Правописание деепричастий – Правописание суффиксов деепричастий. Правописание деепричастий. Суффиксы деепричастий. Причастия действительные: образование, суффиксы

Правила правописания глаголов, причастий и деепричастий

1. Правила правописание глаголов

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действия и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы называют различные действия:

  1. действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.;

  2. действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать наблюдать, воображать, говорить, решать и др.;

  3. действия, называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.;

  4. действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и др.

  5. действия, называющие различные состояния: грусть, любить, ненавидеть.

Для того чтобы овладеть навыками правильного писания глаголов, необходимо изучить таки правила, как употребление Ь в глагольных формах, правописание личных окончаний глаголов и глагольных суффиксов.

Мягкий знак в глагольных формах

Пишется

Не пишется

в неопреде

ленной форме

во 2-ом лице

единственно

го числа

в повелитель

ном наклоне

нии (2-е л.)

в возвратной

частице

в 3-м лице

настоящего

времени изья

вительного

наклонения

вв безличных

глаголах

в повелитель

ном наклонении

множествен

ного числа (1-е л.)

рассчитать

рассчитаться

пренебречь

увлечься

чувствоват

ь

прикорнешь

встревожишь

раздражаешься

сожжешь

наслаждаешься

обрежь

обрежьте

отметьтесь

бойтесь

встретились

бросьтесь

(он) стремится преклоняется расставит исполнится

сбудется

смеркается

думается

верится

дышится

хочется

идемте

купимте

встанемте

сядемте

будемте

Правописание личных окончаний глаголов

Несмотря на то, что правописание личных окончаний изучается со 2-3 классов, ошибки, допускаемые на эту орфограмму, все же частотны. Для того, чтобы не делать их необходимо отработать алгоритм по определению личных окончаний глаголов. Прежде всего следует помнить, что личные окончания зависят от типа спряжения и безударные окончания пишутся также, как и ударные соответствующего спряжения.

Лицо

Iспр.

IIспр.

ед.ч

мн.ч

ед.ч

мн.ч

1-е

2-е

3-е

-у (-ю)

-ешь

-ет

-ем

-ете

-ут(-ют)

-у (-ю)

-ишь

-ит

-им

-ите

-ат (-ят)

Следует запомнить: личные окончания зависят от

наклонения глагола. Если глагол стоит в форме изъявительного наклонения, то пишется окончание, соответствующие типу спряжения. Если глагол находится в форме повелительного наклонения, то спряжение не влияет и слова оканчиваются во 2-ом лице одинаково — ИТЕ, например: Выйдете в сад летним утром! Когда вы выйдете, то услышите пение птиц.

Если личные окончания безударны, то произносятся они одинаково, поэтому определить их правильное написание поможет следующий алгоритм.

I.Если глагол имеет безударное личное окончание,

поставьте его в начальную форму (инфинитив)

и определите, оканчивается ли он на — ИТЬ

ДА

НЕТ

пишем окончание II спр. II. Входит ли глагол в число

(кроме брить, зиждиться) 11 глаголов-исключений

(гнать, держать, дышать,

слышать, смотреть, видеть,

ненавидеть, обидеть,

вертеть, зависит, ,терпеть)

да нет

пишем окончание пишем окончание

IIспр. Iспр.

Примечания.

  1. глагол стелить, включаемый часто в список исключений, по сути, представляет собой разговорный вариант глагола стлать, который относится к I-ому спряжению.

  2. Все приставочные образования от 11 глаголов- исключений также относится ко II-ому спряжению, например: гонят -выгонят, видишь- увидишь

    и т.д.

Следует обратить внимание на имеющиеся в русском языке разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, брезжить, поскольку именно наличие у них личных окончаний как первого, так и второго спряжений создают трудности при образовании от них грамматических форм.

Следует запомнить:

1-е л. хочу хотим(II) бегу бежим (II)

2-е л. хочешь(I) хотите(II) бежишь(II) бежите(II)

3-ел. Хочет(I) хотят(II) бежит(II) бегут(I)

Повелительное наклонение —

беги, бегите.

Запомните. В повелительном наклонении глаголы класть, ездить, имеют следующие формы: клади (или положи, положите, но не: положьте), поезжай (-те).

Правописание причастий и деепричастий — ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ — РУССКИЙ ЯЗЫК

Суффиксы и окончания причастий

1. В действительных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

1) —ущ— (-ющ-), если причастия образованы от глаголов I спряжения;

2) —ащ— (-ящ-), если причастия образованы от глаголов II спряжения.


-ущ- (-ющ-)

-ащ- (-ящ-)

колыш-ущ-ийся (колышутся)

кпокоч-ущ-ий (клокочут)

та-ющ-ий (тают)

пол-ющ-ий (полют)

степ-ющ-ийся (стелют)

дыш-ащ-ий (дышат)

завис-ящ-ий (зависят)

кле-ящ-ий (клеят)

мол-ящ-ий (молят)

хвал-ящ-ий (хвалят)

Глаголы брезжить и зиждиться имеют причастия брезжущий и зиждущийся.

2. В страдательных причастиях настоящего времени (они образуются только от переходных глаголов несовершенного вида) пишутся суффиксы:

1) —ем— (реже —ом-), если причастия образованы от глаголов I спряжения.

2) —им-, если причастия образованы от глаголов II спряжения.


-ем- (-ом-)

-им-

организу-ем-ый (организуют)

вид-им-ый (видят

колебп-ем-ый (колеблют)

завис-им-ый (зависят)

вед-ом-ый (ведут)

кле-им-ый (клеят)

влек-ом-ый (влекут)

спыш-им-ый (слышат)

рису-ем-ый (рисуют)

ненавид-им-ый (ненавидят)

чита-ем-ый (читают)

почита-ем-ый (почитают)

обожа-ем-ый (обожают)

броса-ем-ый (бросают)

нагнета-ем-ый (нагнетают)

открыва-ем-ый (открывают)

поеда-ем-ый (поедают)

снеда-ем-ый (снедают)

угнета-ем-ый (угнетают)

упрека-ем-ый (упрекают)

завис-им-ый (зависеть)

Причастие движимый образовано от устаревшего глагола движити.


3. В действительных причастиях прошедшего времени перед суффиксом —вш— пишется та же гласная, которая стоит перед суффиксом —л— в глаголе прошедшего времени (или перед суффиксом —ть в инфинитиве): клеи-вш-ий (клеи-л, клеи-ть), лелея-вший (лелея-л, лелея-ть), надея-вшийся (надея-лся, надея-ться).

4. Причастия от глаголов типа обессилеть — обессилить отличаются гласными е, и перед суффиксом —вш-: обессилевший (потерявший силы) и обессиливший (лишивший кого-либо силы).

5. В страдательных причастиях прошедшего времени пишется —анный, —янный, если соответствующий глагол оканчивается в неопределённой форме на —ать, —ять: прочитать — прочитанный, подковать — подкованный, посеять — посеянный, настоять — настоянный.

6. В страдательных причастиях прошедшего времени пишется —енный, если глагол в неопределённой форме оканчивается на —еть, —ить, —ти (после согласной) и —чь: увидеть —увиденный, пронзить — пронзённый, найти — найденный, испечь — испечённый.

7. Правописание окончаний причастий подчиняется тем же правилам, что и правописание окончаний прилагательных. При этом следует различать формы творительного и предложного падежей мужского и среднего рода. Постановка вопросов какой? какое? в соответствующих падежных формах значительно облегчает выбор написания:

Над холмом (каким?), возвышающимся вдали, виднелось крохотное облачко. — На холме (каком?), возвышающемся вдали.

За новым зданием (каким?), строящимся по проекту молодого архитектора, будет сквер. — В новом здании (каком?), строящемся по проекту молодого архитектора, будет торговый центр.

В деепричастиях суффиксами —в-, —вши— так же сохраняется та гласная, которая стоит в глаголе прошедшего времени перед —л— (или в неопределённой форме перед —ть): выздорове-в (выздорове-л, выздорове-ть), услышав (услышал, услышать), подбоченившись (подбоченился, подбочениться).

Упражнение 1. Объясните правописание причастий в приведённых ниже словосочетаниях:

бледне…ее небо

колыш…аяся рожь

брезж…ий рассвет

пиш…ий письмо

зависший от погоды поход

враща…ийся вокруг оси шар

догоня…ий нас пешеход

мелкий, се…ий изморозь дождь

скач…ий на коне всадник

слав…иеся водами курорты

движ…ийся по улице народ

рокоч…ий вдали водопад

пыш…ее здоровьем лицо

дремл…щий ребёнок

кол…ая боль

дети, кле…ие игрушки

стел…ийся по земле туман

зыбл…аяся от ветра поверхность

уважа…мый всеми человек

недвиж…мая фигура

зависимый от родителей

увлека…мый неизвестной силой

колебл…мый ветром

вдохновля…мый на подвиги

разве…иные сомнения

провер…нный опытом

закле…нный конверт

насто…нный чай

выкач…нный газ

замеш…иное тесто

пристрел…нное ружьё

растревож…нный человек

Упражнение 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание окончаний.

1. Побывать на возвышающемся перед нами горном хребте. — Любоваться возвышающемся перед нами горным хребтом. 2. Поговорить с братом, владеющ…м японским языком. — Поговорить о брате, владеющ…м японским языком. 3. Узнать о лекарстве, излечивающ…м бронхит. — Запастись лекарством, излечивающ…м бронхит. 4. Познакомиться с выдающ…мся учёным. — Написать статью о выдающ…мся учёном. 5. Над вновь строящ…мся цехом реял флаг. — На вновь строящ…мся цехе водрузили флаг.

Упражнение 3. Перепишите, согласуя заключенные в скобки причастия и прилагательные с именами существительными.

1. По нескольку раз в день мы бегали на берег (бурный, бушующий) реки и стояли там неподвижно, как (зачарованный), с сильно (бьющийся) сердцем, (прерывающийся) дыханием. 2. Участники недавно (проведённый) экспедиции говорили о своих находках со всё (возрастающий) энтузиазмом. 3. (Горячий, заставляющий) щуриться солнце стояло уже высоко. 4. Лошади, сколько можно было разглядеть при едва (брезжущий), слабо (льющийся) свете звёзд, тоже лежали, понурив головы. 5. Большая площадка перед (строящийся) театром была заполнена (гуляющий, веселящийся) молодёжью. 6. Незадолго до заката из-за туч, (покрывающий) небо, вышло солнце и (нежный, ласкающий) светом озарило всё вокруг: и море, тихо (плещущийся) у берега, и (стоящий) почти неподвижно корабли, и (кажущийся мраморным) прибрежное строение, и людей, (движущийся) по улицам. 7. Мы долго любовались слегка (колеблющийся) поверхностью озера. 8. На горизонте показалось едва (маячащий, развевающийся) полотнище долгожданного судна. 9. Гурты овец, (встретившийся) нам, двигались непрерывным потоком по горному извилистому пути, (напоминающий) издали (гигантский, извивающийся, ползущий) сквозь ущелья змею. 10. Вам необходимо посоветоваться с (лечащий) врачом. 11. Над едва (тлеющий) костром сушили одежду (вымокший) в пути туристы. 12. При едва (тлеющий) костре трудно было разглядеть друг друга.

Упражнение 4. Перепишите текст, выделите суффиксы и окончания причастий, объясните их написание.

Мы с корреспондентом краевой газеты в течение последних двух месяцев находились в дивизии, которую должны были покинуть завтра по независящим от нас обстоятельствам. Грустно было расставаться с полюбившимися нам бойцами, упорно, стойко борющимися за освобождение занятой врагом родной земли.

В последний вечер нашего пребывания стоящим не на жизнь, а на смерть бойцам дивизии в торжественной обстановке вручались ордена и медали за последние бои.

По приказу почти легендарного бесстрашного командира дивизии Уфимцева на сравнительно небольшом выступе, выдолбленном в глубоком ущелье, занавешенном со всех сторон маскировочными сетками, организовали подобие сцены со зрительным залом. В глубине скалы, за столом президиума, можно было различить колышущееся на ветру дивизионное знамя. Здесь собрались вызванные из полков солдаты и офицеры, удостоенные награды. Многие из них были ранены, пришли с забинтованными головами, повешенными на бинты руками. Они отказались покинуть передовые позиции и остались в боевом строю.

Устроившись на выкаченных из пещеры камнях или прямо на земле, прибывшие обратили напряжённые, усталые лица в сторону президиума. Лёгкий, стелющийся туман мешал нам разглядеть всех присутствующих. Но было ясно, что в сумрачных, суровых лицах не было и тени нервозности, печали или смятения, какие иногда бывают свойственны солдатам во время отступлений. Очевидно, у этих людей появилась непоколебимая уверенность в своих силах, они по-настоящему поняли, что отходить нельзя; и, сражаясь всё яростнее, злее, они задержали здесь, в предгорье, вражеское наступление и остановили врага.

К столу приблизились командиры полков. Бригадный комиссар Петров молча обвёл взглядом стоящих перед ним людей, чьи пышущие гневом лица он ещё недавно видел в блиндажах и на поле боя. Лучи уже невидимого солнца освещали его невысокую, ладно скроенную коренастую фигуру, небрежно брошенную на плечи генеральскую шинель, гимнастёрку, увешанную орденами и медалями, суровое лицо с большими, ясными, широко открытыми глазами. На мгновение взгляд его остановился на стоящем впереди всех сержанте. Голова раненного в последнем бою сержанта была забинтована, шинель с подоткнутыми за пояс полами густо забрызгана жирной, масляной грязью, правый сапог подвязан бечёвкой. За плечом у сержанта сверкала начищенная до блеска винтовка с оптическим прицелом. Это был лучший снайпер дивизии, поразивший не одного вражеского лётчика во время боевых полётов.

…Комиссар ласково улыбнулся сержанту и открыл торжественную церемонию. (По Д. Розенталю)

Упражнение 5. Подчеркните в тексте причастия, объясните правописание суффиксов и окончаний.

В праздники мы с Коноваловым уходили за реку, в луга. Мы брали с собой немного водки, хлеба, книгу и с утра отправлялись «на вольный воздух», как называл Коновалов эти экскурсии.

Нам особенно нравилось бывать в «стеклянном заводе». Так почему-то называлось здание, стоявшее недалеко от города в поле. Это был трёхэтажный каменный дом с провалившейся крышей, с изломанными рамами в окнах, с подвалами, всё лето полными жидкой пахучей грязи. Зеленовато-серый, полуразрушенный, как бы опустившийся, он смотрел с поля на город тёмными впадинами своих изуродованных окон и казался инвалидом-калекой, обиженным судьбой, изринутым из пределов города, жалким и умирающим. В половодье этот дом из года в год подмывала вода, но он, весь от крыши до основания покрытый зелёной коркой плесени, несокрушимо стоял, ограждённый лужами от частых визитов полиции, стоял и, хотя у него не было крыши, давал кров разным тёмным и бесприютным людям.

Их всегда было много в нём; оборванные, полуголодные, боящиеся солнечного света, они жили в этой развалине, как совы, и мы с Коноваловым были среди них желанными гостями.

Тестовые задания к теме 11.2

1. В каком ряду во всех словах пишется а(я)?

А вывал…иная в пыли одежда, пристрел…иное оружие, недовеш…нное бельё, смеш…нные браки

Б стены увеш…ны коврами, стрел…ный воробей, свал…иная вручную обувь, недовеш…нный товар

В увенч…нный славой корабль, невыдержанный юноша, подстрел…нный лось, насто…нное на травах лекарство

Г раскач…нные столбы, поля засе…ны, скле…нный корпус, зала…иная трубка

2. В каком ряду во всех словах пишется е?

А развенч…нный миф, заброш…нная стройка, свал…нный в угол хлам

Б замеш…нная для работы глина, увеш…нный трофеями боец, помеш…нный на фантастике подросток

В навеш…нный на дверь замок, выкач…нный из ворот мяч, изгрыз…иная кость

Г завеш…нное окно, прострел…иная шляпа, вкач…нный в шар воздух

Деепричастие как глагольная форма, деепричастный оборот. Русский язык, 10 класс: уроки, тесты, задания.

1. Причастие и деепричастие

Сложность: лёгкое

2
2. Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Сложность: лёгкое

2
3. Употребление деепричастного оборота

Сложность: лёгкое

2
4. Вид и возвратность деепричастий

Сложность: среднее

3
5. Образование деепричастий

Сложность: среднее

6
6. НЕ с различными частями речи

Сложность: среднее

3
7. Культура речи

Сложность: сложное

4
8. Деепричастный оборот

Сложность: сложное

6
9. Деепричастие — особая форма глагола

Сложность: среднее

1
10. Морфологический разбор деепричастия

Сложность: сложное

4,5

Правописание деепричастий. Повторение.

·                   Сегодня мы с вами сыграем в компьютерную игру.

·                   Вспомним, как пишутся деепричастия.

·                   И обновим в памяти схемы нужных нам правил.

Для начала, как в каждой приличной игре, нам нужно выбрать своего персонажа.

Выбор разнообразен, но я предлагаю играть сегодня за нашего знакомого – Колю Диванкина.

А что же с правилами игры? Во-первых, в нашей игре будет три уровня. Во-вторых, Коля будет стараться не просто так, а собирать цифры для кода, с помощью которого можно открыть сейф с сокровищами. А помогать ему в этом призваны всяческие подсказки и оружие.

Какие же три уровня пройдет наш персонаж?

 

Может быть, вы уже заметили, что эти уровни в точности совпадают с правилами, которые мы должны повторить.

Оружие у нашего героя будет тоже самое разное. Он может бросаться запятыми, стрелять, запрещать или одобрять, изучать и править. А если у Коли Диванкина возникнут затруднение – в игре всегда есть кнопка «Помощь», которая вызывает Подсказочника.

Ну что ж, начнем игру! Уровень первый, «НЕ с деепричастием». Давайте выберем для персонажа оружие – пусть, например, стреляет в неверные словосочетания.

А вот и сами словосочетания…

Похоже, наш персонаж в растерянности. Не пора ли прибегнуть к помощи и вызвать Подсказочника?

Деепричастие, как и глагол, пишется с НЕ раздельно. Исключение – если без НЕ деепричастие не употребляется.

Давайте же безжалостно уничтожим ошибки!

Нетеряя времени – есть деепричастие теряя. Значит, писать нужно раздельно, тут ошибка!

Ненавидя всей душой – деепричастия навидя не существует. Мы с нашим грамматическим оружием проходим мимо.

Не замечая никого вокруг – деепричастие замечая существует. Недожидаясь подруги – можно сказать дожидаясь, поэтому писать нужно раздельно.

Не доумевая, что творится. Деепричастия доумевая нет. Еще одна ошибка!

Наш персонаж прошел первый этап и заработал первые цифры для кода.

Не расслабляемся. Второй этап – «Запятые с деепричастиями и деепричастными оборотами». Я предлагаю на этом этапе снабдить Колю летучей самонаводящейся запятой, которую нужно будет вовремя останавливать в нужном месте.

Но у персонажа опять проблемы с теорией! Нажмем привычную кнопку «Помощь» и послушаем, что скажет Подсказочник!

Деепричастный оборот – это деепричастие и зависимые слова.

В тексте деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, выделяется запятыми.

Исключение – если деепричастный оборот входит в состав фразеологизма.

А теперь давайте останавливать летучую запятую!

Девочка слушала маму, широко открыв глаза. Деепричастный оборот нужно выделить запятой.

Как поэт Державин работал не покладая рук. Не покладая рук – это фразеологизм. Ни в коем случае не останавливаем нашу запятую!

Резко остановившись, Юрий обернулся к спутнику. Выделяем деепричастный оборот запятой.

С вершин, сверкая и искрясь, осыпался иней. Два одиночных деепричастия стоят в середине предложения, а значит, мы оставляем запятую сразу в двух местах.

Скрепя сердце ребята вернулись в дом. Скрепя сердце – это фразеологизм, устойчивое выражение. Пусть себе запятая плывет мимо, здесь она не нужна.

Мы с нашим персонажем справились и с этой задачей и заработали еще три цифры кода.

Нам осталось пройти третий, самый сложный этап «Употребление деепричастий в речи». На этом этапе персонаж будет одобрять или запрещать, а еще – всматриваться и исправлять.

Посмотрите, какие перед нами предложения. Может, стоит вызвать Подсказочника?

На этот раз подсказка звучит так: «Действие, выраженное глаголом и действие, выраженное деепричастием, всегда относятся к одному и тому же лицу или предмету».

Теперь мы вооружены и очень опасны и можем приступать.

Поднимаясь на колокольню, скрипят ступеньки. Присмотримся. Глагол называет действие, которое совершают ступеньки. Но ведь на колокольню поднимаются не ступеньки, а автор высказывания! Значит, предложение неверное. Исправим его. Поднимаясь на колокольню, слышишь скрип ступенек. Теперь правильно.

Набрав дров, они решили возвращаться. Присматриваемся к предложению. Возвращаться решили они. И дров набрали тоже они. Предложение правильное.

Вспоминая свое детство, порой становится грустно. Кому становится грустно? Не указано конкретно. А вот вспоминает свое детство явно конкретный человек, автор высказывания. Предложение неправильное. Мы исправим его, если скажем: «Вспоминая свое детство, я порой грущу». Теперь все верно.

Ну что же, игра окончена. Теперь посмотрим, что было в сейфе, код к которому мы так заботливо подбирали.

Тренировка по теме «Правописание деепричастий» — тест. Русский язык, 7 класс.

1. НЕ: слитно или раздельно? 2,5 Б.
2. НЕ с деепричастиями: слитно или раздельно? 2 Б.
3. НЕ с деепричастиями: слитно или раздельно? 2 Б.
4. Гласные перед суффиксом 1,5 Б.
5. Гласные перед суффиксом 1,5 Б.
6. Объяснение постановки гласной перед суффиксом 3 Б.

Не с деепричастиями — пишется слитно или раздельно, примеры

Деепричастие совмещает признаки глагола и наречия. Как наречия, является неизменяемой частью речи. Как глаголы, изменяется по временам, имеет категорию вида, возвратность – невозвратность.

Поскольку образуется деепричастие от глагола, то правописание с «не» основано на тех же принципах, что и у слов действия.

Раздельно

В большинстве случаев «не» с деепричастиями пишется отдельно и является отрицательной частицей: не говоря, не положив, не слушая, не прочитав, не облетая.

  1. Не теряя ни минуты, Степан приступил к занятиям.
  2. Люба, не замечая окружавших ее людей, не думая о плохом, бежала к причалу.
  3. Молодой писатель закрыл тетрадь, не написав за день ни одной строчки.

Слитно

  • Деепричастие без этого сочетания не употребляется: ненавидя, негодуя, невзлюбив, неистовствуя.
  1. Негодуя сам на себя, водитель спешно остановил автомобиль.
  2. Маргарита, до скрежета зубов ненавидя математику, все-таки хорошо сдала экзамен.
  3. Мачеха, невзлюбив бедную девушку, заставляла ее выполнять тяжелую работу.
  • Образовано от глагола с приставкой недо-, обозначающего действия в малом количестве: недосыпая, недоедая, недопивая, недовыполнив.
  1. Недоедая, недопивая, недосыпая, одна мать вырастила нас, шестерых детей.
  2. Начальник комплекса, недовыполнив план по закупкам, написал заявление об увольнении.

Есть похожие деепричастия, имеющие значение признака незавершенного действия. Он пишутся с «не» раздельно.

  1. Не досчитавшись в кассе нужной суммы денег, продавец не на шутку испугался.
  2. Что-то не договаривая, молодой человек развернулся и покинул помещение.
  3. Не досмотрев спектакль, мы спешно покинули театр.

В предложении деепричастия с «не» выполняют функцию обстоятельств. Выделяются запятыми, образуют деепричастный оборот. В некоторых случаях обособляются и одиночные деепричастия.

Рейтинг автора

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы. Образование: высшее педагогическое, Читинский ГПИ им. Н.Г. Чернышевского, 1987.

Написано статей

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *