Простое предложение и его грамматическая основа
· Сегодня мы вспомним все, что мы знаем о простом предложении.
· Обновим в памяти понятия односоставных и неполных предложений.
· Систематизируем знания об основе простого предложения.
Предложение – это основная единица синтаксиса.
Предложения выполняют коммуникативную функцию.
− То есть, мы общаемся при помощи предложений?
− Молодец! Ты все-таки догадался.
Перед нами – три предложения: первое – вопросительное, второе – повествовательное восклицательное, и третье – повествовательное невосклицательное.
Предложение является законченным по смыслу и интонационно.
Так, например, если мы произнесем «Птицы… страны… юг… тумбочка?!» − это будет просто набор слов, так как здесь нет смысловой и интонационной законченности. Но и такая фраза, как «Птицы прилетел южное страной»
Каждое предложение имеет грамматическую основу, то есть, основную часть, состоящую из главных членов предложения.
В предложении может быть одна основа, а может быть больше одной основы.
Я играю на гитаре. Это простое предложение. В нем одна грамматическая основа: я играю.
Я играю на гитаре, а моя сестра рисует. Сложное предложение, потому что в нем две грамматические основы: я играю и сестра рисует.
Грамматической основой предложения являются подлежащее и сказуемое.
Рассмотрим простое предложение Дождь идет.
Дождь – подлежащее, то, о чем говорится в предложении.
Идет – сказуемое. Сказуемое обозначает действие и состояние подлежащего.
Рассмотрим главные члены предложения подробнее. Начнем с подлежащего.
Подлежащее – главный член предложения.
Оно отвечает на вопросы кто? что?
Подлежащее обозначает предмет, действие которого выражается сказуемым.
Подлежащее обычно выражается именем существительным в форме именительного падежа.
София улыбнулась. Девушка пошутила.
Обратите внимание: подлежащим может быть как собственное, так и нарицательное имя существительное.
В роли подлежащего также часто выступают местоимения.
Он искал ключи. Что-то еще потерялось.
Наиболее часто подлежащими бывают личные, неопределенные, вопросительные и отрицательные местоимения.
Числительное также может выступать в роли подлежащего.
Трое шли по улице.
Достаточно часто подлежащее выражается неопределенной формой глагола.
Сочинять – великий дар.
Наконец, подлежащее может быть выражено любой субстантивированной, то есть перешедшей в разряд существительных частью речи.
Читающие быстрее развиваются.
В данном случае подлежащее выражено отглагольным прилагательным.
Подлежащие могут также выражаться лексически или синтаксически неделимыми сочетаниями.
Рассмотрим предложение Бабье лето в этом году наступило рано.
Есть большая разница между понятиями «лето» и «бабье лето».
Поэтому подлежащее в этом предложении – бабье лето.
Представим, что во всех приведенных предложениях подлежащим является только одно слово. Посмотрите на них внимательно. Разве может такое быть?
Есть большая разница между понятием дорога и сочетанием железная дорога. В первом предложении подлежащее – железная дорога.
Разве могла прийти на вечеринку куча? Нет, конечно, подлежащее – куча народа.
Какое-то много почему-то улетает весной на юг. Нет, подлежащее – много птиц.
Кто был награжден? Какой-то лучший? Лучший – кто? Подлежащее – лучший из учеников, иначе основа предложения лексически не полна.
Что-то было в его поведении. Что именно? Подлежащее –
Подлежащее в двусоставных предложениях выступает вместе со сказуемым.
Мы помним, что сказуемое поясняет, что делает лицо или предмет или что происходит с лицом или предметом.
Выделяется три типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.
Так, в предложении Я читаю книгу будет простое глагольное сказуемое – читаю.
В предложении Я начал читать книгу – составное глагольное сказуемое – начал читать.
В предложении Я любитель книг – составное именное сказуемое – любитель книг.
Рассмотрим типы сказуемого подробнее и начнем с простого глагольного сказуемого.
Простое глагольное сказуемое – и правда простое. Потому что в его роли выступает в основном глагол во всех его формах. В том числе и в сложных формах, поэтому нужно быть внимательными.
В роли простого глагольного сказуемого может также выступать все, что по смыслу равняется одному глаголу.
Я поехал бы на экскурсию. Подлежащее – я. Сказуемое – поехал бы. Это форма условного наклонения глагола. То есть, одна форма глагола. Это – простое глагольное сказуемое.
Мы будем повторять орфографию. Будем повторять – сложная форма будущего времени глагола повторять. Так как это одна глагольная форма, то сказуемое – простое глагольное.
Она взяла себя в руки. Взять себя в руки – фразеологизм, который можно заменить одним глаголом: успокоиться
Я пойду узнаю расписание. В таких сочетаниях подразумевается как бы одно цельное, неразрывное действие. Перед нами практически один глагол. Это сказуемое простое глагольное.
Составное глагольное сказуемое запоминается нам тем, что в игру вступают так называемые связки. Действительно, это сказуемое состоит из вспомогательной части, которая выражает грамматическое значение, и инфинитива, который выражает основной смысл сказуемого.
В роли связок могут выступать слова начать, стать, продолжать, закончить, хотеть, мечтать, бояться, пытаться, ненавидеть. И так далее.
Он начал рассказывать о походе. Сказуемое – начал рассказывать. Без инфинитива сказуемое теряет смысл. Это составное глагольное сказуемое.
Я хотел рассмотреть эту картину. Хотел рассмотреть – составное глагольное сказуемое. Без инфинитива нам непонятно, что хотел сделать субъект.
Мы пытались до вас дозвониться. Сказуемое пытались дозвониться – составное глагольное, поскольку без инфинитива теряет смысл. Заметьте, что части составного глагольного сказуемого не всегда стоят вместе, они могут разделяться другими членами предложения.
Он рад с нами познакомиться. Сказуемое – рад познакомиться. В качестве связки иногда выступают не только глаголы, но и краткие формы прилагательных. Сказуемое составное глагольное, потому что без инфинитива теряет смысл. Здесь части сказуемого тоже разделены.
Составное именное сказуемое достаточно легко определить. В нем действительно должно быть имя. Точнее – глагол-связка
Она стала студенткой. Сказуемое – стала студенткой. Без именной части сказуемое не имеет смысла.
Семью семь – сорок девять. Сказуемое – сорок девять, связка отсутствует.
Это озеро прекрасно. Сказуемое – прекрасно, связка отсутствует.
Её дочь давно замужем. Сказуемое здесь выражено наречием – замужем. Оно составное именное.
Предложения также различаются по составу грамматической основы.
Это значит, что в предложении могут быть и подлежащее, и сказуемое, а может – только подлежащее или только сказуемое.
Солнце светит ярко. Это предложение – двусоставное, поскольку в нем есть подлежащее солнце и сказуемое светит.
Осень. Листопад. Эти предложения – односоставные. В них есть только один главный член, который похож с виду на подлежащее, потому что выражается формой именительного падежа имени существительного.
Холодает. Оденься! Эти предложения – тоже односоставные. Главный член в них похож на сказуемое, поскольку выражается при помощи форм глаголов.
Вспомним то, что мы знаем о типах односоставных предложений.
Определенно-личные предложения. В этих предложениях мы всегда можем определить, кто совершает указанные действия: их совершает конкретная личность.
В такие предложения на место подлежащего можно легко подставить местоимения
С детства мечтаю летать. Можно подставить «я». Это определенно-личное предложение.
Пожалуйста, сходи в магазин! Можно подставить «ты».
Через час вернемся из школы. Можно подставить «мы». Это определенно-личное предложение.
Неопределенно-личные предложения, в отличие от определенно-личных, не дают указания на конкретное лицо. Нам непонятно, кто совершает действие.
В неопределенно-личных предложениях на место подлежащего можно подставить «они».
Тебе только что звонили. Кто конкретно звонил? Непонятно. Это неопределенно-личное предложение.
На базаре продают фрукты. Кто продает конкретно? Какие-то «они». Неопределенно-личное предложение.
На полях начали жатву. Кто начал? Неопределенно-личное предложение.
Безличные предложения.
В них вообще нет указания ни на какое лицо. Действие или состояние не зависит ни от каких лиц.
Очень часто в безличные предложения просится в качестве лица какое-то «Оно». Во всяком случае, главные члены в них часто имеют суффикс или окончание «О».
Не так давно рассвело. Действие выполняется само по себе, без участия лица.
Ребятам было весело. Состояние проявилось вне зависимости от лица, это безличное предложение.
Однако главный член в таких предложениях может выражаться, например, и инфинитивом.
Ну как не улыбнуться в ответ? Указание на лицо отсутствует. Предложение безличное.
Назывные предложения выделяются в отдельную группу.
Они просто описывают то, что есть, то есть, сообщают о событии действии.
Главный член в назывном предложении обычно выражается формой именительного падежа существительных или местоимений.
Тучи.
Тихий дождик. Это предложение назывное и распространенное, оно содержит определение.
Вот и осень. Предложение содержит указание. Но оно все равно назывное.
Вспомним также о том, что позиции главных и второстепенных членов предложения могут быть замещёнными и незамещёнными. То есть, в предложении мы можем пропустить один или несколько членов, потому что они понятны нам из контекста.
На заборе сидит крупная ворона. Это предложение полное, в нем замещены все позиции.
На заборе – крупная ворона. Это предложение неполное. В нем пропущено сказуемое.
− Где сидит крупная ворона?
− На заборе.
Второе предложение является неполным, так как в нем незамещёнными будут позиции подлежащего, сказуемого и определения.
Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член, необходимый для выражения мысли.
Очень часто такие предложения проявляются в диалогах:
− Куда это ты собираешься?
− В кино.
Значение неполного предложения может раскрываться из контекста:
Мы опоздали на целый час. Ужасно!
Наконец, часто неполной может быть часть сложного предложения:
Девятый класс пишет сочинение, а восьмой – изложение.
«Предложение. Грамматическая основа предложения. Простое предложение. Классификация простых предложений».
Тема: Предложение. Грамматическая основа предложения. Простое предложение. Классификация простых предложений.
Цель: Углубить знания о простом предложении, о грамматической основе. дать понятие о видах простых предложений. Формировать навык самостоятельной работы по овладению новым материалом; умение ставить себе вопросы и решать их; оценивать свои знания, их систему. Развивать умение пользоваться багажом знаний, ранее приобретённым. Воспитывать внимание к слову, к товарищам, к происходящему, а также чувство собственного достоинства: я не могу быть хуже других, т.к. я умею трудиться.
Оборудование: интерактивная доска, плакаты, маркеры
Ход урока:
1. Орг. момент Слово учителя. Создание положительного настроя.
Я предлагаю вам обратиться сегодня к словам Эйнштейна: «Открытия совершаются тогда, когда все думают, что этого быть не может, а один человек этого не знает». Попробуем быть незнайками, чтобы стать гениями. Но помним, что в науке решает 99% пота и только 1% таланта. Потрудимся!
2. Актуализация знаний
Сравните два выражения, докажите свою точку зрения:
Замечательный поезд и Поезд тронулся.
(Формативное оценивание ответов учащихся, техника «Словесная оценка», устная обратная связь)
Да, первое выражение – это словосочетание, а второе – предложение. Вспомните все, что вы знаете о синтаксисе и словосочетании и его видах.
(Выявляется уровень знаний, умений учащихся по пройденной теме. Диагностическое оценивание.)
3. Ввод в новую тему.
А зачем люди отправляются в путешествия?
Путешествуя по одним и тем же местам, человек каждый раз открывает их заново, узнает что-то новое, которое раньше он не замечал. У меня к вам есть одно предложение – проведать одного нашего старого приятеля, посмотреть на него другими глазами и, может быть, открыть его для себя заново, увидеть в нем что- то новое. Наш старый друг – это предложение. А как вы думаете, каковы цели посещения старых друзей, а в нашем случае предложения.
Чтобы рассесться в вагоны, нам необходимо разделиться по купе (группы). Для этого мы проведем разминку Восточный Базар
Участникам раздаются бумажки с указанием их роли: купцы на восточном базаре, восточные девушки и верблюды. Каждый воспроизводит свою мелодию. Купцы поют: зум-гари-гари-гари-зум-гари-гари. Девушки: ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла. Верблюды: гумм-га. Петь начинают купцы, далее вступают девушки и последний штрих добавляют верблюды. Все поют одновременно. Затем участники, передав свои бумажки другим учащимся, меняются ролями. Каждый должен побывать в трех ролях.После третьей смены учащиеся делятся на три группы: купцы , восточные девушки и верблюды.
Рассаживайтесь поудобнее, наш поезд отправляется. У вас на партах опорные карточки- это будут ваши проездные билеты. Подпишите ваш проездной билет и тему нашего путешествия «Основные виды простых предложений».
Вопрос: Что мы уже знаем о нашем старом друге, о предложении?
Прием «Сбор ассоциаций»
Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы — предложение, предлагает ученикам в группах за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники писали приходящие на ум ассоциации.
1этап ученики работают индивидуально
2 этап обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.
3 этап каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими.
Формирование понятия простое предложение, грамматическая основа
3. Изучение нового материала
1. Знакомство с темой урока: Простое предложение. Грамматическая основа. Классификация простых предложений.
2. Постановка дидактической цели урока. Учащиеся формулируют вопросы, ответы на которые должны получить на уроке, что и будет целью урока.
— Что такое простое предложение?
— Что такое грамматическая основа?
-Какие по составу бывают грамматические основы?
— Если классификация простых предложений, то какие виды простых предложений бывают? И т.д.
— Какие знаки препинания нужно ставить в конце простых предложений?
3. Самостоятельное чтение теоретического материала по теме и составление кластера на тему «Классификация простых предложений». Работа в группе с последующей презентацией. Взаимооценивание: каждый ученик отдает свой голос (стикер, который прикрепляет на плакат той или иной команды). Формативное оценивание.
4.Самостоятельная индивидуальная работа. Наблюдения и выводы
На доске даны предложения, нужно определить их вид, заполнив семантическую таблицу, и доказать свой выбор, с последующей сомооценкой (суммативное) по образцу ответа. Перед работой учащиеся знакомятся с критериями оценивания.
Критерии оценивания:
— Вид 7-8 предложений по всем шести критериям определен правильно – «5»;
— Вид 5-6 предложений по всем шести критериям определен правильно – «4»;
— Вид 3-4 предложений по всем шести критериям определен правильно – «3»;
— Вид 1-2 предложений по всем шести критериям определен правильно – «2».
1. Что вам всем нужно для счастья?
2. Какая прелесть!
3. Люби и береги родную природу.
4. Городской человек редко встречается с землей.
5. Наш поезд мчится быстро.
6. Мы доехали!
7. За окнами — красота.
8. По-моему, мы еще не приехали.
5. Групповая работа по методу Джигсо
Группам раздаются плакаты, на которых каждая группа маркером определенного цвета записывают и обмениваются работами по часовой стрелке (если не согласны с выполнением работы предыдущей группы, исправляют ошибки):
А) примеры трех предложений разного типа;
Б) выделяют грамматические основы;
В) производят синтаксический разбор и дают характеристику предложению.
После того, как плакат возвращается в исходную группу, комментируют выполненные задания и исправленные ошибки, доказывают, что разобранное предложение простое. Работа в группе оценивается капитаном команды.
6. Рефлексия по методу «Светофор»
Учитель предлагает ученикам установить по результатам их работы степень достижения ими учебной цели и приобретение уверенности в своих знаниях.
• Зеленый – цели достигнуты, уверенно движутся вперед.
• Желтый – частичная динамика, достигнуты отдельные элементы успеха, не достаточная степень уверенности, обращаются за советом, помощью.
• Красный – цели не достигнуты, находятся в замешательстве, о чем ставят в известность учителя.
Стикеры определенного цвета и с указаниями своих предложений учащиеся прикрепляют на плакат с изображением светофора.
Данный метод поможет учителям на начальной стадии обнаружить трудности и позволит ученикам проявлять оперативность в своевременном обращении за помощью к учителю.
7. Домашнее задание
Выучить теоретический материал. Найти примеры различных видов предложений в произведениях, которые изучаются по литературе на данный момент.
Задание по выбору (усложненный вариант): написать рассказ о поездке к старому другу Предложению, использовав в работе пройденный на уроке материал.
8. Итог урока
Выставление оценок учителем по маршрутным листам, заполненными капитанами групп.
«Простое предложение и его грамматическая основа » . Урок
Простое предложение и его грамматическая основа
Планируемыерезультаты
(предметные)
Проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения; понимают место родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усваивают основы научных знаний о родном языке; понимают взаимосвязь его уровней и единиц
Личностные
результаты
Имеют достаточный словарный запас и объем усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Ключевые
компетенции
Коммуникативная: овладение основными видами речевой деятельности (аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом). Языковая и лингвистическая (языковедческая): словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Однородные члены предложения. Соблюдение основных орфографических норм. Знаки препинания, их функции. Правильное произношение слов
Метапредметные результаты
Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: проявляют способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользуются словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Говорение и письмо: соблюдают в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка, основные правила орфографии и пунктуации; проявляют способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности
Основное
содержание темы
Опознавательные признаки словосочетания и предложения; средства связи в предложении; главные и второстепенные члены предложения; односоставные предложения, однородные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Тире между главными членами предложения
Характеристика основных видов деятельности
Называют опознавательные признаки словосочетания и предложения; средства связи в предложении; главные и второстепенные члены предложения; односоставные предложения, однородные члены предложения. Расставляют знаки препинания, производят синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Составляют схемы сложных предложений
Образовательные ресурсы
Презентация «Грамматическая основа простого предложения». URL: http://www.myshared.ru/slide/450776/. Презентация «Простое предложение. Грамматическая основа простого предложения». URL: http://yanaschkola.yourtalent.ru/load/; текст и задания для самостоятельной работы; задания для групповой работы
Сценарий урока
Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Форма
и методы
контроля
Осуществляемые действия
Формируемые УУД
I. Контроль знаний и способов действий.
1. Лексическая работа
Индивидуальная форма. Практический метод. Методический прием – письменная работа
Задание. Расставить ударения в следующих словах:
I вариант. Вы́крашенный, обеспе́чение, досу́г, диспансе́р, чи́стильщик, и́мпорт, медикаме́нты, цеме́нт, щаве́ль.
II вариант. Поняла́, догово́р, языково́е (явление), приняла́, дефи́с, то́рты, кварта́л, аристокра́тия, балова́ть, газопрово́д.
Объяснить лексическое значение слов:
I вариант – диспансер.
II вариант – языковое явление
Выполняют работу по вариантам: расставляют ударение в словах, объясняют лексическое значение слов
Личностные: осуществляют анализ принятого решения.
Регулятивные: проявляют высокую степень интегрированности таких компонентов самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
Индивидуальная.
Письменная работа
2. Анализ текста
Индивидуальная, фронтальная формы. Практический, словесный методы. Методические приемы – работа
с текстом, упражнение, беседа
Задание. Записать текст, вставить пропущенные буквы. Озаглавить текст, определить стиль
и тип речи, расставить знаки препинания (см. РМ)
Выполняют задание самостоятельно, совместно осуществляют проверку выполненной работы
Регулятивные: планируют решение учебной задачи
(выстраивают последовательность необходимых операций).
Познавательные: осуществляют анализ, строят рассуждения
Индивидуальная, фронтальная. Упражнение, устный опрос
II. Актуализация знаний и способов действий: грамматическая основа предложения
Фронтальная форма. Словесный метод.
Методический прием – беседа
1. Что называется простым предложением?
2. Где заключено грамматическое значение предложения?
3. Что называется подлежащим? Чем может быть выражено подлежащее?
4. Что называется сказуемым? Какие типы сказуемых вам известны?
Отвечают на вопросы
Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
Фронтальная. Устный опрос
III. Усвоение и применение знаний и способов действий: анализ предложений
Групповая форма. Практический метод.
Методический прием – упраж-нение
Предлагает выполнить анализ предложений (см. РМ)
Выполняют работу
в группах
Коммуникативные: соблюдают процедуры обсуждения, обобщают; фиксируют решения в конце работы
Групповая. Упражнение
IV. Закрепление знаний
и способов
действий
Индивидуальная форма. Практический метод. Методический прием – упраж-нение
Организует самостоятельное выполнение упр. 30
Подчеркивают главные члены предложения; указывают слова, грамматически не связанные с предложением
Познавательные: овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; строят логическую цепь рассуждений
Индивидуальная. Упраж-нение
V. Рефлексия
Фронтальная форма. Словесный метод.
Методический прием – беседа
– Какие цели, задачи были поставлены в начале урока?
– Смогли ли вы их достичь?
– Какой материал показался трудным, непонятным?
– Что воспринималось
легко?
– Попробуйте дать оценку уроку
Отвечают на вопросы
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества
Фронтальная. Устный опрос
VI. Информация о домашнем задании
Фронтальная форма. Словесный метод.
Методический прием – сообщение учителя
1. Повторить материал
о восклицательных и невосклицательных, двусоставных и односоставных предложениях.
2. Выполнить упр. 31.
3. Составить и записать односоставные предложения, охарактеризовать их
Воспринимают задание, уточняют
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания
Индивидуальная. Упражнение
Ресурсный материал
Самостоятельная работа
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л..тели по ветру то отвес(?)но л..жились на сырую траву. Часто осенью я прист..льно сл..дил за падающими листьями чтобы поймать ту (не)заметную долю с..кунды когда лист о..деляется от ветк.. и нач..нает падать на землю. Я посм..трел на клен и увид..л как ..сторожно о..делился от ветк.. красный лист вздрогнул на одно мгн..вение ост..новился в воздух.. и косо нач..л падать к моим ногам ш..лестя и кол..хаясь… Каждый лист был ш..девром тончайш..м слитком из золота и бронзы обрызг..нный киноварью* и чернью каждый лист был соверше(н, нн)ым тв..рением природы произв..дением ее таинстве(н, нн)ого иску(с, сс)тва. (К. Г. Паустовский.)
Текст посвящен описанию листопада. Писатель пробуждает в воображении читателя чувство восхищения творениями природы. Стиль данного текста художественный, поэтому речь образная. В ней используются конкретная лексика (листопад, дни, ночи, лист, посмотрел, отделяется и т. д.), слова с переносным значением (слитком из золота и бронзы), изобразительно-выразительные средства языка (лист вздрогнул – олицетворение).
Тип речи – описание, т. к. цель автора – описать красоту осеннего листа. Организующая роль принадлежит глаголам (начался, падать, отделяется, посмотрел и др.), глагольным формам (падающими, шелестя, колыхаясь). В небольшом тексте слово падать (падающий) повторяется четыре раза. Это придает динамизм, способствует живому восприятию картины листопада.
Лексический разбор слова кноварь (киноварью), – -и, ж. р. – минерал красного цвета, сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала («Словарь русского языка» С. И. Ожегова).
В тексте слово употреблено в переносном значении: обрызганный киноварью – метафора. По стилистической окраске слово принадлежит к книжной лексике, в художественном тексте служит для создания образа, передачи авторского отношения к описываемому предмету. Заимствовано из греческого языка.
Задания для групповой работы
1-я группа.
Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.
1. Солнце взошло.
2. День будет жарким.
3. Стемнело.
4. Река была глубока.
5. Сын – выпускник школы.
6. Поздний вечер.
7. Безмолвие.
8. Настала ночь.
9. День был морозным.
2-я группа.
Задание. записать предложения, подчеркнуть подлежащие, указать способ выражения подлежащего.
сущ.
1. Редела тень.
прич. в знач. сущ.
2. Провожающие собрались на перроне.
числ. в знач. сущ.
3. Восемь делится на два.
числ.
4. Трое вышли на улицу.
междом.
5. Далече грянуло «ура». (А. Пушкин.)
местоим.
6. Я помню чудное мгновенье. (А. Пушкин.)
н. ф. гл.
7. Жить – Родине служить. (Пословица.)
словосочет.
8. Стаи воробьев купались в луже.
9. Многие из нас видели этот фильм.
10. Мы с родителями побывали в музее.
11. Млечный Путь ярко выделялся на ночном небе.
12. На уборку урожая вышли от мала до велика.
3-я группа.
Задание. Записать предложения, подчеркнуть сказуемые, указать способ выражения сказуемого.
1. Деревья быстро пожелтели.
2. Мальчик начал волноваться сильнее.
3. Преподаватель словесности строг.
4. Кинофильм очень интересный.
5. «Евгений Онегин» – роман в стихах А. С. Пушкина.
6. Утро было раннее.
7. Озеро как зеркало.
8. Два плюс три будет пять.
9. Вечером море было черного цвета.
Урок 5. Простое предложение и его грамматическая основа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 с.Серноводское»
Сунженского муниципального района
Урок по русскому языку на тему:
«ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА»
9 класс.
Учитель русского языка и литературы: Заруева З.Х.
Урок 5. Простое предложение и его грамматическая основа
Цели: повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), виды односоставных предложений; формировать умения выделять грамматическую основу в предложениях, разграничивать односоставные и двусоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях; развивать речь учащихся; воспитывать умение работать самостоятельно.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать виды предложений и уметь определять их; уметь выделять грамматическую основу; уметь составлять небольшой текст с заданными параметрами.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
(Чтение и обсуждение сочинений по заданию упр. 22.)
2. Словарный диктант
Бечёвка, дирижёр, облицовка, парчовый, недочёт, чащоба, шёлковый, горячо, крыжовник, бельчонок, ночёвка, шорох, пальтецо, шероховатый, старичок, решётка, трущоба, плечо, шёпот, кольцевой, щётка, капюшон; чёрная чёлка, ударить мячом, жжёный сахар, цокот копыт, разгорячённый жокей, дешёвое платьице, ожоговый центр, лицевой счёт, говорить общо, укрыть плащом. Чопорный человек смешон. Солнце печёт жгуче.
III. Работа по теме урока
— В словарном диктанте встречаются словосочетания и предложения. Найдите и прочитайте их.
— Назовите виды подчинительной связи в словосочетаниях.
— Сделайте синтаксический разбор предложений, определите, чем выражены члены предложений.
— Чем предложение отличается от словосочетания?
— Что такое простое предложение?
— Какие виды предложений по наличию главных членов вы знаете?
— По какому признаку выделяются типы односоставных предложений?
— Как называются предложения, в которых грамматическая основа выражена только подлежащим? только сказуемым?
— Какие предложения называются неполными?
— Чем может быть осложнено простое предложение?
— На какие виды делятся предложения по наличию второстепенных членов?
— Что называется подлежащим?
— Чем может быть выражено подлежащее?
— Что называется сказуемым?
— Какие виды сказуемых вы знаете?
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
1. Упр. 28 — выразительное чтение, комментированное письмо.
2. Упр. 29, 30 (по вариантам) — выразительное чтение, самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
2. Объяснительный диктант
— Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их. Подчеркните грамматические основы предложений.
(Задание ученики выполняют у доски и в тетрадях.)
1) Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет и пышных гетманов сады и старый замок озаряет. (А. Пушкин) 2) Разыгрывающий в баскетболе должен быть собранным и результативным. 3) Жил старик со своею старухой у самого синего моря. (А. Пушкин) 4) Нарушать общественный порядок — это противозаконно. 5) Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека. (Л. Толстой) 6) Мы будем рады видеть вас у себя.
3. Творческая работа
— Напишите мини-сочинение с использованием односоставных предложений.
Пример сочинения
Поздний вечер. (Назывное.) Стемнело рано. (Безличное.) Пишу тебе письмо. (Определённо-личное.) Давно не виделись. (Определённо-личное.) Мне принесли твоё письмо утром. (Неопределённо-личное.) Без тебя скучно. (Безличное.) Не обижайся на меня, пожалуйста. (Определённо-личное.) Помнишь пословицу? (Определённо-личное.) После драки кулаками не машут. (Обобщённо-личное.) Кажется, звонят в дверь. (Неопределённо-личное.) Извини. (Определённо-личное.) Допишу после. (Определённо-личное.)
V. Подведение итогов урока
— Расскажите о простом предложении, о различных видах односоставных предложений.
— Как отличить неполные предложения от полных односоставных?
Домашнее задание
Упр. 31.
План-конспект урока «Грамматическая основа предложения»(8 класс)
Тема урока: Грамматическая основа предложения.
Простое предложение.
.
Цели урока: Знать: основные признаки простого предложения; совершенствовать навыки и умения находить в предложений грамматическую основу; умение определять признаки простого предложения.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Методы: частично-поисковый, практический, наглядный;
Формы: выполнение тренировочных упражнений;
Оборудование: таблицы «Виды простого предложения» «Главные и второстепенные члены предложения»
Ход урока.
І. Организационный момент.
1. Эмоциональный настрой.
2. Объявление темы урока.
3. Проверка готовности учащихся к уроку.
ІІ. Повторение пройденного.
1. Взаимопроверка домашнего упражнения .
2. Работа по карточкам нескольких учеников.
3. Работа по мини-тестам по теме «Вводные слова и обращения».
. ІІІ. Работа по теме урока.. \
1.) Объяснение учителя.
Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-то, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетания, предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?).
Подлежащее чаще всего выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже, но может быть выражено и другими частями речи (прилагательным, причастием, числительным, наречием, междометием, неопределенной формой глагола), а также словосочетанием.
По цели высказывания предложения могут быть повествовательными (содержат сообщение), вопросительными (содержат вопрос) и побудительными (содержат побуждение). Каждое из них может стать в определенной ситуации восклицательным.
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим, обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым.
Сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола и глагола в неопределенной форме, называется составным глагольным сказуемым.
Сказуемое, которое состоит из глагола-связки и именной части, которая может быть выражена прилагательным, существительным, причастием, числительным, местоимением, наречием, синтаксически неделимым словосочетанием, называется составным именным сказуемым.
Простые предложения в зависимости от наличия второстепенных членов делятся на распространенные и нераспространенные.
Нераспространенное предложение состоит только из грамматической основы.
Распространенное предложение – это простое предложение, в котором есть как главные члены предложения, так и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).
Неполные предложения – это простые предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный). Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстанавливаются благодаря предыдущему тексту или ситуации. Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения.
ІҮ. Закрепление темы.
1) Упражнение 1. Выразительно прочитайте предложения, взятые из сказок А.С. Пушкина. Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
1. Смилуйся, государыня рыбка! 2. Воротился он ко старухе. Что ж он видит? 3. Чего тебе надобно, старче? 4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 5. Вы ж, голубушки сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной… 6. Выплесни ты нас на сушу! 7. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 8. Не видал ли где на свете ты царевны молодой? 9. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Упражнение 2. Спишите предложения, подчеркните грамматические основы. Надпишите, чем выражены главные члены. Дайте характеристику предложений по наличию в них главных и второстепенных членов.
а) 1. Буря усилилась. Высокие сосны со скрипом раскачивались. Осины трепетали всеми своими листьями. Дождь лил непрерывно. Костры погасли. (В.Ян) 2. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. (К.Паустовский) 3. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. (К.Паустовский)
б) 1. Восходит солнце. Туман тает. Все утро я ловлю рыбу. (К.Паустовский) 2. Темнеет зимний сад. (И.Бунин) 4. Роса дождем легла на пыль. (И.Бунин) 4. Уж ветер шарит по пустому полю. (И.Бунин)
Упражнение 3 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений.
1. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом. (С.Маршак) 2. Никто не отозвался и не напал на след. (С.Михалков) 3. Однажды двадцать пять портных вступили в бой с улиткой. (С.Маршак) 4. Мы долго с ней бежали по болоту. (И.Бунин) 5. Три смелых зверолова бродили целый день. (С.Маршак) 6. Что случилось в школе? 7. Кто-то терем прибирал. (А.Пушкин) 8. Мать и сын идут ко граду. (А.Пушкин) 9. У опушки две старушки брали грузди и волнушки. (Е.Благинина)
Упражнение 4 . Спишите, подчеркните грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены сказуемые.
а) 1. Красивы сосны в зимнем наряде! 2. Тонок лед на реке. 3. Прекрасен в осеннюю пору лес! 4. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. (И.Соколов-Микитов) 5. Вода в горных речках холодная. 6. Чист первый снежок.
Упражнение 5. Спишите, выделяя грамматические основы предложений. Сверху надпишите, чем выражены главные члены.
1. И только изредка прохладный ветерок пошевелит листы осин. (И.Никитин) 2. Перед закатом набежало над лесом облако. (И.Бунин) 3. Теперь душист над саклей тонкий дым. (И.Бунин) 4. В глубоких колодцах вода холодна. (И.Бунин) 5. Рдяны краски, воздух чист, вьется в пляске красный лист. (М.Волошин)
Ү. Итог урока.
ҮІ. Оценка за урок с комментированием.
ҮІІ. Задание на дом. Упражнение 4 на стр. 34-35.»Лесная сказка»Спишите и подчеркните грамматическую основу каждого предложения и охарактеризуйте каждое предложение.
Урок по русскому языку на тему «Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения» (7 класс)
7 класс
Тема: Простое предложение. Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения.
Цель: через восприятие знаний о главных членах предложения учащиеся научатся употреблять их в речи.
Задачи:
-учащиеся вспомнят содержание раздела «Синтаксис. Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения.»
сделают синтаксический разбор простого предложения, поработают над
вариантами тестовых заданий по теме;
-закрепят навыки самостоятельной работы над темой; будут рассуждать,
анализировать.
-поймут значимость самоанализа, самоконтроля при выполнении
групповых и индивидуальных заданий; примут активное участие
в обсуждении общих заданий; задумаются о внимательном отношении
к слову.
Ход урока:
Побуждение.
1/-Сравните данные предложения.Чем они различаются?
Одноклассники встретились. Одноклассники встретились у входа в городской парк.
Прозвенел звонок. Прозвенел последний звонок в школьном дворе.
Наступят каникулы. Скоро наступят летние каникулы.
2/ -Вспомните, какие члены предложения составляют грамматическую основу ?
Знаешь ли ты, что по цветам можно узнать время? Уже в три часа ночи распускаются желтые цветы козлобородника. К четырем часам распускаются голубые лепестки цикория. К пяти часам распускаются бутоны шиповника. Час спустя распускаются цветы белой кувшинки. В восемь часов
распускаются ноготки. /По А. Стрижеву/
Реализация значения.
1/ -За малым круглым столом распространите нерасространенные предложения.
Распускаются цветы. Наступило утро. Подул ветер. Идет дождь. Листва пожелтела.
2/ -Выборочное спиывание
Цветы – приятный подарок. Что означает слово «букет»?
«Букет» в переводе с фрацузского – красиво собранная группа цветов.
Букет не должен быть слишком скудным, ноно и не может быть огромным. Он не будет смотреться. Число цветов должно быть нечетным.
3/ Чтение текста и обозначение главных членов предложения.
Розы – самые прекрасные из цветов- были известны много тысячелетий назад. В Древней Индии каждый, кто преподносил царю розу, мог просить все, что захочет.В Китае пять тысяч лет назад император приказал уничтожить половину розариев, чтобы освбодить хоть немного земли для посевов зерна.В Греции роза считалась символом красоты.
Особой любовью пользовался этот цветок у римлян. Воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и надевали венки из роз,считая, что они надежнее защитят их и вселят в души мужество и отвагу.
Рефлексия.
Грамматическая основа односоставного предложения — Студопедия.Нет
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОСОСТАВНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Односоставное предложение —это простое предложение, в котором имеется только один из главных членов. Главный член в нём независим, поэтому некорректным было бы характеризовать главный член любого односоставного предложения в терминах двусоставного – как сказуемое или подлежащее. Однако в школьной практике сохраняется традиционная классификация односоставных предложений: с главным членом – сказуемым и с главным членом – подлежащим:
односоставное предложение с главным членом | ||||
сказуемым | подлежащим | |||
неопределенно-личное | определённо-личное | обобщённо-личное | безличное | назывное |
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ
1. В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определён и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы:
Иди сюда. Иду на улицу. Пойдёмте в кино.
2. В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:
В дверь стучат / постучали. Пусть стучат. Если бы стучали громче, я бы услышал.
3. В обобщённо-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всём и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:
Любишь кататься – люби и саночки возить. Цыплят по осени считают.
Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.
К обобщённо-личным относятся и предложения типа Выходишь иногда на улицу и удивляешьсяпрозрачности воздуха. Говорящий для придания обобщённого смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица.
Безличные предложения
Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) – это так называемая безличная форма.
Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказемым и выражается:
1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого – быть главным членом безличных односоставных предложений:
Холодает / холодало / будет холодать.
2) личным глаголом в безличной форме:
Темнеет.
3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:
Ветра не было / нет.
Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым, может иметь следующее выражение:
1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:
За окном стало темнеть.
2) глагол-связка быть в безличной форме (в наст.вр. в нулевой форме) + наречие + инфинитив:
Жаль / было жаль расставаться с друзьями. Пора собираться в дорогу.
Главный член, сходный по структуре с составным именным сказуемым, выражается:
1) глагол-связка в безличной форме + наречие:
Было жаль старика. На улице становилось свежо .
2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:
В комнате было накурено .
Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения:
Ему завтра дежурить . Всем встать !
Безличные предложения обозначают:
1) бессубъектные состояния, действующего лица нет и быть не может:
На улице темнеет.
2) действия, происходящие помимо воли субъекта:
Меня знобит .
3) действия, при описании которых само действие важнее, чем его производитель:
Волной смыло лодку.
БП В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего. В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно. У него не было отца. Мне было жаль. |
Назывные предложения
Назывное предложение – это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки –восклицательные частицы ну и, какой, вот так:
Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза!
Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:
Поздняя осень.