автор фразеологизма, значение выражения :: SYL.ru
В этой статье мы рассмотрим значение выражения «грызть гранит науки». Высказывание подобного рода прочно прижилось в нашей жизни и приобрело значение фразеологизма. Своеобразное и по-своему гениальное выражение имеет своего «родителя», об этом и многом другом вы сможете узнать из нашего материала.
Отцы революции, или «А помнишь, как все начиналось?»
К концу подходила Гражданская война. В Москве 11 октября 1922 года открылся V Всероссийский Съезд РКСМ, где было принято немало постановлений, определяющих дальнейшее развитие страны. Именно тогда Лев Давыдович Троцкий (настоящая фамилия Броншнейн) произнес свою знаменитую фразу, которая в первоначальном виде выглядела несколько объемней и несла в себе призыв: «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену».
Из фразы политического деятеля со временем выпадает слово «молодым», лишая, на наш взгляд, ее особенного колорита. Автор фразы хотел подчеркнуть, что только молодость с ее неудержимой энергией готова на подобного рода трудности, что именно молодые люди отличаются особым рвением и силой, и, конечно же, кто же, как не умный, знающий свое дело педагог, может дать этой силе и мощи молодого поколения правильное и нужное направление реализации задуманного во благо страны и общества. Что же, если не гордость заполняет сердце и душу, когда смотришь на поколение талантливой молодежи!
Возможно, что именно это и имел ввиду автор выражения «грызть гранит науки» Лев Давыдович Троцкий, подчеркивая глубокий смысл этой фразы.
Ирония судьбы
Троцкий провел годы в политической изоляции, а затем его ликвидировали по приказу Сталина как врага народа. Смертельное ранение Троцкому нанес испанский коммунист Рамон Меркадер ледорубом, который был предназначен для вбивания колышков в гранитные скалы. Политический деятель Троцкий был убит 20 августа 1940 года, он был тем, кто не испугался выступить с осуждением политики Сталина, Зиновьева, Калинина по отношению к НЭПу. Он был тем, кто сказал: «Грызите гранит науки!» — именно ту определяющую фразу, ставшую в силу исторических событий роковой.
День сегодняшний
И в День знаний, и на Последнем звонке в школах, да и не только в них, но и в высших учебных заведениях на торжественной части и сегодня можно услышать фразу-напутствие школьникам и студентам: «Грызите гранит науки!» — которая не потеряла своей актуальности и на сегодняшний день. Всегда в эти значимые для студентов и школьников дни найдется такой человек, который упомянет это выражение. В Лету канули пионеры, горны, костры, а фраза «грызть гранит науки» жива и продолжает жить. Она сочностью и яркостью привлекает внимание, своим здоровым чувством иронии, заставляя задуматься о предназначении в жизни и в современном обществе.
Мастерство перевода, или Ощущение дежавю
Ленин призывал нас: «Учиться, учиться и еще разучиться!» Фраза, произнесенная Троцким, также призывает молодое поколение учиться. Безусловно, лидеры и «отцы» революции читали Маркса, в трудах которого есть такое замечательное высказывание: «Как много надо учиться, чтобы хотя бы мало знать!» Кому же первому пришла в голову эта замечательная мысль? Это становится уже неважно, а важно то, что сама мысль оказалось правильной. Доказательством этому факту служит само время, годы, прошедшие в истории страны, доказывающие правоту и неопровержимость сказанного. Так что, молодые люди, продолжайте грызть гранит науки.
«Грызем» — значит живем!
Все со временем меняется и развивается, что является прямой закономерностью жизни. Требования к молодому поколению возрастают. Довольно часто можно увидеть маленьких деток, уже владеющих несложными навыками работы на компьютере, которые на ты с мамиными и папиными телефонами. Конечно же, это происходит благодаря индустрии компьютерных игр, которые и обучают, и развивают, и, конечно же, развлекают. И уже на свой первый юбилей пятилетка получает не только мячик и куклу, а (как это можно довольно часто наблюдать) свой первый планшет.
Современный мир требует развития от детей уже с детсадовского возраста. Это же просто замечательно! А малышам-карандашам приходится с удвоенной силой еще молочными зубами пробовать на вкус «гранит науки». Значение («грызть гранит науки») можно свести к одному-единственному слову — учиться.
В смысловом «родстве» в литературе можно встретить высказывания выдающихся деятелей своего времени, например, Суворов говорил: «Тяжело в учебе – легко в бою», — а в рассказе «Моя жизнь» Антона Павловича Чехова есть такое высказывание: «Учиться нам нужно, учиться и учиться». Английский философ Фрэнсис Бэкон подарил миру такую фразу: «Знание – сила!» А древние римляне для воспитательного процесса повторяли фразу своим детям: «Повторение – мать учения!» Да, безусловно, учиться стоит всегда, хотя бы только для того, чтобы доказать что-то своим учителям. Как говорил Леонардо да Винчи: «Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя».
Слово пропаганды
Gaudeamus igitur — именно так называется и начинается песня-гимн студентов, прославляющая жизнь, науку, молодость. Песня появилась в 13-м или в 14-м веке, передавалась устно, имеет несколько вариантов. Песни, выражения, высказывания, да и еще многое другое являются способом пропаганды образования. Это выглядит как капля в море, но пусть эта капля будет одной из самых ярких и запоминающихся, привлекающих внимание и интерес молодого поколения. Осознание ценности образования – вот задача и основное стремление любого демократического государства. Начиная с малого, соединяя звено со звеном, делая шаг за шагом, читая книгу за книгой, ставя перед собой все новые и новые цели – это и есть победа, успех которой будет зависеть от ежедневных усилий и труда. Что значит «грызть гранит науки»? Это девиз для целых поколений!
Заключение
Подводя итоги сказанному выше, хотелось бы отметить важность и значимость образования в жизни каждого человека, неопровержимым является тот факт, что именно оно служит «билетом в лучшую жизнь», ради этого стоит грызть гранит науки. Фразеологизм живет и будет продолжать жить. В нашем современном обществе образованным людям оказывают должное уважение, они могут поддержать интересную беседу, с ними интересно говорить на любые темы. Пусть сам материал статьи послужит примером этого.
Раскрыв смысловую нагрузку выражения, хотелось бы сравнить эту информацию со снежным комом, мчащимся с невероятной скоростью, набирающим огромный багаж знаний: кто такой Троцкий, Чехов, Суворов, в чем их заслуги перед Отечеством. Хотелось бы, чтобы каждый из нас пропитывался знаниями. «Для чего?» — может быть, спросите вы. Для жизни, для мира, для себя. Знания (как причудливые узоры кружева) окутывают, переплетаются между собой, окрыляют человека, дают ему возможность надеяться на что-то большее, лучшее, светлое. Нужно учиться, не жалея сил и времени, ведь только это позволит развиваться.
Как появился фразеологизм «грызть гранит науки»
Лев Давидович тогда произнес: «Наука не простая вещь, и общественная наука в том числе, — это гранит, и его надо грызть молодыми зубами». И еще: «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!»
Уже вскоре поэт-футурист С.М.Третьяков в стихотворении «Молодая гвардия» написал: «Упорною учебою / Грызем гранит наук». Удачную фразу тут же подхватили многие другие поэты, писатели и журналисты.
Вообще, один из лидеров Октябрьской революции и создатель Красной Армии Лев Троцкий слыл непревзойденным оратором. Неудивительно, что многие фразы из его выступлений быстро становились «крылатыми» и уходили в народ.
Так случилось, например, с выражениями: «Отправить на свалку истории», «Я сын трудового народа» и «Пролетарий, на коня!». Последнюю фразу позднее, в начале тридцатых годов, перефразировали в лозунги: «Комсомолец, на самолет!» и «Женщина, на трактор!»
Только, сам ли Троцкий придумал фразу «грызть гранит науки» или просто удачно использовал речевой оборот, употреблявшийся в узком кругу революционной эмиграции? Вопрос на сегодняшний день открытый.
В автобиографической книге видного революционера, главного теоретика партии эсеров, министра во Временном правительстве Керенского и председателя Учредительного собрания, Виктора Михайловича Чернова «Перед бурей» имеется двенадцатая глава. Она посвящена событиям 1899 года и называется «Грызуны науки» в германских университетах». В этой главе есть такой отрывок:
«»Нет, не останется!» — твердо и уверенно отвечал Михаил Гоц. И помню, однажды прибавил: «У меня тут наготове целый выводок наших будущих продолжателей, смены нашей: грызут гранит науки по германским университетам…».
Михаил Гоц, в уста которого В.М. Чернов вложил фразу «грызть гранит науки», был одним из основателей партии эсеров и ее боевого крыла. Умер он в 1906 году в возрасте 40 лет Женеве.
Но, свои мемуары В.М. Чернов писал на склоне лет. Скончался он в 1952 году в Нью-Йорке. Там же в 1953 году вышли в свет его воспоминания. В нашей стране они впервые были изданы в 1993 году.
За давностью лет нет уверенности, что В.М. Чернов точно воспроизвел фразу, услышанную более полувека назад. В данном конкретном случае, книгу вряд ли можно считать абсолютно надежным источником.
Грызть гранит науки или орех науки? : Блог Александра Герасименко
Наше отношение к вещам закладывается с описательных фраз и метафор. Говоря про учебу одна из самых частых фраз, которые я слышу это: “Грызть гранит науки”. Давайте зададим себе вопрос: “Что происходит с подсознанием, если сравнивать учебу с гранитом?” Не только изучение кажется труднее, но и самое главное, учеба воспринимается как полностью бесполезная активность. В граните нет ни одной калории энергетической ценности, и даже если, иступив зубы, мы его разгрызем, то получим лишь пыль и песок.
Как результат этой поговорки, среднестатистически, мы учимся намного меньше, чем в США (про состояние дел в других странах я не знаю). Дипломов у нас больше, но учимся мы меньше. Мы не доверяем учебе. Даже решив учиться, мы не доверяем методам обучения, людям, которые нас учат, и хотим учиться по-своему. Мы хотим попроще, покомфортнее, так, как мы делали раньше (что не принесло результатов). Мы не хотим гранит, мы ищем сладкую вату, потому что подсознательно знаем, что гранит бесполезен.
Я бы хотел, чтобы в самого детства в нашем подсознании наука сравнивалась с орехом. Да разгрызть его может быть трудно, но внутри, тебя ожидает калорийное, вкусное вознаграждение. К тому же, как только ты разгрызешь первый, ты уже будешь лучше себе представлять, как грызть второй. И чем больше орехов ты расколол, тем легче тебе будет съесть следующий. Не умеешь колоть орехи сам? Научить у того, кто их съел тонны. Но думай “грызть орех науки”, не надо думать, что ты ешь гранит.
По этой же аналогии “гранита”, мы идем дальше по жизни и, встретив первые трудности, разворачиваемся. Мы думаем это гранит, а чаще всего, это был орех. Но мы этого не поняли, мы научились избегать все твердое, как бесполезное.
Работа над подсознательными установками лежит в основе программирования наших желаний. Если не разобраться с фразой “грызть гранит науки” с самого начала, то будешь есть вредную сладкую вату и пожинать отсутствие результатов, как лучшую альтернативу грязи и пыли.
Как преодолеваются тупиковые ситуации
Следующая
Ранящие ошибки
Грызть гранит науки — это… Что такое Грызть гранит науки?
- Грызть гранит науки
- Грызть гранит науки
-
Из доклада одного из вождей октябрьского переворота Льва Давидовича Троцкого (партийный псевдоним Л. Д. Бронштейна, 1879—1940) на V Всероссийском съезде (11 октября 1922 г.) Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ): «Наука не простая вещь, и общественная наука в том числе, — это гранит, и его надо грызть молодыми зубами». А также: «Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!»
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
.
- Грубо говоря, но мягко выражаясь
- Грядущий Хам
Смотреть что такое «Грызть гранит науки» в других словарях:
Грызть гранит науки — ГРАНИТ, а, м. Твёрдая горная зернистая порода, состоящая в основном из кварца, полевого шпата и слюды. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Грызть гранит науки — какой. Разг. Экспрес. Усердно изучать какую либо науку. Степан ушёл на фронт в первые же дни, а я на войну не попал, потому что правая нога не сгибалась в колене. Так что мне не повезло пока мои сверстники воевали, я учился в университете, грыз… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Грызть гранит науки — Книжн. Высок. или Шутл. Учиться, получать образование. БТС, 226 … Большой словарь русских поговорок
Грызть гранит науки — Учиться, постигать, приобретать знания … Словарь народной фразеологии
грызть гранит науки — шутл. Упорно, настойчиво учиться, овладевать знаниями … Словарь многих выражений
Грызть кочерыжку науки — Жарг. шк. Шутл. Учиться в школе; изучать что л. Никитина, 1998, 205. /em> Образовано на основе популярного газетного штампа грызть гранит науки … Большой словарь русских поговорок
ГРАНИТ — (франц. granit, итал. granito, от лат. granum зерно). Часто встречающаяся горная порода, зернистого строения, состоящая из кварца, полевого шпата и слюды. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАНИТ… … Словарь иностранных слов русского языка
грызть — грызу, грызёшь; грыз, ла, ло; нсв. 1. (св. разгрызть). что. Крепко сдавливая зубами, раздроблять крепкое, твёрдое; раскусывать. Г. кость. Г. семечки, сухари. С хрустом грыз морковку, кусочек сахару. * Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт… … Энциклопедический словарь
ГРАНИТ — ГРАНИТ, а, муж. Твёрдая горная зернистая порода, состоящая в основном из кварца, полевого шпата и слюды. • Грызть гранит науки (разг. шутл.) упорно овладевать знаниями. | прил. гранитный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
ГРАНИТ — Грызть гранит науки. Книжн. Высок. или Шутл. Учиться, получать образование. БТС, 226 … Большой словарь русских поговорок
Книги
- Академия Колдовства, Олег Шелонин, Виктор Баженов. Трудно грызть гранит науки, но очень интересно. Студенческие годы запоминаются на всю жизнь. Но еще лучше их помнят преподаватели, особенно если в Академии Колдовства, Ведьмовства и Навства… Подробнее Купить за 230 руб
- Адепт. Обучение. Каникулы, Олег Бубела. Наш человек, Алексей Ветров, не зря оказался в мире магов, демонов и драконов! Впрочем, здесь его зовут уже Алексом Драконом. Он добирается до имперской Академии магии, готов грызть гранит… Подробнее Купить за 215 руб
- Укротители демонов, Дмитрий Казаков. Как и каждый студент, Арс Топыряк знал, насколько тяжело грызть гранит науки. Особенно когда обучаешься в магической академии, а наука является не банальным сопроматом, теорией поля или… Подробнее Купить за 180 руб
почему некоторые предметы даются крайне тяжело и как облегчить их изучение? *
Замечали ли Вы, что одни учащиеся за считанные секунды решают сложные примеры, другие могут выучить наизусть целую эпопею, а кому-то учеба вовсе дается тяжело. Зависит ли это от педагога, дисциплины или особенностей самого школьника/студента?
Многие из нас (а скорее всего все) сталкивались с тем, что не удавалось вникнуть в пройденный материал, выучить или хотя бы запомнить ключевые моменты? Давайте узнаем, почему же так происходит с человеком.
Почему возникают трудности во время обучения?
Учеба – это новый и очень серьезный этап в жизни каждого учащегося. Здесь ему требуется привыкнуть к новому режиму дня, нагрузке, обязанностям. Несомненно, в первое время школьники и студенты пребывают в стрессовом состоянии, адаптируются к новым условиям и окружению. Параллельно с этим они приступают к изучению новых, неведомых для них дисциплин, освоению новых навыков, которые пригодятся им по жизни.
Каждый человек индивидуален. Каждый по-своему оценивает ситуацию, условия. Один и тот же материал может быть воспринят по-разному.
Давайте рассмотрим, с какими трудностями учащиеся сталкиваются на своем пути и как это отражается на их успеваемости.
С какими трудностями учащиеся сталкиваются на своем пути- Новые условия: заведение, правила, окружение
Новый коллектив, преподаватели, порядок организации дня способен повергнуть в шок даже взрослого человека, что уж говорить о школьниках и студентах. Если учащийся не идет на контакт, слишком стеснителен или наоборот гиперактивен, то работать с ним будет тяжеловато. Ему необходимо адаптироваться.
Фактически учащийся вышел из зоны комфорта и ему необходимы дополнительные силы, чтобы не только адаптироваться, но и достойно воспринимать новые условия, правила.
Заметили, что одни дети хорошо и быстро считают в уме, быстро решают любые задачи и с легкостью выполняют письменные задания, а другие – легко запоминают любой текст, пересказывают его и пр. Подобные способности зависят от склада ума: аналитический или математический.
Аналитикам проще читать и воспроизводить любой материал, но вот математические расчеты для них – лес дремучий. Такие люди с легкостью анализируют информацию. «Математики» трудно воспринимают гуманитарные предметы, но им нравится изучать точные науки, где нужны расчеты, точность, следование определенному алгоритму.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
- Способности и таланты
В зависимости от предрасположенности учащихся к тем или иным видам деятельности разнится уровень их восприятия информации. Например, творческие люди чаще обладаю аналитическим складом ума. Они способны «переводить» материалы на «язык музыки», «язык танца (жестов)» и пр. «Математики» же в большей степени предрасположены к созданию новых точных действий: создание уникального проекта, работа руками и головой (различные поделки, аппликации, конструкции и пр.).
Школа и ВУЗ требуют соблюдения не только определенного порядка (дисциплины пунктуальности и пр.), но и режима. Нередко учащиеся засиживаются с друзьями или в Интернете, вследствие чего не высыпаются и с трудом воспринимают новый материал.
Как упростить учебу?
Как сделать учебу приятной и эффективной, облегчить участь студента или школьника? Этим вопросом задается каждый родитель, который видит, что ребенку сложно дается учеба?
Рассмотрим самые популярные способы, которые облегчат «учебную участь» студента.
Самые популярные способы, которые облегчат «учебную участь» студентаИнтеллектуальная работа – одна из сложнейших, поэтому она требует сил и энергии. Чтобы организм был полон этих ресурсов, необходимо полноценно питаться и высыпаться. Для этого достаточно соблюдать режим дня, употреблять в пищу первые и вторые блюда, мясо, фрукты, овощи, соки, а также гулять на свежем воздухе.
Способ №2. Саморазвитие и самомотивация
Чтобы ребенку был интересен тот или иной предмет, необходимо его заинтересовать: поставить цель, делать награды за успехи (приятные сюрпризы, похвала и пр.). Когда ребенок заинтересован, он сам будет рваться к новым знаниям, стремиться еще больше узнать и пр.
Способ №3. Репетитор или тьютор
Если совсем тяжело ребенку в учебе, он не понимает, как и что делать, не разберется в теме сам, то лучше всего нанять репетитора. Это вариант идеально подходит для школьников. Студентам лучше всего нанимать тьютора.
Способ №4. Игра
Учащиеся легче и быстрее воспринимают информацию, если ее преподнести в игровой форме. Достаточно поручить им прочитать материал, а проверить знания можно в игровой форме. Например провести викторину, «Что? Где? Когда?», «Кто хочет стать миллионером?» и пр.
Таким образом, не стоит требовать от ребенка то, что ему непосильно. Помогите ему освоить этот мир сами или привлеките профессионалов со стороны. Опирайтесь на его способности и не перегружайте юный организм.
Откуда пошло выражение «грызть гранит науки» 🚩 Лингвистика
Призыв товарища Троцкого
В публикациях, имеющих отношение к образованию и обучению, очень часто можно встретить призыв «грызть гранит науки». Обычно такое образное пожелание исходит из уст представителей старшего поколения, когда они обращаются к учащейся молодежи – школьникам и студентам. Но вряд ли каждый, кто употребляет этот фразеологизм, в точности знает, каковы его корни.
Впервые пламенный призыв «грызть гранит науки» прозвучал в выступлении революционера, партийного и государственного деятеля молодой Страны Советов Льва Давидовича Троцкого.
В октябре 1922 года, выступая на открытии V съезда комсомола, Троцкий, один из самых авторитетных лидеров советского государства, обратился к подрастающей революционной смене с зажигательной речью.
Назвав комсомольцев наиболее честными, чуткими и сознательными представителями трудовых слоев общества, Троцкий призвал их закаляться, готовиться на смену старшему поколению и усердно «грызть гранит науки» молодыми зубами. Именно в подобной формулировке это образное выражение имело самый сильный смысл: только крепкими и молодыми зубами можно «разгрызть» твердые знания, которые накопило человечество.
«Грызть гранит науки» – задача молодежи
Слова Троцкого почти сразу же превратились в яркий и красочный афоризм, имевший значение боевого лозунга молодежи. Через несколько дней в газете «Правда» появилась статья, в которой речь шла о необходимости учиться и активно разгрызать гранит науки.
Изречение Троцкого вместе с его профилем печатали на обложках ученических тетрадок, чтобы постоянно напоминать школьникам о необходимости упорно овладевать знаниями.
В те трудные для страны годы, разумеется, никто не призывал рабочую молодежь повально идти в вузы и получать высшее образование. В стране, где во времена царского режима значительная часть населения была неграмотной, понятие «грызть гранит науки» означало прежде всего овладение самыми элементарными знаниями, без которых было невозможно построение нового общества.
«Гранитный» афоризм нашел свое отражение в песне популярного в те годы автора С. Третьякова «Молодая гвардия», превратившись в строки: «Упорною учебой грызем наук гранит». Эти слова можно было встретить и в зажигательных народных частушках. Молодежь активно подхватила призыв партийного лидера. Постепенно формула товарища Троцкого утратила авторство и стала крылатым выражением, дошедшим до современности.
История знаменитых цитат. Гранит науки (К. В. Душенко, 2018)
Дата рождения «гранита науки» известна совершенно точно: 11 октября 1922 года. В этот день Лев Троцкий выступал на V Всероссийском съезде РКСМ.
– Наука, – втолковывал он комсомольцам, – не простая вещь, и общественная наука в том числе, – это гранит, и его надо грызть молодыми зубами.
И далее:
– Я обращаюсь к вам и через вас ко всем наиболее чутким, наиболее честным, наиболее сознательным слоям молодого пролетариата и передового крестьянства с призывом: учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену.
Этот оборот сразу же получил значение лозунга. Всего неделю спустя, 18 октября, в «Правде» появилась статья И. Степанова «Молодые зубы, гранит и наука». Семен Липкин, которому тогда было 11 лет, в мемуарной повести «Квадрига» вспоминает о школьной тетрадке, на зеленой обложке которой густо чернела голова Троцкого, а под ней изречение: «Грызите молодыми зубами гранит науки».
В 1923 году лефовец Сергей Третьяков сочинил свой вариант песни «Молодая гвардия», весьма популярный в 20–30-е годы; лозунг Троцкого здесь стал двустишием:
Упорною учебою
Грызем наук гранит.
А в сборнике «Песни работницы и крестьянки» (1924) находим частушку:
Троцкий дал такой наказ:
«Грызть гранит науки!»
Разом выполним его,
Взявшись за «аз-буки».
Тут под «наукой» уж точно не имелись в виду науки, преподаваемые в университетах.
В исходной цитате из Троцкого слова «грызть» и «гранит» разнесены; поставленные рядом, они создают яркий фонетический образ: «грызть гранит». Именно это и обеспечило формуле долгую жизнь.
Летом 1925 года Николай Устрялов, бывший кадет, а затем отец-основатель «сменовеховства» и «национал-большевизма», посетил Москву после семилетнего перерыва. В очерке «У окна вагона» («Новая Россия», 1926, № 2) он писал:
«Наше старое студенчество в общей его массе не умело так жадно тянуться к учению, как нынешнее. (…) Не то теперешняя университетская молодежь. (…) Для нее “учеба” – категорический императив. “Грызть гранит науки молодыми зубами” – это не только долг: это и наслаждение, и потребность, это “зов природы”, это боевое знамя, это подвиг. Но самый образ – “гранит” и “зубы” – не случаен: легко ли грызть гранит зубами, хотя б и “молодыми”?».
В это время Устрялов преподавал в Харбинском университете, одновременно работая в советских учреждениях Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В 1937 году он был расстрелян за «шпионаж и контрреволюционную деятельность».
В 1927 году в Харбине вышла, без указания автора, большая ироническая поэма «Епафродит». Ее написал Николай Сетницкий – экономист, статистик, философ, член одесского поэтического кружка, в котором участвовали Э. Багрицкий, В. Катаев, Ю. Олеша. С 1925 по 1935 год Сетницкий служил в Харбине в Экономическом бюро КВЖД, где сблизился с Устряловым; вместе с Устряловым он преподавал в Харбинском университете. Лозунг Троцкого особого сочувствия в нем не вызвал:
Мы говорим: «Гранит науки
Грызи, благая молодежь!
Грызи, пока не изгрызешь».
И многие грызут до муки.
Но пробирает вчуже дрожь.
Вожди зафанфаронят в трубы,
Глядишь, и хватят через край;
Науки и нужны и любы —
Что выдержит: гранит иль зубы?
Боюсь, дантистам будет рай.
Сетницкий был расстрелян в 1937 году (почти одновременно с Устряловым) как «изменник Родины» и «японский шпион».
В начале тридцатых поэт Демьян Бедный попробовал заменить выражение Троцкого сталинским, используя те же аргументы, что и Сетницкий:
– Разве это не внутренне порочный, пораженческий, не безнадежный лозунг? Всякому ясно, что гранита зубами не угрызешь. (…) Нет уж, грызи гранит сам! Сравните это с обращением т. Сталина. Он говорит молодежи: «Учитесь, стиснув зубы!» Стиснув зубы, т. е. с максимальным волевым напряжением. Грызите не гранит, а науку, не зубами, а мозгами! Вот где разница тона. А тон делает музыку.
(Речь 2 января 1931 года на партконференции Ленинского района Москвы.)
«Учиться, стиснув зубы», Сталин призывал в речи на XIII съезде ВЛКСМ 16 мая 1928 года.
Старания Бедного пропали втуне: выкинуть «гранит науки» из языка не удалось.
Не оставил без внимания формулу Троцкого философ-эмигрант Георгий Федотов. В «Письмах о русской культуре», опубликованных в 1938 году в журнале «Русские записки», он язвительно замечал: «Поколение, воспитанное революцией, с энергией и даже яростью борется за жизнь, вгрызается зубами не только в гранит науки, но и в горло своего конкурента-товарища».
Лидер эсеров Виктор Чернов, рассказывая о событиях 1899 года, приводит фразу: «Грызут гранит науки по германским университетам». Соответствующая глава его мемуаров «Перед бурей» так и называется: «“Грызуны науки” в германских университетах». Однако эту книгу Чернов, умерший в 1952 году, писал в последние годы жизни, так что тут мы имеем дело с явной аберрацией памяти.
Утратив авторство, формула Троцкого стала русским фразеологизмом.