Петербургский период в жизни пушкина кратко – Attention Required! | Cloudflare

Петербургский период жизни Пушкина 👍

Петербургский период – это наиболее “вольнолюбивый”;, соб­ственно гражданский, самый “политический”; период в развитии поэта. Идеи гражданской свободы отвечали благородным порывам юности, самому духу пушкинского поколения, связанному с форми­рованием декабризма. Сочетание актуальной тематики и новатор­ской формы выражения сделало вольнолюбивые стихи Пушкина необыкновенно популярными среди молодежи.

Так стихотворение “К Чаадаеву”; (1818), где звучит пламенный призыв к молодой России “вспрянуть ото сна”; и верить в близящий­ся восход “звезды пленительного счастья”;, то есть свободы, очень интересно по форме выражения его идеи. Гражданские мотивы со­единяются в нем с самыми личными чувствами человека:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Но “вольность святая”; невозможна, пока в России существует крепостное право, а потому многие стихи Пушкина той поры носят антикрепостнический характер. Наиболее известное из них – сти­хотворение “Деревня”; (1819) –

политический памфлет, в котором точными и яркими красками рисуются ужасные приметы крепост­ного права: “рабство тощее”;, “барство дикое”;. Развивая идеи про­свещенной монархии, Пушкин надеется, что сможет увидеть “народ неугнетенный \ И рабство, падшее по манию царя”;.

Но русский царь Александр I, “властитель слабый и лукавый”;, не собирался поощрять вольнолюбивые настроения поэта – вскоре Пушкин оказывается в ссылке.

В период южной ссылки в поэзии Пушкина начинают преоб­ладать романтические тенденции, появляется разочарование в своих прежних идеалах и главное – неверие в возможность их осуществления (“Свободы сеятель пустынный…”;, 1823). Вместе с тем меняется и представление о свободе: на первый план выходит идея свободы отдельной романтической личности, а не граждан­ская или политическая свобода (“К морю”;, 1824). Вольнолюбивые мотивы часто выражаются в образе узника, стремящегося вырвать­ся из тюрьмы (“Узник”;, 1822), а символом свободы становится орел, море или же бушующий океан (“Погасло дневное светило…”;, 1820).

lit.ukrtvory.ru

Петербургский период в жизни Пушкина

Петербургский период в жизни А.С. Пушкина

Весной 1817 года закончился для Пушкина лицейский курс. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощания с друзьями. На память друзьям писались стихи. В одно из них, посвящённом Пущину, Пушкин писал:

Ты вспомни быстрые минуты первых дней, 
Неволю мирную, шесть лет соединенья, 
Печали, радости, мечты души твоей. 
Размолвки дружества и сладость примиренья,— 
Что было и не будет вновь... 
И с тихими тоски слезами 
Ты вспомни первую любовь. 
Мой друг! Она прошла... но с первыми друзьями
Не резвою мечтой союз твой заключен;
Пред грозным временем, пред грозными судьбами,
О милый, вечен он!

Последние слова стихотворения оказались пророческими. Грозные времена и грозные судьбы ожидали впереди и Ивана Пущина, и Вильгельма Кюхельбекера, и самого Пушкина. И всегда, как бы тяжело ни складывалась их жизнь, голосом радости и утешения был для них голос верной лицейской дружбы.

С середины 1817 года начинается петербургский период в жизни и в творчестве Пушкина. Лицеисты разъехались по разным местам. Пушкин получил назначение на службу при министерстве иностранных дел.

В Петербурге Пушкин живёт весьма напряженной и разнообразной жизнью. Он близко сходится с будущими декабристами, знакомится с Грибоедовым, Баратынским, поэтом-партизаном Давыдовым. Укрепляется его дружба с Чаадаевым.

С 1819 года Пушкин – активный член кружка «Зелёная лампа». Своё название кружок получил по цвету лампы в комнате заседаний. Зелёный цвет её воспринимался как символ надежды. Обстановка на заседаниях была самая непринуждённая. Вот как её описывает Пушкин в стихотворении «Из письма Я.Н.Толстому»:

Вот он, приют гостеприимный, 
Приют любви и вольных муз, 
Где с ними клятвою взаимной 
Скрепили вечный мы союз, 
Где дружбы знали мы блаженство, 
Где в колпаке за круглый стол 
Садилось милое равенство, 
Где своенравный произвол 
Менял бутылки, разговоры, 
Рассказы, песни шалуна; 
И разгорались наши споры 
От искр, и шуток, и вина... 

Обстановка непринуждённого застолья не мешала серьёзным политическим беседам и чтению стихов свободолюбивого содержания. На собраниях кружка обсуждалась «История государства Российского» Карамзина, велись дискуссии о репертуаре русской сцены, говорилось о будущем государственном устройстве России.

Пушкину здесь всё было по душе: и атмосфера веселой дружбы, и серьезные разговоры, и споры о самом важном. В собрании «Зелёной лампы» он участвовал неизменно вплоть до своего вынужденного отъезда из Петербурга в 1820 году.

Жажда познания жизни, интерес к самым разным её проявлениям – в том числе и политическим – не только не исключали, но и предполагали для Пушкина усиленную творческую деятельность. Самое прославленное произведение Пушкина первых лет петербургской жизни – ода «Вольность». В произведении Пушкин выразил свой взгляд на политические проблемы современности. Поэт верит в необходимость и благотворность свободы – и это чувство окрашивает все его стихотворение. Свобода, по его представлениям, способна принести людям благо лишь в сочетании с законом, с верностью законам:

Лишь там над царскою главой

Народов не легло страданье,

Где крепко с Вольностью святой

Законов мощных сочетанье…

В 1818 году было написано стихотворение «К Чаадаеву» – одно из лучших и самых волнующих стихотворений вольнолюбивой лирики Пушкина петербургского периода. Начинается стихотворение с воспоминания о прошлом, о юности:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман.

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Любовь, мечты о «тихой славе» (о славе лирического поэта, о славе философа) – все это для Пушкина в прошлом. Все эти высокие и желанные человеческие радости оказались обманом, потому что жизнь нелегка, потому что проходит «под гнётом власти роковой», под игом самодержавия. Гнёт самодержавия – это и прошлое, и настоящее. И он вызывает у поэта не просто недовольство, но прямой и страстный призыв к действию, призыв к борьбе. Призывы поэта – не только его собственные, они звучат также от имени родины, отчизны: «Отчизны внемлем призыванье». Это придаёт им особый вес и особенную силу. Служить свободе, чести, отчизне – вот к чему призывает в своем стихотворении Пушкин. Свобода, честь, отчизна – это для него самые святые и самые прекрасные понятия.

К 1819 году намечается внутренний кризис в жизни Пушкина, связанный с разочарованием в городской жизни. Жизнь в большом столичном городе выявила свои отрицательные свойства, самую страшную – особенно для поэта – неволю. Пушкин пишет Вяземскому: «Петербург душен для поэта».

Кризис, который переживал Пушкин, вовсе не означал творческого кризиса. Напротив, в эти годы и месяцы душевного разлада он ищет и находит спасительное убежище в творчестве. Он много работает, много пишет. Лучшие стихи этого времени посвящены деревне. Деревня для него - «приют спокойствия, труда и вдохновенья». Этот мотив звучит в одном из самых известных стихотворений Пушкина того времени – «Деревня».

В 1819 году Пушкин уезжает на несколько месяце в Михайловское. Он едет туда, мечтая о душевном обновлении, питая большие надежды. Поездка оказалась удачной для него. В Михайловском написано несколько прекрасных стихотворений, в том числе и «Деревня».

«Деревня» – стихотворение двухчастное и двуплановое. Первая часть стихотворения напоминает элегию, лирическое описание и раздумье. В ней содержатся дорогие для Пушкина признания:

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада…

Вторая часть стихотворения – это уже не только элегия, но и прямое обличение. Эта часть до 1870 года не разрешалась в печать цензурой и распространялась в списках. По своему тону и содержанию она резко контрастна первой. При этом контраст у Пушкина не просто литературный приём, а художественное выражение потрясённого чувства. Сильное волнение души и потребность выразить его естественно порождают контрастные слова и контрастные картины:

Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

В петербургский период Пушкин написал и первую свою поэму – «Руслан и Людмила». Сюжет поэмы сказочный. Герой-богатырь Руслан отправляется на поиски похищенной невесты – Людмилы. По пути он вступает в борьбу со своими соперниками и сказочными злодеями, совершает подвиги. Между тем похищенная героиня попадает в заколдованное царство, где всеми способами борется со своим похитителем, пока в конце концов её не спасает герой. В событиях большую роль играют колдовство, чары, помощь добрых сил и препятствия, чинимые злыми силами. Однако наряду со сказочными элементами большую роль у Пушкина играет и бытовое, обыденное, современное. Например, свирепый злодей Черномор выглядит немощным стариком, а ужасная сказочная голова зевает и чихает. Авторская ирония пронизывает всю поэму и не просто разрушает привычные сказочные схемы, но и творит совсем новый, богатый неожиданностями художественный мир.

Первая поэма Пушкина – это поэтическая шалость. Но в этой шалости видны поэтическая дерзость и юная сила.

infourok.ru

Петербургский период творчества (1817–1820). История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы

Петербургский период творчества (1817–1820)

Полный творческих замыслов, Пушкин вступил в новую пору своей жизни. Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский прочили ему поэтическую славу. Поэт – участник завершающего свое существование «Арзамаса» и по-прежнему противник «Беседы любителей русского слова». Однако он внимательно присматривается к ней и сближается с прежними литературными антагонистами – Грибоедовым, Катениным, Шаховским. Пушкин хочет, как он объяснил впоследствии в письме Катенину, избежать «односторонности в литературных мнениях», ибо всякая «односторонность есть пагуба мысли».

Если лицейская лирика связана с усвоением поэтических принципов психологического течения в русском романтизме, то в петербургский период ориентация отчасти меняется, и Пушкин направляет свои взоры к только что народившемуся гражданскому, или социальному, течению русского романтизма. Многие дружеские и творческие нити связывают его с Союзом Благоденствия и близкими к нему обществами и кружками – Вольным обществом любителей российской словесности, «Зеленой лампой», домашним кругом Н.И. Тургенева. В «Зеленой лампе» политическое и религиозное вольнодумство соединено с эротическими и вакхическими поэтическими мотивами, а в кружке Тургенева преобладали установки на социально-философскую лирику. В обществах и кружках вырабатываются основы гражданской поэзии, типологические черты которой хорошо известны – предпочтение философско-публицистичес-ких тем и жанров темам и жанрам интимной лирики, обращение к героическим и трагическим эпизодам национальной истории, непосредственно соотнесенным с современностью, поучительность (исторические «уроки»), установка на ораторский, декламационный стиль, аллюзионность и широкое употребление метафорических слов-сигналов.

В этом свободолюбивом кругу возникает пушкинская гражданская лирика, во многом определившая поэтику гражданского, или социального, течения русского романтизма и отмеченная теми же чертами. На этой лирике лежит отпечаток философско-политических споров и застольных разговоров.

Так, согласно биографической легенде, именно кружком Н.И. Тургенева, из окон квартиры которого был виден Михайловский замок, где убили Павла I, была вдохновлена ода «Вольность» (1817).

Ода «Вольность». Тема стихотворения двойственна – тирания монарха и тирания народа. В оде с наибольшей силой отразился круг идей, связывавших Пушкина с Н.И. Тургеневым – отношение к французской революции, к русскому самодержавию. Солидарность с Тургеневым заявлена в начале оды: Пушкин гонит «изнеженную лиру» и призывает «гордую певицу» Свободы. Для Пушкина не характерно противопоставление любовной и гражданской лирики, но оно свойственно его старшему другу, как впоследствии и декабристам. Кроме того, в оде преобладают абстрактные понятия («закон», «народ», «природа») в духе французской философии (Монтескье) и политических размышлений Тургенева. Исторические картины выступают значимыми «уроками» для современных правителей (социальный дидактизм).

Подчиняясь требованиям жанра, Пушкин написал оду в высоком стиле (торжественная интонация, декламационная ораторская речь с риторическими вопросами и патетическими восклицаниями). Поэт полон благородного негодования, обличая «тиранов мира», попирающих естественное право народов на свободу, и одновременно осуждает народ, казнящий монархов. Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны царь и народ. Нарушение закона гибельно для государства и для Свободы, которая возможна лишь при верховенстве законов. Для убедительности идеи Пушкин обращается к двум историческим событиям – Французской революции и убийству Павла I.

Людовик XVI пал «мучеником ошибок славных», т. е. всем известных. Он, как и его предок, правил Францией, не считаясь с законами. Результат для него оказался плачевным. Нарушение закона Людовиком XVI вызвало вероломное выступление якобинцев и преступное молчание народа, вставшего на сторону злодеев. Их презрение к закону позволило захватить власть Наполеону («самовластительному злодею»).

Перед «задумчивым певцом», в котором угадывается автор, открывается не только исторический пример Франции. Благодаря Клио, музе истории, выступающей знаком высшей воли, он слышит голос истины и видит «Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец», потаенных убийц, крадущихся ночью, испытывающих одновременно и дерзость, и страх. Речь идет об убийстве Павла I, «увенчанного злодея».

Вывод из одических размышлений подается как исторический «урок», адресованный владыкам:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона…

Деревня (1819). В этом, одном из самых смелых гражданских стихотворений Пушкина, отчетливо видно, как сменяются жанровые поэтические маски – поэт-мечтатель, типичный образ для идиллии и пасторали, уступает место поэту-сатирику, образу, свойственному гражданской обличительной оде или близкому к ней жанру высокой сатиры. Все эти жанры требовали своего языка, своих условных устойчивых поэтических оборотов и формул, которые несли с собой легко узнаваемые метафорические образы, с предопределенными ценностными характеристиками. С одной стороны – «пустынный уголок», «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (словарь идиллии или пасторали), с другой – слова-сигналы: «невежества убийственный позор» – «зрелище рабства», «тягостный ярем» – «крепостное право» (словарь гражданской оды или жанра высокой сатиры).

Отличительная особенность «Деревни» состоит в том, что в ней Пушкин выдвинул тему поэтического творчества в связи с политической и социально-философской. Наслаждение творчеством невозможно при виде картин «барства дикого». Как поэт, Пушкин не может не откликнуться на страдания «народа». Вместе с тем он не хочет быть только поэтом-идилликом или только поэтом-сатириком. Всякая односторонность противоречит призванию поэта освещать все многообразие жизни и быть «другом человечества». Но свободно предаться вдохновению поэт может лишь в случае разрешения социальных противоречий. Отсюда следует, что исполнение поэтической миссии зависит от обстоятельств, лежащих вне личности.

В петербургский период складывается характерное для Пушкина представление о поэте как «друге человечества», в поле зрения которого – вся действительность. Подлинное призвание вдохновенного избранника – славить красоту и совершенство всего Божьего мира (впоследствии Пушкин скажет: «Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв»), но он – по той же Божьей воле – обязан писать и о неприглядных сторонах действительности, мешающих ему выполнять истинную миссию. Таким образом, с начала творческого пути и до последних дней Пушкин отказывается отдать предпочтение личной или гражданской теме. Они могли существовать в его творчестве только на равных правах. Это служило залогом их объединения. Пушкин в петербургский период склонен к синтезу жанров и поэтических стилей.

Послание «К Чаадаеву» (1818). Впечатляющим примером такого синтеза и законченным его образцом выступает дружеское послание «К Чаадаеву». В нем пушкинское вольнолюбие проявилось с особой силой. Пушкин разделяет убеждение друзей-либералов в том, что радость жизни и счастье человек может постичь лишь в свободном обществе. На первый план выдвигается мысль об отчизне, служение которой становится потребностью души поэта. В стихотворении чувства Чаадаева и Пушкина объединяются («Недолго нежил нас обман…», «Но в нас горит еще желанье…», «Мы ждем с томленьем упованья…», «Напишут наши имена!»).

Послание начинается с традиционного элегического зачина, с грустной ноты: упоение жизнью оказалось всего лишь «обманом». При столкновении с реальностью мечты о славе, любви, свободе часто оборачиваются неверием, сомнением. Но героические и честолюбивые мечты не угасают, а вновь овладевают поэтом. Печальный тон сменяется бодрым, жизнерадостным:

Но в нас горит еще желанье…

Стихотворение превращается в вольный порыв к свободе. Страстную жажду «вольности святой» не могут победить ни трудности борьбы, ни грозящие преграды, ни «гнет власти роковой».

В «Деревне» и «Вольности» Пушкин подразумевал под свободой прежде всего закон, конституцию, ограничивающие власть царя. В послании «К Чаадаеву» сохранилось такое понимание слова «свобода»[84].

Однако романтический порыв выражен с такой всеобъемлющей мощью, которая раздвигает и расширяет значения слов. При этом для сопряжения и совмещения личной и гражданской тем Пушкин использует условные и устойчивые метафорические формулы-сращения и слова-сигналы, взятые из языка как интимной, так и гражданской лирики. Например, «звезда пленительного счастья» – типичное слово-сигнал, безошибочно узнаваемое и означающее «политическая свобода». Сочетание «горит желанье» пришло в послание из языка интимной лирики. Обычно оно выражало любовную страсть (ср. его употребление в поздней элегии Пушкина: «В крови горит огонь желанья»; здесь «огонь желанья» – «любовь»). Однако Пушкиным оно применено к гражданской страсти – «Пока свободою горим». А выражение «Но в нас горят еще желанья» объединяет и страсть любовную, и страсть гражданскую. В порыве к вольности участвуют все силы души:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуту вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуту верного свиданья.

Гражданская и личная темы соединились. Элегический словарь получил возможность выражать гражданские чувства, а словарь гражданской лирики (слова-сигналы) – личные эмоции. Гражданская тема рассталась с безличной абстрактностью и отвлеченностью, а личная тема наполнилась гражданским содержанием и смыслом.

Тот же синтез наблюдается и в послании «К Н.Я. Плюсковой». Пушкин заключает стихотворение стихами:

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

Поэт в интимном послании выразил высокими словами и гражданскими понятиями комплиментарное восхищение добродетельной женщиной с «приветною красой».

Петербургский период отмечен не одними лишь вольнолюбивыми стихотворениями. Упоение жизнью с ее радостями, вакхическими удовольствиями, любовью, дружбой проявляется едва ли не в каждом стихотворении Пушкина («Торжество Вакха», «Дорида», «Веселый пир» и др.). В одном из лучших посланий – «Кривцову» поэт славит жизнь, юность, ее наслаждения. Даже смерть не омрачает любви:

Смертный миг наш будет светел;

И подруги шалунов

Соберут их легкий пепел

В урны праздные пиров.

Итогом пушкинского творчества в петербургский период стала поэма-сказка «Руслан и Людмила». Она была начата Пушкиным, по его словам, в Лицее, а закончена в марте 1820 г.

На Кавказе поэма дополнилась эпилогом, а в конце 1820-х годов – прологом.

«Руслан и Людмила» (1817–1820). Первая поэма Пушкина была новаторским произведением. В нем поэт широко использовал старинные народные сказания. В основе сюжета поэмы – любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой, песне Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными богатырями. Вместе с тем пушкинские герои еще очень условны: Людмила больше похожа на барышню пушкинского времени, чем на степенную древнерусскую красавицу; Руслан тоже не всегда выглядит былинным или сказочным богатырем и напоминает то витязя русской старины, то сказочного персонажа, то героя русской баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиги во славу возлюбленной (в литературе о поэме указывалось на связь ее сюжета с поэмой Ариосто «Неистовый Роланд»).

В любовных приключениях героев в полной мере запечатлелась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедливости, добра и красоты.

Поэма «Руслан и Людмила» включает разные жанры: волшебную сказку с ее характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение, рыцарский эпос, былинный эпос, балладу и лирические жанры – элегию и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.

Текст «Руслана и Людмилы» держится на иронии, но она только усиливает впечатление о литературной жизнестойкости многих жанров. Пушкин не дает предпочтение ни одному из них. Он ведет беседу с читателем и, развивая сюжет, попутно вводит в него признаки тех жанров, которые наиболее для него свойственны. Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и деятельные помощники. Сны Людмилы непременно вызывают в памяти жанр баллады. Имя Людмилы – тоже балладное имя: так звалась героиня одноименной баллады Жуковского.

Новаторский характер поэмы связан также с образом автора. Современник читателей, а не героев, автор разъясняет ход событий, иронически толкует их. Он сообщает читателям массу далеких от сюжета поэмы сведений, смеется над поступками, мыслями, намерениями, душевными движениями героев. Он, конечно же, не верит во все те чудеса, о которых рассказывает. Он молод, весел, остроумен. Поэма – его воображение, его вымысел, и он волен поступать с героями так, как ему вздумается. Благодаря образу автора история и современность в поэме связались воедино. Заметим, что тот же способ впоследствии Пушкин применил в романе «Евгений Онегин».

Современники по-разному оценили поэму, но, может быть, самым дорогим для Пушкина был отзыв Жуковского, подарившего автору «Руслана и Людмилы» свой портрет со ставшей знаменитой надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя…».

Созданием поэмы «Руслан и Людмила» закончился петербургский период жизни и творчества Пушкина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Петербургский период Пушкина. Вольнолюбивая лирика - Пушкин А.С.

Петербургский период Пушкина - 1817 — 1820 гг. По выходе из Лицея Александр Сергеевич мечтал стать военным. Но обстоятельства сложились так, что он был зачислен мелким чиновником в Министерство иностранных дел. Впрочем, служебными обязанностями он пренебрегал. Зато с головой окунулся в жизнь "золотой молодежи" Петербурга. Чтобы понять, как жил Пушкин в то время, достаточно прочитать его стихи петербургского периода. Впечатление на первый взгляд противоречивое.

С одной стороны, поэт предстает перед нами как певец дружеского братства, пиров и буйной жизни и античном духе, служитель Вакха и Венеры (то есть поклонник вина и любви в ее земном воплощении): жизнь коротка — так насладись же ею сполна.

С другой же стороны, Пушкин в это время жадно впитывает самые последние идеи своего времени. Ведь его друзья вовсе не были сплошь кутилами из анекдотов про гусар. Это было время «брожения умов», когда самые честные или самые честолюбивые мечтали прославиться во славу России, когда идеи общественного переустройства стали объединять людей, позже названных декабристами. И среди друзей Пушкина таких людей было немало.

Впервые тогда стали возникать и тайные общества, куда, как известно, Пушкина не приняли. Общества были тайными, но сами идеи тайной ни для кого не были: они активно обсуждались и пропагандировались. И нет ничего удивительного в том, что Пушкин стал поэтическим рупором идей гражданской свободы, автором обличительных стихотворений — оды "Вольность", «Деревни», «Сказок. Noel», «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...») и других. «Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок» — такова позиция поэта.

Пушкин — пеней пиров и Пушкин - борец с самовластьем... Для поэта в этом не было никакого противоречия. Он ощущает себя членом братства, для которого превыше всего свобода, проявляющаяся и в разгульных пирах, и в вызывающем молодеческом поведении, и в борьбе с тиранией. Всем страстям Пушкин предавался с одинаковой силой, ибо все они были разными сторонами одной единой страсти к свободе, без которой нет творчества, нет поэзии, а значит, и жизни, потому что жизнь должна быть поэзией. Поэт как жил, так и писал.

Вольнолюбивая лирика Пушкина

Каждый человек может написать свою биографию, летопись событий собственной жизни, но только поэты имеют еще и особую биографию — внутреннюю, нашедшую воплощение в их лирических произведениях. Поэтому, постигая художественный мир Пушкина, мы будем в первую очередь обращаться к его лирике: ведь в ней нашли свое отражение как события внешней, так и внутренней жизни поэта. Безусловно, вычленение отдельных тем в лирике Пушкина чрезвычайно условно, но говорить о них надо, причем говорить достаточно подробно. Направление этого разговора— вольнолюбивая лирика.

Пушкинская эпоха — время зарождения политической оппозиции правительству. Люди пушкинского поколения мечтали о свободе в самом широком смысле слова. Свобода для них — это и политическое освобождение от "гнета власти роковой", и дружеский союз, и наслаждение вольным простором природы, и ощущение поэтической свободы — свободы вдохновения и творчества. Свобода становится социальным, нравственным и философским идеалом Пушкина, самого талантливого поэта поколения, призванного стать провозвестником его свободолюбивых идей.

Однако на раннем этапе свобода понимается не так широко, ее синонимом выступает слово "вольность", наверное, поэтому центральным произведением этого периода становится написанная «вслед Радищеву» ода «Вольность», в которой поэт присягнет на верность общественному идеалу, идеалу жертвенного служения. В оде воплотилась политическая идея о необходимости конституционного служения, о главенстве Закона над волей самодержца, по существу, в произведении развивается одна из идей естественного права: социальные законы должны быть подчинены закону природы — «вечному закону», согласно которому люди, независимо от их происхождения, равны изначально.

Под пером Пушкина уже давно высказанные мысли, казалось, получили новую силу. Она — в воздействии на читателя, в заражении его «вольнолюбивым» настроением, созданным за счет высокой лексики и патетических восклицаний, в которых совершенно отчетливо звучит голос самого поэта.

«О если б голос мой умел сердца тревожить!» — воскликнет поэт в другом стихотворении, близком по проблематике к оде «Вольность». Этим стихотворением станет «Деревня», в нем — та же надежда на добрую волю просвещенного монарха («Рабство, падшее по манию царя...»). Начавшееся с идиллической картины сельской жизни, оно строится на контрасте: поэт вдруг резко и неожиданно отказывается от тех удовольствий, которые сулит ему жизнь в деревне, а свой дар, обращенный к красотам природы и уединенным размышлениям, называет «бесплодным». Однако «цель художника есть идеал, а не нравоучение», и этот идеал жизни, по мысли Пушкина, должен воплотиться в гармонии. А что есть идеал жизни? Что ость ее гармония? Что мешает ее достижению? Все эти вопросы будут поставлены в лирике...

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

classlit.ru

Петербургский период А.С.Пушкина. (1817 - 1820)

Нужна помощь в написании работы?

 После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, впоследствии (в 1832 году) коллегия преобразовалась в министерство иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов.Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском, псковском имении матери. Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге (не считая поездки в Михайловское летом 1819 года). После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой "Руслан и Людмила", которую он начал писать в последний год лицея. Литературная обстановка после окончания Пушкиным лицея изменилась.

Если последний год лицея идеологическим влиянием "Арзамаса", то теперь когда Пушкин, наконец, получил возможность непосредственного участия в заседаниях этого общества, оно вдруг прекратило свое существование. Расширение политического кругозора содействовало знакомству с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым, частое общение с лицейским товарищем Пущиным, вступившим в тайное общество, и с многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин завязал связи еще с лицейства. В тайные общества Пушкин не вступает. В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество "Зеленая лампа", там за пирушками идет распространение либеральных идей и критика александровского режима. В этот период Пушкин написал политические стихи: "Вольность" (1817 год), "К Чаадаеву" (1818 год), "Сказки" (1818 год), "Деревня" (1819 год). В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ. Они получили огромное распространение в списках, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину не в меньшей степени, чем его произведения, появлявшиеся в печати.В те годы Пушкин увлекается театром. Но театр "болен" политикой и носит совершенно не театральный характер. У Пушкина завязываются связи в театральном мире.. За два года - 1818 и 1819 - Пушкин напечатал только шесть стихотворений. Пушкин усиленно писал в эти годы "Руслана и Людмилу". В петербуржский период Пушкин вел весьма праздную жизнь, посещал светские салоны (в частности, салон княгини Голицыной). Он постоянно проводил время среди молодого офицерства. Попойки, карты и сердечные увлечения самого разнообразного характера были обычной формой времяпровождения Пушкина, не слишком обремененного службой. Пушкин настолько ярко бравировал своим положением оппозиционного гражданского поэта, что царское правительство не могло не заметить этого.Собралась гроза, Александр I решил расправиться с Пушкиным и сослать его в Сибирь или в Соловки, разнеся даже слух, что Пушкин был отвезен в тайную канцелярию и высечен. О нем ходатайствовал Карамзин, по причине чего был смягчен приговор, и было выдвинуто решение выслать Пушкина в Екатеринослав. Канцелярия его находилась в ведении коллегии иностранных дел, и, таким образом, ссылка имела благовидную форму перевода по службе. 6 мая Пушкин уже должен был выехать из Петербурга. На тот момент "Руслан и Людмила" уже находились в печати, а выпуск своего сборника стихов он доверил Всеволожскому.

Поделись с друзьями

students-library.com

Петербургский период творчества Пушкина: характеристика, анализ основных произведений - Пушкин А.С.

Лирика петербургского периода (1817 - 1820), с одной стороны, продолжает основную направленность лицейских стихотворений (прославление радостей жизни - «Веселый пир» (1819), «Юрьеву» (1819), с другой стороны, все ощутимее становятся в ней социально-политические тенденции. Основными мотивами являются протест против самодержавной деспотии («Ура! В Россию скачет кочующий деспот», 1818), крепостничества («Деревня», 1819), критика духовенства («К Огареву», 1817), «почетных подлецов» - сиятельных особ («Орлову», 1819) и даже самого царя («На Аракчеева», 1819) и т.д.

Центральная проблема - проблема социально-политической свободы, основной пафос выражен в четкой поэтической формуле: «Я не рожден царей забавить» («К Н.Я. Плюкововой»). Изменения, происшедшие в мировоззрении поэта, отразились и в его художественной манере: содержание стихотворений становится более сложным и конкретным, для лирики петербургского периода характерна высокая идейная насыщенность и точность образов. Наиболее значительными произведениями этого времени являются ода «Вольность», элегия «Деревня», послание «К Чаадаеву» и поэма «Руслан и Людмила».

«Вольность»

«Вольность» (1817), одно из замечательных произведений русской политической лирики, перекликается с одноименной одой Радищева, хотя политические взгляды Пушкина более умеренные. Поэт воспевает закон, ограничивающий самодержавие, утверждает равенство перед законом царя и народа, обеспечивающие Вольность, т.е. Свободу. Соблюдая закон, царь перестает быть тираном, а народ получает реальные права. Нарушение закона и со стороны царя, и со стороны народа ведет к преступлениям. Ода содержит политические намеки на события недавнего прошлого: падение Наполеона, убийство Павла I, организованное с ведома его сына Александра, и т.д.

«Деревня»

«Деревня» (1819) отразила антикрепостнические настроения поэта. В стихотворении три части, отличающиеся по лексике, ритмико-интонационному рисунку, изобразительным средствам, идейной направленности. Начинается стихотворение с идиллического изображения деревенской природы, на лоне которой поэт мечтает погрузиться в изучение трудов великих мыслителей. В этой части заметно ощущаются традиции сентиментальной литературы. Следующая часть — страстные публицистические рассуждения автора о «барстве диком», присвоившем «насильственной лозой, и труд, и собственность, и время земледельца», и «рабстве тощем». Концовка стихотворения - риторический вопрос-призыв - выражает надежду автора на отмену рабства. В основе поэтики - принцип контраста, для стихотворения характерны приподнятый тон, ораторский строй речи, использование славянизмов и античных образов.

«К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» (1818) написано в форме обращения к другу. Композиция трехчастная: первая часть - воспоминание о «юных забавах» и обманутых александровской действительностью надеждах, во второй говорится о стремлении героя к «вольности светлой», в третьей в перспективе возникают образы тех, чьи имена войдут в историю освободительной борьбы России. Основная мысль стихотворения - призыв к современникам посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Стихотворение призывало к подвигу, который воспринимался как революционное действие. Социально-публицистическое, гражданское сочетается в стихотворении с интимно-лирическим, Пушкин использует слова высокого стиля, общественно-политические термины, употребляемые в речи дворянских революционеров, для синтаксиса характерны стройность, простота, энергичность в изложении мыслей.

«Руслан и Людмила»

«Руслан и Людмила» (1820), первая поэма Пушкина, была задумана еще в Лицее, серьезная работа над текстом произведения началась в 1817 году, к 1820 поэма была завершена, в 1824 -1825 годах добавлен пролог: «У Лукоморья дуб зеленый...». Известно, что Пушкин воспользовался планом ненаписанной Жуковским поэмы «Владимир», а материалом для сюжета стал русский фольклор и волшебные рыцарские сказки. «Руслан и Людмила» - произведение новаторское и по форме, и по содержанию. «В этой поэме все было ново - и стихи, и поэзия, и шутка, и сказочный характер», - писал Белинский.

Время действия отнесено к эпохе Владимира Красное Солнышко, но исторического в поэме очень мало: все герои воображаемые, их приключения придуманы автором. Сюжет поэмы сказочный: похищение невесты, ее поиски в заколдованном царстве, совершение подвигов во имя ее спасения и т.д. Тон пушкинского рассказа ироничен, сказочное сочетается с обыденным, фантастика - с бытовым, в действие введен повествователь, придающий своими ироническими замечаниями особое освещение удивительным приключениям героев. Друг Жуковского, любитель театра, с жизнеутверждающим и одновременно скептическим складом ума, живейшим образом откликающийся на все происходящее вокруг него, повествователь придает поэме современное звучание. Его прямое вмешательство в ход событий, постоянное стремление к контакту с читателем - все это было совершенно новым и необычным для русской поэмы.

Главные герои произведения - Руслан, Людмила, Владимир, Фарлаф, Ратмир, Рогдай и другие - показаны сквозь призму все той же авторской иронии. В их характерах переплетаются сказочное и бытовое. Руслан - мужественный, отважный, благородный, совершающий былинные подвиги - все же весьма отдаленно напоминает фольклорного богатыря, он вполне современен. Людмила - девушка пушкинских времен - милая, беспечная и кокетливая. Колдунья – злая и жалкая старуха, волшебницы - легкомысленные девицы и т.д.

Поэма пронизана радостным ощущением реальности земного счастья, добро и свет побеждают силы тьмы и коварства, и финал произведения оптимистичен: «Но зла промчится быстрый миг... С надеждой, верою веселой Иди на все, не унывай...».

По своему жанру «Руслан и Людмила» - шуточная, ироническая поэма-сказка, в которой автор весело смеется над героями, читателями и над самим собой.

О языке поэмы много писали современники Пушкина, упрекая автора за множество ошибок и отступлений от правил грамматики, не понимая, что поэт стремился прежде всего к естественности и демократизации языка. С этой же целью Пушкин использовал разговорный четырехстопный ямб, позволяющий отразить всю противоречивую гамму чувств и мыслей героев и повествователя.

«Руслан и Людмила» стала этапным произведением в творчестве Пушкина и определенной вехой в движении всей русской литературы на пути к народности и самобытности.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

classlit.ru

Лирика в творчестве Пушкина в Петербургский период (1817-1820)

Первый Петербургский период Александра Сергеевича Пушкина (1817-1820) можно характеризовать в его творчестве как период расцвета вольнолюбивой и гражданской лирики.

Вольнолюбие или свободолюбие — это любовь и стремление к свободе и независимости.

Гражданская лирика — поэзия, касающаяся общественной жизни, истории и политики.

Напомним, что в годы жизни великого поэта, в России еще действовало крепостное право. Мысли о его отмене давно уже посещали умы многих общественных и литературных деятелей, некоторые из которых окружали Пушкина в лицее, а позже в Петербурге.

Среди них преподаватель Куницын, который был по образованию юристом и даже издал книгу о необходимости ограничения власти, которая без этого перерастает в тиранию. А также друг Пушкина Чаадаев, который часто рассуждал с ним о свободном обществе.

В Петербурге он вступал в различные общества (Зеленая лампа), которые тоже способствовали развитию идеалов свободы.

Пушкин еще из лицейских стен вышел с убеждением, что России и российскому народу просто необходима свобода. Он верил, что в будущем Российское государство станет великим благодаря освобождению.

Он воспевает эту свободу во многих своих стихах того времени. Давайте рассмотрим самые яркие из них.

1. Ода «Вольность»

Это произведение поэт задумал еще в лицее, а закончил в Петербурге в конце 1817 года.

В ней содержатся строки, призывающие народ к восстанию:

«…
Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
…»

Кроме того, Пушкин говорит о силе закона, перед которым все равны:

«…
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона.
…»

В произведении поэт заключает, что восстания и бунты не являются благом для великого государства. Основой для всего должны стать умеренное сочетание справедливого закона и свободы:

«…
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.»

Нужно ли говорить, что ода стала особенно популярной среди декабристов. А Пушкина окрестили первым поэтом-декабристом, хотя он никогда не состоял даже в их закрытых обществах, и не посещал их секретных собраний.

 

2. Стихотворение «К Чаадаеву»

Как уже говорилось выше, друг Пушкина — Пётр Чаадаев — был убежден в необходимости свободы народа еще в те времена, когда они с поэтом подружились в лицее.

Так как Пушкина волновала тема свободолюбия, он написал своему другу послание, которое на деле является патриотическим признанием:

«…
Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!»

Свобода, новая Россия, вера в светлое будущее, желание повлиять на будущее страны — таков был вольнолюбивый Пушкин.

 

3. Стихотворение «Деревня»

В 1819 году Пушкин написал стихотворение «Деревня», в котором показывает крепостное право как ужасное явление того времени:

«…
Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
…»

В конце произведения поэт возлагает надежды на верное решение властей:

«…
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?»

Известно, что это произведение лично прочел император и похвалил поэта.

 

4. Поэма «Руслан и Людмила»

Поэма потребовала много времени на создание: Пушкин задумал ее еще в лицее, а закончил только в 1820 году.

Поэма не имела никакого отношения к политике, это история о любви.

Однако произведение получилось само по себе новаторским и бунтарским в мире литературы того времени.

Пушкин смог изменить традиции и сделать повествование в несколько ином, более легком жанре, чем это делалось до него в подобных произведениях.

Выход поэмы наделал много шума в литературных кругах. Читатели были от нее в восторге и скупали книги. Критики же обрушили на поэта шквал возражений. Поэт в это время уже был отправлен в ссылку на юг, и не смог получить признание.

Можно сказать, что Пушкин отступил от традиций и произвел революцию в литературном жанре.


В заключение можно сказать, что в первый Петербургский период (с 1817 года по 1820) Александр Пушкин по-настоящему верил в идею свободы, поэтому она так искренне выражалась в его произведениях.

hronika.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *