1.Актуализация внимания а) пальчиковая гимнастика б) подготовка к письму — осанка в) Мин. Чистописа-ния 2. Повторение пройденного Самостоя-тельная работа №1 Работа в парах 3.Актуализация общих сведений о правилах переноса Самостоя-тельная работа №2 Работа в парах Физкульминутка ( на 10 минуте урока) 4.Постановка учебной задачи. | — Здравствуйте ребята! Садитесь. — Ребята, готовы ли вы к уроку? -На вас, надеюсь, я друзья Вы хороший, дружный класс Все получится у вас! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. СЛАЙД 2. -Что написано па доске? А а Оо Ии Тт Ее Уу — Какая буква лишняя? Почему? Пропишите ее 6 раз. Но сначала разомнем свои пальчики. Идет по парте человек, Переставляет ножки, А если ножки смотрят вверх, То получились рожки. А теперь подготовимся к письму. ( Ученица читает стихотворение, а дети готовят тетрадь, ручку, принимают правильную осанку) -Я тетрадочку открою и как надо положу Я от вас друзья не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь. За работу я примусь. СЛАЙД 3. -Подчеркните ту, которая больше понравилась. СЛАЙД 4. — Посмотрите на доску. Какие задания вы дадите для этих написаний? На доске. лю ди нь пе га до ро 1 уч. Можно списать. 2 уч. Из них составить слова. 3 уч. Распределить на группы. 4 уч. Подчеркнуть мягкие согласные зеленым, твердые согласные синим. — Выполним задание, которое предложила 2 уч. Составь и запиши слова на следующей строке. ( Кира А. работает на доске, класс работает самостоятельно в тетрадях) (люди, пень, дорога) -Дополнительное задание. Подчеркните в словах зеленым цветом буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, а синим — твердые согласные. Проверка №1. — Выполните проверку в парах. ( Пара, которая готова к проверке, поднимает руки домиком) Проверка №2. -А теперь проверим, как выполнила работу Кира. ( Она составила 3 слова: пень, люди, дорога. Дети сигналом оценивают работу (+) -Хорошо. СЛАЙД 5. -Назовите слова, в которых только твердые согласные звуки. -Дорога. -Что вы скажете про другие слова? -В словах пень и люди все согласные звуки мягкие. — Что указывает на мягкость согласных в этих словах? -Гласные «е, и, ю» и буква мягкий знак. -Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв. -Это слово « пень». -Можно ли это слово перенести с одной строки на другую? -Нет. -Почему? -Потому что в слове 1 гласный, значит 1 слог и его переносят на новую строку целым словом. -Что общего в других словах? -Другие слова можно перенести. -Запишите эти слова для переноса. (Алексей работает за доской маркером на листе бумаги, а класс самостоятельно в тетрадях) Проверка №1. Выполнить проверку в паре. Проверка №2. -Алеша, объясни способы переноса, а ребята покажут тебе согласны они с тобой или нет. (Дети показывают: + или — ) -Молодцы! СЛАЙД 6 (БЕЗ НАДПИСИ) -Встали дети, отдохнем. Раз- подняться. Потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три- в ладоши три хлопка. Головою – три кивка. На 4 – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть. -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? — О переносе. СЛАЙД 6 (НАДПИСЬ) — Но мы о переносе знаем очень много. Что же мы должны сделать со всеми нашими знаниями? Какова же будет тема урока? — Мы будем наши знания обобщать. -Много правил объединять в одно правило. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Создание положительной мотивации к уроку. Коммуникативные: использование речевых средств для решения задачи. Личностные: Коммуникативные: Владение диалогической формой речи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Познавательные: Регулятивные : сохранять учебную задачу. Коммуникативные : учиться работать в паре; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные Коммуникативные Познавательные: осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Учащиеся планируют свои действия, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные УУД). Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учета ошибок. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Личностные: Учебно – познавательный интерес к новому. | 4. Новый материал Самостоя-тельная работа № 3 — работа в группах -организация исследова-ния языкового материала — проверка работы групп — выход на решение проблемы №1 — работа по учебнику — итог 4 этапа работы 5.Состав-ление алгоритма учебных действий. — выход на решение проблемы №2. 6.Закрепле-ние пройденного Самостоя-тельная работа №4 Результатив- ность а)самостоя-тельной работы № 4. б) опроса по теме урока 7.Самооцен-ка работы в тетради. 8. Чтение стихотворения Шибаева заранее подготовленным учеником. 7. Итог урока. 8.Самооценка и самоанализ урока. — учитель: | — Правильно. Тема урока такая: « Обобщение правил переноса». — Для выполнения поставленной цели, вы сегодня будете работать в группах. Давайте вспомним правила сотрудничества в группе. Слушать друг друга. Уметь уступать. Уметь договариваться. Распределять роли в группе. Инструкция выполнения работы -Каждая группа получает карточку с набором слов. Ваша задача: 1.Внимательно прочитать слова. 2.Найти общий признак в этих словах, но помните, что может быть « ловушка». 3.Определить, к какому способу переноса относятся эти слова. Листы со словами для групп
( После выполнения работы, группа поднимает руки вверх домиком) Проверка . (1 ученик от группы выходит к доске и рассказывает о случае переноса и о «ловушке». Прикрепляю листы к доске и по ходу ответов открываю СЛАЙД 7) СЛАЙД 7 (открыт) -На доске 5 правил переноса, вы смогли обобщить слова. Молодцы! -Посмотрите внимательно и подумайте, есть ли правила очень похожие и что с ними можно сделать? — 1 уч. Есть три похожие правила: с Й, Ь, и Ъ. — Молодцы! Вот какое открытие вы сегодня сделали! ( На СЛАЙДЕ 7 появляется фигурная скобка, объединяющая три правила) -Откроем учебник на стр. 71 и найдем памятку. -Прочитаем по цепочке и сравним с теми правилами, которые вы вывели на уроке сами (чтение детей). -Правильно ли мы сделали выводы? -Молодцы! Значит, вы умеете мыслить и делать выводы, как взрослые! -Зачем же нужно уметь переносить слова с одной строки на другую? -Умея переносить, мы экономим место на строке, экономим лист в тетради, а, следовательно, экономим бумагу и относимся бережно к лесу. СЛАЙД 8 (Точка,точка…) СЛАЙД 9. -Давайте подведем итог. Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую? Что делать сначала? Потом? Алгоритм (одновременно фиксирую на доске) -1уч. Найти гласные. -2уч. Определить количество слогов -3уч. Вспомнить необходимое правило. СЛАЙД 10 -К нам в гости пришел Незнайка. А т.к. урок обобщающий, он тоже выполнил работу и готов показать вам свои знания. о-сень по-дъем поль-ма работа Незнайки ста-я ча-йка Покажите сигналом, правильно ли он все сделал? — Какая задача стоит перед вами? -Исправить ошибки у Незнайки и записать слова с правильным переносом. -Слова запишите в столбик. (работа обучающихся в тетради). Проверка №1 -Сейчас мы будем проверять работу Незнайки. Вы в роли учителя.1 ученик объясняет слово, а класс контролирует ответ ученика. ( Объяснение:) — А кто увидел еще ошибки у Незнайки? -Он свое имя написал со строчной буквы, а надо с заглавной. -К какому правилу относится эта ошибка? -Молодцы! Проверка №2 -А теперь проверьте свою работу по образцу: если вы правильно написали слово, то ставите рядом со словом +, если нет, то — . -Подведем итоги данной работы. -Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок — кто допустил 1-2 ошибки — кто ошибся 3 раза. Молодцы! Все старались! -Поднимите руку те, кто может сказать: « я хорошо и отлично усвоил правила переноса» — А кто еще может ошибаться? -Мы вам будем помогать. Ведь в школу все пришли учиться. — Оцените свою работу в тетради на линеечках. За что вы себя можете оценить? (Аккуратность, правильность) Закройте тетради. СЛАЙД 11 -А вот как переносил слова один ученик в стихотворении А.Шибаева « Как я перенес слова». (Стихотворение рассказывает Егор) -Как вы думаете. Получит ученик за последнее слово «5»? -Почему? -Слово « опять» не переносится. — Давайте еще раз повторим это правило для мальчика, чтобы он свою пятерку все – таки получил. -Слог из одной гласной нельзя оставлять на строке. -Ребята, у вас на столе лежит « дерево радости». Отметьте на нем то место, как вы оцениваете себя на уроке: что получилось, что нет, к чему будете стремиться. С помощью магнитов покажите на большом дереве. ( Дети на индивидуальных карточках отмечают значком свое место на уроке, ставят магнит на большом дереве и рассказывают о своих достижениях, неудачах на уроке). -Мне тоже очень понравилось, как вы дружно работали, были активными и я свое солнышко поместила на самой верхушке дерева. -Молодцы! -Благодарю всех за урок! | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении. Учащиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило: познавательные и регулятивные. Ппознавательные: учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме. Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника. Познавательные. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: Учащиеся анализируют объекты, выделяют главное, проводят классификацию по различным критериям. Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учета ошибок. Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи. Личностные: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию, проводят самооценку. Коммуникативные. |
Учебно-методическое пособие по русскому языку по теме: Перенос слов 2 класс русский язык
Слайд 1
Русский язык 2 классСлайд 2
Тема: Перенос слов
Слайд 3
Чистописание Вв Ва Во Ву ва во ви ву Вата, в о р о на, вла г а, В ал е нтина. В икт о р вош ё л в в о рота.
Слайд 4
Отгадайте загадки Люблю я, подбоченясь, Забраться на поднос, То кланяюсь учтиво, То задираю нос. ч а йн и к / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? ч а й -н и к ( Запомните! Буква Й никогда не переносится на другую строку!
Слайд 5
Отгадайте загадку Если громко плачет мальчик, Значит он поранил… п а льч и к / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? п а л ь -ч и к ( Запомните! Буква Ь никогда не переносится на другую строку!
Слайд 6
У кого глаза на рогах, А дом на спине? ул и тка / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? ули т — к а ( Запомните! Две согласных, словно в сказке, переносятся по-братски!
Слайд 7
Физкультурная разминка На зарядку солнышко Поднимает нас, Поднимаем руки мы По команде «Раз!» А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде «Два!»
Слайд 8
Инна, мельница, копейка, кран, юла, коньки, скамейка, кассир, класс, юность, огурец, тыква, рыбка. Разделите слова для переноса Ин-на, мель-ни-ца, ко-пей-ка, кран, юла, конь-ки, ска-мей-ка, кас-сир, класс, юность, огу-рец, тык-ва, рыб-ка.
Слайд 9
Объясните. Подчеркните орфограммы. Р а бота г о рит в руках. раб о та — раб о чий / /
Слайд 10
Подберите синонимы Р а бота – Д о р о га – труд, занятие. путь, шо сс е.
Слайд 11
Запомните. Запишите. Пл о х о й р а б о тник вс е г да ж а л у е тс я на св о й и н ст р у м е нт .
Слайд 12
Подчеркните главные члены предложения Пл о х о й р а б о тник вс е г да ж а л у е тс я на св о й и н ст р у м е нт .
Слайд 13
Внесла изменения: Компанеец Е.А.
Урок русского языка «Правила переноса слов» (2 класс)
Максимова Е.Д. – учитель начальных классов МБОУ Писеевская СОШ Алнашского района
Урок русского языка «Правила переноса слов» («Школа России» 2 класс)
Ход урока:
1 этап. Мотивационно-целевой этап (10мин)
Организационный момент. Настрой на урок.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение и этот урок принесет вам радость познания.
Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Всё ль в порядке: книги, ручки и тетрадки?
Девиз нашего урока (хором) : хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!
Актуализация знаний (4 мин)
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Массаж пальцев и кисти руки.
Раз, два, три, четыре, пять (смыкание пальцев обеих рук и выгибание «от себя»)
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый первый, (растирают большой палец)
Самый длинный и большой.
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его. (растирают указательный палец)
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине. (растирают средний палец)
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый. (растирают средний палец)
А мизинчик хоть и мал,
Зато ловок и удал. (растирают мизинец)
Минутка чистописания.
-. Открываем тетради, запишите число классная работа. Какую букву сегодня предлагаю на минутку чистописания? Проговорите эту букву.
— Охарактеризуйте этот звук (согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким)
— Запишем строчную букву т.
— В каких буквах встречаются элементы этой буквы? (п, г, р)
Орфографическая минутка.
Посмотрите на эти слова. Что вы заметили? (Пропущены буквы).
П_суда, т_традь, яг_да, р_бята, г_ра.
Запишите в тетради , поставьте ударение, разделите на слоги, подчеркните орфограмму. Найдите лишнее слово. (гора – проверяемая безударная гласная, остальные непроверяемые)
— Проверьте себя, оцените свою работу. Поставьте соответствующий знак. (! + — )
Постановка темы и целей урока (5 мин)
— Прочитайте выражение.
Всё тайное становится явным.
— Как вы понимаете его смысл? ( Что бы мы ни скрывали, всё равно это становится известно)
— Какая тайна ждет на уроке, мы сегодня узнаем.
— Назовите односложное слово, почему? Двусложное, трехсложное.
— Что вы знаете про слоги? (Сколько гласных, столько и слогов)
— Для чего надо уметь делить слова на слоги? (Чтобы переносить слова)
-А что значит перенести?
-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
-Какой знак нам нужен? (знак переноса — )
Отгадайте, о ком идет речь:
— Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или… (ученик)
Введение темы урока.
-Помогите мне перенести слово «ученик». Результаты записывайте на листе.
-Посмотрим, что вы предлагаете ( у-ченик, уч-еник, уче-ник, учени-к)
Проблемная ситуация!
-Задание было одно? (да).
-А выполнили его как? (по-разному).
Актуализация знаний.
— Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочешь?
Да, переносить слова надо по правилам.
Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Чему будем учиться?
( Мы научимся переносить слова.)
IIΙ. Применение знаний.
— Назовите тему нашего урока. Слайд
— «Перенос слова». Будем учиться переносить слова с одной строки на другую.
— А для чего это нужно?
( Бывает так, что при записи слова на строке не хватает места, и тогда слово надо переносить. Делать это надо по правилу.)
— По какому плану будем работать?
( Узнаем правило переноса, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)
Физкультминутка.
2 этап Ориентировочный (2 мин.)
В русском языке много «тайн», в том числе и о случаях переноса. Поэтому выражение «Всё тайное становится явным» подходит к нашему уроку. Слайд
— Сегодня на уроке перед нами стоит задача — раскрыть «тайны» случаев переноса слов с одной строки на другую. Каждая тайна обозначена знаком вопроса.
(На доске таблички с 5 вопросительными знаками)
— Одну из «тайн» вы уже знаете, я лишь напомню её. Поиграем.
— Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? (зи-ма),мороз (мо-роз) Коза? (ко- за) Комар? (ко-мар)
-Как же мы переносили слова? (по слогам)
-Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы переносить слова?
— Для решения этой проблемы выполним задания.
3 этап Поисково-исследовательский (10-12 мин)
Сейчас вы будете работать в группах
У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило.
А план работы такой.
(слайд )
1. Прочитать слова
2. Обратить внимание на выделенные буквы
3. Поставить знак переноса
4. Сформулировать правило переноса слов.
Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?
Правило переноса слов.
Сколько правил у нас получится?
Сколько групп, столько и правил
(Работа в группах. Проверка заданий)
— К каким выводам вы пришли? Какие «тайны» вы открыли?
Слушаем результаты работы групп.
Слушаем первую группу. Слайд
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»)
Вы согласны с выводом группы?
Оцените свою работу в группе.
Слушаем вторую группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 3 правило под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, не переносятся на следующую строку
Вы согласны с выводом группы?
Слушаем третью группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
( 4 правило под четвёртым вопросительным знаком – «Буква й не переносится на следующую строку»)
Вы согласны с выводом группы?
Слушаем четвёртую группу. Слайд
Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
(5 правило под 5 вопросительным знаком – «Две одинаковые буквы в середине слова разделяются переносом»
Вы согласны с выводом группы?
— Сколько правил мы открыли?
— Проговорим их ещё раз.
Этих правил только пять,
Кто их знает – тому «пять».
Физкультминутка – игра.
— Я называю слова. Если слово можно перенести – наклон вперед, если нельзя перенести – наклоны головы в сторону. Не торопитесь. (Лось, бусы, яма, котик, сани, рак, малина, Оля, сок, кукла) Молодцы!
4 этап. Практический (13-15 мин.)
Послушайте стихотворение. За что же второклассник получил « два»?
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва я перенёс: е-два,
И получил за это «два».
Укол я перенёс: у-кол,
И получил за это «кол».
Опять я перенёс: о-пять.
Теперь, наверно, будет «пять»?
— Как вы думаете, получит ли этот ученик пять? Почему? Исправьте его. Какое слово можно перенести, а какие нет.? Надеюсь, вы не будете повторять его ошибок.
Чтобы мы таких ошибок не допускали выполним задание из учебника.
— Откройте учебники на странице 71. Работа по учебнику упр. 108. Выписываем слова в два столбика. 1 столбик слова, которые можно переносить, 2 столбик – слова, которые нельзя переносить.
Поменяйтесь тетрадями, взаимопроверка. Оцените работу светофорчиками. Молодцы.
— У вас на партах у каждого есть слова. Внимательно прочитайте слова, вспомните правила переноса и прикрепите вашу карточку к нужному правилу.
Каждый читает, проговаривает правило, прикрепляет.
5 этап Рефлексивно-оценочный (2- 3 мин)
— Какие тайны сегодня узнали на уроке?
Продолжите высказывания:
Я сегодня узнал…
Мне было интересно…
Я понял…
Оцените себя, своё настроение, прикрепите смайлы.
Домашнее задание стр. 72 упр 111, 112
Стр. 73, упр.112
План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Перенос слов. 2 класс.
Тема урока. « Перенос слов.»
Цели урока. 1. Формирование умения переносить слова
с учётом правил.
2. Развитие орфографической зоркости, внимания,
наблюдательности.
- Воспитывать любовь к родному языку,
пытливость, любознательность.
Содержание урока:
- Минутка чистописания
И д у Й Н к Л О
Рассмотрите все буквы и подумайте, на какие 2 группы их можно разделить.
Назовите все гласные.
Назовите все согласные.
Найдите лишнюю букву. Расскажите всё о ней.
йб йв йг йд йж
Определите порядок написания букв в цепочке.
Напишите данную цепочку в предложенной последовательности. Проверьте посадку. Пишите красиво и аккуратно.
Запишем слова с буквой й.
сейчас чайник случай
Что общего в словах? Какие ещё сочетания знаете?
- Работа над пройденным материалом.
- Словарно – орфографическая работа.
Устно, используя веер букв.
Работа, рабочий, посуда, Москва, сорока, ворона, синица, снегирь.
- Вспомним правила для переноса.
1). Разделить словарные слова для переноса.
Замените одним словом:
а). Комната для занятий в школе.
б). Человек, который учится в школе.
в). Сшитые листы чистой бумаги в обложке.
г). Коробочка для хранения карандашей, ручек, ластика и т. д.
д) Послушайте загадку.
Ивашка – деревянная рубашка,
Где носом поведёт , там след кладёт.
е). Знакомимся с новым словом.
Ученик, который следит за порядком в классе.
Запишем слово дежурный в словарик, используя зелёную пасту.
Запишем это слово в тетрадь, разделив на слоги.
3. Разделите все эти слова на 2 группы.
( люди и вещи, слово класс нельзя переносить)
А как разделить на 3 группы?
( односложные, двусложные, трёхсложные слова)
4. Послушайте стихотворение А. Шибаева « Как я перенёс слова.»
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва я перенёс Укол я перенёс Опять я перенёс
е-два у- кол о –пять.
и получил за это 2. и получил за это «1». Теперь наверно
Будет пять
5. На доске запись: Как вы думаете, какую отметку получил ученик за последний перенос. Почему? А можно ли переносить эти слова?
заяц голова юла
медведь нос кубик
лев рука мяч
Назовите одним словом слова в столбике.
Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее?
Запишите слова, которые нельзя переносить.
Запишите остальные слова, разделив их для переноса.
- Физкультминутка.
Я называю слова. Если слово можно перенести, поднимайте руки вверх, если нельзя перенести, то приседайте.
Лось, бусы, яма, конь, сани, малина, Аня, весна.
6. Прочитайте правила для переноса.
Незнайка разделил слова для переноса так:
Маль – чик, кон –ьки, сил –ьный, пал –ьто, зай – ка, ча – йка, ле – йка,
ма – йка.
Правильно ли Незнайка выполнил задание? Исправьте ошибки. Запишите слова правильно самостоятельно.
Проверка.
7. Выполним упр. 119. – комментируя.
8. Упражнение 115. 2 слова выполним на доске, остальные самостоятельно.
4. Д. з. Упр. 117.
Этапы урока | Формы, методы. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Мотивирование к учебной (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. | -Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Вперёд к открытиям! | Приветствуют учителя. Организуют свое | Проявляют готовность к работе на уроке | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность |
II. Актуализация знаний 1.Минутка чистописания Работа в рабочей тетради | Индивидуальная Практический. | Назовите буквы: о,ж,э,в,с.ю,ф,к,у,ы,н,м -На какие группы можно разделить буквы? -Запишите только гласные Работа в тетради. Чистописание. Я тетрадь свою открою И наклонно положу, Я, друзья, от вас не скрою: Ручку я вот так держу, Сяду прямо , не согнусь, За работу я возьмусь. (Следить за посадкой и положением тетради.) | Называют буквы. гласные и согласные записывают о,э,ю,у,ы | Вырабатывают каллиграфический почерк Повторяют правила посадки | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
2.Словарная работа | Фронтальная. | Отгадайте загадки и запишите отгадки: 1.Белый камень В воде тает (сахар) 2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (ветер) 3.Ствол белеет, шапочка зеленеет. ( береза) 4.Синоним к слову мгновенно (быстро) 5. Куда бежит – сама не знает. В степи ровна, В лесу плутает, Споткнется у порога. Что это? … ( дорога) 6.Антоним к слову до свидания (здравствуйте) 7.Синоним к слову до свидания ( прощай). Слайд 1 .Проверить. | Отгадывают загадки, записывают отгадки Проверка в паре. Оценивают работу товарища(! + -) | Вырабатывают каллиграфический почерк, проверяют знания написания словарных слов | |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Слово учителя, беседа | Мы записали слова. Всем ли хватило места на одной строке? Как вы вышли из положения? Слдайд 2 Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова» Мы изучали перенос, Вот как слова я перенёс: Едва Я перенёс: Е-ДВА Как получил за это «ДВА». Укол Я перенёс: У-КОЛ И получил За это «КОЛ». Опять Я перенёс: О-ПЯТЬ Теперь, Наверно, Будет «ПЯТЬ». Как вы думаете, будет у ученика «пять»?(Нет.) Почему? (Он не знает правила переноса.) Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.) . Слайд 3 | Определяют тему урока: Перенос слов. Цель: узнать правила переноса Как переносить Слушают учителя Переносим по слогам 1 букву не оставляют и не переносят. | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем Расширяют свои знания о языке. Сравнивают слова по возможности переноса | Выяснение причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
IV. Усвоение 1. Работа в группах | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Предлагает познакомиться И сейчас, ребята, вы сами их откроете. -У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. План работы такой: 1. Прочитай слова. 2. Обрати внимание на выделенные буквы. 3. Посмотри, где стоит знак переноса. 4. Сформулируй правило переноса слов. 1 гр. Ка-ран-даш, то-пор, мо-роз. 2 гр. Стол, крот, класс 3 гр. Улей, змея 4 гр. Зай-ка, Конь-ки 5 гр. Ван-на, кас-са ,На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Сколько правил мы открыли? -Проговорим их ещё раз. Прослушайте аудиозапись.. Составим алгоритм: как будем действовать, если надо перенести слово. Слайд 4-5 Алгоритм переноса слов 1.Читаем слово. 2.Делим на слоги 3. Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записываем Почему выделены слова «вспоминаем правило»? | Читают, отвечают на вопросы, выполняют задания Переносим по слогам 1 букву не оставляют и не переносят Слог, состоящий из 1 гласной Й и ь не отделяются. Знак переноса ставится между удвоенными согласными. Сравнивают с учебником делают вывод: мы сделали всё правильно Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный. Без правил можем перенести неправильно | . Расширяют свои знания о языке. Сравнивают слова по возможности переноса | Сформулированное правило. |
Физкульт минутка | Коллективная. Практический | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления | ||
2 Работа по учебнику. Перенос слов с одной строки на другую | Фронтальная. Практический. | Объясняет задание, контролирует его выполнение | Выполняют задание | Выдвигают критерии группировки слов | Выполненное задание |
Физкультминутка для глаз | Коллективная. Практический | « Ладонь – кружок» | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. | |
3. . Игра «Найди ошибку» | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практический,. Письмо | – Прочитайте слова. Найдите ошибки. Оси- нью Ль-ют Желтею-т Даж –ди Чяс-то Лист-опад | Выполняют задание. | Находят ошибки. Обосновывают свой выбор, опираясь на правила. | |
4. Развитие речи. | Фронтальная. Практический. | Составить свои предложения про осень Слайд 6. | Записывают одно предложение. Осенью часто льют дожди. | Составляют предложения.. Записывают. Комментируют, выделяют основу. | Выполненное задание |
V. Закрепление знаний и способов действий. . Перенос слов | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. | Перед вами на столе лежат по 2 карточки, вы должны выбрать одну по своим силам и выполнить задание. Комментирует задания, | Делят слова на слоги, находят слова, которые не переносятся. | Устанавливают причинно-следственные связи. Группируют слова по выделенным критериям Выполняют учебные действия по алгоритму. Применяют полученные знания | Выполненное задание |
V I. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Осознание учащимися своей учебной деятельности самооценка деятельности | -Какое открытие мы сегодня сделали? -Для чего нам понадобились эти правила? -Как нам удалось открыть правила. – Закончите предложения: Сегодня на уроке русского языка по теме «Перенос слов» я: • узнал(а) • понял(а)… • научился (лась)… • выполнял(а) задание… | Правила переноса слов. Нужно было перенести слово. Не смогли перенести слово. Слово не входило на строку Мы работали в парах, выполняли задание. Заканчивают предложения в зависимости от своего впечатления от урока Дают словесную оценку | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
VII. Домашнее Деление слов | . Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Комментирует задание, | Слушают учителя, делают записи | Принимают цель, содержание и способы выполнения задания |
Урок русского языка на тему «Перенос слов» (2 класс)
Урок русского языка, 2 класс «Школа России»
Тема: Перенос слов
Цель урока: Познакомить с правилами переноса слов
Тип урока: Открытие нового знания;
Технологии: проблемно-диалогическая технология
Учебник «Русский язык», 2 класс, Рамзаева Т.Г.
Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в парах
Универсальные учебные действия
личностные:
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Этап
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
Организационный этап.
Организованное начало урока
С хорошим ли настроением вы пришли на урок?
Все ли готовы к началу урока?
Проверьте готовность к уроку
(слайд1)
Дети проверяют и подтверждают свою готовность
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность
Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Работа в тетради.
Чистописание.
Назовите буквы: (слайд2)о,ж,э,в,с.ю,ф,к,у,ы,н,м
-На какие группы можно разделить буквы?
-Запишите только гласные
Работа со словами
Прочитайте слова (слайд 3)
Берёзка, мечта, дождь, яблоко,хлеб,пень, игрушка, желудь, мяч.
Запишите на первую строчку слова , в которых 1 слог, на вторую строчку — в которых 2 слога, на третью строчку –в которых 3 слога.
Проверка.(слайд 4)
-Какие знания нам понадобились, чтобы определить количество слогов?
-Как проверить, правильно ли подсчитали слоги?
-Обозначим гласные красными точками.
Называют буквы.
гласные и согласные
записывают о,э,ю,у,ы
Учащиеся работают с рядами слов.
Правило определения слогов.
Обозначить гласные буквы.
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,
Постановка учебной задачи
Физкультминутка
Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого
Найдите среди записанных слов то , которое отвечает признакам, которые я назову:
В этом слове 1 слог, 4 буквы и 3 звука
Почему в этом слове 3 звука
Составим с этим словом предложение
А я тоже составила предложение, но все слова у меня до урока перепутались и теперь нужно собрать предложение снова (слайд 5)
Увидели, в, дети, лесу, пень, огромный
Запишем это предложение в тетрадь.(создание «ловушки»)
У меня слово огромный не помещается на строку…
Как же мне быть?
Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?
Чтобы части слова не потерялись, между ними будем ставить горизонтальную чёрточку-тире
— Какие у вас идеи?
Запишите на листочках свои варианты
Учитель фиксирует варианты переноса на доске………………….
— Посмотрите, сколько вариантов переноса одного слова.
Задание было одно?
-Почему результаты получились разные? Как вы думаете, какая тема урока?
ПЕРЕНОС СЛОВ
Говорили ли мы об этом на уроках в 1 классе?
Что вы помните о переносе слов?
-Прочитайте внимательно тему урока и скажите, какую учебную задачу поставим перед собой?
-Чтобы решить эту задачу какие правила нужно открыть?
-В каком числе стоит слово ПРАВИЛА?
О чём это нам может говорить?
-Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть.
Дети находят слово ПЕНЬ
Ь-звука не обозначает
Дети предлагают свои варианты
Дети читают слова и составляют предложение
В лесу дети увидели огромный пень.
Надо слово перенести
Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.
Дети работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово.
Дети предъявляют результат своего труда.
Варианты переноса могут быть разные:
Ог-ромный, огром-ный,
Говорили
Слова переносят по слогам
Будем учиться переносить слова.
Правила переноса слов;
Во множественном
Наверное их несколько, много
Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Формулировка учебной задачи как темы урока.
Открытие «нового» знания
Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
-Сейчас вы поработаете в парах
-Прочитайте алгоритм
1. Прочитать слова
2. Обратить внимание на выделенные буквы
3.Посмотреть, где стоит знак переноса
4.Сформулировать правило переноса слов.
ма-ши-на, вес-на, по-дру-га
— Какие буквы выделены?
-Где стоит знак переноса?
-Давайте послушаем результаты вашей работы
-Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
-Какие буквы выделены?
-Где стоит знак переноса?
-Значит, как переносится слово?
Итак, первое правило: СЛОВА ПЕРЕНОСЯТСЯ ПО СЛОГАМ
-Правила переноса имеют свои секреты.
Прочитайте информацию в учебнике.
-На что обратим внимание при чтении?
Какой сделаем вывод
Дети читают пункты плана
Дети работают в группе и формулируют правило.
Все читают слова
Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами.
Значит, слово переносится по слогам.
На выделенный шрифт
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую
Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме и графической
Реализация построенного проекта:
Структурирование полученных знаний
Построение нового способа действия
-Сколько правил мы открыли?
-Проговорим их ещё раз
-Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?
-Составим алгоритм: как будем действовать, если надо перенести слово.
Алгоритм переноса слов
1.Читаем слово.
2.Делим на слоги
3. Вспоминаем, какое правило подходит.
4. Записываем
Почему выделены слова «вспоминаем правило»?
Проговаривают правила.
Слова переносятся с одной строки на другую по слогам!
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую
Сравнивают с учебником делают вывод: мы сделали всё правильно
Высказывают свои варианты, обсуждают, выбирают более удачный.
Без правил можем перенести неправильно
Составленный алгоритм переноса слов
Первичное закрепление нового способа действия
Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий
Разделите слова на слоги для переноса
Все ли слова можем разделить для переноса
Раздели слова на слоги
или
Работа по учебнику
Упр.111 стр.62
Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм.
Применяют правила, объясняют перенос
Выполненное задание
Рефлексия.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности
-Какое открытие мы сегодня сделали?
-Для чего нам понадобились эти правила?
-Как нам удалось открыть правила.
-Вспомните, кто как работал на уроке и
оцените свою работу
Правила переноса слов.
Нужно было перенести слово
Не смогли перенести слово.
Слово не входило на строку
Мы работали в парах, выполняли задание.
Дают словесную оценку и цветовую.
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности
Этап урока | Деятельность учителя | УУД ученика |
Психологический настрой | —Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Мы пришли сюда ….., Не лениться, а …….. — Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. (щелчок) — Давайте хором прочитаем девиз нашего урока: «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!» Запись числа и классной работы. | (хором) Учиться Трудиться хором прочитаем девиз |
3. Целеполагание | — (щелчок) Какое слово можно собрать из этих букв: с о п е н р е? (щелчок) — Как вы думаете, зачем нужен перенос? — Поставь задачу. — Мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова, а в конце урока сделаем выводы о правилах переноса. | Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность; развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся; Слайд 4 — Перенос Ответы детей Выяснить правила переноса слов |
4.Работа по теме урока. 1) организация восприятия и осмысления новой информации. 2). Первичная проверка понимания. | Послушайте стихотворение Александра Шибаева о том, как переносил слова один мальчик. — Мы изучаем перенос. — Вот как слова я перенёс: — Едва Я перенес: е – два (щелчок) И получил за это «два». Укол Я перенес: у – кол (щелчок) И получил за это «кол». Опять Я перенес: о – пять, (щелчок) Теперь, наверно, будет «пять»? — А как вы думаете, ребята? — Почему? — Подумайте, можно ли разделить для переноса слово едва? (щелчок) щелчок) Задумал ты перенести Какое–нибудь слово – Знак переноса помести Где нужно и готово! — А можно ли разделить для переноса слова укол и опять. — Сколько в этих словах слогов? — Почему нельзя делить их для переноса? — Ответить на этот вопрос нам помогут эти стихи: (щелчок) В слове Аня слога два, Вывод: (щелчок) Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке. | Объясняют ошибки в переносе слов. — Нет, пять за этот ответ поставить нельзя. — Потому что одну букву нельзя переносить. Отвечают рифмовкой: (щелчок) |
3). Организация усвоения способов деятелььности Работа по учебнику Работа в парах | Дидактический материал с.28 упражнение 24. Записать слова, которые можно перенести. Проверка. (щелчок) | Коммуникативные УУД: приобретать умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; развивать интерес и любовь к русскому языку, целеустремлённость, коммуникабельность; (Дети выполняют задания в тетрадях) |
Работа с текстом | — Внимательно прочитаем текст. (При чтении учитель слово па-ук разделяет голосом на два слога.) (щелчок) Шёл ёж. Глядь — зверь, не зверь. — Ты кто? — Паук. — Па-ук? Кыш! — Как так — кыш? — А вот так — кыш, и всё тут. Ёж смел. А тот — трус, шмыг в щель! (щелчок) — Ну, друг, в чём тут суть? В чём соль, а? — Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее? — Мы можем разделить слово паук для переноса? — Как это можно сделать? (щелчок) — А остальные слова из текста можем разделить для переноса? — Почему? щелчок) щелчок) Вывод: (щелчок) Слова из одного слога не переносятся. | Регулятивные универсальные учебные действия: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать свои действия. — Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному. — Да. — Па-ук. — Нет. — Они состоят из одного слога. |
Физкультминутка. | ||
Открытие нового знания. | — Прочитайте предложение: Мы изучаем перенос. Запишите это предложение, обозначая орфограммы. Посмотрите, как перенесли слово в этом предложении. Мы изуч-аем перенос. — В чём ошибка? — Как это слово можно разделить на слоги для переноса? (щелчок)- 1 способ, (щелчок) — 2 способ — Выходит это слово можно разделить двумя способами. Изу-чаем изуча-ем — Запишите оба варианта в тетради. — Какое правило переноса надо соблюдать, чтобы не допускать такой ошибки? Вывод: (щелчок) Слог разрывать нельзя. Чтобы правильно перенести слова нужно уметь правильно разделить его на слоги. | Дети находят ошибку. Отвечают на поставленные вопросы.
Делают вывод. |
Перенос слов с буквой Й. | -Отгадайте загадки: (щелчок) В животе баня, в носу решето. На голове пуговица. Одна рука и та на спине. (щелчок) Только бег его спасает, от врагов он убегает, прыгает как мячик быстроногий …(щелчок) — Как можно перенести эти слова? (щелчок) Вывод: (щелчок) Букву Й нельзя отрывать от гласной — Запишите в тетрадь эти слова, разделяя их для переноса. Проверка | Отгадывают загадки Проговаривают правило переноса Записывают слова в тетрадь |
4).Творческое применение и добывание знаний Зрительно-слуховой диктант. (щелчок) | — Прочитайте предложение: (щелчок) Язык родной, дружи со мной. — Так будет, если мы узнаем все правила русского языка, в том числе и правила переноса. — Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги? — Из скольких слогов состоят эти слова? — Какое слово отличается? — Почему? — Верно, это правило мы уже знаем. | Дети читают хором.
— Списать, разделить слова для переноса. (щелчок) проверка — Слова язык, родной, дружи. — Все слова состоят из двух слогов. — Слово язык. — Его нельзя переносить. |
Составление слов. | (щелчок) Слово делится на части. — (щелчок) Какие слова здесь написаны? на, пру, жи; ши, лан, ды. — Сколько слогов в этих словах? — Запишите эти слова, разделив для переноса. (щелчок) проверка — Сколько способов переноса вы заметили для трёхсложных слов? | Читают хором стихотворение.
Составляют слова: (щелчок) ландыши, пружина. — Три. Устно — У трёхсложных слов два способа переноса. |
5. Обобщение изученного на уроке и введение в систему ранее усвоенных знаний и умений. Словарная работа (щелчок) | — Посмотрите на картинки, найдите лишнее. (щелчок) Запишите слова, обозначающие эти предметы, разделите для переноса: собака, корова, ворона, сорока, (щелчок) | машина Называют. Задание выполняют в тетрадях. |
Гимнастика для глаз | Гимнастика на слайде: следить глазами за солнышком. (смена слайдов по щелчку) | |
6. Самостоятельная работа Работа с однокоренными словами. | щелчок) Вы подумайте о чуде: — От слова ёж образуйте однокоренные слова. (щелчок) — Чем интересны эти слова? — Запишите слова, разделив для переноса. — Как видите, слово состоит из трёх слогов, а перенести его можно только одним способом. Вывод: (щелчок) не всегда у трёхсложных слов есть два способа переноса. | — Ёжики, ежата, ежиха, ежовый, ежонок. (щелчок) — Они состоят из трёх слогов. -Ёжи-ки, ежа-та, ежи-ха, ежо-вый, ежо-нок. (щелчок) Смотря по времени Можно устно |
7. Рефлексия. | Услышим скоро мы звонок, — Какие тайны переноса слов мы открыли? | ЛичностныеУУД: развивать самостоятельность, личную ответственность обучающихся за свой выбор, освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии. Дети вспоминают выводы, отвечают. (щелчок) по каждому выводу |
8.Домашнее задание. (щелчок) | Сочинить двустишие со словами переносом, носом. Рассказать дома, о чём узнали на уроке. | Стихи записывают в тетрадь. |
9. Итог урока. | — Оцените свою работу. Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», нарисуйте себе веселое солнышко. (щелчок) Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения — солнышко за тучкой (щелчок) Если вы считаете, что вам очень трудно переносить слова, то нарисуйте хмурое солнышко(щелчок) — А теперь прочитайте, что я хотела вам сказать. (щелчок). | Встают при появлении солнышка на слайде. Читают хором: «Желаю солнечного настроения». |