Особенности модернизма в литературе – Понятие модернизма Течения модернизма, их характеристика, Понятие авангардизма Авангардистские течения в мировой литературе — История зарубежной литературы XIX

Модернизм в литературе — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Модернизм в литературе — явление в литературе конца XIX — начала XX века, характеризуемое отходом от классического романа в пользу поиска нового стиля и радикальным пересмотром литературных форм. Является частью общего направления в искусстве — модернизма (от лат. modernus — «современный, недавний»).

Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов[1]. На смену модернизму пришёл постмодернизм.

Особенности

Модернизм в литературе стал закономерным итогом развития художественного сознания и перехода от классического восприятия автором мира к модернистскому. Вместо создания собственного мира, предложения читателю готовых концепций, литература модернизма становится чистым отражением реальности или её полной противоположностью. Автор перестаёт быть носителем абсолютной истины и начинает демонстрировать её относительность. Как следствие, рушится целостность мира произведения: на смену линейному повествованию приходит обрывочное, раздробленное на небольшие эпизоды и подаваемое посредством нескольких героев, имеющих даже противоположный взгляд на излагаемые события и факты

[2].

Модернизм в литературе проявился в новых направлениях: символизме, акмеизме, футуризме, экспрессионизме, сюрреализме, но существовал и вне них. Более того, не редко все эти (кроме определённой, более поздней прослойки символизма) модернисткие направления несколько дисстанциируют от модернизма просто[источник не указан 904 дня]. Одновременно была переосмыслена реалистичная литература[3]. Появился стиль, названный «потоком сознания», характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Представители

Главные представители литературы модернизма:

  1. ↑ Анну Ахматову также относят к классическим поэтессам[2].

Примечания

См. также

Литература

wikipedia.green

Характеристика модернизма в литературе 👍

Слово модернизм означает новый. Литература все время меняется, развивается. Никогда реально существующая литература не бывает однолинейной. В середине 19 века романтизм был очень потеснен реализмом, который занял ведущее положение.

В новациях в конце 40-х – н.50-х появляются произведения, с которыми связано представление о модернизме как об особом направлении.

Если классицизм, романтизм и реализм – длинные периоды, модернизм отличается очень большой изменчивостью. Модернисты ищут новые пути освоения действительности, а практически – новый язык (средства передачи нового взгляда на мир). Как только взгляды утверждаются, модернизм должен меняться.

Модернизм имел 3 разновидности:

1) Антиэстетизм (эстетика – греч. прекрасный) – отрицание красоты как ценности; присутствует в жизни и художественном произведении (Шарль Бодлер)

Шарль Бодлер – французский поэт, на поколение моложе романтиков. Умер еще до нашествия германских захватчиков (во 2 пол. 60-х). Он впитал в себя литературу романтическую, был на ней воспитан, и реалистическую, которая развивалась вместе

с ним.

Ни то, ни другое, видимо, его не удовлетворяло. Бодлер увидел действительность по-своему. Его взгляд на жизнь чрезвычайно пессимистичен. В его произведениях отталкивается красота и осмысляется жизнь.

Его человек живет в крайне неблагоприятном окружении. Центральная тема – одиночество, и даже обреченность творчества человека. У романтиков поэт нес в себе творческие возможности, это было прекрасно. У Бодлера поэт ничего прекрасного внести в мир не может.

Красота – это кажимость, иллюзия. Субъективным возможностям поэта не реализоваться.

В поэме Бодлера “Пловцы” (перевод Цветаевой) человеческое бытие бессмысленно, человек заранее обречен на гибель. Это осмысление становится вечным проклятием. Жизнь превращается в процесс бесцельного перемещения (“Но истые пловцы – те, что плывут без цели: плывущие – чтоб плыть!

Глотатели широт, что каждую зарю справляют новоселье и даже в смертный час еще твердят: вперед!”). Это обеспечивает нечеловеческую тоску, в которой существуют люди. Тоска толкает носителей к преодолению пространства.

Безмерность мечты сталкивается с предельностью морей.

Мир, который окружает поэта, не только лишен красоты. Он негативный, враждебный. Каты – частый персонажи Бодлера, носители ночи и тайны.

В некоторых произведениях очевидные отклики языка романтиков (“Могила проклятого поэта” – ночь, кладбище, совы и могила, которая показана иначе, чем у романтиков – между жизнью и смертью никакой связи). Романтический мир становится содержательной частью поэзии Бодлера, но утрачивает позитивность. Для него творчество – это не незыблемая ценность, как у романтиков, а проклятие, которое несет сам поэт.

“Альбатрос” построено по принципу параллелизма. Птица становится символом поэтического дара. Но это стихотворение жесткое: палуба, матросы пускают дым в глаза птице, а она не может взлететь.

Крылья – символ достоинства, здесь обречение на неволю.

Стихотворение “Падаль” Бодлера начинается с традиционной ситуации: прогулка в летний день по лесу, игра солнечных пятен, свежий ветерок, молодая пара. Затем происходит слом: до ноздрей доносится омерзительный запах разлагающегося мяса. Они выходят на поляну, где в бликах солнца туша лошади. Бодлер с издевательскими подробностями рисует отблеск загнивающей плоти.

Это отталкивает. Нормальные люди убежали бы, но у Бодлера иначе. Бодлер говорит, что вы умрете и превратитесь вот в это. Произошел слом.

Романтизм поменял знаки, а реализма здесь нет. Это модернизм.

2) Через 35 – 40 лет в Англии появляется роман “Портрет Дориана Грея”. Произведение станет знамением эстетизма.

Вторая половина 19 века в Европе стремится к экспериментам (фр. экспрессионизм). В Англии на рубеже 70-80-х гг возникло в первую очередь среди живописцев направление прерафаэлитов. Целый ряд художников усваивали приемы ранневозрожденческих художников.

Это повлияло и на Оскара Уайлда.

В “Портрете Дориана Грея” явная перекличка с романтизмом. Здесь судьба художника и его творений. Бэзил Холлуорд – талантливый живописец, который написал волшебный портрет. Мотив двойничества также сближает с романтизмом: двойную жизнь ведет Дориан Грей: для всех он благопристойный светский молодой человек, но для себя он знает, что его жизнь проходит в притонах, среди отребья, на его совести смерти, нет ничего святого, единственный смысл жизни – удовлетворение собственного тщеславия.

Дориан усваивает внушенные ему мысли философа, что красота – единственная ценность, она оправдывает все, не связана с ответственностью, этикой.

Роман производит двойственной впечатление: с 1 стороны прославляет красоту и сам написан замечательно. Красота входит в 2 вариантах: природная (английский парк) и творчество, создания художника (это то, во что преображается талант, результат души и умений). С романтизмом сближает и сказочный мотив, в результате которого живой человек и его изображение меняются местами.

Мотив портрета – интересная вещь (похожая повесть Гоголя о художнике Черткове).

Юный красавец Дориан Грей высказывает пожелание, чтобы он навсегда остался внешне таким же, как в момент завершения его портрета, и с этого мига на протяжении двадцати лет действия романа он сохраняет все очарование юности, а портрет, спрятанный в его доме, отражает его настоящую жизнь, накапливая следы порока и преступлений. Символика волшебного предмета у Уайльда менее философична, сведена к эстетической проблематике. Портрет Дориана, выполненный его приятелем Бэзилом Холлуордом, как всякое истинное произведение искусства, отражает его истинную сущность; искусство – вот правдивое свидетельство, вот верное зеркало жизни героя.

Попытка Дориана в финале романа уничтожить надежно спрятанный портрет завершается его собственной гибелью, а произведение искусства неуничтожимо. Портрет в своей первозданной красоте будет жить вечно:

Войдя в комнату, слуги увидели на стене великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты. А на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее.

И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это.

Таким образом, в самом сюжете романа заложена главная идея эстетизма о безусловном превосходстве искусства над реальной жизнью.

lit.ukrtvory.ru

Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе

Ключевое различие между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе заключается в том, что Модернистские авторы сознательно покончили с традиционными стилями письма и сосредоточились на внутреннем я и сознании в своих произведениях, тогда как Постмодернистские авторы сознательно использовали смесь более ранних стилей в своих произведениях.

Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. На оба этих движения большое влияние оказали такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация.

Содержание
  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое Модернизм в литературе
  3. Что такое Постмодернизм в литературе
  4. Сходство Модернизма и Постмодернизма в литературе
  5. В чем разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе
  6. Заключение
Что такое Модернизм в литературе?

Модернизм — литературное движение, которое стало популярным в начале двадцатого века. На этот стиль письма также сильно повлияли такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация. Подобные события заставили людей подвергнуть сомнению основы западного общества и будущее человечества. Таким образом, модернистские авторы начали писать об упадке цивилизации, внутреннего я и сознания. Их работы также отражают чувство разочарования и фрагментации.

Поток сознания (метод повествования, изображающий бесчисленные мысли и чувства, проходящие через разум) был широко используемой техникой в ​​модернистских произведениях. Кроме того, писатели также использовали иронию, сатиру, а также сравнение, чтобы указать на недостатки общества.

Пример Модернистской работы Анны Ахматовой
Пример Модернистской работы Анны Ахматовой

Писатели модернизма

  • Анна Ахматова (1889—1966)
  • Андрей Платонов (1899-1951)
  • Эрнест Хемингуэй (1899—1961)
  • Герман Гессе (1877-1962)
  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896—1940)
Что такое Постмодернизм в литературе?

Постмодернистская литература — это форма литературы, делающая упор на повествовательные техники, такие как фрагментация, ненадежный рассказчик, пародия, мрачный юмор и парадокс. Постмодернизм приобрел известность после Второй мировой войны, и его часто рассматривают как ответ или реакцию против модернизма. В результате авторы постмодерна часто подчеркивают возможность множественных значений в одном литературном произведении или полное отсутствие смысла. Вот некоторые распространенные литературные приемы в постмодернизме:

Стилизация — беря различные идеи из предыдущих работ и стилей и склеивая их вместе, чтобы создать новую историю

Временное искажение — нелинейная временная шкала и фрагментарный рассказ

Метапроза — информирование читателей о вымышленном характере текста, который они читают

Интертекстуальность — признание предыдущих литературных произведений в литературном произведении

Магический реализм — включение волшебных или нереальных событий в реалистическую историю

Максимализм — очень подробное, неорганизованное и долгое написание

Минимализм — использование общих и неисключительных символов и событий

Кроме того, авторы постмодерна также использовали такие приемы, как ирония, мрачный юмор, парадокс, пародия, фрагментация и ненадежные рассказчики.

Пример Постмодернистской работы - Жизнь Пи, Янна МартелаПример Постмодернистской работы — Жизнь Пи, Янна Мартела

Некоторые примеры постмодернистских работ

  • «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева
  • «Жизнь Пи» Янна Мартела
  • «Каннибал» Джона Хоукса
  • «Уловка-22» Джозефа Хеллера
  • «Химера» Джона Барта
В чем сходство Модернизма и Постмодернизма в литературе?
  • Модернизм и Постмодернизм отражают отсутствие безопасности, дезориентацию и фрагментацию 20-го века.
  • На них большое влияние оказали такие события, как мировые войны, индустриализация и урбанизация.
В чем разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе?

Модернизм — это движение в литературе, которое было доминирующим в 20-м веке, характеризуемое сильным и преднамеренным отходом от традиционных стилей прозы и поэзии. Напротив, Постмодернизм был ответом против модернизма он опирался на повествовательные методы, такие как ненадежный рассказчик, фрагментация, пародия и т.д. Анна Ахматова, Андрей Платонов, Эрнест Хемингуэй, Герман Гессе, Фрэнсис Скотт Фицджеральд — некоторые примеры писателей-модернистов. Томас Пинчон, Джозеф Хеллер, Джон Барт, Владимир Набоков, Умберто Эко, Ричард Калич, Джаннина Браски, Джон Хоукс и Курт Воннегу — вот некоторые примеры авторов Постмодернизма.

Модернистские авторы сознательно оторвались от традиционных стилей письма и сосредоточились на внутреннем я и сознании в своих произведениях. Поток сознания был основной техникой, введенной во время этого движения. Тем не менее, постмодернистские писатели сознательно использовали смесь более ранних стилей. Они также использовали такие методы, как фрагментация, интертекстуальность, ненадежный рассказчик, пародия, черный юмор и парадокс. В этом главное отличие Модернизма от Постмодернизма в литературе.

Заключение — Модернизм против Постмодернизма в литературе

Модернизм и Постмодернизм — два литературных движения двадцатого века. Разница между Модернизмом и Постмодернизмом в литературе зависит от их тем и литературных и повествовательных приемов.

raznisa.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *