Определение стилистика – 3. Основные понятия и категории стилистики (значение, стилистические коннотации, стилистические средства языка)

Содержание

Стилистика — Большая советская энциклопедия

Стили́стика

Раздел языкознания (См. Языкознание), в котором изучается система стилей (См. Стиль) того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка (См. Литературный язык) в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. Предметом С. является Язык в широком смысле слова (включая и Речь как форму существования языка), но от др. областей языкознания С. отличает особая точка зрения на этот предмет, которая определяется её обращенностью к проблеме «язык и общество», к вопросам социолингвистики (См. Социолингвистика). С. исследует способы выражения той дополнительной (стилистической) информации, которая сопутствует основному предметному содержанию речи. В связи с этим, одним из главных объектов С. признаётся система синонимических средств и возможностей языка на всех его уровнях. С. изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка. Этими вопросами занимается историческая С., которая стремится установить не только изменение того или иного стиля или стилистической окраски элементов языка, но прежде всего историю самой стилистической системы, становление, формирование и развитие стилевых разновидностей языка, историю их взаимодействия. С. отличает свой принцип группировки языкового материала, который может не совпадать с делением на лексику (См. Лексика)

, фразеологию (См. Фразеология), морфологию (См. Морфология), Синтаксис. Разумеется, в С. могут изучаться и описываться стилистические свойства отдельных уровней языка (См. Уровни языка), но при этом исследователь имеет в виду стилистическую систему языка в целом. С. современного литературного языка занимается не столько определением стилистических свойств языкового материала, поскольку они воспринимаются носителями литературного языка непосредственно, интуитивно, без специального анализа текстов или высказываний, сколько исследованием совокупности стилистически окрашенных элементов разных стилей языка, выявлением норм построения текстов из этого материала. При стилистическом изучении предшествующих этапов развития языка исследование идёт от анализа текстов, их состава и строения — к определению стилистических свойств языковых явлений. При этом возрастает роль статистических приёмов изучения текстов.

Особый раздел С. составляет С. художественной литературы (художественной речи). Её специфика определяется своеобразием самого объекта. Поскольку язык литературы, став явлением искусства, не перестаёт быть языком в обычном смысле этого слова, а художественные функции фактов языка в литературе определяются, в частности, их стилистическими свойствами, то естественно, что С. художественной речи остаётся в пределах С. языка как лингвистической дисциплины, использует те же понятия и категории, однако не ограничивается ими при выявлении эстетической функции языка в литературе. С. художественной литературы выясняет способы художественного применения языка, совмещения в нём эстетических и коммуникативной функций, и как язык становится в литературе произведением искусства. Выявляются особенности художественного текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистических пластов языка в художественной речи, принципы отбора языковых средств, их трансформации в художественной литературе, способы актуализации таких сторон языка, которые в практической речи не существенны, и т.д. Одной из задач исторической С. в этом плане является анализ отношения языка художественной литературы к общелитературному и народно-разговорному языку на разных этапах развития языка и литературы. Это даёт возможность наметить связи между историей литературного языка и историей литературы, дополнить собственно языковыми характеристиками такие понятия, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В то же время С. художественной речи стремится выявить эстетическую функцию языкового материала в конкретной художественной системе, в его связях с др. элементами этой системы. Поэтому в С. художественной литературы важнейшим предметом исследования становится язык писателя и отдельные художественные произведения, т. е. на первый план выдвигается проблема индивидуального стиля. С. художественной речи граничит с поэтикой (См. Поэтика)

. Это соприкосновение намечает границы лингво-стилистического анализа; они обусловлены тем, что в понятие художественного стиля литературного произведения входят, по выражению В. М. Жирмунского, не только языковые средства (составляющие предмет С. в точном смысле), но также темы, образы, композиция произведения, его художественное содержание, воплощённое словесными средствами, но не исчерпывающееся словами. В то же время и не все языковые особенности произведения оказываются предметом С. Так, к области поэтики относится изучение ритма поэтического текста, звуковой инструментовки стиха.

Практическая С. является прикладной дисциплиной, заключающей в себе стилистические рекомендации в соответствии с требованиями культуры речи.

Элементы С. как науки заложены уже в античных теориях языка, традиции которых были восприняты средневековой филологией; эти традиции отразились и в рус. риториках 17 — начала 19 вв. Выдающуюся роль в истории С. русского языка 18 в. сыграли работы М. В. Ломоносова, а в 19 в. труды А. А. Потебни (См. Потебня) и А. Н. Веселовского (См. Веселовский). Как самостоятельная научная дисциплина С. оформилась в конце 19 — начале 20 вв., в частности в трудах Ш. Балли, разработавшего учение о выразительных средствах языка (в эмоциональном, социальном и индивидуальном планах) как главном предмете С. Проблемы С. в связи с вопросом о поэтической речи активно разрабатывались в рус. науке 10—20-х гг.

Большую роль в развитии С., в разработке социологического и историко-литературного изучения языковых стилей сыграли труды В. М. Жирмунского, В. В. Виноградова (в частности, его попытки отграничить С. от поэтики, а внутри С. разграничить разные её разделы: С. языка, С. речи, С. художественной литературы). Заметное место в истории рус. С. занимают труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, Л. А. Булаховского, Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского и др. ВС. как наиболее дискуссионные выдвигаются вопросы о природе стилистического значения, принципах описания функциональных стилей языка, месте языка художественной литературы в стилистической системе литературного языка и принципах его изучения, проблема индивидуального стиля, роль статистических методов и др.

Лит.: Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, Л., 1929; Винокур Г. О., Культура языка, 2 изд., М., 1929; его же, Избр. работы по русскому языку, М., 1959; Виноградов В. В., Итоги обсуждения вопросов стилистики, «Вопросы языкознания», 1955, №1; его же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М., 1963; его ж е, О теории художественной речи, М., 1971; Балли Ш., Французская стилистика, пер. с франц., М., 1961; Косериу Э., Синхрония, диахрония и история, в кн.: Новое в лингвистике, в. 3, М., 1963; Шмелев Д. Н., Слово и образ, М., 1964; Гельгардт Р. Р., Избр. статьи, Калинин, 1967; Кожина М. Н., К основаниям функциональной стилистики, Пермь, 1968; Ефимов А. И., Стил

истика русского языка, М., 1969; Федоров А. В., Очерки общей и сопоставительной стилистики, М., 1971: Вопросы стилистики, в. 1—10, Саратов, 1962—75; Вопросы языка современной русской литературы, М., 1971; Стилистические исследования, М., 1972; Розенталь Д. Э., Практическая стилистика русского языка, 3 изд., М., 1974; Вопросы статистической стилистики, К., 1974; Mukařovsky J., Kapitoly z česke poetyky, dl I—3, Praha, 1948; Guiraud P., La stylistique, 3 ed., P., 1961; Style in language, ed. by Thomas A. Sebeok, N. Y. — L., 1960; Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz., 1961; Seidler Н., Aligemeine Stilistik, Gött., 1963; Havranek B., Studie о spisovnem jazyce, Praha, 1963. см. также лит. при статьях Поэтика, Стиль.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. стилистика — стили́стика От ср.-лат. stylistica или франц. stylistique. Этимологический словарь Макса Фасмера
  2. стилистика — -и, ж. 1. Учение о стиле (стилях) речи. Стилистика романтизма. Латинская стилистика. 2. Свойства и выразительные средства языка художественного произведения. Как и всякому великому художнику слова, форма его стихов была подсказана ему их содержанием. Малый академический словарь
  3. стилистика — СТИЛИСТИКА -и; ж. Спец. 1. Учение о стиле (стилях) речи. С. романтизма. Латинская с. 2. Свойства и выразительные средства языка художественного произведения. С. Пушкина. С. повестей Гоголя. С. лирики Блока. Толковый словарь Кузнецова
  4. стилистика — СТИЛ’ИСТИКА, стилистики, мн. нет, ·жен. (линг., лит.). 1. Учение о выразительных средствах языка. Стилистика разговорной речи. 2. Отдел теории словесности о средствах и приемах художественной речи. Толковый словарь Ушакова
  5. СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА ,1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. Большой энциклопедический словарь
  6. Стилистика — Учение о литературной речи. Слово стиль (от στΰλος, stylus) означало у древних заостренный стерженек для писания на восковых дощечках, затем почерк; позже понятие стиля расширилось, перейдя в теорию и историю искусства. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. стилистика — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? стилистики, чему? стилистике, (вижу) что? стилистику, чем? стилистикой, о чём? о стилистике 1. Стилистикой называют учение о стилях речи. Стилистика романтизма. | Латинская стилистика. Толковый словарь Дмитриева
  8. стилистика — 1. Наука о средствах сцепления в разных речевых стилях и вытекающих отсюда правилах выбора языковых единиц. 2. Раздел языкознания… Толковый переводоведческий словарь
  9. стилистика — сущ., кол-во синонимов: 5 лингвостилистика 1 словесность 12 стилостатистика 2 филологическая наука 7 фоностилистика 1 Словарь синонимов русского языка
  10. стилистика — орф. стилистика, -и Орфографический словарь Лопатина
  11. стилистика — [греч. stylos] – 1) наука о стиле (в широком смысле): 2) раздел теории литературы, рассматривающий свойства поэтического языка Большой словарь иностранных слов
  12. стилистика — СТИЛИСТИКА, и, ж. Наука о стиле или стилях языка и художественной речи. С. русского литературного языка. | прил. стилистический, ая, ое. С. анализ. Толковый словарь Ожегова
  13. стилистика — 1) Раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль писателей и т. д., см. стиль в 1, 2 и 3-м значениях). Словарь лингвистических терминов Розенталя
  14. Стилистика — СТИЛИСТИКА — наука о стиле и стилях (см. это слово). По составу входящего в нее материала стилистика в большой мере совпадает с языковедением, так как носителем стиля является язык. Словарь литературных терминов
  15. Стилистика — Раздел языкознания, имеющий основным предметом стиль во всех языковедческих значениях этого термина — как индивидуальную манеру исполнения речевых актов, как функциональный стиль речи, как стиль языка. См. Словарь социолингвистических терминов
  16. стилистика — стилистика ж. 1. Научная дисциплина, занимающаяся изучением особенностей языка и стиля произведений художественной литературы. 2. Раздел языкознания, занимающийся изучением выразительных средств языка. Толковый словарь Ефремовой
  17. стилистика — Стилистика, стилистики, стилистики, стилистик, стилистике, стилистикам, стилистику, стилистики, стилистикой, стилистикою, стилистиками, стилистике, стилистиках Грамматический словарь Зализняка
  18. стилистика — Стил/и́ст/ик/а. Морфемно-орфографический словарь
  19. стилистика — Существует несколько направлений, входящих в стилистику как составные части. 1. Стилистика практическая. Прикладная учебная дисциплина, не имеющая своей теории. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  20. стилистика — СТИЛИСТИКА и, ж. stylistique f. <, нем. Stilistik. 1. Учение о стилях речи. БАС-1. Стилистика разговорной речи. Уш. 1940. 2. Отдел теории литературы, изучающий стили литературно-художественных произведений. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка

Стилистика что это? Значение слова Стилистика

Значение слова Стилистика по Ефремовой:

Стилистика — 1. Научная дисциплина, занимающаяся изучением особенностей языка и стиля произведений художественной литературы.
2. Раздел языкознания, занимающийся изучением выразительных средств языка.
3. Совокупность выразительных средств и приемов их использования, характерная для какого-л. художественного произведения, писателя, актера и т.п.

Значение слова Стилистика по Ожегову:

Стилистика — Наука о стиле или стилях языка и художественной речи

Стилистика в Энциклопедическом словаре:

Стилистика — раздел языкознания, изучающий систему стилей языка,языковые нормы и способы употребления литературного языка в различныхусловиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, вразличных сферах общественной жизни.2) В литературоведении стилистикойназывают раздел теоретической поэтики, изучающий речь художественную.

Значение слова Стилистика по словарю Ушакова:

СТИЛИСТИКА
стилистики, мн. нет, ж. (лингв., лит.). 1. Учение о выразительных средствах языка. Стилистика разговорной речи. 2. Отдел теории словесности о средствах и приемах художественной речи. 3. Совокупность художественных средств языка какого-н. литературного произведения, писателя, литературной школы, эпохи. Стилистика Гоголя. Стилистика романтиков первой четверти 19 века.

Определение слова «Стилистика» по БСЭ:

Стилистика — раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни. Предметом С. является Язык в широком смысле слова (включая и Речь как форму существования языка), но от др. областей языкознания С. отличает особая точка зрения на этот предмет, которая определяется её обращенностью к проблеме
«язык и общество», к вопросам социолингвистики. С. исследует способы выражения той дополнительной (стилистической) информации, которая сопутствует основному предметному содержанию речи. В связи с этим, одним из главных объектов С. признаётся система синонимических средств и возможностей языка на всех его уровнях. С. изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка. Этими вопросами занимается историческая С., которая стремится установить не только изменение того или иного стиля или стилистической окраски элементов языка, но прежде всего историю самой стилистической системы, становление, формирование и развитие стилевых разновидностей языка, историю их взаимодействия.
С. отличает свой принцип группировки языкового материала, который может не совпадать с делением на лексику, фразеологию, морфологию, Синтаксис. Разумеется, в С. могут изучаться и описываться стилистические свойства отдельных уровней языка, но при этом исследователь имеет в виду стилистическую систему языка в целом. С. современного литературного языка занимается не столько определением стилистических свойств языкового материала, поскольку они воспринимаются носителями литературного языка непосредственно, интуитивно, без специального анализа текстов или высказываний, сколько исследованием совокупности стилистически окрашенных элементов разных стилей языка, выявлением норм построения текстов из этого материала. При стилистическом изучении предшествующих этапов развития языка исследование идёт от анализа текстов, их состава и строения — к определению стилистических свойств языковых явлений. При этом возрастает роль статистических приёмов изучения текстов.
Особый раздел С. составляет С. художественной литературы (художественной речи). Её специфика определяется своеобразием самого объекта. Поскольку язык литературы, став явлением искусства, не перестаёт быть языком в обычном смысле этого слова, а художественные функции фактов языка в литературе определяются, в частности, их стилистическими свойствами, то естественно, что С. художественной речи остаётся в пределах С. языка как лингвистической дисциплины, использует те же понятия и категории, однако не ограничивается ими при выявлении эстетической функции языка в литературе. С. художественной литературы выясняет способы художественного применения языка, совмещения в нём эстетических и коммуникативной функций, и как язык становится в литературе произведением искусства. Выявляются особенности художественного текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистических пластов языка в художественной речи, принципы отбора языковых средств, их трансформации в художественной литературе, способы актуализации таких сторон языка, которые в практической речи не существенны, и т.д.
Одной из задач исторической С. в этом плане является анализ отношения языка художественной литературы к общелитературному и народно-разговорному языку на разных этапах развития языка и литературы. Это даёт возможность наметить связи между историей литературного языка и историей литературы, дополнить собственно языковыми характеристиками такие понятия, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В то же время С. художественной речи стремится выявить эстетическую функцию языкового материала в конкретной художественной системе, в его связях с др. элементами этой системы.
Поэтому в С. художественной литературы важнейшим предметом исследования становится язык писателя и отдельные художественные произведения, т. е. на первый план выдвигается проблема индивидуального стиля. С. художественной речи граничит с поэтикой. Это соприкосновение намечает границы лингво-стилистического анализа. они обусловлены тем, что в понятие художественного стиля литературного произведения входят, по выражению В. М. Жирмунского, не только языковые средства (составляющие предмет С. в точном смысле), но также темы, образы, композиция произведения, его художественное содержание, воплощённое словесными средствами, но не исчерпывающееся словами. В то же время и не все языковые особенности произведения оказываются предметом С. Так, к области поэтики относится изучение ритма поэтического текста, звуковой инструментовки стиха.
Практическая С. является прикладной дисциплиной, заключающей в себе стилистические рекомендации в соответствии с требованиями культуры речи.
Элементы С. как науки заложены уже в античных теориях языка, традиции которых были восприняты средневековой филологией. эти традиции отразились и в рус. риториках 17 — начала 19 вв. Выдающуюся роль в истории С. русского языка 18 в. сыграли работы М. В. Ломоносова, а в 19 в. труды А. А. Потебни и А. Н. Веселовского. Как самостоятельная научная дисциплина С. оформилась в конце 19 — начале 20 вв., в частности в трудах Ш. Балли, разработавшего учение о выразительных средствах языка (в эмоциональном, социальном и индивидуальном планах) как главном предмете С. Проблемы С. в связи с вопросом о поэтической речи активно разрабатывались в рус. науке 10-20-х гг.
Большую роль в развитии С., в разработке социологического и историко-литературного изучения языковых стилей сыграли труды В. М. Жирмунского, В. В. Виноградова (в частности, его попытки отграничить С. от поэтики, а внутри С. разграничить разные её разделы: С. языка, С. речи, С. художественной литературы). Заметное место в истории рус. С. занимают труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, Л. А. Булаховского, Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского и др. ВС. как наиболее дискуссионные выдвигаются вопросы о природе стилистического значения, принципах описания функциональных стилей языка, месте языка художественной литературы в стилистической системе литературного языка и принципах его изучения, проблема индивидуального стиля, роль статистических методов и др.
Лит.: Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, Л., 1929. Винокур Г. О., Культура языка, 2 изд., М., 1929. его же, Избр. работы по русскому языку, М., 1959. Виноградов В. В., Итоги обсуждения вопросов стилистики, «Вопросы языкознания»,
1955, №1. его же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, М., 1963. его ж е, О теории художественной речи, М., 1971. Балли Ш., Французская стилистика, пер. с франц., М., 1961. Косериу Э., Синхрония, диахрония и история, в кн.: Новое в лингвистике, в. 3, М., 1963. Шмелев Д. Н., Слово и образ, М., 1964. Гельгардт Р. Р., Избр. статьи, Калинин, 1967. Кожина М. Н., К основаниям функциональной стилистики, Пермь, 1968. Ефимов А. И., Стилистика русского языка, М., 1969. Федоров А. В., Очерки общей и сопоставительной стилистики, М., 1971: Вопросы стилистики, в. 1-10, Саратов, 1962-75. Вопросы языка современной русской литературы, М., 1971. Стилистические исследования, М., 1972. Розенталь Д. Э., Практическая стилистика русского языка, 3 изд., М., 1974. Вопросы статистической стилистики, К., 1974. Muka
&#x159.ovsky J., Kapitoly z &#x10D.eske poetyky, dl I-3, Praha, 1948. Guiraud P., La stylistique, 3 ed., P., 1961. Style in language, ed. by Thomas A. Sebeok, N. Y. — L., 1960. Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz., 1961. Seidler Н., Aligemeine Stilistik, G
цtt., 1963. Havranek B., Studie о spisovnem jazyce, Praha, 1963. см. также лит. при статьях Поэтика, Стиль.



Функциональная стилистика: понятие и определение

В зависимости от задач общения люди выбирают разные стили. Это способ выражения своих мыслей, который характеризуется определенными чертами, сочетанием языковых средств, особенностями их отбора. Функциональная стилистика представляет собой раздел стилистики. Это наука о языке, которая изучает основные речевые единицы и их комбинации. Что собой представляют функциональные стили и какими они бывают, будет рассмотрено далее.

Общее понятие

Прежде чем рассмотреть определение понятий «стиль языка», «стилистика» и «функциональный стиль», нужно расширить знания об этом направлении науки. Ее задачами являются изучение языковых единиц, их комбинаций. Кроме того, она изучает средства речи.

понятие функционального стиля в стилистике

Термин «функциональный стиль» был предложен для получения возможности обозначить разновидности речи. Его ввел в обиход В. В. Виноградов. Это центральное понятие функциональной стилистики как таковой. Одним и тем же значением обладают такие термины, как «функциональный вариант» или «функциональный тип». Однако они менее предпочтительны.

В слове «стиль» определена специфичность, основное предназначение явления. Оно многозначно. В понятии стиля только в области языкознания определяется несколько определений:

  1. Это разновидность языка, которая была закреплена за определенной сферой жизни общества.
  2. Набор функциональных языковых единиц.
  3. Принятая в обществе манера общения, ораторская, научная, судебная или иная речь.
  4. Индивидуальный подход к выражению мыслей.
  5. Состояние речи в определенную эпоху .

Понятие функционального стиля в стилистике начало развиваться еще в Петровскую эпоху. Большой вклад в его развитие внес В. М. Ломоносов. Он считается одним из главных деятелей в области развития стилистики русского языка. Ломоносов разработал теорию, которая стала основным трудом в направлении истории этой науки. Дело в том, что даже античным писателям было знакомо такое понятие. Труд Ломоносова позволил переосмыслить эту теорию, применив ее к церковнославянскому и русскому языку. Ученый предлагает три стиля:

    • низкий;
    • средний;
    • высокий.

    Различие между ними заключается в употреблении в них славянизмов. Ныне определение функциональных стилей опирается на труды В. В. Виноградова.

    Определение

    В учебниках функциональная стилистика имеется особое определение этого понятия. Это наука, которая изучает разновидности литературных языков. Они имеют определенную сферу применения, обладают особыми языковыми средствами.

    стилистика функциональные стили языка

    Функциональным стилем ныне принято называть сложившуюся исторически или социально разновидность речи, которая применяется в определенной сфере человеческой жизни. Язык, на котором общаются люди, может обладать специфической организацией.

    Экстралингвистические факторы положены в основу классификации языковых стилей. К ним относятся тематика, обусловленная сферой применения языка, а также цели, которые преследует общение. Форма изложения и общения зависит от общественного сознания, области человеческой деятельности. Это, например, могут быть право, искусство, политика, наука и прочее. Соответственно им выделяют и традиционные функциональные стили. Существуют книжные и разговорно-бытовые направления. К первой категории относятся стили:

    • научный;
    • официально-деловой;
    • литературно-художественный;
    • публицистический.

    Выделяется и нелитературная стилистика. Функциональные стили речи этой категории могут быть разговорными, экстралингвистическими. Их основой является сфера бытовых отношений. Именно сфера деятельности, которой ныне занимается человек, определяет выбор его стиля общения. Стоит отметить, что в разных сферах речи преследуются разные цели при обсуждении одного и того же вопроса. Поэтому по своему содержанию высказывания могут отличаться, но тема при этом обсуждается одна и та же.

    Особенности представленной дефиниции

    Основы современной функциональной стилистики были разработаны многими лингвистами, научными деятелями. При этом современное понятие представленной дефиниции следует рассматривать с некоторыми уточнениями.

    функциональная стилистика изучает

    Принципиальным положением является факт, что функциональные стили понимаются как симбиоз общественного сознания. Их нельзя рассматривать как результат речевой деятельности отдельного человека, но как общественное явление. Это результат коллективного сознания. Каждый его представитель осознает такие особенности речи, благодаря чему создается определенный функциональный стиль. Он применяется для достижения определенных целей в общении. Каждый член языковой группы понимает и лучше воспринимает подобную информацию.

    При этом стиль вырабатывается не как случайная сумма элементов языка. Это четко организованная, сложившаяся социально и исторически система элементов речи. Они употребляются в определенном контексте, что обозначено функциональным применением. Тексты, которые создаются в рамках одного стиля, имеют определенное назначение. Они позволяют достигнуть целей социального общения. Например, с их помощью выражают политические идеи или формируют мнение общественности. При помощи соответствующего стиля передается научная информация и т. д.

    Стиль также следует понимать как комплекс типичных признаков. В каждой разновидности есть определенный набор собственных лексико-фразеологических структур, морфологических, синтаксических спецификаций, вариантов произношения. Например, в некоторых разновидностях делового стиля (в документации военного типа) наименования географических объектов пишут в именительном падеже, а в научных текстах применяются глагольно-именительные сочетания.

    Современная стилистика и функциональные стили определяются не только набором специфических языковых средств, но и приемами сочетания элементов речи. Одни и те же языковые единицы определяются в определенных контекстах. На первый план выдвигаются разные стороны семантики. Их выразительные возможности различны. Использование одних и тех же категорий, их соотношение с другими элементами речи различно.

    Особенности науки

    Основы современной функциональной стилистики были разработаны много десятилетий назад. Теория претерпевала значительные изменения. Но единого понимания, что такое стиль, нет и по сегодняшний день.

    стилистика функциональные стили

    Стилистика представляет собой науку, которая определяет правила уместного употребления синонимов и иных языковых средств в речи. Она изучает их на разных уровнях. Но стилистика смотрит на языковые средства со своей точки зрения. Такой научный подход определяется в дополнительных значениях. По ним определяется следующее:

    1. Область человеческой деятельности, в которой происходит общение.
    2. Типология ситуаций, в которых каждое значение уместно.
    3. Оценка обществом конкретных явлений, которые отражают определенные единицы языка.

    Такие особенности могут рассматриваться как отпечаток, след той или иной эпохи, области человеческой жизнедеятельности. По ним можно определить, в какое время, при каких обстоятельствах применялся тот или иной стиль. Постепенно речь людей обогащается новыми оттенками. При этом нормы постоянно меняются. Что было нормальным 200-300 лет назад, сегодня выглядело бы странно. Такие нормы менее строгие, чем в грамматике, но при их несоблюдении порой можно оттолкнуть собеседника, создав между собой и им стену непонимания.

    Поэтому понятие нормы принципиально для языка. Функциональная стилистика изучает те средства, подходы, языковые формы, которые уместно употреблять в том или ином случае, общаясь с разными людьми. Человек должен владеть несколькими видами организации речи, дабы понимать собеседника, а также уметь донести свою точку зрения. Поэтому нужно рассмотреть характеристики основных функциональных стилей.

    Содержание науки

    стилистика функциональные стили речи

    Функциональная стилистика раскрывается в ряде понятий:

    • Функциональный стиль. Это система характерных признаков, которые отличают каждую разновидность речи.
    • Факторы, образующие стиль. Они связаны со сферой общения вне лингвистики и лингвистического типа.
    • Черта стиля. Это качество, характерный признак, по которому отличается каждая речевая разновидность.
    • Языковые особенности. Это фразеологизмы и лексические обороты, морфемы, словообразовательные, синтаксические единицы, которые воплощают главную идею и черты.
    • Стилистический анализ. Это вершина лингвистического исследования, при проведении которого опираются на выявление функций всех единиц разных уровней.

    Это основные понятия, в которых раскрывается функциональная стилистика. Они рассматриваются еще в школьной практике.

    Научный тип речи

    Практическая и функциональная стилистика русского языка изучается еще детьми в школе. Это необходимо для создания у людей понимания основных особенностей, оттенков и нюансов общения в той или иной ситуации. Ведь при дружеском общении неуместен, например, научный стиль. Человека могут неправильно понять. Конечно же, получая высшее образование, защищая научную работу недопустимо применять фигуры речи, присущие разговорно-бытовому стилю. Это также может быть неправильно расценено слушателями.

    Чтобы понимать функциональные особенности основных стилей речи, их нужно рассмотреть подробнее. Они имеют характерные особенности. Одним из них является научный стиль. Его название говорит само за себя. Основной чертой в этом случае является логичность в ходе изложения. Причем она подчеркнуто строгая. Все части стиля имеют смысловые связи, располагаясь в тексте в строгой последовательности. В ходе изложения предоставляются факты, на основе которых делают выводы.

    Еще одним признаком научного стиля является точность высказываний. Здесь неуместны художественные образы, эпитеты и сравнения. Это текст, в котором информация однозначна, что достигается тщательным подбором слов. Они используются исключительно в прямом значении.

    Приветствуется использование терминов в ходе изложения, а также специальной лексики. При этом делается поправка на то, к какой области науки относится изложение. У каждой из них существуют определенные приемы речи, лексика.

    Рассматривая базовые понятия функциональной стилистики, стоит отметить, что она характеризуется такими понятиями, как «окраска» и «черта». Для научной речи характерную окраску создают отвлеченность и обобщенность. Они пронизывают каждый текст этот типа. Поэтому здесь разрешается применять абстрактные понятия. Их трудно представить, ощутить. Здесь могут применяться слова, значение которых довольно отвлеченное. Это могут быть такие слова, как «время», «предел», «сила» и прочее.

    В научных стилях часто применяют формулы, графики, таблицы, чертежи, схемы и т. д. Они чаще используется при написании текстов, но возможны и устные формы. К таковым относятся лекция, доклад и прочее. Жанры научного стиля также специфичны. Это могут быть статьи, тезисы, монограммы и т. д.

    Публицистический тип речи

    Важным аспектом, который нужно учитывать при общении, является стилистика. Функциональные стили языка, применяемые правильно, позволяют доносить информацию слушателям, собеседникам максимально точно и полно. Одним из основных является публицистическая разновидность организации речи. Ее основной чертой является передача информации слушателям, которая отличается значимостью. Этот стиль позволяет оказать на читателя или аудиторию определенное воздействие. Он убеждает их в чем-то. Публицистический стиль призван внушить определенные идеи, взгляды. Он побуждает к действию, совершению определенных поступков.

    основы современной функциональной стилистики были разработаны

    Употребляется публицистический стиль в разных сферах человеческой деятельности, например, в общественной, экономической, культурной, политической и т. д.

    В публицистических жанрах пишутся газетные статьи, очерки, интервью, репортажи. К этому жанру относятся судебная речь, выступления перед общественностью. Ораторской речи, докладам присуща подобная стилистика. Функциональные разновидности языка могут повторять некоторые черты друг друга. Как и в научных текстах, в публицистическом стиле встречаются логичность. Но в этом случае она дополняется эмоциональностью и образностью.

    Суждения автора такой речи должны быть оценочными, призывать к некоторым действиям. Для этого применяются языковые средства соответствующего типа. Это общественно-политическая лексика. Синтаксические конструкции могут быть разнообразными.

    Официально-деловой тип речи

    Рассматривая стилистику ресурсов и функциональную стилистику, стоит сказать несколько слов об официально-деловой речи. Она применяется в области правовых, производственных или прочих служебных отношений. Основные черты этого стиля следующие:

    • точность, которая не приемлет другого толкования;
    • отсутствие личных суждений;
    • стереотипность, обусловленность стандартами, которые применяются при построении текста;
    • характер речи, предписывающий или вменяющий в обязанность.

    Этому стилю, как и научной речи, присуща точность. Это проявляется в применении специальной терминологии. Если же лексика нетерминологическая, то ей присуща однозначность.

    Типичной, ключевой особенностью этого стиля является ограниченность синонимических замен. Одни и те же слова повторяются, при этом являясь преимущественно терминами.

    Неличный характер суждений выражается в том, что глаголы и личные местоимения первого и второго лица отсутствуют. Формы же третьего лица применяются в лично-неопределенным значением.

    Описание или повествование практически отсутствуют в деловой документации. Тексты полностью лишены эмоциональной окраски, экспрессивности. В таких текстах полностью отсутствуют изобразительные средства. Функциональная стилистика русского языка при употреблении делового стиля изучается студентами практически всех специальностей. Даже при официальных заявлениях применяется именно деловая речь. Поэтому работающие люди обязательно применяют эту стилистику.

    Разговорный тип речи

    Функциональная стилистика русского языка все же не могут охватить все случаи общения. Из общего ряда выбивается разговорная речь. Это неофициальная речь, которая имеет свои особенности. При помощи этого стиля люди общаются. Поэтому основной задачей разговорной речи является коммуникация. Основная форма этого неофициального стиля является устной.

    функциональная стилистика русского языка

    В составе разговорной речи выделяют несколько направлений. Это может быть литературно-разговорный стиль, который подразумевает применение общепринятых слов. Они соответствуют нормам классической литературной речи. Также к этому стилю относится разговорно-просторечная разновидность. При таком общении в речи присутствуют разговорно-просторечные обороты и конструкции. Эти обороты и слова могут в большей или меньшей степени отклоняться от норм классической литературы. Оттенок такой речи отличается стилистической сниженностью.

    Разговорные стили могут быть выражены и в письменной форме. Это могут быть частные письма, переписка личного характера. Также в этом стиле ведут дневники.

    Художественный тип речи

    Функциональная стилистика изучает особенности речевых приемов и конструкций. Некоторые направления могут иметь сходные черты. Так, например, художественный стиль имеет некоторые качества, присущие иным разновидностям организации речи. Это инструмент, который искусно применяют писатели. С его помощью авторы выражают свои творческие идеи.

    Хоть различные черты других стилей присущи художественной речи, они выступают в ней в особом амплуа. Их применяют с целью эмоционального, а также эстетического воздействия на аудиторию.

    В художественной речи допускаются просторечные высказывания. Также здесь могут встречаться диалектные слова, а порой даже откровенные вульгаризмы. При художественном выражении своих мыслей авторы применяют все разнообразие выразительных и изобразительных средств. Это могут быть эпитеты, метафоры, гиперболы, антитезы и прочее.

    Отбор средств речи зависит от индивидуальности писателя, выбранной им темы, жанра. Также идея произведения может определять стилистику выражения мыслей автора. Здесь встречаются самые разные оттенки, эмоциональная окрашенность. Одно и то же слово может подразумевать разные вещи и не является однозначным. Этим художественный отличается от деловых стилей.

    Функциональная стилистика таких текстов многозначна. Основной целью, которую преследует художественная речь, является создание определенных образов. По этой причине в такой литературе часто используют эмоциональные обороты, живописные обороты речи.

    Авторы стремятся к яркому выражению сюжетов, что заставляет избегать шаблонности и трафаретов. Для выражения своих мыслей писатели ищут новые варианты самовыражения, применяют оригинальные фигуры и формы речи. Художественный стиль обладает множеством жанров. Также к нему относится большое разнообразие языковых приемов и средств.

    УРОК № 3 “ВАША СТИЛИСТИКА”

    Привет!

    На связи Анна Арсеньева, и я поздравляю Вас с тем, что мы вместе добрались до середины обучения на курсе «5 ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВАШЕГО СТИЛЯ»! Cегодня мы сделаем еще один важный шаг к Вашему узнаваемому персональному стилю.

    Но прежде чем продолжить, давайте вспомним, какие из составляющих стиля Вы уже знаете.

    1. ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ЦВЕТОВ

    Теперь Вы знаете, что за ЦВЕТ в гардеробе отвечают 3 палитры цветов. Эти палитры определяются по Вашим колористическим особенностям (контрастность / чистота / теплохолодность).

    2. ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ ТЕЛА

    Также Вы узнали – чтобы Ваша фигура смотрелась идеально, нужно грамотно подходить к приобретению фасонов вещей и аксессуаров, а также к построению образов. Все это возможно, когда Вы знаете все характеристики Вашего типа фигуры (комплекция / пропорции / рост / силуэт (форма) / нюансы).

    Также в прошлом уроке «ТИП ФИГУРЫ» Вас ждало интересное домашнее задание, в котором у Вас была возможность определить свой силуэт (или форму тела). Давайте вернемся к этому ДЗ.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО УРОКА

    Для начала хочу спросить, справились ли Вы с домашним заданием прошлого урока? Если Вы еще не определили свой силуэт, прошу вернуться к прошлому уроку и определить его.

    Если все прошло успешно, прошу скачать рекомендации для Вашего силуэта (выберите ссылку на свой силуэт).

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СИЛУЭТОВ:

    «ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ» >>> СКАЧАТЬ <<<

    «ГРУША» >>> СКАЧАТЬ <<<

    «ПРЯМОУГОЛЬНИК» >>> СКАЧАТЬ <<<

    «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК» >>> СКАЧАТЬ <<<

    «РОМБ» >>> СКАЧАТЬ <<<

     
     
    А сегодня в уроке №3 мы с Вами разберем еще одну индивидуальную особенность – Ваше стилевое направление (или стилистика). Эта особенность соответствует вкусовым предпочтениям, то есть Вашему тяготению к определенному дизайну.

    Знание стилистики позволит Вам создать выдержанный и цельный гардероб, а также поможет в работе над построением образов.

    Теперь обо всем по порядку.

    Алгоритм определения своего стилистического типажа

    №1-6: Драматика

    № 2-6: Наивная романтика

    № 3-6: Классика

    №4-6: Натуральный

    №5-6: Сложный романтизм

    №6-6: Спортивный

    В заключительной части предлагаю вашему вниманию несколько инструментов*, которые помогут вам точнее определить свой стилевой типаж внешности.

    Вам потребуется:

    • ваше сегодняшнее фото в анфас и, желательно, сделанное при дневном освещении с минимумом косметики (а лучше и вообще без нее). Лицо должно быть спокойным, без улыбки или других сильных эмоций.

    • дубликат с этого фото в черно-белом варианте.

    • два фото — первое времен последних классов школы, второе с последних курсов института

    • палетки интерьеров

    • палетки тканей

    • тетрадь с ручкой.

    Когда все готово, мы, используя все инструменты по-очереди, будем определять свой типаж. Даже если вы его определили с первого раза, не ленитесь, пройдите всю цепочку до конца, чтобы исключить возможность ошибки.

    1 Считываем первую эмоцию: возьмите в руки сегодняшнее фото и посмотрите на него словно бы новым взглядом. Какая самая первая эмоция рождается у вас? Мягкость, теплота, застенчивость, решительность, властность? Что именно? Сформулируйте и запишите в тетрадь, не полагайтесь на свою память.

    2 Изучаем черты лица: с этой же фотографией начинаем изучать черты лица, все пишите в блокнот.

    а) Брови — шире среднего, густые, разлетаются к вискам;

    б) глаза — внутренний уголок острый и направлен резко вниз, внешний уголок направлен вверх, угол наклона глаза 35С примерно.

    в) нос — крупный, с хищно вырезанными ноздрями

    г) губы — пухлые, капризный изгиб

    д) овал лица — четко читаются скулы, они ровные и идут к вискам, подбородок выпячен вперед, создает упрямое впечатление.

    И так далее… Пока самая ваша мелкая черточка не будет положена на бумагу.

    Внимание! Если с цветным фото вам работать сложно, отложите его и возьмите черно-белый дубликат. Именно для этого случая мы его и заготовили. Запомните, когда выключен цвет, начинает говорить форма. На бесцветном фото вы сможете увидеть черты, геометрию лица гораздо лучше и четче.

    Пример цветного и черно-белого фото:

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 1

    Для чего нужно так тщательно описывать черты да еще и записывать их? Иногда мы уже не видим себя со стороны, даже если смотрим на свое фото в упор. Поэтому надо отвлечься от целого облика и сосредоточиться на деталях. Но сделать это настолько скрупулезно, словно фоторобот составляем. Нельзя писать «брови пушистые». Это не информативно. Надо четко прописать «брови пушистые, волос легкий и тонкий, форма круглая мягкая, внешний кончик опускается вниз».

    Когда вы закончите писать, снова отвлекитесь, попейте чаю, пусть глаза и мозг отдохнут. Потом возвращайтесь и взгляните на свое описание свежим взглядом. Попробуйте по описанию нарисовать мысленно себе человека. Не себя, а любого абстрактного. Вы увидите, как ваш типаж уже начнет проявляться. Скорее всего, вы его уже и найдете. Но не будем на этом останавливаться и едем дальше.

    3 Изучаем черты лица со своих ранних фотографий. Алгоритм тот же самый. А для чего это нужно, если мы уже описали себя со своих современных фотографий? А вот для чего. В течении жизни человек меняется под воздействием окружающей среды. Был, допустим, наивный романтик, но свалились заботы о семье и инфантильный супруг и стал наш наивный романтик жестким драматиком, который везет на себе вез воз житейских проблем. Конечно же, это проявится и в чертах. Станет более властным взгляд, линия рта будет жесткой, а из глаз уйдет наивное «порхание бабочек», уступив место уму и ответственности. Поэтому изучение фотографий юности позволит нам немного вернуться к истокам и вспомнить, какими мы были, насколько глубоко это спряталось и стоит ли это вытаскивать. Если расхождения действительно будут, то ваше личное дело, что с этим делать. Тут я не буду давать никаких советов, каждый решает сам, вернуть ли ему часть своей личности или оставить все как есть.

    Посмотрите на фотографии Дэниела Крейга: в юности и сейчас. Видно, что в молодости громче звучала нота натурального стиля, натурального нордического. Линия рта была мягкой, припухлой, широкий нос картошкой, более округлый подбородок. И его фото сейчас. Гвозди бы делать из этих людей… Ничего от юношеской мягкости и природности не осталось, жесткие линии, строгий колючий взгляд, твердый подбородок… Жизнь его не щадила.

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 2

    4 Делаем предварительное заключение: на основе вышеизложенных действий вы уже примерно прикинули, что же вы за типаж. Еще раз перечитали описание типажа и поняли что да, мурчит ) Записали этот итог себе в свою тетрадь.

    5 Проверка на палетках ткани. В идеале нужно свою фотографию перевести в компьютер, вырезать в фотошопе ее по контуру, поместить на все палетки тканей и сохранить результат в отдельную папочку. А затем, не торопясь, открыть эту папочку и начать просматривать все палетки одну за одной. Если вы правильно определили свой типаж, то на соответствующих палетках вы будете выглядеть максимально выигрышно. Если же вы ошиблись, то присмотритесь, а где вы сейчас лучше всего смотритесь? Попробуйте тогда именно этот типаж примерить на себя, может быть его часть есть в вас, а вы ее упустили.

    Пример: Сальма Хайек. Насколько она естесственно легла на палетку с тканями для драматического типажа, и насколько нелепо смотрится на тканях для наивного романтика.

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 3

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 4

    Обычно, именно палетки дают 100%-ое попадание в свой типаж. Но мы перестрахуемся и проверим себя еще и в интерьерах!

    6 Проверка в интерьерах. Тот же самый свой гордый абрис помещаем теперь с помощью того же фотошопа на все палетки интерьеров. В первую очередь — на те, которые нам подтвердили палетки с тканями. Если вы определили себя как сложного романтика, то начните именно с этих интерьеров, чтобы взгляд не замылился. А затем переходите к другим. Точно так же сохраните результаты в отдельную папочку, откройте ее и начинайте изучать.

    Посмотрите на эти фото, Пирс Броснан, абсолютный классик, насколько «влипает» в свою городскую геометрию, и как выбивается из натурального природного пейзажа. Это вы еще его не видели в интерьерах наивного романтизма )))

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 5

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 6

    На этом этапе уже окончательно приходит прозрение и понимание своей природы. Ура! Вы сделали это! Вы встретились сами с собой после стольких лет разлуки! Больше не расставайтесь!

    Опять важная информация! Обратите внимание, что вся эта процедура обычно занимает где-то неделю. Конечно, если вы художник и привыкли подмечать детали, у вас может и день уйти. Но обычному человеку без подготовки требуется от 3 до 7 дней, чтобы выполнить все действия и «переварить» полученную информацию. Вы будете каждый день возвращаться к тем же палеткам и пересматривать их снова и снова. Иногда прозрение приходит совершенно неожиданно, когда вы едете на работу или ложитесь спать. В любом случае не надо стараться наскоком определить типаж, он ждал столько лет, подождет еще пару дней.

    Ну вот! Теперь, когда самая трудная часть работы позади, можно приступать к созданию своего идеального образа, неотъемлемая часть которого — УКРАШЕНИЯ! Именно ради них все и затевалось, не забывайте )))

    Спасибо за ваше внимание и долготерпение!

    Желаю всем удачи, успеха и красоты!

    (*все палетки тканей созданы лично автором статьи и не нарушают авторских прав. Все интерьеры взяты из открытых источников, что не нарушает авторских прав и могут быть заменены пользователями по их собственному усмотрению на аналогичные по стилю. Все материалы не подлежат распространению в коммерческих целях. При перепечатке статьи в других источниках прошу делать активную ссылку на данный материал.)

    Материалы для определения стилевого типажа.

    Палетки тканей.

    1. Драматический типаж

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 7

    2. Наивная романтика

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 8

    3. Классический типаж

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 9

    4. Натуральный типаж

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 10

    5. Сложный романтизм

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 11

    6. Спортивный стиль

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 12

    Интерьеры

    1. Драматический типаж

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 13

    2. Наивная романтика

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 14

    3. Классический типаж

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 15

    4. Натуральный типаж

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 16

    5. Сложный романтизм

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 17

    6. Спортивный типаж

    Алгоритм определения своего стилистического типажа, фото № 18

    Функциональная стилистика, или учение о функциональных стилях

    
    Функциональная стилистика, или учение о функциональных стилях

    – одно из центральных направлений стилистики, изучающее закономерности функционирования языка в различных сферах речевого общения, соответствующих тем или иным разновидностям деятельности и представляющих прежде всего функц. стили (см.), а также их более частные разновидности (см. Классификация и внутренняя дифференциация функциональных стилей), специфику, речевую системность, стилевые нормы этих разновидностей речи с учетом их экстралингвистических стилеобразующих факторов.

    Отличительной чертой этого направления исследований является изучение не структуры языка как имманентной сущности, но использования его в реальных актах речевого общения, что зависит не только (и не столько) от строя языка, сколько от экстралингвистических факторов (от сферы общения, вида деятельности, формы общественного сознания, типа мышления, целей и задач общения, типа содержания, жанра и мн. др.), детерминирующих закономерности функционирования языка (см.) в указанных выше разновидностях, их специфику и стилистико-речевую системность (см. Экстралингвистические, или внелингвистические, стилеобразующие факторы функциональных стилей, Функциональный стиль, или функциональная разновидность языка, функциональный тип речи).

    Поскольку именно экстралингвистические стилеобразующие факторы «дирижируют» закономерностями функционирования языка в речи и формированием специфики и речевой организации функц. стилей и их внутренних разновидностей, обусловленных экстралингвистической основой последних, постольку встает вопрос о специальном изучении связей этих факторов с особенностями речи и их влияния на образование стилевой системы речевых разновидностей. Это в свою очередь требует изучения самих экстралингвистических факторов, т.е. выход анализа за пределы «чистой» лингвистики в области смежных научных дисциплин. Поэтому проблема междисциплинарных связей, привлечения для объяснения многих проблем Ф. с. науч. знаний таких дисциплин, как психолингвистика и лингвосоциопсихология, психология, логика, теория коммуникации, прагматика, науковедение и др. оказалась необходимой, неизбежной и плодотворный при изучении проблем Ф. с. (см. Взаимоотношение стилистики и смежных дисциплин).

    На этой основе в последнее время обозначился ряд перспективных проблем и появились интересные исследования в плане динамики, деятельностного аспекта языка в процессах его употребления и создания своеобразия того или иного стиля и жанровой разновидности (см. Научный стиль). Ф. с. все теснее смыкается с прагмалингвистикой, лингвосоциопсихологией, теорией речевых актов и теорией речевого общения, т.е. дисциплинами коммуникативного речеведческого плана. Т. о., Ф. с., сыграв приоритетную роль в изменении парадигмы языкознания к функциональной, способствовала расширению современных исследований речи в разных аспектах (см. Речеве́дение).

    Хотя истоки функционализма в лингвистике восходят к работам В. Гумбольдта, А.А. Потебни, И.А. Бодуэна де Куртене, применительно к лингвостилистике – также к трудам Ш. Балли и особенно к идеям ПЛК, но свое оформление в России Ф. с. как особая научная дисциплина получила в 50–60 гг. ХХ в.

    Лит.: Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики. – ВЯ. – 1955. – №1; Его же: Стилистика, теория поэтической речи, поэтика. – М., 1963; Винокур Г.О. О задачах истории языка // Избр. работы по рус. языку. – М., 1959; Праж. лингв. кружок. – М., 1967; Кожина М.Н. К основаниям функц. стилистики. – Пермь, 1968; Ее же: Пути развития стилистики рус. языка во 2-й пол. ХХ в., «Stylistyka-VI». – Opole, 1997; Развитие функц. стилей совр. рус. языка. – М., 1968; Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971; Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики… – М., 1976; Ее же: Функц. направление в лингвостилистике…: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. – М., 1981; Шмелев Д.Н. Русский язык в его функц. разновидностях. – М., 1977; Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980; Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. – М., 1980; Солганик Г.Я. Лексика газеты. – М., 1981; Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функц. типы русской речи. – М., 1982; Разговорная речь в системе функц. стилей совр. рус. лит. языка. Лексика. – Саратов, 1983; Грамматика / Ред. Сиротинина О.Б. – Саратов, 1992; Разинкина Н.М. Функциональная стилистика. – М., 1986; Матвеева Т.В. Функц. стили в аспекте текстовых категорий. – Свердловск, 1990; Рябцева Н.К. Мысль как действие, или риторика рассуждения // Логический анализ. Модели действия. – М., 1992; Баранов А.Г. Функц.-прагматическая концепция текста. – Ростов н/Д., 1993. См. также лит. к ст. Стилистика, Направления стилистики, Функциональный стиль, или функциональная разновидность языка, функциональный тип речи.

    М.Н. Кожина

    Стилистический энциклопедический словарь русского языка. — М:. «Флинта», «Наука». Под редакцией М.Н. Кожиной. 2003.

    • Функциональная семантико-стилистическая категория, ФССК
    • Функционально-смысловые типы речи

    Смотреть что такое «Функциональная стилистика, или учение о функциональных стилях» в других словарях:

    • Методы лингвостилистического анализа — – это совокупность различных приемов анализа текста (и его языковых средств), с помощью которых в стилистике формируются знания о закономерностях функционирования языка в различных сферах общения; способы теоретического освоения наблюдаемого и… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *