Правила ударений в русском языке – Ударение в словах ℹ️ как правильно ставить, проверка, правила постановки, сложные ударения в русском языке

Содержание

теория и практика / Блог :: Бингоскул

Содержание:

  1. Практика: решай 4 задание с ответами и тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку

  2. Теория к 4 заданию ЕГЭ по русскому языку на тему: «Постановка ударения».


Орфоэпический словарь от ФИПИ

Постановка ударения (орфоэпические нормы)

Правила постановки ударений в именах существительных

  1. В формах именительного падежа множественного числа ударение падает на окончание -а окончание -ы является безударным.
    • Например: аэропОрты, тОрты, лИфты, бАнты, крАны, лЕкторы, шАрфы.
  2. В существительных иностранного происхождения ударение, как правило, падает на последний слог.
    • Например: агЕнт, алфавИт, дефИс, диспансЕр, докумЕнт, жалюзИ, каталОг, некролОг, квартАл, партЕр, апострОф, процЕнт, цемЕнт, экспЕрт, фетИш. НО: фОрзац, факсИмиле.
  3. Часто в производных словах сохраняется ударение от производящих слов.
    • Например: вероисповЕдание – исповЕдаться, договорЕнность, договОр – договорИться намЕрение – мЕра, обеспЕчение – обеспЕчить, аристокрАтия – аристокрАт, знАмение – знАмя.

Правила постановки ударений в именах прилагательных

  1. Ударный слог полной формы ряда прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:
    • красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы;
    • немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.
  2. У некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно нередко падает на основу в форме мужского, среднего рода и множественного числа и на окончание в форме женского рода:
    • прАвый – прав – прАво – прАвы – правА;
    • сЕрый – сер – сЕро – сЕры – серА;
    • стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.
  3. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее-:
    • сильнА – сильнЕе, больнА – больнЕе, живА – живЕе, стройнА – стройнЕе, правА – правЕе;
    • если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва – красИвее, печАльна – печАльнее, протИвна – протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Правила постановки ударений в глаголах

  1. Ударение в прошедшем времени глагола обычно падает на тот же слог, что и в неопределённой форме:
    • сидЕть – сидЕла, стонАть – стонАла, прЯтать – прЯтала, начинАть – начинАла.
  2. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода прошедшего времени переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др.:
    • жить – жил – жИло – жИли, но жилА; ждать – ждал – ждАло – ждАли, но ждалА;
    • лить – лил – лИло – лИли, но лилА.
    • Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Примечание:

  1. Исключение составляют глаголы прошедшего времени женского рода с приставкой вы–, которая перетягивает ударение на себя. Например:
    • вЫжить – вЫжила, вЫлить – вЫлила, вЫзвать – вЫзвала;
  2. У глаголов класть, красть, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе. Например:
    • крАла, слАла, поcлАла, отослАла.
  3. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода). Например:
    • начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь;
    • принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.
  4. Ударение в глаголе звонить и образованных от него приставочным способом глаголах позвонить, перезвонить при спряжении падает на окончание. Например:
    • звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт;
    • позвонИшь, позвонИт, позвонИм, позвонИте, позвонЯт;
    • перезвонИшь, перезвонИт, перезвонИм, перезвонИте, перезвонЯт.

Правила постановки ударений в некоторых причастиях и деепричастиях

  1. Если ударение в полной форме причастий падает на суффикс -ённ-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание. Например:
    • проведЁнный – проведЁн, проведенА, проведенО, проведенЫ;
    • завезЁнный – завезЁн, завезенА, завезенО, завезенЫ.
  2. Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдёт на один слог вперёд. Например:
    • полОть – пОлотый;
    • колОть – кОлотый;
    • согнУть – сОгнутый;
    • завернУть – завЁрнутый.
  3. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола. Например:
    • задАть – задАв;
    • залИть – залИв;
    • занЯть – занЯв;
    • начАть – начАв;
    • поднЯть – поднЯв;
    • пожИть — пожИв;
    • положИть – положИв;
    • понЯть – понЯв;
    • предАть – предАв;
    • предпринЯть – предпринЯв;
    • прибЫть – прибЫв;
    • принЯть – принЯв;
    • продАть – продАв;
    • пропИть – пропИв;
    • создАть – создАв.

Запомни ударения общеупотребительных слов

  • абзАц, агЕнт, Алиби, анАлог, арбУз, арЕст, атлЕт,
  • бАнты, блЮда, бензопровОд, блАговест, боЯзнь,
  • дефИс, договОр, докумЕнт, доцЕнт, досУг, дремОта, духовнИк,
  • евАнгелие,
  • жалюзИ, жерлО,
  • закУпорить, злОба, знАмение,
  • Иконопись, изобретЕние, изЫск, инструмЕнт, Искра, исповЕдание,
  • каучУк, квартАл, корЫсть,
  • лозА, ломОта,
  • медикамЕнты, молодЁжь, мытАрство,
  • намЕрение, недУг, немотА,
  • обеспЕчение, Отрочество,
  • платО, портфЕль, простынЯ, процЕнт, пулОвер, пУрпур,
  • револьвЕр, ремЕнь,
  • свЁкла, сИлос, созЫв, срЕдства,
  • тамОжня, танцОвщик,
  • упрОчение,
  • цепОчка, цыгАн,
  • фарфОр,
  • экспЕрт.

Смотри также:

Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.

Ударение в русском языке — Методика РКИ для всех

Как объяснить правила постановки ударения в русских словах?

Правила ударения в русском языке достаточно сложны, поскольку оно является разноместным (нефиксированным) и подвижным, т.е. русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове, а также может переходить с основы на окончание и наоборот: странА — стрАны, головА — гОлову и с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дЕрево — дерЕвья, озЕро -озЁра.

Существуют акцентные типы русских слов, которые описаны А. Зализняком. Однако порой иностранцу легче запомнить слова, чем заучивать правила постановки ударения. Некоторые общие замечания, которые могут помочь:
1) Если в слове есть буква «ё» (которая употребляется всё реже в современных печатных текстах), то на неё будет падать ударение.
2) После шипящих и Ц «о» всегда под ударением.
3) Приставка вы- в существительных всегда является ударной: вЫход.
4) Существуют ударные суффиксы: -арь, -изм и многие др.

Пособия, в которых представлена попытка объяснить русское ударение иностранцам:
1. Д.К. Харт «О русском ударении — просто».
2. В «Пособии по обучению русскому ударению» М.Н. Шутовой рассматриваются особенности постановки ударения в существительном, прилагательном, глаголе, причастии и т.д. (т.е. по частям речи).
3. Объяснение ударения в русских глаголах содержится в учебно-методическом пособии В.Г. Будая «Алгоритм словоизменения русских глаголов». Автор пишет: «При спряжении глаголов очень важно правильно поставить ударение, так как в ряде случаев от ударения зависит и значение глагола. В русских глаголах существует три типа ударения.
Тип (условно обозначим его латинским «А»), когда ударение в формах настоящего (простого будущего) времени не изменяется по сравнению с формой инфинитива (читАть – читАю, читАешь, читАет, читАем, читАете, читАют). Тип ударения «В», когда ударение в формах настоящего (простого будущего) времени перемещается на личные окончания по сравнению с формой инфинитива (говорИть – говорЮ, говорИшь, говорИт, говорИм, говорИте, говорЯт). Тип ударения «С», или подвижное ударение: в форме I лица ед. числа ударение падает на личное окончание, а затем перемещается на первый предшествующий личному окончанию слог (написАть – напишУ, напИшешь, напИшет, напИшем, напИшете, напИшут).
Знакомство с алгоритмом словоизменения глаголов русского языка в настоящем (простом будущем) времени поможет преподавателю при объяснении темы «Спряжение глаголов русского языка», а у иностранных учащихся создаст представление о спряжения русского глагола, как о цельной, обозримой системе. И это, несомненно, будет способствовать более эффективному усвоению учебного материала, формированию устойчивых умений и навыков, связанных с использо¬ванием русских глаголов в процессе говорения и письма. Кроме того, владение системой моделей словоизменения глаголов поможет изучающим русский язык в работе со словарем при самостоятельном чтении литературы на русском языке.
Иногда приходится слышать сомнение в том, что алгоритм можно использовать на начальном этапе обучения, поскольку учащиеся не владеют в достаточной степени языком. Скорее, наоборот. Предлагаемую систему словоизменения русских глаголов по моделям следует использовать с момента появления в учебном материале первых глаголов, постепенно знакомя учащихся с особенностями каждой новой модели по мере того, как встречаются глаголы, изменяющиеся по этой модели. Студентов, которые уже владеют русским языком, можно знакомить сразу с несколькими моделями или со всей системой в целом».

https://www.litres.ru/v-g-buday/algoritm-slovoizmeneniya-russkih-glagolov-nastoyaschee-prostoe-buduschee-vremya-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu/

А ещё можно использовать программы для автоматической постановки ударения, например, RussianGram.com http://russiangram.com/

imagesYYQBNLDS

Нормы ударения

Какие правила нужно знать, чтобы выбрать правильный вариант постановки ударения в словах?

В заданиях ЕГЭ по соблюдению орфоэпических норм чаще всего встречаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы и причастия. Подвижное ударение затрудняет правильную постановку ударения. Итак, начнём с имён существительных. Давайте исключим то, на чём останавливаться не будем.

Во-первых, вам не встретятся равноценные и допустимые варианты произношения и ударения (мышле´ние и мы´шление; творо´г и тво´рог).

Во-вторых, общеупотребительные слова просто надо выучить и произносить правильно не только на экзамене, но и в жизни.

Абзац, агент, алиби, аналог, арбуз, арест, атлет, банты, блюда, бензопровод, благовест, боязнь, дефис, договор, документ, доцент,  досуг, дремота, духовник, евангелие, жалюзи, жерло, закупорить, злоба, знамение, иконопись, изобретение, изыск, инструмент, искра, исповедание, каучук, квартал, корысть, лоза, ломота, медикаменты, молодёжь, мытарство, намерение, недуг, немота, обеспечение, отрочество, плато, портфель, простыня, процент, пуловер, пурпур, револьвер, ремень, свёкла, силос, созыв, средства, таможня, танцовщик, упрочение, цепочка, цыган, фарфор, эксперт.

В-третьих, правил мало. Судите сами.

1) Если предлагаются слова с корнем -лог-, то знайте, что он ударный: диалог, каталог, эпилог, некролог. Исключения «аналог» и слова, называющие профессии и род занятий: филолог, биолог, археолог.

2) Если слово оканчивается на -мия, то [о] под ударением: астрономия, экономия, кроме слов-терминов (анемия, метонимия).

3) Если слово имеет вторую часть -мания или -ария, то [а] под ударением: наркомания, англомания; семинария, кулинария, ветеринария.

Обратимся теперь к именам прилагательным. Они имеют краткую форму и подвижное ударение, на которое оказывают влияние род и число. И здесь правило практически одно: если прилагательное в форме женского рода, то окончание ударное: плоха, быстра, молода, дорога.

Формы среднего рода и множественного числа требуют ударения на основу: плохо, быстро, молодо, дорого; плохи, быстры, молоды, дороги. Есть ряд прилагательных, которые имеют 2 варианта, и всё-таки ударение на основу считается предпочтительным.

На окончание всегда падает ударение в прилагательных-исключениях: смешной, тяжёлый, горячий, лёгкий, равный, тёмный, тёплый, умный, чёрный, хороший.

Смешна, смешно, смешны; тяжела, тяжело, тяжелы и т.д.

В заданиях тестов преобладают глаголы и их формы. Запомните, что приставка -вы  всегда ударная (выскочить, выложить), а корень -звон- всегда безударный (созвониться, звонят, позвонишь).

У глагола-инфинитива ударение чаще всего падает на суффикс: даровать, наплескать, пломбировать.

Глаголы прошедшего времени с приставками и без них имеют подвижное ударение, которое тоже зависит от рода и числа глаголов. В форме женского рода ударное окончание (ждала, сняла, приняла), а в среднем роде и множественном числе основа ударная (ждало, ждали, поняло, поняли).

Исключениями считаются глаголы: клала, слала, украла, отослала.

Заметьте, приставки по-, за-, про-, со- тоже любят ударение (занял, заняло, заняли).

Исключениями являются и те глаголы, у которых ударение падает на корень: позвал, позвало, позвали; сорвал, сорвало, сорвали.

У полных причастий суффиксы -анн- и -янн- безударные (поломанный, рассеянный). Суффикс -енн- безударный у причастия, если в форме глагола будущего времени ударение на основе (разбудишь – разбуженный), а суффикс -ённ- бывает, только если в форме глагола будущего времени ударение на окончании (занесёшь – занесённый).

С краткими причастиями проще. Смотрим на полную форму, если там суффикс -ённ-, то и в краткой форме -ён- (принесённый – принесён), возможно и другой вариант (отданный – отдан, отдано, отданы, НО отдана).

Приставки перетягивают на себя ударение!

Названный – назван, названо, названы, названа.

Собранный – собран, собрано, собраны, собрана.

В женском и среднем роде, а также во множественном числе ударение стоит всегда на окончании (принесена, принесено, принесены).

В тестах много наречий. Единых правил произношения наречий нет, хотя некоторые закономерности можно найти.

 

Ударение на первом слоге

Ударение на предпоследнем слоге

Ударение на последнем слоге

внове

доверху

донизу

досиня

досуха

дочиста

засветло

издавна

издали

изжелта

изредка

искоса

исподволь

иссиня

наскоро

наспех

насмерть

навзничь

надвое

начисто

оптом

отроду

побоку

поверху

по двое

по трое

попросту

попусту

донельзя

завидно

задолго

насильно

подолгу

подчистую

надолго

наотмашь

ненадолго

поодаль

вдевятером

взаперти

вчерне

добела

догола

допоздна

дополна

допьяна

досветла

дотемна

испокон

настороже

наверх

неумно

поутру

Ударение в именах существительных — урок. Русский язык, 10 класс.

Много ошибок возникает в произнесении имён существительных при их склонении, т. е. изменении по падежам и числам. Необходимо знать, перемещается или не перемещается ударение в используемом слове и, если перемещается, то на какой слог.

Существительные с неподвижным ударением на основе

В перечисленных ниже существительных ударение всегда падает на основу, т. е. не перемещается на окончание при изменении по числам и падежам.

Пример:

ед. ч. грУнт, грУнта, грУнту, грУнт, грУнтом, о грУнте.

Мн. ч. грУнты, грУнтов, грУнтам, грУнты, грУнтами, о грУнтах.
 

Примеры слов данного типа: досУг, кАпля, кармАн, клАд, клАб, кУб, мИнус, мЕстность, пейзАж, пЕсня, плАн, пОчесть, прИбыль, прОфиль, созЫв, срЕдство, стЕржень, флОт, фОнд, шофЁр, шрИфт, штОрм, штрАф.

В некоторых словах возможны отклонения от общего правила. В предложном падеже единственного числа, если эта форма употреблена с предлогом в(во) и имеет окончание –у(–ю), ударение передвигается на окончание: на видУ, в пленУ, во хмелЮ.

Существительные с неподвижным ударением на окончании

В таких существительных ударение всегда падает на окончание. Однако, если существительные мужского рода в именительном (или винительном) падеже единственного числа не имеют окончания (так называемое нулевое окончание), то ударение вынуждено перемещаться на основу. То же происходит в отдельных словах в форме родительного падежа множественного числа.

Пример:

ед. ч. багАж, багажА, багажУ, багАж, багажОм, о багажЕ.

Мн. ч. багажИ, багажЕй, багажАм, багажИ, багажАми, о багажАх.
 

Примеры слов данного типа: гарАж, графА, жарА, жгУт, жЕзл, каймА, крЮк, лишАй, ломОть, лыжнЯ, миндАль, мОрж, наждАк, плУт, пОлк, ремЕнь, репЕй, рубЕж, рУбль, сЕрп, скамьЯ, стопА, ступнЯ, тирАж, утЮг, фЕрзь, фитИль, хОлм, хрустАль, чЁлн, шИп, шУт, щИт, юлА, язЫк, янтАрь, ячмЕнь.

Существительные с подвижным ударением

В русском языке существуют группы существительных с подвижным ударением, которое перемещается с основы на окончание и с окончания — на основу.

Различают пять типов подвижного ударения в именах существительных.

 

Тип 1. Ударение с основы существительного в единственном числе перемещается на окончание существительного во множественном числе.

Пример:

ед. ч. Орден, Ордена, Ордену, Орден, Орденом, об Ордене.

Мн. ч. орденА, орденОв, орденАм, орденА, орденАми, об орденАх.

 

Примеры слов данного типа: бАл, бОрт, бУфер, вАл, вЕер, вЕнзель, гОд, гОл, дирЕктор, дОктор, крУг, лАгерь, Округ, Орден, Ордер, пАрус, плУг, сОболь, стрОй (в значении «шеренга»), сУп, тОн, тОполь, тОрг, тЫл, хОд, хОр, чАй, шкАф, штАб, штАбель, штЕмпель.

Если какое-либо из существительных этого типа используется в единственном числе, предложном падеже с окончанием –у, то ударение перемещается на это окончание: на балУ, в борУ, на валУ, в кругУ, в годУ, в хорУ, в шкафУ.

  

Тип 2. Ударение падает на основу существительного:

1. в единственном числе во всех падежах;

2. во множественном числе в именительном падеже (а также в винительном, если существительное неодушевлённое). 

Ударение перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа. Второй тип почти полностью повторяет первый, за исключением того, что ударение в существительных в именительном падеже множественного числа падает на основу.

Пример:

ед. ч. гОлубь, гОлубя, гОлубю, гОлубя, гОлубем, о гОлубе.

Мн. ч. гОлуби, голубЕй, голубЯм, голубЕй, голубЯми, о голубЯх.

 

Примеры слов данного типа: вЕдомость, вОлк, гОлубь, дОлжность, звЕрь, кАмень, кОрень, крЕпость, лАпоть, лЕбедь, мЕлочь, нОвость, Обруч, Окунь, пАрень, плОскость, пОвесть, пОдать, сОболь, скАтерть, скОрость, стЕрлядь, тЕнь, трОсть, Уголь, цЕрковь, чЕтверть, щЕль.

  

Тип 3. Ударение с окончания существительного в единственном числе перемещается на основу существительного во множественном числе. Третий тип подвижного ударения противоположен второму типу.

Пример:

ед. ч. козА, козЫ, козЕ, козУ, козОй, о козЕ.

Мн. ч. кОзы, кОз, кОзам, кОз, кОзами, о кОзах.

 

Примеры слов данного типа: вдовА, грозА, деснА, дрофА, змеЯ, иглА, избА, козА, кольцО, косА, лунА, овцА, окнО, ордА, осА, свиньЯ, семьЯ, сестрА, сиротА, скалА, скулА, слугА, смолА, совА, соснА, сохА, стеклО, стрекозА, строфА, тюрьмА, уздА

  

Тип 4. Ударение с окончания существительного единственного числа перемещается на основу существительного в трёх падежах множественного числа — именительном, родительном и винительном. В остальных падежах существительного множественного числа (дательный, творительный и предложный) сохраняется ударение на окончании.

Пример:

ед. ч. волнА, волнЫ, волнЕ, волнУ, волнОй, о волнЕ.

Мн. ч. вОлны, вОлн, волнАм, вОлны, волнАми, о волнАх.

 

Примеры слов данного типа: волнА, бороздА, железА, полосА, сковородА, слободА.

Этот тип имён существительных характеризуется колебаниями в ударении под влиянием предшествующего типа.

 

Допустимы колебания ударения в существительном в винительном падеже единственного и множественного числа.

В словарях и грамматиках нередко признаются правильными оба варианта:

бОрозду и бороздУ; жЕлезу и железУ; пОлосу и полосУ; скОвороду и сковородУ; слОбоду и слободУ; стрОку и строкУ.

  

Кроме того, допустимыми считаются варианты: вОлнами и волнАми, бОроздами и бороздАми, жЕлезами и железАми.

 

Тип 5. Ударение перемещается с окончания на основу существительного единственного числа в винительном падеже. Во множественном числе схема перемещения ударения неустойчива: в одних словах ударение перемещается, как в четвёртом типе, в других — остаётся на основе.

Пример:

ед. ч. доскА — доскИ — доскЕ — дОску — доскОй — о доскЕ.

Мн. ч. дОски — досОк — доскАм — дОски — доскАми — о доскАх.

 

Примеры слов данного типа: бородА, боронА, головА, горА, доскА, душА, землЯ, зимА, порА, рекА, спинА, средА, стенА, сторонА, ценА, щекА.

И в этой группе существительных нередки колебания ударений: вОдам — водАм, вОдах — водАх, дУшам — душАм, дУшами — душАми, рЕкам — рекАм, рЕками — реками, стЕнам — стенАм, стЕнами — стенАми.

Некоторые предлоги, как уже говорилось, принимают на себя ударение, и тогда следующее за ним слово (существительное или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя следующие предлоги:

на

на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, на два, на три, на шесть, на десять, на сто;

 

за

за воду, за ногу, за волосы, за голову, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сто;

 

под

под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

 

по

по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по сто, по двое, по трое;

 

из

из лесу, из дому, из носу, из виду;

 

без

без вести, без толку, без году;

 

от

час от часу, год от году;

 

до

Источники:

Гойхман О. Я., Гончарова Л. М., Лапшина О. Н., Русский язык и культура речи, «Высшее образование», 2009.

Институт русского языка РАН разрешил говорить «звОнишь» и другие неправильные произношения

В новом орфоэпическом словаре Института русского языка РАН, над которым ученые работали 15 лет, в появились допустимые нормы произношения слов, которые раньше употребляли только малограмотные жители страны. По видимому, учёные пошли на поводу у толпы, раз узаконили слова «позвОнишь», «вклЮчит», «рАкушка» и т.п.

По мнению составителей словаря, не все нововведения такие уж новые — многие вернулись в современный русский из дореволюционной России. По какому принципу «узаконивают» спорные ударения и как часто нам придется заново учить правила орфоэпии, разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Татьяна Григорьянц:

«Не успела российская общественность отойти от «кофе», который может быть среднего рода, как придется скоро привыкать к «дОговорам», «йогУртам» и «позвОните». Хотя, конечно, для части населения ничего непривычного в таком произношении этих слов нет. Но есть и другая, к счастью, большая часть общества, которую, мягко говоря, передергивает от вновь появившихся «допустимостей» в русском языке.

С 2005 года любой человек или юридическое лицо может составить свой словарь или справочник и предоставить его на экспертизу. Желающих находится не много, что неудивительно: составление словаря — дело кропотливое и требует не одного года упорной работы. Но новые словари все же появляются. Последний, орфоэпический, совсем недавно был разработан Институтом русского языка РАН.

В это издание включили слова и варианты их произношения, которые раньше были недопустимы. Например, слово «включИшь», согласно новому словарю, можно произносить как с ударением на второй слог, так и на первый — «вклЮчишь», а «позвОнишь» — маленькая радость для тех, кто никак не может запомнить правильный вариант «позвонИшь». Создается впечатление, будто академики «подгоняют» правила русского языка под неграмотную часть населения. Из серии, проще поменять нормы, чем отучить от «звОнишь». В этом не сомневается писатель Эдуард Успенский.

«Им хочется быть, как им кажется, ближе к народу, а они ближе к «быдлу”. Я очень консервативный человек, я против изменений. Потому что появилось очень много противных слов, таких как «сфоткайте” меня, пожалуйста, давайте вместе «сфоткаемся”… Меня аж колотун бьет от таких слов».

Однако разработчики орфоэпического словаря объясняют новые нормы произношения тем, что будущее — за этими вариантами. Впрочем, за некоторыми из них и прошлое. Например, в случае со словом «йОгурт». Берем известный «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Аванесова. Первое издание 1983 года — там один вариант: «йогУрт». Потому как всю первую половину двадцатого века была интеллигентская традиция так говорить. Эту традицию и решено было внести в новый словарь как один из вариантов произношения. Из чего следует, что не все «странные» и кажущиеся неграмотными ударения ставили в норму по принципу «так говорит большинство». Президент Российской академии лингвистических наук Эмма Володарская рассказала, что является главным при определении нормы.

«Чтобы продолжать выполнять свою основную функцию, а именно, сохранение коммуникаций. Язык, который не сохраняет коммуникацию, перестает быть нужным».

То, что русский язык претерпевал и претерпевает многочисленные редакции — это не пугает. Изменения в лексиконе — следствие времени и развития общества. Было бы странно в век научно-технического прогресса говорить: «иже еси на МКАД» или «сие есть, господин достопочтенный, сотовый телефон». Но язык — своего рода лакмусовая бумажка общественного сознания, говорит кандидат исторических наук Марина Михейкина.

«Если говорить о России, процесс демократизации, естественно, вызвал упрощения языка, не всегда, правда, легитимные. Таким образом язык реагирует на снятие определенных запретов».

Те, кто учился на филологических факультетах в середине ХХ века, знают, что было две нормы произношения слов — старшая норма и младшая. Но этими понятиями оперировали лишь специалисты, в обществе же был единый свод правил, на который все ориентировались. Не было политики «двойных стандартов», поясняет член редакционного совета портала «Грамота.ру» Юлия Сафонова.

«Это не значит, что авторы нового словаря сделали что-то неправильно… Или наврали о чем-то. Да, никто не говорит «включИшь”, но мне не нравится, что это предлагают сделать нормой! Тогда как — у нас две нормы?! Хорошо, я могу разобраться и сказать, я выбираю старшую норму. А что делать тем, кто сидит в эфире?»

Видимо, коллекционировать словари, но не утруждать себя запоминанием современных норм — они все равно, по мнению экспертов, поменяются через 20-25 лет».

таблица. Слова с ударениями, которые нужно запомнить: список

А.П. Чехов когда-то великолепно сказал: «По сути, для интеллигентного человека плохо говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать». И с этим нельзя не согласиться. Говорить человек учится с первых дней своей жизни: сначала он вычленяет из обшей какофонии окружающих звуков свое имя, затем – слова, которые произносятся чаще всего. Позже ребенок начинает воспроизводить слова, повторяя их в точности так, как слышит от близких людей.

Но, к сожалению, не всё то, чему мы учимся от окружающих, соответствует нормам родного языка! Помочь разобраться в правилах произношения призвана наука орфоэпия (греческое orthós — «правильный» и épos — «слово»), одним из разделов которой является изучение расстановки ударений в русской речи.

Слова с ударениями, которые нужно запомнить

Загляните в орфоэпический словарь, и вы с удивлением обнаружите, как много ошибок допускаем все мы в своей повседневной речи! Тут и там мы ежедневно слышим уродливые: «пОняла», «взЯла», «снЯла».

Тортах или тортахТортах или тортах
ТортАх или тОртах

А, ведь, стоит всего лишь запомнить одно простое правило: В глаголах женского рода в форме прошедшего времени ударным становится окончание –а. Запомните и получайте удовольствие от правильного произношения таких слов как: понялА, снялА, взялА, вралА, лгалА, ждалА, гналА, воспринялА, позвалА.

Исключений, которые необходимо запомнить, не так уж много: стАла, слАла, крАла, клАла и все слова, имеющие приставку вы- (вЫпить – вЫпила, вЫнуть — вЫнула).

Еще одной ловушкой стало употребление существительных во множественном числе. Здесь ошибка подстерегает нас еще на этапе образования множественного числа. Почему-то многие превращают слово «догов

Ор» в «договорА», а «профессор» и «доктор» превращаются в чудовищные «профессорА» и «докторА». На самом деле, всё «проще пареной репы»:

  1. Большинство существительных мужского рода во множественном числе приобретают окончание –ы.
  2. Окончание –ы всегда безударно!

Запомнили? Теперь у вас не должно возникнуть проблем с такими словами как: аэропОрт – аэропОрты, профЕссор – профЕссоры, дОктор – дОкторы, бант – бАнты, шарф – шАрфы, договОр – договОры, лифт – лИфты, торт – тОрты, бухгАлтер – бухгАлтеры

Мы все гордимся тем, что русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира. Но проникновение в речь иностранных слов – явление неизбежное и вполне закономерное. Мало кто знает о том, что в истинном русском языке отсутствуют слова, начинающиеся на букву «

А«.

Большинство слов, начинающихся с первой литеры алфавИта, имеет греческое происхождение, а некоторые пришли к нам из тюркского (например: арбуз, аршин, аргамак). Мода на использование французского языка среди представителей высших сословий, которая началась во времена правления императрицы Елизаветы Петровны и закончилась в период наполеоновских войн, обогатила нашу речь огромным количеством галлицизмов.

Нынешнее поколение наблюдает как русский язык активно обогащается словами, имеющими англоязычное происхождение. Слова-пришельцы, поселившиеся в наших словарях, в большинстве своём сохраняют ударения на привычном месте.

Так для французских заимствований характерно ударение, падающее на последний слог, для латинских – на предпоследний. Правильность ударений в словах иностранного происхождения лучше всего проверять по словарям, но те слова, которые плотно вошли в наш обиход, необходимо запомнить: алфав

Ит, апострОф, дефИс, жалюзИ, каталОг, некролОг, квартАл, партЕр, эспЕрт, фетИш, фОрзац, факсИмиле.

Также следует запомнить нормы постановки ударения в следующих прилагательных: кУхонный, слИвовый, грУшевый, украИнский, мозаИчный, оптОвый, давнИшний.

Самые популярные слова с ударениями на олимпиадах

Изучение правильности постановки ударений может стать увлекательным занятием. Зачастую, одного знания правил русского языка оказывается недостаточно. Многие ударения нужно только запомнить, обращаясь к специальным орфоэпическим словарям.

При подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ обычно предлагается к изучению до 500 самых распространенных словоформ, которые могут вызвать затруднения с правильной постановкой ударений, но их количество этим не ограничивается. Изучение норм ударения – процесс трудоёмкий, но результат может превзойти все ожидания: наша речь не будет пестрить неграмотными «взЯла», «прОценты», «договорА», а значит нам не будет стыдно перед классиками русской словесности.

Тортах или тортахТортах или тортахЕГЭ

Если вы готовитесь к школьным олимпиадам или к сдаче ЕГЭ, то обязательно выучите ударения в словах из ниже представленной таблицы.

Ударения в словах — список для ЕГЭ: таблица

Тортах или тортах

Тортах или тортах

Тортах или тортах

Тортах или тортах

Тортах или тортах

Тортах или тортах

Видео. 3 лайфхака по запоминанию ударений

Проект по русскому языку (4 класс): «Изучение правил постановки ударения»

Четвертый  конкурс исследовательских и проектных работ школьников

«Труновские чтения»

Номинация конкурса

«Гуманитарные науки» (2 группа – 3-4 классы).

Название проекта

«Изучение правил постановки ударения»

Проект подготовила: Коптенко Анастасия

Образовательная организация

МБОУ «Нововязниковская оош»

         Учитель Лазарева Н.А.

Содержание

Введение …………………..…………………………………………………………………3-4

1. Нормы ударения в русском языке

1.1. Орфоэпия. Нормы произношения слов……….…………………………………….…..4-5

1.2. Ударение и его роль в слове?.………………………………………………………………………5-6

1.3 Особенности ударения в русском языке …………………………………………..……6-7

2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм ударения в речи учащихся начальной школы……………………………………………………………..7-10

Выводы………………………………………………………………………………………10-11

Заключение…………..………………..…………………………………………………………11

Список литературы……….…………………..…………………………………………..…..12

Приложения……………………………………..……………………………………………13-15

Введение

Обращаться с языком кое-как –

значит и мыслить кое-как: неточно,

приблизительно, неверно.

 
А.Н.Толстой

Русский  греч – самый  смысл и  сверстников язык  правильно мире.  сохранить язык  выяснилось писателей  данную Л.Н.Толстого,  мною И  образца очень  произнося сохранить  переходит и  правильного родного  можно А  ином того,  слог это  формы нам  падает научиться  переходит говорить,  достоевского ошибок,  вызвали все  откуда и  занятый произношения.  конкурсных с  отрасли телевизоров,  х радио,  сохранять Интернете,  фиксированным газетах  остановлюсь журналах  учащихся ошибки.  теперь очень  вспоминаем запоминаются.  является чтобы  слышим и  предупреждения говорить  уверенно должны  употребляемыми сейчас  о и  составила внимание  некоего постановке  года в  попробовать Неправильно  орфоэпические ударение  даже исказить  анкетирование сказанного.[2]

 правильный стало  моим какие  знаем чаще  считают допускают  можно одноклассники  итого постановке  помогут Как  английский правильность  воспринимается постановки?  обучающие предупредить  учащимся ошибок?

Цель: исследовать правила постановки ударения и наметить пути предупреждения появления ошибок в речи учащихся.

Задачи:

  • познакомиться с понятием орфоэпические нормы произношения;
  • изучить особенности ударения в русском языке;
  • исследовать о правильность постановки  ударения в речи школьников;
  • оформить буклет со стихами – запоминалками ударения.

Объект исследования: устная речь.

Предмет исследования: орфоэпические ошибки.

Гипотеза: Я предположила для того, чтобы красиво и правильно говорить, а также успешно справиться с ВПР, конкурсными и олимпиадными работами  поможет изучение и запоминание правил постановки ударения.

Методы и приемы: наблюдение, анкетирование, обработка результатов, обобщение, систематизация.

Практическое значение исследования разработать рекомендации, которые помогут ребятам следить за грамотностью своей речи.

 1. Нормы ударения в русском языке.

  1. Орфоэпия. Нормы произношения слов.

Чтобы хорошо говорить, необходимо говорить правильно, то есть соблюдать языковые нормы. Что такое «нормы ударения» и почему так важно их знать? Попробуем ответить на эти вопросы.

«Норма (нормы) [лат. norma] — общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-либо)… образец поведения или действия». 1Значит «нормы ударения» — это правило произношения. В литературном языке ученые выделяют орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и пунктуационные нормы. В своей работе я остановлюсь на орфоэпической норме. Чтобы понять о чем идет речь, я познакомилась с понятием «орфоэпия».

«ОРФОЭПИЯ [от греч. orthos — правильный и epos — речь] — система правил, определяющих правильное литературное произношение. Характер произношения чего-либо, свойственный какому-либо лицу.»2

Орфоэпическая норма – это единственный вариант правильного произношения слова.

В Большом толковом словаре русского языка дается следующее понятие: Ударение -выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.[1]

Виды ударения:

  1. Свободное – падает на любой слог, выполняет смыслоразличительную функцию (зАмок-замОк, Ирис-ирИс, Атлас-атлАс),
  2. Подвижное – при изменении формы слова переходит с одной части на другую (дирЕктор, директорА, директорОв),
  3. Неподвижное – при изменении формы слова остается на том же слоге (исчЕрпать, закУпорить). [5]

«Сложные» слова, которые вызывают трудности в постановки ударения часто встречаются в ВПР по русскому языку из года в год, а также в конкурсных и олимпиадных работах. Поэтому нужно научиться правильно ставить ударение в таких словах.

Откуда же мы знаем, как правильно произносить то, или иное слово? Нормы произношения русского языка складывались на протяжении столетий. Основными источниками стали:

— произведения писателей — классиков;

— произведения современных писателей;

— публикации СМИ;

— общепринятое современное употребление;

— данные лингвистических словарей.[4]


Нормы помогают русскому языку сохранять свою красоту и богатство, защитить его от диалектов, жаргонов, просторечия.

  1.  Ударение и его роль в слове.

С понятием «Ударение» мы знакомились в 1 классе, изучали во 2 и 3 классах. «Ударение» — это своеобразный «голосовой молоточек», который с большей силой ударяет на один из гласных звуков в слове.

Каждый день, произнося сотни тысяч слов, мы не задумываемся об ударении, о нем мы вспоминаем, если слышим слово с непривычным для нас произношением, а ведь такая речь очень сложно воспринимается. От неправильной постановки ударения может измениться смысл слова (Атлас и атлАс). Благодаря ударению, можно определить форму слова, например: посЫпать – посыпАть. Чтобы правильно поставить ударение в слове необходимо знать его особенности.[6]

  1. Особенности ударения в русском языке.

Особенность

Пояснения

Примеры

1. Разноместность

Ударение может падать на любую часть слова (например: французский язык – последний слог; английский. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

тОрты

ворОта

каталОг

досУг

кУхонный

2. Подвижность

Ударение перемещается с одного слога на другой

стенА – стЕну- стенАм

3. Вариантность

В русском языке есть слова, в которых разрешается постановка ударения в разных вариантах.

твОрог -творОг

кАмбала – камбалА

одноврЕменно —

одновремЕнно

4.Профессионализмы

Слова, которые употребляются только специалистами в той или иной отрасли

прикУс (общее употребление) – прИкус (медиц.)

кОмпас (общ.) – компАс (морской термин)

5. Омографы

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

ЗАмок – замОк, Орган – оргАн, мУка – мукА, пАрить – парИть.

Ученые подсчитали, что большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако, оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами.[11] Четких правил ударения в нашем языке нет, а запомнить все особенности русского ударения сложно, поэтому в сложной ситуации необходимо обращаться к орфоэпическому словарю. Также я предлагаю использовать обучающие карточки (приложение 2), заучивать небольшие стихотворения «запоминалки» (приложение 3). Все это поможет лучше запомнить орфоэпические нормы и подготовиться к ВПР.

Изучая, данную тему я пришла к выводу, что орфоэпия – очень сложная тема школьного курса русского языка. Для того чтобы, мы меньше допускали ошибок в произношении слов, нужно знать орфоэпические нормы, чаще работать с орфоэпическим словарем. В нашем удивительном русском языке ударение необычное, оно разноместное и подвижное. В одних словах фиксировано на определенном слоге, в других меняет свое место. Проанализировав задания ВПР за 2018 год, я пришла к выводу, что орфоэпия – важная ступенька к успеху в выполнении этой работы, и подготовку необходимо начинать с начала обучения.

2. Практическое исследование состояния орфоэпических норм ударения в речи учащихся начальной школы.

В начале  исследования мне стало интересно, а соблюдают ли мои одноклассники орфоэпические нормы ударения и какие ошибки допускают? Для решения данного вопроса мной была разработана анкета (Приложение 1). Изучив задания ВПР 2018 года, мной были выбраны 15 слов из разных частей речи: 6 существительных, 2 прилагательных, 2 глагола, 2 причастия, 1 деепричастие и 2 наречия. Учащимся 4- а класса (19 человек) было предложено расставить ударение. В результате анкетирования я получила следующие данные:

Слова

Выполнено, верно

Ударение поставлено

неверно

1

Каталог

15

4

2

Свекла

7

12

3

Торты

6

13

4

Алфавит

17

2

5

Столяр

16

3

6

Квартал

17

2

7

Кухонный

13

6

8

Красивее

7

12

9

Повторим

15

4

10

Звонят

9

10

11

Занятый

13

6

12

Согнутый

7

12

13

Поняв

14

5

14

Надолго

15

4

15

Издавна

10

9

ИТОГО:

181

104

181:285 (15х19)х100 = 63,5 % выполнения работы.

Наибольшее количество ошибок было допущено в словах: тОрты (68%), свЁкла (63%), красИвее(63%) и звонЯт (53%).

Меньше всего затруднения вызвали следующие слова: алфавит(10%), квартал(10%), надолго (21%), повторим (21%),  каталог(21%).

Меньше всего ошибок было допущено в таких частях речи, как существительное (34%), причастие (18%), прилагательное (18%). Наибольшее затруднение вызвали деепричастия.

В анкетировании участвовало 19 учащихся из 4-а класса.

Для изучения мнения учащихся о данной проблеме в анкете было предложено 7 вопросов.

Обработав результаты, я пришла к выводу, что 53 % учащихся выделяют в речи сверстников речевые ошибки, 12% лишь иногда замечают ошибки, 35% в речи сверстников орфоэпических ошибок не наблюдают.

А вот 70 % ребят считают, что правильной, образцовой речью обладают учителя, 56,6 % родители, и 3 % — друзья, телеведущие.

66,6% моих одноклассников задумывается о том, как правильно поставить ударение в том или ином слове и 77 % уверенно ответили, что всегда и везде соблюдают правила постановки ударения в устной речи.

На вопрос « Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?» утвердительно ответило 96%, иногда – 4 %.

Выводы:

Итак, проведенное мною исследование, анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы:

  • отсутствие четких правил и подвижность ударения, приводит к тому, что мы допускаем орфоэпические ошибки в устной речи;
  • мы стремимся быть грамотными, а значит, сможем научиться употреблять орфоэпические нормы ударения в речи;

Проанализировав задания ВПР, я пришла к выводу, что знание орфоэпических норм языка, поможет мне успешно справиться со второй частью работы.

 В будущем я планирую изучить причины появления орфоэпических ошибок в речи учащихся нашей школы.

На этапе исследования, я задумалась, а можно ли использовать карточки для запоминания постановки правильного ударения. Авторы учебников по русскому языку Л.М.Зеленина и Т.Е. Хохлова предлагают для успешного запоминания использовать яркую картинку. [7] Например:

ЗВОН  Т

А слоговое деление слов позволяет образно представить изучаемые слова и запомнить произношение этих слов (Приложение 2).

Для запоминания чего-то сложного нам часто предлагают зарифмовать фразу, которая легко запоминается. И в необходимой ситуации мы с легкостью такую фразу вспоминаем и используем. Я предлагаю для запоминания наиболее сложных слов, где чаще всего допускаются ошибки в произношении зарифмовать слова. Изучив огромные просторы интернет ресурсов, я нашла несколько «запоминалок», которые  объединила в одну брошюру (Приложение3).

В ходе исследования все поставленные цели и задачи были достигнуты.

Заключение

Изучая данную тему, я узнала много нового и полезного для себя. Я поняла, что важным средством общения между людьми является их речь. С помощью слов люди узнают о последних событиях в мире, о новостях в городе, в школе и дома. Обмениваются мыслями, впечатлениями, получают различные знания. Говорить можно громко и тихо, быстро и медленно, можно менять тембр голоса, менять интонацию. Речь должна быть чёткой, правильной, культурной. Для этого необходимо правильно применять ударение в словах и высказываниях. Узнав столько интересного и полезного, теперь я стараюсь не допускать ошибок, не искажать слова, а правильно их произносить.

Я надеюсь, что эти знания пригодятся мне в жизни.

Список литературы

  1. Большой толковый словарь русского языка/ под ред. С. А. Кузнецова. — СПб.: Норинт, 1998.
  2. Дунев А.И. Русский язык и Культура речи. — М., 2002.
  3.  Лекант П.А. Современный русский язык. — М.: Просвещение, 1982.
  4. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. — М.: Просвещение,1989
  5. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы /под ред. Р. И. Аванесова. -М., 1983.
  6. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2003.
  7. Тимофеев А.С. Орфоэпические минутки на уроках русского языка и чтения в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011
  8. Толковый словарь русского языка /под ред. Д. Н. Ушакова. — М.,1995
  9. Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. – М.: Стандарт, 2015
  10. Хрыслова Р. В. Словарь ударений русского языка. — Минск, 1986
  11. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. — М.: Просвещение, 1964.

Интернет — ресурсы

http://www.gramota.ru 

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/10-klass/fonetika-grafika-orfoepiia-13271/orfoepiia-12270/re-6441f800-5b12-49cd-898d-2e6902429b85

Приложение 1

Анкета

  1. Каталог
  2. Свекла
  3. Торты
  4. Алфавит
  5. Столяр
  6. Квартал
  7. Кухонный
  8. Красивее
  9. Повторим
  10. Звонят
  11. Занятый
  12. Согнутый
  13. Поняв
  14. Надолго
  15. Издавна

Нам очень важно ваше мнение…

  1. Часто ли в настоящее время ваши друзья допускают ошибки в постановке ударения в устной речи? ____________________________________
  2. Задумываетесь ли вы, как правильно поставить ударение в том или ином слове?_____
  3. Замечаете ли вы ошибки в постановке ударения в речи окружающих?______________
  4. Соблюдаете ли вы правила постановки ударения в устной речи?__________________
  5. Где вы чаще соблюдаете правила постановки ударения?

А) в школе Б) дома В) на улице Г) везде

      6.  Кто для вас является образцом речевого поведения?

А) друзья Б) телеведущие В) родители Г) учителя Д) никто

      7.  Хотели бы вы научиться говорить без ошибок?___________________

Спасибо за внимание.

Приложение 2

БУКЛЕТ «КАРТА УДАРЕНИЙ»

Приложение 3

БУКЛЕТ «ЗАПОМИНАЛКИ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *