Как планировать домашнее задание? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Тайм-менеджмент — умение управлять своим временем — давно стал одной из ведущих компетенций современного человека. Ребенку справиться с планированием сложнее всего, особенно, если родители перестают контролировать каждый его шаг. И это правильно! Формирование самостоятельности — необходимое условие взросления.
Подготовка домашнего задания — головная боль и ребенка, и родителей, и учителей. Ребенок ничего не успевает или все забывает, родители узнают о том, что подготовить поделку к завтрашнему уроку технологий надо в 10 вечера, а учителям может оказаться просто нечего проверять на следующем уроке.
Мы подготовили для вас материал, посвященный составлению плана и работе над домашним заданием. А в конце статьи вы сможете скачать два ярких недельных планировщика, которые помогут ребятам распределить нагрузку и сделать домашнее задание качественно и в срок.
Планируем и настраиваем время для выполнения домашней работы
Определите, сколько времени на выполнение домашней работы есть у вашего ребенка после школы.
Например: 2 часа в понедельник, 3 часа во вторник, час — в среду.
Напомним! Министерство просвещения определило количество времени, которое должно затрачиваться ребенком на выполнение домашнего задания. В первом классе домашней работы быть не должно, во 2-3 это полтора часа, в 4-5 классах — два часа, в 6-8 — два с половиной часа, а с 9-го по 11-й класс ученик должен тратить на домашнюю работу не больше 3,5 часа в день.
Расписание поможет вам точно понять: когда и что можно будет запланировать. В те дни, когда у школьника дополнительные занятия, например, музыкальная школа, английский или борьба — времени точно будет меньше, и это стоит учесть.
В большом масштабе планировщик можно будет скачать в конце материала
Подумайте: нельзя ли использовать утро?
Если ребенок в конце дня сильно устал, то однозначно не стоит заставлять его выполнить все в режиме «не сделал — не ляжешь». Перенесите задание с вечера на утро. Со старшеклассниками такая система работает на ура, как и со студентами: пусть ребенок ложится спать, но поставит будильник на час или полтора раньше. С утра мысли будут свежими, а энергии хватит на осознанное чтение главы и даже решение задач.
Время в пути
Если ребенок добирается до школы на общественном транспорте, значит, у него будет дополнительное время на подготовку. Но этот пункт ни в коей мере нельзя назвать обязательным или даже позитивным, только запасным. Писать в тетради, находясь в качающейся маршрутке или трамвае, абсолютно невозможно, а вот прочесть еще раз нужный параграф — вполне.
Волшебная пятница
В пятницу особенно хочется после окончания уроков больше не заниматься ничем. Но это действительно волшебное время, которое стоит использовать по-максимуму. Впереди выходные и возможность выспаться, что добавит несколько очков в копилку хорошего настроения.
Не надо ждать вечера воскресенья, чтобы в печали сесть за домашнюю работу. Лучше постараться сделать ее всю вечером пятницы. Так ребенок освободит себе все выходные, а вместо двух дней, загруженных примерами, чтением и составлением таблиц, получит два дня свободного для хобби и любимых книг времени.
Выясняем, что нужно сделать и какие для этого необходимы ресурсы
Составьте список
Первым делом необходимо составить список всего, что придется сделать на этой неделе. Эссе, задачи, игра в футбол в четверг, дополнительные задания с курсов по иностранному языку — абсолютно все. Так будет легче узнать, как лучше «раскидать» все необходимое по дням. Если выдается относительно свободный день, лучше запланировать на него подготовку несрочного (например, с понедельника на четверг) задания, чтобы в среду не лечь спать за полночь.
Точные формулировки задания
Очередное «Саша, привет! А что нам по математике задали, а то я не записал?» означает лишь одно: расход драгоценного времени. Приучите ребенка всегда записывать все целиком.
Также планируя домашнее задание, лучше воспользоваться следующей таблицей (скачать ее в большом масштабе можно в конце материала):
-
Предмет (русский или алгебра)
-
Задание (конкретный текст учителя)
-
Формат (эссе, презентация, проект)
-
Особые детали (чем можно воспользоваться, двойной лист или одинарный, какими цветами)
-
Сроки (когда нужно сдать)
Время на выполнение
Оцените, сколько времени потребуется на выполнение каждого отдельного задания. Лучше быть реалистичным и закладывать больше, чем меньше. Если ребенок справился с заданием раньше — можно вознаградить себя перерывом или начать выполнять следующую часть, чтобы закончить раньше. Такая игрофикация — «борьба» с самим собой — отлично мотивирует.
Расставить приоритеты
Если вы точно знаете, что с сочинением придется повозиться дольше, чем с примерами, то лучше начать с примеров. Да, опытные тайм-менеджеры советуют сначала «съедать лягушку», то есть делать самое неприятное, но с уроками это не пройдет. Ребенок расстроится, измучается и у него пропадет все желание делать что-либо еще.
Предлагаем такой план: сначала пишем структуру сочинения, то есть опорные точки повествования, пока мысль свежая. Потом решаем примеры или задачи (алгебра, физика, химия — то, что входит в список любимых предметов). А потом с чувством гордости за себя приступаем к написанию сочинения, схема которого уже готова.
Сверяемся
Расписание лучше всего повесить на видном месте, а на смартфон, который есть в кармане почти любого школьника, поставить напоминания о времени выполнения самых важных заданий. Каждый раз, когда появится желание полистать ленту ВКонтакте или поиграть в компьютер, лучше свериться с расписанием. Наличие расписания, но полное нежелание ему следовать — сведет к нулю все усилия.
Как быстро сделать домашнее задание? Полезные советы
3. Установите таймер
В начале каждого задания запускайте таймер на столько минут, сколько вам понадобится, чтобы выполнить работу. Это научит вас контролировать время и грамотно распределять его. А ещё поможет сосредоточиться, если вы часто отвлекаетесь. Если какая-то тема занимает гораздо больше времени, чем другие, возможно, стоит попросить помощи у родителей или учителя.
4. Приведите свои учебные принадлежности в порядок
Для того чтобы не тратить время на поиски нужных вещей, держите книги, бумаги, письменные наборы и другие материалы в доступном месте. Оставайтесь организованными и каждую неделю наводите порядок в папках, шкафах и рюкзаке. Подумайте о том, как лучше разложить те или иные вещи, чтобы все ваши школьные принадлежности находились в удобном доступном месте.
5. Составляйте план выполнения домашней работы на каждый день
Вместо того чтобы схватить первый попавшийся учебник и делать домашнюю работу по нему, спланируйте всё наперёд. Есть несколько способов, которые помогут вам составить план по выполнению домашнего задания. Решите, сколько времени вы можете потратить на домашнюю работу в целом. Затем составьте список всех заданий, которые вам нужно выполнить. Подумайте, сколько времени уйдёт на каждое из них. Затем двигайтесь строго по списку, вычеркивая задания по мере их выполнения.
6. Расставьте задания по значимости и срокам выполнения
Записывая задания в свой дневник на протяжении недели, пометьте срочные и несрочные, приоритетные и неприоритетные задачи. Задание, которое должно быть готовым на следующий день, имеет приоритет над заданием, которое нужно выполнить к следующему вторнику. Также сначала выполняйте более объёмные задания, а потом уже беритесь за мелкие.
7. Начинайте делать уроки сразу после школы
Если откладывать всё до позднего вечера, может случиться так, что вы будете работать допоздна — а человеку труднее работать быстро, когда он устал. Также не стоит откладывать уроки и на утро — вы либо проспите, либо не успеете выполнить все задания, либо в спешке наделаете ошибок.
8. Делайте перерывы
Вы не справитесь с работой быстрее, если будете сидеть над ней часами без отдыха. Приблизительно каждые 25 минут делайте перерыв на пять минут, чтобы немного походить, размяться и дать мозгу и телу возможность отдохнуть.
9. Не забывайте кушать и пить воду
Во время работы над заданиями перекусывайте лёгкой здоровой пищей и пейте много воды, чтобы активизировать мозг и тело. Газировку и чипсы лучше оставить для встречи с друзьями, а вот зелёный чай, фрукты или злаковые батончики — хороший вариант перекуса во время занятий. Кушайте не за тетрадками и учебниками, а на кухне — так вы точно не испортите свои домашние задания.
10. После того как вы закончите домашнюю работу, займитесь чем-то приятным
Это работает как вознаграждение и мотивация поскорее завершить работу. Запланируйте пойти к другу, поиграть в любимую компьютерную игру, поесть что-нибудь вкусное. Когда вы помните, что после выполнения домашнего задания вас ждёт приятное занятие, это мотивирует работать быстрее и эффективнее.
6 советов от учёных, как правильно делать домашнее задание
Домашняя работа по науке, а не по наитию
«Мел» собрал наиболее значимые исследования, посвящённые детским домашним заданиям. Опираясь на авторитет учёных, рассказываем отчаявшимся родителям и несчастным ученикам, как корпеть над тетрадкой максимально эффективно.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
1. В начальной школе можно пренебречь подготовкой к урокам, сославшись на профессора университета Дьюка Х. Купера. Этот учёный был одним из авторов крупного метаанализа образовательных исследований с 1987 по 2003 год. В нём рассматривалась взаимосвязь между успеваемостью и привычкой делать уроки. Так вот, согласно этим данным, в старших классах есть смысл учиться и дома. В средних закономерность «больше уроков — лучше знания» уже не выглядит такой убедительной, а в младших — логика и вовсе пропадает. Сиди или не сиди — пользы не будет.
Война за сделанные уроки — совершенно бесполезное занятие2. Иногда «домашка» и вовсе становится вредной. В том же исследовании учёные приводят доводы против выполнения уроков: задания могут приводить к усталости, стрессу, потере интереса к предмету, а также съедают кучу времени, которое ребёнок мог бы потратить на увлечения и семейные дела. Между прочим, этот удивительный вывод приходит в голову не только учёным, но и любому родителю человека с портфелем. Правда, когда за твоей спиной стоит наука, можно более уверенно смотреть, как малыш посвящает себя рукоделию за компьютером, пинанию мяча и прочим семейным делам.
3. Чем больше заданий, тем меньше выхлоп. Исследование, проведённое под руководством американского исследователя Фернандеса-Алонсо, говорит о том, что если ученик средней школы тратит на домашнюю работу более чем 90-100 минут в день, его оценки ползут вниз. Это касается оценок по математике и естественно-научным дисциплинам. Хотя, может, ребята потому и сидят больше часа над уравнением, потому что никак не возьмут в толк, что вообще происходит с этим «иксом». В любом случае, если вы видите, что работа затягивается на два часа, пригрозите ребёнку двойками и отправьте отдыхать.
Слишком большой объём домашнего задания — прямой путь к стрессу4. Внимательные родители помогают ребёнку учиться, уверены исследователи Уокер, Гувер-Демпси и другие. Это те родители, которые отвечают на сложные вопросы, поддерживают в тревожных ситуациях, подбадривают перед публичным чтением стихов русских поэтов и даже звонят в школу: «Наталья Николаевна, вы точно задавали делать дома опыты с возгоранием ворсистой части ковра?». В общем, от таких помощников, по учёному мнению, сплошная польза: создание связи между семьёй и школой, всесторонняя поддержка и мотивация ребёнка. Только папа с мамой могут популярно объяснить, почему нужно учиться и что грозит в случае провала в четверти.
5. Нет, родителям лучше всё же выйти за дверь. Другие учёные, Пэтэлл, Робинсон и уже упомянутый профессор Купер, в исследовании 2008 года настаивают, что папа, мама и бабушка за спиной ребёнка способны наломать дров. Дети, оказывается, учатся хуже, если чувствуют давление из-за левого плеча: «Давай, Сеня! Ровнее строчку! Тут „пять“ пиши. Опять запятую забыл!». Подобная настойчивая помощь убьёт остатки мотивации. Поэтому правильной стратегией будет поддержка, но не контроль. Пусть даже взрослым трудно сохранять улыбку на лице, когда речь заходит о спряжениях глаголов, стоит помнить, что внутренний настрой ребёнка важнее всего.
Делать домашнее задание за ребёнка нельзя, но контролировать работу стоит6. Сколько можно? Сколько можно делать уроков? Американская Национальная ассоциация образования поддерживает правило десяти минут. Эти 10 минут на все уроки в первом классе превращаются в 20 во втором и так далее. Однако в выпускном классе домашняя работа не должна превышать двух часов. Российское министерство образования в одном из официальных документов для школ прописало своё видение вопроса: в первом классе домашних заданий вообще не должно быть, во втором и третьем — 1,5 часа, в четвёртом и пятом — 2 часа, с шестого по восьмой — 2,5 часа, а с девятого и до конца учёбы — не более 3,5 часа в день. При этом в министерстве хотят, чтобы трудные предметы не стояли в расписании в один день и дети не готовили ко вторнику алгебру, химию, физику и геометрию, а разбавляли такой набор подготовкой к пению или урокам труда.
Фотографии: cirodelia — iStockphoto
как заставить ребенка делать уроки
Новая учебная четверть только началась, а многие уже считают дни до очередных школьных каникул. Все дело – в непростых заданиях на дом, которые детям зачастую сложно выполнять самостоятельно, поэтому к процессу подключаются родители. Как помочь ребенку сделать домашнее задание, не выполняя за него всю работу? Как побудить его думать самостоятельно и доводить работу до конца? Нужно ли делать уроки вместе с ребенком или достаточно контроля? Сегодня поговорим именно об этом.
Делаем домашнее задание вместе: как правильно помогать ребенку делать уроки
Сначала — простые правила, которые важно соблюдать в любом случае:
- После школы ребенку нужно время на отдых. Поэтому делаем уроки вместе с ребенком не раньше, чем через 30-40 минут: в это время можно переодеться, попить чаю, перекусить, но ни в коем случае нельзя утыкаться в гаджеты.
- Не нужно делать за ребенка все, диктовать ему ответы. Вы можете показать ему пример решения или подсказать в самых сложных задачах, в остальном — только наводящие подсказки.
- Делаем перерывы каждые полчаса-час (зависит от возраста и усидчивости), чтобы восстановить силы и внимание.
- Чем младше ребенок, тем больше фантазии нужно подключать: выполняйте задания в игровой форме, придумывайте квесты с призами в финале. Школьников постарше можно мотивировать игрой на компьютере – но только при условии, что они справятся с уроками хорошо.
Как помочь ребенку делать домашнее задание в разном возрасте?
В младших классах
Здесь самое сложное — сладить с гиперактивными детьми, которым пока еще трудно сосредоточиться. Первоклассник привыкает к режиму в течение полугода, и все это время нужно контролировать и побуждать к учебе даже после школы. Выдерживаем четкий ритм: делаем уроки в одно и то же время с перерывами каждые 25-30 минут. На первых порах решаем домашнее задание вместе, не даем ребенку отвлекаться на неубранные игрушки, мусор, звуки за окном или домашних питомцев. Время, отведенное на учебу, должно быть занято только ею.
В средней школе
Здесь возникает другая проблема: не все дети справляются с возросшей нагрузкой, поэтому на домашние задания часто не остается сил. Ситуацию усугубляет то, что к средней школе родители нагружают детей кружками и секциями.
Другая сложность: дети в этом возрасте не всегда говорят о своих проблемах открыто, опасаясь осуждения и наказания. Понаблюдайте, каким ребенок приходит из школы и как относится к урокам: может, ему нужна помощь психолога или другого специалиста? Если же он просто устал, ленится и не может сосредоточиться, помогите ему выстроить правильный режим и облегчите нагрузку.
Если ребенок затягивает выполнение уроков, торопится поскорее их закончить или, наоборот, «зависает» над каждой задачей — это тоже сигнал. В средних классах у детей формируется склонность к тем или иным предметам, остальные же они могут просто игнорировать: сложно, скучно и так далее. Важно вовремя отследить такую ситуацию и обратить на эти предметы особое внимание, побудить ребенка делать все не спеша и вдумчиво. Не забывайте про мотивацию: например, если возникли сложности с физикой, можно рассказать и показать, как современные астрофизики разгадывают тайны вселенной.
Наконец, дети часто спешат разделаться с уроками, чтобы заняться любимыми делами: посидеть в интернете, поиграть, пообщаться с друзьями. Здесь поможет четкий режим, о котором мы говорили выше, и мотивация, но уже более глобальная. В средней школе важно, чтобы ребенок понимал, что несделанные уроки — это не только плохая оценка, но и лишнее время на ее исправление, и сложности с новым материалом. Гораздо проще уделить лишние 20-30 минут сейчас, чем постоянно возвращаться к этому вопросу.
Итак, главные правила:
- Соблюдаем четкий режим: лучше делать уроки в определенное время, чередуя с отдыхом, если ребенок гиперактивный.
- Мотивируем: любимые игры и занятия — только после выполненных заданий, поощряем за хорошую работу и объясняем, чем полезен тот или иной предмет.
- Учитываем особенности ребенка: его темперамент, здоровье, интересы и увлечения, которые отражаются на учебе.
А как выполняют домашние задания дети Тутты Ларсен? Читайте в следующей статье.
Как сделать домашнее задание быстро и правильно?
С раннего возраста человек проходит все этапы становления личности: детский сад, школа, колледж, университет. Самые яркие впечатления и воспоминания начинаются с первого класса. Первая учительница, яркие книги, исписанные еще неумелыми ручками прописи. Время пролетает в один миг. И вот последний звонок, получение аттестата о среднем образовании, выпускной. Впереди светлое будущее.
Но перед этим нужно пройти через все трудности, связанные с учебой: выполнение домашних заданий, сочинения, изложения. Секции, кружки, репетиторство также входят в расписание школьника. Главный вопрос, который встает перед родителями и школьниками, — это как сделать домашнее задание быстро, правильно и вовремя.
Система воспитания в детском саду
С раннего возраста ребенок начинает учиться общаться с окружающими людьми. Навыки взаимодействия со сверстниками приобретаются в коллективе. Детский сад — прекрасное место для приобретения таких умений. Но поначалу обстановка у ребенка оставляет не самые приятные впечатления. Незнакомое место, чужие люди — все это действует на малыша угнетающе. Опытный и квалифицированный воспитатель должен придерживаться такой системы воспитания и обучения, при которой адаптация к детскому саду пройдет наименее болезненно, ребенку будет интересно, он с удовольствием принимает участие в воспитательном процессе. В детском саду малыш учится:
- Правильно выражать свои желания.
- Отстаивать свою точку зрения.
- Прислушиваться к мнению других и уважать его.
- Взаимодействовать со сверстниками.
Помимо этого, малыш развивается умственно, физически, эстетически. Предлагаются разнообразные занятия: музыка, танцы, физкультура, рисование и т.д. Это дает возможность реализоваться каждому воспитаннику.
Поощряется участие детей в конкурсах по разным направленностям. Для малыша это возможность раскрыть свои таланты, и он с увлечением берется за дело. Конечно, взрослые принимают в этом активное участие.
Вопрос, как сделать домашнее задание, у родителей встает еще перед школой, когда детей учат навыкам чтения и письма, тем самым подготавливая их к новому этапу их жизни — к школе. Это прописи, стихи, чтение книг и т.д.
В детском саду процесс обучения новым навыкам и умениям проходит естественным образом — через игру, тем самым ребенок изучает общество и свою роль в нем.
Школа: система образования, учебный процесс
Настало время, и с детских стульчиков ребенок пересаживается за парту. Первый класс — это всегда волнующий момент. Многое еще непонятно и неизвестно. Но постепенно у малыша складывается общее представление о самом процессе, ведь большую часть жизни он проводит в школе.
Российская система образования включает в себя несколько ступеней:
- Начальная школа (до четвертого класса). В этот период даются базовые и элементарные знания по письму, чтению, математике, необходимые в повседневной жизни. Помимо этого, преподаются дополнительные предметы: окружающий мир, музыка, рисование, физкультура и т.д.
- Основное обучение (до девятого класса). В это время ученики получают знания по разным дисциплинам. Каждый предмет преподается в отдельном кабинете. После окончания обучения при положительной сдаче итоговых экзаменов выдается аттестат об основном среднем образовании. При желании ученики могут продолжить обучение, перейдя в старшие классы или в другие учебные заведения: лицей, гимназия, колледж, училище и т.д.
- Старшие классы (десятый и одиннадцатый). В это время ученики усиленно готовятся к поступлению в высшие учебные заведения. По окончании сдается Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и выдается аттестат о полном среднем образовании.
Основные предметы в школе и ежедневная подготовка к ним
Основные дисциплины в школе:
- Русский язык.
- Литература.
- Математика.
- Английский язык.
- История.
- Физика.
- Химия.
- География.
- Биология.
Процесс обучения проходит следующим образом: разбирается тема по определенному предмету и для усвоения пройденного материала нужно выполнить домашнее задание. И вот тут возникают трудности. Ребенок с неохотой его выполняет, отвлекается на другие занятия, не связанные с учебой. Перед родителями и учениками встает вопрос, как правильно сделать домашнее задание, не допустить ошибок и полноценно усвоить пройденный материал.
Основные причины, по которым ребенок не хочет выполнять домашнее задание:
- Усталость после уроков вследствие большой нагрузки в школе.
- Недостаток внимания со стороны родителей. Своим нежеланием учиться ребенок старается привлечь к себе внимание.
- Некоторые предметы сложны в понимании или неинтересны.
- Боязнь перед трудностями. Иными словами, ребенок боится, что не справится с поставленными перед ним задачами.
Родители должны помочь справиться с возникающими трудностями, поощрять успехи, не сладостями и не играми на планшете или компьютере, а, например, выделить дополнительное время для прогулок на свежем воздухе.
Вот еще несколько правил для родителей:
- Регулярно соблюдать установленный режим дня. Ребенок быстрее втянется в процесс, тогда учеба и выполнение домашних заданий не будет казаться непосильной задачей.
- Ученик должен выполнять домашнее задание самостоятельно. Помощь родителей — рассказать, показать, объяснить. Иначе в дальнейшем это сильно скажется на результате.
- При выполнении домашних заданий делать перерыв на десять минут. Это даст возможность ребенку легче усвоить полученную информацию.
Достаточно придерживаться этих рекомендаций, и основная задача, как сделать домашнее задание, не будет казаться непосильной ношей.
Работа над ошибками
Русский язык — один из важнейших предметов в школе. Ребенок должен научиться грамотно и без ошибок писать, уметь выражать свои мысли. Орфография, пунктуация, стилистика — основные направления в русском языке и их знание обязательно. Важно не просто заучить наизусть правило, но и для чего оно нужно и как правильно применить его.
Вот несколько советов, как сделать домашнее задание по русскому языку:
- Для начала подготовить рабочее место, убрать лишние предметы (листы, тетради, не относящиеся к заданному предмету).
- Повторить пройденный материал. Выучить и повторить правила, подобрать примеры к ним.
- Внимательно прочитать задания или упражнения. Если для их выполнения требуются определенные правила или определения, найти и выучить их.
- Переписывая задания, проговаривать написанное вслух и обязательно проверять написание трудных слов. С этим прекрасно справится орфографический словарь.
- Если задание — переписать текст, для начала нужно внимательно прочитать предложение и разобрать непонятные слова. Словарь в таком случае прекрасный помощник. Затем аккуратно переписать упражнение.
- Проверить выполненную работу. Если есть ошибки, указать на них и предложить аккуратно их исправить.
Эти советы очень просты в выполнении. Придерживайтесь их, и русский язык будет прост и доступен в изучении.
Математика
Математика — не менее важный и, пожалуй, самый сложный в понимании предмет. Сложение, вычитание, деление, умножение-все это встречается в повседневной жизни. Поэтому для ученика базовые знания по этому предмету необходимы.
Указания, как сделать домашнее задание по математике:
- Приготовить все необходимое для выполнения этого предмета (тетрадь, учебник, ручка, карандаш и т.д.).
- Повторить пройденный на уроке материал.
- Внимательно прочитать задания. Приступить к выполнению с самой трудной задачи.
- Сделать все расчеты в черновике.
- Проверить выполненное задание и, если есть в этом необходимость, исправить ошибки.
- Аккуратно переписать в тетрадь.
Изучение иностранных языков в школе
Английский язык в школе изучают уже со второго класса, а некоторые и с первого. Не всем дается легко этот предмет. Тут важным фактором является усидчивость, терпение. Впрочем, это относится ко всем предметам, изучаемым в школе.
Несколько простых правил, как сделать домашнее задание по английскому:
- Подготовка рабочего места, достать все необходимое для этого предмета.
- Если задание — чтение текста, то необходим словарь. Незнакомые слова переводить по отдельности и записывать в отдельную тетрадь. Таким образом, слова лучше запоминаются.
- Пересказ на английском языке — сложное задание, но вполне выполнимое. Достаточно сделать пересказ на родном языке, а потом составить на английском. Это учит выражать свои мысли и эмоции, что очень важно в изучении данной дисциплины.
- Грамматические упражнения — неотъемлемая часть в изучении иностранного языка. При регулярном выполнении это даст возможность правильно говорить и писать. Для этого нужно внимательно прочитать задание и выполнить его при помощи словаря, таблиц.
- Исправить ошибки, если есть в этом необходимость.
Природа и общество
В качестве дополнительного школьникам преподают окружающий мир. Этот предмет помогает:
- Понять значение природы и общества в целом.
- Значение природы в жизни человека, охрана природы.
- Изучить некоторые природные объекты и явления.
Рекомендации, как сделать домашнее задание по окружающему миру:
- Внимательно прочитать задание. Если для его выполнения требуется найти и выучить определения, сделать это, прибегнув к помощи пройденного материала или теоретической части учебника.
- Если в задании требуется работа с такими принадлежностями, как клей, ножницы, карандаши, выполнять все нужно аккуратно, не торопясь.
- Проверить выполненные упражнения. Исправить ошибки, если это необходимо.
Освоение пройденного материала, самостоятельная работа
Каждый школьник решает задания понятными для себя способами. В выполнении упражнений проявляются его творческие, интеллектуальные способности.
Домашнее задание должно быть интересным. Учитель при правильном подходе обязательно заинтересует ученика, и тогда вопрос, как сделать домашнее задание по тому или иному предмету, будет решаться без особых усилий.
Нужно ли помогать ребенку делать домашнее задание?
Все родители рано или поздно сталкиваются с тем, что у их ребенка не получается самостоятельно выполнить домашнее задание. Они решают помочь ему. И делают домашнее задание вместе с ним. А иногда даже и за него.
Однако, возникает вопрос, нужно ли родителям вмешиваться в учебный процесс ребенка? И стоит ли им помогать ему выполнять домашнее задание?
Какая проблема возникает, когда родители делают д/з вместе с ребенком?
Родителям не всегда удобно делать домашнее задание совместно с ребенком. Этот процесс — довольно трудоемкий. На него уходит огромное количество времени как родителей, так и детей. Минимум 2-3 часа. А максимум — целый вечер.
Из-за этого совместное выполнение домашнего задания превращается в ужас как для родителя, так и для ребенка. Из-за того, что выполнение домашнего задания занимает несколько часов, взрослые начинают могут становиться нетерпеливыми. Даже малейшие заминки млдашего школьника вызывают у них негативные эмоции. Наибольшее раздражение провоцируют проблемы с определёнными заданиями, которые ребенок не может решить на протяжении длительного промежутка времени.
Из-за того, что школьник топорится на упражнениях, родители может быть тяжело сдерживать себя. Уже после совершения нескольких ошибок в задаче, некоторые взрослые начинают кричать на ребенка. И говорить фразы в духе: «Никогда больше не буду выполнять с тобой домашнее задание. Занимайся этим сам!».
Подобное совместное выполнение домашнего задания не приводит ни к чему хорошему. Ребенок сидит за ним намного дольше, чем если бы делал его сам. У него портится настроение. И появляются комплексы.
Можно ли исправить ситуацию?
Исправить эту ситуацию можно. Мы рекомендуем отказаться от совместного выполнения домашнего задания. И вмешиваться в учебный процесс только в том случае, если ребенок застопорится на определенном упражнении. И не сможет справиться с ним без вашей помощи.
Давайте ребенку возможность выполнять домашнее задание самостоятельно
Абсолютно неважно то, насколько правильно ребенок выполняет домашние задания. Если он делает их без единой ошибки, то это отлично. Если же он допускает разнообразные помарки и неправильно решает упражнения, то дайте ему возможность и ошибаться. Пусть лучше ребенок делает что-то некорректно самостоятельно, чем у него будет идеальная работа, но сделанная вами.
К тому же, школьные учителя укажут на ошибки. И в будущем ребенок сможет выполнять его правильно. Без сторонней помощи.
Как добиться того, чтобы ребенок самостоятельно выполнял домашнее задание?
Установите границы ответственности
Нельзя круглосуточно контролировать ребенка на предмет того, выполнил ли он домашнее задание. Если вы будете постоянно отслеживать этот аспект, то ребенок будет делать домашнее задание только тогда, когда вы ему об этом скажите. А стоит вам всего лишь раз забыть напомнить о домашнем задании, и школьник не выполнит его. Поскольку тоже забудет о том, что его нужно сделать.
Рекомендуем приучить ребенка к тому, чтобы он сам контролировал выполнение своего домашнего задания. И вспоминал о том, что его необходимо делать, без вашей помощи.
Верьте в силы ребенка
Никогда не показывайте ребенку то, что вы не уверены в его интеллектуальных способностях. И в том, что он сможет выполнить определенное упражнение правильно.
Если он подходит к вам со словами «Мам, помоги, пожалуйста, сделать математику. Мне кажется, что я не смогу решить 15 задачу», то вам нужно демонстрировать свою уверенность в его силах. В ответ вы можете сказать: «Сынок, ты у меня очень умный. Ты справишься с задачей. Если у тебя совсем не будет получаться ее выполнить, то я тебе помогу. Ну а пока попробуй решить ее самостоятельно».
Ни в коем случае не решайте задачу вместе с ребенком до того, как окажется, что он не может выполнить задание самостоятельно. И уж тем более не допускайте того, что вы выполните конкретное упражнение за него. Если вы сделаете это, то вся ответственность перейдет на вас. Ребенок перестанет делать самостоятельно любое д/з. Потому, что будет понимать — любое задание за него может выполнить мама. Соответственно, он будет просить у вас помощи при выполнении каждого последующего домашнего задания.
В старших классах с этим у вас могут возникнуть проблемы. Ребенок вырастет, но все равно будет просить у родителей помощи в выполнении домашнего задания или придется прибегать к помощи репититора.
Как часто можно спрашивать ребенка о том, выполнил ли он домашнее задание?
В процессе обучения ребенка понятиям границ ответственности вам нужно сделать так, чтобы он понял: за учебу в школе отвечает лично он. Оценки, которые получит чадо — лично его заслуга. И в его же интересах сделать домашнее задание так, чтобы баллы были максимально высокими.
Именно поэтому вы должны спрашивать ребенка о том, выполнил ли он домашнее задание, как можно реже. Не больше одного раза в день.
Если вы будете терроризировать ребенка вопросом «Ты выполнил домашнее задание?», то он бессознательно переложит ответственность за его выполнение на вас. И будет делать его только тогда, когда вы его об этом спросите.
В идеале, вы должны добиться того, чтобы вы вообще не задавали вопрос про домашнее задание. Но, при этом, чтобы в конце дня ребенок самостоятельно отчитывался вам: «Мам, я выполнил все домашнее задание на завтра».
Не слушайте учителей, которые говорят вам, что домашнее задание в обязательном порядке нужно выполнять с ребенком
Подход к выполнению домашнего задания с ребенком у каждого учителя разный. Это зависит от возраста педагога. А также от той базы знаний, которую он получил в конкретном учебном заведении.
Не рекомендуем прислушиваться в вопросе совместного выполнения домашнего задания к педагогам. Поступайте так, как считаете лично вы.
По возможности, можете прислушаться к своим родителям. Узнайте у них, как они воспитывали вас в школьные годы. Если они помогали вам с выполнением домашнего задания, то делайте так же и со своим ребенком.
Посторонних лиц в этом вопросе слушаться не нужно.
Почему помогать ребенку делать домашнее задание — вредно?
Когда вы решаете за ребенка домашнее задание, в его голове не откладываются знания
Самое распространенное мнение у родителей — это то, что «если помочь ребенку решить определенную задачу, то он поймет, как это делается. И в будущем сможет решать ее самостоятельно». Однако, при совместном выполнении домашнего задания это правило не работает.
В большинстве случаев, когда вы решаете задачу за ребенка, он не понимает ее сути. Не улавливает алгоритмы решения. И не получает абсолютно никакие знания в процессе обучения.
Благодаря вам он получает ответ на определенную задачу. И не стремится понять, как ее решать.
При регулярном совершении подобной ошибки, ребенок и вовсе перестанет учится. Он не будет мыслить во время выполнения домашнего задания. Потому, что будет знать — за него все решит мама.
Помощь в выполнении д/з не поможет улучшить оценки ребенка
Ученые из ВУЗа города Остин (США) провели исследование эффективности совместного выполнения домашнего задания. Они выясняли, насколько сильно влияет помощь родителей при подготовке домашнего задания на оценки школьников.
Согласно результатам исследования, дети, которым помогали делать домашнее задание, ничем не отличаются в интеллектуальном плане от делающих его самостоятельно. Первой категории школьников с домашним заданием регулярно помогали родители. Однако, они не смогли освоить новых знаний быстрее, чем остальные дети.
Помогать ребенку с выполнением домашнего задания — не очень эффективно в плане интеллектуального развития. Если у школьника наблюдаются проблемы с определенным предметом, то лучше найдите ему репетитора. Он без лишних криков и эмоций объяснит ребенку определенную тему. И поможет справиться с тяжелым материалом.
Ребенок будет бояться выполнить домашнее задание неправильно
Многим родителям очень тяжело сдерживать себя во время выполнения домашнего задания с ребенком. Периодически в их лексиконе проскакивают колкости. А также оскорбления.
Они говорят детям:
- «Ты глупый».
- «У тебя ничего не получится».
- «Ты плохо справляешься с уроками».
- «Ты самый глупый в классе».
- «Если не сможешь сделать этого, то получишь двойку. Я не смогу пережить того, что мой сын двоечник».
- «А вот Ваня Сидоров эти задачи наверняка за десять минут решает. Не то, что ты».
Подобные фразы, услышанные из уст матери, вызывают негативные эмоции у детей. Они развивают у школьников низкую самооценку. И нередко приводят к появлению так называемого комплекса отличника. Это явление, когда человек хочет во всем быть лучшим. И делает все для того, чтобы добиться этой цели. Не понимая, что быть лучшим абсолютно во всем — невозможно.
Мы бы могли написать, что «старайтесь контролировать себя во время выполнения домашнего задания». Но сами понимаем, что сдерживать свои эмоции выходит далеко не всегда.
Поэтому, чтобы не травмировать самооценку ребенка, рекомендуем отказаться от выполнения домашнего задания с ним. А если и вмешиваться в этот процесс, то только в случае необходимости.
Заключение
Решать, делать домашнее задание совместно с ребенком или нет, предстоит каждому родителю самостоятельно. Мы лишь описали то, к чему это может привести. Проанализируйте все плюсы и минусы совместно выполнения домашнего задания.
Если Ваш ребенок все-таки испытывает трудности в выполнении домашнего задания, советуем Вам обратиться к Интернет ресурсам, которые помогают детям — Учителя онлайн)))
Читайте также:
Внеурочные занятия: Как организовать рабочий день школьника?
Финансовая грамотность: как воспитать в ребенке бизнесмена с помощью игры в «Магазин»?
как заставить ребенка делать домашнее задание
В начале сентября начались занятия в школе, а это значит, что дети будут возвращаться с домашними заданиями в дневнике, которые должны быть выполнены к следующему дню или к концу недели. Для многих детей это настоящее наказание, которого они хотят избежать любой ценой.
Но как и любую работу, ее обязательно нужно сделать. Несмотря на споры о том, необходима ли домашняя работа для детей или же нет, реальность такова, что они должны ее выполнять. Порой детям нужна мотивация, чтобы начать действовать. Как родители вы можете сыграть большую роль в обеспечении этой мотивации.
Итак, как вы можете помочь своим детям выполнить домашнее задание? Эти 10 советов подскажут вам правильный ответ.
1. Устройте график
Установите регулярное расписание, чтобы домашние задания стали частью повседневной жизни ребенка. Возможно, школьник сделает уроки, как только вернется домой из школы, или же ему потребуется дополнительное время, чтобы расслабиться, перекусить, а затем приступить к занятиям перед ужином.
Если дети посещают внешкольные учреждения, возможно, они смогут использовать это время для выполнения домашнего задания, прежде чем они придут домой, чтобы их вечер был свободным и они могли провести его с семьей.
Выясните, что лучше всего подходит для вашей семьи и ребенка, и пусть он придерживается одного расписания.
2. Не отказывайте в помощи
Детям, вероятно, может понадобится ваша помощь в выполнении домашних заданий, поэтому выделите для них некоторое время.
Если вы будете чаще проводить время с ребенком, он обязательно почувствует вашу поддержку и будет более склонен регулярно выполнять домашнюю работу.
3. Установите правило, что уроки должны быть сделаны до обеда
Зачастую дети лучше всего следуют правилам. Очень эффективным методом будет сказать, что они должны выполнить задания до обеда, иначе не получат сладкого. Это может помочь ребенку действовать и вовремя закончить работу, а вечером спокойно отдыхать.
Конечно, в любых правилах всегда есть исключения, но создание такой схемы для детей, которым трудно управлять своим временем, является правильным решением. Когда дети подрастут, они начнут лучше организовывать свой график.
4. Дополнительные стимулы
Стимул может сработать для детей, у которых нет мотивации делать домашнюю работу. Например, это может быть десерт после обеда, если он закончит задание вовремя, возможность поиграть с друзьями, посидеть за компьютером или уехать на ночевку.
Ребенок должен уяснить: чтобы достигнуть цели, ему нужно выполнить свои обязанности, то есть домашнюю работу. Только сделав необходимое задание, он сможет получить долгожданное вознаграждение, будь то просмотр любимого фильма или видеоигра.
5. Создайте подходящую атмосферу
Детям требуется подходящая атмосфера, чтобы хорошо выполнять домашнюю работу. Сидеть на кровати или за обеденным столом не очень удобно и может отвлекать от процесса. Подумайте о том, чтобы приобрести для ребенка письменный стол, где бы он мог хранить свои школьные принадлежности и сидеть в комфорте. Таким образом он сможет сосредоточиться на домашней работе в любое время.
Смена обстановки и удобное рабочее место могут повлиять на продуктивность ребенка.
6. Позвольте ребенку учиться вместе с другом
Некоторые дети лучше работают сообща, и, если вы обнаружите, что это так, пусть он совмещает время с приятелем со своей домашней работой. Разрешите ребенку пригласить его товарища, чтобы они могли вместе работать над проектами, идеями и помогать друг другу в выполнении заданий.
Следите за ними время от времени, чтобы убедиться, что они добросовестно учатся, а не сидят в интернете. Как только домашнее задание будет завершено, вы можете позволить им немного отдохнуть и развлечься.
7. Разбивайте домашнее задание на части
Если ребенку трудно сосредоточиться, вы можете посоветовать ему разбить домашнее задание на части. Возможно, он сделает домашнее задание по биологии, как только вернется домой, с математикой ему помогут родители, а время перед сном посвятит чтению.
Выполнение домашнего задания по частям, особенно если речь идет о ребенке из старшего класса, поможет легче усваивать информацию и чувствовать, что он может отдохнуть и получить столь необходимые перерывы.
8. Затевайте веселые конкурсы
Создавайте веселые семейные конкурсы, которые будут мотивировать всех. Пока ребенок выполняет домашнее задание, вы можете сделать домашние дела. Пока ребенок не закончит грызть гранит науки, вы тоже должны трудиться, выполняя ту или иную деятельность (например, стирка, уборка или выгул собаки). Если ребенок должен работать после школы, то и вы не должны сидеть без дела.
9. Мотивируйте их
Порой, веселая мотивация — это единственное, что нужно ребенку, чтобы выполнить домашнее задание. Например: «Ты можешь это сделать» или «Я так горжусь тобой». Напомните ребенку, насколько хорошо он сдал последний тест, или о том, что вы уверены в его дальнейших успехах.
Мотивируйте ребенка, одновременно поощряя его изучать новые вещи.
10. Наймите репетитора
Если у школьника плохая успеваемость по определенному предмету и, следовательно, проблемы с домашней работой, следует нанять репетитора. Особенно это касается работающих родителей, которые возвращаются домой поздно и не могут уделять ребенку достаточное время.
Зачастую репетитор, занимаясь со школьником один на один, в состоянии помочь ему понять материал и добиться результатов. Со временем домашняя работа станет для ребенка менее стрессовым занятием.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание