Правила переноса слов 1-2 класс

Правила
переноса
СЛОВ
Денисова И.Г.
учитель начальных классов

Чистописание
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток — ни одной.

Правило №1.
Переносить слова с одной строчки на другую нужно по слогам.
Например:
Можно: во – ро – бей, со – ро – ка
НЕЛЬЗЯ : вор–обей, сор–ока

Правило № 2.
Одну букву нельзя оставлять на строке
и переносить на другую строку,
даже если эта буква составляет слог.
Например:
А ка – ция
У ли – ца
О си – на
У лит — ка

Упражнение №1
Юла, пень, ветер, сорт, ягода, клён, корабль, якорь, дорога, страна, дождь .

Проверка
Мальчики
Девочки
Ве-тер, яго-да, ко-рабль, до-ро-га , стра-на.
Юла, пень, сорт, клён, дождь, якорь.

Правило № 3
Буквы Й Ъ Ь
Нельзя отрывать от предыдущей буквы
Например:
чай – ка
Маль – чик
мень – ше боль – ше
отъ – езд подъ – езд
объ – ём

Правило № 4.
При переносе слов с удвоенными согласными
Одну из них следует
оставлять на первой строке,
а вторую переносить на следующую строку.
Например:
рус – ский
длин – ный
клас – сный
суб – бота
ван — на

Правило № 5.
Нельзя присоединять первую гласную корня к приставке
Например:
при – слать (письмо)
за – кладка
до – брался (до города)

Правило № 6.
Нельзя переносить на следующую строку знаки препинания
точку,
запятую,
вопросительный знак
и восклицательный знак.
videouroki.net
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме: сборник упражнений по русскому языку.Деление слова на слоги.Правила переноса.
ГУ «Начальная школа №2»
УПРАЖНЯЛОЧКА
(русский язык)
2 класс
Деление слова на слоги
Правила Переноса слов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОГА:
Слоги – это части слова, на которые оно делится при произнесении.
Например:
Ок–но, а–ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный
Сколько букв может быть в слоге?
Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.
Гласный звук образует слог.
Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Например:
Лист, ко-ра, де-ре-во, лист-вен-ни-ца, при-клю-че-ни-е
Как называются слова, в которых один слог, два слога, три слога?
Слова, в которых один слог, называются односложными,
слова, в которых два слога, — двусложными,
слова, в которых три слога, — трёхсложными.
Как слова делятся для переноса?
Для переноса слова делятся на две части.
Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
Какие слова переносить нельзя?
Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.
Например: класс, осы, юла.
Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?
Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
Например: май – ка, зай — ка.
Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.
Например: боль — шой, подъ — езд.
Как можно перенести слова с двойными согласными буквами?
При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.
Например: кас — са, рас — сказ.
ЗАПОМНИ!
1. Слог разрывать нельзя.
- Слова из одного слога не переносятся.
- Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.
Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать.
КАРТОЧКА №1
Допиши слог так, чтобы получилось слово.
но… | гор… | коч… |
печ… | но… | чай… |
КАРТОЧКА №2
Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.
Облака, кора, отмель — …
Сало, ступа, вата — …
Купи, перо, снежок — …
Пальма, орлы, ерши — …
Много, чучело, носок — …
Муза, поезда, удача — …
КАРТОЧКА №3
Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.
Пример: каша, река, тарелка – карета.
колос, рота, ваза – ___________________________
молоко, невод, таракан – _____________________
коса, лото, боксёр – __________________________
баран, рана, банка – __________________________
КАРТОЧКА №4
Раздели слова, где можно, на слоги.
утро торт труба крот работа прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк дубок ствол брусника тропы бор туманы
КАРТОЧКА №5
Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей.
хороша, дворе, горка, нашем, в
её, ребята, сделали
Наташа, возили, Яков, снег, и
скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________
КАРТОЧКА №6
Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №7
Подчеркни слова, которые нельзя переносить:
Крайний, змейка, ежи, оса, олени,
сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла.
КАРТОЧКА №8
Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:
Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять,
уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна.
КАРТОЧКА №9
Запиши слова — названия предметов с делением для переноса.
______________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №10
Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.
Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.
КАРТОЧКА №11
Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса.
Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №12
Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса.
Придумай свои два примера.
Дом — __________, ____________ — ______________ ,
клён — __________, ____________ — ______________ .
КАРТОЧКА №13
Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса.
Я – ластик, я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста –
Помарку стёрла я с листа.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАРТОЧКА №14
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый – белый…
Отчего же так темно?
КАРТОЧКА №15
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно – красен,
И реки блестят извивы.
КАРТОЧКА №16
Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.
Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью,
угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.
КАРТОЧКА №17
Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса.
Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.
Без собаки зайца не поймать.
Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает.
Бобы не грибы, не сеешь – не взойдут.
Не зная броду, не суйся в воду.
КАРТОЧКА №18
Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся.
У кого жить, тому и служить.
Умей шутить, умей и отшучиваться.
Что ни день, то новость.
Семь дел в одни руки не берут.
Добро и во сне хорошо.
Худ обед, коли хлеба нет.
КАРТОЧКА №19
По определению угадай слова с двойными согласными . Запиши их. Раздели для переноса.
Солёная вода для засолки овощей — ________________ .
Помещение в школе, где идёт урок — _______________ .
Шестой день недели — __________________________ .
Обучение животных послушанию — ________________ .
Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой — __________________________________ .
Асфальтированная дорога — ______________________ .
Игра с мячом или шайбой на льду — ________________ .
КАРТОЧКА №20
Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса.
В марте воробьи гнёзда вьют.
Парит – перед дождём.
Солнечный дождь быстро пройдёт.
Снег прилипает к деревьям – к теплу.
Длинные сосульки — к долгой весне.
Большая роса в мае – к урожаю огурцов.
сборник составила
учитель начальных классов
Егорова А.В.
nsportal.ru
Конспект урока по русскому языку на тему «Перенос слов. Правила переноса» (2 класс)
УМК « Школа России»,
с применением здоровьесберегающих технологий
«Перенос слов. Правила переноса»
Цель урока: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Личностные УУД : умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Познавательные УУД: переносить слова с одной строки на другую.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Оборудование : учебник «Русский язык.2класс», В.П .Канакина, В.Г.Горецкий, с.71-72, таблица по русскому языку «Перенос слов»
Ход урока:
Организационный момент.
Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
«Я в школе, я на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю».
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я , друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Чистописание.
— Какую букву будем писать на минутке чистописания? Она обозначает согласный, твердый, непарный, звонкий звук в данных словах.
Трава, дрова, труд ,сорока,
Запишите слова с доски. Какие орфограммы в словах вам встретились? Подчеркните их, назовите проверочные слова. Как определить, сколько слогов в слове?
Сколько в слове гласных,
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников
Назовите односложные слова (труд). Как можно назвать остальные слова? К какому слову нельзя подобрать проверочное слово? (сорока)
Физкультминутка
Буги — буги.
Руку правую вперёд,
А потом её назад.
А потом опять вперёд
И немного потрясём.
Мы танцуем «Буги — буги»,
Поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так:
Хлоп — хлоп!
(Аналогичные движения совершаются левой рукой и обеими ногами.)
2.Словарная работа.
Запишите слова- отгадки (ветер,береза,быстро,здравствуйте,прощай,родина,дорога,сахар)
Два человека выполняют задание за доской.
1.Белый камень
В воде тает
(сахар)
2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его.
(ветер)
3.Ствол белеет, шапочка зеленеет.
( береза)
4.Синоним к слову мгновенно (быстро)
5. Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
6. Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? …
( дорога)
7.Антоним к слову до свидания (здравствуйте)
8.Синоним к слову до свидания ( прощай).
( Сверяем с доской. Кто не допустил ошибок, нарисуйте на полях тетради смайлик )
Сейчас мы запишем еще одно слово: его можно отнести и к лимону, и банану, к солнцу и осенним листьям.
Запишите слово желтый.
Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на месте звука О.)
Подберите однокоренные слова. (Желток, желтизна, желтуха, пожелтели.)
Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)
Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)
Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы, которые надо запомнить.
Назовите трехсложные слова (здравствуйте, дорога). В каком из записанных слов количество звуков не совпадает с количеством букв? Почему? ( здравствуйте)
Физкультминутка.
«Ленивые восьмерки», «Шапочка умника»
Ленивые восьмерки (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Шапка для размышлений (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Самоопределение к деятельности
Мы записали словарные слова. Всем ли хватило места на одной строке? Как вы вышли из положения?
Послушайте стихотворение-шутку А.Шибаева «Как я перенёс слова»
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенёс:
Едва
Я перенёс:
Е-ДВА
Как получил за это «ДВА».
Укол
Я перенёс:
У-КОЛ
И получил
За это «КОЛ».
Опять
Я перенёс:
О-ПЯТЬ
Теперь,
Наверно,
Будет «ПЯТЬ».
Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)
Почему? (Он не знает правила переноса.)
Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)
Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила переноса.
Работа по теме урока с учебником
Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?)
Упр. 107 (с. 71).
Прочитайте про себя правила переноса.
Как переносят слово? (По слогам.)
Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы Й, Ь и Ъ от буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слога.)
Я сейчас вам расскажу,
Как слова переношу.
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.
Первичное закрепление
Игра «Составим цветок»
( Значок групповой работы). Работа в группах. На лепестках слова. Разделите их вертикальной линией для переноса: медведь, дождь, язык, пальто, очки, ключ, чайник, молния, русский, иней, учитель, обувь (Упр. 108 (с. 71). Подумайте, все ли из них можно перенести? Соберите цветок. Остались ли у вас «лишние» слова?
Кому бы вы хотели подарить эту ромашку? (высказывания детей)
Улыбнемся и пожелаем друг другу добра.
V. Закрепление изученного материала
Упр. 109 (с. 72).
Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?
Придумайте заголовок. (Осень.)
Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели.)
Спишите стихотворение, соблюдая стихотворную строку.(Значок «Работа в паре»).Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Ошибки исправляем простым карандашом. Верните тетради обратно.
Подчеркните слова, которые нельзя перенести. Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.) Прочитайте второе предложение, назовите в нем подлежащее, сказуемое. Как называют подлежащее и сказуемое?
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»
Вот помощники мои, их как хочешь поверни:
(Смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями)
Постучали,
(Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)
Повертели
(Круговые вращения кистью)
И работать захотели.
Работа в паре.
Упр. 110 (с. 72).
Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. (Составить две загадки о нотах.) Поработайте в парах.
Какие загадки у вас получились? (Семь ребят на пяти проводах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграла песенки.)
Как перенести слово проводах?
VI. Рефлексия. Дифференцированная работа.
Перед вами на столе лежит по 2 карточки, и вы должны выбрать одну по своим силам и выполнить задание.
Кто выбрал карточку №1? (Вызвать одного ученика к доске из этой группы).
- Запиши слова, раздели их для переноса.
Ваня, лайка, дубок, пеньки, ванна.
Кто выбрал карточку №2? (Вызвать одного ученика из этой группы).
- Подчеркни слова, которые нельзя переносить. Запиши остальные слова, разделяя их для переноса.
Ирина, Иван, Ваня, Рая, Раиса, лайка, дубок, пеньки, ванна.
(Дети выполняют работу.)
Проверка заданий у детей, работающих у доски.
Проверка работ у всех детей.
Нарисуйте на полях тетради смайлики.
Если вы не нашли ошибки, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Правильная самооценка. Молодцы!
Те, кто нашел одну- две ошибки, нарисуйте сосредоточенный смайлик. Тоже молодцы, внимательно работали.
Те, кто нашел и исправил большее число ошибок, вы правильно оценили свои силы, видите свои проблемы, и это поможет вам их ликвидировать.
Подведение итогов урока
Какие правила нужно соблюдать при переносе слов?
Какие слова нельзя переносить?
Кто из вас не ошибается при переносе слов?
VIII. Домашнее задание
Выполнить упр. 111 (с. 72).
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
infourok.ru
УПРАЖНЯЛОЧКА (русский язык) 2 класс Деление слова на слоги Правила Переноса слов
УПРАЖНЯЛОЧКА
(русский язык)
2 класс
Деление слова на слоги
Правила Переноса слов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОГА:
Слоги – это части слова, на которые оно делится при произнесении.
Например:
Ок–но, а–ку-ла, ве-ре-те-но, пя-ти-э-таж-ный
Сколько букв может быть в слоге?
Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.
Гласный звук образует слог.
Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Например:
Лист, ко-ра, де-ре-во, лист-вен-ни-ца, при-клю-че-ни—е
Как называются слова, в которых один слог, два слога, три слога?
Слова, в которых один слог, называются односложными,
слова, в которых два слога, — двусложными,
слова, в которых три слога, — трёхсложными.
Как слова делятся для переноса?
Для переноса слова делятся на две части.
Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
Какие слова переносить нельзя?
Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.
Например: класс, осы, юла.
Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?
Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
Например: май – ка, зай — ка.
Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.
Например: боль — шой, подъ — езд.
Как можно перенести слова с двойными согласными буквами?
При переносе слова с двойными согласными одна буква остаётся на строчке, а другая переносится.
Например: кас — са, рас — сказ.
ЗАПОМНИ!
1. Слог разрывать нельзя.
Слова из одного слога не переносятся.
Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.
Деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать.
КАРТОЧКА №1
Допиши слог так, чтобы получилось слово.
ре… | лу… | боч… |
но… | гор… | коч… |
печ… | но… | чай… |
ша… | ко… | ме… |
лу… | ре… | ко… |
КАРТОЧКА №2
Составь слова из последних слогов слов. Запиши полученные слова.
Облака, кора, отмель — …
Сало, ступа, вата — …
Купи, перо, снежок — …
Пальма, орлы, ерши — …
Много, чучело, носок — …
Муза, поезда, удача — …
КАРТОЧКА №3
Из каждого слова выбери определённый слог и составь с ним новое слово.
Пример: каша, река, тарелка – карета.
колос, рота, ваза – ___________________________
молоко, невод, таракан – _____________________
коса, лото, боксёр – __________________________
баран, рана, банка – __________________________
КАРТОЧКА №4
Раздели слова, где можно, на слоги.
утро торт труба крот работа прыгуны галстук спорт выставка ураган сосны лисица лист волк дубок ствол брусника тропы бор туманы
КАРТОЧКА №5
Запиши предложения, расставляя знаки препинания. Раздели на слоги имена детей.
хороша, дворе, горка, нашем, в
её, ребята, сделали
Наташа, возили, Яков, снег, и
скатывали, и, Зоя, снег, Юля, комья, в
КАРТОЧКА №6
Назови изображённые предметы. Запиши слова, разделяя их на слоги.
_____________________________________________________
КАРТОЧКА №7
Подчеркни слова, которые нельзя переносить:
Крайний, змейка, ежи, оса, олени,
сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла.
КАРТОЧКА №8
Укажи слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса:
Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять,
уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна.
КАРТОЧКА №9
Запиши слова — названия предметов с делением для переноса.
КАРТОЧКА №10
Прочитайте текст. Раздели слова для переноса.
Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.
КАРТОЧКА №11
Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса.
Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек
КАРТОЧКА №12
Измени слово так, чтобы его можно было разделить для переноса.
Придумай свои два примера.
Дом — __________, ____________ — ______________ ,
клён — __________, ____________ — ______________ .
КАРТОЧКА №13
Выпиши слова, в которых встречается буква с. Раздели эти слова для переноса.
Я – ластик, я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста –
Помарку стёрла я с листа.
КАРТОЧКА №14
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый – белый…
Отчего же так темно?
КАРТОЧКА №15
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно – красен,
И реки блестят извивы.
КАРТОЧКА №16
Раздели слова для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.
Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью,
угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.
КАРТОЧКА №17
Прочитай пословицы. Слова с буквами Й, Ь разбей для переноса.
Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.
Без собаки зайца не поймать.
Без хозяина – двор, а без хозяйки изба плачет.
КАРТОЧКА №18
Прочитай пословицы. Подчеркни слова, которые не переносятся.
У кого жить, тому и служить.
Умей шутить, умей и отшучиваться.
Что ни день, то новость.
Семь дел в одни руки не берут.
Добро и во сне хорошо.
КАРТОЧКА №19
По определению угадай слова с двойными согласными . Запиши их. Раздели для переноса.
Солёная вода для засолки овощей — ________________ .
Помещение в школе, где идёт урок — _______________ .
Шестой день недели — __________________________ .
Обучение животных послушанию — ________________ .
Игра в мяч, который бросают друг другу через сетку ракеткой — __________________________________ .
Асфальтированная дорога — ______________________ .
Игра с мячом или шайбой на льду — ________________ .
КАРТОЧКА №20
Прочитай народные приметы. Раздели слова для переноса.
В марте воробьи гнёзда вьют.
Парит – перед дождём.
Солнечный дождь быстро пройдёт.
Снег прилипает к деревьям – к теплу.
Длинные сосульки — к долгой весне.
Большая роса в мае – к урожаю огурцов.
5
.multiurok.ru
«Перенос слов по слогам». 2-й класс
Цели урока:
Образовательные:
- Обобщение знаний о правилах переноса слов.
- Формировать умение переносить слова с учетом особенности слогов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать у детей орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, память.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному языку, трудолюбие.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный этап.
— Приветствие учащихся.
Ребята , здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга.
II. Минутка чистописания.
1. На доске напечатаны буквы: Жж
Посмотрите , какую букву мы будем сегодня писать . Дайте характеристику звуку [ж].
Напишите строчку ,чередуя эти буквы.
2. На доске запись: Жизнь дана на добрые дела.
Прочитайте пословицу , запишите её на следующей строчке.
Подумай те ,как понимаете смысл этой пословицы каждый .
А теперь обсудим в группах по кругу .(Сингл раунд робин)Начинаем обсуждение с партнёра №1.Проверяем.Отвечает стол № .. партнёр№…
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Игра– Пока Незнайка нес нам слова, он потерял самые важные буквы.
К . рандаш, п . нал, м . шина, д . журный.
Задания.
– Запишите слова в тетради, подчеркните все гласные в словах. Какое “лишнее” слово? (пенал). Подчеркните его..
Проверка:
Обсудим в группах .Каждый называет 1 слово и называет гласные ,которые подчеркнул . Начинаем с партнёра №…
– Почему пенал “лишнее” слово? (2 слога.)
– Сколько гласных, сколько слогов?
Вывод: Сколько гласных, столько и слогов.
2. Работа над развитием речи со словарными словами.
Составление предложения со словарным словом пенал. Запишите своё предложение .Поделитесь сначала с партнёром по лицу, а потом с партнёром по плечу.Выберите самое интересное предложение в вашей группе .Какой стол желает озвучить своё предложение.
IV. Закрепление пройденного материала.
– Незнайка часто спешил, не доводил начатого до конца и очень часто ошибался. Друзья – коротышки над ним смеялись, а, слушая его, говорили, что такого не бывает.
Игра “Так бывает?”
1. – Незнайка написал предложение со словом пенал, допустив ошибку. Найдите ее.
Карандаш положу в пен-ал.
– Какую вы нашли ошибку?
– Как можно перенести слово?
— Чтобы еще лучше закрепить правило, послушай-ка Незнайка стихотворение – игру.
(Стихотворение читает подготовленный ученик.)
Я сейчас расскажу,
Как слова переношу:
Зима – зи – ма,
Пожар – по – жар,
Коза – ко – за,
Комар – ко – мар.
Здесь порядок очень строгий,
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам.
– Первую тайну письма мы открыли Незнайке.
Задание.
– Вот вам слова, разделите их для переноса.
Дуб, лист, гриб, куст.
– Слова из 1-го слога не переносятся, одна буква не остается на строке и не переносится.
Задание.
– Измените, слова так, чтобы их можно было перенести.
Образец: Дуб – ду-бы. (по карточкам)Карточки проверяет учитель после урока.
V. Микс пэа шэа
Встали задвинули стульчики. Двигаемся по музыку.Создаём пару. Отвечаем на вопросы поставленные учителем.( 10 секунд)
Сколько букв может быть в слоге?
Слог может состоять из одной буквы, но обязательно гласной, а из согласной – никогда. Слог может состоять и из двух, трех и нескольких букв, но гласная буква обязательно одна и есть в каждом слоге.
Гласный звук образует слог.
Как определить количество слогов в слове?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Например:
Лист, ко-ра, де-ре-во, лист-вен-ни-ца, при-клю-че-ни—е
Как называются слова, в которых один слог, два слога, три слога?
Слова, в которых один слог, называются односложными,
слова, в которых два слога, — двусложными,
слова, в которых три слога, — трёхсложными.
Как слова делятся для переноса?
Для переноса слова делятся на две части.
Делить слова для переноса можно только по слогам, но при этом одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
Какие слова переносить нельзя?
Слова, состоящие из одного слога, и слог, состоящий из одной буквы, переносить нельзя.
Например: класс, осы, юла.
Как можно перенести слова с буквами Й,Ь,Ъ?
Буква Й при переносе не отделяется от гласной.
Например: май – ка, зай — ка.
Буквы Ь и Ъ при переносе не отделяется от согласной.
Например: боль — шой, подъ — езд.
VI. Работа по учебнику.
Перенос слов. Стр. 8 упр.121 Работа в группах (Континиус Раунд Робин)Записываем слова , деля их на слоги начинает партнёр№ 4. Если кто не согласен со своим партнёром ,обоснуйте почему .
VII. Итог урока.
1. Работа в группах.
Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов.
Задача: сформулировать и озвучить правила переноса слов.
3-й уровень 1–2-й уровень
Ре-бя-та;
Пас-тух;
Сол-ныш-ко.
Вывод: Слова переносятся по слогам.
Ася – яма;
Ава-рия;
Яго-да.
Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
2. Вывод.
– Какие “тайны” переноса слов мы раскрыли?
– Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.
Если вы считаете, что усвоили тему на “отлично”, покажите улыбающегося человечка.
Если где – то в чем – то не уверены, то покажите задумчивого человечка.
Домашнее задание.
Урок окончен. Молодцы.
Приложение
Презентация
urok.1sept.ru
«Перенос слов» (конспект и презентация) 2 класс
Тема урока «Перенос слова» 2 класс
Цель: формирование умения правильно переносить слова.
Задачи:
образовательная:
развивающая:
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность;
развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся;
воспитательная:
воспитывать положительную мотивацию в обучении;
воспитывать интерес и любовь к русскому языку, целеустремлённость, коммуникабельность;
здоровьесберегающая:
Психологический настрой
— Давайте все поздороваемся с гостями.
—Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
— Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
(щелчок)
— Давайте хором прочитаем девиз нашего урока: «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!»
Запись числа и классной работы.
Сообщение темы урока
— (щелчок)
Какое слово можно собрать из этих букв: с о п е н р е?
(щелчок)
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
— Мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова, а в конце урока сделаем выводы о правилах переноса.
Слайд 4
— Перенос
Ответы детей
Актуализация знаний
Послушайте стихотворение Александра Шибаева о том, как переносил слова один мальчик.
— Мы изучаем перенос.
— Вот как слова я перенёс:
— Едва
Я перенес: е – два (щелчок)
И получил за это «два».
Укол
Я перенес: у – кол (щелчок)
И получил за это «кол».
Опять
Я перенес: о – пять, (щелчок)
Теперь, наверно, будет «пять»?
— А как вы думаете, ребята?
— Почему?
— Подумайте, можно ли разделить для переноса слово едва? (щелчок) щелчок)
Задумал ты перенести
Какое–нибудь слово –
Знак переноса помести
Где нужно и готово!
— А можно ли разделить для переноса слова укол и опять.
— Сколько в этих словах слогов?
— Почему нельзя делить их для переноса?
— Ответить на этот вопрос нам помогут эти стихи: (щелчок)
В слове Аня слога два,
Но разделить для переноса
Это слов, друг, нельзя.
Одну букву оторвёшь,
Ты нарушишь правило.
Скучно букве быть одной,
Как и тебе, если ты без друзей.
Вывод: (щелчок) Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.
Объясняют ошибки в переносе слов.
— Нет, пять за этот ответ поставить нельзя.
— Потому что одну букву нельзя переносить.
Отвечают рифмовкой:
(щелчок)
Работа по учебнику
Работа в парах
Дидактический материал с.28 упражнение 24. Записать слова, которые можно перенести.
Проверка. (щелчок)
Дети выполняют задания в тетрадях.
6. Работа с текстом
— Внимательно прочитаем текст. (При чтении учитель слово па-ук разделяет голосом на два слога.) (щелчок)
Шёл ёж. Глядь — зверь, не зверь.
— Ты кто?
— Паук.
— Па-ук? Кыш!
— Как так — кыш?
— А вот так — кыш, и всё тут.
Ёж смел. А тот — трус, шмыг в щель! (щелчок)
— Ну, друг, в чём тут суть? В чём соль, а?
— Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?
— Мы можем разделить слово паук для переноса?
— Как это можно сделать? (щелчок)
— А остальные слова из текста можем разделить для переноса?
— Почему?
щелчок) щелчок)
Вывод: (щелчок) Слова из одного слога не переносятся.
— Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.
— Да.
— Па-ук.
— Нет.
— Они состоят из одного слога.
7.Физкультминутка.
8. Открытие нового знания.
— Прочитайте предложение:
Мы изучаем перенос.
Запишите это предложение, обозначая орфограммы.
Посмотрите, как перенесли слово в этом предложении.
Мы изуч-аем перенос.
— В чём ошибка?
— Как это слово можно разделить на слоги для переноса? (щелчок)- 1 способ, (щелчок) — 2 способ
— Выходит это слово можно разделить двумя способами.
Изу-чаем изуча-ем
— Запишите оба варианта в тетради.
— Какое правило переноса надо соблюдать, чтобы не допускать такой ошибки?
Вывод: (щелчок) Слог разрывать нельзя. Чтобы правильно перенести слова нужно уметь правильно разделить его на слоги.
Дети находят ошибку.
Отвечают на поставленные вопросы.
Делают вывод.
9. Перенос слов с буквой Й.
-Отгадайте загадки: (щелчок)
В животе баня, в носу решето. На голове пуговица. Одна рука и та на спине. (щелчок)
Только бег его спасает, от врагов он убегает, прыгает как мячик быстроногий …(щелчок)
— Как можно перенести эти слова? (щелчок)
Вывод: (щелчок) Букву Й нельзя отрывать от гласной
— Запишите в тетрадь эти слова, разделяя их для переноса.
Проверка
Отгадывают загадки
Проговаривают правило переноса
Записывают слова в тетрадь
10. .Зрительно-слуховой диктант. (щелчок)
— Прочитайте предложение: (щелчок)
Язык родной, дружи со мной.
— Так будет, если мы узнаем все правила русского языка, в том числе и правила переноса. — Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги?
— Из скольких слогов состоят эти слова?
— Какое слово отличается?
— Почему?
— Верно, это правило мы уже знаем.
Дети читают хором.
— Списать, разделить слова для переноса.
(щелчок) проверка
— Слова язык, родной, дружи.
— Все слова состоят из двух слогов.
— Слово язык.
— Его нельзя переносить.
11. Составление слов.
(щелчок) Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
— (щелчок) Какие слова здесь написаны? на, пру, жи; ши, лан, ды.
— Сколько слогов в этих словах?
— Запишите эти слова, разделив для переноса. (щелчок) проверка
— Сколько способов переноса вы заметили для трёхсложных слов?
Читают хором стихотворение.
Составляют слова: (щелчок) ландыши, пружина.
— Три.
Устно
— У трёхсложных слов два способа переноса.
12. Словарная работа. (щелчок)
— Посмотрите на картинки, найдите лишнее. (щелчок)
Запишите слова, обозначающие эти предметы, разделите для переноса: собака, корова, ворона, сорока,
(щелчок)
машина
Называют.
Задание выполняют в тетрадях.
13. Гимнастика для глаз
Гимнастика на слайде: следить глазами за солнышком.
(смена слайдов по щелчку)
14.Работа с однокоренными словами.
щелчок)
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв — сестёр родных?
Тридцать три? А сколько люди
Могут слов сложить из них?
— От слова ёж образуйте однокоренные слова. (щелчок)
— Чем интересны эти слова?
— Запишите слова, разделив для переноса.
— Как видите, слово состоит из трёх слогов, а перенести его можно только одним способом.
Вывод: (щелчок) не всегда у трёхсложных слов есть два способа переноса.
— Ёжики, ежата, ежиха, ежовый, ежонок. (щелчок)
— Они состоят из трёх слогов.
—Ёжи-ки, ежа-та, ежи-ха, ежо-вый, ежо-нок. (щелчок)
Смотря по времени Можно устно
15.Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок. (щелчок)
— Какие тайны переноса слов мы открыли?
Дети вспоминают выводы, отвечают.
(щелчок) по каждому выводу
16. Домашнее задание. (щелчок)
Сочинить двустишие со словами переносом, носом.
Рассказать дома, о чём узнали на уроке.
Стихи записывают в тетрадь.
17. Итог урока.
— Оцените свою работу.
Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», нарисуйте себе веселое солнышко. (щелчок)
Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения — солнышко за тучкой (щелчок)
Если вы считаете, что вам очень трудно переносить слова, то нарисуйте хмурое солнышко(щелчок)
— А теперь прочитайте, что я хотела вам сказать. (щелчок).
Встают при появлении солнышка на слайде.
Читают хором: «Желаю солнечного настроения».
infourok.ru
Как объяснять детям правила переноса слов

Мы редко пишем от руки, чаще печатаем, а текстовые редакторы сами переносят слова со строчки на строчку, поэтому мало кто помнит, какие есть правила переноса. Наш блогер, автор учебников Екатерина Бунеева, рассказывает, как и когда объяснять детям правила переноса слов по слогам, а главное — зачем.
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
В первом классе мы все заучили: переносить слова со строчки на строчку нужно по слогам. Но оказывается, всё не так однозначно, если в учебнике русского языка есть задание разделить одно и то же слово на слоги и для переноса. Значит, правила разделения разные? Получается, что да.
Чёрточка при переносе — это орфограмма, область правописания, деление слова для переноса регулируется правилами письма. Слог — понятие из области фонетики, а деление слова на слоги — это закон языка.
В русском языке деление на слоги происходит после гласного звука или после непарного звонкого согласного («р», «л», «м», «н»), если он при стечении согласных стоит первым в группе: дру — жба, по — здно, кре — пкий, стан — ци — я, вер — теть.
Теперь посмотрим на правила переноса слов. Особое внимание — на первый и второй пункты!
1. Если слово состоит не только из корня и окончания (ещё есть приставка, суффикс), его надо переносить, не разбивая части слова: про — бежка (на границе приставки и корня) или пробеж — ка (на границе корня и суффикса). Исключение — слова с корнем на –ы: ро-зыгрыш (нельзя: роз — ыгрыш).
2. Если слово состоит только из корня и окончания, его нужно переносить по слогам: бе — рё — зы. При стечении согласных может быть несколько правильных вариантов переноса: бе — рё — зка (соответствует делению на слоги) и бе — рёз — ка. Отсюда и задание в учебнике: одно и то же слово по-разному может делиться на слоги и для переноса. Например, на слоги только так: бе — дня — жка, а для переноса можно по-разному: бе — дняжка, бед — няжка, бедня — жка, бедняж — ка.
3. Строка не может начинаться с букв «ь», «ъ», «й»: конь — ки, подъ — езд, лей — ка.
4. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить: актив — но, ар — мия (нельзя: а — ктивно, арми — я).
5. Две одинаковые буквы разбиваются переносом: пас — саж, ван — ная. Исключение — начальные двойные буквы согласных корня: ссо — ра, по — ссорились — делим для переноса после приставки перед корнем (нельзя: с — сора, пос — сорились).
Понятно, что в первом классе маленьким детям нельзя объяснить первый и второй пункты, потому что они пока не знают состав слова. Значит, для упражнений даём непротиворечивые примеры, где перенос соответствует делению на слоги, а во 2–3-м классах по мере изучения состава слова обязательно возвращаемся к этой теме, дополняем правила переноса и тренируемся. Кстати, упражнение на деление одного и того же слова на слоги и для переноса прекрасно развивает чувство языка.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Maximumm)
mel.fm