Окончания деепричастий таблица – учимся различать – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Картотека по русскому языку (7 класс): Сравнительная таблица причастий и деепричастий

Вопросы

Причастие

Деепричастие

  1. От какой части речи образуются

От глагола

От глагола

  1. На какие вопросы отвечают?

Какой?

Каков?

Что сделав?

Что делая

  1. Что обозначают?

Признак предмета по действию, проявляющийся во времени

Добавочное действие при основном действии

  1. Признаки каких частей речи совмещают?

Глагол+прилагательное

Глагол+наречие

  1. Как изменяются?

По числам, падежам, а в ед. ч. по родам

Не изменяется

  1. Суффиксы

-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;

-вш-, -ш-;

-ем-, -ом-, -им-;

-енн-, -ённ-, -нн-, -т-

-вши-, -ши-, -в-;

-а-, -я-, -учи-, -ючи-

  1. Какими членами предложения могут быть?

Определение, сказуемое

Обстоятельство

  1. Как выделяются на письме?

Если причастный оборот стоит после определяемого слова

Всегда выделяются запятыми до и одиночные деепричастия, кроме тех случаев, когда до выражен фразеологическим оборотом

Суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида

Мы уже знаем, что деепричастия образуются от форм глаголов. Благодаря суффиксам мы получаем формы двух видов — совершенного и несовершенного.

Каждому из этих видов деепричастий характерны те или иные суффиксы.

Школьники традиционно часто испытывают проблемы с деепричастиями. Их нередко определяют как обособленную форму глагола, но чаще они обозначаются как отдельная часть речи.

Знать их нужно хотя бы потому, что в текстах (почти всегда) они выделяются запятыми.

  1. Зная (что делая?) маршрут, мы достаточно быстро вышли к водопаду.
  2. Получив (что сделав?) указания от главного судьи, команда вышла на старт.

Деепричастия могут иметь форму настоящего или прошедшего времени. Определить время довольно легко – нужно задать к ним вопрос.

Первый тип – настоящего времени – включают суффиксы –а или –я. Они добавляются к глагольной основе – чтобы ее найти, нужно убрать у глагола окончание: смотр-ю, его основа смотр-; бормоч-у, его основа бормоч- и т.д. При добавлении соответствующего суффикса получаем «смотр-я» и «бормоч-а».

  1. Смотря на этих людей, я вспомнил себя в молодости.
  2. Сторож поспешно вышел из каморки, бормоча что-то под нос.

Суффиксы –в, –ши, –вши приводят к образованию деепричастий прошедшего времени путем добавления к инфинитиву.

У инфинитива опускается окончание –ть, и таким образом выделяется основа. К ней добавляется суффикс – один из трех. Если у нас невозвратный глагол, основа которого оканчивается на гласную (

поигра-ть), то добавляется –в.

Поиграв немного с Иваном Семёновичем в карты, Гордей стал собираться в обратную дорогу.

В случае преобразования возвратного глагола (оста-ть-ся) добавляется –вши.

Оставшись наедине, мы с Аленкой предались детским воспоминаниям.

Последний вариант – преобразование глагола с нулевым окончанием (у него отсутствует окончание –ть): улечься. Здесь добавляется –ши.

Улегшись возле натопленной печки, Васька закрыл глаза и задремал.

Рассмотрим по таблице, сразу же образовывая нужную нам часть речи.

Совершенного видаНесовершенного вида
-в-, -вши-, -ши--а-, -я-
нарисова — в игра -я
закры — вши крич -а
намок — ши

Знать, как образуются деепричастия от глагола и какую роль они выполняют в предложении очень важно. От этого будет зависеть правильность постановки знаков препинания перед самим деепричастием, так и с оборотом.

Рассмотрим ряд примеров с рассматриваемой нами частью речи.

В помощь, как всегда, призовём вопросы.

Есть глагол — подниматься (что делать?)

Образуем деепричастие — (что делая?) поднимаясь.

  • молчать — молча;
  • строчить — строча;
  • управлять — управляя;
  • взирать — взирая.

По вопросу мы можем видеть, что как глаголы, так и деепричастия, от них образованные, относятся к несовершенному виду. Подсказка — вопрос не начинается с буквы -С-.

Сейчас обратимся к другим формам.

Сыграть (что сделать?) — сыграв (что сделав?). Обратили внимание? Вопрос начинается с -С, значит, и глагол, и деепричастие, от него образованное, -С-овершенного вида.

  • принести — принес-ши;
  • задыхаться — задыха-вшись;
  • взяться — взя-вшись;
  • узнать — узна-в.

От чего зависит выбор суффикса?

  1. Оканчивающиеся в основе на гласный звук глаголы ведут к образованию деепричастий с -в-:
  2. ✺ наметИть — наметиВ;
    ✺ построИть — построиВ.

  3. Возвратные глаголы, оканчивающиеся в основе на гласный образуют деепричастия с — вши:
  4. ✺ признАться — призна-вши-сь;
    ✺ опоясАться — опояса-вши-сь.

  5. Образованные от возвратных глаголов, в основе оканчивающихся на согласный звук, получают суффикс -ши:

✺ обжеЧься — обжёг-ши-сь;
✺ улеЧься — улёк-ши-сь.

Таким образом, зная, какой вопрос можно задать к слову, можно с лёгкость определиться с видом. А дальше уже можно понять, какой суффикс будет принимать участие в словообразовании.

Тестовое задание по теме

Проверь, всё ли ты усвоил, прочитав правило?

Завершить

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Окончания причастий – правописание суффиксов и окончаний, таблица правил

Полные формы причастий (действительные и страдательные)
Падеж Единственное число Множественное число
мужской род женский род средний род
И. п. -ий/-ый прочитанный,

называемый,

звенящий

-ая прочитанная,

называемая,

звенящая

-ее/-ое прочитанное,

называемое,

звенящее

-ые/-ие прочитанные,

называемые,

звенящие

Р. п. -его/-ого прочитанного,

называемого,

звенящего

-ей/-ой прочитанной,

называемой,

звенящей

-его/-ого прочитанного,

называемого,

звенящего

-ых/-их прочитанных,

называемых,

звенящих

Д. п. -ему/-ому прочитанному,

называемому,

звенящему

-ей/-ой прочитанной,

называемой,

звенящей

-ему/-ому
прочитанному,

называемому,

звенящему

-ым/-им прочитанным,

называемым,

звенящим

В. п. -ий/-ый/-ого прочитанный,

называемого,

звенящий

-ую прочитанную,

называемую,

звенящую

-ее/-ое прочитанное,

называемое,

звенящее

-ых/-их прочитанных,

называемых,

звенящих

Т. п. -им/-ым прочитанным,

называемым,

звенящим

-ей/ой прочитанной,

называемой,

звенящей

-им/-ым прочитанным,

называемым,

звенящим

-ыми/-ими прочитанными,

называемыми,

звенящими

П. п. -ем/-ом о прочитанном,

о называемом,

о звенящем

-ей/ой о прочитанной,

о называемой,

о звенящей

-ем/-ом о прочитанном,

о называемом,

о звенящем

-ых/-их о прочитанных,

о называемых,

о звенящих

Краткие формы причастий (только страдательные)
нулевое окончание прочитан, называем прочитана, называема прочитано, называемо прочитаны, называемы

Суффиксы причастий — правило, таблица с примерами

Суффиксы при­ча­стий — это фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых от гла­го­лов обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Составим таб­ли­цу, в кото­рой ука­жем суф­фик­сы при­ча­стий. Приведем пра­ви­ла напи­са­ния суф­фик­сов при­ча­стий.

С помо­щью харак­тер­ных суф­фик­сов гла­го­лы обра­зу­ют при­ча­стия. Вспомним, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке.

Определение

Причастие — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма, обо­зна­ча­ю­щая при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ю­щая на вопрос какой?

Как сле­ду­ет из это­го опре­де­ле­ния, при­ча­стие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой, кото­рая выра­жа­ет при­знак пред­ме­та, сопря­жен­ный с дей­стви­ем:

  • (какой?) бегу­щий маль­чик — это маль­чик, кото­рый (что дела­ет?) бежит;
  • (какая?) пой­ман­ная рыб­ка — это рыб­ку, кото­рую (что сде­ла­ли?) пой­ма­ли.

Причастию при­над­ле­жат грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки как гла­го­ла, так и при­ла­га­тель­но­го.

Для этой осо­бой фор­мы гла­го­ла харак­тер­ны спе­ци­фич­ные суф­фик­сы, с помо­щью кото­рых обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия. Рассмотрим суф­фик­сы при­ча­стий и пра­ви­ла их напи­са­ния.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени

Действительные при­ча­стия — это гла­голь­ный фор­мы, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам совер­ша­ет дей­ствие:

  • плы­ву­щий паро­ход;
  • опу­стив­ший­ся зана­вес.

Действие может про­ис­хо­дить как в насто­я­щем, так и в про­шлом, поэто­му у при­ча­стий, как и у гла­го­ла, раз­ли­ча­ют кате­го­рию насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Суффиксы — ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- обра­зу­ют дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни (фор­ма 3 лица мн.ч.).

Действительные причастия настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени

Написание без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах при­ча­стий зави­сит от при­над­леж­но­сти про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла к I или II спря­же­нию.

Чтобы пра­виль­но напи­сать суф­фик­сы дей­стви­тель­ных при­ча­стий, сна­ча­ла опре­де­ля­ем спря­же­ние гла­го­ла.

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни. Для без­оши­боч­но­го напи­са­ния без­удар­ных глас­ных «у», «ю» или «а», «я» в суф­фик­сах при­ча­стий вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  • знать (I  спр.) — они зна́ют — зна́ющий пред­мет на отлич­но;
  • пла­кать  (I спр.) — они пла́чут — пла́чущий малыш;
  • лечить  (II спр.) — они  ле́чат — ле́чащий врач;
  • кра́сить (II спр.) — они кра́сят — кра́сящий сте­ну.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы -вш- и -ш- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стия от осно­вы гла­го­ла, закан­чи­ва­ю­щей на глас­ный, а -ш- — от осно­вы на соглас­ный:

  • раз­мыш­лять — раз­мыш­лявший о жиз­ни;
  • ползти — ползший по листоч­ку жук.

Перед фор­мо­об­ра­зу­ю­щим суф­фик­сом при­ча­стия -вш- сохра­ня­ет­ся та же без­удар­ная глас­ная, что и в осно­ве про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Понаблюдаем:

  • успо­ко́ить — успо­ко́ивший ребен­ка;
  • пове́ять — пове́явший вете­рок;
  • ненави́деть — ненави́девший ложь.

Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цу суф­фик­сов дей­стви­тель­ных при­ча­стий.

Суффиксы при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Действительные при­ча­стия

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го вре­ме­николю­щий, хохо­чу­щий, зна­ча­щий, чистя­щий
-вш-/-ш-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ниотсы­рев­ший, устав­ший, постро­ив­ший, отпра­вив­ший­ся

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый под­вер­га­ет­ся дей­ствию извне:

  • едва слы­ши­мый звук;
  • раз­ве­ян­ный нами миф.

Суффиксы -ем- или -им- участ­ву­ют в обра­зо­ва­нии стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида.

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени

Написание без­удар­ных глас­ных, обо­зна­чен­ных бук­ва­ми «е» или «и», в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Предлагаем сле­ду­ю­щий без­оши­боч­ный алго­ритм выбо­ра суф­фик­са -ем- или -им-:

  • коле­бать (I спр.) — мы коле́блем — коле́блемый вет­ром камыш;
  • рас­хо­до­вать (I спр.) — мы рас­хо­дуем — расхо́дуемые сред­ства;
  • видеть (II спр.) — мы ви́дим — ви́димый вда­ли берег;
  • любить (II спр.) — мы лю́бим — нами любим.

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ем от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. В их оформ­ле­нии участ­ву­ют суф­фик­сы при­ча­стий -нн-, -енн- и -т-.

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Формообразующий суф­фикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стия от гла­го­лов с осно­вой, закан­чи­ва­ю­щей­ся суф­фик­сом -а- или -я-:

  • замешать тесто — заме́шанное тесто;
  • потерять — поте́рянная пер­чат­ка.

Если же про­из­во­дя­щий гла­гол закан­чи­ва­ет­ся на -ить или -чь, то при­ча­стие обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -енн-:

  • укра́сить — укра́шенная гир­лян­да­ми ёлка;
  • подве́сить — под­вешенный фона­рик;
  • сбе­речь — сбе­реженная фото­гра­фия.

Как видим, пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в суф­фик­сах стра­да­тель­ных при­ча­стий зави­сит от спо­со­ба обра­зо­ва­ния этих форм гла­го­ла.

Суффикс -т- обра­зу­ет при­ча­стия от одно­слож­ных гла­го­лов и про­из­вод­ных слов с при­став­ка­ми (мыть — мытый, помыть — помы­тый), от гла­го­лов с конеч­ным соче­та­ни­ем -оть (полоть — поло­тый), от слов с суф­фик­сом -ну- (отки­нуть — отки­ну­тый капю­шон), а так­же гла­го­лов с фраг­мен­том -ереть (сте­реть — стертый).

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют крат­кие фор­мы, в кото­рых пишет­ся одна бук­ва «н» в суф­фик­се:

  • раз­бу­дить — раз­бу­жен­ный — он раз­бужен;
  • уве­шать — уве­шан­ная пло­да­ми — ябло­ня увешана пло­да­ми;
  • осме­ять — осме­ян­ное пред­ло­же­ние — пред­ло­же­ние все­ми осмеяно.

Подытожим наши рас­суж­де­ния состав­ле­ни­ем таб­ли­цы суф­фик­сов стра­да­тель­ных при­ча­стий.

Суффиксы стра­да­тель­ных при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Страдательные при­ча­стия-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го вре­ме­ниотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слы­ши­мый
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ниото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, раз­мо­ло­тый

Видеоурок

Скачать ста­тью: PDFСуффиксы страдательных причастий прошедшего времениСуффиксы страдательных причастий прошедшего времени

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о