Осложненное простое предложение таблица – Простое осложненное предложение – примеры, знаки препинания, таблица (11 класс, русский язык)

Простое осложненное предложение – примеры, знаки препинания, таблица (11 класс, русский язык)

Классификация синтаксических единиц в русском языке достаточно сложная, она включает в себя множество разнообразных понятий, среди которых есть и простое осложненное предложение. Эта тема изучается в 11 классе и требует от учеников большого внимания, так как на ней основано множество пунктуационных правил.

Простое осложненное предложение – примеры, знаки препинания, таблица (11 класс, русский язык)

Простое осложненное предложение – примеры, знаки препинания, таблица (11 класс, русский язык)

Что такое простое осложненное предложение и его примеры

Итак, простое осложненное предложение – это такая синтаксическая единица, в конструкцию которой, кроме обычных членов предложения, входят также другие конструкции без грамматической основы. Имеются в виду вводные слова, обращения и вставки.

Часто простые осложненные предложения путают со сложными, ведь они напоминают их по структуре, отличаясь вместе с тем по семантике.

Разница между сложным предложением и простым осложненным заключается в том, что у сложного две и больше грамматических основ, а у простого – только одна. Таким образом, если найти подлежащее и сказуемое (или только один из этих главных членов, если речь идет об односоставном предложении), то легко определить, какое именно это предложение.

Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, нужно рассмотреть примеры простого осложненного предложения.

Виктор Петрович, позвольте нам уйти пораньше – в этом предложении грамматическая основа состоит из одного глагола, а обращение осложняет его – у него нет своей грамматической основы, но оно тесно связано по смыслу с основной частью синтаксической единицы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что осложняющий компонент – это некое дополнительное высказывание, которое связано с предложением.

Классификация элементов, осложняющих простое предложение

Для начала следует рассмотреть таблицу, в которой они перечислены с примерами:

Осложняющий элемент Пример
Однородные члены предложения Я умею играть на пианино, гармони и флейте
Обособленные члены предложения Я не слышал ничего, кроме тиканья часов
Вводные и вставные конструкции Сестра, однако, ничего не заметила

В качестве осложняющей конструкции может выступать и обращение, то есть наименование лица, к которому обращена речь: Сынок, принеси мне пилу.

Знаки препинания в простом осложненном предложении

Правила, которые регламентируют их постановку, достаточно простые, но их нужно запомнить.

Так, если предложение осложняется однородными членами, то между ними и основной частью синтаксической единицы запятая не ставится, но может стоять двоеточие, если есть определяющее слово.

Все остальные конструкции, то есть обращения, вводные слова, вставки и обособленные члены предложения, отделяются от основной его части с помощью запятой.

Что мы узнали?

Простое осложненное предложение – это предложение с одной грамматической основой, которое может осложняться разнообразными конструкциями, среди которых однородные члены предложения, вводные слова и вставки, обращения, а также обособленные члены предложения (и обстоятельства, и определения, и дополнения). Определить, сложное ли это предложение или простое, но осложненное, можно после того, как будет найдена грамматическая основа. Если она одна, то это простое предложение, а то, что кажется еще одним предложением – просто осложняющий его элемент. Чтобы понять, какие знаки препинания нужно ставить в осложненном предложении, для начала определяют, что именно его осложняет. Если это однородные члены, то отделять их от основной синтаксической конструкции не нужно, во всех остальных случаях запятая между основной частью предложения и тем, что его осложняет, обязательна.

Предыдущая

Русский языкПринципы русской пунктуации (11 класс, русский язык)

Следующая

Русский языкРаспространенное предложение – схема, примеры

sprint-olympic.ru

7.2 Знаки препинания в простом осложненном предложении

Видеоурок: Постановка знаков препинания, пунктуация

Лекция: Знаки препинания в простом осложненном предложении


Однородные члены предложения

В простом предложении всего одна грамматическая основа, однако, предложение может быть осложнено однородными членами (однор.члены), ПО, ДО, обращениями, вводными и вставными конструкциями. 

Правописание последних найдёте в соответствующих лекциях, а сейчас давайте узнаем всё о знаках препинания при однор. членах.

Условия, при соблюдении коих члены предложения называют однородными:


  • относятся к одному члену предложения,

  • отвечают на один вопрос,

  • одинаково «работают» в предложении — выполняют одну функцию:

Однор. члены могут быть всеми членами предложения. Они могут быть соединены между собой интонацией, сочинительными с.:

В предложении может быть несколько рядов однородных членов:

Запятые между однородными членами предложения

Итак, запятые ставятся:

 

  • Если однор. члены соединяются повторяющимися с.

    (и…и, ни…ни, да…да, или…или, либо…либо, то…то, не то… не то):

  • Перед противительными с. (а, но, да (= но), однако):

 

Запятые не ставим, когда:

  • Однор. члены связаны одиночным с. (и, либо, или, да (=и)):

  • Устойчивые сочетания с двойными союзами

    (и…и, ни…ни, и так и сяк, ни рыба ни мясо и др.):

  • Определения не однородны:

Двоеточие между однородными членами предложения

Двоеточие ставим:

  • При перечислении, которое находится в середине предложения, если до перечисления есть обобщающее слово либо как-то, например, а именно:


Тире между однородными членами предложения

Тире пишем, если:

  • После однор. членов перед обобщающим словом стоит вводное, то перед ним также ставят тире, а после — запятую:

NB! Когда обобщающее слово стоит перед однор. членами, однако предложение ими не заканчивается, тогда перед однородными членами ставится двоеточие, а после них — тире:


cknow.ru

План-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему: Урок русского языка в 8 классе «Простое осложнённое предложение»

Урок русского языка в 8 классе «Простое осложнённое предложение»

Цель урока:

  1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами,  с обособленными определениями,  с обособленными обстоятельствами,  дополнениями;
  2. закреплять умение   различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте,  объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать  предложения с обособленными членами предложения и  передавать  смысловые отношения между частями предложения;  
  3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться  изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

Ход урока:

  1. Определить по схемам тип предложения

Сущ. И.П.

Повелит. накл. глагола, 2 л. ед. ч.

Нач. форма глагола

Глагол в форме мн. Ч. прош. вр.

  1. Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть ветерка. Вдруг в дверь постучались. Быстро вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге – мои друзья. Позавтракав, отправляемся в приветливо шумящий лес.

Записать текст. Определить типы предложений. В последнем предложении указать части речи.

  1. Сообщение темы и цели урока

– Подумайте, чем отличаются сложные и осложненные предложения. Как определить, какое предложение?

4. Синтаксический разбор предложений

1. Сказочные узоры, украшающие стекла окон, казались необыкновенными и, наверное, заставляли прохожих ненадолго задуматься о красоте.

Учащиеся выделяют грамматическую основу, однородные члены, обособленное определение и вводное слово.

2. Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной.

Учащиеся выделяют грамматические основы предложения.

Делают вывод.

  1. В ходе урока мы должны выяснить, чем может быть осложнено простое предложение (разбор предложений, заполнение таблицы)

Чем осложнено предложение7

1. В полутьме северной ночи напоминавшей нам утренний рассвет посёлок казался  особенно угрюмым.

На иных берёзах обращённых к солнцу появились серёжки золотые чудесные нерукотворные.

Иногда  тихо планируя размахнув белые крылья над каменной россыпью бесшумно пролетает полярная сова.

Спасибо, красота родная, за твой врачующий простор.

Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с   собой уношу, уношу. 

Богатый теплом, светом, зеленью и птичьими кликами восход обозначился за стеной.

Вывод: предложения могут быть осложнены …………………………………………….вводными и вставными конструкциями.

Прочитать материал в учебнике. Сравнить сделанный нами вывод с тем, что говорится в учебнике.

Исходя из содержания учебной статьи, ответьте, в чём роль осложнённого предложения?

  1. Дифференцированное задание, вариант учащиеся выбирают сами:

1 вариант

2 вариант

Осложнить каждое предложение текста. Обособленные члены подчеркнуть.

Записать предложения, определить, чем они осложнены

Ночь. Тишина. Иду по дорожке. Хочется петь.

Армяне, грузины, черкесы, персияне теснились на пощади.

Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом.

Печально садилось солнце, освещая уже убранные поля.

Домашнее задание:

1 вариант: упр. 222

2 вариант: выписать из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» простые предложения, осложнённые однородными членами, обращением, причастным и деепричастным оборотами, вводным словом. Обозначить, чем осложнено предложение.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: Пунктуация простого осложнённого предложения

Пунктуация простого осложненного предложения.

Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий

Грамматика повелевает даже царями.

Ж.Мольер

Слайд №1                     

ХОД УРОКА

Слайд №2

Постановка целей.

— Сегодня мы повторяем пунктуацию простого осложнённого предложения.

Повторение.

— Давайте вспомним

(Слайд№3)

  1. Каковы признаки простого предложения?
  2. Предложение распространённое и осложнённоё – это одно и то же?

— Чтобы у вас было ясное представление об этом, посмотрите на таблицу.

(Слайд №4. Таблица «Простое предложение может быть…»).

— Так с какими же пунктограммами мы сегодня встретимся?

(Ответы учеников)

 — Что нужно учитывать при выборе знака препинания?

(Ответ ученика)

— Всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка:

(Слайд №5)

— А чтобы «корова в конуре не мычала» будем думать и о смысле предлагаемых в заданиях предложений. Прочитайте стихотворение с пузами на месте знаков препинания.

— Какие из перечисленных пунктограмм вызывают у вас наибольшую трудность?

(Ответы учеников)

— Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнём с однородных и неоднородных определений.

(Слайд №6 «Определения характеризуют предмет…»)

— Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, находящихся на слайде, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

(Ответы учеников)

Задание. А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)

Проверка работы – сверка со слайдом.

(Слайд №7)

— Ребята, в части А есть задание №21. Прочтите задание к нему. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что люди не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице.

(Слайд №8 «Перед одиночным союзом И, который соединяет…»)

Задание. Прокомментируйте содержание таблицы.

(Ответ ученика)

Задание. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

(Слайд №9)

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)

Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы. (А.Пушкин)

Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин)

(Ответы учеников по каждому предложению)

— А теперь вспомним постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

(Слайд №10 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»)

Задание: Прокомментируйте содержание таблицы.

(Ответ ученика)

Открываются схемы, нарисованные на доске.

Задание. Перед вами схемы, в которых необходимо расставить знаки препинания.

О и О и О

и О и О и О

Вопрос: Каким принципом расстановки запятых пользуемся? /Ставим запятые после каждого однородного члена предложения./

Задание: Проиллюстрируйте схемы примерами и познакомьте с тем, что у вас получилось.

(Ответы учеников)

— Предлагаю вам художественный вариант (устно),

(Слайд №11)

Куда столь быстро, и легко,

И гордо, и прелестно
Ты пролетаешь, облачко,
Скиталец поднебесный?

А.Бестужев-Марлинский.
                                        «К облаку»

— Дальше остановимся на вводных словах. Какие слова мы называем вводными? Вспомните слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Назовите их. А теперь посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

(Слайд №12 «Вводные слова и слова, не являющиеся вводными..»)

— Если есть необходимость, запишите эти слова в тетрадь. Эти слова необходимо запомнить.

— Многие вводные слова могут быть очень коварными. Напоминаю вам лексическое значение самого термина: вводить —  «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются, например:

(Слайд №13)

  1. Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?
  2. Ветер здесь может быть очень сильным.
  3. К вечеру, однако, ветер утих.
  4. Однако к вечеру ветер утих.

Особый разговор о слове однако. Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения.

Задание: Спишите эти предложения.

(Слайд №14)

Задание: Объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.

        Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

(Ответы учеников)

— Теперь, я думаю, что вы можете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

(Выполняется задание)

— Следующее задание будет по типу В5. Текст у всех одинаковый, а вот задания к нему будут разными (по рядам или группам)

(Слайд № 15)

                                                  Краски и звуки осени.
        (1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
        (6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
        (7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

              1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер.(№5)
            2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.(№6, 10)
            3. Среди предложений 11-14 найдите предложение, с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер.(№11)

— И в этом задании, как и в предыдущих, надо «видеть» строение предложения, чтобы найти нужную синтаксическую единицу.

— Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

(Ответы учеников)

— А теперь подведем итоги урока. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

(Слайд №16)

  1. Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению заданий А21, А22, А23, А24 и В5?
  2. Есть ли необходимость ещё раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно вы хотели бы повторить и в какой форме?

Домашнее задание: п. _______, упр._______.

nsportal.ru

Ответы@Mail.Ru: простое осложненное предложение

лололлололололоололололололололололололололололололололололололололололололололололо ахахахахахахаххахаххахахахахахахахахаахахахахахаххахахахахаахаааааа

Простое предложение может быть осложнено 1) однородными членами, 2) обособленными членами, 3) вводными и вставными конструкциями, 4) обращениями. Если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. 1. В кабинете, тесно заставленном книгами, ярко горели лампочки под стеклянными абажурами. 2. В нашем городе зимой, особенно в январе, очень часто бывает гололедица. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, художник. — Средствами осложнения являются порядок слов и интонация, которые оформляют полупредикативное отношение компонента «художник» 4.Небо, еще недавно ясное, звездное, теперь покрылось тучами. 5.Несмотря на то, что предсказывали похолодание, ночь была теплая. 6. Послушайте, Вы, сколько можно повторять? — обращение 7. На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

Простое предложение может быть осложнено 1) однородными членами, 2) обособленными членами, 3) вводными и вставными конструкциями, 4) обращениями. Если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. 1. В комнате, тесно заставленной книгами, ярко горели лампочки под стеклянными абажурами. 2. В нашем городе летом, особенно в июле, очень часто бывает очень жарко. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, художник. — Средствами осложнения являются порядок слов и интонация, которые оформляют полупредикативное отношение компонента «художник» 4.Небо, еще недавно ясное, звездное, теперь покрылось тучами. 5.Несмотря на то, что предсказывали похолодание, ночь была теплая. 6. Послушайте, Вы, сколько можно повторять? — обращение 7. На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

Простое предложение может быть осложнено 1) однородными членами, 2) обособленными членами, 3) вводными и вставными конструкциями, 4) обращениями. Если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. 1. В комнате, тесно заставленной книгами, ярко горели лампочки под стеклянными абажурами. 2. В нашем городе летом, особенно в июле, очень часто бывает очень жарко. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, художник. — Средствами осложнения являются порядок слов и интонация, которые оформляют полупредикативное отношение компонента «художник» 4.Небо, еще недавно ясное, звездное, теперь покрылось тучами. 5.Несмотря на то, что предсказывали похолодание, ночь была теплая. 6. Послушайте, Вы, сколько можно повторять? — обращение 7. На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

Простое предложение может быть осложнено 1) однородными членами, 2) обособленными членами, 3) вводными и вставными конструкциями, 4) обращениями. Если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. 1. В комнате, тесно заставленной книгами, ярко горели лампочки под стеклянными абажурами. 2. В нашем городе летом, особенно в июле, очень часто бывает очень жарко. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, художник. — Средствами осложнения являются порядок слов и интонация, которые оформляют полупредикативное отношение компонента «художник» 4.Небо, еще недавно ясное, звездное, теперь покрылось тучами. 5.Несмотря на то, что предсказывали похолодание, ночь была теплая. 6. Послушайте, Вы, сколько можно повторять? — обращение 7. На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

Простое предложение может быть осложнено 1) однородными членами, 2) обособленными членами, 3) вводными и вставными конструкциями, 4) обращениями. Если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. 1. В комнате, тесно заставленной книгами, ярко горели лампочки под стеклянными абажурами. 2. В нашем городе летом, особенно в июле, очень часто бывает очень жарко. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, художник. — Средствами осложнения являются порядок слов и интонация, которые оформляют полупредикативное отношение компонента «художник» 4.Небо, еще недавно ясное, звездное, теперь покрылось тучами. 5.Несмотря на то, что предсказывали похолодание, ночь была теплая. 6. Послушайте, Вы, сколько можно повторять? — обращение 7. На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

Простое предложение может быть осложнено 1) однородными членами, 2) обособленными членами, 3) вводными и вставными конструкциями, 4) обращениями. Если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. 1. В кабинете, тесно заставленном книгами, ярко горели лампочки под стеклянными абажурами. 2. В нашем городе зимой, особенно в январе, очень часто бывает гололедица. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, художник. — Средствами осложнения являются порядок слов и интонация, которые оформляют полупредикативное отношение компонента «художник» 4.Небо, еще недавно ясное, звездное, теперь покрылось тучами. 5.Несмотря на то, что предсказывали похолодание, ночь была теплая. 6. Послушайте, Вы, сколько можно повторять? — обращение 7. На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

Прекратите копировать! Ааа

Простое предложение может быть осложнено 1) однородными членами, 2) обособленными членами, 3) вводными и вставными конструкциями, 4) обращениями. Если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. 1. В кабинете, тесно заставленном книгами, ярко горели лампочки под стеклянными абажурами. 2. В нашем городе зимой, особенно в январе, очень часто бывает гололедица. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, художник. — Средствами осложнения являются порядок слов и интонация, которые оформляют полупредикативное отношение компонента «художник» 4.Небо, еще недавно ясное, звездное, теперь покрылось тучами. 5.Несмотря на то, что предсказывали похолодание, ночь была теплая. 6. Послушайте, Вы, сколько можно повторять? — обращение 7. На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

Простое предложение может быть осложнено 1) однородными членами, 2) обособленными членами, 3) вводными и вставными конструкциями, 4) обращениями. Если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. 1. В кабинете, тесно заставленном книгами, ярко горели лампочки под стеклянными абажурами. 2. В нашем городе зимой, особенно в январе, очень часто бывает гололедица. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, художник. — Средствами осложнения являются порядок слов и интонация, которые оформляют полупредикативное отношение компонента «художник» 4.Небо, еще недавно ясное, звездное, теперь покрылось тучами. 5.Несмотря на то, что предсказывали похолодание, ночь была теплая. 6. Послушайте, Вы, сколько можно повторять? — обращение 7. На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

Простое предложение может быть осложнено 1) однородными членами, 2) обособленными членами, 3) вводными и вставными конструкциями, 4) обращениями. Если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. 1. В кабинете, тесно заставленном книгами, ярко горели лампочки под стеклянными абажурами. 2. В нашем городе зимой, особенно в январе, очень часто бывает гололедица. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, художник. — Средствами осложнения являются порядок слов и интонация, которые оформляют полупредикативное отношение компонента «художник» 4.Небо, еще недавно ясное, звездное, теперь покрылось тучами. 5.Несмотря на то, что предсказывали похолодание, ночь была теплая. 6. Послушайте, Вы, сколько можно повторять? — обращение 7. На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

хватит копировать. Пишите свое мнение а не чужое

етом, особенно в июле, очень часто бывает очень жарко. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, х

Простое предложение может быть осложнено 1) однородными членами, 2) обособленными членами, 3) вводными и вставными конструкциями, 4) обращениями. Если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. 1. В кабинете, тесно заставленном книгами, ярко горели лампочки под стеклянными абажурами. 2. В нашем городе зимой, особенно в январе, очень часто бывает гололедица. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, художник. — Средствами осложнения являются порядок слов и интонация, которые оформляют полупредикативное отношение компонента «художник» 4.Небо, еще недавно ясное, звездное, теперь покрылось тучами. 5.Несмотря на то, что предсказывали похолодание, ночь была теплая. 6. Послушайте, Вы, сколько можно повторять? — обращение 7. На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

Простое предложение может быть осложнено 1) однородными членами, 2) обособленными членами, 3) вводными и вставными конструкциями, 4) обращениями. Если в простом предложении есть знаки препинания, значит оно осложненное. 1. В кабинете, тесно заставленном книгами, ярко горели лампочки под стеклянными абажурами. 2. В нашем городе зимой, особенно в январе, очень часто бывает гололедица. (пояснительное) 3.В конце мая приехал Петров, художник. — Средствами осложнения являются порядок слов и интонация, которые оформляют полупредикативное отношение компонента «художник» 4.Небо, еще недавно ясное, звездное, теперь покрылось тучами. 5.Несмотря на то, что предсказывали похолодание, ночь была теплая. 6. Послушайте, Вы, сколько можно повторять? — обращение 7. На столе стояли всевозиожные блюда, приготовленные мамой к приходу гостей.

touch.otvet.mail.ru

План-конспект урока русского языка (9 класс) по теме: Конспект урока «Простое осложнённое предложение»

Тема: Простое осложненное предложение

Цели: 1. систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами,  с обособленными определениями,  с обособленными обстоятельствами,  дополнениями;

2.закреплять умение   различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте,  объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать  предложения с обособленными членами предложения и  передавать  смысловые отношения между частями предложения;  

3. закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться  изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

4. содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: карточки с текстом для анализа, карточка-ребус, проектор, экран,  компьютер, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия.
  2. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

        — На доске дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

                

Говорила она,  как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

 (М.Горький. Детство.)

— Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные  члены предложения, обособленные определения и обстоятельства)

        — Итак, что же мы должны с вами повторить, уметь видеть и использовать.  Определите цели нашего урока.

                Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

  1. Повторение теории с попутным закреплением материала:

— В каких случаях простое предложение считается осложнённым? (Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:
      1) однородные члены предложения;

      2) обособленные члены предложения;

      3) вводные и вставные конструкции;

      4) обращения

1) однородные члены предложения: 

— Какие члены предложения называются однородными?

— Какие слова называются обобщающими?

— Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

-В предложениях с однородными членами  расставьте пропущенные знаки препинания,  составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6.  И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы)

2) вводные слова и вставные конструкции:

— Что могут  обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения)

— Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения)

— Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире)

Задание на отличие вводных слов от членов предложения: 

— Заполните таблицу примерами.  Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

   1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно  едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно  огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов)  6. Ваше право на отпуск  бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9.  Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить.  10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

              Вводные слова

       Члены предложения

(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11  предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)

 (Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

-Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? ( Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

— Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

— Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

— Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

— Какие члены предложения называются уточняющими?

— С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

1. Проверка домашнего задания:

— Откройте домашний текст №17, назовите предложения с обособленными определениями и объясните условия их обособления.(дети зачитывают и объясняют)

2. Задания, связанные с причастными , деепричастными оборотами.

А. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

   Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

1) 1;

2) 1,2;

3) 1,3;

4) 1, 2, 3

Б. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснение все запятые?

   Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звездами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.

1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота;

2) 2, 4 — выделяются два причастных оборота;

3) 1,3 — выделяется причастный оборот;

4) 1, 2 — выделяется деепричастный оборот

(ответы А-3; Б – 3)

3. Чтение текста «Рождение музыки» и его анализ.

— Послушайте текст и определите его тему.

— Назовите основную мысль текста.

— Задание по вариантам: 1 вариант находит предложения с обособленными определениями и записывает их номер, второй вариант — предложения с обособленными обстоятельствами.

— Чуткость к музыке – это огромная сила, облагораживающая  духовный мир человека,  и в этой  чуткости  один из  источников  человеческой культуры.  Законна  гордость  любого народа  своими  памятниками,  литературой,  музыкой.   А  что  значит  музыка  для вас?    

(устные ответы-рассуждения учащихся,  учащиеся получают задание наблюдать за употреблением в устной речи  грамотно построенных осложнённых конструкций)                                                    

  1. Информация о домашнем задании

1. Написать сочинение-рассуждение по тексту  «Рождение музыки» А. И. Немировского. Мифы Древней Эллады

2. Подготовить сообщение на тему «Знаки препинания в осложненных простых предложениях»

 3. Составление  тестовых заданий  по теме «Простое осложнённое предложение».

  1. Подведение итогов урока

— В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

— Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

— Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?

— Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

  1. Рефлексия

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о