Падежи русского языка. Таблица с вопросами
Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка.
В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу. Исходя из этого, можно дать общее определение грамматической категории падежа:
ОпределениеПадеж — это форма имени, указывающая на отношение слова к другим словам в предложении.
А вот как определяет, что такое падеж Википедия:
ОпределениеПаде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.
С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль.
Сравните:клен, осень, багряный, окно, мой, ранний.
Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен.
В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль.
В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.
Таблица падежей
Именительный (есть) | кто? что? | – |
Родительный (нет) | кого? чего? | с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме |
Дательный (дать) | кому? чему? | к, по, благодаря, вопреки, согласно |
Винительный (вижу) | кого? что? | под, за, про, через, в, на, во |
Творительный (доволен) | кем? чем? | с, со, за, над, под, между, перед |
Предложный (думать) | о ком? о чем? | в, о, об, на, при, по |
Падежи в русском языке (таблица с вопросами и с окончаниями)
Рассмотрим систему падежей имени существительного, уточнив определение падежа:
ОпределениеПадеж — это словоизменительная грамматическая категория имен существительных, выражающая отношения обозначенного существительным предмета к другим предметам, явлениям, действиям.
Падежи существительных. Падежные предлоги
Именительный падеж
Именительный падеж употребляется для наименования предметов. Это исходная, начальная форма существительного, которая отвечает на вопросы:
- кто? — бабушка, мастер , отец ;
- что? — тишина, дом , счастье, радость .
Именительный падеж всегда употребляется без предлога и называется прямым падежом в отличие от остальных, носящих название косвенных. В именительном падеже существительное выступает в роли подлежащего в предложении или именной части сказуемого.
Мой брат учится в шестом классе.
Вася — мой младший брат.
Родительный падеж
Родительный падеж существительного отвечает на вопросы: кого? чего?
- нет (кого?) бабушки, мастера, отца;
- нет (чего?) тишины, дома, счастья, радости.
Все косвенные падежи (кроме предложного) могут употребляться как с предлогами, так и без них, например:
нет (чего?) дома — остановился (у чего?) у дома.
Предлоги уточняют значение падежей. Так, с родительным падежом употребляются предлоги:
от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, около, мимо
Например:
- гулять у реки;
- вымокнуть из-за дождя;
- выйти без зонтика;
- бежать от калитки;
- достать до полки.
Дополнительный материалПредлагаем разгадать на нашем сайте кроссворд в картинках на тему «Родительный падеж».
Дательный падеж
Дательный падеж существительного отвечает на вопросы: кому? чему?
- Дам (кому?) бабушке, мастеру, отцу;
- дам (чему?) тишине, дому, счастью, радости.
С дательным падежом употребляются предлоги:
к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу.
- Подойти к матери;
- поступить согласно правилам;
- идти навстречу ветру;
- действовать наперекор судьбе.
Винительный падеж
Винительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кого? что?- Вижу (кого?) бабушку, мастера, отца;
- вижу (что?) тишину, дом , счастье, радость .
С существительными в форме винительного падежа употребляются предлоги:
в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.
- Вернуться спустя год;
- рассказать про орла;
- пройти сквозь пламя;
- переступить через ступеньку;
- выйти, несмотря на ливень.
Предлоги «в», «на», «за», «под» в форме винительного падежа существительного раскрывают направленность на объект действия:
- положить (во что?) в стол;
- (на что?) на стол;
- (за что?) за стол;
- (под что?) под стол.
Творительный падеж
Творительный падеж
- Горжусь (кем?) бабушкой, мастером, отцом;
- любуюсь (чем?) тишиной, домом, счастьем, радостью.
С этим падежом употребляются предлоги:
с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно с
- приехать с другом;
- парить над полем;
- остановиться перед вокзалом;
- посадить за домом;
- действовать согласно с распоряжением;
- я вместе с братом;
- пройти между рядами.
Предложный падеж
Предложный падеж существительного отвечает на вопросы: о ком? о чём?
- забочусь о ком? о бабушке, о мастере, об отце;
- расскажу о чём? о тишине, о доме, о счастье, о радости.
Существительное в форме предложного падежа, как говорит его название, употребляется только с предлогами:
при, в, на, о, об, по
- остаться при школе;
- бегать в парке;
- висеть на стене;
- поведать о путешествии;
- скакать на лошади.
Обратим внимание, что одушевленные существительные отвечают на вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком?
Неодушевленные существительные отвечают на падежные вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?
Определение падежа существительного
Чтобы определить падеж существительного, нужно предпринять следующие действия:
По вопросу и по окончанию определяем падеж существительного.
Слышу голос бабушки.
голос (кого?) бабушк-и (р. п.)
Я люблю свою бабушку.
Люблю (кого?) бабушк-у (в. п.)
В отдельных случаях предлоги являются средством различения падежей, например:
- прислониться к (чему?) стене — д. п.;
- висит на (чём?) стене — п. п.;
- хвост у (кого?) лошади — р. п.;
- скакать на (ком?) лошади — п. п.
Система падежей составляет склонение изменяемых частей речи — имен существительных, прилагательных, местоимений и числительных. Узнаем о типах склонения имен существительных, о том, как определить склонение.
Урок русского языка в 3 классе. Падежи имен существительных
На заметку!А вы знали, что выделяют ещё 9 падежей, которые не изучают в школе?Предыдущая
Части речиКак склоняется слово «утро»?
СледующаяЧасти речиКак пишется слово «шарик»? Правило написания суффиксов -ек-, -ик-
sprint-olympic.ru
Методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме: памятка «Падежи»
1. Я – именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто. (Слайд 10)
2. А я – падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
3. Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу. (Слайд 11)
4. А я – винительный падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад. (Слайд 12)
6. А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
ПАМЯТКА «ПАДЕЖИ»
Название падежа | Вспомогательные слова | Предлоги | Вопросы | Член предложения |
Именительный | Есть, существует | — — | Кто? Что? | подлежащее |
Родительный | Нет | без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг (бывает без предлогов) | Кого? Чего? | Второстепенный член |
Дательный | Дам | к, по (бывает без предлогов) | Кому? Чему? | |
Винительный | Вижу | в, за, на, про, через (бывает без предлогов) | Кого? Что? | |
Творительный | Горжусь, доволен | за, над, под, перед, с (бывает без предлогов) | Кем? Чем? | |
Предложный | думаю | в, на, о, об, обо, при (всегда с предлогом!!) | О ком? О чем? |
ПОХОЖИ:
У одушевленных существительных — Р.п. и В.п.
У неодушевленных — И.п. и В.п.
ЗАМЕНЯЕМ СЛОВОМ МАМА!
Если получается мамУ- В.п., если мамЫ — Р.п., если мамА- И.п.
nsportal.ru
|
|
nsportal.ru
План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Употребление предлогов с существительными в различных падежах.
Употребление предлогов с существительными в различных падежах.
Цели: создать условия для повторения падежных вопросов, способа их определения, обратить внимание на предлоги, указывающие на падеж;
содействовать развитию внимания, умения сравнивать, выделять главное, делать выводы;
способствовать воспитанию коммуникативных навыков: работать в паре, группе: внимательно слушать и слышать товарища.
Ход урока.
1.Настрой.
2.Давайте вернемся к схеме морфологического разбора – Что мы не вспомнили?
Работа по карточкам тренажа:
падеж | слова-помощники | вопрос | предлоги |
Именительный | есть | Кто? Что? | |
Родительный | нет | Кого? Чего? | |
Дательный | даю | Кому? Чему? | |
Винительный | вижу | Кого? Что? | |
Творительный | любуюсь | Кем? Чем? | |
Предложный | думаю | О ком? О чём? |
Почему же столбик с предлогами пуст, кто догадался?
Это и будет темой нашего урока?
3.Целеполагание.
В русском языке около 200 предлогов, а падежей всего шесть, к тому же именительный падеж всегда употребляется без предлогов. Следовательно, 200 предлогов должны распределиться
Между пятью падежами. Это распределение, естественно, будет достаточно неравномерным, как неравномерно в целом развивается и сам язык.
Наибольшее количество предлогов падает на родительный падеж. Объясняется это тем, что предлоги, как известно, пополняются за счет имен существительных, а имя существительное, сочетаясь с существительным, обычно имеет форму родительного падежа. Став предлогом, предложно-падежная форма сохраняет управление родительным падежом (в целях обороны, в свете нового мышления, по линии демократизации, во время урока
И т. п.). По грубым подсчетам, с родительным падежом употребляется около 115 предлогов, большая часть которых отыменного происхождения. Остальные предлоги примерно равномерно распределяются между тремя падежами: с творительным употребляется 24 предлога (над, перед, с, за, под, согласно с, сообразно с, рядом с, вместе с, вслед за и др.), с винительным — 20 (в, на, с, о (об), про, за, под, сквозь, через, в ответ на, включая и др.), с дательным — 19 (к, благодаря, вопреки, согласно, подобно, соответственно и др.), а на долю предложного падежа падает всего 7 предлогов (на, в, о (об), при, по, по вопросу о).
4.С помощью правила на странице 78 дополните схему. Что вы узнали?
падеж | слова-помощники | вопрос | предлоги |
Именительный | есть | Кто? Что? | |
Родительный | нет | Кого? Чего? | Без, для, до, из, от, у; |
Дательный | даю | Кому? Чему? | К; |
Винительный | вижу | Кого? Что? | Про, через; |
Творительный | любуюсь | Кем? Чем? | Над, перед; |
Предложный | думаю | О ком? О чём? | При, об; |
Просклоняйте слова «вода» и «день» по падежам. устно.
5.А сейчас мы обратимся к с.80 учебника, что там мы увидим?
Как ещё дополнится наша таблица?
падеж | слова-помощники | вопрос | предлоги |
Именительный | есть | Кто? Что? | |
Родительный | нет | Кого? Чего? | Без, для, до, из, от, у; С, МЕЖДУ(меж) |
Дательный | даю | Кому? Чему? | к; ПО |
Винительный | вижу | Кого? Что? | Про, через; ПО, ЗА. ПОД, В, НА, О(об) |
Творительный | любуюсь | Кем? Чем? | Над, перед; МЕЖДУ(меж), ЗА.ПОД |
Предложный | думаю | О ком? О чём? | При, об; ПО, В, НА, О(об) |
Что делать, если существительное употребляется с предлогом, который относится к нескольким падежам? Отв.детей – Падеж определяется с помощь падежного вопроса.
Самост. работа.
- Спишите предложения, в скобках укажите падеж существительного.
Ребята перешли через (…) речку. Свернули от (…) тропинки влево. Пробрались сквозь (…) кустарник и очутились у (…) озера перед огромным (…) аквариумом.
- Спишите предложения, определите падеж выделенных существительных.
Все высказались за прогулку. Коля зашёл за товарищем.
Андрей заглянул под ёлку. Под ёлкой красовалась семья боровиков.
Позже дети вышли на полянку. На полянке краснела земляника.
- Составить предложение ,что бы в нем было существительное с предлогами 1р- Р.п., 2р- Т.п.
Выступление ребят.
Итоги, рефлексия, оценки.
nsportal.ru
Падеж | Дополнительное слово | Вопросы | Дополнительные смысловые вопросы | Предлоги | 1-е склонение М.р., ж.р. ЗЕМЛЯ, СТРАНА | 2-е склонение М.р. ДВОР, КОНЬ, Ср.р. ОКНО | 3-е склонение Ж.р. СТЕПЬ | Множественное число |
Именительный | есть | Кто? Что? | -а, -я | — -е, -о | — | -ы, -и -а, -я | ||
Родительный | нет | Кого? Чего? | Откуда? Где? | Без, у, от, до, из, около, подле, с | -ы, -и | -а, -я | -и | -ов, -ев, -ей |
Дательный | дать | Кому? Чему? | Куда? Где? | К, по | -е | -у -ю | -и | -ам, -ям |
Винительный | вижу | Кого? Что? | Куда? | В, за, на, про, через | -у, -ю | — -е, -о | — | -ы, -и -а,-я |
Творительный | доволен | Кем? Чем? | Где? | За, над, перед, под, с | -ой, -ёй | -ом -ем, -ом | -ю | -ами, -ями |
Предложный | думаю | О ком? О чём? | Где? | В, об, на, при, о | -е | -е | -и | -ах, -ях |
nsportal.ru
Памятка «Падежи» 4 класс
Падежи | Слова- подсказки | Вопросы | Предлоги | 1 склонение | 2 склонение | Мн. число | ||||
м.р. и ж.р. на «а», «я» | ж.р. на «ия» | м.р. и с.р. «о», «е» | м.р. на «ий», с.р. на «ие» | ж.р. «ь» | все скл. | с.р. на «ие» | ||||
Именительный | (есть, это) | КТО? ЧТО? | — | а, я | ия | о, е, | ий, ие | а, я, и, ы | ия | |
Родительный | (нет, много) | КОГО? ЧЕГО? ОТКУДА? ЧЬЯ? | для, без, из, у, от, до, с, вокруг, около, позади, впереди, после, прежде, кроме, возле, через… | ы, и | ии | а, я | ия | и | ов, ев, ей, | ий |
Дательный | (дать) | КОМУ? ЧЕМУ? ГДЕ? КУДА? | к, по, благодаря, вопреки | е | ии | у, ю | ию | и | ам, ям | ям |
Винительный | (винить, видеть) | КОГО? ЧТО? КУДА? | в, на, за, с, под, через, сквозь, про, обо, несмотря на… | у, ю | ию | е, о а, я | ия, ие | а, я, и, ы, ей, ов, ев | ия | |
Творительный | (творить, делать) | КЕМ? ЧЕМ? ГДЕ? | с, под, за, над, между, перед, согласно с, в связи с… | ой, ей, ою, ею | ей | ом, ем, ём | ем | ю | ами, ями | ями |
Предложный | (говорить, быть) | О КОМ? О ЧЁМ? ГДЕ? КАК? | о, в, на, при | е | ии | е | ии | и | ах, ях | ях |
ж.р. на «ия»
м.р.
и с.р. «о», «е»
м.р. на «ий», с.р. на «ие»
ж.р. «ь»
все скл.
с.р. на «ие»
Именительный
(есть, это)
КТО? ЧТО?
—
а, я
ия
о, е,
ий, ие
а, я,
и, ы
ия
Родительный
(нет, много)
КОГО? ЧЕГО? ОТКУДА? ЧЬЯ?
для, без, из, у, от, до, с, вокруг, около, позади, впереди, после, прежде, кроме, возле, через…
ы, и
ии
а, я
ия
и
ов, ев, ей,
ий
Дательный
(дать)
КОМУ? ЧЕМУ? ГДЕ? КУДА?
к, по, благодаря, вопреки
е
ии
у, ю
ию
и
ам, ям
ям
Винительный
(винить, видеть)
КОГО? ЧТО?
КУДА?
в, на, за, с, под, через, сквозь, про, обо, несмотря на…
у, ю
ию
е, о
а, я
ия, ие
а, я,
и, ы, ей, ов, ев
ия
Творительный
(творить, делать)
КЕМ? ЧЕМ? ГДЕ?
с, под, за, над, между, перед, согласно с,
в связи с…
ой, ей, ою, ею
ей
ом, ем, ём
ем
ю
ами, ями
ями
Предложный
(говорить, быть)
О КОМ?
О ЧЁМ? ГДЕ? КАК?
о, в, на, при
е
ии
е
ии
и
ах, ях
ях
infourok.ru