Патриарх с маленькой или с большой буквы – Патриарх с большой или маленькой буквы – как правильно? | Образование | Общество

Прописная-строчная. Словарь православной церковной лексики

Словарь «Прописная-строчная» представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. Упорядочение написания слов, часто встречающихся в текстах, относящихся к церковной тематике, как нам кажется, насущно необходимо всем пишущим о жизни Русской Православной Церкви.
Имена Божии и Божией Матери

Имена Божии, Божией Матери и относящиеся к ним местоимения и определения пишутся с прописной буквы; слово «имя» — со строчной.
Бог Господь, Единый Бог, Господь-Вседержитель, «Творец небу и земли». «Отче наш; Иже еси на небесех…»
Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, «Единородный, Иже от Отца рожденный».
Дух Святой — «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый…»
Пресвятая Богородица, Дева Мария, «Благодатная Мария», «Благаго Царя Благая Мати», Пречистая и Преблагословенная, «Невесто Неневестная».

Пресвятая Троица: «…благодарю Тя, Святая Троице».

С прописной буквы пишутся также существительные и прилагательные, употребляющиеся в значении существительных, при именовании Господа и Матери Божией, некоторые прилагательные при именовании Господа и Матери Божией:
Богомладенец, Рождшийся, Распятый, Воскресший, Взбранной Воеводе, Заступнице Усердная. «Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе: о, Владычице мира, буди Ходатаица».
Истинный Бог; Пресвятая Богородица.

Названия чинов ангельских

пишутся с прописной буквы:
Ангелы, Архангелы, Престолы, Власти…
Ангел Хранитель (без дефиса, оба слова с прописной)
Силы Небесные
Небесные Силы бесплотные
Небесное воинство

Названия, относящиеся ко Кресту

С прописной буквы пишутся слова, обозначающие Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос:
Крест Христов — «Вознесыйся на Крест».

Честной и Животворящий Крест, Древо Крестное.
Во всех других значениях «крест» — со строчной буквы: взять на себя крест Христов (страдания), осенить себя крестом, напрестольный крест, наперсный крест, крест с украшениями.

Названия, относящиеся к Церкви

пишутся с прописной буквы:
Святая Церковь
Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь (без запятых)
Тело Христово

Названия ликов святых

пишутся со строчной буквы:
апостолы, мученики, святители, преподобные и т.д. Именование того или иного святого с именем собственным или без имени — со строчной буквы: святитель Спиридон, преподобный Серафим, «апостол посетил Коринф» и т.д.
Исключения: Преподобный Сергий, Святитель и Чудотворец Николай.

Названия Церквей и религиозных объединений

Православные Церкви: все слова названия, кроме предлогов, пишутся с прописной буквы: Константинопольская Православная Церковь, Православная Церковь в Польше, Православная Церковь в Америке.

Инославные Церкви: все названия, кроме предлогов, пишутся с прописной буквы: Римско-Католическая Церковь, Евангелическо-Лютеранская Церковь, Методистская Церковь, Протестантские Церкви, Древняя Неразделенная Церковь, Ориентальные Православные Церкви (нехалкидонские).
Именование старообрядческих общин не содержит слова «Церковь»; название толков старообрядческих общин (федосеевский, поморский) пишется со строчной буквы. С большой буквы пишется название определенной общины: Московская Преображенская старообрядческая община, Рижская Гребенщиковская старообрядческая община.

Титулы и обращения
Все слова, кроме служебных, в титулах Глав Церквей — как Православных, так и инославных, пишутся с прописной буквы, причем по отношению к руководителям Православных Церквей употребляется только слово Предстоятель или Первосвятитель: Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Патриарший Местоблюститель, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейший Патриарх (Папа и Патриарх), Святейший Папа Римский, Святейший Католикос Востока и Митрополит Маланкарский, Архиепископ Кентерберийский, При-мас всей Англии и Митрополит, Епископ-Президент Епископальной Церкви в США.

При обращениях к священнослужителям любого чина с прописной буквы пишутся все слова: Его Святейшество, Святейший Патриарх Алексий, Его Блаженство, Блаженнейший Папа и Патриарх, Его Высокопреосвященство (для митрополитов и архиепископов), Его Преосвященство (для епископов), Его Высокопреподобие (для архимандритов, игуменов, протоиереев), Его Преподобие (для иеромонахов и священников).
Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон).
Священноначалие Русской Православной Церкви.
Слова «Патриарший Экзарх», обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово «экзарх» в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока.
Священный Синод.

Церковные праздники
Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы — День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим — Неделя ваий.
В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла.
а) Обновление святого храма Воскресения — Воскресение Словущее.
Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ — название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д.

б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
в) в день перенесения мощей… обретения мощей…
г) Новолетие
В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси.
Празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» (не «иконе» и не «иконы»).
Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки.

Названия постов, Недель и дней седмичных
Первое слово в названии поста пишется с прописной буквы: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский (Филиппов) пост.
Слово «Неделя» в значении «воскресенье» пишется с прописной буквы (во множественном числе тоже — чтобы отличить от седмиц): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о слепом, Неделя о самаряныне.

Слово «седмица» всегда пишется со строчной буквы. В названиях седмиц только слова «Страстная», «Светлая» и «Троицкая» пишутся с прописной буквы: седмица Страстная, седмица Светлая, седмица Пасхальная, седмица Троицкая, седмица Сырная.
В названиях дней Страстной седмицы оба слова пишутся с прописной буквы: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д.
В названиях дней Светлой седмицы слово «Светлый» пишется с прописной, день недели — со строчной буквы: Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д.
В названиях некоторых суббот слово суббота пишется со строчной буквы, название — с прописной: суббота Троицкая, суббота Димитриевская, но: Суббота Акафиста, суббота родительская.

Названия храмов и монастырей
Если храм освящен во имя святого, то в его названии все слова, кроме имен собственных, пишутся со строчной буквы: храм во имя святителя Тримифунтского Спиридона.

Если храм освящен в честь какого-либо праздника или иконы, то название праздника и иконы сохраняет прописную букву: храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, храм в честь Чуда Архистратига Михаила, храм в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Если название храма дается в сокращенной форме, то оно также пишется с прописной буквы: Николаевский храм (или Никольский, в зависимости от местной традиции), Успенский храм.
Примечание: имена святых в названиях храмов даются в славянской огласовке: Алексиевский храм (не Алексеевский), Михаиловский (не Михайловский), Димитриевский (не Дмитриевский).
Некоторые храмы имеют собственные названия, единичные. Эти названия пишутся с прописной буквы: Кулич и Пасха, Никольский Морской собор, Князь-Владимирский собор (не Владимирский).
Крестовый храм.
Названия монастырей пишутся так же, как названия храмов. Если указано местоположение монастыря, то оно пишется с прописной буквы, так как название города, в котором расположена обитель, вошло в название: Московский Данилов монастырь, Одесский Успенский монастырь, Виленский Свято-Духов (не Духовский) монастырь. Слово «Лавра» всегда пишется с прописной буквы: Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра, Почаевская Успенская Лавра.
Святая Гора Афон (традиционным является употребление в тексте только двух слов названия — Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон).
Благочиния и представительства за рубежом: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, Представительство Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском и всего Востока, Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, Венгерское православное благочиние, Патриаршие приходы в Финляндии, Патриаршие приходы в США и Канаде, Западноевропейский Экзархат, Среднеевропейский Экзархат.

Названия частей и принадлежностей храма
Названия всех частей храма пишутся со строчной буквы: притвор, трапеза, алтарь, апсида и т.д.

Названия всех принадлежностей храма пишутся со строчной буквы, кроме именования «Царские врата»: престол, жертвенник, солея, горнее место, иконостас и т.д.
Названия священных сосудов и предметов пишутся со строчной буквы: дискос, звездица, лжица, кроме:
Святая Чаша, Потир — как вмещающий Святые Дары, но: дарохранительница,
Святая Плащаница.
Названия всех священных одежд пишутся со строчной буквы.
Деисис, не Деисус, — с прописной буквы.

Названия книг Священного Писания и богослужебных книг
пишутся с прописной буквы:
Святая Библия, Бытие, Исход, Книга Иова, но: Песнь песней, Вторая книга Царств, Книга пророка Исаии, Евангелие, Четвероевангелие, Первое Послание апостола Петра.
Служебник, Требник, Минея Месячная.
Цветная Триодь, но Триодь цветная.
Постная Триодь, но Триодь постная.

Литургическая терминология
Устав Церковный, Церковный Устав.

Название служб суточного круга пишутся с прописной буквы: вечерня, повечерие, утреня, часы Великой Пятницы, великая вечерня, рождественские часы, царские часы, крещенские часы, но: Андреево стояние, Мариино стояние.
Божественная литургия, Литургия Преждеосвященных даров, Тело и Кровь Христовы.
Названия чтений и песнопений пишутся со строчных букв, кроме Блаженны (без кавычек), Богородичен (с Богородичном), Трисвятое: тропарь, кондак, ектения великая и т.д., стихира на «Хвалите», или на «Хвалитех» (тоже устоявший в литургике термин, и даже более часто употребляемый), евангельская стихира, антифоны, степенны, аллилуиарий.
Слова «служба», «чин», «последование», «акафист» в названиях богослужений пишутся с прописной буквы без кавычек: Служба Святителю Николаю, Акафист Божией Матери пред Казанской Ее иконою, Последование ко Святому Причащению, но: Евхаристический канон, Великий канон.

Примечание: Когда пение или чтение посвящены святому, то в названии молитвословий имя святого ставится в дательном падеже: тропарь Преподобному Сергию; если празднику, то название праздника ставится в родительном падеже: служба Успения Пресвятой Богородицы.
Словосочетания «многая лета» и «вечная память» — в кавычках и с малых букв.
После начальных слов регулярно читаемых молитв многоточие не ставится: «Царю Небесный», «Отче наш», «Богородице Дево», «Честнейшую», «Ангельский Собор» и т.д.
Названия всех семи Таинств пишутся с прописной буквы включая слово «Таинство»: Таинство Евхаристии, Таинство Священства, Таинство Брака, Святая Евхаристия, Святое Крещение и т.д.

Некоторые часто употребляющиеся слова и выражения
день тезоименитства
Епархиальное управление — Орловское Епархиальное управление
кафедральный собор — одесский кафедральный Успенский собор
клирики вышли на встречу Владыки «со славой»
молебен с водоосвящением (не «с водосвятием» или «водосвятный молебен»)
молиться о ком-то (не «за» кого-то)
панихида по приснопамятном протоиерее
рукоположить во диакона (пресвитера) к храму Успения Божией Матери
сослужить митрополиту (речь может идти только о клириках, так как один митрополит не может сослужить другому, если только последний не Предстоятель Церкви. О служении двух и более епископов: «Литургию совершали митрополит… и архиепископ… и епископ…»)

Названия учреждений Московского Патриархата
Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата
Издательский Совет Московского Патриархата
Издательство Московской Патриархии
Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви
Миссионерский отдел при Священном Синоде Русской Православной Церкви
Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и пра-воохранительными учреждениями
Художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино» 

lib.pravmir.ru

Словарь церковной лексики «Прописная или строчная?» — Благовещенская епархия

А

  • авва
  • Автокефальная Церковь (первое слово с прописной буквы только в офиц. названиях)
  • Автономная Церковь  (первое слово с прописной буквы только в офиц. названиях)
  • агапа
  • аггел (в значении падшего; демон)
  • агиасма (см. Великая агиасма)
  • агиография
  • агиология
  • агнец (просфора)
  • Агнец (Христос)
  • Агнец Божий (о Господе Иисусе Христе)
  • Агнец Небесный
  • академия
  • акафист
  • Акафист Божией Матери (название Великого акафиста, не относится к остальным акафистам Божией Матери или в честь Ее икон)
  • александрийская школа
  • Александрийский кодекс (книг Священного Писания)
  • аллилуиа (аллилуйя)
    • сугубая
    • трегубая
  • аллилуиарий
  • алтарь
  • амаликитяне
  • амвон
  • амма
  • аналой
  • анафора (Евхаристический канон)
  • ангел
  • Ангел (служебный дух)
  • Ангел Великого Совета (Христос)
  • Ангел Хранитель
  • Англиканская Епископальная Церковь
  • Андреево стояние
  • антиминс
  • антиохийская школа
  • антипасха
  • антифоны
  • антихрист (в богословских текстах)
  • Антихрист (как действ. лицо в каком-л. литературном произведении)
  • Апокалипсис (книга св. ап. Иоанна Богослова)
  • «Апокалипсис Петра» (апокриф)
  • Апостол (богослужебная книга)
  • апостол (человек)
  • апостольская проповедь
  • Апостольская Церковь
  • апсида
  • Ареопаг
  • архангел
  • А(а)рхангел Михаил
  • архидиакон
  • архиепископ
  • архиерей
  • архиерейский дом
  • Архиерейский Собор
  • архимандрит

Б

  • Безначальный Бог (имя собств.)
  • безначальный Бог (одно из свойств Бога)
  • Безначальная Троица (имя собств.)
  • безначальная Троица (одно из троичных свойств)
  • бес
  • Бескровная Жертва (с прописной только Евхаристическая Жертва, но не ветхозаветная)
  • беспредельный Бог  (одно из свойств Бога)
  • Библия
  • библейская песнь
  • Благая Весть (Евангелие)
  • благоверная княгиня
  • благоверный князь
  • благовестие Христово (в знач. «проповедь Христа»)
  • Благовещение
  • благоволение Божие
  • Благодатная Мария
  • благодать
  • благодать Божия
  • Благой Бог
  • благой Бог  (одно из свойств Бога)
  • благость Божия
  • благочиние
  • благочинный
  • блаженная вечность
  • Блаженнейший Патриарх (в офиц. документах)
  • блаженны
  • блаженство
    • вечное
    • райское
  • Бог всяческих
  • Бог Господь
  • Бог живой
  • Бог истинный
    • Израилев
    • Отец
    • сил
    • Слово (Сын, Иисус Христос)
  • богоборец
  • Боговдохновенная Книга (Библия) — предпочтительнее: Богодухновенная Книга
  • боговдохновенность — предпочтительнее: богодухновенность
    • Ветхого Завета
    • людей Божиих
    • Священного Писания
  • Боговдохновенная Книга (Евангелие) — Богодухновенная Книга
  • Боговдохновенное Писание (Богодухновенное Писание)
  • Боговедение вселенной
  • Богодухновенное Писание
  • богодухновенный Давид
  • боголюбивый
  • Богомладенец
  • Богоносный
  • богообщение
  • богоотступник
  • богопознание
  • богопочитание
  • богородичен (как и др. подобные песнопения)
  • Богородичный праздник
  • богословие
  • богословское мнение
  • богослужение
  • богоугождение
  • богохранимый
  • Богочеловек (Иисус Христос)
  • Богоявление (двунадесятый праздник)
  • Божественная литургия
  • Божественное Слово (Бог Сын, Божественный Логос)
  • божественный (-ая, -ое) (в качестве почтительного эпитета)
    • апостол
    • догматы
    • колесница
    • Моисей
    • надежда
    • песнопение
    • песнь
    • пища
    • скиния
    • служба
    • узы
    • упование
    • храм
  • Божественный, -ая, -ое (с прописной все, относящееся к Богу, исходящее от Бога, со     строчной – как почтительные эпитеты)
    • благодать
    • Благодеяния
    • вездеприсутствие
    • вечность
    • Владычество
    • воля
    • дар Святого Крещения
    • дары
    • догматы
    • Дух (как Ипостась)
    • дух (как настроение)
    • Естество
    • Жизнь
    • Законодательство
    • знамения
    • изречение
    • Ипостась
    • Кровь
    • литургия
    • Лица
    • любовь (только в знач. «любовь Бога», но не «к Богу»)
    • неизменяемость
    • неизмеримость
    • обетования
    • огонь
    • озарение
    • Откровение (Священное Писание, Апокалипсис)
    • Писание
    • повеления
    • попечение
    • природа
    • природа (Иисуса Христа)
    • проповедь
    • проречение
    • самобытность
    • Свет
    • сила
    • словеса (только в знач. «Священное Писание»)
    • слово
    • Снедь (Евхаристические Хлеб и Вино) —  (устар., малоупотребительное словосочетание)
    • Совет
    • созерцание
    • споборничество
    • сущность
    • Тело (в знач. «евхаристическое, Тело Церкви»)
    • учение
    • энергии
    • явление
  • Божество (истинное)
  • божество (языческое)
  • Божество и человечество Иисуса Христа
  • Божие промышление (Божий Промысл)
  • Божии пророки
  • Божий, -ия, -ие (-ые)
    • благословение
    • ведение
    • всеведение
    • заповедь
    • мудрость
    • Откровение (только в знач. «Священное Писание»)
    • призыв
    • тайна
    • человеколюбие
  • Божия милость
  • Брак (как название таинства)
  • братия (монашеская)
  • Брачный чертог (в значении Небесной обители)
  • будущая (загробная) жизнь
  • будущее воскресение (мертвых)
  • будущий век
  • бытие
  • Бытие (библ. книга)

В

  • Вавилонская башня
  • вавилонский плен (пленение)
  • вавилонский столп
  • вавилонское столпотворение
  • вездесущие Божие
  • Великая агиасма
  • Великая Лавра (Лавра святого Афанасия на Святой Горе Афон)
  • Великая Церковь (неофиц. наименование Константинопольской Церкви)
  • великие каппадокийцы
  • Великий Врач (Бог)
  • великий вход
  • Великий Понедельник
  • Великий пост
  • ветхая пасха
  • Ветхий Завет
  • ветхозаветная скиния
  • ветхозаветный
  • вечерня
  • Вечеря Господня (в знач. «Тайная Вечеря»)
  • вечеря любви (первых христиан)
  • вечная жизнь
  • вечная память
  • вечное блаженство
  • вечное спасение
  • Вечное Царство
  • вечность
  • вечный небесный чертог
  • Вино радования (Кровь Христова)
  • Владыка (Бог)
  • владыка (архиерей)
  • власти (ангельский чин)
  • Воздвижение Креста Господня
  • Вознесение Христово
  • воинство небесное
  • воля Божия
  • Воплощение Христово; воплощение (без упоминания Христа)
  • воплощенный Бог
  • воскресение мертвых
  • Воскресение Христово (Пасха)
  • воскресший Христос
  • Восточная Церковь
  • вочеловечение (Христово)
  • враг рода человеческого (диавол)
  • врата (царские)
  • всеблагой Бог
  • всеблаженство Божие
  • всеведение Божие
  • Вседержитель
  • вселенная (в значении совокупности территорий, населенных людьми)
  • Вселенская Церковь
  • Вселенский Патриархат
  • Вселенский Собор
  • Всемирный русский народный собор
  • Всемирный Совет Церквей
  • всемогущество Божие
  • всенощное бдение
  • Всесвятой Дух
  • всесильный Бог
  • Вторая Ипостась (Христос)
  • Вторая книга Царств — Вторая Книга Царств
  • Второе Послание к Коринфянам
  • Второе Пришествие (Христово)
  • Вульгата
  • Вход Господень в Иерусалим

Г

  • Геннадиевская Библия
  • гностицизм
  • Голгофский Крест, Голгофская Жертва
  • горнее место (в алтаре)
  • Горнее Царство (в знач. «Царство Небесное»)
  • горний мир
  • Господня воля
  • Господские праздники
  • господства (ангельский чин)
  • Господь Бог Саваоф
  • Господь Иисус Христос
    • Вседержитель
    • Сил (т. е. ангельского мира)
    • славы
  • греко-католичество
  • Гроб Господень

Д

  • дарохранительница
  • дары Святого Духа
  • Дева Мария
  • деисис (деисус)
  • Декалог
  • демон
  • день ангела (именины)
  • день будущего Суда
  • день всеобщего воскресения
  • День гнева
  • день Господень (в значении воскресного дня)
  • День Господень (в значении Страшного Суда)
  • день иудейского праздника очищения
  • день обретения мощей
  • перенесения мощей
  • прославления мощей
  • день Пятидесятницы
  • День Судный
  • день тезоименитства
  • десница Божия
  • Десятословие
  • Деяния святых апостолов
  • диавол (дьявол)
  • диакон
  • диаконник
  • дикирий
  • диптих
  • дискос
  • догма
  • догмат
  • догматика
  • догматическая наука
  • догматического развития теория
  • дом Авраамов
  • дом Божий (храм)
  • дом Израилев (народ)
  • доминиканский орден  (с прописной буквы только в офиц. документах)
  • Домостроительство
    • Божие
    • Воплощения
    • спасения
  • Древняя Церковь
  • Древо Крестное
  • дуб Мамврийский
  • Дух Божий
  • Дух Истины
  • Дух Святой
  • духовная академия (семинария), но: Московская духовная академия
  • Духовная миссия в Иерусалиме
  • духовное училище
  • душа Христова

Е

  • Евангелие (Святое Евангелие) (канонические Евангелия с прописной, и в ед., и во мн. ч.)
  • «Евангелие Фомы», как «Апокалипсис Петра» и проч.
  • евангелист
  • евангельские блаженства
  • евангельские заповеди
  • евангельский ( -ая, -ое)
    • благодать
    • добродетель
    • жизнь
    • житие
    • закон
    • истина
    • история
    • проповедь
    • слово (в значении «текст»)
    • стихира
    • учение
  • евхаристическая жертва (литургия)
  • Евхаристическая Жертва (Христос)
  • Евхаристический канон
  • Евхаристия
  • Египетская земля (геогр. название)
  • египетский народ
  • египетский царь
  • Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь (без запятых)
  • единосущие
  • Единый Бог
  • ектения великая
  • ексапостиларий (или светилен)
  • елей
  • Елеосвящение (название таинства)
  • Елизаветинская Библия
  • епархиальное управление
  • епархиальный совет
  • епископ
  • Епископальная Церковь
  • епитрахиль

Ж

  • Жених (в знач. Христос)
  • Жены Мироносицы
  • Жертва (Христова Искупительная)
  • жертва бескровная
  • Жертва Голгофская
  • Ж(ж)ертва Евхаристическая (здесь различать написание в значении Самого Бога как Жертвы и жертвы как действия Божия: «Господь принес искупительную жертву за грех мира»)
  • жертвенник
  • Животворящая Снедь (устар., о Евхаристии)
  • Животворящий Крест (Крест Христов)
  • животворящий крест (в значении крестного знамения)
  • жизнь вечная (онтологическое состояние)
  • Жизнь Вечная (Христос)
  • жрецы израильские

З

  • Завет  Ветхий
  • завет Божий (в знач. «заповедь»)
  • Завета скиния
  • заиорданские колена
  • Закон Божий (только как учебный курс)
  • закон и пророки
  • Закон и Пророки (как названия разделов Библии)
  • закон Моисеев
  • Законодатель (Бог)
  • законодатель (Моисей; но в составе имени в качестве прозвища: Моисей Законодатель, см. название трактата свт. Григория Нисского «Из жизни Моисея Законодателя»)
  • законоположение евангельское
  • Законоположник (Бог)
  • Заместитель Патриаршего Местоблюстителя
  • Западная Церковь
  • заповеди блаженств
  • заповеди Божии
  • заповеди евангельские
  • Заступница Усердная
  • Зачатие честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
  • звездица
  • звонарь
  • здание церкви
  • земля обетованная
  • Зиждитель природы (Бог)

И

  • игумен
  • иерей
  • иеродиакон
  • иеромонах
  • Иерусалимский храм
  • избранный народ
  • Издательский совет Русской Православной Церкви
  • Издательство Московской Патриархии
  • Израильская земля
  • израильский род
  • Израильское царство (библ.)
  • израильтяне
  • икона
  • иконостас
  • илитон
  • император Всероссийский
  • империя
  • имя Божие
  • имярек
  • Ирмологион (Ирмологий)
  • ипакои
  • Ипостась (Божественная)
    • Первая Ипостась
    • Вторая Ипостась
    • Третья Ипостась
    • Искупитель мира
  • Искупление  (Христом падшего человечества)
  • искупление (человеком за содеянный грех)
  • исповедание веры
  • исповедник (лик святости)
  • Исповедь (как название таинства Покаяния)
  • исповедь (процесс, действие)
  • Истина (Бог)
  • истина
  • Истинная Жизнь (Иисус Христос)
  • Источник Жизни (Иисус Христос)
  • Источник Света (Иисус Христос)
  • Исход (книга Библии)
  • иудейская александрийская школа
  • иудейское законничество
  • Иудейское царство
  • Иудино колено

К

  • канон (в значении правила или церковной службы)
  • канон Священного Писания
  • каноническая Библия
  • канонические книги Ветхого Завета
  • каноническое право
  • катехизис (катихизис)
  • Католическая Церковь  (как общее понятие — католическая и православная; первое слово с прописной только в офиц. названиях)
  • кафедральный собор
  • Кафолическая Церковь
  • кедры ливанские
  • кивот Завета
  • Киево-Печерская лавра
  • киевские угодники
  • киновия
  • клирос
  • Книга правил (Номоканон)
  • Князь и  Царь народов (Господь)
  • Ковчег Завета
  • кодекс (собрание рукописей, свитков книг Священного Писания)
  • колено Иудино
  • колесница Израилева
  • кондак
  • Константинопольская Православная Церковь
  • Конференция европейских церквей
  • копие
  • Kрест Христов (на котором было совершено распятие Господа)
  • крест
    • наградной
    • наперсный и пр.
    • напрестольный
    • нательный
  • Крестное Древо
  • крестное знамение
  • крестный ход
  • крещение (как процесс)
  • Крещение (как таинство)
  • Крещение Господне (двунадесятый праздник)
  • Крещенский сочельник
  • кровь мучеников
  • Kровь Христова
  • кумранский свиток
  • купина неопалимая (куст, из которого Бог говорил с Моисеем)
  • Купина Неопалимая (эпитет Божией Матери)

Л

  • лавра (но: Лавра преподобного Саввы Освященного)
  • Левит (библ. книга)
  • левит (ветхозав. священнослужитель)
  • лжица
  • лики ангельские
  • литургика
  • литургия Божественная
  • литургия верных
  • литургия оглашенных
  • литургия Преждеосвященных Даров
  • Лицо Святой Троицы
  • лоно Авраамово
  • любовь Божия

М

  • Маккавеи, братья (библ.)
  • малый вход
  • Мариино стояние
  • мартиролог
  • Матерь Божия
  • менологий (минологий)
  • месяцеслов
  • Минея месячная
  • миро (святое миро)
  • мироварение
  • Миропомазание (название таинства)
  • митра
  • митрополит
  • Митрополит (как глава Поместной Церкви)
  • Моисеево десяти(о)словие
  • молебен с водосвятием
  • монастырское подворье
  • Московская духовная академия и семинария
  • Московский Печатный двор
  • мощи святые
  • мудрость Божия (если свойство, со строчной, но: София Премудрость Божия)
  • мученик

Н

  • набедренник
  • напрестольное Евангелие
  • напрестольный крест
  • народ Божий
  • народ верующий
  • народ израильский
  • наследник цесаревич
  • начала (чин ангельский)
  • небесное воинство (ангельское)
  • Небесное Царство
  • небесные блага
  • Небесные Силы бесплотные
  • Небесный Град
  • Небесный Иерусалим
  • небо (иной мир)
  • Невеста Неневестная (эпитет Божий Матери)
  • невидимое Божество
  • неделя (воскресенье)
  • Неделя (как начало названия подготовительных недель и собственно недель Великого поста)
    • о Закхее
    • о самаряныне
    • о слепом и пр.
  • неосязаемое Божество
  • Непорочное Зачатие
  • нерукотворный образ
  • Нерукотворный Образ Иисуса Христа (название иконы)
  • нетварные Божественные энергии
  • Никео-Константинопольский Символ веры
  • Никео-Цареградский Символ веры (устар.)
  • новолетие (церковное)
  • Новый Адам (Христос)
  • Новый Завет

О

  • обетованная земля
  • Обновление святого храма Воскресения (Воскресение словущее)
  • обожение
  • образ небесного
  • Обрезание Господне
  • обретение, но: праздник Обретения…
  • общее воскресение
  • общежительный монастырь
  • Октоих
  • омофор
  • орарь
  • освящение
  • Освященный Собор
  • Острожская Библия
  • отдание
    • Богоявления
    • Пасхи
  • Отец (Бог Отец)
  • отец (священник, монах)
  • отеческая земля
  • откровение
  • Откровение (в значении «Апокалипсис, книга»)
  • Откровение Божественное  (в знач. «Священное Писание»)
  • откровение Истины
  • отпевание
  • отцы Церкви
    • авторитетные
    • божественные
    • византийские
    • восточные
    • древние
    • западные
    • латинские и пр.
    • поздние
    • ранние
    • святые

П

  • панагия
  • панихида
  • память (какого-л. святого: память пророка Илии, память святых первоверховных апостолов Петра и Павла)
  • палица
  • паникадило
  • папа (в значении епископ Церкви)
  • Папа Римский (титул)
  • папский примат (догмат)
  • паримия (паремия)
  • Пастырь Добрый (Христос)
  • пастырь (священник, духовный отец)
  • Пасха (христ. праздник)
  • Пасха Христова
  • пасха ветхая
  • пасха (иуд.)
  • пасхалия
  • пасхальный, но: Пасхальное послание Святейшего Патриарха
  • патерик
  • патриарх
  • Патриарх (титул, протокол)
  • Патриаршая грамота
  • награда
  • Патриарший Местоблюститель
  • Патриарший Экзарх
  • патристика
  • патрология
  • певчие
  • Петров пост
  • Первая Ипостась
  • Первое и Второе Обретение честной главы Иоанна Предтечи
  • Первое и Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа
  • Первое послание апостола Петра
  • Первое соборное послание
  • Первоиерарх
  • первородный грех
  • Первосвятитель (в знач.: «патриарх»)
  • Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
  • Песнь песней
  • Пешитта
  • писания мужей апостольских
  • Писание (Священное Писание)
  • плащаница Туринская
  • Плащаница Христова
  • Плоть Христова
  • повечерие
  • подворье
  • Покаяние (название таинства)
  • поклонный крест
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • полиелей
  • полнота
  • Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
  • полунощница
  • помазание елеем
  • Поместная Церковь
  • Поместный Собор
  • Послание к Филиппийцам (в названиях апостольских посланий в синодальном переводе Священного Писания по традиции названия народностей даются с прописной; это соблюдается и в современной орфографии)
  • «Послание Варнавы» (апокриф)
  • Послание апостола Павла к Римлянам (Первое послание апостола Павла к Kоринфянам и пр.)
  • послания соборные
  • Последний День (Второе Пришествие)
  • Последний Суд (Страшный Суд)
  • последование ко Святому Причащению
  • Постная Триодь
  • потир
  • Почаевская Успенская лавра
  • пояс (часть облачения)
  • пояс Пресвятой Богородицы
  • правда Божия
  • Праведный Судия (Бог)
  • Правитель всяческих (Бог) (устар.)
  • православие
  • православная традиция
  • Православная Церковь
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
  • православный христианин
  • праздник кущей (иуд.)
  • праздник Пятидесятницы
  • праотцы
  • преблагой Бог
  • Предание (Священное, в общем смысле)
  • предание (частные проявления)
    • литургическое
    • святоотеческое
    • экзегетическое
  • Предвечное Слово (Христос)
  • Предвечный Совет (Святой Троицы)
  • Предстоятель (в знач. «патриарх»)
  • Преждеосвященные Дары
  • преломление хлеба (древнехрист.)
  • Премудрость Божия
  • преподобный
  • преполовение
  • преполовение Пятидесятницы
  • Пресвятая Богородица
  • Пресвятая Троица
  • престол (в алтаре)
  • Престол Божества (небесный)
  • Престол Божий
  • Престол славы
  • престолы (ангельский чин)
  • Пречистая и Преблагословенная (о Божией Матери)
  • притвор
  • Причастие (как таинство)
  • причащение Святых Христовых Таин (не Тайн) (как действие)
  • пришествие Бога, Христа
  • пришествие Христово (Воплощение)
  • Провидение (Божественное, Божие)
  • прокимен
  • Промысл Божий (не «Промысел Божий»)
  • Промышление Божие
  • пророк
  • проскомидия
  • протодиакон
  • протоиерей
  • протопресвитер
  • псалмопевец Давид (но Псалмопевец, если без имени)
  • псалмы
  • Псалтирь (книга)
  • псалтирь (муз. инструмент)
  • Псевдо-Дионисий Ареопагит (устар.), употребление в современных текстах не рекомендуется, вместо него «автор Ареопагитик»
  • пустынь (в знач. «монастырь»)
  • Пятидесятница (христ. праздник)
  • Пятидесятница (иуд. праздник)

Р

  • раб Божий
  • равноапостольный
  • рай
  • распятие
  • распятый Христос
  • регент
  • религиоведение
  • религия
  • Реформация
  • риза нетления
  • римо-католичество
  • Римско-Католическая Церковь
  • рождественский (вечер, подарок, елка и т. п.)
  • Рождественский (Филиппов) пост
  • Рождественский сочельник
  • Рождество Пресвятой Богородицы
  • Рождество святого Иоанна Предтечи
  • Рождество Христово
  • Рождшийся  (устар.)
  • Российский православный университет
  • рукоположение

С

  • сатана
  • Свет Божественный (в знач. Божественной энергии)
  • Свет славы (о Христе)
  • Светлая заутреня
  • Светлая седмица
  • Светлое Христово Воскресение
  • Светлый понедельник (вторник и т.д.)
  • Святой, -ая, -ое
    • Жертва
    • Истина (в знач. Бог)
    • Крещение
    • Кровь (Христова)
    • Миропомазание
    • Пасха
    • Писание
    • Тело
    • Троица
    • Церковь
  • Святая Библия
  • Святая Гора Афон (обычно два слова: Святая Гора, Гора Афон, Святой Афон)
  • Святая Евхаристия
  • Святая Плащаница (Христова)
  • святая плащаница (литургический предмет)
  • Святая святых
  • Святая Соборная и Апостольская Церковь
  • Святая Чаша
  • Святейшая Жертва
  • Святейший Католикос Востока
  • Святейший Патриарх Московский и всея Руси
  • Святейший Синод (до 1917 г.)
  • святилище
  • святитель
  • святки
  • святая Четыредесятница (Великий пост)
  • святой (лик святости)
  • святое Евангелие
  • святое миро
  • святой царственный страстотерпец император Российский Николай Александрович
  • Святые Дары
  • святые мощи
  • святые отцы (см. «отцы»)
  • Святые Христовы Таины
  • священник
  • священнодействие
  • Священное Писание
  • Священное Предание
  • священноначалие Русской Православной Церкви (как собират. сущ.)
  • священные книги
  • священный
  • священный документ
  • Священный Синод
  • седален
  • седмица
  • семисвечник
  • Семьдесят толковников
  • Семя Давидово (о Господе)
  • Септуагинта
  • серафим
  • серафимы (ангельский чин)
  • силы (ангельский чин)
  • Силы Небесные (ангельское воинство)
  • символ
  • Символ веры
  • Синайская Автономная Церковь
  • Синайский кодекс
  • синаксарь
  • синодик
  • Сионская горница
  • сионы (дарохранительницы)
  • скиния ветхозаветная
  • скит
  • слава
  • Слава Божественная
  • Слово (в знач. «Бог Слово»)
  • слово (в знач. «слово Священного Писания»)
  • слово Божие (Евангелие) (письменный источник)
  • служба (святителю Николаю, и т.п.)
  • служба церковная
  • Служебник (богослуж. книга)
  • служение в церкви
  • смерть Спасителя
  • смерть Христова
  • смотрение Божественное
  • Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
  • Собор Вселенский
  • Поместный
  • Собор (высший церковный орган управления: Вселенский, Поместный, Архиерейский)
  • собор (святых как день памяти: Сибирских, Вологодских, Пермских и др.)
  • собор (собрание духовенства)
  • собор (храмовое здание: собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна)
  • Соборная церковь Святой Троицы (болгарская церковь в Свиштове)
  • Соборование (название таинства Елеосвящения)
  • соборование (процесс, действо)
  • Совет Божественный
  • Совет Святой Троицы (Предопределительный)
  • Создатель (Бог)
  • солея
  • Солнце правды (Христос)
  • соловецкий чудотворец
  • София Премудрость Божия
  • сочинения мужей апостольских (не назв. книги)
  • Сошествие (Святого Духа на апостолов, Христа во ад)
  • спасение (вечное спасение)
  • Спаситель
  • Стена Нерушимая (эпитет Богоматери)
  • степенны
  • стихира
  • Страсти Христовы
  • Страстная седмица
  • страстотерпцы
  • Страшный Суд (допустимо: Страшный суд)
  • Суббота Акафиста
  • суббота Димитриевская
    • Лазарева
    • родительская
    • Троицкая
    • суд (в знач. частного посмертного суда)
  • Суд Божий (Последний Суд)
  • Суд праведный
  • судьбы Божии
  • сущее
  • Сущий (также церковносл. Сый, Бог)
  • Сын Божий
  • Сын Давида (Христос)
  • Сын Человеческий (Христос)
  • сын человеческий (человек)
  • сыны Давидовы (люди)
  • сырная седмица

Т

  • таинство
    • Брака
    • Евхаристии
    • Елеосвящения
    • Крещения
    • Миропомазания
    • Покаяния
    • Священства
  • таинство (в знач. Божественной тайны) Воплощения
  • тайна Царства
  • Божия Промысла
  • Тайная Вечеря
  • тайнозритель (Иоанн Богослов) (без имени: Тайнозритель)
  • Творец (Бог)
  • Тело Христово (Божественное Тело, Святое Тело)
  • Типикон
  • Трапеза (в значении вечного Брачного пира Жизни Будущей)
  • трапеза (в повседн. знач.)
  • Трапеза Господня (в значении Евхаристии)
  • трапезная
  • Требник
  • Третья Ипостась
  • Триипостасный Бог
  • трикирий
  • Триодь Цветная, Постная
  • Трисвятая песнь
  • Трисвятое
  • Троица Единосущная и Нераздельная
  • Троица Святая
  • Троице-Сергиева лавра
  • троичность
  • тропарь

У

  • Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
  • Усекновение главы святого Иоанна Предтечи
  • Успенский пост
  • Устав (книга)
  • устав (порядок совершения богослужения)
  • утреня

Ф

  • Фаворский свет
  • фараон (библ.)
  • фелонь
  • Филиокве (Filioque)
  • Филиппийцы (в названии книг Св. Писания и в цитатах из них с прописной, в повествовательном авторском тексте – со строчной)

Х

  • херувим
  • херувимы (ангельский чин)
  • Херувимская песнь
  • хиротония
  • Хлеб (в значении: Тело Христово)
    • Божий
    • Жизни (в знач. евхаристического)
    • Небесный
    • общения (в знач. евхаристического)
  • хлеб насущный
  • храм
  • храм Божий
    • в честь Успения Пресвятой Богородицы (искл.: Храм Христа Спасителя)
    • во имя святителя Спиридона Тримифунтского
    • Иерусалимский
    • святой
    • Святой Софии Премудрости Божией
  • храмовый праздник
  • христианская Церковь (неофиц. собират. наименование нескольких Поместных Церквей)
  • христианский Восток
  • христианство
  • Христова Церковь (притяжат.), но: христианская Церковь
  • Христос Добрый Пастырь
  • Христос Пантократор
  • Христос Эммануил

Ц

  • цари Израилевы (библ.)
  • цари израильские (библ.)
  • Царица Небесная (Богоматерь)
  • царица Савская (библ.)
  • царские врата (церк. архит.)
  • царские часы (богослуж.)
  • Царствие Божие
  • Царь Иудейский (Христос)
    • Небесный (Бог)
  • царь
    • Герарский
    • Давид
    • египетский
    • Египетский (фараон)
    • Израилев
    • Иудин
    • колена Иудина
    • Моавитский
    • Сирии
    • Сирийский
    • Тирский
    • Эфиопский
  • Цветная Триодь
  • церковная история
  • церковнославянский язык
  • церковные Соборы
  • церковь (здание)
  • Церковь (сообщество верующих)
  • Церковь (Тело Христово)
    • Антиохийская
    • Божия
    • Греческая
    • из язычников
    • Римская
  • Церковь Единая Святая Соборная и Апостольская

Ч

  • Часослов
  • часы (службы сут. круга)
  • часы Великой Пятницы
  • Чаша Жизни (Евхаристия)
  • чаша страданий Христовых
  • человечество (Иисуса Христа)
  • Чермное (Красное) (не Чёрное) море
  • чертог Небесный
  • Честная Кровь Христова
  • Честная Троица
  • Честной и Животворящий Крест
  • Четвероевангелие
  • Четии Минеи
  • Четыредесятница
  • Четьи Минеи
  • Чиновник (богослужебная книга)
  • чины ангельские
  • чудотворец

Ш

  • Шестоднев
  • шестопсалмие

Э

Я

  • язычество
  • яйцо пасхальное

Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

blaginform.ru

Патриарх и Папа: филологический аспект

Заметил одну филологическую особенность современных российских СМИ, комментирующих предстоящую встречу Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Почему-то в одном предложении слово «Папа» светские журналисты ставят с заглавной буквы, а «патриарха» — пишут с маленькой. Причем делают это даже в цитатах священнослужителей…

Казалось бы, ну, ставьте обоих с маленькой или с большой… Может показаться, журналисты боятся, что поставив «папу» с маленькой — читатели вдруг перепутают его с обычным папой (будто из контекста это не ясно). Но ведь кроме Предстоятелей Церкви бывают и патриархи эстрады, живописи и музыки. Почему с ними никто не боится спутать?

Подумал, может такое отношение диктует западная пресса? Смотрите интересный орфографический пример подает нам «The New York Times». Когда они пишут безличностно «римский папа» или «русский патриарх», то с маленькой буквы, а когда с присовокуплением имени «Патриарх Кирилл» и «Папа Франциск», то с прописной. «Russian patriarch», «Pope John Paul II», «where the pope and Patriarch Kirill» и т.д. Кстати, те же правила касаются и «Президента Владимира В. Путина» и «русского президента». Но это орфография английского языка. А что же у нас?

Между разными справочными изданиями есть разночтения. Например, в пособии Розенталя Д.Э., Джанджаковой Е.В., Кабановой Н.П. «Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию» (М., 2001) рекомендуется писать это название с прописной буквы — Папа Римский. А в справочнике «Орфография и пунктуация» Н.С. Валгиной и В.Н. Светлышевой (2002) — со строчной, как и любой титул или должность, даже высшая, в зарубежной стране.

Правила употребления прописных букв именно потому столь и сложны, что выделение прописной буквой не только служит для обозначения имен собственных, но и выполняет ранговую функцию в том случае, когда пишущий хочет выделить какое-либо слово, придать ему особое значение.

Согласно рекомендации, изложенной в пособии А.Э. Мильчина и Л.К. Чельцовой «Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания (М., 1999), в официальных наименованиях высших религиозных дожностных лиц с прописной буквы пишутся все слова, кроме служебных: Вселенский Константинопольский Патриарх, Папа Римский, но: Во время беседы президент и патриарх…; Во время визита папа посетил…

Иначе говоря, в официальных (дипломатических) документах с прописной буквы должны быть написаны любые названия официальных должностей (в том числе и зарубежных: Император Японии, Президент Грузии и т.п.), тогда как в документах неофициального характера такие звания пишутся со строчной (в том числе и названия высших должностей РФ: На совещании присутствовали президент РФ, председатель Государственной Д(д)умы, министры…) (отсюда).

svyatoslav.livejournal.com

Патриарх — строчная/заглавная? — Говорим и пишем правильно — ЖЖ


Blurb
перед тем как задать вопрос, прочтите, пожалуйста, FAQ. уважайте чужое время.
Декабрь 2019
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031



Патриарх — строчная/заглавная? 18 фев, 2009 @ 19:55
В каких случаях слова «патриарх» и «патриархия» пишутся с заглавной,
а в каких — со строчной буквы?

спасибо!

From:vvolod
Date:Февраль, 18, 2009 16:59 (UTC)
(Link)
Я всегда пишу со строчной.
From:vvolod
Date:Февраль, 18, 2009 16:59 (UTC)
(Link)
Ну, в начале предложения, конечно, с прописной.
C заглавной пишут только младшие клерки патриархии и шибко верующие (те самые, про которых говорят, что лоб расшибут).
Как «президент» и «правительство» — с заглавной буквы только в официальных документах.
(Удалённый комментарий)
From:vvolod
Date:Февраль, 18, 2009 17:26 (UTC)
(Link)
А почему в светских документах с заглавной?(Удалённый комментарий)
From:vvolod
Date:Февраль, 18, 2009 17:33 (UTC)
(Link)
Но ведт правительство для всех, а патриарх — только для православных.

pishu-pravilno.livejournal.com

Пишем грамотно церковную лексику. Часть 3

Имена, псевдонимы, прозвания, прозвища

Источник:  «Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя». Часть III. «Правила написание церковной лексики».

Читать 

 

3.1. В именах пишутся с прописной буквы все слова, за исключением названий ликов святости (преподобный, святой, мученик и проч.), обращений и наименований (авва, амма, отец, владыка, старец, геронда, батюшка, матушка), духовных санов и церковных титулов (преподобный Макарий Великий, святой равноапостольный князь Владимир, святитель Василий Великий, патриарх Гермоген, высокопреосвященный Ювеналий, преосвященный Иринарх).

Однако по сложившейся церковной традиции в обращениях к духовным лицам церковные титулы пишутся с прописной: Ваше Святейшество, Ваше Преосвященство, Ваше Преподобие, Его Высокопреподобие и т. п.

Это исключение не распространяется на названия духовных санов (кроме сана патриарха в официальной переписке: Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси) и должностей: Ваше Преосвященство, дорогой владыка ректор, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Иоанну, митрополиту Белгородскому и Старооскольскому, председателю Синодального миссионерского отдела.

Это правило сформировалось в дореволюционный период, но отчасти соответствует и современной общегражданской норме «Прописные буквы в особом стилистическом употреблении».

С прописной буквы пишутся общие наименования во множественном числе: преподобные старцы Оптинские, новомученики и исповедники Российские, но: нитрийские монахи (геогр., общее собирательное наименование отшельников и насельников египетских монастырей, расположенных в Нитрийской пустыне в IV в.). С прописной буквы будут писаться и прозвания, вошедшие в имя и ставшие его частью: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Евагрий Схоластик, Афраат, Персидский Мудрец.

3.2. В случае перехода имени собственного в нарицательное слово пишется со строчной: новый арий, иуда, ирод (в негативном значении), пойти на иордань (название реки Иордан на Руси стало именем нарицательным вследствие повсеместной практики освящения вод и источников в праздник Богоявления и означает источник, прорубь, водоем).

3.3. Названия архиерейских кафедр, входящие в титул архиерея, пишутся с прописной: Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский; Климент, митрополит Калужский и Боровский. Если относительное прилагательное обозначает не кафедральную, а географическую принадлежность, оно пишется со строчной буквы: александрийский епископ, сербский епископ, греческий митрополит. В словосочетании епархиальный архиерей оба слова пишутся со строчной.

3.4. Приставка псевдо- перед именами пишется через дефис и с прописной, если относится к авторитетным церковным авторам: Псевдо-Дионисий Ареопагит, Псевдо-Макарий, Псевдо-Симеон Новый Богослов. Приставка лже- пишется со строчной буквы: лже-христос.

Количество просмотров — 3974

st-tatiana.ru

С большой или с маленькой буквы? (Попытка ответить на вопрос): sergedid — LiveJournal

Ирине  Викторовне  Закревской

Когда я говорю, что слова Бог, Царь, Император, Самодержец, Патриарх по правилам русской грамматики следует писать с большой буквы (независимо от религиозности, это обязательно и для атеистов тоже, и независимо от политических взглядов – грамматика и политика суть вещи разнородные, они не взаимозависимы, и одно не может влиять на другое), – я, в основном, возмущаюсь большевицкими бандитами, которые извратили наше правописание и, в угоду своим похотям, велели писать «бог» и «царь» с маленькой. И всегда то ли забываю, то ли не хочу говорить о вещах, которые считаю само собой разумеющимися. И, возможно, неправ, что не делаю никаких оговорок и ничего не уточняю.

Скажу в свое оправдание: разве не само собой разумеется, что, например, в фразе белый гриб – царь грибов написать «Царь» с большой буквы – чистейший идиотизм?

Конечно же, когда речь идет о понятии «царь» вообще, то прописная буква, естественно, не нужна – и это тоже само собой разумеется.

Далее, когда мы говорим об античных греческих богах, о языческих богах древних славян, бог – с маленькой.

Еще мы говорим о библейских патриархах (патриарх – с маленькой).

Само собой разумеющимся я посчитал и то, что с большой буквы пишется только наш Царь, наш Император. А царь Болгарии, например, или император Священной Римской Империи (как и кайзер, и король) – всегда с маленькой. Не только когда говорится о титуле вообще, но и когда называют имя конкретного царя или императора другой страны. Здесь действует то же самое правило российской грамматики, по которому следует писать Президент Российской Федерации – но президент Соединенных Штатов; Генеральный штаб наших Вооруженных Сил – но генеральный штаб вооруженных сил США. И это хорошо, это правильно, – категорически заявляю я. Находятся люди (вообще-то они не заслуживают упоминания, даже не знаю, что побуждает меня говорить о них), которым это не нравится, которые, видите ли, считают это неправильным и осуждают, говорят, что грамматика не должна быть «продажной», говорят о «двойных стандартах» (непременно во множественном числе – наверное, их несколько, и все двойные). Это люди убогие и ограниченные, безродные космополиты, которым не дано объять и ощутить все стороны грамматики, все грани живого великорусского языка.

Однако вопрос действительно не так уж прост, и тут необходимо кое-что уточнить – по поводу Царя и царя, Царей и царей – У НАС.

Уже не раз говорил, что самое последнее дело – пытаться найти какое-нибудь непреложное универсальное правило, которое годилось бы абсолютно на все случаи без исключения. Такие попытки заведомо обречены на неудачу. Русский язык необычайно гибок, богат всевозможными оттенками, подчас неожиданными поворотами. И лучше всего – разбираться с каждым конкретным примером.

Наверное, пожалуй, в каких-то отдельных случаях может иметь значение, идет ли речь о конкретной личности; в единственном или во множественном числе мы употребляем это слово; говорится ли в тексте о ныне царствующем Государе – или о каком-то из его далеких предшественников.

Наверное, всё это заслуживает более подробного исследования – и мне очень досадно, что я этого не проделал, чтобы ответить на вопрос исчерпывающе.

Опера М. И. Глинки – «Жизнь за Царя». («Царя» – с большой буквы.)

При бандитской власти в нашей стране опера была самым преисподним образом переименована, и называлась «Иван Сусанин», и сделал это Сталин. Плюс к тому был распространен миф – а точнее, гнусная инсинуация, – будто бы М. И. Глинка назвал свою оперу «Иван Сусанин», и что якобы это Царь велел переименовать ее в «Жизнь за Царя»!

(Попутно – еще одна иллюстрация к теме, еще один пример: не только в названии оперы, но и в моём предыдущем построении Царь – с большой буквы. И это правильно.)

Относительно слова патриарх – а также возвращаясь к тому, единственное или множественное число (и к тому, идет ли речь о какой-то конкретной личности).

До прихода безбожной власти ни один из наших Патриархов не отступал от истинного Православия.

То есть, когда речь идет о предстоятелях Русской Православной Церкви, то и во множественном числе (а не только при упоминании какого-то определенного Патриарха) должна быть прописная буква.

И тут возникает вполне естественный вывод: разве мы не должны применить то же самое, упоминая также и русских Царей?


См. также:
http://sergedid.livejournal.com/93423.html
http://sergedid.livejournal.com/93631.html
http://sergedid.livejournal.com/92930.html

sergedid.livejournal.com

«Владыка» я пишу с большой буквы / Монастырский вестник

Памяти архиепископа Алексия (Фролова)

«Владыка» я пишу с большой буквы

З декабря 2014 года исполнился год со дня кончины Высокопреосвященнейшего архиепископа Костромского и Галичского  Алексия (Фролова). До архипастырского служения на Костромской земле двадцать лет владыка Алексий был наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. С его именем связано возрождение этой древней обители.

…Однажды на экзамене в семинарии преподаватель спросил: каким главным качеством должен обладать будущий пастырь? Студенты начали перебирать: канонические соответствия, жизненный опыт… Преподаватель покачал головой и ответил строкой из Евангелия: «Симон Ионин, любишь ли Меня?.. Паси овец Моих» (Ин. 21:16). Любовь. Такая, как на Кресте − жертвенная, не ищущая своего. Без нее нет истинного пастыря Христова. О пастыре Христовом, о дорогом владыке Алексии своими воспоминаниями делится насельник Новоспасского монастыря иеродиакон Иннокентий (Зятев).

Владыка Алексий умел сам и учил других любить − вопреки. Видеть за каждым, самым падшим человеком, образ Божий. Не искать человеческой справедливости. Потому что, − говорил он не раз: где справедливость, если мы согрешили, а Христос на Кресте?

При жизни им очень редко интересовались журналисты, в том числе православные, а сам он их избегал. Он не был на виду. Но в день отпевания Покровский храм в Новоспасском монастыре, вмещающий около тысячи человек, оказался вдруг слишком маленьким для тех, кто пришел проститься с Владыкой.

Он действительно исполнил Христово Евангелие – своим личным примером. Поэтому неожиданно трудно оказалось говорить  о нем своими словами: сами собой, неосознанно, тут же напрашиваются строки из Евангелия и апостольских посланий. И как на Афоне монахи называют своего наставника Старцем с большой буквы, так и в случае с Владыкой Алексием его святительский сан стал именем собственным. И, говоря о Владыке, я всегда пишу это слово с большой буквы.

Владыка умел сочетать в себе бескомпромиссную  строгость, когда нужно − даже суровость, и искреннюю любовь к людям. Порой возникало ощущение, что он чуть ли не материально состоит не из плоти и крови, как все мы, а из доброты и любви. При этом он никогда не был человекоугодливым. Его бескомпромиссность, прежде всего, касалась точного следования Священному Писанию и Преданию, она шла от слов апостола Павла: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор.6:15). Там, где был грех, никаких уступок и компромиссов быть не могло. Владыка как-то сказал, что не бывает маленьких и больших грехов – грех либо есть, либо его нет. Так он отучал от самооправдания. Он не искал дружбы с высокопоставленными людьми – они сами к нему шли. От некоторых знакомств и денег вообще отказывался – ни громкое имя, ни размер пожертвования, ни возможные «политические» последствия на него не производили никакого впечатления, если руки приносившего дар Алтарю были нечисты.  В отношениях с собой он сразу устанавливал необходимую дистанцию. Если его приглашали на какое-то светское мероприятие и затем был обед, – за столом он не снимал клобука, и уж тем более рясу, как бы жарко и душно не было, и как бы плохо он себя не чувствовал. Лишь потом, в машине, принимал лекарства. Это позволяло ему, архиерею Русской Православной Церкви, самому не забывать о своем высоком статусе и удерживать необходимую дистанцию с окружающими – иногда случайными и нецерковными людьми. Потому что по нему они судили обо всей Церкви.

Как-то, говоря о том, что нужно быть разборчивым в благотворителях и средствах, он рассказал историю с восстановлением купола на Академическом Покровском храме в Троице-Сергиевой лавре – событие просто исключительное в советские времена. Тогдашний ректор-архиерей во время установки креста на купол вдруг с горечью сказал: «Эх, братия, если бы вы знали, какой ценой…» А спустя год случился пожар. Купол сгорел, крест упал…

Вообще, тема иерархии для Владыки была особой. Владыка говорил, что вертикальная иерархия отношений между людьми – Божие установление, по образцу Небесной иерархии. Что недопустимы равные, панибратские отношения «по горизонтали» – это от сатаны, который все время пытается сравняться с Богом. Должно быть послушание одного другому. «Я – послушник у Патриарха, братия монастыря – в послушании у меня и друг у друга. И это – Церковь». И стоит нарушиться этой иерархии – единство исчезает и наступает хаос.

Удивительным и поучительным было отношение Владыки, архиерея, к младшим по сану или положению в обществе, но старшим по возрасту – будь то священник или мирянин. Владыка был с ними похож на почтительного сына, который, хоть и занимает высокий пост, но не забывает о своем сыновстве.

О себе как архиерее он вообще очень мало говорил, предпочитая слово «монах»: «Монах должен быть на высоте и внешне, и духовно. По нам судят о Церкви». В близком кругу – среди братии и духовных чад – Владыка становился очень домашним, скорее напоминая любящего отца, чем господина.

Свой день Ангела – преподобного Алексия человека Божия (а это всегда было Великим постом) он отмечал по-монашески − обычно исчезал в этот день. В Костроме, став правящим архиереем, он был вынужден в этот день быть на виду, служить, но и здесь монашеское устроение проявляло себя. По окончании службы высокопоставленные лица стали его поздравлять прямо в храме, и Владыка для удержания пыла поздравлявших напомнил слова Святейшего Патриарха Алексия I: вот, мол, в последнее время появилась какая-то странная традиция поздравлять священнослужителей на амвоне, и даже (выделил) архиереев…

Богослужение, служение Богу было сердцевиной его жизни, внутренней и естественной потребностью: «На первом месте у монашествующих должно стоять церковное богослужение», − считал он. Владыка часто говорил: «Бывайте чаще на службах, особенно на Литургии, ведь это возможность помянуть наших близких, покойных. Вы не представляете, какое благо вы делаете этим». Владыка сам очень часто приходил на Литургию просто помолиться и вынуть частички за живых и умерших. Внимательно слушал службу, иногда подзывал к себе служащих или чтеца и очень тактично, иногда с добрым юмором исправлял ошибки. Как-то диакон читал Евангелие о том, как Христос прощает грехи Марии Магдалине. Ошибся в чтении одной буквы – «ять» принял за «ер» и вместо «иди в мире», т. е. с миром, прочел «иди в мир». Смысл прочитанного, понятно, от этого кардинально менялся. Владыка чуть позже тихонько подозвал служащего и с улыбкой спросил: «Куда же это ты, отец, Марию Магдалину отправил? Обратно в мир?»

Даже, казалось бы, в малом – в одежде − Владыка старался хранить в монастыре традицию. Появление на территории монастыря женщины в брюках, без платка или мужчины пляжного вида было нонсенсом, и нарушителю вежливо, но без уступок предлагалось привести себя в подобающий дому Божиему вид. И через это воспитывалось уважение к Богу и Церкви, к древним иноческим уставам.

Весна, жара. Владыка выезжает из монастыря, навстречу, в монастырь, идет мужчина в шортах. Владыка просит водителя остановиться, выходит из машины, молча с улыбкой смотрит на нарушителя монастырского «дресс-кода». Тот сразу кается: всё понял, переоденусь. При этом Владыка подчеркивал, что для самих людей это важно: они, даже не зная этого, лишают себя благодати, если находятся в святом месте одетые не благоговейно, не имея страха Божия.

У Владыки был красивый, выразительный баритон. В молодости он пел в академическом хоре в Лавре. Но для него было аксиомой: богослужебное пение – это не концерт. Не любил вычурности: «Там где голосок, там бесок». Однажды хор спел что-то особым, уж очень витиеватым напевом, и Владыка заметил: стоит в песнопении чуть сместить акцент в сторону красивости – и всё, смысл молитвы теряется. А ведь она важнее. Он не любил небрежности. Когда хор, чтобы побыстрее закончить службу, сокращал количество стихир или пел торопливо, Владыка шел на клирос и восстанавливал порядок. Однажды на ночной рождественской Литургии он почувствовал себя плохо, но все-таки остался служить, лишь попросил чтеца читать часы быстрее обычного. А на следующий день сказал, что эта спешка повредила духовному настрою службы, и он пришел к выводу: нельзя спешить.

Не раз говорил: «Как можно сидеть во время службы? Понятно, когда сидят старички, но когда молодые… Поверьте, того, кто сидит и болтает во время службы, Божия благодать никогда не коснется. И это отношение видят алтарники, которых мы воспитываем. И они к этому приучаются». Говорил, что Бог дает благодать тому, кто себя понуждает к чему-либо. И рассказывал, как в годы его учебы в Лавре, в 70-х годах, семинаристы не просто стояли на ногах все службы Великого поста (по 5-6 часов), а выстаивали их на одном месте. Рассказывал о своем старце отце Геннадии, прошедшем лагеря, − он даже жития читал в келии, стоя на больных ногах, – такое благоговение он испытывал. Владыка и сам благоговел перед святыми – он не просто знал их жития, он этим жил, дышал. И иконы особо почитаемых им святых – преподобного Серафима, святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Филарета Московского − стояли и висели у него в кабинете не как атрибут обстановки, а как живые лики самих святых. На Горнем месте в храмах благословлял обязательно устанавливать образы Господа Вседержителя, либо Троицу Рублева. Может, оттого, что Владыка реально ощущал присутствие святых и Самого Господа, и атмосфера, когда он служил, была совершенно особая – это многие замечали, как если бы ты попадал в иную реальность: время совершенно исчезало, и душа сама наполнялась радостью и покоем.

Обычная картина во время богослужения: в храме и пономарке – полная тишина, все стоят, в алтаре – Владыка справа от Престола, перед ним аналой с Минеей или Триодью. Стоя читает службу. За десятилетия служения он, наверно, уже почти наизусть знал эти службы, но каждый год перечитывал их и находил что-то новое для размышления. «Внимательно слушайте содержание службы, − советовал он. − Читайте чаще богослужебные книги – Минеи, Триодь, Октоих – там всё Евангелие в «разжеванном», в самом понятном, доступном виде».

В мае 2008 года Владыка вернулся из поездки в Египет. Привез мощи преподобного Паисия Великого и святителя Парфения Лампсакийского – подарок Александрийского Патриарха. Мощи он вез на груди. По дороге Владыка ощутил сильное благоухание и не сразу мог понять, откуда оно. Потом обнаружил, что заблагоухали мощи преподобного Паисия. По приезде он пригласил к себе всех братий, и каждый смог увидеть это чудо, приложиться к святыне и ощутить необыкновенно прекрасный запах.

Должно быть благоговение во всем, что относится к Богу, − говорил Владыка. Начиная даже с трапезы – от Евхаристической Чаши до простого бутерброда на трапезе − должно быть благодарение Богу за его дары. Братские трапезы, когда на них присутствовал Владыка, превращались в духовные вечери и действительно становились продолжением Литургии. Часто тон, тему задавало читаемое в этот день житие святого. Владыка останавливал чтеца и акцентировал внимание на каком-то эпизоде. Вот святитель Дионисий Александрийский во время эпидемии чумы благословляет христиан помогать больным − и верным, и язычникам − и называет этот подвиг равным мученичеству. И христиане идут во имя любви. Вот преподобный Максим Грек отказывается переводить отрывки сочинений одного из еретиков, опасаясь, что простодушному неподготовленному читателю это может принести духовный вред. «А много ли сейчас авторов подходят к своим сочинениям с такой ответственностью?» – спрашивал Владыка. Сам он очень осторожно относился к современным публикациям и советовал читать проверенные временем писания святых отцов. Потому что книга – это то, что формирует сердце, −  говорил он.

Особой темой была Псалтирь. После Нового Завета она была, наверно, второй его настольной книгой. Здесь, говорил он, ответы на все вопросы.

Самым необычным, наверно, для современного делового человека, воспитанного по-мирски, покажется административный и хозяйственный стиль управления монастырем – как его понимал Владыка. Этого администрирования, в привычном понимании, практически не было, не чувствовалось. И приходящих из мира это приводило в ступор. Владыка и тут строил совершенно иные отношения − по духовным законам, на основе Евангелия. Да, в монастыре были работники, которые выполняли определенные работы, получали зарплату, ходили в отпуска – вроде всё, как и в миру. Но только они больше напоминали большую семью, общину, а не обычный трудовой коллектив. Утром и вечером многие стояли на службе, днем несли послушания, как говорил Владыка, считая, что не работа, а именно послушание − цель пребывания мирянина-сотрудника в обители.

Сам Владыка сознательно ставил функцию администратора на последнее место, а на первом было служение Богу. И оказывалось, что в такой пропорции одно другому совершенно не мешает. Монастырь восстанавливался.  Достаточно посмотреть архивные фото – в каком разоренном состоянии был монастырь в начале 90-х, когда его вернули Церкви, и каким он стал за 20 лет. Это оценят те, кто помнит жуткие финансовые проблемы, нищету 90-х. Кто бывал в монастырях с крепкой и давней монашеской традицией, тот поймет, чего стоили эти усилия – в центре мегаполиса возрождать из руин огромный комплекс и одновременно – созидать монашескую общину, помогать материально людям. Впрочем, некоторым и этого казалось мало, и они попрекали Владыку (за глаза) – мол, царский монастырь, а бедноват, можно бы было то и это сделать, то купить, это отстроить, попросить денег – а Владыка и тут оставался монахом, возложив в остальном упование на Господа, дорожа духовной свободой своей и своего братства. И Господь Сам заботился о Своем доме − помощь приходила, порой необъяснимым образом, находились нужные люди, деньги, материалы. В обители не было евроблеска, но зато было очень тепло душе. И, наверно, поэтому на монастырские службы люди приезжали не только с разных концов Москвы, но и из пригородов. В праздники соборные храмы порой не вмещали всех.

«Мне не нужны работники, мне нужны послушники», – эта еще одна знаковая фраза Владыки была в основе отношений и с братией, и с сотрудниками. И поэтому, наверное, никогда никто не слышал, чтобы кто-то хоть раз назвал Владыку начальником – такое слово даже в голову не приходило. Оно просто с ним не ассоциировалось.

Вообще, Владыка старался всегда избегать конфликтов и решать проблемы мирно. Он не устраивал шумных разносов, крайне редко прилюдно обличал – только когда уже никакое другое средство не помогало, а ситуация требовала принципиального вмешательства. Но и здесь он заботился о сохранении духовного достоинства обличаемого. При этом для него существовала разница между человеческим, эгоистическим, самолюбивым псевдодостоинством и достоинством истинным – человека как образа Божия: «Вот ниже этого уровня опускаться никогда нельзя». Когда он видел, что обличаемый не в силах понести урок, Владыка мог при всех попросить прощения за свою строгость. При этом оставалось понятным, что обличаемый проступок не оправдывается и должен быть исправлен. Сила и убедительность его слов была в том, что он не говорил и не учил ничему такому, чего бы сам не делал и не исполнял. И потому было бессмысленно спорить и пытаться оправдывать себя. «Если мы сами не живем духовно, то как мы можем учить этому людей? Кто нам поверит? Как христианин может научить чему-то другого, если сам не имеет подвижнического опыта? Мало просто процитировать кого-то из святых отцов – надо еще приложить что-то из своего опыта. Только такому человеку люди поверят».

Архиерей, наместник, духовник – но при всем этом Владыка не навязывал своего мнения, не обязывал его слушаться, не насиловал чужую волю. Был ли перед ним послушник или мирянин − не важно. Если человек не принимал сказанного, Владыка просто отходил в сторону, уступая место Богу. Когда дело требовало  официального решения, он его принимал, отсекая свое личное отношение. Он часто повторял: «Только бы не помешать Промыслу Божиему о человеке». Обычно, когда нужно было решить проблемный вопрос по кому-то, он приглашал человека к себе и просто рассказывал, объяснял ему ситуацию, предлагал собеседнику самому сделать выводы. Пожалуй, лишь в отношении своих духовных чад он мог проявить немного большую настойчивость, хотя и видел, что не всегда легко тем исполнить требуемое,  – но только потому, что доверие этих людей к его слову было абсолютное и воспринималось как воля Божия, какой бы тяжелый для исполнения совет не произносился. Легче было сделать над собой  усилие, гораздо страшнее − не послушаться. И каждый раз после этого оказывалось, что Владыка был прав.

Были у него и недоброжелатели, и просто люди, которые не принимали и не понимали его, и сознательно или неосознанно пытались вредить. Но и с ними он старался сохранять мирные отношения, не поступаясь при этом святоотеческими принципами.

Владыка с юности воспитывался и жил, руководствуясь советами старцев, ездил к ним, и до последнего времени, пока не попал в больницу, не отступал от этого правила, будучи уже сам опытным духовником. Сам себя старцем не считал. Он всю жизнь учился, совершенствовал свое сердце и старался поделиться с другими тем, что приобрел сам. В последние полтора-два года перед болезнью и во время нее очень много читал – и почти исключительно книги монахов-подвижников.

«Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2 Кор. 6:2) – часто повторял он эти апостольские слова. Потому что нам обещан лишь сегодняшний день, а насчет завтрашнего дня − никто не обещал, что он будет…

Вечная Вам память, дорогой Владыко, и Царствия Небесного.

3 Декабря 2014

Социальные сети

monasterium.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *