Предложение простое и сложное таблица – Виды сложных предложений – основные с примерами в таблице (11 класс, русский язык)

Таблицы на тему «Сложное предложение»

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

бессоюзное

Сложносочиненное (ССП)

Сложноподчиненное (СПП)

простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными

союзами:

Прозвенел звонок, и дети сели за парты. [= -], и [- =].

простые предложения связываются друг с другом интонацией, подчинительными союзами или союзными словами:

(Когда прозвенел звонок), [дети сели за парты].

простые предложения связываются друг с другом интонацией:

Прозвенел звонок, дети

сели за парты.

[= -], [- =].

_______________________________________________________________________________________________________

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Сложносочиненное предложение

(простые предложения в ССП равноправны)

с соединительными союзами

и, да, да и, а (=и), да=и, тоже, также

Начался дождь, и все разбежались.

[= -], и [- =].

с противительными союзами

но, а, да (=но), однако, зато

Мы договорились о встрече, однако он не пришёл.

[- =]., однако [- =].

с разделительными союзами

или (иль), либо, то — то, то ли — то ли

Либо мы опоздали, либо автобус ещё не приходил.

Либо[- =], либо [- =].

Сложносочиненное предложение

Группы сочинительных союзов

Смысловые отношения

между частями

сложносочинённого

предложения

  1. Соединительные союзы

и, да=и, ни… ни, тоже, также

1. Одновременность действий.

2. Последовательность действий.

3. Причинно-следственные отношения

  1. Разделительные союзы

то… то, или (иль), либо… либо, не то… не то,

то ли… то ли

  1. Чередования.

  2. Взаимоисключения

  1. Противительные союзы

а, но, да = но, не только… но и, однако, зато

  1. Сопоставление.

  2. Противопоставление.

(Одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

между частями сложного предложения:

Сверкнула молния, и послышался удар грома.

если части сложного предложения имеют общий второстепенный член:

Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

придаточные предложения стоят после главного:

Нужно читать книги, которые

учат понимать смысл жизни.

[=], (которые =).

придаточные предложения стоят в середине главного: главного:

Ветви деревьев казались мохнатыми и, когда пробегал ветерок, слегка шумели.

[- = и, (когда = -), =].

придаточные предложения стоят перед главного:

Если учитель

скажет, я выполню это задание.

(Если — =), [- =] .

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми

СОЮЗЫ И СОЮЗНЫЕ СЛОВА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Подчинительные союзы

Союзные слова

простые

составные

что

чтобы

ибо

когда

пока

как

словно

если

и др.

потому что

оттого что

так как

лишь только

как будто

с тех пор как

в связи с тем что

и др.

который

какой

кто

что

как

где

куда

когда

и др.

не являются членами предложения, присоединяют придаточное предложение к главному

или другому придаточному

являются членами предложения, присоединяют придаточное предложение

к главному или другому придаточному

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

с однородным подчинением:

Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих

местах.

с неоднородным (параллельным) подчинением:

Как только часы остановились, я вспомнила, что давно не заводила их.

с последовательным

подчинением:

Он достиг последнего лестничного марша и увидел,

что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки,

на которую выходила его дверь.

Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится, как при однородных членах предложения:

Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

Значение

Вопросы к придаточным

(от всего главного предложения или от состава сказуемого)

Союзы и союзные слова

Примеры

Места

Место, где совершается действие

где? куда? откуда?

где, куда, откуда

Никогда не следует возвращаться туда, где был счастлив.

Времени

Время протекания действия

когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

когда, едва, как только, прежде чем, в то время как

В то время как она выходила из гостиной, послышался звонок

Причины

Причины

почему? отчего? по какой причине?

потому что, так как, ибо, из-за того что

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.

Следствия

Следствие, результат, итог

что из этого следует?

так что

Погода была холодная, ветреная, так что сугробы намело выше окон.

Образа действия и степени

Образ, способ действия

как? каким образом? в какой степени?

как, насколько, поскольку

Дядюшка пел так, как поет простой народ.

Сравнения

Сопоставление действий, предметов, признаков, состояний

как?

как, словно, будто

Чем проще слово, тем более оно почетно.

Цели

Цель

зачем? для чего? с какой целью?

чтобы, для того чтобы и др.

Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать.

Условия

Условие

при каком условии?

если, коли, раз, когда (=если) и др.

Если солнце не потушат, будут зайчики всегда.

Уступки

Условия, причины, вопреки которым, несмотря на которые совершается действие

несмотря на что? вопреки чему?

хотя, несмотря на то что, пускай, пусть, что ни, как ни

и др.

Пускай еще не высохли чернила, словам уже бессмертие дано.

ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

hello_html_m74dc1c50.jpg

1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими частями можно поставить союз потому что)

[Путешественники спешили]:

[в горах ночь наступает быстро].

hello_html_343ffd88.jpg

hello_html_m304f177a.jpg

2. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание всей первой части или каких-либо её членов

(между обеими частями можно поставить союз а именно)

[Мы увидели неожиданную картину]: [на опушке стоял лось].

hello_html_m76743e24.jpg

hello_html_m7ff762ab.jpg

3. Вторая часть поясняет сказуемое первой части (между обеими частями можно поставить союз что или глаголы увидел, услышал, почувствовал с союзом что)

а) [Вдруг я чувствую]: [кто-то берет меня за плечо и толкает].

hello_html_m4f71954e.jpg

б) [Сережка оглянулся]: [пожар охватывал школу все больше и больше].

hello_html_428d61c5.jpg

ЗНАЧЕНИЕ СЛОЖНЫХ БЕССОЮЗНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ

,

одновременность

и последовательность

по смыслу

Улетели птицы за море, миновало время жатв.

_

  1. при противопоставлении

  1. в первом предложении время или условие

  1. во втором предложении следствие

  1. во втором предложении сравнение, сопоставление

  1. быстрая смена событий

союзами а, но и др.

союзами когда, если

союзами так что, поэтому

союзами словно, как будто

Мир строит — война разрушает.

Совесть потеряешь — другой не купишь.

Распахнули окна — запах сосен вступил на веранду.

Молвит слово — соловей поет.

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

:

  1. во втором предложении причина

  1. второе предложение поясняет первое

  1. второе предложение дополняет первое

союзом потому что

союзами а именно, то есть

союзом что

Я доверяю любящим: они великодушны.

Предметы потеряли свою форму: все сливалось в серую массу.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

infourok.ru

Основные виды сложных предложений. Видеоурок. Русский язык 9 Класс

Оказывается, простые предложения не такие уж простые, а сложные не такие сложные, если хорошо знать, что это такое. Почему невозможно пользоваться только простыми предложениями или объединять все их в сложные? Что такое союзные и бессоюзные предложения? Как отличить простое предложение от сложного, а союзное от бессоюзного? Обо всем этом вы узнаете на уроке и сможете ответить на заданные вопросы. Если вы выполните все упражнения и задания, вы будете чувствовать себя увереннее.

Тема: Сложное предложение

Урок: Основные виды сложных предложений

Сложное предложение  отличается от простого количеством грамматических основ. В простом предложении одна грамматическая основа,  в сложном — две и более. Но два простых предложения – это не то же, что сложное, состоящее из этих же простых. Между простыми предложениями в сложном возникает смысловая и интонационная  связь. В сложном предложении информации больше, чем в  двух простых.

Сложные предложения по наличию / отсутствию союзов делятся на союзные и бессоюзные (соединяются только при помощи интонации).  Союзные предложения делятся на сложносочиненные (с сочинительными союзами) и сложноподчиненные предложения (с подчинительными союзами и союзными словами). Есть и другие  признаки, по которым различают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. О них вы узнаете на других уроках. 

Виды предложений

Признак

Союзные

Бессоюзные (БСП)

По наличию или отсутствию союзов

Сложносочиненные (ССП)

 

По тому, какими средствами связи (сочинительными союзами, подчинительными союзами и союзными словами) соединены части

Сложноподчиненные (СПП)

 

С разными видами связи  (союзной и бессоюзной)

 

Домашнее задание

Вопросы

1.      Какие предложения называются простыми?

2.      Какие предложения называются сложными?

3.      На какие две группы делятся сложные предложения?

4.      По каким признакам  различают сложносочиненные  (ССП) и сложноподчиненные (СПП) предложения?

Упражнение 1.  Найти грамматические основы в предложениях.

1) Странный старичок говорил очень протяжно, и звук его голоса изумил меня. 2) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. (А. Пушкин.). 3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой (А. Сурков.) 4) Дом, в котором я провел детство,  сейчас уже снесен. 5) Сестра занималась с репетитором, поэтому  все экзамены  сдала на отлично. 6) Самовар вскипел, мать внесла его в комнату.

Упражнение 2. Расставьте знаки препинания. Сочинительные союзы подчеркните одной чертой, а подчинительные – двумя.

1) Ему было весело а мне очень грустно. 2) Когда  ему было весело мне было очень грустно.3) Ветер тек широкой, ровной волной  но иногда он точно прыгал через что-то невидимое  и  рождая сильный порыв  развевал волосы женщин в фантастические гривы  вздымавшиеся вокруг их голов. (М. Горький.). 4) Мысль о скорой  разлуке  со  мною  так поразила матушку что она уронила ложку в кастрюльку  и слезы потекли по ее лицу.  (А. Пушкин.). 6) Накануне батюшка объявил  что намерен писать со  мною к будущему моему начальнику  и  потребовал  пера  и бумаги. (А. Пушкин.).

Упражнение 3.  Из простых предложений составьте сложные так, чтобы получились ССП, СПП, БСП.

1) Наступила осень. Улетели птицы.  2) Было уже десять часов вечера. Над садом светила полная луна. 3) Высоко в небе сияло солнце. Горы зноем дышали в небо.

Упражнение 4.  Найдите в тексте предложения, соединенные бессоюзной связью.

По типу речи  рецензия, как правило, бывает рассуждением: оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена. Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме.

Более жесткие требования предъявляются и к  форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе, она пишется по определенному плану, в ней  обычно используется книжная, часто научная речь,  сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.

(Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.)

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»| Словари… (Источник).

 

Литература

Русский  язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред.  М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Авторские материалы Т.В. Северян.

interneturok.ru

Виды сложных предложений – основные с примерами в таблице (11 класс, русский язык)

В русском языке немало непростых тем, но сложные предложения занимают среди них особое место. Уметь различать их виды нужно для того, чтобы потом правильно расставлять знаки препинания. Ученику 11 класса необходимо хорошо усвоить тему, чтобы сдать экзамен на высокий балл.

Виды сложных предложений – основные с примерами в таблице (11 класс, русский язык)

Виды сложных предложений – основные с примерами в таблице (11 класс, русский язык)

Виды сложных предложений: характерные особенности и примеры

Для начала необходимо изучить таблицу с примерами “Виды сложных предложений”:

Вид сложного предложения

Характерные особенности

Пример

Бессоюзное

Простые предложения в составе сложного связываются интонационно

Стемнело, на улицах зажглись фонари, они освещали свежий снег

Сложноподчиненное

Простые предложения в составе сложного связываются с помощью подчинительных союзов

Когда стемнело, тогда на улицах и зажглись фонари, которые освещали свежий снег

Сложносочиненное

Простые предложения в составе сложного связываются с помощью сочинительных союзов

Стемнело, но на улицах уже зажглись фонари, и они освещали свежий снег

С разными видами связи

Простые предложения в составе сложного связываются как с помощью союзов разных видов, так и интонацией

Стемнело: на улицах зажглись фонари, которые освещали свежий снег

Из таблицы понятно, что в сложном предложении больше одной основы, характер отношений между ними может быть очень разным. Они делятся на две большие группы – с союзами и без них, а союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложноподчиненные и сложносочиненные в зависимости от характера связи и использованных союзов. А поскольку в русском языке все не так просто, есть еще одна группа – сложные предложения, в которых простые связываются между собой разными видами связи.

Сложное предложение, вне зависимости от вида связи, может состоять не только из двух простых, но и больше. Чтобы правильно определить тип такого предложения, нужно найти грамматические основы и определить границы простых предложений, а потом выяснить характер связи между ними.

Характер связи в разных предложениях

В бессоюзных и сложносочиненных предложениях части равноправны между собой, а в сложноподчиненном есть главная часть и придаточная (или придаточные). Это их основные различия.

По аналогии со словосочетанием, от главной части к придаточной можно задать вопрос. При этом не всегда главная часть стоит в начале предложения, а придаточная часть следует за ней, часто бывает и наоборот. Кроме того, к одной главной части может присоединяться несколько придаточных – они могут отвечать на одинаковые вопросы и на разные.

Придаточные предложения делятся на несколько типов, что зависит от их значения. Так, они бывают изъяснительными, определительными, обстоятельственными и присоединительными.

Пунктуация в сложных предложениях

В пределах предложения с бессоюзной связью части могут соединяться не только запятыми, но также тире и двоеточием, реже – точкой с запятой. В сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях основным знаком препинания является запятая.

Что мы узнали?

В зависимости от характера связи между частями сложного предложения (их может быть две или больше), они делятся на бессоюзные и союзные, а вторые, в свою очередь, делятся на предложения с сочинительной и подчинительной связью. Также есть отдельный тип сложных предложений – с разными видами связи, где они комбинируются в разных вариациях. Сложноподчиненные предложения в русском языке имеют главную часть, к которой присоединяется одна или несколько придаточных. В зависимости от того, какая это связь, выделяется несколько разновидностей придаточных предложений.

Предыдущая

Русский языкЯзыковые средства выразительности – список, примеры, таблица

Следующая

Русский языкВиды сложных предложений – таблица с примерами (11 класс, русский язык)

sprint-olympic.ru

Русский язык: Типы сложных предложений

Сложное предложение — это синтаксическая единица, состоящая из двух или более предикативных частей (простых предложений), объединенных по смыслу и интонационно. 

Сложные предложения бывают — Союзные   — Сложносочиненные

                                                               — с соединит. союзами,

                                                               — с разделит. союзами.,  

                                                               — с противит. союзами.   


                                                               — Сложноподчиненные

                                                               — с придат. определит.,

                                                               — с придат. изъяснит.,  

                                                               — с придат. обстоятельств.   

                                           — Бессоюзные

Типы сложных предложений

  1. Бессоюзное сложное — это предложение, части которого соединены при помощи интонации: Светлеют сумерки седые, зарей окрасились снега. Быть сильным хорошо, быть умным вдвое лучше.
  2. Сложносочиненное — это предложение, части которого равноправны по смыслу и соединены сочинительными союзами: Жди меня, и я вернусь. Сергеев хотел было отдохнуть и уже лег на диван, но вдруг кто-то постучал в дверь.
  3. Сложноподчиненное — это предложение, в котором одно простое предложение по смыслу подчинено другому и соединено с ним подчинительным союзом или союзным словом: Когда я вышел на улицу, солнечный день был в разгаре. Вечерняя мгла стала чернеть, словно ее окрашивала чья-то невидимая рука.
  4. Сложное предложение с разными видами связи (сложная синтаксическая конструкция) — это предложение, состоящие из 3 и более простых предложений, части которого соединены разными видами связи (сочинительной и подчинительный, бессоюзной и подчинительной, бессоюзной и сочинительной): Он жил на износ так, будто износа быть не могло: он прятал усталость, а поступки выдавал за подвиги (бессоюзная и подчинительная). Долго мы были врагами: я был преследователем, ты — жертвой, но теперь все переменилось (сочинительная и бессоюзная).
Помогите блогу! Поделитесь материалом с друзьями!

rus-lang.blogspot.com

Внеклассный урок — Сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
 

Сложное предложение — это предложение с двумя или несколькими предикативными основами, причем простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.

 

Основные виды сложных предложений.

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

Союзные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Таким образом, существует три основных вида сложных предложений:

сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные.

 

Сложносочиненное предложение (ССП)

простые предложения связаны между собой сочинительными союзами и интонацией.

В ССП простые предложения равноправны.

 

Наступила ночь, и в домах зажглись огни.

 

Сложноподчиненное предложение (СПП)

простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.

В СПП одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного).

 

Когда наступила ночь, в домах зажглись огни.

Бессоюзное предложение (БСП)

простые предложения связываются без союзов, интонацией.

Наступила ночь, в домах зажглись огни.

 

Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненные предложения бывают:

с соединительными союзами

И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ

с противительными союзами

НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО

с разделительными союзами

ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,

ТО ЛИ…ТО ЛИ

Зазвучала музыка, и праздник начался.

 

Музыка стихла, но праздник продолжался.

То ли музыканты устали, то ли праздник закончился.

 

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая.

 

Самолет остановился, и пассажиры пошли к выходу.

Запятая не ставится в трех случаях:

1) если части ССП имеют общий второстепенный член;

2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;

3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.

 

Потом самолет остановился и пассажиры пошли к выходу.

Самолет уже остановился и пассажиры пошли к выходу, когда зазвонил телефон Димы.

Самолет остановился и пассажиры пошли к выходу?

 Примечание: Иногда между частями сложносочиненного предложения перед союзом И ставится тире, если в предложении есть резкое противопоставление или быстрая смена событий.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима (А.С.Пушкин).

Сложноподчиненное предложение.

Особенности СПП:

— Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложений.

— Главное и придаточное предложения соединяются с помощью подчинительных союзов и союзных слов.

— В предложении может быть один, два и более придаточных предложений.

— Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

— Придаточные предложения отделяются от главного запятыми.

 

Строение СПП:

Придаточное предложение может стоять после главного:

 

Придаточное предложение может стоять в середине главного:

Придаточное предложение может стоять перед главным:

Надо много знать, чтобы много уметь.

 

[=], (чтобы =).

Даша достала ключи и, когда вышел брат, заперла дверь.

[– = и, (когда = –), =].

Пока шел дождь, мальчики стояли под навесом.

 

(Пока = –), [– =].

 

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении:

Подчинительные союзы

 

         простые                              составные

Союзные слова

что

чтобы

ибо

когда

пока

как

словно

если

и др.

потому что

оттого что

так как

лишь только

как будто

с тех пор как

в связи с тем что

и др.

который

какой

кто

что

как

где

куда

когда

и др.

Не являются членами предложения.

Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.

 

Являются членами предложения.

Присоединяют придаточное предложение к главному или другому придаточному.

 

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

По характеру подчинения нескольких придаточных предложений они разделяются на три типа:
— придаточные предложения с однородным подчинением;
— придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
— придаточные предложения с последовательным подчинением.

Придаточные предложения с однородным подчинением.

 Особенности:
1) относятся к одному и тому же главному предложению;
2) отвечают на один и тот же вопрос;
3) между собой связаны сочинительными союзами либо бессоюзно.

Это однотипные придаточные предложения.

Пример:
Он радовался, что праздник удался, что гости довольны, что они веселятся вовсю.

Пояснения:
1) все три придаточных предложения относятся к главному предложению Он радовался:
Он радовался (чему?), что праздник удался.
Он радовался (чему?), что гости довольны.
Он радовался (чему?), что они веселятся вовсю.

2) все придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос чему?
3) они связаны с главным предложением одним и тем же союзом что.
Это однотипные придаточные предложения.

Придаточные предложения с неоднородным (параллельным) подчинением

Особенности:
1) относятся к одному и тому же главному предложению;
НО!
2) отвечают на разные вопросы – то есть являются придаточными разного типа.

Пример:
Если посмотреть на луну в телескоп, то можно увидеть, что у нее весьма своеобразная поверхность.


Пояснения:
1) оба придаточных предложения относятся к одному и тому же главному предложению можно увидеть;
НО!
2) первое придаточное отвечает на вопрос при каком условии? Второе – на вопрос что?
То есть отвечают на разные вопросы.
Это разнотипные придаточные предложения, хотя и относятся к одному и тому же главному предложению.

Придаточные предложения с последовательным подчинением

Особенности:
1) главному предложению подчинено одно придаточное;
2) этому придаточному предложению, в свою очередь, подчинено следующее придаточное предложение – таким образом, первое придаточное предложение является главным для следующего.


Пример:
Мальчик стоял под навесом и смотрел, как бегут ручейки к луже, которая росла на глазах.


Пояснение:
К главному предложению Мальчик стоял под навесом и смотрел относится только одно придаточное: как бегут ручейки к луже. А следующее придаточное предложение (которая росла на глазах) уже никак не связано с главным, относится к предыдущему придаточному, которое и является для него главным предложением:
Бегут ручейки к луже (какой?), которая росла на глазах.

 
ПРИМЕЧАНИЕ
: нередко встречаются сложноподчиненные предложения с комбинированным подчинением: однородное + параллельное, однородное + последовательное, последовательное + параллельное и т.д. Поэтому при разборе предложения будьте внимательны.

 

Знаки препинания в СПП.

Между главным и придаточным предложениями ставится запятая.

Если придаточное предложение находится в середине, то оно с обеих сторон выделяется запятыми.

Придаточные предложения также отделяются друг от друга запятыми.

 

Дед сказал, что весна будет теплая.

Дед сказал, что весна будет теплая, и улыбнулся.

Дед сказал, что весна будет такая же теплая, как и в прошлом году, когда посевы взошли раньше, чем ожидали сельчане.

Исключение.

 Если однородные придаточные предложения соединены неповторяющимися союзами И, ИЛИ, то запятая между ними не ставится:

 

Дед сказал, что весна будет теплая и что урожай уродится богатый.

 

raal100.narod.ru

Простое и сложное предложения. Союзы

Слова, при образовании которых сложились два корня, называются сложными.

 

Например, носорог (два корня нос- и рог-, буква о — соединительная гласная), пылесос (корни пыл- и сос-, буква е – соединительная гласная).

 

Сложными бывают и предложения. В них, как и в словах, соединяется несколько частей.

 

Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?

 

1)  Прозвенел звонок.

 

2)  Ребята зашли в класс.

 

3)  Начался первый урок.

 

4)  Прозвенел звонок, ребята зашли в класс, начался первый урок.

 

Найдём грамматические основы.   

               

Предложение, в котором одна грамматическая основа, простое предложение.

 

1, 2 и 3 предложения простые, так как в каждом из них по одной основе.

 

4 предложение сложное, состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены, своя основа.

 

Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений. Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении.

 

Части сложного предложения – это не просто соединённые вместе простые.

 

Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную. В устной речи на границе частей сложного предложения нет интонации конца каждой мысли.

 

Помни: в письменной речи между частями сложного предложения чаще всего ставятся запятые.

 

Определяем, сложное предложение или простое

 

Определим, сложное предложение или простое. Сначала найдём главные члены (основы) предложений и посчитаем, сколько основ в каждом.

 

1)  На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

 

2)  Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

 

3)  Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи. (По Г. Скребицкому)

 

1)  На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.

 

Что? голоса, что делают? слышатся – одна грамматическая основа. Это простое предложение.

 

2) Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.

 

Кто? синицы, что делают? распевают – первая основа.

 

Кто? дятел, что делает? отстукивает – вторая основа.

 

Это сложное предложение, состоит из двух частей.

 

3)      Скоро солнце получше пригреет землю, почернеют дороги, обнажатся на полях проталины, зажурчат ручейки, пожалуют грачи.

 

Что? солнце, что сделает? пригреет – первая основа.

 

Дороги почернеют – вторая основа.

 

проталины обнажатся – третья основа.

 

Ручейки зажурчат – четвёртая основа.

 

Грачи пожалуют – пятая основа.

 

Это сложное предложение, состоит из пяти частей.

 

Наблюдаем, с помощью чего соединяются части сложного предложения

 

Прочитайте сложные предложения. Понаблюдайте, с помощью чего соединяются части сложного предложения?

 

1) Зима  приближается , холодное небо часто хмурится.

 

Части 1 сложного предложения соединяются при помощи интонации. Между частями предложения стоит  запятая.

 

2) Днём пригревало солнце, а ночью морозы доходили до пяти градусов.

 

3) Ветер затих , и погода улучшилась.

 

4) Солнце только ещё поднималось , но его лучи уже освещали верхушки деревьев.

 

Части 2, 3, 4 предложений соединяются при помощи интонации и союзов а, и, но. Перед союзом стоит запятая.

 

Каждый из союзов выполняет свою работу. Союз и соединяет слова, а союзы а, но ещё и помогают что-то противопоставить.

 

При письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), запятая ставится перед союзом.

 

Сравниваем схемы предложений и запоминаем правила постановки запятой

 

Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих.  Такие члены предложения называются однородными.  Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.

 

В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.

 

Помни!

 

1. Перед  союзами а, но всегда ставится запятая.

 

2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены – запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения — запятая обычно нужна.

 

Потренируемся. Поставим запятые

 

1) Ночью собака подкралась к даче и улеглась под террасой.

 

Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и два сказуемых — собака подкралась и улеглась. Союз и соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится.

 

2) Люди спали, и собака ревниво сторожила их.

 

 Предложение сложное, так как две основы – люди спали, собака сторожила. Союз и соединяет части сложного предложения, поэтому перед союзом нужна запятая. 

 

3) Пеликан бродил вокруг нас, шипел, кричал, но в руки не давался.

 

 Предложение простое, так как одна основа, одно подлежащее и 4 сказуемых – пеликан бродил, шипел, кричал, не давался. Перед союзом но всегда ставится запятая. Запятые ставим между однородными сказуемыми.

 

4) Весна сияет на небе, но лес ещё по-зимнему засыпан снегом.

 

Предложение сложное, так как две основы – весна сияет, лес засыпан. Перед союзом но всегда ставится запятая.

 

С каких слов обычно начинается новая часть сложного предложения?

 

Предложения, в которые входят слова что, чтобы, поэтому, потому что, — чаще всего сложные. С этих слов обычно начинается новая часть сложного предложения. В таких случаях перед ними всегда ставится запятая.

 

Приведём примеры.

 

Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

 

Это сложное предложение, перед словом что ставится запятая.

 

Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья. (К. Паустовский)

 

Это сложное предложение, перед словом  чтобы ставится запятая.

 

Птицы умеют сообщать  обо всём голосом, поэтому они поют.

 

Это сложное предложение, перед словом поэтому ставится запятая.

 

Я люблю сказки, потому что в них добро всегда побеждает зло.

 

Это сложное предложение, перед словом потому что ставится запятая.

 

вернуться на страницу «Русский язык 3 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Материал по русскому языку (5 класс) на тему: дидактический материал «Сложное предложение»

5 класс                                 Простые и сложные предложения.

Спишите, расставляя запятые. Составьте схемы предложений.

1. Сильно рванул ветер и со свистом закруж…л по степи. 2. Над осокой прол…тели знакомые три бекаса и в их писке слышались тр…вога и досада. 3. Обоз весь день прост…ял у р…ки и тронулся с места когда с…дилось со…нце. 4. З…леный огонь погас и тени исчезли. 5. Юрта охранялась гр..мадными черными с…баками и они встретили нас свирепым лаем. Вскоре пок…зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.

—————————————————————————————————————————————————————————

5 класс                                 Простые и сложные предложения.

В тексте дана одна часть сложного предложения с союзом и. Придумайте другую часть и запишите все предложение. Поставьте знаки препинания и составьте схему.

1. Все небо было усеяно звездами и ______ . 2. ______ и деревья казались сказочными богатырями. 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и ________ . 4. ______ и облака рассеялись. 5. Налетел порывистый ветер и _________ . 6. _______ и вода напоила молодые деревца. 7. Поблекли листья на деревьях и _______. 8. _______ и журавли улетели в теплые страны. 9. Заря засияла на востоке и ________ .

—————————————————————————————————————————————————————————

5 класс                                 Простые и сложные предложения.

Каждый из начатых примеров продолжите дважды: а) чтобы получилось сложное предложение, простые в котором соединены союзом и, б) чтобы получилось простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и.

Образец    Море глухо роптало и ________. А) Море глухо роптало, и волны бились о берег.  Б) Море глухо роптало и билось о берег.

1. С горизонта надвигались тяжелые облака и __. 2. В небе ярко сверкнула первая звездочка и ____ . 3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и ___ . 4. Налетел порывистый ветер и ___. 5. Поблекли листья на деревьях и _____ . 6. Грачи носятся над поблекшей травой и ____. 7. В окнах домов замелькали огоньки и _____ .

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения 

№ 402.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Горьковатый привкус калины смягчается когда ягоды прихватит мороз.
  2. Весной белые цветы украшают калину а осенью на ней горят яркие плоды.
  3. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом льдинки группируются на неровности на еле заметных царапинах на стеклах и постепенно на окне вырастает ледяной сад.
  4. Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 403.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Молодые деревца выросли из тех орехов которые зимой птицы не нашли.
  2. Ландыш украшает лес и осенью когда созревают его плоды.
  3. Ты идешь по осеннему лесу и над твоей головой кружатся осенние листья падают к твоим ногам.
  4. Листья облетят но на ветках останутся почки.
  5. Обычно гусеницы окукливаются осенью куколка зимует а весной из нее появляется бабочка.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 404.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Когда у кайрят вырастают маховые и рулевые перья они вместе со взрослыми начинают самостоятельно добывать корм.
  2. Малыш удирает  а медведь голову склонил на бок и одним глазом на него смотрит.
  3. Позолотились березы раскалились докрасна дубы и зарделись клены.
  4. Цветет рябина поздней весною когда оденутся в зеленую одежду леса поют на опушках и на берегах рек соловьи.
  5. Трава вокруг дома белела цветочками земляники и ее запах мешался с запахом прозрачной росы.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 406.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Волна ударяется об острый форштевень крутые борта раскалывают ее пополам.
  2. Спит вода спит рыба спят птицы и только совы летают у костра.
  3. Старые перышки одно за другим начинают выпадать птичка становится боязливой и прячется от всех в траве и листьях.
  4. У воды белели песчаные косы а дальше клубилась лиственная зелень.
  5. Когда я проходил мимо обезьянка протягивала мне холодную ручку.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 405.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Просвистит в лесу рябчик и прокличут в небе пролетающие косяком журавли.
  2. В конце осени бывают такие дни когда вдруг отступают первые заморозки.
  3. В солнечный летний день золотом отливает лесная поляна на которой растут и цветут одуванчики.
  4. Длинные сережки ольхи покачиваются от ветра а над ними поднимаются облачка желтой пыльцы.

—————————————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 407.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
  2. Крестьяне начали косить и запах свежескошенной травы молодого сена разносится далеко вокруг.
  3. Загорелась вершина дуба но пошел дождь и залил огонь.
  4. Листва берез висит тихо и только роса стекает по белым стволам.

—————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 408.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Кончились чащобы ольшаника выбежали к воде на цыпочках стройные березки за ними робко показался с трепетной листвой осинник потом пришли поклониться ручейку рябины даже гордые дубки появились а мы все шли.
  2. Гроза посылает на землю сильный дождь а после дождя вся природа оживает.
  3. Раздалось какое-то ужасно знакомое шипение и четко забили пружинные звуки.


5 класс                                                 Сложные предложения

№ 429.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Весной у ежихи появятся ежата с мягкими иголками которых она выкармливает молоком.
  2. Стульчик проломился и девочка упала на пол.
  3. Послышался шорох сухих листьев фырканье и недалеко от нас с необычайно деловым видом пробежал через поляну еж.
  4. Люди обрывают ягоды рябины после заморозков когда ягоды приобретают горьковатый вкус.
  5. Большая туча прорвалась и полил ужасающий дождь.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 433.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Комарики не уставали играть на своих скрипочках лунные зайцы плясали и выла собака.
  2.  Молчит опаловая даль моря и певуче плещут волны на песок.
  3. Струйки послушали друг дружку приумолкли и вдруг под сугробом снега смело залопотал первый ручеек.
  4. Затрубили рога и охотники пустились скакать во всю прыть.

—————————————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 409.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Лосю в жизни пришлось выдержать не один бой но сейчас он может попасть в руки браконьеров.
  2. Колючий утренник предупреждал что суровые заморозки на земле и в воздухе вошли в силу.
  3. Еще на полях лежит рыхлый снег но уже кое-где образовались первые проталины прилетают и начинают петь жаворонки.
  4. Муравьям приходится работать в темноте поэтому основным органом чувств у них является не зрение а осязание.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 410.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Листья задевают друг за друга и со всех сторон слышится легкий шорох.
  2. Корабль переваливается через волну и соскальзывает с нее но новая волна поглощает его.
  3. Взошел месяц и все потонуло в фантастическом свете.
  4. Привлекает снегирей рябина которую они охотно поедают зимой.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 411.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Закукует кукушка лес закутается зеленым туманом прилетят ласточки и белыми звездочками зацветет черемуха.
  2. На человека рысь обычно не нападает но в случае ранения она становится опасной.
  3. Еще не кончилась весна не все поля освободились от снега а солнце повело уже новое наступление на самые крепкие укрепления зимы.

——————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 412.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Раскололось небо грянул гром блеснула саблями молния.
  2. Скоро пчелкам станет тесно в ульях и они начнут роится.
  3. В солнечные морозные дни можно увидеть на снегу темные пятна а с крыш свисают первые сосульки.
  4. Солнце сжигает посевы гроза спасает урожай.
  5. Фиалку прикрепляли к громадному шесту посреди лужайки и люди собирались поплясать и повеселиться.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 413.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Старые деревья давно облетели и только молодые березки сохраняют свои желтоватые листья.
  2. Часы щелкнули и кузнец ударил молотком по маленькой наковальне.
  3. Старик поехал в поле пахать а старуха осталась одна дома.
  4. Ползет алая морская звезда солидно ходят по камням усатые лангусты боком двигается краб.

—————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 1.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Налетел ветер и затрепетала листьями осинка.
  2. Улетает с цветка тяжелый шмель и цветок слегка качается.
  3. Давно угомонился дождь но капельки воды долго не пропадали на листьях.
  4. Ветер крепчал и на востоке появлялись громады туч.
  5. Неслись мимо леса мелькали реки.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 2.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Я чувствовал что город оставался у нас справа.
  2. Когда мы уходили щенок скулил около забора.
  3. Забор трещал потому что мы навалились на него все сразу.
  4. Наступила осень и птицы потянулись к югу.
  5. Он поражался тому как быстро вязала на спицах мама.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 3.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Мы увидели что пролезла вместе с волчатами в нору.
  2. Когда мы приближались к тропинке звон колокольчика удалялся.
  3. Всю ночь зима вязала кружевные узоры чтобы принарядить деревья.
  4. Зацвели сады и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
  5. Трава появлялась там где сильнее пригревало солнце.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 4.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Дед догадался что огонь приближается к нему.
  2. Мы поклялись поймать кота и вздуть за его проделки.
  3. Специальные приборы показывают что самолет летит верно.
  4. Ваня завернул зайца в одеяло и понес домой.
  5. Когда мы вернулись домой началась гроза.

———————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 5.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Через окно я увидел что большая птица села на ветку клена в саду.
  2. Я слышал как посапывает во сне кот.
  3. Когда ветка закачалась с нее посыпался снег.
  4. Синицы смотрят на подоконник где лежит ломоть черного хлеба.
  5. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой.

—————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 6.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Легкий ветерок пробежал по саду и затих.
  2. Кончился дождь и высохли капельки воды на деревьях.
  3. Когда часы пробили полночь мы зажгли на елке разноцветные лампочки.
  4. Все заглядывали вперед где качался шар.
  5. Лодка продвигалась с трудом потому что мешали плавающие бревна.

—————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 7.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Когда я вернулся домой мама уже спала.
  2. Вот показалось солнце и залило всю окрестность ярким светом.
  3. Утром я увидел что выпал снег.
  4. Ветер засвистал в ушах и поднялась с двух сторон снежная пыль.
  5. Чувство родины складывается из любви к тому месту где ты родился.

—————————————————————————————————————————-

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 8.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

  1. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы низкие кустарники.
  2. Плотина не выдержала когда новый поток прибавил воды.
  3. Только поэтому и догадались мы что у берега уже образовался слой льда.
  4. Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птенцы.
  5. Он сделал все чтобы мы пришли вовремя.


5 класс                                                 Сложные предложения

№ 9.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Снега покрылись твердым настом по которому голодные волки подходили по ночам к самой усадьбе. 2. В лесу еще снег лежит а на просеке уже чернеют пятна земли. 3. Я пригляделся и увидел что синичка ловит ртом снежинки. 4. И лягушкам не поется если осень настает. 5) Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 10.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Бежит заяц по полю а след за ним тянется. 2. Я увидел что выпал снег. 3. Летом будет хороший урожай трав если в апреле на заливных лугах стоит вода. 4. Как-то раз Кот узнал что король собирается на прогулку по берегу реки. 5. Во всем сестры спрашивали совета у Золушки потому что у нее был хороший вкус.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 11.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

      1. Потянул свежий ветерок и белая туча вскоре заволокла горизонт. 2. Когда мы проснулись солнце уже поднялось высоко. 3. Я заметил что мои спутники устали. 4. Весенний лес не смолкает ни на минуту и ухо ловит невольно каждый звук. 5. Солнце уже скрылось и длинные тени быстро надвигались со стороны леса.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 12.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

     1. Когда мы поднялись на гору я увидел большое селение внизу. 2. Петя не пойдет в поход потому что заболел. 3. Вдруг я увидел что из кустов выскочила лисица. 4. На деревьях шелестела молодая листва а в кустах звонко щебетали птицы. 5. Жилин знал что его письмо не дойдет.

———————————————————————————————————————

     

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 13.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Уж роса пала а Жилин до края леса не дошел. 2. Осенью олени перебираются к югу где они находят много корма. 3. Когда мы ложились спать ежик бегал по дому. 4. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице. 5.  Когда на небе вспыхнула вечерняя заря лес спокойно заснул.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 14.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Мы перебрались через лесной овраг и перед нами открылась большая поляна. 2. Когда из-за вершин деревьев выглянуло солнце в каждой капле росы зажегся фонарик. 3. Я разбудил брата и мы пошли на рыбалку. 4. Буря утихла и по воде поплыли большие льдины. 5. Но вот зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 15.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Была ночь когда охотник вышел из леса на берег моря. 2. Неожиданно он увидел впереди малышей которые играли посреди бульвара.  3. Рожь уже выколосилась и по ней плыли легкие тени от облаков.  4. Снег в лесу стаял и на лесных тропинках заголубел лед. 5 Наступил день и на городской улице появились бродячие циркачи.

———————————————————————————————————————

5 класс                                                 Сложные предложения

№ 15.Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните основы предложений, составьте схемы.

1. Повалил снег и вскоре белое одеяло скрыло все следы. 2. Я направился к тому месту где вчера охотники устроили привал. 3.  Он-то и рассказал мне что вчера медведь приходил на пасеку. 4. Неопытный человек скажет что все соловьи поют одинаково. 5. Ударили первые морозы и скоро земля потонула в белой пелене метелей.

—————————————————————————————————————————————————————————————-

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *