Подчинение придаточных примеры – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, русский язык, 9 класс) на тему: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения. Подготовка к ГИА. Задание В8.

Содержание

Параллельное подчинение придаточных ℹ️ схема и примеры предложений с неоднородным типом связи зависимых частей

Параллельное подчинение придаточных

Построение предложения

Сложные предложения состоят из нескольких грамматических основ и второстепенных членов. Они настолько распространенные, что для соединения отдельных конструкций используются знаки препинания, союзы и сочинительные или подчинительные связи. По этим критериям делят конструкции на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Построение предложения

Последними называются сложные предложения, в которых есть главная и придаточная части. Первая — грамматическая основа с другими членами, она несет смысловую нагрузку конструкции. Вторая зависит от главной, к ней можно задать какой-либо вопрос. Обе части соединяются союзами, союзными словами или пунктуацией — запятыми, точкой с запятой.

Зависимых составляющих может быть несколько, присоединение к основе отличается: бывает последовательное, неоднородное и однородное подчинение. Чтобы узнать тип, необходимо уточнить, на какие вопросы отвечает зависимая часть — к нескольким словосочетания можно задать один или несколько. Придаточные относятся к общему слову основы или к разным. А также они отличаются по типу использования: объясняют цели, время, место и другие детали действия объекта.

Виды подчинения

От того, какой именно вид подчинения есть в предложении, зависит расстановка знаков препинания и союзных слов. Всего в русском языке выделяют 4 типа:

  • последовательное;
  • однородное;
  • неоднородное;
  • параллельное.

Последние 2 часто считают общим, хотя разница между ними есть. При последовательной связи придаточные части зависят друг от друга. Одна из них подчиняется главной. Пример: «Я знаю, что нужно сказать, чтобы выглядеть умным, когда меня будут спрашивать». Подлежащее и сказуемое в этом случае «я знаю», далее идет первая придаточная часть. Она отвечает на вопрос «о чем?» и зависит от основы. Следующее словосочетание зависит от первого, к нему можно задать вопрос «для чего?». Далее идет еще одна часть, она подчиняется второй.

Виды подчинения

При однородной схеме придаточные зависят от одного слова и отвечают на общий вопрос. К примеру: «Она спросила, где мы сейчас находимся, который час и как далеко еще идти». В этой конструкции ко всем частям можно задать один вопрос «о чем?». А зависят они от грамматической основы.

Неоднородное соединение характеризуется тем, что подчиненные фразы также относятся к одному слову, но вопросы к ним задают разные. В выражении «Ей нужно приехать в деревню, чтобы выполнить все планы, потому что их накопилось много» первая часть зависит от основы и отвечает на «зачем?» или «для чего?». А ко второму придаточному словосочетанию можно задать вопрос «почему?».

Параллельное подчинение частей — все придаточные относятся к разным членам предложения. Они также отвечают на несколько вопросов, общих у них нет. Каждая часть зависит от предыдущей, поэтому у этого способа соединения такое название.

Простой пример параллельного подчинения придаточных: «Чтобы успеть на самолет, ему нужно рано приехать в аэропорт, который находится на другом конце города. «В этом случае первая часть стоит в начале предложения и отвечает на вопрос «для чего?». Вторая расположена в конце конструкции, она зависит от предыдущего придаточного словосочетания.

Параллельный тип

В сложных предложениях с неоднородным параллельным подчинением придаточные части могут зависеть от всей конструкции или только от определенного члена. От этого зависит тип зависимого словосочетания. Разделяют несколько придаточных:

Параллельный тип
  • времени;
  • причины;
  • условия;
  • степени и меры;
  • места;
  • образа действия;
  • определительные;
  • изъяснительные.

В основном они зависят от обстоятельств, реже от определений. Если предложение не распространено, придаточные относятся к грамматической основе. Вводные слова не могут считаться главными, так как они не являются членами конструкции.

Сложноподчиненное предложение с параллельными придаточными обычно начинается и оканчивается ими. Главная часть расположена посередине, зависимые словосочетания ее окружают. При этом предложения обычно бессоюзные, отдельные элементы соединяются с помощью запятых. Но возможно и другое построение конструкции: основа может стоять в конце или начале фразы. Она отделяется от зависимых частей знаками препинания. Хотя такие предложения могут быть союзными.

Иногда трудно отличить сложносочиненные конструкции от сложноподчиненных. Но в первых связь между частями сочинительная, отдельные словосочетания не зависят друг от друга. Вторые конструкции отличаются тем, что их элементы подчиняются основе или другим фразам.

Определение типа предложения

Для определения типа предложения нужно выявить подлежащее и сказуемое и узнать количество придаточных частей. К ним задают вопросы, что позволяет уточнить тип подчиненного элемента и обособить его знаками препинания или союзами. Нужно определить слова, от которых зависят конструкции. Если они разные, вопросы тоже отличаются, в предложении параллельное подчинение.

Пример: «Когда Таня вышла из дома, она вдруг вспомнила о том, что обещала навестить подругу». В этом случае грамматическая основа находится в средней части — «она вспомнила». От нее задается вопрос «когда?», на него отвечает первая фраза из конструкции. А от дополнения «о том» зависит следующий элемент, он отвечает на «о чем?». Общая схема предложения: (когда?), грамматическая основа, то (союз) первая придаточная часть (о чем?), что (союз) вторая зависимая фраза. Придаточные части расположены в начале и конце фразы.

План разбора

В школе ученикам предлагают выполнить упражнения на определение вида подчинения, установления порядка разных частей. Для этого используется план:

  • уточняется тип конструкции;
  • выделяются грамматические основы и зависимые части;
  • определяется тип связи;
  • разбирается каждый подчиненный элемент;
  • строятся вертикальная и горизонтальная схемы выражения.
План разбора предложения

Сначала уточняется какое предложение — сложносочиненное или сложноподчиненное. Затем выделяется подлежащее и сказуемое, придаточные части. К ним задают вопросы и определяют слова, от которых они зависят.

После этого детально разбирается каждая подчиненная конструкция.

Быстрее разобраться с этим поможет наглядный пример. Предложение: «В приключениях барона Мюнхгаузена принимает участие бегун, (1) который, (2) чтобы не бегать очень быстро, (3) привязал к ногам пудовые гири». Это сложноподчиненная конструкция с тремя составными частями. Первая фраза главная, остальные считаются придаточными.

Подчиненный элемент I степени зависит от грамматической основы. Это зависимое определительного типа, вопрос к нему задается от слова «бегун» — оно выражено именем существительным, является в предложении подлежащим. Связь обеспечивает союзное слово «который», а сама зависимая часть стоит после главной конструкции.

Типы предложения

Третье предложение — придаточное второй степени, оно зависит от первой подчиненной фразы. Тип выражения целевой, оно объясняет действия бегуна. Связующим в этом случае служит союз «чтобы», само придаточное стоит в конце всего предложения. Горизонтальная схема конструкции: [существительное], определительное (который — союзное слово, цель (чтобы — союз)). В вертикальной форме изображение такое же.

Параллельное подчинение используется для построения предложений с несколькими придаточными частями, которые зависят от разных членов и отвечают на отличающиеся вопросы. Такие конструкции часто можно увидеть в художественной литературе, а ученики их разбирают в средних классах школы.

nauka.club

Задание 13. Виды подчинения придаточных частей в сложноподчиненном предложении — Теория заданий ОГЭ — Русский язык — Публикации

Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.

(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

– (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!

Показать ответ Правильный ответ: 5

Комментарий:

Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.

Всем этим условиям соответствует предложение 5.

[На уроках, (когда его поднимали), он вставал, растерянный, не знающий], (что сказать), и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.

Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом—основы.


 

 

 

Что нужно знать:
В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:

  1. Однородное подчинение.
  2. Неоднородное (параллельное) подчинение.
  3. Последовательное подчинение.
  4. Комбинированное подчинение.

Подчинение считается однородным, а придаточные — однородными при двух условиях:

  1. Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.
  2. Являются придаточными одного типа.

Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно… (Ю. Герман).

[ – = ], (что – = ), (что = – )…

  Примечание

Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.

[ = ], (хотя – = ) и ((хотя) – = ).

Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.

Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).

(Когда – = ), [то = ], (который – ).

При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье — ко второму (придаточное III степени) и т.д.

Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).

[ = – ], (которые = ), (когда – =).

При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.

Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).

[ = ], (что, (когда – = ), = )

В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).

Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)

[ – = ], (что = ), ( = ли – ) или ( = –).

(последовательное и однородное подчинение).

Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли и куда вам нужно идти (Л. Андреев).

(Чтобы = ), [ = ], (иначе – =), (откуда – = ) и (куда = ).

(однородное, параллельное и последовательное подчинение).
 

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai

Глава 38. Синтаксис. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

В данной главе:

§1. Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными

В СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида:

1) последовательное подчинение,
2) параллельное подчинение,
3) однородное подчинение.


Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

Пример:

Я боюсь, что Анна опоздает на экзамен, который должен начаться рано утром.

Схема: [ … ], (союз что … ), (союзное слово который…).

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.

Параллельное подчинение

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Пример:

Когда вошла учительница, ребята встали, чтобы поприветствовать её.

Схема: (союзное слово когда … ), [ … ], ( союз чтобы …).

Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

Пример:

Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало и как легко стало у меня на душе.

Схема: [ … ], (союз как … ) и (союз как … ).

Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения, между собой они связаны союзом и. Оба придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится.

Важно, что при однородном подчинении союзы или союзные слова могут опускаться, что характерно для предложений с несколькими придаточными.

Пунктуация предложений с разными видами синтаксической связи.

 

Проба сил 

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы. 

Итоговый тест

  1. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного предложения?
  2. Как называется подчинение, когда главному предложению подчиняется первое придаточное, первому — второе и т.д.?
    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  3. Как называется подчинение, когда к одному главному предложению относятся придаточные разных типов?
    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  4. Как называется подчинение, когда придаточные являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом?
    • последовательное подчинение
    • однородное подчинение
    • параллельное подчинение
  5. Каким является подчинение в предложении: Когда окончился спектакль, дети захлопали, чтобы артисты почувствовали их благодарность.?
    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  6. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что в следующей серии герой спасёт девушку, в которую он влюблён.?
    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  7. Каким является подчинение в предложении: Я услышал, как хлопнула дверь и как заговорили люди в прихожей.?
    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  8. Каким является подчинение в предложении: Я думаю, что брат будет рад моему подарку и что я сделала очень удачный выбор.?
    • последовательное подчинение
    • параллельное подчинение
    • однородное подчинение
  9. Нужна ли запятая между придаточными предложениями, соединёнными союзом и при однородном подчинении их главному предложению?
  10. Верно ли считать, что при однородном подчинении придаточные предложения аналогичны однородным членам предложения, связанным между собой союзом и?
Правильные ответы:
  1. да
  2. последовательное подчинение
  3. параллельное подчинение
  4. однородное подчинение
  5. параллельное подчинение
  6. последовательное подчинение
  7. однородное подчинение
  8. однородное подчинение
  9. нет
  10. да

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Готовимся к ГИА «СПП с несколькими придаточными», ФГОС

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся

сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Примеры

Последовательное

[Ребята с разбегу бросились в реку], (вода в которой уже достаточно прогрелась), (потому что последние дни было невероятно жарко).

Параллельное

(Когда оратор закончил говорить), [в зале воцарилось молчание], (так как публика была шокирована услышанным).

Однородное

[Антон Павлович говорил о том], (что подкрепление вскорости прибудет) и (что нужно только чуть-чуть потерпеть).

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания.

При этом лучше действовать по алгоритму:

Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).

Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).

Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

     

    Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

     

    Упражнения по теме «СПП с несколькими придаточными»

    Упражнение 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ПОДЧИНЕНИЯ В СПП:

    1. Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.

    2. Чтобы выработать характер, надо воспитывать в себе волю, так как человек без воли игрушка в руках всякого проходимца.

    3. Чтобы не обеднять свою жизнь, чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.

    4. Когда видишь человека, лицо которого искажено злобой, нужно лишь улыбнуться.

    5. Утром Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек отдавать все силы полотнам.

    6. Бывало, войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его старческих ног, так как после каждого мазка он отходит поглядеть на свой холст.

    7. Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

    8. Если внимательно прочитать все написанное Пришвиным, убеждаешься в том, что он превосходно видел и знал природу, что писатель не успел рассказать нам о ней и сотой доли.

    9. От людей, которые только что отложили прочитанную пришвинскую книгу, я несколько раз слышал, что его книги «настоящее колдовство».

    10. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

    Упражнение 2. Определите тип подчинения придаточных предложений в составе СПП.

    1. Чтобы вообразить Верину жизнь, он должен был перенестись на четверть века назад в то время, когда он был студентом, худым, подвижным. 
    2. Когда все вышли обедать и она осталась одна с Ульяшей, Женя вспомнила всё в подробностях. 
    3. Они сидели у одного из окон, которые были так пыльны, чопорны и огромны, что казались какими-то учреждениями из бутылочного стекла, где нельзя оставаться в шапке. 
    4. А наутро она стала задавать вопросы о том, что такое Мотовилиха и что там делали ночью.
    5. Прежде чем рассказывать о своём путешествии в «край непуганых птиц», мне хочется объяснить, почему мне вздумалось из центра умственной жизни нашей родины отправиться в дебри.
    6. Когда впоследствии Женя припомнила тот день на Осинской улице, где они тогда жили, он представлялся ей всегда печальным.
    7. В корпусе говорили, что неодолимую его лютость укрощала тихая, как ангел, генеральша, которой ни один из кадет не видел, потому что она была постоянно больна.
    8. Пьер, которого ласкали и прославляли, когда он был лучшим женихом Российской империи после своей женитьбы, сильно потерял во мнении общества.
    9. И папа прочёл заметку о том, что прошлой ночью сейсмическая станция обсерватории отметила в нашем городе небольшие подземные толчки, следствие отдалённого землетрясения, эпицентр которого расположен на малоазиатском берегу Чёрного моря в Турции, где разрушено несколько селений.
    10.  Он рад, что вернулся и что этот день встретит с товарищами.
    11. Сопровождаемые телефонистом с катушкой кабеля и двумя связными, они оказались на вершине, когда солнце подходило уже к горизонту и первые его лучи пытались пробить затянутое облаками и пеленой дыма небо.
    12. Звягинцев не мог понять, где он находится, хотя хорошо знал этот район.
    13. Он мучительно старался вспомнить, как же выглядели эти места раньше, чтобы сориентироваться.
    14. Они [старики] говорили, что, когда кончат туннель, надо переносить кибитки к Бек-Ташу.
    15. Артемьев подтвердил, что ведущий хирург медсанбата всё тот же, что был при Серпилине.
    16. Доложив генералу всё, что нужно было, он прошёл в свою комнату, в которой уже, давно вернувшись и дожидаясь его, сидел князь Гальцин.
    17. Мы рассчитали, что если пойдём по тропе, то выйдем на реку Найну к корейцам.
    18. И, конечно, они не заметили, что на одной из страниц этой газеты напечатано то самое стихотворение, которое мысленно декламировал Байрон.

    Ответы к упражнению №2 по теме «Типы подчинения придаточных в составе СПП».

    1. параллельное
    2. однородное
    3. последовательное
    4. однородное
    5. параллельное
    6. последовательное
    7. последовательное
    8. последовательное
    9.последовательное
    10. однородное
    11. однородное
    12. параллельное
    13. параллельное
    14. последовательное
    15. последовательное
    16. параллельное
    17. последовательное
    18. последовательное

    Тест по теме «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

    1. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?

    1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

    2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.

    3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.

    4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.

    2. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?

    1) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни.

    2) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.

    3) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг.

    4) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.

    3. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями неоднородное (параллельное) соподчинение?

    1) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме.

    2) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет.

    3) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан.

    4) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.

    4. Объясните постановку запятой и тире в сложноподчиненном предложении.

    Но чтоб падали селенья,

    Чтобы нивы пустовали —

    Нам на то благословенье

    Царь небесный дал едва ли! (А. К. Толстой).

    1. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет две однородные придаточные части от главной части.

    2. Запятая отделяет соподчиненные придаточные части предложения, а тире отделяет стоящие впереди главной части однородные придаточные, так как при чтении между ними делается значительная пауза (с целью интонационного выделения придаточных).

    5. С помощью какого знака разделяются однородные придаточные в структуре многочленного сложноподчиненного предложения?

    Был тот предночной час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным (М. Шолохов).

    1. Запятая.

    2. Точка с запятой, так как однородные придаточные распространены: есть однородные члены и обособленный оборот.

    6. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

    Не знаю я, коснется ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать. Пройдет ли обморок духовный? (Ф. Тютчев).

    1. Однородное соподчинение.

    2. Неоднородное соподчинение.

    7. Нужна ли запятая на стыке двух подчинительных союзов в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Сколько всего запятых нужно поставить в этом предложении?

    Федор ждал что когда увидит не репродукцию а холст которого касалась рука самого Сурикова должно оглушить перехватить дыхание должно потом сниться по ночам (В. Тендряков).

    1. Запятая нужна; всего семь запятых.

    2. Запятая не нужна; всего шесть запятых.

    8. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении.

    В это время обыкновенно неприлично ходить дамам, потому что русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, каких они, верно, не услышат даже в театре (Н. Гоголь).

    1. Неоднородное соподчинение.

    2. Последовательное подчинение.

    9. Определите виды придаточных в многочленном сложноподчиненном предложении. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

    А чтобы не дразнили ребятишки нищим, он [Носопырь] притворился коровьим лекарем, носил на боку холщовую с красным крестом сумку, где хранил стамеску для обрубания копыт и сухие пучки травы зверобоя (В. Белов).

    1. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная определительная часть.

    2. Неоднородное соподчинение придаточных: к главной части присоединяется придаточная часть цели и придаточная часть места.

    10. Из скольких частей состоит данное сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными и какой тип подчинения представлен в нем?

    На следующий день Санин лежал еще в постели, как уже Эмиль, в праздничном платье, с тросточкой в руке и сильно напомаженный, ворвался к нему в комнату и объявил, что герр Клюбер сейчас прибудет с каретой, что погода обещает быть удивительной, что у них уже все готово, но что мама не поедет, потому что у нее опять разболелась голова (И. Тургенев).

    1. Предложение содержит восемь частей; представлено однородное соподчинение придаточных.

    2. Предложение содержит семь частей; представлено смешанное подчинение придаточных.

    11. Какой тип подчинения представлен в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными? Объясните, почему в предложении ставится только одна запятая.

    Когда наступала зима и сад и дом заваливало снегами, по ночам раздавался волчий вой (А. Н. Толстой).

    1. Предложение с последовательным подчинением придаточных.

    2. Предложение с однородным соподчинением придаточных.

    12. Проанализируйте сложные предложения. Выделите простые части, установите их число. Определите характер связи между ними.

    Временами Мария готова была верить, что какой-то древний художник чудом угадал, что некогда явится в мир девушка Мария, и заранее создал ей портрет в барельефе таинственного, заколдованного дворца, который должен был сохраняться неприкосновенным под землей в течение столетий (В. Брюсов).

    1. Предложение состоит из четырех частей, соединенных при помощи смешанного подчинения.

    2. Предложение состоит из пяти частей, соединенных при помощи однородного соподчинения придаточных.

    13. Проанализируйте сложные многочленные предложения с подчинительной связью. Установите способ связи придаточных и главной частей, назовите вид придаточных.

    Поскольку романов у Чехова не было, представлялось очевидным, что он не имеет отношения ни к Достоевскому, ни к Тургеневу, ни к Гончарову (М. Громов).

    1. Придаточная часть причины присоединяется к главной части посредством семантического причинного союза поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части посредством функционального союза что; в многочлене представлено неоднородное соподчинение придаточных.

    2. Предложение с последовательным подчинением придаточных; придаточная часть причины присоединяется к главной части семантическим причинным союзом поскольку; придаточная изъяснительная присоединяется к главной части функциональным союзом что.

    14. Сколько запятых следует поставить в сложном предложении с несколькими придаточными? Назовите тип подчинения придаточных частей главной.

    Среди дня корову выпускали в поле чтоб она походила по воле и чтоб ей стало лучше (А. Платонов).

    1. Одна запятая; однородное соподчинение придаточных.

    2. Две запятые; неоднородное соподчинение придаточных.

    15. Назовите вид придаточных, установите способ связи придаточных и главной частей.

    Туман держался долго, до одиннадцати часов, пока не нашласъ какая-то сила, которая подняла его вверх (В. Распутин).

    1. Предложение со смешанным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

    2. Предложение с последовательным подчинением; придаточная часть времени присоединяется к главной части семантическим временным союзом пока не, придаточная определительная часть присоединяется к главной части союзным словом которая.

    16. Нужна ли запятая на стыке двух союзов — сочинительного и подчинительного? Сколько всего запятых следует поставить в этом сложном предложении?

    В эту ночь Чубарев тоже не ложился, а когда наконец выпроводил всех из кабинета и взглянул на часы только пожал плечами (П. Проскурин).

    1. Запятая не нужна; две запятые.

    2. Запятая нужна; три запятые.

    3. Запятая нужна; пять запятых.

    17. Определите тип подчинения в многочленном сложноподчиненном предложении. Нужна ли запятая перед союзом И?

    Когда шуршат в овраге лопухи

    И никнет гроздь рябины желто-красной,

    Слагаю я веселые стихи

    О жизни тленной, тленной и прекрасной (А. Ахматова).

    1. Неоднородное соподчинение придаточных; запятая нужна.

    2. Однородное соподчинение придаточных; запятая не нужна.

    Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (ответы)

    1. 3)
    2. 3)
    3. 1)
    4. 2)
    5. 2)
    6. 1)
    7. 1)
    8. 2)
    9. 1)
    10. 2)
    11. 2)
    12. 1)
    13. 1)
    14. 1)
    15. 2)
    16. 1)
    17. 2)

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА, русский язык, 9 класс) на тему: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения. Подготовка к ГИА. Задание В8.

    Гречишникова Марина Анатольевна,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ «СОШ № 2» п.г.т. Уренгой

    Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения.

    Подготовка к ГИА. Задание В8.

    Цель – систематизировать знания учащихся по теме, совершенствовать навыки работы с тестами и текстами в рамках подготовки к ГИА

    Задачи урока:

    Образовательные 

    • совершенствовать умения различать виды подчинения в сложноподчиненном предложении;
    • познакомить с творчеством Юрия Афанасьева.

    Развивающие 

    • развивать синтаксические навыки;
    • развивать навыки работы с текстом;
    • развивать навыки работы с тестами (задания А1 – В9).

    Воспитательные 

    • воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре народов Севера, населяющих Ямал;
    • воспитывать думающего читателя на произведениях писателей Ямала.

    Оборудование урока: 

    • компьютер;
    • интерактивная доска;
    • учебник;
    • тетради;
    • раздаточный материал (тесты, тексты).

    Ход урока

    1. Языковая разминка
    1. Прочитайте текст – отрывок из рассказа-были Юрия Афанасьева «Две ели» (тексты распечатать для каждого учащегося или спроецировать на доску).

    1.Из-за шторма буксир отстаивался в заводи. 2. Время торопило. 3. Почти неделю Едук с Оксаной добирались протоками до поселка на калданке. 4. Почти неделю — это по времени. 5. А по жизни для Едука было одно мгновение. 6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют. 9. Забот у всех много. 10. Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят. 11. Подумать только, представить себя в Заполярье без одежды пусть даже не зимой, хоть летом (?!). 12. Однако и Оксане не верить он не мог. 13. Их отношения были так близки, ее глаза так глубоко понимали его, что он боялся своих плохих мыслей. 14. «А что? — подумал Едук. — Почему не породниться, своим человеком быть в теплом, сытном поселке?»

    15. И вот поселок неожиданно появился из-за талого мыса. 16. Рассыпанные по увалу домики на склоне сгрудились, как цыплята. 17. Среди них глухаркой возвышалась церковь, красновато отсвечивая лиственничными бревнами.18.  А дальше за поселком гребешком торчали остроконечные ели. 19. Голову кружил чуть уловимый запах теплого хлеба. 20. Этот запах Едук смог бы отличить с большого расстояния. 21. Его ни с чем не спутаешь…

    1. Найдите в тексте диалектные слова, замените их стилистически нейтральными синонимами.

    Калданка (в пр. 3) – лодка

    Увал ( в пр. 16) – возвышенность, косогор

    1. Во 2 абзаце найдите сравнения. Запишите номера предложений со сравнениями.

    16 – как цыплята

    17 – глухаркой (форма творительного падежа)

    18 – гребешком (форма творительного падежа)

    1. Выпишите номер предложения с вводным словом.

    7

    1. Выпишите грамматические основы из предложений 7, 12, 20

    7 – мир большой, беспокойный

    12 – он не мог не верить

    20 – Едук смог бы отличить

    1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «звери в тайге» (предложение 8). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью согласование.

             

    Связь – управление; таёжные звери

    1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании «беспокойный мир» (предложение 7). Замените это словосочетание синонимичным с подчинительной связью управление.

    Согласование; мир без покоя

    1. Выпишите номера сложноподчиненных предложений.

    6, 10, 13

    1. Актуализация знаний

    Выпишите из текста предложение 10.

    Но самым невероятным было для Едука услышать, что есть земли, где люди круглый год почти без одежды ходят.

                                                                           x                            x

    Постройте схему этого предложения: [  ===  ], (что ===  ____), (где ____ ===).

    Определите вид подчинения (последовательное).

    Какие виды подчинения в сложноподчиненном предложении вы знаете? (Памятка, Приложение 1).

    Приведите примеры.

    1. Закрепление
    1. Определите вид подчинения. Заполните таблицу (Приложение 2). Устно прокомментируйте ответ. Таблицы с примерами предложений распечатать для каждого учащегося. Выпускники заполняют только 2 столбик.

    Предложение 

    Вид подчинения

    Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь, который считается прародителем людей, поэтому именно  ему посвящено наибольшее количество сказаний.

    Последовательное (главное → придаточное определительное  →  придаточное следствия)

    Исторический опыт доказывает, что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят, что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти,  «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.

    Однородное (главное → придаточное изъяснительное, придаточное изъяснительное)

    Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать, что сказочный герой Р. Ругина  давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.

    Параллельное, или неоднородное (придаточное условия → главное  →  придаточное изъяснительное)

    Чтобы стать хозяевами своей судьбы, хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность.

    Параллельное, или неоднородное (придаточное цели → главное  →  придаточное определительное)

    Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты,  которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него  изучать английский.

    Последовательное (главное → придаточное изъяснительное  →  придаточное определительное)

    Показательно, что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль, чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.

    Последовательное (главное → придаточное изъяснительное  →  придаточное уступки)

    Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом, который взывает к сердцу людей и их эмоциям.

    Параллельное, или неоднородное (придаточное определительное → главное  →  придаточное определительное). В этом предложении придаточные части относятся к разным словам в главном предложении.

    Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить читателя ханты взглянуть на своё прошлое, чтобы идти вперед, строить будущее.

    Однородное (главное → придаточное цели, придаточное цели).

    1. Выполните сжатие текста. Из предложений 6-8 (отрывок из рассказа «Две ели») составьте 1 сложноподчиненное с однородным подчинением придаточных.

    6. За эти дни он узнал о мире так много, как мог бы не узнать самый древний старик. 7. Мир, оказывается, очень большой, беспокойный. 8. Как звери в тайге, всякие люди его населяют.

    За эти дни он узнал, что мир очень большой, беспокойный, что всякие люди его населяют. СПП с однородным подчинением придаточных: оба относятся к слову «узнал» в главном предложении, отвечают на вопрос «что?», оба – изъяснительные.

    Как называется этот способ сжатия текста? (Упрощение – слияние нескольких предложений в одно).

    1. Среди данных ниже предложений найдите СПП с последовательным подчинением придаточных:

    1. Не разбирая дороги, он бежал в лесотундру, бежал навстречу Уралу. 2. Бежал до изнеможения. 3. Он боялся остановиться. 4.Он чувствовал, что, если остановится, его изнутри разорвет. 5. Сердце не выдержит. 6. И он бежал, бежал по бездорожью, выплескивая из себя горечь и обиду.

    Ответ: 4

    1. Используя текст рассказа-были  Ю. Афанасьева «Две ели», продолжите предложения так, чтобы получились СПП с разными видами подчинения:

    Последовательное: Не могу сказать, сколько лет этим елям….. (которые растут на берегу Оби).

    Однородное: Сблизило нас одиночество или ожидание утра, когда проснется поселок с рыбацким потом, мычаньем коров, дыханием свежего ветра,…. (когда кулик-бекас деревянной шаманской трелью оповестит начатый день.

    Параллельное (неоднородное): Когда староста улыбается, кажется, …. (что он тебя, как маленькую рыбешку, готов проглотить).

    1. Тестирование. Часть В8. Презентация (лучше проводить занятие с мобильным компьютерным классом, чтобы каждый выпускник смог самостоятельно поработать с тестами. Если такой возможности нет, задания можно распечатать для каждого ученика).

    1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Многие ехали не осваивать Север и жить на Ямале, а зарабатывать. (2) Не отсюда ли пошло: отработал 15 лет, отдал «все силы» дикому Северу — верните меня на место, дайте мне все. (3) И давали, и целовались на прощание, а «молчащие» все больше отбрасывались в темноту, как будто заранее были приговорены: из местных кадры не вырастить. (4) Во втором и третьем поколениях детям раскулаченных не выдавали паспорта.  

    (5) «Третий удар Ямал получил с началом освоения нефти и газа. (6) Сейчас и сами организаторы не знают, для чего понастроили города, что делать с населением».

    2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением. Напишите номер этого предложения.

    (1) С закрытием навигации практически ставить сети на Оби запрещено. (2) Но ежегодно сети ставятся, и рыбоинспектору с пешней невозможно все их изъять. (3) Сколько же надо лунок прорубить?! (4) Для упорядочения любительского рыболовства уместно в отдельных случаях применить по опыту гурьевчан лицензионный лов. (5) Опыт этот оправдан при незначительном прилове ценных пород рыб, который никак отрицательно не отражается на воспроизводстве рыбных запасов, и осенью на плавных песках, когда последние покидают рыбаки, откочевывая к зимовьям.

    (6) Надо учесть, что северная рыбалка осенью, на ветру, в ледяной воде не из легких удовольствий.

    3. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Выгодность лицензионного лова не только в сборе средств, часть из которых должна идти на развитие рыболовства, главное – в воспитании самого человека. (2) Хочешь рыбачить – поработай на очистке живунов, высади несколько кустов для укрепления берегов нерестовых рек, внеси свой вклад по спасению молоди. (3) Тот, кто взял рыбу, но не отдал ей, кто нарушил правила рыболовства, может быть исключен из общества или временно отстранен от рыбалки. (4) Думается, что рыбаки-любители по месту своего жительства будут более ревниво следить за своим участком, окажут и помощь в борьбе со злостным браконьерством. (5) Открытие дел последних пока что незначительно.

    4. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Браконьеры. (2) Кто они? (3) Конечно, люди. (4) Но это люди, которые сознательно идут на то, чтобы нанести природе ущерб. (5) А как быть с остальными, кто любит свою Обь, кто по той или иной причине попадает в нарушители? (6) Не оскорбляет ли его слух само слово – браконьер? (7) Пока же такого различия не видно и только потому, что далеко не все использовано в организации любительского рыболовства.

    5. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) В последние дни уходящего високосного года коренастые бревенчатые дом в поселке от тяжести снега на крышах еще плотнее прижались к земле. (2) Старенькое здание конторы, не выдержав такой нагрузки, облокотилось на соседний забор, но гордо и задиристо на еловом древке трепыхается флаг, весь облинявший и неизвестно когда и кем туда водруженный. (3) Флаг прославлял еще нерушимый и могучий Союз, когда на дворе уже второй год была совсем другая политическая погода. (4) Но люди Ямальска морально и в поступках ничем не изменились. (5) На фронтоне конторы все еще висел облупившийся лозунг, который призывал рыбаков и рыбачек ударно трудиться и дать сверх плана еще один процент, ибо от этого процента зависит судьба Родины.

    6. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) «Сейчас будет «жик»!» — объяснил Степка своей наставнице, которая с мигреневой болью воспринимала детский шум и нетерпением ждала, когда кончится ее дежурство. (2) Откуда она приехала, Степка не знал. (3) Да разве его могло интересовать, что одни едут на Крайний Север строить, другие – вырабатывать северный стаж на пенсию, за коэффициентом. (4) Но приметилась воспитательница интерната в поселке своей нелюдимостью, не доверяла чистоплотности ягушек и малиц, остерегалась бывать в семьях тундровиков. (5) Нелегко оленеводов и рыбаков собрать в интернат на родительское собрание, но приход в свой дом – чум – почитают. (6) А если учитель начинал говорить к тому же на их родном языке, то становился не меньше как румой – другом, которому при случае подарочек надо сделать.

    7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

    (1) Вьюга все громче и злее подвывала, но голоса в чуме, освещенном снаружи несколькими электрическими лампочками, слышны были далеко. (2) Не успел Чупров откинуть полог,  как человек в маске плеснул ему за шиворот полный ковш ледяной воды. (3) «Ну и шуточки», — охнул Степка. (4) Хозяину шутка пришлась по душе, да и выходка эта прибавила шума и веселья всем гостям.

    (5) Как же он не предусмотрел все последствия? (6) Ведь он должен бы знать, что его приглашают и везут, как заложника, к Одноглазому, что при необходимости и в угоду хозяину заготовителя свозят в поселок.

    8. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Выводок волков он знал еще с прошлого года, а нынче четыре годовалых щенка тоже практику проходили в пургу. (2) Как ножом нарезали всех ослабших оленей, трупы их чернели на снегу. (3) Кое-где и росомаха постаралась: прыгая с дерева на дерево, она перегрызала горло, выпивала кровь, да так и бросала животное…

     (4) Хунзи уже не думал про обещания Зырянова – при стопроцентной сохранности оленей передать тридцать процентов ему. (5) Весь этот рынок не для него. (6) Единственное, о чем он сейчас подумал, что снег, небо, воздух, тундру, где он шагает, отнять у него никто не сможет.

    9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Хунзи шел на волка невооруженным, только вот с этой палкой-лопаткой. (2) Ни страха, ни злобы против волка у него не было. (3) То, что ему приснилось, пропало. (4)Хунзи, вглядываясь в след, видел, что вот он пытался перемахнуть через овраг, но поберегся большого снежного заноса, что вот он посидел, повертелся и опять двинулся напрямую.

    (5) Наконец Хунзи увидел волка на противоположном  берегу речки-югана. (6) Пойма была заснежена на два-три метра глубиной – так легко не перебежишь…

    10. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Все дальше и дальше уносит пастуха олень. (2) С таким оленем и безоружному не страшно ехать. (3) Как не радоваться пастуху оленям, как не спеть про них песню! (4) Нарасьюх, расскажи про синий ветер каслания и про оленя-минырува, святого оленя, который за всю жизнь не знает, что такое упряжка. (5) Расскажи, как минырув нацепил на свои рога солнце и как в тихую ночь от быстрого бега звезды колокольчиками звенят в ушах…

    Ответы

    1. Рефлексия. Подведение итогов урока.
    • Что нового узнали на уроке?
    • Как найти сложноподчиненные предложения с разными видами подчинения?
    • Чем отличается однородное подчинение от параллельного?
    • Какие проблемы поднимает Ю.Н. Афанасьев в своих произведениях?
    • Какие лексические особенности можно отметить в использованных на уроке текстах? (Диалектные слова, обилие средств выразительности, особенно – сравнений).
    • Заметили ли вы синтаксические особенности произведений писателей Ямала? (Простые предложения, вводные слова, инверсия).
    1. Дифференцированное задание на дом (по выбору).
    1. Подготовить презентацию из 20 слайдов на тему «Подготовка к ГИА. В8» (Возможно выполнение в группах).
    2. Разработать памятку для запоминания теоретического материала по теме.
    3. Составить таблицу для систематизации знаний по теме и запоминания теоретического материала.
    4. Прорешать несколько вариантов заданий В8 из сборника по подготовке к ГИА.

    Список литературы

    1. Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Егораева Г.Т. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С)/ Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
    2. Львова С.И. ГИА 2014. Русский язык: тренировочные задания: 9 класс/ С.И. Львова, Т.И. Замураева. – М.: Эксмо, 2013.
    3. Назарова Т.Н. ГИА. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В/ Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
    4. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012.
    5. Хаустова Д.А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения). Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / Д.А. Хаустова. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М. : Издательство «Экзамен», 2012.

    Интернет-ресурсы

    1. Губкинская централизованная библиотечная система. http://www.gublibrary.ru 
    2. Афанасьев Ю.Н. Ритмы тундры. Однажды наступив на грабли. Две ели. Корпоративный информационно-библиотечный портал ЯНАО. http://libraries-yanao.ru 

    Приложение 1.

    ПАМЯТКА

    ВИДЫ ПОДЧИНЕНИЯ

    Сложноподчинённое предложение может иметь два и более придаточных предложений. Отношения таких придаточных между собой определяют вид подчинения.

    1. Параллельное подчинение

    При параллельном подчинении к одному главному относятся разнотипные придаточные, которые отвечают на разные вопросы:

    Разум, (несмотря на что?) даже если его притесняют и пренебрегают им, в конечном счёте всегда одерживает верх (почему?), потому что жить без него невозможно (А. Франс).

    2. Однородное подчинение

    При однородном подчинении придаточные предложения являются однотипными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению в целом. Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью:

    Видел Егорушка (что?), как мало-помалу темнело небо и опускалась на землю мгла (что?), как засветились одна за другой звёзды (А. Чехов).

    3. Последовательное подчинение

    При последовательном подчинении главному предложению подчиняется придаточное (придаточное первой степени), которому, в свою очередь, подчиняется следующее придаточное (придаточное второй степени), и т. д. (части образуют цепочку). При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна:

    Нужно столетие (для чего?), чтобы восстановить то (что?), что разрушил день (Р. Роллан).

    Приложение 2.

    Предложение 

    Вид подчинения

    Важнейшим героем в мифологии ханты является медведь, который считается прародителем людей, поэтому именно  ему посвящено наибольшее количество сказаний.

    Исторический опыт доказывает, что всяческие попытки «перепрыгнуть» через какие-то стадии культуры ни к чему хорошему не приводят, что только скрупулёзная работа по восстановлению исторической памяти,  «детства и юности» народа позволит ему выйти на магистральную дорогу мировой культуры и прийти к ощущению духовной полноты бытия.

    Если обратиться к зарубежной литературе, то с уверенностью можно сказать, что сказочный герой Р. Ругина  давно известен уже на просторах Европы от Франции до России.

    Чтобы стать хозяевами своей судьбы, хантам и другим малым народам Сибири придётся преодолеть множество препятствий, которые приготовила для них современность.

    Задача поддержания традиций осложняется тем, что многие русскоговорящие молодые ханты,  которые не видят смысла учить родной язык, предпочитают вместо него  изучать английский.

    Показательно, что олень играет в мифологии ханты менее значительную роль, чем в преданиях ненцев, хотя также фигурирует в легендах.

    Роман Ругин является одновременно борцом за права народа, который обращается к уму своего читателя и излагает факты, и поэтом, который взывает к сердцу людей и их эмоциям.

    Писатель нередко прибегает к приёму «обращения к прошлому», чтобы понудить читателя ханты взглянуть на своё прошлое, чтобы идти вперед, строить будущее.

    nsportal.ru

    Комбинированное подчинение

    Однородное подчинение

    Подчинение считается однородным, а придаточные — однородными при двух условиях:

    1. Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.

    2. Являются придаточными одного типа.

    Пример:Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно… (Ю. Герман).

    [ – = ], (что – = ), (что = – )…

    Примечание

    Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнемуи (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.

    [ = ], (хотя – = ) и ((хотя) – = ).

    Неоднородное (параллельное) подчинение

    Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
    Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.

    Пример:Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).

    (Когда – = ), [то = ], (который – ).

    Последовательное подчинение

    При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье — ко второму (придаточное III степени) и т.д.

    Пример:Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).

    [ = – ], (которые = ), (когда – =).

    При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.

    Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).

    [ = ], (что, (когда – = ), = )

    Комбинированное подчинение

    В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).

    Пример:Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)

    [ – = ], (что = ), ( = ли – ) или ( = –).

    (последовательное и однородное подчинение).

    Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли, и куда вам нужно идти (Л. Андреев).

    (Чтобы = ), [ = ], (иначе – =), (откуда – = ), и (куда = ).

    (однородное, параллельное и последовательное подчинение).

     

    ТЕСТ
    1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения
    .

    (1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Ю.Яковлев)

     

    2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

    (1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (А.Гайдар)

     

    3. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Селевин глянул в сторону — и вдруг дикая радость охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (М.Зверев)

     

    4. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Осенью вся совиная семья разбрелась по лесу. (2) Каждая сова облюбовала себе для охоты часть леса и поселилась в ней. (3) Ночью неясыти бесшумно облетали дозором свои владения. (4) Если другая сова залетала к ним в лес, они набрасывались на нее и били когтями и клювами до тех пор, пока враг не спасался бегством. (5) Тут уже они не разбирали, не приходится ли им другая сова дочерью, сестрой или матерью. (6) Они были свирепые хищники, жили каждая в одиночку и никому не давали пощады. (В.Бианки)

     

    5. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Медведь был так увлечен своим делом, что совершенно не обращал внимания на то, что делается вокруг. (2) Толстой когтистой лапой он брался за сухую длинную дранку, оттягивал ее на себя, а потом отпускал. (3) Ударившись о пень, дранка дребезжала и издавала звук, похожий на аплодисменты. (4) Зверю это, видимо, очень нравилось. (5) Маленькими глазками, похожими на недоспелую черную смородину, он поглядывал на поющую дранку то справа, то слева, наклонялся к ней ухом. (6) А когда она замолкала, он снова, с ещё большим усердием тянул ее на себя, откидываясь назад. (В.Савин)

     

    6. Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Просидел с час. (2) Отдохнул. (3) Полюбовался первым снежком, покрывшим ели и пихты, точно ватой, а голые осинки и липнячок – стеклянными бусами. (4) Поел ягод рябины, прихваченных морозом, ставших кисло-сладкими, и тронулся в путь, за беляком. (5) Сначала убегал он без оглядки, а затем сбавил галоп и перешёл на рысцу. (6) Снова изредка сидел, прислушивался и уже спокойный уходил дальше, огибая гору. (7) След привёл в болотце, где ночью заяц кормился, а затем вывел на мой след, по которому я уже шел к лёжке на горе. (8) Выходит, круг замкнулся. (9) Надо думать, что беляк где-то снова залёг. (10) И лежит, чуткий, настороженный. (В.Савин)

     

     

    7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

    ((1) Я не мог оторвать взгляда от реки. (2) Зею тут не узнать — стала недоступная, чужая. (3) С глухим рокотом рвётся она из-за скалы, бросается всей массой голубой воды на оскаленные перекаты. (4) Сквозь радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, снова падает на них. (5) И так, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс. (6) И оттуда, будто из преисподней, доносится непокорный, угрожающий рёв одичавшего потока. (Г.Федосеев)

     

    8. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

    (1) Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: «Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!» (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец — временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)

     

    9. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Но Олег уже поборол в себе страх. (2) Он живо представил себе, как в его альбоме весенних фотографий появится редкостный снимок. (3) От этой одной мысли у него перехватило дух. (4)Вот удивятся все школьники, когда узнают, что Гудков сфотографировал в лесу живого медведя! (5) Да ещё какого! (6) Медведя-музыканта, медведя в белой манишке. (7) Искать такого станешь, и не найдёшь. (В.Савин)

     

    10. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    (1) Коленка почти упирается в подбородок. (2) Иголка тянет за собой рыжую нитку. (3) Лёлька так увлеклась работой, что не замечает, как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. (4) Когда девочка поднимает глаза, перед ней стоят Фёдор Фёдорович, председатель поселкового Совета, и незнакомый военный. (5) Лицо Федора Федоровича коричневое, испечённое на солнце. (6) А военный — бледнолицый. (7) Он еще не загорел на степном солнышке. (8) В одной руке он держит чемодан, в другой, согнутой в локте, — шинель. (Ю.Яковлев)

     

    Читайте также:


    Рекомендуемые страницы:

    Поиск по сайту

    poisk-ru.ru

    ТЕОРИЯ. Задание № 13. Типы подчинения придаточных предложений в СПП.

    Задание № 13. Типы подчинения придаточных предложений в СПП.

     

    Однородное подчинение придаточных

    При данном типе подчинения придаточные — однородные, то есть отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному главному предложению, являются одинаковыми по виду( например, все- придаточные времени, или места, или определительные и т.д.).

    Помните, что если два однородных придаточных соединены разделительным или соединительным одиночным союзом, то запятая между ними НЕ ставится.

    Пример.

    Учитель подробно объяснил, как выполняется данное задание , как нужно применять теорию для его выполнения.( В данном примере оба придаточных- изъяснительные).

    Учитель подробно объяснил, как выполняется данное задание  И как нужно применять теорию для его выполнения.( В данном примере между двумя изъяснительными придаточными есть союз И, поэтому запятая между ними не ставится).

    Параллельное ( или неоднородное) подчинение придаточных.

    При данном типе подчинения придаточные- разные по виду, хотя и относятся к одному главному предложению, но только к разным словам в нём.

    Пример.

    Когда наступило утро, путники решили идти дальне, договорившись, по какому пути они пойдут.( Первое придаточное- времени, второе- изъяснительное).

    Последовательное подчинение придаточных.

    В данном сложноподчинённом предложении первое придаточное  относится к главному, второе — к первому придаточному и так далее, по цепочке. Отсюда и название — последовательное подчинение.

    Пример.

    Путники решили, что пойдут по той дороге, которая отмечена на карте. ( В данном предложении  первое предложение относится к главному, а второе -к  первому придаточному: по дороге какой?)

    Комбинированное подчинение придаточных.

     

    Для комбинированного типа характерно то, что в одном предложении одновременно могут быть разные типы подчинения придаточных.

    Разберём пример.

    Вокруг (где именно?), куда ни посмотришь, были празднично одетые люди, так что трудно было понять, выходной ли или будний сегодня день.( Первое и второе предложение- параллельный тип подчинения, а  второе и третье- последовательный).

     

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

     

     

    Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ОГЭ

     

    testy-klass.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *