Петербургский период пушкина характерные черты – ВОПРОС 14. ПЕРВЫЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА. ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА И ЭПИГРАММЫ ПУШКИНА.

3. Петербургский период пушкина, его влияние на лирику

Петербург Пушкина отличается от Петербурга Гоголя. У него он светский, театральный. Он сам так писал о своей жизни в столице: «Жизнь моя в Петербурге ни то ни сё. Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде…» [2,с.40] Но это было в 1833г.,но и 20-х годах Пушкин вёл бурную светскую жизнь. Он увлекался драматическим и балетным театром, был , по его признанию, «почётным гражданином кулис». [6,с.182] «Первое выступление Пушкина как критика связано с театром. В незаконченной статье начала 1820 года «Мои замечания о русском театре» Пушкин, давая высокую оценку современной ему русской сцены, требует от актёра глубокого понимания роли, чувства живого и верного, естественности в игре».

Ещё в лицейские годы сложилось политическое мировоззрение поэта. На него повлиял и дух свободы, бродивший в то время в обществе. В Петербурге поэт сближается с кругом вольнолюбивой дворянской молодёжи. Его гнетёт ничем не ограниченная власть монарха.

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

- восклицает молодой горячий поэт в оде с символическим названием «Вольность». Но в то же время, Пушкин никогда не выступал против «короны», против царской власти как таковой, он всегда считал, что страной должен править просвещённый, мудрый монарх. Именно такой монарх поймёт, что нужно и должно отменить рабство, и тогда сам народ будет его опорой, верным защитником, хранителем трона и империи:

Склонитесь первые главой

Под сень надёжную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

В петербургский период лирика Пушкина особенно характерна свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, и оде «Вольность» содержатся прямые политические намёки на события недавнего прошлого, в частности - убийство Павла 1, организованное с ведома его сына Александра1. Петербург в оде изображён «мрачно» и «зловеще»:

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает

И беззаботную главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец…

…Молчит неверный часовой,

Опущен молча мост подъёмный,

Врата отверсты в тьме ночной

Рукой предательства наёмной…

В то же самое время ода вольность проникнута и новым, романтическим пафосом, ведь Пушкин, не смотря на свои политические идеи и настроения , был ещё и романтиком, влюбчивым молодым человеком, о чём свидетельствует его любовная лирика. Совсем не случайно , творчество Пушкина петербургского периода венчается выходом летом 1820г. поэмы «Руслан и Людмила».

4. Петербург пушкинской поры в романе «евгений онегин»

Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работа на протяжении восьми лет, с весны 1823г. до осени 1831г. и можно смело сказать, что «…чувства, понятия, идеалы» автора отражены в полной мере в его романе. Поэт с самого начала заявляет о своей причастности к тому, что происходит в его произведении. Пишет он «рукой пристрастной», что лично знаком с главным героем:

Онегин добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.

В романе у Пушкина Петербург показан светским и в какой то мере праздным. Особое внимание автор уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин, главный герой пушкинского произведения. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного дворянина. Таким образом, на примере одного человека Пушкин воссоздаёт картину жизни всего петербургского светского общества. Модные дневные прогулки по определённому, установленному негласными правилами светского этикета маршруту:

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе…

Затем - обет в ресторане, посещение театра. Причём для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не художественным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. К тому же это необходимо, это полезно. Посещение театра как обязательное светское развлечение входит в состав правил хорошего тона. Пушкин даёт своему герою следующую характеристику:

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почётный гражданин кулис…

День молодого франта завершает бал, любимое времяпрепровождение столичных дворян.

Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, как о вещах, чуждых ему, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум» очень быстро «наскучивает».

Пустота света и богатство личности, способность искать и находить подлинный смысл жизни - две стороны эпохи в пушкинском романе «Евгений Онегин».

По-разному видели Петербург Гоголь и Пушкин. У Гоголя он страшный, опасный, таинственный, гибельный город под властью чиновников, денежных и материальных ценностей, с его лачугами и нищетой. У Пушкина же он светский, театральный, праздный и в то же время «пустой». Общее в видении Петербурга у Пушкина и Гоголя то, что они не довольны настоящим положением вещей. Пушкин - властью монарха, «пустотой света» и существующей политической обстановкой. Гоголь - деспотизмом чиновников, нищетой простого люда на фоне богатства света.

Закончить свой реферат я хочу словами Гоголя из его «Петербургских записок» 1836г., каков же был Петербург в начале 19 века:

«…Как сдвинулся, как вытянулся в струнку щёголь Петербург! Перед ним со всех сторон зеркала: там Нева, там Финский залив. Есть куда поглядеться. Как только заметит на себе перышко или пушок, ту ж минуту его щелчком…Петербург - разбитной малый, никогда не сидит дома, всегда одет и похаживает на кордоне, охорашиваясь перед Европою, которую видит, но не слышит.

Петербург весь шевелится, от погребов до чердака; с полночи начинает печь французские хлебы, которые назавтра все съест немецкий народ, и во всю ночь то один глаз его светится, то другой… в Петербург идёт русский народ пешком летнею порою строить и работать…Петербург весь расточился по кусочкам, разделился, разложился на лавочки и магазины и ловит мелких покупщиков… продаёт галстуки и перчатки своим чиновникам…».

особенности творчества, список произведений и характерные черты

Значимое место в творчестве известного поэта занимает лирика петербургского периода Пушкина. Этот этап продолжался 3 года с момента окончания учебы в лицее. Планировалась служба в армии, но пришлось устроиться на другую ответственную работу — в Министерство иностранных дел на должность чиновника. В эти годы появляется много известных произведений поэта.

Лирика петербургского периода пушкина сообщение

Общая характеристика времени

После окончания лицейской учебы Александр Сергеевич полностью проникся жизнью интеллигенции Петербурга. Первый творческий этап характеризуется расцветом свободолюбия и гражданской лирики, стремлением к независимости.

Основные предпосылки

Пушкинское время — период возникновения политической оппозиции государственным правителям. Граждане начала 19 века грезили свободой, стремились отстраниться от гнета власти.

Поэзия затрагивает стороны общественной жизни, истории и политической части. В начале 19 века еще существовало крепостное право, но создавались предпосылки его отмены. Друзья, лицеисты и знакомые Пушкина «вынашивали» главное — мысли улучшения общественной жизни, свободы и свержения тирании власти. Известно вступление в различные союзы, одним из которых является «Зеленая лампа» за развитие идеалов свободы.

Принцип жизни:

  • свобода;
  • отсутствие тирании монархии.

Стихи пушкина в петербургский период

Однажды Белинский охарактеризовал творчество Александра Сергеевича: «Всмотритесь и вслушайтесь в этот оборот мысли, в игру чувства: во всем видна чистая поэзия, идеальное искусство, полное художество, без капли прозы, как старое крепкое вино, без воды».

Александр Сергеевич верил, что в будущем государство станет великим благодаря освобождению. Поэт предстает как певец дружеского братства, пиршеств и буйной жизни. С другой стороны, юный талант впитывает последние идеи времени. Многие личности того периода мечтали прославиться. Идеология социального переустройства объединяла людей разных поколений, позже названных декабристами.

Создавались тайные общества, куда Пушкин не был принят.

Произведения, пронизанные идеей свободы:

  • Вольность.
  • Деревня.
  • Сказка Noel.
  • К Чаадаеву.

В сообщении о лирике петербургского периода следует указать, что в произведениях чувствовалась борьба с самовластием. Поэт ощущал себя участником братства, для которого значимыми были идеи свободы слова, мыслей, разгульных пиршеств, вызывающего поведения.

Свобода становится социальным, нравственным и философским идеалом петербургской лирики Пушкина в стихах. Во многих произведениях того периода воспевалась страсть к свободе, без которой не будет творчества, поэзии и жизни.

Идеология свободы

Стихотворение «Вольность» указывает на мнение поэта, который воспевает свободу и стремится словом свергнуть тиранов и врагов. Александр Сергеевич предлагает рабам совершить восстание, а тиранам трепетать.

 лирика петербургского периода пушкина кратко

Строки пронизаны слезным настроением, общественным произволом и невежеством. Человек, по его мнению, должен подчиняться закону, установленному монархом. Перед законом все равны, а восстания и бунты неблагоприятны для общества и государства в целом. С момента выпуска и публикации стихотворения Пушкин был признан первым поэтом-декабристом без включения в состав тайных групп.

Автор осуждает казнь Людовика, чувствуется его возмущение «на бумаге». Мысленно представляется обсуждение, споры Александра в кругу приятелей политической обстановки в мире. Некоторую долю романтики вносят мифологические примеры, призыв муз и природных сил.

Другим стихотворением лирики Пушкина петербургского периода является «К Чаадаеву». Петр Яковлевич был выдающейся личностью, знакомство с ним считалось великой честью и гордостью. В строках говорится о рассеянности юношеского обмана и вере в переустройства мира. Автор и его друзья ждут «минуты вольности» больше, чем любви, счастья.

В ярком стихе того времени про «любителя чужих краев» Пушкин отметил сам себя, сделал мини-презентацию. Все отечественное он ненавидел, но смирился из-за отличных людей, готовых не только возмущаться, но и делать значимые поступки на благо народа.

 лирика петербургского периода пушкина

В произведении отражена политическая идея о потребности конституционного служения, главенстве, равенстве всех граждан.

Под пером великого поэта давно излагаемые мысли получили новый формат, созданный за счет высокой лексики, восклицаний.

В стихотворении «Деревня» Пушкиным высказывается надежда на добрую волю монарха («Рабство, падшее по манию царя…»). В 1819 году в первой части автор воспевает деревенскую жизнь в элегической форме.

Во второй — ненавистно осуждается крепостное право, описывается беззаконие и присвоение жизненных ценностей.

Другие произведения

Одухотворенный творческим замыслом Пушкин вступил в новую эпоху. Друзья предсказывали ему популярность. Поэт стремился истребить «односторонность в литературных суждениях», потому что это есть «пагуба мысли».

Поэма о любви

Молодой поэт значительную часть личного времени проводил с друзьями, многим из которых посвящались стихи. Пушкин следил за политическими событиями, был в курсе общественных настроений. Идеологическими соображениями были пропитаны стихи петербургского периода. По мнению поэта, современное поколение молодежи думает о правах и свободах, о недопустимости самовластия.

Сообщение лирика петербургского периода пушкина

На создание «Руслана и Людмилы» потребовалось много времени. Мысли о произведении возникли еще в годы учебы, однако автор закончил его в 1820 г. Главной темой стало не политическое обозрение или рассуждение, а история любви. Нынешние школьники уже в пятом классе на уроках изучают это произведение.

В мире литературы начала 19 века «Руслан и Людмила» имело бунтарскую славу того времени. Выход в свет поэмы наделал много шума в литературных кругах, но Пушкин изменил стандартные традиции и сделал повествование в другом, облегченном формате. Автора отправили в ссылку на юг за произведенную революцию в литературном жанре.

В основу сюжетной линии легла любовь двух героев, которые на пути к своему счастью встречают множество проблем и преград. Сказочный любовный колорит добавляет поэме встреча со злыми или добрыми волшебниками и героическое повествование. Чувство патриотизма в борьбе с печенегами сближает Руслана с былинными богатырями.

Людмила похожа на даму того времени, а Руслан не всегда выглядит сказочным богатырем из былин — он напоминает витязя русской старины, сказочного персонажа, героя баллад, средневекового рыцаря, романтического героя, совершающего подвиги во славу любимой.

Запрещенные тексты

Петербургский период жизни, юности и творчества отличается стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В нем отразилась инерция привычки к лицейскому дружественному союзу — характерная черта тех лет в истории.

Лирика пушкина петербургского периода

Удачное завершение войн с Наполеоном породило в обществе ощущение собственной силы, право на инициативность. Именно в послевоенные годы возникают вечерние застолья у Жуковского, русские завтраки у Рылеева, где вместе рассуждали, беседовали, обсуждали новости, даже чтение книг — занятие, традиционно связанное с уединением, — становится формой дружеского общения.

В стихотворении «Кинжал» автор прямо угрожает и предупреждает монархов: «Последний судия позора и обиды всегда настигает тирана. Кара неизбежна». За эти строки поэта чуть не сослали в Сибирь, но благодаря друзьям удалось смягчить наказание.

В южной ссылке Александр написал первичный вариант стиха «К морю». Через некоторое время текст изменился. Образ моря, водной стихии является многозначным. С одной стороны, «вольная стихия» — отображение души человека. Автор использует мужской род, когда обращается к морю, будто разговаривает с другом. Морская стихия отражает душу, судьбу человека благодаря множеству контрастных эпитетов, метафор, сравнений.

Поэт обладал уникальной способностью сохранять чувство меры.

Благодаря искренней вере в идеологию свободы Александр Сергеевич выражал свое пушкинское мнение в произведениях. Человек должен быть свободен во всем — в работе, делах, творчестве, дружбе и любви. Это естественное состояние.

2. Петербургский период (1817 – 1820)

Осн. черты: предпочтение философско-публицистических тем и жанров темам и жанрам интимной лирики,обращение к героическим и трагическим моментам национальной истории,

непосредственная соотнесенность с современностью, поучительность (исторические уроки),

установка на ораторский, декламационный стиль, аллюзорность и широкое употребление метафорических слов-сигналов, вольнолюбивые стихи.

Ода «Вольность» (1817). Тема двойственна – тирания монарха и тирания народа. В оде с наибольшей силой отразился круг идей, связывавших Пушкина с Н. Тургеневым, - отношение к французской революции, к русскому самодержавию. Солидарность с Тургеневым заявлена в начале оды: Пушкин гонит «изнеженную лиру» и призывает «гордую певицу» Свободы. Для Пушкина не характерно противопоставление любовной и гражданской лирики. Кроме того, в оде преобладают абстрактные понятия (закон, народ, природа) в духе французской философии и политических размышлений Тургенева. Исторические картины выступают значимыми уроками для современных правителей (социальный дидактизм). Подчиняясь требованиям жанра, Пушкин написал оду в высоком стиле. Поэт полон благородного негодования, обличая «тиранов мира», попирающих естественное право народов на свободу, и одновременно осуждает народ, казнящий монархов. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь.

«Деревня» (1819). В одном из самых смелых гражданских стихотворений Пушкина отчетливо видно, как сменяются жанровые поэтические маски – поэт-мечтатель уступает место поэту-сатирику, свойственному гражданской обличительной поэзии. Особенность – Пушкин выдвинул тему поэтического творчества с политической и социально-философской. Наслаждение творчеством невозможно при виде картин «барства дикого». Свободно предаваться вдохновению поэт может лишь в случае разрешения социальных противоречий >>> исполнение поэтической миссии зависит от обстоятельств, лежащих вне личности.

Следующие черты:

-складывается представление о поэте как «друге человечества», в поле зрения которого вся действительность. Подлинное призвание поэта – славить красоту и совершенство Божьего мира, но по той же божьей воле он обязан писать и о неприглядных сторонах действительности, мешающих ему выполнять истинную миссию.

-склонность к синтезу жанров и поэтических стилей

Послание «К Чаадаеву» (1818). Радость жизни и счастье человек может постичь лишь в свободном обществе. На первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью. В ст-ии чувства Чаадаева и Пушкина объединяются «Недолго нежил нас обман…», «Но в нас горит еще желанье», «мы ждем с томлением упованья», «напишут наши имена»). Послание начинается с традиционного элегического зачина, с грустной ноты: упоение жизнью оказалось лишь обманом. При столкновении с реальностью мечты о славе, любви, свободе часто оборачиваются неверием, сомнением. Ст-е превращается в вольный порыв к свободе. Для совмещения личной и гражданской тем Пушкин использует условные и устойчивые метафорические формулы-сращения и слова-сигналы, взятые из языка и интимной и гражданской лирики. Например, «звезда пленительного счастья» - типичное слово-сигнал, означающее «политическая свобода». Сочетание «горит желанье» - интимная лирика – любовная страсть.

Также такая черта, как соединение гражданской и личной тем.

Послание «К Н.Я. Плюсковой» Пушкин заключил стихами «Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа». В интимном послании поэт выразил высокими словами и гражданскими понятиями комплиментарное восхищение добродетельной женщиной с «приветною красой».

-упование жизнью с ее вакхическими удовольствиями, любовью, дружбой («торжество Вакха», «Веселый пир»)

Послание «Кривцову» - славит жизнь, юность, ее наслаждения. Даже смерть не омрачает любви: «смертный миг наш будет светел; и подруги шалунов соберут их легкий пепел в урны праздные пиров».

Итогом периода стала поэма-сказка «Руслан и Людмила» (закончена в 1820, на кавказе дополнене эпилогом, в конце 20-х гг. – прологом))

5

  1. Лирика А.С. Пушкина лицейского и петербургского периода.

От лицейского периода до нас дошло около 120 стихотворений Пушкина. В VIII главе «Евгения Онегина» поэт, характеризуя лицейский период своего творчества («В те дни, когда в садах Лицея ...»), указывает основные темы этого периода творчества: «пир младых затей», «детские веселья», «слава нашей старины» и «сердца трепетные сны». Это образное поэтическое определение даёт очень верное представление о содержании и токе лицейской лирики Пушкина. Юношеские увлечения, товарищеское веселье, неясные мечты — вот что характеризовало эту лирику.

(1811-1817) Лицей – начало П. ТВ-ва. За этот период П. не раз менял течение в лит-ре. П. обращается к Жуковскому с неск. Посланиями. Через Жук. П. усваивает карамзинский критерий вкуса. Он умел находить для действительности яркие краски. Он учился у Давыдова, Фонвизина и др. П. был необыкновенным учеником. Он достиг в каждой из традиций совершенного мастерства.Самым ранним поэт. Пр-ем П-лицеиста явл-ся стих-е «К Наталье» 1813., напис. В духе люб. Посланий. Первым, появившимся в печати, было стих-е «К другу стихотворцу», опубл. В «Вестнике Европы» 1814г. Уже ранняя лицейская поэзия П. по богатству мыслей, по худ. Уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных мастеров. 1815 «Воспоминания в Царском селе». Стихи П. проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стих-и «Лицинию». Лицейская поэзия П. поражает своей жизнерадостностью, прославлением радостей жизни. Вместе с тем в ряде произведений возникают и элегические настроения, размышления об искусстве, творчестве. П. требует от поэзии истины в выражении чувств. П. пишет лицейскую поэму «Монах», «Гаврилиада» идёт вслед за «Монахом». В лицее была начата поэма «Руслан и Людмила». Разнообразна и поэтика лицейского творчества П. Ему в равной степени были доступны державинская патетика, гражданско - витийственная лирика, элегичность и мелодичность стиха Жуковского, пластичность образов Батюшкова, давыдовский гусарский стиль. Известность П. выходит за рамки лицея. Он сближается с Жук., Батюш., Вяземским. В 1816 г. Он часто посещает Карамзина, проводившего лето в Царском селе. Ещё в лицее он становится членом литературного общества «Арзамас».

Уже в лицейские годы он был рядом с писателями, которые боролись против омертвевших канонов классицизма, стремились модернизировать лит язык, сблизить русскую лит. с европейской. (Лит общество “Арзамас”). Это стало важным моментом эстетического самоопределения.

В лицейских стихах много перекличек с русскими и французскими пис. Звучат мотивы лирики Батюшкова (гармония стихов) и Жуковского (романтическая поэзия чувств). В немногих гражданских стихах предстает учеником Державина. Но Пушкин выбирал не учителей, а художественные системы.

Лицейская лирика не питалась какими-то устойчивыми настроениями. П многолик, переменчив. (Возвышенная патетика гражданской лирики уживались с легкомыслием стихов “на случай”)

Сквозь внешнюю пестроту и несовершенство поэтических форм лицейской лирики проступила главная черта пушкинского отношения к миру: он воспринимал его как тайную, скрытую гармонию. Она открывалась поэту во всем - в высоком и низком, в мыслях и чувствах, в жизни и искусстве.

Петербургский период творчества с осени 1817 г. до весны 1820 г

Выпущенный из лицея, Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами. Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, В. Тургеневым, П. Чаадаевым и испытывает сильное воздействие их идей. Пушкин вступает в тесно связанные с декабристским движением литературные общества «Зеленая лампа» и Вольное общество любителей российской словесности. Его политическая лирика становится выразительницей идей Союза Благоденствия. Именно в сфере политической лирики этих лет особенно заметно новаторство Пушкина и его поиски новых художественных решений. Попробовав в оде «Вольность» решить задачу создания актуальной политической лирики на основе традиции XVIII в., Пушкин в дальнейшем к этому опыту больше не обращался, а призыв Кюхельбекера в 1824 г. возродить оду вызвал у него ироническое отношение.

Особенно интересно в этом отношении послание «К Чаадаеву» (1818). Первые строки стихотворения должны вызвать в сознании читателей образы и стилистику унылой элегии. Жанр этот, активно культивировавшийся молодыми поэтами начала 1820-х гг. и самим Пушкиным, не встречал сочувствия в кругу декабристов

Новаторство это имело глубокую подоплеку. Идеалом был герой, добровольно отказывающийся от личного счастья ради счастья родины. Свобода включает счастье и расцвет, а не самоограничение личности. Поэтому для Пушкина политическая и любовная лирика не противостояли друг другу, а сливались в общем порыве свободолюбия.

Главным созданием этого периода была поэма «Руслан и Людмила». Работа над ней продолжалась в течение всего петербургского периода и закончилась лишь весной — летом 1820 г. Поэма имела большой читательский успех, но критика в основном оценила ее сдержанно. В поэме господствует ирония, направленная на самый принцип жанровости.

Лицейское творчество (1813–1817)

Этот период условно делят на два этапа – ранний (1813–1815) и поздний (1816–1817). Первоначально лицейская лирика тесно связана с литературой классицизма, русского и французского Просвещения, уже подверженной новым – предромантическим и романтическим веяниям. Это нашло отражение в оде «Воспоминания в Царском Селе», в отклике «На возвращение государя», в классицистическом по духу послании «К Александру», в стихотворении «Наполеон на Эльбе» и других произведениях. Многие стихотворения близки классицистической оде «на случай» по тематике (восхваление мудрого монарха и полководцев), по композиции (строгий и традиционный порядок частей), по поэтической лексике (широкое употребление архаизмов и славянизмов – «выи», «надменны», «десница» и др.) и отличались обилием риторических конструкций.

Вскоре, однако, классицистические пристрастия угасают и уступают место анакреонтике, гедонистическим и эпикурейским мотивам. Весь лицейский период проходит под знаком анакреонтики. Преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с ее радостями и весельем. Пушкин следует анакреонтической лирике Державина, усваивает стилистику Карамзина и в особенности Жуковского, внимательно читает Батюшкова и учится у него.

Поэтическая школа Пушкина – это тот же круг поэтов, что и его русских учителей и старших современников. Прежде всего, это европейская, для Пушкина – античная и французская в большей мере, чем для Жуковского (немецкая, английская и французская) и Батюшкова (античная, итальянская и французская), поэзия. Из античных авторов наибольшую популярность имеют Анакреон, Тибулл, Гораций. Из французской литературы – «легкая поэзия» (Парни, Мильвуа) и поэзия позднего рококо (Вольтер, Грекур, Шолье).

Пушкин пишет о беззаботном и беспечном отношении к жизни, к ее горестям. Краткость жизни побуждает поэта насытиться ее чувственной прелестью. В упоении жизненными радостями происходит самоутверждение личности, которая отказывается от казенной морали, от условностей света, от погони за чинами, титулами, регалиями и богатством. Их место во множестве стихотворений занимает пир души и духа с непременными атрибутами – вином, любовью, дружбой, поэзией.

Поэзия пиршеств, вакхических удовольствий никак не совместима с религиозно-этическими нормами, светским этикетом, но вполне совместима с либеральными идеями личной свободы, защиты чести, достоинства, независимости мнений. Подлинный поэт, в представлении Пушкина, творит по наитию, по вдохновению, в противоположность ремесленнику, который не знает духовной свободы и подчиняет свою поэзию корыстным интересам. Следовательно, анакреонтика – не просто жанр, но либерально-поэтическая установка творческой личности, которая порождает разнообразные жанры – от «анакреонтической оды» («Гроб Анакреона») до романса и сказки («Амур и Гименей»). В том же ключе формируется самый распространенный жанр раннего лицейского периода – дружеское послание («К Наталье», «К другу стихотворцу»). Многие послания берут в качестве образца «Мои пенаты» Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам, учителям и друзьям. В посланиях обычно провозглашается литературная программа, устремленная к романтизму и исключающая классицизм. Послания часто включают бытовые и сатирические сцены, которые присутствуют не как живые и непосредственные впечатления, а в качестве литературно-условных примет и имеют чисто жанровое происхождение. Особенность пушкинской поэтики в лицее – усвоение разных поэтических школ. Пушкин не стремится подражать Жуковскому или Батюшкову. Он учится у них писать, хочет понять, как ему писать. Поэтому в посланиях Пушкин объявляет себя сторонником «арзамасских» творческих деклараций и одновременно отстаивает собственный путь. Так, послание «Батюшкову» («В пещерах Геликона…») завершается знаменательной цитатой-концовкой («Будь всякий при своем»).

Если в посланиях, в романсах, в элегиях вырабатывался пушкинский поэтический язык психологической лирики, пока достаточно условный, изобилующий готовыми формулами, то в одических жанрах (ода, песня, гимн, дифирамб), оживленных батальной лирикой 1812 г., слагалась гражданская лирика с ее высоким стилем слов-сигналов, метафорических образов, за которыми стояли устойчивые социально-политические понятия и ценности.

После 1815 г. заметно усиливается оппозиционность общественных настроений. Если в ранний лицейский период основная установка Пушкина состоит в том, что жизнь дана для наслаждения, то в поздний лицейский период он сожалеет о том, что пиршество духа невозможно вследствие несовершенных обстоятельств. Земные радости, чувственные желания уступают место грусти. Невозможность достичь полноты душевной жизни выдвигает в поэзии на первый план жанр элегии и близкий к нему жанр романса. Господствующее положение занимает исповедальная любовная лирика, которая реализуется в двух разновидностях – «унылой» и любовной элегии.

В «унылой» элегии преобладает одна страсть – уныние, страдание разлуки, воспоминание об утрате возлюбленной. Любовь, переживаемая героем, лишена, как правило, чувственного начала. Она созерцательна, платонична и часто религиозна.

Герой предстает мечтательным юношей – поэтом, оплакивающим любовные страдания. Типичная элегическая ситуация – предсмертный монолог. В таких элегиях преобладают устойчивые поэтические обороты («увяла в цвете лет» и др.). Те же чувства любовного томления и уныния характеризуют и романс. Но в нем речь может идти о герое, отделенном от автора. Такому герою сообщается особая биография воина-певца, павшего на поле битвы («Наездники»). В романсе может звучать и гусарская тема («Слезы»), в которой оживают приметы лирики Д.В. Давыдова.

Любовная элегия, в отличие от «унылой», выражала противоречивый внутренний мир героя («Элегия» («Опять я ваш, о юные друзья!»), «Элегия» («Я думал, что любовь погасла навсегда…»)). Основной герой в ней – задумчивый отшельник, бегущий из общества в естественный мир любви, наслаждений, поэзии. Иногда он является в облике скептического вольнодумца. Любовная элегия наполнена чувственной страстью. Герой в любовной элегии противоречив: он жаждет полноты наслаждений, но она оказывается невозможной.

В обращениях к друзьям («В альбом Илличевскому», «Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, мотив поэтического союза, «святого братства».

В целом, лицейская лирика носила ярко выраженный жанровый характер. Пушкину было присуще жанровое мышление: тема, стиль, лирический герой, авторский образ определялись жанром. Особенность лицейской лирики – игра поэтическими масками. Лицейская лирика была поэтическиусловной и не отражала ни реальное жизненное поведение Пушкина, ни его духовный и душевный мир. Но именно условность лирики была залогом поэтического новаторства Пушкина, который позднее наполнил условные и устойчивые поэтические формулы-сращения (утлый челн, во цвете лет и др.) конкретным жизненным содержанием.

Книжно-условный строй лицейской лирики отразился и на образе лирического героя. Он тоже жанровое лицо, стилевая маска, выбираемая соответственно жанру.

Юный Пушкин часто воображал себя то мечтательным, грустным поэтом («Певец»), то ленивым мудрецом («Городок»), то веселым и беспечным гулякой («Пирующие студенты»). В жизни он не был похож на литературные образы своих стихотворений. В лицейской лирике в центре стихов находится не автор, а обобщенный условный образ, зависимый от жанра. Выбор жанра определяет и выбор лирических масок героя, которые постоянно меняются. В стихотворении «Послание к Юдину» появляется образ юноши-отшельника («Живу с природной простотой, С философической забавой И музой резвой и младой»). В послании «К Батюшкову» возникает иная маска: «Философ резвый и пиит, Парнасский счастливый ленивец, Харит изнеженных любимец, Наперсник милых Аонид». В «Моем завещании» Пушкин примерил маску эпикурейца, поэта лени и сладострастной неги:

Здесь дремлет Юноша-Мудрец,

Питомец Нег и Аполлона.

В стихотворении «Опытность» – другая маска: влюбленного гуляки, живущего простой и веселой жизнью. Смена масок – это одновременно и смена жанровых и стилистических примет.

Другая особенность лицейской лирики – метафоричность и перифрастичность стиля. В «Подражании» (1816) прослеживается характерный метафорический стиль, иллюстрирующий мотив смерти:

Я видел смерть; она сидела

У тихого порога моего…

Элегическая грусть здесь трансформируется в бесконечную тоску и невозможность примириться со смертью. В других стихотворениях Пушкин сглаживает трагизм ситуации, говоря на том же метафорическом языке:

Не пугай нас, милый друг,

Гроба близким новосельем…

Он набрасывает «покров изящной беспечности» на изображаемую суровую действительность.

Господство перифрастического стиля выражается в том, что Пушкин, согласно поэтическим традициям и тогдашней поэтической моде, мыслит перифрастически: явления получают не прямые и точные названия, а условные описательные обозначения: вместо смерть – «гроба близким новосельем», вместо поэт – «наперсник богов», вместо римляне – «О Ромулов народ», вместо в школе – «Под сенью мирною Минервиной эгиды».

Сюда же следует отнести использование античных образов и реалий. Античность в стихах лицейского Пушкина – условная форма выражения его миросозерцания, его гармонически цельного восприятия жизни. В лицейской лирике античность символизирована и стилизована. Античные боги, мифологические персонажи, равно как и условные имена, – все это словесный маскарад, декорация, знаки, эмблемы, символы тех или иных ситуаций или переживаний.

В Лицее Пушкин прошел серьезную поэтическую школу. Он овладел многими жанрами и стилями. При этом он усваивал принципы поэтических систем, например Жуковского и Батюшкова. Жуковский открыл Пушкину многозначность слова, скрытую в нем эмоциональность, а Батюшков применил тот же принцип многозначности ко вполне земным чувствам. В лицейские годы из ученика европейских и русских поэтов Пушкин превратился в одного из ведущих лириков, принадлежащих к «школе гармонической точности». Из Лицея Пушкин вышел готовым отправиться в самостоятельное поэтическое плавание.

Петербургский период творчества (1817–1820)

Полный творческих замыслов, Пушкин вступил в новую пору своей жизни. Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский прочили ему поэтическую славу. Поэт – участник завершающего свое существование «Арзамаса» и по-прежнему противник «Беседы любителей русского слова». Однако он внимательно присматривается к ней и сближается с прежними литературными антагонистами – Грибоедовым, Катениным, Шаховским. Пушкин хочет, как он объяснил впоследствии в письме Катенину, избежать «односторонности в литературных мнениях», ибо всякая «односторонность есть пагуба мысли».

Если лицейская лирика связана с усвоением поэтических принципов психологического течения в русском романтизме, то в петербургский период ориентация отчасти меняется, и Пушкин направляет свои взоры к только что народившемуся гражданскому, или социальному, течению русского романтизма. Многие дружеские и творческие нити связывают его с Союзом Благоденствия и близкими к нему обществами и кружками – Вольным обществом любителей российской словесности, «Зеленой лампой», домашним кругом Н.И. Тургенева. В «Зеленой лампе» политическое и религиозное вольнодумство соединено с эротическими и вакхическими поэтическими мотивами, а в кружке Тургенева преобладали установки на социально-философскую лирику. В обществах и кружках вырабатываются основы гражданской поэзии, типологические черты которой хорошо известны – предпочтение философско-публицистичес-ких тем и жанров темам и жанрам интимной лирики, обращение к героическим и трагическим эпизодам национальной истории, непосредственно соотнесенным с современностью, поучительность (исторические «уроки»), установка на ораторский, декламационный стиль, аллюзионность и широкое употребление метафорических слов-сигналов.

В этом свободолюбивом кругу возникает пушкинская гражданская лирика, во многом определившая поэтику гражданского, или социального, течения русского романтизма и отмеченная теми же чертами. На этой лирике лежит отпечаток философско-политических споров и застольных разговоров.

Так, согласно биографической легенде, именно кружком Н.И. Тургенева, из окон квартиры которого был виден Михайловский замок, где убили Павла I, была вдохновлена ода «Вольность» (1817).

Ода «Вольность». Тема стихотворения двойственна – тирания монарха и тирания народа. В оде с наибольшей силой отразился круг идей, связывавших Пушкина с Н.И. Тургеневым – отношение к французской революции, к русскому самодержавию. Солидарность с Тургеневым заявлена в начале оды: Пушкин гонит «изнеженную лиру» и призывает «гордую певицу» Свободы. Для Пушкина не характерно противопоставление любовной и гражданской лирики, но оно свойственно его старшему другу, как впоследствии и декабристам. Кроме того, в оде преобладают абстрактные понятия («закон», «народ», «природа») в духе французской философии (Монтескье) и политических размышлений Тургенева. Исторические картины выступают значимыми «уроками» для современных правителей (социальный дидактизм).

Подчиняясь требованиям жанра, Пушкин написал оду в высоком стиле (торжественная интонация, декламационная ораторская речь с риторическими вопросами и патетическими восклицаниями). Поэт полон благородного негодования, обличая «тиранов мира», попирающих естественное право народов на свободу, и одновременно осуждает народ, казнящий монархов. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны царь и народ. Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы, которая возможна лишь при верховенстве законов. Для убедительности идеи Пушкин обращается к двум историческим событиям – Французской революции и убийству Павла I.

Людовик XVI пал «мучеником ошибок славных», т. е. всем известных. Он, как и его предок, правил Францией, не считаясь с законами. Результат для него оказался плачевным. Нарушение закона Людовиком XVI вызвало вероломное выступление якобинцев и преступное молчание народа, вставшего на сторону злодеев. Их презрение к закону позволило захватить власть Наполеону («самовластительному злодею»).

Перед «задумчивым певцом», в котором угадывается автор, открывается не только исторический пример Франции. Благодаря Клио, музе истории, выступающей знаком высшей воли, он слышит голос истины и видит «Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец», потаенных убийц, крадущихся ночью, испытывающих одновременно и дерзость, и страх. Речь идет об убийстве Павла I, «увенчанного злодея».

Вывод из одических размышлений подается как исторический «урок», адресованный владыкам:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона…

Деревня (1819). В этом, одном из самых смелых гражданских стихотворений Пушкина, отчетливо видно, как сменяются жанровые поэтические маски – поэт-мечтатель, типичный образ для идиллии и пасторали, уступает место поэту-сатирику, образу, свойственному гражданской обличительной оде или близкому к ней жанру высокой сатиры. Все эти жанры требовали своего языка, своих условных устойчивых поэтических оборотов и формул, которые несли с собой легко узнаваемые метафорические образы, с предопределенными ценностными характеристиками. С одной стороны – «пустынный уголок», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (словарь идиллии или пасторали), с другой – слова-сигналы: «невежества убийственный позор» – «зрелище рабства», «тягостный ярем» – «крепостное право» (словарь гражданской оды или жанра высокой сатиры).

Отличительная особенность «Деревни» состоит в том, что в ней Пушкин выдвинул тему поэтического творчества в связи с политической и социально-философской. Наслаждение творчеством невозможно при виде картин «барства дикого». Как поэт, Пушкин не может не откликнуться на страдания «народа». Вместе с тем он не хочет быть только поэтом-идилликом или только поэтом-сатириком. Всякая односторонность противоречит призванию поэта освещать все многообразие жизни и быть «другом человечества». Но свободно предаться вдохновению поэт может лишь в случае разрешения социальных противоречий. Отсюда следует, что исполнение поэтической миссии зависит от обстоятельств, лежащих вне личности.

В петербургский период складывается характерное для Пушкина представление о поэте как «друге человечества», в поле зрения которого – вся действительность. Подлинное призвание вдохновенного избранника – славить красоту и совершенство всего Божьего мира (впоследствии Пушкин скажет: «Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв»), но он – по той же Божьей воле – обязан писать и о неприглядных сторонах действительности, мешающих ему выполнять истинную миссию. Таким образом, с начала творческого пути и до последних дней Пушкин отказывается отдать предпочтение личной или гражданской теме. Они могли существовать в его творчестве только на равных правах. Это служило залогом их объединения. Пушкин в петербургский период склонен к синтезу жанров и поэтических стилей.

Послание «К Чаадаеву» (1818). Впечатляющим примером такого синтеза и законченным его образцом выступает дружеское послание «К Чаадаеву». В нем пушкинское вольнолюбие проявилось с особой силой. Пушкин разделяет убеждение друзей-либералов в том, что радость жизни и счастье человек может постичь лишь в свободном обществе. На первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. В стихотворении чувства Чаадаева и Пушкина объединяются («Недолго нежил нас обман…», «Но в нас горит еще желанье…», «Мы ждем с томленьем упованья…», «Напишут наши имена!»).

Послание начинается с традиционного элегического зачина, с грустной ноты: упоение жизнью оказалось всего лишь «обманом». При столкновении с реальностью мечты о славе, любви, свободе часто оборачиваются неверием, сомнением. Но героические и честолюбивые мечты не угасают, а вновь овладевают поэтом. Печальный тон сменяется бодрым, жизнерадостным:

Но в нас горит еще желанье…

Стихотворение превращается в вольный порыв к свободе. Страстную жажду «вольности святой» не могут победить ни трудности борьбы, ни грозящие преграды, ни «гнет власти роковой».

В «Деревне» и «Вольности» Пушкин подразумевал под свободой прежде всего закон, конституцию, ограничивающие власть царя. В послании «К Чаадаеву» сохранилось такое понимание слова «свобода»[84].

Однако романтический порыв выражен с такой всеобъемлющей мощью, которая раздвигает и расширяет значения слов. При этом для сопряжения и совмещения личной и гражданской тем Пушкин использует условные и устойчивые метафорические формулы-сращения и слова-сигналы, взятые из языка как интимной, так и гражданской лирики. Например, «звезда пленительного счастья» – типичное слово-сигнал, безошибочно узнаваемое и означающее «политическая свобода». Сочетание «горит желанье» пришло в послание из языка интимной лирики. Обычно оно выражало любовную страсть (ср. его употребление в поздней элегии Пушкина: «В крови горит огонь желанья»; здесь «огонь желанья» – «любовь»). Однако Пушкиным оно применено к гражданской страсти – «Пока свободою горим». А выражение «Но в нас горят еще желанья» объединяет и страсть любовную, и страсть гражданскую. В порыве к вольности участвуют все силы души:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуту вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуту верного свиданья.

Гражданская и личная темы соединились. Элегический словарь получил возможность выражать гражданские чувства, а словарь гражданской лирики (слова-сигналы) – личные эмоции. Гражданская тема рассталась с безличной абстрактностью и отвлеченностью, а личная тема наполнилась гражданским содержанием и смыслом.

Тот же синтез наблюдается и в послании «К Н.Я. Плюсковой». Пушкин заключает стихотворение стихами:

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

Поэт в интимном послании выразил высокими словами и гражданскими понятиями комплиментарное восхищение добродетельной женщиной с «приветною красой».

Петербургский период отмечен не одними лишь вольнолюбивыми стихотворениями. Упоение жизнью с ее радостями, вакхическими удовольствиями, любовью, дружбой проявляется едва ли не в каждом стихотворении Пушкина («Торжество Вакха», «Дорида», «Веселый пир» и др.). В одном из лучших посланий – «Кривцову» поэт славит жизнь, юность, ее наслаждения. Даже смерть не омрачает любви:

Смертный миг наш будет светел;

И подруги шалунов

Соберут их легкий пепел

В урны праздные пиров.

Итогом пушкинского творчества в петербургский период стала поэма-сказка «Руслан и Людмила». Она была начата Пушкиным, по его словам, в Лицее, а закончена в марте 1820 г.

На Кавказе поэма дополнилась эпилогом, а в конце 1820-х годов – прологом.

«Руслан и Людмила» (1817–1820). Первая поэма Пушкина была новаторским произведением. В нем поэт широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы – любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой, песне Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными богатырями. Вместе с тем пушкинские герои еще очень условны: Людмила больше похожа на барышню пушкинского времени, чем на степенную древнерусскую красавицу; Руслан тоже не всегда выглядит былинным или сказочным богатырем и напоминает то витязя русской старины, то сказочного персонажа, то героя русской баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной (в литературе о поэме указывалось на связь ее сюжета с поэмой Ариосто «Неистовый Роланд»).

В любовных приключениях героев в полной мере запечатлелась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедливости, добра и красоты.

Творчество а.С. Пушкина Петербургского периода. Основные темы, литературные традиции.

Летом 1817 года Пушкин покинул Лицей. В 1824 году Пушкин писал: ''Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике, но все это нравилось мне не долго. Я любил и доныне люблю шум и толпу''. Много позднее взрослый, мудрый Пушкин разлюбит ''шум и толпу'' и будет стремиться в деревню как последнее человеческое прибежище. Поэтому и в стихи деревня на протяжении нескольких лет, по сути, никак не войдет. Единственное ''деревенское'' стихотворение, даже названное ''Деревня'', которое напишется в 1819 году, все-таки не очень деревенское. Само ''содержание'' ''Деревни'' больше определяется событиями петербургской жизни и впечатлениями столичной жизни. Юный Пушкин любит шум и толпу и весь устремляется туда. Годы жизни в столице имели колоссальное значение для становления и развития Пушкина – человека и поэта. Их отличали широта охвата и громадная интенсивность переживания. Впервые книги у Пушкина отступили на второй план.В большой литературной работе настоящего, в поэме ''Руслан и Людмила'', поэт питается прежде всего литературными впечатлениями прошлого – детством и Лицеем. Но зато большую литературную работу будущего – ''Онегина'' – широко и разнообразно питают жизненные впечатления настоящего. Широкая и насыщенная картина русской жизни запечатлевалась у Пушкина в особых жанрах. Быстрая, огневая, пестрая, она представала в жанрах не сосредоточенных, не требующих усидчивости: мадригала, обращения, послания, чаще всего краткого. Пушкин работает в «быстрых жанрах», особенно в эпиграмме. И все же можно сказать, что в эти годы уже создается ''Евгений Онегин'', его первая глава, позднее, на юге и в Михайловском светская жизнь будет изображаться по памяти. 1817 – 1820 годы, так называемый петербургский период, наиболее вольнолюбивый, собственно гражданский, самый политический в развитии поэта. Все творчество Пушкина этой юной поры – восславление свободы: антикрепостническая «Деревня», даже фантастически сказочный «Руслан» – свободная игра духовных сил свободного человека. Идеи гражданской свободы как нельзя лучше отвечали благородным порывам юности. В своей оде ''Вольность'' он с горечью писал:

Увы! куда ни брошу взор –

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная власть…

В стихотворении «Деревня» он изобразил крепостное право:

Здесь братство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Чаадаев учил Пушкина готовиться к великому будущему и уважать в себе человека, имя которого принадлежит потомству. Поучения его ставили Пушкина в положение не школьника, а героя. Они не унижали, а возвышали Пушкина в собственных глазах. Великое будущее, готовиться к которому Чаадаев призывал Пушкина, лишь отчасти было связано с поэзией. Беседы с Чаадаевым учили Пушкина видеть и свою жизнь «облагороженной высокою целью». Только обстановкой разговоров о тираноубийстве может объяснить гордые слова:

И  на  обломках  самовластья

Напишут  наши  имена!

Пушкин писал резкие, насмешливые стихи про самого царя, про его приближенных. Царю и правительству вскоре стало известно о том, что молодой Пушкин пишет революционные стихи, что их все читают, что молодежь ими восхищается. За эти стихи его хотели посадить в тюрьму, но друзья Пушкина стали хлопотать просить царя о смягчении приговора. Его оставили на свободе, но выслали на юг, в далекий Кишинев. Пушкин после окончания Лицея селится в Петербурге. Вырвавшись из лицейской изоляции, он погружается в светские удовольствия (кутежи, пирушки, интрижки, увеселения). Он завязывает знакомства в кругу декабристов и интересуется политикой. Одним из самых близких его друзей в этот период был Николай Тургенев. Его метод в этот период обретает отчетливые очертания – это романтизм синтетического характера (сочетание влияния декабристов,Жуковского исамобытных авторских черт). Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность. Пушкина привлёк декабристский тип человека: бескомпромиссность, резкость в речах, категоричность, суровые нравственные требования и глубокая религиозность Николая Тургенева, исключительная храбрость и человеколюбие Фёдора Глинки, высокий «градус» патриотизма и гражданственности Никиты Муравьёва, Михаила Лунина, Якушкина и др. Увлёкшись нравственным идеалом декабристов, Пушкин тем не менее имел собственные этические представления. Нравственный идеал декабристов был окрашен в тона героического аскетизма. Гражданин представлялся как суровый герой, отказавшийся ради общего блага от счастья, веселья, дружеских пиров, любви. Однако Пушкин проповедовал другие нравственные идеи. Истинно свободный человек — это человек страстей, раскрепощённых внутренних сил, это — любовник, поэт, гражданин. Пушкин был глубоко связан с XVIIIв, с Просвещением, и усвоил такое понимание свободы — она не может строиться на самоограничении личности, наоборот, именно расцвет и полнота жизни каждой личности есть путь к свободе. Это понимание свободы отразилось, например, в послании «К Чадааеву».Пушкин одинаков в стихах и в жизни. Взяв от «арзамасцев» идеи радости земной жизни, а у декабристов гражданско-патриотический пафос и стремление перейти от слов к поступкам, Пушкин создал новый этический идеал, лишённый крайностей: счастье — это свободное развитие личности, которой доступны и высокие гражданские поступки, и религиозные чувства, и любовные страсти, и просто шалости, веселье, лень.

Лирика петербургского периода Пушкина | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже чтение книг — занятие традиционно связанное с уединением — становится формой дружеского общения. Именно в это время возникло и активно жило «арзамасское братство», в которое Пушкин-лицеист был принят заочно, а теперь, летом 1817 года, оказавшись в Петербурге «Сверчок» стал его реальным участником.

К тому времени в «Арзамасе» вместе с новыми членами (Н.Тургеневым, М.Орловым, Н.Муравьёвым) появились политические идеи, которые вскоре привели к распаду литературного общества. Однако это не помешало Пушкину сблизиться с Н.Тургеневым и М.Орловым — их облик проповедников свободы оказался для Пушкина теперь более привлекательным, чем облик «беспечного ленивца» в духе героев Батюшкова или «усталого селянина» в духе Жуковского. Пушкина привлёк декабристский тип человека: бескомпромиссность, резкость в речах, категоричность, суровые нравственные требования и глубокая религиозность Николая Тургенева, исключительная храбрость и человеколюбие Фёдора Глинки, высокий «градус» патриотизма и гражданственности Никиты Муравьёва, Михаила Лунина, Якушкина и др. Увлёкшись нравственным идеалом декабристов, Пушкин тем не менее имел собственные этические представления.

Нравственный идеал декабристов был окрашен в тона героического аскетизма. Истинный гражданин представлялся как суровый герой, отказавшийся ради общего блага от счастья, веселья, дружеских пиров, любви; гражданин противопоставлялся поэту, герой — любовнику, свобода — счастью. Однако Пушкин, в отличие от декабристов, проповедовал другие нравственные идеи. Просвещение XVIII века (века в значительной мере атеистического, во всём сомневающегося) в борьбе с христианским аскетизмом создало концепцию свободы, не противопоставленной счастью, а совпадающей с ним. Истинно свободный человек — это человек страстей, раскрепощённых внутренних сил, это — любовник, поэт, гражданин. Пушкин был глубоко связан с XVIII веком и усвоил такое понимание свободы — она не может строиться на самоограничении личности, наоборот, именно расцвет и полнота жизни каждой личности есть путь к свободе. Именно такое понимание свободы отразилось, например, в известном послании «К Чадааеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818; I – С.307), о котором уже говорилось выше, или в мадригале княгине Е.И.Голицыной:

Краёв чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моём
Где верный ум, где гений мы найдём?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина — не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринужденный,
Блистательный, весёлый, просвещённый?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел —
Но я вчера Голицыну увидел
И примирён с отечеством моим.

В этом стихотворении Пушкин фактически сформулировал свой нравственный идеал, он провозглашает установку жить в постоянном горении, «пламени», напряжении страстей (любви, шалости, патриотизма и т.д.)

Такая установка на азартное веселье и страстность, казалось бы, сближала Пушкина с поэтами-«арзамасцами», но это было внешним сходством. Для арзамасцев и поэтов их круга веселие и лень были лишь литературной позой: Жуковский, известный самоотреченными поэтическими мечтаниями, в быту был уравновешеннее и жизнерадостнее; Батюшков, трагически больной в жизни, прославился в поэзии как певец любви и наслаждений; Баратынский, меланхолик в жизни, написал поэму «Пиры», прославлявшую беззаботное веселье. Пушкин одинаков в стихах и в жизни. Взяв от «арзамасцев» идеи радости земной жизни, а у декабристов гражданско-патриотический пафос и стремление перейти от слов к поступкам, Пушкин создал новый этический идеал, лишённый крайностей: счастье — это свободное развитие личности, которой доступны и высокие гражданские поступки, и религиозные чувства, и любовные страсти, и просто шалости, веселье, лень. Пушкин обладал удивительной способностью сохранять «золотую середину», обладая совершенным чувством меры.

Пушкин прокладывал новый и свой путь в жизни и поэзии, но окружающие его не могли понять, им казалось, что он сбился с пути, они хотели направить его на путь «истинный», причём это пытались делать и «арзамасцы», и декабристы. Уставая от нравоучений, от того, что его всё ещё считают мальчиком, Пушкин порой назло всем демонстрировал мальчишество своего поведения. Но чем больше позволял себе шалостей и чем больше укреплялась его репутация «незрелого» юноши, тем более Пушкину не позволяли войти в круг участников тайных декабристских обществ. Назойливые поучения наставников, с одной стороны, а с другой недоверие друзей стали причиной лихорадочной нервозности, напряжённости душевного состояния Пушкина тех лет; в любую минуту он ждёт обид и всегда готов ответить вызовом на дуэль. Летом 1817 года он по ничтожному поводу вызвал на дуэль старика дядю С.И.Ганнибала, вызывал Н.Тургенева, однокурсника по Лицею М.Корфа, майора Денисевича и мн. других. Многие дуэли удавалось «погасить», но не все — осенью 1819 г. Пушкин стрелялся с Кюхельбекером (оба выстрелили в воздух), серьёзная дуэль была, вероятно, с К.Ф.Рылеевым (точно не установлено).

В этот период душевной смуты спасительным для Пушкина оказалось сближение с П.Я.Чаадаевым (1794-1856). По воспоминаниям современников Чаадаев «заставлял его [Пушкина] мыслить» (Я.И.Сабуров), «поворотил [Пушкина] на мысль» (П.В.Анненков). И это не удивительно — Чаадаев был самым ярким явлением в русском обществе тех лет и самым загадочным («сфинкс русской жизни» по словам А.И.Герцена). П.Я.Чаадаев в то время ещё ничего не написал, но был известен силой своего ума. Чаадаев вообще за всю жизнь не написал крупного системного сочинения, но был известен даже за границей и Шеллинг считал Чаадаева «самым умным из известных ему умов». И всё-таки загадочность этого человека привела к появлению множества слухов о нём, в частности, слуху о его сумасшествии. Славу Чаадаеву принесла его историософская теория «негативного патриотизма». Суть теории кратко такова: Европа и Россия — страны христианские, но принципиально различные. Европейское католичество Чаадаев понимал как синтез христианских идей с политикой, наукой, общественными идеями; феномен католичества как бы «вдвинут» в историю и потому активно влияет на развитие цивилизации в Европе. Русское православие генетически восприняло восточный византийский стиль, православие — это синтез христианских идей с философией, искусством и поэтому как бы «выдвинуто» из истории. Такая особенность православия усилила в русской нации аскетический элемент: «семейность» и «домашность» православного христианства в России не способствует активно-поступательному развитию русского общества. Из этих рассуждений Чаадаев делал вывод: для того, чтобы Россия смогла войти в процесс развития европейского общества, ей нужно не подражать Европе, а смело вступить на путь католицизма и самостоятельно пройти все этапы европейской истории! Чаадаев однако постепенно менял свои взгляды, обнаруживая вдруг положительные стороны православия и, следовательно, русской судьбы. «В отличие от католичества, плодами просвещения на Руси являются не наука и благоустроенная жизнь, а особое духовное и душевное устройство человека — бескорыстие сердца и скромность ума, терпение и надежда, совестливость и самоотречение» (В.Тарасов).

Эта теория заинтересовала Пушкина, «поворотила на мысль», в некоторых пунтках он согласился, но при этом всё-таки специально подчеркнул: «клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог её дал». Главное в том, что Чаадаев задал Пушкину максимально высокий уровень осмысления «русской идеи» и развеял его хандру. Неслучайно он написал в записке такие слова: «твоя дружба мне заменила счастье». Чаадаев успокоил Пушкина, доказав ему, что человек, которому предстоит великое поприще, должен презирать клевету и быть выше своих гонителей:

В минуту гибели над бездной потаенной
Ты поддержал меня недремлющей рукой;
Ты другу возвратил надежду и покой;
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял её советом иль укором;
Твой жар воспламенял к высокому любовь;
Терпенье смелое во мне рождалось вновь;
Уж голос клеветы не мог меня обидеть,
Умел я презирать, умея ненавидеть.
Вскоре это умение Пушкину пригодилось.

К весне 1820 года знакомство Пушкина со столь опасными людьми (Н.Тургенев, М.Орлов, Н.Муравьёв, Ф.Глинка, К.Рылеев, П.Чаадаев), стихи его (например, ода «Вольность») обернулись доносами (В.Н.Каразин) и угрозой ссылки. Друзья Пушкина и, в том числе Чаадаев, смогли облегчить его участь — добились отмены ссылки.

ЛИРИКА ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕРИОДА

«К Чаадаеву».
«Краёв чужих неопытный любитель…»
«Вольность».
«Сказки (Noel)».
«Деревня».

Посмотрите эти сочинения

  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать…   Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
  • Пейзажная лирика Пушкина (сочинение) Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
  • Тема любви в лирике Пушкина (сочинение) Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для […]
  • Философские мотивы лирики Пушкина Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о […]
  • Вольнолюбивая лирика Пушкина (сочинение) Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
  • Свободолюбивая лирика Пушкина (сочинение) А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых   …хвалят все, питают – лишь журналы; Катится мимо их фортуны колесо… Их жизнь – ряд горестей, […]
  • Своеобразие любовной лирики Пушкина (сочинение) Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые:   В первый раз еще, […]
  • Мое любимое стихотворение Пушкина (сочинение) Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
  • Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете "легкой поэзии" французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении "К студентам" поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного […]
  • Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение) Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых   ...хвалят все, питают — лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо... Их жизнь - ряд […]
  • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
  • Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различия Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
  • Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение) А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
  • Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение) Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
  • Реализм романа Евгений Онегин (сочинение) Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
  • О чем заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин - человек широких, либеральных, "подцензурных" взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от "мегаполиса" 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя "потомок арапов" гораздо свободнее и "в своей тарелке". Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные "народу" дышат уважением и […]
  • Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
  • Мои размышления о повести «Пиковая дама» В основе повести Пушкина "Пиковая дама" лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести - Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]

17. Лирика а.С. Пушкина послелицейского петербургского периода (1817–1820 годы).

Это были три года внутренней свободы, неразрывно пере- плетенной с идеями «гражданской экзальтации». Выход из шестилетнего заточения, из стен лицейско- го монастыря был именно свободой, фрак a l’ americane, широкая шляпа a l’ Bolivar — по моде, и петербургский свет: балы, театр, салоны и общества — всё закружило поэта, опьянило его. Это было прежде всего раздвижение горизонтов. Замкнутое пространство лицейской жизни не могло соперничать с миром «Арзамаса», «Зеленой лампы», театральных кулис, с бурными спорами о русской и европейской жизни, о политической свобо- де. Пушкин ищет себя в этом новом мире и определяет свою по- зицию. Это была своеобразная концепция свободолюбия, опираю- щаяся как на идеи Просвещения XVIII в., так и на гражданские принципы декабристской этики. Но жизненная позиция Пуш- кина — это жизнелюбие, своеобразная эмансипация души окра- шивала эти принципы особыми красками. Пушкинский свобо- долюбец — «это человек кипящих страстей, раскрепощенных внутренних сил, имеющий дерзость желать и добиваться желан- ного, поэт и любовник. Свобода — это жизнь, не умещающаяся ни в какие рамки, бьющая через край, а самоограничение — раз- новидность духовного рабства»155 Такое понимание свободы и истинно свободного человека не могло не отразиться на поэти- ческом мышлении Пушкина. Прежде всего послелицейская лирика 1817—1820 гг. — это освоение нового пространства, создание своего «петербург- ского текста». На первый взгляд многочисленные послания («Тургеневу», «Кн. Голицыной», «Кривцову», «Жуковскому», «К.Н.Я. Плюсковой», «К Чаадаеву», «NN (В.В. Энгельгардту», «Орлову», «К Щербинину», «Всеволожскому», «Стансы Тол- стому», «Послание в кн.Горчакову», «Мансурову», «Юрьеву»), отрывки лишены внутренней связи. Но это только на первый взгляд. Пушкин часто обращается в них не к хорошо знакомым, близким друзьям. В послелицейской лирике само слово «свобода» имеет раз- личные коннотации. Это прежде всего «наука счастья», «младое сладострастье». И поэтому в отличие от гражданской, декабрист- ской философии свободы, от ее словесной однозначности — сиг- нальности, у Пушкина возникает спектр ее определений: «дру- жеская», «пламенная», «возвышенная», «сладостная», «тайная», «просвещенная». Она включается в ряд других понятий, для гражданской поэзии несовместимых: «свобода, Вакх и муза», «Рыцари лихие // Любви, свободы, и вина!». Это душевная сво- бода, духовная воля. Поэтому Пушкину нужен не глоток свобо- ды, а воздух свободы. Все эти характеристики пронизаны реалиями века, кон- центрируют в себе природу пушкинского свободолюбия Герои петербургских посланий — люди, в которых отразился век. Их интересы, занятия, чудачества, бытовые черты, любов- ные приключения, общественные взгляды, хандра воссозданы в пространстве петербургского текста. И сам поэт, всматрива- ясь в этот мир и его героев, самоопределяется, пытается понять современного человека и наметить свою позицию. «Петербургский текст» пушкинской лирики 1817—1820 гг. — это пролог к «онегинскому тексту», поэтические заготовки к первым главам романа, который через три года в атмосфере юж- ной ссылки, в Кишиневе станет реальностью. Киты, на которых держится здание послелицейской лирики, четыре стихотворения: ода «Вольность» (1817), сатира «Сказки Noёl» (1818), послание «К Чаадаеву» (Любви, надежды, тихой славы»; 1818), элегия «Деревня» (1819). Но именно они определили пути развития русской свободо- любивой поэзии и отразили характерные сдвиги в поэтическом мышлении Пушкина. Опираясь на различные жанровые тра- диции (ода, сатира, послание, элегия), Пушкин демонстрирует стилевые возможности свободолюбивой лирики, богатство ее лексикона. Меняются картины, интонации, лексика, а вместе с тем формируется осо- бое состояние свободолюбия не как политической доктрины или гражданской позиции, а как пространство жизни, основанной на законности, человеколюбии, гуманности. Различные жанры и стили позволяют свободно варьировать настроения и чувства, от конкретики и политических реалий переходить к общечело- веческим эмоциям Опираясь на канон святочных песен, французских «Ноэлей», Пушкин уже в двойной номинации текста «Сказки. Noёl» как бы переводит с французского на русский. Спаситель и Мария из «ноэлей», перемещаясь в пространство русской политиче- ской жизни, превращается просто в мать и дитя. Русский царь — «кочующий деспот», своими «вещаниями» разрушает идилли- ческий мир, превращая его в мир лжи, баек, а точнее — сказок. Сатира Пушкина лишается тяжеловесности и обличительного пафоса; она легка, изящна, но от этого не менее язвительна и разоблачительна. Те же трансформации формы и стиля претерпевают дру- жеское послание и элегия. Обращенное к конкретному лицу, философу и наставнику П.Я. Чаадаеву, пушкинское послание, не теряя интимной, задушевной интонации, наполняется тем гражданским пафосом, который расширяет аудиторию. «Това- рищ, верь...», «Мой друг, отчизне посвятим // Души прекрасные порывы!» — эти обращения адресованы не конкретному лицу, а всем единомышленникам, современникам, всему молодому по- колению России. «Деревня» отчетливо двухчастна. Если первая часть — гимн уединению (не случайно под заглавием «Уединение» она и бу- дет опубликована позднее), то вторая часть, и особенно заклю- чительный монолог — страстная речь гражданина, «друга че- ловечества». Если в первой части «здесь» — это идиллический образ деревенского «приюта спокойствия, трудов и вдохно- вения, то во второй части четырехкратное «здесь» фиксирует картины, которые определяются как «невежества убийствен- ный позор». Все эти годы Пушкина сопровождала его первая закончен- ная поэма «Руслан и Людмила», где дух вольнолюбия и молодое озорство обрели свою плоть в историческом сюжете и современ- ном мышлении.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о