Образование причастий в русском языке
Причастия образуются от основ настоящего времени и неопределенной формы глаголов с помощью формообразующих суффиксов. Выбор гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени зависит от спряжения глагола.
Причастие является глагольной формой с признаками прилагательного.
У причастий сохранился глагольный признак времени, поэтому различаем причастия настоящего и прошедшего времени.
Причастие бывает действительным или страдательным.
Действительные причастия обозначают признак, который создает сам предмет.
Например:
- плавать — плавающий лебедь = лебедь плавает;
- потеряться — потерявшийся ребенок = ребенок потерялся.
Страдательные причастия обладают признаком, который создается у них в результате воздействия другого предмета.
Например:
- долго хранимый портрет = портрет хранят;
- разбуженный мальчик = мальчика разбудили;
- политые цветы = цветы полили.
Каждый вид причастия обладает своим значением и специфичными формообразующими суффиксами.
Действительные причастия настоящего времени

Они образуются от основы переходных и непереходных глаголов настоящего времени. Основой глагола настоящего времени является форма третьего лица множественного числа без личного окончания, например:
- бегать — они бега-ют;
- пилить — они пил-ят.
От основы настоящего времени глаголов первого спряжения с помощью суффиксов -ущ-/-ющ- образуем действительные причастия настоящего времени:
- стелить (I спр.) — они стел-ют — стел-ющ-ийся кустарник;
- блеять (I спр.) — они бле-ют — бле-ющ-ая овца;
- почуять (I спр.) — они почу-ют — почу-ющ-ие волка;
- бриться (I спр.) — они бре-ют-ся — бре-ющ-ийся мужчина.
От основы настоящего времени глаголов второго спряжения образуем действительные причастия с помощью суффиксов -ащ-/-ящ-, например:
- звонить (II спр.) — они звон-ят — звон-ящ-ий телефон;
- смотреть (II спр.) — они смотр-ят — смотр-ящ-ий вперед;
- терпеть (II спр.) — они терп-ят — терп-ящ-ее бедствие судно;
- вертеться (II спр.) — они верт-ят-ся — верт-ящ-иеся девчонки.
Видеоурок
Действительные причастия прошедшего времени

Такие причастия образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -вш- и -ш-.
Суффикс -вш- образует причастие от основы глагола, которая заканчивается гласным, например:
- звене-ть — звене-вш-ий колокольчик;
- оттая-ть — оттая-вш-ее окно;
- стуча-ть — стуча-вш-ий по дереву дятел;
- тону-ть — тону-вш-ий в реке;
- спили-ть — спили-вш-ий дерево;
- бы-ть — бы-вш-ий в моем распоряжении.
Суффикс -ш- участвует в образовании причастий от основы неопределенной формы с конечными согласными, например:
- отнес-ти — отнёс-ш-ий в клаловую;
- расцвес-ти — расцвёт-ш-ий в саду;
- замес-ти — замет-ш-ий опавшими листьями;
- вез-ти — вёз-ш-ий с собой сынишку.
Видеоурок
Страдательные причастия настоящего времени

Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида, которые могут управлять существительными в форме винительного (иногда родительного) падежа без предлога.
Выбор формообразующего суффикса зависит от спряжения глагола. Если производящим является глагол первого спряжения, то от основы настоящего времени образуем страдательное причастие с помощью суффикса -ем-:
- перегиба-ть — перегиба-ют — перегиба-ем-ый пояс;
- разрыва-ть — они разрыва-ют — разрыва-ем-ый в клочья;
- выделя-ть — они выделя-ют — выделя-ем-ый нам;
- наполня-ть — они наполня-ют — наполня-ем-ый водой бассейн.
От основы настоящего времени глагола второго спряжения образуется причастие с помощью суффикса -им-:
- зависеть — они завис-ят — завис-им-ое положение;
- ненавидеть — они ненавид-ят — ненавид-им-ая еда;
- любить — они люб-ят — люб-им-ый всеми артист.
Видеоурок
Страдательные причастия прошедшего времени

Такие причастия образуются от основы неопределенной формы глаголов только совершенного вида с помощью суффиксов -нн-, -енн- и -т-.
Суффикс -нн- образует причастие от инфинитива с основой на гласные а/я, например:
- завеша-ть — завеша-нн-ый ковром;
- расказа-ть — расказа-нн-ый случай;
- засея-ть — засея-нн-ое поле;
- зачита-ть — зачита-нн-ый отрывок.
Суффикс -енн- образует причастие от неопределенной формы глагола с основой на -и- и -чь:
- украси-ть — украш-енн-ый зал к празднику;
- побели-ть — побел-енн-ая стена;
- приклеи-ть — прикле-енн-ая афиша;
- выстрои-ть — выстро-енн-ые кубики в ряд;
- увлечь — увлеч-ённ-ый теннисом;
- сберечь — сбереж-ённ-ый на завтра.
Суффикс -т- образует страдательное причастие от основы
- глаголов с суффиксом -ну-,
- односложных глаголов или родственных слов с приставкой;
- глаголов на -оть, -ереть,
например:
- покинуть — покину-т-ый дом;
- колоть — коло-т-ый орех;
- полоть — прополоть — прополо-т-ая грядка;
- брить — бри-т-ый подбородок;
- мыть — вымыть — вымы-т-ое окно;
- поднять — подня-т-ая пыль на дороге;
- открыть — откры-т-ая дверца шкафа.
Страдательные причастия образуют краткие формы.
Видеоурок
Скачать статью: PDF

как образуются и чем отличаются :: SYL.ru
Все части речи в русском языке разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:
А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.
Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.

Тип причастия | Глагол | Объект/ субъект действия | Пример |
Действительное | Читать | Мальчик/книга | Мальчик, читающий книгу. |
Страдательное | Книга, читаемая мальчиком. |
Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.

Действительные причастия настоящего времени
Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или –ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая — действительное причастие настоящего времени).
Действительное причастие прошедшего времени
Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов –ш, -вш. Например, причастие «заснувший» образовалось от глагола «заснуть». Глаголы с суффиксом –ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть — промокший.
Страдательные причастия
Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать – сказанный (суффикс –нн), раскалить – раскаленный (суффикс -ённ). Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы –ем (-ом) или –им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие «сжигаемый» соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие «любимый» (не путать с прилагательным «любимый») – глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая — страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом –ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться – забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему «лингвисту».
Краткое причастие (примеры). На какие вопросы отвечает?
Краткое причастие — это форма, которую образует полное страдательное причастие настоящего или прошедшего времени. Краткое причастие обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы каков? какова? каково? каковы?
Чтобы понять, что такое краткое причастие в русском языке, вспомним, что краткие формы имеют также качественные прилагательные. Но они обозначают качество, непосредственный постоянный признак предмета, не связанный с течением времени:
- рассеянная девочка — девочка (какова?) рассеянна и невнимательна;
- воспитанная ученица — ученица (какова?) воспитанна и серьезна.

Какие причастия образуют краткие формы?
В русском языке краткие формы образуют только полные формы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени с суффиксами -им-, -ем-, -ом-, -енн-, -нн-, -т-. При образовании краткой формы происходит усечение окончания, а суффиксам -енн- (-ённ-) и -нн- соответствуют суффиксы -ен- (-ён-) и -н-.
Понаблюдаем:
- гонимый волной к берегу — гоним волной к берегу;
- читаемая на бегу книга — книга читаема на бегу;
- ведомое им содружество — содружество ведомо им;
- спиленное дерево — дерево спилено;
- рождённая в июле — рождена в июле;
- прибитая картина — картина прибита.
Суффиксы | Примеры | |
---|---|---|
Краткие причастия настоящего времени | -ем-/-ом- | управляем (от управляемый), выделяем (от выделяемый), наполняем (от наполняемый) |
-им- | слышим (от слышимый), храним (от хранимый), зависим (от зависимый) | |
Краткие причастия прошедшего времени | -ен-/-ён- | отлажен (от отлаженный), завешен (от завешенный), увлечён (от увлечённый) |
-н- | указан (от указанный), высмеян (от высмеянный), отсеян (от отсеянный) | |
-т- | покрыт (от покрытый), умыт (от умытый), протёрт (от протёртый) |
Правило
Краткие причастия пишутся всегда с одной буквой «н».
Краткое причастие можно заменить однокоренным глаголом в отличие от кратких форм прилагательных.
- стена (какова?) покрашена — стена, которую покрасили;
- пейзаж (каков?) нарисован — пейзаж, который нарисовали;
- дело (каково?) выполнено — дело, которое выполнили;
- улицы (каковы?) освещены — улицы, которые осветили.
Грамматические признаки кратких причастий
Краткие формы страдательных причастий изменяются по числам:
- рукав залатан — дырки залатаны;
- карандаш заточен — карандаши заточены;
- гвоздь забит — гвозди забиты.
Краткое причастие в форме единственного числа изменяется по родам:
- потолок закопчен ;
- стена закопчена;
- окно закопчено
Запомним, что краткое причастие, как и краткая форма прилагательного, не изменяется по падежам.
В предложении краткая форма причастия согласуется с существительным (местоимением) в роде и числе и является, как правило составным именным сказуемым.
Примеры
Глубокая колея вся засыпана пожухлыми листьями.
К вечеру подаренная игрушка была сломана малышом.
Звездное небо над головой никем не измерено.
Дно залива тщательно исследовано аквалангистами.
В глиняном кувшине настояны целебные травы.
Видеоурок
Скачать статью: PDFПричастие. Таинство Радости — Православный журнал «Фома»
Причастие. Кто-то годами не решается к нему приступить, кого-то останавливает сложная подготовка, кто-то считает его не более обязательным, чем «купание» в проруби на Крещение, кто-то решается причаститься только в период тяжелой болезни или при приближении смерти… А тем временем это то, ради чего существует земная Церковь. О Причастии, или Евхаристии, центре и средоточии христианской жизни, вопросах и недоумениях, возникающих вокруг этого Таинства, мы говорим с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым), председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Объяснить необъяснимое
— Владыка Иларион, лично Вы помните Ваше первое причастие, и изменилось ли Ваше отношение к нему с годами?
— Первого причастия я не помню, но могу сказать, что моя жизнь изменилась радикально после того, как я стал причащаться, — примерно в тринадцатилетнем возрасте. В одиннадцать лет я был крещен, где-то с тринадцати начал регулярно причащаться, и думаю, что это коренным образом изменило меня: именно это, в конечном итоге, привело меня к решению посвятить всю жизнь Церкви и Богу.
— Говорят, людям некрещеным не стоит раскрывать суть Таинств, тем более Таинства таинств — Причащения. Сколько в этом правды? И если это так, то откуда эта секретность?
— Начнем с того, что в древней Церкви существовала традиция оглашения (кстати, сегодня она возрождается), то есть подготовки людей, желающих стать христианами (оглашенных), к таинству Крещения. На протяжении какого-то времени им в определенном порядке излагались основы веры: говорилось о Боге Отце, о воплощении Бога Сына, о действии Бога Святого Духа, и объяснялся сам чин Крещения. О других Таинствах Церкви, и в особенности о Евхаристии, рассказывалось уже после Крещения. Например, в цикле огласительных бесед святителя Кирилла Иерусалимского, святого IV века, наряду с восемнадцатью огласительными поучениями есть и пять поучений тайноводственных, т. е. раскрывающих смысл Таинств, — это преподавалось человеку уже крестившемуся.
— Почему о главном таинстве Церкви рассказывалось только после Крещения?
— Потому что иначе человек ничего не поймет: природа Таинств вообще находится за пределами человеческого разума и человеческого постижения. Их смысл невозможно уяснить из книг, из бесед — только из личного опыта. Поэтому до тех пор, пока человек сам не начнет жить тáинственной жизнью Церкви — а это доступно только принявшему Крещение — нет смысла говорить ему о Таинствах: любые разговоры будут для него пустым звуком.
В особенности это касается Евхаристии. Как объяснить словами природу этого союза между Богом и человеком, который начинается тогда, когда Тело Христа становится частью нашего тела и Его Кровь начинает течь в наших жилах?
— Сегодня не все крещеные люди имеют понятие об этом. Не могли бы Вы рассказать, что такое Причастие, и почему оно называется «Таинством таинств»?
— Евхаристия — это самое тесное, какое только возможно здесь, на земле, соединение человека с Богом, причем соединение не только интеллектуальное и эмоциональное, но даже физическое. Господь дал нам его через привычный для человека способ — трапезу. И как в обычной трапезе употребляемая нами пища в процессе ее усвоения преобразуется в ткани нашего организма, так что природа человека соединяется с природой пищи, так и в Евхаристии: мы незримо соединяемся со Христом, приобщаемся Ему.
И это то, что делает православное богословие не отвлеченной теорией, а живым переживанием, реальным общением с Богом, а христианскую Церковь — уникальным явлением, без которого существование нашего мира не имело бы никакого смысла и оправдания. Христос с людьми не как память или абстрактная идея, Он с нами в полном смысле этого слова, через Евхаристию. Поэтому именно в ней главная ценность и стержень бытия Церкви.
— Как исторически сложилось это Таинство? Христос Сам установил его?
— Исторически оно пришло на смену древнееврейской пасхальной трапезе: евреи собирались семьей и закалывали ягненка как жертву, и употребляли его в пищу в ночь перед Пасхой. И Христос называется в Писании Агнцем, потому что как бы заменил Собой того жертвенного агнца, от которого вкушали евреи в память об избавлении их от египетского рабства.
Евхаристия, какой мы ее знаем, появилась еще до страданий Спасителя, на Тайной вечере, где собрались апостолы, чтобы исполнить ветхозаветный пасхальный обычай. Иисус Христос, подавая им хлеб и вино, сказал: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается; пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов
(Лк 22:19—20, Мф 26:26—28). Эти собрания-трапезы продолжили Его ученики: каждый первый день недели — день, когда воскрес Христос, — они собирались для «преломления хлеба». Постепенно, по мере роста христианских общин, Евхаристия трансформировалась из трапезы в богослужение, которое мы сегодня знаем.
Почему Таинство — страшное?
— В молитвах мы читаем, что Причастие — страшное Таинство. Почему страшное? Чего бояться?
— Мы должны бояться не какой-то кары, а того, что, получив великое сокровище, тут же его потеряем, что оно не принесет плода! Мы забываем, что Причастие очень ко многому обязывает: человек, приняв внутрь себя Бога, должен жить не так, как он жил до этого. Причастием его соединение с Богом не кончается: очень важно то, чтó следует за отпустом Литургии, когда человек возвращается в мир. Он же возвращается, чтобы нести людям тот свет и ту благодать, которую получил!
Но бывает и по-другому. Есть люди, которые, неправильно воспринимая это Таинство (как традицию, ритуал или «религиозный долг»), причащаются как бы впустую: их жизнь не меняется. Вот этого и надо бояться, это страшно.
— Может ли быть причиной этому привычка? Человек, как говорится, ко всему привыкает.
— Вы знаете, я думаю, в этом смысле можно сравнить жизнь верующего с жизнью музыканта. Музыкант из года в год исполняет одни и те же произведения. Представьте себе, допустим, пианиста, который в 20 лет впервые играет рапсодию Брамса и в 70 лет играет ее уже в 455-й раз. Если он к ней привыкнет, если он после сотого раза начнет ее исполнять как неинтересное для него самого произведение, которые лично ему уже ничего не говорит, это мгновенно передастся слушателям: на его концерты просто перестанут ходить. Но ведь все великие исполнители на протяжении десятилетий играли одни и те же вещи, при этом ни они не уставали, ни публика. Вот в чем здесь секрет?
Секрет в том, что в каждом серьезном музыкальном произведении заложена определенная духовно-нравственная истина и определенные жизненные силы, которые приводятся в движение всякий раз, когда оно исполняется. Если музыкант перестает чувствовать это, значит проблема не в произведении, а в нем самом.
То же самое происходит и в религиозной жизни. Ведь богослужение в основных своих частях является неизменным, и в этом есть большая сила. В отличие от концерта, на который человек часто идет, чтобы послушать нечто новое, мы, приходя на Литургию, знаем, чтó и в какой последовательности будет происходить. Но в то же время, Причастие — это встреча с Богом, которая всякий раз бывает новой для человека.
— Что значит «причаститься в осуждение»? О чем здесь речь?
— Первым человеком, который причастился в осуждение, был Иуда. Он участвовал в Тайной вечере, он так же, как и все апостолы, принял Тело и Кровь Христа. И после этого совершил преступление, ставшее результатом его внутренней раздвоенности, следствием того, что он приступил к Евхаристии, замыслив предательство, а не с чистым сердцем и не с чистыми помыслами. Поэтому Таинство не оказалось для него спасительным.
— Для нас оно тоже может не оказаться спасительным? Причастие «во осуждение» означает какие-то кары — как говорит апостол, ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает(1 Кор 11:29-30).
— Эти слова нельзя понимать как призыв воздерживаться от причащения из страха своего недостоинства. Напротив, это призыв причащаться, но при этом жить не расслабленно и кое-как, а — в постоянном духовном напряжении.
— Существует ли объективное действие Причастия, которое мы должны ощутить?
— Да, оно заключается в том, что человек с каждым причащением должен становиться лучше. Но не обязательно он должен это чувствовать, даже наоборот: чем лучше он становится в духовном отношении, тем более ясно видит свои недостатки и сознает свое недостоинство. Но зато окружающие люди понимают, что его религиозная жизнь оказывает преображающее действие и на него самого, и на всех вокруг.
От нас требуется не оценка своих успехов, а стремление всегда жить на такой высоте духовной жизни, чтобы тяга к богослужениям, тяга к Причастию никуда не уходили, не исчезали, а, наоборот, возрастали.
— Часто случается, что родные умирающего или тяжело больного человека хотят причастить его, несмотря на то, что тот никогда в Церковь не ходил и не понимает, зачем это нужно. Как в такой ситуации лучше поступать?
— Когда человек приближается к смерти, у него происходит переоценка ценностей: он начинает вспоминать свою жизнь, на второй план отходят многолетние земные заботы, могут исчезать всякие предубеждения. И я сам не раз сталкивался с ситуациями, когда меня приглашали причащать тяжело больного или умирающего человека, который никогда прежде не причащался, не исповедовался, может быть, и в храм-то заходил всего один раз в жизни. Но он совершенно сознательно подходил к Причастию, потому что уже чувствовал близость смерти, и в душе у него происходила очень важная работа по переоценке ценностей. Пускай лишь на смертном одре, но человек наконец-то понимал: самое главное, что ему необходимо сделать за этот краткий, оставшийся ему отрезок его земной жизни, это соединиться с Богом до того, как будет пройдена черта, отделяющая жизнь от смерти.
Поэтому, конечно, надо причащать умирающих. Но не надо ждать того момента, когда человек станет недееспособным: не будет в состоянии ни исповедоваться, ни даже принять Причастие. Мне всегда было очень горько и обидно, когда меня приглашали причащать умирающего, я приходил и видел перед собой человека, уже не говорящего, ничего не сознающего и даже не способного глотать. Я в таких случаях спрашивал людей: «А почему вы ждали так долго?» — «Мы боялись его огорчить».
Вот этого не должно быть! Часто бывает, что родственники боятся пригласить к тяжело больному человеку священника, чтоб не огорчить этого человека, — приближение священника в массовом сознании ассоциируется с приближением смерти. Но умирающему человеку никогда не надо внушать, как это часто делают люди, что он никогда не умрет! Даже если он не умрет сейчас, он все равно умрет, рано или поздно, и лучше дать ему возможность подготовиться к смерти, сознательно встретить это самое важное событие в жизни, чем оставить его жить с иллюзиями.
Не надо бояться огорчить человека приходом священника и причащением Святых Христовых Тайн. Потому что самое лучшее, что мы можем сделать для тяжелобольного или умирающего, — это как раз причастить его.
— Кто сегодня может причащаться? Любой крещеный человек, даже если не осознает, к чему приступает?
— Можно не понимать величия и смысла этого Таинства, можно ощущать себя внутренне неготовым, но если у человека есть доверие к Церкви, желание открыться навстречу Богу, он может к этому Таинству приступать. Потому что оно как раз способствует духовному росту. У того, кто постоянно причащается, начинают происходит некие внутренние изменения, которые очень трудно бывает описать или передать другим людям. И со временем на смену простому доверию приходит религиозный опыт, наступает момент, когда христианин говорит: «Я убежден, что это Тело и Кровь Христа — и не потому только, что Церковь так говорит, но потому что я это пережил, испытал, и я точно знаю, что не простого хлеба причащаюсь и не простое вино принимаю из Чаши».
Неподъемная подготовка?
— Существует ли такое понятие как неготовность в Причащению? И может ли человек сам себе поставить такой «диагноз»?
— Да, такое понятие существует. Человека может оценить в этом плане его духовник. Он может сказать: «Я считаю, что ты не готов к Причастию». Есть грехи, за которые христианин должен быть отлучен от Причастия хотя бы на какое-то время. Человек и сам себя может оценить. Но если все же он чувствует, что находится не в очень хорошем духовном состоянии, существует Таинство исповеди — Бог принимает всех.
— Исповедь делает человека достойным Причащения?
— Никогда несовершенный человек не будет достоин соединения с совершенным Богом. Наше человеческое естество всегда будет неадекватным по отношению к этому Таинству. Подлинная подготовка — не в проверке своей готовности, а в осознании своего недостоинства, своей греховности, и в глубоком покаянии.
Если человек сам не видит своих недостатков, есть очень хороший способ: спросить у других — у духовника, у близких. Следующим шагом будет решимость избавляться от этих недостатков, работа над собой. Причем когда она производится только собственными силами, то, как правило, не приносит ощутимых плодов. Но она должна совершаться с помощью Божьей, и вот такая синергия (соработничество) будет успешна. А получает человек эту помощь через Евхаристию, через сознательное приобщение Богу.
— Владыка, получается набор неприятных ощущений: осознание своей «плохости» и страх причаститься и потом не сохранить эту святыню в себе. Разве так должно быть?
— Вы забываете о радости человека, который обрел Бога. Она не поддается определению, описанию, в нее можно только войти, и Евхаристия как раз является вхождением в эту радость.
Здесь есть парадокс и тайна Евхаристии: мы причащаемся с чувством своей греховности и одновременно с радостью о том, что Бог к нам нисходит, очищает нас, освящает, дает духовные силы, несмотря на все наше недостоинство. Это дар и милость Божия, прежде всего.
— Довольно часто подготовка к Евхаристии становится препятствием для нее: кому-то трудно поститься, трудно «вычитывать» каноны. Как с этим быть?
— Я категорически не согласен с теми духовниками, которые налагают на людей чрезмерные требования, связанные с подготовкой к Причастию. Например, три дня поста, чтение не только последования, но еще и трех канонов, и акафиста, иногда — в каждый из трех дней. Это действительно может оттолкнуть человека от Причастия. И самое главное, эти требования не основываются на церковном предании. Постных дней в календаре более чем достаточно — примерно половина года, и Церковь очень ясно установила их: это четыре больших поста, а также среды и пятницы. Добавлять к этому еще дополнительные постные дни я считаю абсолютно неоправданным.
— Откуда вообще пошла традиция поститься перед причастием? И зачем? Разве еда оскверняет человека?
— Само по себе невкушение той или иной пищи — не самоцель. Пост, телесное воздержание должно вести к укреплению духа, это элемент духовной подготовки. Мы знаем, что Христос начал Свое служение после сорокадневного поста в пустыне. Смысл же и цель нашего говения заключаются в том, чтобы, подражая Христу, очищая душу и тело, мы оказывались более способными воспринимать Бога, Его благодать, посылаемую нам. Причащение натощак — это древняя традиция, восходящая к той эпохе, когда Литургия стала совершаться в утренние часы. Другое дело, что поститься несколько дней перед каждым Причастием — это русская традиция, связанная с тем, что в синодальный период (XVII—XIX вв.) у нас сложился обычай крайне редко причащаться. Когда будущий святитель Игнатий Брянчанинов, живший в XIX столетии, поведал своему духовнику о желании причащаться каждое воскресенье, это привело того в крайнее замешательство. Причастие в то время стали воспринимать как событие экстраординарное, совершаемое, например, четыре раза в год, в каждый пост, или вообще раз в году. Поэтому и пост перед Причащением был обязательным. Например, до революции на первой неделе Великого поста все говели, потом причащались в субботу после 5 дней строгого поста, и на этом все заканчивалось: считалось, что «религиозный долг» выполнен. Причастие было формальным подтверждением принадлежности человека к православной Церкви.
— Исповедь перед каждым Причастием имеет такие же корни?
— Да. И сегодня абсолютное большинство наших прихожан исповедуются перед каждым причащением, хотя изначально эти Таинства — Исповедь и Причастие — были разведены, и во многих Поместных Православных Церквах они до сих пор не связаны напрямую.
Но наша русская практика сама по себе очень правильная: это возможность для человека оценить свою жизнь за период, прошедший с предыдущей исповеди, может быть, взять на себя какие-то нравственные обязательства, возможность очистить свою совесть, примириться с Богом перед тем, как приступить к Причастию. Если только исповедь не превращается в формальность, в то, что один богослов XX века назвал «билетом на Причастие»…
— «Билет на Причастие», обязаловка… Кажется, ничто не мешает и сегодня воспринимать Причастие как религиозный долг?
— Причастие — это не религиозный долг, оно должно быть желанным, а не тягостным. К нему христианин должен стремиться, жаждать его. Если мы любим человека, а нам скажут: «Вот и хорошо! И встречайтесь с ним раз в год», мы удовлетворимся таким советом? Конечно, нет! Я не думаю, что надо заставлять себя любить своих детей или своих родителей. Их надо просто любить. Так же и в религиозной жизни: нельзя принудить себя любить Бога. Нужно научиться Его любить, жить так, чтобы любовь к Богу пронизывала всю твою жизнь. Тогда и соединение с Ним станет потребностью, а не тяжелой обязанностью.
— Есть ли тут место работе над собой, какой-то обязательности, постоянности, или любовь — дело порыва?
— У человека помимо желаний и порывов, исходящих из его сердца, должна быть и самодисциплина — иначе он потеряет свою духовную форму! Как спортсмен должен быть всегда в хорошей физической форме, или как музыканту необходимо соответствующее эмоциональное настроение, чтобы он мог передать заложенные в музыке чувства, так и верующему человеку нужно всегда находиться в состоянии «боевой готовности», чтобы все свои мысли, слова и поступки выстраивать по Евангелию.
Это то, что мы называем подвигом. Когда о подвиге говорят люди светские, подразумевается нечто экстраординарное: подвиг — это то, что совершает герой, имя которого остается в веках. А на христианском аскетическом языке это означает ежедневный незаметный труд человека, подвижничество, за которое ему не поставят памятника, не будут дарить букеты цветов. К такому труду призван каждый христианин.
— К чему конкретно?
— К тому, чтобы не жить в расслаблении, пребывая в мечтах о завтрашнем дне, а полноценно и полнокровно переживать настоящий момент, переживать свою связь с Богом и Его присутствие в этом мире. Для этого нет более сильного средства, чем Евхаристия. Ее не могут заменить ни чтение Евангелия, ни молитвы, ни посты.
Христос прямо говорит: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин 6:54). Поэтому наша встреча со Спасителем не должна быть эпизодическим свиданием. Это постоянное напряженное устремление к Богу, желание жить с Ним.
О частоте причащения
— Как часто Вы бы рекомендовали причащаться?
— Каждый человек должен для себя определить ритм своей духовной жизни и ритм причащения. В идеале нужно причащаться за каждой Литургией. Ведь вся Литургия является подготовкой к этому Таинству, так же как и всенощная, совершенная накануне. Много раз в течение богослужения Христос через священника призывает собравшихся людей причащаться: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое. Пейте от нее вси, сия есть Кровь Моя…. Ведь не сказано «пейте от нее те, которые подготовились», «пейте от нее только самые достойные», «пейте от нее только раз в год». А — пейте от нее вси. Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многие изливаемая. То есть «за вас, здесь присутствующих». Поэтому в древней Церкви вообще не было такого, чтобы человек пришел на Литургию, отстоял службу и не причастился. Не допускались к Чаше только оглашенные и кающиеся, которые стояли в притворе, но они и уходили раньше, чем начиналось само Причащение. А члены общины участвовали в Таинстве, причем у каждой общины был свой внутренний ритм, единый для ее членов. Например, в Кесарии Каппадокийской в IV веке приступали к Таинству четыре раза в неделю.
— С этими разными ритмами связаны различия евхаристических традиций в разных Поместных Церквах?
— Они действительно связаны с разной историей церквей: в результате где-то люди причащаются регулярно, а где-то вообще не причащаются или — крайне редко. Я участвовал в богослужении в одной из Поместных Церквей, где на богослужении на престольный праздник причастились только священники. Чаша для мирян даже не выносилась, часть Литургии, где священник говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», была вообще опущена.
А ведь Литургия всегда была общим делом («Литургия» — «общее дело» в переводе с греческого. — Ред.): причащаясь Христа, мы соединяемся со всеми членами общины. И отдельные поместные Церкви соединяются в единое Тело через Евхаристию.
Сегодня общинность в церковной жизни ослаблена, и, конечно, в современных условиях трудно найти некий единый стандарт, определить частоту причащения для всех: каждый человек должен сам чувствовать свой внутренний ритм и определить, как часто ему причащаться.
— Несмотря на все различия, что самое важное, на Ваш взгляд?
— Важно, чтобы Причастие не превращалось в редкое явление, исключительный случай. Надо понимать, что Евхаристия — это вершина. Более тесного соединения с Богом в земной жизни быть не может. Только от нас зависит, как мы переживаем это соединение, насколько глубоко мы его чувствуем. Мы не знаем, как будет человек причащаться Богу в жизни будущей. Есть такие слова в Пасхальном каноне Иоанна Дамаскина: «Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». «Истее» — значит «еще полнее». Означает ли это просто, что исчезнет материя хлеба и вина, или это означает какое-то еще более полное соединение человека со Христом? Мы живем верой и надеждой в то, что за порогом смерти нас ждет полнота общения с Богом и Творцом. Но максимально тесное соединение с Ним в нашей земной жизни — это то, которое мы получаем в Причастии. И для христианина не может быть ничего более ценного и более радостного.
Иллюстрации: фрагмент иконы Андрея Рублева «Троица»; фрагмент мозаики Михайловского собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.
Фото: Владимира Ештокина; с сайта azbuka.ru; с сайта Свято-Воскресенского Русского Православного Собора, Ванкувер, Канада.
На на заставке фрагмент фото flickr.com/massalim
Другие тексты о таинстве Евхаристии читайте в рубрике Причастие
Причастие: что это? — Православный журнал «Фома»
Многие верующие (и не только) очень заинтересованы в поисках святынь, непосредственно связанных с земной жизнью Спасителя. Особенный ажиотаж вызывают поиски «святого Грааля» или старинных мощевиков, где якобы есть часть Крови Христа. При этом иногда даже забывается, что не только Кровь, но и Тело Христовы есть абсолютно в каждом храме и как минимум раз в неделю можно приобщиться к этой великой Святыне — то есть причаститься.
01
Что такое Причастие?
Таинство христианской Церкви, в котором верующие принимают (причащаются) Тело и Кровь Христа под видом хлеба и вина.
02
Кто и когда установил Причастие?
Иисус Христос на Тайной Вечере, незадолго до своей Крестной смерти. На ней присутствовали только ближайшие ученики — апостолы. Во время пасхальной трапезы (ветхозаветной — в честь исхода евреев из Египетского плена) Христос благословил хлеб и виноградное вино, назвав их своими Телом и Кровью.
03
Как Причастие выглядит сейчас?
В конце каждой Божественной литургии (другое название — Евхаристия, греч. благодарение), на которой и происходит пресуществление (превращение) хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, священник или епископ выходит с чашей к людям. Из нее специальной лжицей (слав. ложкой) он кладет в рот верующим Святые Дары. При этом священнослужитель говорит: «Причащается раб Божий (имя) Честнáго и Святаго Тела и Крóве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в Жизнь Вечную».
04
Зачем христиане причащаются?
Спаситель прямо говорит об этом в Евангелии от Иоанна: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). То есть причащение нужно для соединения со Христом и как следствие — возможности быть вместе с Ним в вечной жизни. Через Причастие верующие становятся причастными Богу.
05
Кто может причащаться?
Все крещеные люди, которые получили перед Причастием благословение священника. Подробнее о подготовке к таинству можно узнать из официального церковного документа «Об участии верных в Евхаристии» или кратко в нашем материале Как готовиться к Причастию.
Как образуется краткое причастие
Прежде чем мы начнем говорить о кратких причастиях, давайте вспомним, что это за часть речи. В школе его характеризуют как особую форму глагола, обозначающую признак по действию. Но некоторые лингвисты небезосновательно полагают, что это самостоятельная часть речи. Ведь ему свойственны некоторые признаки, не имеющиеся у глагола.
Как и глагол, причастие бывает совершенного и несовершенного вида и имеет

Зато, как и прилагательное, полное причастие изменяется по числам и родам: читавший – читавшая – читавшее – читавшие. (Для сравнения прилагательное: веселый – веселая – веселое – веселые). И так же, как прилагательное, оно имеет полную и краткую формы.
Особенности образования краткого причастия
Одна из форм страдательного причастия, указывающего признак предмета, испытывающего какие-либо действия со стороны, – краткая: открыт – краткое страдательное (сравните: открытый – полное страдательное). В предложении полная форма обычно выступает в роли определения, а краткая форма данной части речи — всегда сказуемое, например: Я видел ее окутанные шалью плечи. – Плечи окутаны шалью (окутанные – определение, а окутаны – сказуемое).
Краткое причастие образуется чаще всего при помощи суффиксов -н— и -т-. Например: убран, допит. В отличие от полной формы, краткая имеет одно -н: срубленные – срублены, вымощенные – вымощены. Кстати, следует помнить о распространенной речевой ошибке в использовании одного суффикса при образовании краткой формы вместо другого. В доме убрато – вместо нормативного: убрано.

Краткое причастие изменяется по числам: настроена – настроены, запущен – запущены и т.п. В единственном числе оно изменяется и по родам: упрощен – упрощена – упрощено; выращен – выращена – выращено.
Чтобы не путать краткую форму прилагательных и причастий, необходимо четко различать, от какой части речи образовано данное слово. Краткое причастие — от глагола, а краткое прилагательное – от полной формы прилагательного, например: бросить — брошенный – брошен; хороший – хорош.
Как различить краткое прилагательное и краткое причастие. Примеры

В предложении «Эти скульптуры образованы самой природой» образованы – краткое причастие. Так как от него легко поставить вопрос: кем? или чем?, не меняя смысла сказанного. В данном предложении на него отвечает слово природой.
Причастие (часть речи) — это… Что такое Причастие (часть речи)?
- Причастие (часть речи)
Причастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола.[1] Причастия есть, например, в русском и венгерском языках, а также во многих из эскимосских языков (сирениксий [1]).
Причастие — самостоятельная часть речи, обладающая как признаками глагола: время, возвратность и вид, так и признаками прилагательного: род, число и падеж. Можно сказать, что это отглагольное прилагательное или особая форма глагола, как утверждают немногие языковеды. Также причастия делятся на действительные и страдательные.
Причастия вместе с зависимыми словами образуют причастные обороты.
В многих учебниках[2] причастие обозначается как самостоятельная часть речи, которая обозначает временной (непостоянный) признак предмета по действию (горящая, рисованная и т. п.), отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? каков? какова? каково? каковы?, бывает совершенного (отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие?) и несовершенного (отвечает на вопрос каков? какова? каково? каковы?) вида, настоящего или прошедшего времени. Изменяется по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. В предложении является определением, реже — сказуемым.
Спряжение причастия
Причастие изменяется по признакам как глагола, так и существительного. Оно изменяется по видам, по временам, по числам, по падежам, по родам в единственном числе.
Примеры
- глагол «покрасить» — причастие «покрашенный»
- глагол «идти» — причастие «идущий»
- глагол «существовать» — причастие «существующий»
- глагол «жить» — причастие «живущий»
См. также
Примечания
- ↑ 1 2 Г.А. Меновщиков Язык сиреникских эскимосов. Фонетика, очерк морфологии, тексты и словарь. — Москва • Ленинград: Академия Наук СССР. Институт языкознания, 1964.
- ↑ В.В Бабайцева Русский язык. Теория. 5 — 11 классы.. — Дрофа..
Wikimedia Foundation. 2010.
- Причард Норман
- Причастие (христианство)
Смотреть что такое «Причастие (часть речи)» в других словарях:
Часть речи — У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия
Частица (часть речи) — У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, оттенки в предложение или служит для образования форм слова. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц … Википедия
Союз (часть речи) — У этого термина существуют и другие значения, см. Союз. Союз служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения. Классификация по строению простые (как, словно)… … Википедия
Наречие (часть речи) — Наречие это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца… … Википедия
Причастие (язык) — Причастие самостоятельная часть речи или особая форма глагола.[1] Причастия есть, например, в русском и венгерском языках, а также во многих из эскимосских языков (сирениксий [1]). Причастие самостоятельная часть речи, обладающая как признаками … Википедия
Причастие (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Причастие. Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информац … Википедия
Причастие — (калька лат. participium) нефинитная форма глагола (вербоид), обозначающая признак имени (лица, предмета), связанный с действием, и употребляемая атрибутивно («пылающий костёр», «разбитый кувшин»). В причастии совмещаются свойства глагола и… … Лингвистический энциклопедический словарь
причастие — 1. Знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета по действию (т.е. процессуальный признак) и выражающая это значение в грамматических категориях залога, времени, рода, числа и падежа. Причастие – синкретичная часть речи, объединяющая… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Причастие — В Викисловаре есть статья «причастие» Причастие многозначный термин. Причастие (калька с лат. participium) в грамматике часть речи или особая форма глагола Причастие (Святые Тайны, евхаристия, свя … Википедия
Части речи — Часть речи (калька с лат. pars orationis) категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п … Википедия
Книги
- Практическая грамматика на уроках русского языка В 4 частях. Часть 2, А. Г. Зикеев. В пособие вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся. Во второй… Подробнее Купить за 350 руб
- Практическая грамматика на уроках русского языка. 4-7 кл. Методическое пособие. В 4-х ч. Часть 2, Зикеев Анатолий Георгиевич. В четыре выпуска пособия вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся.… Подробнее Купить за 332 руб
- Практическая грамматика на уроках русского языка: учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В 4-х частях. Часть. 2. Глагол, А. Г. Зикеев. В пособие вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, фразеологической и стилистической сторон речи учащихся. Во второй… Подробнее Купить за 331 грн (только Украина)