Повтор как средство художественной выразительности – Повтор как выразительное средство языка художественного произведения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

Средства выразительности речи. Таблица

Языковое средство

Вид

Характеристика приёма

Примеры

Аллегориялекс.Изображение отвлечённого понятия через конкретный образПрекрасен царскосельский сад,
Где льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад. (лев – Швеция)
                                                   (А. Пушкин)
Аллитерациязвук.Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуковСвищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума…
                                                 (С.Есенин)
Анафора
синт.Одинаковое начало нескольких соседних предложенийБерегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.       (О.Высотская)
Антитезасинт.Cопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления«Сон и смерть» А.А.Фета, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
Ассонансзвук.Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуковМело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…                     (Б.Пастернак)
Гипербола лекс.Художественное преувеличениешаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)
Градациясинт.Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимостиЗавыл, запел, взлетел под небо камень,
И заволокся дымом весь карьер.                                                (Н.Заболоцкий)
Именительный темы синт.Особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложенияхХлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!
Инверсиясинт.Нарушение прямого порядка словРоняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле… (А.Пушкин)
Ирониялекс.Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому                   Граф Хвостов,
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье Невских берегов…      (А.Пушкин)
Композиционный стык синт.Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих егоНа заре зорянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н.Сладков)
Лексический повторлекс.Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетанияВокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам.
Сосны
всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)
Литоталекс.Художественное преуменьшение«мальчик с пальчик»
Метафоралекс.Переносное значение слова, основанное на сходствеСонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)
Метонимиялекс.Замена одного слова другим на основе смежности двух понятийСюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)
Многосоюзиесинт.Намеренное использование повторяющегося союзаТам есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.
                                               (В.Инбер)
Окказионализмы
лекс.Индивидуальные авторские словообразования…В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)
Оксюморонсинт.Сочетание противоположных по значению словТуристы в родном городе. (Тэффи)
Олицетворениелекс.Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметыУтешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)
Парцелляциясинт.Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезкиОн любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.
Перифраз
лекс.Замена слова (словосочетания) описательным оборотом«люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)
Риторический вопрос, восклицание, обращение синт.Выражение утверждения в вопросительной форме;
привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия
О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?      (Н.Некрасов)
Ряды, парное соединение однородных членовсинт.Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста…Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С.Маршак)
Сарказмлекс.Едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатирыСарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.
Синекдохалекс.Замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественногоШвед, русский колет, рубит, режет… (А.Пушкин)
Синтаксический параллелизмсинт.Сходное, параллельное построение фраз, строкУметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Сравнениелекс.Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признакДа, есть слова, что жгут, как пламя.                                                   (А.Твардовский)
Умолчаниесинт. Прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлятьБаснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А.Крылов)
Эллипсиссинт.Сокращение, «пропуск» слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)
Эпитетлекс.Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явлениеНо люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум…
(Н.Некрасов)
Эпифорасинт.Одинаковая концовка нескольких предложенийВесну заклинати, зиму провожати.
Рано, рано зиму провожати.

literatura5.narod.ru

«ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ  ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»

а) звуковой повтор;

б) анафора;

в) эпифора;

г) параллелизм;

д) подхват;

е) лексический и экспрессивный повтор

       3. Заключение

На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.

Повтор — повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.

Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.

Аллитерация (от лат. ad — к, при + litera —буква). Повторение одина ковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.

Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пуш кин).

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом

(Ф.Тютчев)

Ассонанс — а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;

б) концентрированное повторение гласных звуков:

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

(М.Лермонтов)

Анафора (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигу ра, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в на чале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

(М.Ю. Лермонтов)

Единый зачин делает речь экспрессивной, выразитель но подчеркивая основную мысли текста.  Различают различные виды анафоры.

Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний зву ков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)

Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов…. Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов)

Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)

Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же син таксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)

Эпифора (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стили стическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающа яся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого па раллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(Блок)

Параллелизм (греч. «parallelos» — идущий рядом) — фигура, представляющая собой однородное синтаксиче ское построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный парал лелизм обычно сопровождается тематическим, содержа тельным. Сходство в построении предложений раскрыва ет живую связь образов:

Жизнь без тревог — прекрасный светлый день,

Тревожная — весны младые грезы.

Там — солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь — и гром, и, молния, и слезы…

(А.А. Фет)

Параллелизм имеет разнообразные формы. 

Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – гаснут,

Когда умирают люди – поют песни.

(В.Хлебников)

Разновид ностями его являются, в частности, единоначатие (ана фора) и концовка (эпифора).

Подхват — фигура, которая заключается в подчеркну том повторении конца стиха в начале следующего стиха:

Придет оно, большое, как глоток, —

Глоток воды во время зноя летнего.

(Р.И. Рождественский)

Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило,  повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

(С.Есенин)

В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)

Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.

— Скорей, скорей— кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар)

Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.

infourok.ru

ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 26. Языковые средства выразительности.

Типы слов по смыслу

Синонимы — это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и  стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).

Контекстные синонимы это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.

Синонимы данных слов вне текста:

 Добрый — сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.

Мягкий — пухлый, пластичный, эластический, пушистый.

Антонимы это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый).

Контекстные антонимы —  это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

Например: один день – вся жизнь, волки — овцы, поэт – стихотворец.

Омонимы — это слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения (коса девичья и коса как сельскохозяйственное орудие).

Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение ( великий- величественный, эффектный- эффективный).

Типы слов по сфере употребления

Общеупотребительные слова — это слова, значение которых известно всему народу, всем носителям данного  языка (небо, школа, синий, ходить, красиво и т.д.)

Диалектизмы — данные слова употребляются жителями определённой местности ( «саднова»- то есть постоянно, употребляется в глубинках Поволжья).

Профессионализмы  (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).

Терминыназвания определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)

Жаргонизмы это слова и выражения, которые используются в в социальных группах при неформальном общении (например: глючить, хакнуть – компьютерный жаргон, то есть сленг; ксива, малява- воровской жаргон; училка, трояк, домашка- школьный;

Типы слов по происхождению

Устаревшая лексика (архаизмы)- это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи , так как с течением времени были заменены другими словами  (очи- глаза, ланиты- щёки).

Историзмы  —  это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи  с исчезновением явлений, которые они обозначали. Данные слова могут употребляться для описания исторической эпохи (кольчуга, ботфорты).

Неологизмы — новые слова, недавно возникшие в языке и не утратившие своей новизны. С течением времени данные слова переходят в группу общеупотребительных. Так совсем недавно неологизмами были слова: компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон, однако сегодня они уже переходят в разряд общеупотребительных.

Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать )

Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово  греческого происхождения, модернизация- французского).

Варваризмы – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. ( Например: месье, бой-френд, бизнес-вумен).

Типы слов по сферам употребления

Стилистически нейтральная лексика — это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи (сравните: душистый — благовонный, доказательства- аргументы)

Книжная лексикаупотребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом , публицистическом стиле( например: декларативный, исчислять, конъюктура)

Разговорная лексика — слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении

( хвастунишка, читалка, задира.)

Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности :

-нарушающие  языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)

— нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)

— вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.

Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям,  позитивное  и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).

Фразеологизмы — устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову .

С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:

— разговорные: бежать сломя голову — быстро, работать спустя рукава – лениться

— книжные : яблоко раздора, звёздный час

— просторечные:  вкручивать мозги, дурья башка.

poznaemvmeste.ru

Презентация «Средства художественной выразительности»

Описание слайда:

Бессилие (1 )Он шел по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. (2)На теневой стороне было еще нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зерка­лам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. (З)Пахло влажным асфальтом. (4)Везде было по-утреннему легко, свободно… {5)Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шел небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твердый, жесткий взгляд был устрем­лен вперед. (б)Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гу­ляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек. (7)Они двигались навстречу, эти два молодых человека, глядя перед собой, а когда поравнялись, невысокий, в белой футболке, не поворачивая головы, не меняя выражения глаз, еле заметным толчком плеча ударил в плечо другого. {8)И тот, едва не падая от неожиданного удара, ощутил чужие мускулы, столь натрениро­ванные, неумолимые в своей самонадеянности, что, пораженный грубостью, вспых­нув мгновенным гневом, выговорил, готовый к мщению: «Извинения надо просить, черт подери!» (9)А парень в потёртых джинсах спокойно уходил, по-прежнему слегка пока­чивая плечами, будто ничего не произошло несколько секунд назад. (10)И стало ясно: толчок был не случаен, а страшная мощь в его мускулах, весь облик невозму­тимо гуляющего по проспекту человека делали его неприступным. (11 )Можно было представить, как, уверенный в безнаказанности, мистер невозмутимость равно­душно поднял бы брови при виде возмущения оскорбленного его действием дру­гого человека, как сказал бы бесцветным голосом: «Я не понимаю, что вам от меня нужно?» — и тут же нанес бы этим вторичный удар исподтишка, играя роль жертвы, которая вынуждена защищаться. (12)Тот человек, которого задели плечом, был не робок, тоже обладал реши­тельностью, но страх перед волей более храброго остановил его. (13)Парень, мор­щась, потирал ушибленное место, оглядывался на удаляющуюся квадратную спину, обтянутую спортивной футболкой. (14)В этот момент он больше всего ненавидел эту спину, себя и собственное унизительное бессилие, что все-таки требовало найти оправдание. (15)И в голове проносились мысли: «За что он меня? (16)Позавидовал белым брюкам или более модной прическе? (17)Доказал, что он сильнее меня? (18)Почему я оробел перед этой глупой, отвратительной силой?»

infourok.ru

Материал по литературе (9 класс) на тему: Художественные средства выразительности

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) — слова или обороты речи  в переносном, иносказательном значении. Тропы — важный элемент  художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ —  обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора,  эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

            ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) — разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
В русской литре к гиперболе охотно прибегали Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно

В. Маяковский («Я», «Наполеон», «150 000 000»). В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.

            ЛИТОТА (греч. litotes — простота) — троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: «мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», «мужичок с ноготок».
Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте – гипербола.

К литоте часто обращался Н. Гоголь:
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь

            МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) —  троп, скрытое образное сравнение,  перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании  общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от

сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

                                    Век девятнадцатый, железный,

                                    Воистину жестокий век!

                                    Тобою в мрак ночной, беззвездный

                                    Беспечный брошен человек!

                                                                   А. Блок

Метафоры образуются по принципу олицетворения («вода бежит»), овеществления («стальные нервы»), отвлечения («поле деятельности») и т. д.  В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность:

В каждый гвоздик душистый сирени,
Распевая, вползает пчела…
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков…

А. Фет

Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение, в котором, однако, легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда…
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег…

С. Есенин

Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.

С. Есенин

Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ.

            МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia — переименование) — троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле («пенящийся бокал» — имеется в виду вино в бокале; «лес шумит» — подразумеваются деревья; и т.п.).

                                  Театр уж полон, ложи блещут;

                                  Партер и кресла, всё кипит…

                                                                       А.С. Пушкин

В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о «стальном ораторе, дремлющем в кобуре», то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие метонимии от метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:

Ты вел мечи на пир обильный;

Все пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над ее главой…

А. Пушкин

Здесь метонимия «мечи» — воины. Наиболее распространена метонимия, в которой название профессии заменено названием орудия деятельности:

Когда же берег ада
Навек меня возьмет
Когда навек уснет
Перо, моя отрада…

А. Пушкин

Здесь метонимия «уснет перо».

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis — окольный оборот, иносказание)   — один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» — вместо «лев»)

            ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) — вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

                                       Колокольчики мои,

                                       Цветики степные!

                                       Что глядите на меня,

                                       Тёмно-голубые?

                                       И о чём звените вы

                                       В день весёлый мая,

                                       Средь некошеной травы

                                      Головой качая?

                                                                А.К. Толстой

            СИНЕКДОХА (греч. synekdoche — соотнесение) — один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха — выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи:
1) Часть явления называется в значении целого:

А в двери —
бушлаты,
шинели,
тулупы…

В. Маяковский

2) Целое в значении части — Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:

— Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли парод!

3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей…

 М. Лермонтов

И гордый внук славян, и финн…

А. Пушкин

4) Замена числа множеством:

Мильоны вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

А. Блок

5) Замена родового понятия видовым:

Бьем грошом. Очень хорошо!

В. Маяковский

6) Замена видового понятия родовым:

«Ну что ж, Садись, светило!»

В. Маяковский

            СРАВНЕНИЕ –  слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации — другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…).                                                   Буря мглою небо кроет,

                                   Вихри снежные крутя;

                                   То, как зверь она завоет,

                                   То заплачет, как дитя…

                                                                    А.С. Пушкин

«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория» (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, которое соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений понятия  -«выжженная степь» на другое — внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям:

Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Так жизнь скучна, когда боренья нет,
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

М. Лермонтов

Здесь с помощью развернутого С. Лермонтов передает целую гамму лирических переживаний и размышлений.
Сравнения  обычно соединяется союзами «как», «как будто», «словно», «точно» и т. д. Возможны и бессоюзные сравнения:
«У меня ль молодца кудри — чесаный лен» Н. Некрасов. Здесь союз опущен. Но иногда он и не предполагается:
«Заутра казнь, привычный пир народу» А. Пушкин.
Некоторые формы сравнения строятся описательно и поэтому не соединяются союзами:

И является она
У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее,
Розы утренней свежее.

А. Пушкин

Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.

А. Пушкин

Особым видом сравнения являются так называемые отрицательные:

Не сияет на нёбе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

М. Лермонтов

В этом параллельном изображении двух явлений форма отрицания есть одновременно и способ сопоставления и способ перенесения значений.
Особый случай представляют собой используемые в сравнении формы творительного падежа:

Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись.

А. Пушкин

Я не парю — сижу орлом.

А. Пушкин

Часто встречаются сравнения в форме винительного падежа с предлогом «под»:
«Сергей Платонович… сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями…»

 М. Шолохов.

ОБРАЗ —  обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

                                    Не ветер бушует над бором,

                                     Не с гор побежали ручьи,

                                     Мороз — воевода дозором

                                     Обходит владенья свои.

                                                                  Н.А. Некрасов

            АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria — иносказание) — конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д.
Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер.
Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках — богини Фемиды — аллегория правосудия, изображение змеи и чаши — аллегория медицины.
Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).

            ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) — изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

                                    Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

                                    Дикие проклятья дорогой изрыгая.

                                    И вижу: сидят людей половины.

                                    О дьявольщина! Где же половина другая?

                                                                     В. Маяковский

            ИРОНИЯ (греч. eironeia — притворство) — выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

                                     Слуга влиятельных господ,

                                     С какой отвагой благородной

                                     Громите речью вы свободной

                                     Всех тех, кому зажали рот.

                                                                         Ф.И. Тютчев

            САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. — рву мясо) —  презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

            АССОНАНС (франц. assonance — созвучие или откликаюсь)  —  повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

                                        О весна без конца и без краю —

                                        Без конца и без краю мечта!

                                                                             А. Блок

            АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ)  (лат. ad — к, при и littera — буква) —  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

                                      Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

                                      Величавый возглас волн.

                                      Близко буря. В берег бьется

                                      Чуждый чарам черный челн…

                                                                        К. Бальмонт

            АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio — шутка, намек) — стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

            АНАФОРА (греч. anaphora — вынесение) —  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,

                                        Ты и обильная,

                                        Ты и забитая,

                                        Ты и всесильная,

                                        Матушка-Русь!…

                                                                     Н.А. Некрасов

            АНТИТЕЗА ( греч. antithesis – противоречие, противоположение) —        резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
                        Ты богат, я очень беден;

                                       Ты прозаик, я поэт;

                                       Ты румян, как маков цвет,

                                       Я, как смерть, и тощ и бледен.

                                                                           А.С. Пушкин

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…

Н. Некрасов

Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок…

С.Есенин.

Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение

АПОКОПА (греч.apokope – отсечение)  — искусственное укорачивание слова без потери его значения.

                             …Как вдруг из лесу шасть

                                  На них медведь разинул пасть …

                                              А.Н. Крылов

                      Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

                                  Людская молвь и конский топ!

                                                                      А.С. Пушкин

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

                                       Ночь, улица, фонарь, аптека,

                                       Бессмысленный и тусклый свет.

                                       Живи ещё хоть четверть века —

                                       Всё будет так. Исхода нет.

                                                                       А. Блок

            МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура — бессоюзие.

Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:

И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют…

М. Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать…

М.Ю. Лермонтов

            ГРАДАЦИЯ — от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

С. Есенин

            ИНВЕРСИЯ (лат. inversio — перестановка)  — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Преданья старины глубокой

                         А.С. Пушкин

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням

А. Пушкин

            ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron — остроумно-глупое) —  сочетание  контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.  

В синем море волны плещут.          

                                    В синем небе звезды блещут.        

                                                                      А. С. Пушкин

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

В. Брюсов

Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).

Параллелизм может иметь более широкий тематический характер по содержанию, например в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники».

Параллелизм может быть как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

            ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов.  «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».

 Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement — перешагивание) — несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце.

                                 Выходит Пётр. Его глаза

                                 Сияют. Лик его ужасен.

                                 Движенья быстры. Он прекрасен,

                                 Он весь, как божия гроза.

                                                                       А. С. Пушкин

            РИФМА (греч. «rhythmos» — стройность, соразмерность) — разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их  единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

                       

            ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis — выпадение, опущение)  —  фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

В. Жуко

День в тёмную ночь влюблён,

                                         В зиму весна влюблена,

                                          Жизнь – в смерть…

                                          А ты?… Ты в меня!

                                                                       Г. Гейне

В лирике встречаются стихотворения, написанные бессказуемными конструкциями, т. е. с широким использованием эллипсиса, например стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…»

            ЭПИТЕТ (греч. epitheton — приложение) —  образное определение,  дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»),

слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.
Признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при создании художественного образа:

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя без заботы и дум…

Н. Некрасов

Свойства эпитета проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет или явление. Так в приведенном примере слова «золотая» и «чудно смешанный» приобретают свойства зпитета  в сочетании со словами «весна» и «шум». Возможны эпитеты, которые не только определяют предмет или подчеркивают какие-либо стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления (не выраженного непосредственно) новое, дополнительное качество:

И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах.

В. Брюсов.

Такие эпитеты называют метафорическими. Эпитет подчеркивает в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки. В качестве эпитета могут быть использованы различные (значащие) части речи (существительное, прилагательное, глагол).
К особой группе эпитета относятся постоянные эпитеты, которые употребляются только в сочетании с одним определенным словом: «живая вода» или «мертвая вода», «добрый молодец», «борзый конь» и т. д. Постоянные эпитеты характерны для произведений устного народного творчества.

            ЭПИФОРА (греч. epiphora — повторение) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма —  вид эпифоры (повтор последних звуков).

Вот на берег вышли гости,

                                    Царь Салтан зовёт их в  гости…

                                                                         А. С. Пушкин

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:

Да, так любить, как любит наша кровь
Никто из вас давно не любит!

А. Блок

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов..

М. Лермонтов

УМОЛЧАНИЕ — невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!

 И. А. Бунин

Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…

М. Ю. Лермонтов

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино.

Но если на дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина… 

М.И. Цветаева

СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ

ЯМБ  — двусложная стопа с ударением на втором слоге

ХОРЕЙ – двусложная стопа с ударением на первом слоге

ДАКТИЛЬ – трехсложная стопа с ударением на первом слоге

АМФИБРАХИЙ – трехсложная стопа с ударением на втором слоге

АНАПЕСТ – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге

ПИРРИХИЙ – дополнительная двусложная стопа, состоящая из двух безударных слогов

СПОНДЕЙ – дополнительная стопа, состоящая из двух ударных слогов

РИФМА

абаб – перекрестная, аабб – парная, абба – кольцевая (опоясывающая), аабссб — смешанная

МУЖСКАЯ – ударение падает на последний слог рифмующихся слов

ЖЕНСКАЯ – ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов

nsportal.ru

Урок-практикум «Средства выразительности языка»

Цели урока:

  • познавательный аспект:
  • повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;
  • развивающий аспект:
  • развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект:
  • развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

    Оборудование:

    — мультимедийный проектор,

    — презентация к уроку,

    — учебник,

    — раздаточный материал.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Запись темы урока

    — Добрый день, ребята. Рада видеть вас нас своём уроке. Сегодня мы с вами будем говорить о выразительных средствах языка.

    Если в мире есть вещи,
    достойные названия “чудо”,
    то слово, бесспорно,
    первая и самая чудесная из них.
    Л. Успенский

    II. Вступительное слово

    – Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его «модными», на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

    Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г. Паустовского, — явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.

    Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

    – Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

    – Для чего могут использоваться средства выразительности?

    Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

    Поэтому в качестве эпиграфа к нашему уроку я выбрала слова Л. Успенского: “Если в мире есть вещи, достойные названия “чудо”, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них”. (Запись эпиграфа)

    III. Составление синквейна. Формулирование задач

    – Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах, выберите формулировку темы: «Выразительные средства языка», «Речь», «Язык»

    Синквейн
    Средства выразительности
    Они
    Красивые, живые (необычные…)
    Украшают, описывают, имитируют
    «Богатство языка … богатство мыслей». (Н.М.Карамзин).
    Сокровища речи (тропы)
    Средства выразительности
    Они
    Непонятные, разнообразные
    Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
    (усложняют, путают, озадачивают)
    «Богатства русского языка неизмеримы…» (К.Г.Паустовский).
    Проблема

    – Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно–выразительных средств языка, которые используются в тексте, классифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

    – Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах)

  • Повторить термины.
  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности.
  • Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
  • Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

    IV. Повторение-обобщение средств выразительности. Терминологический диктант (через презентацию идёт повторение терминов и их запись в тетради).

    1. Гипербола.
    2. Гротеск.
    3. Ирония.
    4. Литота.
    5. Метафора.
    6. Метонимия.
    7. Ллицетворение.
    8. Перифраза.
    9. Синекдоха.
    10. Сравнение.
    11. Эпитет.
    12. Анафора.
    13. Антитеза.
    14. Градация.
    15. Инверсия.
    16. Лексический повтор.
    17. Оксюморон.
    18. Риторический вопрос, риторическое обращение.
    19. Синтаксический параллелизм.
    20. Умолчание.
    21. Эллипсис.
    22. Эпифора.
    23. Звукопись, звукоподражание.
    24. V. Закрепление.

      Задание 1. Кроссворд 1 «Стилистические фигуры речи» (Презентация)

      По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

      По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

      По горизонтали:

      Градация

      Антитеза

      Параллелизм

      Эпифора

      Оксюморон

      Инверсия

      Умолчание

      По вертикали: анафора

      Задание 2. Кроссворд 2 (Презентация)

      По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 2. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 3. Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

      По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

      По горизонтали:

      Метонимия

      Эпитет

      Олицетворение

      Сравнение

      Перифраза

      Аллегория

      Гипербола

      Литота

      По вертикали: метафора

      – Как можно назвать этот кроссворд?

      Задание 2. «Солнышко» (презентация)

      Приложение 3

      1. Перифраза.
      2. Ирония.
      3. Олицетворение.
      4. Сравнение.
      5. Эпитет.
      6. Перифраза.
      7. Сравнение, гипербола.

      VI. Обобщение. Фронтальная беседа

      – Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

      VII. Экспресс-опрос по теме «Тропы. Стилистические фигуры» Тестовые задания на применение знаний.

      Тест по теме: “Изобразительные средства языка”. (Приложение 1)

      1. Определите средство выразительности: Сидит лодырь у ворот, широко разинув рот, и никто не разберёт, где ворота, а где рот.

      1) гипербола, 2) литота, 3) перифраза, 4) олицетворение.

      2. Найдите оксюморон.

      1) Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

      2) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз.

      3) Простите, простите, простите меня!

      4) С наглой скромностью смотрит в глаза.

      3. Определите средство выразительности: Талии никак не толще бутылочной шейки!

      1) гипербола, 2) риторический вопрос, 3) литота, 4) антитеза.

      4. Найдите предложение с фразеологизмом.

      1) Смотри, ей весело грустить,
          Такой нарядно обнажённой.

      2) Он обязательно будет кривить душой перед другими.

      3) Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

      4) Стонет он по полям, по дорогам,
          Стонет он по тюрьмам, по острогам…

      5. Определите средство выразительности: “Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер – полетели”.

      1) сравнение, 2) олицетворение, 3) антитеза, 4) анафора.

      6. Определите средство выразительности: “Отколе, умная, бредешь ты, голова?” — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.

      1) риторический вопрос, 2) ирония, 3) антитеза, 4) градация.

      7. Найдите “четвёртое лишнее”.

      1) Уж близок полдень. Жар пылает.
          Как пахарь, битва отдыхает.

      2) Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди.

      3) Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

      4) Как вышки, елочки темнеют.

      8. Простите, простите, простите меня! – Какой прием здесь использован?

      1) градация, 2) лексический повтор, 3) риторический вопрос, 4) инверсия.

      9. Найдите олицетворение.

      1) Плачут вербы, шепчут тополя.

      2) В сто сорок солнц закат пылал.

      3) Октябрь серебристо-ореховый.

      4) Страна восходящего солнца.

      10. Определите, в каком отрывке использована перифраза.

      1) Слухи действительно пошли. И самые фантастические.

      2) Что ищет он в стране далекой?
          Что кинул он в краю родном?

      3) Ученье – свет, а неученье – тьма.

      4) Солнце русской поэзии.

      VIII. Обобщение

      – В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – «исповедь народа», его душа, его нравственность, основа культуры…

      Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М. Горького, «неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?

      IX. Работа с текстом. (Приложение 2)

      1. Выразительное чтение текста:

      (1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

      (3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

      (4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

      (6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

      (12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.

      (16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17) Отнюдь нет!

      (18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

      (19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче.

      (20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести. (24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

      Д.С. Лихачёв

      2. Что вам известно об авторе данного текста?

      Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) — выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР). Имеет негласный титул “совести нации”.

      Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственно

      urok.1sept.ru

      Средства художественной выразительности

      тропы – эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола, литота, олицетворения, метонимия, синекдоха, перифраза, ирония, аллегория, символ.

      стилистические фигуры (фигуры речи) – анафора, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос (восклицание, обращение), умолчание, эллипсис, эпифора, оксюморон, повтор, рефрен, парцелляция, именительный представления.

      фонетические средства выразительности – аллитерация, ассонанс, звукопись.

      • ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.

      Основные элементы структуры художественного произведения:

      • идейный замысел;

      • сюжет;

      • композиция;

      • система образов;

      • пейзаж;

      • язык.

      Художественная речь определяется как «искусство пластического изображения посредством слова» (М. Горький),как «живопись словом» (С. Сергеев-Ценский). Это возможно лишь при особом отборе слов, талантливом их сочетании. В художественной речи широко употребляется образная (живописующая), экспрессивная (выразительная) и эмоциональная лексика и фразеология.

      Задания

      1. Проанализируйте письменно одно из изучаемых произведений по любой из предложенных тем:

      а) раскройте идейно-тематическое содержание произведения;

      б) расскажите о его сюжете и композиции;

      в) как автор раскрывает образы в произведении;

      г) роль пейзажа в произведении;

      д) язык произведения (язык авторского повествования и язык действующих лиц).

      2. Проанализируйте стихотворение любого поэта по плану:

      1) Выразительное чтение текста 2) Характеристика лирического героя, его внутреннего мира (мысли, чувства, переживания)

      3) Художественное своеобразие поэтического текста, использование изобразительно-выразительных средств языка (лексические и грамматические , тропы, стилистические фигуры, их роль в раскрытии образов)

      4) Особенности построения (композиции) текста

      5) Ритмическая организация стихотворения, стихотворный размер, интонация, смысловые и ритмические паузы, логические и фразовые ударения, диктуемый стихотворным размером темп.

      6) Рифма. Звуковая инструментовка (звукопись)

      7) Единство и взаимодействие всех компонентов поэтического текста.

      8) При анализе лирических отступлений (если они есть) определяются их роль и место в композиции произведения, выражении его идейного замысла, позиции автора, на их основе характеризуется образ автора.

      3. Любовь, смерть и подвиг в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». В чем вы видите романтизм рассказа? Как это находит отражение в языке повествования? Напишите сочинение-миниатюру.

      ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ (6 часов)

      Тема 29. Формулирование главной мысли. Тема, идея, проблема, отраженные в тексте.

      Сочинениеписьменная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждений на заданную тему.

      Текстсамая крупная единица синтаксической системы, результат сложной мыслительной и речевой деятельности.

      Текстсочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

      Предложения в составе текста располагаются в логически стройной последовательности.

      Важнейшие качества текста – цельность и связность. Цельность – смысловое внутреннее единство текста, а связность – наличие формальных (грамматических) и смысловых связей предложений в тексте. Цельность и связность создают целостное впечатление о тексте, которое обусловлено единством темы.

      Тема текстаэто то, о чем (о ком) в нем говорится.

      Тема — круг событий и явлений, лежащий в основе художественного произведения, предмет художественного изображения (область отражения реальности).

      Тема – «положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». В.И. Даль

      Тема текста определяет все его характеристики:

      • способы выражения темы;

      • типы речи;

      • синтаксис текста;

      • способы и средства связи частей текста и т. д.

      При создании текста нужно хорошо осмыслить его тему. Текст должен быть информативным, т. е. содержать актуальное сообщение, интересное для адресата.

      Адресат – это лицо (лица), для которого предназначен текст.

      Создатель текста должен учитывать ситуацию общения, характер адресата речи и ряд других факторов.

      Тема текста определяет не только тип речи и строение текста, но и процесс «одевания» мысли словом: стиль изложения, выбор способов воздействия на адресата и т. д.

      studfile.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *