Подготовка к ЕГЭ 2020 по русскому языку онлайн / Блог
Для каждого задания ЕГЭ по русскому языку собрали:
- теорию;
- практику в виде тестовых заданий;
- алгоритмы решения;
- видеоразбор заданий.
Задание 1. Определение главной информации текста
Задание 2. Средства связи предложений в тексте
Задание 3. Определение лексического значения слова
Задание 4. Постановка ударения
Задание 5. Употребление паронимов
Задание 6. Лексические нормы
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)
Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Задание 9. Правописание корней
Задание 10. Правописание приставок
Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
Задание 13. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Задание 16. Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
Задание 17. Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах
Задание 18. Знаки препинания в предложениях с вводными словами
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Задание 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях
Задание 22. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи
Задание 24. Лексическое значение слова
Задание 25. Средства связи предложений в тексте
Задание 26. Языковые средства выразительности
Задание 27. Сочинение
Смотри также:
bingoschool.ru
Теория по заданиям ЕГЭ 2019 русский язык
Теория по заданиям ЕГЭ 2019 русский язык | Ege-Helper.Ru – онлайн подготовка к ЕГЭЗадание 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Задание 2. «Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения».
Задание 3. Определить лексическое значение слова
Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения).
Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Задание 6. Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово.
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова).
Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Задание 9. Правописание корней.
Задание 10. Правописание приставок.
Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН)
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
Задание 12. Правописание НЕ, НИ.
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Задание 16. Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами.
Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
Задание 18. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Задание 20. Необходимо правильно определить границы в составе сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной частями
Задание 21. Задание проверяет умение учащегося проводить пунктуационный анализ.
Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи.
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
Задание 25. Средства связи предложений в тексте.
Задание 26. Языковые средства выразительности
ege-helper.ru
Разбор заданий на ЕГЭ по русскому: как сдать на 100 баллов?
Подготовиться к ЕГЭ по русскому языку с нуля и сдать его на 100 баллов самостоятельно – не такая уж сложная задача. Однако для этого требуется планомерная подготовка, в идеале – каждодневное выполнение одного варианта полностью или наиболее сложных частей. Но главное – знать врага в лицо, понимать, что требуется сделать в каждом заданий, чтобы получить заветные баллы.
Общих рекомендаций для будущих стобалльников немного: знайте теорию из кодификатора (в идеале) или хотя бы часть теории (а какие знания необходимы именно вам, вы поймете, сделав множество разных заданий), потрудитесь скачать с сайта ФИПИ словарь паронимов и орфоэпический словник (находится вместе с другой информацией о ЕГЭ по русскому), внимательно прочитайте критерии оценки, правила и порядок проведения экзамена и таблицу баллов (вся эта информация содержится в этой статье).
Не стоит бояться каких-то заданий, но и не нужно считать некоторые из них неважными и не требующими проработки. Какой-нибудь один балл может сильно помочь (или наоборот), в дальнейшем. Помните, что количество переходит в качество. Чтобы ускорить этот переход, Многомудрый Литрекон подготовил для Вас разбор каждого задания, который облегчит Вам самостоятельную подготовку. Примеры заданий ЕГЭ по русскому языку взяты из демоверсии 2019.
1-3
Задания этой группы привязаны к небольшому тексту. Они достаточно просты и требуют всего лишь внимательного прочтения заданных нескольких предложений. Все вопросы оцениваются 1 баллом.
В задании 1 это определение истинности трех высказываний о тексте. Как готовиться? Чтобы уметь определить суть текста, необходимо научиться размышлять над прочитанным. Этот навык приходит на практике, поэтому пробуйте формулировать главные мысли обильных постов в любимом паблике, журналистских и блогерских материалов. Это помогает чувствовать себя уверенно в работе с информацией и безошибочно в ней ориентироваться.
В номере 2 нужно сделать выбор пропущенной частицы по смыслу. Чтобы осуществлять эту операцию на автомате, больше читайте. Комментарии под мемами вряд ли подойдут, но вот информационные материалы об интересующей Вас сфере – вполне. Есть много полезных и грамотных блогов о красоте, здоровье, литературе, технике, компьютерных играх и т.д.
В 3 вопросе нужно выбрать подходящий вариант значения слова в тексте (именно в тексте, нельзя забывать об этом факте). Активный читатель вообще не считает этот пункт за задание. Если Вы чувствуете родной язык, проблем с выполнением не возникнет. Как научиться этому? Откройте для себя мир чтения, и Вы увидите, что понимание значения слова придет само собой. Ну и регулярная работа с подобными задачами тоже сделает свое дело.
4-7
Эти задания между собой не связаны, но в каждом из них нужно выбирать ошибочный вариант. Все вопросы оцениваются 1 баллом.
Номер 4 проверяет знание ударений (если это вызывает сложности, поможет орфоэпический словарь). Нельзя забывать, что выписывать надо именно неверный вариант в той форме, в которой он представлен в словосочетании.
5 задание проверяет знание паронимов (в помощь для этого соответствующий словарь). Обратите внимание: здесь нужно заменить неверный пароним правильным (нестерпимый).
6 номер также направлен на знание лексики, здесь требуется исключить лишнее слово. Чтобы это сделать, нужно внимательно прочитать предложение, подумать над значением каждого слова. Где-то значения соседних слов могут совпадать, то есть одно из них является лишним.
7 задание проверяет умения склонять и образовывать формы множественного числа. Самое главное, что нужно повторить для данного вопроса – склонение числительных, местоимений и существительных во множественном числе (особенно в родительном падеже).
Во всех случаях поможет постепенное освоение этого типа заданий и содержимого словарей. Возьмите за правило прорабатывать по 20-30 слов в день. Просто выпишите их и расставьте ударения правильно, или (в случае с паронимом) подберите правильную пару, выписав значения паронимов. То же самое можно проделывать со сложными числительными и местоимениями во множественном числе. Запомнить весь этот объем информации поможет простое упражнение: нужно сочинять предложения и фразы со словами, которые желательно запомнить, и употреблять их в переписке, беседе, словом, в повседневной жизни. Подготовка по заданиям – это не только «натаскивание» на демоверсиях, но и обретение реальных знаний, которые существенно обогатят Ваш культурный и образовательный багаж.
8
Задание оценивается 5 баллами, в нем требуется сделать то, что большинство так любит – найти чужие ошибки. Здесь следует обратить внимание на сочетаемость слов внутри предложения. Чаще всего требуется знать, что причастный оборот должен сочетаться с определяемым словом по числу и падежу, деепричастный должен относиться к глаголу, названия в кавычках (их называют несогласованными приложениями) могут склоняться только без определяющего их слова (то есть нужно говорить «на картине «Грачи» А. К. Саврасова» и «на «Грачах» А. К. Саврасова»).
Наиболее сложные места для себя можно выявить и проработать, решая множество заданий этого типа. Регулярное чтение также поможет заметить проблему, ведь правильность деепричастного оборота может определить и тот, кто вообще не знает правила, зато чувствует родной язык и мыслит логически. Согласитесь, ведь очевидно, что здесь ошибка: «Снимая кепку, его голова обнажилась». Получается, что кепку снимала голова, а это абсурд. Таким образом, чтобы найти недочет, спрашивайте себя, кто совершил дополнительное действие, к чему обращено причастие и т.д.
9-15
Здесь проверяется, помнят ли выпускники различные правила орфографии. Эти вопросы оцениваются 1 баллом.
9 задание оценивает умение правильно писать безударные и чередующиеся гласные. Проще всего это задание выполнять методом исключения, начиная именно с последних. Чередований в русском языке гораздо меньше, чем словарных слов. Расставив во всех чередованиях буквы, Вы убедитесь, что некоторые варианты отпадут, а словарные слова в этом номере несложные, поэтому вы обязательно справитесь.
10 номер проверяет знание правописания приставок. Что здесь точно будет – приставки «пре» и «при», а также приставки в слове, корень которого начинается на «и». Надежнее всего – повторить это простое правило и исключения, их не так много.11 задание – правописание суффиксов. Особое внимание надо обратить на «о», «е» и «ё» после шипящих, а также на суффиксы наречий.
12 вопрос проверяет умение спрягать глаголы и ставить нужное окончание в зависимости от спряжения. Также стоит повторить исключения из правил (брить, стелить как глаголы I спряжения; смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать как глаголы II спряжения).
13 номер – одно из нелюбимых заданий, потому что проблема с написанием «не» есть в любом возрасте, даже через много лет после школы. Здесь также можно использовать метод исключения. Прочитав в задании точную формулировку того, какое именно слово надо выделить (слитно или раздельно написанное), найти среди предложенных вариантов те, которые пишутся точно слитно (не употребляются без «не») или точно раздельно (глаголы и деепричастия). Это значительно сузит круг поиска.
14 задание проверяет, различает ли сдающий приставку и предлог (чаще всего это касается написания наречий). Помочь может то, что даны два слова. Если не уверены в написании одного – проверяйте второе, может быть, на его основе можно отмести этот вариант ответа. Помочь в выполнении может то, что при раздельном написании между словами можно поставить еще одно слово или опустить второе.
15 вопрос также часто не нравится многим, так как выбор одной или двух «н» — тяжелое испытание. И тут действует все тот же метод исключения: выбирайте сначала самые простые для себя случаи и исключайте их (или наоборот, записывайте как один из ответов), так рассматривайте каждое слово.
Чтобы быстро и качественно подготовиться к этим заданиям, нужно повторить все те правила и исключения, которые спрашиваются на экзамене. Их здесь немного, поэтому все уместится в небольшую шпаргалку, которая поможет оперативно справляться с заданиями в процессе подготовки. На экзамен ее лучше не брать (от греха подальше), ведь человек довольно скоро запоминает то, с чем сталкивается регулярно, и Вы точно запомните правила, если будете время от времени обращаться к шпаргалке, написанной собственной рукой.
16
Задание оценивается 2 баллами. Здесь требуется найти 2 предложения, в которых только одна запятая. Повторение правил пунктуации и метод исключения являются залогом выполнения задания. Чтобы было проще, рисуйте упрощенную схему предложений: отмечайте подлежащее и сказуемое, так вы увидите и однородные члены, и простые предложения в сложном.
Чтобы получить заветные баллы, Многомудрый Литрекон советует научиться рисовать схемы предложения, если Вы еще этого не сделали. Наука не такая сложная, а результат того стоит.
17-21
Все эти номера проверяют знание пунктуации. Здесь придется учить определенные правила и постоянно тренироваться. Повторять надо постановку и запятых в простых и сложных предложениях, и тире, и двоеточия. Чтобы все это запомнить, можно рисовать схемы предложений карандашом в любимых книгах, а также объяснять себе, почему в тексте стоит та или иная запятая. Подобные занятия не так уж сложны и скучны, зато более эффективны, чем обычная зубрежка.
17 вопрос проверяет знания правил выделения на письме причастных и деепричастных оборотов. Главный совет: деепричастия выделяются всегда, а в причастиях нужно смотреть за местонахождением определяемого слова.
18 задание – написание обращений. Они всегда выделяются запятыми, но могут включать не одно слово, а несколько сразу, нужно не наставить запятых внутри обращения.
19 номер – знаки препинания в сложном предложении (чаще всего, со словом «который»). Сложность задания в том, что союз «который» здесь употребляется не в своей начальной форме, поэтому многие не видят необходимости запятой. В этом поможет рисование схемы, которая покажет границы простых предложений в составе сложного.
20 задание проверяет умение ставить запятые в сложных предложениях, здесь обязательно есть сочетание союзов. Для правильного выделения границ предложений следует начинать с двух правил: 1. Нарисованная схема поможет все наглядно представить; 2. Если между союзами нужна запятая, то союза «то» на границе этого предложения не будет.
21 вопрос потребует от вас теоретических знаний пунктуации. Нужно выбрать варианты, которые подчиняются одному правилу, для этого придется знать все варианты постановки знаков препинания.
22-26
Эти задания связаны с текстом, который также будет использоваться для сочинения, поэтому его сразу же стоит читать внимательно. Тем более, что эти задания в большей степени связаны с содержанием. Они оцениваются 1 баллом, кроме номера 26, за который можно получить сразу 4.
22 вопрос проверяет внимательность выпускников. Нужно выбрать варианты, которые отражают содержание текста. В этом Вам опять-таки поможет регулярное и осознанное чтение. Не надо брать классику или газеты, если они Вам не нравятся, но СМИ сейчас огромное множество, и выбрать свое может каждый. Читая статьи, определяйте их суть, обсуждайте мнение с единомышленниками или репетиторами. Такая тренировка в игровом варианте точно принесет плоды.
23 номер проверяет знаний типов речи (описание – изображение чего-либо, повествование – действия, рассуждение – мысли о чем-то, не связанные с действиями), также здесь нужно искать логические связи внутри текста. Определять тексты очень легко, обратите внимание на то, как автор излагает мысль. Если это типичная художественная литература с выдуманными героями и сюжетом, то перед нами повествование. Если это череда наблюдений об объекте или явлении, то описание. Классическая статья из журнала – рассуждение.
24 задание проверяет знание синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, прямых и переносных значений слов. Эта теория несложная, легко запоминается, а при большом количестве практики без труда закрепляется в памяти. У некоторых возникают проблемы с пониманием фразеологизмов. Это устойчивое сочетание несочетаемых слов (часто устаревших), которое можно заменить одним современным словом. Для простоты сделайте себе табличку с примерами, обозначающими тот или иной термин.
25 вопрос направлен на поиск связей между предложениями. Здесь требуется найти союз, местоимение, с помощью которого предложения соединяются друг с другом. Это тоже приходит с опытом взаимодействия с литературой.
26 номер проверяет знание средств выразительности, выраженных и грамматически (однородные члены, восклицательные и вопросительные предложения, цитирование), и лексически (эпитеты, метафоры, олицетворения, синонимы, антонимы). Запомнить все это тоже поможет таблица с примерами, которые помогут Вам быстро сориентироваться. Занудные и непонятные определения терминов иногда могут даже запутать, поэтому не стремитесь зубрить, важно добиться именно понимания.
27
Сочинение по тексту дает значительную часть баллов (24 из 58), поэтому их стоит писать в большом количестве. Все задания ЕГЭ требуют практики и самых элементарных знаний. Даже сочинение не требует особенных творческих способностей. Всего лишь соблюдения плана и следование критериям. Здесь Многомудрый Литрекон подробно описал, как написать сочинение на ЕГЭ. Вы найдете новый план, пример и рекомендации педагогов по оформлению и содержанию работы. А еще рекомендуем Вам обратиться к статье, где обозначены все критерии оценки задания 27.
Примеры сочинений на ЕГЭ по русскому языку перед Вами:
- Проблема ревности
- Проблема войны
- Проблема лицемерия
- Проблема патриотизма
- Проблема равнодушия
ЕГЭ пугают школьников с первого класса. Однако анализ ЕГЭ по русскому языку показал, что бояться этой неприятной, но преодолимой ситуации не стоит. Практика – залог успеха на экзамене. Даже если у вас технический склад ума, то помните главное правило: качество знаний увеличивается прямо пропорционально количеству выполненных заданий. Удачи!
Автор: Мария Блинова
litrekon.ru
Подготовка к ЕГЭ по Русскому языку с нуля. Советы ЕГЭ-Студии
Вы ищете подготовку к ЕГЭ по русскому языку с нуля? Давайте разберёмся, что это может означать.
Скорее всего, у вас есть некие базовые знания, которые вы получили в школе. Но они никак не привязаны к конкретным заданиям ЕГЭ по русскому языку.
Что же такое ЕГЭ по русскому языку?
ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей.
Первая часть – тестовая – включает в себя 25 заданий, за которые можно получить максимально 34 первичных балла. Да-да, по сравнению с 2017 годом, добавлено одно задание № 20 «Лексические нормы».
И вторая часть — сочинение, за которое мы можем максимум получить 24 балла.
Итого 58 первичных баллов. Они приравниваются к 100 тестовым баллам.
Так вот, в тестовой части ЕГЭ есть задания, абсолютно не привязанные к школьной программе. Есть задания на понимание текста – это так называемые «ловушки». Например, задания № 1 и № 21 без знания конкретных алгоритмов практически нереально выполнить. По статистике, абитуриенты делают в них максимальное количество ошибок.
Отметим также задание № 7
В тестовой части ЕГЭ по русскому языку это самое дорогое задание, и оно оценивается в 5 первичных баллов. Без подготовки его сделать просто невозможно. Даже школьные учителя не всегда с ним справляются. Это очень сложное комплексное задание, включающее в себя такие темы, как синтаксис, морфология и орфография. Хорошая новость – безупречное знание теории по этому заданию гарантирует грамотное написание сочинения-эссе в задании № 26 (то есть можно быть спокойным за критерии К7 и К 9, а это в сумме 5 баллов)
Есть ещё и задания, основанные на разборе текста. Это задания №№ 22-25, и для их выполнения учебников совершенно недостаточно. Нет единого школьного учебника, который можно открыть и подготовиться самостоятельно к ЕГЭ по русскому языку. Есть книги, в которых разберётся педагог, но не обычный ученик.
Вот что значит подготовка к ЕГЭ по русскому языку с нуля.
Как мы готовимся к ЕГЭ по русскому языку с нуля на наших курсах?
Мы берем каждое задание отдельно, начиная с задания № 1. Мы разбираем все методические приёмы и порядок их применения к данному заданию. Мы нарабатываем скорость, потому что ЕГЭ по русскому длится всего 3 часа 30 минут — и нужно успеть ответить на вопросы теста, и написать сочинение. Поэтому наша подготовка предполагает применение определённых алгоритмов к каждому заданию.
Например, задание № 8 — на правописание корней. Как его делает обычный ученик, опираясь на школьные знания? Вспоминает правила на чередование гласных в корнях, слова-исключения, вспоминает словарное это слово или нет. Затем подставляет все пропущенные буквы и выбирает правильный вариант. В итоге – тратит на это задание около пяти минут. А мы, по нашему алгоритму, делаем его за 30-40 секунд!
А теперь секретная тема – «серые кардиналы» на ЕГЭ по русскому языку
Есть в ЕГЭ по русскому задание № 26. Это сочинение-эссе, на которое приходится примерно 40 % тестовых баллов. Сочинение проверяется по 12 критериям, и вот здесь как раз самые таинственные моменты и начинаются. И они являются загадкой даже для очень сильных учеников, которые вдруг потеряли желанные 5-6 баллов на ЕГЭ.
В задании № 26 перед вами будет исходный текст, который принадлежит к одному из трёх книжных стилей — художественному, публицистическому либо научно-популярному. Каждый вид текста нужно анализировать своим способом!
По общей схеме выявляется проблема текста и позиция автора по этой проблеме. Только эти пункты плана сочинения берутся из исходного текста. Остальные – из головы.
Текст комментируется, причём двумя способами – пишется либо текстологический комментарий, либо концептуальный. Эту часть сочинения даже методисты считают самой сложной. Прокомментировать не всегда простые мысли и утверждения автора (к примеру, учёного-академика или фантаста) совсем не легко! А ведь комментарий оценивается так же, как и аргументы, в 3 балла!
Когда мы проанализировали текст, нам нужно сформулировать свою позицию по проблеме, в нём поднимаемой, и доказать эту позицию двумя аргументами. Сильные аргументы – это примеры из классической литературы, исторические факты или биографии писателей или учёных. И вот мы написали своё сочинение – а оно пишется очень энергично, кратко, сжато. Это аналитическое произведение, здесь есть минимум и максимум слов (150-300). Оно принципиально отличается от декабрьского сочинения по литературе. Но это не всё.
Затем мы проверяем свой текст по 12 критериям. Есть 3 критерия по стилистике. По ним проверяются лексические, грамматические и речевые нормы, точность словоупотребления, подбор синонимов. И не зря эти критерии К6, К9 и К10 зовутся «серыми кардиналами».
Причём критерий К10 — очень коварный! Если по нему идёт снижение на 1 балл, то автоматом идет снижение ещё и по К6. За одну ошибку снимается 2 первичных балла.
А знаний о том, как справиться с этими критериями, нет в школьных учебниках! Эти знания можно получить в университете на журналистских и редакторских специальностях.
Плохая новость – по стилистическим критериям практически невозможно отвоевать баллы на апелляции. Крайне сложно будет доказать, что именно это слово и этот синоним уместен в данном контексте либо в данной конструкции предложения. Вот такие они, «серые кардиналы» — с виду незаметные, но хитрые и коварные.
Когда школьники пишут сочинения, они обращают внимание на орфографию и на пунктуацию. А стилистика остается без внимания. И ребята даже не догадываются, что нельзя употреблять устаревшую лексику. Например, за выражение «до сего дня» можно получить снижение оценки на 2 балла сразу. Это он, «серый кардинал», критерий К10 – «речевые нормы и употребление лексики, не соответствующей данной исторической эпохе». И заодно снижается оценка по критерию К6.
Очень строго сейчас проверяется сочинение на соответствие критерию К11 («Этические нормы»). Раньше этот критерий формулировался как «пренебрежительное упоминание об авторе». Сейчас он расширен. Новая формулировка этого критерия: «унижение человеческого достоинства не только собеседника, но и самого говорящего». Это значит, что если ученик, приводя пример из жизни, пишет: «Мои одноклассники как бездельничали все 11 лет, так и продолжают этим заниматься», — то за слово «бездельничали» снижают оценку по критерию К11, поскольку это «пренебрежительное отношение к окружающим людям». И еще по критерию К10 (употребление просторечной лексики) и сразу автоматом по критерию К6! Итог — за одно неосторожное слово в сочинении можно сразу потерять 3 балла из 24.
Огромные трудности вызывает задание № 4, посвящённое орфоэпическим нормам, то есть ударениям в словах. К сожалению, в современной жизни разговорная и литературная нормы языка очень серьёзно расходятся. Мы часто слышим на улице или в своём окружении слова, которые произносятся неверно, и поневоле запоминаем их.
Много сложностей с глаголами. Например, в инфинитиве «включИть» — ударное «Ить», и это ударение переходит на личные окончания: ты включИшь свет, он включИт свет, а мы включИм свет. А теперь давайте вспомним – всегда ли мы так говорим? Не делаем ли ударение на первый слог, что нормам орфоэпии не соответствует?
Отдельная тема – произношение терминов. В торговле, как мы знаем, есть слово «опт», есть и «óптовый рынок». Для профессиональной лексики это нормальное произношение, но не для ЕГЭ по русскому языку! Мы должны говорить «оптóвый».
Русский государственный язык – это московский говор, это нейтральная лексика. За её пределами остаётся лексика профессиональная, диалектная, устаревшая и жаргонная. Поэтому мы должны говорить кóмпас, хотя все моряки говорят «компáс». Они не ошибаются и говорят правильно. Но это профессиональная лексика.
Есть в ЕГЭ такое задание № 6, которое подразумевает знание окончаний слов во множественном числе.
Например, слово «договор». Как правильно образовать от него множественное число?
Мы привычно говорим: «договорА». Так говорят бухгалтеры, менеджеры – очень многие люди. Но правильно, по нормам русского языка, «договОры» (мы выделили слог, на который падает ударение).
Все страховщики говорят: «полисА», «страховые полисА», для профессиональной лексики это нормально, но мы должны говорить: « пОлисы». В магазинах от продавцов мы часто слышим «джемперА» и «свитерА», а на самом деле — это «джЕмперы» и «свИтеры».
И когда ребята узнают нормы произношения – они часто говорят: «Мы никогда бы и не подумали, что правильно вот так».
Насколько это возможно – подготовиться к ЕГЭ по русскому с нуля? И сколько времени надо на такую подготовку?
Объем знаний, которыми нужно обладать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку, действительно очень большой. На нашем курсе достаточно занятий в течение 9 месяцев, начиная с сентября, раз в неделю по 2 часа. При этом многое надо учить наизусть. ЕГЭ по русскому языку – это еще и зубрежка. Нормы ударения никак не объясняются. Все окончания слов – тоже. Просто учить наизусть.
В группах этот процесс идёт быстрее. Например, мы используем «кричалки». Не только читаем глазками, но и проговариваем всей группой трудные слова. Это очень весело и запоминается намного лучше. Когда мы видим слово в книжке, включается один вид памяти. Когда проговариваем его хором всей группой три раза – другой.
С нуля готовиться реально? Абсолютно реально! Надо в сентябре записаться в мини-группу, весело включиться в учебный процесс и до намеченных 90+ баллов – рукой подать!
Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)
Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.
ege-study.ru
Шпаргалка для ЕГЭ по русскому языку 2019. Все исключения и сложности орфографии.
- Устная часть ОГЭ
- Тесты ЕГЭ
- Меню
ЕГЭ
- Теория 2019
- Теория 2018
- Тесты ЕГЭ по русскому
- ИТОГОВОЕ 2020
ОГЭ 2020
- Устная часть
- Изложение ОГЭ
- Теория ОГЭ 2020
- ВАРИАНТЫ ОГЭ 2020
- Сочинения ОГЭ
- ТЕКСТЫ ОГЭ
- ВСЕ АРГУМЕНТЫ
- Тесты ЕГЭ
Сочинение
- Сочинение ЕГЭ 2019
- Сочинение ЕГЭ 2018
- Все аргументы
- Тексты ЕГЭ
- Примеры сочинений
- Итоговое сочинение
Литература
- Краткие содержания
- Анализы произведений
- Литературные герои
- Эссе
- Правила русского языка
- Короткие рассказы
- Списки литературы
- Фильмы-аргументы
- Новости
Вся теория для подготовки в ЕГЭ по русскому языку 2019.
Содержание:
- 1 Правописание приставок-исключения (Задание 10 ЕГЭ по русскому)
- 1.1 Согласные в приставках
- 1.2 На стыке морфем:
- 2 Гласные в корне — исключения (Задание 9 ЕГЭ по русскому)
- 2.1 Непроверяемые гласные в корне, которые нужно запомнить
- 2.2 Корни с чередованием: исключения.
- 3 Гласные в суффиксах и окончаниях (Задания 11,12 ЕГЭ по русскому)
- 3.1 Суффиксы существительных и прилагательных: исключения
- 3.2 Суффиксы К-СК
- 3.3 Гласные в суффиксах инфинитивов перед -ТЬ (Задание 11)
- 3.4 ОВА-ЕВА , ЫВА-ИВА – исключения в инфинитивах:
- 3.5 Суффиксы причастий настоящего времени:
- 3.6 Правописание безударных гласных в окончаниях
- 4 Ь после шипящих
- 5 Н/НН в прилагательных и причастиях
- 6 Гласные после шипящих
- 7 Слитное, дефисное, раздельное написание наречий
- 8 Не с частями речи
- 8.1 Не с глаголами:
- 8.2 Глаголы с приставкой НЕДО
- 8.3 Не с краткими прилагательными
- 8.4 Не с существительными:
- 8.5 НЕ с наречиями
rustutors.ru
Как готовиться к ЕГЭ по русскому и на что обратить внимание
К ЕГЭ по русскому некоторые начинают готовиться чуть ли не с пятого класса, а кто-то — за несколько месяцев до аттестации. На самом деле чтобы успешно сдать его, важно знать не только русский язык, но и правила и критерии оценивания. Учитель словесности Анастасия Серазетдинова дала несколько важных советов выпускникам 2019 года.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Почему для подготовки к ЕГЭ по русскому хватает одного года
ЕГЭ по русскому языку — это один из супертехничных и, можно сказать, один из самых лёгких итоговых экзаменов. В математике, например, всегда есть какая-то часть сложнорешаемых задач, в русском языке такого нет. В школах научились прекрасно готовить к этому ЕГЭ (и на это даже жалуются). Надо очень постараться, чтобы не сдать экзамен.
Я убеждена, что для подготовки достаточно одного года, а полугода хватит для сдачи на проходной балл. Есть даже дети, которые сдают ЕГЭ по русскому, практически не занимаясь. Конечно, если за полгода до экзамена вы понимаете, что вам нужно 100 баллов, а с правилами русского языка у вас не очень, то вы вряд ли сможете сдать на заветную сотку. Ну или вам придётся продать душу Мефистофелю.
ЕГЭ — это систематизация знаний, сдать его можно, не заучивая правила и не решая бесконечное количество вариантов
Нужно учитывать, что 80% ошибок, которые делают во время экзамена, — это ошибки из-за непонимания сути заданий, их неправильного прочтения. Поэтому главное — понять, что от вас требуется. Создатели экзамена это понимают и специально выделяют капслоком уточняющие слова в заданиях, чтобы было проще. Например, выберите предложения, когда можно поставить ОДНУ запятую, и две, и десять.
В целом есть два типа детей, которые плохо сдают ЕГЭ по русскому: те, кто в 11 классе пишет «жи-ши» через «ы», и те, кто заточен на олимпиады. Когда ребёнок постоянно участвует в олимпиадах высокого уровня, у него начинается горе от ума — он ищет подвохи в простых заданиях ЕГЭ, а их там просто нет!
В 2019 году ввели несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание
- Структура экзамена осталась прежней, но увеличилось число заданий — появилось задание № 21. В нём нужно произвести пунктуационный анализ предложений, например, правильно поставить тире (раньше в ЕГЭ были только задания про запятые). Стоит повторить, что такое подлежащее и сказуемое и как вообще проводить пунктуационный анализ.
- Изменился формат заданий № 2, 9-12 — здесь ввели новые формулировки. Во втором задании, например, появилось определение подчинительного союза.
- Усложнились требования к орфографии и пунктуации.
- В задании № 27, сочинении, немного поменялись критерии оценивания и уточнилась формулировка. Если раньше задачей было соотнестись с текстом и написать маленькое эссе, то теперь нужно сформулировать одну из проблем, поставленных автором в тексте.
Как правильно писать сочинение
Во время экзамена вам дадут 210 минут на выполнение 27 заданий. Всего можно получить 58 первичных баллов.
ЕГЭ делится на две части. Сначала идут теоретические вопросы по всему курсу русского языка. Нужно либо выбрать один вариант из предложенных, либо вписать самостоятельный ответ — ряд цифр, термин или слово.
Вторая часть — сочинение по предложенному в экзамене тексту. В нём нужно сформулировать проблему, которую поднимает автор, и подкрепить ответ примерами из текста.
Сейчас сочинение очевидно упростилось, стало меньше воды. Но для этого задания очень важна способность анализировать текст и понимать, о чём он — о войне, любви к родине или, например, о товарищах. Если вы с этим справились, то дальше надо сформулировать одну из проблем и аргументировать её примерами из текста.
Не нужно выдумывать космос, а нужно хорошо уметь читать и не очень много цитировать. Здесь работает правило «Один абзац — одна мысль». Важно не скатываться в пересказ (текст просто не будут проверять) и следить за почерком (с неразборчивым могут быть проблемы).
Как готовиться, если осталось полгода
Есть два вида подготовки к ЕГЭ — смысловая и натаскивание. В первом случае мы просто разбираем структуру задания и их смысл, а натаскивание — это когда мы говорим: «Все восьмые задания — это грамматические вопросы».
Вне зависимости от обстоятельств, первое, что нужно сделать — изучить структуру и правила, то есть зайти на сайт ФИПИ, где есть и демоверсии, и досрочно выложенные экзамены (например, по литературе).
Можно решать КИМы, но не менее важно понимать, что от тебя требуют в задании. Хорошо прочитать правила и быть внимательным при переносе ответов в бланке: чтобы первый ответ был в первой строчке, а второй — во второй. Дети часто сбиваются и путают, а экзамен выходит в ноль.
У ЕГЭ очень чёткие критерии. Например, при оценивании сочинения есть такой критерий, как формулировка проблемы исходного текста. Сформулировал — 1 балл, нет — 0 баллов. Все критерии обозначены буквой К и номером.
Они очень просты, но написаны скучным канцелярским языком, школьнику сложно в них самостоятельно разобраться. Здесь будет не лишней помощь взрослого. Ребёнок, который понимает правила экзамена и знает правила русского языка, спокойно идёт на ЕГЭ.
Внимательно изучите структуру заданий и посмотрите на систему разбалловки. Если ребёнок поймёт, как устроен экзамен, что для него требуется, как его будут проверять и выставлять баллы, он сможет справиться даже без особой подготовки.
Если остаётся три месяца, а вы рассчитываете, скажем, на 65 баллов, важно сосредоточиться на ключевых пунктах. Например, подготовиться к текстовой части вопроса № 22. В первой части экзамена вы иногда можете угадать ответ, а вот в работе с текстом это уже не получится. Таким моментам стоит уделить внимание. Или вот в задании № 26 есть список терминов, из которого нужно выписать те, которые употребляются в тексте. Если вы даже не знаете, что такое олицетворение, вам будет сложно найти его в тексте.
Что ещё можно сделать, чтобы получше подготовиться
Повторите правила. Если вы плохо запоминаете, придумывайте рифмовки. Их очень много — например, «то, либо, нибудь — чёрточку не забудь» — и все они работают.
Диктанты вас спасут и в подготовке к текстовой части, особенно к заданиям, где нужно вставить пропущенную букву, и к сочинению. Там тоже оценивается грамотность. Например, на сайте Грамота.ру есть интерактивные диктанты и учебник, по которому можно делать упражнения.
Для подготовки можно использовать и жёлтый учебник Людмилы Великовой «Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов». У него есть дополнение: удобное интерактивное пособие с весёлым персонажем Чижиковым и простой навигацией. Можно найти курс Великовой в лектории «Прямая речь».
Кроме того, можно попробовать сайт Castle Quiz. На нём вы выбираете предмет и раздел «Подготовка к ЕГЭ», а потом пробуете завоевать замок противника, выполняя экзаменационные задания. Можно играть с ботом, можно по сети.
Есть ещё несколько простых, но очень важных советов.
- В первую очередь — не «заготавливайтесь»! У вас есть экзамены и по другим предметам, да и в жизни вообще много интересного, так что не перегорите.
- Прочтите хотя бы несколько произведений из школьной программы, даже если вы и не человек читающий. Это будет та пара-тройка книг, на которые можно опереться.
- Старайтесь не волноваться. Приходите на экзамен и спокойно вспоминайте — всё, что нужно, есть у вас в голове. Вы же столько лет учили язык, невозможно, чтобы ничего не отложилось. Помните, что русский — не монстр, это ваш родной язык. А ещё высыпайтесь, это очень важно.
mel.fm
Как подготовиться к ЕГЭ по русскому языку самостоятельно
Итоговый экзамен по русскому состоит из двух частей — выполнение тестовых заданий и написания сочинения. Для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет никаких сложностей. Но если есть желание заработать высокий балл, предстоит много трудиться.
Как спланировать свое время
Любое сложное дело необходимо начинать с составления графика. Помните: правильно распланировал — наполовину сделал. Для того, чтобы понять, сколько времени будет уходить на самостоятельную подготовку, необходимо выявить свои пробелы в знаниях по предмету. В первую очередь, решаем пробный вариант ЕГЭ, который можно скачать на сайте ФИПИ или попросить у своего школьного учителя.
Готовиться к ЕГЭ по русскому языку нельзя «с нуля» – живя в России вы уже владеете базовыми знаниями языка. Осталось только понять свои слабые места и сделать упор на них при самостоятельной подготовке к экзамену.
Составляем список тем, вызывающих затруднения: вы все время ошибаетесь с написанием слова или не можете запомнить сложный термин. Правила, которые предстоит повторить или выучить, располагаем в порядке от самых простых к самым сложным. Так в рабочий процесс втянуться будет легче. Подумайте, сколько дней в неделю и сколько часов вы сможете уделять занятиям. Старайтесь их не пропускать, даже если на это есть серьезные причины.
Что понадобится для работы
С пустыми руками к экзамену готовиться не будешь.
- В первую очередь, стоит поискать свои старые тетради с 5 по 11 класс: наверняка, там записано много опорных алгоритмов и правил, которые пригодятся для систематизации материала.
- Прогуляйтесь до местной библиотеки и попросите справочники и орфографические словари — умение с ними работать также пригодится на экзамене.
- В книжном магазине купите сборники с вариантами КИМов. Особо ценятся книги таких авторов как Цыбулько И.П. и Сенина Н.А. В их изданиях материалы максимально подобраны к тем, что встретятся на экзамене.
- Для закрепления можно обратиться к интернет-сайтам, на которых можно пройти тестовый вариант ЕГЭ по русскому. Теория бесполезна без практики. Повторяя какое-то правило, выполните сразу 5 или лучше 10 тестовых заданий на выбранную тему.
На что обратить внимание, решая тесты
Давайте разберем частые ошибки, которые наблюдались в работах выпускников прошлых лет.
- Огромные трудности вызывает задание № 4, связанное с орфоэпическими нормами. В современной жизни разговорная и литературная формы языка часто расходятся. Так человек на автомате запоминает неправильное произношение: он постоянно слышит его в своем окружении.
- Затруднения вызывают и глаголы. В неопределенной форме «включИть» ударение падает на последний слог. Ударная позиция переходит на личные окончания: включИшь, включИт.
Справка:
Важно понимать, что для литературного языка недопустимы профессиональная, диалектная и жаргонная лексика. Моряки не совершают ошибку, когда произносят «компАс», но такое разрешается только в их среде. По нормам современного русского языка нужно говорить «кОмпас».
- Коварным заданием можно также назвать то, которое идет под № 6. Оно подразумевает знание окончаний слов во множественном числе. Например, важно запомнить, что следует говорить договОры и пОлисы. Нормы ударения никак не объясняются: их только заучивают наизусть. Имеет смысл распечатать все сложные случаи орфоэпии на отдельный лист и разложить в разных местах квартиры; прикрепить на зеркало. На помощь придет зрительная память — формы правильного употребления постепенно усвоятся.
- Много сложностей у учеников вызывает задание, требующее продемонстрировать знание правила на написание одной или двух Н. Накануне следует повторить условия такого выбора: не старайтесь все заучить наизусть, умейте пользоваться алгоритмом.
- Чтобы верно выполнить задания из блока «Пунктуация», нужно вспомнить базовые правила, которые даются в 8 классе. Важно хорошо ориентироваться в теме «Простое предложение». Понять законы этой языковой единицы, чем она может быть осложнена и как устроена. После этого сложное предложение также не вызовет непонимания, ведь по сути это те же самые простые предложения, объединенные между собой.
Рекомендации по написанию сочинения
Когда школьники пишут сочинение, они обращают внимание на орфографию и пунктуацию. А стилистика незаслуженно уходит на второй план. Например, в своей работе нельзя употреблять устаревшую лексику. Так, если написать выражение «до сего дня», члены экспертной комиссии снимут сразу 2 балла.
Строго проверяют работу и на соответствие этических норм. Нельзя пренебрежительно высказываться об авторе текста, участниках происшествия, им описываемых, или тех людях, поступки которых вы приводите в качестве примера в своей работе. Даже если их действия кажутся вам странными и неправильными.
Полезно:
Особенность экзамена состоит в том, что эксперты проверяют отсканированную копию сочинения. Копировальный аппарат не сможет четко отразить то, что было написано неразборчиво. Важно помнить, что учителя, которые будут проверять сочинения, ранее не были знакомы с почерком ученика.
Не стоит в последние дни перед экзаменом в спешке читать краткие содержания тех произведений, сути которых вы даже не представляете. Аргументы можно приводить из любых книг — как классической литературы, так и современной. Лучше перелистайте свои любимые книжки: вспомните точные имена и фамилии героев. Не пишите на экзамене того, в чем вы не уверены: забыли отчество — обойдитесь только именем; не знаете, как правильно пишется имя — воспользуйтесь кличкой. Иначе рискуете потерять один первичный балл.
Не старайтесь слишком активно высказывать собственное мнение или «изобретать велосипед». У вас есть четкие критерии, за которые будут или не будут начисляться баллы. Проверяющие должны конкретно увидеть в работе постановку проблемы, аргументы, примеры из жизни и литературы. Даже если вы пишите также хорошо, как Пушкин, никто не будет восхищаться редкими художественными образами и неожиданным построением повествования.
Русский язык — это экзамен, который может послужить для выпускника «палочкой-выручалочкой», если он планирует поступать в престижный вуз. Ведь сдать ЕГЭ по математике более, чем на 90 баллов, достаточно сложно. Физику или биологию — тем более. Главный секрет успеха — это системные занятия. Благодаря им точно все получится!
Автор статьи
Редактор портала Info-Profi, руководитель центра поддержки студенческих проектов ТюмГУ.
Написано статей
info-profi.net