Подцарство многоклеточные животные: Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа – Царство Животные. Одноклеточные и многоклеточные животные. Типы и классы беспозвоночных

Содержание

Подцарство многоклеточные животные. Беспозвоночные

Многоклеточные. Беспозвоночные

Определение 1

Многоклеточные (Metazoa) – животные с множеством эукариотических клеток.

Определение 2

Беспозвоночные (Invertebrata) – группа животных, у которых не сформирован позвоночник или внутренний скелет.

Многие из живых организмов, которые населяют земной шар, относятся к беспозвоночным. В современном мире известно существование приблизительно $1$ млн. $260$ тыс. видов беспозвонозночных животных, в то время, как позвоночных известно, всего $45$ тыс. видов. Беспозвоночные населяют все уголки земного шара, их можно встретить в морях, океанах, пресных водоемов, на суше и в почве, воздушном пространстве. Существуют паразитические многоклеточные организмы, живущие в организме других животных и растений.

Происхождение многоклеточных животных

Выдвигалось много гипотез о происхождении многоклеточных. Одной из версий считается происхождение многоклеточных от простейших. Это доказывает схожесть структурных компонентов клеток многоклеточных и одноклеточных организмов. Переход простейших в многоклеточность проявляется в их полиэнергидности. У таких простейших наблюдается несколько ядер, например у некоторых инфузорий, радиолярий, фораминиферов, и у колониальных форм (вольвокс).

Проявление полиэнергидности и колониальности у простейших послужило началом разработке гипотез о происхождении многоклеточных животных. Таким образом, гипотезы подразделяются на две группы, в зависимости от простейших которые принимают участие в эволюции: колониальные и полиэнергидные.

Колониальные гипотезы происхождения.

Гипотеза Э. Гекелля «Гастреи»

Геккль считал, что простейшим предком многоклеточного являлась «блатея». Бластея – шаровидная колония жгутиковых организмов, напоминающую стадию бластулы в развитии онтогенеза многоклеточных. Путем эволюции возникала из бластулы гаструла. Наружный слой клеток гастрей представлял эктодерму и эндодерму. По мнению ученого из гастерея возникли кишечнополостные животные.

Гипотеза Бючли «Плакула».

Ученый считал предком многоклеточного животного плоскую однослойную колонию. Процесс преобразования состоял в расслоение колонии и изгибании. В дальнейшем из плакулы образовывалась двуслойная со ртом гастрея. Процесс ее преобразования состоял в пригибания в виде чаши двухслойной пластинки. Из гастреи возникли трихоплакс и гаструла.

Гипотеза И. И. Мечникова «Фагоцителы»

На фоне явления фагоцитоза, ученый изучал губок. Он обнаружил, что в онтогенезе бластула не инвагинируется, а иммигрируется. Так предков губок он считал фагоцителлов. Это название предка связано со способом питания – фагоцитозом. Сама фагоцителы образовалась из шаровидных колоний путем иммиграции части клеток вовнутрь колонии. Из фагоцителлы возникла личинка губок – паренхимула.

Гипотеза А. В. Иванова «Фагоцителлы»

По мнению Иванова, из колонии воротниковых жгутиковых путем иммиграции возникла фагоцителла, двухслойная, без рта. Из фагоцителлы возникла паренхимула и трихоплакс.

Полиэнергидные гипотезы происхождения

Извесный зоолог Иован Хаджи, считал предками простейших инфузорий, а первыми многоклеточными были плоские черви. Многоклеточность происходила путем целлюляризации. Так, из эктоплазмы и ядер инфузорий возникли покровные клетки – эктодерма, из эндоплазмы и ядер возникла внутренняя паренхима – эндодерма и мезодерма, а из органелл одноклеточных формируются органы первого многоклеточного организма.

Замечание 1

В настоящее время наиболее точной является гипотеза Иванова «Фагоцителлы».

Классификация многоклеточных организмов

Подцарство Metazoa в зависимости от уровня организации подразделяется на три надраздела:

  • Надраздел Фагоцителлообразные (Phagocytellozoa), примитивные многоклеточные,
  • Надраздел Паразои (Parazoa) и высшие, или собственно многоклеточные,
  • Надраздел Эуметазои (Eumetazoa).

Группа беспозвоночных животных включает в себя 7 типов:

  • Тип Губки;
  • Тип Кишечнополостные;
  • Тип Плоские Черви;
  • Тип Круглые черви;
  • Тип Кольчатые черви;
  • Тип Моллюски;
  • Тип Членистоногие.

Эуметазои — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 октября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 октября 2019; проверки требует 1 правка.

Эуметазо́и, или настоящие многоклеточные (лат. Eumetazoa), — подцарство животных (Animalia) и многоклеточных животных (Metazoa), в которое входят все виды, обладающие настоящей многоклеточной структурой.

Противопоставлено менее развитым подцарствам паразоев и агнотозоев, в которые входят губки и пластинчатые соответственно. Иногда пластинчатых и губок относят к одному подцарству прометазои (лат. Prometazoa). К подцарству прометазоев некоторые авторы относили также ортонектид и дициемид.

Эуметазои характеризуются дифференцированными тканями, наличием настоящей нервной системы[1], а также специализированных межклеточных контактов. В настоящее время многие авторы отвергают выделение подцарств прометазои и эуметазои. Согласно современным молекулярно-биологическим и сравнительно-анатомическим данным, пластинчатые являются сестринской группой кишечнополостных, а губки — сестринской группой гребневиков. Вероятно, отсутствие у этих животных мышечных и нервных клеток — результат вторичного упрощения.

Однако существуют серьёзные основания для разделения многоклеточных на три вышеуказанных группы. Во-первых, это связано со своеобразием строения и крайне примитивной организацией пластинчатых животных. Во-вторых, имеются существенные эмбриональные различия между губками и эуметазоями. У последних эктодерма расположена снаружи, и из неё формируются покровы, нервная система и органы чувств. Энтодерма же даёт кишечник и внутренние органы. У Parazoa покровы образуются из энтодермы, а эктодерма погружается вглубь тела, превращаясь в слой жгутиковых воротничковых клеток жгутиковых камер и каналов

[1].

Основные группы Eumetazoa[2]:

  1. Малахов В. В. Загадочные группы морских беспозвоночных. — М., 1990.
  2. В. В. Алёшин, Н. Б. Петров. Pегресс в эволюции многоклеточных животных // Природа. — 2001. — № 7.
  3. Догель В. А. Зоология беспозвоночных: Учебник для ун-тов/Под ред. проф. Полянского Ю. И.. — 7-е, перераб. и доп. — Москва: Высшая школа, 1981. — 606 с. — 50 000 экз.

Характерные черты многоклеточных животных

Морфология многоклеточных животных

Тело многоклеточных организмов состоит из совокупности множества клеток, группы которых специализируются на осуществление некоторых функций, образуя ткани. Комплексы тканей образуют высшую категорию – органы. Функциональная деятельность органов составляет систему органов, например опорно-двигательная. Комплекс систем, связанных единой функцией, образует целостный организм многоклеточного животного. При такой специализации отдельные клетки многоклеточного организма не могут существовать отдельно и вне организма.

Представление об особенностях строения и распределения функций между клетками в многоклеточном организме обеспечивают такие ткани, как эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная.

У животных клетки сгруппированы таким образом, чтобы организм мог свободно двигаться, добывая себе пищу, или осуществлять другие функции, т.е. они связаны между собой в эффективно взаимодействующие системы.

Количество клеток у разных многоклеточных организмов неодинаково. Так, например, у примитивных беспозвоночных $10^2 -10^4$, у высокоорганизованных позвоночных количество представлено от $10^{15}$ до $10^{17}$. Средняя масса клетки весит около $10^{-8}-10^{-9}$ г.

Клетки характеризуются двумя жизненно необходимыми системами:

  • Система, связанная с размножением, развитием, и ростом клетки. Такая клетка включает структуры, что обеспечат редупликацию ДНК, синтез РНК и белка.
  • Система энергообеспечения синтеза веществ и других видов физиологической работы клетки.

Обе системы тесно взаимосвязаны. Кроме того, элементы клеток, разного происхождения, характеризуются сходством на разных уровнях: атомарном – углерод, водород, кислород и др., молекулярном – нуклеиновые кислоты, белки, углеводы и др., надмолекулярном – мембранные структуры и органоиды клеток.

Клеткам свойственны также химические процессы: дыхание, потребление и превращение энергии, синтез макромолекул. Все химические реакции в клетки хорошо упорядочены и неразрывно связаны с молекулярными структурами.

Эволюционные особенности в морфологии многоклеточного организма

Многоклеточные представляют собой скачок в эволюции, поскольку по отношении к одноклеточным имеют больше преимущества в организации.

Основные эволюционные особенности строения многоклеточных организмов является:

  • Многоклеточность;
  • Симметрия тела;
  • Дифференциация клеток;
  • Появление клеток, специализированных для размножения.

Непосредственно процветание группы многоклеточных животных связано, напрямую, с усложнением строения и физиологических функций. Вследствие, увеличения размеров тела многоклеточного организма привело к развитию у него пищеварительного канала. Развиваясь, со временем, опорно-двигательная система, сформировала поддержание определенной формы тела, а также защиту и опору внутренних органов.

Большие размеры тела животных привели к появлению внутритранспортных циркулирующих систем. Такие системы поставляют удаленные от поверхности тела питательные вещества, а также выводят конечные продукты обмена из организма. Основной транспортной системой стала кровь.

Симметрия тела

По типу симметрии тела различают следующие группы:

  1. Лучистые, или радиально-симметричные;
  2. Двусторонне-симметричные.

Лучевая симметрия характерна для животных с сидящим образом жизни. Органы таких животных расположены вокруг главной оси, и проходят через рот к противоположно прикрепленного полюса. К таким животным относят тип Губки, тип Кишечнополостные и тип Иглокожие.

Двусторонне-симметричные животные подвижны. Тело находится на одной плоскости, по обе стороны которого располагаются парные органы. Тело делится на левую и правую стороны, спинную и брюшную стороны, а также, передний и задний концы тела. К двусторонне-симметричным животным относят все остальные типы животных.

Полость тела

Определение 1

Полость тела – пространство, содержащие внутренние органы.

Различают первичную, вторичную и смешанную полость тела. Первичная полость тела это наличие остатка бластулы, в которой развиваются производные мезодермы. Характерна такая полость для трехслойных низкоорганизованных животных типа Круглых червей.

Вторичная полость тела, или целом выстланный эпителием из мезодермы. Такая полость характерна для типов Кольчатые черви, Моллюски и Хордовые.

При смешанной полости тела развиваются зачатки вторичной полости, но этот процесс не идет до конца формирования целома, и в итоге сливаются с первичной полостью тела. Такой тип симметрии характерен для типа Членистоногие.

Замечание 1

Плоские черви вообще лишены полости тела, у них мускульный мешок заполненный клетками паренхимы.

Функции полости тела:

  1. Свободное расположение органов;
  2. Опорная;
  3. Транспорт питательных веществ;
  4. Половая.

Урок 16. одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные) животные — Биология — 5 класс

ВАЖНО!

Видовое разнообразие животных огромно. Поэтому в современной науке о животном мире существуют спорные вопросы, по которым учёные ведут оживлённые дискуссии. Учитывая строение животных и родственные связи между отдельными группами, будем различать в царстве животных два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные.

Подцарство Одноклеточные. Подцарство Одноклеточные объединяет одноклеточные подвижные организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

Клетка одноклеточного животного выполняет функции целого организма. Она одновременно обеспечивает передвижение, питание, размножение, обмен веществ и другие процессы, свойственные живым существам. Поэтому клетки большинства одноклеточных животных – очень сложные системы.

Размеры одноклеточных животных составляют в среднем от 0,1-0,5 мм. Обитают одноклеточные животные в морской и пресной воде, влажной почве, в других организмах. Внешне они очень разнообразны. Известны десятки тысяч видов современных одноклеточных животных.

Познакомимся с одноклеточными животными, которые не имеют постоянной формы тела. Их объединяют в группу Корненожки. Наиболее известные представители корненожек – амёбы, что в переводе с греческого означает «изменение».

Если под микроскопом наблюдать за амёбой в капле воды, то можно увидеть, как её зернистая цитоплазма постоянно перетекает от одного полюса клетки к другому. При этом по направлению потока цитоплазмы образуется выступ, который медленно вытягивается. Это формируется ложноножка, и амёба перетекает в том же направлении. Такой тип движения называют амёбоидным движением. У одних видов амёб обычно образуется только одна ложноножка, у других – несколько, при этом они направлены в разные стороны. Постоянное изменение формы тела и образование ложноножек возможно благодаря тому, что одноклеточное тело амёб покрыто очень тонкой эластичной цитоплазматической мембраной.

В воде прудов, болот, канав с илистым дном наряду с амёбами обитают раковинные корненожки: арцелла, диффлюгия. У раковинных корненожек одноклеточный организм заключён в раковинку. Она выполняет защитную функцию. Передвигаются раковинные корненожки с помощью ложноножек, которые высовывают через отверстие раковинки.

Подцарство Многоклеточные объединяет всех животных, тело которых состоит из множества клеток. Они выполняют разные функции: пищеварительную, двигательную, защитную и др. Разделение функций между клетками привело к усилению их взаимной зависимости. Отдельные клетки многоклеточных животных не могут существовать самостоятельно. Поэтому целостность организма многоклеточного животного поддерживается за счёт межклеточного взаимодействия.

Индивидуальное развитие многоклеточного животного обычно начинается с одной оплодотворённой яйцеклетки. Она многократно делится. Но после деления клетки не расходятся. Сходные по строению и функциям группы клеток образуют ткани, обеспечивающие жизнедеятельность многоклеточного организма.

Всё это подтверждает предположение о том, что очень давно многоклеточные животные могли произойти от одноклеточных. Постепенно, в ходе длительного исторического развития живой природы возникло множество различных многоклеточных животных. Они разнообразны по форме, строению тела и образу жизни.

В начале XIX века французский учёный Жан Батист Ламарк разделил животный мир на две основные группы – беспозвоночных и позвоночных животных. Такое деление царства животных не имеет систематического значения, однако широко используется.

Беспозвоночные — многочисленная группа животных, не имеющих внутреннего скелета, основой которого является позвоночник.

Беспозвоночные составляют примерно 95% всех видов современных животных. Они имеют различное строение. Обилие и разнообразие беспозвоночных делает их вездесущими. Многие из них хорошо приспосабливаются к изменению условий обитания. Познакомимся с наиболее известными группами этих животных.

Губки – преимущественно морские животные, прикреплённые ко дну и подводным предметам. Тело губок напоминает бокал, пронизанный порами. На свободном конце тела находится выводное отверстие – устье.

Кишечнопо́лостные – хищные водные, преимущественно морские, многоклеточные животные с мешковидным телом. На переднем конце тела расположено ротовое отверстие, окружённое щупальцами. Существенный признак кишечнополостных животных – наличие в их теле кишечной полости – послужил основанием для названия типа. К кишечнополостным относят гидру, медуз, коралловых полипов.

Иглокожие – обитатели морей, преимущественно донные животные, способные к медленному передвижению. К этой группе относятся морские звёзды, морские ежи, голотурии. Размеры иглокожих составляют от нескольких миллиметров до 1 м.

Черви – группа многоклеточных животных с вытянутым телом, без опорных (скелетных) образований. Они обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие черви являются паразитами растений, животных и человека.

Моллюски – наземные и водные животные с мягким нечленистым телом, покрытым кожной складкой – мантией. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. У большинства моллюсков есть раковина. К моллюскам относятся улитки, мидии, устрицы, кальмары, каракатицы, осьминоги.

Членистоногие – группа беспозвоночных животных с сегментированным телом и членистыми конечностями (отсюда и название животных «членистоногие»). Снаружи их тело покрыто твёрдой кутикулой. Она состоит в основном из органического вещества хитина и образует панцирь, который защищает тело и выполняет функцию наружного скелета.

Ракообразные – в основном водные животные. Их тело состоит из головы, груди (или головогруди) и брюшка. Органы дыхания – жабры. К ракообразным относятся раки, крабы, омары, креветки, лангусты.

Паукообразные – это в основном сухопутные членистоногие, которые имеют восемь ног. Тело паукообразных состоит из головогруди и брюшка. К паукообразным относятся пауки, клещи, скорпионы, сенокосцы.

Насекомые – это членистоногие, которые имеют шесть ног и органы воздушного дыхания – трахеи. Тело насекомых состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. У большинства видов насекомых развиты крылья. Насекомые – самая большая группа среди всех животных. Их более 1 млн видов. Наиболее разнообразен мир насекомых в тропиках. В более умеренных широтах число их видов не так велико, но общая численность насекомых огромна.

Самая разнообразная группа насекомых – жуки. Их характерный признак – наличие жёстких и прочных передних крыльев, называемых надкрыльями. Они прикрывают верхнюю сторону брюшка и задние перепончатые крылья, при помощи которых жуки летают.

Сравнивая между собой различные группы беспозвоночных животных, можно заметить, как постепенно усложняется их строение.

План урока по бологии «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»

«Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по данной теме;

  • определить качество усвоения знаний о характерных особенностях типа Кишечнополостные.

Задачи урока:

Образовательная:

  • уметь характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных;

  • распознавать представителей типа на таблицах, рисунках и фотографиях, влажных препаратах;

  • выявлять черты сходства кишечнополостных и одноклеточных животных;

Развивающая:

  • развивать навыки самостоятельной работы с учебником, дидактическим и раздаточным материалом, мультимедийными приложениями;

  • уметь характеризовать, сравнивать и объяснять, делать выводы и обобщения.

Воспитательная:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся через игровую деятельность во время урока;

  • вызвать живой интерес к изучению видов животных применением мультимедийных слайдов презентации и музыки;

  • эстетическое и экологическое воспитание: показать гармоничность и целесообразность всего живого;

  • формировать экологическое мышление учащихся.

Тип урока: урок закрепления новых знаний.

Форма проведения: урок – игра. Урок проводится в форме экспедиции «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов – альпинистов, покоряющих вершину Знаний.

Игра проходит в два этапа:

первый- « Подготовка к экспедиции»,

второй- « Восхождение»

Средства обучения:

Наглядные пособия, раздаточный и дидактический материал по типу Кишечнополостные, электронная презентация к уроку на диске

CD_- R , компьютер, мультимедийный проектор и экран, детский рюкзачок с заданиями, мультимедийное приложение « Электронный атлас для школьника. Зоология 7-8 классы», маршрутные листы для каждого ученика, где учащиеся отмечают этапы прохождения маршрута и ставят баллы, вырезанные из цветной бумаги облака ( 5 штук), магниты для магнитной доски.

План урока:

  1. Оргмомент.

Подготовка класса к уроку. Приветствие. Наличие учащихся.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  2. Обобщение, систематизация и контроль знаний учащихся.

( Электронная презентация по ходу урока) .

Проведение игры « Покорение вершины Знаний»

  1. этап – « Подготовка к экспедиции»

а) Подготовка снаряжения « Что возьмём с собой в дорогу?»

б) « Метеосводка»

в) Тренажёр»

2 – этап – « Восхождение».

1 высота- « Снежная лавина»

2 высота- « Опасный переход»

3 высота- « Пик Знаний»

  1. Подведение итога урока.

V . Домашнее задание: § 13 ( стр. 58-65)

Ход урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

(Электронная презентация по ходу урока)

Актуализация знаний учащихся о многоклеточных животных, их отличии от простейших.

Подцарство Простейшие относят организмы, тело которых состоит из одной клетки. Физиологически клетка простейшего выполняет функции самостоятельного организма. Клетка простейшего- самостоятельная особь, выполняющая все функции целостного организма. Таким образом простейшие сочетают в себе функции клетки и целого организма.

Подцарство Многоклеточные организмы— их тело состоит из большого числа клеток, которые различаются по строению и функциям. Для многоклеточных характерно индивидуальное развитие, начинающееся с деления одной клетки. Возникновение многоклеточных — качественно новый этап в развитии животного мира на Земле.

( Обобщающая беседа с учащимися)

Мы продолжаем наше путешествие по изучению царства животных, подцарства Многоклеточные типа Кишечнополостные.

Урок пройдёт в форме игры, где вам придётся штурмовать высоты

1.Показ первого слайда :

1 этап – « Подготовка к экспедиции»

2 – этап – « Восхождение»

Девиз урока : « Передовик не тот кто один впереди, а тот, кто сам шагает и другим помогает».

I этап – « Подготовка к экспедиции».

Как известно, экспедиции всегда предшествует тщательная подготовка, поэтому сейчас мы проверим свою готовность к покорению горной вершины Знаний.

  1. « Проверка снаряжения» ( слайд презентации на экране).

« Что возьмём с собой в дорогу».

В рюкзачке ( импровизированном) находятся карточки с названиями основных терминов и понятий по всей теме урока, на которые учащиеся должны дать чёткие и краткие ответы, достав из рюкзачка карточку с заданием.( за каждый правильный ответ – 1 б)

Основные понятия темы: ( показ слайда на компьютере)

  • Кишечная полость.

  • Дифференцировка клеток

  • Эктодерма

  • Энтодерма

  • Мезоглея

  • Коралловые полипы

  • Медузы.

  • Нервные клетки.

  • Стрекательные клетки

  • Промежуточные

  • Эпителиально-мускульные

  • Железистые

  • Половые

  • Радиально-осевая симметрия

  • Гермафродиты

  • Регенерация

  • Почкование

  • Половое размножение

  • Бесполое размножение

  • Планула

  • Полип

  • Рефлекс

  • Гаметы

  1. « Метеосводка»-( показ слайда) ( за каждый правильный ответ – 3б)

На магнитной доске прикреплены облака, вырезанных из цветной бумаги. На обратной стороне которых написан текст задания. Под облаками табличка « Пасмурно». Отвечая правильно на вопросы и выполняя задания, учащиеся меняют табличку на « Ясно»-

« Восхождение разрешается»

Вопросы и задания.

На обратной стороне первого облака № 1.

Как называется оплодотворение, когда сперматозоиды одной особи, оплодотворяют яйцеклетку другой особи? ( Перекрёстное)

Облако №2

Как называется личинка медуз и кораллов?

— планула

Облако №3

Бесполое размножение у гидры называется

— почкование

Облако № 4.

Назовите ядовитых кишечнополостных?

— медуза оса, корнерот, физалия ( «португальский кораблик»).

Облако № 5. Ловчие органы актинии

— щупальца.

  1. « Тренажёр». Класс разбивается на 2 команды, и каждая команда выполняет несколько заданий.

а) « Слушай не зевай». Каждой команде по очереди даются вопросы, отвечать надо очень быстро ( за правильный ответ – 1 б)

Задания для 1 команды: дополнить предложения
  1. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая нервной системой называется…..( рефлексом)

  2. Пресноводное кишечнополостное животное , которое было впервые описано А. Левенгуком.. ( гидра)

  3. Колония мадрепоровых кораллов вдоль береговой линии .. (риф)

  4. Студенистый неклеточный слой у кишечнополостных… мезоглея.

  5. Низшие двухслойные многоклеточные животные с лучевой симметрией.. ( кишечнополостные)

  6. Основание тела у гидры.. ( подошва)

  7. Крупная медуза – обитательница полярных вод … ( цианея)

Задания для 2 команды

  1. Мифологический герой , уничтоживший лернейскую гидру… ( Геракл)

  2. « Португальский кораблик» …- ( физалия)

  3. Отверстие у гидры, ведущее в кишечную полость.. (рот)

  4. Часть тела сцифоидных медуз… ( зонтик)

  5. Сожительство актинии с моллюсками, рыбами, крабами… ( симбиоз)

  6. Ловчий орган актинии… ( щупальца)

  7. Повреждение кожи человека, вызванное воздействием стрекательных клеток медуз… ( ожог)

  8. Симметрия у кишечнополостных …( лучевая)

  9. Что называется регенерацией? Как она развита у гидр? У каких животных она встречается? ( процесс восстановления утраченных или повреждённых частей тела. Даже из 1/200 части гидра может восстановиться в целый организм. ( крабов, раков, ящерицы и человека ( регенерирует только кожа).

Б) Калейдоскоп « Кто он» ( на слайде презентации) —

В) « Восстановите порядок» ( слайды презентации, задания прилагаются).

Вторая часть игры.

II– этап – « Восхождение»

  1. Высота « Снежная лавина»- программированный опрос.

( 17 баллов)

Тип Кишечнополостные. Вставь пропущенные термины.

  1. Кишечнополостные- низшие многоклеточные двуслойные животные с_______________ симметрией тела.

  2. Известно около _______________ тысяч видов кишечнополостных .

  3. Гидры и медузы – одиночные организмы, а кораллы — _____________________.

  4. Кишечнополостных животных, ведущих прикреплённый образ жизни, называют____________________________________.

  5. На верхнем конце тела гидры имеется рот, окружённый_____________________.

  6. Медузы резко выталкивают из-под колокола воду и вследствие этого получают толчок вперёд, такой способ движения называется__________________________.

  7. Тип взаимоотношений кишечнополостных с другими животными в биоценозе, называется _________________________________________.

  8. Тело кишечнополостных состоит из двух слоёв клеток- наружного и __________________________________.

  9. Внутри тела этих животных имеется полость, которая называется__________________________.

  10. Наружный слой тела кишечнополостных представлен клетками: нервными, кожно-мускульными, промежуточными и ______________________________.

  11. Стрекательные клетки, имеющие капсулы с ядом, размещаются в основном на органе тела, который называется_______________________________.

  12. Внутренний слой тела кишечнополостных образован пищеварительно-мускульными и __________________________клетками.

  13. У кишечнополостных происходит внутриклеточное и ______________________ пищеварение.

  14. Дышат кишечнополостные растворённым в воде _________________, поглощая его поверхностью всех клеток.

  15. Ответная реакция организма на действие раздражителей, осуществляемая при участии нервной системы, называется ____________________________.

  16. Процесс восстановления утраченных или повреждённых частей тела называется ________________________________________.

  17. Кишечнополостные размножаются бесполым и ___________________способами

Термины :

  1. Регенерация.

  2. Лучевая.

  3. Реактивный.

  4. Полипами.

  5. Девяти тысяч

  6. Колониальные.

  7. Щупальцами

  8. Хищничество

  9. Половым

  10. Внутреннего

  11. Кишечная

  12. Стрекательные

  13. Железистые

  14. Внутриполостное

  15. Кислородом

  16. Рефлекс

  17. Внутриполостное

  18. Щупальцами.

( Задания на карточках каждому учащемуся.( Прилагаются)

  1. Высота. « Опасный переход». « Из части- целое» ( прилагаются ) Слайды презентации.

  2. Высота. « Пик Знаний».

«Самые, самые»- интересные сведения , прочитанные учащимися из литературы и справочных пособий, энциклопедий. ( Учащиеся по очереди делают краткие сообщения)

  1. Итог урока. Выставление отметок за урок.

V.Домашнее задание. § 13 ( стр. 58-65)

Конспект урока в 7 классе Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные. ФГОС

Конспект урока по биологии.

22.01.18г.

Класс:7.

Урок №16.

Тема: Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные.

Цели:

  • сформировать у учащихся представления об кишечнополостных животных;

  • рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных животных.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

-научиться составлять опорные конспекты; объяснять зависимость процессов жизнедеятельности от внешнего и внутреннего строения кишечнополостных; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;

-самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.

Метапредметные

регулятивные: следовать определенному алгоритму при составлении опорного конспекта; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

познавательные: выделять информацию из текста учебника; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из материалов учебника; использовать знаки, символы, схемы для выполнения заданий; находить закономерности, устанавливать причинно- следственные связи между реальными объектами и явлениями; осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной задачей, используя различные ресурсы информационной среды;

коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения.

Личностные

-проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;

-оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;

-руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы.

Основные понятия, изучаемые на уроке: эктодерма, энтодерма, кишечная полость, лучевая симметрия, регенерация, рефлекс, стрекательные клетки, полипы, кораллы, атоллы.

Тип урока: урок изучения нового.

Материалы и оборудование: ИКТ, микроскоп, микропрепарат «Разрез гидры», раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация к учению.

  3. Актуализация опорных знаний: письменная работа с заданиями.

Эталон ответа: А) Амеба протей -134579 11 12 Б) Эвглена зеленая -2456710 11 12 В) Инфузория — туфелька – 2859 11 13

12-13 правильных ответов «5»

9-11 правильных ответов «4»

6-8 правильных ответов «3»

  1. Изучение нового материала.

    1. Определение темы. Существуют одноклеточные организмы. Мы с вами познакомились с такими организмами на прошлом уроке. Как вы думаете, бывают ли многоклеточные организмы? Итак, тема нашего урока: «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные» (записываем в тетрадь).

    2. Целеполагание: составим план к нашему уроку. Что мы должны сегодня изучить?

    3. Работа с учебником, с электронным приложением к учебнику, раздаточным материалом и тетрадью.

  1. Рассматриваем основные признаки многоклеточных, систематику многоклеточных (раздаточный материал).

  2. На изображении изучаем происхождение многоклеточных. Записываем понятие фагоцителла и трихоплакс.

  3. Записываем классификацию Т. Кишечнополостные.

  4. Знакомство с представителями. Просмотр микропрепарата «Разрез гиды» под микроскопом, просмотр готового препарата «Сцифоидная медуза».

  5. Отработка материала «Характеристика Кишечнополостных» на раздаточном материале, просмотр видеофрагментов про жизнедеятельность гидры, заполнение рисунка «Строение гидры».

  6. Работа в группах. 3 группы. Подготовить мини-доклад по темам:

1 гр. «Класс Гидроидные»

2 гр. «Класс Сцифоидные»

3 гр. «Коралловые полипы»

План доклада:

  1. Особенности строения.

  2. Чем питаются.

  3. Как происходит размножение.

  4. Где обитают.

  5. Представители.

5. Подведение итогов уроков, выставление отметок.

6. Домашнее задание: изучить параграфы 28-29, выучить классификацию Кишечнополостных, строение гидры.

7. Рефлексия.

1) наиболее запомнившиеся моменты урока;

2) возникшие сложности;

3) пожелания.

hello_html_3966ff59.png

hello_html_39a4a792.pnghello_html_m311a7b5b.pnghello_html_m682b8f66.png

hello_html_1d9c12c6.png

hello_html_519824d5.png

hello_html_6505f965.pnghello_html_6505f965.pnghello_html_6505f965.pnghello_html_m6d18c579.pnghello_html_m6d18c579.pnghello_html_m6d18c579.png

Фамилия, имя ______________________________________дата _________________

Задание: Определите, для какого животного характерен тот или иной признак.

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1) Непостоянная форма тела.

2) Постоянная форма тела.

3) Передвигается при помощи ложноножек.

4) Питается бактериями, обрывками водорослей.

5) Может питаться растворенными в воде органическими и неорганическими веществами.

6) В питании участвуют хлоропласты.

7) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через поверхность тела и сократительную вакуоль.

8) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через сократительные вакуоли.

9) Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях.

10) Пищеварительные вакуоли не образуются.

11) При неблагоприятных условиях превращается в цисту.

12) В цитоплазме одно ядро.

13) В цитоплазме два ядра.

Фамилия, имя ______________________________________дата _________________

Задание: Определите, для какого животного характерен тот или иной признак.

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1) Непостоянная форма тела.

2) Постоянная форма тела.

3) Передвигается при помощи ложноножек.

4) Питается бактериями, обрывками водорослей.

5) Может питаться растворенными в воде органическими и неорганическими веществами.

6) В питании участвуют хлоропласты.

7) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через поверхность тела и сократительную вакуоль.

8) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через сократительные вакуоли.

9) Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях.

10) Пищеварительные вакуоли не образуются.

11) При неблагоприятных условиях превращается в цисту.

12) В цитоплазме одно ядро.

13) В цитоплазме два ядра.

Фамилия, имя ______________________________________дата _________________

Задание: Определите, для какого животного характерен тот или иной признак.

Амеба обыкновенная

Эвглена зеленая

Инфузория-туфелька

1) Непостоянная форма тела.

2) Постоянная форма тела.

3) Передвигается при помощи ложноножек.

4) Питается бактериями, обрывками водорослей.

5) Может питаться растворенными в воде органическими и неорганическими веществами.

6) В питании участвуют хлоропласты.

7) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через поверхность тела и сократительную вакуоль.

8) Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через сократительные вакуоли.

9) Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях.

10) Пищеварительные вакуоли не образуются.

11) При неблагоприятных условиях превращается в цисту.

12) В цитоплазме одно ядро.

13) В цитоплазме два ядра.

Информационная карта

Тип Кишечнополостные (Coelenterata)

Класс Гидроидные (Hydrozoa) Отдельная особь имеет форму либо полипа, либо медузы. Кишечная полость полипов лишена радиальных перегородок. Половые железы развиваются в эктодерме. Около 2800 видов обитает в море, но имеется несколько пресноводных форм.

Подкласс Гидроиды (Hydroidea) Колонии донные, приросшие. У некоторых неколониальных видов полипы способны плавать у поверхности воды. В пределах каждого вида все особи медузоидного строения одинаковы.

Отряд Лептолиды (Leptolida) Имеются особи и полипоидного и медузоидного происхождения. Преимущественно морские, очень редко пресноводные организмы.

Отряд Гидрокораллы (Hydrocorallia) Ствол и ветви колонии известковые), часто окрашены в красивый желтоватый, розовый или красный цвет. Медузоидные особи недоразвиты и погружены в глубь скелета. Исключительно морские организмы.

Отряд Хондрофоры (Chondrophora) Колония состоит из плавающего полипа и прикрепленных к нему медузоидных особей. Исключительно морские животные. Ранее причислялись к подклассу сифонофор.

Отряд Трахилиды (Trachylida) Исключительно морские гидроидные, имеющие форму медузы, полипов нет.

Отряд Альционарии (Alcyonaria) Мягкие кораллы, скелет в виде известковых игл.

Отряд Роговые кораллы (Gorgonaria) Скелет в виде известковых игл, обычно имеется также осевой скелет из рогоподобного или обызвествленного органического вещества, проходящий через ствол и ветви колонии.

Отряд Морские перья (Реппаtularia) Своеобразная колония, состоящая из крупного полипа, на боковых выростах которого развиваются вторичные полипы. Основание колонии внедрено в грунт. Некоторые виды способны передвигаться.

Подкласс Шестилучевые кораллы (Нехасогаlliа) Формы колониальные и одиночные. Щупальца без боковых выростов, их число обычно равно или кратно шести.

Отряд Актинии (Actiniaria) Одиночные, свободноподвижные бесскелетные полипы, живущие на поверхности морского дна (имеется небольшое число роющих видов).

Отряд Мадрепоровые кораллы (Madreporaria) Преимущественно колониальные, реже одиночные (но неподвижные) кораллы с мощным наружным известковым скелетом.

Отряд Корковые кораллы (Zoantharia) Одиночные или колониальные формы, прирастающие к грунту. Колонии стелющиеся.

Отряд Антипатарии (Antipath aria) Колониальные, разветвленные прирастающие кораллы с осевым скелетом из рогоподобного вещества.

Отряд Цериантарии (Ceriantharia) Одиночные, бесскелетные полипы, живущие в илистом грунте. Строят себе трубки из ила, скрепляя его слизистыми выделениями. Полип способен передвигаться внутри трубки.

Отряд Гидры (Hydrida) Одиночные пресноводные полипы, медуз не образуют.

Подкласс Сифонофоры (Siphonophora) Плавающие колонии, в состав которых входят полипоидные и медузоидные особи разнообразного строения. Обитают исключительно в море.

Класс Сцифоидные (Scyphozoa) Отдельная особь имеет вид либо маленького полипа, либо крупной медузы, или же животное несет признаки обоих поколений. Кишечная полость полипов имеет 4 неполные радиальные перегородки. Половые железы развиваются в энтодерме медуз. Около 200 видов. Исключительно морские организмы.

Отряд Корономедузы (Coronata) Преимущественно глубоководные медузы, зонтик которых разделен перетяжкой на центральный диск и корону. Полип образует вокруг себя защитную хитиноидную трубочку.

Отряд Дискомедузы (Discomedusae) Зонтик медуз сплошной, имеются радиальные каналы. Полипы лишены защитной трубочки.

Отряд Кубомедузы (Cubomedusae) Зонтик медузы сплошной, но лишен радиальных каналов, функцию которых выполняют далеко выдающиеся карманы желудка. Полип без защитной трубочки.

Отряд Ставромедузы (Stauromedusae) Своеобразные донные организмы, сочетающие в своем строении признаки медузы и полипа.

Класс Коралловые полипы (Anthozoa) Отдельная особь имеет форму полипа, медуз не образуется. Половые железы развиваются в энтодерме. Кишечная полость поделена на камеры радиальными перегородками. Около 6000 видов. Исключительно морские организмы.

Подкласс Восьмилучевые кораллы (Octocorallia) Формы колониальные, как правило, приросшие к грунту. Полип имеет 8 щупалец, на боковых сторонах которых расположены выросты— пиннулы.

Отряд Солнечные кораллы (Неlioporida) Скелет сплошной, массивный.

Подцарство Многоклеточные — определение, признаки и характеристики. Многоклеточные животные. Общая характеристика основных классов

Отличия от колониальности

Следует отличать многоклеточность и колониальность . У колониальных организмов отсутствуют настоящие дифференцированные клетки, а следовательно, и разделение тела на ткани. Граница между многоклеточностью и колониальностью нечеткая. Например, вольвокс часто относят к колониальным организмам, хотя в его «колониях» есть четкое деление клеток на генеративные и соматические. Выделение смертной «сомы» А. А. Захваткин считал важным признаком многоклеточности вольвокса. Кроме дифференциации клеток, для многоклеточных характерен и более высокий уровень интеграции, чем для колониальных форм.

Происхождение

Многоклеточные животные, возможно, появились на Земле 2,1 миллиарда лет назад , вскоре после «кислородной революции». Многоклеточные животные — монофилетическая группа . В целом же многоклеточность возникала в разных эволюционных линиях органического мира несколько десятков раз. По не вполне понятным причинам многоклеточность более характерна для эукариот , хотя среди прокариот тоже встречаются зачатки многоклеточности. Так, у некоторых нитчатых цианобактерий в нитях встречаются три типа четко дифференцированных клеток, а при движении нити демонстрируют высокий уровень целостности. Многоклеточные плодовые тела характерны для миксобактерий .

Онтогенез

Развитие многих многоклеточных организмов начинается с одной клетки (например, зиготы у животных или споры в случае гаметофитов высших растений). В этом случае большинство клеток многоклеточного организма имеют одинаковый геном . При вегетативном размножении , когда организм развивается из многоклеточного фрагмента материнского организма, как правило, также происходит естественное клонирование .

У некоторых примитивных многоклеточных (например, клеточных слизевиков и миксобактерий) возникновение многоклеточных стадий жизненного цикла происходит принципиально иначе — клетки, часто имеющие сильно различающиеся генотипы, объединяются в единый организм.

Эволюция

Искусственные многоклеточные организмы

В настоящее время нет информации о создании по-настоящему многоклеточных искусственных организмов, однако проводятся эксперименты по созданию искусственных колоний одноклеточных.

В 2009 году Равилем Фахруллиным из Казанского (Приволжского) государственного университета (Татарстан , Россия) и Весселином Пауновым из Университета Халла (Йоркшир , Великобритания) были получены новые биологические структуры, получившие название «целлосомы» (англ. cellosome ) и представлявшие собой искусственно созданные колонии одноклеточных. Слой дрожжевых клеток наносили на кристаллы арагонита и кальцита , используя в качестве связующего полимерные электролиты, затем кристаллы растворяли кислотой и получали полые замкнутые целлосомы, сохранявшие форму использованного шаблона. В полученных целлосомах дрожжевые клетки сохраняли активность в течение двух недель при температуре 4 °C .

В 2010 году те же исследователи в сотрудничестве с Университетом Северной Каролины объявили о создании нового искусственного колониального организма, получившего название «дрожжесома» (англ. yeastosome ). Организмы получались путём самосборки на пузырьках воздуха, служивших в качестве шаблона .

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Многозначная функция
  • Многолопастная булава

Смотреть что такое «Многоклеточный организм» в других словарях:

    Организм — (позднелат. organismus от позднелат. organizo устраиваю, сообщаю стройный вид, от др. греч. ὄργανον орудие) живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Как отдельная особь организм… … Википедия

    организм — ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ ОРГАНИЗМ – биологическая единица, имеющая характерные анатомические и физиологические призна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *