Основные элементы сюжета: Элементы сюжета: – Николаев А. И. Основы литературоведения

Элементы сюжета:

  1. Пролог – вступление к произведению, рассказ о событиях прошлого, предшествующего началу сюжета, эмоциональный настрой читателя или лирический подступ к теме

  2. Экспозиция – описание условий, которые создали тот конфликт. Который и станет основой завязки и всего сюжета в целом

  3. Завязка – начало конфликта, его зарождение, начало основных событий в произведении, за которыми последует весь сюжет

  4. Развитие действия – ход событий по возрастающей лини напряженности конфликта

  5. Кульминация – высшая точка напряжения конфликта. Самый сильный накал столкновения противодействующих сил в произведении, их решающий поединок, за которым действие начинает спадать в своей напряженности

  6. Развитие действия после кульминации – ход событий по нисходящей линии утихания и разрешения конфликта

  7. Развязка – разрешение конфликта, ситуация, в которой выражен результат всего развития действии, до и после кульминации

  8. Эпилог – заключительная часть литературного произведения, в которой намечается направление дальнейшего развития событий и дальнейшей судьбы персонажей, после развязки, окончательная оценка всего происходящего

Творческое задание: Определите все элементы сюжета в стихотворении Ф. Тютчева «Silentium» — NB

КОМПОЗИЦИЯ всегда будет шире СЮЖЕТА, ибо включает в себя и внесюжетные элементы.

Способы изложения сюжета:

— в прямой хронологической последовательности событий (Толстой, «Война и мир»)

— с отступлениями в прошлое, с обратной хронологической последовательностью событий (Гоголь, «Мертвые души»)

— с переходом повествования в будущее («Сон» Т. Шевченко — см. текст ниже)

СОН

На панщині пшеницю жала,

Втомилася; не спочивать

Пішла в снопи, пошкандибала

Івана сина годувать.

Воно сповитеє кричало

У холодочку за снопом.

Розповила, нагодувала,

Попестила; і ніби сном,

Над сином сидя, задрімала.

І сниться їй той син Іван

І уродливий, і багатий,

Не одинокий, а жонатий

На вольній, бачиться, бо й сам

Уже не панський, а на волі;

Та на своїм веселім полі

Свою таки пшеницю жнуть,

А діточки обід несуть.

І усміхнулася небога,

Проснулася — нема нічого…

На сина глянула, взяла,

Його тихенько сповила

Та, щоб дожать до ланового,

Ще копу дожинать пішла.

— в комбинированной форме смещения эпизодов, происходящих в разное время прошлого и будущего (Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Художественный конфликт – это основная движущая сила произведения, заряд в движении сюжета произведения, источник движения мыслей и чувств персонажей, авторских оценок.

Конфликт – это столкновение противоборствующих сил, характеров, идей, обстоятельств, взглядов и принципов жизни. Это противостояние должно быть положено в основу повествования, в основу темы, проблемы, идеи, в основу сюжета.

Историчность сюжета

В сюжете отражаются существенные для данной среды жизненные конфликты, действительно характерные для нее события и поступки людей. В этом прежде всего содержательность сюжета. Мы должны оценивать сюжет не только с точки зрения его мотивированности характером, но в конечном счете и с точки зрения его мотивированности жизнью.

Композиция и сюжет определяются не только связью их с изображаемыми характерами, но и их реальным содержанием, т. е. тем, какой жизненный материал положен писателем в их основу, следствием каких причин они являются.

Всякий характер является в той или иной мере представителем определенной среды, которую мы понимаем в широком смысле — как всю общественную обстановку, окружающую человека. Этой среде присущи определенные отношения между людьми, находящие свое выражение в тех или иных событиях, конфликтах и т. д., для нее типичных, т. е. таких, в которых обнаруживаются характерные, хотя, может быть, сами по себе и нечастые для данной среды человеческие отношения. Мы можем, следовательно, говорить о типических для данной среды событиях, конфликтах и т. п. и, наоборот, о нетипических, случайных и т. п. Как мы помним, типическое не равнозначно наиболее частому — событие может быть типическим, несмотря на свою единичность.

Раскрывая через события черты изображаемых характеров, писатель, естественно, стремится к тому, чтобы подобрать такие события, в которых обнаружатся типические черты этих характеров, а это может произойти лишь в том случае, если он сумеет найти события, которые действительно типичны для данной общественной среды, действительно требуют проявления существенных черт характера. Перед писателем, таким образом, встает задача отбора типических для изображаемой им общественной среды событий.

В сюжете отражаются существенные для данной среды жизненные конфликты, действительно характерные для нее события и поступки людей. В этом прежде всего содержательность сюжета. Мы должны оценивать сюжет не только с точки зрения его мотивированности характером, но в конечном счете и с точки зрения его мотивированности жизнью.

Точно так же и в анализе узловых моментов сюжета нам важно их реальное содержание, т. е. какие именно события положил в основу их писатель, в какой мере они типичны.

Таким образом, и в композиционно-сюжетной структуре произведения мы’ можем наблюдать основные черты образного изображения жизни вообще:

— ее индивидуализирующее значение,

— ее связь с характерами, с человеческой практикой.

Наряду с типизмом событий, выбранных писателем, чрезвычайно существенно также разобраться в связях этих событий друг с другом; правильно подметив характерность тех или иных событий, писатель должен еще причинно их обосновать, т. е. показать их закономерные связи. Чем полнее обнаружены эти связи, тем глубже, типичнее раскрыто и данное событие, и наоборот. Здесь идет речь о содержательности композиции, сюжета, о том, что в их основе лежит сама жизнь. В этом смысле и композиция, и сюжет не представляют собой йо существу продукта произвола писателя, они обусловлены теми конкретно-историческими условиями, в которых писатель находится. Но в пределах этой обусловленности писатель располагает в достаточной мере широкими возможностями для активной разработки сюжета, ведущей к определенной оценке характера. Однако от тех классовых позиций, на которых он стоит, от’ уровня его культуры, от знания жизни зависит, конечно, то, какие жизненные факты сумеет он отобрать и обобщить, на что будет направлено его внимание, в какой мере сумеет он установить закономерные связи между событиями, между событиями и характерами и.т. д.

типология сюжетов

Літературознавці виділяють такі типи сюжетів:

— цікаві і розважальні,

— хронікальні і концентричні,

— внутрішні і зовнішні,

— традиційні і мандрівні.

Хронікальні і концентричні сюжети: між подіями можуть бути часові (подія Б відбувається після події А) і причинно-наслідкові зв’язки (подія Б відбувається внаслідок події А). Хронікальні сюжети домінують у романах Ф. Рабле «Ґаргантюа і Пантагрюель», М. де Сервалтсса — «Дон Кіхот», поемі Данте «Божественна комедія».

Концентричні сюжетивиявляють причинно-наслідкові зв’язки між подіями. Такі сюжети Аристотель вважав досконалішими. Ці сюжети домінують у новелах, вони присутні у романах «Євгеній Онєгін» О. Пушкіна, «Червоне і чорне» Стендаля, «Злочин і кара» Ф. Достоєвського. У багатьох творах хронікальні і концентричні сюжети поєднуються. Таке поєднання у романах «Війна і мир», «Анна Кареніна» Л. Толстого, «Хіба ревуть воли, як ясла повні?» Панаса Мирного та Івана Білика, «Сестри Річинські» Ірини Вільде, «Санаторійна зона» Миколи Хвильового, «Диво» П. Загребельного, «Маруся Чурай» Ліни Костенко.

За змістом сюжети бувають:

Зовнішні сюжетирозкривають характери через події, вчинки, вони ґрунтуються на інтригах, перипетіях. Зовнішні сюжети були популярними в античній літературі.

Внутрішні сюжети будуються на колізіях, вони розкривають характери опосередковано, зосереджують увагу на змінах у психіці персонажів, діалектиці душі.

Мандрівні сюжети зустрічаються у міфах, казках, байках, анекдотах, піснях.

Традиційні сюжети акумулюють досвід людства — найбільш продуктивними є

— міфологічні (Прометей, Пігмаліон),

— літературні (Гуллівер, Робінзон, Дон Кіхот, Швейк),

— історичні (Олександр Македонський, Юлій Цезар, Сократ),

— легендарно-церковні (Ісус Христос, Іуда Іскаріот, Варавва).

Активні сюжети — про Кассандру, Прометея, Дон Жуана, Дон Кіхота, Фауста.

Пасивні сюжети: до них відноситься порівняно обмежена кількість сюжетів фольклорно-міфологічного і літературного походження

2.Элементы сюжета

– сюжет распадается на разнообразные элементы (основные и факультативные), которые группируются в строго определенном порядке для оптимального выражения идейно – тематического содержания.

Основные элементы:

— экспозиция – прежшествует завязке, ее функции: первое знакомство, оринтация во времени и пространстве, представление действующих лиц, изображение ситуации до конфликта.

— завязка – событие (группа событий), ведущее к конфликтной ситуации. Может присутствовать явно, обособлено, может сливаться с экспозицией.

— развитие – система последовательного развертывания той части событийного плана, кот. Контролируется конфликтом. Может быть спокойным или бурным ,с неожиданными поворотами.

— перипетии – неожиданные повороты в судьбе главных героев, в событийном плане произведения.

— кульминационный момент – момент наивысшего напряжения конфликтной ситуации имеет решающее значение для его разрешения, после чего развитие действия поворачивается к развязке.

— развязка – событие, решающее конфликт. Рассматривается вкупе с финалом. Развязка как правило сочетается с завязкой. Вторит ей образным праллелизмом. Завершая композиционный круг.

Факультативные элементы:

— заглавие – не всегда относится к системе событий. Но чаще всего в заглавии координируется основной конфликт.

— эпиграф – может стоять в начале, сразу после заглавия и перед отдельными главами. Аккомпанирует идейному замыслу писателя, соотносится с главным конфликтом.

— отступление – может быть лирическим ,публицистическим, филологическим, историческим. Используется в качстве средства замедления, тормодения развития действия, переключения от одной сюжетной линии на другую. Здесь реализуется авторское право комментировать и вмешиваться.

— Вставные повести – рассказы или новеллы, имеющие косвенное отношение к основному сюжету или совсем к нему не относится.

— внутренние монологи – играют сходную роль с отступлением, обращены к самому себе, к читателю или в сторону. Рассуждение автора или персонажа.

— финал – как правило, совпадает с развязкой, но есть случаи, когда финал существует отдельно от развязки. Произведение с открытым финалом обходится без развязки.

— пролог и эпилог – изображаются события, которые произошли ДО или ПОСЛЕ событий основного действия. Пролог обособляется от экспозиции, а эпилог – от конца.

13

1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.

2. Архитектоника. Группировка образов.

1. Литература — фундаментальная наука.

  1. Общее свойство художественной литературы и ее предмет

Форма вымысла и форма собственного слова.

«Нет такой области знаний, с которой не соприкасался бы литературный критик»

Литература относится к изобразительным искусствам.

Литература очеловечивает, гуманитаризирует.

Предмет литературы: человек и человеческая жизнь.

Литература – вид искусства.

По способу существования, онтологический принцип, литература относится к временным искусствам, образы которых обладают временной протяженностью.

Лессинг отмечал: «В центре словесного произведения – действия, то есть процессы, протекающие во времени, ибо речь обладает временной протяженностью»

От формы бытия искусств напрямую зависит характер их восприятия (рецепции).

2.Элементы сюжета

– сюжет распадается на разнообразные элементы (основные и факультативные), которые группируются в строго определенном порядке для оптимального выражения идейно – тематического содержания.

Основные элементы:

— экспозиция – прежшествует завязке, ее функции: первое знакомство, оринтация во времени и пространстве, представление действующих лиц, изображение ситуации до конфликта.

— завязка – событие (группа событий), ведущее к конфликтной ситуации. Может присутствовать явно, обособлено, может сливаться с экспозицией.

— развитие – система последовательного развертывания той части событийного плана, кот. Контролируется конфликтом. Может быть спокойным или бурным ,с неожиданными поворотами.

— перипетии – неожиданные повороты в судьбе главных героев, в событийном плане произведения.

— кульминационный момент – момент наивысшего напряжения конфликтной ситуации имеет решающее значение для его разрешения, после чего развитие действия поворачивается к развязке.

— развязка – событие, решающее конфликт. Рассматривается вкупе с финалом. Развязка как правило сочетается с завязкой. Вторит ей образным праллелизмом. Завершая композиционный круг.

Факультативные элементы:

— заглавие – не всегда относится к системе событий. Но чаще всего в заглавии координируется основной конфликт.

— эпиграф – может стоять в начале, сразу после заглавия и перед отдельными главами. Аккомпанирует идейному замыслу писателя, соотносится с главным конфликтом.

— отступление – может быть лирическим ,публицистическим, филологическим, историческим. Используется в качстве средства замедления, тормодения развития действия, переключения от одной сюжетной линии на другую. Здесь реализуется авторское право комментировать и вмешиваться.

— Вставные повести – рассказы или новеллы, имеющие косвенное отношение к основному сюжету или совсем к нему не относится.

— внутренние монологи – играют сходную роль с отступлением, обращены к самому себе, к читателю или в сторону. Рассуждение автора или персонажа.

— финал – как правило, совпадает с развязкой, но есть случаи, когда финал существует отдельно от развязки. Произведение с открытым финалом обходится без развязки.

— пролог и эпилог – изображаются события, которые произошли ДО или ПОСЛЕ событий основного действия. Пролог обособляется от экспозиции, а эпилог – от конца.

13

1. Предмет и содержание художественной литературы как искусства слова.

2. Архитектоника. Группировка образов.

1. Литература — фундаментальная наука.

  1. Общее свойство художественной литературы и ее предмет

Форма вымысла и форма собственного слова.

«Нет такой области знаний, с которой не соприкасался бы литературный критик»

Литература относится к изобразительным искусствам.

Литература очеловечивает, гуманитаризирует.

Предмет литературы: человек и человеческая жизнь.

Литература – вид искусства.

По способу существования, онтологический принцип, литература относится к временным искусствам, образы которых обладают временной протяженностью.

Лессинг отмечал: «В центре словесного произведения – действия, то есть процессы, протекающие во времени, ибо речь обладает временной протяженностью»

От формы бытия искусств напрямую зависит характер их восприятия (рецепции).

  1. Литература относится к изобразительным искусствам.

Семиотический принцип.

Искусство – знаковая система.

В эстетике с 18 века выделяются 2 типа знаков: объективные (определенное, естественное) и необъективные (неопределенное, искусственное).

Объективные – воспроизведение жизни в формах самой жизни. (Чернышевский) Говорить о предметности.

Субъективность – эстетическое восприятие, отличающееся от того, что мы видим и слышим в действительности.

  1. Литература относится к простым односоставным искусствам. Однако она тесно связанна со сложными, синтетическими науками.

  1. Литература относится к монофункциональным видам искусства.

Функции литературы:

  1. Эстетическая;

  2. Познавательно-оценочная;

  3. Языкотворческая;

  4. Воспитательная;

  5. Коммуникативная;

  6. Знаковый характер литературы;

  7. Моделирующая/ преобразовательная.

М. Маклоэн: «Книги не имеют будущности, письменность обречена. Она слишком интеллектуальна для эпохи телевидения».

Воздействовать не только на разум, но и на чувства.

Литература сохраняет свое лидерство, так как она обладает познавательно-коммуникативными свойствами.

Литература поможет нам высказывать себя в общении.

Литература – особая реальность.

Герои живут по своим законам, независимо от автора.

«Литература – лабиринт сцеплений», — Л. Н. Толстой.

Нельзя потакать маргиналу.

Возвышать реципиента, чтобы у него появилась потребность в приобщении к искусству.

2.Архитектоникавнешняя форма строения произведения и его частей.

14

фабула и сюжет, основные составляющие сюжета и стадии развития. Внесюжетные элементы.

Фабулой называется совокупность событий, связанных между собой, о которых сообщается в произведении… Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в их изложении, в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них.

Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Важное — «причинно-следственная, хронологическая последовательность».

Элементы фабулы:

коллизия

интрига

перипетия

экспозиция

завязка

кульминация

развязка

пролог

эпилог

(!)Отличать: «фактическую» основу произведения, события, о которых в нем рассказывается, как продукт предварительного отбора художником явлений действительности или вымысла, что и можно назвать фабулой, то есть повествовательной темой, подлежащей дальнейшей обработке в сюжете; 2) и саму разработку повествовательной темы, что связано с разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (то есть сюжет).

Сюжет — в литературе, драматургии, кино и играх — порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет — основа формы произведения.

Основные разновидности сюжета(эпизоды)

— конкретно-последовательные (повествование о конкретных событиях, действиях, поступках персонажей)

-суммарно- повествовательные( рассказывают о событиях в общих чертах( как в наст. Сюжетное время, так и с большими отступлениями и экскурсами в прошлое + авторские комментарии)

— описательные ( описания самого различного характера( природа, внешность, и т.д.)

-психологические ( изображение внутренних переживаний , процессов психологического состояния персонажа)

Стадии развития сюжета:

Экспозиция -> Завязка-> Развитие действия -> Кульминация-> Развязка->Эпилог

Внесюжетные элементы:

Эпиграф — цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.

Предисловие – (Проло́г) — вводная часть какого-либо текста, введение.

Вопрос 15.Литературное произведение: конфликт и композиция, их типология. Художественная деталь, интерьер и пейзаж.

Литературное произведение — произведение человеческой мысли, закрепленное в письменном виде и обладающее общественным значением. Литературное произведение — в авторском праве — оригинальное письменное произведение беллетристического, научного, технического либо практического характера, независимо от его ценности или назначения.

Конфликт – это борьба противоречивых явлений, целей, устремлений героев или противоречия в самом герое. Они могут быть социальными, нравственными, психологическими, философскими, социально-историческими, добра и зла, интимно-личными, характерно-обстоятельственными.

2 вида: Исторический конфликт – коллизия, Перепетия – мелкий конфликт

Композиция – это расположение, построение всех компонентов художественной формы, соединения в единое целое.

3 типа:

1.Линейная – когда эпизоды нанизываются друг на друга.

2.Усложненная – в центре событий главный герой , у которого завязываются отношения с другими персонажами, возникают различные конфликты, образуются побочные сюжетные линии.

3.Сложная композиция – присуща крупным романам и романам-эпопеям(несколько главных героев, несколько сюжетных линий, которые соединены воедино.)

Художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди других подробностей с целью подчеркнуть её особое изобразительное значение.

Пейзаж – это описание природы или местности в произведение.

Интерьер – описание дома в произведении.

Вспомогательные элементы сюжета

Существует еще и ряд вспомогательных элементов сюжета. Первым среди них следует считать пролог (греч. pro logosпредисловие) — повествование, обычно краткое, не связанное непосредственно с событиями, которые определяют движение сюжета, и дающее представление о предшествующей жизни персонажей.

Ближе к прологу предыстория. Как и пролог, предыстория дает сведения о свершившемся прежде, чем начал развертываться данный сюжет, но предыстория может располагаться в любом месте произведения.

Внесюжетные элементы

К внесюжетным элементам относится и авторское отступление, в котором писатель выражает свое отношение к какому-либо герою или проблеме (размышления автора об огромных возможностях русского народа и о двух типах писателей в «Мертвых душах»).

В том же ряду стоит и вставная новелла (итал. novellaновость) — краткий рассказ с самостоятельным сюжетом, на первый взгляд, не имеющий непосредственного отношения к происходящему в произведении, но на самом деле помогающий его осмыслению. Как и предыстория, авторское отступление и вставная новелла не имеют жестко фиксированного местоположения в произведении.

Последний из внесюжетных элементов — эпилог (от греч. epiпосле, logosслово, букв, «послесловие»). В эпилоге содержатся сведения о дальнейшей судьбе героев, после разрешения основного конфликта произведения.

Контрольные вопросы:

1. Как соотносятся сюжет и фабула? На основании чего становится возможным подобное разделение?

2. Чем сюжет отличается от мотива?

3. Какова функция вспомогательных элементов сюжета в произведении?

Лекция 9. Композиция литературного произведения

Композиция (лат. compositio) соответственность, взаимосвязь всех составляющих произведение частей, эпизодов, образов. Термин произошел от латинского глагола componere, что значит складывать, строить, оформлять.

Композиционный талант, т.е. умение гармонично располагать элементы сюжета, может быть дан поэту от природы, будучи результатом скорее художественной интуиции, чем выучки.

История композиции

Уже в классический период древнегреческой литературы проблеме композиции посвящались теоретические работы. Аристотель выдвинул знаменитое требование «соразмерности«: «прекрасное состоит в величии и порядке».

В эпоху Возрождения был принцип «нитки с бусами», то есть составление произведения из ряда новелл. Таковы произведения Дж. Бокаччо, Дж. Чосера и других авторов XIV-XV веков. (Именно по такому принципу соединены главы в повести Н. Лескова «Очарованный странник», каждая новая история, происходящая с Иваном Флягиным, словно бусина нанизывается на общую нить повествования).

Другим моментом, на котором держалась композиция просветительского романа, была биография героя. Позднее к этому же приему нередко прибегал и Ч.Диккенс. Этот принцип построения романа в комплексе с другими сохранился в реалистической литературе на протяжении XIX и XX веков.

Композиция в XX веке

Значительное влияние на композицию современного романа оказала, в частности, теория «точек зрения», разработанная американским писателем конца XIX в. Генри Джеймсом. Одно и то же событие романисты, вслед за Г. Джеймсом, стали подавать через восприятие различных героев.

В XX веке стал широко применяться метод кинематографического или калейдоскопического построения художественных произведений, при котором изображаемые эпизоды часто сменяя друг друга, происходят в разных местах и в разное время. Так, Э. Хемингуэй в цикле рассказов «В наше время» легко переносит читателя из Европы в Америку, изображая мало или вообще не связанные между собой события.

Заметно повлияло на компоновку современных романов и теория «потока сознания» Уильяма Джеймса. Представители так называемой «литературы потока сознания» (М.Пруст, В.Вулф, Дж. Джойс и др.) стали в центр изображения ставить сознание главного героя. Все внешние события рассматривались через призму этого сознания. Естественно, что это радикально влияло на композицию произведения.

Контрольные вопросы:

1. В чем состоит суть требования «соразмерности», предложенного Аристотелем?

2. Какие изменения произошли с классической композиционной схемой в XX веке?

3. На чем строится композиционное единство произведения?

Сюжетные элементы

Конфликт развивается по мере движения сюжета. Стадии развития конфликта получили название сюжетных элементов. Это экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.

Решающим для определения элементов сюжета является характер конфликта в каждый данный момент. Итак, экспозиция – это часть произведения, как правило, начальная, которая предшествует завязке. Она обыкновенно знакомит нас с действующими лицами, обстоятельствами, местом и временем действия. В экспозиции конфликт еще отсутствует. Завязка — момент возникновения или обнаружения конфликта. Далее следует развитие действия, то есть ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешить конфликт, но тот тем не менее приобретает все большую и большую остроту и напряженность. Важная черта в мастерстве построения сюжета – так нагнетать перипетии, чтобы не допустить возможности преждевременного разрешения конфликта. Наконец, конфликт доходит до момента, когда противоречия больше не могут существовать в своем прежнем виде и требуют немедленного разрешения, конфликт достигает максимального развития. На эту же точку по замыслу автора обыкновенно приходится и наибольшее напряжение читательского внимания и интереса. Это – кульминация. Вслед за кульминацией в непосредственной близости к ней (иногда уже в следующей фразе или эпизоде) следует развязка – момент, когда конфликт исчерпывает себя, причем развязка может либо разрешать конфликт, либо наглядно демонстрировать его неразрешимость.

В некоторых произведения могут быть не одна, а несколько сюжетных линий, и у каждой свой набор сюжетных элементов; также может быть не одна, а несколько кульминаций, псле каждой из которых создается видимость ослабления конфликта и действие слегка идет на спад, а затем опять начинает восходящее движение к следующей кульминации. Кульминация в этом случае часто представляет собой мнимое разрешение конфликта, после которого читатель может перевести дух, но тут же новые события приводят к дальнейшему развитию сюжета, оказывается, что конфликт не исчерпан, и т.д. до новой кульминации.

Типы сюжетов

Существуют сюжеты двух типов. В первом типе развитие действия происходит напряженно и сколько возможно стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя, сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную содержательную нагрузку. Этот тип сюжета называется динамическим.

В другом типе сюжета, адинамическом, развитие действия замедлено и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса (у читателя не появляется специфического напряженного ожидания: «А что случится дальше»), элементы сюжета выражены нечетко или вовсе отсутствуют (конфликт при этом воплощается и движется не с помощью сюжетных, а с помощью иных композиционных средств), развязка либо вовсе отсутствует, либо является чисто формальной, в общей композиции произведения много внесюжетных элементов, которые часто перемещают на себя центр тяжести читательского внимания.

Динамические сюжеты, как правило, построены на локальных конфликтах, адинамические – на субстанциальных.

Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт (коллизия)

Определение 1

Сюжет – это система событий и отношений между персонажами, развивающихся в пространстве и времени.

Элементы сюжета

Основными элементами сюжета являются:

  • Экспозиция
  • Завязка
  • Развитие действия
  • Кульминация
  • Развязка.

Экспозиция – это элемент сюжета, который содержит описание жизни персонажей до того момента, как они начнут действовать в художественном произведении.

Наличие экспозиции для современной литературы не очень показательно, так как писатели редко прибегают к развернутым описаниям, предваряющим действие произведения.

Завязкой называется исходный эпизод сюжета. Как правило, завязка появляется в самом начале произведения, однако бывают ситуации, когда она возникает в его середине и даже в конце. Например, в «Мертвых душах» о решении Чичикова скупить мертвые души читатель узнает уже в конце произведения. часто художественное произведение начинается с внезапно, немотивированной завязки, которая придает действию загадочность и остроту. Как правило, на интригующей завязке строятся детективные повести и романы.

Дальнейшие действия персонажей способствуют развитию действия. Оно, в свою очередь, подготавливает кульминацию произведения.

Кульминация – это момент наивысшего напряжения действия в произведении, так называемая «точка кипения». В этот момент конфликт достигает своей наибольшей остроты и приводит к столкновению героев.

Затем наступает развязка.

Развязка – это финал действия, завершающая часть сюжета. Здесь происходит разрешение конфликта, добавляются последние черты к психологическим портретам героев произведения. она мотивируется всем ходом событий. Достаточно часто произведение начинается с развязки (например, убийство в детективном жанре), затем разворачивается повествование о предшествующих событиях.

Источники развития сюжета. Ситуация

Сюжет произведения состоит не только из событий, но также и временных статических положений персонажей. Такие положения называются ситуациями. Б. В. Томашевский дает следующее определение.

Определение 2

Ситуация (положение) – это взаимоотношения персонажей в каждый данный момент.

Например, герой испытывает чувства к героине, однако она любит его соперника. Развитие фабулы в общем можно охарактеризовать как переход от одной ситуации к другой. Возникает вопрос о причинах такого изменения либо перехода. В ситуации может быть заключена некая предпосылка перемен, внутреннее противоречие, требующее исхода. По утверждению Б. В. Томашевского, даже типичная ситуация является ситуацией с противоречивыми связями – разные персонажи разным образом стремятся изменить ситуацию. Когда такое противоречие уже выявлено либо изменение уже началось и стало очевидно, что противоречие приведет к какому-либо очередному событию, это значит, что ситуация превратилась в коллизию. Такое обострение ситуации и дальнейший переход ее в коллизию ярко выделяется в драме, причем очевидно, что подобное обострение происходит не всегда. Поэтому суждение Б. В. Томашевского о том, что любая ситуация характеризуется различием интересов – борьбой между персонажами и коллизией, нельзя считать абсолютно справедливым. Справедливее будет суждение Гегеля о том, что основу коллизии составляет нарушение, а в качестве простого повода к действию коллизия сохраняет характер ситуации.

Конфликт (коллизия)

Понятие конфликта используется для обозначения возникающих в жизни и воспроизведенных в литературе противоречий. Как правило, о конфликте говорят в том случае, когда присутствует острое противоречие, проявляющееся в столкновении и борьбе героев. Также такая борьба может происходить и внутри сознания героя. Обычно конфликт выражается в сюжете произведения, организует его. Желание героев получить что-либо, неудовлетворенность, их стремление чего-либо избежать заставляют их совершать какие-либо поступки. В каждом литературном произведении формируется своя система конфликтов, которая может быть многоуровневой, что делает сюжет сложнее.

Особенности конфликта зависят от рода литературы. Особенно большие возможности изображения коллизий характерны эпосу и драме. При этом для драматического рода в целом характерны конфликты более острые, часто выражающиеся в диалогах действующих лиц. В. М. Волькенштейн любую драматическую реплику в диалоге рассматривал как «удар» в борьбе между героями, который либо достигает своей цели, либо нет. Диалог персонажей он рассматривал как неумелое или умелое парирование и нанесение ударов.

В лирике о конфликте говорить сложно, так как здесь видеть противоборствующие начала можно крайне редко. Однако в стихотворении может присутствовать ощущение дисгармонии, тоски. Часто в основе стихотворения находится антитеза – мир и герои, нынешнее и прежнее состояние героя. В этом случае можно говорить о конфликтности в произведения лирического рода.

Сходные конфликты могут совершенно по-разному воплощаться в сюжете, каждый раз появляются новые возможности его разрешения и проявления. Глобальный конфликт в полном объеме воплощается в произведениях одного автора, авторов одного направления, одной эпохи.

Определение 3

Конфликт, который возникает в сознании одного героя, называется внутренним.

Например, в пьесе «Гроза» А. Н. Островского изображается внутренняя борьба Катерины, которая хочет быть счастливой и стремится встречаться с Борисом, однако понимает преступность такой любви.

В русской литературе 19-20 веков часто встречается прямое изображение внешне конфликтных отношений между персонажами, их борьбой за свои взгляды и права. Сама атмосфера жизни персонажей многих произведений пронизана неуверенностью, дисгармонией, противоречиями. Поэтому можно говорить о скрытом и открытом конфликтах. В зависимости от того, в конце произведения исчерпывается конфликт или нет, можно говорить о конфликте устойчивом или разрешенном. При этом разрешение конфликта не всегда бывает разумным и гармоничным.

В произведении может присутствовать не один конфликт, а несколько. Например, в «Горе от ума» можно увидеть два конфликта – идейный и любовный.

Таким образом, такие элементы сюжета, как событие, ситуация и коллизия связаны между собой. При этом необходимо их различать при анализе сюжета произведения, особенно это касается произведений эпического и драматического рода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *