравнение (один предмет сравнивается с другим по какому-либо общему признаку – можно видоизменить предложение без потери смысла, добавив союзы как, словно, будто).

Пример: Ночь металась за окнами, то 

распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. (Ночь словно металась за окном, то будто распахиваясь стремительным белым огнем, то будто сжимаясь в непроглядную тьму).

  1. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живых существ. 

Пример: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

  1. Эпитет – образное, яркое определение предмета или действия. 

Пример: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она. 

НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.

Пример: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное  значение слова), осенний день (осенний – НЕ эпитет, это прямое, а не переносное значение слова).

  1. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим.Сравнение может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК)

Пример: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

б) сравнительным придаточным предложением

Пример: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) существительное в творительном падеже

Пример: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

  1. Гипербола – преувеличение.

Пример: Я тебе миллион раз говорил.

  1. Литота – преуменьшение.

Пример: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Пример: Имя твоё – птица в руке, Имя твоё – льдинка на языке…

  1. Параллелизм– повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.

Пример: Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие…

  1. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания.

Пример: Сейте разумное, доброе, вечное

  1. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.

Пример: Они сошлись. Волна и камень, стихи и прозалёд и пламень.

  1. Инверсия – обратный  порядок слов. При этом порядке слов:
    а) подлежащее стоит после сказуемого
    б) прилагательное после существительного
    в) наречие после глагола

Пример: Вот нахмурил царь брови чёрные…  (Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

  1. Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа; обычно ставится с целью усиления утверждения .

Пример: На кого не действует новизна?

  1. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.

Пример: О Русь моя! Жена моя!

  1. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем. 

Пример: ленивый, ленится, лентяй

  1. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. 

Пример: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

  1. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.

Пример: реветь, дочурка, продажный

  1. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания.

Пример: ночное светило = луна или «Люблю тебя, Петра творенье!»=»Люблю тебя, Санкт-Петербург!»

  1. Метонимия — образное обозначение предмета по одному из его признаков. 

Пример: «Все 

флаги будут в гости к нам», где под «флагами» подразумеваются  «корабли»

  1. Лексический повтор — намеренное повторение одного и того же слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.

Пример: Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. 

  1. Оксюморон — сочетание несочетаемого.

Пример: живой труп, пленница свободы, светлая тьма


Разбор типовых вариантов задания №3 ОГЭ по русскому языку


Первый вариант задания

Рассмотрим задание №3 из демонстрационного варианта ОГЭ по русскому 2017:

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
  2. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
  3. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
  4. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
Алгоритм выполнения:
  1. Метафора – слово в переносном смысле, скрытое сравнение.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении трус несчастный – устойчивый эпитет.
    • Во втором предложении письма вынули из души, душа ослепла, душа оглохла – метафора.
    • В третьем предложении вызывающий тон – эпитет.
    • В четвертом предложении разговор обеспокоил, удивил и обидел – олицетворение.
  3. Метафора использована только во втором предложении.

Ответ: 2


Второй вариант задания

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
  2. По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
  3. Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
  4. Полина Харитоновна и мама были передо мной как на ладони.
Алгоритм выполнения:
  1. Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, имеющее определенный смысл.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении глубина зеркала – метафора; светлой глубины – эпитет.
    • Во втором предложении неуверенно-торжественный голос — эпитет.
    • В третьем предложении новых ученика – устойчивый эпитет.
    • В четвертом предложении
      были
      как на ладони — фразеологизм.
  3. Фразеологизм использован в четвертом предложении.

Ответ: 4


Третий вариант задания

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
  2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
  3. Характер у неё был вулканического происхождения.
  4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.
Алгоритм выполнения:
  1. Олицетворение – приписывание неодушевленным предметам, явлениям природы  действий, качеств живых существ.
  2. Внимательно читаем каждое предложение.
    • В первом предложении слабые огоньки, далекий закат — эпитеты.
    • Во втором предложении
      яблоньки и огороды сбегали в низину
      – олицетворение. Понятно, что ни яблоньки, ни огороды на самом деле бегать не могут, и автор имел в виду, что они простирались далеко – от гряды до низины.
    • В третьем предложении характер вулканического происхождения — метафора.
    • В четвертом предложении точно тигр вокруг добычи — сравнение.
  3. Олицетворение использовано только во втором предложении.

Ответ: 2


Видеоуроки


spadilo.ru

Задание 3 ОГЭ по русскому языку

Задание 3 ОГЭ по русскому языку. Теория.

 
1) Внимательно прочитайте задание и варианты ответов. Обычно в формулировка задания звучит так:   «Укажите предложение, в котором средством выразительности является (метафора, эпитет, фразеологизм и т.д…. »    

2) Обратите внимание на то, какое именно средство выразительности необходимо найти. Это важно, потому что среди вариантов ответа могут быть предложения с другими средствами выразительности, а могут быть и такие варианты, в которых средства выразительности отсутствуют.         

3) В спецификации контрольных измерительных материалов указано, что 3-е задание проверяет учащегося на знание выразительных средств лексики и фразеологии. Это значит, что синтаксические средства для этого задания учить не нужно.   

4) Важно выучить определения и примеры. Во-первых, потому что существуют средства выразительности со схожими определениями (метафора, метонимия,синекдоха; историзмы, архаизмы), тут на помощь придут примеры. Во-вторых,  помимо «популярных» средств выразительности (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение), которые обычно попадаются в тренировочных тестах, необходимо знать и другие средства лексики и фразеологии, которые могут быть на реальном экзамене. 

Отработка задания 3


Тропы 

Гипербола Преувеличение Сто лет не виделись. 
Гротеск Изображение людей или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основано на преувеличении 

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О дьявольщина! Где же половина другая?

(Маяковский)

Ирония Выражение насмешки или лукавства посредством иносказания Едва ли кто 
польстится 
на такую красавицу.
Литота Преуменьшение Небо с овчинку,
 мозг с орех
Метафора Скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков Лес рук, 
голова кипит,
шипит от злости, костер

rustutors.ru

Задание 3 ОГЭ-2019 по русскому языку: разбор и решение

Разбор заданий демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году основного государственного экзамена по

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2–15.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. –

(15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –

(28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна

Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.

(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

Задание 3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

Общие рекомендации

Формируем понимание у учащихся того, что в основе средств выразительности речи лежат слова в переносном значении. То есть нельзя буквально представить то, о чем образно говорится в предложении.

  1. Если переносное значение реализуется в одном слове – прилагательном – это эпитет (художественное определение).
  2. Если переносное значение реализуется в одном слове – глаголе – это олицетворение (когда неодушевленные существительные действуют как одушевленные).
  3. Если переносное значение реализуется при помощи сочетания слов – это метафора.
  4. Если переносное значение реализуются на уровне устойчивого сочетания слов – это фразеологизм.
  5. Если переносное значение реализуется через сопоставление предметов с помощью сравнительных союзов как, будто, как будто, словно, точно – это сравнение.

При выполнении задания необходимо отобрать только те предложения, в которых есть слова в переносном значении, а затем сделать окончательный выбор, исходя из условий задания.

Разбор задания

1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

В первом предложении есть слова в переносном значении, но они не являются метафорами: с невероятным презрением – эпитет, трус несчастный (устойчивое выражение) – фразеологизм.

Во втором предложении есть метафора: «их вынули из её души». Переносное значение реализуется посредством сочетания слов.

В третьем и четвертом предложениях выразительных средств нет.

Ответ: 2.

ОГЭ. Русский язык. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

ОГЭ. Русский язык. Большой сборник тематических заданий для подготовки к основному государственному экзамену

Вниманию выпускников 9 классов образовательных организаций предлагается учебное пособие для подготовки к основному государственному экзамену (ОГЭ) по русскому языку, которое содержит 450 тематических тренировочных заданий. Задания сгруппированы в 13 блоков по проверяемому на экзамене языковому материалу и видам умений, что позволяет акцентировать внимание на технологии работы с каждым типом заданий. Последовательность блоков соответствует последовательности заданий в варианте КИМ. Ко всем типам заданий даны краткие методические комментарии.

Купить

Захарова Татьяна Александровна

Учитель русского языка и литературы Школы №7 г. Касимов, заместитель директора по УР, автор методических пособий по русскому языку

Поделитесь в соц.сетях

Сказать спасибо автору

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

rosuchebnik.ru

Готовимся к ОГЭ по русскому языку: Задание №3


Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).

2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).

3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).

4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту (шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).

5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).

6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).

7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).

8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).

9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).

10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).

11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).

Словарь>> 2. Образец выполнения задания.

3. Тренировочные задания.

4. Контрольный тест.




oge2015.blogspot.com

Тест по русскому языку ОГЭ задание №3 Вариант 1 (формат 2020 года)

Задание № 3 ОГЭ 2020

Вариант 1

1.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Жимолость съедобная уникальна тем (1) что её синие плоды-веретёнца созревают ещё до того (2) как на грядке начнут краснеть ароматные плоды земляники садовой (3) а в дачные сады жимолость попала благодаря селекционной работе учёных (4) создавших немало сортов морозостойкой жимолости (5) которой не страшно снижение температуры до -45 (6) однако (7) зимние оттепели (8) способные вывести растения из состояния покоя (9) очень опасны для жимолости.

Ответ: ________________________

2.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Богатая лексика русского языка предоставляет в наше распоряжение множество слов (1) отличающихся тонкими смысловыми оттенками (2) и (3) конечно (4) нелегко отобрать из этого богатства лексики те слова (5) которые наиболее (6) верно (7) могут передать нашу мысль (8) а нарушение точности приводит к тому (9) что мысль искажается.

Ответ: _________________________

3.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Одно и то же языковое явление (1) может (2) получать прямо противоположные оценки (3) и так обстоит дело (4) например (5) с оценкой иностранных заимствованных слов в русском языке (6) один (7) борясь за чистоту русского языка (8) требует изгнать все новые заимствования (9) а другие выступают за активное использование иностранных слов (10) так как это (11) по их мнению (12) делает язык богаче.

Ответ: ______________________

4.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Внесценические персонажи в комедии Грибоедова «Горе от ума» дают возможность ярче представить не только картину московского общества (1) идеологию его представителей (2) но и общественно-политическую обстановку в России в целом(3) позволяют ощутить (4) царящую в обществе того периода (5) атмосферу и (6) кроме того (7) помогают более глубоко раскрыть характеры действующих лиц (8) а условно внесценических персонажей можно разделить на представителей фамусовского общества и сторонников Чацкого (9) составляющих меньшую по численности группу.

Ответ: _____________________

5.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Правильной речью называется та (1) в которой соблюдаются нормы современного литературного языка (2) а нормы языка (3) это общепринятые в художественной литературе (4) и в речи образованных людей правила произношения (5) грамматики и словоупотребления (6) однако высокая культура речи заключается как в следовании нормам языка (7) так и в умении найти точное (8) наиболее выразительное и наиболее уместное (9) средство для выражения своей мысли.

Ответ: ______________________

6.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Считается (1) что хохлома возникла на левом берегу Волги в XVIIвеке (2) и своё название промысел получил в честь одноимённой деревни (3) которая в те времена была центром сбыта различной утвари (4) посуды (5) и мебели (6) шкатулок (7) и кубышек (8) а украшались хохломские изделия золотыми и красными узорами на чёрном фоне (9) на котором часто были изображены сочные гроздья рябины с весенними молодыми листьями и пышные цветы.

Ответ: ____________________

7.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Большая группа неологизмов (1) известные ранее слова (2) получившие новые значения (3) и эти слова возникают в языке (4) как новое назначение того (5) что уже имеет наименование (6) а это связано с появлением потребности дать другое наименование предмету или явлению (7) раньше слово «лайнер» обозначало лишь большое быстроходное судно (8) однако в последнее время этим словом называют и многоместный пассажирский самолёт (9) совершающий регулярные рейсы.

Ответ: __________________________

8.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Появление новых словосочетаний (1) требующих толкования (2) связано с изменением значения слова (3) и примером этого может служить слова «аллея» (4) имеющее значение «дорога с рядами деревьев (5) посаженных по обеим её сторонам» (6) которое со временем стало использоваться в словосочетании «аллея памяти» (7) а это словосочетание обозначает (8) что (9) деревья посажены в память о тех (10) кто прославил родную страну.

Ответ: __________________________

9.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В русском языке существует группа (1) употребляемых в переносном значении (2) фразеологизмов (3) среди которых (4) например (5) фразеологизм «знать что-либо как свои пять пальцев» (6) то есть «знать что-либо хорошо» (7) ведь пять пальцев своей правой (8) и пять пальцев своей левой руки мы знаем очень хорошо (9) поэтому (10) и возникло это выражение.

Ответ: ________________________

10.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Культура чтения характеризуется глубоким проникновением в текст (1) высокой степенью понимания текста (2) нравственной позиции автора (3) и (4) конечно (5) усвоение художественного произведения (6) это умственная работа (7) которая (8) по мнению специалистов текстологов (9) является в какой-то мере повторением творчества автора.

Ответ: ________________________

11.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Москва (1) как известно (2) строилась на холмах (3) а за века миллионы пешеходов и экипажей значительно сгладили рельеф (4) однако (5) московские дороги по-прежнему состоят из подъёмов и спусков (6) и (7) гуляя по городу (8) нередко ощущаешь (9) что дорога идёт (10) то вверх (11) то вниз.

Ответ: _______________________

12.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Языковые средства следует расходовать экономно (1) и (2) если (3) по мнению А.П.Чехова (4) «краткость – сестра таланта» (6) то многословие (7) враг ясности (8) ведь нередко встречаются сочетания (9) настолько близких по выражаемому ими понятию (10) слов (11) что некоторые из них становятся совершенно лишними.

Ответ: ______________________

13.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Испокон веков наблюдая за птицами (1) люди восхищались их свободным полётом (2) а первое появление в весеннем небе стай вернувшихся на гнездовья (3) перелётных птиц люди с давних времён отмечали (4) как праздник (5) возвещавший о наступлении в природе нового цикла активной жизни (6) и неслучайно человек посвятил сюжетам (7) связанным с птицами (8) немалые разделы изобразительного (9) и декоративно-прикладного искусства.

Ответ: _______________________

14.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Богат и выразителен язык русского народа (1) ведь ещё Н.В.Гоголь писал (2) «Нет слова (3) которое было бы так замашисто (4) бойко (5) так вырывалось бы из-под самого сердца (6) так бы кипело и животрепетало (7) как метко сказанное русское слово» (8)а великий русский критик В.Г.Белинский (9) как бы подтверждая слова Н.В.Гоголя (10) замечал (11) «…В народной речи есть своя свежесть (12) энергия и живописность…»

Ответ: ________________________

Ответ: 1 – 12345689, 2 – 1234589, 3 – 345789101112, 4 – 1236789, 5 – 125678,

6 – 13689, 7 – 235689, 8 – 1234567810, 9 – 345679, 10 – 12345789,

11 – 1234678911, 12 –57, 13 – 125678, 14 – 211.

infourok.ru

Тест по русскому языку ОГЭ задание № 3 Вариант 2 (формат 2020 года)

Задание № 3 ОГЭ 2020

Вариант 2

1.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Упорство (1) с которым Гаусс следовал избранному пути (2) бурный натиск (3) с которым он каждый раз (4) не взирая ни на что (5) преодолевал самые крутые подъёмы к цели (6) закаляли его силы (7) и делали способным (8) неудержимо идти вперёд (9)опережая других.

Ответ: _______________

2. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Были учёные (1) которые жили в неизвестности (2) умирали почти в нищете (3) и оставляли вместо себя (4) только написанные ими книги (5) но (6) когда люди научились понимать эти книги (7) они убеждались 8 как много сделали эти безвестные при жизни учёные (9) и ставили им памятники.

Ответ: _______________

3. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В труднейших условиях Циалковский (1) ещё никем не понятый (2) и не признанный (3) положил начало научным основам космонавтики (4) выдвинул ряд поразительных по своей смелости идей (5) многие из которых были реализованы (6) много лет спустя (7) а некоторые из них могут быть осуществлены (8) лишь в отдалённом (9) будущем.

Ответ: ________________

4. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Все (1) кто вспоминает Сергея Ивановича Вавилова (2) с восхищением и удивлением говорят (3) что при необычайной занятости (4) он никогда не торопился (5) а объём и (6) главное (7) весомость того (8) что он успевал сделать (9) были исключительно велики.

Ответ: ___________________

5. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Учёного (1) работающего в области прикладных наук (2) очевидно (3) привлекла в науке (4) прежде всего (5) интеллектуальная сторона дела (6) его воображение поразило переплетение нитей (7) казалось бы (8) совершенно различных проблем.

Ответ: _______________________

6. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Позвольте (1) мне выразить надежду (2) что у человечества (3) сумевшего открыть (4) и поставить себе на службу могущественные силы ядерных превращений (5) хватит ума (6) чтобы сделать эти силы орудием (7) невиданного технического прогресса (8) а не орудием самоубийства (9) уничтожения наших детей.

Ответ: _______________________

7. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Как бы ни были дороги (1) защищаемая точка зрения (2) концепция (3) гипотеза (4) учёный должен обладать достаточной трезвостью (5) для того (6) чтобы правильно оценивать итоги и работ собственных (7) и работ другого человека (8) идущего своим исследовательским путём.

Ответ: ___________________

8. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Космонавты (1) как и врачи (2) и различные испытатели (3) понимают (4) что есть определённый риск (5) понимают меру опасности (6) но им интересно (7) и важно узнать новое (8) и они сами ставят опыты (9) а не над ними ставятся опыты.

Ответ: ____________________

9. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Если в своих исканиях учёный ценит каждый успех лишь постольку (1) поскольку успех этот лично его слово (2) и его мысль (3) если он не понимает (4) что законченная мысль (5) есть последняя капля (6) собравшая долгие годы в десятках умов (7) то он не может быть истинным борцом за новое (8) за истину.

Ответ: ____________________

10. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Чем больше человек читает (1) не размышляя (2) над прочитанным (3) тем больше верит (4) что много знает (5) но чем больше он размышляет (6) читая (7) тем яснее осознаёт (8) что знает ещё очень мало.

Ответ: _____________________

11. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Патриотизм живой (1) деятельный (2) именно (3) и отличается тем (4) что он исключает всякую международную вражду (5) и человек (6) одушевлённый (7) таким патриотизмом (8) готов трудиться для всего человечества (9) если только сможет быть ему полезен.

Ответ: ____________________

12. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Если ты не можешь прямо (1) откровенно (2) даже резко сказать другу всё (3) что ты думаешь о нём (4) о его поступках (5) или выслушать от него такую же правду о себе (6) значит (7) не верите по-настоящему друг другу (8) не понимаете и не уважаете друг друга.

Ответ: ________________________

13. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

И каким немощным (1) и никчёмным кажется тот (2) кто никогда не держал в руках ни серпа (3) ни резца (4) кто не радовался плодам своего труда (5) и рос (6) не пуская (7) глубоких корней (8) хилый (9) как тепличный цветок.

Ответ: _______________________

14. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вы знаете (1) что (2) тренируя(3) своё тело (4) человек становится здоровым (5) выносливым (6) ловким (7) так же следует тренировать свой разум (8) свою волю.

Ответ: ______________________

15. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В печи запылал огонь (1) и путники (2) повеселев (3) грелись (4) сушили мокрую одежду (5) готовили обед (6) а через два часа (7) когда на небе вновь появилось солнце (8) отдохнувшие люди (9) решили подниматься выше.

Ответ: ______________________

16. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Люди (1) посетившие это любопытное место (2) рассказывают (3) что (4) если в безветренный день подняться на вершину бархана (5) и сбежать по его склону вниз (6) то возникает громкий (7) необычный звук (8) напоминающий рокот двигателей (9) летящего самолёта.

Ответ: ________________________

17. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Молчание городка (2) засыпанного (2) хрустящим под сапогами(3) снегом (4) напоминало художнику не то детство (5) не то недавний сон (6) которого (7) может быть (8) и не было (9) и вызывало необъяснимое чувство грусти.

Ответ: ________________________

18. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

И (1) кажется (2) что земля (3) извечная кормилица (4) притихла (5) задумалась (6) и в тишине (7) как будущая мать (8) собирает животворящие силы для новых свершений.

Ответ: __________________________

19. Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Холодный ветер нёс над городом (1) над всей донецкой степью тяжёлые (2) тёмные тучи (3) и их тоже не было видно (4) но слышно было (5) как они шуршат (6) обгоняя и задевая (7) одна другую влажными (8) шерстистыми облаками.

Ответ: __________________

Ответы: 1 – 1234569, 2 – 125789, 3 – 13457, 4 – 12356789, 5 – 123678, 6 – 235689,

7 – 234578, 8 – 12345689, 9 – 134678, 10 – 1345678, 11 – 145689,

12 – 123456789, 13 – 234689, 14 – 1245678, 15 – 12345678, 16 – 123678,

17 – 1456789, 18 — 234578 19 – 13456.

infourok.ru

Задание 3 ОГЭ по русскому языку

Задание 3

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

Метафора — перенос названия одного предмета на другой на основании сходства, скрытое сравнение: волны холмов, дыхание природы, утро года.

Олицетворение — выразительное средство, состоящее в том, что при описании животных, явлений природы или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, действиями, свойствами, мыслями и речью: капли, барабанившие в окна; улыбался сад; море баюкает и ласкает.

Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком. Сравнение выражается в основном конструкцией со сравнительным союзом (как, будто, словно, точно, как будто), со словами похож, подобный, напоминает или при посредстве творительного падежа: Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной… ; «кленовый лист напоминает нам янтарь»; «взовьётся белый дым змеёй».

Фразеологизм — устойчивое словосочетание, употреблённое в переносном смысле и часто равное по своему значению одному слову: бросить на произвол судьбы = оставить; представлял несоответствие = не соответствовал.

Эпитет — это художественное средство, выраженное прилагательным или причастием, которые выражают отношение автора к тому, о чём он говорит, и часто используются в переносном значении: высохшее лицо, пытливый носик, сахарный снег, золотая осень.

Образец выполнения задания

Задание. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц. (В. Аксёнов)

2) Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом. (Р. Фраерман)

3) «Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?» — сказала Нина. (В. Железников)

4) Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской. (Л. Кассиль)

Обоснование ответа (даётся устно)

1) В первом предложении есть развёрнутая метафора (вонзилась тысяча огненных спиц).

2) Во втором предложении есть сравнение (как дождь). Это и будет ответом.

3) В третьем предложении есть фразеологизм (валять дурака).

4) В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.

Тренировочные задания

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты. (Ю. Коваль)

2) Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот. (Ю. Коваль)

3) Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани. (Р. Фраерман)

4) После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды. (Р. Фраерман)

 

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело. (Ю. Коваль)

2) Вдруг открывается дверь, а там — огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый. (Ю. Коваль)

3) Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды. (Ю. Коваль)

4) «У него золотые руки!» — кричал дядька мне в спину. (Ю. Коваль)

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти. (В. Аксёнов)

2) Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака. (Ю. Коваль)

3) Я насквозь просмолённый, как птица клёст. (Ю. Коваль)

4) Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо. (Р. Фраерман)

 

4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещен далёким закатом. (Ю. Коваль)

2) С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды. (Ю. Коваль)

3) Характер у неё был вулканического происхождения. (А. Алексин)

4) Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола. (К. Булычёв)

 

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека. (Ю. Коваль)

2) Я понял, что судьба моя висит на волоске. (К. Булычёв)

3) Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен — дерево ещё не очнулось от сна. (Р. Фраерман)

4) По каменистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу. (Ю. Коваль)

 

6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд. (Р. Фраерман)

2) У простой земляники — солнечный вкус, а тут — лесной, болотный, сумрачный. (Ю. Коваль)

3) Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку. (Р. Фраерман)

4) Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли. (Ю. Коваль)

 

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки. (Р. Фраерман)

2) Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. (Ю. Коваль)

3) Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря. (Р. Фраерман)

4) Порыв сухого ветра пронёсся по кустам — они забормотали, зашептались сухими листьями. (Б. Железников)

 

8. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку. (Ю. Коваль)

2) Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания. (Б. Аксёнов)

3) Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головешки. (Ю. Коваль)

4) На жемчужном небе — перистые облака рассвета. (К. Булычев)

 

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом. (Р. Фраерман)

2) Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном. (К. Булычёв)

3) Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не увидел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору. (Р. Фраерман)

4) У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь. (Р. Фраерман)

 

10. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза. (Р. Фраерман)

2) По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна. (В. Железников)

3) Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика. (Р. Фраерман)

4) Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони. (В. Железников)

uchitelrusskogo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *