Определение падежей имен существительных – Падежи имен существительных, как определить падеж у существительного – таблица склонений и изменений

Тексты для определения падежа имени существительного

Определи падеж.

В лесу (_______) на поляне, (_______) под ветвями (_______) ели, (_______) стоял гнилой пень. (_______) Это был дом (_______) гнома. (_______) Лицо (_______) гномика (_______) скрывала длинная борода, (_______) из которой едва виднелись курносый нос (_______) и толстые щеки. (_______) Каждое утро (_______) гном (_______) садился на крыльцо (_______) и пел песню (_______) о птице (_______) в небе, (_______) о росе (_______) на цветке. (_______) Ему подпевала старая мышь, (_______) дяденька гриб (_______) с трухлявой шляпкой, (_______) дедушка (_______) медведь (_______) и белка (_______) в дупле. (_______)

Определи падеж.

В лесу (_______) на поляне, (_______) под ветвями (_______) ели, (_______) стоял гнилой пень. (_______) Это был дом (_______) гнома. (_______) Лицо (_______) гномика (_______) скрывала длинная борода, (_______) из которой едва виднелись курносый нос (_______) и толстые щеки. (_______) Каждое утро (_______) гном (_______) садился на крыльцо (_______) и пел песню (_______) о птице (_______) в небе, (_______) о росе (_______) на цветке. (_______) Ему подпевала старая мышь, (_______) дяденька гриб (_______) с трухлявой шляпкой, (_______) дедушка (_______) медведь (_______) и белка (_______) в дупле. (_______)

Определи падеж.

В лесу (_______) на поляне, (_______) под ветвями (_______) ели, (_______) стоял гнилой пень. (_______) Это был дом (_______) гнома. (_______) Лицо (_______) гномика (_______) скрывала длинная борода, (_______) из которой едва виднелись курносый нос (_______) и толстые щеки. (_______) Каждое утро (_______) гном (_______) садился на крыльцо (_______) и пел песню (_______) о птице (_______) в небе, (_______) о росе (_______) на цветке. (_______) Ему подпевала старая мышь, (_______) дяденька гриб (_______) с трухлявой шляпкой, (_______) дедушка (_______) медведь (_______) и белка (_______) в дупле. (_______)

Определи падеж.

В лесу (_______) на поляне, (_______) под ветвями (_______) ели, (_______) стоял гнилой пень. (_______) Это был дом (_______) гнома. (_______) Лицо (_______) гномика (_______) скрывала длинная борода, (_______) из которой едва виднелись курносый нос (_______) и толстые щеки. (_______) Каждое утро (_______) гном (_______) садился на крыльцо (_______) и пел песню (_______) о птице (_______) в небе, (_______) о росе (_______) на цветке. (_______) Ему подпевала старая мышь, (_______) дяденька гриб (_______) с трухлявой шляпкой, (_______) дедушка (_______) медведь (_______) и белка (_______) в дупле. (_______)

Определи падеж.

Тропинка(_______) шла вдоль прибрежного обрыва. (_______) Она извивалась в тени (_______) столетних маслин. (_______) Море (_______) мелькало между деревьями. (_______) В траве, (_______) в кустах (_______) кизила, (_______) дикого шиповника, (_______) в виноградниках (_______) и на деревьях (_______) заливались цикады. (_______) Воздух (_______) дрожал от их звенящего крика. (_______) Тропинка (_______)спустилась вниз.

Она соединилась с широкой твердой и ослепительно белой дорогой. (_______)

Определи падеж.

Тропинка(_______) шла вдоль прибрежного обрыва. (_______) Она извивалась в тени (_______) столетних маслин. (_______) Море (_______) мелькало между деревьями. (_______) В траве, (_______) в кустах (_______) кизила, (_______) дикого шиповника, (_______) в виноградниках (_______) и на деревьях (_______) заливались цикады. (_______) Воздух (_______) дрожал от их звенящего крика. (_______) Тропинка (_______)спустилась вниз.

Она соединилась с широкой твердой и ослепительно белой дорогой. (_______)

Определи падеж.

Тропинка(_______) шла вдоль прибрежного обрыва. (_______) Она извивалась в тени (_______) столетних маслин. (_______) Море (_______) мелькало между деревьями. (_______) В траве, (_______) в кустах (_______) кизила, (_______) дикого шиповника, (_______) в виноградниках (_______) и на деревьях (_______) заливались цикады. (_______) Воздух (_______) дрожал от их звенящего крика. (_______) Тропинка (_______)спустилась вниз.

Она соединилась с широкой твердой и ослепительно белой дорогой. (_______)

Определи падеж.

Тропинка(_______) шла вдоль прибрежного обрыва. (_______) Она извивалась в тени (_______) столетних маслин. (_______) Море (_______) мелькало между деревьями. (_______) В траве, (_______) в кустах (_______) кизила, (_______) дикого шиповника, (_______) в виноградниках (_______) и на деревьях (_______) заливались цикады. (_______) Воздух (_______) дрожал от их звенящего крика. (_______) Тропинка (_______)спустилась вниз.

Она соединилась с широкой твердой и ослепительно белой дорогой. (_______)

Определи падеж

Гнездо (_______) скворец (_______) устраивает глубоко в скворечнике. (_______) Он таскает туда мох, (_______) солому (_______) и пух. (_______) Скворца (_______) лучше всего наблюдать ранним утром (_______) в саду (_______) или на огороде. (_______) Попробуйте подбросить скворцу (_______) червячка (_______) или кусочек (_______) хлеба. (_______) Скоро птица (_______) возьмет корм (_______) из ваших рук (_______) или сядет на плечо. (_______)

Определи падеж

Гнездо (_______) скворец (_______) устраивает глубоко в скворечнике. (_______) Он таскает туда мох, (_______) солому (_______) и пух. (_______) Скворца (_______) лучше всего наблюдать ранним утром (_______) в саду (_______) или на огороде. (_______) Попробуйте подбросить скворцу (_______) червячка (_______) или кусочек (_______) хлеба. (_______) Скоро птица (_______) возьмет корм (_______) из ваших рук (_______) или сядет на плечо. (_______)

Определи падеж

Гнездо (_______) скворец (_______) устраивает глубоко в скворечнике. (_______) Он таскает туда мох, (_______) солому (_______) и пух. (_______) Скворца (_______) лучше всего наблюдать ранним утром (_______) в саду (_______) или на огороде. (_______) Попробуйте подбросить скворцу (_______) червячка (_______) или кусочек (_______) хлеба. (_______) Скоро птица (_______) возьмет корм (_______) из ваших рук (_______) или сядет на плечо. (_______)

Определи падеж

Гнездо (_______) скворец (_______) устраивает глубоко в скворечнике. (_______) Он таскает туда мох, (_______) солому (_______) и пух. (_______) Скворца (_______) лучше всего наблюдать ранним утром (_______) в саду (_______) или на огороде. (_______) Попробуйте подбросить скворцу (_______) червячка (_______) или кусочек (_______) хлеба. (_______) Скоро птица (_______) возьмет корм (_______) из ваших рук (_______) или сядет на плечо. (_______)

Определи падеж

Гнездо (_______) скворец (_______) устраивает глубоко в скворечнике. (_______) Он таскает туда мох, (_______) солому (_______) и пух. (_______) Скворца (_______) лучше всего наблюдать ранним утром (_______) в саду (_______) или на огороде. (_______) Попробуйте подбросить скворцу (_______) червячка (_______) или кусочек (_______) хлеба. (_______) Скоро птица (_______) возьмет корм (_______) из ваших рук (_______) или сядет на плечо. (_______)

Определи падеж

Над горизонтом (_______) нависли тучи. (_______) Они ползли по небу(_______) мохнатым зверем. (_______) С болота (_______) несло холодом (_______) и туманом. (_______) Мы с товарищем (_______) пошли на речку (_______) лесом. (_______) Тишина (_______) нарушалась шелестом высокой травы. (_______) Дятел (_______) клювом (_______) долбит шишку (_______) ели (_______) и языком (_______) достает семена. (_______) Собака (_______) стоит под деревом, (_______) смотрит на рябчика (_______) и заливается лаем. (_______)

Определи падеж

Над горизонтом (_______) нависли тучи. (_______) Они ползли по небу(_______) мохнатым зверем. (_______) С болота (_______) несло холодом (_______) и туманом. (_______) Мы с товарищем (_______) пошли на речку (_______) лесом. (_______) Тишина (_______) нарушалась шелестом высокой травы. (_______) Дятел (_______) клювом (_______) долбит шишку (_______) ели (_______) и языком (_______) достает семена. (_______) Собака (_______) стоит под деревом, (_______) смотрит на рябчика (_______) и заливается лаем. (_______)

Определи падеж

Над горизонтом (_______) нависли тучи. (_______) Они ползли по небу(_______) мохнатым зверем. (_______) С болота (_______) несло холодом (_______) и туманом. (_______) Мы с товарищем (_______) пошли на речку (_______) лесом. (_______) Тишина (_______) нарушалась шелестом высокой травы. (_______) Дятел (_______) клювом (_______) долбит шишку (_______) ели (_______) и языком (_______) достает семена. (_______) Собака (_______) стоит под деревом, (_______) смотрит на рябчика (_______) и заливается лаем. (_______)

Определи падеж

Над горизонтом (_______) нависли тучи. (_______) Они ползли по небу(_______) мохнатым зверем. (_______) С болота (_______) несло холодом (_______) и туманом. (_______) Мы с товарищем (_______) пошли на речку (_______) лесом. (_______) Тишина (_______) нарушалась шелестом высокой травы. (_______) Дятел (_______) клювом (_______) долбит шишку (_______) ели (_______) и языком (_______) достает семена. (_______) Собака (_______) стоит под деревом, (_______) смотрит на рябчика (_______) и заливается лаем. (_______)

Определи падеж.

Во дворе (_______) и в доме (_______) разместился зоопарк. (_______) В зоопарке (_______) жила ручная обезьянка. (_______) Хозяин (_______) передал ее киевскому цирку, (_______) а взамен взял медвежонка. (_______) Теперь обезьянка (_______) выступает в Киеве. (_______) Медвежонок (_______) живет в Таганроге. (_______) Любитель животных увлекается киносъемкой. (_______) Всем очень нравится фильм (_______) о дружбе (_______) обезьянки, (_______) овчарки (_______) и сороки. (_______)

Определи падеж.

Во дворе (_______) и в доме (_______) разместился зоопарк. (_______) В зоопарке (_______) жила ручная обезьянка. (_______) Хозяин (_______) передал ее киевскому цирку, (_______) а взамен взял медвежонка. (_______) Теперь обезьянка (_______) выступает в Киеве. (_______) Медвежонок (_______) живет в Таганроге. (_______) Любитель животных увлекается киносъемкой. (_______) Всем очень нравится фильм (_______) о дружбе (_______) обезьянки, (_______) овчарки (_______) и сороки. (_______)

Определи падеж.

Во дворе (_______) и в доме (_______) разместился зоопарк. (_______) В зоопарке (_______) жила ручная обезьянка. (_______) Хозяин (_______) передал ее киевскому цирку, (_______) а взамен взял медвежонка. (_______) Теперь обезьянка (_______) выступает в Киеве. (_______) Медвежонок (_______) живет в Таганроге. (_______) Любитель животных увлекается киносъемкой. (_______) Всем очень нравится фильм (_______) о дружбе (_______) обезьянки, (_______) овчарки (_______) и сороки. (_______)

Определи падеж.

Во дворе (_______) и в доме (_______) разместился зоопарк. (_______) В зоопарке (_______) жила ручная обезьянка. (_______) Хозяин (_______) передал ее киевскому цирку, (_______) а взамен взял медвежонка. (_______) Теперь обезьянка (_______) выступает в Киеве. (_______) Медвежонок (_______) живет в Таганроге. (_______) Любитель животных увлекается киносъемкой. (_______) Всем очень нравится фильм (_______) о дружбе (_______) обезьянки, (_______) овчарки (_______) и сороки. (_______)

Определи падеж.

Во дворе (_______) и в доме (_______) разместился зоопарк. (_______) В зоопарке (_______) жила ручная обезьянка. (_______) Хозяин (_______) передал ее киевскому цирку, (_______) а взамен взял медвежонка. (_______) Теперь обезьянка (_______) выступает в Киеве. (_______) Медвежонок (_______) живет в Таганроге. (_______) Любитель животных увлекается киносъемкой. (_______) Всем очень нравится фильм (_______) о дружбе (_______) обезьянки, (_______) овчарки (_______) и сороки. (_______)

infourok.ru

Индивидуальные карточки на тему «Определение падежей имен существительных»

Фамилия__________________________________

Составь словосочетания, укажи падеж имен существительных

Привет от (сестра) _________________________________________________( )

Разлить (вода) ____________________________________________________( )

Жил в (деревня) ___________________________________________________( )

Укрылась под (зонт) _______________________________________________( )

Плывут (облако) __________________________________________________( )

Подарил (брат) ____________________________________________________( )

За окном (поезд) ___________________________________________________( )

Думать над (задача) ________________________________________________( )

Нарисовал (кот) ___________________________________________________( )

—————————————————————————————————————-

Фамилия__________________________________

Составь словосочетания, укажи падеж имен существительных

Привет от (сестра) _________________________________________________( )

Разлить (вода) ____________________________________________________( )

Жил в (деревня) ___________________________________________________( )

Укрылась под (зонт) _______________________________________________( )

Плывут (облако) __________________________________________________( )

Подарил (брат) ____________________________________________________( )

За окном (поезд) ___________________________________________________( )

Думать над (задача) ________________________________________________( )

Нарисовал (кот) ___________________________________________________( )

Спиши. Определи падеж имён существительных.

На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к лесу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подбежал к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.

……………………………………………………………………………………………………………………………….

Спиши. Определи падеж имён существительных.

На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к лесу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подбежал к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.

……………………………………………………………………………………………………………………………….

Спиши. Определи падеж имён существительных.

На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к лесу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подбежал к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.

……………………………………………………………………………………………………………………………….

Спиши. Определи падеж имён существительных.

На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к лесу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подбежал к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.

……………………………………………………………………………………………………………………………….

Спиши. Определи падеж имён существительных.

На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к лесу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подбежал к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.

……………………………………………………………………………………………………………………………….

Спиши. Определи падеж имён существительных.

На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к лесу, пролетел над площадью, спит в берлоге, летел на самолёте, подбежал к дереву, отдыхал в лагере, объяснил ученику, плыли на пароходе, въехать в деревню.

infourok.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Определение падежа имен существительных

  1. Вставить пропущенные буквы. Определить падеж имен существительных.

Шла через рож..,  шла к р..ке,  шуршали на в..тру,  шуршали

к..лосья,  ш..л на рыбалку,  проб..жала под н..гами,   проб..жала  

мыш..,  послышался в ч..ще,  в ч..ще леса,  зат..нул песню,  

попался на удоч..ку,   вытащили щ..ку,  сделали шалаш,  

осв..тило  утром,  осв..тило окрес..ность,  продолжили рыбалку.

2. Определить падеж имен существительных.

   На дворе зима.  Около лунки сидит рыболов.  Выловленная

рыба лежит прямо на льду.  

 

 Вдруг на лёд выскочил зверёк.  Сам белый, а кончик хвоста

чёрный.  Это горностай. Он лёгкими прыжками стремительно

приблизился к рыболову.

 

  Рыболов узнал своего знакомого.  Он бросил горностаю рыбку.

Шустрый зверёк с ходу схватил ёршика и в несколько прыжков

отнёс в своё ледяное убежище.  Через минуту горностай вновь

был на льду.

1. Определить падеж имен существительных.

Добежать да реки,  смотреть на картину,  рисунок из альбома,  

прочитать про обезьянку,  играл на гитаре,  вырос под берёзой,  суп

из овощей,  не боятся работы, заискрился блёстками,  слипаются на

ветру,  растёт рядом с соснами,  спустили в воду,  покачивала

головой.

2.Определить падеж имен существительных.

Виталик остался ночевать в сторожке. Наступила ночь. Месяц

освещал сосны и ели. Снег заискрился блестками. Из окна мальчик

смотрел на лесную сказку. Вот белый комок оторвался от ели. Это

голодный заяц-беляк поскакал к кустарнику. Он начал строгать

зубами кору. К сторожке приблизились лесные великаны.

Ветвистые рога украшали головы оленей. Из оленьих ноздрей

клубился пар. Лесные красавцы стали есть сено.

Определить падеж имен существительных.

1.Дорога шла через рожь к реке. Шуршали на ветру золотые

колосья.

Мы шли на рыбалку. Под ногами пробежала полевая мышь.

Послышался плач в чаще леса. Это сыч затянул свою песню. Вот и

река. Кругом тишь. Ловля началась. Скоро на удочку попался ерш.

Потом мы вытащили щуку и леща. Близилась ночь. Мы сделали

шалаш. Утром солнце осветило окрестность. Мы продолжили

рыбалку.

2.  Ледокол «Серов» шел во льдах. Кругом ледяное море,

ослепительный снег и голубые на снегу тени. Вдруг мы увидели

семейство медведей. Они шли по льду друг за дружкой гуськом.

Впереди медведица, позади два медвежонка. Медведица часто

останавливалась, покачивала головой, нюхала воздух.

Медвежата покорно следовали за ней. Звери шли неторопливо

рядом с кораблем. Видимо, они приняли ледокол за большой

айсберг.

Определить падеж имен существительных.

1.Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях

дороги. Посинел на реке лед. В долинах зажурчали звонкие ручьи.

Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие

пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с

лосенком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

  1. Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и

взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки

навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревья сосульки

развесили.

Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал

веселый говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он

заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью

нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но

холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

nsportal.ru

Проверочная работа по русскому языку по теме «Падежи имен существительных» (4 кл)

Падежи имён существительных

1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________
Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________

2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.

4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.

Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….

5. Определи у существительных род, число, падеж. 

Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..

По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.

6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.

7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки  сливаются в ……… Начало ……… называется истоком.   То место, где ………. впадает   в море, озеро или другую ……., называется устьем.

Слова для справок:   река, реки, реку, реке, рекой

8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.

  1. появился (на чём?) на ветках ( )

  2. на ветках (чего?) березы ( )

  3. покрывают (что?) землю ( )

  4. украсились (чем?) инеем ( )

  5. летит (на что?) на землю ( )

  6. летит (с чего?) с ветки ( )

  7. бежал (по чему?) по снегу ( )

9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост)

Определите падеж и выделите окончания существительного мост.

           Санкт-Петербург – город мостов.

         В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост.  Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.

        Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.

        Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное  украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.

        На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

 

10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве

Горожане, рекой, гордятся, Невой

11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.

1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).

2.Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).

3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).

4.Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).

5.Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).

6.Достали ( … ) мяч. ( … падеж)

7.Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).

8.Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).

9.Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).

10. Мылись ( … ) шампунем. ( .. . падеж).

infourok.ru

Учебно-методическое пособие по русскому языку (3, 4 класс) на тему: карточка-памятка: «Определение падежа имени существительного»

В Ы У Ч И!   З А П О М Н И!   Н А У Ч И С Ь   О П Р Е Д Е Л Я Т Ь!

Склонение имён существительных

падежи

вспомогательное слово

падежные вопросы

смысловые вопросы

предлоги

Именительный

есть

Кто?

Что?

Родительный

нет

Кого?

Чего?

Где?  Куда? Откуда?

у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после, возле, подле

Дательный

дать

Кому? Чему?

Где?

Куда?

к, по

Винительный

вижу

Кого?

Что?

Где?

Куда?

через, про, на, за, под, во, в

Творительный

доволен,

горжусь

Кем?

Чем?

Где?  Как?

Каким образом?

с, со, перед, под, над, за, между

Предложный

говорить

думаю

О ком?

О чём?

Где?

при, о, об, на, в, во

В Ы У Ч И!   З А П О М Н И!   Н А У Ч И С Ь   О П Р Е Д Е Л Я Т Ь!

Склонение имён существительных

падежи

вспомогательное слово

падежные вопросы

смысловые вопросы

предлоги

Именительный

есть

Кто?

Что?

Родительный

нет

Кого?

Чего?

Где?  Куда? Откуда?

у, около, от, без, из, до, для, вокруг, с, после, возле, подле

Дательный

дать

Кому? Чему?

Где?

Куда?

к, по

Винительный

вижу

Кого?

Что?

Где?

Куда?

через, про, на, за, под, во, в

Творительный

доволен,

горжусь

Кем?

Чем?

Где?  Как?

Каким образом?

с, со, перед, под, над, за, между

Предложный

говорить

думаю

О ком?

О чём?

Где?

при, о, об, на, в, во

Чтобы правильно определить падеж

имени существительного в предложении нужно:

  1. Найти слово, от которого зависит имя существительное (главное слово ×)
  2. Задать от главного слова к имени существительному падежный вопрос (основной или смысловой). Если существительное имеет предлог, то вопрос нужно задавать, используя этот предлог.
  3. Посмотреть на предлог и окончание. Если затрудняешься, вспомни слово-помощник или задай два падежных вопроса.
  4.  Определить падеж.

Падежные окончания имён существительных

в единственном числе.

Чтобы правильно определить падеж

имени существительного в предложении нужно:

  1. Найти слово, от которого зависит имя существительное (главное слово ×)
  2. Задать от главного слова к имени существительному падежный вопрос (основной или смысловой). Если существительное имеет предлог, то вопрос нужно задавать, используя этот предлог.
  3. Посмотреть на предлог и окончание. Если затрудняешься, вспомни слово-помощник или задай два падежных вопроса.
  4.  Определить падеж.

Падежные окончания имён существительных

в единственном числе.

nsportal.ru

Имя существительное. Распознавание падежей имён существительных

Добрый день, дорогие друзья! Вы знаете, наш Вирус считает себя настоящим поэтом. Сегодня он принёс мне ещё один результат своего поэтического вдохновения. Вот послушайте:

На болоте сидит лягушка.

У лягушки очень маленькие ушки.

Дать бы лягушке уши слона,

Мы бы лягушку не узнали тогда.

С лягушкой по небу я стал бы летать –

На лягушке сидеть и за уши держать.

Да, фантазёр наш Вирус!

Однако, на что я хотел обратить ваше внимание! В каждой строчке этого стихотворения есть одно и то же слово. Вы нашли его? Это слово «лягушка». Но вот что интересно: слово «лягушка» каждый раз меняет свою форму. И сейчас я предлагаю вам подробнее рассмотреть его.

Итак, слово «лягушка» обозначает живое существо, а в грамматике мы это называем предметом. Значит, слово «лягушка» — имя существительное. Отвечает на вопрос кто?, ведь лягушка живая, одушевлённая.

А вот что с этим словом происходит в стихотворении? Оно склоняется, то есть изменяется по падежам.

Давайте вспомним, сколько падежей у имени существительного и их названия.

И помогут нам запоминалки, в которых каждое слово начинается с той буквы, с которой начинаются названия падежей.

Иван рубит дрова, Варвара топит печь.

Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Инна редиску достала, водою тёплой поливала.

Вы вспомнили? Существует шесть падежей имён существительных

И – Именительный падеж. Отвечает на вопросы кто? что?

Р – Родительный падеж. Отвечает на вопросы кого? чего?

Д – Дательный падеж. Отвечает на вопросы кому? чему?

В – Винительный падеж. Отвечает на вопросы кого? что?

Т – Творительный падеж. Отвечает на вопросы кем? чем?

П – Предложный падеж. Отвечает на вопросы о ком? о чём?

Ну а если вы вдруг забыли падежные вопросы, тут же спешат на помощь слова-помощники.

В именительном падеже слово «это», в родительном – «нет», в дательном – «дать», в винительном – «вижу», в творительном – «горжусь», в предложном – «думаю».

От этих слов очень удобно ставить падежные вопросы.

Кстати, я надеюсь, что вы не забыли:

Вопросы кто? кого? кому? кем? о ком? ставятся перед одушевлёнными именами существительными.

Вопросы что? чего? чему? чем? о чём? ставятся перед неодушевлёнными именами существительными.

Что ещё надо помнить, когда мы говорим о падежах имён существительных?  Имена существительные в именительном падеже никогда не употребляются с предлогами. В предложении существительные в именительном падеже обычно бывают подлежащим.

А вот имена существительные в родительном, дательном, винительном и творительном падежах могут употребляться как с предлогами, так и без предлогов. Вспомните, какие предлоги используются в этих падежах.

Имена существительные в предложном падеже употребляются только с предлогами.

Именительный падеж считается прямым, а родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падежикосвенными.

Имена существительные в косвенных падежах в предложении обычно бывают второстепенными членами предложения.

Ну а теперь давайте вернёмся к стихотворению Вируса Ошибкина и определим падежи в имени существительном «лягушка».

На болоте сидит лягушка.

Сидит кто? Лягушка. Вопрос именительного падежа, значит слово «лягушка» здесь стоит в именительном падеже.

У лягушки очень маленькие ушки.

Ушки у кого? У лягушки. Вопрос кого? есть в родительном и винительном падежах. Как же быть? А мы поставим сразу пару вопросов родительного и пару вопросов винительного падежа.

Родительный падеж – ушки у кого? у чего? У лягушки.

Винительный падеж – ушки у кого? у что? У лягушки.

Ну конечно, просто смешно задавать вопрос у что?. Ведь предлог «у» используется только с именами существительными в родительном падеже. Поэтому существительное «лягушки» здесь стоит именно в родительном падеже.

Дать бы лягушке уши слона…

Дать кому? Лягушке. Вопрос дательного падежа, значит слово «лягушке» стоит в дательном падеже.

Мы бы лягушку не узнали тогда.

Вновь ставится вопрос кого?. И опять придётся попробовать поставить две пары вопросов и выбрать наиболее подходящую пару.

Не узнали кого? чего? или не узнали кого? что?. Пожалуй, вторая пара вопросов винительного падежа подходит гораздо лучше. А если кто-то смотрел мои уроки в третьем классе, то, конечно, вспомнит козу с косой.

Заменим в предложении слово «лягушка» на «козу»:

Мы бы козу не узнали тогда.

Окончание подсказывает, что это именно винительный падеж.

С лягушкой по небу я стал бы летать…

Летать с кем? С лягушкой. Вопрос с кем? указывает на то, что это творительный падеж.

На лягушке сидеть и за уши держать.

Сидеть на ком? На лягушке. Вопрос предложного падежа с предлогом «на».

Ну вот мы и вспомнили, как определить падеж имени существительного в предложении. Но ведь в стихотворении Вируса есть ещё несколько имён существительных – «на болоте, «ушки», «уши», «слона», «по небу», «за уши».

Попробуйте сами определить их падеж.

Ну что, справились с заданием? Давайте проверим.

Сидит где? На болоте. Но по вопросу где? падеж определить нельзя. Ставим падежный вопрос на чём? Сидит на чём? На болоте. Предложный падеж.

Слово «ушки» отвечает на вопрос что? Именительный или винительный падежи? На помощь зовём козу с косой. Заменяем ушки косой. «У лягушки очень маленькая коса».  Окончание подсказывает, что это именительный падеж. Слово «уши» тоже заменяем словом «коса».

Дать бы лягушке косу… Окончание , значит это винительный падеж.

Уши кого? Слона. Вопрос кого? Слона можно заменить на козу. Уши кого? Козы. Окончание . Падеж родительный.

Летать по чему? По небу. Дательный падеж.

Держать за что? За уши. Вопрос что?, конечно, есть и в именительном, и в винительном падеже. Но в именительном падеже предлоги не используются. Значит, это винительный падеж.

Ну что же, вот мы с вами и вспомнили, как определить падеж имени существительного.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, надо подставить подходящий падежный вопрос.

В том случае, если вопрос используется в двух падежах, можно подставить пару вопросов или позвать на помощь козу с косой.

И ещё не забудьте, что в именительном падеже предлоги с именами существительными не употребляются.

А сейчас пришло время прощаться. До свидания, друзья мои! До новых встреч!

videouroki.net

Определение падежа имени существительного

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Определение падежа имен существительных.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель: ввести алгоритм определения падежа имени существительного и научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Планируемый результат обучения предполагает развитие:

Личностных умений:

– эмоционально-ценностного отношения к Отечеству, его защитникам и осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметных умений:

Познавательные умения:

определять падеж существительного, используя алгоритм и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное действие, используя алгоритм;

— умение выполнять самопроверку учебного задания;

— и соотносить поставленную цель с полученным результатом деятельности.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— и адекватно использовать речь для представления результата

Результатом обучения предметным умениям должно стать умение:

— рассказывать алгоритм определения падежа существительного;

— и определять падеж существительного, используя алгоритм.

Ход урока

I этап – самоопределение к учебной деятельности (2 — 3 мин)

Звучит отрывок из гимна Российской Федерации

Россия — священная наша держава!

Россия — любимая наша страна!

Могучая воля, великая слава —

Твое достоянье на все времена.

Славься, Отечество наше свободное —

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная.

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

— Присаживайтесь!

— Ребята, отрывок из какого произведения сейчас прозвучал? (Гимн России)

На слайде появляется портрет С. Михалкова

Что общего между гимном и портретом этого человека? Как вы думаете?

— Автор Гимна России — Сергей Михалков. 13 марта, С. Михалкову исполнилось бы 100 лет.

— Вернёмся к тексту Гимна: (На слайде выделена строчка: Славься, Отечество наше свободное)

— Как вы понимаете слово «Отечество»? (Отечество — Отчизна, Родина, Россия, Держава…)

— Кто должен стоять на страже Отечества, защищать нашу Родину? (Армия, Вооружённые силы РФ, солдат, воин, боец и т.д).

— А кто защищает права граждан, помогает в трудных ситуациях, защищают нас от грабителей, следят за порядком на улицах? (Сотрудники правоохранительных органов, сотрудники милиции)

— Как сейчас называют это подразделение? (Полиция, с 2011г.)

Читает учитель

Он шагает по району

От двора и до двора,

И опять на нём погоны,

С пистолетом кобура.

Он с кокардой на фуражке,

Он в шинели под ремнём,

Герб страны блестит на пряжке.

Отразилось солнце в нём!

— Из какого произведения эти строки? (Дядя Стёпа – милиционер).

— А кто автор? (С. Михалков)

— Правильно, это произведение нам поможет сегодня в работе.

— А можно ли дядю Стёпу назвать защитником Отечества?

— Почему? (Он служит в милиции……)

— Да, милиционерам, сейчас их называют сотрудники полиции, приходиться бороться с преступниками. Днем и ночью несут они службу. Нередко рискуя своей жизнью, спасают они людей, готовы в любую минуту встать на защиту своей Родины.

II этап – Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 -7 мин).

(На слайде – иллюстрация к произведению)

— Посмотрите на иллюстрацию и найдите как можно больше слов, отвечающие на вопрос кто? что?

— К какой части речи относятся эти слова?

— Сейчас мы с вами поиграем в игру Ваша задача за 1 минуту собрать в эту корзину, «Корзину Знаний» как можно больше знаний об этой части речи.

Учащиеся называют признаки имени существительного, собирая «знания» в корзину

Карточки: собственные и нарицательные; одушевлённые и неодушевлённые; кто? что?; м. р., ж. р., ср. р.; постоянный род; ед. ч., мн. ч.; подлежащее или второстепенный член предложения; изменяются по падежам – склонение; обозначают предмет; самостоятельная часть речи.

— Молодцы! Какими глубокими знаниями вы обладаете. Сегодня на уроке русского языка нам понадобятся ваши знания о склонении имени существительного (карточка).

— Что такое склонение? (Изменение имён существительных по падежам.)

— Предлагаю поиграть в игру «Лови ошибку», в которой вы должны вспомнить падежи.

— В ваших рабочих листах в задании под № 1 написаны падежи. Расположите их в нужном порядке, расставляя номера в пустых клеточках.

— А что, какая-то проблема возникла? (Предводительного падежа нет!)

— Внимание на экран! Проверяем, назовите, в какой последовательности вы расставили падежи.

— А теперь посчитайте количество правильных ответов и оцените свою деятельность. Внизу листа расположен «Оценочный лист». За каждый правильный ответ — 1 б. Запишите в столбце под №1 набранное количество баллов.

На слайде появляются вопросы

— А теперь соедини падеж с вопросом.

— Проверим – Именительный падеж отвечает на вопрос ….кто? что? и т.д.

— Посчитайте количество правильных ответов и оцените свою деятельность. Запишите в оценочном листе в столбце под №2 набранное количество баллов.

— Давайте вернёмся к произведению С. Михалкова « Дядя Стёпа — милиционер».

(На слайде выделено Герб страны блестит на пряжке)

— Давайте вместе прочитаем выделенное предложение.

— Что такое пряжка?  (Жесткая застежка, через которую продевается ремень, пояс.)

— А как вы думаете, герб, какой страны на пряжке у дяди Стёпы? (Нашей страны – России)

— Почему? (Дядя Стёпа – гражданин своей страны)

— Назовите в этом предложении имена существительные.

— Определите у данных существительных падеж. Работаем с веерами. Итак, сущ. Герб….

(Предложение записано на доске)

— Над некоторыми существительными в предложении оказалось несколько падежей.

— Может ли такое быть?

III этап – Постановка проблемы. Тема, цель урока (3 – 4 мин)

— Вот видите, мы столкнулись с затруднением, не сумели точно определить падежи существительных. Какова тема нашего урока? (Определение падежа имен существительных)

— Почему мы не сумели точно определить падеж существительных?

— Наверно потому, что не хватает каких-то конкретных знаний, чтобы решить данную проблему.

— Тогда какова цель нашего урока? (Должны научиться определять падеж имени существительного).

— А для чего мы должны правильно научиться определять падеж существительного? (Для того чтобы в дальнейшем грамотно писать окончания существительных и устанавливать связь слов в предложении).

— И в этом нам поможет алгоритм, который вы составите в процессе совместной деятельности.

IV этап — Построение выхода из затруднения (3 — 4 мин)

Работа в группах

— Работать будете в группах. Из предложенных карточек необходимо составить алгоритм (план) определения падежа имени существительного, расположив карточки в нужном порядке.

(Алгоритм предлагаю на карточках, которые после коллективного обсуждения ребята в нужном порядке прикрепляют на доску и готовят устное выступление).

— Время вышло! Представитель (ответственный) из каждой группы предложите свой план определения падежа имени существительного.

— Сравните алгоритмы. В чём совпали предположения ребят? В чём не совпали?

— А теперь для того, чтобы установить истину, сравним ваши выводы с выводами учёных — филологов, обратимся к учебнику, стр. 34. Прочитайте правило.

(Читают самостоятельно)

— В чём совпали выводы ребят с выводами учёных?

— Итак, какой шаг нужно выполнить первым, чтобы определить падеж у имени существительного? ( Найти слово, от которого зависит имя существительное).

— Второй шаг? (Поставить от него вопрос к имени существительному).

— Третий шаг? (По этому вопросу определить падеж).

На слайде – «Шаги к умению» (алгоритм).

— На что ещё нужно обращать внимание при определении падежа? (На предлог, на смысловые вопросы).

V этап – Реализация построенного алгоритма. Первичное проговаривание во внешней речи (4 — 6 мин)

— Пользуясь составленным алгоритмом, уточним падеж у существительных в нашем предложении.

Герб страны блестит на пряжке.

Сущ. Герб – И. п.

— Каким членом предложения является это существительное? (подлежащим)

— Запомните, подлежащие всегда стоит в именительном падеже.

— Сущ. Страны Р. п.

— Находим слово, от которого зависит слово страны. Это слово герб. Ставим от него вопрос. Герб (чего?) страны. Определяем падеж. Существительное страны стоит в Р. п.

— Сущ. (на) Пряжке – П. п.

— Находим слово, от которого зависит слово (на) пряжке. Это слово блестит. Ставим от него вопрос. Блестит (на чём?) на пряжке. Определяем падеж. Существительное (на) пряжке стоит в П. п. (что ещё указывает на П.п.)

Физминутка

— Внимание, на ваших рабочих листах в задании под № 2 записаны отрывки из произведения С. Михалкова «Дядя Стёпа — милиционер». Пользуясь алгоритмом, определим падеж у выделенных существительных.

Дядя Стёпа на посту –

Он дежурит на мосту.

Знают все, что дядя Стёпа

Был когда – то моряком.

Постовой Степан Степанов

Был грозой для хулиганов.

— Итак, для того, чтобы определить падеж у существительных что нужно сделать?

Первое…..? (Найти слово, от которого зависит имя существительное).

Второе…..? (Поставить от него вопрос к имени существительному).

Третий шаг….? (По этому вопросу определить падеж).

— Ребята составьте из рассыпанных слов одну из пословиц об Отчизне (Главное в жизни – честно служить Отчизне).

— Как вы считаете, соответствует служба дяди Стёпы – милиционера пословице? Почему?

— Какими качествами должен обладать защитник Отечества? (Любить свою страну, быть смелым, сильным, самоотверженным, отважным, порядочным, верным своему слову, мужественным).

— А вот что думают о защитниках нашей Родины жители нашего посёлка.

Видеосюжет

VI этап — Самостоятельная работа с самопроверкой (5 – 6 мин)

— Продолжим работу.

— Внимание на экран! Задание самостоятельной работы под № 3- на выбор.

  1. Задание «уровня 1» — в предложениях укажи падеж выделенных существительных.

  2. Задание «уровня 2» — определить, в каком падеже стоят имена существительные

  3. Задание «уровня 3» — по вопросу и определи падеж.

Проверка:

— Кто выбрал задание «1 уровня», проверьте свою работу. Если есть ошибки, исправьте их?

— Кто выбрал задание «2 уровня», проверьте свою работу.

— Кто выбрал задание «3 уровня», проверьте свою работу.

— А теперь посчитайте количество правильных ответов и оцените свою деятельность. В «Оценочном листе» запишите в столбце «под №3» набранное количество баллов.

— А теперь, посчитайте общее количество баллов.

— Те ребята, которые набрали

17 б. – «5»

15 – 16 б. – «4»

12 – 14 б. – «3»

меньше 12 б. – нет оценки.

— Поднимите руки, у кого вышла отметка «5» и «4».

— Молодцы! Ребята, а у кого сегодня что-то не получилось, в дальнейшем, вы будете отрабатывать полученные на занятии знания и умения по определению падежей существительных, и у вас обязательно всё получится!

VII этап – Рефлексия (1- 2 мин).

«Успех во всяком деле зависит от двух условий:

  1. правильного установления конечной цели

— Какую цель перед собой ставили? (Научиться определять падеж имён существительных)

2) отыскания соответствующих средств, ведущих к этой цели».

— А как? С помощью чего мы научились определять падеж? (Используя алгоритм).

— Так как же определить падеж имени существительного?

1. Найти слово, от которого зависит имя существительное.

2. Поставить от него вопрос к имени существительному.

3. По этому вопросу определить падеж.

Читает учитель

Мы славим тех, кто не плакал

От боли своей,

Но слез не скрывал

На могилах друзей,

Тех, кто мужчиной был

Не на словах,

Труса не праздновал,

Сидя в кустах,

Тех лучших

Сынов человечества,

Тех, кто на страже Отечества!

— Я благодарю всех за работу на уроке. Урок закончен.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о