Орфоэпические нормы существительных – орфоэпические нормы – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Орфоэпические нормы русского языка Особенности ударения в русском языке

Словесное ударение – выделение различными фонетическими средствами (усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости) одного из слогов в составе слова.

Особенности и функции ударения изучает такой раздел языкознания, как акцентология. Нормы постановки ударения иначе называют акцентологическими.

В русском языке ударный слог выделяются большей напряженностью произносительного аппарата. Такое ударение называется силовым. Ударение в русском языке выполняет несколько важнейших функций: выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию; играет роль смыслоразличительного средства; участвует в ритмической организации речи (стихи, менее проза).

Слова самостоятельных частей речи, как правило, имеют одно ударение, но могут иметь и побочное ударение: лЕсопромЫшленный, АэрофОтосъемка и др. Побочное ударение более слабое. Его имеют сложные слова:

гАла-концЕрт, чЕрносморОдинное, двухсОтпятИдесятИлЕтие. Побочное ударение есть в сложносокращенных словах: пАртбилЕт, МОсэнЕрго и др. Есть оно и в словах с многосложными приставками ультра-, супер-, анти-, архи-, после- и односложными сверх-, меж-: УльтрасовремЕнный, сУперпрИз, мЕжуниверситЕтский, АрхивАжный. Обычно ударение падает не на предлоги и частицы, а на знаменательные части речи (без цЕли). Некоторые односложные предлоги на, за, под, по, из, без в сочетании с определенными существительными могут принимать ударение на себя: нА голову, нА воду, зА волосы и др.

Сложность русского ударения широко известна. Правильный выбор места ударения свидетельствует о культуре речи и об общей культуре человека, поэтому необходимо запоминать и правильно произносить такие слова, как

агЕнт, агронОмия, апострОф, вероисповЕдание, гЕнезис, диспансЕр, жалюзИ, завИдно, Иконопись, квартАл, мусоропровОд, обеспЕчение, облегчИть, предвосхИтить, принУдить, сосредотОчение, украИнский, упрОчение, факсИмиле, фенОмен, ходАтайство, экспЕрт, экзальтирОванный и др.

Трудность усвоения норм русского ударения связано с его особенностями.

1. Русское ударение разноместное, т.е. может падать на любой слог и на разные морфемы: подрОстковый, дОмик, вЫнес, облегчИть, кладовАя, позвонИшь.

2. Русское ударение может быть в разных словах подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то оно является неподвижным: говорЮ, говорИм, говорИшь, говорИте, говорИт, говорЯт. Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова, называется подвижным

(вЫбежать – выбегАть, травА – трАвы).

Ударение может с течением времени меняться. Например, тенденцию к перемещению ударения к концу слова имеют слова на -ия. Не так давно считалось правильным произношение металлУргия, индУстрия, полигрАфия. Сейчас нормативным является металлургИя, индустрИя, полиграфИя.

В некоторых словах русского языка отмечаются колебания ударения. В большинстве словарей признаются равноправными варианты ударения в следующих словах: Августовский – августОвский, бунгАло – бУнгало, джИнсовый – джинсОвый, казАки – казакИ, кЕта – кетА и др. В некоторых словах встречаются профессиональные ударения: искрА (в речи шоферов), компАс, рапОрт (в речи моряков), рефлексИя (в речи психологов),

эпилепсИя (у медиков).

Разноместность и подвижность – важные средства различения форм слов и слов. Например, различное смысловое значение приобретают слова: белОк – бЕлок, мукА – мУка, языковОй (барьер) – языкОвая (колбаса), лЕдник (погреб) – леднИк, бронИровать (закреплять) – бронировАть (дверь) и др.

Следует запомнить слова с неподвижным ударением: бАнт, звонИть, квартАл, красИвый, повторИть, облегчИть, тОрт, шАрф.

Кроме того, место ударения зависит от происхождения слова. Так, большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансЕр, жалюзИ, кюрЕ.

Часто ударение определяется конечным сочетанием гласных и согласных звуков. Например:

  • Ал (в иноязычных словах): квартАл, пенАл, финАл;

  • Атай: глашАтай, завсегдАтай, соглядАтай;

  • лОг (неодушевленные объекты): каталОг, монолОг, некролОг;

  • провОд (в сложных словах): бензопровОд, мусоропровОд, водопровОд; но: электропрОвод.

орфоэпические нормы – конспект урока – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку словник и задания (тематический тренинг) Орфоэпические нормы задание №4

В рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку на сайте Российский учебник размещены, авторские материалы с заданиями к теме орфоэпические нормы. Также словарь и таблицы с примерам, представлены в виде презентации, которую можно скачать бесплатно по ссылке.

Орфоэпические нормы русского языка – это правила произношения отдельных звуков (гласных и согласных), определённых звукосочетаний, некоторых слов и их форм. В основе орфоэпических норм лежат фонетические законы русского языка. Именно поэтому основные правила произношения усваиваются большинством людей, говорящих на русском языке, с детства в процессе речевой деятельности.

Экскурс в прошлое

Возникнув в XVII веке на базе московского диалекта, нормы произношения сформировались во всех своих основных чертах к XIX веку. Московское произношение как образцовое распространило своё влияние на речь населения других крупных культурных центров страны. Главные особенности этого произношения (лингвисты называют его «старомосковским») в определяющих чертах сохранились в современных орфоэпических нормах, но многие правила произношения за последние 70 лет существенно изменились. Поэтому современное (языковеды говорят «новомосковское») произношение, в целом основываясь на старомосковских нормах, всё больше отдаляется от них. В связи с этим в русском литературном произношении есть варианты современного произношения некоторых звуков, звукосочетаний, грамматических форм, характерные для образованных людей среднего и молодого возраста, и существуют также варианты старомосковского произношения, отличающие представителей интеллигенции более старших поколений. В полной мере старомосковское произношение до сих пор сохранилось в некоторых столичных и провинциальных драматических театрах. Такое же произношение можно услышать в речи персонажей старых отечественных кинофильмов.

Нужно запомнить

Воет, воет за окошком
Недовольный ветер.
Хочет двери он сорвать
Со скрипучих пЕтель.
По ночам, прогнав дремОту,
Кот выходит на охоту.

нАчал – нАчало – началА – нАчали
нАчат – начАто – начатА – нАчаты
пОнял – пОняло – понялА – пОняли

прОжит – прОжито – прожитА – прОжиты
крАток – крАтко – краткА – крАтки
блИзок – блИзко – близкА – блИзкИ
далЁк – далЁко – далекА – далЁкИ

Одно ударение

вЕрба
кУхонный
закУпорить
фенОмен

Варианты ударения

твОрог – творОг
мышлЕние – мЫшление
кОмпас – компАс
привОд – привОд
заржавЕть – заржАветь
джИнсовый – джинсОвый
казАки – казакИ
мАркетинг — маркЕтинг
напЕрчить – наперчИть
мИзерный — мизЕрный

Допустимые варианты

(предпочтительным является первый в паре вариант)
Отдал – отдАл
берЁста – берестА
плАнер – планЁр
прОдал — продАл

Сочетание ЧН
/ ШН /
конечно
скучно
нарочно
скворечник
девичник
пустячный

прачечная
во всех женских отчествах
Ильинична
/ Ч`Н /
конечный
дачный
сливочный
пшеничный
/ШН/ и /Ч`Н/
молочная
полуночная
серде/Ч`Н/ые капли, НО серде/ШН/ый друг

Рассмотрите орфоэпический словарик, выпишите и запомните трудные для ВАС случаи произношения

Задания и упражнения


1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1. Жалюзи
2. Отрочество
3. Завидно
4. Приговор

2. В каком слове ударение падает на второй слог?
1. Статуя
2. Облегчить
3. Ревень
4. Иконопись

3. В каком слове ударение падает на третий слог?
1. Бюрократия
2. Аристократия
3. Дремота
4. Страховщик

4. В каком слове ударение падает на четвертый слог?

1. Обеспечение
2. Втридорога
3. Гастрономия
4. Водопровод

5. Укажите ряд, в котором ударение во всех словах падает на первый слог.
1. Кремень, свекла, алкоголь
2. Бармен, кашлянуть, генезис
3. Камбала, баловник, приданое
4. Надолго, квашение, таможня

6. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. намерЕние
2. зевотА
3. оптОвый
4. танцовщИца

7. Выберите пару слов, в которых варианты ударения различают их смысл
1. симмЕтрия – симметрИя
2. твОрог – творОг
3. обхОдный – обходнОй
4. бАржа – баржАъ
8. Найдите ряд имён существительных, в котором во всех словах верно выделена буква, обозначающая ударный звук
1. стОляр, благовЕст, фенОмен
2. немотА, тошнотА, щекОлда

3. щИколотка, нефтепрОвод, мАляр
4. возвелИчивание, озвУчение, фортЕль

9. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог.
1. Туфля
2. Корысть
3. Досуг
4. Квартал

10. Распределите слова на три колонки
Украинский, форзац, кедровый, углубить, хвоя, некролог, диспансер, бунгало, изба, гербовый.
Слова с ударением на первом слоге
Слова с ударением на втором слоге
Слова с ударением на третьем слоге

12 Прочитайте вслух данные сочетания слов, стараясь не нарушать произносительной нормы.
цена твОрога на оптОвом рынке,
заключИм договОр в следующем квартАле,
запломбирОванный зуб,
цепОчка с ракУшками из фарфОра,
выбросить свЁклу в мусоропровОд,
соболЕзнование в некролОге,
обеспЕчение безопасности нефтепровОда,

избалОванный ребёнок,
доволен тОртом,
суп из щавелЯ с тЕфтелями,
физиотерапевтИческий диспансЕр.
позвонИт при получении нового каталОга,
ходатАйство об опеке,
кУхонный гарнитур,
премировАть сотрудника,
облегчИть работу экспЕрта.

13. Расставьте ударение в глагольных и причастных формах
брАл – брАло – бралА – брАли
брАл – брАло – бралА – брАли
внЯл – внЯло – внялА – внЯли
гнАл – гнАло – гналА – гнАли
дАл – далО – далА — дАли
зАнял – зАняло – занялА – зАняли
издАл – издАло – издалА – издАли
клал – клАло – клАла – клАли
лил – лИло – лилА – лИли
начАл – нАчало – началА — нАчали
ОтдАл – Отдало – отдалА – отдАли
пОнял – пОняло – понялА – пОняли
принЯл – прИняло – принялА – прИняли

положИл – положИло – положИла — положИли
прОжил – прОжило – прожилА – прОжили
снЯл – снЯло – снялА — снЯли
спАл – спАло – спалА – спАли
взят – взЯто – взятА – взЯты
дан – данО – данА – данЫ
зАбран – зАбрано – забранА – зАбраны
зАнят – зАнято – занятА – зАняты
избрАн – Избрано – Избрана — Избраны
Издан – Издано – ИзданА – Изданы
нАчат – нАчато – начатА – нАчаты
Отдан – Отдано – отданА – Отданы
пОнят – пОнято – понятА – пОняты
прОдан – прОдано – проданА — прОданы
прИбран – прИбрано – прИбрана – прИбраны
прОжит – прОжито – прожитА – прОжиты
прИнят – прИнято – принятА — прИняты
сОбран – сОбрано – сОбрана – сОбраны
Убран – Убрано – Убрана – Убраны

14. Расставьте ударение в различных формах имён прилагательных
бЕден – бЕдно – беднА – беднЫ
блИзок – блИзко – близкА — блИзкИ
вАжен – вАжно – важнА – важнЫ
вЕрен – вЕрно – вернА – вернЫ
гОлоден – гОлодно – голоднА — гОлодны
далёк – далЁкО – далеАа – далЁкИ
дЁшев – дЁшево – дешевА – дЁшевы
длИнен – длИнно – длиннА – длИннЫ
крАток – крАтко – краткА – крАтки
лЁгок – легкО – легкА – легкИ
цел – цЕло – целА — цЕлы
бледный – бледнее – бледнЕе
внятный – внятнее – внЯтнее
звучный – звучнее – звучнЕе
здоровый – здоровее – здоровЕе
зычный – зычнее – зЫчнее
красивый – красивее — красИвее
ленивый – ленивее – ленИвее
нужный – нужнее – нужнЕе
пустынный – пустыннее – пустЫннее
скучный – скучнее – скучнЕе
срочный – срочнее — срочнЕе

19. Укажите слово, в котором есть согласный звук [Б]?
1. Вбежать
2. Обвал
3. Сугроб
4. Робкий

20. В каком ряду все слова имеют согласный звук [Т]?
1. Купаться, писать
2. Трава, плавать
3. Укладка, очередь
4. Перевод, пересадка

21. Выберите слово, в котором произносится согласный звук [Ф’]?
1. Добавка
2. Форма
3. Морковь
4. Кафе

22. В каком слове нет согласного звука [С]?
1. Итересный
2. Мороз
3. Синица
4. Сорванец

23. В словах какого ряда нет звука [Ж]?
1. Перебежчик, рожь
2. Манеж, осложнение
3. Кортеж, жонглёр
4. Книжка, вельможа

24. Найдите ряд, в котором во всех словах есть согласный звук [Ш].
1. Что-либо, разносчик
2. Найдешь, сапожник
3. Убежишь, грузчик
4. Конечно, низший

25. В каком слове все согласные звуки звонкие?
1. Ларец
2. Сдай
3. Новинка
4. Дёготь

26. В каком ряду все согласные звуки глухие?
1. Скользкий, склад
2. Яд, ловкость
3. Купаться, скобки
4. Труд, всходы

27. Укажите слово, в котором все согласные мягкие.
1. Тяжесть
2. Меньше
3. Спесивый
4. Сильнее

28. В каком слове три мягких согласных звука?
1. Живёте
2. Гостиная
3. Зверолов
4. Весточка

29. Найдите слово с двумя мягкими согласными звуками и одним твёрдым
1. Свозить
2. Пусти
3. Водник
4. Бантик

30. Укажите слово, в котором на месте выделенной буквы произносится звук [Г]?
1. диалоГ
2. Гавань
3. своеГо
4. лёГкий

31. В каком слове на месте выделенной буквы произносится звук [Х]?
1. залГаться
2. ноГтевой
3. мяГкий
4. Бога

32. Найдите ряд, в котором во всех словах есть звук [Г] или [Г’].
1. Агитация, гадюка, гастроли,
2. Глазурь, социолог, братского
3. Сегодня, гербарий, прилягте
4. Заграничный, Бог, флаг

33. Укажите слово, в котором буква Г обозначает звук [К].
1. Уголь
2. Когтистый
3. Розового
4. Регламент

35. Выберите слово, в котором перед Е произносится твёрдый согласный звук.
1. Академия
2. Эстетика
3. Дезинформация
4. Термин

36. Выберите слово, в котором перед Е произносится мягкий согласный звук.
1. Компьютер
2. Атеизм
3. Панель
4. Крекер

37. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный?
1. аДекватный
2. Дебаты
3. Неологизм
4. Рейд

38. Укажите слово, в котором выделенная буква обозначает мягкий согласный.
1. пюРе
2. Тембр
3. тРенинг
4. моДельер

39. Найдите ряд, в котором в обоих словах согласный перед Е является твёрдым.
1. Диспансер, декада
2. Бактерия, крем
3. Сепсис, аргумент
4. Экстрасенс, антитеза

40. В каком слове буква Д произносится твёрдо?
1. Деспот
2. Декрет
3. Дельта
4. Одеколон

41. В каком слове есть звук [Т’]?
1. Бутерброд
2. Компетенция
3. Терьер
4. Тенденция

42. Выберите слово, в котором все согласные перед Е произносятся одинаково (только твёрдо или только мягко).
1. Штемпель
2. Вестерн
3. Детектив
4. Генезис

43. Укажите слово, которое имеет произносительные варианты.
1. Шедевр
2. Дефис
3. Тренинг
4. Отель

44. Подчеркните слова, в которых перед Е произносится твёрдый согласный звук.
Альтернатива, акварель, анестезия, антенна, аттестат, ателье, атлетика, консервант, кортеж, компьютер, крекер, карате, креативный, керамика, модем, молекула, модернизация, модель, мольберт, монета, морзе.

45. Разделите слова с сочетаниями ЧТ и ЧН на три колонки. В первую колонку включите слова, который произносятся так же, как и пишутся. Во втору. – слова, в которых чт произносится как [шт], а чн – как [шн]. В третью – слова, допускающие оба варианта произношения.

Список слов

Что, сердечный препарат, конечно, пшеничный, нечто, скучный, правомочный, сливочный, яичница, ничто, скворечник, конечный, подсвечник, булочная. Ильинична, почти, сердечный друг, зачту, двоечник, что-нибудь, Кузьминична, девичник, пустячный, поперечный, чулочница, прачечная, лавочник, что-то, перечница, достаточный, горчичник, горничная, молочный, Лукинична, что-либо, булавочный, шуточный, пятёрочник, Никитична.

Литература
Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11-й классы / Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А. Сениной. – Изд. 2-е, исправ. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2014.

Орфоэпия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») — совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке. Разные авторы трактуют понятие орфоэпии слегка по-разному, «широкий» подход включает нормы произношения и ударения, «узкий» подход исключает ударение из правил орфоэпии[1].

Орфоэпические нормы весьма важны в речевой деятельности, поскольку неверное произношение или ударение отвлекают внимание от смысла высказывания, затрудняют понимание, а часто просто производят неприятное впечатление на слушающего.

История унификации произношения, диалекты[править | править код]

При диффузии латинского языка в новых провинциях Римской империи и при росте разрыва между письменным литературным языком и разговорным произношением появились орфоэпические справочники с перечнем случаев диалектального произношения, расходящегося с орфоэпической нормой[2].

Века феодализма с его раздробленностью и отсутствием унифицированных литературных языков не знали орфоэпии. Начало орфоэпической унификации можно разглядеть лишь в попытках изгнать из рыцарской поэзии излишне «выпуклые» диалектизмы и создания незначительного, но всё же нормированного и при этом диалектально окрашенного языка поэзии[3].

Однако, в эпоху формирования единых национальных языков проблема орфоэпии (правильного произношения и нормирования) стала насущной. Борьба за орфоэпическое единство языка была направлена как против местных говоров, так и против узко групповых форм речи. Так например, французские грамматики XVI—XVII веков выступали как против местных диалектизмов, так и против попыток придворной знати создать особое, «своё» произношение[4].

Позже, к XVIII—XIX веку, установившиеся к тому времени нормы произношения обычно сохраняются, подвергаясь лишь незначительным изменениям в сторону большего сближения с устной речью горожан и устранения некоторых архаизмов, культивировавшихся дворянской верхушкой. Например, в период Великой французской революции получает орфоэпическое закрепление во французском литературном языке произношение дифтонга «oi», как «wa» (вместо «ое́»)[4].

В истории русского литературного языка орфоэпическая норма к началу XX века в основном одержала верх над местными произношениями. Так, исчезло диалектальное произношение на о: «м[о]л[о]дой», «х[о]р[о]шо» вместо литературного «м[ъ]л[ʌ]дой», «х[ъ]р[ʌ]шо» и т. п. Тем не менее, некоторые диалектизмы устойчивы, например, твердое произношение звука «ч» на западе и на востоке, произношение «по́ля», «мо́ря» вместо «поле», «море» — в центре и т. п. Но особенно много случаев, когда нельзя уверенно утверждать, какой из вариантов для литературного языка «правилен». На настоящий момент русская орфоэпия ещё не вполне установилась и продолжает развиваться.

В начале XX века образцовым русским произношением считалось произношение московское, сберегаемое в старинных московских семьях. Однако уже к тому времени стало ясно, что это произношение во многом отстаёт от жизни, и в дальнейшем при диффузии и миграции этносов в Москву оно стало архаикой и для неё. Поэтому каждый день создаются новые, исчезают и меняются старые нормы в орфоэпии. Влияние на этот процесс оказывает сама жизнь, живой язык и меняющаяся культура. В современной русской орфоэпии различают «старшую» и «младшую» нормы в произношении отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм[5]. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения[5]. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения[5].

Нормы литературного языка, относящиеся к орфоэпии[править | править код]

  1. Произносительные (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем)
  2. Нормы суперсегментной фонетики (ударение, интонация)
  3. Образование вариантных грамматических фонем
На русском языке
  • Орфоэпия // Большая российская энциклопедия. Том 24. — М., 2014. — С. 494.
  • Боянус, С. К. Постановка английского произношения : Английская фонетика для русских / С. К. Боянус. — Изд. 2-е. — М. : Т-во иностр. рабочих в СССР, 1932. — 263 с.
  • Здорикова, Ю. Н. Вариативность современной орфоэпической системы русского языка и кодификация / Ю. Н. Здорикова // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. — 2014. — Вып. 6. — С. 27—30. — ISBN 978-5-9616-0484-9.
  • Кузьмина, С. М. О современной орфоэпической ситуации / С. М. Кузьмина // Проблемы фонетики : сб. статей / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М. : Наука, 2007. — Вып. 5 / [редкол.: Р. Ф. Касаткина (отв. ред.) и др.]. — С. 365—370. — 417 с. — ISBN 5-02-033867-2.
  • Ушаков, Д. Н. Русская орфоэпия и её задачи / Д. Н. Ушаков // Русская речь : сборники, издаваемые Отделом словесных искусств : Новая серия III / Государственный институт истории искусств ; под редакцией Л. В. Щербы. — Л. : Academia, 1928. — 94 с.
  • Чернышевъ, В. П. Законы и правила русскаго произношенія : Звуки. Формы. Сочетанія словъ / В. П. Чернышевъ. — 3-е изд., пересмотр. — Петроградъ : тип. Акад. наукъ, 1915. — 108 с.
  • Шор, Р. О. Орфоэпия / Р. О. Шор, Л. В. Щерба // Литературная энциклопедия: В 11 т. Т. 8 / Ком. Акад.; НИИ лит., искусства; Ред. коллегия: Лебедев-Полянский П. И., Маца И. Л., Нусинов И. М., Фриче В. М.; Гл. ред. Луначарский А. В.; ученый секретарь Михайлова Е. Н. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934. — 736 стб.
На иностранных языках
  • Malagoli, G. Ortoepia e ortografia italiana moderna / G. Malagoli. — Milano : Hoepli, 1905. — 193 p.
  • Michaelis, H. Dictionnaire phonétique de la langue française / H. Michaelis, P. Passy. — Hannover : C. Meyer, 1914. — 370 p.
  • Viëtor, W. Deutsches Aussprachewörterbuch / W. Viëtor. — 3 Aufl. — Leipzig, 1921.
  • Siebs Th., Deutsche Bühnensprache — Hochsprache, Köln, 1927;
  • Jones D., An English Pronouncing Dictionary, revised edition, L., 1927;
  • Jones D., An Outline of English Phonetics, 3 ed., Cambridge, 1932;
  • Grammont M., Traité pratique de prononciation française, 7 éd., P., 1930;
  • Martinon Ph., Comment on prononce le français, 2 édition, s. a., Paris (1-е издание в 1913).

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о