Окружающий мир 3 класс физические и химические явления: Презентация по предмету окружающий мир по теме «Физические и химические явления» – Урок №5. Физические и химические явления

Физические и химические явления — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

Урок «Физические и химические явления», ФГОС

СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация знаний

Цель: актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов и инициативы учащихся, формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие учителя и эмоциональный настрой учащихся.

☺☺☺☺☻☻☻☻

Ты знаешь, газ мельчайший, водород,

В соединении с кислородом — это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И тёмно – бурые растворы брома.

И кажется Вселенная сама

Одной лабораторией огромной.

***

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

О чём же эти строки, ребята? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Включение учащихся в деловой ритм .

Эти строки о химических и физических явлениях.

например, тает снег, идет дождь, появляется туман — это физические явления, соединяется водород с кислородом, и образуется вода, кипит железо, серебро, сурьма т. е с чем-то вступает в реакцию — это химические явления. Ученик -Думаю, что тема нашего сегодняшнего урока — физические и химические явления.

2.

Цель: Создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

беседа

Воп вопрос – проблема: Мы все с вами уже знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства.   Нас  всегда окружают какие-либо вещества, но всегда ли вещества остаются неизменными? В природе непрерывно происходит изменение агрегатного состояния вещества

вещ или его формы, а также  идёт образование новых веществ. Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?

С (фото физических и химических явлений: горение свечи, капли воды, приготовление пищи, растворение сахара) на доске.

Явление – это изменение или процесс.

Задача: познакомиться на уроке с классификацией явлений, происходящих в природе и в жизни человека. Вы знаете вещества, знаете их состав, строение. Но наши знания будут неполными, если мы не изучим явления происходящие с ними.

— Какие явления могут происходить с веществом парафин, мы назовем, после того как понаблюдаем за горящей свечой. Изменение агрегатного состояния- это признак какого явления?

— Физического явления.

— Как будет называться явление, связанное с горением?

— Химическое явление.

Учащиеся пытаются ответить на поставленные вопросы и понимают, что не всё им под силу. Многое они не знают.

Ответы учащихся —

плавление парафина

затвердевание парафина

горение парафина.

3. Целеполагание.

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сравнительная характеристика химических и физических явлений

Работа в группах Лабораторная работа: «Физические и химические явления»

Оборудование и материалы:

Химический стаканчик с водой, штатив с пробирками, сухое горючее, асбестовая сетка, держатель, пробка для пробирки;

Кусочек цинка (металлического), раствор соляной кислоты (HCl), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор гидроксида натрия (NaOH), хлорид натрия (поваренная соль) (NaCl).

Задание:

Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.

Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.

В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты (HCl).

К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.

 

    Дополнить таблицу

    эксперимента

    Описание опыта

    Наблюдаемое явление

    Тип явления

    1

    Поместите в пробирку немного поваренной соли (хлорид натрия) и добавьте воды. Встряхните пробирку.

    Растворение соли в воде

    ?

    2

    Налейте в пробирку немного воды, заткните горлышко пробирки пробкой и нагрейте воду до кипения.

    Изменение агрегатного состояния воды

    ?

    3

    В пробирку с кусочком металлического цинка прилейте несколько капель раствора соляной кислоты.

    Выделение газа

    ?

    4

    К раствору сульфата меди (II) добавьте 2 –3 капли раствора гидроксида натрия.

    Выпадение осадка

    ?

    ЗАПОМНИТЕ!!!!

    Работа в группах, записи в тетрадях.

    Выводы по работе:

    В первом опыте соль растворилась в воде, во втором – вода поменяла агрегатное состояние, в третьем выделился газ, а в четвертом – выпал осадок.

      Заполняют таблицу в тетрадях.

      Взаимопроверка в парах.

      С

      ВЫВОД : Вещества в ходе первых экспериментов остаются сами собой. В ходе двух последних — они превращаются в другие вещества.

        Записи в тетради!!!

        4. Планирование.

        Цель: формирование способностей анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал

        Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

        В учебнике ознакомьтесь с правилами физических и химических явлений. Сравнить их и записать отличия. Как называются эти реакции в химии,  вы узнаете из учебника.

        РАБОТА С УЧЕБНИКОМ  (О.С. Габриелян. § 26 с.90-91)


         

        Объясните пожалуйста: данные схемы.

        Химическая реакция

        Идет, течет или протекает

        Продукты реакции

        реагирующие

        (исходные)

        Признаки реакции

        Условия протекания реакции

         

        Зап Записать!!!!

        Реагирующие вещества (исходные) – вещества, присутствующие вначале реакции.

        Продукты реакции – вещества, образующиеся в ходе реакции.

        Условия протекания реакции – то, что необходимо выполнить, чтобы реакция началась и продолжала протекать.

        Признаки реакции:

        Так как в результате химической реакции образуются новые вещества, обладающие другими свойствами, не схожими со свойствами исходных веществ, то внешние качественные характеристики смеси меняются.


         

         

         

        Работа в парах.

        Заполнение сравнительной таблицы

         

        Физические

        явления

        Химические

        явления

          
         

         

        Ответы учащихся.

        Высказывание учащихся.

        5. «Открытие» нового знании.

        Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

        Деятельность учителя

        Деятельность учащихся

        Задания:

        Опишите реакцию горения угля, как пример химического явления по заданным характеристикам.


         

        Заслушивает ответы учащихся, работающих в паре.

        Проводит рефлексию деятельности учащихся. Сегодня мы познакомились с с физическими и химическими явлениями.

        Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Довольны ли работой на уроке?


         

        Выступление учащихся, обмен мнениями, высказываниями.

        УГЛЕРОД и КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

        ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ

        УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ: ВОЗДУХ, НАГРЕВАНИЕ

        ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА

        В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия.

        С + О2 →СО2

          6. Применение нового знания.

          Цель: Применить новые знания в учебной ситуации

          Деятельность учителя

          Деятельность учащихся

          Работа в группах

          У вас на столе лежат конверты с заданиями, вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ

          И полученные результаты занести в таблицу

          Опыт 1. «Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты»

          В пробирку налить 2 мл мыльного раствора, а затем к нему добавить несколько капель уксусной кислоты, результат наблюдения занести в соответствующую графу таблицы.

          Опыт 2. «Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела»

          В пробирку налить 2 мл раствора уксусной кислоты, а затем опустить в нее кусочек мела. Наблюдаемый результат занести в графу таблицы.

          Опыт 3. «Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода»

          На свежий срез картофеля капнуть капельку раствора йода, наблюдаемый результат занести в таблицу.

          Выполняют задание.

           

          название опыта

          Результат

          Взаимодействие мыльного раствора с раствором уксусной кислоты

           

          Взаимодействие раствора уксусной кислоты с кусочком мела

           

          Взаимодействие сырого картофеля с раствором йода

           

           

           

          Работа с таблицей

          7. Рефлексия.

          Цель: формирование способностей объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

          Деятельность учителя

          Деятельность учащихся

          Какие явления наблюдаются в следующих стихах?1. Унылая пора! Очей очарованье!
          Приятна мне твоя прощальная краса —
          Люблю я пышное природы увяданье.
          В багрец и золото одетые леса.
          (А.С.Пушкин)

          2. И трещат сухие сучья,
          Разгораясь жарко.
          Освящая тьму ночную
          Далеко и жарко!
          (И Суриков.)

          3. В декабре, в декабре
          Все деревья в серебре.
          Нашу речку, словно в сказке
          За ночь вымостил мороз…
          (С.Я.Маршак)

          4. А если медь в печи нагреть.
          То станет тяжелее медь
          С окалиною вместе.
          Не верите – так взвесьте…
          (Е. Ефимовский)

          5. Что за звездочки резные
          На пальто и на платке?
          Все сквозные, вырезные,
          А возьмешь – вода в руке? ( Х Х Ф Х Ф)

          Предлагает вспомнить тему, задачи урока;

          Оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи всего класса

          Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

          Оцените свою деятельность на уроке с помощью листа самооценки (см. приложение), который находится у каждого из вас.

          Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

          Увы, но к концу подошёл наш урок.

          Прошу, уберите рабочее место.

          Давайте без слов, и, пожалуй, без жестов.

          Поставьте на место свои реактивы,

          Пробирки же все уберите в штативы.

          Сгоревшие спички и мусор — в ведро.

          И чтоб кабинет после вас – на все 100.

          А я в благодарность вам всем объявляю,

          Проверив работы, в журнал выставляю

          Отметки все ваши, надеясь привычно,

          Что будут они «хорошо» и «отлично».

          Большое спасибо я вам говорю.

          Мы цели достигли. Благодарю!


           

          Ответы учащихся.

          Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Определяют степень своего продвижения к цели.

          Сегодня я понял……

          Теперь я могу…….

          Я приобрёл……

          Меня удивило……

          Я попробую……

          Мне захотелось……

            8. Домашнее задание.

            Для 1 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. 6 (а).

            Для 2 группы- стр. 92 упр. 5(в), упр. 6 (б)

            для 3 группы- стр. 92 упр. 5 (б), упр. (6а)

            творческое задание – Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

             

            План-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему: Физические и химические явления

            Занятие творческой мастерской «Хочу всё знать» в рамках внеурочной деятельности, 4 класс.

            Тема: Физические и химические явления.

            Тип занятия: занятие  «открытия» новых знаний.

            Цель  урока: создание условий для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников.

            Задачи: 1. Познакомить учащихся с понятиями и раскрыть значение этих понятий: физические и  химические явления.

            2. Развивать умение работать с текстом;

            3. Развивать коммуникативные качества.

            Планируемые результаты:

            Личностные: формирование основ  естественнонаучного мышления младших школьников

            Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

            Предметные: осознание важности изучения физических и химических явлений в человеческой жизни.

            Методы: частично-поисковый, наглядный.

            Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

            1. Оргмомент.

            Дыхательная гимнастика.

            Повернитесь к гостям и поприветствуйте их.

            2. Видеозарисовка:

            «Орешек знаний твёрд,

            Но всё же…

            Мы не привыкли отступать.

            Нам  расколоть его поможет

            Творческая мастерская «Хочу всё знать»

            2. Актуализация опорных знаний.

            У. «Хочу всё знать». Так мы назвали один из модулей программы «Развитие творческих способностей».

            У. Сегодня уже 4 занятие ТМ. О чём мы говорили с вами на предыдущих занятиях? О явлениях.

            У. Какие бывают явления? Физические и химические.

            У. Где познакомились с этими понятиями? В кабинетах физики и химии. Мы там были на экскурсии.

            У. Расскажите, как происходило знакомство? Сергей Егорович, учитель физики, и Валентина Фирсовна, учитель химии, рассказывали и демонстрировали опыты.

            У. Сегодня на занятии мы продолжим наблюдать явления, будем их сравнивать, учиться определять, какое явление физическое, а какое химическое?

            У. Значит, какая тема занятия? Сформулируйте её. Физические и химические явления.

            У. Я очень надеюсь, что мы справимся со всеми задачами урока. Помните, что в конце урока каждый оценит свою работу, работу своей группы и мне хочется, чтобы вы оценили занятие.

            Успехов вам!

            3. Работа с текстом.

            У. Прочитайте текст.

            У. Какие непонятные слова или выражения встретились в тексте? (Словарная работа)

            Характеристика текста.

            У. Какой это текст? (Повествовательный).

            У. Стиль изложения? (Художественный).

            У. Определите тему. (Как семья устроила праздник в плохую погоду).

            У. Главная мысль. (Когда вместе, то в семье уютно и тепло. Никакая беда, а тем более плохая погода, не страшна.)

            У. Озаглавьте текст по теме или главной мысли.

            У. Семья готовила пирог. Назовите вещества, которые она использовала.

            У. Перечислите явления, которые встретились в тексте.  

            У. Нашу работу по повторению оценят сейчас тьюторы – наши помощники. Им слово.

            Слово тьюторам. Самопрезентация.

            Здравствуйте, ребята! Я учусь в 10 классе, профиль. Считаю, что вы готовы сегодня работать со мною.

            Здравствуйте, ребята! Я учусь в 10 классе, профиль. У вас достаточно знаний, чтобы продолжить изучать химические явления.

            У. Тьюторы помогут нам в решении задач урока. Они будут демонстрировать опыты.

            Всё лабораторное оборудование у них в наличии. Но тьюторы оборудование специально перепутали. Они хотят проверить,  насколько вы внимательны были в кабинетах физики и химии. Сумеете ли вы определить, какое оборудование для демонстрации физических, а какое для  демонстрации химических явлений.

            Разделите на 2 группы  (на 2 стола)

            У. Слово тьюторам. Оцените работу. (Разделили верно)

            У. Значит, начинаем эксперименты.

            4. Химические эксперименты. 

            Тьютор демонстрирует опыты.

            Что изменилось?

            Заполняем схематичные рисунки.

            Вывод: Это химические явления. Смешивая 2 раствора, мы получали новое вещество. Наблюдали образование осадка; выделение газа; изменение цвета.

            5. Физические эксперименты.

            Тьюторы демонстрируют опыты.

            Что изменилось? (1) Появился звук. 2) Появился электрический заряд. Изменилось СОСТОЯНИЕ ТЕЛА)

            Вывод: Это физические явления. Изменялись свойства тел. Новое вещество не возникает.

            6. Закрепление. Работа в группах. 

            У. Прочитайте задание.

            У. Работайте строго по алгоритму. Помните правила работы в группе.

            Алгоритм:

             Перед вами 2 одинаковых стакана с молоком.

            1. В один стакан добавьте сахар, размешайте. Заметили ли вы изменения?

            Вывод: это явление _____________________

            1. В другой стакан добавьте лимонную кислоту, размешайте. Что вы заметили?

            Вывод: это явление _____________________

            1. Подготовьте выступление от группы, используя информацию алгоритма: Что вы делали, и что вы наблюдали.

               Самостоятельная групповая работа.

            У. Слово группам. Расскажите, что вы делали, и что вы наблюдали.

            (В молоко мы добавили сахар, размешали. Сахар растворился – перешёл в иное состояние, новое вещество не получилось, только молоко стало сладкое. Это физическое явление.

            В молоко добавили лимонную кислоту – появился осадок (хлопья), образовалось новое вещество. Это химическое явление.)

            7.Вывод.

            У. Попробуем дать определения: что же такое физическое явление, а что такое химическое явление?

            Физическое – это такое явление, когда меняются свойства тел (состояние, форма, размер, положение), новое вещество не образуется. Приведите примеры из текста.

            Химическое – это явление, при котором происходит превращения одних веществ в другие; появляется новое вещество с новыми признаками. Химическое явление сопровождается внешними признаками. Это: выделение газа, образование осадка; изменение цвета; выделение или поглощение тепла; изменение запаха и вкуса. Приведите примеры из текста.

            У. А зачем мы всё это делали? Явления вокруг нас. Они повсюду. Надо уметь ориентироваться в окружающем мире.

            8. Рефлексия.

            У. Слова благодарности за урок мы должны сказать, прежде всего, нашим тьюторам.

            У. (обращаюсь к тьюторам) Какое главное ключевое слово в физике? (тело). В химии? (вещество)

            У. Ребята, а может у вас есть вопросы к тьюторам?

            Оценочный лист.

            У. Оцените занятие. 

            У. Оцените каждый свою работу на занятии.

            У. Оцените каждый работу своей группы.

            У. Кто хочет представить нам свой оценочный лист?

            «Нацеливание» на новое занятие

            У. Ребята, мы продолжим работу с текстом на следующем занятии. Попробуем его отредактировать в соответствии с темой занятия.

            У. Предположите, какой будет стиль изложения в новом тексте? (научно-популярный)

            У. Спасибо всем за работу.

            Приложение.

            Оценочный лист

            1. Оцени занятие:

             Подчеркни слова, сочетания слов, которые характеризуют это занятие

            Это занятие (какое?) познавательное, трудное, сладкое, бесполезное, скучное, увлекательное, заставляло мыслить,  не развивало, беззаботное.

            1. Выбери один ответ.

            На занятии я: 

            а) старался; было трудно, но интересно;

            б) старался; было немного трудно, но интересно;

            в) старался; было нетрудно и интересно;

            г) старался; было легко и неинтересно;

            д) не старался; было неинтересно.

            1. Из каждой пары подчерки один ответ.

            Наша группа работала:

            недружно — дружно;

            мы слушали друг друга – друг к другу не прислушивались;

            перессорились и каждый остался при своём мнении — сумели договориться и придти к одному мнению.

            Прочитайте текст.

            Хмурый осенний субботний день. Нудно по крыше  барабанит дождь. Воет ветер за окном.

            Вся семья в сборе. Скучно и грустно в такую погоду. Чем бы заняться?

            — А давайте устроим праздник! – предложила бабушка. Все оживились. Решили приготовить яблочный пирог и устроить чаепитие.

            Мука, соль, сахар, сода, молоко – всё оказалось под рукой. Бабушка замесила тесто. Чтобы пирог получился пышным, она не забыла погасить соду. Мама приготовила начинку. Папа включил духовку, вскипятил чайник и заварил душистый травяной чай. Дети сервировали стол.

            Вскоре пирог был готов. Когда он чуть остыл, папа разрезал его. Мама разлила чай по чашкам, добавила по кусочку лимона. Чай получился на удивление красивый!

            Было вкусно! По-семейному тепло и уютно!

            Вопрос: Какие непонятные слова или выражения встретились в тексте?

            Алгоритм работы в группе:

             Перед вами 2 одинаковых стакана с молоком.

            1. В один стакан добавьте сахар, размешайте. Заметили ли вы изменения?

            Вывод: это явление _____________________

            1. В другой стакан добавьте лимонную кислоту, размешайте. Что вы заметили?

            Вывод: это явление _____________________

            1. Подготовьте выступление от группы, используя информацию алгоритма: Что вы делали, и что вы наблюдали.

            В мире физических и химических явлений.

            Урок 21

            Тема: В мире физических и химических явлений.

            Цель: Продолжить изучение темы строение и свойства вещества.

            Изучить физические и химические явления.

            Задачи:

            Образовательные:Ознакомить учащихся с физическими и химическими явлениями;

            Воспитательные:Воспитать внимательность, наблюдательность, аккуратность

            Развивающие:Развивать умение отличать физические явления от химических;

            Методы:

            Словесные: диалог; рассказ с элементами беседы.

            Наглядно — иллюстративные: демонстрация таблицы,прзентация,видеоролик

            Исследовательско- поисковые: уменья делать выводы

            Тип урока: комбинированный

            Вид урока: комбинированный

            Вид деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

            Оборудование:

            Структура урока:

            1. Опрос

            2. Изучение нового материала

            3. Гимнастика

            4. Д/з

            5. Закрепление

            6. Вывод

            7. Оценки за урок.

            Ход урока

            1. Организационный момент

            Тест «Настроение» 3 смайлика.

            Розовый,желтый ,зеленый

            2. Актуализация знаний

            — Что такое вещество?

            — Какие бывают вещества?

            — Приведите примеры простых и сложных веществ.

            3. Проверка знаний

            1 вариант (выберите правильное утверждение)

            1. Тела живой природы образованы неорганическими веществами.

            2. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют простым.

            3. Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют органическими.

            4. Тела неживой природы образованы неорганическими веществами.

            5. Белки, жиры, углеводы – это органические вещества.

            6. Вода – это простое вещество.

            7. Кислород, азот, водород – это неорганические вещества.

            8. Озон – это простое вещество.

            9. Изменение формы, размеров и объема тела называют диффузией.

            10. Молекулы постоянно находятся в движении.

            2 вариант (тест)

            1. Вещество – это:

            а) капля росы
            б) мяч
            в) вода

            2. Твердые тела способны:

            а) сохранять форму
            б) сохранять объем
            в) сохранять и форму, и объем

            3. Жидкости способны:

            а) сохранять форму и объем
            б) сохранять объем
            в) сохранять форму

            4. Изменения формы, размеров и объема тела называют:

            а) упругостью
            б) деформацией
            в) пластичностью

            5. Свойство тела изменять форму и объем под действием других тел восстанавливать их после прекращения действия, называют:

            а) деформацией
            б) упругостью
            в) пластичностью

            6. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют:

            а) сложным

            б) простым
            в) органическим

            7. Тела неживой природы образованы веществами:

            а) простыми
            б) неорганическими
            в) сложными

            8. Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют:

            а) органическим
            б) неорганическим
            в) сложным

            3.Работа с доской.

            4. Изучение нового материала.Запись в тетрадь.

            учитель сообщает тему и цель урока, предла­гает учащимся выделить в названии темы знакомые и незнако­мые термины (явление — процесс изменения каких-либо харак­теристик тел и веществ).

            На каждой парте лист бумаги с перечислениями явлений природы:

            таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкании молнии, гроза, распускание почек, горение свечи.

            Посмотрите, пожалуйста, на листы перед вами, прочтите.

            Что за процессы там у вас перечислены?

            Верно, все это явления природы. Они отличаются друг от друга? Чем отличаются? (происхождением)

            Явления:

            С биологическими явлениями мы познакомимся более подробно позже.

            Домашнее задание №40 пересказ,нарисовать рисунок физических и химических явлений, творческое задание.

            Сегодня рассмотрим физические и химические явления.

            Звучит звук.

            Видеоролик испарение.

            Если провести Опыт: кусочек льда нагревается. Что происходит со льдом?

            Продолжаем нагревание. Что происходит? Если долго нагревать что произойдет?

            Вывод: в процессе нагревания твердое вещество превращается в жидкое, жидкое – в пар.

            Вода осталась тем же веществом , но изменяется ее состояние.

            На информационном листе рисунок испарения.

            . К какому виду явления относится этот процесс? Также звук это физическое явление.

            Физическое явление – это изменение состояния или формы вещества.(Запись в тетрадь).

            Какой пример физического явления можете привести вы?

            (изменение осадков по сезонам года, изменение формы алюминиевой проволоки под ударом молотка и т. д.)

            Примеры : фен включенный, камертон, фонарь

            Сообщение учащегося о химических лабораториях. Софья

            При работе с химическими веществами необходимо соблюдать правила безопасности

            У вас было домашнее задание нарисовать или описать явления.

            1 учащийся: Пользуясь сведениями из биологии, вы знаете, что в клубнях картофеля содержится крахмал, который образуется в листьях на свету, а затем откладываются в клубнях. Если взять разрезать этот клубень и капнуть на срез настойку йода, то бурый цвет йода превратится в синий. Произошло это потому, что между крахмалом и йодом произошла реакция, и образовалось новое вещество синего цвета, (демонстрирует опыт).

            — Хорошо, молодец, садись.

            — Ребята, как вы думаете, о каком явлении рассказал ученик?

            Учащиеся: Речь шла о химическом явлении.

            — А ты как думаешь?

            — Правильно, это химическое явление.

            Кто еще приготовился?

            2 учащийся: Собрались мы как-то с мамой напечь блинчиков. Для этого взяли молоко, муку, сахар, соль. Мама насыпает в чайную ложку питьевую соду и капают туда столовый уксус. И что мы наблюдаем?! Эта смесь “закипает”! Это в результате реакции выделяется углекислый газ. “ Зачем ты это делаешь? — спросила я у мамы. Оказывается, если эта смесь попадает в тесто, блинчики становятся “воздушными” и вкусными. После урока могу поделиться с вами своим фирменным рецептом.

            — Молодец, хорошо, садись.

            — Ребята, а о каком явлении здесь шла речь?

            Учащиеся: Речь шла опять о химическом явлении.

            — Ещё кто как думает?

            — Молодцы, хорошо ребята, правильно ответили.

            .

            Видеоролик. (Вулкан).Это химическое явление.

            Химическое явление – это превращение веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.Запись в тетрадь.

            Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при действии на них электрическим током, сильным давлением и др..

            Какие примеры химических явлений можете привести вы?

            (получение металлов из руд, дубление кожи и т. д.)

            Где происходят химические явления? В окружающей природе.

            Так же химические реакции протекают в живых организмах. Благодаря им организмы живут, питаются, движутся, растут.

            Видеоролик о химических явлениях.

            Вывод.

            В результате физического явления новое вещество не образуется, меняется только агрегатное состояние или форма вещества. В результате химического явления образуется одно или несколько новых веществ.

            Физминутка с человечком.

            Закрепление.Проверь себя.

            Разделить по столбикам.

            Рефлексия. Смайлик.

            Оценки за урок.

            Итоги урока.

            Дополнение: опрос на доске.

            Заполнение схемы 5.

            Физические явления

            Химические явления

            Сходство

            происходят какие-либо изменения

            Различия

            Может изменяться:

            агрегатное состояние вещества;

            форма тела;

            местоположение тела

            и др. физические характеристики, но не изменяется само вещество

            Изменяется само вещество

            1 вариант (выберите правильное утверждение)

            1. Тела живой природы образованы неорганическими веществами.

            2. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют простым.

            3. Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют органическими.

            4. Тела неживой природы образованы неорганическими веществами.

            5. Белки, жиры, углеводы – это органические вещества.

            6. Вода – это простое вещество.

            7. Кислород, азот, водород – это неорганические вещества.

            8. Озон – это простое вещество.

            9. Изменение формы, размеров и объема тела называют диффузией.

            10. Молекулы постоянно находятся в движении.

            2 вариант (тест)

            1. Вещество – это:

            а) капля росы
            б) мяч
            в) вода

            2. Твердые тела способны:

            а) сохранять форму
            б) сохранять объем
            в) сохранять и форму, и объем

            3. Жидкости способны:

            а) сохранять форму и объем
            б) сохранять объем
            в) сохранять форму

            4. Изменения формы, размеров и объема тела называют:

            а) упругостью
            б) деформацией
            в) пластичностью

            5. Свойство тела изменять форму и объем под действием других тел восстанавливать их после прекращения действия, называют:

            а) деформацией
            б) упругостью
            в) пластичностью

            6. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют:

            а) сложным
            б) простым
            в) органическим

            7. Тела неживой природы образованы веществами:

            а) простыми
            б) неорганическими
            в) сложными

            8. Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют:

            а) органическим
            б) неорганическим
            в) сложным

            Информационный лист.

            Тема : В мире физических и химических явлений.

            Цель: Продолжить изучать тему строение и свойства вещества.



            Физическое явление – это изменение состояния или формы вещества.(Запись в тетрадь).

            Химическое явление – это превращение веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.

            Вывод: Физические и химические явления очень разнообразны и имеют огромное значение для человека.

            Физические явления

            Химические явления

            Сходство

            происходят какие-либо изменения

            Различия

            Может изменяться:

            агрегатное состояние вещества;

            форма тела;

            местоположение тела

            и др. физические характеристики, но не изменяется само вещество

            Изменяется само вещество

            Добавить комментарий

            Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *