Опыты и эксперименты (старшая группа) на тему: Познавательно – экспериментальная деятельность.Тема: Бумага, ее свойства и виды.(старшая группа)
Познавательно – экспериментальная деятельность.
Конспект занятия по ОО «Познание»
старшая группа
Тема: Бумага, ее свойства и виды.
Орг. момент.
Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;
Развивающие:
пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты.
Воспитательные:
воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.
Материал и оборудование: проектор, флешка, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, спички, образцы разных видов бумаги, альбомный лист, клей, кисточки, салфетки.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей!
Слева друг, справа друг
Получился ровный круг.
Все мы за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.
— Ребята, сегодня у нас необычное занятие, немножко даже волшебное. Мы будем с вами экспериментировать. А с чем мы будем проводить эксперимент, вы узнаете, отгадав загадку. Я принесла вот такой чудесный сундучок. А что в нем лежит нам подскажет загадка:
« Она бывает документом,
плакатом, фантиком, конвертом,
письмом, обоями, листовкой,
альбомом, книгой, упаковкой »
-бумага. (лежат в сундучке разные виды бумаги)
— Правильно ребята, это бумага.
— Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
-Для чего нужна бумага?
Вспомните, где применяется бумага?
— А вот, всегда ли у человека была бумага? /Дети отвечают отрицательно/
Воспитатель: Как вы думаете, на чем в древности писали люди? / На камнях, на скалах /.
В разные времена люди писали на разных материалах.
— А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?
Воспитатель:
Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно сделаем. (слайд)
«Путешествие на бумажную фабрику»
«Изготовление бумаги»
В настоящее время бумагу производят на целлюлозно — бумажных заводах (слайд ) .
Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд ).
Бревна привозят на завод (слайд ).
На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд ) .
Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд ) .
Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд ) .
Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы. (слайд ) .
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд ).
Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. (слайд ).
Макулатура – бережет наши леса!!! (слайд ).
Процесс ОД
-А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).
Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей) .
-Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.
А прочная ли бумага? Мы проверим.
Я хочу пригласить вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать? Тогда закройте глаза и скажем все вместе: Раз, два, три, в мастерскую заходи. (Дети заходят в мастерскую, обращаю внимание детей на тарелочки, где лежат листочки бумаги) .
Экспериментальная часть.
Изучение свойств бумаги.
А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.
Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства) .
А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:
1) Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).
Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.
2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?
Бумага рвется, а значит она непрочная.
Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.
3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.
Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.
А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).
4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?
Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.
5) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло? Вывод: бумага горит.
6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?
Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз, т. е., бумага падает по-разному.
Выводы исследований.
1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2. Бумага бывает прочной и не прочной.
3. Бумага боится воды.
4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.
5. «Бумага горит»
Игра «Волшебная бумага»
Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.) .
А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.) .
Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»
— Ребята, есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать некоторые из них.
(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги на альбомный лист)
— салфетка
— газета
— открытка
— цветная
— гофрированная
— бархатная
— обойная
— тетрадная
Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!
Заключительная часть
Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Закроем глаза и скажем слова: Раз, два, три, снова в группу заходи. Мы снова очутились в группе.
Рефлексия
Интересно было в мастерской? А что нового вы узнали про бумагу?
10 простых экспериментов для детей, которые легко повторить дома
Мотивировать ребёнка изучать физику и химию в школе можно разными способами. Например, долго объяснять, что они пригодятся в будущем для поступления в вуз. Или просто показать ему несколько классных фокусов… ой, нет, опытов, которые наглядно демонстрируют, насколько интересной может быть наука. Обязательно попытайтесь повторить это дома!
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. Достать монетку из воды, не намочив рук
@Science IDПоложите монету в тарелку и налейте воды. Можете сказать ребёнку, что у вас получится достать её, не прикасаясь к воде. Поставьте свечку в центр тарелки и через какое-то время накройте её стаканом. Огонь быстро погаснет, а вода поднимется вверх по перевёрнутому сосуду, открыв монету.
Почему так происходит. Когда свечка погасла, разгорячённый воздух стал остывать и, соответственно, уменьшаться в объёме. Давление внутри стакана стало стремительно падать, и вода из тарелки заполнила пустующее место.
2. Положить тяжести на яичную скорлупу
@GalileoRUАккуратно разбейте куриное яйцо на две части или не спешите выбрасывать их после готовки. Они пригодятся для следующего опыта.
Скорлупа куриного яйца очень хрупкая. Положите на неё любой груз (например, книгу), она тут же сломается. Но поставьте четыре половинки скорлупы как ножки, накройте их пластиком, а затем опустите на него ту же книгу. Теперь скорлупа способна выдержать её вес. Вы можете даже положить на книгу дополнительный груз, чтобы увидеть, насколько прочна эта конструкция.
Почему так происходит. Дело в том, что прочность конструкции зависит не только от материала, но и от его формы. Куполообразная форма «арочнообразно» распределяет вес по скорлупе и повышает её грузоподъёмность в несколько раз.
3. Из дыр в бутылке не выливается вода
@GalileoRUНалейте воду в пластиковую бутылку и закройте крышку. Булавкой проделайте в бутылке одну или несколько дырок. Конечно, из отверстий тут же польётся вода. Но спустя пару секунд остановится и не будет вытекать, пока вы вновь не откроете крышку.
Почему так происходит. Вода остаётся даже в бутылке с дырками благодаря поверхностному натяжению. В момент, когда вы открываете крышку, содержимое сосуда начинает сверху вытеснять атмосферное давление, силы натяжения не хватает, и вода выливается. Таким образом, зная физическую основу этого фокуса, вы можете с помощью крышки регулировать поток воды.
4. Жидкость течёт вверх
@GalileoRUНалейте в один бокал воду, в другой — масло. Положите вырезанный кусок картона на бокал воды и переверните. Картон как будто приклеится к бокалу и не будет падать вниз. Бокал воды горлышко к горлышку положите на бокал с маслом. Затем аккуратно сдвиньте картон, создав небольшую щель между двумя сосудами. После этого масло «потечёт» вверх, а вода начнёт перемещаться в нижний бокал.
Почему так происходит. Масло легче воды, поэтому будет как будто течь наверх, пока полностью не вытеснит воду.
5. Вода мгновенно превращается в лёд
@Mr. Hacker & TeamНа полтора часа положите бутылку простой воды в морозилку горизонтально. Затем аккуратно достаньте её из холодильника, встряхните или резким движением поставьте на стол. Охлаждённая вода моментально превратится в лёд.
Почему так происходит. Сначала воде недоставало центра кристаллизации. Но после встряхивания кристаллы льда соединяются друг с другом, и вода мгновенно замерзает.
6. Мост из бумаги
@GalileoRUСложите из книг две небольшие башни. Положите два листа бумаги сверху, соединив их как мост. Этот мост ожидаемо окажется не очень крепким, любой груз продавит его вниз. Но бумажный мост может быть гораздо прочнее. Сложите те же листы гармошкой и вновь положите их между книгами. Теперь мост выдержит даже ещё одну книгу поверх.
Почему так происходит. Конструкция стала прочнее благодаря «ребру жёсткости» — технологии, которая применяется в реальном строительстве. Ширина опоры увеличилась, и поэтому возросла грузоподъёмность даже моста из бумаги.
7. Опыт с равновесием
@Harvard Natural Sciences Lecture DemonstrationsВозьмите винную пробку. С двух сторон воткните в неё вилки. В торец пробки воткните зубочистку или иголку. Затем положите зубочистку на край стакана. Вся конструкция опирается на зубочистку и остаётся в равновесии.
Почему так происходит. Две вилки, зубочистка и пробка образуют твёрдое тело. Из-за сложной формы тела его центр масс находится ниже точки опоры, что позволяет сохранять равновесие.
8. Яйцо затягивает в бутылку
@Mr. Hacker & TeamВозьмите очищенное и сваренное яйцо и попробуйте протолкнуть его внутрь бутылки. Скорее всего, у вас ничего не получится, яйцо не пройдёт через горлышко. Но есть другой способ. Смочите ватку спиртом, подожгите её и поместите внутрь бутылки. Теперь положите яйцо на горлышко бутылки, и оно само, без ваших усилий, упадёт в бутылку.
Почему так происходит. Часть воздуха в бутылке сгорела, внутри образовалось пониженное давление, и давление снаружи затолкнуло яйцо.
9. Бинт вместо крышки
@MEL ScienceНаполните стакан водой. Сверху накройте стакан марлей или бинтом и закрепите её резинкой. Затем переверните стакан. Часть воды останется в стакане и упрётся в марлю как в крышку.
Почему так происходит. Вода не проходит через обычную тряпку благодаря поверхностному натяжению. В промежутках ткани возникла водяная плёнка, и её сила удерживает содержимое стакана вместе с атмосферным давлением, которое действует на него снаружи.
10. Левитирующие шарики
@Lifehacker & ExperimenterВключите фен и поместите теннисный шарик в поток воздуха. После этого он повиснет на месте и не сдвинется, даже если повернуть фен и дуть на шарик под другим углом. При желании и достаточной ловкости в поток можно добавить ещё один шарик.
Почему так происходит. Давление внутри струи воздуха ниже давления снаружи. Разница давлений и создаёт силы, которые действуют со всех сторон и удерживают шарик.
10 занимательных научных экспериментов для детей и взрослых :: Инфониак
Полезные советыДети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов.
Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.
В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки, с которыми далее смогут играть.
1. Опыты для детей: лимонный вулкан
Вам понадобится:
— 2 лимона (на 1 вулкан)
— пищевая сода
— пищевые красители или акварельные краски
— средство для мытья посуды
— чашка
— деревянная палочка или ложечка (при желании)
— поднос.
1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.
2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.
* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.
3. Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.
4. Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой «помните» лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.
5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.
6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.
7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона — вулкан начнется пениться.
8. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.
2. Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков
Вам понадобится:
— 2 стакана
— небольшая емкость
— вилка
— 4-6 жевательных червяков
— 3 столовые ложки пищевой соды
— 1/2 ложки уксуса
— 1 чашка воды
— ножницы, кухонный или канцелярский нож.
1. Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль — это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.
* Чем меньше кусочек, тем лучше.
* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.
2. В стакане размешайте воду и пищевую соду.
3. Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.
4.
Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.5. С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.
6. Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.
Читайте также: 10 милых поделок для детей и взрослых
* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.
3. Опыты и эксперименты: радуга на бумаге или как свет отражается на ровной поверхности
Вам понадобится:
— миска с водой
— прозрачный лак для ногтей
1. Добавьте в миску с водой 1-2 капли прозрачного лака для ногтей. Посмотрите, как лак расходится по воде.
2. Быстро (спустя 10 секунд) окуните кусок черной бумаги в миску. Выньте его и дайте высохнуть на бумажном полотенце.
3. После того, как бумага высохла (это происходит быстро) начните поворачивать бумагу и посмотрите на радугу, которая отображается на ней.
* Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.
Читайте также: Детские поделки для детского сада
4. Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке
Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю — так появляется дождь.
Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.
Вам понадобится:
— пена для бритья
— банка
— вода
— пищевой краситель.
1. Наполните банку водой.
2. Сверху нанесите пену для бритья — это будет облако.
3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на «облако», пока не начнется «дождь» — капли красителя начнут падать на дно банки.
Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.
5. Интересные опыты: салют в банке
Вам понадобится:
— банка
— миска
— теплая вода
— подсолнечное масло
— 4 пищевых красителя
— вилка.
1. Наполните банку на 3/4 теплой водой.
2. Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей — красный, желтый, синий и зеленый.
3. Вилкой размешайте красители и масло.
4. Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.
5. Посмотрите, что произойдет — пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.
Читайте также: 10 интересных занятий, которые оторвут детей от компьютера
* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и «плавает» на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.
6. Интересные опыты: волчок, в котором сливаются цвета
Вам понадобится:
— распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)
— резинка или толстая нить
— картон
— клей-карандаш
— ножницы
— шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).
1. Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.
2. Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.
3. Вырежьте приклеенный круг из картона.
4. К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.
5. Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.
6. Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.
Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.
7. Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке
Вам понадобится:
— небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет
— прозрачная пластиковая бутылка
— нитка
— пищевой краситель
— ножницы.
1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.
2. Отрежьте дно и ручки пакета.
3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.
4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области «шеи» медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.
5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.
6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.
7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла «плавать» в бутылке.
8. Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.
9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.
* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.
* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.
8. Химические опыты: магические кристаллы в стакане
Вам понадобится:
— стеклянный стакан или миска
— пластиковая миска
— вилка
— 1 чашка соли Эпсома (сульфат магния) — используется в солях для ванн
— 1 чашка горячей воды
— пищевой краситель.
1. Насыпьте соль Эпсома в миску и добавьте горячей воды. Можете добавить в миску пару капель пищевого красителя.
2. В течение 1-2 минут размешивайте содержимое миски. Большая часть гранул соли должна раствориться.
3. Налейте раствор в стакан или бокал и поместите его в морозилку на 10-15 минут. Не волнуйтесь, раствор не настолько горяч, чтобы стакан треснул.
4. После морозилки переместите раствор в основную камеру холодильника, желательно на верхнюю полку и оставьте на ночь.
Рост кристаллов будет заметен лишь спустя несколько часов, но лучше переждать ночь.
Вот как выглядят кристаллы на следующий день. Помните, что кристаллы очень хрупки. Если дотронуться до них, они вероятнее всего сразу сломаются или рассыплются.
9. Опыты для детей (видео): мыльный куб
10. Химические опыты для детей (видео): как сделать лава лампу своими руками
9 крутых научных экспериментов для детей
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
У нас на кухне хранится много вещей, с которыми можно ставить интереснейшие эксперименты для детей. Ну и для себя, честно говоря, сделать парочку открытий из разряда «как я этого раньше не замечал».
AdMe.ru выбрал 9 экспериментов, которые порадуют детей и вызовут у них много новых вопросов.
1. Лавовая лампа
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
2. Личная радуга
Нужны: Емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Опыт: В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.
Объяснение: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части — в виде радуги.
3. Вулкан
Нужны: Поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус.
Опыт: Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан — для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.
Объяснение: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.
4. Выращиваем кристаллы
Нужны: Соль, вода, проволока.
Опыт: Чтобы получить кристаллы, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли — такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется. При этом нужно поддерживать раствор теплым. Чтобы процесс шел лучше, желательно, чтобы вода была дистиллированная. Когда раствор будет готов, его надо перелить в новую емкость, чтобы избавиться от мусора, который всегда есть в соли. Далее в раствор можно опустить проволочку с маленькой петелькой на конце. Поставить банку в теплое место, чтобы жидкость остывала медленнее. Через несколько дней на проволочке вырастут красивые соляные кристаллы. Если наловчиться, можно выращивать довольно крупные кристаллы или узорные поделки на скрученной проволоке.
Объяснение: С
Конспект занятия на тему «Опыты с бумагой»
Тема: Опыты с бумагой
Цель : формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её некоторых свойствах.
Образовательные задачи:
— учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта.
— продолжать учить детей наблюдать.
Развивающие задачи:
— развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
— развивать умение выражать свои мысли, используя полный ответ
Воспитательные задачи:
— способствовать воспитанию аккуратности
— способствовать воспитанию бережного отношения к природе, к предметам из бумаги.
Конспект занятия.
— Ой, ребята, вы слышите, что это? (ответы детей) КТО -ТО ПЛАЧЕТ
(тихо играет музыка «плач карты»)
— Проверим, кто плачет? (ответы детей) ДА
— Кто же это? (ответы детей) КАРТА
-Что с ней случилось?
-Почему она плачет? (ответы детей) ПОРВАНА
-Правильно, дети, она порвалась.
— Почему она порвалась? (ответы детей) УРОНИЛИ, СИЛЬНО ДЁРНУЛИ ЗА КРАЙ.
— А что можно сделать с ней? (ответы детей) ОТРЕМОНТИРОВАТЬ, ПОЧИНИТЬ.
— С помощью чего мы будем это делать? (ответы детей) СКОТЧ, КЛЕЙ…
— А как вы думаете на чем нарисована карта? (ответы детей) НА БУМАГЕ
-Правильно, на бумаге.
— А вы знаете как делают бумагу?
— А сейчас я вам покажу, как же делают бумагу. (Презентация «Как делают бумагу?»)
— Ребята, мы с вами узнали процесс изготовления бумаги. Он очень сложный. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.
— А вы знаете, какими свойствами обладает бумага? (ответы детей) НЕТ
— Тогда давайте выясним. Проходите за столы.
Опыт № 1
— Что вы видите на столе? (ответы детей)
— Попробуйте смять руками кусочек ткани…
-Что произошло с тканью? (ответы детей) Ткань распрямилась
— А теперь кусочек бумаги.
-Что произошло с бумагой? (ответы детей), а бумага так и осталась мятой.
— Мы провели 1 опыт, нужно сделать вывод: Значит бумага хорошо……… мнётся.
Читается стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать!
Опыт №2
-А сейчас попробуйте разорвать бумагу (показать)
-Что произошло с бумагой?( ответы детей) БУМАГА ЛЕГО ПОРВАЛАСЬ
— А теперь полиэтиленовый пакет.
-Что произошло с пакетом? (ответы детей) НЕ ПОРВАЛСЯ
Мы провели с вами 2 опыт, нужно сделать вывод: бумага легко рвется ( не прочная).
Опыт №3
Как вы думаете, может ли бумага издавать звуки? (ответы детей)
Давайте проверим, возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ).
Что услышали? Ответы детей (Бумага шуршит, скрипит.)
Мы провели с вами 3 опыт, нужно сделать вывод : Значит, она может издавать звуки.
— А хотите немного отдохнуть и поиграть? (ответы детей)
Игра «Бывает-не бывает».
— Ребята, наш экран будет показывать вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете. ( компьютер, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, машина , журнал, открытка, велосипед, карта) .
А сейчас кто-нибудь выйдет и расскажет: какие свойства бумаги он узнал? А помогут нам картинки- схемы.
— бумага мнется
— бумага рвется
— бумага может издавать звуки
-Теперь вы понимаете, почему порвалась карта? (ответы детей)
-карта нарисована на бумаге, бумага хорошо рвется, мнется, поэтому с ней нужно обращаться аккуратно, бережно.
— Эту карту мы отремонтируем. А в нашей группе есть больные предметы из бумаги? Что мы с ними будем делать?
— Тогда пойдемте и полечим их?
Самоанализ.
Опыты с бумагой ( познавательно- исследовательская деятельность)
Средняя группа.
Цель : формировать у детей знания и представления о бумаге, её некоторых свойствах.
Образовательные задачи:
— учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта.
— продолжать учить детей наблюдать.
Развивающие задачи:
— развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
— развивать умение выражать свои мысли, используя полный ответ.
Воспитательные задачи:
— способствовать воспитанию аккуратности.
— способствовать воспитанию бережного отношения к природе, к предметам из бумаги.
Тема занятия выбрана в соответствии с комплексно-тематическим планированием ( тема недели « День народного единства»). В ходе занятия была организована познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность.
Для проведения данного мероприятия были созданы комфортные условия для детей: организованно пространство с учётом размещения и перемещения детей, использовались демонстрационные материалы, наглядный материал, музыкальное сопровождение, мульти-медийная аппаратура.
Занятие состоит из трёх взаимосвязанных частей: организационной, основной и заключительной.
Структура образовательной деятельности выстроена таким образом, что все её части были взаимосвязаны между собой и соответствовали теме.
Обучающие, развивающие, воспитательные задачи решались в единстве.
1-ая часть – включает в себя организационный момент. На данном этапе попыталась настроить детей на доброжелательность, вызвать положительные эмоции, заинтересовать детей дальнейшей деятельностью через создание проблемной ситуации, из чего делают бумагу.
Во 2-ой части – детскую деятельность организовывала с использованием ряда приёмов:
-игрового, наглядного, словесного
3-ая часть – заключительная, где был подведён итог занятия. Будем работать дальше в этом направлении, познавать новое и новое.
Считаю, что мне удалось …. (по задачам)
Если бы пришлось проводить занятие второй раз, то …
ОПЫТЫ С БУМАГОЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Опыты
с бумагой
(для подготовительной к школе группы)
Опыты с бумагой
В одном мгновении видеть вечностьОгромный мир – в зерне песка
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка!
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познать. С раннего детства детей привлекает бумага – это ещё неизвестный им материал притягивает их потому что: шуршит, его можно снять, порвать и даже попробовать на вкус. Ребенок постоянно тянется к бумаге, его интерес становится всё ярче.
Дети по собственной инициативе проявляют желание нарисовать на бумаге – в своём рисунке каждый ребёнок видит свой мир. Итак, интерес к бумаге детей в моей группе, привели меня к поиску новых форм работы. Для решения
этой проблемы вместе с детьми, мы поэтапно начали изучать бумагу. Ребятам всегда было интересно работать, а вместе с тем и познавать свойства бумаги. Вопросов было много: какая бумага на ощупь?, можно ли её смять, порвать?… На многие вопросы дети находили свои ответы и делали выводы при помощи опытов с бумагой.
Объект исследования: бумага, картон.
Предмет исследования: физические свойства
Участники исследования:— дети младшей группы(3-4 года)
Цель работы: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.
Задачи исследования:
— развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
— умение выражать свои мысли, используя все части речи. Отвечать на вопросы, касающиеся данной темы.
— узнавать бумагу и как она используется
— изучит свойства, структуру бумаги. Учить конструировать, склеивать бумагу.
Гипотеза: предположим, что бумага обладает различными свойствами: размокает в воде, рвётся, мнётся, режется ножницами, шуршит
Методы исследования: изучение бумаги, прямые и косвенные наблюдения, проведение опытов с бумагой, анализ полученных результатов
Этапы работы:
1.Подготовительный:
определение объекта изучения
подбор загадок и стихов
игры с бумажными игрушками
2.Исследовательский:
рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация)
эксперименты с бумагой
игры с бумажными игрушками
3.Заключительный: обобщение результатов работы в виде беседы с детьми
Способы организации работы:
— дети работают под руководством воспитателя и куклы «Почемучка»
— изучение проводиться в течении дня
— добровольное участие детей
Тематический план проекта:
— на чём мы рисуем?, что такое бумага?, какая она?…..
Чтобы это узнать, мы познакомились с бумагой и стали её исследовать при помощи опытов.
Опыт №1. «Волшебная бумага» Кукла «Почемучка» предложила детям альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?
Вывод: бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 2. «Сминание бумаги»
Цель: подвести детей к пониманию о том, что можно сделать с бумагой?, и чего нельзя сделать с деревянным кубиком?..
«Почемучка» предложила детям смять бумагу. Легко это сделать? Затем предложила смять деревянный кубик. Получилось ли у Вас ребята это сделать?…
Вывод: дерево. Из которого сделан кубик – прочное, твёрдое; а бумага – не прочная. мягкая, её можно смять.
Опыт № 3.«Сравнение бумаги»
Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.
Вывод: картон толще, чем бумага.
Опыт № 4.« Разрывание бумаги»
«Почемучка» предложила детям два вида материала: бумагу, ткань.
Нужно было разорвать бумагу. Исследование прошло удачно: бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.
Вывод: ткань прочнее чем бумага
Опыт № 5.« Вода и бумага»
Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.
Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во торой ванночке бумага намокла, но не рвалась.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
Опыт № 6.«Шуршащая или поющая бумага».
Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?.. Для этого опыта «Почемучка» предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение « стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.
Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.
Опыт № 7. «Склеивание бумаги»
Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.
Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.
Вывод: бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 8. «Летающая бумага»
« Почемучка» принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?.. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.
Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
Выводы исследований:
1.Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.
2.Бумага бывает прочной и не прочной.
3.Бумага боится воды.
4.Ткань прочнее бумаги.
5.Бамага может резаться ножницами или разрываться руками.
6. Из бумаги можно сделать игрушки.
7.При смятии бумага издаёт звук.
8.Бумага разлетается при ветре.
9.Бумагу можно склеивать.
Использованная литература:
1.Захарова М.А, Костина Е.В. «Проектная деятельность в детском саду»: родители и дети.
2.Дыбина О.В.; Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизвестное рядом. Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников»_М: ТЦ «Сфера» 2001 – 192 с.
Основные свойства бумаги для детей.
Моя статья поможет раскрыть основные свойства бумаги. А так же варианты, опыты и эксперименты с бумагой. Зная основные свойства бумаги, дети лучше выполняют поделки. Дочитав статью до конца, вы узнаете о каких свойствах бумаги рассказать детям и как это сделать.
Содержание статьи
- Какая бывает бумага?
- Основные свойства бумаги, опыты.
- Бумага мнётся.
- Бумагу можно сгибать.
- Бумага рвётся.
- Бумага и клей.
- Свойства горения бумаги.
- На бумаге можно рисовать.
- Рисуем и стираем.
- Очки из бумаги.
- Бумага мокнет.
- Какие поделки можно делать из бумаги?
Какая бывает бумага?
Для начала предложите детям бумагу разных фактур. Например: картон, салфетки, офисная бумага, бархатная, цветная, а так же гофрированная и оберточная.Соприкасаясь с кусочками такой бумаги, задействуя тактильные рецепторы, ребенок получает наиболее полные представления. Поэтому целесообразно иметь образцы разных видов бумаги в постоянном доступе. Это может быть альбом, коробочка или картотека. И всё же не смотря на то, что бумага является самым знакомым и доступным материалом для детей, надо знакомить с её свойствами.
Основные свойства бумаги, опыты.
1. Бумага мнётся.
Предложите детям скомкать лист бумаги разной плотности (салфетку, лист тетрадный и картон). Далее предложите этот лист распрямить.
Вывод: Чем тоньше бумага, тем легче она мнётся. Распрямить бумагу до первоначального состояния невозможно. На основе мятых кусочков можно делать много интересных поделок.(Пластическая аппликация, торцевание)
2. Бумагу можно сгибать.
Предложить детям согнуть бумагу пополам и хорошо прогладить сгиб. Поставить изделие на торец и убедиться в том, что в таком положении бумага может стоять. Согнуть лист гармошкой, проглаживая каждый сгиб. И убедиться в том, что изделие держит форму.
Вывод: При сгибании бумага принимает заданную форму и поэтому на её основе можно делать разные поделки. Оригами, шары кусудама, киригами.
3. Бумага рвётся.
Разорвите бумагу разной плотности и попробуйте восстановить разрыв. Когда дети скажут, что восстановить разрыв невозможно, предложите им склеить разорванные кусочки.
Вывод: Разорвать тонкую бумагу легче, чем толстую. Разорванные кусочки можно склеить. Чем тоньше бумага, тем лучше она клеиться. Рваная бумага применяется для изготовления отрывной аппликации, папье-маше.
4. Бумага и клей.
Предложить детям расположить на листе бумажные детальки и поднять лист вертикально. Естественно детальки осыпятся.
Вывод: Выполнить бумажное изделие без клея очень сложно. Значит при выполнении поделок нужно использовать клей ПВА, клейстер или обойный клей.
5. Свойства горения бумаги.
Взрослый может показать детям ещё одно свойство — горение. Для этого небольшой лист поджигают над металлическим или стеклянным подносом. В процессе наблюдения дети делают свои выводы.
Вывод: Лист быстро сгорел, на подносе остался лишь пепел. Следовательно бумажные изделия легко воспламеняются и не подлежат восстановлению. Надо быть осторожным с огнем и не допускать возгорания.
6. На бумаге можно рисовать.
Предложить детям провести черту красным цветом по белому листу. А потом провести такую же черту по бумаге красного цвета. А так же попробовать рисовать на салфетке, глянцевой бумаге, гофрированной или тисненной. Спросить у детей на какой бумаге им понравилось рисовать больше.
Вывод: На бумаге можно рисовать. Но если бумага такого же цвета, как и фломастер, карандаш, то рисунок будет не виден. Следовательно бумагу для рисования лучше выбирать белую или отличную от цвета карандаша. Если бумага сильно тонкая, то при рисовании бумага рвется. На тисненной бумаге рисовать сплошной линией не получается.
7. Рисуем и стираем.
Ещё можно попробовать рисовать на бумаге простым карандашом. А затем попросить детей стереть нарисованное ластиком. Будет лучше, если вы нарисуете на бумаге полоски простым карандашом с разным нажимом.
Вывод: Если рисовать на бумаге простым карандашом, используя слабый нажим, то можно стереть нарисованное. Значит можно делать на бумаге наброски, стирать их и снова рисовать. Пока не добьешься желаемого результата.
8. Очки из бумаги.
Раздать детям бумажные очки, в которых и стекла сделаны из бумаги. Спросить детей, что они видят. Предложить объяснить это явление. Далее взять лист с рисунком и приложить его к стеклу, предложить обвести рисунок.
Вывод: Бумага непрозрачная. Но если на неё направить свет, то можно увидеть рисунок и перевести его на другой лист.
9. Бумага мокнет.
Перед детьми стоит контейнер с водой и бумага разной толщины. Предложить поочередно опустить в воду кусочки бумаги, начиная с тонкого. В результате опыта дети делают выводы. Затем педагог опускает в контейнер бумажный кораблик. Для точности эксперимента можно оставить кораблик в воде на продолжительное время.
Вывод: Чем тоньше бумага, тем быстрее она размокает. Это свойство бумаги применяется в технике работы с бумагой папье-маше, а так же мокрое складывание оригами. Если бумага соприкасается с водой частично, то она не тонет и размокает дольше.
Какие поделки можно делать из бумаги?
Зная свойства бумаги вы легко найдете ей применение. Дети очень любят мастерить из этого универсального материала. К тому же техник по работе с бумагой великое множество. Начиная от простой аппликации можно постепенно переходить к оригами, квиллингу, моделированию. Более подробно вы сможете ознакомиться с с техниками работы с бумагой в моей статье.
Желаю всем творческих успехов!
Поделки из фетра для детей. Материалы для лепки с детьми.