Основные темы в творчестве пушкина – Attention Required! | Cloudflare

Основная тематика произведений Пушкина📕

Библиотека произведений Александра Сергеевича Пушкина очень богата. Она содержит работы разных жанров и на разные темы. Все творчество поэта литературоведы делят на несколько периодов. Всего их пять и каждый из них связан с определенным событием в жизни Пушкина: окончание лицея, южная ссылка и другие.

На вопрос: “Что же стало предметом лирики Александра Сергеевича?”- нельзя ответить однозначно.

Он писал и о любви, и о дружбе, и о Родине, затрагивал в том числе и философские темы. Вполне можно сказать, что предметом его лирики стало

все.

Но, наверное, главной и основной для поэта стала тема любви, которую он воспевал, а в самом начале своего творчества возвышал и возводил в ранг самых ценных человеческих чувств, как, например, в его стихотворении “Любовь одна – веселье жизни хладной”:

. Стократ блажен, кто в юности прелестной

Сей быстрый миг поймает на лету;

Кто к радостям и неге неизвестной

Стыдливую приклонит красоту!

Но постепенно с взрослением и развитием своего творчества, поэт переосмысляет данную тему. Он начинает уделять большое внимание чувствам и переживаниям женщины, а также наслаждаться даже грустью любви:

.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою.

Еще одним направлением в творчестве Пушкина является тема дружбы. Произведения на данную тему в основном посвящены друзьям лицейской поры поэта: И.

Пущину, А. Дельвигу, и В. Кюхельбекеру. Дружба в юности воплощала для Пушкина беззаботность и радость.

Тема дружбы, как и тема любви, постепенно эволюционирует. Писатель начинает видеть в ней трагичность, печаль, разочарование от потери близких друзей. Особо остро такие мотивы чувствуются в его произведении “Двенадцатое октября”:

Печален я: со мною друга нет.

. Я пью один, и на берегах Невы

Меня друзья сегодня именуют.

Но многие ль и там из вас пируют?

Еще кого не досчитались вы?

Следующей важной и громкой темой в Пушкинской лирике стала тема свободы. Во многих произведениях поэта можно увидеть мотивы свободолюбия, желания ограничения абсолютной власти царя, например, в оде “Вольность”:

. Владыки! вам венец и трон

Дает закон – а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Александр Сергеевич в ней обращается к власти, в строках звучит явный призыв к ограничению полномочий царя Законом, то есть Конституцией.

Позже автор отходит от строго политического понимания свободы и проявляет интерес к свободе простого русского человека.

То есть, данная тема тоже по – своему эволюционирует. Это хорошо заметно в стихотворении “Деревня”:

. Увижу ль, о друзья! народ угнетенный

И рабство, падшее по манию царя.

Апогеем гимна свободе, уже личной, становится произведение “Из Пиндемонти”, где есть строка:

. Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.

Конечно, говоря о творчестве Пушкина, нельзя обойти одну из глубоких философских тем, тему поэта и поэзии. Александр Сергеевич осознавал, что поэт в обществе одинок и часто может быть не понят, что шум и похвала толпы лишь периодична и непостоянна, временна. Это очень ярко звучит в одном из его стихотворений:

. Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Еще одним из произведений на данную тему стал “Памятник”. В нем звучит вера в то, что творчество поэта бессмертно, что оно останется в сердцах его почитателей и что сам поэт после смерти останется жив благодаря своим творениям, что подтверждают строки:

. Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

Лирика великого Александра Сергеевича с течением лет не теряет своей актуальности, ведь автор затронул самые живые и насущные даже для наших дней темы, вечные темы, в каждой из которых наблюдается постепенная эволюция мыслей, чувств лирического героя. Творчество, лирика Пушкина развивались вместе с ним, с его духовным миром, его воззрением на все окружающее.

schoolessay.ru

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

ТЕМА УРОКА:

Творчество А.С Пушкина.

Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

Анализ стихов.

Невозможно повторить Пушкина.

Н.В.Гоголь

Читая Пушкина, можно великолепным образом

 воспитывать в себе человека

В.Г. Белинский

Тип: практическое занятие по анализу поэтического текста, СНЗ.

Методы: репродуктивный, творческое чтение.

Цели урока: 

  1. Определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина
  2. Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  3. Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
  4. Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Вступит слово преподавателя.

3. Фронтальный опрос: биография Пушкина.

4. Новая тема. Слово преподавателя.

Работа может быть групповой (весь класс разделе на минигруппы, которые отвечают за определенную тему  в лирике поэта) или коллективная работа.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА

1. Гражданская тема:  «Лицинию», ода «Вольность», (1818 призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Деревня» (1819) — (восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона»), «Узник», «Зимний вечер», «Арион»,  «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2. Патриотическая тема: «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.

3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)

4. Тема дружбы: «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»

5. Тема поэта и поэзии: «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,

6. Тема родины и природы: «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)

7. Философская лирика: «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…»,  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836

К Чаадаеву (1818)

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит ещё желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Дан портрет всего поколения той эпохи; лирический  герой ставит перед собой ясные цели, верит в светлое будущее. Послание пронизано духом гражданственности, патриотизма, надеждой на будущее возрождение страны.

Лирический  герой готов жертвовать собой во имя Отчизны.

«Деревня»(1818)

1. Каков смысл риторического вопроса в конце стихотворения?

2. Как идеи стихотворения «Деревня» перекликаются с идеями декабристов?

Вывод: В стихотворении «Деревня» поэт обличает крепостничество. Поэт-мечтатель превращается в поэта- гражданина, личная свобода которого неотделима от свободы народа. Свобода, по мнению А.С. Пушкина, должна быть закреплена в законе (конституции).

***

Во глубине сибирских руд (1827)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Жанр-послание; главная тема – дружбы, поэт поддерживает друзей в трудную минуту, не отворачивается от них.

Он не утратил веры в идеалы декабристов, в их благородном стремлении – помочь простому народу. Тема- вера автора в торжество справедливости. Идея – родина не забудет подвиг декабристов.

1. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

2. Какие образы помогают понять отношение А.С. Пушкина к декабристам?

3. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Вывод: А. С. Пушкин разделяет взгляды декабристов, их «дум высокое стремленье», благородство их помыслов. Понятие «свобода» связано с политическими преобразованиями:

«Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут»

***

Телега жизни (1823)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас: нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

***

«МАДОННА» (1830)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

***

«Дар напрасный, дар случайный» (26 мая 1828)

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

***

Я вас любил: любовь ещё, быть может  (1829)

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Тема – повесть о неразделенной любви; Идея – несмотря на безответное чувство, герой желает своей возлюбленной  огромной любви. Прошедшее время по форме, но еще настоящее по смыслу и содержанию. Это исповедь – признание поэта, а не обращение к определенной женщине.

1. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

2. Можно ли считать, что в стихотворении А.С. Пушкина проявилась его «лелеющая душу гуманность» (В. Г. Белинский)? «Гуманность»- человечность, благодушие, человеколюбие, любовь к ближнему.

«На холмах Грузии…»1829

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

Тема – высокое чувство любви; Идея – «сердце не любить не может»

К *** (1825)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, с которой поэт познакомился в Петербурге (1819), а летом 1825г встретился в Тригорском (соседнее с Михайловским селом). Поэт вручает это стихотворение, как подарок Анне Петровне в день её отъезда из села. 3 части: первая встреча, годы разлуки, новая встреча с Керн. В данном стих-и «любовь» не столько чувство, сколько состояние души поэта (изменение душевного состояния).

Тема – роль любви в жизни человека. Идея – жизнь бессмысленна без любви.

***

Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень  юной, очаровательной женщиной. Его воображение   поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет — генерала Ермолая Федоровича Керн. А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже «Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним»

Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока… Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу. Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн, которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В  течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…

И вот перед нами другой портрет — бледная, задумчивая девушка, дочь  Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери…   В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное… Такой в марте 1839 года ее впервые увидел  Михаил Иванович Глинка. В продолжение  вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у  нее появились ноты романса Глинки «Я помню чудное мгновенье». Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое.)

**

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды —

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

***

Пророк  (1826)

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

Тема – черты и свойства характера, которыми должен обладать поэт (в отличие от обыкновенного человека), чтобы в полной мере выполнить свое предназначение.

Идея – только  на самом жарком накале своих чувств поэт способен создать высокохудожественное произведение, полностью посвятив себя эту делу. Нужна высокая цель, идея, во имя которой поэт творит.

 «Зимний вечер» 1825

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

***

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»  (1836)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца

Жанр: величественная ода. Стихотворный размер – 6-ти стопный торжественный ямб.

Тема – полная достоинства оценка поэта совершенного им дела; Идея- главное в поэтическом творчестве – величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи. Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.

«Это одновременно исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.В. Виноградов).

ВОПРОСЫ для самопроверки.

1.  «Глаголом жги сердца людей». Какими чертами, по мнению Пушкина, должен обладать поэт?

2. Проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3 Назовите ведущие темы и мотивы пушкинской лирики. Прочитайте наизусть и проанализируйте одно из ваших любимых стихотворений поэта.

4 В чем вы видите особенности пушкинского романтизма? В каких произведениях они особенно отчетливо проявляются? Приведите примеры из известных вам лирических и лироэпических произведений поэта.

5 Чем обусловлена эволюция творческого метода Пушкина, его обращение к реализму? Как сочетались романтическое и реалистическое начало в творчестве поэта в период Михайловской ссылки и последующие годы? В. Г. Белинский говорил о «лелеющей душу гуманности» поэзии А. С. Пушкина. Раскройте на конкретных примерах гуманистическую сущность лирики поэта. В чем ее значение для воспитания чувств читателя?

6.  Каково значение творчества А. С. Пушкина для русского общества и развития отечественной литературы?

7.  Большинство произведений Пушкина легло в основу музыкальных творений известных русских композиторов и воплотилось в романсы, арии, оперы. Какие из произведений поэта положены на музыку? Назовите имена композиторов. Какие особенности произведений А. С. Пушкина сделали возможным их

nsportal.ru

Основные темы стихотворений А. С. Пушкина — История и Литература

Основные темы стихотворений А. С. Пушкина

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве разработал множество тем, которые стали традиционными для множества других русских поэтов. Основные темы стихотворений А. С. Пушкина, являются темы свободолюбия, назначение поэта и поэзии, любовь ж дружба, родина, философская проблематика.

Вольнолюбивый дух присущ многим его произведениям. Он обнаруживается уже в оде «Вольность» 1817 г.). Пушкин утверждает свободу и справедливость как нравственные и политические идеалы, что близко воззрениям декабристов. Достижение этих ацеалов возможно с помощью мудрых законов, обязательных для царя и для народа. Пушкин считает, что :-существлять благородные цели с помощью насилия нельзя. Но самодержавная власть в России не признает справедливых законов и душит свободу. Об этом гневно и страстно он говорит, в стихотворении «К, Чаадаеву» (1818 г.). Пушкин верит, что будущее за теми, кто «свободою горит» и у кого «сердца для чести живы». Именно их имена напишут на «обломках само-:.-астья», которое неизбежно рухнет. В стихотворении «Деревня» (1819 г.) объектом критики является крепостное право. Стихотворение можно разделить на две части. В первой части поэт восхищается красотами русской природы. Во второй части говорит о произволе русских помещиков, присвоивших себе «и труд, и собственность, и время земледельца». Крестьянские дочери цветут «для прихоти бесчувственной, злодея». Пушкин считает, что необходимо отменить крепостное право. Это должно совершиться «по манию царя».
После подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет темы верности поэта его идеалам. Об этом он заявляет в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» (1827 г.) и в аллегорическом стихотворении «Арион» (1827 г.). В последнем Пушкин подтверждает верность идеалам своей юности: «Я гимны прежние пою…»
Дружба являлась одним из нравственных идеалов его жизни. Основные темы стихотворений А. С. Пушкина, темы дружбы затронута в стихотворениях «19 октября 1827 года», «Воспоминания в Царском Селе» (1829 г.). Общение с друзьями всегда помогало Пушкину в трудные моменты его жизни. Светлой датой была для Пушкина лицейская годовщина.

Другими нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская красота. Возвышенные стихотворения на эту тему; «К*** («Я помню чудное мгновенье…»)» (1825 г.), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829 г.). Прекрасная женщина обожествляется поэтом и является источником вдохновения.

В творчестве Пушкина встречаются стихотворения, в которых поэт говорит об одиночестве и отчаянии. Например, «Узник» (1822 г.), «Свободы сеятель пустынный…» (1823 г.), «Дар напрасный, дар случайный…» (1828 г.). Но для всего творчества характерно светлое начало.

Философские мысли о добре, зле, жизни, смерти занимают значительное место в наследии поэта. В «Вакхической песне» (1825 г.) поэт провозглашает любимые компоненты жизни: разум, любовь, музы. Строчка из этого стихотворения стала афоризмом: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» Афоризмами стали многие строчки из наследия Пушкина.

В стихотворении «Анчар» (1828 г.) образ ядовитого дерева символизирует мировое зло. Мудрая природа поместила дерево в пустыне. Главным виновником распространения зла по свету стал «непобедимый владыка», пославший за ядом своего раба.

К смерти Пушкин относится спокойно и мудро, В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных.-» (1829 г.) автор отмечает, что жизнь вечна. Завершают стихотворение строчки:

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

В лирическом стихотворении «…Вновь я посетил…» (1835 г.) снова звучит Темы бесконечности бытия. Поэтом найдены очень теплые слова об уголке земли, где он «провел изгнанником два года незаметных». » К
Пушкин всегда был неравнодушен к природе. Стихотворение «Зимнее утро» (1829 г.) ярко воспроизводит картину зимы.- В стихотворениях «Кавказ» (1829 г.), «Обвал» (1829 г.) найдены точные слова для описания горного края.

Стихотворное наследие Пушкина отражает жизнь во многих ее проявлениях. Оно раскрывает личность самого поэта, его искренность, порывы души, гражданское мужество.

О целях своего творчества Пушкин сказал в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 г.):

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я
Свободу И милость к падшим призывал.

Сочинение: Основные темы стихотворений А. С. Пушкина

historylib.net

Помогите пожалуйста Напишите характерные черты творчества Пушкина и основные произведения

Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе») , политические мотивы, протест против крепостничества («Лицинию») , вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок») , которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Моя эпитафия» , «Завещание» , «Элегия» , «Желание») , но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя. Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы. Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного периода. Появляются и «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В качестве индивидуальных домашних заданий можно предложить сильным учащимся проследить особенности романтической композиции и стилистики одной из «южных» поэм. В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия «Борис Годунов» , которую школьникам предстоит обсудить на уроке внеклассного чтения. В период после поражения декабристского восстания (1826-1830 гг. ) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях «В Сибирь» , «Арион» , «Анчар» . Вольнолюбивые стихи Пушкина занимают в его творчестве центральное место, они полны жгучей ненависти к «самовластительным злодеям» на троне, и «барству дикому» , жестоко угнетающему народ. Для Пушкина идея свободы неразделима с Отечеством, с идеей патриотизма. Об этом он пишет в послании «К Чаадаеву» , которое превращается из дружеского послания в политическое. В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть («Брожу ли я вдоль улиц шумных…») . 30-е годы — вершина творчества Пушкина. Завершен «Евгений Онегин» , лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии. характерные черты творчества и произведения Пушкина и других писателей и поэтов http :// 5litra.ru/other/table/953-otlichitelnye-cherty-v-tvorchestve-poetov-s4.html 1. Личная свобода оказывается самой главной ценностью жизни, только такая свобода оказывается благом не только для самого поэта, но и для общества в целом. 2. Любовь и вдохновение, любовь и творчество. Романтические образы. 3. Впервые заявил, что поэт пророк, его дар – божественный дар. 4. «Друг» — это обращение для Пушкина означает высшую степень доверия и любви. Дружба – великая нравственная идея. 5. В пейзажной лирике важен не только и не столько пейзаж, сколько те настроения и мысли, которые он рождает в душе поэта. Например, эпитеты с семантикой печали часто сопровождают пейзажную лирику Пушкина Михайловского периода: «двор уединенный, печальным снегом занесенный» , «наша ветхая лачужка и печальна, и темна» Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы…») . Деревня Песнь о вещем Олеге. Узник. «Свободы сеятель пустын­ный…» . К морю. «Я помню чудное мгновенье… » 19 октября (1825 г.) . Арион. Пророк. И. И. Пущину. «Мой первый друг, мой друг бесценный…» ) «Во глубине сибирских руд… » Поэт. Анчар. «На холмах Гру­зии…» . Зимнее утро. «Я вас любил…» . Поэту. Бесы. «Пора, мой друг, пора» . «Вновь я посетил…» . Из Пиндемонти. «Я памятник себе воздвиг.. . »

touch.otvet.mail.ru

Сочинение «основные темы творчества а с Пушкина» помогите пожалуйста

Главная тема — размышления о назначении поэта, проблема поэтической славы, преодоление смерти через известность. (в стихотворении «Пророк»,»Арион», «Памятник», «Разговор книгопродавца с поэтом»,»Поэт»,»Поэт и толпа», «Поэту»,»Эхо» и др. Каждое из стихотворений раскрывает какую-то новую грань темы и развивает идеи и образы предшествующих. Тема любви в лирике Пушкина была основной. На разных этапах жизни любовь в его стихотворениях приобретала различные оттенки. Во времена учебы в лицее он написал поэму «Монах», где превозносил любовь, относился к этому чувству со всей нежностью и трепетом: Строки сии тебе я посвящаю, Одушеви перо мое, любовь! Тема любви в творчестве Пушкина приобрела иной оттенок, когда поэт познал настоящие и многогранные чувства, он стал ее называть не только «сладостной наградой», а и «отравой наших дней». Юный Пушкин посвятил восхитительной Анне Керн одно из лучших своих произведений «Я помню чудное мгновение… «, где говорит об идеальном, возвышенном чувстве. Одним из самых известных произведений, посвященных Наталье Гончаровой, является «Мадонна»: Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. Еще одно свое знаменитое стихотворение «Я вас любил…» Пушкин написал в 1829 году вместе с еще одним своим шедевром — «Что в имени тебе моем?..». Изначально произведение было вписано в альбом Каролины Собаньской, в которую поэт долго и безнадежно был влюблен. «Я вас любил…», лирическое чувство в нем передается чрезвычайно немногословно, но удивительно афористично и выразительно. Пейзажная лирика Пушкина В его стихах отражены многочисленные образы картин природы и стихий, различные времена года, из которых поэт больше всего любил осень. Пушкин проявил себя настоящим мастером пейзажной детали, певцом русских пейзажей, живописных уголков Крыма и Кавказа. Основные темы, мотивы лирики Пушкина всегда, так или иначе, связаны с окружающей природой. Философская лирика Пушкина Пушкинская философская лирика вмещает в себя осмысление поэтом нетленных тем человеческого существования: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла, природы и цивилизации, человека и общества, общества и истории. Важное место в ней принадлежит темам дружбы (особенно в стихах, посвященных лицейским товарищам), преданности идеалам добра и справедливости (в посланиях к бывшим лицеистам и друзьям-декабристам), искренности и чистоте нравственных отношений (в стихах-размышлениях о смысле жизни, о родных и близких поэту людях). Философские мотивы сопровождают лирику поэта тем чаще, чем старше он становится. Наиболее глубоки в философском плане последние стихи Пушкина, написанные незадолго до его гибели. Словно поэт, предчувствуя свой уход, боялся недосказать, недодумать и недочувствовать, желал передать потомкам всего себя без остатка. Гражданская лирика Пушкина ражданская тематика в лирике Пушкина раскрывается через мотивы любви к родине, через чувство национальной гордости за ее историческое прошлое, через решительный протест против самодержавия и крепостного права, угрожающего исконной свободе человека как личности. Основные мотивы лирики Пушкина гражданской направленности – это темы свободы и внутренней человеческой силы. Свободы не только политической, заключающийся в служении высоким общественным идеалам, основанным на принципах равенства и справедливости, но и внутренней свободы каждого человека, которую никто не в силах отнять. Главная составляющая стихов гражданской тематики – осуждение тирании и любых форм закрепощения человека, воспевание свободы внутренней, личностной, чувстве собственного достоинства.

1. Про любовь 2. Про жиссь. 3. Вааще пра всё остальное

Теперь есть категория Домашние задания (жирным шрифтом вверху списка) — там и Литература есть, иди туда.

touch.otvet.mail.ru

Основные темы творчества А. С. Пушкина📕

Одной из характерных особенностей А. С. Пушкина как поэта была чрезвычайная разносторонность его творческого таланта. Лирика была для поэта как одна из возможностей передавать свои чувства и настроения, участвовать в общественно-политической и литературной жизни России.
Эта же тема, тема вольности и борьбы с самодержавием, звучит и в стихотворении “К Чаадаеву”. Пушкин призывает отчизне посвятить “души прекрасные порывы”, бороться за ее свободу. Любовь к родному краю для него связана с борьбой, и он верит в неизбежность падения

самодержавия и освобождения русского народа: “Взойдет она, звезда пленительного счастья!” Лучшим примером политической лирики А. С. Пушкина есть стихотворение “Деревня”, в котором благодаря средства противопоставления ярко и четко подчеркивается несправедливость и жестокость крепостного права.
Его страстное желание – увидеть “народ неугнетенный” и “прекрасную зарю свободы просвещенной”. Тема свободы, борьбы, счастья народа проходит через все творчество поэта. Здесь и его “Сказки”, стихотворения “В Сибирь”, “Арион” и другие.
Много замечательных стихов посвятил Пушкин прекрасному чувству – дружбе. По характеру очень общительный Пушкин имел много друзей. Это в первую очередь его друзья из лицея, которым он ежегодно посвящал свои стихи. Дружба была для него той силой, которая соединяет людей в крепкий союз на всю жизнь, придает бодрости в жизненной борьбе.
Среди стихов Пушкина значительное место принадлежит тем, в которых поэт с исключительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Любовь к ней получила свое художественное отражение в стихах, поэмах, романе “Евгений Онегин”. Сначала его стихи имеют романтический характер, например стихотворение “К морю”. Поэтическая картина моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе, судьбе изгнанника, и о судьбах народов. Море кажется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощной и гордой красоты.
В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную. но милую его сердцу красоту родной природы. Какие замечательные его картинки осени, зимы в романе “Евгений Онегин”, описания замечательной крымской природы в “Бахчисарайском фонтане”. Всем известны его стихи “Зимний вечер”, “Зимнее утро”, “Облако”, “Опять я посетил” и другие.
Не раз тема любви сливается в стихах Пушкина с лирическим пейзажем, который так гармонирует с тем чувством, которое владеет поэтом. Особенно это прослеживается в стихах: “Кто знает край, где небо блеснет”, “На холмах Грузии лежит ночная мгла”.
Но особенно хочется остановиться еще на одной теме – это размышления о судьбе поэта, его назначение в условиях жестокой николаевской реакции.

За публикацию рассказа без разрешения начальства Куприн был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах. Интересным литературным явлением была серия очерков “Киевские типы”. Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей “дна”, характерные для всей России.
Здесь встречаются образы студента, квартирной хозяйки, паломницы-ханжи, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб.

Ведущие темы лирики и. Гражданская лирика. (Пушкин осуждал деспотизм самодержавия, был против крепостного права. Свое отношение к устройству государства смело вы – словив в стихах “Вольность”, “Деревня”, “К Чаадаеву”, “Анчар”, Теме восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 и друзьям-декабристам посвящены стихи “Арион”, “Во глубине сибирских руд”).
2. Размышления о месте поэта и поэзии в обществе. (Пушкин считал, что поэзия призвана очищать людей. Поэт должен иметь острый слух и зрение, чем обычные люди, и бесстрашно говорить истину людям. Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищает человека. Даже тогда, когда ему не отклика, любовь – дар жизни
“Я помню чудное мгновенье” – одно из самых проникновенных, трепетных, гармоничных стихотворений Пушкина, относящихся к любовной тематике. Оно автобиографично и посвящено Анне Петровне Керн
Эмоциональная тональность следующих строф также не снижается.
Там рано жизнь тяжелая бывает для людей.
Там за утех несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей.
Друг! этот край. моя Отчизна!
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. Что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!
Имеется, я не Байрон, я другой,
Еще Неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
В стихотворении “Пророк” (1841)

schoolessay.ru

Истоки творчества Пушкина: основные темы лирики

 

С самого детства у А.С. Пушкина была масса возможностей для образования: в доме его родителей имелась богатая библиотека, в гости к ним часто приходили самые интеллектуальные и образованные люди страны.

Дядя будущего поэта, Василий Львович Пушкин, и вовсе был знаком с такими государственными величинами, как, например, М. Сперанский. Именно он помог устроить Пушкина в Царскосельский лицей, откуда в 1817 году тот вышел уже настоящим поэтом.

Первый литературный опыт

Первые его литературные опыты состоялись именно в лицейские годы: большое влияние на творчество Пушкина оказала поэзия Державина и Жуковского, а также кулуарные стихотворные развлечения одноклассников-лицеистов, среди которых принято было писать друг для друга или по какому-то особенному поводу стихи.

Основные же мотивы лирики Пушкина, сформировавшиеся уже после окончания лицея, были довольно новы для русской литературы. Но впоследствии они стал ведущими для большинства поэтов XIX века.

Основные темы лирики Пушкина

Одной из главных в лирике Пушкина стала тема свободы. Причем взгляды поэта на свободу менялись по мере его взросления: сперва Пушкин понимает под свободой исключительно свободу политическую, он стремится бороться с тиранической властью во всем мире.

Позднее он отдельно выделяет свободу поэта, у которого своя судьба в этом мире. Он ценит свободу творчества и отрицает всякую возможную власть человека над человеком.

Патриотические мотивы в лирике Пушкина тоже менялись на протяжении всего его творческого пути. Сначала Пушкин — это свободолюбивый человек, который борется с тиранией, однако потом он становится ценителем монархической власти.

Его лирический герой всегда чувствует себя неким звеном в цепи поколений. Пушкин много писал о своих предках, о необходимости уважать свои корни, предков и родину.

В любовной лирике Пушкина эволюция проходит очень красиво. В раннем его творчестве образ женщины всегда очень конкретен, сразу ясно, кому предназначены стихи.

В зрелые же годы Пушкин заменяет образ определенной женщины на некий идеал чистой красоты, воспевает лишь прекрасное женственное начало. В таких стихах не понятно, о ком именно идет речь.

Дружеская лирика также делится на два вида: представление о дружбе как о политическом союзе единомышленников (стихи, посвященные декабристам) либо как о неком священном братстве, которое вне всяких идей и влияний (стихи для лицеистов). (Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября»)

Пушкин в теме поэта и поэзии сводит к осознанию роли и задач писателя. В ранние годы он считает, что поэт должен быть пророком, несущим людям знание об истинах. Поэт — это посланник бога на земле.

Однако к 1820-м годам Пушкин переосмысляет роль поэта и приходит к выводу, что поэту не следует оглядываться на признание или понимание толпы, поэт должен оценивать себя сам. Поэзия — лишь источник наслаждения, поэт никому ничего не должен, искусство не обязано нести пользу обществу.

Главной своей заслугой Пушкин считал воспевание поэзии, политической и творческой.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Страницы биографии Пушкина: Пушкин и его современники
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspПушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» (1825)

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о