Подчинительные союзы и союзные слова и интонация примеры – Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме: «Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова»

Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

Тема: Сложноподчинённые предложения

Урок: Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это такое  сложное предложение, в котором одна грамматическая основа подчиняется другой, т.е., от одного предложения к другому можно задать вопрос. Простые предложения в составе сложноподчиненного связаны при помощи  интонации, союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий).

Часть  предложения,  грамматически  подчиняющая  себе  другую, называется главной; а подчиненная – придаточной.  В СПП может быть как одно, так и несколько  придаточных предложений. В схеме  главное предложение обозначается квадратными скобками, придаточное — круглыми. [                    ], (                       ), (                           ).

Место придаточного в СПП может быть разным:  перед главным,  в середине главного, после главного.

Как различить союз и  союзное слово? Союз не является членом предложения, иногда его  можно опустить или заменить другим союзом.

Союзное слово – это член предложения, его  можно заметить  другим членом предложения, с которым данное союзное слово соотносится.

Федор сказал, что машина придет только вечером.- Что — союз, его можно опустить: Федор сказал: машина придет только вечером.

Когда (= если) труд — удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький.) (Союз можно заменить другим союзом.)

Автор «Слова…», обращаясь к князьям, от которых (= от князей) зависела судьба Руси, призывал их к объединению.

Вспомни песни, что пел соловей. (Союзное слово, можно заменить союзным словом которые = песни.)

Как правило, на союзное слово падает логическое ударение.

Простые предложения  в составе СПП  разделяются запятыми.

Домашнее задание.

Вопросы.

1.      Какие  предложения являются сложноподчиненными?

2.      Где может стоять придаточное по отношению к главному?

3.      Как отличить союз от союзного слова?

Упражнение 1.Подчеркните грамматические основы, задайте вопрос от одного предложения к другому.

1)Луна  взошла,  и  свет  ее  полился  на  берег  реки. 2) Когда  взошла  луна,  ее  свет  полился  на  берег  реки. 3) Когда  у  меня  в  руках  новая  книга,  я  чувствую,  что  в  мою  жизнь  вошло  что-то  живое,  говорящее,  чудесное.  (М. Горький.) 4) Нужно  читать  только  те  книги,  которые  учат  понимать  смысл  жизни,  желания  людей  и  мотивы  их  поступков. (М. Горький.) 5) Ветви  деревьев  казались  мохнатыми  и,  когда  набегал  ветерок,  слегка  шумели  первым  зеленым  шумом. 6) Если  бы  язык не  был  поэтичен, не  было  бы  искусства  слова  —  поэзии.  (С. Маршак.)7) Федор  сказал,  что  машина  придет  только  вечером.  8) Когда  труд  —  удовольствие,  жизнь хороша. (М. Горький.) 9) Автор  «Слова…»,  обращаясь  к  князьям,  от  которых   зависела  судьба  Руси,  призывал  их  к  объединению. 10) Вспомни   песни,  что  пел  соловей.

Упражнение 2. В предложениях упражнения 1 определите, союзом или союзным словом прикреплены придаточные предложения.

Упражнение 3. Составьте схемы предложений.

1.      Когда в сложном предложении  можно задать вопрос  от одной части к другой, мы можем твердо быть уверенными,  что   видим сложноподчиненное предложение.  2) Поскольку  энергии  ядер  редко  хватало,   чтобы  вывести  корабль  из  строя,  бой  мог  заканчиваться  абордажем.   (ФИПИ, Демоверсия-2013.) 3)Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.   (А. Пушкин.) 4)Тот человек, который приходил вчера, сегодня не появлялся.  5)  Всего, что знал еще Евгений, пересказать мне недосуг.  (А. Пушкин.) 6) На  автобусной  остановке,  находящейся  недалеко  от  нашего  дома,  я  встретил  своего  товарища,  с  которым  давно  не  виделся.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари… (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Розенталь Д.Э. Справочник  по  правописанию  и  литературной  правке. – М., 2012 

Единый  государственный  экзамен  по  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ.  Демонстрационный  вариант  контрольных  измерительных  материалов  единого  государственного  экзамена  2013  года  по  русскому  языку,  подготовлен  Федеральным  государственным  бюджетным  научным  учреждением  «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный  вариант  контрольных  измерительных  материалов  для  проведения  в  2011, 2012, 2013  году  государственной (итоговой)  аттестации  (в новой форме)  по РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  обучающихся,  освоивших  основные  общеобразовательные  программы  основного  общего   образования,  подготовлен  Федеральным  государственным  бюджетным  научным  учреждением  «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Т.В. Северян

и, или, а, но и т

www.velikol.ru
1
Сложное предложение

Союзное

Средства связи: союзы, союзные слова, интонация


Бессоюзное

Средства связи: интонация


сложносочинённое

сложноподчинённое

Средства связи:

интонация, сочинительные союзы

союзы: и, или, а, но и т.п.

Части предложения равноправны:

[ ], и [ ]


Средства связи:

интонация, подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия)

союзы: что, чтобы, если, когда и т.п.

союзные слова: который, кто, что, где, куда, откуда, когда, как и т.п.

Части предложения неравноправны:

есть главная часть и зависимая (придаточная), связанные друг с другом по смыслу вопросом второстепенного члена предложения

[ ], (союз )

[ ], (союзное слово )


Средства связи:

интонация

Части предложения равноправны

(часто – формально равноправны)

[ ] , [ ] или [ ] ; [ ]

[ ] : [ ]

[ ] — [ ]

Знаки препинания между частями


Запятая

между равноправными частями предложения,

за исключением

предложений с детерминантом (распространителем всего предложения):

где?

[За окном светало] и [кричали петухи]


Запятая

между главной и придаточной частями предложения


Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире

(в зависимости от интонации и смысловых оттенков)

между частями предложения


^

Определительные

Местоимённо-определительные

(местоимённо-соотносительные)


Изъяснительные

(дополнительные)


Обстоятельственные

Присоединительные

Вопрос какой?

Крепятся к главной части союзными словами

Относятся к существительному в главной части

Указательное слово тот

Фиксированная постпозиция по отношению к определяемому слову

^

какая?

[Тропинка, (с.сл. что ), ]

На том месте, где раньше росла кудрявая берёза, сейчас остался лишь обгоревший пень.

каком?

[том месте, (с.сл. где ), ]


Вопрос кто именно? что именно?

Указательное и союзное слово – местоимения – образуют соотносительную пару

Нефиксированная позиция придаточной части по отношению к указательному слову.

^

кто именно?

(с.сл. Кто), [ тот ].

Упрёками и слезами не вернёшь того, что безвозвратно потеряно.

чего именно?

[ того], (с.сл. что).

Каждый, кто усердно трудится, добьётся результата.

кто именно?

[ Каждый, (с.сл. кто), ].


Вопросы косвенных падежей

Крепятся к главной части союзными словами, союзами что, чтобы, как, союзом-частицей ли

Относятся к глаголу, отглагольному существитель-ному или слову категории состояния в главной части, имеющим значение


  • речи,

  • мысли,

  • чувства,

  • восприятия

Указательное слово то

Нефиксированная позиция по отношению к изъясняемому слову

Известно, что людям свойственно ошибаться.

что?

[Известно], (с. что).

Я горжусь тем, что родился в России.

чем?

[горжусь тем], (с. что).

Буду ли я счастлив с ней, не знаю.

чего?

(с.-ч. ли), [не знаю].


Обстоятельственные вопросы

Содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения.

Дополнительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения, причем в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), т.е. она не нуждается в придаточной части, зато придаточная имеет формальный показатель подчинения — союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично).

Подчинительно-присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов что (в разных формах), где, куда, откуда, когда, почему, отчего, зачем, как, часто в сочетании с и

Во время бури вывернуло с корнем сосну, отчего и образовалась яма.

[ ], (с.сл отчего и.).

^

[ ], (с.сл. чем и).

Мне подарили собаку, чему я страшно рад.

[ ], (с.сл. чему ).


образа

действия


Вопросы как? каким образом?

Крепятся союзами как, будто, что

Относятся к глаголу в главной части

Указательное слово так

Нефиксированная позиция по отношению к глаголу с указательным словом

^

как?каким образом?

[делал так], (с.как).


меры и степени

Вопросы насколько? в какой мере? в какой степени?

Крепятся союзами как, будто, что, союзным словом насколько

Относятся к прилагательному, наречию степени или скс в главной части

Указательные слова так, настолько

Фиксированная постпозиция придаточного по отношению к вышеназванным словам в главной части

^

В какой степени?

[так задушевно], (с. что). – есть добавочное значение следствия


времени

Вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

Крепятся союзами когда, когда…, то…, с тех пор как, в то время как, до тех пор пока

Относятся ко всей главной части

Указательное слово тогда

Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом когда…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части)

^

когда?

(с В то время как), [ ].


места

Вопросы где? куда? откуда?

Крепятся союзными словами где, куда, откуда

Относятся ко всей главной части

Указательные слова там, туда, оттуда

Нефиксированная позиция по отношению к главной части

^

где?

(с.сл. Где), [ там ].

Иди, куда влечёт тебя свободный ум.

куда?

[иди], (с.сл. куда).


сравнения

Вопросы как? подобно чему? наподобие чего? в сравнении с чем?

Крепятся союзами как, как будто, будто, точно, словно, подобно тому как, чем, чем…, тем… и т.п.

Относятся ко всей главной части

Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом чем…, тем.. – фиксированная препозиция придаточной части)

^

подобно чему?

[ ], (с.будто).


условия

Вопросы в каком случае? при каком условии?

Крепятся союзами если, если…, то…, в случае если, когда, кабы, раз и т.п.

Относятся ко всей главной части

Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа если…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части)

^

В каком случае?

(с..Если), [то ].

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

В каком случае?

(с..Когда), [ ].


уступки

Вопросы несмотря на что? вопреки чему?

Крепятся союзами хотя, хоть, хотя…, но…, пусть, пускай, несмотря на то что, вопреки тому что, союзными словами с частицей ни: как ни, куда ни, что ни и т.п.

Относятся ко всей главной части

Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа хотя…, но.. – фиксированная препозиция придаточной части)

^

Несмотря на что?

(с..Хоть), но [ ].

Куда он ни обращался, нигде ему не дали ответа.

Несмотря на что?

(с.сл.Куда ни), [ ].


причины

Вопросы почему? отчего? по какой причине?

Крепятся союзами потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того что и т.п.

Относятся ко всей главной части

Нефиксированная позиция по отношению к главной части

^

почему?

[ ], (с.потому что).


цели

Вопросы зачем? для чего? с какой целью?

Крепятся союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы

Относятся ко всей главной части

Нефиксированная позиция по отношению к главной части

^

зачем?

(с.Чтобы), [ ].


следствия

Вопрос что из этого следует?

Крепятся союзом так что

Относятся ко всей главной части

Фиксированная постпозиция по отношению к главной части

^

Что из этого следует

[ ], (с.так что).

^


Запятая

Точка с запятой

Двоеточие

Тире

Части тесно связаны по смыслу, интонация перечисления

1) слабая смысловая связь между частями при перечислительной интонации,

^


1) вторая часть содержит причину факта, сообщаемого в первой части,

2) вторая часть содержит пояснение факта, сообщаемого в первой части,

3) вторая часть содержит дополнение факта, сообщаемого в первой части.


^

2) вторая часть содержит следствие из того, о чём говорится в первой части,

^

4) части содержат факты или действия, быстро сменяющие друг друга


ПРИМЕРЫ

Ярко светит солнце, распускаются цветы, поют птицы.

[ ] , [ ] , [ ]


1) Ветви грабов стоят в золотом убранстве; у ног моих много листьев.

[ ] ; [ ]

2) Появились подснежники, разбуженные весенним солнышком ; вернулись перелётные птицы.

[ осложнена ] ; [ ]


1) Переправиться на другой берег не представлялось возможным: река разлилась.

[ факт ] : [ причина ]

потому что

2) Степь пестрела цветами: белели ромашки, синели колокольчики…

[ факт ] : [ пояснение ]

а именно

3) Он явственно услышал: где-то слева от него хрустнула ветка.

[ факт ] : [дополнение ]

что


1а) Будешь много читать – будешь много знать.

[условие] : [факт ]

Если

1б) Придёт июнь – будем сдавать экзамены.

[время] : [факт ]

Когда

2) Река разлилась – переправиться на другой берег не представлялось возможным.

[ факт ] — [следствие ]

так что

3) Чин следовал ему – он службу вдруг оставил…

[ факт ] — [противопоставление ]

а

4) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

[ событие ] — [событие ]

Быстрая смена событий



Методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме: Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные

              союзы и союзные слова»

Цель: углубить понятие о сложноподчиненном предложении.

Задачи:

— повторить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения;

— освоить средства связи придаточного предложения с главным, совершенствуя при этом пунктуационные навыки;

— формировать навык использования сложноподчиненных  предложений в речи

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

— знание классификации сложных предложений;

— анализировать языковые явления;

— определять тип связи между предикативными частями предложений;

— уметь расставлять знаки препинания в СПП;

— оформлять на письме конструкцию сложных предложений.

Метапредметные:

— уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной и устной форме;

— соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность).

Личностные:

— участвовать в творческом созидательном процессе;

— мотивировать свои действия;

— уметь слушать ответы одноклассников, соблюдать культуру ведения диалога.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Этап работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимся:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достичь на данном этапе учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

— создать положительный эмоциональный настрой;

— помочь принять правильную рабочую позу;

— напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные

— Проверка подготовленности к уроку;

— организация внимания и внутренней готовности;

— фиксация отсутствующих.

2

Проверка домашнего задания

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

— проверить уровень усвоения ранее изученного материала о сложном предложении;

— умение правильно приводить примеры СПП;

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно находить СПП и расставлять знаки препинания.

Методы организации работы: учебный диалог,

Самостоятельная работа учащихся.

Методы стимулирования: похвала.

— Какой раздел русского языка изучается? (синтаксис)

— Что из этого раздела вы изучили?

— Какое предложение называется ССП? (которые имеют две или более грамматических основ и могут употребляться самостоятельно)

— Приведите примеры  ССП из домашнего задания. ( учащиеся зачитывают предложения)

3

А)

Б)

В)

Изучение нового учебного материала

Актуализация опорных знаний .

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться правильно устанавливать связь между главным и придаточным предложением.

Цель, которую хочет достичь учитель: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации  —  диалог .

Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать цель урока.

Открытие новых знаний.

Цель: создание проблемной ситуации, обеспечивающей восприятие осмысления и первичного запоминания знаний.

Методы: учебный диалог

Учитель:

— Дома вы прочитали параграф  205 о строении сложноподчиненного предложения, поэтому сейчас мы посмотрим на доску, где записан текст, и поработаем с ним

На доске записан текст.

«М…л…сердие, пр…ветливость, д…брота делают человека кр…сивым. Лицо человека, которое ч…сто иск…жается злобой, становит… ся безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и (не)понимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, (не)способности жить. Человек, который (не) умеет понять другого, об…дняет свою жизнь и мешает жить другим». (Д.Лихачев)

Задания к тексту:

— спишите текст, обозначьте орфограммы, проанализируйте их

— сравните два предложения (текст на доске)

1 Лицо человека, часто искаженное злобой, становится безобразным.

2 Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразеым.

— Отличаются ли эти предложения по смыслу?

(нет,  не отличаются)

— А по структуре? Докажите.

( учащиеся находят главные члены предложения и доказывают, что первое предложение с причастным оборотом, а второе – сложноподчиненное, потому что есть зависимая часть – придаточное предложение, пользуясь карточками-подсказками. )

Приложение №1

— Что мы должны знать для нахождения СПП?

( Учащиеся сами формулируют задачи урока: главные признаки – определять СПП)

— Что общего у второго и четвертого предложений?  ( придаточные стоят в середине главного)

— Сделайте вывод о строении СПП. ( Состоит из главного и придаточного; придаточное может стоять перед главным, после него и в середине главного.)

Первичная проверка понимания

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Учащиеся строят схемы предложений, выделяют  придаточное и главное предложение.

— Посмотрите, при помощи чего придаточное  предложение присоединяется к главному. Подготовьте ответ на вопрос: «Основные средства связи придаточного  предложения с главным». Подготовьте опорную схему (Приложение №2)

1. Работа в парах: проговаривание конспекта друг другу.

2.По конспекту у доски отвечает один ученик.

5

Закрепление учебного материала:

Цель: учиться редактировать и конструировать СПП

Цель, которую ставит перед собой учитель: создавать условия для формирования умения редактировать и конструировать СПП

Задачи:

— обогащение речи учащихся нравственной тематикой.

Методы: учебный диалог

Виды деятельности

работа в группах, взаимопроверка и самооценка знаний.

Работа в группах.

Учащиеся делятся на 4 группы, каждая из которых получает карточку с заданием

Карточка №1. Задание: записать предложение в исправленном виде.

Карточка №2  задание: продолжить предложение, используя придаточные, определить средства связи.

Карточка №3 Задание : составить памятку из четырех СПП, используя подчинительные союзы и союзные слова

Карточка №4. Задание: расставить знаки препинания, выделить средства связи в СПП.

(Приложение №3)

Проверка выполненной работы – взаимопроверка

6

Домашнее задание

Цель: закрепить умение находить СПП,составлять схему, создавать мини-сочинение (рассуждение) на морально-этическую тему)

Параграф 205, упр 70 (выписать СПП, составить схему), создать собственное рассуждение на тему: «Что такое милосердие?»

7

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности .

— Что мы сегодня изучали?

— Что мы делали на уроке?

— Что вызвало затруднение?

— Чем будем заниматься на следующем уроке?

— Оцените свою работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1

Карточка №1        

                      Записать предложения в исправленном виде.

1. Герой  произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым.

2. Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.

3. Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить.

4. Ведь счастье зачастую, где его не ждёшь, оказывается совсем не там.

5. Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране.

Карточка №2        

                       Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.

  1. Природу надо беречь…( почему ?)
  2. Запоминаются те книги… ( какие?
  3. На привал лучше расположиться там…(где?)
  4. Не забывай о том… ( о чём?)
  5. На привал лучше расположиться там (где ?)

Карточка№3.

        

                       «Если хотите понравиться людям»

      Задание. Составить памятку из четырёх сложноподчинённых предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова и …советы Д.Корнеги.

 

 — чаще улыбайтесь;

 — искренне интересуйтесь жизнью других людей;

 — умейте выслушать до конца говорящего с вами;

 — говорите об интересующемся вашего собеседника;

 — искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди

Карточка №4.

                        Спишите, расставьте знаки препинания, укажите, чем связаны придаточные предложения с главным.

  1. Внимание к другому, чуткость делают сердце человека мягче, щедрее.
  2. Человек, который не способен поддержать другого в трудную минуту, откликаться на его боль, постепенно черствеет и становится суровым.
  3. Дело в том, что отзывчивость, милосердие – это признак душевной и духовной полноценности человека, способность жить среди людей.

О П О Р Н А Я   С Х Е М А

Средства связи придаточного предложения с главным.

      ПС                                                                                                               СС

(подчинительные                                                                                     (союзные слова)

         союзы )

        чтобы                                                что                                             который

потому что                                              как                                             кто

      будто                                                 когда                                          какой

так как

как будто

не члены предло-                                                                                     члены пред-

ложения                                                                                                     ложения

 

«Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1»

Скопинского муниципального района Рязанской области

Конспект урока русского языка

в 9 классе на тему: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы и союзные слова»

Разработал

учитель русского языка и литературы

Карпова Е. В.

р. п. Павелец

2018-2019 учебный год

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Подчинительные

союзы и союзные слова»

Цель: углубить понятие о сложноподчиненном предложении.

Задачи:

— повторить главные признаки, по которым выделяются придаточные предложения;

— освоить средства связи придаточного предложения с главным, совершенствуя при этом пунктуационные навыки;

— формировать навык использования сложноподчиненных предложений в речи

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

— знание классификации сложных предложений;

— анализировать языковые явления;

— определять тип связи между предикативными частями предложений;

— уметь расставлять знаки препинания в СПП;

— оформлять на письме конструкцию сложных предложений.

Метапредметные:

— уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной и устной форме;

— соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность).

Личностные:

— участвовать в творческом созидательном процессе;

— мотивировать свои действия;

— уметь слушать ответы одноклассников, соблюдать культуру ведения диалога.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы.

Этап работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимся:

Подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достичь на данном этапе учитель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

— создать положительный эмоциональный настрой;

— помочь принять правильную рабочую позу;

— напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные

— Проверка подготовленности к уроку;

— организация внимания и внутренней готовности;

— фиксация отсутствующих.

2

Проверка домашнего задания

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

— проверить уровень усвоения ранее изученного материала о сложном предложении;

— умение правильно приводить примеры СПП;

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умение учащихся правильно находить СПП и расставлять знаки препинания.

Методы организации работы: учебный диалог,

Самостоятельная работа учащихся.

Методы стимулирования: похвала.

— Какой раздел русского языка изучается? (синтаксис)

— Что из этого раздела вы изучили?

— Какое предложение называется ССП? (которые имеют две или более грамматических основ и могут употребляться самостоятельно)

— Приведите примеры ССП из домашнего задания. ( учащиеся зачитывают предложения)

3

А)

Б)

В)

Изучение нового учебного материала

Актуализация опорных знаний .

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: научиться правильно устанавливать связь между главным и придаточным предложением.

Цель, которую хочет достичь учитель: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации — диалог .

Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать цель урока.

Открытие новых знаний.

Цель: создание проблемной ситуации, обеспечивающей восприятие осмысления и первичного запоминания знаний.

Методы: учебный диалог

Учитель:

— Дома вы прочитали параграф 205 о строении сложноподчиненного предложения, поэтому сейчас мы посмотрим на доску, где записан текст, и поработаем с ним

На доске записан текст.

«М…л…сердие, пр…ветливость, д…брота делают человека кр…сивым. Лицо человека, которое ч…сто иск…жается злобой, становит… ся безобразным. Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и (не)понимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, (не)способности жить. Человек, который (не) умеет понять другого, об…дняет свою жизнь и мешает жить другим». (Д.Лихачев)

Задания к тексту:

— спишите текст, обозначьте орфограммы, проанализируйте их

— сравните два предложения (текст на доске)

1 Лицо человека, часто искаженное злобой, становится безобразным.

2 Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразеым.

— Отличаются ли эти предложения по смыслу?

(нет, не отличаются)

— А по структуре? Докажите.

( учащиеся находят главные члены предложения и доказывают, что первое предложение с причастным оборотом, а второе – сложноподчиненное, потому что есть зависимая часть – придаточное предложение, пользуясь карточками-подсказками. )

Приложение №1

— Что мы должны знать для нахождения СПП?

( Учащиеся сами формулируют задачи урока: главные признаки – определять СПП)

— Что общего у второго и четвертого предложений? ( придаточные стоят в середине главного)

— Сделайте вывод о строении СПП. ( Состоит из главного и придаточного; придаточное может стоять перед главным, после него и в середине главного.)

Первичная проверка понимания

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала

Учащиеся строят схемы предложений, выделяют придаточное и главное предложение.

— Посмотрите, при помощи чего придаточное предложение присоединяется к главному. Подготовьте ответ на вопрос: «Основные средства связи придаточного предложения с главным». Подготовьте опорную схему (Приложение №2)

1. Работа в парах: проговаривание конспекта друг другу.

2.По конспекту у доски отвечает один ученик.

5

Закрепление учебного материала:

Цель: учиться редактировать и конструировать СПП

Цель, которую ставит перед собой учитель: создавать условия для формирования умения редактировать и конструировать СПП

Задачи:

— обогащение речи учащихся нравственной тематикой.

Методы: учебный диалог

Виды деятельности

работа в группах, взаимопроверка и самооценка знаний.

Работа в группах.

Учащиеся делятся на 4 группы, каждая из которых получает карточку с заданием

Карточка №1. Задание: записать предложение в исправленном виде.

Карточка №2 задание: продолжить предложение, используя придаточные, определить средства связи.

Карточка №3 Задание : составить памятку из четырех СПП, используя подчинительные союзы и союзные слова

Карточка №4. Задание: расставить знаки препинания, выделить средства связи в СПП.

(Приложение №3)

Проверка выполненной работы – взаимопроверка

6

Домашнее задание

Цель: закрепить умение находить СПП,составлять схему, создавать мини-сочинение (рассуждение) на морально-этическую тему)

Параграф 205, упр 70 (выписать СПП, составить схему), создать собственное рассуждение на тему: «Что такое милосердие?»

7

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности .

— Что мы сегодня изучали?

— Что мы делали на уроке?

— Что вызвало затруднение?

— Чем будем заниматься на следующем уроке?

— Оцените свою работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Карточка №1

Записать предложения в исправленном виде.

1. Герой произведения выступает в защиту народа, которых он называет умным, бодрым.

2. Рядом стояло дерево, на ветвях которых серебрился иней.

3. Человек постоянно ссорится с соседями, который не умеет жить.

4. Ведь счастье зачастую, где его не ждёшь, оказывается совсем не там.

5. Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране.

Карточка №2

Продолжить предложения, используя придаточные. Определить средства связи придаточного предложения с главным.

  1. Природу надо беречь…( почему ?)

  2. Запоминаются те книги… ( какие?

  3. На привал лучше расположиться там…(где?)

  4. Не забывай о том… ( о чём?)

  5. На привал лучше расположиться там (где ?)

Карточка№3.

«Если хотите понравиться людям»

Задание. Составить памятку из четырёх сложноподчинённых предложений, используя подчинительные союзы, союзные слова и …советы Д.Корнеги.

— чаще улыбайтесь;

— искренне интересуйтесь жизнью других людей;

— умейте выслушать до конца говорящего с вами;

— говорите об интересующемся вашего собеседника;

— искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди

Карточка №4.

Спишите, расставьте знаки препинания, укажите, чем связаны придаточные предложения с главным.

  1. Внимание к другому, чуткость делают сердце человека мягче, щедрее.

  2. Человек, который не способен поддержать другого в трудную минуту, откликаться на его боль, постепенно черствеет и становится суровым.

  3. Дело в том, что отзывчивость, милосердие – это признак душевной и духовной полноценности человека, способность жить среди людей.

О П О Р Н А Я С Х Е М А

Средства связи придаточного предложения с главным.

ПС СС

(подчинительные (союзные слова)

союзы )

чтобы что который

потому что как кто

будто когда какой

так как

как будто

не члены предло- члены пред-

ложения ложения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *