Правило о переносе слов 2 класс – Как звучит одно и то же правило в разных учебниках по русскому языку. Перенос слова. Или зачем изобретать велосипед. | Мама бывшего первоклассника

Упражнения для обобщения темы «Правила переноса слов» (2 класс).

Упражнения для обобщения темы «Правила переноса слов».

Тест.

Упражнение 1.

Поиграем в игру “Назови одним словом”.

День недели после пятницы (суббота).
Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).
Результат сложения (сумма).
Место, где продают билеты (касса).

Запишите слова, соблюдая правила переноса слов.


Упражнение 2.

Запишите слова, разделив их на слоги. Охарактеризуйте слоги. Разбейте слова согласно правилам переноса. Определите, соответствуют ли слоги переносу слов.

Осенний день. Поблекли травы. Сырой, туманный холодок. И вдруг нежданно у канавы Расцвел шиповника цветок.


Упражнение 3.

Запишите слова, исправив ошибки в переносе слов. Какие правила переноса слов здесь нарушены? Есть ли слова, в переносе которых ошибок допущено не было? Разбейте слова на слоги, охарактеризуйте слоги в 1-м и 2-м словах.

По-ддержал, на-двязать, доп-латить, про-следить, дос-мотр, nepec-мотреть, там-оженники, бес-крайний, станц-ия, касс-ир, пое-здка.


Упражнение 4.

Как вы думаете, какие слова здесь написаны? Прочитайте.

Жин, ки, сне; лен, ка, дарь

Из скольких слогов состоят эти слова? А теперь запишите эти слова, разделив для переноса. Сколько способов переноса в словах из трех слогов?


Упражнение 5.

Прочитай слова. Спиши только те слова, которые можно перенести, разделяя их для переноса.

Олень, окно, соловей, убирай, сок, телефон, улица, юла, золотой.


Упражнение 6.

Прочитай слова. Выпиши слова, в которых три слога, разделяя их для переноса.

Работа, кошка, белочка, хлеб, мель, роза, двери, купание, тетради.


Упражнение 7.

Произнесите слова по слогам. Затем запишите их, разбивая для переноса. Какие из данных слов перенести нельзя?

Родители, отец, ребенок, сирота, семейство, родные, мать, семья, племянник.


Упражнение 8.

Прочитайте шуточное стихотворение.  Выпишите те слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.


Едва
Я перенёс:
е-два
И получил
За это «кол».
Опять
Я перенёс:
о-пять.
И получил 
За это «два». 
Укол 
Я перенёс: 
у-кол 
Теперь, надеюсь, 
Будет «пять». 

                            (А. Шибаев)


Упражнение 9.

В первом столбике разделите на слоги следующие слова.

Во втором столбике разделите эти же слова для переноса.

Подчеркните слова, которые нельзя разделить для переноса.

Голыш, голышом, ершом, ураган, тюрбан, орган, сиятельный, плёночный, обгонять, бесспорный, гамма, бессрочный, уборочный, урождённый, изголовье, новелла, зубрила, диадема, телеграмма, эмблема, пальма, казарма, рифма, фирма, тьма, яма, желтизна, отчизна, королевна, ведьма, арена, флейточка, радио, точка, редька, калька, вуалька, каланча, паинька, перебранка, дублёнка, ящерка, прейскурант, перекраиваться, перекраивался, приятный, средства, осунувшийся, искусство, действия, расписание, деятельность, упал, представитель, вожжи, коллектив, аппарат, комиссия, равноправный, объектив, борются, район, сотрудник, въезд, выезд, подъезд, расправиться, подделаться, рассыпается, сотрудник, подытожить, используя, разыскать, накопленный, отгрузил, отгрузится, подъезжать.

 

Тест по теме «Правила переноса слов». 


1. Может ли слог состоять из одного звука?

1) Нет, в слоге должно быть не меньше двух звуков. 
2) Да, слог может состоять из одного звука.

2. Сколько слогов в слове ЯМА? 
1) Один
2) Два

3. Сколько слогов в слове УРОКИ?

1) Два
2) Три

4. Как правильно перенести слово ЗНОЙНЫЙ?

1) Зной-ный
2) Зно-йный

5. Как правильно перенести слово ЛИНИЯ?

1) Лини-я
2) Ли-ния

infourok.ru

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Перенос слов. Правила переноса слов» УМК « Школа России»

«Перенос слов. Правила переноса слов»

Потеева Н. А.

Цель урока:формировать умение переносить слова с одной строки на другую
Задачи:
обучающие:
— формировать новые способы действий;

— обеспечить в ходе урока усвоение знаний о переносе слов
развивающие:
— формировать умения логически рассуждать, выделять главное;
— развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
— воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
— воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

-умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
— проявление творческого отношения к процессу обучения;
— проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Познавательные УУД:использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока

— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Предметные:
— умение  переносить слова с одной строки на другую по   алгоритму


Используемое оборудование:
— рабочая тетрадь,

учебник «Русский язык.2класс», Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е.

— выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school–collection.edu.ru

I. Оргмомент

II. Актуализация опорных знаний

— А теперь давайте проверим вашу зоркость. Прочитайте слова с доски, постарайтесь запомнить их и записать орфографически правильно по памяти

-Что это за слова? Какая здесь орфограмма? Поставьте ударение, выделите безударную гласную. Как мы работаем с такими словами? Составьте и запишите предложение с одним их них. (Несколько человек зачитывают свои предложения). Посчитайте, сколько слогов в этих словах?

— Проверьте себя по образцу.

– Как определить количество слогов в слове? Подчеркните

гласные буквы.

– Как называются слова, состоящие из 1, 2, 3-х слогов?

— Назовите двусложные слова, трехсложные слова.

ӏӏӏ. Самоопределение к деятельности (Создание проблемной ситуации)

— Мы записали словарные слова. Всем ли хватило места на одной строке? Как вы вышли из положения? Как поступить, если при написании слово не помещается на строке?

Прочитаем стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»(На доску c помощью проектора проецируется стихотворение).Слайд 2

Как получил за это «ДВА».

За это «КОЛ».

Будет «ПЯТЬ».

— Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)

— Почему? (Он не знает правила переноса.)

— Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)

— Чтобы не получать «два», мы сегодня изучим правила переноса.

— Чего мы пока не знаем, как вы думаете?

С помощью учителя формируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

— Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

тема: Перенос слов. Правила переноса. Слайд 3

— Конечно, иногда при записи слов мы пользуемся переносом, так как слово на помещается на строке. Но что бы это сделать, надо знать правила переноса. Тогда у нас не будет проблем, как у героя стихотворения.

— По какому плану будем работать? Слайд 4

1. Узнаем правило переноса.

2. Поупражняемся в переносе слов.

3. Будем учиться применять новое знание.

IV. Открытие «нового знания»

1) Сравнительный анализ деления слов на слоги и деления этих

же слов для переноса.

Упр. 21 с. 40 (в учебнике) – устно.

Какие правила переноса мы можем уже сформулировать?

— Прочтем правила в учебнике.с. 39

2)— А теперь прочтем еще правила и сравним их с теми, которые уже прочитали.

(ЦОР — иллюстрация правил переноса. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6461563-a7f6-400e-b99d-349853c2f53e/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BPT_010%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/524a5df4-0eaa-4c03-ba52-5244a36f4494/%5BNS-RUS_1-02%5D_%5BPD_009%5D.html)

— С какими новыми правилами познакомились?

3) Составление алгоритма для переноса слов.

— Мы открыли больше правил. Составим алгоритм: как будем действовать, если надо перенести слово

АлгоритмСлайд 5

Как перенести слово

1. Прочитаем слово

2. Делим его на слоги.

3. Вспоминаем, какое правило подходит (схема).

4. Записываем.

V. Первичное закрепление нового способа действия.

Упражнения в делении слов для переноса.

1) Комментированное письмо.

Упр. 24 с. 41

– Подчеркните слова, которые нельзя переносить.

2) Физкультминутка.

Игра «Потопаем, похлопаем».

–Если названное слово можнопереносить – хлопаем,

если нельзятопаем:

тигр, лиса, олень, ворона, белка, стриж, енот, воробей, жираф, аист, ястреб, кабан, слон.

3) Распредели слова в два столбика по общему признаку:

Слайд 6

кольцо, деньки, стайка, пыльца, майка, сойка, угольки, чайник

Спишите, разделяя слова для переноса.

Проверка сам. работы Слайд 7

– Какие правила переноса вы вспомнили?

4) Найди в каждом столбике лишнее слово. Объясни свой выбор (устно)

Слайд 8

заяц голова кукла

олень глаз шарики

ёжик щека мяч

6) Работа в парах (по карточкам).

— Проверьте на карточке слова, разделенные для переноса..

(Карточка 1: вор-она, ст-риж, га-йка, о-сенью, сел-ьский)

(Карточка 2: учебн-ик, спо-рт, плать-е, сто-йка, олен-ья)

— Определите, кто в вашей паре будет объяснять, как нужно переносить данные слова. (Дети объясняют)

–Сколько слогов в словах ворона, учебник? А сколько способов

переноса у каждого из них? Почему?

VI. Итог урока.

– Какие же правила переноса мы изучили?

Дополните предложения:слайд 9,10

1. Делить слова для переноса можно только по …….. .

2. Нельзя ……….. оставлять на строке или ……… на другую строку.

3. Нельзя отрывать от согласного ……… и переносить его на другую строку.

4. Буква ….. на другую строку не переносится.

5. Слова, состоящие из одного слога переносить ……… .

6. Если у двусложного слова есть слог, состоящий из ……… ,то такое слово не переносится.

7. Не всегда у трёхсложных слов есть …… способа переноса.

VII. Рефлексия

Работа в группе на ноутбуке

ЦОР — какое слово нельзя переносить? http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5d84b99c-b056-425a-8a3a-5d97b75a1f38/?from=f81edbaa-d8e3-4818-971d-2a1a6637e116&&subject=8

Слайд 11

— Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнала…

  • На этом уроке я похвалила бы себя за …

  • После урока мне захотелось…

  • Сегодня я сумела …

— Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

— Вы сегодня молодцы. Справились со всеми заданиями. Спасибо за урок!

VIII. Домашнее заданиеСлайд 12

1. Выучить правила переноса слов с. 39

2. Упражнение 25.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Перенос слов»(2 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Полукотельниковская

средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

«Перенос слов»

Подготовила

учитель начальных классов

Шевель Татьяна Васильевна

УМК — «Школа России»

Составитель: Шевель Татьяна Васильевна, учитель начальных классов

Класс: 2

Тема. Перенос слов.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний .

Цель:  познакомить детей с правилами переноса слов.

Задачи 

Образовательные: сформировать представление о правилах переноса слов.

Развивающие: формирование умения анализировать звучащую речь; формирование опыта работы с учебником; формировать умения логически рассуждать, выделять главное.

Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах;

воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь.

Планируемые результаты.

Предметные :

— усвоение правил переноса слов;

— умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.

Познавательные: общеучебные:овладение навыком переноса слов;

логические: осуществление анализа, использование алгоритма порядка действий при списывании.

Регулятивные: учитыватьвыделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, сопоставлять работу с образцом, вносить коррективы в действия.

Коммуникативные:оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

— сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других.

Личностные: проявляют учебно – познавательный интерес, понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований.

— находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

  • В.П. Канакина «Русский язык» 2 класс.Учебник в 2-х частях. – М.: «Просвещение », 2016г. ;

  • карточки для работы учащимся;

  • мультимедийный проектор.

Этапы урока

Ход урока

Планируемые результаты

Оборудование

1.Орг. момент

Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроениеи этот урок принесет вам радость познания.

Девиз нашего урока : хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!

2.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.

-Отгадайте загадку:

И в клюве весточку несёт?

— Совершенно верно, это птица – голубь. Какую весточку может принести голубь?

— Раньше люди не уезжали на большие расстояния и письма домой отправляли при помощи голубей. Привязывали к лапке сообщение, и птица возвращалась к себе домой. Такую почту так и называли – голубиной, а голубей – почтовыми голубями. В современном мире человек путешествует по всему земному шару и брать с собой в дорогу голубей ему стало неудобно и проблематично, поэтому весточки к вам в дом приносят почтальоны.

Личностные:

Создание мотивации

Регулятивные: контроль своего поведения, коррекция в случае необходимости

3.Актуализация и пробное учебное действие.

4.Выявление

места и причины затруднения.

5.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Чистописание

Учитель.

-Почтальон принес нам письмо.

( чтение и запись на доске )

Ум да разум надоумят сразу.

Учитель.

-Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Учащиеся.

-Человек грамотный и умный найдёт ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.

Учитель.

— Запишите, пожалуйста, эту пословицу в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

— Еще одна логическая загадка от нашего героя.

— Как можно распределить буквы Ж, Х, П, Р? Что объединяет буквы по группам? Назовите эти элементы.

Учащиеся.

-Буквы Ж и Х, буквы П и Р.

Учитель.

-Пропишите эти буквы х и ж по образцу красиво и аккуратно на следующей строке.

Словарная работа

На доску c помощью проектора проецируются слова:

ветер, язык, лопата, тетрадь ,июнь.

Учитель.

-А теперь проверим вашу зоркость. Прочитайте слова с доски, постарайтесь запомнить их и записать орфографически правильно по памяти.

-Что это за слова? Какая здесь орфограмма? Поставьте ударение, выделите безударную гласную. Как мы работаем с такими словами? Составьте и запишите предложение с одним их них. (Несколько человек зачитывают свои предложения). Посчитайте, сколько слогов в этих словах?

Учитель.

-Мы записали словарные слова. Всем ли хватило места на одной строке?

— Как вы вышли из положения?

-Как поступить, если при написании слово не помещается на строке?

Учитель.

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить как кому захочется?

С помощью учителя учащиесяформируют тему урока, ставят цель урока.

Учитель.

— Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Учитель записывает тему урока на доске «Перенос слов»

Учитель.

— Иногда слово на помещается на строке ,тогда мы пользуемся переносом. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса.

По какому плану будем работать?

1. Узнаем правило переноса.

2. Поупражняемся в переносе слов.

3. Будем учиться применять новое знание.

Учитель показывает презентацию «Перенос слов», демонстрируя задания.

  1. Как разделить слова на слоги.

  2. Закон самых звучных.

  3. Правила переноса.

Учитель .

-Сколько правил сегодня мы открыли? Проговорим их и сравним наши правила с правилами учебника.(Стр.71)

Работа в парах.

Учитель .

Посмотрите на доску. Как вы думаете, какие слова здесь написаны?

Учащиеся.

Снежинки, календарь

Учитель .

Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно разделить его на слоги.

Учащиеся.

Сне-жинки, снежин-ки, ка-лендарь, кален-дарь

Учитель .

— Сколько способов переноса в словах из трех слогов?

Физминутка

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Коммуникативные: умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию у учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, логическое мышление.

.

Личностные: понимание важности проявления заботы о здоровье

Проектор, экран, ноутбук

6.Реализация построенного проекта.

Учитель .

В письме еще пришли задания, выполнив их, вы, откроете ещё один из секретов.

Работа в парах: каждая пара получает карточку с одним из случаев переноса. Задача– сформулировать и озвучить правило переноса слов.

После выполнения задания выслушивается ответ каждой пары. Карточки опоры – схемы вывешиваются на магнитной доске.

1 карточка

2 карточка

3 карточка

4 карточка

5 карточка

Ро-ди-на,

ма-ши-на

де-ти.

Трой-ка,

май-ка,

чай — ка.

Малень-кий,

день-ки,

Кас-са,

Ал-ла,

мас-са.

Укол,

один,

края,

пни

Вывод: слова переносятся по слогам

Вывод: буква й остается в предыдущем слоге.

Вывод: ь и ъ не переносятся на следующую строку.

Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются при  переносе.

Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности.

Познавательные:учатся

переносить слова с одной строки на другую.

Коммуникативные: умеют работать в малой группе-пере; уважают в общении друг друга; прислушиваются к мнению товарища.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изученному предмету..

Карточки

7.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа по учебнику: стр.71, упр.108

Фронтальное комментируемое выполнение работы

Учебник

8.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Самостоятельная работа.

Учитель .

Сейчас мы проверим, как вы усвоили случаи переноса слов.

У вас на парте лежит карточка с тремя заданиями.

Внимательно прочитайте . Каждый работает самостоятельно.

Карточка( образец)

Подчеркни те слова, которые неправильно разделены для переноса.

  1. Касса, ле — нь, о – гоньки, змей — ка.

  2. Ал — ьбом, кни — ги, О — ля, борь — ба.

  3. Аню — та, у — кол, су — ббота, май –ка..

Взаимопроверка.

  1. Кас — са, лень, огонь — ки, змей — ка.

  2. Аль — бом, кни — ги, Оля, борь — ба.

  3. Аню — та, укол, суб — бота, май – ка

Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников

Карточки

9.Рефлексия учебной деятельности.

— Над какой темой урока мы работали?

— Что нового вы узнали?

— Какие правила переноса слов вы знаете?

— Какие у вас возникли затруднения?

— Оцените свою работу на уроке. «Ладошки».

Домашнее задание: стр. 109, упр.7 2

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения

«Ладошки» из цветной бумаги

infourok.ru

Памятка для учеников начальной школы «Правила переносов»

Правила переносов

  • При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.

  • Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Правильно

люб-овь

лю-бовь

дяд-енька

дя-денька, дядень-ка

реб-ята

ре-бята, peбя-ma

паст-ух

па-стух, пас-тух

Примечание 1. При переносе cлов с односложной приставкой на согласную, стоящую пеpeд гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведенным правилом без-умный и бе-зумный; без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и 6e-заварийный.

Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

Правильно

раз-ыскать

ра-зыскать, разыс-кать

роз-ыгрыш

ро-зыгрыш, розыг-рыш

Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время пpиставка отчетливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

  • Нельзя отрывать буквы ь и ъ от предшествующей согласной.

    Правильно

    под-ъезд

    подъ-езд

    бол-ьшой

    боль-шой

    бул-ьон

    буль-он, бу-льон

  • Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

    Правильно

    во-йна

    вой-на

    сто-йкий

    стой-кий

    фе-йерверк

    фей-ерверк, фейер-верк

    ма-йор

    май-ор

  • Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

    Правильно                            

    а-кация, акаци-я

    ака-ция

  • При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласный.

    Правильно

    по-дбить

    под-бить

    ра-змах

    раз-мах

  • При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

    Правильно

    прис-лать

    при-слать

    отс-транять

    от-странять

  • При переносе сложных cлов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

                      Правильно

            пятиг-раммовый

                      пяти-граммовый и пятиграм-мовый

  • Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Правильно

жу-жжать

жуж-жать

ма-сса

мас-са

ко-нный

кон-ный

Это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: сожженный, поссорить , а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: нововведение  Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенного слова.

Правильно

спе-цодежда

спец-одежда

  • Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами, например: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.

  • Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-cандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля

кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра

  • Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю , фойе

  • Нельзя переносить сокращенные обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц, например:

1917/г.
72/м
2
53/км
10/кг

  • Нельзя переносить «наращения», т. е. отрывать при переносе от цифры соединенное с ней дефисом грамматическое окончание, например, нельзя переносить:

1/-е
2/-го

  • Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа и т. п., и пр.,
    т. е., ж-д., о-во
    .

  • Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.

  • Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Слогоделение. Перенос слов (2 класс)

Русский язык

Тема урока: «Слог. Перенос слов»

Тип урока: урок-закрепление

Цель урока: закрепить умения детей делить слова на слоги и переносить слова

Задачи урока:

— Образовательная

— Воспитательная

— Развивающая

Ход урока

I. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте успехов на уроке.

II. Минутка чистописания

Сочетания букв «Зн», «Не»

III. Актуализация знаний.

(слайд 1)

— Ребята, посмотрите-ка, к нам пришли гости. Знаете ли вы, кто это?

(Знайка и Незнайка)

— Правильно. Знайка очень расстроен из-за неудач друга в учебе и просит нашей помощи. Но ему бы очень хотелось убедиться, знаете ли вы тему. Покажем Знайке наши знания?

— Назовите мне правила переноса слова с одной строки на другую.

(1. Слово переносится по слогам

2. Одну букву нельзя ни переносить, ни оставлять на строке.

— Хорошо. Тогда откройте страницу 8 в сборнике упражнений. Там есть задание «Выбери правильные ответы».

Далее проверка ответов учащихся.

IV. Работа по теме урока.

— Правильно, ребята. Что ж, Знайка готов допустить нас к обучению своего друга. А вы готовы?

— Первое наше задание будет посмотреть работу Незнайки и найти ошибки. Он должен был написать, как нужно правильно переносить слова.

(слайд 2) Фронтальная работа.

— Ошибки мы с вами нашли. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы Незнайка хорошо понял правила?

(надо самим ему объяснить)

Учитель вызывает двоих к доске. Остальные работают в тетрадях. Первый делает №12 с. 7 в сборнике упражнений, второй №13 с.8. Остальные делают в тетрадях. Далее устный ответ учеников, стоящих у доски.

V. Самостоятельная работа.

— Ребята, как нам проверить, усвоил ли Незнайка тему?

(провести самостоятельную работу)

— Вы правы. Самостоятельную работу составил нам Знайка. У вас на партах лежат листы. Ответы на вопросы запишите в тетради.

1. Может ли слог состоять из одного звука?

1) Нет, в слоге должно быть не меньше двух звуков

2) Да, слог может состоять из одного звука

2. Сколько слогов в слове ЯМА?

1) Один

2) Два

3. Сколько слогов в слове УРОКИ?

1) Два

2) Три

4. Как правильно перенести ЗНОЙНЫЙ?

1) Зной-ный

2) Зно-йный

5. Как правильно перенести ЛИНИЯ?

1) Лини-я

2) Ли-ния

6. Прочитайте, вставляя пропущенные слова. Запишите их с делением на слоги.

От зубастых щук таясь,

Стороной проплыл … .

Не поедет без бензина

Наша быстрая … .

Ты к обеду положи

Ложки, вилки и … .

Важно по морю плывет

Трехэтажный … .

На каток ушла с утра

Моя младшая … .

(слайд 3)

— Незнайка получил твердую пятерку от Знайки по этой самостоятельной. А проверьте вы себя.

— У кого три или более ошибок? У кого две? Одна? А кто написал без ошибок?

IV. Рефлексия.

— Ребята, давайте еще раз вспомним правила переноса?

— Что вам не понравилось на уроке? А что понравилось?

— А теперь оцените свою работу на уроке (слайд 4)

— Кто считает, что он не справился с темой, многое не понял и многое не получилось, поднимите руки (грустный смайлик)

— Кто считает, что мог бы поработать гораздо лучше? (нейтральный смайлик)

— А кто думает, что хорошо справился, был активен, все понял? (веселый смайлик)

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс): Перенос слов 2 класс

I.Мотивация учебной деятельности.

Цель. Актуализировать требования к учени

ку со стороны учеб

ной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутрен

ней потребности включения в учеб

ную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок русского языка. Пожелаем друг к другу удачи и начнём наш урок.

2.1.Каллиграфическая работа

— Сейчас мы запишем красивым почерком слово ЖЁЛТЫЙ

АЛГОРИТМ

  1. Разделите на слоги. Какой гласный звук слышится в первом слоге?
  2. Находим  ударный слог и подчёркиваем

3.Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на месте звука О.)

4. Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)

5. Выделите корень к слову желтый.

А теперь проверяем нашу работу.

2.2.      Списывание

 А теперь смотрим сюда. Ваша задача списывать эти предложения и вставить номер правила, к которому относится данное слово. На это мы даём 3 минуты.

Мы идём в рощу. Там шуршат  жёлтые метели.

Записываю.

Какие  слова употреблены в переносном смысле?

(ЖЁЛТЫЕ МЕТЕЛИ)

Сегодня нам для лексического диктанта слова подбирала Кира

2.3. Толковый словарь (дети сами говорят)

-прозрачная, бесцветная жидкость (ВОДА)

-мягкий, белый осадок, покрывает землю (снег)

Подчёркивают

Подбирают однокоренные слова, затем обозначают корень

Взаимопроверка

 Списывают, обозначают орфограммы.

Дети комментируют.

после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква ё, хотя и произносится о, а именно: ЖЁСТКИЙ, ШЁЛК

Метели (безударный гласный, непроверяемое слово)

Кира Петухова диктует, спрашивает.

Комментирует, находит проверяемое слово

Личностные:

1.Положительная мотивация и познавательный

интерес к изучению курса русского языка.

II. Изучение нового материала

1.Создание проблемной ситуации.

Цель.

Организовать вы

полнение учащими

ся учебного задания

2.Постановка учебной проблемы.

3. Поиск решения (открытие нового знания)

Цель. 1.Организовать выполнение учащим

мися самостоятель

ной работы в группе.

2.Организовать выявление места и причины затруднений.

Мальчики решили вместе порыбачить. Чтобы договориться, Вова оставил Мише записку. Но Миша ничего не смог понять в этой записке. Давайте её прочитаем.

Миша!

Возьми в сарае у

дочки. Позови товар

ища Серёжу. Я вас

жду на речке.

Вова.

Что не так в этой записке? Почему приятель не смог ничего понять? Чего не знал Вова? Как ему помочь?

-Сформулируйте тему нашего урока.

— Сформулируйте цель.

— Где будем искать информацию по этой теме?

-Откройте учебник на стр. 71. Изучите правило и выполните задание. Исследование в парах.

Какие правила существуют при работе в паре?

  1. Один говорит, другой слушает.
  2. Свое несогласие высказывай вежливо.
  3. Если не понял, переспроси.
  4. Работать должны оба.

Пары исследуют правило переноса слов.    (7 мин)

1 пара: лейка, машина, пальто, оса.

2 пара: пенал, сойка, коньки, моя.

3 пара: мальчик, мойте, осина, яма.

— Используя инструкционную карту выполните задание.

-А теперь пары свои исследования продемонстрируйте всему классу.

— Итак, что мы теперь можем сказать о правиле переноса слов

— Мальчик неправильно перенёс слова.

— Вова не знал правила переноса слов. Мы ему сможем помочь в том случае, если сами узнаем правила переноса слов.

-Тема: Правила переноса слов.

Цель. Изучить правила переноса слов.

— В учебнике.

ПРАВИЛО РАБОТЫ В ПАРАХ

Каждая пара проводит своё исследование в соответствии с инструкционной картой.

1.Изучить правило.

2. Установи перенос

Выступление пар.

Дети делают общий вывод о переносе слов.

1.Слова переносятся с одной строки на другую по слогам.

 2.Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую.

3.При переносе нельзя отделять букву «й»

от стоящей перед ней буквы.

4. Букву «ь» нельзя отделять от стоящей перед ней буквы.

Регулятивные УУД

1. Развитие умения высказывать своё предположение.

2. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

3. Развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные:

1, Выделять существенную информацию из читаемых текстов.

2.Строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателям.

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

1. Владеть диалоговой формой речи.

2.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в группе, паре;

3.Договариваться и приходить к общему решению;

III. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Индивидуальная работа. Задание на экране.

о-гонь

конь-ки

зме-я

ле-йка

маши — на

Поднимите руки, если слово неправильно перенесено.

— Почему здесь ошибки? В чём проблема?

-Что нужно сделать?

-Как?

— Проговорите в парах друг другу алгоритм переноса слов.

Когда дети согласны с ним я взвешиваю алгоритм на доске.

Исправить ошибки записать слова с правильным переносом.

-Исправить ошибки записать слова с правильным переносом.

-Проверить!

АЛГОРИТМ

  1. Читаем внимательно
  2. Делим на слоги
  3. Вспоминаем, какое правило подходит.
  4. Записываем.

Проверка: один ученик на доске пишет с проговариванием алгоритма, а другие ученики его дополняют или опровергают.

Личностные:

1.Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка.

Познавательные:

1.Строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателям.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

1. Владеть диалоговой формой речи.

2.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в группе, паре;

3.Договариваться и приходить к общему решению.

IV. Самостоятельная работа по эталону

Цель. Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Самостоятельная работа учащихся.

Сейчас я предлагаю вам испытать свои знания: посмотрите на карточки, они разноуровневые. Прочитайте задание. Постарайтесь выполнить без ошибок.

1 уровень (жёлтая карточка).

Раздели слова для переноса:

Лейка, угольки, осень, речка, лист, белочка.

2 уровень (голубая карточка).

Найди слова, которые разделили слова для переноса неправильно, раздели их верно:

Лес – ок, по – лянка, шляп — ка, и – юль, ле – то, ёж – ик, лужа – йка, окунь – ки, де – ньки.

3 уровень (красная карточка).

Найди в тексте слова, которые нельзя переносить:

Стояла тёплая осень. Алёша пошёл в лес за грибами. Вот пень. Там рос большой гриб. Это был опёнок.

Дети выполняют выбранное задание и проверяют по эталону. Дети, допустившие ошибки, фиксируют место и причину.

Регулятивные:

1. Осуществлять пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

V. Рефлексия учебной деятельности.

Цель.

1.Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

2.Осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Д/З Ребята, а мы можем помочь Вове? Дома исправить это письмо.

Оцените свою работу на уроке.

Закончите предложение. Рефлексивный ряд на экране:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. я научился…

7. у меня получилось …

8. я смог…

9. мне это в жизни пригодится для…

Учащиеся по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске

nsportal.ru

Памятки по русскому языку 2 класс по программе «Перспектива».

ПАМЯТКА № 1

РЕЧЬ.

Речь – это способность говорить.

Речь бывает устная ( У) и письменная (П).

Устную речь мы говорим и слышим.

Письменную – пишем и читаем.

Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает.

Речь состоит из предложений. Предложение – это несколько слов, связанных между собой по смыслу.

СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Маша кормит кошку.

Начало предложения пишется с большой буквы.

Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.

В конце предложения ставится точка или ?, !.

ПАМЯТКА № 2

1. сочетания ЖИ – ШИ пишутся с буквой И

2. Сочетания ЧА_ЩА пишутся с буквой А

3. Сочетание ЧУ-ЩУ пиши с буквой У

4. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, название городов, рек, стран – это имена собственные. Пиши их с заглавной буквы.

Памятка № 3

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ

Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я нужно изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Например: вода – воды, зима — зимы

Памятка № 4

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ

Парные согласные: Б – П, В – Ф, Г – К, З – С, Д – Т, Ж — Ш.

Парные согласные надо проверять в том случае, если они стоят в конце слова или перед глухой согласной. В таком случае говорят, что согласная стоит в СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ.

Например: зуб, дубки.

Чтобы проверить согласную в слабой позиции, надо подобрать проверочное слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная буква.

Например: зуб — зубы, дубки — дубы

Памятка №5

Словом можно назвать предметы, их признаки и действия.

Предложение – это слово или группа слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.

Памятка №6

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ:

— Повествовательное предложение содержит сообщение, то есть повествует о чем-то. В конце его ставится точка (.).

Наступила золотая осень.

— Вопросительное предложение содержит вопрос. В конце его ставится вопросительный знак (?).

Когда же наступит золотая осень?

— Побудительное предложение выражает побуждение к действию, то есть просьбу, приказ или совет. В конце его ставится точка или восклицательный знак (!).

Золотая осень, приходи скорее!

Памятка №7

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА

1. Слова можно переносить только по слогам:

Ро-лики или роли-ки

2. Слова состоящие из одного слога, не переносятся:

Слон, конь

3. Одну букву не преноси и не оставляй на строке:

НЕЛЬЗЯ: у-хо или ух-о

4. Буквы Й, Ъ, Ь не переносятся:

ЧаЙ-ка, подЪ-езд, конЬ-ки

5. При переносе слов с удвоенными согласными,одна согласная остается на строке, другая переносится:

Хок-кей, ванн-на

Памятка №8

По интонации предложения бывают восклицательными и невосклицательными.

В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

Красив осенний лес!

Памятка № 9

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу

Алгоритм определения типа текста

1. Прочитать текст

2. Определить на какой вопрос отвечает содержание текста.

3. Если содержание текста рассказывает о каком-то событии и отвечает на вопрос что произошло? – это текст-повествование

4. Если содержание текста отвечает на вопросы какой? какая? какие? – это текст-описание.

5. Если содержание текста отвечает на вопросы почему? зачем?это текст-рассуждение.

ПАМЯТКА № 10

Звуки и буквы.

Звуки – в устной речи, их произносят и слышат.

Буквы – в письменной речи, их пишут и видят.

Звуки:

Гласные — ударные и безударные (обозначаются красным цветом)

Букв, обозначающих гласные звуки 10: а ,о, у, ы, э, я, ё, ю, и, е

Гласных звуков 6: [а о у ы э и]

Звуков [ е ё ю я ] — НЕ БЫВАЕТ!!!

Согласные – твердые (обозначаются синим цветом)

– мягкие (обозначаются зеленым цветом)

Гласный звук – это длинный звук. При образовании гласных звуков воздух не встречает в полости рта никаких преград.

Согласный звук – при их образовании поток воздуха встречает препятствия в полости рта. Их устраивают нос, нёбо, зубы и губы человека.

Город букв

Памятка № 11

улица

Гласных

улица

Согласных

мягкозначные

Я

А

твердозначные

аллея парных

Ё

О

звонкие

Б

П

глухие

Ю

У

З

С

И

Ы

В

Ф

Е

Э

Г

К

тупик

беззвучных

Д

Т

Ж

Ш

аллея непарных

звонкие

Р

М

Л

Н

Й

глухие

Х

Ц

Ч

Щ

Памятка № 12

Алфавит

Аа [а], Бб [бэ], Вв [вэ], Гг [гэ], Дд [д]э, Ее [йэ],

Ёё [йо], Жж [жэ], Зз [зэ], Ии [и], Йй (й краткое),

Кк [кА], Лл [эль], Мм [эм], Нн [эн], Оо [о], Пп [пэ], Рр [эр], Сс [эс], Тт [тэ], Уу [у], Фф [эф], Хх [ха],

Цц [цэ], Чч [че], Шш [ша], Щщ [ща],

ъ(твёрдый знак), ы [ы], ь(мягкий знак), Ээ [э],

Юю [йу], Яя [йа].

Памятка № 13

Непарные согласные звуки по твердости мягкости

Памятка № 14

Роль е, ё, ю, я

е — [ э/ ], [ и ]

ё — [ о ]

ю -[ у ]

я — [ а ]

  • в начале слова,

  • после ь, ъ

  • после гласного обозначают два звука:

е — [ й, э ]

ё — [ й, о ]

ю -[ й, у ]

я — [ й, а ]

Памятка №15

Буквосочетания чк, чн, щн пишутся без мягкого знака:

дочка, точный, хищник.

Памятка № 16

Слоги – части слова, на которое оно делится при произношении.

В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Без гласных звуков слога нет!!!

Если слова состоят из одного слога, они называются односложными (мак, сон), из двухдвухсложными (мама, якорь), из трёхтрёхсложными (помидор, карандаш) и т.д.

Памятка № 17

Ударение – выделение голосом одного из слогов в слове. Слог на который падает ударение называется ударным.

Гласный звук в таких слогах называется ударным. Он обозначается значком .

Остальные гласные звуки в слове называются безударными.

Слог с безударным гласным звуком тоже называется безударным.

В односложных словах и в словах с буквой ё знак ударения не ставят. Буква ё всегда обозначает ударный звук.

Сом, слон, ёлка, ёжик, поёт.

Памятка № 18

Безударные гласные в слове

Слова с безударными гласными А, О, И, Е, Я надо проверять: безударный гласный звук нужно сделать ударным. Под ударением он произносится так, как пишется.

деловой — де́ло, лиса – ли́сы

Если буква гласная вызвала сомнение —
Ты ее немедленно ставь под ударение!

Памятка № 19

Правописание непроизносимых согласных

Непроизносимые согласные — это звуки, которые не произносятся или плохо различаются в скоплении согласных в слове

Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно изменить его форму или подобрать родственное слово, в которых мы слышим этот звук.

Известный – известие, честный – честь

Если при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно.

Опасный – опасен, вкусный – вкус.

Памятка №20

Запомни!

Разделительный мягкий «Ь» знак пишется после согласной буквы перед гласными:

Е, Ё, И, Ю, Я:

Платье, бельё, воробьи, вьюга, семья

При переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ним буквы: серь-ёзный

Памятка №21

Правописание непроизносимых согласных.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать проверочное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.(чтобы после согласного стоял гласный звук, или чтобы этот согласный звук стоял на конце слова)

Например: звёздный – звезда,

местный – место,

солнце – солнышко,

поздно – опоздать, позден,

праздник – празден,

сердце – сердечко, сердечный,

доблестный – доблесть,

грустный – грусть,

Но некоторые слова проверить нельзя. Их нужно запомнить: чувство, чувствовать, лестница, праздник, здравствуй.

Если в сочетаниях согласных при изменении слова согласный не слышится, то писать его не нужно:

чудесно, чудесный – чудесен, чудеса,

прекрасно, прекрасный – прекрасен, краса,

ужасно, ужасный – ужасен,

опасно, опасный – опасен,

напрасно, напрасный – напрасен.

Памятка №22

Запомни!

Разделительный твердый «Ъ» знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными:

Е, Ё, Ю, Я:

Подъезд, подъём, въехал, объяснение

При переносе слова нельзя отделять твёрдый знак от стоящей перед ним буквы: объ-ехать

Памятка №23

Слова

Многозначные

Слова, имеющие несколько значений.

Например: играть –

1) развлекаться.

2) представлять на сцене.

3) исполнять.

4) блестеть, сверкать.

5) искриться, пениться.

прямое переносное

Однозначные

Слова, имеющие

одно значение.

Например: герб –

отличительный знак государства, города.

Памятка № 24

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимами.

Например: лук (растение)лук (оружие)

Коса (прическа)коса (сельскохозяйственное орудие)

Памятка № 25

Слова, близкие по значению, но разные по написанию, называются синонимами.

Например: солдат – воин

Значение слов-синонимов указано в специальном словаре (в словаре синонимов).

Памятка № 26

АНТОНИМЫ

Слова с противоположным значением называются антонимами.

Например: друг – враг, холодно – жарко,

добро — зло

Памятка № 27

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания. Слова в таких сочетаниях всегда стоят вместе, поэтому у выражения появляется новое значение.

Например: задирать нос – важничать, зазнаваться; засучив рукава – усердно, старательно; сидеть на иголках – волноваться, нервничать.

Памятка №30

Составные части слова (состав слова) – приставка, корень, суффикс, окончание.

+Основа – часть слова без окончания.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *