Урок русского языка во 2 классе по теме «Текст. Тема текста»
Урок 4
Текст. Тема текста
Цель: сформировать понятие текст, основываясь на его существенные
признаки: целостность, связность, законченность
Задачи: составлять текст из деформированных предложений; подбирать заголовок к тексту; определять тему текста
Ход урока
1.Орг.момент
— Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
— Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
— Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным?
— Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
— Подумайте, что ещё пригодится для успешной работы на уроке?
— Я желаю всем маленьких удач на уроке.
2.Актуализация необходимых знаний
Минутка чистописания (показ в тетради)
Словарный диктант:
— Что можно составить из слов? (Предложения)
— Что вы знаете о предложении? (Ответы детей)
— Что можно составить из предложений? (Текст)
— Что вы знаете о тексте? (Ответы детей)
3.Мотивация познавательной деятельности
— Прочитайте и сравните две записи на доске:
1. Около дома росла маленькая яблонька.
2. Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принес колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
— Что за записи перед нами? (в первом столбике – предложение, во втором – текст.)
— А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
— А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения? (Текст это несколько предложений. Мысль выражена не одним, а несколькими предложениями)
— О чём рассказывается в тексте? (Об яблоньке.)
— Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле
дома яблоньки.
— Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)
— Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго:
«Поднялся сильный ветер».)
— Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)
— Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от
ветра яблонька?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся
от ветра яблоньки (рядом с первой).
— Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)
— Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)
— Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья. Мальчик
подвязал яблоньку.)
— Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька,
подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и
подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).
– Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)
– Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
— Давайте попробуем вместе сформулировать вывод по нашим наблюдениям.
Запишем на доске наш вывод.
Текст – это …? (высказывание), состоящее из …? (нескольких
предложений).
— Скажите, пожалуйста, могут ли быть в тексте любые предложения?
Например, Около дома росла маленькая яблонька. В лесу росли грибы.
— Это высказывание текст? Почему нет? Ведь это же высказывание из
нескольких предложений. (Эти предложения о разном, нет общей мысли).
— Верно, ребята. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть
объединены общим смыслом, единством темы.
— А в нашем тексте, о чём говорится? (Об яблоньке). Какая тема объединяет
все предложения текста? (Яблонька).
— Это тема текста.
— Что ещё нужно добавить в наше правило о тексте?
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
— Как вы думаете, а какая основная мысль была в этом тексте, какой
главный смысл хотел нам передать автор? (Спасли яблоньку).
— В каком предложении заключена основная мысль? (Яблонька была
спасена.)
— Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
— Давайте продолжим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
— А можно ли наш текст озаглавить. Какой заголовок (название) вы могли
бы предложить?
— Есть один секрет, как правильно озаглавить текст. Откройте этот секрет
самостоятельно, познакомившись с информацией на листочках.
«Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и
охватывает все предложения. Заголовок передаёт тему или основную
мысль».
— Какой секрет вы узнали? (Заголовок можно подобрать по теме текста или по
главной мысли).
— Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту по теме?
(«Маленькая яблонька»)
— Давайте закончим наше правило:
Текст – это высказывание, состоящее из нескольких предложений.
Предложения объединяет общая тема.
Предложения связаны друг с другом по смыслу.
Текст можно озаглавить по теме или …— А по чему ещё, мы узнаем на следующем уроке.
4.Физкультминутка
5.Организация познавательной деятельности
— Давайте попробуем применить наше правило, поупражняться в поисках
текстов.
— Откройте учебник на с. 16, найдите упр. 12.
— Прочитайте про себя. Какое задание мы будем выполнять? (Прочитать записи. Сравнить их между собой. Определить где текст, где просто слова, а где не связанные друг с другом предложения.)
— Прочитайте первую запись. Что вы о ней можете сказать? (Это просто слова, не предложение, не текст).
— Почему вы так решили? (Слова не связаны друг с другом, записаны через запятую, их не связывает общая мысль, они не передают мысль).
— Что вы скажете о второй записи? (Это предложения, но не текст).
— Почему? Объясните, используя наше правило.
Текст – это высказывание, состоящее
из нескольких предложений.
Аргументы с использованием
правила
— Это высказывание состоит из
нескольких предложений.
Правило
— Предложения объединяет общая
тема.
Аргументы с использованием
правила
— Эти предложения общая тема не
объединяет. Первое предложение о
свиристелях. Второе о рыбах.
Правило
— Предложения связаны друг с другом
по смыслу.
Аргументы с использованием
правила
— Эти предложения не связывает
общая мысль.
Правило
Текст можно озаглавить по теме или
по главной мысли.
Аргументы с использованием
правила
— Раз нет общей темы, нет общеймысли, значит нельзя озаглавить.
Вывод: Это не текст.
Что вы скажите о третьей записи? Дайте ответ, опираясь на наше правило.
Правило
— Текст – это высказывание, состоящее
из нескольких предложений.
Аргументы с использованием
правила
— Это высказывание состоит из
нескольких предложений.
Правило
— Предложения объединяет общая
тема.
Аргументы с использованием
правила
— Эти предложения объединяет общая
тема – «Свиристели».
Правило
Предложения связаны друг с другом
по смыслу.
Аргументы с использованием
правила
— Эти предложения связывает
главная мысль «Свиристели —
красивые птицы»
Правило
Текст можно озаглавить по теме или
по главной мысли.
Аргументы с использованием
правила
— Этот текст можно озаглавить по
теме «Свиристели», или по главной
мысли «Свиристели – красивые
птицы»
Вывод: Это текст.
— Чем похожи все эти три записи? (Они состоят из слов)
— В чём отличие каждой записи от других? (Первая запись – просто слова,
вторая запись – предложения, третья запись – текст)
— Представьте ситуацию, когда первоклассники спрашивают вас о том, что
такое текст. Как бы вы ответили на их вопрос? Как бы вы смогли объяснить окружающим, что такое текст?
— Давайте прочитаем сведения о языке на с. 17 учебника. Все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос)
— Что такое текст? (Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу)
— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13 на с. 17
— Прочитайте. (Читает ученик с хорошим навыком чтения)
— Что прочитали? (Текст.)
— Докажите свое мнение. (Состоит из предложений, которые связаны по смыслу)
— О ком говорится в тексте? (О петушках) Это тема текста.
— Объясните значение выделенных словосочетаний. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно)
— Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка»)
— Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение)
(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)
— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей)
— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.
6.Рефлексия. Итог урока
— Напомните тему урока.
— Какую цель ставили?
— Какое новое правило сформулировали?
— Чем отличается группа предложений от текста? (в тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)
— Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)
— Как вы думаете, удобно ли нам будет всё время заглядывать в правило
учебника, искать его на нужной странице на других уроках?
— Я предлагаю вам выучить правило дома, чтобы мы могли им быстро
пользоваться, не теряя время на поиски.
Домашнее задание: с. 17-правило; с. 18, упр. 14
Конспект урока по русскому языку «Текст. Тема текста»
«Текст. Тема текста» |
Разработка урока для 5 класса по учебнику — Русский язык, Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А |
С закреплением изученного |
Тема: Текст. Тема и основная мысль текста.
Цели урока:
Учащиеся
— узнают: что такое текст, его тема и основная мысль, признаки текста, средства связи предложений;
— научатся: составлять текст из предложений, доказывать, что это — текст или не текст;
— будут развивать мышление, память, речь.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие и сообщение целей урока.
Повторение и закрепление ранее изученного.
— Какие части речи мы помним? (Существительное, глагол, прилагательное, местоимение)
— На какие вопросы отвечает имя существительное, глагол, имя прилагательное?
— Как мы с вами определим местоимение? ( напомню, что местоимение – самостоятельная часть речи, включающая различные по значению и грамматическим признакам группы слов, которые указывают на предмет, признак либо число, но не называют их. В предложении местоимения могут выполнять любую синтаксическую роль. Найти местоимение в предложении можно по значению (указывает на предмет, признак или число, но не называет их), а также поставив к нему вопрос. Например, личные местоимения -Кто? Что? -указывают на лицо, предмет, явлениея, ты, он, она, оно, мы, вы, они)
— Для закрепления изученного, повторим слитное/раздельное написание частицы Не- с глаголами:
Недобрать, недовесить, недоедать; не хочет, не нуждается, не может; невзлюбить, неволить, негодовать
— Так же мы повторим написание тся/ться
Грамоте учиться всегда пригодится. Глаза боятся, а руки делают.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
Объяснительный диктант
Листопад
Кружатся (2-разбор слова по составу) желтые листья, падают к твоим ногам. Желтые листья – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду(1-фонетич.разбор слова) и подают ее ветвям. Листья ее расходуют, испаряют. Осенью расход воды больше прихода. Дерево должно расстаться с листвой, чтобы не погибнуть от засухи. (3- синтаксический разбор предложения)
(По Н. Надеждинской)
Основная часть урока.
Актуализация знаний.
— Наша речь состоит из слов, словосочетаний, предложений. Если соединяются два слова по смыслу, то получается словосочетание. Из словосочетаний можно составить предложения. А если соединить предложения, то, что может получиться?
Да. Получится текст. Сегодня мы и поговорим о тексте.
Формирование новых знаний.
А как вы думаете: любые предложения можно объединять в текст?
Да. Только предложения, в которых говорится о чём-то общем, могут образовать текст.
— Открываем страницу учебника №53. Параграф 23. Прочитайте текст из упражнения 116 и ответьте на вопросы, пожалуйста.
— Напомню, что текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысл определяет основную тему текста. Тема текста – это то, о чём (о ком) говорится в тексте и обычно выражается в заголовке. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Она так же может быть выражена в заглавии текста.
— Обратите внимание на контрольные вопросы на странице 55. Они требуют нашего ответа!
Закрепление знаний и развитие умений и навыков.
Выводы:
При построении текста используются основные средства связи предложений в тексте:
— порядок предложений;
— порядок слов в предложениях;
— повтор слов;
— местоимения;
— синонимы.
Учимся доказывать.
Это текст, так как:
— предложения в нём связаны по смыслу;
— использованы средства грамматической связи предложений: порядок слов в предложениях, повтор слов, местоимения, синонимы и др.
Заключение урока.
Рефлексия.
Что я узнал(а).
Что такое текст. Каковы его признаки. Средства связи предложений в тексте. Что такое тема текста и основная мысль.
Чему я научился(лась).
Составлять текст из предложений, соблюдая все признаки текста. Доказывать: текст это или не текст.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Приложение 1
Дерево должно расстаться с листвой, чтобы не погибнуть от засухи (повест., невоскл., простое, распр.)
кружатся
круж— корень
ат
— окончание
ся
— постфикс
круж
— основа слова
Транскрипция слова: [воду]
в — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
д — [д] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
у — [у] — гласный, безударный
В слове 4 буквы и 4 звука.
Текст — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Существуют две основные трактовки понятия «текст»: имманентная (расширенная, философски нагруженная) и репрезентативная (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
В лингвистике термин «текст» используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики. Так, например, И. Р. Гальперин определяет текст следующим образом: «Это письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний, объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи, имеющее определённый моральный характер, прагматическую установку и соответственно литературно обработанное»[1].
Членимость[править | править код]
Текст, в своем роде, состоит из некоторого количества предложений. Одно предложение, даже очень распространённое, сложное, текстом назвать нельзя, поскольку текст можно разделить на самостоятельные предложения, а части предложения сочетаются по законам синтаксиса сложного предложения, но не текста.
Главный тезис — текст состоит из двух или более предложений.
Смысловая цельность текста[править | править код]
В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).
Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.
Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах придают ему смысловую цельность.
В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).
Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
- Текст — это высказывание на определённую тему;
- В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
- Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
- Предложения логически связаны между собой;
- К тексту можно подобрать заголовок;
- Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.
Функциональные стили[править | править код]
По типу[править | править код]
- ↑ Гальперин И. Р. О понятии «текст» // Материалы научной конференции «Лингвистика текста».— Т. 1.— М., 1974.— С. 67.
Тема и главная мысль текста. Части текста. Разбиение текста на абзацы. Русский язык, 2 класс: уроки, тесты, задания.
1. |
Определение текста
Сложность: лёгкое |
1 |
2. |
О ком или о чём говорится в тексте
Сложность: лёгкое |
1 |
3. |
Определи главную мысль текста
Сложность: среднее |
1 |
4. |
Тема текста
Сложность: среднее |
1 |
5. |
Определи тему текста
Сложность: среднее |
1 |
6. |
Главная мысль текста
Сложность: среднее |
1 |
7. |
Границы предложений в тексте
Сложность: среднее |
1 |
8. |
Части текста
Сложность: среднее |
1 |
9. |
Сказка в гости к нам пришла
Сложность: сложное |
1 |
10. |
Порядок предложений в тексте
Сложность: сложное |
1 |
11. |
Главная мысль текста
Сложность: среднее |
1 |
Конспект урока по русскому языку «Текст. Тема текста.»
22.01.2016
План-конспект урока по русскому языку во 2г классе УМК Планета знаний
Учитель Трофимова Г.М.
Тема: Текст. Тема текста. Словарный диктант.
Цели: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, совершенствовать умения определять тему текста, придумывать заголовок к данному тексту.
Упражняться в подборе проверочных слов к словам с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.
Развитие орфографической зоркости.
Пополнение словарного запаса.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, к птицам.
Воспитание умения работать в парах, самостоятельно, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок-
Начинается урок.
2.Минутка чистописания.
Пп,Пе,пл; погода, непогода, погодные условия
— На формирование какого умения была направлена эта работа? (Каллиграфии).
-краткая беседа, как одеваться при различных погодных условиях
3.Сообщение темы урока
— Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Учитель дает набор слов:
предложения, слоги, звуки, слова.)
Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки — слоги -слова — предложения.
-В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20,6,12,9,20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание.
— Текст(Учитель выставляет это слово.)
— Как вы думаете, почему слово текст выделено?
— это тема нашего урока; сегодня на уроке будем учиться определять темы текстов.
4. Раскрытие темы урока.
1) Выполнение упр.1,стр.10 (вопросы после текста)
2)Прочитайте правило на стр.10.
Из чего состоит текст? Что такое тема текста?
3) Работа со схемой «Яркие признаки текста».
— Назовите яркие признаки текста. (заголовок, тема, основная мысль, красная строка — абзац)
— Объяснение каждого признака. (Тема — это то, о чем или о ком говорится в тексте. Основная мысль — самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок — заглавие, название. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль.
Понять основную мысль текста — это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)
5.Закрепление
1)-Прочитайте и определите тему текста в упр.4,стр.11
Физминутка. Упражнение «Синичка».
Раз, два, три, четыре
(Ходьба на месте.)
Встаньте все пошире!
(Ноги на ширине плеч, руки в стороны.)
Приглашайте птичку,Синюю синичку.
Пять, шесть, семь, восемь.
(Ходьба на месте.)
Разгулялась осень.
(Прыжки на месте.)
Залетай к нам, птичка,
(Приседания – 2 раза.)
Синяя синичка.
(Сесть за парты.)
2) Словарный диктант
Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.
В лесу под щебет и подсвист
Стучит лесной телеграфист
«Здорово, дрозд- приятель
И ставит подпись:… (дя́тел).
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (соро́ка)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет
Крохи собирает. (воробе́й)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона
Это ….. (воро́на).
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистее, нежней?
Кто же это?… (солове́й)
Спозаранку скачут птицы
По заснеженным ветвям,
Желтогрудые … (сини́цы)
Прилетели в гости к нам.
Зимой на ветвях яблоки!
Скорей же собери!
И вдруг – вспорхнули яблоки
Ведь это … (снегири́).
— Проверка
— За окном класса морозец, порхает легкий снежок, а бедные воробушки ждут от нас помощи.
— Как мы можем позаботиться о птицах зимой? (развесить кормушки, насыпать в них корм, так как птицам трудно зимой добыть корм.)
— Вместе с поэтом А. Яшиным я вас призываю:
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо . … подоконник, балкон ,кормушку… ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
3)Что мешает понять содержание рассказа о зимней прогулке в упр.5?
Запись текста.
6. Проверка усвоения темы.
Тест «Верные и неверные высказывания».
(если высказывание верное- поднимаем руки)
1. Текст состоит из предложений
2. К тексту нельзя придумать заглавие
—
3. Все предложения в тексте имеют границы
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
—
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст можно разделить на части
7. Каждая часть текста записывается с красной строки
— Что называется текстом? (Это высказывание из предложений, объединенных общей темой).Что такое тема текста?
7.Итог урока.
-Наш урок подошёл к концу.
Рефлексия.Оценивание.
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
— На каком этапе урока вы были более активны? Почему?
— Ну а награда – это удовольствие, которое получили мы от общения и работы друг с другом, пополнив свои запасы знаний.
Домашняя работа: РТ № 2,с.3.(объяснение, разбор 1-го предложения)
Урок русский язык Тема: «ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ»
Урок 5. ТЕКСТ. ВИДЫ ТЕКСТОВ
Цели: учащиеся уточняют свои представления о тексте, его структуре; сопоставляют различные виды текстов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемного вопроса и формулирование учащимися темы урока.
1. Постановка проблемного вопроса.
– Перед вами, ребята, две записи. Прочитайте их. Что интересного заметили и что можете сказать?
1) Кит – огромное млекопитающее. Млекопитающее – это животное, которое вскармливает детенышей своим молоком. Молоко – полезный продукт. Многие продукты нужно хранить в холодильнике, иначе они испортятся. При отравлении продуктами обратись к врачу.
2) Самое большое животное в мире – кит. Сам громадный, а глотка маленькая. Китовая пасть словно перегорожена множеством роговых пластинок с бахромой по краям – китовым усом. Наберет кит полную пасть воды, потом ее через ус процедит. Вода выльется, а рачки и мелкие рыбешки останутся. Кит, хоть и живет в воде, вовсе не рыба, а зверь – млекопитающее. И дышат киты, как все звери, воздухом.
– Можете ли вы согласиться с утверждением, что перед вами два текста? Почему? Обоснуйте свой ответ. (Текстом является только вторая запись, так как предложения там связаны по смыслу и имеют общую тему.)
2. Формулирование темы урока.
– А теперь подумайте, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, и попробуйте сами сформулировать тему урока.
– Теперь сопоставьте свои предположения с вопросами Почемучки на с. 10.
III. Актуализация и обобщение знаний учащимися о тексте.
1. Повторение изученного о тексте.
– Итак, мы повторяем то, что уже знаем о тексте. Вы уже упоминали, что предложения в тексте связаны по смыслу и имеют общую тему. Может ли текст состоять из одного предложения? Почему? Сколько предложений должно быть, чтобы они считались текстом? (Два и более.)
2. Составление схемы.
– Давайте попробуем составить схему, в которой отразим наши сведения о тексте.
3. Работа с учебником.
– Сравните свои выводы с правилами в учебнике (с. 10).
4. Выполнение упражнения 13, с. 10.
IV. Сопоставление текстов различных видов.
1. Самостоятельное чтение учащимися текстов из упражнений 14, 15, 16.
2. Выяснение в ходе коллективного обсуждения, какие виды текстов прочитаны.
3. Знакомство с выводом в учебнике (с. 10).
4. Дальнейшая работа над схемой.
– Чем еще необходимо дополнить схему, составленную в начале урока? (Видами текстов.)
– Как это сделать?
V. Самостоятельная работа с учебником (упр. 15, с. 11).
VI. Зрительный диктант с предварительной словарно-орфографической подготовкой (упр. 16, с. 12).
1. Коллективно разбираются орфограммы в тексте, выясняется вид текста, затем дети закрывают учебники и под диктовку учителя записывают текст в тетрадь.
2. Самопроверка по учебнику.
VII. Обобщение знаний по таблице-схеме, составленной на уроке.
VIII. Домашнее задание: упражнение 14, с. 11.
Конспект урока и презентация по теме «Основная мысль текста»
Бычина О.В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 г. Красновишерска Пермского края
Тема урока: «Основная мысль текста»
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Знают, что такое текст, признаки текста;
умеют определять тему и основную мысль текста, находить предложения, в которых они выражены, писать сочинения повествовательного характера;
Метапредметные:
Знают о использовании русского языка как средства получения знаний по другим предметам;
умеют применять навыки анализа текста на уроках иностранного языка, литературы и т.д.
Личностные:
осознают эстетическую ценность русского языка, его роль в развитии творческих способностей, стремятся к совершенствованию собственной речи; понимают важность сотрудничества в группах, уважение и проявление толерантности по отношению друг к другу;
Предметные цели:
— формирование понятия основная мысль текста
Метапредметные цели:
— развитие способности извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета.
Предметные задачи:
— систематизация ранее изученного о признаках текста
— закрепить коммуникативные знания о теме и основной мысли высказывания;
— актуализировать правила употребления на письме безударных гласных в корне слова
Метапредметные задачи:
— учить пользоваться учебной литературой, справочной литературой
— развивать устную и письменную речь учащихся
— развивать догадку, воображение, литературно-творческие способности учащихся.
Оборудование: мультимедиа, презентация; жетоны за активную работу , «Шкатулка знаний», карточки с текстами, лист оценивания
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Психологический настрой.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Слайд1 Кот Ученый
3.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Сегодня на уроке помогать нам будет Кот Ученый. Он ведь самый умный и все на свете знает.
4. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Давайте расскажем Коту Ученому все, что мы знаем о предложении.
1. Что такое предложение? (два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)
2. Для чего нужны предложения? (Чтобы выражать свои мысли)
3. А если одного предложения мало для выражения своих мыслей. Что мы можем составить из предложений? (Текст)
Слайд 2 «Согласен, не согласен»
Предлагаю проверить ваш знания по теме.
Прием «Согласен, не согласен» Ставим на полях в столбик цифры от одного до семи, пишем ответы ДА –НЕТ
1) Наша речь состоит из предложений.
2) Предложения не всегда составляют текст.
3) Предложения в тексте имеют границы
4) Тема текста — это то, о чем или о ком-то говорится в предложении.
5) В тексте предложения не связаны между собой по смыслу.
6) Темы текста бывают узкие и широкие.
7) Основная мысль текста поясняет замысел автора.
К доске вызывается 2 ученика. Пишут ответы.
Слайд 3 Проверка по эталону
(1- да, 2- да, 3- да, 4- да, 5- нет, 6-да, 7-да)
Слайд 4 Кот Ученый доволен вами и вручает монетки за хорошие ответы.
(Использовать стикеры меньшего размера)
Слайд 5 «Шкатулка знаний»
Наш сказочный герой пришел с волшебной шкатулкой. В неё он вместе с вами будет собирать драгоценности. А что является драгоценным при изучении темы «Текст»?
— Как мы сможем определить, что перед нами текст? (по признакам текста)
В роли шкатулок будут выступать цветные стикеры, которые вы наклеили.
— Какие признаки текста вам знакомы?
Но существует ещё один значимый признак текста. Сегодня о нем упомянули впервые.
Вернуться к слайду 2, если не вспомнили.
5. Постановка цели и задачи урока
— О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова тема?
— Какие задачи стоят перед нами?
Слайд 6
Основная мысль текста
( Сегодня будем говорить о тексте, его основной мысли текста, научимся определять текст по его признакам, находить главную мысль текста, подбирать заглавия)
В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью.
— Как вы можете объяснить понятие основная мысль текста?
(Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он
написан).
Слайд 7
5. Работа в парах.
— Перед вами текст. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
— Проверьте работу друг у друга. Подпишите. Сравните с эталоном.
— В каких словах безударная гласная корня не проверяется ударением?
В с…ду прыгали м…лодые в…робушки. Старый в…робей уселся выс…ко на ветке дер…ва. Он зорко гл…дит, не покажется ли где хищная птица.
Вот л…тит ястр..б-разбойник. Он все ближе и ближе. Воробей заметил зл…дея. И закричал маленький дозорный.
Тут же все в…робышки разом скрылись в кусты.
(По Л. Толстому)
Слайд 8 Проверка по эталону
В саду прыгали молодые воробушки. Старый воробей уселся высоко на ветке дерева. Он зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Вот летит ястреб — разбойник. Он все ближе и ближе. Воробей заметил злодея. И закричал маленький дозорный.
Тут же все воробышки разом скрылись в кусты.
(По Л. Толстому)
Выберите название для этого текста. Какой наиболее точный?
( На створке доски заранее)
Воробей на часах.
Ястреб и воробьи.
Птицы в саду.
Какой признак текста мы определили?
1. ( Наличие заголовка — в шкатулку)- записываем в тетрадь.
— Почему выбрали этот? ( Более точно передаёт тему текста)
2. ( Тема текста — в шкатулку)
— Что кроме темы может отражать заглавие текста?
— Как вы считаете, в каком из названий прослеживается не только тема, но и основная мысль?
— На что ещё хотел обратить наше внимание автор? Зачем написал этот рассказ?
— Как будет называться этот признак?
3. ( Основная мысль — в шкатулку)
— Прием «Шкатулка знаний» — сбор информации по теме. В течение урока будем определять признаки текста и собирать в «Шкатулку знаний»
(тема, основная мысль, тематическое единство — связность, последовательность развитие событий, завершенность)
— В роли драгоценностей выступят большего размера стикеры, которые вы приклеите на тетрадь и на них будете записывать признаки текста.
Определите тему, основную мысль текста.
Признак текста положите в «Шкатулку знаний»
— Какие ещё признаки текста вы можете назвать?
Слайд 9
Вот л…тит ястр..б- разбойник. Он все ближе и ближе. Воробей заметил зл…дея. И закричал маленький дозорный.
В с…ду прыгали м…лодые в…робушки. Старый в…робей уселся выс…ко на ветке дер…ва. Он зорко гл…дит, не покажется ли где хищная птица.
Тут же все в…робышки разом скрылись в кусты.
(По Л. Толстому)
Последовательность предложений нарушена.
4. (Последовательность предложений — в шкатулку)
Физ. минутка
6. Работа над новым материалом.
Делаем вывод.
Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений
текста. Но чаще всего её надо найти и сформулировать.
Слайд 10 Кот Ученый доволен вами и вручает за хорошие ответы монетки.
Слайд 11 Кот Ученый решил дать ещё одно задание.
Вам нужно проанализировать текст. Предварительно составим алгоритм работы.
Алгоритм работы с текстом.
1. Прочитать текст
2. Определить тему
3. Определить основную мысль
4.Озаглавить текст
Работа в группах.
Класс делится на 6 групп. Каждая группа работает с полученным текстом по алгоритму.
Время работы 7 минут.
Примеры текстов.
1. Муравей поскользнулся и упал в ручей. Вода в ручье захлестнула испуганного Муравья и чуть не утопила.
Голубка заметила муравья. Она быстро сорвала травинку, протянула ее Муравью и выдернул его из водоворота.
Солнце высушило промокшего Муравья, и он, счастливый, решил поблагодарить Голубку. «Как я смогу отблагодарить её за спасение», — раздумывал Муравей.
В это время задремавшую голубку птицу заметил охотник. Он расставил сеть и осторожно приблизился к дереву. В это мгновенье… его за ногу укусил Муравей. Охотник охнул — и выронил сеть.
А Голубка вспорхнула, расправила крылья и улетела навстречу солнцу.
2. В начале осени я каждое утро отправляюсь в лес. Возвращаюсь обычно с пустой корзиной.
— Эх вы, горе-грибник! –смеются надо мной соседи.
Никто из них даже не подозревает, что мне жаль срывать лесных красавцев. Они красивы и загадочны, словно лесные гномики. Под кустами прячутся от людей в своих разноцветных шапочках. Играют в прятки, заманивают в труднопроходимые места.
Мне особенно жаль срывать грибные семейки.
3. В соседнем дворе кошка играла с котёнком на молоденькой травке. Весеннее солнышко грело тепло. И маленькая семейка было счастлива.
Вдруг над зелёной лужайкой появился огромный орел. Он быстро опустился с порядочной высоты и схватил слабенького котёнка.
Кошка отличалась замечательным мужеством. Она мигом очутилась на спине могучего хищника, собрала все силы и вцепилась в горло сильному врагу. Орёл разжал когти, и котёнок был спасен.
4. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали собаку на улице. У неё была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним. Но кто единственный хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!
— Нет, моя, — сердился Ваня, — я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
— Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
— Чья собака? — сердито закричал он.
— Моя, — сказал Коля.
Ваня молчал.
По В. Осеевой
5. В декабрьскую стужу лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Лоси дремали.
Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг — и лоси уже мчались прочь, ломая ледяную кору наста и увязая по колени в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки.
С каждой секундой звери всё ближе. Лосиха уже не могла бежать. Лосёнок держался возле матери. Ещё немного — и серые разбойники нагонят, разорвут обоих.
Впереди — широко раскрытые ворота лесной сторожки.
Совсем рядом послышался хруст снега — волки настигали. Тогда лосиха, собрав остаток сил, бросилась прямо в ворота, лосёнок — за ней.
Сын лесника Митя разгребал во дворе снег.
Митя подбежал к воротам и невольно отшатнулся: у самых ворот — волки.
Дрожь пробежала по спине мальчика, но он тут же замахнулся лопатой и закричал:
— Вот я вас!
Звери шарахнулись прочь. По Г. Скребицкому
6. Была у одного хозяина собака. Однажды поздним вечером хозяин сидел у стола. Маленькая дочка спала в коляске. В углу дремала собака.
Вдруг собака рванулась к коляске. Она схватила девочку за рубашку и вынесла ее на улицу. Хозяин очень испугался. Он думал, что собака взбесилась. С ружьем он выскочил из дома. И тут под его ногами земля затряслась. Рухнул дом. Началось страшное землетрясение.
Так собака спасла своего хозяина и его маленькую дочку.
7.Оформление результатов решения проблемы по изученному материалу (тезисы, определение понятий, таблицы, схемы)
8. Диагностика формируемых умений в приобретении нового знания.
— Посмотрите, какие драгоценные знания собраны в «Шкатулке знаний»
( тема, основная мысль, последовательность, связность — тематическое единство, название)
Слайд 12 Домашнее задание
В тетради на печатной основе
Стр.33, упр.44
Определить тему, основную мысль.
7. Рефлексия. Контроль знаний и умений учащихся
Слайд 13 Спасибо за работу!
Кот Ученый благодарит вас за работу. Он ещё придет к вам на уроки.
Лист оценивания
№ группы
Тема
Основная мысль
Заголовок
Итог
Самооценка