Основания химия 8 класс: Основания (химия, 8 класс) – формулы и свойства реакций – Основания. Их свойства и применение (8 класс)

Основания. Видеоурок. Химия 8 Класс

На прошлом уроке вы познакомились с веществами, которые называют гидроксидами, но по своим свойствам они сильно отличаются от уже известных вам гидроксидов — кислородсодержащих кислот. В данном уроке рассматриваются свойства гидроксидов, которые называют основаниями.

Тема: Классы неорганических веществ

Урок: Основания

При взаимодействии некоторых основных оксидов с водой образуются гидроксиды металлов. Эти гидроксиды относятся к классу оснований.

Например: оксид кальция взаимодействует с водой с образованием гидроксида кальция Са(ОН)2, оксид бария взаимодействует с водой с образованием гидроксида бария Ва(ОН)2:

СаО + Н2О = Са(ОН)2

ВаО + Н2О = Ва(ОН)2

Гидроксиды кальция и бария относятся к классу оснований.

Основания – сложные вещества, образованные атомами металла и гидроксильными группами ОН. Валентность гидроксильной группы равна I.

NaOH – гидроксид натрия

KOH – гидроксид калия

Cu(OH)2 — гидроксид меди (II)

Все основания делят на две группы – растворимые в воде (они называются щелочами) и нерастворимые в воде.

Чтобы привести примеры щелочей и нерастворимых оснований, нужно воспользоваться таблицей растворимости некоторых веществ воде. К щелочам относятся, например, гидроксиды натрия, калия, кальция. Оксид меди (II) и гидроксид железа (III) являются нерастворимыми основаниями.

Свойства щелочей отличаются от свойств оснований, нерастворимых в воде. Рассмотрим в сравнении свойства щелочей и нерастворимых оснований (Таблица 1).

Щелочи изменяют окраску индикаторов. Например, лакмус в щелочной среде становится синим, а метилоранж – желтым. Нерастворимые в воде основания окраски индикаторов практически не меняют.

Все щелочи взаимодействуют с кислотными оксидами, при этом образуются соль и вода. При взаимодействии гидроксида бария с оксидом серы (VI) образуется сульфат бария ВаSO

4 и вода.

Нерастворимые в воде основания с кислотными оксидами не взаимодействуют.

Нерастворимые в воде основания легко разлагаются при нагревании. В результате этих реакций образуются оксиды металлов и вода. Щелочи разлагаются с трудом, только при высокой температуре. Исключение составляет гидроксид кальция, он разлагается при нагревании на оксид кальция и воду.

Химические свойства

растворимых в воде оснований (щелочей)

нерастворимых в воде оснований

1. Изменяют окраску индикаторов.

1. Не изменяют окраски индикаторов.

2. Взаимодействуют с кислотными оксидами:

2KOH + CO2 = K2CO3 + H2O

Ba(OH)2 + SO3 = BaSO4 + H2O

2. Не взаимодействуют с кислотными оксидами

3. Разлагаются только при высоких температурах.

Исключение: Са(ОН)2 = СаО + Н2О

3. Легко разлагаются при нагревании

Сu(OH)2 = CuO + H2O

Почему же кислородсодержащие кислоты и основания, являясь гидроксидами, существенно отличаются по своим свойствам? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо написать структурные формулы этих веществ.

Структурные формулы серной кислоты и гидроксида натрия

Рис. 1. Структурные формулы серной кислоты и гидр

Презентация к уроку по химии (8 класс) по теме: Основания. 8класс. (презентация)

Слайд 1

Учреждение образования СШ№13 г. Гродно Урок по теме: «Основания» Урок подготовила учитель химии Шегидевич Наталья Петровна

Слайд 2

«Продолжай успешно идти по дороге, на которой хорошо начал свой путь» (Из античной мудрости)

Слайд 3

Взаимопроверка домашнего задания.

Слайд 4

Взаимопроверка домашнего задания. Упражнение 2, с. 169. 2NaCl + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2HCl ( р. обмена ) 2NaNO 3 + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2HNO 3 ( р. обмена ) Упражнение 4 , с. 16 9 . CaF 2 + H 2 SO 4 = CaSO 4 + 2HF ( р. обмена )

Слайд 5

Санатории Беларуси

Слайд 6

Классная работа. Основания.

Слайд 7

План изучения темы: Состав, названия и определение оснований. Классификация оснований. Физические свойства оснований. Химические свойства оснований.

Слайд 8

Минута истории

Слайд 9

Страна Оснований раздел Воспоминаний (состав, названия и определение оснований)

Слайд 10

Основания – это сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп.

Слайд 11

Состав оснований: Назовите составные части оснований. Ме(ОН) х Валентность гидроксогруппы (ОН) – I Количество гидроксогрупп определяется валентностью металла, образующего основание.

Слайд 12

Выберите формулы оснований. Назовите их. НС l, NaOH, Na 2 O, Ca(OH) 2 , H 2 SO 4 , P 2 O 5 , Fe(OH) 3 , MgO , C и (OH) 2

Слайд 13

Основания NaOH – гидроксид натрия Ca(OH) 2 – гидроксид кальция Fe(OH) 3 – гидроксид железа ( III ) C и (OH) 2 – гидроксид меди ( III ) Найдите ошибку!

Слайд 14

Страна Оснований раздел Классификаций

Слайд 15

Классификация оснований NaOH KOH Ba(OH) 2 LiOH Cu(OH)2 Al(OH)3 Ni(OH)2 Fe(OH)2 Fe(OH)3 Нерастворимые Растворимые (щелочи)

Слайд 16

Таблица растворимости кислот, оснований, солей

Слайд 18

По какому признаку основания разделены на группы? NaOH KOH LiOH С sOH Cu(OH) 2 Ba(OH) 2 Pb(OH) 2 Fe(OH) 2 Al(OH)3 Fe(OH)3 ? ? ?

Слайд 19

Однокислотные NaOH , KOH Двухкислотные Pb(OH)2 , Fe(OH)2 Трехкислотные Al(OH)3 Классификация оснований по числу гидроксогрупп. Основания

Слайд 20

Выполните задание

Слайд 21

Страна Оснований раздел Физический (свойства)

Слайд 22

Физические свойства оснований Агрегатное состояние: Все твердые вещества Цвет кислот : Белого – КОН , Голубого — Cu(OH) 2 Красно-бурого — Fe(OH) 3 Запах – ? Вкус – ? (горький, солоноватый) Растворимость в воде — ? КОН Cu(OH)2

Слайд 23

Физкультминутка

Слайд 24

Страна Оснований раздел Химический (свойства)

Слайд 25

Самостоятельная работа с учебником с.172 (табл. 17).

Слайд 26

Химические свойства нерастворимых оснований. 1). Разлагаются при нагревании. 2). Взаимодействуют с кислотами (реакция нейтрализации).

Слайд 27

Смотрим видеофрагмент

Слайд 28

1. Термическое разложение нерастворимых оснований: Химические свойства оснований: t t

Слайд 29

2. Основание + кислота: Химические свойства оснований: Реакция нейтрализации – это…

Слайд 30

Химические свойства щелочей. 1). Изменяют окраску индикаторов. Взаимодействуют с: 2). кислотами (реакция нейтрализации), 3). кислотными оксидами, 4). солями.

Слайд 31

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ Едкое вещество—щелочь! Разрушает и раздражает кожу, слизистые оболочки. Попавшие на кожу капли раствора щелочи немедленно смойте сильной струей холодной воды, а затем обработайте поврежденную поверхность 1% раствором уксусной кислоты.

Слайд 32

1). Щелочи изменяют окраску индикаторов. Индикаторы – от лат. « indication » — указатели NaOH NaOH NaOH Лакмус Метиловый оранжевый Фенолфталеин Химические свойства щелочей:

Слайд 33

Щелочь + кислота : Ва(ОН) 2 + 2НС l = ВаС l 2 + 2Н 2 О хлорид бария Химические свойства щелочей:

Слайд 34

3. Щелочь + кислотный оксид : Химические свойства щелочей: ! В ходе реакции образуется соль и вода Для написания реакции необходимо знать, какая кислота соответствует кислотному оксиду.

Слайд 36

4. Щелочь + соль = Химические свойства щелочей: Условия протекания реакции: 1). исходные вещества должны быть растворимыми 2). образование осадка

Слайд 37

Минута истории Какие основания получили алхимики?

Слайд 38

Выполните задание. Допишите уравнения реакций. Назовите вещества. 1 ВАРИАНТ 1). NaOH + H 2 SO 4 = 2). NaOH + SO 3 = 3). NaOH + CuSO 4 = 4). NaOH + фенол-фталеин = 5). Mg(OH) 2 = 2 ВАРИАНТ 1). К OH + HNO 3 = 2). KOH + N 2 O 5 = 3). KOH + Cu(NO 3 ) 2 = 4). KOH + лакмус = 5). Pb(OH) 2 = t t

Слайд 39

Кто может о своей работе на уроке сказать: «Я сегодня на уроке не работал, отдыхал!»?

Слайд 40

Кто может о своей работе на уроке сказать: «Я сегодня на уроке не все понял, потому что…»

Слайд 41

Кто может о своей работе на уроке сказать: «Я сегодня на уроке хорошо поработал! Все понял, потому что…»

Слайд 42

Д/З § 39, у. 2, 5, 6, 11 * с. 174-175.

Слайд 43

Спасибо за урок!

Основания. 8 класс.

Классифицировать вещества NH 3 , CaO, NO 2 , NaH, H 2 S, NaOH, SO 3 , CaH 2 Летучие водородные соединения Оксиды Гидриды CaO NO 2 NaH CaH 2 NH 3 , H 2 S NaOH ?

Классифицировать вещества

NH 3 , CaO, NO 2 , NaH, H 2 S, NaOH, SO 3 ,

CaH 2

Летучие водородные соединения

Оксиды

Гидриды

CaO

NO 2

NaH

CaH 2

NH 3 , H 2 S

NaOH ?

МБОУ Гимназия № 44 г. Иркутск Основания 8 класс, общеобразовательный

МБОУ Гимназия № 44 г. Иркутск

Основания

8 класс, общеобразовательный

Состав Основания  – это сложные вещества, состоящие из катионов металлов и связанных с ними гидроксид-анионов. +х − 1 Общая формула: Mе(OH) х, Mе – металл, х – число групп OH − и в то же время значение заряда катиона металла. Например:  NaOH, Ca(OH) 2 , Fe(OH) 3 + +3 +2

Состав

Основания это сложные вещества, состоящие из катионов металлов и связанных с ними гидроксид-анионов.

1

Общая формула: Mе(OH) х,

Mе – металл, х – число групп OH и в то же время значение заряда катиона металла.

Например:

NaOH, Ca(OH) 2 , Fe(OH) 3

+

+3

+2

Составление названий Гидроксид кальция KOH Mg(OH) 2 Гидроксид железа (III) Ca(OH) 2 Гидроксид натрия Fe(OH) 3 Гидроксид магния NaOH Гидроксид калия Название:  «гидроксид» + «металла» + (С.О.)  переменная Cu(OH) 2 – гидроксид меди (II)

Составление названий

Гидроксид кальция

KOH

Mg(OH) 2

Гидроксид железа (III)

Ca(OH) 2

Гидроксид натрия

Fe(OH) 3

Гидроксид магния

NaOH

Гидроксид калия

Название: «гидроксид» + «металла» + (С.О.)

переменная

Cu(OH) 2 – гидроксид меди (II)

Классификация по растворимости Основания Нерастворимые в воде основания Растворимые в воде ( щёлочи )  образованы  Ме IA, IIA групп Cu(OH) 2 , Fe(OH) 3 (искл. Ве, Mg)  NaOH, Ca(OH) 2 Классифицируйте: KOH, Al(OH) 3 , Pb(OH) 2

Классификация по растворимости

Основания

Нерастворимые в воде основания

Растворимые в воде ( щёлочи ) образованы

Ме IA, IIA групп

Cu(OH) 2 , Fe(OH) 3

(искл. Ве, Mg)

NaOH, Ca(OH) 2

Классифицируйте:

KOH, Al(OH) 3 , Pb(OH) 2

Классификация по кислотности Основания Многокислотные - несколько гидроксильных групп. Однокислотные - одна гидроксильная группа. Ca(OH) 2 , Fe(OH) 3 NaOH, CuOH Классифицируйте: KOH, Al(OH) 3 , Pb(OH) 2

Классификация по кислотности

Основания

Многокислотные

— несколько гидроксильных групп.

Однокислотные — одна гидроксильная группа.

Ca(OH) 2 , Fe(OH) 3

NaOH, CuOH

Классифицируйте:

KOH, Al(OH) 3 , Pb(OH) 2

Соответствие: оксид - основание − +  +  − 2  NaOH – Cu(OH) 2 – Fe(OH) 3 – Mg(OH) 2  – Na О 2  +  +  − − 2  KOH K 2 O – CaO – − 2  +2  +2  Сu О − +2  − 2  +2  Ca OH ( ) − 2  +3 +3   2  Fe О 2 3   +2  − 2  +2  Mg О

Соответствие: оксид — основание

+

+

2

NaOH

Cu(OH) 2

Fe(OH) 3

Mg(OH) 2

Na О

2

+

+

2

KOH

K 2 O

CaO

2

+2

+2

Сu О

+2

2

+2

Ca OH

(

)

2

+3

+3

2

Fe О

2

3

+2

2

+2

Mg О

Химические свойства оснований Качественные реакции для щелочей –  изменяют цвет индикаторов   Щелочная среда Индикатор Нейтральная среда Лакмус фиолетовый синий Универсальный Желто-зеленый синий Фенолфталеин бесцветный малиновый OH −

Химические свойства оснований

  • Качественные реакции для щелочей –

изменяют цвет индикаторов

Щелочная среда

Индикатор

Нейтральная среда

Лакмус

фиолетовый

синий

Универсальный

Желто-зеленый

синий

Фенолфталеин

бесцветный

малиновый

OH −

Домашнее задание § 20, с.118-119 №2,3,4,5 Спасибо за внимание!

Домашнее задание

§ 20,

с.118-119 №2,3,4,5

Спасибо за внимание!

Урок химии по теме «Основание». 8-й класс

Цель урока: знакомство с классом неорганический веществ.

Метапредметные:

  • способствовать развитию познавательной деятельности;
  • логического мышления;
  • умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Предметные:

  • дать определение основания , как класса неорганических веществ;
  • отработать навыки классификации оснований по растворимости;
  • закрепить навыки определения степени окисления в сложных веществах и составлять формулу по степени окисления;
  • познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями класса оснований;
  • продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных гидроксид-ионов;
  • дать понятие о качественных реакциях и индикаторах;
  • формировать навыки обращения с химической посудой и реактивами;
  • формировать бережное отношение к своему здоровью.

Реактивы и оборудование:

  • кристаллические щелочи и их растворы (КОН, NaOH),
  • все разновидности Са(ОН)2 – «известковая вода», «известковое молоко»;
  • индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин;
  • гидроксид меди (2).

Ход урока

1. Приветствие.

(Слайд 1.) Тема урока не объявляется ???????

Урок начинается с проверки домашнего задания.

Учащимся предлагаются карточки (4 вариантов), в карточке пять формул (необходимо определить класс вещества, назвать вещество и определить степень окисления каждого элемента). На выполнение работы 5-7 минут.

Производится взаимопроверка (обмениваются работами с соседом, цветной ручкой проверяется работа и выставляется оценка. На доске вывешивается шкала оценивания. Проверяющий пишет свою фамилию.)

После проверки работы сдаются учителю, а на экране высвечиваются правильные ответы к данной работе (у учащихся есть возможность оценить свои знания самостоятельно).

2. Актуализация знаний.

Учащимся предлагается выполнить задание

(слайд № 2) на электронной доске высвечиваются формулы:

  • СO2
  • NaOH
  • Fe(ОН)2
  • Ca(OH)2
  • K2O
  • Al(OH)3

ЗАДАНИЕ выписать в тетрадь бинарные соединения, назвать их (проверяем)

??????? — Какой класс соединений остался?

Давайте попробуем разобраться, что это за вещества. Кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, которые состоят из трех элементов.

?????? — что стоит на первом месте у этих соединений ( катион металла)

??????? — чем похожи эти вещества? — ( группа ОН — это общее в строении данных веществ). Эта группа называется гидроксо –группой.

(слайд № 3) ОН гидроксиды = «гидро» (вода) + оксид

?????? — Давайте попробуем определить общую степень окисления гидроксо- группы.

* Первый вариант определяет степень окисления по любой из предложенных формул

(слайд № 1)

* Второй вариант пробует определить по формуле — ОН

Что получилось?

Следовательно мы можем вывести общую формулу данного класса

(слайд №4) Ме(ОН)n

Ребята, а что обозначает буква n, и от чего она зависит? ( обозначает число гидроксо-групп, а зависит от степени окисления металла)

Данный класс веществ называется ОСНОВАНИЯ.

Давайте запишем тему урока. (Возвращаемся к теме урока , записываем ее- «ОСНОВАНИЯ»)

Давайте попробуем дать определения этому классу

Основания – это � � � � � � � вещества, состоящие из ионов � � � � � � � � и связанных с ними одного или нескольких � � � � � � � � �-� � � � �.

Проверьте себя по учебнику (стр. 98).

Задание (слайд № 5)

Давайте попробуем составить формулы оснований:

  • Гидроксид натрия
  • Гидроксид калия
  • Гидроксид кальция
  • Гидроксид алюминия

Формулы составляются совместно с классом и еще раз проговариваются названия веществ.

Но некоторые основания имеют и другое название. Примером могут служить гидроксид натрия– едкий натр и гидроксид калия — едкое кали. Как появились эти названия? Данный материал задается на домашнее изучение.(слайд №6)

Давайте рассмотрим образцы оснований и проверим, как они растворяются в воде.

Демонстрационный опыт «Растворимость оснований»

(слайд № 7)

NaOH  Са(ОН)2  Al(OH)3
Р М Н

Вывод: (делают учащиеся) основания можно разделить на

  • растворимые (щелочи 1гр, главная подгруппа)
  • малорастворимые
  • нерастворимые

Записать в тетрадь классификацию оснований!!!!!

Есть еще один источник позволяющий нам узнать растворимо основание или нет — это таблица растворимости (объяснить как ею пользоваться)

А как отличить прозрачный бесцветный раствор гидроксида кальция (известковую воду) – от других подобных растворов?

Демонстрационный опыт

продуть через гидроксид кальция углекислый газ –

(что наблюдаете?) наблюдаем помутнение раствора.

(слайд№8) Такие реакции, в результате которых доказывается наличие данного вещества или иона, называются КАЧЕСТВЕННЫМИ. (записать в тетрадь!!!)

Это доказательство воспринимается нами в виде образовавшегося осадка или газа, появления запаха или изменение цвета.

Вещество, с помощью которого доказывается наличие другого вещества называется реактивом на распознаваемое вещество. В нашем случае углекислый газ является реактивом на «известковую воду».

Реактивы могут быть не только на одно вещество, но и на целую группу или класс веществ. Так щелочи можно распознать с помощью особых реактивов – ИНДИКАТОРОВ ( указателей)

Самым первым появился индикатор лакмус. Лакмус – это водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах в Шотландии. Этот индикатор случайно открыл в 1663 году английский физик и химик Роберт Бойль. Позднее лакмусовым настоем стали пропитывать фильтровальную бумагу; ее высушивали и получали таким образом «лакмусовые бумажки».

Индикаторы меняют окраску в зависимости от среды раствора.

Работа с таблицей в учебнике.

Давайте посмотрим , как ведут себя индикаторы в разных средах

Лабораторные опыты

На столах у учащихся стоят наборы индикаторов и 6 пронумерованных пробирок.

Учащимся предлагается повторить правила техники безопасности при работе с реактивами ( пять можно и пять нельзя) и приступить к выполнению работы по инструктивным карточкам.

Инструктивная карточка.

  1. Вспомните правила техники безопасности при работе с химическими реактивами.
  2. Определите, кто будет выполнять опыт.
  3. Прочитайте внимательно задание .
  4. Выполните задание в соответствие с требованиями в инструктивной карточке.
  • В пробирку под номером 1и 2 капните по 1-2 капли лакмуса
  • В пробирку под номером 3 и 4 капните по 1-2 капли м/о
  • В пробирку под номером 5 и 6 капните по 1-2 капли ф/ф
  • Что вы наблюдаете? Свои наблюдения сравните с таблицей в учебнике.

После выполнения лабораторного опыта проводим обсуждение и вывод (слайд № 7) Учащиеся отмечают, как изменяется цвет индикатора в щелочной среде, а в нейтральной цвет индикатора сохраняется

(слайд № 9)

Индикатор Нейтральная среда Щелочная среда Кислаясреда
Лакмус фиолетовый синий  
Метиловый оранжевый оранжевый желтый  
Фенолфталеин бесцветный малиновый  

В природе все взаимосвязано , такая связь есть и в химии . она называется генетической цепочкой: Ме —— оксид металла ——- основание.

Давайте попробуем восстановить эту цепочку .

Итак, путешественники по классам неорганических соединений, мы добрались до финиша. Большой багаж знаний вы получили сегодня. Теперь очень важно этот багаж рассортировать, разложить по полочкам, чтобы ни одна крупица не была потеряна.Для этого попытайтесь честно ответить на вопросы таблицы, поставив плюс в той колонке, которая, наиболее реально соответствует вашему уровню усвоения сегодняшнего материала.

Карточки раздаются в начале урока.

  Все понял Частично понял Ничего не понял
1. Состав оснований      
2. Название оснований      
3. Составление формул по названию      
4. Классификация оснований      
5. Качественная реакция на основания Са(ОН)2      
6. Взаимодействие с индикаторами      
7. Оксиды, соответствующие гидроксидами?????????      

(слайд№ 10) Домашнее задание: п.19, вопросы 4,5

Творческое задание: в дополнительной литературе найдите, как по другому называли вещества изученные в классе

Используемая литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8″/О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.– М.: Дрофа, 2002.
  3. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: книга для учителя – 2-е изд.– М.: Просвещение, 1995.
  4. Аликберова Л. «Занимательная химия: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ–ПРЕСС, 1999.
  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения. – 2-е изд. – М.: Химия, 1995.
  6. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ «МиМ–Экспресс», 1995.
  7. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы: Кн. Для учащихся. – М.

Презентация

Урок по химии для 8 класса «Гидроксиды. Основания».

Тема : Гидроксиды. Основания. Классификация. Номенклатура Получение..

Цели урока: сформировать знания о составе оснований, валентности гидроксильной группы, физических свойствах оснований, их применении; выяснить какие основания относятся к щелочам, познакомиться с их представителями; изучить правила техники безопасности при работе со щелочами;

Задачи развития: 

                      — совершенствовать умение сравнивать вещества, выявлять

                        общие черты и различия в составе и свойствах оснований;

                      — развитие умений работать коллективно (в группах),

  оценивать свои возможности и знания товарищей.

Требования к уровню подготовки учащихся, конечный результат:

                      — уметь определять принадлежность веществ к классу оснований,

                        называть основания, составлять формулы оснований.

Оборудование: 

                      — образцы оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3;

                      — инструкция по технике безопасности при работе со щелочами.

На классной доске записаны формулы веществ:

Na, Na2O, NaOH, K, K2O, KOH,S, H2O, Ca, CaO, Ca(OH)2,  Cu, CuO,SO2, Cu(OH)2, Fe, Fe2O3, SO3, Fe(OH)3, CO, Fe(OH)2, Al2O3, СО2, P, P2O5, Al(OH)3.

Ход урока.

1.Организационный момент.

   Учитель приветствует учащихся, настраивает класс на деловой рабочий лад.

2.Проверка домашнего задания и усвоения основных понятий предыдущих уроков.

   — учитель  задает классу вопросы с целью проверки и повторения понятий:

Какие вещества называются простыми?

Какие вещества называются сложными?

Дайте определение оксидам.

На какие две группы по химическим свойствам делятся оксиды?

На какие группы делятся солеобразующие оксиды?

Дайте определение кислотных, основных и амфотерных оксидов.

  — к доске вызываются отдельные учащиеся и находят и называют среди записанных формул: простые вещества, оксиды, из которых потом выбирают основные, кислотные и амфотерные (По мере определения и названия веществ – формулы их стираются).

 На доске остаются формулы незнакомых для учащихся веществ: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2,Fe(OH)3. Учащиеся не могут определить, к какому классу относятся данные вещества, назвать их.

3.Актуализация знаний, постановка познавательной задачи, определение темы урока.

  Учитель говорит, что оставшиеся формулы веществ еще не знакомы учащимся  и сегодня на уроке им предстоит познакомиться с этими веществами, они относятся к классу «Оснований». Записывается тема урока. Учитель ставит перед классом познавательную задачу:

  — Какие же вещества относятся к основаниям?

4.Изучение нового материала.

Учащиеся проводят анализ записанных формул оснований. Приходят к выводу: основания относятся к сложным веществам, в их состав входят металлы и группа атомов –ОН. Учитель дает понятие о гидроксильной группе –ОН. Выводится общая формула оснований: Ме(ОН)х.

Учащиеся на основании вышеустановленных признаков  класса оснований самостоятельно дают определение этому классу соединений.

«Основания (гидоксиды)– это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и гидроксильных групп».

https://sites.google.com/site/himulacom/_/rsrc/1315460339010/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no34-osnovania-klassifikacia-nomenklatura-polucenie/osnova.GIF

По номенклатуре основания называют гидроксидами. Если валентность химического элемента переменная, то указывается римской цифрой, заключённой в круглые скобки, после названия химического элемента:

Формула

Название

Формула

Название

LiOH

гидроксид лития

Ca(OH)2

гидроксид кальция

NaOH

гидроксид натрия

Cu(OH)2

гидроксид меди(II)

KOH

гидроксид калия

Fe(OH)3

гидроксид железа(III)

Классификация оснований

ОСНОВАНИЯ

Растворимые в воде Нерастворимые в воде

(ЩЕЛОЧИ)

Щёлочи – это основания растворимые в воде.  К щелочам относят гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов: LiOH, NaOH, KOH, RbOH, CsOH, Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2. Остальные- нерастворимые. К нерастворимым относят так называемые амфотерные гидроксиды, которые при взаимодействии с кислотами выступают как основания, а со щёлочью -как кислоты, но об этом мы поговорим позже.

Существует еще классификация оснований по числу групп ОН: n=1  однокислотное   n=2  двухкислотное  n=3  трехкислотное.

Давайте сейчас вместе с вами заполним таблицу: «Классификация оснований»

Классификация оснований

По растворимости в воде

 

Растворимые (щелочи)

Нераствори-мые

Однокислотные

Двукислотные

Трехкислотные

 

 

KOH

Cu(OH)2

Al(OH)3

 

 

CuOH

Ba(OH)2

Fe(OH)3

Учитель: Чтобы привести примеры щелочей и нерастворимых оснований, нужно воспользоваться таблицей растворимости некоторых веществ воде. К щелочам относятся, например, гидроксиды натрия, калия.

(Проводится фронтальная работа учителя с классом с таблицей растворимости.        Используется демонстрационная таблица растворимости веществ и таблица на последнем форзаце учебника. В ходе работы учащиеся учатся работать с таблицей и определяют, что KOH, NaOH – растворимы в воде, Са(ОН)– малорастворим, Cu(OH)2, Fe(OH)– нерастворимые основания).

Физические свойства

Учитель: А теперь познакомимся с физическими свойствами оснований. Основания — это твердые вещества с различной окраской. Щелочи — едкие вещества. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH – как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь.

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОСНОВАНИЙ

ЩЁЛОЧЕЙ

1. Металл + H2O = ЩЁЛОЧЬ + Н2                  

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Здесь, Металл – это щелочной металл (LiNaKRbCs)  или щелочноземельный (CaBaRa)

2. ОКСИД  МЕТАЛЛА + H2O = ЩЁЛОЧЬ           

Na2O + H2O = 2 NaOH

Здесь, ОКСИД МЕТАЛЛА – щелочного металла (LiNaKRbCs)  или щелочноземельного (CaBaRa)

НЕРАСТВОРИМЫХ ОСНОВАНИЙ

СОЛЬ + ЩЁЛОЧЬ = новое ОСНОВАНИЕ + новая СОЛЬ   

CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

5. Закрепление. Проверка усвоения учебного материала учащимися.

   С целью проверки усвоения учебного материала урока учитель задает классу  вопросы:

   — Какие вещества называются основаниями?;

   — Запишите общую формулу оснований.

   — Какие основания называются щелочами?

Выполните задание: Распределите химические формулы в таблицу : 

LiOH , NO , Al 2 O 3, Zn(OH)2, CaO , SiO 2, CrO , NaOH , Mn 2 O 7, Fe(OH)2, Cr 2 O 3

Основный оксид

Кислотный оксид

Амфотерный оксид

Несолеобразующий оксид

Щелочь

Нерастворимое основание

Дайте названия всем соединениям.

6.Итоги урока.

   Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, комментирует полученные учащимися оценки.

7.Домашнее задание. п 41, упр. 1,2 стр. 139.

Урок по химии для 8 класса «Основания»

Методическая разработка урока по химии 8 класс

«Основания»

учебник: О.С. Габриелян «Химия» М., Дрофа 2015г.

Колбасова Галина Евстафьевна, учитель химии и биологии

Цели урока: сформировать знания о новом классе веществ- основаниях

Задачи урока:

Образовательные:

1.Познакомить с составом, названиями, классификацией

2.Изучить физические свойства, отношения к воде и действие на индикаторы

3.Дать понятие о качественных реакциях и индикаторах

4.Познакомить с практическим применением оснований в быту

Воспитательные:

1.Продолжить формирование убеждения в познаваемости мира и убеждённости в том, что все природные явления имеют причинно – следственные связи

2.Способствовать формированию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, аккуратности, культуре общения.

Развивающие:

Продолжить формирование умения классифицировать, обобщать, анализировать изучаемые факты и понятия.  (Для развития речи – индивидуальные выступления; для развития познавательного интереса – дополнительный материал; для развития логического мышления- создание синквейнов.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в группах.

Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельные.

Оборудование и реактивы: таблица растворимости, пробирки, вода, лабораторный штатив, штатив для пробирок, растворы индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый), твердые щелочи и их растворы (гидроксид натрия — NaOH, гидроксид калия — KOH, гидроксид кальция Ca(OH)2 – в виде «известковой воды». Свежеприготовленный гидроксид меди( II) — Cu(OH)2

Ход урока

«Учиться и, когда придет

время прикладывать усвоенное к делу –

разве это не прекрасно!» Конфуций(Кун-цзы)

I. Организационный момент. Фронтальная работа.

Задание.1.Распределите следующие оксиды на 2 группы (оксиды металлов и оксиды неметаллов):

CuO ; N2O3 ; CO2 ; BaO ; P2O5 ; SO2 ; CaO

Задание.2.Составьте формулы названных в тексте оксидов: «В земной коре – литосфере находятся оксид алюминия (глина), оксид кремния(IV) (песок).

II. Мотивация. Актуализация знаний.

Мы изучаем главу «Соединения химических элементов», знаем о существовании бинарных соединений. Дать определение.

III. Изучение нового материала. Учитель (называет для учащихся тему и формулирует цели урока).

Сегодня перед нами стоит задача изучить новый класс сложных веществ, состоящих из трех химических элементов: металла, кислорода и водорода. Это класс — основания.

На доске записаны химические формулы:

SO2 ; K2O ; NaOH ; Al2O3; Ca(OH)2 ; H2S ; BaO ; Cu(OH)2

Задание классу.

1 вариант: выпишите формулы бинарных соединений.

2 вариант: исключая формулы бинарных соединений, выписывает оставшиеся формулы.

Учитель: По какому признаку распределили вещества? Что общего между ними?

Учитель: существуют сложные вещества, которые состоят из 3-х элементов:Me,О и Н

Ион металла – простой: Me+;Me2+ ;Me3+;

Ион ОН — сложный гидроксид ион. Состав оснований можно записать общей формулой Me(OH)n , где n – число групп OH и то же время заряд иона (степень окисления) металла. Например: Na+OH ; Ca+2(OH)2 ; Fe+3( OH)3

2. Дайте определение оснований:

Основания – это……….вещества, состоящие из ионов Me и связанных с ними одного или нескольких гидроксид- ионов(OH).

3.Вспомните, какой тип связи между ионами Me+и ОН? Ответ: (ионная, поэтому говорим о ионах).

4. Между кислородом (О ) и водородом (Н) внутри группы? Ответ: (ковалентная полярная).

5.Названия оснований = Гидроксид+ название Me+ст.ок. римскими цифрами( Ме ,с переменной степенью окисления).

Примеры: на доске записаны химические формулы оснований их прочитать вслух и записать в тетрадь

Учащиеся работают

Na +OH – гидроксид натрия

Cu +2(OH)2 – гидроксид меди (II)

Fe+3(OH)3 – гидроксид железа (III)

6.Учитель: по отношению к воде основания делятся на две группы.

Таблица1. Основания

Учитель: А теперь познакомимся с физическими свойствами оснований. Основания — это твердые вещества. Растворимые в воде основания называются щелочами. Однако большинство оснований в воде не растворяются. Чтобы выяснить растворимость оснований в воде ребята сейчас вы проведете лабораторные опыты, но прежде познакомимся с правилами ТБ. Щелочи — едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани. Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство. Например: NаОН — едкий натр, КОН — едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно. На ваших столах находится инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами. Для дальнейшей работы вам нужно с ним ознакомиться.

Инструктаж Т/Б : при попадании щелочи на кожу необходимо промыть поврежденное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10-15 мин) и тщательным. При попадании щелочи в глаза их необходимо тщательно промыть 0,2 % раствором борной кислоты.
Учитель: демонстрирует образцы оснований NaOH и KOH–в твердом виде и в виде растворов.

Показывает гидроксид кальция Ca(OH)2 – твердое, порошкообразное вещество белого цвета.

Учитель: определить растворимость гидроксида кальция Ca(OH)2 по таблице растворимости.

Учащиеся: делают вывод, что гидроксид кальция Ca(OH)2 малорастворим в воде. Но все равно это щелочь.

Учитель: прозрачный раствор едкого кальция Ca(OH)2 называется известковой водой. Как отличить известковую воду от других растворов?

Демонстрационный опыт. Получение углекислого газа.

hello_html_m3829010d.png

В пробирку, закрепленную в штативе, поместите 1-2 кусочка мела,прилейте 2 мл соляной кислоты и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Соберите углекислый газ методом вытеснения воздуха. Докажите его наличие в пробирке. Опустите конец газоотводной трубки в пробирку с 2 мл известковой водой и пропустите через нее углекислый газ. Что наблюдаете? (помутнее ).

Учитель: сообщает,что реакции в результате которых доказывается наличие данного вещества называются качественными. Любая качественная реакция сопровождается каким- либо внешним признаком: образованием осадка, появлением запаха или изменением цвета. Вещество, с помощью которого доказывается наличие другого вещества, называется реактивом на определяемое вещество.

Вывод: CO2— реактив на известковую воду. Реактивы бывают не только на одно какое-либо вещество, но и на целый класс веществ. Все щелочи можно определить с помощью особых реактивов – индикаторов (лат. «указателей»).

Лабораторная работа:

Опыт1. Класс делится на три группы. Каждая группа получает 3 неподписанные пробирки с бесцветными жидкостями. Определить при помощи индикаторов в какой пробирке вода, в какой раствор щелочи, а в какой раствор кислоты?

Таблица 2. Определение веществ

1 группа ребят

(индикатор лакмус)

2группа ребят

(индикатор фенолфталеин)

3группа ребят

(метиловый оранжевый)

№1 (Вода)

№2 (щелочь)

№3(кислота)

Проделать лабораторную работу, соблюдая правила техники безопасности, используя таблицу окраски индикаторов в зависимости от среды, сделать выводы.

Учащиеся: обмениваются результатами, делают вывод, что в пробирке №1 –вода, пробирке №2 – щелочь, пробирке №3- кислота.

Таблица 3. Изменение окраски индикатора

окраска индикатора в

щелочной среде

окраска индикатора в

нейтральной среде

окраска индикатора в

кислой среде

Лакмус

Метиловый

оранжевый

красно-розовый

Фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

Учитель ставит проблемный вопрос: изменится ли окраска индикатора в гидроксиде меди(II) ? Учащиеся выполняют лабораторный опыт

Опыт2. К гидроксиду меди (II) добавить каплю фенолфталеина. Сделать вывод?

Вывод: в растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, в нерастворимых основаниях не меняют.

Учитель: так что это за вещества, которые меняют свою окраску в зависимости от среды? Откройте учебник и найдите определение, выпишите в тетрадь.

Учащиеся: Реактив, который указывает не только на одно вещество, но и на группу и целый класс веществ — называется индикатором.Индикаторы (лат. «указатели») – это реактивы на растворимые основания.

Учитель: Мы познакомились с классом сложных веществ — основаниями. Заслушаем сообщения о практическом значении растворимых оснований и индикаторов.

1 ученик: индикаторы («указатели») — вещества, которые под действием кислот и щелочей изменяют свой цвет. Английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок, которые через некоторое время стали ярко-красными. Это явление его удивило, и он провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки других растений изменяют свою окраску при действии кислот. Такие вещества Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели».

2 ученик: (Гидроксид кальция Ca(OH)2,гашёная известь или «пушонка» — порошок белого цвета, плохо растворимый в воде.
Получают гидроксид кальция путём взаимодействием оксида кальция (негашёной извести) с водой (процесс получил название «гашение извести»). 
Применение: при побелке помещений, для приготовления известкового строительного раствора, бетона, для производства хлорной извести, известковых удобрений, в стоматологии — для дезинфекции корневых каналов зубов и др.)

3 ученик: едкий натр, гидроксид натрия, натриевая щелочь, каустическая сода- все это одно и тоже вещество, химическая формула которого NaOH. Безводный гидроксид натрия – это белое кристаллическое вещество. Раствор – прозрачная жидкость, на вид ничем не отличимая от воды. При использовании будьте осторожны! Едкий натр сильно обжигает кожу. Гидроксид натрия применяют в мыловарении, кожевенной и фармацевтической промышленности.

4 ученик: гидроксид калия КОН Называют «едкое кали» по аналогии с гидроксидом натрия. Используется при «варке» тугоплавкого стекла, производстве бумаги, жидкого мыла.

Гидроксид бария. Гидроксид бария Ba(OH)2 – «баритовая вода» – применяют для качественного и количественного определения содержания углекислого газа в газах.

IV. Закрепление.

Учитель: на уроке мы изучили новый класс неорганических веществ – основания. 1.Составим синквейн – это нерифмованное стихотворение из пяти строк.

1.Основания

2.Растворимые и нерастворимые

3. Состоят, реагируют, получают

4.Основной класс химических соединений

5.Гидроксиды

2.Сотавить химические формулы оснований для бария (Ba) и магния (Mg), назовите их.

Обменяйтесь работами, исправьте ошибки. Оцените работу друг друга.

V.Домашнее задание: §19, упр.1,2,3.

Урок по химии 8 класс «Основания»

Урок по химии 8 класс дата3.05.2016

Тема урока: Основания: состав, номенклатура, классификация, свойства, получение.

Цель урока: Сформировать представления учащихся об основных классах неорганических соединений.

Образовательная: Сформировать представления и обеспечить в ходе урока усвоение следующих основных понятий об основных классах неорганических соединений: основания – состав, номенклатура, классификация, свойства, получение.

Развивающая: Развивать внимание, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, познавательно излагать свои мысли.

Воспитательная: Воспитывать ответственное отношение к учению, дисциплину и культуру поведения на уроке, активность, самостоятельность, устойчивый интерес к предмету.

Оборудование:

таблицы, оборудование и реактивы для лабораторной работы

Ход урока:

Оргмомент

Содержательная часть

Повторение:

Задание №1 Какие из названных веществ реагируют с раствором соляной кислоты: Ag,AI(OH)3, Fe(OH)2, Cu, Cu(OH)2, CuO. Напишите уравнения осуществимых реакций.

Ag + HCI →

AI(OH)3 + 3HCI → AICI3 + 3H2O

Fe(OH)2 + 2HCI → FeCI2 + 2H2O

Cu + HCI →

Cu(OH)2 + 2HCI → CuCI2 + 2H2O

CuO + 2HCI → CuCI2 + H2O

Задание №2 Закончите уравнения следующих реакций:

Na2CO3 + HCI →

Au + H2SO4 →

NaOH + HCI →

NaCI + HCI →

Fe(OH)3 + HNO3 →

Mg + H2SO4 →

Na2CO3 + 2HCI → 2NaCI + CO2↑ + H2O

NaOH + HCI → NaCI + H2O

Fe(OH)3 + 3HNO3 → Fe(NO3)3 + 3H2O

Mg + H2SO4 → MgSO4 + H2

Задание №3 Сколько молей хлорида натрия образуется при взаимодействии сульфита натрия массой 12,6 г с соляной кислотой?

Дано:

m(Na2SO3) = 12,6 г

Найти:

ν(NaCI) — ?

М(Na2SO3) = 126 г/моль

Решение:

Na2SO3 + 2HCI → 2NaCI + SO2↑ + H2O

1 моль 2 моль

M 12,6 г

ν(Na2SO3) = = = 0,1 моль

M 126 г/моль

ν(NaCI) = ν(Na2SO3) ∙ 2 = 0,1 моль ∙ 2 = 0,2 моль

Актуализация:

  1. Какие классы неорганических соединений вам известны?

  2. Какие неорганические соединения называются основаниями?

  3. Приведите примеры известных вам оснований.

  4. Из приведенных ниже формул соединений выберите те, которые соответствуют основаниям: AI(OH)3, MgO, HCI,H2O, Ca(OH)2, NaOH, H2SO4, Fe2O3, KOH, H2SiO3,CuO, CaCI2, CO2, ZnO, Fe(OH)3.

Объяснение:

  1. Состав, классификация и номенклатура оснований.

Основания – это сложные вещества, в состав которых входят атомы металла и гидрооксогруппы 

Исключением является основание NH4 (гидроксид аммония), которое не содержит атомов металла

ОСНОВАНИЯ

Растворимые

в воде — щелочи

Амфотерные

Нерастворимые

в воде – нерастворимые основания

LiOH, KOH, NaOH

RpOH, CsOH, Ca(OH)2,

Sr(OH)2, Ba(OH)2

Be(OH)2, Zn(OH)2,

Sn(OH)2, Pb(OH)2,

Al(OH)3, Cr(OH)3

Cu(OH)2 – гидроксид меди (II),

Fe(OH)2 – гидроксид железа (II),

Fe(OH)3 – гидроксид железа (III)

  1. Химические свойства оснований.

  1. Действие на индикаторы:

фенолфталеин – малиновый цвет

метилоранж – желтый цвет

лакмус – синий цвет

  1. Основание + кислота  соль + вода

2KOH + 2HCl → 2KCl + H2O

2Fe(OH)3 + 3H2SO4 → Fe2(SO4)3 + 6H2O

  1. Щелочь + кислотный оксид  соль + вода

Ba(OH)2 + CO2 → BaCO3 + H2O

2NaOH + SO2 → Na2SO3 + H2O

  1. Щелочь + соль 1(р)  соль 2 + основание(н)

2KOH + CuSO4 → K2SO4 + Cu(OH)2

NaOH + FeCI3 → 3NaCI + Fe(OH)3

  1. Основание  оксид + вода

2Fe(OH)3  Fe2O3 + 3H2O

Cu(OH)2  CuO + H2O

  1. Амфотерный гидроксид + кислота  соль + вода

Zn(OH)2 + 2HCl → ZnCl2 + 2H2O

2AI(OH)3 + 3H2SO4 → AI2(SO4)3 + 6H2O

  1. Амфотерный гидроксид + щелочь  соль + вода

Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2ZnO2 + 2H2O

AI(OH)3 + 3NaOH → Na3AIO3 + 3H2O

  1. Получение оснований.

  1. Активный металл + вода  щелочь + водород: (только металлы Li, Na, K, Rb, Cs, Ca,Sr, Ba)

2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

Ba + 2H2O → Ba(OH)2 + H2

б) Основной оксид + вода  щелочь: (только оксиды Li2O, Na2O, K2O, Rb2O, Cs2O, CaO,SrO, BaO)

K2O + H2O → 2KOH

BaO + H2O → Ba(OH)2

в) Соль1(р) + щелочь(р)  соль2(р) + нерастворимое основание(н)

CuSO4 + 2NaOH → Na2SO4 + Cu(OH)2

FeCl3 + 3KOH → 3KCl + Fe(OH)3

Растворимые

основания

Признаки для сравнения химических свойств

Нерастворимые основания

1.Взаимодействие с кислотными оксидами.

2.Взаимодействие с кислотами.

3.Взаимоействие с солями.

4.Разложение при нагревании.

Лабораторная работа «Изучение химических свойств оснований на примере гидроксида натрия»

  1. Аналитическая часть

Закрепление:

Дифференцированные разноуровневые задания.

  1. уровень

  1. Какие вещества называют основаниями? Как классифицируют основания? Приведите примеры оснований и назовите их.

Основания – это _________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Основания классифицируют на ____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Приведите по три уравнения реакций, при помощи которых можно получить:

а). растворимые основания; б). нерастворимые основания. Напишите их названия.

а). Получение растворимых оснований:

б). получение нерастворимых оснований:

1). ___________________________________

2). ___________________________________

3). ___________________________________

1). ___________________________________

2). ___________________________________

3). ___________________________________

  1. Какие из веществ, формулы которых приведены, реагируют с раствором гидроксида натрия: CaO, Cu(OH)2, H2SO4, CO2, CuSO4, KCI, CuO, HCI? Напишите уравнения практически осуществимых реакций.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

1 2 3

а). Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCI2

1 2 3 4

б). Zn → ZnCI2 → Zn(OH)2 → ZnO → Zn(NO3)2

1 2 3 4

в). Cu → CuO → CuCI2 → Cu(OH)2 → CuO

  1. Напиши уравнения реакций разложения при нагревании:

а). гидроксида меди (II) __________________________________________________

б). гидроксида железа (III) ________________________________________________

в). гидроксида алюминия _________________________________________________

  1. уровень

  1. Назовите химические свойства нерастворимых оснований и щелочей, которые:

а). являются для них общими; б). позволяют отличить друг от друга эти группы оснований. Ответ иллюстрируйте записью уравнений химических реакций.

Характерные химические свойства

Общие химические свойства нерастворимых оснований и щелочей

нерастворимых оснований

щелочей

  1. Вычислите массу гидроксида натрия, который потребуется для реакции с 50 г

40%-ного раствора сульфата меди (II) с целью получения нерастворимого основания.

  1. уровень

  1. В кристаллизатор с водой добавили несколько капель лакмуса. При опускании в него магниевой

ленты индикатор не изменяет окраску. При поджигании магниевой ленты, укрепленной на

штативе (см. рисунок), и опускании ее в воду магний продолжает гореть. Раствор индикатора приобретает синюю окраску. Почему? Ответ поясните записью уравнений химических реакций.

  1. В двух химических стаканах находятся красные растворы, оставшиеся после демонстрационных опытов. Предполагают, что в одном – подкисленный раствор индикатора метилового оранжевого, в другом – лакмуса. Можно ли воспользоваться одним реактивом, чтоб установить, в каком из сосудов находится раствор каждого из указанных индикаторов? Что это за реактив?

  2. Если на лицо или в глаза попали брызги щелочи, их необходимо смыть большим количеством вод, а глаза промыть раствором борной кислоты НВО2. Какую роль выполняет борная кислота в данном случае?

Домашнее задание: §

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *